Боевая подготовка Русской Армии в период военной реформы Д. Милютина (60-70-е гг. XIX в.): обучение и воспитание
Нынешний этап развития армии и флота во многом напоминает время проведения военной реформы 60-х — 70-х годов XIX века. Во второй половине столетия Российская империя перестраивалась на буржуазный ладв конце XX веке в бывшем СССР были начаты глобальные социальноэкономические и политические преобразования, ориентировавшие на развитие рынка и строительство конструктивных взаимоотношений с ведущими… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БОЕВОЙ ПОДГОТрВКИ ВОЙСК
- 1. 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ
- 1. 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В РУССКОЙ АРМИИ
- ГЛАВА II. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
- 2. 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ВОЙСКАХ
- 2. 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВОЕННОГО ВОС -ПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
- ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ РЕФО РМЫ 1860- 1870-х гг
- 3. 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ВОЙСК
- 3. 2. ПОДГОТОВКА ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ И РЕЗЕРВА
Боевая подготовка Русской Армии в период военной реформы Д. Милютина (60-70-е гг. XIX в.): обучение и воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный период развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется необходимостью иметь мобильную, боеспособную, оснащенную по последнему слову техники, армию и, способный защитить интересы страны на водных просторах Военно-морской флот. Однако, никакая самая современная техника не способна решить исход боя без участия человеческого фактора, который, в свою очередь, не сможет эффективно действовать без соответствующего воспитания и обучения. Именно эти составляющие в соединении с, основанным на патриотизме, воинским духом и представляют понятие боевой подготовки войск, без которой не может быть и речи о сколь-нибудь успешном ведении как оборонительных, так и наступательных действий.
Время утверждения буржуазно-помещичьего строя в России и проведения буржуазных реформ во второй половине XIX века явилось важным этапом в развитии военной теории и практики. Вместо изжившей себя феодальной военной системы, проходило становление новой, буржуазной, опиравшейся на современные достижения науки и техники, новые способы ведения войны.
Остановимся вкратце на причинах, определявших необходимость проведения военной реформы.
Итоги крымской войны 1853−1856 гг. показали, что сложился целый ряд объективных предпосылок для проведения крупных преобразований во всех сферах военного строительства. Наиболее значимыми являлись политические и экономические причины, а, также, состояние военной организации государства.
Политические причины военных преобразований органически вытекали из многообразия внешнеполитических и внутренних проблем, с которыми столкнулась Россия в рассматриваемый период.
Из-за поражения в Крымской войне внешнеполитические позиции империи были значительно подорваны. Уменьшилось ее влияние в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии.
Второй составляющей явилось усиление внутриполитических противоречий в России. В условиях революционного брожения правительство особые надежды возлагало на армию, как на силу, способную сохранить существующий строй. Революционным настроениям в войсках, по мнению военного министра, следовало противопоставить идеологию самодержавия, суть которой сводилась к догмату — «православие, самодержавие и народность». г.
Основополагающими для осуществления военной реформы являлись экономические условия. Военное поражение России наглядно выявило экономическую отсталость страны и неудовлетворительное вооружение армии. Назрела необходимость изменить комплектование войск и создать мобилизационный запас, проявилась очевидность вреда прусской системы обучения и воспитания личного состава, которая усиленно внедрялась царским самодержавием в русской армий.
Важной предпосылкой проведения военной реформы явилось неудовлетворительное состояние вооруженных сил, неспособность армии и флота вести успешные военные действия1.
Боевая подготовка войск мирного времени проводилась по устаревшей методике, не учитывавшей в достаточной степени развитие вооружений и новых приемов ведения боя. Существовавшие уставы сковывали инициативу нижних чинов, особенно необходимую при применении рассыпного строя. В условиях развития революционных настроений требовалось усиление воспитательной работы в войсках.
Демин A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60−90 годы XIX века. Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1994. С. 9 — 10.
При возросших нагрузках участников вооруженной борьбы на особое место выдвигалась физическая подготовка военнослужащих.
Как показало исследование, боевая подготовка в армии и на флоте, заключавшаяся в обучении и воспитании нижних чинов, была тесным образом связана с «качеством учителей и учеников». Отсюда вытекает важность значения организации соответствующего начального воспитания и обучения, то есть подготовки к военной службе допризывной молодежи и военной доподготовки необходимого резерва. Качество учебы во многом зависело от умений офицеров организовывать и проводить эту работу. Не случайно, в образованных в исследуемый период юнкерских училищах, Г будущих офицеров готовили и как «учителей нижних чинов», давая им необходимые знания и методические навыки.
Была предпринята, не лишенная логического смысла, попытка отделения общего образования от специального военного. Вместо кадетских корпусов — образованы. военные гимназии. Военное министерство стремилось улучшить подготовку офицерского состава.
Нынешний этап развития армии и флота во многом напоминает время проведения военной реформы 60-х — 70-х годов XIX века. Во второй половине столетия Российская империя перестраивалась на буржуазный ладв конце XX веке в бывшем СССР были начаты глобальные социальноэкономические и политические преобразования, ориентировавшие на развитие рынка и строительство конструктивных взаимоотношений с ведущими мировыми державами. Претерпевала изменения идеология, оплотом государства оставалась многочисленная, но малоэффективная армия. В условиях финансового дефицита возникла необходимость проведения военной реформы, сокращения численности войск, подготовки резерва и улучшения качества боевой подготовки.
Аналогичные задачи государство решает и в наши дни, осуществляя переход на контрактную службу. Однако, на наш взгляд, в условиях сокращения армии серьезным упущением является непридание должного значения допризывной подготовке молодежи и созданию военнообученного резерва.
Изучение прошлого позволяет одновременно с переосмысливанием исторического опыта осуществления военного строительства, организации боевой подготовки войск принимать правильные решения и осуществлять рациональную политику в отношении развития вооруженных сил государства на современном этапе его развития. г.
В настоящее время воспитание и обучение войск осуществляется в системе боевой (для офицеров в войсках и военно — учебных заведениях.
1 2 командирской) подготовки, общественно — государственной подготовки, специальной и физической подготовки3 военнослужащих.
Целенаправленному воспитанию личного состава способствует соответствующая Концепция4 и правительственная программа по развитию патриотических качеств россиян5.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной для исследования темы.
1 Определена директивой Министра обороны Российской Федерации № Д -109 от 16 декабря 1993 г.
Определена приказом Министра обороны Российской Федерации № 250 от 1993 г.
3 Определена Наставлением по физической подготовке, введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 от 1987 г.
4 Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1998.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы». Кр. Звезда, 2 марта 2001 г.
Актуальность темы
заключается в целесообразности исследования опыта военного строительства в период проведения буржуазных реформ в России с современных позиций. В сложной и противоречивой социальноэкономической обстановке возрастает роль исторических знаний и возможности их практического применения.
В этой связи актуальность исследования определяется: 1. В научнопознавательном плане — необходимостью глубокого изучения процесса организации и совершенствования боевой подготовки в русской армии, выявления основных составляющих подготовки личного состава, резерва и допризывной молодежиролью офицерских кадров в организации учебновоспитательной работы. 2. В военно — прикладном отношениивозможностью использовать исторический опыт воспитания и обучения в армии и на флоте, организации профессиональной подготовки личного состава в современных условиях.
Важным аспектомпредставляется продуманная политика в отношении содержания достаточных в количественном отношении вооруженных сил и возможность их увеличения в случае необходимости за счет обученного резерва.
Актуальность темы
подтверждается также слабой изученностью обозначенной проблемы, которая до настоящего времени не являлась предметом специального научного анализа.
Хронологические рамки исследования (60-е — 70-е гг. XIX века) определены тем, что в силу развития военного дела, современных требований к ведению боевых действий, улучшение качества боевой подготовки (обучения и воспитания) войск в России второй половины XIX века было актуальнейшей проблемой и вобрало в себя весь опыт предшествующей истории.
Русско — турецкая война (1877−1878гг.) явилась критерием правильности осуществлявшихся в ходе военной реформы преобразований.
Степень научной разработанности проблемы.
Отечественными учеными — историками проделана определенная робота по исследованию различных аспектов проблемы. В настоящее время имеется ряд монографий1 и диссертаций2 по отдельным вопросам, составляющим предмет боевой подготовки войск.
Были предприняты попытки анализа теории и практики организации учебно — воспитательного процесса в армии и на флоте, а также, в военно-учебных заведениях России в период военной реформы, проводившейся под руководством Д. А. Милютина.
Особо необходимо отметить фундаментальный труд г 1.
П.А.Зайончковского, посвященный военным реформам 1860−1870гг. вцелом .
Определенный интерес представляют работы авторских коллективов под руководством В.Н. Лобова4 и К.В. Богданова5, в которых показано развитие отечественной теории обучения и воспитания войск.
1 Изонов В. В. Подготовка военных кадров в России (XIX-начало ХХвв.). СПб., 1998; Машкин Н. А. Высшая военная школа российской империи XIX-начало XX века. М., 1997; Федорин С. В. Государственная система физического воспитания в русской армии и на флоте (вторая половина XIX-1914г.). СПб., 2002.
Бордунов С. В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военных школах дореволюционной России второй половины Х1Х-начала ХХвв. Дисс.канд. пед. наук. М. 1991; Демин A.M. Подготовка офицера русской армии в 60−90-е годы XIX в. Дисс. канд. ист. наук. М., 1995; Лушников A.M. Военно-учебные заведения России в 1861—1941 гг. Социально — политический аспект развития. Дисс. д-ра ист. наук. Ярославль, 1990 и др.
3 Зайончковский П. А. Военные реформы 1860−1870 годов в России. М., 1952.
40 долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов и статей /Сост. Ф. А. Галушко, А. А. Колесников /Под ред. В. Н. Лобова. М., 1990.
5Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII — XX веков. /Под ред. К. В. Богданова. М., 1993.
Ценный материал относительно обучения руководителей боевой подготовки содержится в книгах С.В.Волкова1, Ю. А. Галушко и А. А. Колесникова. Несмотря на богатый вклад в развитие исторической науки по исследованию характера военной реформы 1860 — 1870-х гг. XIX в., в опубликованных работах не ставилась задача комплексного исследования организации боевой подготовки русской армии и флота в исследуемый период. Поэтому ряд важных направлений военного обучения и воспитания в отечественной историографии рассмотрены не были или рассматривались лишь частично.
Таким образом, определенная в качестве темы диссертационного г исследования проблема совершенствования боевой подготовки в период проведения буржуазных реформ XIX века, до сих пор не была предметом самостоятельного исследования и не имеет всестороннего изучения и систематизированного раскрытия в прямой постановке.
Цель исследования: на базе архивных источников, документальных и литературных источников, часть которых в научный оборот вводится впервые, ^ осуществить комплексный анализ организации и совершенствования боевой подготовки войск и факторов, влияющих на развитие военного воспитания и обучения.
Задачи исследования:
— провести анализ историографии генезиса боевой подготовки и источников ее изучения;
— всесторонне рассмотреть содержание боевой подготовки в России в исследуемый период и подробно показать ее структуру;
— выделить проблему боевой подготовки как ключевую в деле боеспособности и профессионального соответствия современной армии;
Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
Галушко Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства.
Исторический справочник. М., 1993.
— проанализировать факторы, влияющие на развитие военного обучения и воспитания;
— рассмотреть создание и обучение боевого резерва войск;
— исследовать деятельность Военного министерства и других ведомств в отношении подготовки молодежи к службе в армии;
— на основе проведенного анализа сделать обобщения и выводы, сформулировать практические рекомендации для использования соответствующего исторического опыта с целью совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях. Источниковая база исследования. г.
Историография боевой подготовки (обучения и воспитания) войск в исследуемый период и подробная характеристика источников даны в первом параграфе диссертации. В ходе исследования проблемы, основное внимание было уделено рассмотрению и анализу документальных материалов, хранящихся в государственных архивах Российской Федерации.
При работе над диссертацией использовались документальные материалы, отложившиеся в Российском государственном архиве Военноморского флота (РГА ВМФ) и архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС).
Особый интерес представляют дела архива ВИМАИВиВС, находящегося в здании «Арсенала» напротив Петропавловской крепости, фонда № 24 (Копийные приказы), фонда № 6 (Главное артиллерийское управление) и фонда № 52 (Дела сборные) — опись 110/60 (Главный комитет по устройству и образованию войск 1876 — 1881). Так, например, из дела 14 (Ф. 6. Оп. 1/1. J1. 546.) мы узнаем, что на исполнение программы перевооружения Главное артиллерийское управление в исследуемый период испрашивало 278 ООО рублейв деле 128 (Ф. 6. Оп. 1/5. J1. 13) говорится о содержащихся на главной гауптвахте в Царском селе двух младших офицеров за оскорбление чести полковника. В деле 116 (Ф. 6. Оп. 1/1. JI. 17 -17 об.) рассматривается проблема некомплекта офицеров и возможное ее решение.
Военно-морская специфика боевой подготовки просматривается через архивные дела РГА ВМФ, содержащиеся в историческом здании архива на Миллионной улице г. Санкт-Петербурга.
Всего было изучено и использовано более 90 дел из 15 архивных фондов. В ходе исследования проблемы также была проработана военно-историческая литература, находящаяся в крупнейших книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, а, также, читальных залах ряда других городов.
Научная новизна и практическая значимость диссертации состоит в г попытке всестороннего и комплексного исследования проблемы организации и совершенствования боевой подготовки войск в ходе проведения военной реформы 60−70-х годов XIX в., рассмотрении процесса воспитания, обучения, выработки воинского духа в единой взаимосвязанной системе.
На основании изученных источников, в исследовании показана зависимость боеготовности войск от качества подготовки военных воспитателей и учителей, дана структура организации учебно-воспитательного процесса.
Показана необходимость, роль и значение соответствующей подготовительной деятельности с допризывной молодежью и военно-обученным резервом.
В научный оборот вовлечены новые архивные документы и военно-исторические работы, что дало возможность обобщить исторический опыт, сделать конкретные выводы и предложить ряд практических рекомендаций по совершенствованию военного строительства в современных условиях.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исторического опыта воспитания и обучения войск и население России в целом.
Важным моментом является показ возможной рациональной структуры в соотношении численности войск на основе всеобщей воинской обязанности, контрактной службыцелесообразности начальной военной подготовки молодежи и наличия военно-обученного резерва.
На защиту выносятся вопросы:
1. Анализ историографии боевой подготовки (воспитания и обучения) в русской армии и на флоте в ходе военной реформы 60−70-х гг. XIX в.
2. Обобщение опыта организации боевой подготовки в исследуемый период.
3. Выделение боевой подготовки войск как центрального звена военного строительства.
4. Обоснование необходимости комплексного решения проблемы боевой г подготовки с учетом реально необходимой и обоснованной численности войск и соответствующего резерва.
5. Практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию военного воспитания и обучения.
Апробация исследования.
По изученной проблеме автором подготовлен ряд научных публикаций1.
Результаты исследования были изложены на заседании кафедры истории России и зарубежных стран Санкт-Петербургского государственного университета.
Материалы диссертации используются при организации учебновоспитательного процесса в Дзержинском филиале Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
В соответствии с поставленной целью, структура диссертационного исследования состоит из введения, трех глав и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Русско-турецкая война 1877−1878 годов явилась в известной степени проверкой проводившейся в России военной реформы и ещё раз доказала необходимость подготовки массовых армий в современных условиях ведения боевых действий.
1 ноября 1876 года в стране была объявлена мобилизация. В основных губерниях Европейской России сбор запасных был закончен на 15-й день.
Было сформировано 83 запасных батальона, 22 запасных эскадрона, 12 запасных батарей, 4 крепостных полка, 26 местных батальонов и ряд других мелких подразделений. Численность всех этих войск по мирному времени составляла 272.867 человек, а после мобилизации достигла 546.607 воинов. Но этого количества оказалось мало.
В 1877 году было сформировано 52 резервных пехотных батальона, 12 резервных пеших батарей для несения «тыльной службы», из которых было образованно четыре резервных дивизии. Для пополнения боевых частей было сформировано 66 запасных батальонов, 15 запасных пеших и конных батарей, 48 маршевых эскадронов и 2 сапёрных батальона. Когда возникла угроза европейского вооружённого конфликта в первой половине 1878 года, после окончания русско-турецкой войны, было сформировано ещё 14 резервных дивизий на базе местных крепостных батальонов, а также вновь — 7 линейных и 24 местных батальона и ряд других частей1.
В июне 1878 года общее количество регулярных войск достигло цифры 1.700.834 человека, а вместе с иррегулярными составляло 1.845.647 человек2.
Смотри Зайончковский П. А. Военные реформы 1860−1870 годов в России. М., 1952. С. 339.
2Там же. С. 340.
Имеются многочисленные документальные свидетельства и мемуарные воспоминания о том, что подготовка войск к боевым действиям находилась на достаточно хорошем уровне. Воспитание и обучение в русской армии и на флоте, после тяжёлых уроков Крымской войны были значительно улучшены. Военное министерство в ходе проводившейся реформы проявило необходимую заботу о нравственном, умственном и физическом развитии военнослужащих. Большое внимание, как вспомогательному средству, отводилось обучению нижних чинов грамотности. Рутина и плацпарадность в повседневной деятельности войск постепенно уступали место необходимости учить тому, что необходимо на войне, осознанному выполнению воинского долга.
В ходе русско-турецкой войны «боевые доблести русского солдата приобрели ему всемирную славу. Что же касается призывных запасных нижних чинов, то они мало отличались от состоящих на действительной службе"1.
Боевая подготовка проводилась по новым методикам, в основу которых были во многом положены идеи М. Драгомирова, Г. Леера и ряда других военных теоретиков и полководцев.
Получила развитие инженерно-сапёрная учёба войск с целью оборудования временных укрытий.
Однако, основным недостатком боевой подготовки явилось несоответствие тактических принципов, зафиксированных в воинских уставах, уровню развития стрелкового оружия и артиллерии. Недостаточно согласованно действовали войска различных родов вооружений. Мало внимания уделялось проведению тактических учений с использованием возможностей рассыпного строя. Ошибочным было мнение о нецелесообразности ведения стрельбы на большие дистанции.
Пузыревский. Отрывочные заметки из опыта минувшей кампании //Воен. сб. 1878. № 7. С. 62.
Качество боевой учёбы непосредственным образом зависело от уровня подготовки обучаемых и учителей.
В исследуемый период многое было сделано по совершенствованию организации и улучшению учебно-воспитательного процесса в военной школе. Специальное военное образование отделили от общего. Вместо кадетских корпусов были созданы военные гимназии и прогимназии, причём, первые готовили юношей для поступления в военные, а вторые — в юнкерские училища, созданные в округах с целью ликвидации дефицита офицерских кадров. Новым и несомненно полезным делом явилось обучение юнкеров навыкам и умениям педагогической деятельности с целью использования их в качестве учителей нижних чинов.
Юнкерские училища обеспечивали армию офицерами по штатам мирного времени, однако, задача укомплектования офицерскими кадрами запасных частей на случай войны решена не была.
Более тщательно стал осуществляться подбор штатных преподавателей и офицеров в военно-учебные заведения.
В высших военно-учебных заведениях — академиях изменения коснулись лишь отдельных сторон организации и практики обучения. Современный курс тактики предполагал рассмотрение вопросов обучения и воспитания войск. Ставилась задача подготовки высокообразованных офицеров, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации.
Необходимо отметить, что вся система подготовки в военно-учебных заведениях была по-прежнему подчинена задаче воспитания преданных самодержавию офицерских кадров.
Вместе с тем, оставляла желать лучшего допризывная подготовка молодежи и военно-обученного резерва. Опыт проведения этой деятельности получил широкое развитие после русско-японской войны 1904 — 1905 гг.
Всесословная воинская повинность, введенная в 1874 году, отменила основные привилегии дворянства, дарованные Петром III. Льготы по образованию стимулировали развитие просвещения. Российские вооруженные силы превращались в современную массовую армию.
Реформа, проводившаяся под руководством военного министра, генерал-адъютанта Д. Милютина, явилась составной частью буржуазных преобразований в России и носила прогрессивный характер.
В тоже время, консервативное крыло военных и правительственных чинов стремилось к сохранению плац-парадных традицийбоязнь развития сознательности и инициативы нижних чинов тормозила совершенствование боевой подготовки войск и Военному министерству приходилось преодолевать серьезные препятствия на пути практического осуществления реформы.
Несмотря на определенные недостатки, объективно обусловленные характером самодержавия в период проведения буржуазных реформ, необходимо отметить рациональный подход к организации боевой подготовки войск на различных уровнях. Исторический опыт совершенствования воспитания и обучения личного состава армии и флота в исследуемы период позволяет отметить ряд актуальных, на наш взгляд, уроков.
Во — первых, отсутствие стабильной и последовательной системы в строительстве вооруженных сил, имеющей поддержку и понимание в широких слоях народных масс и общественности, отражается на уровне боеспособности войск и в конечном итоге приводит к военному поражению.
Во — вторых, оборона страны имеет общегосударственное значение, и усилия всех заинтересованных ведомств, правительственных структур, общественно-политических организаций, от которых, в той или иной степени зависит обеспечение военно-морской мощи державы, должны быть не рассогласованы, а скоординированы высшим руководящим органом.
В — третьих, успех в воспитании и обучении войск во многом зависит от предварительной подготовки обучаемых и воспитуемых в допризывный период в системе народного образования и государственной идеологической работы и педагогов, имеющих для своей военно-профессиональной деятельности достаточные знания и навыки.
В — четвертых, в условиях финансового дефицита и ограниченного военного бюджета, чрезвычайно затруднительно проводить рациональную политику по укреплению армии и флота, особенно, учитывая современное развитие вооруженных сил ведущих мировых держав, оперативно использующих передовые достижения науки и техники.
Исторический опыт и конкретные уроки осуществления государственной политики необходимо учитывать в ходе организации и планирования поступательного развития государства и общества. Принятие правительственной программы патриотического воспитания россиян, забота о развитии высшей школы и народного образования, активизация интереса к занятиям физической культурой и спортом интерполированы из исторического опыта воспитания здоровой нации и должны работать на благо общества.
На основании проведенного исследования вытекает целесообразность ряда практических рекомендаций относительно организации боевой подготовки, воспитания и обучения военнослужащих в современных условиях.
Первое. В условиях международного соперничества и необходимости содержания вооруженных сил, от уровня боевой подготовки во многом зависит эффективность использования армии и флота. При проведении военной реформы, постепенном переходе от всеобщей военной службы к контрактной войска не должны испытывать дефицит финансирования в отличии от существующего сегодня положения.
Средства для совершенствования военного воспитания и обучения могут быть высвобождены за счет сокращения численности личного состава или изысканы другим путем.
Второе. При переходе на контрактную службу и сокращении численности войск необходимо серьезное внимание уделить организации военнообученного резерва и начальной военной подготовке молодежи, тем более, что элементы военной дисциплины пойдут только на пользу воспитания юношей.
Третье. Актуальным является воссоздание подготовки военных педагогов как для войск, так и для военно-учебных заведений, что по непонятным причинам перестали делать в постсоветский период развития России.
Четвертое. Большее внимание нужно уделять военно-патриотической пропаганде героических традиций со стороны средств массовой информации, учить граждан ценить прошлое, уважать историю Отечества и гордиться ею.
Список литературы
- АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- АРХИВ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ
- ФОНД 4. Артиллерийский комитет. Оп. 48/5б. Д. 6,15,21.
- ФОНД 6. Главное артиллерийское управление. Оп. 1/1. Д. 14,116,118,119. Оп. 1/5. Д. 45, 128,143, 146, 149.
- ФОНД 16. Полевое артиллерийское управление действующей армии.
- Оп. 107. Д. 13, 88, 305, 419, 424,428, 431.
- ФОНД 21. Достопамятный зал 1790 1867.
- Оп. 97/5. Д. 12,13,88, 93,98.
- ФОНД 24. Копийные приказы.1. Оп. 27/5. Д. 11,17,18.
- Оп. 97/5. Д. 12, 13,20, 23.1. Оп. 97/ 19. Д. 9,17, 19.1. ФОНД 51. Дела сборные.1. Оп. 96/1. Д. 1,3.1. ФОНД 52. Дела сборные.1. Оп. 110/60. Д. 2,4,9,12.
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО1. ФЛОТА
- ФОНД 167. Всеподданнейшие отчеты по флоту и морскому ведомству. Оп. 1.Д. 12,17,24.
- ФОНД 227. Высочайшие повеления, рескрипты, указы. On. 1. Д. 229, 233, 234.
- ФОНД 249. Приказы по флоту и морскому ведомству.1. Оп. 1.Д. 8,12, 34.
- ФОНД 433. Морская академия.1. On. 1. Д. 30,35,38.
- ФОНД 434. Училища морского ведомства.1. On. 1. Д. 14,17,19.1. Оп. 2. Д. 1.7,8, 11.1. ФОНД 466. Морская лига.1. On. 1. Д. 169, 175, 177.
- ФОНД 578. Морской музей Петра Великого. On. 1. Д. 2,5.1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- ПСЗ. 2е собр. Т. 38. № 40 010, Т. 39, № 40 877.
- Свод военных постановлений. Кн. XV. СПб., 1870. С. 99.1. Военное министерство.
- Всеподданнейший отчет Военного министра 1863 год. Отчет главного управления военно-учебных заведений. СПб., 1865
- Всеподданнейший отчет о действиях военного министерства за 1870 г.
- Всеподданнейший доклад военного министра от 20 декабря 1870 г. //Воен. сб. 1871. № 1.
- Всеподданнейший доклад по Военному министерству. 1 января 1876 г.
- Всеподданнейший отчет Военного министерства за 1876 г. СПб., 1878.
- Общий обзор состояния и деятельности всех частей Военного министерства за 1875 год. VIII. Часть военно-учебная. //Воен. сб. 1877.
- Сборник законодательных работ по составлению военно-судного устава. СПб., 1867.
- Сборник правительственных распоряжений по введению общей воинской повинности. Т. I. СПб., 1874.
- Приказы по морскому ведомству1. Циркуляры Главного штаба
- Приказы по военно-учебным заведениям1866-№ 53 1867 -№ 46
- Циркуляры по военно-учебным заведениям1872-№ 10
- Приказания по войскам Гв. и Петерб. воен. округа1890-№ 231. Приказы по артиллерии1872 -№ 1171. Руководящие документы
- Военное министерство. Его права и обязанности. СПб., 1904.
- Воинский устав о строевой кавалеристской службе. 4.1-III. СПБ., 1869.
- Воинский устав о строевой пехотной службе. 4. III. Батальонное учение. СПБ., 1875.
- Воинский устав о строевой пехотной службе. 4.1, СПБ., 1862.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы». М., 2001.
- Директива Министра обороны Российской Федерации № Д 109 от 16 декабря 1993 г.
- Дисциплинарный устав. Полное собрание законов. 2-е собр. Т. 44. № 47 287. Ст. 4.
- Инструкция для занятий войск Красносельского лагеря в первой половине лагерного сбора. //Воен. сб. 1876. № 7. С. 51 82.
- Инструкция по учебной части в военных училищах. СПб, 1883.
- Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий. СПб, 1981. 173 с. 11 .Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. СПб, 1901.
- Инструкция определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. СПб, 1900.
- Инструкция определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах. СПб, 1901. 22 с.
- Инструкция прохождения курса строевого и умственного образования в местных войсках Киевского военного округа. Киев. 1875 г. 71 с.
- Инструкция и правила по учебному сбору нижних чинов запаса. СПб, 1911.
- Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. М, 1998. 18 с.
- Наставление по физической подготовке, введенное в действие приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 от 1987 г.
- Новое положение о порядке обучения молодых солдат. //Воен. сб. 1877. № 2. С. 189- 193.19."Отечественные записки". Т. 3, Разд. 2. 1839.
- Положение о дисциплинарных батальонах и ротах. ПСЗ. Т. LIII. № 58 477.
- Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных. СПб, 1864.205
- Положение об управлении полком. СПб., 1882. 52 с.
- Положение о школах и учебных командах артиллерийских войск. СПб., 1879.-8 с.
- Положение о порядке обучения молодых солдат. СПб., 1877.
- Положение о дисциплинарных батальонах и ротах. ПСЗ. Т. LIII. № 58 477. Ст. 1.
- Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных. СПб., 1864.
- Правила для обучения гимнастике в войсках. СПб., 1859.
- Правила о приеме воспитанников в морское училище. СПб., 1867. 18с
- Приказы генерала М. Д. Скобелева. (1876−1882). СПб., 1882.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 250 от 1993г
- Руководство по гимнастике для сельских школ и народных училищ. СПб., 1873.
- Устав о воинской повинности. СПб., 1916.
- Александер Н.Н. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода //Воен. знание. 1922. № 10. С. 20 22.
- Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России) М., 1958. 224 с.
- Андриянов А.В. Военно-педагогический курс. Опыт руководства для систематического обучения молодых солдат в пехоте. В 2-х частях. Кронштадт. 1879. 113 с.
- Астафьев А.И. О современном военном искусстве. СПб., 1856. 168 с.
- Березовский В.А. Воспоминания о С.Г. Гершельмане //Разведчик. 1910. № 1048. С. 724−725.
- Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973. 616 с.
- Бескровный Л.Г. Хрестоматия по Русской военной истории. М., 1947.- 639 с.
- Бобровский П.О. Юнкерские училища: Историческое обозрение их деятельности. Т.2. СПб., 1872. 264 с .
- Богданович А.Н. Исторический очерк деятельности военно-учебного управления в России. СПб., 1879. 570 с.
- Бонч-Бруевич М. Д. Драгомиров о боевой подготовке офицеров. М., 1944.-20 с.
- П.Бордунов С. В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX века. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с
- Бунякин Т.В. Абаза-военный педагог и писатель. Варшава. 1909. 26 с.
- Военная хрестоматия для нижних чинов /Сост. Зноско-Боровский. СПб., 1876.- 116 с.
- Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого и др. Т. IV. СПб., 1910.
- Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого и др. Т. VI. СПб., 1912.
- Военная хрестоматия для полковых учебных команд, ротных, эскадронных и батарейных школ. СПб., 1887. 370 с.
- Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII -XX веков. /Под ред. К. В. Богданова. М., 1993. 256 с.
- Волков С. В. Русский офицерский корпус. М. 1993. 368 с. 19 .Воспоминания о С .Я. Надсоне //Красная Нива. 1891. № 1. С. 27−73.
- Галушко Ю., Колесников А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М., 1993. 222 с.
- Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Академии Генерального штаба. СПб., 1882.- 540 с.
- Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. СПб., 1880. Т. 1.
- Дандевиль М.В. Юность поэта. СПб., 1907.- 120 с.
- Две встречи //Разведчик. 1910. № 1051. С. 773−774.
- Демин A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60−90 годы XIX века. Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1994. -24 с.
- Дерман В. Драгомиров о воспитании и обучении войск. М., 1946. 38 с
- Дневник Д. А. Милютина. Т. 4. М., 1959. 546 с.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы обучения и воспитания войск. М., 1956.-688 с.
- Драгомиров М.И. Опыт руководства для подготовки частей к бою. Киев, 1871.-64 с.
- Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время, (воспитание и образование). Киев. 1906. 126 с.
- Драгомиров М.И. Разбор инструкции для действия роты и батальона в бою. //Воен. сб. 1879. № 3. С. 97 109.
- Драгомиров М.И. Учебник тактики. 1879. 648 с.
- Друцкой С.А. Причины невменения в государственном уголовном праве. Варшава, 1902. 64 с.
- Душа армии. М., 1997. 620 с.
- Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России (1861−1917 гг.). Автореф. дисс. .канд. ист. наук. СПб., 2000. 32 с.
- Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 1870 годов в России. М., 1952.-370 с.
- Зайцев А.А. Военно-педагогические взгляды М.И.Драгомирова //Военно-ист. журнал. 1985. № 9. С. 72 76.
- Заметки командира запасного пехотного батальона о порядке обучения молодых солдат. //Воен. сб. 1877. № 10. С. 251 255.
- Зедделер JI.JI. Влияние оружия, заряжающегося с казны, на боевую подготовку войск. // Воен. сб. 1876. № 1. С. 59 90.
- Зедделер JI. Несколько практических выводов из нашей последней войны //Воен. сб. 1878. №№. 5,6. С. 65 -78.
- Изонов В.В. Подготовка военных кадров в России (XIX-начало ХХвв.). СПб., 1998.-532 с.
- Калашников И.А. Обучение и воспитание в российской армии (XVII -XIX века). М., 1993. 76 с.
- Карашан В. А. Методологические проблемы истории развития отечественной военной психологии.Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1973-
- Каульбарс А. По вопросам, касающимся кавалерии. // Воен. сб. 1879. № 3. С. 37−66.
- К.В. Чичинадзе. Сборник положений, правил и программ для испытания офицеров, вольноопределяющихся и нижних чинов всех родов оружия с указанием руководств и требуемых пособий, рекомендованных и одобренных в этих программах. СПб., 1878. 376 с
- Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х томах. Т. 2. М., 1999. -336 с.
- Кокин Л. Плавательные команды в строевых частях инженерных войск и обучение плаванию нижних чинов. СПб., 1876. 24 с. 48. Колокол. 1863. № 162.
- Колобяков А.Ф. Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Новосибирск, 1944. -48 с.
- Колюбакин Б.М. Памяти Владимира Антоновича Березовского //Разведчик. 1917. № 1376/1377. С. 177−178.
- Краткий молитвенник для воинов. Репринтное воспроизведение издания 1895 года. СПб., 1996. 88 с.
- Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945. 108 с.
- Крылов В.М. Роль кадетских корпусов в подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии (XVIII XIX вв.). Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1995. — 20 с.
- Кузнецов Ф. Брусилов о воспитании и подготовке офицерских кадров. Л., 1944.-22 с.
- Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России : Анализ педагогического опыта. 1882 1917 гг. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. СПб., 1997. -21 с.
- Кутузов М.И. Сборник документов. Т. 2. М., 1951. 610 с.
- Кучеров В.Е. Историко-педагогические тенденции патриотического воспитания офицеров российской армии (XVIII-нач.ХХ вв). Дисс. .канд. пед. наук. М., 1998.
- Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений 1700 -1880. СПб., 1880. -642 с.
- Левитский М. Воспитание солдата. 1918. 34 с.
- Леер Г. А. Метод военных наук. СПб., 1884. 240 с.
- Леер Г. А. Опыт критико-истрического исследования законов ведения войны: (Положительная стратегия). СПб., 1869. 64 с.
- Леер Г. А. Прикладная тактика. СПб., 1877. 246 с.
- Л.Л. Мысли о бое и мирной к нему подготовке. //Воен. сб. 1878. № 6. С. 243−247.
- Лушников A.M. Военно-учебные заведения России в 1861—1941 гг.. Социально политический аспект развития. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Ярославль, 1990. — 36 с.
- Машкин Н.А. Высшая военная школа российской империи Х1Х-начало XX века. М., 1997.-348 с.
- Меньшиков П.П. Общеобразовательные беседы с нижними чинами. Динабург. 1874.-354 с.
- Михеев С. Краткая характеристика офицеров, послуживших действующими лицами военных рассказов Всеволода Гаршина //Офицерская жизнь. 1913. № 11. С. 168−170- Полковые воспоминания о Всеволоде Гаршине //Разведчик. 1903. № 673. С. 790−791.
- Михайлов А.А. Военно-учебное ведомство России во второй половине XIX начале XX в. и его роль в подготовке офицерских кадров. Автореф. дисс. .д-раист. наук. СПб., 2000. — 32 с.
- Муратов В. Система военного образования //Красный офицер. 1919. № 2. С. 24−25.
- Надсон С.Я. Проза. Дневники. Письма. СПб., 1912. 64 с. 710 долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов и статей /Сост. Ф. А. Галушко, А. А. Колесников /Под ред. В. Н. Лобова. М., 1990.-368 с. 72.Ориентир. 1996. № 11.
- Отечественные военные реформы XVI—XX вв.еков /Под ред. В. А. Золотарева. М., 1995. 201 с.
- Отечественные записки. Т. 3., Разд. 2. 1839.
- Отчет об экзамене, произведенном выпускным воспитанникам Морского кадетского корпуса в марте и апреле 1867 года. СПб., 1867. -28 с.
- Пирогов Н. И. Вопросы жизни. // Морской сборник. 1856. Т. XXIII. № 6. С. 12−26.
- Пирогов Н.И. // Сочинения: В 4 т. Киев, 1910.
- Пирогов Н.И. Об устройстве гимназии, предполагаемом проектом преобразования морских учебных заведений. СПб, 1863. 46 с.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М, 1953. — 752 с.
- Письма и бумаги императора Петра Великого. П-г, 1918. Т. 7. Вып. 1.
- Плюцинский. К вопросу о состоянии инженерного искусства в кампанию 1877 -1878 гг. //Воен. сб. 1878. № 10. С. 259 276.
- По вопросу о введении гимнастики в военно-учебных заведениях с практическим обозрением развития этого дела. //Педагогический сборник. 1887. № 4. с. 336 358.
- Потто В. Современное образование и воспитание войск. СПб, 1875. -102 с.
- Правила для обучения гимнастике в войсках. СПб, 1859. 36 с.
- Правители России. М, 2001. 224 с.
- Практический учебник для молодого солдата. Составлен по перечню сведений, знание которых обязательно для молодого солдата, объявленному в приказе по военному ведомству 1880 года, № 335. СПб, 1899.-66 с.
- Пузыревский. Отрывочные заметки из опыта минувшей кампании //Воен. сб. 1878. № 7. С. 62 77.
- Раздуев В.А. Развитие военной психологии в России (середина XIX -начало XX века). Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М, 1993. 24 с.
- Романов Н.Н. Воинская дисциплина в Русской Армии второй половины XIX начала XX вв.: Социально-политический аспект. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. Самара, 1999. -21 с.
- Рукавицын И. М, Алехин И. А, Саханский Н. Б. Альбом схем по истории военной педагогики России. М, 1977. 56 с.
- Румянцев П. А. Документы. Т. 3. М., 1959. 524 с.
- Русское военное обозрение. Летние занятия войск в 1876 году. //Воен. сб. 1877. С. 47−53.
- Саянов В. Взгляды генерала М.И.Драгомирова на боевое воспитание и обучение войск. //Воен. вестник. 1945. № 17. С. 37 41.
- Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877 1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 41. СПб., 1903. — 124 с.
- Свидзинский Э.Ф. Заметки о действиях в стрелковой цепи. //Воен. сб. 1878. № 12. С.196 209.
- Семичев В.В. Музыкальное воспитание в системе военного образования России 1700−1917 гг. (Историко-педагогический анализ). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1994. 16 с.
- Симагин В. учреждение казачьих школ в Оренбургском казачьем войске (1819 1887) //Воен. сб. 1888. № 10. С. 391 — 399.
- Скобельцин. Подготовка конницы //Воен. сб. 1880. № 1. С. 14 26.
- Скугаревский А.П. Сражение при Находке. СПб., 1875- О полевой службе Генерального штаба. //Воен. сб. 1885. № 1. С. 61 90.
- Скугаревский А.П. Прапорщики запаса и ратники ополчения //Воен. сб. 1894. № 11. С. 196 210.
- Свидзинский Э.Ф. Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии. СПб., 1875. -42 с.
- Советский энцикл. словарь /Глав. ред. А. М. Прохоров. М., 1895. -624 с.
- Современный курс и практическая школа всех военных наук и знаний, необходимых при прохождении военной службы. М., 1881. -704 с.
- Соколов Н.А. Главное управление военно-ученых заведений. Ист. Очерк. СПб., 1914.- 524 с.
- Сокольский Ю.М. Цари и министры. СПб., 2000. 477 с.
- Столетие Военного министерства 1802−1902. Т. X. Ч. III.
- Столетие военного министерства. Т. XII. Кн. 1. Ч. 2.
- Столетие военного министерства 1802−1902. Главный штаб. Исторический очерк. Образования (обучения) войск 2.1,Кн. II, Отд. III.
- Столетие Военного министерства. Приложение к I тому СПб., 1901.
- Строков А.А. История военного искусства. М., 1967. 711 с.
- Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX начале XX в: историографическое исследование. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1994. — 24 с.
- Суворов А.В. Документы. Т. 1. М., 1949. 524 с.
- Теляковский А. Фортификация. СПб., 1856. 76 с.
- Тихомиров А.В. Офицерские собрания русской армии: Исторический опыт и уроки культурной деятельности (1796−1917). Автореф. дисс. .канд. ист. наук. СПб., 2001. 18 с.
- Турбин А. Воспитание в войсках. Дисциплина, как основа этого воспитания. СПб., 1912. -46 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т. 1.
- Фалеев Н. Цели воинского наказания. СПб., 1902. 36 с.
- Федорин С. В. Государственная система физического воспитания в русской армии и на флоте, (вторая половина XIX в. 1914 г.). СПб., 2002.-372 с.
- Федорченко В. И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. В 2-х т. Красноярск-Москва, 2001. Т. 1. -672 с.214
- Харитонов И. За Царя, за Родину, за Веру! Герои и войны российской армии (1695 1918). Ростов-на-Дону, 2000. — 304 с.
- Храбрым бессмертие. Военная энциклопедия. /Сост. Ф.Тарапыгин. СПб., 1911.- 640 с.
- Шайдулин А.В. Зарождение и развитие военно-морской психологии. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. -24 с.
- Шкляревич В. Руководство к стрельбе из артиллеристских орудий. СПб., 1874.-48 с.
- Шмидт К.А. Оценка физического развития и перечень упражнений для занятий гимнастикой в зимнее время, применительно к расположению войск по деревням. СПб., 1873. 74 с.
- Энциклопедия военных и морских наук /Под ред. Г. А. Леера. Т. II, СПб., 1884.-622 с. 127. 100. Юбилейный сборник Императорской Военно-медицинской академии / Под ред. А. Д. Данилевского и др. СПб., 1902. 380 с.