Алгоритмическое и программное обеспечение бортового комплекса мониторинга лесопожарной обстановки
Диссертационная работа посвящена актуальной в настоящее время теме — лесным пожарам, а также методам и техническим средствам борьбы с ними. Основная цель работы состояла в исследовании проблем, разработке алгоритмов и программных средств повышения эффективности работы летчика-наблюдателя службы авиационной охраны лесов за счёт использования оригинальной структуры программного обеспечения… Читать ещё >
Содержание
- ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
- 1. АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЛЕСОПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ
- 1. 1. Актуальность применения информационно-телекоммуникационных средств при патрулировании на воздушных судах
- 1. 2. Анализ технологии работы летчика-наблюдателя
- 1. 3. Задачи программного обеспечения мониторинга лесопожарной обстановки при патрулировании на воздушных судах
- 1. 3. 1. Задачи передачи навигационной и производственной информации
- 1. 3. 2. Задачи получения информации, необходимой для подготовки к полету и во время патрулирования
- 1. 3. 3. Задачи обработки полученной информации
- 1. 4. Анализ существующих подходов обеспечения информационного обмена и навигации на борту воздушного судна при мониторинге лесопожарной обстановки
- 1. 5. Предложение по реализации поставленной задачи
- 1. 6. Выводы по главе 1
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЛЕСОПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ
- 2. 1. Разработка технологии информационного взаимодействия с использованием бортового программного обеспечения комплекса мониторинга лесопожарной обстановки
- 2. 2. Исследование и разработка алгоритма фильтрации навигационной информации
- 2. 2. 1. Физическая модель полета воздушного судна при горизонтальном полете и маневрировании
- 2. 2. 2. Особенности фиксации точек спутниковыми навигационными приемниками
- 2. 2. 3. Разработка алгоритма фильтрации навигационной информации
- 2. 3. Разработка алгоритма «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации в диспетчерский центр
- 2. 4. Передача информации с борта воздушного судна в диспетчерский центр
- 2. 4. 1. Передача данных по сотовому и спутниковому каналам связи
- 2. 4. 2. Способы передачи информации с поддержкой ретрансляции
- 2. 4. 3. Протокол упаковки навигационных данных
- 2. 4. 4. Взаимодействие с коммутационным сервером ИТС «Ясень»
- 2. 5. Выводы по главе 2
- 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМОВ БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЛЕСОПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ
- 3. 1. Структура бортового программного обеспечения комплекса мониторинга лесопожарной обстановки
- 3. 2. Разработка пользовательского интерфейса
- 3. 3. Разработка способа взаимодействия компонент бортового программного обеспечения комплекса мониторинга лесопожарной обстановки
- 3. 4. Выводы по главе 3
- 4. ВЕРИФИКАЦИЯ АЛГОРИТМОВ БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА МОНИТОРИНГА ЛЕСОПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ
- 4. 1. Верификация алгоритма фильтрации навигационных точек
- 4. 2. Верификация алгоритма упаковки навигационной информации
- 4. 3. Верификация алгоритма «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации в диспетчерский центр
- 4. 4. Верификация алгоритмов передачи данных
- 4. 5. Выводы по главе 4
Алгоритмическое и программное обеспечение бортового комплекса мониторинга лесопожарной обстановки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из ключевых элементов профилактики и ликвидации лесных пожаров является комплексная автоматизация информационных процессов по сбору и обработке лесопожарной информации, оперативной выработке управленческих решений. Эти задачи эффективно решаются информационно-телекоммуникационной системой (ИТС) «Ясень» (получила широкое распространение на территории РФ в 2009;2011 годах), однако мониторинг лесопожарной обстановки обеспечивается только наземными силами территориальных управлений лесного хозяйства.
Предметом исследования и разработки в рамках настоящей диссертации являются алгоритмическое и программное обеспечение бортового комплекса мониторинга лесопожарной обстановки региона (района, лесничества). Цель работы и задачи диссертации.
Целью диссертационной работы является исследование, разработка и внедрение математического и программного обеспечения информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающей формирование, обработку и передачу информации с борта воздушного судна в диспетчерский центр органа мониторинга лесопожарной обстановки региона (района, лесничества), с целью повышения оперативности и достоверности переданной информации, а также обеспечения информационного взаимодействия воздушного судна с наземными подразделениями.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Анализ существующей технологии работы летчика-наблюдателя и порядка информационного взаимодействия с наземными силами мониторинга лесопожарной обстановки.
2. Анализ существующих подходов обеспечения навигации и передачи навигационной и производственной информации с борта воздушного судна в диспетчерские центры структур лесного хозяйства.
3. Выработка предложений по построению информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающей формирование, обработку и передачу информации с борта воздушного судна в диспетчерский центр органа мониторинга лесопожарной обстановки региона (района, лесничества).
4. Исследование и разработка алгоритма записи трека воздушного судна с заданной точностью и позволяющего сократить объем навигационной информации.
5. Исследование и разработка способов передачи навигационной и производственной информации с борта воздушного судна в наземные диспетчерские центры, обеспечивающих работу с существующими программными средствами федерального и регионального уровня.
6. Разработка структуры бортового программного обеспечения мониторинга лесопожарной обстановки.
7. Реализация разработанных алгоритмов и структуры программного обеспечения, в качестве подсистемы информационно-телекоммуникационной системы «Ясень».
Методы исследования.
При проведении исследований и разработке алгоритмического и программного обеспечения с целью решения поставленных в диссертационной работе задач использованы теории информации, теории алгоритмов, теории графов, теории системного анализа, теории кодирования, теории реляционных баз данных, теории объектно-ориентированного проектирования и программирования.
Апробация работы.
Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях:
• Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии» (г. Томск, 2008 г.);
• Актуальные вопросы технических наук: материалы международной заочной научной конференции (г. Пермь, июль 2011 г.);
• IV Ежегодная международная научно-практическая конференция «Перспективы развития информационных технологий» — Новосибирск;
• III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние естественных и технических наук» (г. Москва, 2011 г.);
• Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальные информационные системы для труднодоступных и подвижных объектов» (г. Томск, 2010 г.).
Основное содержание работы.
В первой главе обосновывается важность авиационного патрулирования, на основе официальной статистической информации, рассматривается технология работы лётчика-наблюдателя, как непосредственного участника авиационного мониторинга, на ее основе выявлены задачи программного обеспечения комплекса мониторинга лесопожарной обстановки. На основе анализа существующих подходов обеспечения навигации и передачи навигационной и производственной информации с борта воздушного судна в диспетчерский центр сделаны предложения по построению информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающей формирование, обработку и передачу информации с борта воздушного судна в диспетчерский центр органа мониторинга лесопожарной обстановки региона.
Во второй главе производится анализ текущей технологии информационного взаимодействия воздушного судна и диспетчерских центров, предлагается новая технология на основе единого информационного пространства и объединения информационных ресурсов воздушных судов и диспетчерских центров. Рассматривается физическая модель движения воздушного судна, особенности фиксации координат навигационным приемником и приводится описание алгоритма фильтрации навигационной информации. Описан алгоритм «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации на основе динамической выборки данных. Приведено описание комбинированной сети для передачи данных с борта воздушного судна в центральный и локальные диспетчерские центры.
В третьей главе приводится структура разработанного программного обеспечения, назначение функциональных модулей. Описан интерфейс разработанного программного обеспечения. Приводится способ взаимодействия программных компонент с поддержкой транзакций.
Четвертая глава описывает процесс верификации, в ней приведены результаты исследования эффективности реализованных алгоритмов по таким показателям как вычислительная сложность и эффективность решения задачи. Также проведено сравнение разработанных алгоритмов с классическими.
Заключение
содержит результаты выполненной работы.
Получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
1. Предложена новая технология информационного взаимодействия программного обеспечения бортовых комплексов мониторинга лесопожарной обстановки (одного и более) с программным обеспечением стационарных диспетчерских центров (одного и более) в реальном масштабе времени.
2. Разработан новый способ межмодульного взаимодействия для программного обеспечения бортовых комплексов мониторинга лесопожарной обстановки, за счет дополнительной буферизации и оперативного восстановления промежуточных данных при аппаратных сбоях.
3. Модифицирован алгоритм Рамера-Дугласа-Пекера для фильтрации навигационной информации, отличающийся от известного введением блока предварительного анализа и преобразования входных параметров, что позволяет, в частности, сократить вычислительную сложность до двух раз.
4. Разработан новый алгоритм «блочно-фрагментированной» передачи траектории движения воздушного судна по каналам связи, обеспечивающий сокращение времени вывода информации (отображения) на электронную карту в диспетчерском центре.
Практическая ценность результатов работы.
1. Разработанная технология информационного взаимодействия информационно-телекоммуникационной системы мониторинга лесопожарной обстановки позволяет повысить оперативность и достоверность передаваемой навигационной и производственной информации. Использование технологии также позволяет повысить оперативность проведения противопожарных мероприятий.
2. Разработанный алгоритм фильтрации навигационной информации на основе алгоритма Рамера-Дугласа-Пекера позволяет значительно сократить объем навигационных данных в реальном масштабе времени и использовать аппаратные вычислительные и телекоммуникационные ресурсы более эффективно.
3. «Блочно-фрагментированный» алгоритм передачи позволяет сократить время вывода общей траектории воздушного судна на карте местности в диспетчерском центре и повысить ее информативность, что позволяет более эффективно решать задачи авиационного мониторинга.
4. Предложенная оригинальная структура бортового программного обеспечения на основе динамически подключаемых модулей позволяет решать поставленные задачи с возможностью наращивания функциональных возможностей обработки и анализа информации.
5. Предложенная технология межмодульного взаимодействия с дополнительной буферизацией и поддержкой транзакций обеспечивает восстановление промежуточных необработанных данных при аппаратных сбоях, что повышает надежность функционирования программного обеспечения в блоках обработки данных.
6. Реализованные программные модули использованы при создании бортового комплекса подвижного объекта системы мониторинга лесопожарной обстановки «Ясень-БКПО» (внедрен в лесных структурах Московской, Новосибирской, Свердловской областей и Ханты-Мансийского автономного округа);
Личный вклад.
1. Постановка задач исследования и разработка концепции алгоритмического и программного обеспечения выполнены совместно с к.т.н., М. А. Сонькиным.
2. Разработка структуры программного обеспечения и разбиение его на функциональные модули выполнены автором совместно с A.C. Миньковым.
3. Разработка способов передачи данных в комбинированных сетях с поддержкой ретрансляции выполнена лично автором.
4. Разработка алгоритма фильтрации навигационных данных, учитывающего физическую модель движения воздушного судна, выполнена лично автором.
5. Разработка алгоритма «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации на основе динамической выборки данных выполнена лично автором.
6. Разработка параметрического подхода к формированию и передаче данных от подвижных объектов выполнена автором совместно с Д. М. Сонькиным, A.C. Миньковым.
7. Разработка алгоритма динамической пакетизации навигационной, системной и производственной информации на основе дельта-кодирования и бинарного преобразования выполнена автором совместно с Д. М. Сонькиным, Ф. В. Саврасовым.
8. Разработка программного обеспечения, в том числе модулей управления каналами связи, фильтрации навигационной информации, «блочнофрагментированной» передачи и упаковки навигационной информации выполнена лично автором.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Технология информационного взаимодействия программного обеспечения бортовых комплексов мониторинга лесопожарной обстановки (одного и более) с программным обеспечением стационарных диспетчерских центров (одного и более) является основой распределенного диспетчерского управления при решении задач авиационного мониторинга лесов.
2. Новый способ межмодульного взаимодействия программного обеспечения бортовых комплексов мониторинга лесопожарной обстановки повышает надежность формирования и обработки навигационной и производственной информации за счет дополнительной буферизации и поддержки транзакций при обработке данных.
3. Разработанные алгоритмы фильтрации и «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации позволяют эффективно использовать телекоммуникационные и вычислительные ресурсы, в том числе каналов связи, обеспечивают оперативность и равномерность передачи данных.
4. Реализация предложенных в диссертации подходов к построению алгоритмов и программных средств позволяет автоматизировать работу летчика-наблюдателя службы авиационной охраны лесов, повысить достоверность и оперативность передаваемой информации путем интеграции с ИТС «Ясень».
Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю кандидату технических наук, доценту М. А. Сонькину за помощь в подготовке диссертационной работы, ценные замечания и советы. Автор также благодарит сотрудников «Института кибернетики» Томского политехнического университета и ООО «ИНКОМ», совместная работа с которыми, ускорила работу над диссертацией.
4.5 Выводы по главе 4.
4.5.1 Использование предлагаемого алгоритма фильтрации более предпочтительно, так как в результате верификации и сравнения с алгоритмом Рамера-Дугласа-Пекера показано, что предлагаемый алгоритм генерирует на 11% меньше точек и работает на 38% быстрее при обработке трека воздушного судна.
4.5.2 Использование предлагаемого алгоритма «блочно-фрагментированной» передачи навигационных данных в условиях неустойчивой связи позволяет более эффективно использовать телекоммуникационные ресурсы, сократить время отображения траектории движения воздушного судна в диспетчерском центре со среднеквадратическим отклонением времени между точками от времени между точками оригинального трека на 38% меньшим, чем при использовании классического алгоритма.
4.5.3 Проведенные испытания модулей, реализующих алгоритмы фильтрации, упаковки навигационной информации, формирования архивных блоков и передачи информации показали, что они отвечают требованиям надежности и производительности и позволяют осуществлять работу в реальном масштабе времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационная работа посвящена актуальной в настоящее время теме — лесным пожарам, а также методам и техническим средствам борьбы с ними. Основная цель работы состояла в исследовании проблем, разработке алгоритмов и программных средств повышения эффективности работы летчика-наблюдателя службы авиационной охраны лесов за счёт использования оригинальной структуры программного обеспечения, включающего в себя геоинформационную систему, запись передвижения объекта и передачу информации в диспетчерский центр в реальном масштабе времени.
На основе поставленной задачи выполнено следующее: исследована физическая модель движения воздушного судна при установившемся горизонтальном полете и при выполнении маневрирования;
• модифицирован алгоритм Рамера-Дугласа-Пекера для фильтрации навигационных данных в реальном масштабе времени;
• разработан алгоритм «блочно-фрагментированной» передачи навигационной информации;
• разработана оригинальная структура программного обеспечения;
• реализовано программное обеспечение бортового комплекса подвижного объекта «Ясень-БКПО» на языке С#, включающее более 50 модулей, в том числе реализующие предложенные в диссертации алгоритмы (ОРЗРоШПкег, АгскыеВ1оскМакег, иа1аЕхскаще8еююе, М5ею1сё). «Ясень-БКПО» защищено свидетельством о регистрации программ для ЭВМ [37] и внедрено в лесных службах Московской, Новосибирской, Свердловской областей и Ханты-Мансийского автономного округа (прил. А, Б, В, Е);
• по теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, в том числе 2 статьи в издании, рекомендованном ВАК, и 7 свидетельств о регистрации программ.
Список литературы
- Рослесхоз: Площадь лесных пожаров выросла по сравнению с 2010 годом // Российская газета. 2011. URL: http://www.rg.ru/2011/07/18/pojary-les-anons.html (дата обращения: 25.09.2011).
- Дмитрий Медведев пригрозил направить чиновников правительства тушить лесные пожары // Российская газета. 2011. URL: http://www.rg.ru/201 l/04/27/pozhari-anons.html (дата обращения: 25.09.2011).
- Для тушения пожаров МЧС России приобретет самолеты за 8 млрд рублей // Аргументы и факты. 2011. URL: http://www.aif.ru/money/news/63 591 (дата обращения: 25.09.2011).
- Памятка по организации охраны лесов от пожаров // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. 2011. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/63/Pamyatka.pdf (дата обращения: 25.09.2011).
- Коршунов H.A., Матвеев П. М. Применение авиации на тушении лесных пожаров. Овчинка стоит выделки // Forest.ru Все о российских лесах. 2011. URL: http://www.forest.rU/rus/bulletin/27/4.html (дата обращения: 25.09.2011).
- Приказ Рослесхоза от 22.09.1997 N 122 «Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов» (вместе с «Формой N 23-АВИА», утв. Приказом Рослесхоза от 29.09.1993 N 256)
- Методические указания по авиационной охране лесов // Официальный сайт ФБУ «Авиалесоохрана». 2009. URL: http. V/www.aviales.ru/ffles/documents/2009/ОЗ/методические указания по авиалесоохране 11.03.2009.doc (дата обращения: 25.09.2011).
- Коровин Г. Н., Андреев H.A. Авиационная охрана лесов. М.: Агропромиздат, 1988. — 220 с.
- Жизнь на карту: Глава Роскартографии Александр Бородко обещает, что страна скоро получит самые современные несекретные карты // Российская газета. 2006. — 13 мая.
- Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС / под ред. В. Н. Харисова, А. И. Петрова, В. А. Болдина. 2-е изд. исправ. М.: ИПРЖР, 1999.
- Нестеров В.Г. Горимость леса и методы ее определения. М.: Гослесбумиздат, 1949. — 76 с.
- Коровин Г. Н. Основные направления развития и совершенствования системы оценки и прогноза пожарной опасности. /Т.Н. Коровин, В. Д. Покрывайло, З. М. Гришман, В. М. Латыпин, И. Ф. Самусенко. // Лесные пожары и борьба с ними Л.: ЛенНИИЛХ, 1986. — С. 18−31.
- Вонский С.М. Определение природной пожарной опасности в лесу. /Методические рекомендации. Л.: ЛенНИИЛХ, 1981. — 52 с.
- Авиационные Gps навигаторы // GPS навигация и навигационные системы Garmin, навигаторы и GPS приёмники. 2011. URL: http://www.garmin.ru/avia-navigatory-cat/ (дата обращения: 25.09.2011).
- Назначен генеральный директор ОАО «Навигационно-информационные системы» // Федеральный оператор НИС ГЛОНАСС. 2009. URL: http://www.nis-glonass.ru/press/news/l 17/ (дата обращения: 25.09.2011).
- Шифрин М.Н. Практическая аэродинамика самолета АН-2. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1972. — 200 с.
- Карлащук В.И., Карлащук C.B. Спутниковая навигация. Методы и средства. М.: СОЛОН-Пресс 2006. — 176 с.
- David Douglas & Thomas Peucker, «Algorithms for the reduction of the number of points required to represent a digitized line or its caricature», The Canadian Cartographer 10(2), 112—122 (1973) (DOI: 10.3138/FM57−6770-U75U-7727)
- Устройство терминальное программируемое УТП-М-01−8.004, руководство по установке и эксплуатации // ЗАО НТЦ «Навигатор Технолоджи»
- Таненбаум Э. Компьютерные сети. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003.992 с.
- Свами M., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы. М.: Мир, 1984.-454 с.
- Джувел Леве. Создание служб WCF. СПб: «Питер», 2008. — 592с.
- Дж. Смит. Основы Windows Communication Foundation. СПб: «БХВ-Петербург», 2008. — 384 с.
- Сонькин Д.М., Саврасов Ф. В., Шкуратов А. В., Миньков А. С. Унификация форматов данных при взаимодействии с терминалами подвижных средств // Известия Томского политехнического университета. -2010. Т. 317. -№ 5. — С. 198−203.
- Межпроцессное взаимодействие в системах Windows // Поддержка Microsoft. 2011. URL: http://support.microsoft.com/kb/95 900/ru (дата обращения: 20.10.2011).
- Взаимодействие процессов в системе Windows NT // PC Magazine. 2007. URL: http://www.pcmag.ru/issues/detail.php?ID=9945 (дата обращения: 20.10.2011).
- Wolfgang Jendsch. Aerial Firefighting. Schiffer Publishing Ltd., 1. USA.
- G. PERONA, C.A. BREBBIA. Modelling, Monitoring and Management of Forest Fires II. WITpress, 2010.
- Ditzel, Paul C. Fire Engines, Fire Fighters: The Men, Equipment, and Machines, from Colonial Days to the Present. New York: Bonanza Books, 1984.
- Hirsch, К. G., 1996. Canadian Forest Fire Behavior Prediction System: User’s Guide, Vancouver, B.C., Canada, UBC Press, pp. 1
- Johnson, E. A., Miyanishi, K., 2001. Forest Fires: Behavior and Ecological Effects, San Diego, CA, U.S.A., Academic Press, pp. 529−532.
- Wright, B. and El-Sheimy, N. (2003): «Real-Time Direct Georeferencing of Thermal Images for Identification and Location of Forest Fire Hotspots», 6th Conference on Optical 3D Measurement Techniques, Zurich, Switzerland, September 22−25, 2003.
- Сонькин М.А. Принципы построения интегрированных информационно-телекоммуникационных систем оперативного назначения. Вкн.: Вычислительные технологии. Специальный выпуск. 2003. — Т. 8. — с 148−156.F
- Алексеевский Д.В., Винберг Э. Б., Солодовников A.C. Геометрия пространств постоянной кривизны. В кн.: Итоги науки и техники. Современные проблемы математики. Фундаментальные направления М.: ВИНИТИ, 1988. — Т. 29. — 146 с.
- Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации. М.: Радио и связь, 1985.
- Шебшаевич B.C., Григорьев М. Н., Кокина Э. Г. и др. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы. Зарубежная радиоэлектроника, 1989, № 1. С. 5−32.
- Щетинский Е.А. Основы лесоуправления: учеб. пособие для студ. спец. 260 400. М.: МГУЛ, 2004. — 88 с.
- Воронцов А.И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. М.: Агропромиздат, 1989. — 303с.
- Методические рекомендации по идентификации крупных лесных пожаров по данным космического мониторинга (пособие для работы диспетчера) // ФГУ «Авиалесоохрана», Пушкино, исх. № 2−02/1062 от 01.07.2005.
- Регламент работы Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (утверждён приказом Рослесхоза № 326 от 08.12.2005)
- Сонькин М.А., Слядников Е. Е. Архитектура и общая технология функционирования территориально распределенных аппаратно-программных комплексов с пакетной передачей данных // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 5. С.161−166.
- Сонькин М.А., Слядников Е. Е. Об одном подходе к оптимизации функционирования многоканальной системы связи для труднодоступных объектов // Журнал Вычислительные технологии. 2007. — Т. 12, Специальный выпуск 1. — С. 17−22.
- Сонькин М.А. Система сбора и передачи информации по радиоканалу. В кн.: Техника средств связи: сер. Общетехническая. М. Вып, 14, 1992. С. 78−82.
- Сонькин М.А. Способы передачи и отображения результатов мониторинга окружающей среды. В кн.: Математическое и физическое моделирование лесных пожаров и их экологических последствий: материалы международной конференции. Томск-Иркутск, 1997. С. 152−153.
- Волков Н.М., Иванов Н. Е., Салищев В. А., Тюбалин В. В. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. Успехи современной радиоэлектроники. 1997, № 1.
- Новиков И.А., Рабкин B.C. и др. Использование спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR для синхронизации шкал времени. Зарубежная радиоэлектроника, 1985, № И. С. 3.
- Манин А.П., Романов Л. М. Методы и средства относительных определений в системе NAVSTAR. Зарубежная радиоэлектроника, 1989, № 1.-С. 33−45.
- Харисов В.Н., Петров А. И., Болдин В. А. и др. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. М.: ИПРЖР, 1999. -560 с.
- Шебшаевич B.C., Дмитриев П. П., Иванцевич Н. В. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. М.: Радио и связь, 1982. — 272 с.
- Малышев В.В., Куршин В. В. Адаптивный навигационный алгоритм в условиях селективного доступа к системе GPS. Известия Академии наук. Теория и системы управления. 2001, № 5. С. 134−142.
- Яценков B.C. Основы спутниковой навигации. Системы GPS Navstar и ГЛОНАСС. М: Горячая линия-Телеком, 2005. — 272 с.
- Моисеенко С.A., SQL. Задачи и решения Спб.: Питер, 2006.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
- Колесников Л.А. Основы теории системного подхода. Киев: Наукова думка, 1988.- 174 с.
- Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. М.: Мир, 1979. — 536 с.
- Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации. М.: Радио и связь, 1985.
- Сонькин М.А., Печерская Е. И., Семыкин C.B., Комлев А.Н., 145
- Scot Boyd, Richard Costall, Ken Rabold, Arohi Redkar, Tejaswi Redkar, Carlos Walzer. Pro MSMQ: Microsoft Message Queue Programming. -Aspress, 2004. 448 c.
- Андерсон, Джеймс А. Дискретная математика и комбинаторика. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 960 с.
- Яблонский C.B. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1988.
- Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженеров. -М.: Энергоатомиздат, 1988.
- Новиков П.С. Элементы математической логики. М.: Наука, 1973.
- Колмогоров А.Н., Фомин C.B. Введение в теорию функций и функциональный анализ. -М.: Наука, 1976.
- Александров П.С. Введение в общую теорию множеств и функций. М.: Гостехиздат, 1948.
- Ашманов С.А. Линейное программирование. М.: Наука, 1981.
- Сергиенко И.В. «Математические модели и методы решения задач дискретной оптимизации». Киев: Наукова думка, 1988.
- Постолит А. Visual Studio .NET: разработка приложений баз данных. С. Петербург: БХВ, 2003 г. — 544 с.
- Кнут Д.Э. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. Изд.: Вильяме, 2008 г. — 720 с.
- Кнут Д.Э. Искусство программирования. Том 2. Получисленные алгоритмы. Изд.: Вильяме, 2007 г. — 832 с.
- Кузнецов A.B., Холод Н. И., Костевич Л. С. Руководство к решениюзадач по математическому программированию. Минск: Высшая школа, 1 461 978.
- Филлипс Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей. М. Мир, 1984.
- Сергиенко И.В. «Математические модели и методы решения задач дискретной оптимизации». Киев: Наукова думка, 1988.
- Батищев Д.И., Прилуцкий М. Х. «Оптимизация управленческих решений в сетевых моделях». Учебное пособие. Горький: ГГУД985.
- Батищев Д.И., Коган Д. И. Вычислительная сложность экстремальных задач переборного типа. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд. ННГУ, 1994.
- Агуров П. С#. Разработка компонентов в MS Visual Studio 2005/2008
- Серия: Профессиональное программирование. С. Петербург: БХВ, 2008 г. — 504 с.
- Постолит A. Visual Studio .NET: разработка приложений баз данных. С. Петербург: БХВ, 2003 г. — 544 с.
- Кнут Д.Э. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. Изд.: Вильяме, 2008 г. — 720 с.
- Кнут Д.Э. Искусство программирования. Том 2. Получисленные алгоритмы. Изд.: Вильяме, 2007 г. — 832 с.
- Рено Н.Н. Алгоритмы численных методов. Изд.: КДУ, 2007 г. 24 с
- Харари Ф. Теория графов. Изд.: КомКнига, 2006 г. — 302 с.
- Зыков А.А. Основы теории графов. Изд.: КомКнига, 2004 г. — 644с.
- Майо Д. С#: Искусство программирования. Энциклопедия программиста. Изд.: ДиаСофтЮп, 2002 г. — 656 с.
- Либерти Д. Программирование на С#. Изд.: Символ-Плюс, 2003 г.-688 с.
- Петцольд Ч. Программирование для Microsoft Windows на С#.147
- Изд.: Символ-Плюс, 2003 г. Том 2. — 688 с.
- Ларичев И.О. Теория и методы принятия решений. Изд.: Логос, 2006 г. — 392 с.
- Орлов А.И. Теория принятия решений. Изд.: Экзамен, 2006 г. 576 с.
- Левитин А. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. Изд.: Вильяме, 2006 г. — 576 с.