Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление обустройством переселенцев: гендерный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью концептуализации социальных, экономических и политических контекстов, в рамках которых выстраиваются социальные практики, образующие социальный институт управления обустройством мигрантов, автором работы предложена концепция «миграционный режим». Эта концепция инкорпорирует в себя структурные элементы, возникающие в обществе в качестве реакции на миграцию. К этим структурным элементам… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.з
  • Глава 1. Теоретическое и методологическое основание исследования тендерного аспекта управления обустройством переселенцев

Управление обустройством переселенцев: гендерный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед Российской Федерацией, является преодоление демографического кризиса, который угрожает геополитической и социально-экономической безопасности нашей страны. Эту задачу невозможно решить одним лишь стимулированием естественного прироста населения. Демографические прогнозы на ближайшие 50 лет показывают, что сохранение численности населения Российской Федерации на существующем уровне возможно только при условии, что она будет принимать ежегодно на постоянное место жительства примерно 690 тысяч людей из других стран [15].

Необходимость привлечения переселенцев для преодоления демографического кризиса признана на государственном уровне. В июне 2006 года правительством Российской Федерации была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в нашу страну соотечественников, проживающих за рубежом. В рамках осуществления этой программы планируется не только стимулирование и организация переезда людей в Россию, но и содействие их социальной, культурной и психологической адаптации в местах вселения. Конкретизация мер по достижению адаптации переселенцев должна произойти на уровне региональных программ.

При разработке и реализации мер по адаптации переселенцев в рамках программы добровольного переселения необходимо учитывать опыт адаптации и обустройства наших соотечественников, переехавших жить в Россию из ближнего зарубежья еще до существования этой программы. Особое внимание стоит обратить на опыт тех из них, кто получил статус вынужденных переселенцев и был охвачен мерами государственной поддержки. После распада СССР за период с 1992 по 2003 год более чем 1,6 миллионов людей, прибывших в Россию из бывших республик СССР, получили этот статус и среди них более чем 70% были русскими [60]. Опыт вынужденных переселенцев позволит не только выяснить и учесть проблемы, встающие перед бывшими гражданами СССР и их потомками при переселении в Россию, но и не повторить ошибок в государственном регулировании переселения.

Одной из ошибок регулирования переселения и обустройства переселенцев может явиться игнорирование тендерного порядка принимающего общества. Как показывают результаты исследований, проводимых отечественными учеными и их иностранными коллегами, в Российской Федерации система государственного регулирования характеризуется «гендерной слепотой», что приводит к ситуации неравенства между полами и неэффективному использованию государством человеческого капитала [44, 150]. Анализ влияния тендерного порядка принимающего общества на систему управления обустройством вынужденных переселенцев, существующую в России уже более 15 лет, актуален с точки зрения оценки возможных последствий игнорирования тендерного порядка при разработке мер обустройства и адаптации добровольных переселенцев.

Степень научной разработанности проблемы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения и анализа работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных миграции (в том числе и вынужденной) людей из бывших советских республик в Россию на постоянное место жительство.

Переселение из бывших республик СССР в Россию проанализировано в историческом контексте А. Г. Вишневским, В. А. Моденовым, А. Г. Носовым, В. И. Мукомелем, П. Полян. Состав, динамика и география миграционных потоков рассматривались Ж. А. Зайончковской,.

О.В. Кульбачевской, Н. Мкртчяном, С. В. Соболевой. Потенциал репатриации и определяющие его факторы, а также последствия репатриации для стран исхода и для России исследованы Г. С. Витковской, А. Г. Вишневским, В. И. Мукомелем, В. А. Ионцевым, Н. П. Космарской, Э. А Паиным, С. А. Панариным. Анализ принятых в России правовых основ регулирования миграций проведен Н. А. Ворониной, С. А. Гапушкиной, Н. П. Космарской, В. И. Мукомелем, А. Г. Осиповым, В. А. Тишковым, Е. И. Филипповой. Вопросы, связанные с доступом мигрантов к ииформации и ролью средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно миграции и мигрантов, освещены в работах В. А. Волоха, О. В. Кульбачевской, В. И. Мукомеля, X. Пилкингтон (Н. Pilkington), Е. И. Филипповой.

Большое количество публикаций посвящено процессу адаптации переселенцев и их интеграции на новом месте жительства. Среди отечественных исследователей вопросам, связанным с этими процессами, уделили внимание Г. С. Витковская, Г. Ф. Габдрахманова, В. В. Грицеико, JI.M. Дробижева, З. И. Калугина, JI.B. Корель, Н. П. Космарская, Г. С. Солдатова, Е. И. Филиппова, JI.A. Шайгерова, Е. А. Чернин, Н. В. Черпина и другие. Среди зарубежных ученых адаптации переселенцев из бывших республик СССР в России посвятили свои работы X. Пилкингтон (Н. Pilkington) и М. Флин (М. Flynn). Наибольшее освещение получили проблемы трудоустройства и правового положения вынужденных переселенцев, а также проблемы их взаимоотношений с местным населением и властями. Вместе с тем, вопрос о влиянии тендерного порядка принимающего общества на обустройство переселенцев до сих пор остается мало изученным.

Тендерный аспект миграции людей из бывших республик СССР в Россию и их адаптации в принимающем обществе освещался в работах Г. С. Витковской, Е. В. Тюрюкановой, Е. И. Филипповой, Н. П. Космарской, а также в публикациях их зарубежной коллеги X. Пилкингтон (Н. Pilkington).

Однако, эти работы сфокусированы на рассмотрении опыта женщин. Попытка преодоления тендерной асимметрии в исследованиях, посвященных вопросам миграции и адаптации переселенцев в принимающем обществе, была предпринята И. Б. Бритвиной, которая в своем исследовании рассмотрела миграционные мотивы и стратегии как женщин, так и мужчин. Подобному сбалансированному анализу должны подвергнуться и другие вопросы миграции и адаптации людей, переселяющихся из бывших советских республик в Россию. Данное диссертационное исследование применяет этот сбалансированный подход, анализируя влияние тендерного порядка принимающего общества на результаты государственного управления обустройством вынужденных переселенцев.

Система управления миграционными процессами в России рассматривается в работах М. Б. Денисенко, О. Д. Воробьевой, Н. М. Маркиной, В. И. Мукомеля, Т. М. Регент, M. J1. Тюркина, О. А. Хараева, О. С. Чудиновских. Управлению адаптацией и обустройством переселенцев из бывших республик СССР в России уделили свое внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи. В публикациях М. Флип (М. Flynn) и X. Пилкингтон (Н. Pilkington) описана и проанализирована организационная структура управления миграционными процессами и адаптацией мигрантов, существовавшая в России с 1992 по 2002 г. Б. Г. Жогин, Т. Ф. Маслова, О. А. Оберемко, М. М. Кириченко рассмотрели регулирование обустройства вынужденных мигрантов в разных субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, среди работ, анализирующих управление обустройством мигрантов, в том числе и вынужденных переселенцев, нет ни одной, которая бы рассматривала управление через призму теории структурации и была бы сосредоточена на изучении социальных практик мигрантов и людей, призванных, так скажем, их обустраивать в принимающем обществе. Также отсутствуют работы, которые бы рассматривали тендерный аспект управления обустройством мигрантов в России.

Цель исследования — обосновать необходимость учета тендерного порядка принимающего общества при разработке и реализации государственных мер поддержки социальной, культурной и психологической адаптации переселенцев в местах вселения.

Основной гипотезой исследования является предположение, что тендерный порядок принимающего общества сказывается на управлении обустройством переселенцев, вызывая ситуацию тендерной асимметрии Задачами исследования являются:

1. Уточнение понятия «обустройство переселенца».

2. Разработка структурно-логической модели управления обустройством мигрантов в принимающем обществе.

3. Рассмотрение сложившихся на национальном уровне контекстов управления обустройством переселенцев.

4. Разработка методики анализа региональных миграционных режимов и её применение на примере Новосибирской области.

5. Разработка методики оценки эффективности взаимодействия переселенцев с другими акторами управления и её адаптация для индикации тендерного режима управления обустройством вынужденных переселенцев.

6. Выявление влияния тендерного порядка принимающего общества на управление обустройством переселенцев, в том числе на социальные практики управленцев и переселенцев, на примере жилищного обустройства и трудоустройства вынужденных переселенцев.

Объект исследования — обустройство вынужденных переселенцев из стран СНГ, воспользовавшихся мерами государственной поддержки.

Предмет исследования — влияние тендерного порядка на обустройство вынужденных переселенцев, воспользовавшихся мерами государственной поддержки.

Теоретической и методологической основой исследования является теория структурации, разработанная современным английским социологом Э. Гидценсом (A. Giddens), а также теоретические разработки Р. Коннелла (R.Connell), К. Уэст (С. West) и Д. Зиммермана (D. Zimmerman) в области тендерной теории.

В диссертационном исследовании применена методология двойной рефлексивности и использованы следующие методы сбора информации: неформализированное интервью, полуформализированное интервью (интервью с путеводителем), экспертное интервью, анкетный опрос, наблюдение, анализ документов.

Информационная база исследования включает в себя:

— законодательство Российской Федерации и Новосибирской области;

— документацию, в соответствии с которой осуществляется функционирование организаций, входящих в социальный институт управления обустройством вынужденных переселенцев;

— данные, полученные в ходе интервью с работниками организаций, входящих в социальный институт управления обустройством вынужденных переселенцев, а также в ходе наблюдений за их работой;

— тексты интервью с вынужденными мигрантами, приехавшими в Новосибирскую область из бывших республик СССР (зарегистрированными и не зарегистрированными в качестве вынужденных переселенцев);

— результаты анкетного опроса вынужденных мигрантов;

— презентации в средствах массовой информации вынужденной миграции из бывших республик СССР в Новосибирскую область;

— статистические данные и официальные отчеты по социально-экономическому состоянию и ситуации относительно вынужденной миграции в Новосибирской области, в других регионах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом;

— статистические данные по миграционному обмену между Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Временные рамки представленного в данной работе анализа обусловлены периодом проведения исследования. В фокусе анализа находится период с 2001 по 2002 год, поскольку именно в этот период было собрано основное количество интервью с мигрантами. Пространственно исследование сосредоточено на Новосибирской области.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «обустройство переселенца» как нахождение переселенцем в случае испытываемой им/ею необходимости места работы, решение им/ею жилищного вопроса, а также достижение им/ею в принимающем обществе состояния психологического комфорта.

2. Предложена структурно-логическая модель управления обустройством мигрантов в принимающем обществе, которая фокусирует внимание на процессе взаимодействия мигрантов и управляющих. Результативность управления, согласно этой модели, будет зависеть не от заранее продуманных и прописанных социальных практик, а от столкновения социальных практик, фактически реализуемых управляющими и мигрантами. Эта модель также подчёркивает важность контекстов, в рамках которых осуществляются взаимодействия между акторами управления, тем самым она открывает возможность инкорпорировать в анализ управления фактор тендера, который является одним из элементов социокультурной среды.

3. Для концептуализации контекстов управления обустройством переселенцев предложено понятие «миграционный режим», которое обозначает возникшие в качестве реакции на миграцию людей структурные элементы общества.

4. Разработана и апробирована методика анализа региональных миграционных режимов. Эта схема конструирует два идеальных типа миграционного режима: «принимающий» и «ограничивающий». Приложение этой методики к анализу миграционного режима Новосибирской области по отношению к вынужденным переселенцам свидетельствует, что этот режим был существенно ближе к принимающему типу, чем к ограничивающему.

5. Разработана методика оценки эффективности взаимодействия переселенцев с другими акторами управления, согласно которой эффективность взаимодействия является производной от следующих показателей: оправданности обращения переселенца за помощью к социальному aicropy и конфликтности их взаимодействия.

6. Выявлены тендерные особенности управления обустройством вынужденных переселенцев, состоящие в следующем: эффективность функционирования этого социального института по результатам опроса различна для различных тендерных групптак называемые «основные тендерные группы» при пересечении тендерного измерения с другими социальными измерениями (например, возраст) формируют «гендерные подгруппы», отличающие друг от друга по протеканию процесса обустройстваобнаружены следующие проблемы, вызванные тендерным порядком принимающего общества: неравное распределение жилья и кризис тендерной идентичности.

Практическая значимость исследования:

1. Результаты исследования влияния тендерного порядка общества на обустройство вынужденных переселенцев позволят: выявить узкие места управления обустройством вынужденных переселенцевразработать гепдерно сбалансированные меры по обустройству соотечественников, переселяющихся в Россию из стран СНГ в рамках программы добровольного переселения.

2. Результаты исследования могут быть применены при обучении и повышении квалификации государственных служащих.

3. Разработанный и апробированный инструментарий прикладного исследования может быть использован при проведении: исследований обустройства и адаптации мигрантов в принимающих обществахоценок эффективности управления.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на обсуждение в рамках:

— XXXVIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», секция «Управление», подсекция «Российский и зарубежный опыт государственного и муниципального управления», доклад «Новосибирск/НСО: Оценка эффективности практик управления в рамках миграционной политики.» (г. Новосибирск, 13 апреля, 2000);

— научно-практического семинара «С Востока на Восток. Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополитической стабильности в Евразии», доклад «Характеристика миграционного режима Новосибирской области по отношению к вынужденным мигрантам из ближнего зарубежья» (г. Новосибирск, 18−22 февраля, 2002) — семинара Европейского исследовательского института Университета Бирмингема, доклад «Pensionable age forced migrants from near-abroad in Russia: experience of adaptation» (г. Бирмингем, Великобритания, 24 февраля, 2004);

— ежегодной конференции Британской ассоциации изучения Восточной Европы (BASEES), доклад «Forced migrants in receiving societies and their access to resources the case of the Russian Federation» (г. Кембридж, Великобритания, 4 апреля, 2004);

— заседания XI Московско-берлинского семинара по актуальным проблемам миграции «Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее», доклад «Управление интеграцией вынужденных переселенцев в России: рекомендации по решению некоторых проблем» (г. Москва, 21−22 июня, 2004);

— VII Международного конгресса Международного сообщества по изучению Центральной и Восточной Европы, доклад «Forced-migrants from the former-soviet republics in Russia: gender aspects of the integration into the labor market of the receiving society» (г. Берлин, Германия, 25−30 июля, 2005).

Научно-методические результаты диссертационной работы использовались в учебном процессе по дисциплинам «Социология», «Методика и техника социологических исследований» и «Гендерное измерение занятости и рынка труда». Результаты работы были представлены для ознакомления руководству Управления ФМС по Новосибирской области.

Публикации. По теме исследования автором диссертации опубликовано 12 работ, в том числе две работы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы (156 наименования), приложений. Диссертация изложена на 173 страницах и содержит в тексте девять таблиц и восемь рисунков. Структура работы определена целью и задачами исследования.

Вывод.

В этой главе на примере опыта обустройства вынужденных переселенцев в Новосибирской области показано влияние тендерного порядка (gender order) принимающего общества на функционирование социального института управления обустройством мигрантов.

На примере осуществления жилищного обустройства вынужденных переселенцев и их трудоустройства на рынке труда Новосибирской области показано, как тендерный порядок (gender order) принимающего общества преломлялся в структурных элементах социального института управления обустройством этой категории мигрантов, формируя тендерный режим (gender regime) этого института. Анализ свидетельствует, что сложившийся на момент проведения исследования тендерный режим социального института управления обустройством вынужденных переселенцев не обеспечивал равную интеграцию в принимающее общество различных тендерных групп.

В главе приведены критерии оценки функционирования социального института управления обустройством мигрантов: эффективность, оправданность и конфликтность взаимодействия мигрантов с другими акторами социального института управления. Приложение этих критериев для оценки функционирования института управления обустройством вынужденных переселенцев выявило, что эффективность, оправданность и конфликтность взаимодействия в рамках этого института различны для различных тендерных групп.

Заключение

.

Данная диссертация освещает тендерный аспект управления обустройством переселенцев из бывших республик СССР в России. Целью исследования, лежащего в ее основании, было посредством анализа опыта обустройства вынужденных переселенцев в Новосибирской области показать необходимость учета тендерного порядка принимающего общества при разработке и реализации государственных мер поддержки социальной, культурной и психологической адаптации мигрантов. Предполагается, что результаты работы могут быть использованы при выстраивании управления обустройством переселенцев, переезжающих на постоянное место жительства в Россию в рамках государственной программы добровольного переселения, реализуемой в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования являются теория структурации, разработанная современным английским социологом Э. Гидденсом (A. Giddens), а также теоретические разработки Р. Коннелла (R. Connell), К. Уэст (С. West) и Д. Зиммермана (D. Zimmerman) в области тендерной теории. В диссертационном исследовании применена методология двойной рефлексивности, использованы следующие методы сбора информации: неформализированное интервью, полуформализированное интервью (интервью с путеводителем), экспертное интервью, анкетный опрос, наблюдение, анализ документов.

В рамках данной диссертации проделана работа по развитию понятия «обустройство пересленцев». Критикуется определение обустройства через социальную адаптацию и проводится операционализация этого понятия. Под обустройством переселенцев автор диссертации предлагает понимать нахождение переселенцем в случае испытываемой им/ею необходимости места работы, решение им/ею жилищного вопроса, а также достижение им/ею в принимающем обществе состояния психологического комфорта. Исходя из этого определения, человек считается обустроенным, если у него/нее есть постоянный источник дохода (например, место работы), жилье, отвечающее социальным нормам, и он/она не испытывает, проживая в принимающем обществе, психологический дискомфорт.

В данной диссертационной работе управление обустройством переселенцев рассмотрено с точки зрения теории структурации и через призму тендерного подхода. Согласно теории структурации, управление обустройством переселенцев концептуализируется как социальный институт. Структурными элементами этого института являются правила (прописанные и не прописанные) и ресурсы (их наличие и размещение). Социальный институт управления обустройством переселенцев производится и воспроизводится посредством рекурсивно организованных социальных практик его акторов. Социальные практики всегда обусловлены контекстом, в котором они протекают. На основании этих теоретических положений автором диссертационной работы была разработана и предложена модель управления, которая может быть использована в анализе обустройства в принимающем обществе любой категории мигрантов.

Модель управления обустройством мигрантов фокусирует внимание на процессе взаимодействия мигрантов и управляющих. Результативность управления, согласно этой модели, будет зависеть не от заранее продуманных и прописанных социальных практик, а от столкновения социальных практик, фактически реализуемых управляющими, и социальных практик, реализуемых мигрантами. Эта модель также подчёркивает важность контекстов, в рамках которых осуществляются взаимодействия между акторами управления, тем самым она открывает возможность инкорпорировать в анализ управления фактор тендера, который является одним из элементов социокультурной среды.

С целью концептуализации социальных, экономических и политических контекстов, в рамках которых выстраиваются социальные практики, образующие социальный институт управления обустройством мигрантов, автором работы предложена концепция «миграционный режим». Эта концепция инкорпорирует в себя структурные элементы, возникающие в обществе в качестве реакции на миграцию. К этим структурным элементам относят, прежде всего, институты и законодательство. Миграционные режимы можно классифицировать по миграционным потокам, которые вызвали их существование, а также по уровню их действия (глобальному, национальному, локальному). В данной работе проводился анализ миграционного режима Российской Федерации и регионального миграционного режима Новосибирской области по отношению к вынужденным переселенцам из бывших республик СССР.

Рассмотрение сложившихся на национальном уровне контекстов, в рамках которых осуществляется управление обустройством переселенцев, включало в себя анализ миграционного обмена между Российской Федерацией и бывшими республиками СССР. Статистические данные свидетельствует, что этот миграционный обмен является основным источником миграционного прироста Российской Федерации. Однако анализ статистики также указывает, что после 2002 года произошло существенное снижение миграционного прироста Российской Федерации за счёт обмена с обозначенным регионом. Это изменение в миграционном обмене России с другими бывшими республиками СССР, а также уменьшение доли вынужденных переселенцев среди людей, переселяющихся в Россию из данного региона, объяснено путём анализа изменений в миграционной политике и миграционном режиме Российской Федерации.

Исторический анализ развития миграционной политики и миграционного режима Российской Федерации с 1992 года по настоящий момент свидетельствует о: 1) переводе вопросов управления миграционными процессами из области социальной политики в область политики национальной безопасности- 2) централизации управления миграционными процессами- 3) постепенном смещении фокуса государственного регулирования с вынужденной миграции на трудовую миграцию. На основании анализа развития законодательного и институционального обрамления миграционного режима Российской Федерации по отношению к мигрантам из бывших республик СССР делается вывод о постепенном ужесточении этого режима.

В рамках данной работы разработана схема анализа региональных миграционных режимов, позволяющая определить, насколько тот или иной миграционный режим ближе к «принимающему» или «ограничивающему» типу. Выделены следующие критерии оценки регионального миграционного режима: 1) отношение между региональным и национальным миграционными режимами (соответствие или несоответствие их друг другу) — 2) социально-экономические приоритеты региона- 3) действия администрации принимающей территории по отношению к мигрантам- 4) политические приоритеты региона- 5) общественная активность мигрантов- 6) присутствие и деятельность международных организаций.

Вышеописанная схема анализа применена для характеристики миграционного режима Новосибирской области, в рамках которого проходило обустройство вынужденных переселенцев, охваченных исследованием. Результаты анализа свидетельствуют, что их обустройство протекало в условиях поощрительного миграционного режима.

Исходя из модели управления обустройством мигрантов, разработанной автором диссертационной работы, предлагается методика оценки эффективности функционирования этого социального института. Основным критерием оценки является эффективность взаимодействия мигрантов с другими акторами управления, которая в свою очередь является производной от следующих показателей: 1) оправданности обращения (получение помощи от актора при обращении переселенца за оной) и 2) конфликтности взаимодействия. Эти показатели вычисляются на основе опроса мигрантов.

В рамках диссертационной работы оправданность обращения за помощью в случае каждого из опрошенных переселенцев выявлялась при сопоставлении ответов на следующие вопросы: «К кому Вы обращались за помощью, устраивая свою жизнь в Новосибирской области?» и «Кто помог в решении Ваших проблем?». В каждом из вопросов давался один и тот же список акторов, с которыми взаимодействовал переселенец. Если актор обозначался в ответах на оба вопроса — обращение за помощью к нему было оправданным, если же актор отмечался при ответе на первый вопрос, но не отмечался при ответе на второй — обращение за помощью было неоправданным. Доля опрошенных переселенцев, для которых обращение к тому или иному актору было оправданным, взята в качестве значения общей оправданности обращения за помощью к этому актору.

В случае каждого из опрошенных переселенцев конфликтность взаимодействия с другими актороми социального института управления обустройством выявлялась посредством сопоставления ответов на следующие вопросы: «К кому Вы обращались за помощью, устраивая свою жизнь в Новосибирской области?» и «При взаимодействии с кем Вы испытывали сложности?». Если актор обозначался в ответах на оба вопроса, то взаимодействие вынужденного переселенца с ним было отмечено конфликтами, если же актор отмечался только при ответе на первый вопросконфликты во взаимодействии с ним отсутствовали. Доля опрошенных переселенцев, для которых обращение к тому или иному актору было отмечено конфликтами, взята в качестве значения общей конфликтности актора.

Эффективность взаимодействия переселенцев с другими акторами социального института управления обустройством вычислялась путем вычитания общей конфликтности актора от общей оправданности обращения к нему.

На основе анализа результатов анкетного опроса вынужденных переселенцев было выявлено, что в социальном институте управления их обустройством существует тендерный режим. Так, вынужденные переселенцы, принадлежащие к различным тендерным группам, различались не только по встречающимся им проблемам, но и по интенсивности проявления тех или иных проблем, а также по способам и степени их разрешения. Тендерный режим сказывался на результатах функционирования института управления обустройством вынужденных переселенцев. Это проявлялось в различной оценке различных тендерных групп эффективности их взаимодействия с социальными акторами, включенными в этот институт. Различные тендерные группы по-разному оценивали оправданность обращения к тем или иным источникам помощи и конфликтность взаимодействия с этими источниками.

На примере жилищного обустройства вынужденных переселенцев было выявлены причины отмеченных в ходе анкетирования различий в оценках, даваемых представителями различных тендерных групп. Так, было показано, что различные тендерные группы имеют неравный доступ к ресурсам, предоставляемым социальным институтом управления обустройства вынужденных переселенцев, что обусловлено правилами (прописанными и не прописанными), отражающими тендерный порядок принимающего общества. Было подробно рассмотрено, как именно структурные элементы этого социального института (правила (прописанные и не прописанные) и размещение ресурсов (доступ к ним)), а также социальные практики, осуществляемые акторами этого института, конституируются вдоль оси гендер, образуя тем самым тендерный режим. Влияние тендерного порядка принимающего общества на обустройство вынужденных переселенцев было также рассмотрено на примере их опыта на рынке труда.

Анализ жилищного обустройства и трудоустройства вынужденных переселенцев выявил, что так называемые «основные тендерные группы» при пересечении тендерного измерения с другими социальными, измерениями (например, возраст) формируют «гендерные подгруппы», также отличающиеся друг от друга по протеканию процесса обустройства.

В ходе проведенного анализа были также обнаружены проблемы, вызванные тендерным режимом социального института обустройства вынужденных переселенцев и тендерным порядком принимающего общества, которые не учитывались управленцами. К таким проблемам относились: решение жилищного вопроса семьями с одним родителем и кризис тендерной идентичности.

Из вышесказанного следует, что сложившийся на момент проведения исследования тендерный режим социального института управления обустройством вынужденных переселенцев не обеспечивал равную интеграцию в принимающее общество различных тендерных групп. Более того, некоторые гендерные группы (например, одинокие родители) практически не имели доступ к ресурсам, расположенным в этом институте.

Проблемы неравного распределения ресурсов между вынужденными переселенцами были обусловлены неосознанностью влияния тендерного порядка на их обустройство. Признание влияния этого фактора ведет к признанию необходимости разработки мер для нивелирования его негативных эффектов на обустройство вынужденных переселенцев, а также на обустройство других категорий мигрантов и открывает возможность для усовершенствования функционирования социального института управления их обустройством.

Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы для разработки мер по достижению адаптации любой категории мигрантов, в том числе переселенцев, переезжающих в Россию, в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в нашу страну соотечественников, проживающих за рубежом.

На основании исследования опыта управления обустройством вынужденных переселенцев в Новосибирской области автор диссертации предлагает учесть при разработке, реализации и оценке мер по социальной, культурной и психологической адаптации в местах вселения переселенцев, переезжающих жить в Россию в рамках программы добровольного переселения, следующие рекомендации:

1. Опыт вынужденных переселенцев показывает, что переезжающий на новое место человек испытывает по сравнению с местным населением больше трудностей на рынке труда принимающего общества. Предлагается разработать и активно реализовывать схемы поддержки переселенцев на локальных рынках труда. Эти схемы должны учитывать существующий тендерный порядок принимающего общества с тем, чтобы нивелировать его негативные влияния на опыт трудоустройства.

2. Опыт вынужденных переселенцев также показал необходимость развития программ психологической поддержки, помогающих преодолеть различного рода кризисы (в том числе и кризис тендерной идентичности), которые являются следствием переселения.

3. Исходя из разработанной в ходе исследования модели управления обустройством мигрантов, предлагается проводить оценку эффективности мер по социальной, культурной и психологической адаптации добровольных переселенцев, фокусируя внимание на процессе взаимодействия переселенцев с управляющими. С этой целью предлагается использовать методику оценки эффективности взаимодействия переселенцев с другими акторами управления, разработанную в рамках данной диссертационной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями// Социологические исследования. — 2002. № 11. —С.26 —36.
  2. И.Р. Вынужденная миграция населения как социальный процесс: проблемы и исследования и регулирования. Автореф. дис.. канд. соц. наук. — Уфа, 1997. — 30 с.
  3. Т. В. «Эгоистичный тендер», или воспроизводство тендерной асимметрии в тендерных исследованиях// Общественные науки и современность. — 2002. — № 5. — С. 180 — 193.
  4. М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. — М.: МЦГИ. Проект «Тендерная экспертиза», 1998. — 61 с.
  5. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ Перевод Е. Руткевич. — М.: Медиум- Academia-Центр, 1995. — 323 с.
  6. Ф.М. Великое переселение народов фактор в региональной социальной ситуации// Регион: экономика и социология. — 1996. — № 1, —С. 100 — 121.
  7. И.Б. Тендерная детерминация адаптации вынужденных мигрантов: социологический анализ. Автореф. дис.. д. соц. наук. — Екатеринбург, 2006. — 39 с.
  8. Т.Н. Рынок труда переходного периода и проблемы адаптации к нему трудоспособного населения// Общество и экономика: социальные проблемы трансформации. / Под ред. А. Р. Михеевой. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998. — С. 94 — 113.
  9. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983. —344 с.
  10. Ю.Витковская Г. С. Оценки и факторы адаптации вынужденных мигрантов в разных типах // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. / Под ред. Ж. А. Зайончковской. — М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, 1999. — С. 199 — 240.
  11. П.Витковская Г. С. Направленное расселение вынужденных мигрантов: социальная цена прописки// Вынужденные мигранты и государство. / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ЭКОС, 1998. — С. 237 — 250.
  12. В. Мукомеля, Э. Паина — М.: Комплекс-Прогресс, 1997. — С. 139 —161.
  13. Г. С. Вынужденная миграция в Россию: итоги десятилетия// Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред. Ж. А. Зайончковской.
  14. М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, 1999.1. С. 159 — 194.
  15. А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. — М.: ОГИ, 1998. — 432 с.
  16. А.Г., Андреев Е. М. Население России в первой половине нового века: Аналитический демографический прогноз до 2050 г.: основные гипотезы // Вопр. экономики. — 2001. — № 1. — С. 27 — 44.
  17. В. Деятельность ФМС России по информационному обеспечению миграционного процесса// Миграция и информация / Под ред. Ж. А. Зайончковской. — М.: Адамантъ, 2000. — С. 182 — 188.
  18. П.Воробьева О. Д. Миграционная политика // Миграция и население. — 2000.—№ 6. —176 с.
  19. Н.А. Правовое регулирование миграции в России// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение/ Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ИЭА РАН, 1997. — С. 33 — 44.
  20. Г. Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан. — Казань: Институт истории АН РТ, 2003. — 148 с.
  21. Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  22. Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. / Под ред. Т. Шанина. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 411 с.
  23. В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в России. — М.: ИЭА РАН, 1999. — 189 с.
  24. В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. — М.: Институт психологии РАН, 2002. — 252 с.
  25. Демографическая модернизация России 1900 — 2000./ Под ред. А. Г. Вишневского. — М.: Новое издательство, 2006. — 608 с.
  26. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1999: Стат. сб./ Госкомстат России. — М., 1999. — 386 с.
  27. Демографический ежегодник Российской Федерации. 2005: Стат. сб./ Росстат. — М., 2005 — 595 с.
  28. Демоскоп Weekly Электронный ресурс. Электронная версия бюллетеня Население и общество/ Институт демографии Государственного университета — Высшей школы экономики. —
  29. Электрон. журн. Режим доступа к журн.: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rusref reg. php, свободный.
  30. М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. — М.: ИЭПП, 2003. —314 с.
  31. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. — Новосибирск: Издательство НИИ МИОО НГУ, 1998. — 164 с.
  32. Дробижева JL М. Психологический настой принимающей стороны как фактор общественной атмосферы вокруг мигрантов// Миграция и информация / Под ред. Ж. А. Зайончковской. — М.: Адамантъ, 2000. — С. 74 —82.
  33. Женщины и мужчины в России: Стат. сб./Госкомстат России. — М., 2002. — 205 с.
  34. Иностранные мигранты на сибирском рынке труда/ Под ред. С. В. Соболевой, И. В. Октябрьской. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2006. —316 с.
  35. З.И. Беженцы и вынужденные переселенцы в сельском районе: мнение сторон // Регион: экономика и социология. — 1996. — № 1. —С. 144— 156.
  36. Е.К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: Глазами мигрантов// Социологические исследования. — 2004. — № 11 -С. 46 — 51.
  37. И., Дамберг С. «Другие русские» или мобилизованная ментальность — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2001. — 106 с.
  38. Е.М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  39. Н.Н., Смирнова Н. М. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация// Социологические исследования. — 1995. —№ 11. — С. 12 — 23.
  40. О.Д. Социально-демографические характеристики и основные проблемы вынужденной миграции в России // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение/ Под ред. В. А. Тишкова. —М.: ИЭА РАН, 1997. —С. 15 — 32.
  41. JI.B. Социология адаптаций: этюды апологии. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 160 с.
  42. Н.П. «Женское измерение» вынужденной миграции и миграционное законодательство России. — М.: МЦГИ. Проект «Гендерная экспертиза», 1998. — 64 с.
  43. Н.П. Интеграция вынужденных переселенцев в российское общество // Вынужденные мигранты и государство/ Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ЭКОС, 1998. — С.211 — 236.
  44. JT.B. Приложение теории структурации к осмыслению управления обустройством вынужденных мигрантов// Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. 5 / Под ред. М. В. Удальцовой. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. — С. 306 — 310.
  45. Косыгина J1. В. Профессиональная сегрегация по признаку пола// Иной взгляд: Междисциплинарный альманах тендерных исследований/ Под ред. И. Р. Чикаловой — Мн.: БГПУ, 2002. — С. 10 — 13.
  46. JT.B. Тендерное измерение занятости и рынка труда — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2001. — 116 с.
  47. О.В. Картометрия вынужденной миграции (карты-схемы, диаграммы)// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение/ Под ред. В. А. Тишкова. —М.: ИЭА РАН, 1997. — С. 287−308.
  48. О.В. Российская пресса о вынужденной миграции// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В. А. Тишкова. —М.: ИЭА РАН, 1997. — С. 269 — 286.
  49. Н.Н. Влияет ли безработица на вселяемость вынужденных мигрантов в восточные регионы России // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — с. 72 — 77.
  50. Маргиналыюсть в современной России. — М.: МОНФ, 2000. — 208 с.
  51. Е.Б. Профессиональная сегрегация по признаку пола// Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. / Под ред. О. А. Ворониной. —М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001. — С. 137−162.
  52. Миграция и безопасность в России. // Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. — М.: Интердиалект+, 2000. — 341 с.
  53. В. Социально-психологические аспекты управления: стиль и метод работы руководителя. — М.: Московский рабочий, 1975. — 493 с.
  54. В.А., Носов А. Г. Россия и миграция: История, реальность, перспективы. — М.: Прометей, 2002. 327 с.
  55. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых тендерных представлений работодателей // Социологические исследования. — 2002. — № 3. — С. 52 — 61.
  56. В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты. — М.: Дипль-Т, 2005. — 351 с.
  57. В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов// Вынужденные мигранты и государство/ Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ЭКОС, 1998. — С. 103 — 122.
  58. Е.А. Социальная адаптация переселенцев и беженцев в Российской Федерации: социологический анализ. Автореф. дис. канд. соц. наук. — М., 1998. — 23 с.
  59. В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. — М.: ИСП, 2003. — 60 с.
  60. Г. Х. Проблемы теории управления. — М.: Экономика, 1970. — 208 с.
  61. JI.M., Валетас М. Ф. Отцы и их дети после развода // Социологические исследования. — 2002. — № 6.— С. 111−115.
  62. Рабочая книга социолога/ Под ред. Г. В. Осипова — М.: Наука, 1983. — 450 с.
  63. Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. — М.: ИСЭПН, 1999. — 304 с.
  64. П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организации в современном обществе. — Саратов: СГТУ, 2000. — 216 с.
  65. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Г. В. Осипова. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 666 с.
  66. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./Госкомстат России. — М., 2002. — 690 с.
  67. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. М., 2005. —819 с.
  68. Россия в цифрах. 2007. Стат. сб./ Росстат. М., 2007. — 494 с.
  69. Россия и ее регионы в XX веке: Территория — расселение — миграции// Под ред. О. Глезер и П. Поляна. — М.: ОГИ, 2005. — 816 с.
  70. Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/ Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.1. С. 89—139.
  71. Рынок труда Новосибирской области. 2001 год: Стат. сб. /Новосибирскстат— Новосибирск, 2002. — 61с.
  72. В.Н. Основание общей теории систем: Логико -методологический анализ. — М.: Наука, 1974. — 210 с.
  73. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. — М.: Добросвет, 1998. — 292 с.
  74. С.В. Возможные изменения в демографической ситуации под влиянием потока вынужденных переселенцев // Регион: экономика и социология — 1996. — № 1. — С. 122 — 133.
  75. Г. У., Шайгерова Л. А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов// Психология беженцев и вынужденных переселенцев: Опыт исследований и практической работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. — М.: Смысл, 2001. — С. 66 — 101.
  76. Социалыю-управленческий механизм развития производства: Методология, методика и результаты исследований / Под ред. Р. В. Рыбкиной, С. Ю. Павленко, Л. Я. Косалс и др. — Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1989. — 467 с.
  77. Социально-экономическое положение Новосибирской области в 2002 году: Стат. сб. / Новосибирскстат. — Новосибирск, 2003. — 115 с.
  78. А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  79. Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе.
  80. В.А. Социальная природа института прописки // Вынужденные мигранты и государство / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ЭКОС, 1998.1. С. 7—12.
  81. Торговля людьми. Социокриминологический анализ / Под ред. Е. В. Тюрюкановой и Л. Д. Ерохиной. — М.: Academia. 2002. — 224 с.
  82. Труд и занятость в Новосибирской области за 2001 2005 гг.: Стат. сб. / Новосибирскстат. — Новосибирск, 2006.— 60 с.
  83. М.Л. Миграционная система России. — М.: Стратегия, 2005.368 с.
  84. Е.В. Тендерные аспекты миграционной статистики // Тендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики / Под ред. М. Е. Баскаковой. — М.: Эдиториал УРСС, 2004.1. С. 252 278.
  85. Е.В., Малышева М. М. Женщина. Миграция. Государство.
  86. М.: Academia, 2001. — 229 с.
  87. Управление. Социология. Право / Под ред. И. В. Павлова,
  88. К., Зиммерман Д. Создание Тендера// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/ Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — С.193 — 219.
  89. Е.И. Адаптация русских вынужденных мигрантов из нового зарубежья// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение/ Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ИЭА РАН, 1997. —1. C. 45—47.
  90. Е.И. Вынужденные мигранты и государство// Вынужденные мигранты и государство / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ЭКОС, 1998.— С. 13 —34.
  91. Е.И. Опыт создания компактных поселений мигрантов в России// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение./ Под ред. В. А. Тишкова. —М.: ИЭА РАН, 1997. — С 75 — 88.
  92. Е.И. Право мигранта на информацию и его реализация// Миграция и информация / Под ред. Ж. А. Зайончковской.
  93. М.: Адаманть, 2000. — С. 65 — 73.
  94. Е.И. Факторы, влияющие на стабильность семьи вынужденных переселенцев// Семья, гендер, культура / Под. ред. В. Тишкова. — М.: ИЭА РАН, 1997. — С. 146 —151.
  95. Чередниченко, Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. —М.: Мысль, 1985. —240 с.
  96. Н.В., Чернин Е. А. Самоорганизация социальной жизни иммигрантов в сибирском городе // Регион: экономика и социология.1996. — № 1. — С. 133 —144.
  97. Численность, состав и движение населения Новосибирской области в 2004 — 2006 годах: Стат. сб. /Новосибирскстат -Новосибирск, 2007. — 76 с.
  98. Численность, состав и движение населения Новосибирской области в 2001 году: Стат. сб. / Новосибирскстат. — Новосибирск, 2002.— 50 с.
  99. Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни// Социологический журнал. — 1998. — № ¾. — С. 101 — 116.
  100. Т. Параметры и режимы миграций// В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина, Н. П. Космарской, С. А. Панарина. — М.: Наталис, 1999. — С. 14 — 29.
  101. Шпак JI. J1. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы. Автореф. дис. докт. соц.наук. — М., 1992. — 44 с.
  102. А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов// Социологические исследования. — 2006. — № 6. — С. 87 — 89.
  103. Э.Г. Детство и общество/ Пер. с англ. — СПб.: ООО «Речь», 2002. — 416 с.
  104. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. — Самара: Самарский университет, 1995. — 328 с.
  105. Amadiume I. Male daughters, female husbands: Gender and sex in an African society. — London: Zed books, 1987. — 256 p.
  106. Ashwin S. Introduction: Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia// Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2000. — P. 1 — 29.
  107. Ashwin S., Lytkina T. Men in crisis in Russia: The role of domestic marginalization// Gender and society. — 2004. — Vol. 18. — P. 189 — 206.
  108. Ashwin S. The post-Soviet gender order: Imperatives and implications // Adapting to Russia’s new labour market: Gender and employment behaviour/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2006. — P. 32 — 56.
  109. Ashwin S., Kozina I., Popova I., and Zhidkova E. Work orientations and employment behaviour// Adapting to Russia’s new labour market: Gender and employment behaviour/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2006. — P. 87 —133.
  110. Bacon E., Renz В., Cooper J. Securitising Russia: The domestic politics of Putin. — Manchester: Manchester University Press, 2006. — 203 p.
  111. Baker R.J.S. Administrative theory and public administration. — London: Hutchinson and Co, 1972. — 208 p.
  112. Bridger S., Kay R. Gender and generation in the new Russian labour market// Gender, generation and identity in contemporary Russia/ H. Pilkington (Ed.). — London: Routledge, 1996. — P. 21 — 38.
  113. Chapman J. Equal Pay for equal work?// Women in Russia/ D. Atkinson, A. Dallin and G. W. Lapidus (Eds.). — Hassocks: The Harvester Press, 1978. — P. 225 — 239.
  114. Claude S., George J.R. The history of management thought. — New Jersey: Prentice Hall, 1972. — 256 p.
  115. Collinson D., Hearn J. Men and masculinities in work, organizations, and management// Handbook of studies on men and masculinities/ S.M. Kimmel, J. Hearn and R.W. Connell (Eds.). — London: SAGE, 2005. — P. 289 — 310.
  116. Connell R.W. Gender and power: Society, the person and sexual politics. — Cambridge, Oxford: Polity Press, 1987. — 334 p.
  117. Demuth A. Some conceptual thoughts on migration research // Theoretical and methodological issues in migration research/ B. Agozino (Ed.). — Aldershot: Ashgate, 2000. — P. 21—57.
  118. Flynn M. Global frameworks, local realities: Migrant resettlement in the Russian Federation: PhD thesis. Birmingham, 2001. — 350 p.
  119. Flynn M. Migrant resettlement in the Russian Federation: Reconstruction homes and homelands. — London: Anthem Press, 2004. — 245 p.
  120. Fox M. Postmodern public administration: Toward discourse. — London: SAGE, 1995. — 175 p.
  121. Giddens A. Profiles and critiques in social theory. — Berkeley: University of California Print, 1983. — 239 p.
  122. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. — Cambrige: Polity Press, 1984. — 440 p.
  123. Goss J., Lindquist B. Conceptualizing international labor migration: A structuration perspective// International migration review. — 1995. — Vol. 29. —P. 317 —351.
  124. Howard J.A., Hollander J.A. Gendered situations, gendered selves. — London: SAGE, 1997. — 209 p.
  125. Kay R. Men in contemporary Russia: The fallen heroes of post-Soviet change? — London: Ashgate, 2006. — 236 p.
  126. Kiblitskaya M. One we were kings: male experience of loss status at work in post-communist Russia// Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2000. — P. 90 —104.
  127. Kosmarskaya N. Post-Soviet Russian migration from the New Independent States: Experience of women migrants'// Engendering forced migration: Theory and practice/ D. Indra (Ed.). — New York: Berghahn books, 1999. —P. 177—199.
  128. Kuchterin S. Fathers and patriarchs in communist and post-communist Russia// Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2000. — P. 71 — 89.
  129. Lipsitz S.B. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. — New Haven: Yale University Press, 1994. — 256 p.
  130. Liz S. Should 'sex' really be 'gender' or 'gender' really be 'sex'// Gender: a sociological reader/ S. Jackson and S. Scott (Eds.). — London: Routledge, 2002. — P. 31 —41.
  131. Lorber J. Paradoxes of gender. — New Haven: Yale University Press, 1994. —435 p.
  132. Manson J. Qualitative research. — New Dehli: SAGE, 1996. — 180 p.
  133. Mesherkina E. New Russian men: masculinity regained// Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia/ S. Ashwin (Ed.). — London: Routledge, 2000. — P. 105 — 117.
  134. Mitchek В., Plane D. Migration patterns during a period of political and economic shocks in the former Soviet Union: A case study of Yaroslavl oblast'// The Professional Geographer. — 1995. —Vol. 47. — P. 17 — 29.
  135. Nanda S. Neither man nor woman: The Hijiras of India. — Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1990. — 186 p.
  136. Patton M.Q. Qualitative research and evaluation methods. — London: SAGE, 2002.—P. 688.
  137. H. «For the sake of the children.» Gender and migration in the former Soviet Union// Post-Soviet women: From the Baltics to Central Asia/ M. Buckley (Ed.). — Cambridge: Cambridge University Press, 19 971. P. 36 —50.
  138. Pilkington H. Migration, displacement and identity in post-Soviet Russia. — London: Routledge, 1998. — 252 p.
  139. Reader of International Women’s University// Project Area Migration / A. A. Heide, M. Morokvasic-Muller (Eds.). — Hanover, 2000. —652 p.
  140. Reed M. The sociology of management. Harvester Wheatsheaf, 1989.200 p.
  141. Richmond A. Social theories of international migration: The case of refugees// Current sociology. — 1988. — Vol. 36. — P. 7 — 25.
  142. Tashakkori A., Teddlie C. Mixed methodology: combining qualitative and quantative approaches. — California: SAGE, 1998. — 200 p.
  143. Williams W. L. The spirit and the flesh: Sexual diversity in America Indian culture. — Boston: Beacon Press, 1986. — 344 p.
  144. Zdravomyslova E. Problems of becoming a housewife// Women’s voices in Russia today/ A. Rotkirch, E. Haavio-Mannila (Eds.). — Dartmouth: Aldershot, 1996. — P. 33 — 48.
Заполнить форму текущей работой