Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектурная типология и принципы развития существующих пешеходных коммуникаций крупнейшего города: на примере Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным элементом диссертационного исследования явилась классификация форм социальной активности человека в среде пешеходных коммуникаций. Изучение опыта отечественной и зарубежной проектной практики, проведенные натурные обследования и социологические опросы выявили принципиальное отличие структуры пешеходного потока в зависимости от целевого назначения движения. Кроме того, на плотность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
    • 1. 1. ПОНЯТИЕ «ПЕШЕХОДНАЯ СЕТЬ» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
      • 1. 1. 1. ПЕШЕХОДНАЯ СЕТЬ ГОРОДА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
      • 1. 1. 2. ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
    • 1. 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА
      • 1. 2. 1. ПЕРВЫЕ ДОРОГИ И ИХ БЛАГОУСТРОЙСТВО
      • 1. 2. 2. ПЛОЩАДИ И ИХ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 1. 2. 3. ГОРОДСКИЕ САДЫ И БУЛЬВАРЫ
      • 1. 2. 4. ГОРОДСКИЕ НАБЕРЕЖНЫЕ^
      • 1. 2. 5. ТЕРРИТОРИИ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ И МИКРОРАЙОНОВ
      • 1. 2. 6. ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
      • 1. 2. 7. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
    • 1. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА
      • 1. 3. 1. ПОТРЕБНОСТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ И «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ» НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА
      • 1. 3. 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ
      • 1. 3. 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
    • 1. 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ
      • 1. 4. 1. ДТП И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
      • 1. 4. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
      • 1. 4. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА
      • 1. 5. 1. ПРИЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕШЕХОДНЫХ СЕТЕЙ
      • 1. 5. 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 1. 5. 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ, МОНИТОРИНГ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ СЕТЕЙ
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СЕТИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 2. 1. 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 2. 1. 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 2. 1. 3. ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
    • 2. 2. ПРОВЕДЕННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 2. 1. НАТУРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ФОТОФИКСАЦИЕЙ
      • 2. 2. 2. ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ
      • 2. 2. 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
      • 2. 2. 4. ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НОРМАТИВНОЙ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ
    • 2. 3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА
    • 2. 4. СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
      • 2. 4. 1. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
      • 2. 4. 2. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА
      • 2. 4. 3. СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА
    • 2. 5. СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ ГОРОДА
      • 2. 5. 1. ПАРАМЕТРЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ
      • 2. 5. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ
    • 2. 6. ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 6. 1. ВЫЯВЛЕННАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА
      • 2. 6. 2. ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА НАТУРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 6. 3. ПОВТОРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА И ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИХ СРЕДЫ
    • 3. 1. ПАРАМЕТРЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
      • 3. 1. 1. ВЫЯВЛЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ
      • 3. 1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ
    • 3. 2. ОЦЕНОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ^
    • 3. 3. МОДЕЛЬ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИИ ГОРОДА
    • 3. 4. АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ
      • 3. 4. 1. ТИПОЛОГИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ
      • 3. 4. 2. ТИПОЛОГИЯ ПО СЕТЕВЫМ ПАРАМЕТРАМ
      • 3. 4. 3. ТИПОЛОГИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ
    • 3. 5. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 3. 5. 1. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЕТИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
      • 3. 5. 2. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕТИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      • 3. 5. 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
      • 3. 5. 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
  • ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
  • ВЫВОДЫ

Архитектурная типология и принципы развития существующих пешеходных коммуникаций крупнейшего города: на примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Движение — неотъемлемая часть жизни человека, оно лежит в основе сохранения жизни на земле и развития всех живых организмов.

Чтобы полноценно реализовывать свои способности и природные возможности человек должен развиваться, двигаться как духовно, так и физически. В современном городе движение часто осуществляется исключительно с помощью транспортных средств, но роль пешеходного движения остается неизменно важной. Проблема организации этого движения совместно с транспортными потоками, в сложных экологических условиях должна решаться в увязке с целым рядом важнейших градостроительных задач. Одной из них является взаимодействие сложившегося зачастую многие столетия назад каркаса и новых условий формирования объектов притяжения, которое не может происходить без частичного преобразования существующей среды. В некоторых случаях преобразование может носить принципиальный характер (расширение существующих улиц, пробивка в первых этажах зданий галерей и проходов). Но сложившийся каркас многих городов представляет собой исключительно ценную историческую и архитектурную среду, менять которую либо не возможно из соображений охраны памятников материальной культуры, либо экономически нецелесообразно.

Это делает необходимым поиск решений по преобразованию существующей среды без мероприятий по ее коренному изменению. Современные элементы благоустройства располагают достаточными средствами для до-формирования или частичной реконструкции городской среды без нарушения ее целостности. Их грамотное использование может решать широкий круг вопросов по организации коммуникационных пространств (формирование безбарьерной среды и т. д.).

Данная работа ставит своей целью установление принципов рационального преобразования сложившейся среды пешеходных коммуникаций в зависимости от функциональной, планировочной и градостроительной структуры составляющих ее элементов. Необходимо также определить методы комплексного анализа и дать прогноз путей оптимального развития пешеходных коммуникаций в сложившейся городской застройке.

Границы исследования — рассматривается совокупность градостроительных и архитектурных элементов, составляющих функционально-планировочную структуру и предметную среду города, предназначенных для организации пешеходных передвижений жителей внутри городской среды.

Объект исследования — сеть пешеходных коммуникаций в сложившейся городской среде крупнейшего города (на примере Санкт-Петербурга).

Предмет исследования — закономерности эволюции пешеходных коммуникаций в городской среде, их архитектурная типология и принципы преобразования средствами комплексного благоустройства.

Задачи исследования:

1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта предпроектного анализа, прогнозирования, проектирования, изучения и оценки пешеходных коммуникаций, а также их благоустройства и реконструкции;

2. Анализ конкретных форм социальной активности человека в городской среде с учетом современных тенденций в данной области градостроительства;

3. Изучение современного состояния сети пешеходных коммуникаций, ее соответствия требованиям жителей, варианты ее развития и возможные механизмы оптимизации;

4. Разработка рекомендации по методике натурного обследования и реконструкции городских пешеходных коммуникаций с целью их рационального преобразования и доведения до современного уровня комфортности;

5. Определение принципов формирования качественной сети пешеходных коммуникаций и выявление критериев оценки состояния существующей сети.

Методологической основой работы является комплексный подход, предполагающий рассмотрение вопросов благоустройства среды во взаимосвязи с планировочными, социальными и градостроительными аспектами проблемы. Реализация комплексного подхода включает систематизацию теоретических работ, нормативно-рекомендательной базы и проектных разработок, анализ натурных и социологических обследований, изучение отечественных и зарубежных решений в области дизайна городской среды.

На защиту выносятся следующие понятия: о архитектурная типология пешеходных коммуникаций крупнейшего российского городао метод комплексного натурного обследования и анализа коммуникационных пространств с целью повышения их архитектурного качествао принципы преобразования пешеходных коммуникаций городао классификация типов преимущественного использования пешеходных коммуникаций города с выявлением основных параметров пешеходного потока.

Теоретической базой диссертации стали научно-исследовательские работы, посвященные изучению эстетических и архитектурно-композиционных особенностей образования отдельных элементов пешеходной сети городапреимущественно улиц и площадей, решению вопросов организации движения транспорта и приемам благоустройства площадей и рекреационных территорий:

1. фундаментальные работы А. Э. Бринкмана, К. Зитге, Ю. И. Курбатова, Т. Ф. Саваренской, В. Н. Семенова, В. Т. Шимко, рассматривающие широкий круг вопросов по проблеме архитектурно-планировочной организации открытых городских пространств;

2. работы К. Э. Александера, П. Г. Буга, Г. З. Каганова, Ф. А. Касумова, Г. И. Клиориной, P.M. Пиир, анализирующие особенности организации пешеходного движения в городах и его параметры;

3. работы Д. В. Брунса, П. Велева, А. П. Вергунова, А. Гарвина, М. Т. Лина, С. Д. Митягина, В. А. Нефедова, Кл. Ухлига, А. И. Урбаха, Ю. Б. Хромова, освещающие вопросы организации пешеходных территорий и функционального преобразования исторических районов городов;

4. работы И. Н. Етеревской, А. В. Крашенинникова, К. Линча, Е. А. Соловьевой, А. Л. Титова, анализирующие особенности поведения человека в общественных городских пространствах;

5. работы А. В. Сигаева, А. Н. Теряговой, освещающие вопросы формирования безбарьерной среды и проектирования городских территорий для людей с ограниченными возможностями.

Однако существующие многочисленные теоретические и прикладные исследования городских открытых и пешеходных пространств освещают тему формирования пешеходной сети города на уровне наблюдения, теоретического описания и изучения отдельных компонентов. Поэтому предметом данного исследования выбрана планировочная структура коммуникационной пешеходной сети города, в перечисленных выше работах рассматриваемая лишь косвенно. Необходимо комплексное исследование градостроительных, социальных, функциональных и экологических особенностей пешеходных коммуникаций города с учетом анализа работ вышеперечисленных авторов и современных положений средового и системного подходов.

Актуальность исследования. Несмотря на появление многочисленных транспортных средств, пешеходное движение остается популярным и востребованным средством передвижения. Более того, его значение подчеркивается современной медициной, психологией и социологией. Это доказывает, что проблема организации пешеходного движения в городе и вопрос взаимодействия и взаимозависимости открытых городских пространств и пешеходов очень важна. Современные опыты по созданию отдельных участков благоустроенных территорий, предназначенных исключительно для движения пешеходов, не всегда оправдывают возлагавшиеся на них надежды. Необходимо пересмотреть не только подход к формированию пешеходных путей сообщения, но и отдельных их элементов, обращая особое внимание на создание протяженных непрерывных связей между отдельными объектами и всеми городскими пространствами.

Актуальность данной работы определяется изменением требований к уровню комфортности среды пешеходных коммуникаций, отсутствием конкретных методических документов, учитывающих формирование пешеходной сети внутри улично-дорожной сети и совместно с нейнеудовлетворительным состоянием открытых городских пространств современных городов, сложной экологической обстановкойотсутствием комплексной методики оценки и анализа состояния существующих коммуникационных пространств. Эти проблемы требуют пересмотра принципов взаимодействия транспортных и пешеходных потоков для формирования компонентов среды, отличающейся высокой активностью жителей.

Научная новизна.

• Введено понятие «сеть пешеходных коммуникаций» (СГЖ) как единый градостроительный объект;

• В качестве методологической основы преобразования среды СПК предложен социально-поведенческий подход, учитывающий параметры пешеходных потоков, социальную роль конкретного участка СПК города;

• Разработана единая комплексная методика натурного обследования пешеходных коммуникаций и оценки их качества;

• Исследованы закономерности формирования СПК с точки зрения их функциональной и социальной роли в структуре города;

• Разработана архитектурная типология элементов СПК в зависимости от градостроительных параметров, значимости для разных районов города и характера преимущественного использования территории;

• Выявлена структура и основные параметры СПК Санкт-Петербурга;

• Определены принципы преобразования элементов пешеходных коммуникаций с помощью средств благоустройства.

Практическая значимость работы. Практическое значение полученных результатов работы определяется тем, что они позволяют решать конкретные задачи, возникающие при реконструкции или проектировании территорий крупнейшего города:

• Научно-обоснованный выбор решений по повышению качества пешеходных коммуникаций, в том числе с помощью комплексного благоустройства;

• Оценка социальной значимости среды конкретного участка и изучение характера ее функционального использования;

• Коррекция стратегии проектирования пешеходных коммуникаций, которая учитывала бы предпочтения населения, составляющие одну из важнейших характеристик городской среды.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, общим объемом 220 страниц, библиографии (130 наименований), 11 приложений.

выводы.

Выполненное автором исследование показало, что в современном городе значение сети пешеходных коммуникаций и качественных показателей ее среды значительно возросло и для крупнейшего российского города становится актуальным процесс преобразования или частичной реконструкции сети.

Данное исследование решает задачи по разработке методики реконструкции городских пешеходных коммуникаций с целью их рационального «до-формирования» до современного уровня комфортности, определяет классификацию преимущественных типов использования территории, предлагает принципы формирования среды пешеходных коммуникаций и позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Количественные и качественные изменения в сфере пассажирского и грузового транспорта, начавшиеся еще во второй половине XIX века, в XX веке привели к коренному изменению в структуре коммуникационных пространств городапрактически не уменьшив значения пешеходных передвижений, они значительно сократили площади для его осуществления и увеличили его опасность. Конец XX века привнес новые требования, а главное — новые критерии оценки качества городского пространства. Средовой подход и принципы устойчивого развития сформировали новый взгляд на проектирование пешеходных коммуникаций. Роль сети пешеходных коммуникаций связана с ее качествомот значительного влияния на уровень социальной активности, инвестиционной привлекательности и создание архитектурного облика окружающих территорий, до — откровенно отрицательного влияния на качество жизни полное разрушение планировочных основ, с исключением отдельных участков из функционального зонирования территории. Сеть пешеходных коммуникаций (СПК) — это совокупность последовательно соединенных участков городской среды, предназначенных и благоустроенных для осуществления по ним пеших передвижений различной дальности, продолжительности и целевой направленности. Эта сеть связывает между собой разнообразные объекты притяжения города и является частью улично-дорожной сети города, однако также включает в себя планировочные элементы рекреационных, селитебных и др. городских пространств;

2. В ходе исследования были определены предпосылки архитектурных принципов формирования среды пешеходных коммуникаций в российском городе: о градостроительные — несовершенство среды пешеходных коммуникаций, их недоступность людям с ограниченными возможностями, ограниченность участия пешеходных коммуникаций в социальной жизни общества о функционально-планировочные — несоответствие параметров и комплекса благоустройства элементов пешеходных коммуникаций потребностям жителей и параметрам различных пешеходных потоков о архитектурные, выражающиеся в необходимости создания мобильной среды пешеходных коммуникаций, соответствующей динамично меняющимся условиям современного города.

3. Важным элементом диссертационного исследования явилась классификация форм социальной активности человека в среде пешеходных коммуникаций. Изучение опыта отечественной и зарубежной проектной практики, проведенные натурные обследования и социологические опросы выявили принципиальное отличие структуры пешеходного потока в зависимости от целевого назначения движения. Кроме того, на плотность и скорость потока так же сказывается социальный состав и степень взаимодействия пешеходов между собой. Типология основных типов использования территорий разработана на основании следующих параметров: степень взаимодействия пешеходов между собой (индивидуальное или массовое движение), степень «целеустремленности» движения (условно направленное или направленное движение), свобода выбора скорости передвижения (спокойное движение, активное движение, нет возможности выбора скорости движения движение). Согласно этой типологии всего выделено 8 принципиально разных схем организации пешеходного потока.

4. Выявлена планировочная структура пешеходных коммуникаций Санкт-Петербурга, определены особенности ее формирования на «градостроительном», объемно-планировочном («архитектурном») и поведенческом («средовом») уровне;

5. Определены принципиальные параметры, сумма которых позволяет полноценно описать каждый элемент пешеходных коммуникации города. В работе представлена типология принципов формирования пешеходных потоков и форм социальной активности в зависимости от целевого назначения движения, рассмотрены основные параметры пешеходных потоков и присущие им требования к качеству благоустройства коммуникационного пространства;

6. Разработана и апробирована многоуровневая методика обследования, изучения и оценки существующих пешеходных коммуникаций;

7. Автором предложены принципы частичной реконструкции среды пешеходных коммуникаций, универсальные для различных градостроительных ситуаций:

• принцип «уровней проектирования», предполагающий мониторинг, оптимизацию или реконструкцию элементов пешеходной сети города на разных уровнях, в том числе и на микро-уровне, т. е. адресно формируя конкретную планировочную и поведенческую среду;

• принцип «живой среды», регламентирующий необходимость не только проектирования, но и содержания, эксплуатации и оптимизации всех элементов пешеходной сети, без чего невозможно их высокое качество;

• принцип «комплексности» предполагающий суммарное рассмотрение непосредственно коммуникационного канала и всех дополнительных элементов (площадок для хранения велосипедного и автомобильного транспорта, площадок для отдыха, пассажей и др.);

• принцип «сети», подразумевающий рассмотрение отдельных элементов городской территории, используемых для пешеходного движения как единую взаимосвязанную систему;

• принцип «многофункциональности», подразумевающий возможность выбора вариантов досуга в рамках одного участка пешеходной коммуникации и определяющий уровень «доступности» каждого участка городской среды для всех жителей города;

• принцип «устойчивости» городской среды как по отношению к антропогенным воздействиям, так и в роли формирования «природной» составляющей на городских территориях.

8. Методика преобразования среды СПК циклична и состоит из трех последовательных этапов:

• Первый этап — комплексный анализ современного состояния элемента СПК. На этом этапе проводится группа обследований (в том числе и по предложенной методике) и определяются параметры и характеристики всех компонентов среды, среди выявленных параметров определяются «конфликтные точки на СПК» (несоответствие: системы благоустройства — происходящим социальным процессамосновных пешеходных потоковназначению коммуникационного элементасетевых компонентов — назначению и масштабу элемента);

• На втором этапе определяются методы (реконструкция, оптимизация) и направление (ландшафтный каркас, сетевые компоненты) проектной деятельности. В соответствии с принципами проектирования СПК (принцип «комплексности», принцип «многофункциональности» и принцип «устойчивости») осуществляется комплексное преобразование конкретного элемента сети;

• Третий этап — в соответствии с выявленными принципами реконструкции (принцип «сети», принцип «живой среды») после осуществления основных мероприятий по преобразованию элемента СПК следует обязательный этап анализа эксплуатации элемента жителями, на основе которого определяются новые «конфликтные точки на СПК» и цикл проектирования повторяется.

9. Дан прогноз развития СПК Санкт-Петербурга, определены основные факторы, влияющие на развитие СПК в ближайшие 10−15 лет (рост требований к качеству коммуникационной среды, увеличение грузовых потокв и, как следствие, ухудшение экологической обстановки, общий рост подвижности населения и т. д.).

10.Сформулированы основные задачи по проектированию и реконструкции СПК Санкт-Петербурга, даны предложения по развитию СПК, определены основные направления этого развития (новые связи с периферийными районами, развитие СПК в зонах активных градостроительных преобразований, развитие набережных, развитие туристических маршрутов на Васильевском острове и Петроградской стороне и.

ДР-).

11. Определены основные уровни формирования нормативно-рекомендательных документов по проектированию и реконструкции С ПК Санкт-Петербурга («макро-уровень» — генплана города, «мезо-уровень» проектов планировки и «микро-уровень» проектов благоустройства).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптационные возможности человека в условиях больших городов сборник научных работ- Академия наук СССР, зоологический ин-т. — Лен.: 1988.
  2. Архитектурно-историческая среда/ под ред. О.И.Пруцына- Стройиздат. М., 1990. -408 е.: ил.
  3. , Р. Пространство для жизни/ Пер. с фр. М.В.Предтеченского- Под ред.
  4. A.Н.Шукуровой- Стройиздат. -М.: 1993. 136 е.: ил. -Перевод. Изд.: Espaces d’une vie / Ricardo Bofill/ - Editions Odile Jakob, 1989.
  5. , И.А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы/ И. А. Бондаренко- Едиториал УРСС. М.: 2002. — 108 с.
  6. , В. А. Планировка и благоустройство городов: учебник для вузов!
  7. B.А.Бутягин- Стройиздат. -М: 1974. -381 с.
  8. , В.Ф. Современные автомобильные магистрали. Изд. 2-е перераб. и доп./ В.Ф.Бабков- Изд-во «Транспорт»: 1974.-208 с.
  9. , П.Г. Пешеходное движение в городах/ П.Г.Буга- Стройиздат. М.: 1979. 127 е., ил.
  10. , Е.Н. Использование подземного пространства больших городов под зданиями различного функционального назначения -М.: 1935
  11. , И.Б. Методика изучения территориальной дифференциации городской среды/ И.Б. Барбаш- Ин-т географии АН СССР. М.: 1986. — 177−181 с.
  12. С.В. и др. Атлас лесов СССР., М: Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР, 1973.
  13. Г. И. и др. Лесопарки СССР. Природные культурные ландшафты. Композиции садово-паркового искусства М: Планета, 1976.
  14. В.В., Микулина Е. М., Яргина З. Н. Город и ландшафт М: Мысль 1986.
  15. А.П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М: «Наука «, 1988
  16. А. П. Озеленение центров крупных городов- обзор / Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. -М.:1976. -42 е.: ил.
  17. П. Пешеходные пространства городских центров / Перевод с болг. Д. П. Криво-шеева: под ред. В. В. Владимирова. -М.: Стройиздат, 1983. 192 е.: ил. — перевод из212дания: Пешеходни пространства в градските центрове / П. Велев. София: Техника, 1979.
  18. А. П., М. Ф. Денисов, С. С. Ожегов. Ландшафтное проектирование. -М.: 1991.
  19. М.Ю. Градостроительные регламенты для территории с особо ценными культурными ландшафтами. Промышленное и гражданское строительство. № 1 2003.
  20. Воронина В. JL Средневековый город арабских стран / В. JL Воронина. М.: ВИИТАГ Госкомархитектуры, 1991.
  21. А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: лицо города / А. Э. Гутнов, В. Л. Гла-зычев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 350 (2) е.ил.
  22. Генеральные планы городов и конкурсные проекты планировки и застройки городских центров: обзор проектов, рассмотренных Госгражданстроем в 1971 г. / Центр научно-технической информации по градостроительству и архитектуре. -М.1973.
  23. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / сокр. Перевод с нем.- изд. 2-е, испр. — М.: Стройиздат, 1975. 567 с.
  24. Градостроительство Москвы: 90-е годы / Под ред. А. В. Кузьмина. М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2000. — 280 е.: ил.
  25. Градостроительные проблемы развития Ленинграда. Ленинград 1960 / Под ред. В. А. Витмана и Б. В. Муравьёва. — 158 е.: ил.
  26. Э. Развитие градостроительства / Э. Грушка. Издательство Словацкой академии наук в Братиславе, 1963. — 660с.: ил.
  27. Градостроительство России XXI века: сборник научных статей РААСН- Российская Академия архитектуры и строительных наук. -М.:2001.
  28. А. Г. Ландшафт современного города / А. Г. Григорян. -М.: Стройиздат, 1986.- 136с.: ил.
  29. В. П. Основные принципы архитектурно-планировочного решения главных улиц города: автореферат диссертации на соискание степени кандидата архитектуры. -Л.:1953.
  30. Т. К. Зелёный мир старого Петербурга / Т. К. Горыщина. СПб.: Искусство — Санкт-Петербург, 2003. — 416 е.: ил.
  31. В. А. Зеленая природа города: Учеб. Пособие для ВУЗов. Издание 2-е, доп. И перераб. М.: Архитектура-С, 2005. — 528 е., ил.
  32. В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. М.: Стройиздат, 1986. -496с.: ил.
  33. Ю. Н. Формирование полихромии общественного центра крупного города: автореферат диссертации на соискание степени кандидата архитектуры. JI.:1983.
  34. М.Г. «Проблемы современных городов» (движение в больших городах и кризис жилища). М, 1926
  35. С. П. История и теория архитектурной критики: учебное пособие / С. П. Заварихин. Л.: ЛИСИ, 1986. — 92 с.
  36. К. Городское строительство с точки зрения его художественных принципов. Перевод с 5-го немецкого издания проф. И. И. Вульферт под ред. Московского губернского инженера П. А. Маматова. Издание Управления московского губернского инженера. М- 1925 г.
  37. История градостроительного искусства в 2-х томах. 2-е изд. / А. В. Бунин, Т. Ф. Са-варенская. -М.: Стройиздат, 1979. -412с.: ил.
  38. История советской архитектуры, 1917 1954 гг.: учебник для архитектурных ВУЗов. Специальность «Архитектура» / Н. П. Бименкин, В. Н. Калмыкова
  39. А. В. Формирование городской среды / А. В. Иконников. -М: Знание, 1973.-64+16 с. вклад.
  40. В. А., Наумов А. И. Ленинград (градостроительные проблемы развития). -Л.: Стройиздат (ленинградское отделение), 1973. 360с.
  41. П. П., Орлова Л. Н. Городская климатология: учебное пособие для ВУЗов. -М.:Стройиздат, 1993. 144с.:ил.
  42. О. К. Городские транспортные коммуникации / Новое в жизни, науке, технике, серия «Строительство и архитектура»,№ 5. -М: Знание, 1981. 64с.
  43. Е. Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. -320с.
  44. Г. П. Большой город и города-сады. Киев: Типография товарищества И. Н. Кушеревъ и Ко., 1916.
  45. Н. Я. Основы ландшафтного дизайна /Н. Я. Крижановская. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-204 с.
  46. А. В. Жилые кварталы: учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей ВУЗов / Под общ. ред. Н. Н. Миловидова, Б. Я. Орловского, А. Н. Белкина. М.: Высшая школа, 1988. — 87с.: ил.
  47. Г. М. География городов: учебное пособие для географических факультетов ВУЗов / Г. М. Лаппо. -М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. 480 е.: ил.
  48. Л. П., Лихачёва Л. Н. Архитектурный путеводитель. Санкт-Петербург / Л. П. Лавров, Л. Н. Лихачёва. СПб.: Туристический и культурный центр «Эклектика», 2002. — 208 с.
  49. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни / перевод с англ. -М: Экономика, 1979. 144с.
  50. К. Образ города / Перевод с англ. В. Л. Глазычева- сост. А. В. Иконников- под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. — 328 е.: ил. — перевод издания: The image of the city / Kevin Lynch. — The M.I.T. Press.
  51. Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст / Д. С. Лихачёв. -М: «Согласие», ОАО «Типография «Новости», 1998. -356 е.: ил.
  52. Методические рекомендации по проектированию пешеходных сетей. М.:1988.
  53. Г. А. Система общественного обслуживания в планировочной структуре реконструируемого города: обзор / Г. А. Малоян- Центр научно-технической информации по градостроительству и архитектуре, серия «Градостроительство». М.:1974.
  54. Реконструкция жилой застройки: учебное пособие для студентов ВУЗов / Н. Н. Миловидов, В. А. Осин, М. С. Шумилов. -М.: Высшая школа, 1980. 240 е.: ил.
  55. Методика реконструкции городов / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центральный научно-исследовательский институт по градостроительству. -М.: Стройиздат, 1975. 151с.
  56. Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Архитектура- С, 2004. 96с.
  57. П. Новые города. М.:Прогресс, 1975. — 253 е.: ил.
  58. Г. А., Шумилов М. С. Основы градостроительной политики / учебное пособие.- М.: МИКХиС, 2003. 101с.
  59. . Пешеходные торгово-общественные пространства / перевод с англ. А. Р. Анисимова- под ред. И. Р. Федосеевой. -М.: Стройиздат, 1989. 159с.:ил.
  60. В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб.:2002. — 295с.:ил.
  61. И. А. Благоустройство городов: учебник для строительных техникумов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 295.:ил.
  62. Новые системы расселения за рубежом: обзор / И. М. Смоляр, Л. Ф. Бучев- Центр научно-технической информации по градостроительству и архитектуре. М.:1972.
  63. Н.В. Архитектура и солнце. -М.: Стройиздат, 1988. 207 с.
  64. Общественно-торговые центры. Обзор, составитель А. И. Урбах, ЦНТИ по гр. Строит. и архит., М — 1972
  65. Е.В., Фишельсон М. С. Городской транспорт. Учебник для вузов. М., «Высшая школа», 1976 352с., ил.
  66. Оздоровление городской среды при планировке жилых районов М. 1977. авторы: К. Александер, К. Андрэ, А. Апарин и др.
  67. Э.А. Современная городская культура и человек. -М. Изд-во «Наука» 1987 -(академия наук СССр, Институт философии)
  68. Памятники архитектуры Москвы (Белый город). М., изд."Искусство». 1989 — 380 с. Ред. коллегия: Г. В. Макаревич (главный редактор), Б. А. Альтшулер, В. И. Балдин, В. В. Багданов, Л. А. Давид и др.
  69. Памятники культуры в планировке и застройке городов, автор В. А. Лавров, ЦНТИ по гр. Строит, и архитектуре.
  70. Пешеходные торговые улицы и зоны за рубежом. Обзорная информация. Составители А. И. Урбах, М. Т Лин МГЦИТИ — 1982. Выпуск 30
  71. В.Н., Тиц А.А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Л.: Стройиздат, Ленинградские отделение, 1984. — 512с., ил.
  72. Планировка и застройка новых городов сборник научных трудов. М — 1974, выпуск № 2. Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству под. ред. канд. арх. А.В. Ленина
  73. Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях / под ред. Э. К. Трутнева 2-е изд., доп. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 106с.
  74. Преобразование среды крупных городов. Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства. / госгражданстрой. К., 1977, с. 91.
  75. Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры / Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству. -ред. сост. В. Лавров. М.: Стройиздат, 1979. 126с., ил.
  76. Е.Н., Города мира: география мировой урбанизации: Учебное пособие для геогр. Специальностей вузов / Предисловие Г. М. Лаппо. М.: Международные отношения, 1999. — 384с., ил.
  77. М.В. Город для человека. М.: «Прогресс» 1980. 220 е., ил.
  78. Г. Д., Митягин С. Д. Прогнозирование развития городов и жилища: Учебное пособие. Л.: ЛИСИ, 1986. — 30 г.
  79. Постсоветское градостроительство. Проблемы и перспективы. Сборник докладов и тезисов международной научно-практической конференции 16−17апреля2001 года./Под ред. Митягина С. Д. Санкт-Петербург, 2001. — 212 с.
  80. Планировка и затройка городов. Изд-во «Будивельник» К., 1973 (В помощь проектировщику — градостроителю) — 112с.
  81. М.В. Архитектура окружающей среды. -М.: Стройиздат, 1989. 247 е., ил.
  82. Развитие современных городов и реформа жилищно-коммунального хозяйства. Третья Международная научно-техническая конференция 6−7 апреля 2005 г. м.: МЦКХиС, 2005. -704с.
  83. Районная планировка и градостроительство (реферативная информация) серия Ш выпуск 18, М. 19 778 «Зарубежный опыт» ЦИНИ по строительству и архитектуре Госстроя СССР, 1978.
  84. Г. А., ХасинМ.Ф. Тонущие города. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Стройиздат, 1991,-256с. :ил
  85. В.Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды: учебн. пособие/В.Ф. Рунге., Ю. П. Манусевич. -М.: «Архитектура С», 2005. -328с.:ил.
  86. Рекомендации по комплексному развитию архитектурно-пространственной среды новых городов. М., 1987 (ЦНИИП градостроительства)
  87. Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: учебник для вузов. -М.: Стройиздат, 1984. -376с., ил.
  88. Т.Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство Англии ХУП-ХУШ веков: Город и природа. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 140 с. (Теоретические основы градостроительства)
  89. Т.Ф., Швидковский Д. О., Кирюшина Л. Н. Градостроительная культура Франции XVII—XVIII вв.еков. м.: Эдиториал УРСС, 2004. — 128 с. (Теоретические основы градостроительства)
  90. А.С. Архитектура автомобильных дорог. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Транспорт. 1993.-272 с.
  91. А.Е., Сосянц В. Г., Фишельсон М. С. Городской транспорт и организация движения. Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, М, 1960. -351с.
  92. А.В. Обзор: пешеходные пути и транспорт для инвалидов и престарелых в городах. М.: 1984
  93. Транспорт в планировочной структуре городов и агломераций сборник научных трудов-Киев 1974 — Редакционная коллегия: Г. П. Крутенко, О. И. Кульчицкая, И.И. Най-марк
  94. Хасиева С.А., «Архитектура городской среды», Стройиздат, 2001 год
  95. Ю. Б. Внешнее благоустройство и озеленение жилых комплексов / Ю. Б. Хромов.-Л.: 1969, — 159 с.: ил.
  96. И. Научные методы в архитектуре / Перевод с англ. А. А. Воронова. М.: Стройиздат, 1983. — 160 е.: ил. — Перевод изд.: Toward a scientific architecture / Y. Friedman. -1975.
  97. А. И., Лин М. Т. Архитектура городских пешеходных пространств / А. И. Урбах, М. Т. Лин. М.: Стройиздат, 1990. — 200 е.: ил.
  98. А. И. Проблемы больших городов. Современные градостроительные структуры и организация общественно-торгового обслуживания / А. И. Урбах. М.:1973.
  99. Харитонова 3. В. Новое на старом Арбате (первая пешеходная зона в историческом центре Москвы) / 3. В. Харитонова. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  100. В. Т. Архитектурное формирование городской среды: учебное пособие для архитектурных специальностей вузов / В. Т. Шимко. М.: Высшая школа, 1990. — 223 е.: ил.
  101. М. Ц. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии» / М. Ц. Штиглиц. СПб.: Белое и чрное, 2003.
  102. В. А. Очерк истории планировки и застройки русских городов / В. А. Шкваринов. -М: Государственное издание министерства по строительству и архитектуре, 1954.
  103. Н.И. Световой дизайн города: Учеб. пособие М.: Архитектура-С, 2006.-320 е.: ил.
  104. Garvin. Alexander- Berens, Gayle- et al. Urban Parks and Open space, Washington, D.C.: ULI- the Urban Land Institute, 1997.
  105. Uhlig, Klaus- Pedestrian Areas, published 1979 in the U.S.A. by Architectural Book Publishing Co., Inc., New York
  106. Lockhart T. Housing adaptations for disabled people. London Architectural Press 1981
  107. Jacobs, Allan В., Great streets, Massachusetts Institute of Technology, 1995.
  108. Bernard Rudofsky. Strade per la gente. Editori Laterza 1981.* * *
  109. , Ш. Д. Региональное своеобразие городов Средней Азии: автореферат диссертации на соискание степени доктора архитектуры/ Аскаров Шукур Джураевич- Ленинградский инженерно-строительный институт. Ленинград, 1989.
  110. К. 3. Влияние планировочных факторов на некоторые аспекты формирования городской среды (на примере центральных районов Ленинграда): автореферат диссертации на соискание степени кандидата архитектуры. Л.: 1980.
  111. М. В. Архитектурно-планировочная организация городских пешеходных улиц и площадей в условиях континентального климата: автореферат диссертации на соискание степени кандидата архитектуры. М.: 1993.
  112. С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города (на примере города Самары): автореферат диссертации на соискание степени кандидата архитектуры. -Нижний Новгород: 2006.
  113. В. А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды: автореферат диссертации на соискание степени доктора архитектуры. СПб.:2005.
  114. P.M. Исследование пешеходного движения на улицах центральных районов крупных городов. Автореферат на соиск. степени канд. техн. наук. Л. 1971
  115. А.В. Архитектура торговых центров крупнейшего города (на примере СПб). Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. архитект. СПб. 2005
  116. С.И. Ориентация и движение человека в микрорайоне. Автореферат на со-иск. уч. ст. канд. архит. JI. 1970.* * * *
  117. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7.05.М: 1998 № 73 ФЗ
  118. СНиП П-В.1. Правила и нормы планировки и застройки городов (СН 41−58) (Госстрой СССР. М., Стройиздат, 1954).
  119. СНиП П-К.2−62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования (ЦНИИПградостроительства. М., Стройиздат, 1966. 64 с).
  120. СНиП П-60−75**. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов (Госстрой СССР. М., ЦИТП Госстроя СССР. 1985, 67 с).
  121. СНиП 2.07.01−89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Госстрой России. М., ГУП ЦПП, 1998, 64с).
  122. СНиП 111.10−75. Благоустройство территорий М: 1975
  123. СП 35−105−2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения 19 июня 2002 № 89 М:2002
  124. ТСН 30−306−2002 Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга, С-Пб:2002
  125. ТСН 30−301−2002. Реконструкция и застройка внецентральных селитебных районов Санкт Петербурга. С-Пб:2002
Заполнить форму текущей работой