Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование методов контроля и количественной оценки безопасности изделий связи и автоматики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация результатов работы. Диссертационная работа выполнялась в рамках фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, осуществляемых по указаниям Министра путей сообщения России: «Теория количественной оценки вклада систем связи в безопасность технологических процессов на железнодорожном транспорте» (2002 — 2003 гг.). Результаты исследований применяются также в составе АРМ… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние задач оценки безопасности технических систем
    • 1. 1. Основные понятия и определения
    • 1. 2. Понятие «безопасность» на примере железнодорожного транспорта
    • 1. 3. Показатели надежности и безопасности
    • 1. 4. Концепция и стратегии обеспечения безопасности
    • 1. 5. Требования и методы обеспечения безопасности
    • 1. 6. Нормирование и контроль показателей безопасности
    • 1. 7. Постановка задачи исследования
    • 1. 8. Выводы по разделу
  • 2. Математическая модель количественной оценки безопасности технических систем
    • 2. 1. Требования к моделям оценки безопасности технических систем
    • 2. 2. Алгоритм построения модели
    • 2. 3. Составление графа состояний и переходов системы для оценки ее безопасности
    • 2. 4. Определение вероятности переходов оцениваемой системы из Sj-ro состояния в Sj-e
    • 2. 5. Определение времени нахождения системы в различных состояниях
    • 2. 6. Модифицированные показатели безопасности — KG (T) и Кб.т.и (Т)
    • 2. 7. Область применения, допущения и ограничения модели КОБ
    • 2. 8. Выводы по разделу

    3. Информационная база данных моделирования модифицированных комплексных показателей безопасности 73 3.1. Классификация входных данных моделирования модифицированных комплексных показателей безопасности

    3.2. Функции распределения вида Fjj (t) и FTO (t)

    3.3. Определение параметров функций распределения вида Fij (t)

    3.3.1. Расчет интенсивности опасных отказов с применением

    3.3.2. Расчет интенсивности опасных отказов табличным методом

    3.3.3. Расчет интенсивности опасных отказов экспертным методом

    3.4. Вероятностно-диагностические и временные данные моделирования

    3.5. Последовательность этапов подготовки данных и моделирования

    3.6. Оценка погрешности и подтверждение адекватности математической модели расчета предложенных показателей безопасности

    3.7. Выводы по разделу

    4. Моделирование модифицированных показателей безопасности

    4.1. Влияние ошибок диагностирования и интенсивности отказов на показатели безопасности

    4.2. Моделирование показателей безопасности камертонного генератора

    4.2.1. Общая характеристика системы управления и контроля за движением поездов и область применения камертонного генератора

    4.2.2. Моделирование показателей безопасности с применением табулирования функции FT0(T). Учет влияния человеческого фактора на показатели безопасности

    4.3. Моделирование показателей безопасности возимой радиостанции

    4.4. Выводы по разделу 123

    Заключение 124

    Список использованных источников 126

    Приложение 1. Акт об использовании результатов научных исследований и разработок в производстве 133

    Приложение 2. Результаты расчета показателей эффективности внедрения «АРМ диагностирования УПП РВ-1М» коэффициента асимметрии отказов системы-аналога

    Список обозначений и сокращений

    АД — Аппаратура диагностирования АБ — Автоблокировка

    AJ1C — Автоматическая локомотивная сигнализация

    АПС — Автоматическая переездная сигнализация

    АРМ — Автоматизированное рабочее место

    АСУ — Автоматизированная система управления

    АЭС — Атомная электростанция

    ГИД — График исполненного движения

    ГКШ — Генератор камертонный штепсельный

    ГМВ — Гектометровые волны

    ДК — Диспетчерский контроль

    ДНЦ — Поездной диспетчер

    ДСН — Двойное снижение напряжения

    ДСП — Дежурный по станции

    ДЦ — Диспетчерская централизация

    ЖДТК — Железнодорожный транспортный комплекс к.з. — Короткое замыкание

    КОБ — Количественная оценка безопасности

    MB — Метровые волны

    МЭК — Международная электротехническая комиссия ОТП — Ответственный технологический процесс ПБ — Показатели безопасности ПИП — Подавитель импульсных помех ПШ — Подавитель шума

    СЖАТ — Системы железнодорожной автоматики, телемеханики

    СЖАТС — Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

    ТО — Техническое обслуживание

    УПП — Унифицированный приемопередатчик

    ФР — Функция распределения

    ЧДК — Частотный диспетчерский контроль

    ЭВМ — Электронно-вычислительная машина

    ЭЦ — Электрическая централизация

Совершенствование методов контроля и количественной оценки безопасности изделий связи и автоматики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Усложнение техники, интенсификация производства, рост транспортного парка и действие других техногенных факторов могут приводить к тяжелым последствиям аварий на транспорте, АЭС, нефтепроводах и пр. Ряд инцидентов последнего десятилетия привели к пониманию того, что обеспечение безопасности технических систем — важная составляющая научно-технической политики современного общества, и стимулировали интенсивное развитие научно-технического направления «безопасность техники» /1/.

Проблема безопасности изделий и систем управления ответственными технологическими процессами всегда находилась под пристальным вниманием ученых и практиков. Методы решения этой проблемы изменялись вместе с изменением условий ее решения. Для начального этапа решения задач обеспечения и контроля безопасности ответственных технологических процессов (ОТП) было характерно /2/:

1) использование принципа абсолютной безопасности, в соответствии с которым при создании изделий и технических систем ставилась задача полностью исключить отказы, приводящие к угрозе человеческой жизни, экономике или окружающей среды;

2) применение, в основном,' методов создания запасов механической и электрической прочности элементов изделий;

3) формирование задач безопасности исключительно в детерминированной форме;

4) решение задач безопасности лишь в рамках создания отдельных видов технических систем.

При этих ограничениях происходила эволюция методов проектирования технических средств и систем обеспечения безопасности ОТП. Очевидно, что доминирование принципа абсолютной безопасности исключает возможности:

1) количественной оценки различных изделий по показателям безопасности;

2) нормирования показателей безопасности;

3) контроля достаточности фактического уровня безопасности и, как следствие, сертификации изделий по показателю безопасности /3/.

Вследствие этого в 90-х годах XX века начал формироваться новый подход к решению проблемы безопасности ОТП, отличающийся применением вероятностных оценок.

На этапах разработки, изготовления и эксплуатации необходим качественный и количественный контроль безопасности технических систем и отдельных изделий. В основе количественного контроля безопасности лежит расчет показателей безопасности. Теория безопасности является молодым, интенсивно развивающимся научным направлением на стыке теорий надежности, вероятностей и системного анализа, поэтому известные до настоящего времени количественные показатели безопасности либо сформулированы только в общем виде (подход к решению вопроса) /4/, либо не позволяют учитывать многие из влияющих факторов и дают точечную оценку /2, 5 — 8/.

Показатели безопасности изделий и систем должны иметь необходимое научное обоснование и учитывать основные влияющие факторы: надежностные свойства компонентов, условия среды эксплуатации, критичность отказов по последствиям, параметры систем диагностирования, технического обслуживания (ТО) и восстановления, а также квалификацию персонала.

Применение показателей теории надежности для количественной оценки безопасности изделий затруднено, поскольку необходимо выполнять разделение отказов по последствиям их влияния на человеческую жизнь, экономику и окружающую среду.

Совершенствование комплексных показателей безопасности, учитывающих перечисленные выше влияющие факторы, и разработка матема5 тических моделей их расчета является актуальной задачей количественного контроля безопасности изделий. Актуальность подтверждается рекомендациями IV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» (п. 3.7): «Продолжить работы по количественной оценке влияния периодичности, своевременности и полноты исполнения технологий технического обслуживания и ремонтов на безопасность движения поездов.».

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований Омского государственного университета путей сообщения по теме: «Теория количественной оценки вклада систем связи в безопасность технологических процессов на железнодорожном транспорте» г. р.№ 01.20.02 15 423.

Вопросами оценки показателей эффективности и оптимизации технического обслуживания систем занимались ученые: Е. Ю. Барзилович,.

A.И. Брейдо, В. Г. Воробьев, В. В. Глухов, П. С. Давыдов, Г. Г. Держо, И. Е. Дмитренко, К. А. Иыуду, В. П. Калявин, А. В. Мозгалевский, В. А. Овсянников, Г. С. Пашковский, Н. А. Северцев и другие.

Вопросами контроля и количественной оценки безопасности изделий, систем и технологических процессов занимались ученые: Д. В. Гавзов,.

B.Н. Костюков, В. М. Лисенков, В. В. Сапожников, Вл.В. Сапожников, В. И. Талапаев, Х. А. Христов, В. И. Шаманов, Р. Ш. Ягудин и другие.

Целью диссертационной работы является совершенствование методов количественной оценки безопасности изделий связи и автоматики, а также повышение эффективности их контроля и технического обслуживания (ТО).

Задачи диссертационных исследований. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

1) совершенствование показателей безопасности (ПБ) изделий с учетом параметров систем технического обслуживания и восстановления, ошибок диагностирования, квалификации обслуживающего персонала;

2) разработка математической модели количественной оценки безопасности изделий связи и автоматики;

3) исследование влияния ошибок диагностирования первого и второго рода на показатели безопасности и временные параметры процесса ТО;

4) разработка методов формирования входных данных для моделирования ПБ изделий;

5) определение количественных значений ПБ изделий связи и автоматики на основании экспериментальных, экспертных и статистических данных о надежности электронных компонентов и разработка рекомендаций по срокам их технического обслуживания с использованием математического моделирования.

Объектом исследований являются изделия связи и автоматики, применяемые в ответственных за безопасность технологических процессов системах управления и контроля.

Методы исследований.

Теоретические исследования выполнены с использованием положений теорий вероятностей, надежности, марковских и полумарковских процессов, а также системного анализа.

Обработка теоретических и экспериментальных результатов исследования выполнена в математических средах Excel и MathCAD с использованием персонального компьютера типа IBM PC.

Научной новизной и значимостью обладают следующие результаты:

1) показатели безопасности изделий: функционалы безопасности и безопасного технического использования;

2) математическая модель расчета предложенных показателей безопасности изделий;

3) методы определения интенсивности опасных отказов: табличный и экспертный.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) применение функционала безопасности позволяет получить более достоверную оценку по сравнению с коэффициентом безопасности, так как он позволяет учитывать условия эксплуатации, технического обслуживания и восстановления, квалификацию обслуживающего персонала, внезапные и постепенные отказы, а также ошибки диагностирования;

2) математическая модель расчета предложенных показателей безопасности изделий отличается возможностями расчета времени и установившейся вероятности пребывания в состояниях (исправном, защитном, опасном, технического обслуживания, восстановления, а также в состояниях скрытого и ложного отказов, обусловленных ошибками аппаратуры диагностирования) при различных законах распределения времени наработки на отказ;

3) методы определения интенсивности опасных отказов: табличный и экспертный, отличающиеся возможностями: применения до внедрения изделий в эксплуатациюучета внезапных и постепенных воздействий на элементы, а также условия будущей эксплуатации;

4) совместное применение функционалов безопасности и безопасного технического использования позволяет рекомендовать рациональную периодичность технического обслуживания с учетом требуемой безопасности.

Достоверность научных положений и выводов подтверждена:

1) корректным применением математического аппарата (теорий вероятностей и марковских процессов), расчетами с использованием математической модели при помощи среды программирования MathCAD на ЭВМ, адекватностью реакции модели на изменение ее входных данных;

2) получением частных, ранее известных моделей расчета показателей безопасности при игнорировании (обнулении) дополнительно учитываемых ею входных данных;

3) небольшим значением (до 10 процентов) погрешности определения оптимальной периодичности ТО. Значение погрешности определено 8 путем сравнения данных многолетней эксплуатации изделий с полученными результатами моделирования;

4) значительным (практически до 100 процентов) уточнением показателя, применяемого взамен коэффициента безопасности. Значительное уточнение достигнуто вследствие применения теории полумарковских процессов при определении среднего времени нахождения в безопасных состояниях, учитывающего периодичность ТО, ошибки диагностирования и квалификацию персонала.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанная математическая модель позволяет рассчитывать значения ПБ изделий в произвольный момент времени, по результатам расчета рекомендовать нормы ПБ и периодичность ТО с учетом требуемого уровня безопасности. Использование математических моделей создает предпосылки для формирования компьютерных банков данных.

Сформулированы рекомендации о назначении допустимых значений ПБ и периодичности проверок радиостанций типа РВ-1М.

Реализация результатов работы. Диссертационная работа выполнялась в рамках фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, осуществляемых по указаниям Министра путей сообщения России: «Теория количественной оценки вклада систем связи в безопасность технологических процессов на железнодорожном транспорте» (2002 — 2003 гг.). Результаты исследований применяются также в составе АРМ диагно-" стирования приемопередатчиков технологической радиостанции РВ-1М, внедренного на базе Красноярской дорожной дистанции связи (ШЧ-2) Красноярской железной дороги.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы и ее отдельные результаты докладывались и обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 100-летию железнодорожного образования в Сибири, 70-летнему юбилею ОмГУПС (ОмИИТ) «Новые технологии — железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств» 9.

Омск, 2000 г.), восьмой международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» (Томск, 2002 г.), II международной научно-технической конференции «Современные научно-технические проблемы транспорта России» (Ульяновск, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Проблемы безопасности на транспорте» (Гомель, 2002 г.), IV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» (Москва, 2003 г.), научно-техническом семинаре ОмГУПС «Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта, объектов промышленной теплоэнергетики, телекоммуникационно-информационных систем, автоматики и телемеханики» (Омск, 2003 г.).

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9 печатных работах.

Личный вклад соискателя заключается в.

1) составлении матрицы переходных вероятностей, получении и решении системы уравнений для определения установившихся значений вероятностей и времени пребывания изделий в различных состояниях, составлении выражений искомых функционалов;

2) разработке вопросов подготовки входных данных моделирования предложенных функционалов и новых методов определения интенсивности опасных отказов (табличного и экспертного) с учетом условий эксплуатации изделий, внезапных и постепенных воздействий;

3) доказательстве адекватности модели исследуемым процессам и определении погрешностей моделирования;

4) исследовании практических вопросов моделирования изделий контроля и радиосвязи и формировании рекомендаций по рациональной периодичности их технического обслуживания, а также нормативных значений показателей безопасности.

4.4. Выводы по разделу.

1. Исследовано влияние функции FTO (T) на показатели безопасности.

Введение

в модель функции FTO (T) снижает значения показателей безопасности и подтверждает адекватную реакцию модели. Варьируя значения функции FTO (T) пользователь модели может учитывать квалификацию обслуживающего персонала.

2. Исследовано влияние значений ошибок диагностирования и интенсивности отказов на показатели безопасности, по результатам моделирования сделаны заключения: а) реакция модели на изменение исходных данных адекватна физическому пониманию исследуемых процессовб) наибольшее влияние на ПБ оказывают значения интенсивности опасных и защитных отказов, а также ошибки диагностирования второго рода встроенной АДв) уменьшение интенсивности отказов является более приоритетным направлением повышения безопасности изделий по сравнению с совершенствованием АД.

3. В процессе подготовки данных для оценки безопасности камертонного генератора выявлены недостатки технических решений, допущенных при разработкерекомендованы мероприятия по повышению его безопасности.

4. Выполнены расчеты показателей безопасности камертонного генератора и радиостанции. По результатам расчетов рекомендованы нормативные значения показателей безопасности и рациональная периодичность технического обслуживания.

Заключение

.

1. В качестве критериев оценки безопасности изделий в работе предложены модифицированные комплексные показатели: функционалы безопасности и безопасного технического использования, отличающиеся возможностью учета влияния параметров систем технического обслуживания и диагностирования, а также квалификации обслуживающего персонала. Первый функционал необходим для нормирования уровня безопасности изделий и определения допустимого времени между ТО — ТдопВторой функционал определяет оптимальное значение периодичности технического обслуживания при максимальной безопасности — ТоптРациональная периодичность ТО обеспечивает заданную безопасность и выбирается из условия Топт ^ Трлц < Тдоп.

2. С использованием теории марковских и полумарковских процессов автором разработана математическая модель оценки безопасности, устанавливающая зависимость предложенных функционалов от основных влияющих факторов: внешних условий эксплуатации и свойств аппаратуры, технического обслуживания, квалификации обслуживающего персонала, ошибок диагностирования первого и второго рода, временных параметров проверки аппаратуры и устранения отказов. Модель позволяет рассчитывать время пребывания изделий в состояниях: исправном, защитном, опасном, технического обслуживания, восстановления, скрытого и ложного отказов.

3. Выполнено доказательство адекватности модели исследуемым процессам и проведен анализ влияния изменения исходных данных на предложенные показатели безопасности (ПБ). Из результатов анализа следует, что наибольшее влияние на ПБ оказывают значения интенсивности опасных и защитных отказов, а также ошибки диагностирования второго рода встроенной аппаратуры диагностирования.

4. Предложено применять разработанную модель в качестве обучающей, поэтому выполнен ее перенос в среду программирования Math-CAD 2001. Исходные данные и результаты расчета можно сохранять для формирования баз данных.

5. Рассмотрены вопросы подготовки и определения данных, необходимых для математического моделирования модифицированных комплексных показателей безопасности. Разработаны методы определения интенсивности защитных и опасных отказов с учетом условий эксплуатации, внезапных и постепенных воздействий на элементы изделий. Выполнена классификация данных. Входные данные модели КОБ могут быть заданы в виде постоянных значений, функций распределения или их комбинаций, а также табулированных значений.

6. Выполнено моделирование показателей безопасности изделий автоматики и связи: камертонного генератора ГКШ и технологической радиостанции РВ-1М. По результатам моделирования рекомендованы нормативные значения показателей безопасности и рациональная периодичность технического обслуживания с учетом требуемого уровня безопасности.

7. Научные результаты, полученные в работе, могут быть использованы для нормирования показателей безопасности изделий, определения периодичности их ТО, контроля фактического уровня безопасности и сертификации изделий по показателю безопасности, а также при разработке АРМ диагностирования изделий связи и автоматики.

8. Эффективность применения разработанной математической модели выражается в снижении количества аварий, катастроф на производстве и на транспорте, а также неплановых остановок ОТП из-за отказов изделий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Подготовка кадров в сфере интеграции методов обеспечения безопасности сложных технических систем / JI.H. Александровская и др. // Надежность и контроль качества. 1998. № 8. С. 39−42.
  2. В. М. Статистическая теория безопасности движения поездов. М.: ВИНИТИ РАН, 1999. 332 с.
  3. Федеральный закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июля 1993 г. (С изменениями на 10 января 2003 года.)
  4. Об одном подходе к анализу проблемы безопасности / В.А. Гру-щанский, А. В. Ильичев, Н. А. Северцев // Надежность и контроль качества. 1998. № 12. С. 26−32.
  5. В.Ф. О соотношении показателей безопасности и безотказности в резервируемых объектах // Автоматика, связь, информатика. 1998. № 8. С. 17−19.
  6. ОСТ 38.18−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности / ПИИТ. СПб, 1992. 16 с.
  7. Сертификация и доказательство безопасности систем железнодорожной автоматики / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, В. И. Талалаев и др.- Под ред. Вл. В. Сапожникова. М.: Транспорт, 1997. 288с.
  8. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, X. А. Христов, Д. В. Гавзов- Под ред. Вл. В. Сапожникова. М.: Транспорт, 1995. 272 с.
  9. ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Термины и определения.
  10. В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики и телемеханики. ИРИИТ. Иркутск, 1999. 223 с.
  11. Надежность и техническая диагностика судового электрооборудования и автоматики: Учебник / В. П. Калявин, А. В. Мозгалевский, B. J1. Галка. СПб.: ЭЛМОР, 1996. 295 с.
  12. В. Н. Мониторинг безопасности производства М., Машиностроение, 2002.
  13. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств АСУ БЭР КОМПАКС. / В. Н. Костюков С.Н. Бойченко и др. М.: Машиностроение, 1999. 162 с.
  14. Ю.В. Технологическая железнодорожная радиосвязь. М.: Транспорт, 1985. 184 с.
  15. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации / М.: МПС, 2000. 189 с.
  16. А.П., Овсянников В. А. Организация обслуживания железнодорожных устройств автоматики и связи. М.: Транспорт, 1983. 209 с.
  17. И.А. Оптимизация обслуживания радиоэлектронных устройств. Киев: Техника, 1969. 130 с.
  18. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность/Р. Барлоу, Ф. Прошан- М.: Транспорт, 1984. 328 с.
  19. Применение теории марковских цепей для оптимизации обслуживания сложных систем связи на железнодорожном транспорте / Держо Г. Г., Филимонова Т.А.- Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1981. 21 с. Деп. в ЦНИИТЭИ МПС 12.08.81, № 16−52−81.
  20. Г. В. Надежность автоматизированных производственных систем. М.: Энергоатомиздат, 1986. 480 с.
  21. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Термины и определения / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, В, И. Та-лалаев и др. // Автоматика, телемеханика и связь. 1992. № 4. С. 30−32.
  22. Е. С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 1998.576 с.
  23. Р.Ш. Надежность устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1989. 159 с.
  24. Г. В. Надежность автоматизированных систем. М.: Энергия, 1977.-536 с.
  25. С.С. Оптимизация контроля и технического обслуживания изделий технологической радиосвязи: Автореф. дис.. канд. техн. наук / Омский гос. техн. ун-т. Омск, 2000. 16 с.
  26. И. Б. Модели профилактики. М.: Советское радио, 1969.216 с.
  27. Вопросы проектирования систем диагностирования/ А.В. Моз-галевский, А. Н. Койда. JL: Энергоатомиздат, 1985. 112 с.
  28. B.C., Турбин А. Ф. Полумарковские процессы и их приложения. Наукова думка, 1976.
  29. Е. Ю. Модели технического обслуживания сложных систем. М.: Высшая школа, 1982. 231 с.
  30. К., Ушаков И. А. Оценка надежности систем с использованием графов. М.: Радио и связь, 1988. 208 с.
  31. И. Н. Вероятностный расчет и оптимизация. Киев: Наукова думка, 1989. 192 с.
  32. И. Н., Наконечный А. Н. Приближенный расчет и оптимизация надежности. Киев: Наукова думка, 1989. 184 с.
  33. . В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1987.336 с.
  34. В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2-х т. Т. 1- Пер с англ. М.: Мир, 1984. 528 с.
  35. В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2-х т. Т. 2- Пер с англ. М.: Мир, 1984. 752 с.
  36. Баруча-Рид А. Т. Элементы теории марковских процессов и их приложения: Пер. с англ. М.: Наука, 1969. 512 с.
  37. Надежность технических систем: Справочник / Ю. К. Беляев, В. А. Богатырев, В. В. Болотин и др.- Под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. 608 с.
  38. . В., Беляев Ю. И., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М.: Наука, 1965. 524 с.
  39. Ю. А. Теория вероятностей, случайные процессы и математическая статистика. М.: Наука, 1985. 320 с.
  40. В. Н. Теория вероятностей и случайных процессов. М.: МГУ, 1992. 400 с.
  41. В. Н., Иоффе А. Я. Эти замечательные цепи. М.: Знание, 1987. 176 с.
  42. Безопасность и отказоустойчивость микропроцессорных систем сигнализации / К. Акита, X. Накамура // Железные дороги мира. 1991. № 6. С. 29−34.
  43. Справочник по математике для инженеров и учащихся вузов/ Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. М.: Наука. Физматлит, 1998. 608 с.
  44. В. Ф. Mathcad PLUS 6.0 для студентов и инженеров. М.: КомпьютерПресс, 1996. 238 с.
  45. Дьяконов В. Mathcad 2001: специальный справочник. СПб.: Питер, 2002. 831 с.
  46. Л.Н. Оценка надежности железнодорожных устройств // Трасп. стр-во. 1999. № 3. С. 10−13.
  47. И.Б., Кордонский Х. Б. Модели отказов. М.: Советское радио, 1966. 168 с.
  48. Т.А. Электрорадиоэлементы. М.: Советское радио, 1976.336 с.
  49. Сборник задач по теории надежности: Учебник / А. М. Половко, И. М. Маликов, А. Н. Жигарев и др.- Под ред. А. М. Половко. М.: Советское радио, 1972. 408 с.
  50. Г. С. Задачи оптимального обнаружения и поиска отказов в РЭА / Под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1981. — 280 с.
  51. Инструкция по организации системы технического обслуживания устройств проводной связи на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1990. 72 с.
  52. П. В., Зограф И. А. Оценка погрешностей результатов измерений. Л.: Энергоатомиздат, 1991. 303 с.
  53. А. А., Казаков Е. А. Автоблокировка, локомотивная сигнализация и автостопы. М.: Транспорт, 1980. 360 с.
  54. Испытания системы управления движением поездов на базе радиосвязи // Железные дороги мира. 2000. № 4. С.48−50.
  55. В.А., Эбель И. И. Частотный диспетчерский контроль. М.: Транспорт, 1969. 180 с.
  56. Система частотного диспетчерского контроля. Технология обслуживания, ремонта и регулировки. М.: Транспорт, 1992. 80 с.
  57. Радиостанция Р22/ЗВ-1 «РВ-1М». Техническое описание и инструкция по эксплуатации ИЖ1.101.043 ТО (книга 1).
  58. Приемопередатчик УПП-1М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ИЖ2.000.104 ТО.
  59. Типовые нормы времени на техническое обслуживание радиостанции РВ-1М // Департамент информатизации и связи МПС РФ. М., Трансиздат. 2000. 24 с.
  60. В.В. Двойной критерий оценки безопасности систем связи // Безопасность движения поездов: Тр. науч.-практ. конф. / Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ). М., 2003. С. И-24,11−25.
  61. А.Е. Экономические механизмы управления безопасностью движения // Железнодорожный транспорт. 2002. № 5. С.29−33.
  62. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1991. 229 с.
  63. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиций проектов. М.: Экономика, 2000. 422 с.
  64. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1997. 52 с.
Заполнить форму текущей работой