Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности адаптации организма разнополых школьников среднего и старшего возраста к условиям работы за компьютером

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время отсутствует комплексная оценка воздействия условий работы за компьютером, которая учитывала бы как физиолого-биохимические изменения, так и психоэмоциональное состояние школьников. Между тем известно, что работа за компьютером часто вызывает у пользователей состояние эмоционального напряжения, которое диагностируется как психокомпьютерный синдром. Исследователи связывают это… Читать ещё >

Содержание

  • I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физиологические особенности организма школьников
    • 1. 2. Физиолого-биохимические реакции организма человека и работа за компьютером: причинно-следственная связь
    • 1. 3. Механизмы адаптации к факторам, действующим на учащуюся молодёжь при работе с персональным компьютером
    • 1. 4. Обоснование использования слюны в качестве биологического материала
  • II. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Организация, материал и методы исследования
    • 2. 2. Сравнительный анализ влияния условий на уроке с использованием компьютера и на уроке без использования компьютера на 12-летних школьников с различной эмоциональной устойчивостью
    • 2. 3. Влияние условий работы за компьютером на динамику физиологического состояния организма разнополых школьников с различной эмоциональной устойчивостью в начале учебного года
      • 2. 3. 1. Характер изменений состояния сердечнососудистой системы и устойчивости произвольного внимания
      • 2. 3. 2. Характер изменения биохимического профиля
    • 2. 4. Влияние условий работы за компьютером на динамику физиологического состояния организма разнополых школьников с различной эмоциональной устойчивостью в середине учебного года
      • 2. 4. 1. Характер изменений состояния сердечнососудистой системы и устойчивости произвольного внимания
      • 2. 4. 2. Характер изменения биохимического профиля

      2.5. Влияние условий работы за компьютером на динамику физиологического состояния организма разнополых школьников с различной эмоциональной устойчивостью и экстравертированностью в конце учебного года.

      2.5.1. Характер изменений состояния сердечнососудистой системы и устойчивости произвольного внимания.

      2.5.2. Характер изменения биохимического профиля.

      III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

      ВЫВОДЫ.

Особенности адаптации организма разнополых школьников среднего и старшего возраста к условиям работы за компьютером (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем представляется оценка воздействия негативных факторов на здоровье школьников. Одним из таких факторов являются занятия в компьютерном классе, которые оказывают на организм школьников большую нагрузку по сравнению с обычными уроками (Л. М. Фатхутдинова, 2005; Т. И. Васильева, 2006; И. А. Криволапчук, 2010). При работе за компьютером на развивающийся организм подростков действует целый комплекс негативных факторов. Основные из них: электромагнитные поля разной частоты и напряжённости (сложный электромагнитный фон), шум, недостаточная или неправильная освещённость рабочего места, неблагоприятный микроклимат помещения (Ю. Г. Григорьев, 1996; Ю. В. Готовский, 1998). Кроме того чтение с экрана монитора в отличие от чтения печатного носителя вызывает значительное напряжение зрительного анализатора, связанное с такими особенностями экрана как яркость, контрастность и цвет изображения, наличие бликов на поверхности (М. А. Степанова, 2003). Влияние негативных факторов усиливается работой в статической позе, вызывающей напряжение определённых групп мышц шеи, плеч, спины и рук (Е. А. Гельтищева, 1991).

Наиболее чувствительными к неблагоприятному воздействию условий работы за компьютером являются нервная, эндокринная и сердечнососудистая системы (В. Г. Подковкин, 2006), так у работающих за видеодисплейными терминалами обнаружены нарушения гормонального и иммунного статуса, значительная активация перекисного окисления липидов, сопровождающаяся истощением антиоксидантных систем (Н. X. Амиров, 1993; В. Г. Подковкин и соавт., 2010). Значительное изменение гормонального статуса и специфических биотоков мозга обнаружено при 45-минутном воздействии электромагнитного поля компьютера (Ю. Г. Григорьев, С. Н. Лукьянова, 1996).

В настоящее время отсутствует комплексная оценка воздействия условий работы за компьютером, которая учитывала бы как физиолого-биохимические изменения, так и психоэмоциональное состояние школьников. Между тем известно, что работа за компьютером часто вызывает у пользователей состояние эмоционального напряжения, которое диагностируется как психокомпьютерный синдром. Исследователи связывают это с высоким темпом решения задач в условиях дефицита времени. Кроме того, время ответа системы, т. е. время между вводом информации пользователем и ответом компьютера, как было показано, является одним из наиболее сильных стрессоров (В. А. Бодров, 2000).

Актуальность данной работы определяется влиянием интегральных свойств психики на адаптивные реакции организма школьников к условиям работы за компьютером в различные периоды учебного года с учётом пола и возраста.

Цель исследования. Изучить воздействие условий работы за компьютером на адаптивные реакции организма школьников во взаимосвязи с их полом и возрастом.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать напряжённость электрического и электростатического полей и плотность магнитного потока на рабочем месте школьников.

2. Дать сравнительный анализ изменения артериального давления, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и уровня устойчивости произвольного внимания школьников разного пола и возраста, различающихся эмоциональной устойчивостью, при работе за компьютером в разные периоды учебного года.

3. Исследовать содержание в слюне школьников разного пола и возраста, различающихся эмоциональной устойчивостью, продуктов перекисного окисления липидов, 11-оксикортикостероидов (11-ОКС), свободного тироксина, общего трийодтиронина, гистамина и серотонина в разные периоды учебного года.

4. Изучить изменения физиологических показателей школьников экстравертов и интровертов при работе за компьютером с учётом их половых и возрастных различий.

Научнаяновизна. Впервые дан сравнительный анализ состояния организма школьников разного пола и возраста, различающихся эмоциональной устойчивостью и экстравертированностью, при работе за компьютером с жидкокристаллическим дисплеем по характеру изменения физиолого-биохимических показателей в разные периоды учебного года.

Выявлено, что в условиях работы за компьютером у школьников наблюдается уменьшение уровня устойчивости произвольного внимания и пульсового давления (ПД) и увеличение ЧССувеличение содержания в слюне 11-ОКС, серотонина, диеновых конъюгатов и диеновых кетонов производных эфиров холестерина и триацилглицеролов.

Теоретическое и практическое значение. Анализ данных, полученных в настоящем исследовании, позволяет расширить существующие представления о влиянии условий работы за компьютером на организм подростков разного пола и возраста с учётом их индивидуальных особенностей, в частности, эмоциональной устойчивости и экстравертированности в разные периоды учебного года.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по использованию компьютера в учебном процессе, составления учебных программ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Методы оценки состояния организма, предложенные в диссертации, являются достаточно простыми для использования их в любых учебных заведениях, поскольку не требуют применения сложной медицинской аппаратуры. Представленный в настоящей работе неинвазивный способ получения биоматериала представляет большую ценность для будущих исследований.

В ходе научного исследования разработан и апробирован способ определения первичных продуктов перекисного окисления липидов в слюне.

Материалы настоящего исследования могут оказаться полезными для гигиенистов, врачей и других учёных, занимающихся вопросом физиологии труда.

Реализация результатов исследований. Научные разработки и положения диссертационного исследования используются в учебном процессе ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»,.

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» и МОУ средняя общеобразовательная школа № 167 гор. округа Самара.

Апробация работы. Апробация работы проведена на кафедре биохимии Самарского государственного университета. Материалы диссертации доложены на IV Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития» (Тамбов, 2007), на IV Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» (Тамбов, 2008), на V Международной заочной научно-практической конференции «Качество науки — качество жизни» (Тамбов, 2009) и на Ш Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» (Тамбов, 2010).

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Реакция организма школьников на условия работы за компьютером, проявляющаяся в особенностях изменения их физиолого-биохимических показателей, зависит от эмоциональной устойчивости. На уроке без использования компьютера не наблюдается достоверное изменение физиолого-биохимических показателей у школьников независимо от их эмоциональной устойчивости.

2. Степень воздействия условий работы за компьютером на школьников зависит от возраста и периода учебного года. Это проявляется в уменьшении ПД, уровня устойчивости произвольного внимания и в увеличении содержания в слюне 11-ОКС и продуктов перекисного окисления липидов.

3. Особенности реакции организма школьников разного пола на условия работы за компьютером выражаются в снижении уровня устойчивости произвольного внимания, увеличении содержания 11-ОКС и продуктов перекисного окисления липидов в слюне у мальчиков и в увеличении содержания серотонина в слюне у девочек.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 научных работ, в их числе 1 патент РФ на изобретение.

Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 195 страницах машинописного текста и состоит из введения (4 е.), обзора.

ВЫВОДЫ.

1. Установлено, что на рабочем месте школьников напряжённости электрического, электростатического полей и плотность магнитного потока не превышали временных допустимых уровней согласно СанПиН 2.2.2/2.4.134 003. Напряжённость электрического поля в диапазоне частот 5Гц-2кГц составила 17 В/м, в диапазоне 2кГц-400кГц — 0,2 В/мплотность магнитного потока в диапазоне 5Гц-2кГц отсутствовала, в диапазоне 2кГц-400кГц составила 1нТлнапряжённость электростатического поля составила 164 В/м.

2. Обнаружен невысокий уровень устойчивости произвольного внимания у эмоционально стабильных мальчиков среднего возраста в сравнении с их эмоционально неустойчивыми ровесниками при работе за компьютером, о чём свидетельствует уменьшение значения показателя произвольного внимания независимо от периода учебного года на величину от 33% до 45% (Р<0,05). В конце учебного года у эмоционально неустойчивых девочек среднего возраста в отличие от эмоционально стабильных ровесниц наблюдалось увеличение значения показателя произвольного внимания на величину от 40% до 45% (Р<0,05).

3. Реакция сердечнососудистой системы школьников на условия работы за компьютером имела зависимость от их эмоциональной устойчивости. В конце учебного года у эмоционально стабильных мальчиков и девочек среднего и старшего возраста в отличие от эмоционально неустойчивых ровесников обнаружено уменьшение пульсового давления на величину от 27% до 51% (Р<0,05), а у эмоционально неустойчивых девочек среднего и старшего возраста в отличие от эмоционально стабильных ровесниц наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений на величину от 18% до 22% (Р<0,05).

4. У эмоционально неустойчивых мальчиков среднего возраста в отличие от эмоционально стабильных ровесников в конце учебного года при работе за компьютером развивалась активная адаптационная реакция, об этом свидетельствовало увеличение содержания в слюне диеновых конъюгатов, диеновых кетонов и 11-оксикортикостероидов на величину от 24% до 45% (Р<0,05). У эмоционально неустойчивых девочек среднего возраста в отличие от эмоционально стабильных ровесниц наблюдалось увеличение содержания серотонина в слюне на величину от 35% до 55% (Р<0,05) независимо от периода учебного года. Концентрации гистамина, свободного тироксина и общего трийодтиронина в слюне существенно не менялись (Р>0,05).

5. В конце учебного года у мальчиков интровертов среднего возраста обнаружено уменьшение значения показателя произвольного внимания на величину от 47% до 57% (Р<0,05), у мальчиков и девочек интровертов среднего возраста наблюдалось уменьшение пульсового давления на величину от 45% до 55% (Р<0,05). У экстравертов мальчиков и девочек среднего возраста значительное изменение данных показателей не обнаружено (Р>0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендуется сокращать нагрузку, связанную с работой за компьютером, для эмоционально неустойчивых девочек и, особенно, для эмоционально неустойчивых мальчиков среднего школьного возраста. О развитии активной адаптационной реакции и состояния эмоционального напряжения после работы за компьютером свидетельствуют значительные изменения биохимических показателей, и в большей степени реакция эндокринной системы.

2. Не рекомендуется перегружать частой или длительной (более 30 минут) работой за компьютером эмоционально неустойчивых школьников среднего возраста в конце учебного года, поскольку в этот период наблюдается существенные сдвиги физиологических и биохимических показателей основных адаптационных систем их организма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. В. Мера адаптированности биосистем организма в оценке экологически вредных воздействий / А. В. Аболенская, Е. П. Усатова, Р. А. Маткивский // Гигиена и санитария. —1993. № 10. — С.64−67.
  2. , Л. И. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке максимальной мощности у школьников / Л. И. Абросимова, В. Ф. Киселёв, М. Н. Скорнякова. М.: Медицина, 1981. — С. 73−74.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Медицина, 1982. — 240 с.
  4. , А. А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности / А. А. Александров // Кардиология. 1995.-№ 7.-С. 4−8.
  5. , Ю. И. Психофизиология / Ю. И. Александров. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  6. , Ю. А. Неврозы и перекисное окисление липидов / Ю. А. Александровский, М. В. Поюровский, Г. Г. Незнамов. — М.: Наука, 1991.-198 с.
  7. , Ю. А. Перекисное окисление липидов при эмоциональном напряжении и невротических расстройствах / Ю. А. Александровский, М. В. Поюровский, Г. Г. Незнамов // Журн. невропатологии и психиатрии. 1988. — Т. 88. — № 11. — С. 9.
  8. , Б. С. По закону ритма / Б. С. Алякринский, С. И. Степанова.-М.: Наука, 1985.-С. 15−31.
  9. Аналитические подходы к изучению показателей метаболизма в ротовой жидкости / под ред. Ф. Н. Гильмияровой. — М.: Известия, 2006. — 312 с.
  10. , П. К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма / П. К. Анохин // Вестник АМН СССР. 1962. — № 4. -С.16−26.
  11. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 350 с.
  12. , М. В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М. В. Антропова // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 18−24.
  13. , Е. А. Особенности функционального состояния сердечно сосудистой системы у детей 5−7 лет / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 1980. — № 4. — С.13−14.
  14. , И. И. Особенности функционально состояния щитовидной железы и коры надпочечников у детей с бронхиальной астмой / И. И. Балаболкин, Е. Н. Арсеньева, М. И. Баканов // Педиатрия. 1994. — № 3. — С.6−8.
  15. , В. А. Механизмы стресса и перекисное окисление липидов / В. А. Барабой// Успехи современной биологии. -1991.-Т. 111.-Вып. 6. -С. 923−932.
  16. , А. А Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С 5−8.
  17. , В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Баро-ненко, JI. А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2003. — С. 23, 24.
  18. , A.B. Темперамент и свойства высшей нервной системы / A.B. Барташев. -М.: Творческий центр Сфера, 2002. — 85 с.
  19. , М. И. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. И. Безруких // Здоровье детей. 2005. — № 19 (294).-248 с.
  20. , JI. Ф. Акселерация и состояние детей и подростков / JI. Ф. Бережков. — М.: Медицина, 1981. 60 с.
  21. , Т. Т. Биологическая химия / Т. Т. Берёзов, Б. Ф. Коровкин. — М.: Медицина, 2002. 703 с.
  22. Биологические ритмы / под ред. Ю. Ашоффа: в 2 т. — М.: Мир, 1984. — С. 25−58.
  23. , В. И. Уровни бодрствования и внимание / В. И. Блок // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970. — С. 97.
  24. , В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
  25. , А. Л. Электромагнитная экология / А. Л. Бузов, Ю. М. Спо-добаев, Л. С. Казанский, В. А. Романов. — М.: Радио и связь, 2004. — 100 с.
  26. , Е. М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. — Днепропетровск, 1971. 59 с.
  27. , И. Л. Гистамин в биохимии и физиологии / И. Л. Вайсфельд, Г. Н. Кассиль. М.: Наука, 1981.-277 с.
  28. , Т. И. Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером: Дис.. канд. биол. наук: 03.00.13. Самара, 2006. — 165 с.
  29. , Т. И. Биохимическая оценка коры надпочечников / Т. И. Васильева, В. Г. Подковкин, Е. Л. Чикина // Вестник СамГУ. 2002. -№ 4(26).-С. 137−144.
  30. , М. В. Биологические эффекты тироксина / М. В. Велданова // Медицинский научный и учебно-методический журнал. 2001. — № 6. -С. 150−173.
  31. , А. А. Изменение активности симпато-адреналовой системы и ги-пофизарно-адренокортикальной систем при утомлении / А. А. Виру // Нейроэндокринные механизмы адаптации. Ставрополь, 1982. — С. 12−20.
  32. , А. А. Механизм общей адаптации / А. А. Виру // Успехи физиологических наук. 1980. — Т. 11, № 4. — С. 27 — 46.
  33. , Ю. А. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах / Ю. А. Владимиров, А. И. Арчаков. М.: Наука, 1989. — 252с.
  34. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков // Тезисы III Всесоюзной конференции «Физиологическое развитие человека». М.: Академия педагогических наук СССР, 1985. — С. 383−384.
  35. , М. П. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков, обучающихся в техническом училище / М. П. Воронцов, В. В. Михеев // Гигиена и санитария. 1980. — № 2. -С.33−35.
  36. , Л. X. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов-на-Дону, 1990. — 223 с.
  37. , Л. X. Магнитные поля, адаптационные реакции и резистентность организма / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова // Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. — С. 131 148.
  38. , Е. А. Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий при работе на видеотерминалах / Е. А. Гельтищева, Г. Н. Селе-хова // Гигиена и санитария. 1991. — № 4. — С.31−34.
  39. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. -496 с.
  40. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. — 54 с.
  41. , Ю. П. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека / Ю. П. Гичев, Ю. Ю. Гичев. Новосибирск: СО РАН ГПНТБ, 1999. — 91 с.
  42. , А. П. Сезонные биоритмы в физиологии и патологии / А. П. Голиков, П. П. Голиков. М.: Медицина, 1973. — 256 с.
  43. , П. Д. Роль АКТГ и кортикостероидов в патологии / П. Д. Горизонтов, Т. Н. Протасова. М.: Медицина, 1968. — 335 с.
  44. , Ю. В. Электромагнитная безопасность в офисе и дома / Ю. В. Готовский, Ю. Ф. Перов. М.: ИМЕДИС, 1998. — 176 с.
  45. , Л. П. Тиреоидные гормоны слюны в оценке функционального состояния гипофизарно-тиреоидной системы / Л. П. Готовцева, Г. Ф. Ко-ротько // Клиническая лабораторная диагностика. — 2002. № 7. — С.9−11.
  46. , Ю. Г. Электромагнитная безопасность человека / Ю. Г. Григорьев, В. С. Степанов, О. А. Григорьев. — М.: Российский национальный комитет по защите от неионизирующего излучения, 1999. — 146 с.
  47. , Ф. И. К методике определения скорости переработки информа1ции (с помощью таблиц) / Ф. И. Гришко // Гигиена и санитария. 1974. -№ 3. — С.68−71.
  48. , Е. К. Физиологические и гигиеничекие проблемы компьютеризации школьного обучения / Е. К. Глушкова // Вестник РАМН. 1993. — № 5. — С. 40−47.
  49. Гун, Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье / Г. Е. Гун. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Нева», 2003. — 127 с.
  50. , Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов / Н. Н. Данилова.- М.: Аспект Пресс, 2002. 373 с.
  51. , Л. В. Моноаминергические системы в регуляции иммунных реакций / Л. В. Девойно, Р. Ю. Ильюченок. — Новосибирск: Наука, 1983. -234 с.
  52. , И. И. Эндокринология / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. М.: Медицина, 2000. — С. 147 — 229.
  53. , Г. Г. Компьютер и здоровье / Г. Г. Демирчоглян. — М.: Советский спорт, 1995. 61с.
  54. , Б. Н. Глаза и компьютер: как сохранить зрение / Б. Н. Джере-лей, О. Б. Джерелей. М.: Сталкер, 2006. — 190 с.
  55. , Н. В. Электрофизиологические и информационные аспекты развития стресса / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев // Успехи физиол. наук. 2005. — Т.36. — № 4. — С.57−74.
  56. , В. А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи. М.: Медицина, 1989. — 224 с.
  57. , И. А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы / И. А. Држевецкая. М.: Высшая школа, 1983. — 272 с.
  58. , Л. Л. Изменение ферментного спектра слюны при остром и хроническом панкреатите / Л. Л. Дударь, М. М. Гусак // Врачебное дело. -1981. — № 12. — С. 32−33.
  59. , И. В. Изменение глюкокортикоидной функции надпочечников у мальчиков-первоклассников в период адаптации к началу обучения в школе и в течение учебного года / И. В. Ермакова // Физиология человека.- 2002. Т.28, № 1. — С.35−41.
  60. , Ю. А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. 444 е.
  61. Золина, 3. М. Руководство по физиологии труда / 3. М. Золина, Н. Ф. Из-меров. -М.: Медицина, 1983. 368 с.
  62. , Э. Г. Аскорбиновая кислота, серотонин и гистамин как показатели адаптивной реакции крыс на воздействие электромагнитного поля / Э. Г. Зоточкина, Т. И. Былинкина // Гигиена и санитария. 1993. — № 6. -С. 43−45.
  63. , А. В. Неинвазивные методы исследований в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения / А. В. Иванов, Н. В. Рылова // Гигиена и санитария. — 2004. — № 6. — С.56−58.
  64. , JI. И. Общие и специфические эффекты тироксина. Действие тироксина на физиологические функции / JI. И. Иржак. — Сыктывкар, 1997. -С. 67−77.
  65. , В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. — Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  66. , В. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В. П. Казначеев, JI. П. Михайлова. Новосибирск: Наука, 1985.- 180с.
  67. , С. А. Уровень гистамина и серотонина у человека при нервно-эмоциональном напряжении / С. А. Каланров, И. Д. Френкель, JI. И. Некрасова // Журнал «Авиакосмическая и экологическая медицина». -1987.-№ 5.-С. 29−31.
  68. , Г. Н. Внутренняя среда организма / Г. Н. Кассиль. М.: Наука, 1978.-223 с.
  69. Китаев-Смык, JL А. Психология стресса / JI. А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-368 с.
  70. Компьютер и система электроснабжения в офисе: современные аспекты безопасной эксплуатации / под ред. О. А. Григорьева. — М.: Изд-во РУДН, 2003.- 103 с.
  71. , Е. А. Гормоны и иммунная система / Е. А. Корнева, Э. К. Шхи-нек. JL: Наука, 1988.— 251 с.
  72. , О. С. Популяционные исследования психосоциального стресса как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний / О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин // Кардиология. 1996. — № 36(3). — С. 53−56.
  73. , А. И. Энциклопедия практического самопознания / А. И. Красило. -М.: Наука, 1994. 187 с.
  74. , И. А. Функциональное состояние тревожных подростков при напряженной информационной нагрузке / И. А. Криволапчук // Материалы ХХЗ съезда Физиологического общества имени И. П. Павлова. Калуга. 2010. — С. 52−60.
  75. , Н. А. Особенности регуляции и ауторегуляции вегетативной функции при психоэмоциональном напряжении у лиц с разным уровнем артериального давления / Н. А. Кручинина, Е. Е. Поропшн // Физиология человека. 1994. — № 20(3). — С. 89−97.
  76. , В. И. Активные формы кислорода и оксидантная модификация макромолекул: польза, вред, защита / В. И. Кулинский // Соросов-ский образовательный журнал. 1999. Вып. 1. — С. 2−7.
  77. , В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В. Р. Кучма. М.: Медицина, 2000. -160 с.
  78. , Д. И. Взаимодействие гормонов с рецепторами / Д. И. Леви. — М.: Мир, 1979.-332с.
  79. , Д. Ф. Основы эндокринологии / Д. Ф. Лейкок, П. Г. Вайс. М.: Медицина, 2000. — 501 с.
  80. , А. А. Приспособительные реакции организма в условиях профессионального труда / А. А. Летавет // Вестник АМН СССР. — 1962. — № 4. С. 44−50.
  81. , К. Б. Нейроэндокринная регуляция адаптационной деятельности / К. Б. Лишшак, Э. Эндрёци. Будапешт, 1967. — 219 с.
  82. , В. В. Физиологические основы адаптации / В. В. Лопухова. -Томск: Изд-во Томского университета, 1982. — 86 с.
  83. , Н. В. Психофизиологические функции организма человека и операторский труд / Н. В. Макаренко. Киев: Наукова думка, 1991. -216 с.
  84. , Р. А. Биохимия человека: В 2-х томах, пер. с англ / Р. А. Марри, Д. Греннер. П. Мейс, В. Родуэлл. М.: Мир, 1993. — 587 с.
  85. , М. Д. Лекарственные средства / М. Д. Машковский. -Харьков: Торсинг, 1997. С. 273−275.
  86. , Ф. 3. Физиология адаптационных процессов / Ф. 3. Меерсон. — М.: Мир, 1986.-С. 521−631.
  87. , Ф. 3. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца / Ф. 3. Меерсон, И. Ю. Малышев. — М.: Наука, 1993.— 158 с.
  88. , Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М.: Медицина, 1988. -256 с.
  89. , Ф. 3. Механизм индивидуальной адаптации к основным факторам и стрессорным ситуациям окружающей среды // Физиологические проблемы адаптации / Ф. 3. Меерсон, Г. Т. Сухих. Тарту, 1984. — С.31-38.
  90. ЮЗ.Мизун, Ю. Г. Наше здоровье и магнитные бури / Ю. Г. Мизун, В. И. Хаснулин. -М.: Знание, 1991. 191 с.
  91. , Е. В. Современные аспекты синдрома вегето-сосудистой дис-тонии у детей и подростков / Е. В. Мурашко, Г. Г. Осокина // Вестник аритмологии. 2000. — № 18. — С. 49−50.
  92. , В. Д. Адаптация и гормональные суточные ритмы / В. Д. Мурза, Э. Гринене // Адаптация организма при физических воздействиях. -Вильнюс, 1969. — С.43−46.
  93. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наслёдов. СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
  94. , Е. В. Серотонин и мелатонин в регуляции эндокринной системы / Е. В. Науменко, Н. К. Попова. Новосибирск: Наука, 1975. — 218 с.
  95. , В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. — М.: Наука, 1976. 334 с.
  96. Нейрофизиологические основы внимания / под ред. Е. А. Хомской. -М.: Наука, 2005. 549 с.
  97. НО.Нетопина, С. А. Показатели свойств нервных процессов школьников в зависимости от возраста и пола / С. А. Нетопина // Гигиена и санитария. -1988.-№ 6.-С. 16−18.
  98. , А. Д. Кортикостероиды и симпатическая нервная система: Электрофизиологические изучения функций периферического отдела / А. Д. Ноздрачёв. JL: Наука, 1969. — 171 с.
  99. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиологическое исследование / под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  100. Нормальная физиология человека / под ред. Б. И. Ткаченко. — М.: Медицина, 2005. -1256 с.
  101. Обеспечение электромагнитной безопасности при эксплуатации компьютерной техники / под ред. Е. М. Лазарева. М.: Мир, 2001. — 122 с.
  102. , А. Н. Влияние лечебных физических факторов на гуморальные механизмы адаптации / А. Н. Обросов, И. Д. Френкель // Адаптация организма при физических воздействиях. — Вильнюс, 1969. — С. 2−13.
  103. , Л. Е. Биохимические механизмы стресса / Л. Е. Панин. Новосибирск: Наука, 1983. — 232 с.
  104. , Ю. М. Физиологические особенности подросткового периода / Ю. М. Патрусевич. — М.: Медицина, 1985. 256 с.
  105. , В. А. Роль серотонина и гистамина в повышении устойчивости организма к некоторым экстремальным воздействиям / В. А. Пере-верзев, А. И. Кубарко, Н. И. Губкина // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1992. — № 6. — С. 48−53.
  106. , Ю. М. Свободнорадикальное окисление липидов в норме и патологии / Ю. М. Петрусевич. М.: Наука, 1976. — 301 с.
  107. , В. В. Типология индивидуальности / В. В. Петухов. М.: Мир, 2002. — С. 25−59.
  108. , В. Г. Способ оценки коры надпочечников / В. Г. Подковкин, Л. М. Бондаренко, М. И. Панина. Патент на изобретение № 2 190 852 (РФ). -М., 2002.
  109. , В. Г. Способ определения концентрации серотонина и гистамина в биологической жидкости / В. Г. Подковкин, М. И. Панина, Т. И. Васильева. Патент на изобретение № 2 244 307 (РФ). М., 2003.
  110. , В. Г. Влияние компьютера на содержание гормонов в слюне школьников / В. Г. Подковкин, Т. И. Васильева // Вестник СамГУ. Специальный выпуск. Самара: Изд-во СамГУ, 2003. — С. 156−164.
  111. , В. Г. Способ оценки процессов перекисного окисления ли-пидов в организме / В. Г. Подковкин, С. А. Сокотун, Г. В. Супорник, С. Г. Кочетков. Патент на изобретение № 2 380 702 (РФ). М., 2010.
  112. , С. С. Физиология пищеварения / С. С. Полтырев, И. Т. Кур-цин. М.: Высшая школа, 1980. — 256 с.
  113. , В. А. Нормальная физиология / В. А. Полянцев. — М.: Медицина, 1989.-239с.
  114. , Т. С. Возрастная динамика глюкокортикоидной функции надпочечников у школьников 11−15 лет с учетом сезонных колебаний / Т. С. Пронина//Новые исследования по возрастной физиологии. — М.: Медицина, 1985. № 2/25. — С. 30−34.
  115. Психофизиология / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
  116. Психофизиология оператора в системах человек-машина / под ред. К. А. Иванова-Муромского. Киев: Наукова думка, 1980. — 340с.
  117. , М. Г. Врожденная эффективность стресс-лимитирующих систем как фактор устойчивости к стрессорным повреждениям / М. Г. Пшенникова // Успехи физиологических наук. 2003. — Т.34. — № 3. — С.55−67.
  118. Регуляция артериального давления в норме и при патологии / под ред. В. А. Алмазова Л.: Наука, 1983. — 364 с.
  119. , В. Б. Основы эндокринологии / В. Б. Розен. М.: Высшая школа, 1994.-С. 185, 186.
  120. , К. М. Влияние средств вычислительной техники и условий труда на состояние здоровья работающих / К. М. Романовский, М. В. Сидорова // Гигиена и санитария. 1991. — № 4. — С.35−38.
  121. , В. И. Очерки клинической биохимии / В. И. Рубин, М. А. Осад-чук, А. Ю. Кулиджанов. Саратов: Изд-во Саратовского медицинского университета, 2004. — 255 с.
  122. , В. М. Модифицированный личностный опросник Айзенка / В. М. Русалов. М.: Мир, 1992. — 20с.
  123. , В. М. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ / В. М. Русалов, Л. Мекаччи // Вопросы психологии 1973. — № 3. — С. 32−44.
  124. , В. Д. Иммуноферментный анализ / В. Д. Самуилов // Соро-совский образовательный журнал 1999. — № 12. — С. 9−15.
  125. , Н. С. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы под влиянием веществ медиаторного типа действия / Н. С. Сапронов,
  126. B. Е. Рыженков // Проблемы эндокринологии. 1975. — Т.21. — № 4.1. C.47−51.
  127. , П. В. Молекулярные аспекты действия стероидных гормонов / П. В. Сергеев, Р. Д. Сейфулла, А. И. Майский. М.: Наука, 1971. -235 с.
  128. , П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / П. В. Симонов. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 98 с.
  129. , П. В. Три фазы в реакциях организма на возрастающий стимул / П. В. Симонов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 243 с.
  130. , П. В. Что такое эмоция / П. В. Симонов. М.: Наука, 1962. — 206 с.
  131. , П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-214 с.
  132. , П. В. Эмоциональное напряжение оператора и его влияние на эффективность деятельности / П. В. Симонов, М. В. Фролов // Диагностики и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука, 1988.-С. 174−206.
  133. , Н. В. К вопросу о состоянии гемодинамики у здоровых подростков и с повышенным артериальным давлением / Н. В. Соботюк, П. Я. Кукса // Сборник научных трудов. Омск: Омский медицинский институт. — 1979. — Т. 135. — С.86−89.
  134. , А. С. Физиология человека / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
  135. , Н. Г. Содержание общего йода, его гормональных и негормональных фракций в сыворотке крови, слюне и моче здоровых детей / Н. Г. Соплякова // Педиатрия. 1994. — № 3. — С. 17−19.
  136. , А. Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. М.: Мир, 1959. -159 с.
  137. , М. А. Как обеспечить безопасное общение с компьютером / М. А. Степанова // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 145−151.
  138. , Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 298−305.
  139. , В. И. Свободнорадикальные процессы в биологических системах / В. И. Тарусов, И. И. Иванов, Ю. М. Петрусевич. — М.: Наука, 1966. -289 с.
  140. , Дж. Физиология обмена веществ и эндокринная система / Дж. Теппермен, X. Теппермен. М.: Мир, 1989. — С. 274 — 314.
  141. , В. И. Краткое руководство по использованию теста М Лю-шера / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. СПб: ИМАТОН, 1995. -116 с.
  142. , И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицин. М.: Педагогика, 1985.-88 с.
  143. , Я. X. Биохимия гормонов щитовидной железы в норме и при тиреоидной патологии / Я. X. Туракулов. — Ташкент: Издательство АН УзССР, 1962.-224 с.
  144. , В. И. Гистамин / В. И. Успенский. М.: Медицина, 1963. -215с.
  145. , Д. А. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева // Физиология человека. 2005. — Т.31.-С. 26−36.
  146. , JI. М. Влияние занятий за компьютером на состояние здоровья школьников г. Казани / JI. М. Фатхутдинова, А. Г. Долодаренко, JI. Т. Гараева // Казан, мед. журн. — 2005. — № 5. — С. 308−312.
  147. , Б. М. Стресс, кардиологические аспекты / Б. М. Фёдоров // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 89−99.
  148. , Л. А. Стероиды / Л. А. Физер, М. В. Физер. М.: Мир, 1964. -982 с.
  149. Физиология подростка / под ред. Д. А. Фарбер. — М.: Педагогика, 1988. — 365 с.
  150. Физиология трудовой деятельности. — СПб.: Наука, 1993. — С. 209−314.
  151. , А. А. Адаптация как функция гипофизарно-адренокортикальной системы / А. А. Филаретов, Т. Т. Подвигина, Л. П. Филаретова. СПб.: Наука, 1994. — 131с.
  152. Фур дуй, Ф. И. Современные представления о физиологических механизмах развития стресса / Ф. И. Фурдуй // Механизмы развития стресса. -Кишинев: Штиинца, 1987. С.8−33.
  153. , С. X. Функциональная биохимия адаптации / С. X. Хайдар-лиу. Кишинев: Штиинца, 1984. — 272 с.
  154. , Ю. А. Психо-физиологический анализ реакции нервной системы на магнитные поля / Ю. А. Холодов // Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. — С.167−177.
  155. , Ю. А. Реакции нервной системы человека на электромагнитные поля / Ю. А. Холодов, H. Н. Лебедева. М.: Наука, 1992. — 134с.
  156. , Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е. Д. Хомская. СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
  157. , П. П. Биохимическая адаптация / П. П. Хочачка, Дж. Сомеро. -М.: Мир, 1988.-568 с.
  158. , В. А. Простой метод определения активности орнитиндекар-боксилазы в смешанной слюне человека / В. А. Храмов // Клиническая лабораторная диагностика. 1997. — № 4. — С. 14−15.
  159. , А. Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. М.: Академия, 1978. — 73 с.
  160. , С. В. Сезонная динамика концентрации секреторного IgA в слюне жителей Кемерово / С. В. Черно, М. В. Чичиленко, А. Н. Глушков // Иммунология. 1999. — № 6. — С. 59.
  161. , О. Н. Пероксидазная активность сыворотки крови у работающих с видеодисплейными терминалами / О. Н. Чернышова, В. М. Абашин, Э. Н. Будянская // Авиакосмическая и экологическая медицина. 1992. — С. 41−43.
  162. , Ж. А. Физиология труда / Ж. А. Шеррер. М.: Медицина, 1973. -493 с.
  163. , Г. А. Нейробиология / Г. А. Шеперд. М.: Наука, 1987. — 275с.
  164. , С. А. Перекисное окисление липидов при экспериментальной артериальной гипертензии / С. А. Шестакова, M. JI. Степанян, И. М. Зубина // Патол. физиол. и эксперим. терапия. 1994. — № 3. — С. 38−40.
  165. , И. В. Показатели свободнорадикального окисления смешанной слюны и паротидного секрета у лиц, перенесших острый и хронический паротит / И. В. Яценко, О. И. Цербжинский, О. В. Рыбалов // Актуальные вопросы стоматологии. -1991. Т. 1. — С. 189.
  166. Alcaini, M. A. Selective auditory attention effects in tonotopically-organized cortical areas. A topographic ERP study / M. A. Alcaini, M. H. Giard, J. F. Echallier // Human Brain Mapping. 1995. — № 2. — P. 159−169.
  167. Aronsson, G. Changed qualification demands in computer mediated work /
  168. G. Aronsson // Applied Psychology: An International Review, 1989. Vol. 38. -P. 57−71.
  169. Aschoff, J. C. Rhythmic variations in energy metabolism / J. C. Aschoff,
  170. H. Pohl // Fed. Proc., 1970. Vol. 29, № 4. — P. 1541−1552.
  171. Atsumi, T. Free radical scavenging activity in the nonenzymatic fraction of human saliva: a simple DPPH assay showing the effect of physical exercise / T. Atsumi // Antioxid. Redox. Signal. 1999. — Vol. 1, № 4. — P. 537 546.
  172. Berger R. Stress and hypertension / R. Berger // Harefuan. — 2002. — Vol. 141, № 7.-P. 626−630.
  173. Birbaumer, N. fMRI reveals amygdale activation to human faces in social phobics / N. Birbaumer, W. Crodd, O. Diedrich // NeuroReport. 1998. — Vol. 9.-P. 1223−1226.
  174. Brown, S. L. The pathogenesis of depression: reconsideration of neurotransmitter data / S. L. Brown, R. L. Steinberg, H. M. Van Praag // Handbook of Depression and Anxiety. N.Y.: M. Dekker, 1994. — P.317−347.
  175. Buchingham, J. C. The influence of corticosteroids on the secretion of corticotropin and its hypothalamic releasing hormone / J. C. Buchingham // J. Physiol. 1979. — Vol. 286. P.331−342.
  176. Curzon, G. Serotonic mechanisms of depression / G. Curzon // Clin. Neuro-pharmacol. 1988. — Vol. 11, Suppl. 2. — P. 115−205.
  177. De Carli, D. N. Effect of histamine on the uterine uptake of oestradiaol / D. N. Carli, A. C. Castro-Vasquer // J. Endocrinol. 1971. — Vol. 50, № 3. -P.541.
  178. Ellison, G. D. Behaviour and the balance between norepinephine and serotonin / G. D. Ellison // Acta neurobiol. exp. 1975. — Vol. 35, 5−6. — P. 499.
  179. Eysenck, H. J. The biological basis of personality / H. J. Eysenk // Springfield. 1967.-221 p.
  180. Eysenck, H. J. The structure of human personality / H. J. Eysenk. L.: Hod-der Stoughton. — 1975. — 294 p.
  181. Eysenck, H. J. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (Junior Adatt) / H. J. Eysenk, S. B. Eysenk. L.: Hodder Stoughton. — 1975. — 356 p.
  182. Frankel, E. N. Lipid Oxidation: Mechanism, Products and Biological Significance / E. N. Frankel // J. Am. Oil Chem. 1984. — Soc. 61. — P. 19 081 917.
  183. Fredrickson, B. L. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires / B. L. Fredrickson // Cognition and Emotion. — 2005.-Vol. 19.-P. 313−332.
  184. Frey, A. Neural function and behavior: defining the relationship / A. Frey, S. Feld, B. Frey // Biol. Effects of Nonioniz. Rad. N.Y.: Acad. Sci., 1975. — P. 247.
  185. Fulton, J. F. The Limbic System / J. F. Fulton // Yale Journal of biology and medicine. 1953. — Vol. 26(2). — P. 107−118.
  186. Gilmore, A. B. Neuroscience of Emotion / A. B. Gilmore, L. MD. Robin // Journal of Clinical Neurophysiology. 1998. — Vol. 15(5). — P. 377.
  187. Gray, J. A. Neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of septo-hyppocampal system / J. A. Gray // Behavioral and Brain Sciences. -1982. Vol. 5. — P. 469−484.
  188. Gray, J. A. Comparison between the behavioral efects of septal and hippo-campal lesions / J. A. Gray, N. McNaughton // Neuroscience and Biobehav-ioralReviews.- 1983.-Vol. 7.-P. 119−188.
  189. Green, M. C. The cognitive and neurophysiological basis of emotion dys-regulation in bipolar disorder / M. C. Green, C. Cahill, G. Malhi // Journal of Affective Disorders. 2007. — Volume 103. — Issue 1. — P. 29−42.
  190. Hakanson, R. Histidine decarboxylase in the bone marrow of the rat / R. Hakanson // Experientia. 1964. — Vol. 20. — № 4. — P. 205.
  191. Heath, C. W. Electromagnetic field exposure and cancer: A review of epidemiological evidence / C. W. Heath // Ca Cancer J.Clin. 1996. — Vol. 1. -№ 46. — P.29−44.
  192. Henry, J. P. Neuroendocrine patterns of emotional response // Biological foundations of Emotion / Eds. R. Plutchic, H. Kellerman. 1986. — Vol. 3. — P. 37−60.
  193. Schaffer, C. E. Frontal and parietal electro-encephalogram asymmetry in depressed and non-depressed subjects / C. E. Schaffer, R. J. Davidson, C. Saron // Biol. Psychiatry. 1983. — Vol.18. — P. 753−762.
  194. Hilla, S. J. Serotonine and emotional stress / S. J. Hilla, C. R. Ganellin, H. Timmerman // Pharmacology Reviews. 1997. — Vol. 49. — № 3. — 253 278.
  195. Hofman, L. F. Human saliva as a diagnostic specimen / L. F. Hofinan // Jour. Nutrition.-2001.-Vol. 131.-№ 5.-P. 1621−1625.
  196. Hubert, W. Emotional Stress and Saliva Cortisol Response / W. Hubert, J. M. Renate // J. Clin. Chem. Clin. Biochem. 1989. — Vol. 27. — № 4. — P. 235−239.
  197. Humprey, S. F. A review of saliva: normal composition, flow, and function / S. F. Humprey, R. T. Williamson // J. Prosthet. Dent. 2001. — Vol. 85. — № 2. -P. 162−169.
  198. Kahana, M. J. The cognitive correlates of Human Brain Oscillations / M. J. Kahana // The Journal of Neuroscience. 2006. — Vol. 26(6). — P. 16 691 672.
  199. Kikugawa, K. Studies on peroxidized lipids. Interaction of malonaldehyde with secondary amines and its relevance to nitrosamine formation / K. Kiku-gawa, K. Tsukuda // Chem. Pharm. Bull. 1980. — Vol. 28. — P. 3323−3331.
  200. Korunka, C. H. The effect of new texnologies on job satisfaction and psychosomatic complaints / C. H. Korunka, A. Weiss, K. H. Huemer, B. Ka-retta // Applied Psychology: An International Review. 1995. — Vol. 44. — P. 123−142.
  201. Lindsley, D. B. Foci of activity of the alpha-rhythm in the human electroencephalogram / D. B. Lindsley // Journ. Experim. Psychol. — 1938. № 23. — P. 37−49.
  202. Lindstrom, KL B. Well-being and computer-mediated work of various occupational groups in banking and insurance / K. B. Lindstrom // International Journal of Human-Computer Interaction. 1991. — Vol. 3. — P. 339−361.
  203. Lu, S. T. Advances in microwave induced neuroendocrine effects: the concept of stress / S. T. Lu, W. G. Lots, S. M. Michaelson // Proc. IEEE. — 1980. -Vol. 68. — № 1. — P. 73−77.
  204. Myers, D. H. The seasonal incidence of mania and its relationship to climatic variables / D. H. Myers, P. Davies // Psychological Medicine. 1978. — № 8. -P. 433−440.
  205. Padmala, S. Affective learning enhances visual detection and responses in primary visual cortex / S. Padmala, L. Pessoa // J. Neuroscience. 2008. — Vol. 28(24).-P.6202−6210.
  206. Pitkanen, A. V. Organization of intra-amygdaloid circuitries in the rat: an emerging framework for understanding functions of the amygdale / A. V. Pit-kanen, V. Savander, J. E. LeDoux // Trends in the Neurosciences. 1997. — № 20 (11).-P. 517−523.
  207. Posner, M. I. Localization of cognitive operations in the human brain / M. I. Posner, S. E. Petersen // Science. 1988. — Vol. 240. — P. 1627−1631.
  208. Richardson, T. A. Menopause and depression: a review of psychological. / T. A. Richardson, R. D. Robinson // American Journal of Obsetetrics and Gynecology. 2000. — № 7. — P. 215−223.
  209. Robinson, D. A. Estimation of Neurophysiological Parameters from the Waking EEG using a Biophysical Model of Brain Dynamics / D. A. Robinson, D. L. Rowe, C. J. Rennie // Journal of Theoretical Biology. 1993. — 231 (3). — 413−433.
  210. Rotter, J. B. Generalized expectances for internal verms external control of reinforcement / J. B. Rotter // Psychol. Monogr. 1966. — Vol.80. — № 1. — P. 1−28.
  211. Schaffer, C. E. Frontal and parietal electro-encephalogram asymmetry in depressed and non-depressed subjects / C. E. Schaffer, R. J. Davidson, C. Saron // Biol. Psychiatry. 1983. — Vol. 18. — P. 753−762.
  212. Schmitz, T. W. Opposing influences of affective state valence on visual cortical encoding / T. W. Schmitz, E. De Rosa, A. K. Anderson // J. Neuroscience. 2009. — Vol. 29(22). — P. 199−207.
  213. Shneiderman, B. A. Designing the User Interface. Strategies for Effective Human-Computer Interaction / B. A. Shneiderman // Addison-Wesley, Reading. 1987. — Vol. 34. — P. 200−210.
  214. Torda, T. Adrenergic and serotonergic receptors in the rat frontal cortex: effects of stress in rats / T. Torda, J. Culman, M. Petrikova, K. Murgas // Stress, neurochemical and humoral mechanisms. — N.Y.: Gordon and Breach, 1989. — P. 175−188.
  215. Vining, R. F. Hormones in saliva: Mode of entry and consequent implications for clinical interpretation / R. F. Vining, R. A. McGinley, R. G. Symons // Clin. Chem. 1983. — № 29(10). — P. 1752−1756.
Заполнить форму текущей работой