Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути преодоления негативных последствий воздействия дорожного строительства на ландшафты Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эрозия почв и грунтов сопутствует дорожному строительству практически во всех районах области, оврагообразование же в наибольшей степени проявляется и наносит ущерб в степной зоне на дорогах 1У-У технической категории. Здесь суммарная протяженность оврагов и промоин в придорожной полосе достигла нескольких сот километров, а отдельные овраги достигают длины 2,7−2,9 км. На отдельных участках дорог… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса
    • 1. 1. Анализ отечественной литературы
    • 1. 2. Обзор зарубежных источников
  • Глава 2. Формирование дорожных ландшафтов
    • 2. 1. Дорожный ландшафт как представитель антропогенных комплексов
    • 2. 2. Почвенный покров Оренбургской области и его изменение в результате дорожного строительства
    • 2. 3. Трансформация фитоценозов в процессе дорожного строительства, продуктивность придорожных земель
    • 2. 4. Формирование микроклимата дорожных ландшафтов
  • Глава 3. Эрозионные процессы и защита от них дорожных конструкций и прилегающих земель
    • 3. 1. Природная обстановка стационарного участка
    • 3. 2 Изменение гидрографической среды в результате дорожного строительства
    • 3. 3 Климатические условия опытного участка и особенности сшмата Оренбуржья
    • 3. 4 Погодные условия наблюдений за формированием стока на стационарном участке
    • 3. 5 Поверхностный сток и эрозионные процессы
    • 3. 6 Влияние движения большегрузных транспортных средств ла оврагообразование
    • 3. 7 Опыты по биологической защите дорожного полотна автомобильных дорог от эрозии
    • 3. 8 Противоэрозионные агротехнические приемы на водосборах
  • Глава 4. Типы дорожных ландшафтов Оренбуржья и обоснование противоэрозионных мероприятий
    • 4. 1. Принципы и обоснование генетических признаков типов дорожных ландшафтов
    • 4. 2. Классификация дорожных ландшафтов
    • 4. 3. Типы дорожных ландшафтов

Пути преодоления негативных последствий воздействия дорожного строительства на ландшафты Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.1 Актуальность проблемы.

Интенсивное дорожное строительство в нашей стране началось в 30-х годах с развитием отечественного автомобильного производства. Наибольший размах оно получило в 70−80-х годах. В это время в Российской Федерации протяженность дорожной сети увеличилась на 150 тыс. км., в том числе с усовершенствованным покрытием на 100 тыс. км.

И на сегодняшний день, несмотря на переживаемые страной экономические трудности, процесс формирования и совершенствования дорожной сети продолжается.

Известно, что эффективность использования автомобильного транспорта в значительной мере зависит от технического состояния дорог, от природных условий местности. Многообразие последних, а также степень капитальности дорог предопределяет широкий спектр факторов, влияющих на условия строительства и функциональное состояние автомобильных дорог в стране. К ним относятся: рельеф, геологическое строение и почвенный покров, климат, гидрологические, гидрогеологические и тектонические условия, растительность. Все эти факторы на фоне хозяйственной деятельности могут создавать специфические условия, в которых порою возни-, кают процессы, негативно влияющие на функциональное состояние автомобильных дорог и экологическую обстановку на прилегающих к ним землях.

Обследование дорожной сети Оренбургской области позволяет сделать вывод о глубоких преобразованиях естественных ландшафтов в результате дорожного строительства. Как справедливо отмечено в рецензии B.C. Порожнякова на работу Н. П. Орнатского «Автомобильные дороги и охрана природы», «Автомобильные доро-гл которые относятся к разряду линейных сооружений, оказывают особенно существенное влияние на окружающую среду. Дорога можзт активизировать или нейтрализовать неблагоприятные природные процессы типа эрозии, дефляции, заболачивания местности, проявления карста, образования или исчезновения селевых потоков, оползней, обвалов и т. д.» (Орнатский, 1982, с. 4). В Оренбургской облгсти нами отмечены следующие процессы, влияющие на поч-зенгый покров придорожной полосы и приводящие к деформации или разрушению земляного полотна и инженерных сооружений: оползни, оплывины, просадки, осыпи, обвалы, карст, суффозия, заболачивание, засоление, дефляция, песчаные заносы, русловые троцессы, эрозия. Их классификация представлена на рис 1. Влияние этих процессов на функционирование автомобильных дорог зесьма разнообразно и приурочено зачастую к различным элементам дорожных конструкций, а также к разным районам. Так, напри-viep^ обвалы характерны для горного Урала, песчаные заносы мож-io встретить на проселочных дорогах юга и юго-востока областидохины p.p. Илека и Ори). Карст также неповсеместен, а встречается лишь там, где распространены достаточно растворимые породы — сульфатные, сульфатно-карбонатные, карбонатные. Дефляция наносит ущерб дорожному хозяйству лишь на юге области, на проселочных дорогах. Необходимо отметить, что здесь ветровая эрозия на дорогах нередко сопутствует водной. Сильными ветрами производится выдувание мелкозема из колеи не только летом, но и в малоснежные зимы. А в углубляющихся колеях в период снеготаяния и редких, но интенсивных ливней формируются водные потоки. Иными словами, дефляция и эрозия как почворазрушающие процессы взаимно дополняют и усиливают друг друга.

Существенный ущерб народному хозяйству и прилегающим землям наносят и русловые процессы. В отдельные многоводные годы (в частности, 1993, 1994 г. г.) в Оренбургской области руслорис. 1 Процессы, разрушающие автомобильные дороги и приводящие к деградации земель транспорта на Южном Урале.

Под действием воды.

Под действием гравитации.

Под действием ветра и к о к о.

03 м.

СЗ о со <и Оч <о §.

С о о Н.

Пересыхающие 3 и о.

§ о 0 я Й.

X а> о.

§ К X 2.

Физико-химическая е, выми процессами в период половодья был разрушен ряд мостов на притоках Урала и Сакмары.

Эрозия почв и грунтов сопутствует дорожному строительству практически во всех районах области, оврагообразование же в наибольшей степени проявляется и наносит ущерб в степной зоне на дорогах 1У-У технической категории. Здесь суммарная протяженность оврагов и промоин в придорожной полосе достигла нескольких сот километров, а отдельные овраги достигают длины 2,7−2,9 км. На отдельных участках дорог Акбулакского, Беляевского и дру- ^ гкх районов промоины и овраги в кювет-резервах тянутся с небольшими перерывами на протяжении нескольких километров. Порою в период интенсивного снеготаяния разрушаются водопропускные железобетонные трубы и прилегающие участки земляного полотна. Ущерб, наносимый эрозией в придорожной полосе, значителен и многосторонен. Для работников дорожных служб он выражается, прежде всего, в необходимости ремонта водопропускных сооружений, дорожного полотна, засыпки промоин на его откосах, рекультивации оврагов и иных работ. Автотранспортные хозяйства и грузополучатели терпят убытки вследствие усложнения путей и удииения сроков поставки. Для агропредприятий главный ущерб заключается в деградации земель, прилегающих к автомобильным дорогам.

Порою оврагообразование, зародившееся в придорожной полосе переходит на сельскохозяйственные угодья, а размытым грунтов земляного полотна засоряются нижележащие по отношению к дороге посевы.

Возвышающееся над окрестностью дорожное полотно, многочисленные инженерные сооружения, придорожные лесонасажде-н.1- существенным образом изменяют рельеф, почвы, растительность, гидрографическую сеть территории, по которой прокладывается трасса дорог, формируют особый микроклимат. С течением времени на этой территории возникают специфические природно-техиогенные образования — дорожные ландшафты. В 1998 г. в ведении госпредприятия «Оренбургавтодор» находилось более 13,5 тыс. км. территориальных и федеральных дорог. С учетом прилегающих к трассе земель, на которые распространяется влияние строительства и эксплуатации автомобильных дорог это составляет территорию более шестидесяти тысяч гектар. Следует также учитывать линейность, разветвленность и непрерывность дорог, комплексность их Бездействия на существующие ландшафты.

Экологическая ситуация усугубляется тем обстоятельством, что дорожное строительство более интенсивно ведется на самых обжитых, густо населенных и ценных с сельскохозяйственной точки зрения землях. В работах Бабкова В. Ф., Орнатского Н. П., Платонова А. П, Евгеньева И. Е. предлагается ряд технических решений, но защите инженерных конструкций и насыпи дорожного полотна от таких негативных процессов как эрозия, оползни, заболачивание. Однако работ по комплексному изучению воздействия дорожного строительства на ландшафты Оренбургской области, а также исследований по преодолению возникающих негативных последствий до сего времени не проводилось.

1.2 Цель и задачи исследований.

Цель данной работы — исследовать изменения, происходящие в природно-техногенных комплексах в процессе строительства автомобильных дорог. Определить основные закономерности формирования дорожных ландшафтов. Установить в придорожной полосе особенности протекания эрозионных процессов и предложить меры по их минимализации и предупреждению. В связи с вышеизложенным решались следующие задачи:

1. Изучить изменения, происходящие под воздействием дорожного строительства в рельефе, почвенном покрове, растительности, микроклимате, водном режиме ландшафтов.

2. Выявить особенности протекания эрозионных процессов в придорожной полосе по сравнению с прилегающими территориями.

3. Разработать и апробировать биологические способы укрепления откосов дорожного полотна автомобильных дорог в условиях Оренбургской области.

4. Произвести типизацию дорожных ландшафтов Оренбуржья по степени эрозионной опасности с разработкой противоэрозионных мероприятий для каждого из типов.

1.3 Объект исследования.

Объектом исследования послужили ландшафты Оренбургской области, расположенные в лесостепной и степной зонах.

В процессе работ обследованием дорожной сети в этих регионах было охвачено около трех тысяч километров. Стационарные исследования проводились на двух участках: В Сак марс ком районе Оренбургской области — на дороге Сакма-ра-Каменка. а В Соль-Илецком районе Оренбургской области — на дороге Оренбург-Акбулак.

В соответствии с принятым физико-географическим районированием (Атлас Оренбургской области, 1993 г. с.20) первый участок расположен в Сакмаро-Юшатырьском грядово-холмистом районе С, а к ар о • П р и у р ал ь с к о г о холмисто-увалистого округа степной провинции Высокого Заволжья, второй в Хобдинском холмисто-равнинном районе Илекско-Хобдинского холмисто-равнинного округа Северо-Прикаспийской южно-степной провинции.

1.4 Методы исследований.

В процессе работы использовались различные методы, получившие распространение в ландшафтоведении, почвоведении и агрохимии, гидрологии, метеорологии, в том числе маршрутный, сравнительно-аналитический, стационарный методы работы на ключевых площадках. Линейность дорожных ландшафтов обусловливает использование такого специфического метода, как метод трансектизменение климатических элементов в дорожных ландшафтах изучалось путем организации микроклиматических наблюдений.

1.5 Научная новизна исследований.

Впервые проведены комплексные ландшафтные исследования на землях Оренбургской области, нарушенных дорожным строительством Установлено, что па дорожные ландшафты оказывают свое отрицательное воздействие такие явления, как дефляция, оползни, просадки, суффозия, заболачивание, вторичное засоление и др. Наибольший ущерб дорогам и прилегающим территориям в пределах Оренбургской области наносят эрозионные процессы, разрушающие дорожное полотно с твердым покрытием, водопропускные сооружения, прочие инженерные конструкции.

Выявлено, что основными причинами интенсивного протекания эрозионных процессов в придорожной полосе являются:

1. Снижение противоэрозионной устойчивости почвогрунтов под влиянием дорожного строительства.

2. Преобразование в процессе строительства дорог гидрографической сети, в результатегего искусственно увеличиваются водосборы и во время выпадения ливней и снеготаяния в кювет-резервах концентрируются водные потоки.

3- Формирование снежного покрова в 3−5 раз более мощного, нежели на прилегающих территориях.

4. Более интенсивное снеготаяние, обусловленное специфическим микроклиматом придорожной полосы.

Проведено типологическое районирование дорожных ландшафтов Оренбургской области для целей дорожного строительства. Выделено 8 типов дорожных ландшафтов в зависимости от потенциальной эрозионной опасности в конкретных природных условиях и 3 типа в зависимости от капитальности инженерных сооружений (от технической категории автомобильной дороги). Обоснованы противоэрозионные мероприятия для каждого выделенного типа дорожных ландшафтов дифференцированно как для дорожных служб, так и для сельскохозяйственных предприятий.

1.6 Практическая значимость и реализация результатов работы.

Результаты исследований использовались автором при написании курса лекций «Охрана окружающей среды» для студентов специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» ОГУ. Они переданы госпредприятию «Оренбургавтодор» в виде отчетов по хоздоговорной теме: «Защита автомобильных дорог Оренбургской области от эрозии» NN госрегистрации 79 013 297, 1 829 028 645 Внедрение их в производство дало за 1989 г. экономический эффект 104,6 тыс. руб.

Полученные данные использованы, также, в практических рекомендациях для зональных систем почвозащитного земледелия.

1.7 Апробация работы.

Материалы диссертации докладывались на третьей Всесоюзной научной конференции «Закономерности проявления эрозионных и русловых процессов з различных природных условиях» (Москва, 1981 г.), на Всесоюзной научной конференции «Исследование русловых процессов для практики народного хозяйства» (Москва, 1983 г.). НВсероссийской выставке-конференции «Рациональное.

ИСПОЛЪЗОВсШ И 6 природных ресурсов (Томск, 1984 г.) представленная экспозиция ' Защита автомобильных дорог от эрозии на Южном Урале" отмечена дипломом III степени. По итогам межотраслевого конкурса Оренбургского областного совета НТО (Оренбург, 1985 г.) «Лучшее предложение по охране окружающей среды» работа «Дорожное строительство и охрана природы на Южном Урале» получила диплом I — степени.

Материалы исследований докладывались и обсуждались на конференциях «География, экономика и экология Оренбуржья», 1994 г., «Оптимизация природопользования и охрана окружающей с]эеды Южно-Уральского региона», 1998. По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ.

1.8 Объем и структура работы.

Диссертация изложена на 142страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, зыводов и рекомендаций. Работа содержит 25 — аблиц, 8 рисунков и приложение. Библиографический список состоит из 161 наименования, в том числе 22 на иностранном языке.

Выводы и предложения.

1 В ходе строительства и последующей эксплуатации автомобильных дорог формируются качественно новые природно-техногенные комплексы — дорожные ландшафты, которые существенно отличаются от окружающих их природных и агроландшафтов.

2 Важными отличительными особенностями дорожных ландшафтов являются ускоренное протекание в их пределах почвораз-рушающих процессов (в первую очередь овражной эрозии), а также падение продуктивности нарушенных дорожным строительством почв.

3 Основными причинами интенсивного протекания эрозионных процессов в придорожной полосе является: падение противоэрозионной устойчивости почв и грунтов под влиянием дорожных строительных машин. ¦ преобразование в процессе дорожного строительства гидрографической сети, в результате чего искусственно увеличиваются водосборы, что приводит к концентрации в кювет-резервах водных потоков. а формирование в придорожной полосе снежного покрова в 3−5 раз более мощного, нежели на прилегающих территориях. в более интенсивное снеготаяние, обусловленное специфическим микроклиматом придорожной полосы.

4 В результате, в дорожных ландшафтах плоскостная эрозия трансформируется в линейную (овражную).

5 Типологическое районирование дорожных ландшафтов Оренбуржья по их генезису и потенциальной опасности эрозии позволяет разработать комплекс предупредительных мероприятий, которые могут быть положены в основу противоэрозионной организации территории. б Опыты по биологическому закреплению откосов высоких насыпей дорожного полотна показали возможность использования ивы остролистной в качестве эффективного противоэрозионного и мелиоративного мероприятия на легких почвогрунтах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агроклиматические ресурсы Оренбургской области. JL: Гидрометеоиз-л 1 т, 1971.
  2. .П. Климат СССР. М.: Высшая школа, 1969, — 104 с.
  3. Д.Л., Наука о ландшафте. M: Мысль, 1975, — 286 с.
  4. Атлас Оренбургской области. М.: 1993
  5. В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог. Ч. II М: Транспорт. 1979 с. 262−263
  6. В.Ф., Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. М.: — Транспорт, 1980, 190 с.
  7. C.B. Внутризональные особенности весеннего поверхностного стока в лесной зоне. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 107 с.
  8. Л.Г., Семенов Н. И. Защита от размывов переходов через водотоки. М.: Транспорт, 1979, 121 с.
  9. Л.Г., Пичуров Г.С, Защита окружающей среды при проектировании и эксплуатации дорог. // Автомобильные дороги. 1977. — № 10
  10. В.М. Развитие методов укрепления грунтов. // Автомобильные дороги. 1976. — № 6.
  11. Х.Х. Основы охраны почв. М.: Из-во иностр. лит., 1958. — 411 с.
  12. Е.В. Защита почв. В сб. Природа и мы. ЧелябинскЮУКИ, 1979 с. 43−49.
  13. Е.В. Охрана почвенного плодородия орошаемых земель. В сб. Орошаемое земледелие з Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ 1986, с. 82−85.
  14. Д.Н. Почвы Башкирской АССР. М.: Из-во АН СССР, 1954 296 с.
  15. Булав ко А. Г. Водный баланс речных водосборов. Л.: 1971.
  16. А.Я. и др. Почвы Башкирии. Уфа: 1973
  17. А.М. Эрозия почв во влажных и сухих субстратах. // Почвоведение, 1064, № 8 с.63−74.
  18. С.С. Лессовые породы и их значение при строительстве железных дорог СССР. // Труды московского института инженеров транспорта им И. В. Сталина. М.: Трансжелдориздат, 1937, с. 10.
  19. Г. В. Дорога и грозные явления природы. М.: Транспорт, 1981,144 с.
  20. А.Г. Свойства почв, определяющие податливость их эрозии и методы исследования этих свойств. В. Кн.: Борьба с эрозией почв в СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938 с. 111−130
  21. Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд (под ред. Золотаря И. А). М.: Транспорт, 1978.
  22. М.Д., Джемелинский A.A. Овраги и меры борьбы с ними. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1975, 107 с.
  23. Д.В. и др. Химическое укрепление грунтов на автомобильных дорогах. Казань: Изд-во К ХТИ, 1978−87 с.
  24. И.Ф. Окультуривание почв как современный этап почвообразования. Горки: 1956
  25. Г-лрифуллин Ф. Ш. Физические свойства почв и их изменение в процессе окультуривания. М.: Наука. 1979 — 154 с.
  26. Ф.Ш., Ишемьяров. Почвы Южного Урала и их рациональное использование. Уфа: Башк. СХИ, 1987 82 с.
  27. И.П., Кесь A.C. Опыт составления комплексных физико-гео-гшфических карт. // Труды 2-го Всесоюзного географического съезда. — ., 1948. т. I.
  28. Н. Охрана почв и борьба с эрозией. М.: Колос, 1974. — 304 с.
  29. В.В. Наши степи прежде и теперь. Избр. Соч. М.: Гос. Изд-во.-х. лит-рьк, 1954, с. 449−512. (впервые напечатано в 1892 г.)
  30. ЗС. Дурикин В. Т., Львович Ю М. Новый способ укрепления конусов и откосов земляного полотна автомобильных дорог. // Опыт трестов «Севкавказдорстой» и «Тюменьдорстрой». Изд. 2-е. М.: 1975.
  31. A.A. Почвы Оренбургской области. М.: Изд-во. АН СССР, 1959 164 с.
  32. М.Н. Некоторые вопросы эрозионного картирования. // Почвоведение. 1968, № 10, с.95−105.
  33. М.Н. Эрозия почв и земледелие на склонах. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 166. 494 с.
  34. М.Н. Эрозиоведение. М.: Высшая школа, 1983. 320 с.
  35. В.Б. и др. Укрепление откосов земляного полотна сборными решетчатыми конструкциями. // Автомобильные дороги. 1971. — № 4.
  36. В.В. Водная и ветровая эрозия земли. М.: Изд-во АН СССР, 1963 — 174 с.
  37. В. М. Халявкин Ф.Г. Состав для укрепления земляного полотна. // РЖ Автомобильные дороги. 1977. — № 9, 9А143П.
  38. В.В. Степи Западного Казахстана в связи с динамикой их покро-за. М.-Л.: 1958
  39. Н.П. Методические рекомендации по механизированному закреплению песков с применением вяжущих материалов. М.: СоюздорНИИ, -1972.
  40. A.C., Данилова Г. П. Проектирование и эффективность противоэрозионной организации территории при сложном рельефе. В кн.: Почвозащитное земледелие на склонах. — М.: Колос, 1983, с. 294−322.
  41. Инструкция по определению расчетных гидрологических характеристик при проектировании противоэрозионкых мероприятий на Европейской территории СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1968 — 62 с.
  42. А.Г. Основы ландшафтов еден ш и физико-географическое районирование. М.: 1965
  43. А.Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та 1976. 41 150 с.
  44. АН. Научные основы защиты почв от эрозии и дефляции в Западной Сибири. Автореф. дис. доктора с.-х. наук.-М.: 1975
  45. А.Н. Проблемы и резервы контурного земледелия М.: Колос, 1982.- 134 с.
  46. А.Н. Ландшафтное разнообразие и земледелие. // Степи Евразии. Мат. межд. симпозиума. Оренбург: — 1997, с. 156.
  47. В.И. Заметки о распространении оврагов в Южной России. // Журнал Главного управления путей сообщения. СПб.: 1857, т.26 с. 141.
  48. А.И. Состояние и меры по борьбе с эрозией почв и засухой в Оренбургской области. В сб.: Развитие теоретических и экспериментальных исследований в борьбе с засухой. Ставрополь: 1982 с. 211−220
  49. В.П. Как бороться с эрозией почв. М.: Знание, 1966, 16 с.
  50. H.H., Швец И. И. Укрепление обочин с помощью прикро-мочных полос. // Автомобильные дороги.: 1976. № 6
  51. В.Д. Весенний сток равнинных рек Европейской части СССР, условия его формирования и методы прогнозирования. JI.: Гидроме-теоиздат, 1959, — 295 с.
  52. В.Н., Богданов И. В., Сафронов В. В. Гидросмесь для посева трав на откосах канав, дорог, дамб. //РЖ. Автомобильные дороги.: 1976,1. Ж2 12А207П
  53. Н.М. Овражная эрозия и хозяйственная деятельность человека. В сб. Географическое исследование процессов эрозии. Ульяновск: 1981 с. 61−62.
  54. А.Н. Геоботаническое исследование в Калмыцких степях. Изв. Русского геогр. об-ва. СПб.: 1886, т.22
  55. А.Ю. Проблема фитомелиорации отвальных грунтов и перспективы использования ив. // Научные основы и практические приемы повышения плодородия почв Южного Урала и Поволжья. Тез. докл. X Научн.-произв. конф-ции. — Уфа: — 1982, с. 293.
  56. Под. ред. В. Д. Кучеренко Почвы Оренбургской области. Челябинск: ЮУКИ 1972, 125 с.
  57. В.Д., Черняхов В. Ю. Микроэлементы в почвах Оренбургской области. // Микроэлементы в почвах Советского Союза. — Вып.1 М.:1973, с. 96−100.
  58. Г., Бертран А. Охрана почвы, Пер. с англ. М.: Изд-во с.-х. лит-ры, журналов и плакатов, 1962. 344 с.
  59. A.A. О влиянии сельскохозяйственной культуры на свойства черноземов лесостепной полосы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 71 с.
  60. В.Н., Новиченков В. Ф., Тихонюк Т. А., // Автомобильные дороги. 1978 — № 5 с. 11.
  61. А.И. Естественное зарастание древесными растениями отвалов горнопромышленного Урала (на примере отвалов Свердловской и Челябинской областей): Автореф. дис. канд. биологич. Наук. Свердловск, 1975−32 с.
  62. Г. Н. Эрозия почв и роль дифференцированной агротехники в борьбе с ней.: Автореф. дис. канд. С.-х. наук. М.: -1957
  63. Г. Н. Эрозия почв и меры борьбы с ней в степной зоне Южного Урала: Автореф. дис. докт. С.-х. наук, Курск: 1972
  64. Г. Н. Растения защищают почву. Челябинск: ЮУКИ, 1981, 81 с.
  65. Г. Н. Агротехника защищает землю. Челябинск: ЮУКИ, 1983. 89 с.
  66. Орлов, А Д. Рациональное использование эрозионноопасных земель горного окаймленного юга Сибири. Тез. докл. VI делегат. Съезда Всес. 06-ва. почв. Тбилиси: -1981 с. 198.
  67. А.Д. Поверхностный сток талых вод и смыв почв в лесостепной зоне Западной Сибири. В кн: Эродированные почвы Сибири и пути повышения их производительности. Новосибирск: Наука, 1980, с. 5−10.
  68. А.Д. Теоретические основы защиты почв от смыва талыми водами: В кн.: теоретические основы противоэрозионных мероприятий. Тез. докл. Всесоюзн. конф. Одесса: — 1979, с. 33−34.
  69. А.Д. Эрозия почв и геолого-географические аспекты использования эрозионноопасных земель. В кн.: Современные аспекты изучения эрозионных процессов. Новосибирск: Наука, 1980, с. 5−10.
  70. А.Д. Эрозия и эрозионноопасные земли Западной Сибири.: Новосибирск: Наука. 1983. С. 208.
  71. Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы. М.: Транспорт, 1982. 176 с.
  72. П.И. Грязевые потоки в черноземных областях. // Природа. JI. 1940, № 4.
  73. Петрашев и др. Укрепление обочин и откосов травяным покровом. М.: Дориздат. 1952. /
  74. В.К. Дорожная пятилетка. // Дорога и автомобиль. М.: 1930. № 6, с.З.
  75. Н.Г. Система лесных полос. М.: — 1975.
  76. Н.Г. Агролесомелиорация основа и условие оптимизации степных агроландшафтов Евразии. // Степи Евразии. Мат. межд. сипозиума. — Оренбург: — 1997 — с. 156.
  77. B.C., Фадеева Н. В., Мухина Л. Н. Применение комплексной типологической карты при природной районировании. // Тез. докл. V Всесоюзного совещ. по вопросам ландшафтоведения. М.: -1961.
  78. Платонов А. Г1. Укрепление грунтов сырой нефтью с учетом охраны окружающей среды. // Автомобильные дороги. 1980, № 4 с. 23−24.
  79. ЮППутилин А. Ф. Оврагообразование на юго-востоке Западной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1988, 81 с.
  80. М.И. Почвенный покров Оренбургской губернии. // Вестник просвещения. Оренбург: 1926 № 2(5) с. 60−67- № 3(6) с. 41−50.
  81. М.И. Карта Оренбургской губернии: Почвенные районы. // Сельскохозяйственные районы и земельные нормы Оренбургской губернии. Оренбург: 1927.
  82. А.Г. Некоторые данные по м орфометрии оврагов Молдавии. // Вопросы эрозии и повышения продуктивности склоновых земель Молдавии. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, -1971. -т.7. — с. 122−137
  83. А.Г. Борьба с оврагами. М.: Колос, 1981. — 199 с.
  84. Н.А. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии. М. 1950 (впервые опубликовано в Москве в 1855 г.)
  85. Семенов-Тян-Шаньский В. П. Типы местности Европейской России и Кавказа. Зап. Имп. Русск. Геогр. об-ва. СПб.: -1915, т.51.
  86. A.C. Эродированные почвы и продуктивность сельскохозяйственных культур. Киев: 1973.
  87. В.В. Вопросы мелиорации склонов Молдавии. Кишинев: Кар-тя Молдовеняскэ. 1964, 263 с.
  88. Г. П. Водная эрозия и борьба с ней. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. -254 с.
  89. С.С. Развитие эрозионных процессов на территории Европейской части СССР и борьба с ними. Т.2.М. Л.: Изд-во. АН СССР, 1948, -246 с.
  90. С.С., Садовников И. Ф. Почвенно-эрозионная карта СССР. М.: -1968
  91. С.С. Борьба с эрозией почв и грунтов на автомобильных дорогах. // строительство дорог.-М.: 1948,№ 5
  92. П.М., Овчаренко И. Х., Захаров П. С. Гидротехнические проти-воэрозионные сооружения. -М.: Колос, 1980.
  93. Л.М., Лилеева Л. В. Защита окружающей среды при строительстве автомобильных дорог. Киев: — 1989. — 46 с. — (стр-во. Сер. Технология, организация и механизация стр-ва: Обзор. Информ. /УкрНИИНТИ, Вып. 2).
  94. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги. :Изд. Офиц. СНиП 2.05.02−85: М.: Стройиздат 1986. 52 с.
  95. К. Нарушенные земли. М.: Прогресс. 269 с.
  96. В.А., Танасиенко A.A. Черноземы Кузнецкой котловины. Новосибирск: Наука, 1983 256 с.
  97. A.C. Геоморфологические районы Чкаловской области. -В кн.: Очерки физической географии Чкаловской области. Чкаловское книжное изд-во, 1951, 222 с.
  98. Я. В. Скорченко В.Ф. Автомобильные дороги и окружающая среда. Киев: Вища школа, 1983, 159 с.
  99. В.Д. Оценка почвозащитной устойчивости и продуктивности агроландшафта сухой степи. // Степи Евразии Мат. межд. сипозиума.- Оренбург: 1997, с. 149.
  100. A.A. Вопросы охраны и преобразования ландшафтов Общего Сырта, — В кн.: Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Урала. Свердловск: -1978.
  101. A.A. Сохранить неповторимые ландшафты Оренбуржья. В кн.: -Природа и мы. Челябинск: ЮУКИ 1980.
  102. A.A., Хоментовский A.C., Геев А. Я. Преобразуем родной край.1. Челябинск: ЮУКИ, 1981.
  103. A.A. Методика ландшафтно-мелиоративных исследований. В сб.: Прикладные аспекты изучения современных ландшафтов. Воронеж. Изд-во Воронежского университета, 1982 с. 156.
  104. A.A. Зеленая книга степного края. Челябинск: ЮУКИ, 1983.
  105. Т.С., Елькин Ю. А. Формирование фитоценозов на нарушенных промышленностью землях.: Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991- 218 с.
  106. Ф.Х. Агроландшафтное обоснование комплекса противоэрози-онной защиты земель. В кн.: Теоретические основы противоэрозион-ных мероприятий. Тез. докл.-Всесоюзн. Конф. Одесса: 1979.
  107. Г. И. Теоретические основы эрозиоведения. Киев Одесса: Вища школа, 1981.
  108. Г. И. Формирование водной эрозии, стока наносов и их оценка. JL: Гидрометеоиздат, 1974, 184 с.
  109. Н.К. Борьба с эрозией почв и земледелие на склонах. Донецк: 1968.
  110. М., Яматера Й. Озеленение крутых откосов вдоль дорог Сэкисуй кагаку когё к.к. Япон. Пат. Кл. 86(2) В311, (А01 с. 7/оо), № 53−18 807, заявл. 19.01.68, № 43−3114, опубл. 17.06.78.
  111. Мацу нага К. Работы по укреплеию откосов автомобильной дороги Тюю-ку. // Добоку сэко, 1974, 15 № 13, с. 97−108
  112. Т., Кондо К. Защита верхнего слоя грунта Тоа госэс кагаку когё к.к. Япон. Тат.кл. 87А15 (Е01С 13оо № 54−12 744, заявл. 16.10.73. № 48−116 028. Опубл. 25.05.79
  113. Д., Накаяма Т., Кадзия Ю. Разрушение откосов автомобильных дорог. // Токё-то добоку гидзюцу кэнкюсё нэмпо, Токио, 1973 с. 153−165.
  114. С. Метод предохранения дорожных откосов от эрозии. Япон пат., кл. 86(2) В31 (Е02Д 31/оо), № 52−49 245, заявл. 2.02.70, № 45−8452, опубл. 15.12.77
  115. И. Способ и приспособление для посадки растений на дорожных откосах с целью их защиты от эрозии К.-к. Тэнрю искэн. Япон. пат., кл. 86(2) В311, (Е 02 Д 17/20), № 52−49 246, заявл. 22.09.73, № 48−107 162, опубл. 15.12.77
  116. К. Устройство блоков для укрепления откосов при строительстве дорог, береговых стенок и т.д. Япон. пат. Кл. 86(2) В232−1, (Е02Д 292), № 50−33 323, заявл. 16.10.70, № 45−90 760, опубл. 29.10.75
  117. X., Маэхори Ю. Укрепление склонов и откосов. // Доро, 1976,. -№ 422 р. 93−98
  118. Machan G., Sonier L.R. Laboratory study of the effectiveness of cement nud of lime stabilization for erosion control. // Transp. Res. Ree., 1977 № 641, p. 24−28.
  119. Marschall C.I. There’s a track winding back. // Soil conservation serv. n.s.w. 1982, 38 № 2 p. 81−84.
  120. Miller A.C., Daily D.A. Rainfall factors that affect erosion. // Transp. Res. Ree., 1977, № 642, p. 57−61.
  121. Nebauer N.R., Good R.B. Stabilization of road batters and associated disturbed areas during and after construction. // Soil Conserv. Serv. N.S.W. 1973, 29 № 2 p. 90−102.
  122. Rudelstorfel K., Tiefenthaler H. Der Umweltschutz in der Dringlichkeitsrei-hung der osterreichischen Bundesstaben. // Ost err. flig.-z., 1978, 21, № 4, s.107.114.
  123. Urban V., Wodicka L., Uceseny J., Mostecky J. Spusob zpevnovani svahu a povrchu terenii. // РЖ. Ав томобильные дороги, 1976 № 3, ЗА159П
  124. White В. Road erosion. // Jn SCAN, Number 212. Soil conservation. Authority, Victoria: 1978.
  125. Woodruff G.M., Green G.T. Weeping lovegrass for highway slopes in the Virginias. // highway Res. Ree, 1972, № 411, p. 7−14.
  126. Woodtli K. Erfahrungen mit Lebendverbaumethoden in der Schweiz. // Strabe und Verkehr. 1978, 64 № 4 s. 134−139.
  127. Zak J.M., Hyde L.C. Direct seeding along highways of woody plant specied under a wood-chip mulch. // Highway Res.Rec. 1972, № 411, p. 24−27.
  128. Zak J.M., Kaskeski P.A. Flat pea for highway slopes in Massachusetts. // Transp. Res. Rec, 1974, № 506, p. 79−84.
  129. Berger R., Lloyd J.C. Roadside vegetation should be managed by following apian not by nearby responding when the public complains. // Amer. City and Connty, 1978, 93, № 6 p. 83−84.
  130. Beschta R.L. Long-Term patterns of sediment production following Road Construction and Logging in the Oregon Coast Range. // Water Resources Research. 1978, № 6, p. 1011−1016.
  131. Bechtle W. Uberflechenabflus, Bodenabtrag und Nahrstoffauswaschung in steilen Handlagen. Erosioaersuch Esslingen-Mettingen. Wasser-Boden, 1974, Lg26, H. l, s. 1−4.
  132. Reschke G. Bedenklike Bodenabtragung bei uberschturztem. Starkregen-oder Sweisewasserabfluss. Wasser-Boden, 1970, Lg. 22, H. l, S.6−10.
  133. Burroughts E.R., Chalfant G.R., Townsend M. Slope Stability in Road construction. 102 pp. U.S. Department of the Interior. // Bureau of Land Management, Portland, Oreg. 1976.
  134. Fushiny Tomomichi, Watanabe Katsura, Ezaki Tugio. On the protection work • for the cutting slop of the forest road in the Ehime University Forest. // Эхимэдайгаку ногакубу энсюрин хококу, Bull Ehime Univ. Forest, 1974 № 11,5160.
  135. Hollik M.J.I. Further aspects of roaded catchment design. // Civ. Eng. Trans. Inst. Eng. Austral. 1977, 19 №l-p.22−26.
  136. Israelsen C.E., Clyde C.G., Israelsen E.K., Parcker P.E., Farmer E.E. Erosion control during highway construction manual on principles and practices. // Nat. Coop. Highway Res.Program. Rept. 1980, № 221 108 pp.
  137. Wischmeier W.H., Smith D.D. Predicting Rainfall erosion losses from cropland last of the Rocky Mountains. «Handbook», 1965, № 282, USDQ
Заполнить форму текущей работой