Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое сопровождение социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из данных, полученных в ходе эмпирического исследования, была разработана программа психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, которая осуществлялась в течение 6 месяцев. Программа психологического сопровождения, содействующая формированию социально-психологической компетентности в преодолении хронической трудной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации подростков в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций
    • 1. 2. Социальная ситуация развития подростков, проживающих на территориях с особыми условиями
    • 1. 3. Социально-психологическая компетентность как основание для проектирования программы психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, гипотезы, задачи и этапы исследования
    • 2. 2. Характеристика методов исследования показателей социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями

    2.3. Основание для разработки программы психологического сопровояедения, направленной на повышение социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

    2.4. Программа и технологии психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями

    ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

    3.1. Анализ социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

    3.2. Анализ изменений показателей социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

    3.3. Сравнительный анализ показателей социальной адаптации и социально-психологической компетентности до и после проведения программы психологического сопровождения.

    ВЫВОДЫ.

Психологическое сопровождение социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время научный интерес исследователей к проблеме социальной адаптации обусловлен усилением негативного воздействия на личность комплекса разнообразных факторов. Социальная адаптация в условиях трудной жизненной ситуации становится предметом исследования в различных отраслях психологической науки (Л.И. Анцыферова, Ф. Б. Березин, В. П. Казначеев, В. И. Лебедев, А. Г. Маклаков, В. И. Медведев, Ф. З. Меерсон, А. Н. Николаев, Л. А. Пергаменщик, Т. И. Посохова, А. А. Реан, С. И. Розум, И. Н. Симаева, А. Д. Слоним, А. К. Цгоева и др.). Ряд исследователей (В.А. Ананьев, Г. М. Андреева, Ф.Е.Василюк) связывают психологические трудности с расширением границ социальной адаптации и возникновением нового социального опыта.

Особую значимость приобретает изучение психологических ресурсов в преодолении трудных жизненных ситуаций. В исследованиях рассматриваются внешние и внутренние ресурсы. К числу внутренних ресурсов относят личностные особенности: психические состояния (Л.В. Куликов, И.Н.Симаева), социально-психологические характеристики личности (В.А.Ананьев, Е. К. Завьялова, Л. В. Куликов, А. В. Махнач, Т. В. Посохова, А. А. Реан, А.К. Цгоева). Значительное число исследований посвящено стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций (К.А. Абульханова — Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Березин, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М.В. Ромм).

Подростковый возраст в условиях трудной жизненной ситуации в большинстве исследований изучается в контексте различных проявлений социальной дезадаптации (Т.С.Баранова, О. А. Белобрыкина, Ж. М. Глозман, Н. В. Калинина, И. Ю. Кулагина М.И.Лукьянова, В. М. Самойлова, Л. М. Фридман и др.). В исследованиях затрагивается аспект формирования навыка преодоления трудностей современными подростками в дефицитарньтх условиях (И.М.Михайлычева). Ряд работ посвящен исследованию сложных жизненных ситуаций в повседневной жизни подростков (Т.Г.Бохан, Ю. М. Десятникова, О. Б. Долгинова, Е. В. Красная, И. П. Стрельцова и др.). К настоящему времени исследований в отношении подросткового периода как самоценного, характеризующегося позитивным разрешением трудной жизненной ситуации, недостаточно. Поэтому в связи с многочисленными примерами негативного влияния внешних условий на становление личности представляется актуальным исследование социально-психологической компетентности, которая обеспечивает успешность совладания подростка с психологическими трудностями, обусловленными проживанием в особых условиях и разработка психотехнологий сопровождения и поддержки процесса социальной адаптации, учитывающих специфику психологических трудностей особых условий.

Психологическое сопровождение может быть одним из путей психологической помощи подросткам, проживающих на территориях с особыми условиями. Разработка технологии сопровождения нашла широкое отражение в психолого-педагогических исследованиях (И.А.Баева, Г. Л. Бардиер, М. Р. Битянова, Э. Верник, А. В. Волосников, И. В. Дубровина, Е. И. Казакова, В'.С.Мухина, Н. Г. Осухова, В. В. Слободчиков, Ю. В. Слюсарев, Ю. Сыэрд, С. Хоружий и др.). Вместе с тем в современных исследованиях пока не существует единого методологического подхода к определению сущности психологического сопровождения. К тому же, необходимо отметить, что опыт работы с подростками на территориях с особыми условиями проживания показывает, что реальная педагогическая практика не достаточно эффективно решает эту проблему вследствие неразработанности программ и методик, учитывающих специфику психологических трудностей особых условий.

Таким образом, проблема исследования состоит в противоречии между недостаточной социально-психологической компетентностью подростков, находящихся в хронической трудной жизненной ситуации, в совладании с психологическими трудностями особых условий проживания и необеспеченностью реальной психолого-педагогической практики технологиями психологического сопровождения процесса социальной адаптации, учитывающими специфику психологических трудностей особых условий. Эта проблема исследования определила выбор темы и позволила сформулировать цели и задачи исследования.

Цель исследования — разработка и апробация программы психологического сопровождения процесса социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

Объектом исследования являются подростки, проживающие на территориях с особыми условиями.

Предмет исследования — социально-психологическая компетентность как результат социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, и программа психологического сопровождения социальной адаптации, направленная на развитие социально-психологической компетентности, которая обеспечивает успешность совладания подростка с психологическими трудностями, обусловленными проживанием в особых условиях.

Гипотезы исследования. Программа психологического сопровождения социальной адаптации, направленная на развитие социально-психологической компетентности подростков в совладании с психологическими трудностями особых условий проживания, способствует процессу социальной адаптации, разворачивающемуся на фоне хронической трудной жизненной ситуации, и обеспечивает ее эффективное преодоление. Были сформулированы следующие частные гипотезы: 1. Успешность социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, обеспечивается социально-психологической компетентностью в совладании с психологическими трудностями особых условий.

2. Социально-психологическая компетентность в области совладания с психологическими трудностями особых условий формируется путем содействия развитию внутренних психологических ресурсов подростка.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические исследования по проблеме социальной адаптации личности в контексте возрастных, социокультурных, национальных особенностей совладания с трудными жизненными ситуациями, а также имеющийся опыт по психологическому сопровождению подростков.

2. На основе теоретического анализа определить психологические ресурсы, влияющие на успешность совладания с психологическими трудностями подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

3. Разработать программу психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

4. Сформировать комплект методик, фиксирующих динамику изменения социально-психологической компетентности подростков в процессе психологического сопровождения социальной адаптации.

5. Внедрить программу психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями в деятельность образовательного учреждения и выявить ее эффективность.

Методологической и теоретической основой исследования являются культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский), личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн), теория активности субъекта во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Частной методологической основой исследования послужили концепции, раскрывающие феноменологию стратегий совладающего поведения личности, в том числе в подростковом возрасте (Л.И. Анцыферова, И. В. Дубровина, Т. Л. Крюкова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Регуш, Е. Т. Соколова, М. А. Холодная и др.) — психологии безопасной деятельности в образовательной среде (И.А.Баева, Е.Б.Лактионова), а также положения отечественных (Л.М.Аболин, В. А. Бодров, Л. В. Куликов, С. Т. Посохова, Ф. М. Секач и др.) и зарубежных (K.M.Best, S. Ionescu, N. Garmezy, S.C.Kobasa, S.R.Maddi, R. Lazarus, M.E.P.Seligman, S. Folkman) психологов о ресурсах сопротивляемости человека в трудной жизненной ситуации, о социальной поддержке (Ю. Круусвалл, Л. Я. Олиференко, А. И. Прихидько, М. Раудсепп).

Методы и методики исследования.

Для достижения цели исследования и выполнения поставленных задач в работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ психологической литературы, теоретический анализ и синтез эмпирических данных (опрос, формирующий эксперимент, математико-статистический анализ). Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе. В исследовании использовались следующие методики.

Для определения характеристик социальной адаптации подростков использовался опросник «Определение характеристик социальной адаптации школьников» А. К. Осницкого.

Для выявления социально — психологической компетентности подростка, обеспечивающей успешность его социальной адаптации на территориях с особыми условиями проживания, были использованы следующие методики:

— анкета «Социальные сети подростка» для выявления параметров социальных связей подростка О. В. Казь (модифицированный вариант);

— опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» — метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте С. С. Гончаровой для определения у подростков способов и стратегий преодоления негативных ситуаций, способствующих адаптации или препятствующих ей;

— методика «Определение доминирующего состояния» JI.B. Куликова для определения характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состояний.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением методов, соответствующих целям и задачам исследованиясодержательным анализом данных, полученных с помощью диагностических процедуриспользованием методов статистического анализа, а также репрезентативностью выборки.

Характеристика выборки исследования. На разных этапах в исследовании приняли участие 93 человека — в возрасте 15 — 16 летучащиеся краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Камчатский политехнический техникум» г. Петропавловска-Камчатского Камчатского края.

Научная новизна исследования.

1. Определено содержание психологических технологий сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, основанных на ресурсном подходе.

2. Разработана и доказана эффективность программы психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, которая оптимизирует процесс социальной адаптации, разворачивающийся на фоне хронической трудной жизненной ситуации, и обеспечивает ее эффективное преодоление. Программа способствует развитию социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации подростков в совладании с психологическими трудностями особых условий посредством осознания и развития внутренних личностных ресурсов, направленных на расширение репертуара конструктивных способов и стратегий преодоления негативных ситуаций, качественное изменение параметров социальной сети подростка, а также на стабилизацию его психического состояния путем развития позитивного стиля мышления и формирования навыка саморегуляции.

3. Проблема эффективности социальной адаптации подростков территорий с особыми условиями проживания впервые рассмотрена с точки зрения выявления внутренних психологических ресурсов подростков в условиях хронической трудной жизненной ситуации.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют раскрыть содержание, структуру и технологии сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, основанных на ресурсном подходе и сформулированном определении хронической трудной жизненной ситуации.

Сформулировано определение феномена — хроническая трудная жизненная ситуация в ее психологическом контексте. Хроническая трудная жизненная ситуация в контексте концептуальных положений теории безопасности представляет собой глобальную ситуацию неопределенности, непредсказуемости и неустранимости и может рассматриваться как вызов внутренним (личностным) ресурсам человека, его постоянной мобилизации. Выявлено, что отсутствие безопасности проживания на территориях с особыми условиями детерменировано одновременным, непрекращающимся и постоянным воздействием комплекса разнонаправленных факторов (природно-климатических и социально-экономических), угрожающих жизни и здоровью человека, а также ограничивающих качество жизни практически по всем показателям.

Осуществлен анализ социальной ситуации развития в подростковом возрасте в условиях хронической трудной жизненной ситуации.

Теоретически выявлен и эмпирически подтвержден состав внутренних психологических ресурсов подростков, способствующих совладанию с хронической трудной жизненной ситуациейдоказано, что отличительными свойствами подростков с высокими показателями социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации на территориях с особыми условиями проживания являются активное (оптимистическое) отношение к жизненной ситуации, устойчивость эмоционального тона, удовлетворенность жизньюрасширенные социальные связиумения и навыки преодолевающего поведения.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты обогащают содержание работы практического психолога с подростками, проживающими в усложненных условиях жизнедеятельности, новыми технологиями психологического сопровождения. Разработана программа психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями. Данные позволят более эффективно решать проблемы социальной адаптации подростков, где оптимизация основывается на ресурсном подходе.

Теоретические и практические материалы проведенного исследования могут использоваться:

— в работе педагогов — психологов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений среднего и начального профессионального образования, общеобразовательных учреждений в целях профилактики различных проявлений социальной дезадаптации;

— для разработки методических рекомендаций педагогам-психологам, педагогическим работникам образовательных учреждений в целях оптимизации процесса социальной адаптации подростков, разворачивающегося на фоне усложнения внешних условий- - при разработке содержания учебных дисциплин, читаемых студентам психологических факультетов «Педагогическая психология», «Психология развития», «Сопровождение человека в образовательных системах», «Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях».

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальная адаптация подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, определяется спецификой социальной ситуации развития, которая может быть рассмотрена в контексте преодоления хронической трудной жизненной ситуации, являющейся вызовом, стимулом для развития внутриличностных ресурсов.

2. Успешность совладания с хронической трудной жизненной ситуацией подростками, проживающими на территориях с особыми условиями, может обеспечиваться социально-психологической компетентностью, являющейся результатом социальной адаптации.

3. Программа психологического сопровождения социальной адаптации подростков, способствующая успешности совладания подростка с психологическими трудностями особых условий проживания, должна быть направлена на развитие социально-психологической компетентности, структурными составляющими которой являются: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.

4. Конкретными индикаторами эффективности программы психологического сопровождения социальной адаптации могут выступать показатели, составляющие эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты социально — психологической компетентности в преодолении хронической трудной жизненной ситуации как результата социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

Апробация результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов работы в практику осуществлялось посредством выступлений на научно-методических конференциях российского и регионального уровней: 4-й национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 2007), 2-й региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка на пути духовно-нравственного становления личности» (Петропавловск-Камчатский, 2007), 4-й региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное становление личности в детском и юношеском возрасте на основе отечественных традиций в системе образования России» (Петропавловск-Камчатский, 2009).

Теоретические положения и результаты эмпирических исследований докладывались и обсуждались на кафедре психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена.

Внедрение результатов работы в практику осуществлялось путем реализации программы психологического сопровождения социальной адаптации подростков на базе краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Камчатский политехнический техникум», в ходе переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов в Камчатском краевом институте повышения квалификации и переподготовки кадров, в ходе методической работы с педагогами-психологами, педагогическими работниками Камчатского края.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 5 научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа изложена на 159 страницах, содержит 27 таблиц и 3 приложения.

Список литературы

включает в себя 253 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Доказано, что наиболее эффективными технологиями психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, могут быть психологические технологии, основанные на ресурсном подходе. Ресурсный подход максимально формирует социально — психологическую компетентность подростка в преодолении хронической трудной жизненной ситуации, актуализирующей внутренние личностные ресурсы.

2. Выявлено, что затруднения в социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, связаны с недостаточной социально-психологической компетентностью в преодолении хронической трудной жизненной ситуации. Успешность совладания подростков с хронической трудной жизненной ситуацией обеспечивается социально-психологической компетентностью, являющейся результатом социальной адаптации, и состоит из следующих компонентов: эмоциональный (эмоциональная устойчивость) — когнитивный (восприятие и анализ способов и стратегий преодоления негативных ситуаций) — поведенческий (ведущие тенденции поведения в выстраивании социальной сети).

3. Доказано, что программа психологического сопровождения социальной адаптации, направленная на развитие социально-психологической компетентности подростков в совладании с психологическими трудностями особых условий проживания, способствует процессу социальной адаптации, разворачивающемуся на фоне хронической трудной жизненной ситуации, и обеспечивает ее эффективное преодоление.

4. Определено, что конкретными индикаторами эффективности программы психологического сопровождения могут выступать показатели, составляющие эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты социально — психологической компетентности в преодолении хронической трудной жизненной ситуации.

5. Определено понятие хронической трудной жизненной ситуации, которая с концептуальных положений теории безопасности представляет собой глобальную ситуацию неопределенности, непредсказуемости и неустранимости и может рассматриваться как вызов внутриличностным ресурсам человека, его постоянной мобилизации.

6. Установлено, что социальная адаптация подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, может быть рассмотрена в контексте преодоления хронической трудной жизненной ситуации,.

7. Установлено, что социальная ситуация развития подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, имеет следующие особенности: обостряется проблема проектирования подростком своих жизненных перспектив и формирования у подрастающего поколения жизненных стереотипов, представлений о социальных роляхсуществуют ограничения в свободе выбора сферы образовательных, социальных услуг, в социальной поддержке, происходит снижение социальных контактов.

8. Установлено, что в результате формирующего воздействия у подростков экспериментальной группы произошли позитивные изменения по большинству показателей социально-психологической компетентности в преодолении хронической трудной жизненной ситуации: расширился спектр продуктивных стратегий преодоления негативных ситуаций, увеличились параметры социальной сети, произошли статистически значимые изменения в показателях доминирующего состояния и в показателях непродуктивных стратегий преодоления негативных ситуаций.

9. Выявлена структурная перестройка взаимосвязей между показателями социальной адаптации и показателями социально-психологической компетентности, которая заключается в том, что до проведения программы структура взаимосвязей показывает недостаточную интегрированность по большинству показателей, после реализации программы выявлена большая степень ее интегрированности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель данного исследования заключалась в разработке и апробировании программы психологического сопровождения социальной адаптации, повышающей показатели социально-психологической компетентности подростков, проживающих на территориях с особыми условиями.

В ходе теоретических исследований был проведен анализ литературы по проблемам преодоления трудной жизненной ситуации. Нами были рассмотрены такие понятия как «особые условия проживания», «экстремальные условия», «трудная ситуация», «хроническая трудная жизненная ситуация», «дефицитарность внешних ресурсов» и др.

Проведенный теоретический анализ показал, что для психологической науки актуальной остается проблема дезадаптации среди подрастающего поколения в условиях трудной жизненной ситуации, связанной с особенностями современной российской социально-экономической и политической ситуации. Вместе с тем, в современной науке не сложилось единого взгляда на особенности преодоления трудных жизненных ситуаций на каждом возрастном этапе, в т. ч. в контексте социокультурных и национальных особенностей. Исследований в отношении этого возрастного периода как самоценного, характеризующегося позитивным разрешением жизненных трудностей, недостаточно. Поэтому в условиях усложнения процесса социальной адаптации представляется чрезвычайно актуальным выявить психологические ресурсы подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, в преодолении психологических трудностей и разработать психотехнологии сопровождения и под держки.

Наличие значительных ограничений и различных видов угроз на территориях с особыми условиями проживания мы связываем с дефицитарностью внешних ресурсов, что создает особую социальную ситуацию развития подростков и актуализирует внутриличностные ресурсы личности. Особые условия определяются объективными факторами, детерменированными уникальностью социоприродной ситуации. Это ситуация, когда у субъекта жизнедеятельности отсутствует безопасность проживания, детерменированная одновременным, непрекращающимся и постоянным воздействием комплекса разнонаправленных факторов (природно-климатических и социально-экономических), угрожающих жизни и здоровью человека, а также ограничивающих качество жизни практически по всем показателям. При этом жизненная ситуация представляет собой глобальную ситуацию неопределенности, непредсказуемости и неустранимости. Такую ситуацию мы обозначаем как «хроническая» трудная жизненная ситуация, которая в условиях дефицитарности внешних ресурсов рассматривается в контексте необходимых и достаточных внутренних ресурсов подростка для преодоления хронической трудной жизненной ситуации. Поэтому преодоление хронической трудной жизненной ситуации, актуализирующее внутриличностные ресурсы, является вызовом для подростка, проживающего на территориях с особыми условия и открывает возможности и перспективы для развития своих личностных ресурсов и личностного роста посредством активного и конструктивного разрешения возникающих проблем.

Особенности процесса социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, определяются повышенными требованиями к формирующейся личности, в связи с чем возникает необходимость развития внутриличностных ресурсов, направленных не столько на преодоление повседневных жизненных трудностей, сколько на преодоление хронической трудной жизненной ситуации. Это актуализирует необходимость поиска направлений развития внутриличностных психологических ресурсов подростков, проживающих на территориях с особыми условиями и создание системы психологического сопровождения, способствующей процессу социальной адаптации, разворачивающемуся на фоне хронической трудной жизненной ситуации, обеспечивающей ее эффективное преодоление.

В поиске направлений развития внутриличностных ресурсов мы исходим из того, что для подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, важна социально-психологическая компетентность в преодолении хронической трудной жизненной ситуации. Социально-психологическая компетентность быть рассмотрена как результат социальной адаптации подростка, проживающего в особых условиях, требующих совладания с хронической трудной жизненной ситуацией. Она формируется посредством развития внутренних психологических ресурсов и имеет структуру, состоящую из следующих компонентов: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Исходя из данных, полученных в ходе эмпирического исследования, была разработана программа психологического сопровождения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями, которая осуществлялась в течение 6 месяцев. Программа психологического сопровождения, содействующая формированию социально-психологической компетентности в преодолении хронической трудной жизненной ситуации посредством развития внутренних личностных ресурсов, является эффективным средством повышения социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями. Результаты реализации программы обнаруживают значимые изменения показателей социально-психологической компетентности как результата социальной адаптации участников разработанной программы.

Таким образом, можно утверждать, что цель данного исследования достигнута, программа психологического сопровождения, направленная на развитие социально-психологической компетентности в совладании с психологическими трудностями особых условий была разработана, апробирована и доказана ее эффективность. Гипотезы исследования нашли свое отражение в эмпирических результатах.

Полученные данные позволяют наметить дальнейшие перспективы исследования проблемы психологического обеспечения и деятельности человека в особых условиях: изучение специфики социальной адаптации, проживающих на территориях с особыми условиями, на различных возрастных этапахвыявление различий в структурных компонентах социально-психологической компетентности в преодолении хронической трудной ситуации у проживающих на территориях с особыми условиями, в зависимости от возрастаразработка психологических технологий, направленных на антиципацию факторов «риска» и повышающих выживаемость в особых условиях и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2- е изд., перераб. СПб.: Изд — во Михайлова В. А., 1998
  3. Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. Тезисы докладов 3 Всероссийской конференции, Новосибирск, 1981
  4. Адаптация к социально-экономическим условиям как фактор эффективности общего образования. Методические рекомендации к проблемному семинару под ред. В. Г. Онушкина. Ленинград, 1986
  5. А.А., Котова М. Б., Розанов В. Б., Климович В. Ю. Профилактика курения у подростков // Вопросы психологии. 2008. № 2. с. 55 -61
  6. Е.В. Проявление ответственности подростка в совладании с жизненными проблемами. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт Петербург, 2002.
  7. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной.-СПб.: Речь, 2006. — 216 с.
  8. В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.- 384 с.
  9. Г. М. Психология социального познания.- М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  10. Г. М., К. Хелкама Е. М. Дубовская Т. Г. Стефаненко О. А. Тихомандрицкая. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник московского университета. Серия 14. психология. 1997, № 4. С. 31 41
  11. В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд -во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002.- 176 с.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994.Т.15, № 1.С.З 17
  13. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  14. И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002.- 251 с.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии .1989. № 1. С. .92 100
  16. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991.-224 с.
  17. Т.С. Девиантное поведение подростков трудности социализации // Психология и школа. 2005. № 3. С. 3 — 21
  18. Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре. Авторерат. канд. филос. наук, Тверь, 2004
  19. О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики // Психология и школа. 2005. № 2. С. З 11
  20. Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.:Наука, 1988. 270 с.
  21. Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 87−93
  22. Бондаренко В. А. Психологическая помощь при социально-проблемном поведении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Краснодар, 2000.- 19 с.
  23. Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16 -17. С. 66 — 72
  24. Е.К. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации // Психологическая наука и образование. 2003. № 2
  25. И.А., Леонтьев, Д.А., Осин, Е. Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личностных достоинств» // Психологическая диагностика 2007, № 1. -с.107- 127
  26. А.А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки. Монография. Петр.-Камч.: Изд во КГПУ.- 2004, — 173 с
  27. С.К. Психологические механизмы формирования адаптивных возможностей: Монография.- Новосибирск: Изд -во НГПУ, 2002
  28. К.Я. Природно рефлексивная технология саморазвития человека. Изд -во: М. — гос. Ун. Т печати, 2002, 145 с.
  29. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 16 25
  30. В.Н. Здоровье и стресс. -М.: Знание, 1991. 160 с.
  31. Васильева О. С, Правдина Л. Р. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности //Прикладная психология. 2002. № 3 С. 63−78
  32. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995, Т.16, № 3.
  33. A.JI., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям / Вопросы психологии. 1995. № 1
  34. Вит Слот, Хан Спанярд. Помощь подросткам на пути к самостоятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000.№ 3. С. 80 88
  35. М.В., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов, изд-во МГОПУ АНОО НОУ, 1999
  36. Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. М.: Омега-Л, 2005.- 117 с.
  37. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах.-.М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.
  38. .М., Самойлова В. М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психологическая наука иu- QQQ^Mi .O Г QQ 1 ПО
  39. А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2004 — 2004 с.
  40. А.В. Пути пилигримов. Терапевтические сказки. — СПб.: Речь, 2005.-224 с.
  41. Н.В. Социальные сети межсемейной поддержки в условиях трансформации российского села. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Саратов, 2004. 17 с.
  42. С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Журнал практического психолога, 2006, № 6. С. 132- 147
  43. Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1
  44. А.Г. Тренинг общения для подростков СПб.: Питер, 2006. -160 с.
  45. Т.К. Программа развития способности подростков к самопознанию // Психология и школа. 2003. № 4. с. 81 97
  46. Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2008. — 120 с.
  47. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. — Тверь, 1998
  48. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии. 1995. № 5 .1. С. 18−25
  49. Дети на Севере: защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды.- М.: Госкомитет РФ по вопросам развития Севера, 1997.-192 с.
  50. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. том 12. № 1
  51. Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 2005. 21 с.
  52. О.В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 1. Притчи и истории. СПб.: Речь, 2005. — 304 с.
  53. О.В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2. Истории и метафоры. СПб.: Речь, 2005. — 306 с.
  54. В.В. Социально-политическое развитие Дальнего Востока: соотношение геополитической и глобализационной стратегий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук, Санкт-Петербург, 2004
  55. Е.С., Крушельницкий E.JI. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  56. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет. (Кросскультурное сравнение: Потсдам Санкт-Петербург): коллективная монография, — СПб.: Изд -во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -130 с.
  57. A.JI., Купрейченко А. Б. Феномены социального самоопределения: закономерности динамики сознания и поведения субъекта в нестабильных экономических условиях // Вестник практической психологии образования. 2008.№ 1(14). С. 30 35
  58. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях./ Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Ответ, редакторы Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин, Москва, «Наука», 1985
  59. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис. на соиск. ученой степени доктора психологических наук. С.-П., 1998. -38 с.
  60. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. // Вопросы психологии. 1967. № 2.
  61. П.Х., Мизун Ю. Г. Российский Север: проблемы развития. Москва, 1997.-119 с.
  62. Е.С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт Петербург, 2005
  63. Е.В. Девиантология (Психология девиантного поведения). М., 2003
  64. Г. М. Формирование мотивационной составляющей механизма саморегуляции в доэкстремальной ситуации // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007.№ 2
  65. Интересы и потребности современных детей и подростков: //Методическое пособие для педагогов и психологов / Под общ. ред. Н. Ю. Синягиной СПб.: КАРО, 2007. — 144с.
  66. В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Отв. ред. Ч. М. Таксами. СПб., 1997. — 237 с.
  67. В.П., Панин JI.E. Основные закономерности адаптации человека в условиях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. -Новосибирск: Изд во АМН СССР, 1976.
  68. В.П. Современные проблемы адаптации человека // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск: Изд — во АМН СССР, 1974. Т. 2.-С.З-9
  69. О. Социальные сети подростка // Практический психолог. 1998. № 41
  70. Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения.// Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16- 22
  71. Н.В., Лукьянова М. И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2000. № 3. С. 16 -25
  72. Е.Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Бородкина И. И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 66 79
  73. И.В. Копинг — стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Петропавловск Камчатский, 2008
  74. О.В., Кокуркина Н. И. Особенности организации тренинговой работы с подростками коррекционно — развивающих классов в условиях МПС центров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацонной работы. 1997.№ 4
  75. В.В., Слуцкер Д. С., Шафран Л. М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды.- 1-е изд. -Рига: Звайгзне, 1980
  76. Кий Н. М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Петропавловск- Камчатский, 2005
  77. Н.В., Свистун М. А. Программы социально психологического тренинга / Яросл. НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». — Ярославль, 1992. — 66 с.
  78. Коренное население Севера в условиях рынка и промышленного освоения. Сб. статей. СПб. Европейский Дом, 2000
  79. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. -М.Генезис. 1997 г.- 287 с.
  80. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000
  81. JI.B. Методика определения доминирующего состояния // Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003. С. 3 45
  82. JI.B. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2004
  83. JI.H. Проблемы саморазвития личности.- 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск: Изд — во БГПУ, 2001.- 342 с.
  84. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.
  85. Ю.А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту // Психология в школе. 2003. № 3
  86. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13 23
  87. JI.B. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. МОСКВА, 1999
  88. Н.И. Технология психологической работы с подростками в «массовой школе» // Журнал практического психолога. 2001
  89. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  90. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5 С. 69 78
  91. М.Т., Завьялова Е. К. Адаптация и резервы человека. Учебно-методическое пособие.- Псков, 2000
  92. И.П. Описание земли Камчатки. В 2 т.- СПб. Санкт-Петербургская издательская фирма РАН, 1994. 320 с.
  93. Кривцова С. В. Навыки жизни в согласии с собой и с миром.- М.: генезис, 2002
  94. Крюкова T. JL Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Журнал практического психолога. 2007. № 3
  95. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М. Генезис, 1997
  96. Т.Д., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 57 76
  97. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003
  98. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 336 с.
  99. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 69 78
  100. М.Т., Завьялова Е.К.Адаптация и резервы человека. Учебно-методическое пособие.- Псков, 2000
  101. Е.П., Тагирова Р.А Изучение проблемы устойчивости в различных психологических школах. Психология человека в условиях социальной нестабильности. Под ред. Б. А. Сосновского. — М., 1994
  102. Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». СПб: Издательство «Речь», 2006. — 101с.
  103. И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4
  104. Лабиринты души: Терапевтические сказки / Под. ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. — М.: Академический проект: Трикста, 2004. 176 с.
  105. С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика.- Белгород, 2002. 200 с.
  106. В.И. Личность в экстремальных условиях— М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  107. О.Е. Уклад школы как составная часть содержания школьного образования // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб, 2001
  108. Л.Д. Практика арт терапии: подходы- диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2005. — 256 с.
  109. Д.А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8 84
  110. Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно — практической конференции. Часть 2. Петропавловск -Камчатский: Изд во КамГУ: — 2005. — 199с
  111. Личностная адаптация школьников: Учебно-методическое пособие / Башкирский институт развития образования. Уфа, 2001. — 207 с.
  112. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 336 с.
  113. В.Ф. Креативность как компонент адаптационого потенциала личности. СПб.: Речь, 2001
  114. И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4
  115. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А .Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 368 с.
  116. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 190 с.
  117. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001.Т. 22, № 1. С. 16−24
  118. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: «Проблемы воспитания и социальной адаптации подростков». 28−29 ноября 2002 г., Кемерово
  119. Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. СПб.: Издательство «Образование — Культура», 2002.-288 с.
  120. А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. том 12 № 1
  121. Ф.В., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 254 с.
  122. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61 68
  123. Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004
  124. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения /Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева / Сост. И. С. Кон, М., 1988, — 429 с.
  125. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 24 с.
  126. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Научн. — исслед. Ин — т общей и педагогической психологии Акад. пед .наук СССР М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  127. О.В. Математические методы в психологии: Практикум / О. В. Митина. М.: Аспект Пресс, 2008. — 238 с.
  128. С.А. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -80 с.
  129. B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: Издательский центр «Академия». 432 с.
  130. А.А. Социально-психическая адаптация личности. (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. — 236 с.
  131. А.А. Личность, психическая адаптация и творчество.- Ер. Луйс. 1980
  132. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  133. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд -во Ленингр. ун та, 1983. — 167 с.
  134. Николаев А. Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Д., 1984. 17 с.
  135. М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. М.: Генезис, 2006. 128 с.
  136. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. -288 с.
  137. Оганесян Н. Т. Методы активного социально психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры.- М.: Издательство «Ось -89», 2002 г.- 176 с.
  138. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  139. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва Нальчик: издательский центр «Эль-Фа, 1999, 128 с.
  140. Основные показатели, характеризующие ход экономических реформ в Камчатской области. Бюллетень. Петропавловск- Камчатский, 2005
  141. Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова.- 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
  142. В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2006.- 240 с.
  143. В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учебное пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
  144. JI.A. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, Минск 1999
  145. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Генезис, 2004. — 155 с.
  146. Перспективы устойчивого развития Корякского автономного округа в 1998 2010 г. г. // сборник материалов Первых общественных слушаний пгт. Палана, Корякского автономного округа, 13−17 марта 1997 г. Москва, 1997
  147. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20 33
  148. Т.С. Психология адаптирующейся личности: Монография.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 240 с.
  149. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О.М.- под общей ред. Битяновой М. Р. СПб.: Питер, 2006. -304 с.
  150. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  151. А.И. Социально-психологические аспекты адаптации российских ученых к социальным изменениям // Вопросы психологии. 2009.№ 1. С.101 110
  152. Прошутинский Ю. С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. С.-П., 2003
  153. , А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов — 2-е изд., испр. и доп. М.: МООД и М «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000.192 с.
  154. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Положение детей в России. Доклад. Издание Совета Федерации, Москва, 2006
  155. Пособие для врачей и психологов. Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, лаборатория клинической психологии, отделение наркологии. Санкт-Петербург, 1999
  156. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2002. 256 с.
  157. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений / В. В. Непопалов, В. Ф. Сопов, А. В. Родионов и др.- под ред. А. Н. Блеера. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  158. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: Изд-во «Питер», 2000
  159. Психология социальной работы: Учебное пособие/ О. В. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.- Под общ.ред. М. А. Гулиной. СПб.: Питер, 2004
  160. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2002.- 480 с.
  161. Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  162. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности/Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул, 1984.
  163. А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика./ А. А. Реан, А. Н. Кудашев, А. А. Баранов.- СПб.: прайм-ЕВРО-Знак, 2006
  164. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. С.-Петерб.ун та. Сер. 6. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74 — 79
  165. Региональные модели социально-педагогической профилактики ПАВ-зависимостей в молодежной среде. / Под ред. С. С. Гиля. М., 2005,168 с.
  166. Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 320 с.
  167. А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.- 64 с.
  168. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  169. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  170. М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект.- Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002
  171. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ленинград, 1987
  172. Т.Н. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Автореф. дис. д-ра псих. наук. СПб., 1995. — 33 с.
  173. В. С, Бондаренко С. М.Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  174. К.В. Формы прохождения социализации личности. / Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 86 92
  175. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина,
  176. А.Д.Андреева, Т. В. Вохмянина и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
  177. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд., стереотип. — Центр «Академия», 2000. -128 с.
  178. В.Д. Страницы истории Камчатки. Петропавловск — Камчатский, Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992
  179. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  180. , И.Н. Динамика эмоционально — чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд — во КГУ, 2002. — 130 с.
  181. И.Н. Психологическая адаптация личности к изменениям жизнедеятельности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук, Санкт Петербург, 2006. — 341 с.
  182. , А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. JL: Наука, 1976. — 211 с.
  183. .А., Долгополова, Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007
  184. Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. Изд. 2 -е, исправленное и дополненное. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 160 с.
  185. Соколова O. J1. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2006
  186. В.Н., Юзефович Г .Я. Подросток в изменившемся мире. -Хабаровск: Кн. изд -во, 1989. -112 с.
  187. Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и с другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000
  188. Н.В. Условия и факторы развития подростка, задачи и средства воспитания / Мир психологии. 2007, № 4
  189. Социальная психология психология в трудах отечественных психологов / Сост. И общая редакция А. Л. Свеницкого — СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  190. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И.ФДементьева.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004
  191. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Осухова, И. П. Лотова, А. Ф. Шадура и др.- Под ред. Н. Г. Осуховой, И. П. Лотовой. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999
  192. Социально-экономические проблемы развития Корякского автономного округа. Москва, 1997
  193. , Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 304 с.
  194. Средовые условия развития социальных общностей: Сборник научных статей. Таллиннский педагогический институт им. Э. Вильде, кафедра педагогики и психологии. Отв. Редактор М.Хейдметс. Таллинский педагогический инст-т им. Э.Вильде, 1989
  195. , Г. С., Родионов, В.А. Социальная поддержка пожилых людей (пособие для социальных работников).- СПб Иркутск: «ТУСКАРОРА». 2001
  196. Г. В. Из Камчатки в Америку.- Изд-во «П.П.Сойкин», 1927
  197. Г. В. Описание земли Камчатки. Петропавловск -Камчатский, 1999. — 287 с.
  198. К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М&bdquo- 2001
  199. Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестник практической психологии образования. 2008.№ 2 (15)
  200. Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. -112с.
  201. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт -Петербург, 1992
  202. Г. К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: народное образование, 2000
  203. Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. Обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. М.: ИВФ Антал, 1996.-96 с.
  204. Н.В. Условия и факторы развития подростка, задачи и средства воспитания // Мир психологии. 2007. № 4. С. 76 83
  205. И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2005. — 144 с.
  206. Н.В., Петрухин Е. В. Психологические особенности восприятия радиационной опасности // Психологический журнал. 1994.1. том 15
  207. А.Г. К вопросу о методологии изучения социальной адаптации личности в кризисном обществе //Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 27 30
  208. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 176 с.
  209. М. И. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии. 1987.№ 1
  210. Ю.М. Деятельность школьного психолога по профилактике детской и подростковой преступности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени психологических наук. Тверь, 2000
  211. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. — попул. / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др.- Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Высш. шк. 1990. — 304 с.
  212. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н / Д.: изд -во «Феникс», 2000 — 576 с.
  213. , К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2000. — 256 с.
  214. К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. М.: Генезис, 2001. — 240 с.
  215. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4 -х томах. Т.1. -Генезис, 1998.- 160 с.
  216. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной: Науч. исслед. ин — т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук ССР. — М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
  217. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В.Дубровиной- Науч. — исслед. ин -тобщей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  218. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
  219. Е.В. Условия и факторы управления регионом с высоким природным и техногенным риском. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 1999
  220. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика?: Кн. Для учителя: Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1987
  221. В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. № 5
  222. М.А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «юношеская шкала копинг-шкала» // Вопросы психологии. 2007. № 4.1. С. 143−156
  223. Человек на Севере: проблемы качества жизни. Материалы межрегионального научного семинара. Петропавловск Камчатский: Издательство Камчатского государственного педагогического университета, 2002.- 222 с.
  224. Человек в экстремальных условиях: Сборник статей.- П. Камч.: Изд — во КГПУ.- 2003.-134 с.
  225. Человек в экстремальных условиях. Сб.ст. Петр.-Камч.: Изд во КГПУ.- 2004. — 246 с.
  226. Человек в экстремальных и трудных ситуациях. Руководство для психологов// Сборник методических статей / Под ред. О. В. Красновой.- М., Обнинск: НПЦ «Технограф», 2004
  227. М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. И. И. Попа. М.: Мысль, 1989.-174 с.
  228. В.К. Теоретическая психология о проблеме источников, детерминирующих развитие личности // Семейная психология и семейная терапия, № 4, 2007. — с.
  229. И.В. Тренинг личностного роста.- СПб.: Речь, 2003. 144 .
  230. О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Петропавловск — Камчатский, 2008. 235 с.
  231. В. Тренинг уверенного поведения. Из опыта работы с подростками, готовящимися к освобождению / Вестник практической психологии образования № 3 (4), июль- сентябрь, 2005
  232. Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико-методологические основы. Учебно-методическое пособие. Балашов: Издательство «Николаев», 2002
  233. И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников // Педагогика, № 5, 2005
  234. Ядов В. А О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. И. Шороховой.- М., 1975. 295 с.
  235. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Вопросы психологии, № 4, 1997
  236. Д.Б. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001
  237. Bandura A.&.Rotter J.B., (1977) Social-learning theory/ Engelwood Cliffs, NJ: Prentike Hall
  238. Botvin G.J. Substance abuse prevention research: Recent developments and future direction.// Journal of school health, 1986
  239. Kobasa S.C., Maddi S.R., Zola M.A. Type A and hardiness // Journal of behavioral medicine. 1983. — Vol. 6, № 1. — P. 41−51
  240. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984
  241. Rogers, C.R. Psychotherapy and personality change / C.R. Rogers. -Chicago, 1954
  242. Rogers, C.R. Toward a modern approach to values Text. / C.R. Rogers // Journal of Abnorm. and soc. Psychol. 1964. — Vol. 68. — P. 45−56
  243. Selye H. Stress. Montreal, 1950.
Заполнить форму текущей работой