Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Романс в истории русской художественной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпоху Романтизма, ставящую во главу угла индивидуальную непохожесть и понимающую романтическую личность как одинокую, непонятую, бунтующую (активно или пассивно) против всех и вся и потому пессимистично настроенную, по разнообразию видов вокальной лирики, богатству идейно-художественного содержания и по обилию образцов можно считать временем расцвета романса. Именно в первой половине XIX века… Читать ещё >

Содержание

Романс представляет собой уникальное явление в отечественной художественной культуре. Проникнув в нее из Западной Европы в середине XVIII века, романс уже к концу этого столетия стал национально-специфическим жанром, ассимилировавшим черты западноевропейской арии и русской лирической песни. Этот вокально-поэтический жанр явился своеобразным откликом на рождение в России этого периода нового типа личности, а следовательно, и нового типа культуры.

Со времени своего появления в России в самые яркие моменты развития художественной культуры романс играл немаловажную роль, подчас не только олицетворяя чаяния какого-либо одного социального пласта, но и выражая суть всей эпохи. И сегодня судьба романса является отражением существенных процессов, происходящих в культуре: речь идет о динамике положения личности в современном обществе, отношения личности и «массы», массовой и элитарной культур, а следовательно, на глубинном уровне — отношения в самом человеке внутреннего и внешнего, духовного и физического, эмоционального и рационального, интимного и социального.

Доминантой в современной музыке можно считать рок- и поп-культуру. Они предполагают вовлечение слушателя в процесс исполнения, выражающийся в его моторном соучастии в художественном действе. В противовес этому романс — жанр, отвечающий потребностям утонченно-духовного выражения внутреннего мира личности композитора и исполнителя, а тем самым и сопереживания слушателя. Если романс иногда исполняется для многотысячной аудитории, собираемой рок- и поп-звездами, он утрачивает интимность, камерность — черты, определяющие его привлекательность как жанра. Возникший в эпоху сентиментализма, романс выдвигает на первый план способность взволновать, растрогать, вызвать реакцию духовных чувств, а не физиологическое возбуждение.

Вместе с тем романсу нередко свойственна определенная банальность, «клишированность» как музыкальных, так и словесных формул. Однако, эта банальность соответствует банальности самих чувств. Как писал Ю. Н. Тынянов, «слова захватанные, именно потому что захватаны, потому что стали ежеминутными, необычайно сильно действуют. Отсюда -притягательная сила цыганщины» [Тынянов, 1977: 171].

Несмотря на всю свою банальность, а отчасти и благодаря этому, романс продолжает существовать в современной художественной культуре, поскольку в нем, «как ни ужасна стихи и музыка. сохранился каким-то чудом не тон, а как бы готовое место для лиризма певца» [Нилус, 1914]. Все же в наше время романс, как имманентно лиричный жанр, является неким «символом» духовности, в особенности в сравнении с шлягерами рок-музыки.

Настоящее диссертационное исследование, посвященное изучению генезиса, истории развития и специфических черт романса в контексте русской художественной культуры ХУШ-ХХ веков, ставит целью выявить влияние процессов, протекавших в истории отечественной культуры, в частности, в художественной культуре, на содержание и функционирование романса. Это определило следующие задачи исследования:

1. Исходя из выявления классификационных признаков жанра как эстетической категории, соотнести общие признаки художественного жанра и особенности жанра музыкального.

2. Выявить сущностные характеристики романса как двухэлементного художественного образования.

3. Доказать диалогичность романса в разных аспектах его функционирования.

4. Выяснить, как формировались и развивались особенности романса, т. е. как складывался и функционировал романс в реальной истории русской культуры.

5. Выяснить, каким образом история романса соотносится с историей художественной культуры и как менялось его место и характер в процессе общекультурного развития России с середины XVIII века до наших дней.

До настоящего времени романс не подвергался комплексному исследованию. Круг работ, посвященных романсу, достаточно велик, но, несмотря на обилие литературоведческих и музыковедческих исследований о романсе, до сих пор не существует работ, рассматривающих романс как целостную словесно-музыкальную структуру, не определены место и роль романса в русской художественной культуре, не написана история этого жанра в контексте истории культуры. Этим и определяется актуальность темы, заявленной в настоящей диссертационной работе.

Первые исследования, посвященные романсу, появились только в конце XIX — начале XX века, т. е. к тому времени, когда жанровые особенности романса уже сформировались (Ц.А. Кюи «Русский романс» (1896), Н. Ф. Финдейзен «Русская художественная песня (Романс)» (1905) и др.). Однако авторы большинства таких работ обращали свое внимание главным образом на так называемую «художественную песню» (Н. Финдейзен), не принимая в расчет бытовой романс. Однако, как сказал современник, «о бытовом романсе, пожалуй, и говорить не стоило бы, если бы он, сверх ожидания, не имел колоссального влияния на целую полосу русской жизни» [Нилус, 1914]. Между тем, именно бытовой романс являлся «выразителем» настроений широких кругов русского общества.

Отсутствие в отечественной науке 1930-х — 60-х годов самостоятельных исследований, посвященных романсу как жанру, объясняется, прежде всего, идеологическими причинами. После революции 1917 года романс постепенно оказался насильственно изъятым из художественной жизни страны как «буржуазное» явление. Если в специальных изданиях речь и шла о романсе, то в них он был представлен образцами профессионального творчества, широкий же пласт бытового романса оставался неисследованным. Лишь с начала 70-х годов нашего века, в ходе так называемой «оттепели», возрождается интерес отечественных литературоведов и музыковедов к романсу (работы В.А. Васиной-Гроссман, Я. И Гудошникова, Ю. В. Келдыша, О. Е. Левашовой, Б. А. Леонова, Т. Н. Ливановой, М. Петровского, Г. Соболевой, Е. Г. Шевлякова и др.). Но ни в это время, ни в последующие десятилетия романс не привлекал пристального внимания ни музыковедов, ни литературоведов, ни эстетиков.

В диссертационной работе были использованы следующие источники: музыкальные тексты русских романсов XVIII, XIX и XX веков-

поэтические тексты романсов-

музыковедческие и литературоведческие исследования, посвященные романсу-

мемуарная

литература, описывающая реальное функционирование романса на разных этапах развития русской художественной культуры (Б. Лившиц, А. Белый, Я. Штелин и др.).

Теоретической базой исследования послужили положения, разработанные в теории художественного (М.С. Каган, Н. Кашина, Е. Я. Бурлина, А. З. Васильев и др.), литературного (Т.Д. Гачев, В. В. Кожинов, Б. А. Леонов, И. Кузьмичев, С. Вольман и др.), а также музыкального (В.А. Цуккер-ман, А. Н. Сохор, М. С. Каган, Л. А. Мазель, О. В. Соколов, Т. В. Попова и др.) жанров.

В диссертационном исследовании романс рассматривается с культурологической точки зрения. В работе учтены исследования, посвященные разным периодам развития отечественной художественной культуры (Н. Зоркая, Б. Егоров, А. Каменский, Т. Ливанова, Ю. Лотман, Н. Яковки-на и др.)

В качестве методологической базы диссертационного исследования использован системный подход, включающий в себя несколько аспектов:

1. Структурный анализ, рассматривающий строение романса как синтетического жанра, «уравновешивающего» поэзию и музыку речью.

2. Функциональный анализ, определяющий значение романса, способы его функционирования в художественной культуре, связь романса с другими вокально-поэтическими жанрами.

3. Историко-культурный анализ, рассматривающий развитие романса как одного из аспектов исторического развития художественной культуры.

4. Герменевтический анализ, ставящий своей целью проследить историю романса в контексте основных идей в художественной культуре путем разбора поэтического и музыкального материала романса.

Структура диссертации определяется задачами и методами предпринятого исследования. Оно состоит из Введения, двух глав, Заключения и нотного

Приложения.

Романс в истории русской художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

Изучение более чем двухвековой истории развития романса в России, предпринятое в настоящем диссертационном исследовании, позволило выявить ряд инвариантных черт романса. Прежде всего, это особый характер лирического содержания, который заключается в «познании» любовного переживания, поэтому предполагает наличие адресата и определяет как, словесно-поэтическую так и музыкальную основу. Поскольку романс не может существовать вне «слушания», то возникла необходимость в третьем, связующем слово и музыку, компоненте — речи как озвучивании словесно-музыкального текста. Вместе с тем в романсе как «продолжателе» традиции западноевропейской арии обязательно наличие аккомпанемента. Этими установками определяется диалогичность романса на разных уровнях: слово — музыка, мелодия — аккомпанемент, слово — речь, музыкаречь, слово — музыка — речь, поэт — композитор, авторы — исполнитель, авторы — исполнитель — слушатель и т. п.

Результатом изучения романса как жанра, выяснения его сущностных характеристик стало определение романса как изначально диалогичного в своем содержании вокально-поэтического произведения с сопровождением, выражающего любовное переживание, рассчитанного на камерное исполнение и представляющее собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.

Исследование, проведенное в диссертации, подтвердило прямую связь места, которое романс занимает в художественной культуре, с общим состоянием художественной культуры и культуры в целом. Вот почему изучение романса представляет интерес для понимания и собственно романса, и его роли в художественной культуре, и в культуре в целом.

Динамика отношения к человеку в культуре определила и особенности развития жанра романса. Возникший как жанр во второй половине.

XVIII века, романс стал «откликом» на рождение нового типа личности, утверждавшего ценность внутреннего мира человека, его чувств и эмоций.

Эпоху Романтизма, ставящую во главу угла индивидуальную непохожесть и понимающую романтическую личность как одинокую, непонятую, бунтующую (активно или пассивно) против всех и вся и потому пессимистично настроенную, по разнообразию видов вокальной лирики, богатству идейно-художественного содержания и по обилию образцов можно считать временем расцвета романса. Именно в первой половине XIX века сложились основные стилистические признаки романса как синтетического жанра, оформились его жанровые разновидности.

Во второй половине XIX века, в эпоху реализма с его интересом к социальному бытию индивидуальности романс как порождение романтической эстетики уступил главенствующие позиции песне — выразительнице реалистических тенденций, однако не только продолжал существовать, но и не терял своей популярности, став благодатной почвой для развития новых тенденций в художественной культуре нового столетия.

На рубеже XIX — XX веков личность понималась как явление самодостаточное, самодовлеющее, обусловленное своими собственными метафизическими законами. Художники стремились уйти от «будничности» социальной и культурной действительности, а так как «пением человек уже выключается из серой привычной ежедневности» [Асафьев, 1971: 215], то романс вписался в «полифонию стилей» «серебряного века». Однако, он замкнулся в своем образном и стилистическом «круге», перестав быть самым демократичным жанром музыки и уступив место песне, в частности, революционной.

Революция 1917 года, гражданская война, а также последующие попытки вырастить новый тип личности — «советского человека», не способствовали сохранению, а тем более развитию романса в России. Романс, за редким исключением, элегичен, подчас даже пессимистичен, поэтому он не мог удовлетворять «социальный заказ» своего времени. Как показало исследование, до «оттепели» 60-х годов можно говорить лишь о чертах романсности в советской массовой лирике и оперетте.

Процессы, протекающие в отечественной культуре в настоящее время, подтверждают сохранение интереса к романсу — он стал получать все более широкое распространение. Это «Вечера романса», посвященные творчеству какого-либо одного композитора или отдельного периода развития русской музыки, «Творческие вечера» одного или нескольких исполнителей, в репертуаре которых представлены образцы романса разных композиторов и эпох. Показательно недавнее чествование Изабеллы Юрьевой как «королевы романса», что подтверждает интерес как к жанру, так и к романсовому исполнительству. А участие в подобных мероприятиях, наряду с признанными мастерами, певцов, поддерживающих традиции, привносит «свежую струю» в романсовое исполнительство. Помимо этого, популярность романса поддерживается эстрадными певцами, включающими романсы в свой репертуар. Немаловажно и использование романса как «символа», характеристики определенной эпохи в театре и кино.

О месте романса в русской культуре выразительно сказал М. Петровский: «Черпая из русской лирики и русской музыки (от классических образцов до дилетантских поделок), романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черед заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф. Вырвать романс из русской культуры можно только с мясом — в опасной близости к сердцу» [Петровский, 1997: 12].

Дальнейшее исследование романса в истории русской художественной культуры должно поставить задачу более детально и углубленно рассмотреть не только прошлое романса, но и его настоящее. Детальное исследование состояния романса на современном этапе выходит за рамки данного диссертационного исследования, однако в дальнейшем изучении проблемы это представляется необходимым для прогнозирования судеб романса в XXI веке.

1. Абрамович Г. J1. Развитие литературных видов и жанров // Введение в литературоведение: Пособие для пед. институтов. Изд. 2-е, исправ. и доп. -М.: Учпедгиз, 1956. — С. 224−229.

2. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: Опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. С. 104−117.

3. Авторская песня. М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT», 1997. — 512 с.

4. Акимова Т. «Русская песня» и романс первой трети 19 века // Русская литература, 1980. № 2. — С. 36−46.

5. Амброс А. Границы музыки и поэзии. СПб., 1889. — 144 с.

6. Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX века // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М., Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1965. — С. 14−26.

7. Аронсон М. и Рейсер С. Литературные кружки и салоны / Ред. и пре-дисл. Б. М. Эйхенбаума. Л.: Прибой, 1929. — 312 с.

8. Асафьев Б. В. Важнейшие этапы развития русского романса // В сб.: Русский романс. М.-Л.: ACADEMIA, 1930. — С. 9−25.

9. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов) Второй внеабонементный симфонический концерт Зилоти // Хроника журнала «Музыкальный современник», 1916. -№ 5−6.

10. Ю. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

11. П. Асафьев Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского // Музыка и музыкальный быт старой России. Т. 1. Л.: ACADEMIA, 1927. — С. 7−30.

12. Асафьев Б. В. Пути развития советской музыки // Очерки советского музыкального творчества. Т.1. М.-Л.: Музгиз, 1947. — С. 5−12.

13. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. — 136 с.

14. Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л.:1. ACADEMIA, 1930. 320 с.

15. Асафьев Б. Русский романс XIX века//Русская музыка XIX и начала XX века. Д.: Музыка, 1968. — С.55−98.

16. Асмус В. Вопросы истории и теории эстетики. М.: Искусство, 1968. -654 с.

17. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730−1980 гг. Компендиум. Изд. 2-е, исправл. и дополн. Смоленск: Русич, 1994. — 303 с.

18. Белинский B.C. Герой нашего времени // Поли. собр. соч. в 13-ти т. Т. IV. -М.: Изд-во АН СССР, 1954 а.-С. 193−271.

19. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. в 13-ти т. Т. V. М.: Изд-во АН СССР, 1954 Ь. — С. 7−68.

20. Белинский В. Г. Опыт истории русской литературы // Полн. собр. соч. в 13-ти т. Т. IX. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 144−170.

21. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-445 с.

22. Берковский Н. Я. Эстетические позиции немецких романтиков // В сб.: Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во Писателей, 1934.-С. 5−121.

23. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). -М.: Политиздат, 1975. 399 с.

24. Борев Ю. Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.

25. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Гослит, 1957. — 231 с.

26. Булич С. К. Дедушка русского романса. H.A. Титов // Русская музыкальная газета, 1900. № 17−20.

27. Булич С. К. Прадедушка русского романса // Музыкальный Современник, сентябрь 1916 г.

28. Бурлина Е. Я. Культура и жанр. Методологические проблемы жанрооб-разования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 165 с.

29. Бухштаб Б. Я. Вступ. статья к изд.: Фет A.A. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1937. — С. V-XXI.

30. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М.: Искусство, 1983. — 236 с.

31. Васильев А. З. Гносеологические проблемы художественной культуры (К методологии изучения жанра) // Художественная культура и искусство: Методологические проблемы. Л.: ЛГИТМИК, 1987. — С. 122−136.

32. Васильев А. З. Жанр как явление художественной культуры // Искусство в системе культуры. Сб. ст. Л.: Наука, 1987. — С. 167−176.

33. Васильев А. К проблеме социологии жанра // Методологические проблемы современного искусствознания. Сб. науч. тр. Вып. IV. Л.: ЛГИТМИК, 1985. — С. 63−75.

34. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: В 3-х ч. 4.1. М.: Музыка, 1972. — 150 е., 4.2−3. — М.: Музыка, 1978а. — 366 с.

35. Васина-Гроссман В. А. Романс // Музыкальная Энциклопедия в 6-ти т. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1978b. — Стлб. 694−697.

36. Васина-Гроссман В. А. Романс // Русская художественная культура конца XIX начала XX в. Кн. З (1908;1917). — М.: Наука, 1977. — С.439−449.

37. Васина-Гроссман В. А. Русский романс конца XIX начала XX века // Русская художественная культура конца XIX — начала XX в. Кн.1 (18 951 907). — М.: Наука, 1968. — С. 385−396.

38. Васина-Гроссман В. А. Романс // Большая советская энциклопедия. Т. 22. М.: Сов. энцикл., 1975. — Стлб. 565.

39. Васина (Гроссман) В. А. Романс и песня // Очерки советского музыкального творчества. Т.1. М., Л.: Музгиз, 1947. — С. 211−235.

40. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 352 с.

41. Вацуро В. Э. С.Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. -М.: Книга, 1989.-415 с.

42. Вердеревская H.A. О разночинцах // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). М.: Языки рус. культуры, 1996. — С.452−463.

43. Вертинский А. Н. Дорогой длинною. Воспоминания, стихи и песни, рассказы, зарисовки, размышления, письма. / Предисл. Ю. Томашевско-го. М.: Правда, 1991.-572 с.

44. Вертинский А. За кулисами: Сб. / Сост. И вступ. статья Ю. Томашев-ского. М.: Сов. фонд культуры, 1991. — 304 с.

45. Веселовский A.A. Любовная лирика XVIII в. СПб, 1909. — 195 с.

46. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. — 406 с.

47. Вольман Б. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961.-179 с.

48. Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века.-Л.: Музгиз, 1957. -293с.

49. Вольман С. Система жанров как проблема сравнительно-исторического литературоведения // Проблемы современной филологии: Сб. ст. к 70-летию академика В. В. Виноградова. М.: Наука, 1965. -С.341−349.

50. Востоков А. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817. — 167 с.

51. Вомперский В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. — 210 с.

52. Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма // Проблемы музыкального романтизма. Сб. науч. трудов.-Л.: ЛГИТМИК, 1987. С. 5−31.

53. Галич А. И. Опыт науки изящного // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2-х т., Т.2. М.: Искусство, 1974. — С. 205−276.

54. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890−1917: Антология. М: Наука, 1993. — С.5−44.

55. Gattung // Der Gro? e Brockhaus. Т. 7. Leipzig, 1930. — С. 21.

56. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. — 302 с.

57. Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х т. Т.2: Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. — С. 17−96.

58. Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. Изд. 2-е. М.: Гослитиздат, 1961. 190 с.

59. Гегель Лекции по эстетике // Сочинения, Т. ХП (Кн. 1.). М.: Соцекгиз, 1938. — 472 е.- Т. ХШ (Кн.2). — 1940. — 364 е.- Т. XIV (Кн. 3). — 1958. -440 с.

60. Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Изд-во иностр. литературы, 1960. — 685 с.

61. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. — 415 с.

62. Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973.-275 с.

63. Гори, гори, моя звезда: Старинный русский романс / Сост. В. Сафош-кин. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 432 с.

64. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон, 1913.-№ 1.

65. Григорьев Ап. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны // Собр. соч., Вып. 14. -М., 1915. 60 с.

66. Гудошников Я. И. Очерки истории русской литературной песни XVIII—XIX вв. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1972. — 170 с.

67. Гудошников Я. И. Русский городской романс: Учеб. пособие. Тамбов, 1990.-90 с.

68. Гуковский Г. Очерки истории литературы и общественной мысли XVIII века. М.: Гослитиздат, 1938. — 316 с.

69. Гуковский Г. Пушкин и русские романтики (Очерки по истории русского реализма, 4.1). -М.: Интрада, 1995. 319 с.

70. Гусев В. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов: Сборник в 2-х т.: Т. 1 / Вступ статья, биогр. справки, сост, подг. текстов и примеч. В. Е. Гусева. Л.: Сов. писатель, 1988. — 664 с.

71. Данилевич JI. О советском романсе // Советская музыка, 1950. № 10. -С. 25−32.

72. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Худож. лит-ра, 1980. -659 с.

73. Дмитриев М. А. Московские элегии. Стихотворения. Мелочи из запаса моей памяти. М.: Московский рабочий, 1985. — 317 с.

74. Друскин М. К вопросу об изучении «цыганщины» // Советская музыка, 1934. -№ 12. С.96−105.

75. Егоров Б. Ф. Музыкальная жизнь // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). -М.: Языки рус. культуры, 1996а. С. 531−559.

76. Егоров Б. Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век).-М.: Языки рус. культуры, 1996b. С. 504−518.

77. Жанр // Большая советская энциклопедия .Т. 15. М.: Сов. энцикл., 1952.-Стлб. 589−590.

78. Жанр // Энциклопедический словарь «Гранат». Т.20. — М., 1913. -Стлб. 117.

79. Жанр художественный // Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с. .

80. Genre // Encyclopedia Britanica. V. 10. Chicago / London / Toronto / Geneva / Sydney / Tokyo / Manila / Seoul, 1929. — P. 120.

81. Genre // Encyclopedia Americana V.12. -N.-Y., Chicago, 1943. P.401.

82. Genre // Nouveau Larousse Illustre Dictionaire Universal Encyclop’edique. V. 4.-Paris: 1914.-P.104−105.83.3акс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. — С. 46−69.

83. Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900;1910 гг. М.: Наука, 1976. — 303 с.

84. Иванова В. Торжество романса // Невское время, 1999. — № 74.

85. Иванов Вяч. По звездам: Стихи и афоризмы. СПб., 1909. — 438 с.

86. Иванов-Разумник История русской общественной мысли. Т.1. СПб., 1907.-328 с.

87. Иоффе И. И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л: Гос. муз. научно-исслед. институт, 1937. -412 с.

88. История музыки народов СССР: В 5 т. М.: Сов. композитор, Т.1 (1917— 1932) — 1970. — 435 е.- Т.2 (1932;1941) — 1970. — 523 е.- Т. З (1941;1945) -1972. — 544 е., Т.4 (1946;1956) -1973. — 784 е.- Т.5, 4.2. — 1974. — 383 с.

89. Каган М. С. Абраам Босс и Шарль Сорель как теоретики искусства // Ученые записки ЛГУ, Серия ист. наук, 1958. № 252. — С. 151−178.

90. Каган М. Град петров в истории русской культуры. — СПб: АО «Сла-вия», 1996а.-407 с.

91. Каган М. С. Жанр художественный // Большая советская энциклопедия. Т. 9.-М.:Сов. энцикл., 1972.-Стлб. 121.

92. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Часть II: Диалектика искусства. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1964. — 231 е.- Часть III: Диалектика художественного развития. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1966. -215 с.

93. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

94. Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб.: Ut, 1996b. — 233 с.

95. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997, — 544 с.

96. Каменский А. «Под сенью Екатерины.»: 2-я половина XVIII в. -СПб: Лениздат, 1992. 447 с.

97. Камша В. Белый аист московский на белое небо взлетел. Черный аист московский на черную землю спустился // Пульс города, 1997. № 6.

98. Кандинский А. И. О реализме и романтизме в русской музыке второй половины XIX в. // Вопросы методологии советского музыкознания. -М.: Изд-во Моск. коне., 1981. С. 19−44.

99. ЮО. Кац Б. «Стань музыкою, слово». Л.: Сов. композитор, 1983. — 280 с.

100. Кашина Н. Жанр как эстетическая категория. М.: Знание, 1984. -64 с.

101. Келдыш Ю. В.

Введение

к т.4 (1800−1825) // ИРМ в 10-ти т. М.: Музыка, 1986. — С.5−25.

102. Келдыш Ю. В. Век перелома // ИРМ в 10-ти т. Т.1. М.: Музыка, 1983. С. 161−294.

103. Келдыш Ю. В. Записи и изучение народной песни // ИРМ в 10-ти т. Т.2. М.: Музыка, 1984а. — С.216−256.

104. Келдыш Ю. В. Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII и начале XIX века // В кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790−1825. / Под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша.- Л.: Музгиз, 1956. С. 7−48.

105. Юб. Келдыш Ю. В. Иностранные оперные труппы в России. Итальянскаяопера // ИРМ в 10-ти т. Т.2. М.: Музыка, 1984b. — С.91−129. Ю7. Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. — М.: Наука, 1965. — 464 с.

106. Келдыш Ю. В. Русская музыка на рубеже XIX и XX в. // ИРМ в 10-ти т. Т.9. М.: Музыка, 1994. — С. 5−42.

107. Келдыш Ю. В. Пути развития русской музыки в послепетровскую пору (30−60-е годы) // ИРМ в 10-ти т. Т.2. М.: Музыка, 1984с. — 65−91 с.

108. Ю. Киреева Е. В. Песня и романс (К обозначению жанров) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. Вып.12.-Уфа, 1985.-С.61−65. 111. Ключевский В. О. Полное собрание сочинений в 9-ти т. Т.З. М.: Мысль, 1988. — 414 е.- Т.8. — 1990. — 445 с.

109. Коваленская H.H. История русского искусства XVIII века. М: Изд-во Моск. ун-та, 1962, — 285 с.

110. Cone Е. Words into music: The composer’s approach // Sound and Poetry. -N.Y., 1957.-P. 98−124.

111. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1968. — 294 с.

112. Копанева Н. П. Новая баллада (Жанровые границы. Сюжеты) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. Вып. 10. Уфа, 1983. — С.89−96.

113. Пб. Корабельникова Л. З. Музыкальное образование // ИРМ в 10-ти т. Т.6 (50−60 гг. XIX в.). М.: Музыка, 1989. — С. 167−188.

114. Кошелев В. А. Пространство контекста (к истории русского городского романса) // Вестник Нов ГУ, Серия «Гуманитарные науки» № 2'95. -С. 67−71.

115. Кошелев В. А., Сапогов В. А. «Король поэтов Игорь Северянин». Пре-дисл. к полн. собр. соч. в 5-ти т. Т.1. СПб.: Изд-во «LOGOS», 1995. — С. 5−26.

116. Кузьмичёв И. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. — 208 с.

117. Cooke D. The Language of Music. L.-Oxford, N.Y., 1974. — 291 p.

118. Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л.: Просвещение, 1968. — 343 с.

119. Кулаковский Л. Песня. Её язык, структура, судьбы. М.: Сов. композитор, 1962. — 342 с.

120. Кюи Ц. А. Русский романс: очерк его развития. СПб., 1896. — 209 с.

121. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе «Анализа музыкальных произведений». М.: Музыка, 1978. — 79 с.

122. Лаврецкий А. Эстетика Белинского. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -371 с.

123. Левашова O.E. Вокальная камерная музыка // ИРМ в 10-ти т. Т.4 (1800−1825). -М.: Музыка, 1986. С.209−236.

124. Левашева O.E. Развитие жанра «российской песни» // ИРМ в 10-ти т. Т.2.-М.: Музыка, 1984. С. 184−216.

125. Левашева O.E. Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин // Очерки по истории русской музыки. 1790−1825. Л.: Музгиз, 1956. — С. 98−143.

126. Левашева O.E. Русская композиторская школа и ее эстетические основы //ИРМ в 10-ти т., Т.2. М.: Музыка, 1984. — С.256−278.

127. Лейдерман Н. Движение времени и закон жанра. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. — 256 с.

128. Леонов Б. А. Романс как жанр в лирике // Леонов Б. А. Вопросы стиля и жанра в лирике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — С. 23−54.

129. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исслед. Материалы. В 2-х т. М.: Муз-гиз, 1952;1953. — Т.1 — 536, Т.2 — 476 с.

130. Ливанова Т. Н. Русские поэты и вокальная лирика // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.): Справочник / Сост. Г. К. Иванов. Вып. 1.-М.: 1966.-С. 3−28.

131. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: воспоминания. М.: Худ. лит., 1991.-250 с.

132. Literary Forms // Encyclopedia Americana T. 17. N.-Y., Chicago, 1943. -P. 469.

133. Literary Genres // Encyclopedia Britanica. V. 10. Chicago / London / Toronto / Geneva / Sydney / Tokyo / Manila / Seoul, 1980. — P. 1047.

134. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПб, 1997. -399 с.

135. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции (1973). М.: Сов. художник, 1974. — С. 256 282.

136. Люди идут по свету: Сб. песен. -М.: МГРИ, 1992. 152 с.

137. Мазель Л. А. Роль секстовости в лирической мелодике // В кн.: Вопросы музыковедения. Т.2. -М.: Музгиз, 1956. С. 191−207.

138. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1979. — 534 с.

139. Маковский С. К. Из воспоминаний об Иннокентии Анненском // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. — С. 102−114.

140. Manoff Т. Music: a living language. -N.'Y., 1982. 522 p.

141. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. — 375 с.

142. Мархасев Л. Серенада на все времена: книга о русском романсе и лирической песне. Л.: Сов. композитор, 1988. — 117 с.

143. Маяковский В. // Полное собрание сочинений в 13-ти т. Т.1. М.: Гослитиздат, 1955. — 348 с.

144. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. Т.2. 4.1. -М.: Прогресс. Культура: Газ. «Труд», 1994а. 416 е., 4.2. — 1994b.- 491 с.

145. Музыкальная эстетика Германии XIX: Сб. переводов. В 2-х т. / Сост. A.B. Михайлова, В. П. Шестаков. Т.1. М.: Музыка, 1981. — 414 е., Т.2. —1982.-432 с.

146. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков / Сост. текстов и общая вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. — 688 с.

147. Нейштадт И. Я. Проблема жанра в современной теории музыки // Проблемы музыкального жанра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. — № 54.-С. 6−11.

148. Нестьев И. Русская советская песня. M.-JL: Музгиз, 1951. — 34 с.

149. Нестьев И. Советская массовая песня. M.-JL: Музгиз, 1946. — 21 с.

150. Нилус П. Впечатления. Вкусы моих современников. Цыганские романсы // Одесский листок, 20 января 1914 г.

151. Новикова A.M. Русская поэзия XVIII первой половины XIX века и народная песня. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

152. Овчинников М. А. Творцы русского романса. М.: Музыка, 1988. — 159 с. 158.0доевский В. Ф. Несколько слов о кантатах г. Верстовского // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. — С. 85−86.

153. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1977. -270 с.

154. Очерки по истории русской журналистики и критики. Т.1. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1950.-604 с.

155. Перетц В. Н., Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. T. II: С начала до конца XVIII в. (Выпуск 4−7). -М., Л., 1926;1929.-С. 331−341.

156. Песни и романсы русских поэтов / Подг. текста и примеч. В. Е. Гусева. М.-Л.: Советский писатель, 1965. — 1119 с.

157. Песни русских поэтов / Подг. Текста и примеч. И. Н. Розанова Л.: Сов. писатель, 1950. — 536 с.

158. Песни русских поэтов (XVIII-I половина XIX в.) / Ред., статьи и коммент. И. Н. Розанова. М.-Л.: Сов. писатель, 1936. — 626 с.

159. Песни, собранные П. В. Киреевским /Под ред. и с дополнениями П. А. Бессонова. Вып.9. М., 1872. — 356 с.

160. Петровский М. «Езда в остров любви» или что есть русский романс // Вопросы литературы, 1984. № 5. — С. 55−90.

161. Петровский М. Скромное обаяние кича, или Что есть русский романс // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 40, октябрь 1997.

162. Петрушевский Ф. Жанр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 11А (22). СПб., 1894. — Стлб. 722. Т.17. — СПб., 1914. -Стлб. 563.

163. Позднеев A.B. Проблемы изучения поэзии Петровского времени // XVIII век. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 25−44.

164. Померанцева Э. В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор. Т. 14. Л.: Наука, 1974. — С. 202−210.

165. Попова Т. Истоки русского романса. М.: Изд-во Моск. филармонии, 1938.-23 с.

166. Попова Т. В. Музыкальные жанры и формы. М.: Музгиз, 1954. — 384 с.

167. Попова Т. В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981. — 128 с.

168. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.

169. Пощечина общественному вкусу Стихи. — Проза. — Статьи. [Сб.] -М., 1912.-113 с.

170. Проблемы музыкального романтизма. Л.: Изд-во ЛГИК, 1989. — 22 с.

171. Прокофьев В. А. O.A. Козловский и его «Российские песни» // Музыка и музыкальный быт старой России. Т.1. М.-Л.: ACADEMIA, 1927. — С. 123−174.

172. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Сов. Этнограф, 1964. № 4.

173. Рапацкая Л. А. К вопросу об истоках музыкального романтизма // Вопросы музыкального романтизма: Сб. науч. тр. Вып. 56. — М., 1979. — С. 11−24.

174. Раскин Д. И. Исторические реалии российской государственности и русского гражданского общества в XIX веке // Из истории русской культуры, Т. V (XIX век). М.: Языки русской культуры, — С.662−831.

175. Реформатский A.A. Речь и музыка в пении // Вопросы культуры речи. Вып. 1.-М.: Изд. АН СССР, 1955.-С. 172−200.

176. Римский-Корсаков H.A. Т. Н. Теплов и его музыкальный сборник «Между делом безделье» (Первый русский песенник XVIII) // Музыка и музыкальный быт старой России. Т.1. М.-Л.: ACADEMIA, 1927. -С. 30−58.

177. Реформатский A.A. Речь и музыка в пении // Вопросы культуры речи. Вып.1. -М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 172−200.

178. Розанов И. Н. Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца. Историко-литературные очерки. М., 1914. — 416 с.

179. Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1996. — 334 с.

180. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1991. — 392 с.

181. Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы, духовная среда / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. -М.: Наука, 1988.-364 с.

182. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век. М.: Правда, 1988. -557 с.

183. Русские эстетические трактаты 1-й трети XIX века: В 2-х т. Т. 2. — М.: Искусство, 1974. 536 с.

184. Русский романс / Под ред. Б. В. Асафьева. М.-Л.: ACADEMIA, 1930. -167 с.

185. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения //Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1987. — С. 92−101.

186. Ручьевская Е. Соотношение слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. М, Л.: Музыка, 1966. — С. 63−92.

187. Сакулин Л. Н. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей. Ч. 2. М., 1929. — 639 с.

188. Сапронов Культурная катастрофа XX века // В кн.: Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб: СОЮЗ, 1998. — С. 553−559.

189. Сахаров И. П. Песни русского народа. 4.1. СПб., 1838. — 168 с.

190. Сигал H.A. «Поэтическое искусство» Буало // Буало Н. Поэтическоеискусство. М.: Гослит, 1957. — 231 с.

191. Сконечная А. Д. Торжество муз. -М.: Сов. Россия, 1989. 192с.

192. Соболева Г. Русский романс. М.: Знание, 1980. — 112с.

193. Соболев П. Н. Мещанский фольклор // Наступление, август 1932 г.

194. Соколов А. Н. К спорам о романтизме // Проблемы романтизма. Вып.1. М.: Искусство, 1967. — С. 26−38.

195. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. — С. 12−59.

196. Соколов О. Проблемы музыкального жанра // Сб. трудов МГПИ им. Гнесиных. -М.: МГПИ, 1981. С. 14−39.

197. Соколова A.M. Концертная жизнь // ИРМ в 10-ти т. Т.З. М.: Музыка, 1985.-С. 242−275.

198. Соллертинский И. И. Избранные статьи о музыке. Л.-М.: Музгиз, 1946. 183 с.

199. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. -М.: Музгиз, 1962.-48 с.

200. Сохор А. Н. Массовые жанры // Музыка XX века. Очерки.Ч.2, Кн. 3.(1917;1945 гг). М.: Музыка, 1980. — С. 445−483.

201. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы муз. форм и жанров. М.: Музыка, 1971. -С. 292−310.

202. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. 103 с.

203. Спасский С. Поэтическая основа романса // Советская музыка, 1950. -№ 10.-С. 32−39.

204. Н.С. (Стороженко Н.) Романс // Эциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 53. СПб., 1899. — С.59.

205. З. Субботин A.C. О поэзии и поэтике. Свердловск: Сред.Урал. кн. изд-во, 1979. — 192 с.

206. Н. Тимофеев Л. Жанр // Большая советская энциклопедия. Т.24. М.:

207. Госиздат, 1932. -Стлб. 627.

208. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. -463 с.

209. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Але-тейя, 1998. — 245 с.

210. Уэллек Р., Уоррен О. Литературные жанры // Теория литературы. -М.: Прогресс, 1978. С. 242−255.

211. Фамицын А. Новые русские романсы // Музыкальный сезон, 18 691 870, № 13.-С. 36−42.

212. Финдейзен Н. Очерки развития русской музыки (светской) в XIX веке. -СПб., 1909.-68с.

213. Финдейзен Н. Русская художественная песня (Романс). М. Лейпциг, 1905.-77 с.

214. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.

215. Харджиев Н. И. Поэзия и живопись (ранний Маяковский) // Статьи об авангарде в 2-х т. Т.1. -М.: RA, 1997. С. 18−98.223 .Цейтлин А. Жанры // Литературная Энциклопедия. Т.4. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1930. — Стлб. 109−154.

216. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159 с.

217. Чайковская О. «Как любопытный скиф.»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. М.: Книга, 1990. — 293 с.

218. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т.7. М.: Музгиз, 1962. — 644 с.

219. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т.14. М.: Музыка, 1974. — 717 с.

220. Черная Л. А. Русская мысль второй половины XVII начала XVIII века о природе человека // Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. -М.: Наука, 1990. — С. 192−204.

221. Чижова И. Б. Хозяйки литературных салонов Петербурга первой половины XIX в. СПб.: Сердце, 1993. — 118 с.

222. Шевляков Е. Г. Лирика в современном русском романсе 60-х начала 70-х гг. (идеи, образы, жанры). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1997.

223. Шеллинг Философия искусства / Перевод и предисл. П.С. ПоповаПод общей ред. М. Ф. Овсянникова. СПб.: Алетейя, 1996. — 495 с.

224. Шомина В. Г. Формирование жанра литературной песни в связи с эволюцией восприятия фольклора (18-начала19века) // Художественное восприятие (проблемы теории и истории). Межвуз. темат. сб. науч. тр. -Калинин: Изд-во КГУ, 1988. С. 72−78.

225. Штейнпресс Б. К. К истории «цыганского пения» в России. М.: Муз-гиз, 1934.-63 с.

226. Штейнпресс Б. Происхождение «цыганщины» // За пролетарскую музыку, 1930.-№ 10.

227. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. -190 с.

228. Щербакова Т. А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. — 176 с.

229. Эльсберг Я. Э.

Введение

// Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3-х т. Т.2: Роды и жанры литературы. -М.: Наука, 1964.-С. 5−17.

230. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб.: Максима, 1995.-568 с.

231. Jurgens Bunig and С.Н. Schooneveld The sentence intonation of contemporary standard Russian as a linguistic structure. S.-Grarenbage, 1961. -269 p.

232. Яковкина Н. И. История русской культуры первая половина XIX века. Лекции. СПб.: Лань, 1998. — 256 с. 1. Пример i1. Menuet mocle. rQ~tofr ¦¦ Ц ' trm.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой