Логико-вероятностный анализ надежности бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата
Чтобы обеспечить возможность достижения указанных целей и удержать свое место на рынке, производители космических аппаратов стремятся к расширению функциональных возможностей своей продукции. Это обстоятельство неминуемо ведет к усложнению систем, а, следовательно, требует постоянного повышения уровня контроля качества их производства и эксплуатации. Если для наземного комплекса управления можно… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 1. 1. Классификация методов анализа надежности
- 1. 1. 1. Методы прогнозирования
- 1. 1. 2. Физические методы
- 1. 1. 3. Структурные методы
- 1. 2. Особенности применения общего логико-вероятностного метода
- 1. 2. 1. Формализованная постановка задачи анализа
- 1. 1. Классификация методов анализа надежности
- 2. 1. Модификация общего логико-вероятностного метода
- 2. 2. Анализ общей структуры бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата
- 2. 3. Анализ вредоносных воздействий на элементы бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата
- 2. 4. Построение логической модели надежности
- 3. 1. Формирование математической модели надежности
- 3. 2. Выполнение расчета надежности
- 3. 3. Выполнение расчета показателей влияния отдельных элементов на показатели надежности
- 3. 4. Разработка программного средства автоматизации анализа надежности
- 3. 5. Апробация методики анализа надежности
Логико-вероятностный анализ надежности бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. С недавнего времени одним из наиболее важных направлений развития отдельных отраслей и всего государства в целом стала космическая деятельность. Сейчас уже нельзя говорить о конкурентоспособности предприятий, участвующих в таких сферах как, например, военная и гражданская навигация, межевание в сельском хозяйстве, связь, вещание, контроль перемещения и эксплуатации транспортных средств, если их технологические процессы не основаны на применении спутниковых систем. К тому же с каждым днем стремительно растет потребность исследования космического пространства.
Чтобы обеспечить возможность достижения указанных целей и удержать свое место на рынке, производители космических аппаратов стремятся к расширению функциональных возможностей своей продукции. Это обстоятельство неминуемо ведет к усложнению систем, а, следовательно, требует постоянного повышения уровня контроля качества их производства и эксплуатации. Если для наземного комплекса управления можно применить выверенные алгоритмы построения центров обработки данных, для которых разработано множество описательных международных стандартов, то в случае обеспечения надежности космического аппарата необходимо учесть особенности условий окружающей среды: безвоздушное пространство, отсутствие гравитации, мощное электромагнитное влияние космических тел и пр. Особой значимостью обладает отсутствие возможности прямого доступа обслуживающего персонала в течение всего периода эксплуатации системы. Мониторинг состояния и управление оборудованием, размещенным на борту космического аппарата, осуществляется посредством получения телеметрии, анализа полученной информации и передачи соответствующих управляющих команд.
Таким образом, обеспечение надежности обработки телеметрической информации является первостепенной задачей эффективного функционирования космического аппарата. Своевременно проведенный анализ на всех этапах жизненного цикла системы позволит определить оптимальные пути достижения необходимого уровня ее надежности. Поэтому разработка эффективной методики анализа надежности бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата (далее по тексту — ТС КА) является актуальной научно-практической задачей.
Примером высокой значимости получения достоверной телеметрии могут послужить факты эксплуатации японского межпланетного зонда «Хаябуса», предназначенного для испытания электрореактивных двигателей и системы автономной навигации, который был запущен с космодрома Утниоура 9 мая 2003 года.
Сразу после старта один из четырех ионных двигателей показал нестабильную работу, вследствие чего был отключен из центра управления полетами. В ноябре 2003 года мощность двигателей была снижена, поскольку солнечные батареи были повреждены вспышкой на Солнце, лишив аппарат значительной части энергии. В течение 7 лет космический аппарат преследовала череда отказов оборудования. Однако своевременно полученная информация обо всех происшествиях позволила обеспечить выполнение поставленных задач [76].
Целью научного исследования является повышение эффективности анализа надежности ТС КА.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть существующие методы анализа надежности технических систем и определить метод анализа, позволяющий учитывать влияния факторов, снижающих надежность исследуемого объекта;
2) обеспечить возможность применения выбранного метода анализа к ТС КА;
3) разработать универсальную модель, позволяющую проводить анализ надежности ТС КА с учетом факторов, снижающих надежность;
4) разработать методику анализа надежности ТС КА на основе универсальной модели;
5) провести апробацию разработанной методики анализа надежности ТС КА.
В качестве основных методов исследования применялись методы системного анализа, теории надежности, теории массового обслуживания, теории математической логики, теории вероятностей, вычисление и имитационное моделирование на ЭВМ.
Научная новизна проведенных исследований и полученных в работе результатов заключается в следующем:
1) предложена модификация аналитического общего логико-вероятностного метода (далее по тексту — ОЛВМ), отличающаяся добавлением этапа классификации вредоносных воздействий, которая позволяет сократить трудозатраты при построении структурно-функциональных схем;
2) впервые разработана универсальная модель надежности ТС КА, основанная на применении модифицированного ОЛВМ, которая позволяет учитывать влияния вредоносных воздействий;
3) разработана новая методика анализа надежности ТС К А, основанная на применении универсальной модели, которая позволяет определить вероятность безотказной работы системы и показатели значимости, положительного и отрицательного вкладов для каждого отдельного элемента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) предложенная модификация ОЛВМ позволяет сократить трудозатраты при построении структурно-функциональных схем;
2) разработанная универсальная модель надежности ТС КА позволяет учитывать влияния вредоносных воздействий;
3) разработанная методика анализа надежности ТС КА позволяет определить вероятность безотказной работы системы и показатели значимости, положительного и отрицательного вкладов для каждого отдельного элемента.
Личный вклад автора. Автором самостоятельно поставлены цель и задачи исследования, разработаны основные положения программы и методики работ, собран, обработан и проанализирован теоретический материал, предложена модификация ОЛВМ, разработана Универсальная модель надежности ТС КА, разработана методика анализа надежности ТС КА, проведена апробация методики.
Практическая значимость результатов. Результаты диссертационного исследования были использованы при создании программы для ЭВМ, предназначенной для расчета вероятности безотказной работы ТС КА и определения вклада элементов в вероятность безотказной работы в целом. Программные продукты, задействованные в реализации указанного средства, прошли экспертизу и зарегистрированы (Приложение А).
Результаты работы использованы в ходе выполнения государственного контракта от 20.05.2010 г. № П757 «Анализ, моделирование и управление техногенными рисками элементов космических телекоммуникационных систем» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках соглашения № 14.В37.21.0451 «Исследование и разработка сетевой архитектуры бортового комплекса управления малого космического аппарата».
Методика анализа надежности бортовой информационной телеметрической системы космического аппарата, разработанная в рамках настоящей работы, рекомендована ОАО «Информационные спутниковые системы» для отработки в процессе проектирования малых космических аппаратов о чем свидетельствует справка о внедрении (Приложение А).
Апробация работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на семинарах кафедры.
Безопасности информационных технологий ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск, 2009;2011), III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности информационных технологий» (г. Красноярск, 2009), X Международной научно-практической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (г. Санкт-Петербург, 2010), I Международной научно-практической конференции «Технические науки — основа современной инновационной системы» (г. Йошкар-Ола, 2012), II Всероссийской конференции по проблемам информационной безопасности «Перспектива-2012» (г. Таганрог, 2012), IV Всероссийской конференции «Безопасность и живучесть технических систем» (г. Красноярск, 2012).
Публикации по теме диссертации. Результаты диссертационной работы отражены в 10 публикациях, в том числе в 4 публикациях в изданиях из перечня ВАК.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка литературы, включающего 102 наименования, 2 приложений. Общий объем работы составляет 115 страниц, в том числе 24 рисунка и 7 таблиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследования, проведенные в настоящей диссертационной работе позволяют заключить, что, предложенная модификация аналитического общего логико-вероятностного метода, отличающаяся добавлением этапов анализа возможных вредоносных воздействий и их источников, позволяет уменьшить трудозатраты при формировании структурно-функциональных схем, в частности, Универсальной модели надежности ТС КА.
Разработанная Универсальная модель надежности ТС КА, основанная на применении модифицированного аналитического общего логико-вероятностного метода позволяет строить структурно-функциональные схемы надежности исследуемых систем, учитывающие влияния, как элементов ТС КА, так и возможных вредоносных воздействий, возникающих при взаимодействии с окружающей средой. Применение Универсальной модели позволяет повысить достоверность результатов анализа надежности ТС КА.
Также в работе предложена новая методика анализа надежности ТС КА, основанная на применении Универсальной модели, которая позволяет определять не только значения исследуемых показателей надежности объекта, но и показатели значимости, положительного и отрицательного вкладов для каждого отдельного элемента.
Данные параметры могут быть использованы при планировании мероприятий по модификации исследуемой системы, необходимых для достижения требуемого уровня надежности.
Для автоматизации и снижения трудозатрат, возникающих в процессе анализа надежности ТС КА, разработано программное средство автоматизации.
Проведена апробация разработанной методики анализа надежности ТС КА для подтверждения ее применимости на практике. Результаты позволяют заключить, что при анализе предложенной методикой, точность полученного результата на 0,4 993 выше результата, полученного при классическом подходе.
Также результаты позволяют определить, какие элементы являются наиболее значимыми при формировании показателя надежности и какие элементы подлежат модернизации в первую очередь при возникновении потребности повышения надежности системы.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.
КА — космический аппарат.
ЛКФ — логический критерий функционирования.
ЛФП — логическая функция переходов.
НКУ — наземный комплекс управления.
ОЛВМ — общий логико-вероятностный метод.
ПСА — программное средство автоматизации анализа надежности.
ППС — приемо-передающая система.
РЗ — радиационная защита космического аппарата.
РСФЦ — расширенная схема функциональной целостности.
ССИ — система сбора информации.
СТР — система терморегуляции.
СУ — система управления.
СФЦ — схема функциональной целостности.
СЭС — система электроснабжения.
ТЗ — термическая защита космического аппарата.
ТКУ — телекоммуникационный узел.
ТО — топливный отсек.
ТС — бортовая информационная телеметрическая система.
ФЗ — физическая защита космического аппарата.
ФРС — логическая функция работоспособности системы.
ФТК — формирователь телеметрических кадров.
ЦУП — центр управления полетами.
ЭВМ — электронно-вычислительная машина.
ЭМЗ — электромагнитная защита космического аппарата.
ЕТА — анализ дерева событий.
FMEA — анализ возможных причин и последствий отказов.
FTA — анализ дерева неисправностей.
RBD — анализ структурных схем надежности.
Список литературы
- Actel. MicrosemiSpaceSolutions. Microsemicorporation электронный ресурс. Режим доступа: http://www.actel.com/documents/MicrosemiSpace Solutions.pdf.
- Actel. MicrosemiSoC Reliability Report Rev. 10, Nov. 2012 электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.actel.com/documents/ORTReport.pdf.
- Actel. Quality and Reliability Guide. Feb. 2001 электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.actel.com/documents/RelGuide.pdf.
- ADI Reliability handbook 2001 электронный ресурс. Режим доступа: http://www.analog.ru
- Altera Reliability. Report 54, Q4. 2012 электронный ресурс. Режим доступа: http://www.altera.com/literature/rr/rr.pdf.
- Amtel quality handbook электронный ресурс. Режим доступа: http://www.atmel.com/images/atmelqualityhandbook.pdf.
- Anrig, В., Beichelt, F. Disjoint Sum Forms in Reliability Theory. ORiON электронный ресурс. / Vol. 16, No. 1, pp. 75−86, 2001. Режим доступа: http://www.orssa.org.za/wiki/uploads/ORiON/ORiON1675−86.pdf.
- Balan, А.О., Traldi, L. Preprocessing Minpath for Sum of Products текст. / IEEE Trans. Reliability/vol R-52, N0.3 September 2003, p. 289−294.
- Bjorkman K. Digital Automation System Reliability Analysis Literature survey VTT — R-8 153−09 электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vtt.fi/inf/julkaisut/muut/2009/VTT-R-8 153−09.pdf.
- Diestel, R. Graph Theory. Electronic Edition текст.- NY: Springer-Verlag / 2005. p. 422.
- Gaikwad, S.N., Mulkutkar, M.M. Reliability based design with FMEA and FTA текст. // IOSR Journal of Mechanical and Civil Engineering (IOSR-JMCE), vol. 5, p. 21−25.
- Jahn, R. G. Electric Propulsion / Robert G. Jahn and Edgar Y. Choueiri in Encyclopedia of Physical Science and Technology текст. Third Edition, Volume 5 / Academic Press, 2002.
- Lattice Semiconductor Corporation. Lattice Products Reliability Report. Fourth Quarter 2012 электронный ресурс. Режим доступа: http://www.latticesemi.com/lit/docs/qa/productreliabilitymonitor.pdf.
- Mubayi, D., Turan, G., Yi, Zhao The DNF Exception Problem электронный ресурс. / Report 2003/ pp. 1−16. Режим доступа: http://www.homepages.math.uic.edu/~mubayi/papers/DNFrev.pdf.
- Satellite Industry Overview. U.S. Department of Commerce Thursday электронный ресурс., December 16th 2004. Режим доступа: http://www.slideserve.com/benjamin/satellite-industry-overview-u-s-department-of-commerce-thursday-december-16th-2004
- Vojta, J., Zuik, S., Baturkin, V., Sckoda, K., Grechina, N. and etc. Thermocontrol system concept of Magion small subsatellite of interball mission текст. / Acto astronaut, 1996, № 9−12, pp. 971−976.
- Quality & Reliability Handbook / Rev. 6, Feb. 2012 электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.onsemi.ru.com/publink/Collateral/HBD851-D.PDF.
- Zaghdoudi, M.C., Teyti, A., Sarno, C. Experimental investigation on the effects of body force environment on flat heat pipes thermal performance текст. / AIAA Pap.-2001, № 346, pp. 1−5.
- Zetex semiconductors. Reliability handbook электронный ресурс. Режим доступа: http://www.diodes.eom/quality/reliabilityhandbook.html#integ.
- Александровская, Л.Н., Афанасьева, А.П., Лисов A.A. Современные методы обеспечения безотказности сложных технических систем текст. / Учебник. М.: Логос, — 2001. — 208 с.
- Анисимов, В. Д. Бортовые комплексы управления космических аппаратов связи и навигации. История создания, принципы построения и эксплуатации текст. / В. Д. Анисимов М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. -161 с.
- Алексеев, А.О. Логико-статистический метод оценки устойчивости функционирования сложных и пространственных объектов текст. // Решение эксплуатационных задач на ЭВМ / № 1. СПб.: ВИКИ им. Можайского, 1992. С. 13−24.
- Аляев, Ю.А., Тюрин, С.Ф. Дискретная математика и математическая логика текст. М.: Финансы и статистика, 2006. — 368 с.
- Афанасьев, И.П., Воронцов, Д.В. Устройство спутника электронный ресурс. Режим доступ: http://www.galspace.spb.ru/orbita/14.htm.
- Вентцель, Е.С., Овчаров, Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения текст.: Учеб. пособие для втузов 2-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2000.-480 с.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей текст. /- 8-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2002.-575 с.
- Волкова, В.Н., Денисов, A.A. Теория систем текст.: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 2006. 511 с.
- Гладкова, И. А. Детерминированные разделы общего логико-вероятностного метода текст. // Труды Международной научной школы «Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных системах» (МАБР-2010). СПб.: ГУАП, 2010, С. 453−460.
- Голикова, К.Ф. Диссертация на тему «Оптимизация работы и динамический анализ системы терморегулирования космического аппарата» текст. /Голикова, К.Ф., 2003.
- ГОСТ Р 27.301−2011. Управление надежностью. Техника анализа безотказности. Основные положения текст. М.: Стандартинформ, 2011. — 15 с.
- ГОСТ Р 27.302−2009. Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей текст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2011. — 29 с.
- ГОСТ Р 51 901−2002 (МЭК 60 300−3-9:1995). Управление надежностью. Анализ риска технологических систем текст. М.: Госстандарт России, 2002. -22 с.
- ГОСТ Р 51 901.5−2005. Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности текст. М.: Стандартинформ, 2005. — 49 с.
- ГОСТ Р 51 901.14−2005 (МЭК 61 078:1991). Менеджмент риска. Метод структурной схемы надежности текст. М.: Стандартинформ, 2005. — 18 с.
- ГОСТ Р 51 901.15−2005 (МЭК 61 165:1995). Менеджмент риска. Применение Марковских методов текст. М.: Стандартинформ, 2005. — 18 с.
- ГОСТ 24.701−86. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения текст. М.: ИПК Издательство стандартов, 1986. — 17 с.
- ГОСТ Р 27.002−2009 Надежность в технике. Термины и определения текст. М: Стандартинформ 2011. — 32 с.
- Гуц, А. К. Математическая логика и теория алгоритмов текст. Омск: Издательство Наследие. Диалог-Сибирь, 2003. — 108 с.
- Гущин, В. Н. Основы устройства космических аппаратов текст.: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2003. — 272 с.
- Джеймс, П. Теория сетей Петри и моделирование систем текст. / Питер Джеймс, 1984. 124 с.
- Душин, С.Е. Моделирование систем и комплексов текст. / С. Е. Душин, A.B. Красов, Ю. В. Литвинов. СПб.: ГУ ИТМО, 2010. — 177 с.
- Жданов, О.Н. Методика выбора структурной схемы надежности бортового комплекса управления малого космического аппарата текст. / О. Н. Жданов, В. Х. Ханов // Исследования наукограда № 1 (3), 2013, С. 14−21.
- Замятина, О.М. Моделирование систем текст. / О. М. Замятина. Изд.: ТПУ, 2009. — 204 с.
- Зыков, A.A. Основы теории графов текст.: Учебное пособие. М.: Наука, 1987.-383 с.
- Игошин, В.И. Математическая логика и теория алгоритмов текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Игошин. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 448 с.
- Иванов, М.В., Можаев, A.C., Рябинин, И.А. Логико-вероятностные методы расчета живучести автоматизированных электроэнергетических систем судов. Вопросы судостроения текст. / Серия: Судовая автоматика. Вып.30. -Л.: Румб., 1984, С. 3−16.
- Колмогоров, А.Н., Драгалин, А.Г. Введение в математическую логику текст. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 120 с.
- Колмогоров, А.Н., Драгилин, А.Г. Математическая логика текст. М.: изд-во КомКнига, 2006. — 240 с.
- Королюк, B.C., Турбин, А.Ф. Полумарковские процессы и их приложения текст. Киев: Наукова думка, 1975. — 184 с.
- Краснов, О.В. Безопасность эксплуатации сложных технических систем текст. СПб.: ВИКУ им. А. Ф. Можайского, 2001. — 243 с.
- Кульба, В.В. Проектирование информационно управляющих систем долговременных орбитальных станций текст. / В. В. Кульба, Е. А. Микрин, Б. В. Павлов. — Издательство: Наука, 2002. — 344 с.
- Курносова, Л. Искусственные спутники Земли. Выпуск 16. текст. / Л. Курносова, 1963. 266 с.
- Лепихин, A.M., Москвичев, В.В., Доронин, C.B. Надежность, живучесть и безопасность сложных технических систем текст. // Вычислительные технологии, 2009, Т. 14, № 6, С. 58−71.
- Лукьяненко, M.B. Источники электроэнергии космических аппаратов электронный ресурс. Режим доступа: http://www.professors.ru/Articles.html.
- Микрин, Е.А. Бортовые комплексы управления космическими аппаратами и проектирование их программного обеспечения текст. / Е. А. Микрин / МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 336 с.
- Мишин, В.Н., Кремзуков, Ю.А. Автоматизированная система контроля энергопреобразующей аппаратуры СЭП КА текст. // Материалы XII всемирного электротехнического конгресса «ВЭЛК 2011», Москва, 2011.
- Москвичев, В. В., Анискович, Е. В., Буров, А. Е. Доронин, С. В., Зырянов, И.А., Крушенко, Г. Г., Лепихин, A.M., Черняев, А.П., Чернякова, H.A. Проблемы конструкционной прочности и безопасности технических систем текст. -Красноярск: ИВМ СО РАН, 2006. 100 с.
- Мушовец, К.В. Методика определения надежности сбора и обработки телеметрии в системе спутниковой связи текст. / К. В. Мушовец, В. В. Золотарев //
- Мушовец, К.В. Надежность центров обработки данных текст. / К. В. Мушовец, Р. В. Резнер // Технические науки основа современной инновационной системы материалы I Международной научно-практической конференции, 25 апреля 2012,4.1, С. 97−99.
- Мушовец, К.В. Разработка средства автоматизации анализа надежности информационных управляющих систем текст. / К. В. Мушовец, A.M. Попов, В. В. Золотарев // Программные продукты и системы международный журнал. -Тверь: ЗАО НИИ ЦПС, 2013, № 1, С. 163−166.
- Наука и техника: Ученые проанализировали образцы грунта с астероида Итокава электронный ресурс., 5 мая 2013. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2011/08/27/hayabusa.
- Новиков, И.С. Применение математического аппарата полумарковских процессов для решения ряда задач исследования операций текст. BMA им. Н. Г. Кузнецова, 1996.
- Нозик, A.A., Можаев, A.C. Расчет надежности, безопасности и риска при проектировании и эксплуатации технических систем текст. // Информационный бюллетень «Теплоэнергоэффективные технологии» № ¾ (48/49), 2007, С.35−43.
- Рябинин, И. А., Парфенов, Ю.М. Надежность, живучесть и эффективность корабельных электро-энергетических систем текст.: Учебное пособие. JL: Изд. BMA им. Н. Г. Кузнецова, 1989. 324 с.
- Парафесь, С.Г. Конструкция космических летательных аппаратов текст. / учебно-методический комплекс Калуга, Москва: Издательство «Эйдос» (ИП Кошелев А.Б.), 2011. — 247 с.
- Пейсахович, Д.Г. Некоторые особенности построения передачи телеметрической информации электронный ресурс. Режим доступ: http://jurnal.org/articles/2010/infl8.html.
- Половко, A.M., Гуров, C.B. Основы теории Надежности текст. 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 704 с.
- Рябинин, И.А. Логико-вероятностное исчисление, как аппарат исследования надежности и безотказности структурно-сложных систем текст. // М.: Наука, «Автоматика-телемеханика», № 7, 2003, С. 178−186.
- Рябинин, И.А., Можаев, A.C., Свирин, С.К., Поленин, В. И. Технология автоматизированного моделирования структурно сложных систем (начало) электронный ресурс. / Морская Радиоэлектроника, 2007, № 3. — Режим доступа: http://www.szma.com/art61.pdf.
- Рябинин, И.А., Можаев, A.C., Свирин, С.К., Поленин, В. И. Технология автоматизированного моделирования структурно-сложных систем (продолжение) текст. / Морская Радиоэлектроника, № 2(24), 2008, С. 52−55.
- Рябинин, И.А., Можаев, A.C., Свирин, С.К., Поленин, В. И. Технология автоматизированного моделирования структурно-сложных систем (продолжение 2) текст. // Морская радиоэлектроника № 1 (23), 2008, с. 60−63.
- Рябинин, И.А. Надежность и безопасность структурно-сложных систем текст. СПб.: Изд-во «ПОЛИТЕХНИКА», 2000. — 248 с.
- Рябинин, И.А. Феномен логико-вероятностного исчисления текст. // Научно-технический и информационно-аналитический журнал Морской вестник № 1 (13), 2005.
- Самарский, A.A., Михайлов, А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры текст. М.: ФИЗ-МАТЛИТ, 2005. — 17 с.
- Сильвестров, Д.С. Полумарковские процессы с дискретным множеством состояний текст. М.: Сов. радио, 1980. — 272 с.
- Соложенцев, Е.Д., Рыбаков, А. Оптимизация в задачах идентификации логико-вероятностных моделей риска текст.// Автоматика и телемеханика, 2003, № 7, С. 51−63.
- Соложенцев, Е.Д. Сценарное логико-вероятностные управление риском в бизнесе и технике текст. Изд. 2-е. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006.-530 с.
- Татт, У. Теория графов. Пер. с англ. текст. М.: Мир, 1988. — 424 с.
- Ходненко, В.П. Модель системы электроснабжения космического аппарата, включающая устройство запуска и электропитания, солнечную батарею и электродинамический имитатор тягового модуля текст. / В. П. Ходненко, A.B.
- Хромов M.B. Михайлова, В.А. Лесневский, A.B. Румянцев / Космическая электромеханика. Космические аппараты / Вопросы электромеханики, Труды НППВНИИЭМ, Том 115, № 2, 2010, С. 39 46.
- Черкесов, Г. Н. Надежность аппаратно-программных комплексов текст.: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 479 с.
- Шенфилд, Дж. Математическая логика текст.. М.: Наука, 1971.528 с.
- Шилов, А.Е. Радиационные условия для высокоорбитальных космических аппаратов текст. / А. Е. Шилов, С. Н. Волков, И. П. Безродных, В. Т. Семенов / Вопросы электромеханики. Труды НПП ВНИИЭМ, Том 115, № 2, 2010, С. 47−52.
- Шилкин, О.В. Система терморегулирования космического аппарата электронный ресурс. / О. В. Шилкин, В. Г. Петрусевич. Режим доступа: http://www.fmdpatent.ru/patent/222/2 221 732.html.
- Ветошкин, А.Г. Надежность технических систем и техногенный риск текст.: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУАиС, 2003. — 154 с.
- Чуэйри, Э. Новый рассвет электрических ракет текст. / В мире науки, № 5, 2009, С. 34−32.