Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инженерно-геоморфологическая оценка условий строительства газотранспортных систем в Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим особую актуальность инженерно-геоморфологические исследования приобретают на территории именно Ленинградской области в силу необходимости оценки природных и техногенных условий территории для обеспечения экологической и геотехнической безопасности газотранспортных систем, в том числе на основе дополнительной информации о рельефе. Наряду с такими традиционными задачами, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 1. Состояние проблемы инженерно-геоморфологических оценок 10 территорий для строительства газотранспортных систем
    • 1. 2. Геоморфологическая изученность территории
    • 1. 3. Краткие
  • выводы
  • Глава 2. Основания для оценок условий строительства газотранспортных систем
    • 2. 1. Общие принципы проектирования, строительства и 33 эксплуатации газотранспортных систем
    • 2. 2. Нормативные основы оценок условий строительства 48 газотранспортных систем
    • 2. 3. Основные направления инженерно-геоморфологических 54 оценок условий строительства газотранспортных систем
    • 2. 4. Краткие
  • выводы
  • Глава 3. Природные условия и хозяйственное использование территории исследования
    • 3. 1. Общая характеристика территории размещения объектов и 59 сведения об объектах строительства
    • 3. 2. Климат и внутренние воды
    • 3. 3. Геологическое строение и краткая история развития
    • 3. 4. Рельеф и экзогенные процессы
    • 3. 5. Почвенно-растительный покров и ландшафтные условия
    • 3. 6. История освоения и современное хозяйственное использование 109 территории
    • 3. 7. Краткие
  • выводы
  • Глава 4. Инженерно-геоморфологическая оценка территории для строительства газотранспортных систем
    • 4. 1. Морфометрическая оценка территории исследований
    • 4. 2. Морфолитологическая оценка территории исследований
    • 4. 3. Морфодинамическая оценка территории исследований
    • 4. 4. Интегральная инженерно-геоморфологическая оценка условий 132 строительства
    • 4. 5. Краткие
  • выводы
  • Глава 5. Рельеф и особенности газотранспортного освоения территории исследования
    • 5. 1. Рельеф и размещение объектов газотранспортных систем
    • 5. 2. Рельеф и последствия строительства и эксплуатации 136 газотранспортных систем
    • 5. 3. Краткие
  • выводы

Инженерно-геоморфологическая оценка условий строительства газотранспортных систем в Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Создание газотранспортных систем в Ленинградской области можно рассматривать в качестве одного из приоритетных и перспективных направлений в развитии данной отрасли в нашей стране. Научно-практическое обеспечение проектирования, строительства, а также эксплуатации сооружений этого класса относится к одному из мало разработанных разделов инженерной геоморфологии. Вероятно, поэтому в основных документах, регламентирующих предпроектную и проектную инженерную деятельность в данной области, учету особенностей рельефа местности отведено не очень много места. Вместе с тем, именно с рельефом земной поверхности тесно связаны особенности существования сооружений и надежность их функционирования.

Газотранспортные системы (ГТС), представляют собой совокупность линейных сооружений газопроводов и объектов компрессорных и газораспределительных станций, обычно ведущих от мест добычи, производства или хранения газа в районы его потребления. Иногда в состав газотранспортной системы включают подземные хранилища газа (ПХГ) и распределительные сети. В настоящей работе рассматривается проектируемая экспортная газотранспортная система, включающая магистральный газопровод (МГ) в двухниточном исполнении и компрессорные станции (КС), размещенные на северо-западе Ленинградской области. Строительство таких сложных инженерных объектов требует тщательного анализа территории их размещения, при этом к условиям строительства газотранспортных систем проектировщики относят всю совокупность природных и техногенных условий зоны строительства, значимых при реализации проектов строительства ГТС. Высокая сложность природно-техногенной обстановки на территории размещения объектов влечет увеличение стоимости проектно-изыскательских, строительно-монтажных и эксплуатационных работ. В районах со сложными природными и техногенно измененными условиями строительства часто наблюдается ухудшение экологической обстановки и большое количество отказов инженерных систем, многие из которых прямо или косвенно связаны с рельефом или рельефообразующими процессами.

Территория Ленинградской области характеризуется выгодным экономико-географическим положением в силу наличия выхода к морю и границы со странами Европейского союза (Финляндия и Эстония), который является главным торговым партнером России. Во многом в силу указанных условий, территория Ленинградской области выбрана в качестве «плацдарма» для диверсификации экспорта природного газа в страны ЕС путем строительства мощной газотранспортной системы. Вместе с тем, территория Ленинградской области характеризуется достаточно сложными для равнин природными условиями, во многом типичными для северо-запада России.

В связи с этим особую актуальность инженерно-геоморфологические исследования приобретают на территории именно Ленинградской области в силу необходимости оценки природных и техногенных условий территории для обеспечения экологической и геотехнической безопасности газотранспортных систем, в том числе на основе дополнительной информации о рельефе. Наряду с такими традиционными задачами, как определение морфологии, происхождения, возраста, истории развития и современной динамики рельефа, которые решаются традиционными методами, требуют решения качественно новые, для которых необходимо создавать информационно-методическое обеспечение в кратчайшие сроки. Среди них такие задачи, как оценка устойчивости рельефа к антропогенным воздействиям, характера и величины тех последствий, которые возникают и развиваются при возрастающих антропогенных нагрузках. Сложившаяся практика проектно-изыскательских работ для проектирования сооружений показывает, что во внимание часто не принимаются данные о функциях, которые выполняет рельеф в природных и природно-хозяйственных геосистемах, а сами исследования рельефа проводятся в недостаточном объеме. Представляется, что проведение комплексной инженерно-геоморфологической оценки условий строительства газотранспортных систем позволит получить более обоснованные оценки воздействия на рельеф и разрабатывать прогнозы изменения окружающей среды в результате техногенного воздействия, в том числе на основе исследований объектов-аналогов.

Цель диссертационной работы — разработать методологические основания инженерно-геоморфологической оценки условий строительства газотранспортных систем и апробировать их на примере участка Ленинградской области. Чтобы создать эти основания, необходимо решить следующие задачи:

• Оценить современное состояние теоретико-методологической базы ' инженерно-геоморфологических оценок, возможности их применения при проектировании и строительстве газотранспортных систем и геоморфологическую изученность территории исследования.

• Определить нормативные и научные основания оценок условий строительства газотранспортных систем.

• Описать природные условия и современное хозяйственное использование территории исследования.

• Оценить инженерно-геоморфологические условия для строительства газотранспортных систем на основе разработанных инженерно-геоморфологических карт.

• Выявить особенности газотранспортного освоения районов с разными инженерно-геоморфологическими условиями.

Материалы и методы. Для проведения исследования использовались топографические и тематические карты масштаба 1: 50 ООО — 1:1 500 ООО, космические снимки Landsat 7 (ЕТМ+), SPOT, QuickBird, данные моделей GTOP030, ЕТ0Р01(2) и др., данные полевых геолого-геоморфологических и ландшафтных исследований автора в 2003;2008 гг., фондовые и опубликованные материалы о территории региона, материалы инженерных изысканий, общая и отраслевая нормативная документация строительной индустрии.

Основными методами исследования служили: картографический, сравнительно-географический, морфометрические и статические методы, полевые маршрутные наблюдения и измерения.

Защищаемые положения:

1. Современное состояние теории и методов инженерной геоморфологии позволяет проводить исследования, направленные на оптимизацию проектирования и строительства газотранспортных систем. Необходима дальнейшая работа по институциализации данных исследований в системе предпроектных и проектных работ в рамках инженерных изысканий для строительства.

2. В качестве оснований для инженерно-геоморфологической оценки условий строительства ГТС следует принимать актуальные строительные нормы и правила, дополняя их современными представлениями геоморфологической науки по трем направлениям: морфометрическому, морфолитологическому и морфодинамическому.

3. Природные условия исследуемой территории значительно осложняют строительство объектов газотранспортных систем и определяют многофакторность инженерно-геоморфологической оценки территории для строительства ГТС.

4. Инженерно-геоморфологические условия коридора исследуемой ГТС в Ленинградской области оцениваются, преимущественно, как простые и средней сложности.

5. Интегральная трехфакторная инженерно-геоморфологическая оценка условий строительства ГТС применима при анализе размещения объектов ГТС, обосновании инженерной защиты, оценках условий строительства и эксплуатации объектов ГТС.

Научная новизна:

1. Определены основные направления инженерно-геоморфологических исследований для проектирования и строительства ГТС.

2. Обоснован масштаб инженерно-геоморфологических исследований для строительства газотранспортных систем на основе представлений об организации геоморфологических и технических систем.

3. Обоснованы критерии и разработана методика оценки инженерно-геоморфологических условий для строительства ГТС на основе составления и анализа специальных карт.

4. Описано влияние инженерно-геоморфологических условий на проектирование и строительство газотранспортных систем, и обратное влияние объектов ГТС на рельеф.

Реализация и внедрение результатов работы.

По материалам диссертации написаны и опубликованы несколько научных статей и тезисов, в том числе статья, опубликованная в журнале из списка, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты исследований использованы для составления трех технических отчетов по инженерным изысканиям для строительства крупной газотранспортной системы в регионе.

Методологические основания инженерно-геоморфологической оценки условий строительства газотранспортных систем внедрены в производство инженерно-экологических изысканий для строительства ряда объектов ГТС в Краснодарском крае, Ленинградской и Сахалинской областях.

К диссертации прилагается справка о внедрении результатов в ЗАО «ИЭЦ «Эконефтегаз».

Практическая значимость работы. Предложенные критерии оценки инженерно-геоморфологических условий могут быть использованы в ходе разработки соответствующих методик производства инженерных изысканий, разработки природоохранных мероприятий и технологических регламентов проектирования, строительства и эксплуатации ГТС. Результаты работы могут быть использованы при разработке программ инженерных изысканий для строительства других ГТС и линейных сооружений в данном регионе и районах со сходными природными условиями, а также в учебном процессе по курсам инженерно-геоморфологической направленности.

Апробация работы. Основные результаты и методы работы докладывались на научно-практических конференциях, а также на заседании кафедре геоморфологии и палеогеографии Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

2007 — «Экзогенные геологические процессы при строительстве трубопроводов в криолитозоне: оценка и мониторинг», Международная конференция «Мониторинг геологических, литотехнических и эколого-геологических систем», МГУ, г. Москва;

2008 — «Инженерно-геоморфологические исследования для строительства: проблемы и пути их решения», Международная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов, СПбГУ, г. Санкт-Петербург;

2008 — «Пространственная организация экзогенных процессов на северо-западе Ленинградской области», Международная конференция «Ломоносов-2008», МГУ, г. Москва;

2008 — «Геоинформационный анализ рельефа и опасных экзогенных геологических процессов для целей и задач инженерно-экологических изысканий», Конференция молодых ученых и специалистов газовой отрасли, Московская обл.;

2009 — «Устойчивость рельефа к техногенным воздействиям (на примере строительства и эксплуатации газотранспортных систем)», Международная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов, СПбГУ, г. Санкт-Петербург.

По материалам докладов опубликованы тезисы в сборниках трудов конференций.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы из 110 наименований. Работа содержит 145 страниц текста, 20 таблиц, 32 рисунка.

Благодарности. Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю д.г.н., профессору Ю. Г. Симонову за чуткое руководство работой, ценные замечания и идеи, к.г.н., с.н.с. Т. Ю. Симоновой, к.г.н. Е.М. Мелик-Багдасарову за методическую помощь, к.г.н. А. И. Резникову, к.г.н. М. В. Маркелову, сотрудникам кафедры геоморфологии и палеогеографии Географического факультета МГУ за предоставленные материалы и постоянные консультации.

Основные результаты работы заключаются в следующем:

1. Геоморфологическая изученность рельефа территории исследования (Карельский перешеек) оценена как недостаточная для решения проблем газотранспортного освоения территории. Несмотря на обилие материалов, рельеф на локальном уровне (морфогенетические комплексы мезои микрорельефа), на том, информация о котором необходима строителям и проектировщикам, морфологически (и морфометрически) плохо изучен.

Для решения этой проблемы проведена инженерно-геоморфологическая оценка условий строительства объектов ГТС. В качестве оснований для данной оценки приняты нормативы строительного производства и современные представления геоморфологии, в частности, концепция морфолитогенеза и представления об организации геоморфологических систем.

2. Природные условия исследуемой территории характеризуются значительным разнообразием на локальном уровне, предопределенным ее расположением на стыке разных геоморфологических провинций и уникальной четвертичной историей. Особенности природных условий оцениваются как осложняющие газотранспортное строительство.

3. Инженерно-геоморфологические условия строительства объектов ГТС подразделены на три типа: сложные, средней сложности и простыепри этом преобладают простые и средней сложности.

4. Морфометрические, морфолитологические и морфодинамические характеристики территории в значительной степени определяют размещение объектов ГТС, условия их строительства и эксплуатации.

5. Оценка условий строительства на основе нормативного и геоморфологического анализа территории позволила выявить участки с разной степенью сложности условиями рельефа именно для строительства объектов газотранспортных систем. Для строительства других объектов они, вероятно, будут другими.

Разработанная методика инженерно-геоморфологической оценки условий строительства объектов ГТС позволяет в первом приближении оценить возможные последствия техногенного вмешательства в работу геоморфологических систем.

Предложенная в работе последовательность инженерно-геоморфологической оценки условий строительства газотранспортных систем может быть использована при реализации аналогичных исследований и разработки соответствующих оценок в других регионах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенных теоретических и экспериментальных исследований достигнута цель настоящей работы — разработаны методологические основания инженерно-геоморфологической оценки условий строительства ГТС и апробированы на примере участка территории Ленинградской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Г. Особенности болот Карельского перешейка // Доклады ЛГЭНИИ. Л., 1959.
  2. Т.Г., Козлова Г. И. Геоботанические районы Северного Приладожья и Карельского перешейка // Вестник ЛГУ. 1957. № 24. Сер. геол. и геогр. Вып. 4. С. 152−170.
  3. Атлас Ленинградской области. М.: ГУГК, 1967.
  4. Атлас Ленинградской области. М.: ГУГК, 1997.
  5. А.И. Основные черты эволюции осадконакопления в кайнозойских бассейнах Северо-Запада Европы. // Литология мезозойско-кайнозойского осадочного чехла Мирового океана. Тр. ГИН АН СССР, 1987. М.: Наука, — с. 43−51.
  6. А.И. Палеогеография и эволюция позднечетвертичного осадконакопления в Балтийском море. Отв. редактор А. А. Гайгалас, 1998. Калиниград: Янтарный сказ. — 160 с.
  7. Г. С. К развитию Балтики в предвалдайское и послевалдайское время в пределах Ленинградской области и Карелии // Baltica, Vol.1, 1963. С.34−45.
  8. С.И., Бредихин А. В. Об уровнях организации геоморфологических объектов и критериях их выделения // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География. 1989. № 4. С. 18−23.
  9. А.В. Экзогенные геологические процессы при строительстве газопроводов в криолитозоне: оценка и мониторинг // Материалы Международной конференции «Мониторинг геологических, литотехнических и эколого-геологических систем», М., 2007.
  10. Д. И. Головизин с.А., Трофимов О. В. Геодинамика зоны сочленения Балтийского щита и Русской плиты // Сов геология, 1992,№ 7, с. 42−51.
  11. Географические школы Московского университета. М., 2008.
  12. Геологическая карта дна Балтийского моря и прилегающей суши м-ба 1:500 000. Гл. ред. А. А. Григялис. СПб, Картфабрика ВСЕГЕИ, 1990.
  13. Геологическая карта четвертичных отложений дна Балтийского моря и прилегающей суши м-ба 1:500 000. Гл. ред. А. А. Григялис. СПб, Картфабрика ВСЕГЕИ, 1990.
  14. Геология Балтийского моря. Ред. В. К. Гуделис, Е. М. Емельянов. Вильнюс, Мокслас. 1976.
  15. Геология и геоморфология Балтийского моря, Л. Недра, 1991, 400 с.
  16. Геология Финского залива. Под редакцией А. Раукаса и Х. Хюваринена, 1992. -Таллинн: изд-во АН Эстонии. — 422 с.
  17. Геология СССР. Т.1. Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Геологическое описание. М., 1971.
  18. Геология четвертичных отложений Северо-Запада Европейской части СССР // Ред. Н. И. Апухтин и И. И. Краснов. Л., 1967
  19. Гидрогеология СССР. Т. 3. Ленинградская, Псковская и Новгородская области. М., 1967.
  20. Е.Л. Инженерно-геологическое районирование Карельского перешейка // Доклады отделений и комиссий Всес. Геогр. о-ва. Вып. 2 (гидрогеология и инженерная геология). Л., 1967.
  21. Е.В. Критерии оценки рельефа для организации нефтедобывающего хозяйства. Автореф. дисс. канд. геогр. наук. М., 2008.
  22. ГЭСН-2001−01 Сб.1 «Земляные работы»
  23. ГОСТ 25 100−95 Грунты. Классификация
  24. ГОСТ 12 536 79. Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического и микроагрегатного состава.
  25. ГОСТ 5180 84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
  26. ГОСТ 12 248–96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.
  27. ГОСТ 20 522–96. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний. Инженерная геология СССР под ред. И. С. Комарова, том 1. Издательство Московского университета, 1978 г.
  28. ГОСТ Р 22.0.03−95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
  29. ГОСТ Р 22.1.02−95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
  30. ГОСТ Р 22.1.01−95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.
  31. Государственные геологические карты масштаба 1:200 000, листы: О-36-VI, 0−37-VII, 0−37-VIII, О-37-IX, 0−37-XI.32. Грунтоведение. М., 2004.
  32. А. Ю. Сосудистые растения Карельского перешейка (Ленинградская область). М., 2007. 574 с.
  33. Е.В. Хвойные леса северо-запада Карельского перешейка. Автореф. дисс. Л., 1971.
  34. Т. В. Изучение рельефа в практических целях. 1959.
  35. Т. В. Прикладная геоморфология. 1970.
  36. О.М., Романова В. П. Геоморфологическое районирование Северного Приладожья и Карельского перешейка // Северо-Запад Европейской части СССР. Вып. 5. Л.: Изд. ЛГУ, 1966.
  37. А.Н., Самойлова Г. С., Сурков В. В. Ландшафтно-экологические исследования при проектировании газопроводов в лесной зоне // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География. 2008. № 1. С. 58 65.
  38. Изучение инженерно-геокриологических и гидрогеологических условий верхних горизонтов пород в нефтегазоносных районах криолитозоны. М.: Недра, 1992. 289 с.
  39. Изучение напряженного состояния массивов пород в инженерно-геологических целях. -М.: МГУ, 1968, 136 с.
  40. Изучение режима оползневых процессов. М., Недра, 1982.- 240 с.
  41. Изучение физико-геологических процессов на побережьях и берегах водохранилищ по аэроснимкам (методическое пособие) /А.И. Баранова, Ф. С. Зубенко, Е. Н. Кудрявцева и др. Л.: Наука, 1967.238 с.
  42. Инженерная геодинамика и геологическая среда / Под ред. О. В. Павлова и Ю. Б. Тржцинского. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989.
  43. Инженерная геокриология. Справочное пособие / Под ред. Э. Д. Ершова. М.: Недра, 1991.439 с.
  44. Инженерная геология лёссовых пород II Тез. докл. Всес. сов. Ростов-на-Дону, 1989.127 с.
  45. Инженерная геология СССР. В 8 томах. М.: МГУ, 1976—1978.
  46. Инженерная защита территорий и объектов от опасных геологических процессов (вопросы инженерно-геологического обоснования) / Г. С. Золотарев, В. А. Осиюк, П. Э. Роот и др. М.: АОЗТ «Геоинформмарк». 1994. 69 с.
  47. Инженерно-геологические аспекты рационального использования и охраны геологической среды. М.: Наука, 1981. 240 с.
  48. Инженерно-геологический анализ применения противооползневых мероприятий на Черноморском побережье Крыма и Кавказа / Под ред. Н. И. Кригера. М.: Стройиздат, 1976, 232 с.
  49. Инженерно-геологический мониторинг промыслов Ямала. Т. 1 // Геокриологические условия освоения Бованенковского месторождения. В. В. Баулин, В. И. Аксенов, Г. Д. Дубиков и др. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1996. 240 с. tf
  50. А.Г. О тайге Карельского перешейка // Изв. Всес. Геогр. о-ва. 1956. Т. 88. № 2.
  51. А.Г. Ландшафты /Природа Ленинградской области и ее охрана. Л., 1983. С. 164−175.
  52. А.Г., Дашкевич З. В., Карнаухова Е. В. Физико-географическое районирование Северо-Запада СССР. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.
  53. Г. А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб., 1998. 476 с.
  54. Г. А., Резников А. И. Динамика ландшафтов тайги Северо-Запада Европейской России. СПб., 1996. 166 с.
  55. Г. А., Резников А. И. Район г. Приморска в системе ландшафтов Карельского перешейка // Природная среда побережья и акватории Финского залива (район порта «Приморск»), СПб., 2003. С. 611.
  56. О.Н. О границах физико-географических комплексов // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. геол. и геогр. 1957. № 24. Вып. 4.
  57. О.Н. Особенности озерных ландшафтов Карельского перешейка // Северо-Запад Европейской части СССР. Вып. 5. Л., 1966.
  58. В.И. Сложность структуры речных систем юго-западного Приморья и факторы, ее определяющие // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География. 1976. № 2. С. 102 -105.
  59. O.K., Рычагов Г. И. Общая геоморфология. М., 1988.
  60. В.В., Саранчина Г. М. Геологическое строение и особенности метаморфизма кристаллических пород северной части Карельского перешейка // Вопросы магматизма и метаморфизма. Т. II. Л., 1964.
  61. Макеев 3. А. Значение геоморфологии в инженерно-геологических исследованиях. // «Разведка недр» № 21, 1936.
  62. Д.Б., Баканова И. П., Буслович А. Л. и др. Составление карты четвертичных отложений и комплекса сопровождающих ее карт в масштабе 1:500 000 для территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Т. 1. ФГУ СЗРФГИ, 1966.
  63. Б. В. Поярков Б. В. О некоторых методологических особенностях становления инженерной геоморфологии. // Проблемы инжерной географии. 1987,
  64. Озера Карельского перешейка (сборник статей). М.-Л., 1964.
  65. Озера Карельского перешейка. Л., 1971.
  66. Э. Т. Поисковая и инженерная геоморфология. 1978.
  67. П. Н. О методике составлении инженерно-геологической карты. 1937.
  68. М. Проблематика инженерной геоморфологии. // Геоморфология № 1, 1970.
  69. Прикладная геоморфология на основе общей теории геосистем. С-Пб., 2008.
  70. С. И. К истории формирования представлений о инженерной геоморфологии. // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института, вып 49, 1972.
  71. К.М. О принципах выделения физико-гсографических комплексов на Карельском перешейке // Изв. Всес. Геогр. о-ва. 1957. Т. 89. № 3.
  72. Г. А. Инженерно-геоморфологические исследования на берегах морей. М., 1987.
  73. Ю. П. Инженерная геоморфология и основные направления её развития. // Вестник ЛГУ, вып 3 (№ 21), 1989.
  74. Т. А. Спасская И. И. Современное состояние инженерно-геоморфологических исследований. // Проблемы инженерной географии. 1987.
  75. А. В. Геоморфология и народное хозяйство. // Геоморфология № 1, 1970.
  76. Ю. Г. Инженерная геоморфология. Основные задачи и пути развития. // Вопросы географии № 111, 1979
  77. Ю. Г. Тимофеев Д. А. Инженерная геоморфология: объект исследования, проблемы, направления. // Инженерная география. 1989.
  78. Ю.Г., Симонова Т. Ю. Речной бассейн и бассейновая организация географической оболочки // Эрозия почв и русловые процессы. Вып. 14. М., 2004.
  79. Ю.Г. Геоморфология. Методология фундаментальных исследований. СПб., 2005.
  80. СНиП 23−01−99* Строительная климатология
  81. СНиП 2.02.01 -83* Основания зданий и сооружений
  82. СНиП 2.01.07−85* Нагрузки и воздействия
  83. СНиП 2.05.06−85* Магистральные трубопроводы
  84. СНиП 11−02−96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
  85. СП 11 102 — 97 — Инженерно- экологические изыскания для строительства
  86. СНиП 22−01−95. Геофизика опасных природных воздействий. М., 1995.
  87. СП 11 -103 97 — Инженерно- гидрометеорологические изыскания для строительства
  88. СП 11 104 — 97 — Инженерно- геодезические изыскания для строительства
  89. СП 11 105 — 97 — Инженерно- геологические изыскания для строительства
  90. СП 33−101 -2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик/
  91. Стратиграфия СССР. Четвертичная система / Под ред. И. И. Краснова. М.: Недра, -1984, 556 с.
  92. Теоретические основы инженерной геологии. Геологические основы. М., 1985
  93. Терехова Т. А, Инженерно-геоморфологический анализ территории г. Саратова. Автореф. дисс. канд. Наук. М., 2001.
  94. В.Ю., Язев В. И. Нефтегазопроводы. М., 2008.
  95. Р.А. Гидрологические районы Карельского перешейка // Вестник ЛГУ. 1957. № 24. Сер. геол. и геогр. Вып. 4. С. 139 151.
  96. А.И. Методические основы мониторинга экзогенных геологических процессов в связи с охраной литосферы или их неблагоприятного воздействия. Сб. докладов международного семинара в Алма-Ате, 1981, ГКНГ, М. 1982, с. 13−17.
  97. А.И. О цикличности проявления оползневых процессов на северо-западном побережье Черного моря. Тр. ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии. М. 1979. вып.76, с.34−40.
  98. ЮО.Шеко А. И., Круподеров B.C. Оценка опасности и риска экзогенных геологических процессов.//Геоэкология. 1994. № 3. С. 11−21.
  99. А.И., Сергеева Н. С. Методика составления долговременных региональных прогнозов экзогенных геологических процессов // Методика долговременных региональных прогнозов экзогенных геологических процессов. М.: Недра, 1980. с. 129−143.
  100. И.С. Общая геоморфология. Т. 1. М., 1960.
  101. ЮЗ.Ядута В. А., Дверницкий Б. Г., Озолина Л. Н. и др. Составление специализированной инженерно-тектонической карты масштаба 1:200 ООО западной части Ленинградской области. СПб, Севзапгеология СЗДПР, 2000.
  102. Geomorphology from space: a global overview of regional landforms. N.Y., 1986.
  103. Ailio J. Die geographische entwicklung des Ladogasees // Fennia. 1915, 38, № 3.
  104. Engineering geomorphology. NY, Elsiever, 2007
  105. Eronen M. A scrutiny of the late Quaternary history of the Baltic Sea // The Baltic sea. Edited by B. Winterhalter, Geological Survey of Finland, Special Paper 6, pp. 11−18, 1988.
  106. Hyyppa, E. Die postglazialen Niveauverschiebungen auf der Karelischen Landenge // Fennia. 1932, 56, № 1.
Заполнить форму текущей работой