Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что страхи современных детей имеют возрастные и тендерные различия. Страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, присущи детям старшего дошкольного возраста. Выявлено, что < помимо «магических страхов», характерных для детей 5−7 лет, становятся актуальными «школьные страхи» (страх наказания, страх… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
    • 1. Психологические подходы к исследованию страха
      • 1. 1. Зарубежные концепции исследования страха
      • 1. 2. Отечественные концепции исследования страха
      • 1. 3. Исследование соотношения тревоги и страха
  • ГЛАВА 2.
    • 2. Значение детско-родительских отношений для психического развития ребенка
      • 2. 1. Зарубежные подходы к пониманию детско-родительских отношений
      • 2. 2. Отечественные исследования детско-родительских отношений
  • ГЛАВА 3.
    • 3. Психологический портрет ребенка дошкольного возраста
      • 3. 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
      • 3. 2. Специфика детских страхов в дошкольном возрасте
      • 3. 3. Основные подходы к коррекции страхов. у детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА 4.
    • 4. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей 5−6 лет
      • 4. 1. Цели и задачи экспериментального исследования
      • 4. 2. Описание методик исследования
      • 4. 3. Результаты исследования
        • 4. 3. 1. Характеристика выборки испытуемых
        • 4. 3. 2. Выявление страхов у детей дошкольного возраста
        • 4. 3. 3. Выявление особенностей детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем страха
  • ГЛАВА 5.
    • 5. Описание и обоснование структуры коррекционно-развивающей программы
      • 5. 1. Структура коррекционно-развивающей программы
      • 5. 2. Характеристика и описание блоков программы
      • 5. 3. Обсуждение результатов исследования
      • 5. 4. Выводы по результатам исследования

Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено изучению страхов современных дошкольников и их связи с особенностями детско-родительских отношений.

Актуальность исследования продиктована изменениями в современной социокультурной среде, связанными с повышением требований к достижениям ребенка со стороны родителей, которые, в свою очередь, опосредованы стандартами образования, задаваемыми обществом. Эти факторы неблагоприятно сказываются на психическом развитии и эмоциональном благополучии современных дошкольников.

Ребенок взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях социального окружения: на уровне микросистемы, составляющей непосредственное окружение ребенка — семьяна уровне мезосистемысверстники, школа, средства массовой информации и др.- на уровне макросистемы, включающей общественные структуры — экономическая, социальная, образовательная, правовая и политическая системы, культурные обычаи и ценности страны (У. Бронфенбреннер). Влияние семьи сохраняется на всех этих уровнях. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет его потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите, тем самым минимизируя влияние стрессовых факторов социума.

Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, становится всё более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка и, в частности, возникновения детских страхов.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений приходятся на середину XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А. И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов (В.И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. В. Лебединский и др.).

Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж. Келли, Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер и др.).

Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е. И. Морозова, 2009). Страхи чеченских детей, переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные социокультурной ситуацией (И.А. Бурлакова, Л. А. Ибахаджиева, 2009).

Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Перечисленные причины обуславливают необходимость получения современных данных о содержании, форме проявления, возрастной динамике детских страхов, роли детско-родительских отношений в их проявлении. Проблема детских страхов и их связь с детско-родительскими отношениями становится особенно актуальной в рамках психологии развития и возрастной психологии.

Цель исследования: выявление связи детско-родительских отношений и страхов у детей шестого и седьмого года жизни.

Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: связь детско-родительских отношений и страхов у мальчиков и девочек шестого и седьмого года жизни.

Общая гипотеза исследования.

Страхи современных детей имеют возрастные и тендерные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества (снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению), а также такими особенностями детско-родительских отношений, как их деструктивный характер, отсутствие эмоциональной близости между родителями и ребенком, неполная семья.

Частные гипотезы:

1. Существуют типы и виды страхов, которые у детей шестого и седьмого года жизни, у девочек и мальчиков, проявляются с разной частотой.

2. Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению. Поэтому страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни.

3. Существуют общие и специфические особенности детско-родительских отношений, оказывающие влияние на возникновение страхов у детей шестого и седьмого года жизни.

4. Дети с высоким уровнем страхов, по сравнению с детьми с нормативным уровнем страхов, воспринимают семейную ситуацию как неблагоприятную (тревожность, враждебность, конфликтность в семейных отношениях, чувство неполноценности в семье).

Задачи исследования:

1. Выявить страхи современных детей 5−7 лет, их возрастные различия, различия по тендерному признаку и сравнить их с классификацией, предложенной А. И. Захаровым.

2. Определить типы семейного воспитания и эмоционального взаимодействия детей 5−7 лет.

3. Проанализировать характер переживания внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений дошкольниками с разным уровнем страха.

4. Выявить связь детско-родительских отношений с возникновением страхов у детей дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать программу психологической коррекции страхов у детей 5−7 лет посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция психического развития (JT.C. Выготский) — деятельностный подход в психологии развития (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) — современные концепции детско-родительских отношений (М.И. Лисина, Е. О. Смирнова, H.H. Авдеева, O.A. Карабанова), психология семейных отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г. Т. Хоментаускас, Л. Б. Шнейдер и др) — теория привязанности (Дж.

Боулби, М. Эйнсворт), теоретико-экспериментальные подходы к изучению страхов у детей (К.Э. Изард, А. И. Захаров, Е. П. Ильин, A.M. Прихожан, А. Л. Венгер, A.C. Спиваковская).

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ и обобщение философских, психолого-педагогических и психофизиологических исследований.

2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:

1) методика определения характера взаимодействия родителя и ребенка И. М. Марковской;

2) опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой;

3) проективный рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», выявляющий трудности взаимоотношений в семье глазами ребенка;

4) тест А. И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), позволяющий диагностировать уровень страхов у детей;

5) проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх», позволяющий дать качественный анализ детских страхов.

3. Методы статистического анализа полученных данных с использованием статистического пакета SPSS.

Описание выборки. Исследование проводилось с 2007 по 2011 гг. в условиях ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», а также ДОУ г. Москвы «Центр развития ребёнка» № 38. Выборка формировалась по диадическому принципубыло обследовано 250 диад «ребенок-мать». В исследовании принимали участие 130 детей из старшей группы (от 5,1 — 6 лет) и 120 детей подготовительной группы (6,2 — 7 лет).

Научная новизна исследования. С позиции возрастной психологии и психологии развития проведен анализ страхов современных детей старшего дошкольного возраста. Впервые выявлены различия в содержании страхов у современных мальчиков и девочек 5−6 лет и 6−7 лет. Получены данные, подтверждающие наличие типов и видов страхов, которые у детей шестого и седьмого года жизни проявляются с разной частотой. Выявлено, что страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для дошкольников шестого и седьмого года жизни. Определены типы семейного воспитания, приводящие к возникновению страхов у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные указывают на связь особенностей детско-родительских отношений, типа эмоционального взаимодействия родителя и ребенка с возникновением страхов у детей. Впервые проанализирован характер переживания внутрисемейной ситуации старшими дошкольниками с высоким и нормативным уровнем страхов. Разработана и апробирована программа психологической коррекции детских страхов посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость исследования. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что страхи современных детей имеют возрастные и тендерные различия. Страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, присущи детям старшего дошкольного возраста. Выявлено, что < помимо «магических страхов», характерных для детей 5−7 лет, становятся актуальными «школьные страхи» (страх наказания, страх опоздания, страх получить плохую оценку и др.) и «социальные страхи» (страх нападения, войны, стихийных бедствий и др.), которые ранее не являлись типичными для данного возраста. Показано, что особенности детско-родительских отношений оказывают влияние на возникновения страхов у детей. Деструктивные типы детско-родительских отношений (сверхтребовательность со стороны родителей, непринятие ребенка родителем, тревожность в семейных отношениях и др.), отсутствие эмоциональной близости между родителем и ребенком, неполная семья являются факторами, неблагоприятно воздействующими на эмоциональное развитие ребенка.

Практическая значимость. Результаты исследования использовались для создания коррекционных и развивающих программ, направленных на преодоление страхов у детей и коррекцию детско-родительских отношений. Полученные данные могут быть использованы в практике семейного консультирования, коррекционно-развивающей работе с детьми, в подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень выраженности страхов — нормативный и повышенный — у современных дошкольников не выходит за рамки нормального распределения.

2. У детей 5−6 лет с повышенным уровнем страха наиболее часто встречаются «магические страхи» (одиночества, в том числе и психологического, страх сказочных персонажей и др.), «школьные страхи» (наказания, опоздания, страх не соответствовать требованиям родителей, воспитателей) и «социальные страхи» (нападения, войны и др.). Для детей 6−7 лет с повышенным уровнем страха характерны «школьные страхи» и «социальные страхи».

3. Существуют различия в содержании ведущих типов страхов у девочек и мальчиков дошкольного возраста. У девочек 5−6 лет чаще, чем у мальчиков этого возраста встречаются «школьные страхи» и «социальные страхи». У мальчиков 6−7 лет чаще, чем у девочек этого возраста встречаются «социальные страхи».

4. Выделяются общие и отличающиеся типы детско-родительского взаимодействия, приводящие к возникновению высокого уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста. К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности. К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителейу детей седьмого года жизни — высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания.

5. Тип эмоционального отношения родителей оказывает влияние на уровень страхов у детей: для детей 5−6 лет это — недостаточная способность родителей воспринимать состояние ребенка, непонимание причин эмоционального состояния, низкий уровень эмпатии, низкий уровень безусловного принятия, низкое стремление к телесному контакту, неумение оказывать эмоциональную поддержку ребенкудля детей 6−7 летнедостаточная способность родителей воспринимать состояние ребенка и причины его возникновения, низкий уровень безусловного принятия, неумение оказывать эмоциональную поддержку, низкий уровень ориентации на состояние ребенка.

6. Существует специфика восприятия семейной ситуации дошкольниками с высоким и нормативным уровнем страха. Дети 5−7 лет с нормативным уровнем страха воспринимают семейную ситуацию как благоприятную. Дети шестого года жизни с высоким уровнем страха воспринимают семейную ситуацию как эмоционально неблагоприятную — тревожную и конфликтную, а дети седьмого года жизни как тревожную, конфликтную, а также переживают чувство неполноценности в семье.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры возрастной психологии МГППУ (20 082 010 гг.) — на круглом столе «Особенности работы психолога с детскими страхами», где обсуждались основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования (МГППУ, 2010 г.) — на VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов высшего и среднего образования «Молодые ученые — московскому образованию» МГППУ (2007 г.) — на II Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» (2009 г.) — на окружном круглом столе «Разработка и внедрение модели оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» (ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», 2012 г.). Полученные результаты включены в спецкурсы «Детско-родительские отношения», «Консультирование родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста», «Семейное консультирование родителей детей младшего школьного возраста», «Методы психологической коррекции», семинарские занятия на кафедре возрастной психологии МГППУ. Разработанная программа психологической коррекции детско-родительских отношений для детей, страдающих страхами, используется педагогами-психологами ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», ГБОУ ЦППРиК «Рублево» г. Москва.

По теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 3 статьи, опубликованы в журналах, вошедших в перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК РФ. Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, страдающими страхами, опубликована в сборнике научных трудов, подготовленном по результатам сетевой городской экспериментальной площадки на базе ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки» ЗАО г. Москвы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, а также поставленной цели и. задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом данных с использованием методов математической статистики (SPSS).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы по теме исследования и приложений. Работа содержит 31 таблицу, 17 гистограмм, 4 диаграммы. Объем основного текста составляет 191страницу.

Список литературы

включает в себя 194 источника, из них 44 — на иностранном языке.

Результаты исследования могут быть использованы для создания соответствующих коррекционных и развивающих программ, направленных на оптимизацию процесса личностного и эмоционального развития детей и коррекцию детско-родительских отношений, а также реализованы в практике семейного консультирования. Кроме того, их можно применять в подготовке и повышении квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Разработанная программа психологической коррекции детско-родительских отношений для детей со страхами, составленная на основе результатов диссертационной работы, может быть использована в психолого-педагогической практике.

Заключение

.

Проблема влияния семейного окружения на особенности эмоционального развития ребенка, а в частности на возникновение детских страхов, представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, проблема возникновения страхов у детей становится всё более актуальной.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки с одной стороны, проблема страхов не нова, но с другой стороны, исследования особенностей страхов, их механизмы и причины возникновения, в настоящее время представляются недостаточно полными. Таким образом, проведенное нами исследование соответствует задачам детской психологии и потребностям психологической практики.

В диссертационной работе реализован ряд поставленных теоретических и практических задач: проанализированы основные направления изучения страха и детско-родительских отношений в зарубежных и отечественных исследованияхпроведено эмпирическое исследование связи детско-родительских отношений с возникновением страхов у детей старшего дошкольного возраставыявлены особенности страхов детей 5−6 лет и 6−7 летопределены типы семейного воспитания детей шестого и седьмого года жизни, влияющие на возникновение страхов у детейразработана и апробирована программа психологической коррекции детско-родительских отношений для детей, страдающих страхами.

Реализация задач, поставленных в диссертационной работе, способствовала достижению основной цели исследования, заключающейся в выявлении связи детско-родительских отношений и страхов у детей шестого и седьмого года жизни.

Внутренняя непротиворечивость логики исследования, применение надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативность выборки испытуемых, качественная интерпретация и количественный анализ данных с использованием методов математической статистики (SPSS) — все это позволило подтвердить общую гипотезу о том, что, возникновение страхов у детей дошкольного возраста может быть обусловлено характером детско-родительских отношений, а также ряд частных гипотез исследования.

Проведенное исследование имеет практическую значимость и намечает один из возможных подходов к систематическому изучению влияния семейного воспитания на особенности личности дошкольника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3−13.
  2. Л.С. Атлас детских страхов. Самара: СГПУ, 2003. -172 с.
  3. , Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг.- М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 288 с.
  4. П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964. -339 с.
  5. Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы.— М.: Наука, 1976.- 383 с.
  6. О.С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означающего эмоциональные состояния // Вестник Московского университета. 1981. — № 2. — С. 40−46.
  7. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 111−117.
  8. P. JI. Тревожность как фактор трансформации личности подростка // Психология XXI в.: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000. — С. 168.
  9. С. В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. М.: Медицина, 1971.- 174 с.
  10. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 294 с.
  11. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Д.: Медицина, 1988. — 153 с.
  12. Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. Изд-во Смысл. М.: 2000, — 146 с.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  14. Г. М. Эмоции или воля: ложная дихотомия // Новые исследования в психологии. 1977. — № 1 (16). — С. 28−32.
  15. Г. М. Предметность эмоциональных явлений // Вестник Московского университета. 1977. — № 4. — С. 3−11.
  16. Г. М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979. -С. 62−67.
  17. Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. — Ч. 2. — С. 274−276.
  18. Г. М. Эмоциональные процессы. Рига ЛГУ им. П. Стучки, 1984.-370 с.
  19. Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 53−59.
  20. Г. М. Временной масштаб эмоциональной регуляции как показатель отклонений в формировании личности ребенка // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М.- Одесса, 1986. — С. 61.
  21. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.- 246 с.
  22. И.А., Смирнова Е. О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. — № 4.
  23. К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924.- 157 с.
  24. А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. Наук. М., 1986.
  25. Г. А, Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л.: Наука, 1989.- 144 с.
  26. Ф. Е Психология переживания.- М: Изд-во МГУ, 1984, — 200 с.
  27. И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980, — 192 с.
  28. А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.- М.: Педагогика, 1985.- 185 с.
  29. JI.A. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика, 1976. 256 с.
  30. А.Л., Морозова Е. И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии. В.: Транзит-ИКС, 2009.
  31. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.- 143 с.
  32. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990.—288 с.
  33. Д.В. Разговор с родителями. М.: Класс, 1995.- 94 с.
  34. , Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием-М.: Книголюб, 2004. 104 с.
  35. Вундт В. Душа человека и животных Т.2.- Спб., 1866, — 583 с.
  36. В. Очерки психологии.- М. 1912.- 603 с.
  37. Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии.- 1970.- № в.- С.20−40.
  38. Выготский Л С. Учение об эмоциях //Собр. соч. Т. 4. М.: Наука, 1984. -С. 90−318.
  39. Л. С. Собр. соч. Т. 1, 4.-М.: Наука, 1960.
  40. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии детей // Вопросы психологии.- 1966.- № 6, — С.7−21.
  41. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии.- 1969.- № 1.- С.6
  42. В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. Л.: Медицина, 1977.- 272 с.
  43. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: Мир, 1966.- 672 с.
  44. C.B. Личностные детерминанты страхов и совладающего поведения у детей 9−10 лет// автореф. канд. психол. наук.- Ростов -на -Дону, 2007.- 23 с.
  45. Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб.: Типография Императорской Академии Наук, 1880 567 с.
  46. Т. П. Клинические особенности нарушений двигательного анализатора при сосудистых очагах в правом полушарии головного мозга // Журнал невропатологии и психиатрии. 1964.- Вып. 11. — С. 1618−1625.
  47. Гуг- Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста.- JI, 1926.- 294 с.
  48. Ч. Выражение эмоций у животных и человека. Соч., т. 5. М.: Наука, 1953.- С. 431−480.
  49. Р. Страсти души // Избранные произведения. М.: Мысль, 1950.654 с.
  50. У. Психология. Пг., 1922.
  51. З.М. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука, 1978.- 144 с.
  52. В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л.: Наука, 1974.- 163 с.
  53. Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М.: Медицина, 1974.- 81 с.
  54. . И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии.- 1975.-№ 6.- С.21−33.
  55. . И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
  56. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005. -320 с.
  57. А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971. С. 647−648.
  58. А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1977. — С. 62.
  59. A.B., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии.- 1974.- № 6. С.59−73.
  60. A.B. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика,-1986, — 286 с.
  61. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- М.: Медицина, 1982.- 164 с.
  62. A.C. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях (на примере школьников старшего возраста): Автореф. дис. канд. наук. Л., 1983.- 19 с.
  63. JI.A. Эмоциональные образы страха у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. — № 8.
  64. К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.- 439 с.
  65. Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  66. Е.А. Проявление реакций страха и тревоги у гимнастов высокой спортивной квалификации // Теория и практика физической культуры. -1970.-№ 10.
  67. O.A. Шведовская A.A. Как они играют?! Диагностика родительско-детских отношений в сюжетно-ролевой игре. // Дошкольное воспитание. 2005. — № 4. — С.94−97.
  68. С. Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
  69. В. Физиология эмоций. Л.: Прибой, 1927, — 176 с.
  70. О. Волнение: страх перед испытанием. Киев: Изд-во Рад. школа, 1981.
  71. К.Г. Аффекты. Спб., 1890, — 169 с.
  72. В.В., Никольская О.С, Баянская Е. Г., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. М.: МГУ, 1990, — 196 с.
  73. М. С. Об особенностях нарушения психики при поражении правого полушария мозга // Проблемы современной психиатрии. М., 1948.-С. 85−95.
  74. Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии.- 1969. № 1. — С.7−18.
  75. Е.В., Бергфельд А. Ю. Когнитивные стратегии описания сущности эмоций // Ананьевские чтения 99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999.- С. 51−52.
  76. А. Н., Судаков К. В. Эмоции.- БСЭ, т. 30. М., 1978.
  77. А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008. -431 с.
  78. Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций.1. Тексты. М.: Наука, 1984.
  79. М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников. М.: Наука, 1974.- с.51−126.
  80. М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А. Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО Модэк, 1997.-384 с.
  81. М.И., Авдеева H.H. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980, с.32−55.
  82. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Спб.: Речь, 2009.- 256 с.
  83. Мак -Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.312 с.
  84. , А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.
  85. , А. Самоакгуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. -С. 108−117.
  86. О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями // Психофизиология. Л.: Медицина, 1979.-С. 49−53.
  87. С.Ю., Авдеева H.H., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. -М., 1996.- С.22−47.
  88. Мид М. Культура и мир детства. М.: Класс, 1989.-79 с.
  89. Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. наук. СПб., 1997.- 27 с.
  90. В. П. Эмоциональный слух человека // Журнал эволюционной биологии и физиологии. 1985. — № 6.
  91. И. А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 185 с.
  92. Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.- 174 с.
  93. Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2006.96.0лыпанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности.— В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978.- С. 112.
  94. М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. -М.: ГНОМиД, 2001.- 160 с.
  95. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.- 216 с.
  96. В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М.: Владос, 1999.- 185 с.
  97. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.- С. 128.
  98. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Наука, 1984.-295 с.
  99. М. В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
  100. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.- С.75−88.
  101. A.M. Диагностика тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1987.- С. 98−116
  102. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000.- 384 с.
  103. Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии М.: Академия, 2007. — 192 с.
  104. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  105. Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада.-М., 1978.-104 с.
  106. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.- 478 с.
  107. Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957, — 328 с.
  108. С. JI. Основы общей психологии.- СПб: Питер, 2000 712 с.
  109. О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев: Штиинца, 1991. — 86 с.
  110. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.- 324 с.
  111. Н.Д. Изучение адаптации школьников к ситуации риска // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. JL, 1975. -С. 131−138.
  112. Н.Д. Реакция смелых и трусливых на опасную ситуацию // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. JL, 1972.
  113. JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.- 149 с.
  114. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.- 1994. № 6.- С. 5−15.
  115. Е.О., Радева P.E. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. -1999. № 1.-С.105−117.
  116. Е.О. Детская психология.- М.: Владос, 2003- 368 с.
  117. Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- 1996.- № 3.- С.14−18.
  118. Е.О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка. // Вопросы психологии. 2007. № 2.
  119. М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка : дис. канд. психол. наук.- М., 2002.155 с.
  120. A.C. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.- 174 с.
  121. A.C. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.200 с.
  122. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья., в 2-х Т. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. — 304 с.
  123. Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: дис. канд. психол. наук: М., 2008, — 209 с.
  124. О. К., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик / Психологические исследования. М.: Наука, 1969.- С.64−90.
  125. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 37−46.
  126. А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. М.: Эксмо-пресс, 1999.-263 с.
  127. А. Норма и патология детского развития. М.: Поппури, 1990.437 с.
  128. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992.310 с.
  129. П. Эмоции / Экспериментальная психология, вып. 5. М.: Педагогика, 1975.- С.15−109.
  130. Э. Душа человека. М.: Академия, 1998.- 305 с.
  131. Э. Искусство любви. М.: ACT, 2004.- 198 с.
  132. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993.-483 с.
  133. А.Ф. Системное исследование страха // автореф. дисс. канд. психол. наук.- Екатеринбург, 2008- 14 с.
  134. A.A. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2009. — № 1.
  135. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекции. М.: Апрель — Пресс, изд-во Эксмо-Пресс, 2000. — 512 с.
  136. Г. Страхи здоровых детей. Практическое пособие для родителей. М.: Знание, 1981.- 192 с.
  137. Д.Б. Детская психология.- М.: Наука, I960.- 395 с.
  138. Д.Б. Психология игры.- М: Педагогика, 1978.-304 с.
  139. Р. Страх. М.: Проспект. 2002.- 79 с.
  140. Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия.- Д.: Просвещение, 1990. 458 с.
  141. Э.Г., Юстицкис В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Эксмо, 1996.- 365 с.
  142. Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- 416 с.
  143. М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Наука, 1966.-228 с.
  144. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, — 384 с.
  145. Andreani Т. Les conduites emotives. Paris, 1968. Arnold M. B. An excitatory theory of emotion.—In: Reymert M. L. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1967
  146. Arnold M. B. Emotion, motivation and the limbic system.—Ann. N. Y. Acad. Sci., 1969, v. 159, N3.
  147. Arnold M. B" Gasson J. A. The human person. N. Y., 1954.
  148. Arnold M. B. Perennial problems in the field of emotion. — In: Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1970.
  149. Arnold M. B. An excitatory theory of emotion. In: Reyinert M. L. (ed.) Feelings and emotions. N. Y., 1967.
  150. Axline V. Play Therapy. N-Y, 1947.
  151. Bard P. On emotional expression after decortication with some remarks on certain theoretical views, p. I, p. II. — Psychol. Rev., 1934, v. 41, N 4, N 5.
  152. . P. «А diencephalic mechanism for the expression of rage with special reference to the sympathetic nervous system». American Journal of Physiology. 1928. p. 490−516.
  153. Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behaviour. Genetic Psychology Monographs, 1967. p. 43−88.
  154. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // R. M. Lerner, A. C. Petersen, J. Brooks-Gunn (Eds.), Encyclopedia of adolescence. New York. 1991. Vol. 2, p. 746−758.
  155. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. W. Dammon. — S-Fr., 1989.
  156. Bindra D. A unified interpretation of emotion and.motivation.-Ann. N. Y. Acad. Sci. 1969. v. 159. N3.
  157. Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y.: Basic Books. 1988.
  158. Cannon W. B. The James-Lange theory of emotion: a critical examination and an alternative theory. Amer. J. Psychol., 1927, v. 39, N 1−4.
  159. Cannon WB. The role of emotions in disease. Ann Intern Med. 1936. p. 1453−1465.
  160. Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem.-Psychol. Forsch., 1931, Bd. 15.
  161. Duffy E. Leeper’s. Psychol. Rev., 1948, v. 55, N 6.
  162. Ekman P. Expression and the nature of Emotion. In: Approaches to Emotion. Lawrence Erlbaum Associates: Publishers, 1984.
  163. Hodge F. A. The emotion in a new role.-Psychol. Rev., 1935, v. 42, N 6.
  164. Ginott H Group Psychotherapy with Child.- N-Y, 1961.
  165. Iordanskaja L., Melcuk I. Semantics of two Emotion Verbs in Russian: bojat’sja «to be afraid» and nadejat’sja «to hope"//Australian J. of Linguistics.—1990.—Vol. 10, No. 2. — p.307−357.
  166. Klein M. Narrative of a child analysis. N-Y., 1960.
  167. Kovecses Z. Emotion Concepts — Frankfurt-am-Main: Springer Verlag, 1989.
  168. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by.—Chicago & London: University of Chicago Press, 1980.
  169. Lazarus R. S. Emotion as coping process.-In: Arnold M. B. (ed.). The nature of emotion. Baltimore, 1968.
  170. Lazarus R.S. Emotion and adaptation, 1991, New York: Oxford University Press.
  171. Lazarus R.S. Stress and emotion: A new synthesis, 1999, New York: Springer Pub. Co.
  172. Leeper R. W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized response». —Psychol. Rev., 1948, v. 55, N 1.
  173. Lutz K. Unnatural Emotions: Everyday Sentiments on a Micronesian Atoll & Their Challenge to Western Theory.—Chicago: University of Chicago Press, 1988.
  174. Moustakas C.E. Psychotherapy with children. N-Y., 1970
  175. Oatley K. Best Laid Schemes: the Psychology of Emotions.—Cambridge: University Press, 1992.
  176. Ortony A. , Clore G ., Collins A. The Cognitive Structure of Emotions.— Cambridge: University Press, 1988.
  177. Papez I. W. A proposed mechanism of emotion.—Arch. Neurol. Psychiat., 1937. v. 38, N4.
  178. Pieron H. Emotions in animals and man.-In: Reymert M. L. (ed.). Feelings and emotions. Worcester. 1928.
  179. Plutchik R. The evolutionary basis of emotional behavior.-In: Arnold M. B, (ed.). The nature of emotion. Baltimore, 1968.
  180. Prince M. Can emotion be regarded as energy?-In: Reymert M. L. (ed.). Feelings and emotions. Worcester, 1928.
  181. Schachter S. The assumption of identity and peripheralist-centralist controversie. s in motivation and emotion.—In: Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1970.
  182. Schaefer E. S. Development of a parental research instrument // Child Development, 1958. V. 29, 3, p. 338−361.
  183. Sears R. R., Maccoby E. E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 1957.
  184. Tomkins S. S. Affect as the primary motivational system.-In: Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1970.
  185. Wierzbicka A. Cross-Cultural Pragmatics: the Semantics of Social Interaction.— Berlin: Mouton de Gruyter, 1991.
  186. Wierzbicka A. Dusa («soul»), toska («yearning»), sud’ba («fate»): three key concepts in Russian language and Russian culture//Metody formalne wopisie j^zykow slowiariskich-Dzial Wydawnictw Filii UW w Bialymstoku: Pod redakcj^ Zygmunta Saloniego, 1990.
  187. Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition. Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations.—N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1992.
  188. Wierzbicka A. The semantics of emotions: fear and its relatives in English // Australian Journal of Linguistics. Vol. 10, N 2, 1990.
  189. Young P. T. Motivation and emotion. N. Y., 1961.
Заполнить форму текущей работой