Средства массовой информации в политической системе российского общества: состояние, особенности, тенденции
Российские СМИ в этом плане не составляют исключения. Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- 1. Генезис представлений на место и роль СМИ в политической организации общества
- 2. Особенности СМИ в процессе осуществления массовой политической коммуникации
- ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. СМИ как фактор политической модернизации общества
- 2. Основные направления функционирования масс-медиа в модернизирующейся политическом-системе^
- ГЛАВА I. H. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ. Л
- 1. Роль средств массовой информации в становлении социального партнерства
- 2. Специфика участия СМИ в политической жизни региона
Средства массовой информации в политической системе российского общества: состояние, особенности, тенденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Изменения, произошедшие в различных сферах человеческой жизнедеятельности за последние десятилетия, существенно скорректировали представления о роли и месте средств массовой информации в политической системе современного общества. В условиях превращения информации в один из основных видов ресурсов, источников развития общественно-политических отношений, постоянного роста масштабов массовых информационных процессов, создания и повсеместного внедрения новейших информационных технологий СМИ становятся важным инструментом реализации политических процессов, относительно самостоятельным субъектом политической жизни общества. Масс-медиа стремятся выполнять многообразные функции, в том числе информирование граждан о наиболее актуальных событиях, происходящих в государстве и мире, повышение образовательного уровня людей, политическая социализация и мобилизация населения страны, критика и контроль за деятельностью властных органов. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы жизнедеятельности общества, включая и политическую. С помощью прессы, радио, телевидения происходит формирование политической культуры общества, массовое распространение и внедрение в сознание людей основных стереотипов, ценностей, норм поведения в политике. Более того, восприятие и интерпретация человеком важнейших явлений и событий осуществляется через и с помощью СМИ.
Особую значимость эти обстоятельства приобретают в периоды общественно-политических, экономических, социальных, культурных и иных преобразований. Возрастание интенсивности процесса политической модернизации, возникновение и развитие новых форм политических отношений, стилей и методов управления, самореализация граждан в политике невозможны без осуществления двусторонней коммуникации между основными участниками этого процесса, конституирования новой национально-информационной системы на базе функционирования институтов и организаций, оперирующих большими объемами информации. При этом, средства массовой информации своей деятельностью не только оказывают влияние на реформирование политической системы, но и испытывают его со стороны политических партий, общественных объединений, движений и в особенности государства.
Российские СМИ в этом плане не составляют исключения. Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается контролировать политическую деятельность печатных и электронных СМИ. Противоречие заключается в том, что для эффективной модернизации системы государственной власти необходимо задействовать все виды ресурсов. Ограничение его влияния в информационной сфере может привести к развитию не только демократических отношений, но и способствовать дестабилизации политических процессов, подмене истинных целей и задач реформ ложными. Кроме того, как показала практика, масс-медиа не способны самостоятельно противостоять давлению со стороны различных политических и экономических группировок, стремящихся использовать СМИ в своих узковедомственных интересах. В результате, государственный контроль сменяется финансовым, а ценность средств массовой информации как участника процесса формирования демократической политической системы снижается. Одновременно в их функционировании существенно возрастает манипулятивная составляющая. Создание псевдособытий, наклеивание ярлыков, выброс компромата, открытая дезинформация — все эти приемы активно используются современными масс-медиа России. Основным объектом, на который направлен данный вида их деятельности, является общество. При отсутствии сформированных гражданских институтов и организаций, неустойчивости ценностных ориентаций, вызванных изменениями в политической системе, когда получение политической информации не требует прямого общения между людьми, а ее 1 распространитель (СМИ) заведомо отстаивают субъективную точку зрения у человека формируется иллюзорные представления о политическом мире.
Такое положение дел требует:
1. Выработки и целенаправленного осуществления на всех уровнях — от федерального до местного — государственной информационной политики. Формирование ее представляет собой концепцию функционирования СМИ в условиях модернизации политической системы. В ее разработке должны принимать участие не только органы государственной власти, но и все заинтересованные субъекты информационных отношений. Только в этом случае, путем агрегации различных интересов удастся сформулировать основные принципы, на основе которых будут строить свои отношения и СМИ, и общество, и государство. За основу можно взять принятую Советом безопасности Р.Ф. и утвержденную Президентом Р. Ф. в июне 2001 года доктрину информационной безопасности России, по которой приоритетными являются интересы и права личности в информационной сфере. В качестве других важных составляющих информационной политики должны выступать принципы соблюдения свободы и независимости средств массовой информации, их «равноудаленно сти» от центров политической и экономической властисохранения баланса интересов государства и масс-медиапризнания главенства правовых методов в процессе регулирования деятельности СМИ.
2. Дальнейшей разработки и совершенствования законодательной базы, определяющей характер взаимоотношений масс-медиа с другими элементами политической системы. Законодательство 90-х годов XX века определило общий правовой статус средств массовой информации, не раскрывая реальные механизмы его соблюдения. В частности не были прописаны нормы, регулирующие финансово-экономические особенности функционирования СМИ в рыночных условиях, отношения между учредителем, редактором и журналистским коллективом в различных типах масс-медиа. Кроме того, появление новых «сетевых» СМИ (например — глобальной компьютерной сети Интернет) ставит проблему оформления их правового положения, модернизирования уже существующих законы. Необходима максимальная конкретизация прав, свобод и обязанностей СМИ в условиях переходного периода, приведение в соответствие с законодательством уставов печатных и электронных масс-медиа разработка правовых механизмов разрешения внутренних конфликтов, предотвращения кризисных ситуаций, возникающих в условиях выполнения СМИ функции критики и контроля за деятельностью политических и общественных организаций. Другим немаловажным аспектом данной проблемы является соблюдение участниками информационных отношений уже существующих законов. Здесь государство должно не только конкретизировать меры ответственности за нарушение закона, но и обеспечивать неукоснительное выполнение принципов равенства всех перед законом, верховенства закона и неотвратимости наказания. Средства массовой информации, путем обращения в судебные инстанции, массового освещения нарушения конституционных прав журналистов так же способствуют созданию правового государства. Реализация этого процесса будет более успешной при соблюдении следующего требования.
3. Создание разветвленной системы общественных организаций, обеспечивающих всестороннее соблюдение демократических принципов функционирования масс-медиа в рамках модернизирующейся политической системы. Важными условиями здесь выступают принятие политической элитой, социальными классами и группами демократических ценностей как наиболее соответствующих современным отношениям в обществе, установление режима открытой двусторонней коммуникации между государственной властью и населением страны. При отсутствии современной рыночной экономики и гражданского общества, то есть при отсутствии сколько-нибудь развитой и расчлененной структуры экономических и социально-политических интересов и соответствующих им организаций государство вынуждено брать на себя часть несвойственных ему функций. Создание Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Р. Ф. один из примеров замещения вакуума общественных структур государственными. Реальную возможность изменить ситуацию в сторону развития организаций гражданского общества имеют СМИ. Действия масс-медиа по привлечению населения к обсуждению актуальных вопросов реформирования политической системы, повышению уровня политической культуры людей, осуществлению политической социализации граждан усиливают процесс формирования гражданского общества в России. Масс-медиа могут создавать собственные институты (например — клубы главных редакторов, согласительные комиссии, фонды по защите гласности, прав и свобод журналистов), проводить региональные форумы с участием всех местных теле и радиокомпаний.
Особые требования средствам массовой информации необходимо предъявлять к себе самим. Их деятельность обязана соответствовать не только юридически оформленным нормам, но и особым «кодексам чести СМИ». Они должны быть неподкупными и независимыми, выслушивать и предоставлять возможность высказываться всем сторонам, допускать критику в свой адрес, уважать чувства и достоинство аудитории.
Только при соблюдении всех этих требований модернизация политической системы России, ее институтов и организаций, в том числе и СМИ достигнет своей цели — создание подлинно демократических отношений в основе которых лежит принцип соблюдения прав и свобод человека.
1. Андреев Э. М. СМИ и реформирование России. //Социально-политический журнал. — № 4. — 1996.
2. Андрианов В. И., Левашов В. К., Хлопьев А. Т. «Слухи» как социальный феномен.//Социологические исследования. № 1. — 1993.
3. Андрющенко Е. Почему не сбылись прогнозы? //Власть. № 2. — 1996.
4. Белов Л. Власть и пресса: безопасность городов и доступность информации для населения //Власть. № 6. — 1996.
5. Бразилов С., Чернышов А. Маневры местной элиты (Политика, информация и манипуляции в регионах) //Свободная мысль. № 3. — 2001.
6. Быстрицкий А. Г., Красильников М. И. Журналисты CONTRA аудитория //Социс. № 4. 1993.
7. Вардомацкий А. П. Сдвиг в ценностном измерении. //Социс. № 4. — 1993.
8. Васильев А., Кране М. Гиганты и карлики рекламного мира.//У1Р. № 3−4. -1996.
9. Вильчек В. Телевидению покой только снится.//Московские новости. 7−14июля. -№ 27. — 1996.
10. Выборы-96: роль телевидения. //США-ЭПИ. № 2 — 1996.
11. П. Гаджиев К. С. СМИ и политика. //Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — № 1. -1995.
12. Гаджиев К. С. Политическое сознание или политическая культура? //Кентавр, октябрь-декабрь, 1991 г.
13. Гаспарян В. Свободы можно только добиваться. //Журналист, № 8, 1992 г.
14. Горский Ю. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. № 3/6 — 1994.
15. Горяинов В. П. Групповая солидарность и ценностные ориентации.//Социс. -№ 3. 1997.
16. Гудков JI., Дубинин Б. Конец хоризматической эпохи (печать и изменения в системах ценностей общества) //Свободная мысль. № 5. — 1993.
17. Гуревич С. Как впадать в панику //Журналист. № 10. — 1992.
18. Дишгенский Г. Реформы и общественная психология //Власть. № 5. — 1998.
19. Добров А. Язык мой-друг твой! // Новая газета. 17−23августа. — № 32. — 1998.
20. Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России //Свободная мысль.-№ 10. 1996.
21. Иванов А. Е. Проблемы оценки психического здоровья россиян //Социс. № 7. — 1997.
22. Иголкин А. Пресса как оружие власти //Россия-21век. № 11−12. — 1995.
23. Ишков Б. В. Роль финансово-промышленных групп в решении социально-экономических проблем российского общества //Социально-политический журнал. № 5. — 1996.
24. Кабаченко А. П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития //Вестник МГУ.- Сер.12. Политические науки. № 3. — 2001.
25. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе //ОНС. № 6. — 1996.
26. Красин Ю. Антиномии политического самоопределения в России//Власть. -№ 8−9. 1998.
27. Кретов Б. И. средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. — № 1. — 2000.
28. Кривов В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти: некоторые вопросы совершенствования //Власть. -№ 1. 1996.
29. Левошов В. К. Динамика социально-политической ситуации в России: опыт социологического мониторинга //Социс. № 11. — 1997.
30. Левчик Д. А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной компании //Вестник МГУ. Сер.12. — Политические науки. — № 2. — 1995.
31. Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения//Социс. № 12. -1997.
32. Лунев П. Откладываю газету и иду «намыливать веревку» //Журналист. № 8. 1992.
33. Лунев П. Я не знаю, откуда еще ждать удара //Журналист. № 10. — 1992.
34. Львов Г. Общественное мнение и проблемы управления. Информирование населения//Власть. № 7. — 1996.
35. Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования//Социс. № 7. — 1997.
36. Манаев О. Т. Масс-медиа в белоруском интерьере //Социс. № 9. — 1998.
37. Михайлов В. А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта //Социс. № 5. — 1993.
38. Мовсесян А. Формула власти //Власть. № 5. — 1998.
39. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории //Свободная мысль. № 1. — 1996.
40. Мониторинг. Отношение населения к действующим в России общественным структурам и институтам власти //Социс. № 5. — 1997.
41. Морозова Г. Ф. Деградация нации миф или реальность? //Социс. — № 1. -1994.
42. Музалев В., Незнамов В. СМИ как орудие политики. //Власть. № 12. — 1997.
43. Неверов А. Четвертая власть: жизнь и игра. //Независимая газета. 9 ноября.- 1994.
44. Никитаев В. В. Пресса и журналистика в рамках культуры. //Вопросы философии. № 3. — 1998.
45. Охотский Е., Шмарковский Л. Выборы-95: три дня до и после //Социс. № 3. — 1996.
46. Панарин И. Усиление роли информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России //Власть. № 1. — 1998.
47. Панарин И. Информационные политические технологии в условиях открытого общества //Кентавр. № 2−3. — 1994.
48. Перевалов В. В. Функции журналистики: методологический аспект /Журналистика в 1998 году: Тез. науч.-практ. конф. М., 1999.
49. Петровская И. Предвыборная ловушка для ТВ//Известия. 19 апреля. — 1996.
50. Поздняков А. Информационная война за влияние в мире и политическую власть //Власть. № 10. — 1996.
51. Политическая культура электората: тенденции, факторы, перспективы.//Открытая политика. № 5. — 1997.
52. Пугачев В. П. Информационная власть и демократия. // ОНС. № 4 — 1999.
53. Пугачев В. П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию. //Вестник МГУ. Серия 12. № 4. -1999.-C.3−32.
54. Пугачев В. П. СМК в современном политическом процессе.//Вестник МГУ. -Серия 12. Политические науки. № 5. — 1995.
55. Пуляев В. Т., Васильева В. В., Демидова И. Д. Гуманистическое миропонимание и проблемы общественного развития накануне 21 века. //Социально-политический журнал. № 5. — 1996.
56. Радзиховский Л. Жить не по лжи. И выжить? //Журналист. № 7. — 1992.
57. Радзиховский Л. Темно как «Днем» //Журналист. № 8. — 1992.
58. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении //Вопросы философии. № 3. — 2001.
59. Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организации //Социс. № 3. -2001.
60. Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в СМИ //ОНС. -№ 3. 1997.
61. Руткевич М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества //Социс. № 7. — 1997.
62. Седов JI. Роль СМИ в избирательной компании. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. — № 1.
63. Симон Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России. //ОНС-№ 6. 1996.
64. Силантьева А. В. Четвертая власть СМИ //Законодательство и СМИ № 5. -1997.
65. Смолякова В. В. Коммуникативное пространство как объект политологического анализа //Вестник МГУ. Сер. 12. — Политические науки. -№ 1.-2001.
66. Соловьев А. И. Особая тема в российском дискурсе: имидж государства. //Власть.-№ 7. 1998.
67. Соловьев А. И. Политическая культура: проблемное поле метатеории. //Вестник МГУ. Серия 12. — Политические науки. — № 2. — 1995.
68. Соловьев А. И., Решетов К. И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства. // Вестн. МГУ. Серия 12. — Политические науки. — № 3. — 1999.
69. Строубл У. Средства массовой информации: влияние на внешнюю политику в информационный век//США-ЭПИ. № 1. — 2001.
70. Тарасов А. Н. Затмение. Не по Антониони. Студенческие беспорядки и mass-media: исследование одного явления //Полис. № 6. — 1997.
71. Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации //Социс. № 11. — 1997.
72. Типология массового сознания в современном политическом спектре России. //Власть. № 1. — 1998.
73. Уэбстер Д. Создание свободных и независимых СМИ. Материалы о свободе //USIS. № 3. — 1995.
74. Условия экономической и политической независимости СМИ (Международный коллоквиум, Москва, 19−22июня, 1993 г.). //Международная жизнь. -№ 10. 1993.
75. Фарукшин М. Х. Политическая система общества.//Социально-политические науки. № 5. — 1991.
76. Феоктистов Г. Г. Информационная безопасность общества //Соц.-полит. Журнал. № 5. — 1996.
77. Хлобустов О. СМИ и насилие в обществе //Власть. № 10. — 1999.
78. Хлопьев А. Кривые толки России //Социс. № 1. — 1994.
79. Чаплинская С. А. Власть и пресса: эволюция отношений и типы воздействия на современном этапе //Вестн. МГУ.- Сер. Журналистика. № 3. — 1993.
80. Чекалин В. Политические силы на старте предвыборного марафона //Власть.- № 8−9. 1998.
81. Чичановский А. А. Национальная система массовой коммуникацииэтнополитические аспекты //Соц.-полит. Журнал. № 6. — 1996.
82. Чичановский А. А. Средства массовой информации и власть //Диалог. № 56, — 1995.
83. Шведовский В. А., Шведовская T. J1. Информационно потоковый подход к нахождению опорных элементов информационно — культурного кода России //Российский Монитор. — выпуск 8. — 1997.
84. Шляпентох В. От любви к ненависти: «старые», «новые» и «пост» -либеральные отношения к западу //Власть. № 7. — 1998.
85. Яковлев И. Политический рейтинг и Интернет //Власть. № 2. — 2001.
86. Яковлев И. Предвыборная борьба и средства массовой коммуникации //Власть. № 2. — 1996 г.
87. Авраамов Д. С. Роль СМИ и пропаганды в нравственном воспитании. М., Мысль, 1979.
88. Анохин М. Г. Динамика политической системы в условиях переходного периода: Автореф. М., 1996 г.
89. Анохин М. Г. Политическая система: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996 г.
90. Актуальные проблемы развития политических систем (Под. ред. Ильинского И. П., Энтина JI.M.). М., 1985 г.
91. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М., 1994 г.
92. Багдикян Б. Монополия средств информации.: Пер. с англ. М., Прогресс, 1987 г.
93. Багиров Э. Г., Кацев В. Г. Телевидение 20века. Политика. Искусство. Мораль. М., Искусство, 1968 г.
94. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., Искусство, 1978 г.
95. Багиров Э. Г. Место телевидения в системе СМИ и пропаганды. Учеб. Пособие. М., Изд-во МГУ, 1976 г.
96. Блинова B.C., Шестов Н. И. Эволюция политической системы России в IX—XX вв. Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та, 1994 г.
97. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991 г.
98. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986 г.
99. Бразиловский С. И., Чернышов А. Г. Политическая структура современной провинции. М., 1997 г.
100. Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. М., 1995 г.
101. Бурдье П. Социология политики: Пер. с франц. М., Социологос, 1993 г.
102. Вильчек В. М. Телевидение и художественная культура. М., Знание, 1977 г.
103. Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент, 1. Фан", 1967 г.
104. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М., Искусство, 1987 г.
105. Войтасик JL Психология политической пропаганды. М., Прогресс, 1981 г.
106. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998 г.
107. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001 г.
108. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996 г.
109. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., Политиздат, 1987 г.
110. Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР: даты и факты (1917;1986гг.). М., 1987 г.
111. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., Политиздат, 1967 г.
112. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997 г.
113. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000 г.
114. Куда идет Россия? (альтернативы общественного развития). М., Интерфакс, 1994 г. (в 3-х томах).
115. Кургин С. Е. Россия: власть и оппозиция. М., ЭТЦ., 1993 г.
116. Льюард И. Глобализация политики: Изменившаяся направленность в современном мире. М., ИНИОН, 1992 г.
117. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: Изд-во РОССПЭН, 1993 г.
118. Матюшкииа Ю. И. Информация и социально-политическое управление. М., 1991 г.
119. Овсенян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1996 г.
120. Оганов Г. Паутина. Очерки империалистической индустрии лжи. М., 1986 г.
121. Основы теории политической системы (отв. ред. Тихомиров Ю. А., Чиркин В.Е.). М., 1985 г.
122. Политическая культура: теория и национальные модели./ Гаджиев К. С., Гудименко Д. В., Каменская Г. В. и др. М.: Интерпракс, 1994 г.
123. Политический процесс: Основные аспекты и способы анализа./ Под. ред. Мелешкиной Е. Ю. М.: «ИНФРА-М», 2001 г.
124. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги, (в 2-х томах). М., Международный фонд «Культурная инициатива», Открытое общество «Феникс», 1992 г.
125. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 1999 г.
126. Пресса и общественное мнение (Корабейников B.C., Давиченко В. Т. и др.). М., Наука, 1986 г.
127. Пронин Е. С. Печать и общественное мнение. М., Изд-во МГУ, 1971 г.
128. Реформирование России: мифы и реальность. М., Академия, 1994 г.
129. Россия в 21 веке: историки мира спорят. РАН, Ин-т Рос. истории (отделение истории). М., Наука, 1996 г.
130. Россия: партии, выборы, власть (Краснов В.Н., Антонов А.С.). М., Наука, 1998 г.
131. Российское общество: становление демократических ценностей? / Под. ред. М. Макфола, А. Рябова М., ГЕНДАЛЬФ, 1999 г.
132. Рощик С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., Наука, 1980 г.
133. Савинова О. Н. Пресса, общественность, власть: опыт правотворчества. Нижний Новгород, Нижполиграф, 1996 г.
134. Сидоров В. А. Политическая культура СМИ. М., Луч, 1994 г.
135. Средства массовой информации в социалистическом обществе: Учеб. Пособие для ун-тов. М., Политиздат, 1989 г.
136. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000 г.
137. Тинькова Л. В. Политическая система и легитимность. Владикавказ, 1993 г.
138. Федякин И. А. Общественное сознание и массовые коммуникации в буржуазном обществе. (Отв. ред. Засурский Я.Н.- АН СССР, ИНИОН). М., Наука, 1988 г.
139. Феофанов О. А. Реклама и общество. М., 1974 г.
140. Формирование политической системы России. /Сборник Центра конституционных исследований Московского общественного научного фондаПод ред. Кортунова А. М., 1996 г.
141. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000 г.
142. Шабиров О. Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993 г.
143. ШаранП. Сравнительная политология. В 2-х частях. М., 1992 г.
144. Энтин В. Л. СМИ в политической системе современного капитализма. М., Наука, 1988 г.
145. Blais, A, — Boyer, М.М. Assessing the impact of televised debates: the case of the 1988 Canadian election // Brit. J. of polit. Science. Vol. 26 Cambridge etc., 1996.164.
146. Bolce, L.- De Maio, G.- Muzzio, D. Dial-in democracy: Talk radio and the 1994 election // Polit. Science quart. Vol. 3, № 3 -N.Y., 1996.
147. Granber D. Mass Media and American Politics. CQ Press — 1993.
148. Hundt, R.E. The public’s airwaves: what does the public interest require of television broadcasters? // Duke law j.Vol. 45, № 4 Durham (N.C.), 1996.
149. M’Bayo, R.- Nwokeafor, C.- Onwumechill, Ch. Press freedomand the imperatives of democracy: towards sustainable development // Africa media rev. Vol. 9, № 3-Nairobi, 1995.
150. Morgan, D. US presidents and the mass media // Parlamentary affairs. Vol. 48, № 3-L., 1995.
151. Nelson, T. Media freedoms and hate speech: what is it all about? // Balkan forum. Vol. 4, № 1- Skopje, 1996.
152. Subrette, R. Public information officers: A descriptive study of crime news gatekeepers // J. of criminal justice.Vol. 23, № 4. -N.Y. ect., 1995. -Bibliogr.