Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическое и организационное обеспечение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Сервис-Компьютер»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не касаясь частностей, учет расчетов контрагентов в разрезе расчеты с поставщиками (подрядчиками), фиксируя перемещение, а также и вывод остатков, ведется исключительно при обстоятельствах осуществления оплаты данных расчетов в плановом порядке. Все совершаемые расчеты за отгруженные товары поставщиками, материальные ценности, сданные подрядчиком работы отражаются бухгалтерией… Читать ещё >

Методическое и организационное обеспечение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Сервис-Компьютер» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Документальное оформление и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками в ООО «Сервис-Компьютер» производится на основании заключенных между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров.

В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчетов (условия платежей) [34].

Порядок расчетов по внутри российским поставкам на территории России между ООО «Сервис-Компьютер» и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчетах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам — в соответствие с правилами международных расчетов.

Поставки могут быть как на территории страны, так и за ее пределы. Формирование системы расчетов по поставкам внутри страны, а также аудит за ее исполнением осуществляется в соответствии с правилами, описанными в Положении о безналичных расчетах в России (франко-завод производитель, франко-станция оправления, франко-станция, франко-вагон и т. д.). Условия поставок внутри страны определяют юридические права и обязанности субъектов (продавцов и покупателей) касательно доставляемого ООО «Сервис-Компьютер» товара.

Для доставки экспортных (импортных) товаров Международной торговой палатой были установлены интернациональные торговые требования экспортно-импортных поставок «Инкотермс», определяющие организатора и плательщика процесса транспортировки товаров от продавца к покупателю, ответственного и несущего риск за сохранность товаров и их порчу.

Покупка ООО «Сервис-Компьютер» на стороне материальных ценностей осуществляется одним из двух вариантов. В первой ситуации, хозяйственный субъект назначает на стороне ответственного за приобретение товаров (поверенного). Поверенный получает наличные деньги подотчет, имеет право безотлагательного приобретения товаров и незамедлительной их оплаты либо доверенность, дающая право получения материальных ценностей на основании контракта между организациями в форме договора поставки или письма-гарантии, утвержденного руководителем организации-поставщика независимо от заблаговременного платежа за доставляемые материальные ценности. В этом случае действует самовывоз, независимо от месторасположения организаций покупателя и поставщика [39].

В ситуации, когда географические расположения организаций поставщика и покупателя имеют значительное расстояние или поставки товаров осуществляются постоянно, то ответственным за перевоз товаров назначают посредника — транспортное предприятие. Поверенному лицу, экспедитору для выполнения полномочий по получению товаров на стороне выдается доверенность установленной формы (ф. №М-2) [43].

Доверенность выписывается на конкретное физическое лицо бухгалтерией. На ней указывается срок действия, номенклатура товаров, которые подлежит получить, подпись экспедитора, а также визы бухгалтера и руководителя и наложенный на них оттиск печати.

Транспортировка товаров посредническим путем реализовывается исключительно при наличии договора-контракта ООО «Сервис-Компьютер» с поставщиком о поставке. При втором варианте поставка оборудования, материалов, сырья в организацию может производиться одним из следующих видов транспорта:

Ї железнодорожным путем;

Ї автомобильным путем;

Ї морским путем и др.

Платежи за такие виды поставки могут производиться в виде:

Ї предоплаты;

Ї чека;

Ї аккредитива;

Ї наличных платежей [29].

Оплата также может производиться на бартерной основе. В условиях договора указан момент оплаты на бартерной основе до получения товаров или после.

Экспедитор, на основании направленных ему отправителем груза доверенности и квитанции, получает право на получение груза в речном порту, багажном железнодорожном отсеке, аэропорту или раскредитовать его (приобретает право на выгрузку товара, его прием, вскрытие вагона).

При приемке груза, экспедитор ООО «Сервис-Компьютер» обязан проверить наличие или отсутствие следов порчи, боя на таре (упаковке), соответствие указанного в транспортной накладной количества мест данным поступившего груза. Если экспедитором ООО «Сервис-Компьютер» были выявлены факты недостачи материалов и сырья, случаи повреждения тары и ее боя, то он составляет в двух экземплярах Акт о приемке материалов, один из которых экспедитор оставляет себе. Акт имеет стандартную межотраслевую форму №М-7. В дальнейшем выступает доказательством для выставления претензий к транспортной фирме, в адрес которой посылается претензионное письмо с приложенными документами:

Ї акт;

Ї квитанция;

Ї накладная и др. [24, с. 658].

В письме ООО «Сервис-Компьютер» предлагается транспортной организации возместить сумму предъявленного убытка.

Для предоставления претензионных не соглашений законодательно установлен срок в шесть месяцев. Закон обязывает транспортные фирмы в трехмесячный срок проанализировать претензию и сообщить заявителю о своем принятом решении. Если было принято решение об отказе удовлетворения претензионных соглашений или ответ был не получен, то у заявителя есть право предъявления в арбитражный суд иска в срок два месяца со времени получения негативного ответа или периода, когда сроки для ответа на письмо-претензию истекли [48].

Груз может быть получен экспедитором ООО «Сервис-Компьютер» напрямую у поставщика с приложенными к нему отгрузочными документами (счет-фактура), если существует такая договоренность и согласованы способы оплаты груза.

Переданный экспедитору груз, вместе с приложенными к нему сопроводительными документами, доставляется им на склад предприятия.

Если для доставки груза выбран такой вид, как поставка автотранспортом, то водитель транспортного хозяйства выступает исполняющим обязанности поставщика и вместе с доставленным грузом вручается кладовщику транспортная накладная в одном экземпляре.

Совместно с доставляемым грузом передаются сопроводительные документы в адрес ООО «Сервис-Компьютер», если они есть в наличии. В случае, если таковые не имеются или груз поступил с несоблюдением условий, обусловленных договором или не по адресу, груз принимают на надежное хранение предприятием на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». После чего отправителю направляется сообщение, при условии наличия его реквизитов.

На указанном счете материалы, которые приняли на ответственное хранение, учитываются бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» непосредственно до момента, пока не прибудут от поставщика документы или распоряжение с просьбой возврата ценностей, либо перенаправлении их и отгрузке по другому адресу, либо их реализации [17].

Как покупатели, в чьей роли выступает ООО «Сервис-Компьютер», так и поставщики несут материальную ответственность за отступление от условий, обусловленных договором и их нарушений в форме штрафов, пеней, неустойки за неисполнение условий, предписанных договором, за несвоевременную оплату платежных документов и за отказ без основания.

Порядок оприходования ООО «Сервис-Компьютер» материальных ценностей не зависит от оплаты и доставки. Необходимо, чтобы он отвечал конкретизированным требованиям. Каким бы вариантом груз не доставлялся и не был получен ООО «Сервис-Компьютер», его предоставляют кладовщику, чтобы тот мог его оприходовать.

Получение груза и его прием на склад осуществляется способом прямого счета, внешнего осмотра и взвешивания, обмера, для того чтобы проверить соответствие поступившего груза данным сопроводительных документов. Если обнаружено несоответствие заявленных качественных и количественных параметров груза фактическим ООО «Сервис-Компьютер» формирует приемный акт, который подписывается членами специально созданной руководителем ООО «Сервис-Компьютер» комиссии, кладовщиком и поставщиком.

В будущем составленный акт может послужить основой для предъявления соответствующих обоснованных претензий поставщику. Если нарушений и расхождений не было обнаружено, то выписывается приемная фактура или приходный ордер кладовщиком в двух экземплярах. Вместо оформления выписки может быть поставлена печать кладовщиком на сопроводительных документах при условии, что их поступило два экземпляра и штамп, который удостоверяет получение [37].

Все оформленные документы по доставленному грузу с отметкой и визой кладовщика в их приемке передаются в отдел бухгалтерии ООО «Сервис-Компьютер» для списания раннее выданной доверенности с экспедитора. Для того чтобы отчитаться за полученные подотчет денежные средства экспедитором составляется авансовый отчет. К отчету прикладываются документы, способные подтвердить факт приобретения материальных ценностей (счет-фактуры, чеки), факт передачи их на производство (требование) или на склад (приходный ордер, приемная фактура). Хранение материальных ценностей происходит под непосредственным наблюдением за ними материально-ответственных лиц, с которыми были заключены договоры о материальной ответственности. По единицам хранения на складах ООО «Сервис-Компьютер» ведется учет в карточках учета материалов типовой межотраслевой формы № М-17. Карточки учета открыты на каждое обособленное наименование материальных ценностей. В них указаны наименование единицы материальных ценностей, его номенклатурный номер, сорт, размер, место хранения, учетная цена, единица измерения, норма запаса, балансовый счет учета и иные данные.

Уполномоченному лицу ООО «Сервис-Компьютер», т. е. экспедитору, для реализации необходимых действий в процессе получения материальных ценностей на стороне выдается доверенность определенной формы (ф. №М-2). Выданные доверенности регистрируются в момент их выдачи в особом журнале.

Доверенность может быть выписана только сотрудником бухгалтерии ООО «Сервис-Компьютер» на определенного человека. В ней указываются сведения о сроке действия, номенклатуре ценностей, которые необходимо получить. Обязательным атрибутом доверенности является подпись экспедитора, засвидетельствованная росписями бухгалтера и руководителя, а также на нее должен быть наложен оттиск печати организации.

Аналитический учет расчетов с контрагентами в лице поставщиков и подрядчиков ООО «Сервис-Компьютер» ведется по каждому поставщику (подрядчику) и по каждому документу обособленно с учетом различных ставок НДС. Организация аналитического учета в ООО «Сервис-Компьютер» организован с традиционным правилом, которое гласит, что он должен обеспечить получение информации по различным разрезам, в которых, несомненно, есть необходимость:

Ї по срокам оплаты;

Ї по акцептованным и иным расчетным счетам, по которым срок оплаты еще не наступил;

Ї по неоплаченным в срок расчетным документам;

Ї по векселям с просроченной оплатой;

Ї по векселям с ненаступившим сроком оплаты;

Ї по неотфактурованным поставкам;

Ї по полученному коммерческому кредиту и др.

Для отражения хозяйственных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками ООО «Сервис-Компьютер» открывается ведомость формы №В-7 путем переноса остатков задолженностей из ведомости за прошедший месяц. Данные переносятся только в разрезе поставщиков (подрядчиков). По кредитовой стороне счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позиционным способом записывают в ведомость данные счетов с контрагентами за полученные товары и материалы, а также за выполненные работы или оказанные услуги. По дебету этого счета в ведомости отражают корреспонденцию счетов денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и т. д.).

Для фиксации операций, относящихся к учету расчетов с поставщиками материалов и подрядчиками работ, применяется журнал-ордер определенной формы № 6, а также и приложенный к нему «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками».

Открывается такой журнал с применением вкладышей на квартал, полугодие или год. В ООО «Сервис-Компьютер» совершается немалое количество операций по расчетам с контрагентами. Все данные по совершаемым операциям относительно расчетов с поставщиками фиксируют в Реестре операций по расчетам с поставщиками, который открывается по каждому поставщику на тот же период, что и журнал-ордер. Расчеты с поставщиками материальных ценностей фиксируют в реестрах журнально-ордерной формы по каждому документу используя позиционный способ.

Не касаясь частностей, учет расчетов контрагентов в разрезе расчеты с поставщиками (подрядчиками), фиксируя перемещение, а также и вывод остатков, ведется исключительно при обстоятельствах осуществления оплаты данных расчетов в плановом порядке. Все совершаемые расчеты за отгруженные товары поставщиками, материальные ценности, сданные подрядчиком работы отражаются бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный факт не зависит от размера суммы, указанной в расчетном документе и выбранной формы платежа. В ситуации, когда оплата по расчетным документам за товары и материалы или приемку выполняемых работ уже поступила к моменту поступления самих ценностей, тогда для отражения бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» используется в корреспонденции счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Отражение записей на левой стороне журнала-ордера (на кредитовой стороне счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») осуществляются по графам. Записи используются в корреспонденции со счетами по учету затрат на производство, материальных ценностей, капитальных вложений, которые дебетуют. Обособленно отражают по графам рассчитанные суммы налога на добавленную стоимость. На правой стороне вышеупомянутого журнала-ордера находят свое отражение совершаемые операции по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [12].

Записи по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» означают перечисление оплаты поставщикам и подрядчикам за поставляемые товарно-материальные ценности, товары или работы, которые выполнены подрядчиком. При отражении операций в журнале-ордере по дебету счета должна быть ссылка на кредитуемые счета (которые были использованы при учете денежных средств).

Если необходимо продлить срок погашения должных обязательств, то данные суммы переносятся бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» в отдельные графы, находящиеся в конце журнала-ордера. В журнале-ордере отдельные графы обособлены для фиксации даты совершения операций, наименований поставщиков и подрядчиков, номеров документов, а также сальдо на начало и конец месяца.

По окончании месяца итоги левой части журнала-ордера сносятся в Главную книгу. В свою очередь, подсчитанные итоги правой части необходимы для сопоставления оборотов с другими журналами-ордерами.

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Для учета расчетов с контрагентами в разрезе поставщиков материальных ценностей, товаров и подрядчиками работ и услуг системой счетов бухгалтерского учета ООО «Сервис-Компьютер» используют самостоятельный общепринятый синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На дебетовой стороне этого счета фиксируются суммовые показатели исполнения обязательств перед контрагентами (поставщиками и подрядчиками). Здесь находят отражение такие расчеты, как: за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, кроме того за выданные авансы. На кредитовой стороне — формирование задолженности, как перед юридическими, так физическими лицами.

Отражение хозяйственных операций по расчетам с поставщиками (подрядчиками) в ООО «Сервис-Компьютер» имеет место только при соблюдении одного из условий:

Ї выяснен момент оприходования изделия на балансовый учет;

Ї приобретенное изделие было оценено;

Ї зафиксировано возникновение обязательства, т. е. кредиторской задолженности и права собственности на приобретенный товар перед поставщиком;

Ї зафиксирован факт погашения задолженности по договору.

Кредиторская задолженность возникает у ООО «Сервис-Компьютер», выступающей покупателем, при принятии товарно-материальных ценностей к учету (потреблении услуг), полученных от поставщика и не оплаченных ему [13].

В силу этого после предъявления поставщиком счетов к оплате, в бухгалтерии ООО «Сервис-Компьютер» кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета, на которых отражается учет материальных ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.). В зависимости от направления оказанной услуги могут дебетоваться счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).

Поставщики и подрядчики выделяют обособленно сумму налога на добавленную стоимость (НДС) отдельной строкой. Для исчисления суммы налога используются фиксированные ставки — 10% и 18% [6].

Предварительно все рассчитанные суммы налога, который называется «входным», в ООО «Сервис-Компьютер» находят отражение на дебетовой стороне счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Так на дебетовой стороне счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» указаны начисления НДС, которые отражены в полученных от поставщиков счетах-фактурах в соотносительности со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

— учтена сумма НДС по приобретенным материалам:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Рассчитанные начисления НДС, которые подлежит из бюджета, переносят с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», при наличии у налогоплательщика-покупателя исполнения всех требуемых условий [13].

Бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» отражаются рассчитанные суммы на следующих счетах бухгалтерского учета: счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», а также счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС». Типовые проводки при учете НДС, используемые ООО «Сервис-Компьютер»:

Ї учтена сумма НДС по приобретенным основным с…

Ї при факте погашения либо списания задолженности;

Ї при составлении отчетности.

В ситуации, когда курс валюты на дату выплаты вознаграждения за доставленные материальные ценности или дату составления отчетности не совпадает с курсом на дату оприходования и выше его, то имеет место отрицательная курсовая разница. Наблюдается увеличение задолженности перед поставщиком.

В ситуации, когда курсы валюты на дату оплаты или дату составления отчетности также будут не аналогичными и даже ниже, чем на день оприходования ценностей (работ, услуг), то имеет место образоваться положительная курсовая разница, на сумму которой, уменьшается сумма обязательств перед контрагентом (поставщиком). Впоследствии, в бухгалтерском учете курсовые разницы относятся в число прочих доходов или расходов [16].

В бухгалтерском учете ООО «Сервис-Компьютер» курсовые разницы отражаются в соответствии с типовыми проводками ее отражения:

Ї отражена положительная курсовая разница, возникшая при переоценке кредиторской задолженности в иностранной валюте:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»;

Ї отражена отрицательная курсовая разница, возникшая при переоценке кредиторской задолженности в иностранной валюте:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ремонт основных средств может осуществляться как хозяйственным способом (собственными силами организации), так и подрядным способом.

Ремонт подрядным способом осуществляется специализированными сторонними организациями. Ремонтные работы обычно осуществляются с использованием материалов подрядчика в соответствии со ст. 704 Гражданского кодекса РФ. В этом случае подрядчик приобретает материалы по договорам купли-продажи (договорам поставки) в обычном порядке. Этот способ предусмотрен ст. 713 Гражданского кодекса РФ [2].

В этом случае подрядчик обязан после окончания работ представить ООО «Сервис-Компьютер» отчет о расходовании полученных материалов. Если после выполнения работ имеется неизрасходованный остаток материалов, подрядчик обязан возвратить его заказчику либо с согласия заказчика уменьшить цену работы на стоимость оставшегося неиспользованным материала [15].

В соответствии со ст. 220 Гражданского кодекса РФ право собственности на передаваемые в переработку материалы остается у заказчика. Соответственно, при передаче материалов в переработку объекта обложения НДС не возникает (ст. 39, 146 НК РФ) [1].

Например, операции по ремонту грузового автомобиля из материалов заказчика оформляются в бухгалтерском учете ООО «Сервис-Компьютер» следующими проводками:

Ї оприходованы запчасти на склад организации:

Дебет 10 «Материалы».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

— оплачены запчасти поставщикам:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета»;

Ї материалы переданы подрядчику:

Дебет 10 «Материалы», субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Кредит 10 «Материалы».

После приемки отремонтированного автомобиля в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Ї отражена сумма предъявленных услуг по произведенному ремонту без стоимости материалов:

Дебет 23 «Вспомогательные производства».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

— отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика:

Дебет 23 «Вспомогательные производства».

Кредит 10 «Материалы», субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

— отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов:

Дебет 10 «Материалы».

Кредит 10 «Материалы», субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

Ї оплачена подрядчику стоимость услуг по произведенному ремонту:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета».

При обнаружении ООО «Сервис-Компьютер» нарушения условий договора в сроки, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (если такой срок не установлен, то в разумный срок после того, как нарушенное соответствующее условие договора должно было быть обнаружено), он должен известить продавца о ненадлежащем исполнении договора. За нарушение условия договора продавец, подрядчик несет ответственность.

Формы и размеры ответственности за нарушение условий договоров устанавливаются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и договорами. Размер претензий покупателя по ненадлежащему исполнению условий договора зависит от того, какие условия договора нарушены. Если при приеме ценностей выявлено их несоответствие договору, то бухгалтер ООО «Сервис-Компьютер» все равно кредитует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по итогу полученного счета. Это связано с тем, что поставщик (или подрядчик) может, как признать, так и не признать полностью или частично предъявляемую ему претензию. Потому, как только будет установлена недостача ценностей, ее следует заактировать, после чего бухгалтер может сделать запись:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для бухгалтерского учета финансовых последствий за нарушение условий договоров бухгалтерией ООО «Сервис-Компьютер» применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», по дебету которого отражаются расчеты по претензиям:

Ї к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договорами, а также при выявлении арифметических ошибок;

Ї к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;

Ї к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли;

Ї за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом;

Ї по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом.

Если после этого поставщик или подрядчик соглашаются с претензией, то проблем не возникает, производится уменьшение суммы задолженности перед поставщиком на сумму выявленных претензий.

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Но если поставщик претензию не признает, то на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» сальдо будут числиться довольно долго, вплоть до решения суда и последующей:

Ї или оплаты;

Ї или списания в убыток спорных сумм" [32].

Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками В итоге изучения состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Сервис-Компьютер» можно сделать следующие обобщения и выводы.

На изучаемом предприятии применяются как типовые формы первичных документов при документальном оформлении расчетов с поставщиками и подрядчиками, так и разработанные им самостоятельно. 1. Наблюдается практика заключения краткосрочных договоров с поставщиками товаров, что не может гарантировать стабильных цен и своевременного поступления товара. В ряде случаев предприятию целесообразно заключать долгосрочные договора поставок.

Договор поставки Ї один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Договор поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей.

Заключение

этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей, каким является ООО «Сервис-Компьютер».

Заключение

такого договора на долгосрочных условиях обеспечит предприятие поставками в течение определенного срока по фиксированной цене.

2. В ООО «Сервис-Компьютер» постоянно происходят сделки с поставщиками и подрядчиками, но их общее суммовое выражение структурируется только на одном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», к которому в организации не открыты субсчета для аналитического учета. Кроме поставок товара существует и ряд поставок, не имеющих отношения непосредственно к товару. Это и оказание (поставка) разнообразных услуг, в числе которых, например, коммунальные платежи и приобретение оборудования и других материальных ценностей, предназначенных не для продажи, а для обеспечения деятельности предприятия. Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку достаточно сложно сразу оценить величину задолженности перед поставщиками за товары и перед подрядчиками за оказанные услуги (выполненные работы).

Рекомендуется вести аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уже в разрезе каждого контрагента, а также в разрезе каждого договора, если с одним и тем же поставщиком заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. В целях повышения производительности труда и эффективности управления учета расчетов с поставщиками и подрядчиками рекомендуется разработать учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента.

В ходе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками выявлены следующие недостатки, для устранения недостатков предложены мероприятия, отраженные в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Мероприятия, предложенные по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Сервис-Компьютер»

Недостаток.

Предложение.

Ожидаемый результат.

1. Наблюдается практика заключения краткосрочных договоров с поставщиками товаров, что не может гарантировать стабильных цен.

Заключить договоры с поставщиками и подрядчиками на долгосрочной основе.

Гарантия своевременного поступления товаров по стабильным ценам.

2. К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» не открыты субсчета.

Выделить следующие субсчета:

Ї субсчет 1 «Расчеты с поставщиками».

Ї субсчет 2 «Расчеты с подрядчиками».

Ї субсчет 3 «Неотфактурованные поставки».

Сокращение времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда. Систематизация и обособление информации по вилам расчетов.

3. Несвоевременное списание просроченной задолженности.

Ввести в документооборот реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков.

Контроль за своевременным списанием задолженности с истекшим сроком давности.

4. Отсутствуют или отражены несвоевременно отдельные первичные документы по учету расчетов.

Составить график документооборота для данного участка учетной работы.

Систематизация первичных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

5. Отсутствует резерв по сомнительным долгам.

Создать резерв по сомнительным долгам по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.

Созданный резерв может помочь обосновать списание задолженности, снизить налоговое бремя, повысить достоверность отчетности.

6. Не составляется акт об уничтожении документов.

При подготовке документов к уничтожению следует составлять акт, форму которого следует разработать самостоятельно и утвердить.

Ликвидация ошибок уничтожения документов с истекшим сроком, в том числе документации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

7. Не проводится системно сверка расчетов с поставщиками.

Выполнить сверку данных первичных документов с данными регистров ежеквартально. Перенести в регистры бухгалтерского учета недостающую информацию.

Фиксация состояния взаимных расчетов между контрагентами, своевременное выявление расхождений.

8. Отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» краткосрочного займа.

Организовать учет полученных займов на счете 66 «Расчеты по краткосрочным займам и кредитам».

Соблюдение инструкции по применению Плана счетов.

3. Проводя анализ первичных документов и регистров бухгалтерского учета, было выявлено, что отражение в учете полученных товарно-материальных ценностей производится значительно позднее даты, зафиксированной в первичных документах поставщиков и наблюдается отсутствие некоторых счет-фактур. Такая ситуация объясняется задержкой в получении первичных учетных документов, которые служат основанием для отражения операций на счетах бухгалтерского учета. На предприятии не разработан график документооборота операций по учету приемки от поставщиков.

График документооборота должен способствовать усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ.

Бухгалтерия больше всех остальных подразделений заинтересована в наличии такого документа и соблюдении установленных им правил, поскольку из-за несвоевременного получения первичной документации операции в учете отражаются не в том периоде, в котором они совершены, а порой возникают даже ошибки, которые исправлять приходится по правилам ПБУ 22/2010. Именно с помощью графика документооборота можно назначить ответственных за составление и передачу документов лиц, а также установить конкретные сроки по передаче первичной документации в бухгалтерию.

4. Наблюдается несвоевременное списание задолженности, что может привести к искажению бухгалтерской отчетности и наложению административных штрафов на должностных лиц. Списывать задолженность необходимо в силу общих правил ведения бухгалтерского учета. Любой актив, не обещающий получение экономической выгоды в будущем, должен был отнесен на убытки. Иначе отчетность, включающая в себя этот актив, не предоставит пользователю информацию о реальном финансовом состоянии фирмы [27]. Именно поэтому дебиторскую задолженность необходимо своевременно списывать со счетов бухгалтерского учета.

Предлагается ввести документооборот, так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам Ї сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения.

5. Отсутствие резерва по сомнительным долгам на предприятии. Резерв по сомнительным долгам создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Созданный резерв может помочь обосновать списание задолженности, снизить налоговое бремя предприятию. И если сумма резервных средств не была использована в текущем отчетном периоде, то ее переносят в следующий отчет, и присоединяются к основным финансовым операциям.

  • 6. Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению. Уничтожению подлежат документы с истекшими сроками хранения и потерявшие практическое значение. Для этого следует составить установленной формы акт на уничтожение документов в результате проведения экспертизы ценности документов. Чтобы определить срок хранения документов и соответственно узнать истек ли он, надо пользоваться номенклатурой дел организации. В случае необходимости можно уточнять сроки по типовым и ведомственным перечням документов. Организация вправе увеличивать сроки хранения, но не уменьшать. Подавляющее число документов имеет пятилетний срок хранения, установленный по типовому перечню.
  • 7. Не проводится системно сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками. Данные первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками не в полном объеме перенесены в регистры бухгалтерского учета. Информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (книгах, журналах, ведомостях). При переносе данных в регистры бухгалтерского учета не допускаются пропуски или изъятия.

Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию, должны проверяться по форме, арифметически и по существу — это является одним из этапов бухгалтерской обработки. Цель проверки по существу — выявить законность и целесообразность зафиксированной в документе хозяйственной операции. При этом проверяется также, была ли на самом деле выполнена эта операция и в указанном ли объеме. Акт сверки взаиморасчетов может быть составлен за месяц, квартал, год или даже за весь период работы. Строгих требований, как к его оформлению, так и периодичности нет. Единственное, что необходимо соблюдать при составлении этого документа Ї это разделение данных по договорам.

8. Отражение по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» краткосрочного займа, взятого у другой организации. Для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией предназначен счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Устранение этих недостатков в значительной мере зависит от применения на предприятии вышеуказанных рекомендаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой