• Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Ионное состояние меди, кобальта и никеля в объектах окружающей среды и их биологическое воздействие на живые организмы
      • 1. 1. 1. Медь
      • 1. 1. 2. Кобальт
      • 1. 1. 3. Никель
    • 1. 2. Сорбционные методы концентрирования меди, кобальта и никеля при их определении в объектах окружающей среды
      • 1. 2. 1. Концентрирование на активированных углях
      • 1. 2. 2. Концентрирование на неорганических соосадителях
      • 1. 2. 3. Соосаждение на органических коллекторах
      • 1. 2. 4. Сорбция на модифицированных минеральных носителях
      • 1. 2. 5. Сорбция на синтетических ионообменниках
      • 1. 2. 6. Сорбция на волокнистых сорбентах
      • 1. 2. 7. Сорбция хелатообразующими сорбентами на основе полистирола
    • 1. 3. Закономерности комплексообразования ионов металлов с органическими лигандами и полимерными хелатными сорбентами
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СОРБЕНТОВ С О-АМИНО-АЗО-О'-ОКСИ- ХЕЛАТООБРА ЗУЮЩЕЙ ГРУППОЙ
    • 2. 1. Используемые сорбенты, реактивы, аппаратура
    • 2. 2. Определение констант кислотно-основной ионизации сорбентов
      • 2. 2. 1. Определение статической емкости сорбентов по иону натрия
      • 2. 2. 2. Потенциометрическое титрование сорбентов
      • 2. 2. 3. Расчет констант кислотно-основной ионизации функциональных групп сорбентов
    • 2. 3. Константы Гаммета и кислотно-основные свойства функциональных групп сорбентов
  • Глава 3. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СОРБЦИИ МЕДИ, КОБАЛЬТА И НИКЕЛЯ ПОЛИМЕРНЫМИ ХЕЛАТНЫМИ СОРБЕНТАМИ
    • 3. 1. Оптимальная кислотность среды
    • 3. 2. Зависимость степени сорбции от времени и температуры
    • 3. 3. Сорбционная емкость сорбентов по изучаемым элементам
    • 3. 4. Степень извлечения элементов и коэффициент концентрирования
    • 3. 5. Изотермы сорбции
    • 3. 6. Избирательность аналитического действия сорбентов
  • Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЗМА КОМПЛЕКСООБРАЗОВА НИЯ СОРБЕНТОВ С ИОНАМИ МЕДИ, КОБАЛЬТА И НИКЕЛЯ
    • 4. 1. Определение числа вытесняемых при сорбции протонов
    • 4. 2. Зависимость рНтах комплексообразования от рКИ0Н ФАГ сорбентов и констант гидролиза ионов металлов
    • 4. 3. Определение констант устойчивости комплексов ионов металлов с полимерными хелатными сорбентами
    • 4. 4. Обоснование предполагаемых схем процессов хелатообра-зования
  • Глава 5. КОРРЕЛЯЦИИ КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ СОРБЕНТОВ С ПАРАМЕТРАМИ СОРБЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ
    • 5. 1. Корреляции между константами Гаммета и рН50 сорбции элементов
    • 5. 2. Корреляции между кислотно-основными свойствами сорбентов и рН5о сорбции элементов
    • 5. 3. Корреляции между рКон сорбентов и константами устойчивости полихелатов
  • Глава 6. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДИК КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ И АНАЛИТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕДИ, КОБАЛЬТА И НИКЕЛЯ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • 6. 1. Выбор объектов анализа и влияние макрокомпонентов на определение микропримесей
    • 6. 2. Разработка новых методик группового концентрирования и выделения меди, кобальта и никеля из объектов окружающей среды
      • 6. 2. 1. Предварительная подготовка проб объектов анализа (воды, почвы, ила)
      • 6. 2. 2. Влияние и маскирование матричных элементов

6.2.3. Разработка методик группового концентрирования и выделения меди, кобальта и никеля сорбентом полистирол-2-амино-азо-2'-окси, 5'-нитро, З'-бензолсульфокислота с последующим их определением, А АС методом.

6.3. Использование разработанной методики при анализе объектов окружающей среды.

ВЫВОДЫ.

Физико-химическое исследование комплексообразования Cu (II) , Co (II) и Ni (II) полимерными сорбентами и их применение в анализе объектов окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медь, кобальт и никель относятся к группе токсичных тяжелых металлов. Это вызывает необходимость строгого контроля за их поступлением в окружающую среду, что требует на практике использования сравнительно недорогих, доступных, экспрессных и высокочувствительных методов определения этих элементов. Для снижения предела обнаружения микроколичеств элементов любым методом требуется предварительное концентрирование ионов металлов из больших объемов воды. С этой целью еще часто используют выпаривание больших объемов проб, осаждение, со-осаждение и т. д. При этом происходит концентрирование не только определяемых микрокомпонентов, но и матричных элементов, что снижает точность и воспроизводимость результатов. Прямое определение элементов физическими и физико-химическими методами также не всегда возможно из-за значительного влияния матричного состава пробы. Таким образом, применяемые методы анализа в ряде случаев не удовлетворяют современным требованиям по экспрессности, точности и чувствительности обнаружения следовых количеств элементов-токсикантов. Поэтому существует необходимость поиска и разработки новых способов их выделения и концентрирования.

Актуальность темы

В последние годы с целью предварительного концентрирования ионов металлов из больших объемов воды или других объектов окружающей среды нашли широкое применение сорбционные методы, особенно с использованием полимерных хелатных сорбентов (ПХС). Перспективность их применения связана с высокой избирательностью и эффективностью при количественном концентрировании из растворов сложного состава, простотой и удобством при подготовке проб для последующего определения элементов различными физико-химическими методами.

Однако в выборе и применении хелатных сорбентов все еще превалирует эмпирический подход с недостаточной разработкой теоретических и методологических основ целенаправленного синтеза и применения ПХС. Поэтому в данной работе большое внимание уделено установлению и изучению корреляций между строением и свойствами полимерных комплексо-образующих сорбентов с одной стороны и физико-химическими характеристиками их комплексов с другой. Наличие подобных корреляций между физико-химическими свойствами сорбентов и аналитическими параметрами сорбции дает возможность прогнозировать условия взаимодействия ПХС с изучаемыми нами ионами элементов. Последнее может служить теоретической основой целенаправленного синтеза, выбора и применения хелатных сорбентов в неорганическом анализе.

Данная работа была выполнена в рамках Проекта № 95−03−9 126а Российского Фонда Фундаментальных Исследований РАН: «Теоретические и экспериментальные исследования между физико-химическими свойствами органических полимерных сорбентов и аналитическими параметрами процесса сорбции микроэлементов. Разработка эффективных методов концентрирования и определения микроэлементов», а также по Единому заказу-наряду № 1.6.98 от 27 октября 1997 г. Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Цель работы.

1. Изучение физико-химических свойств ПХС и определение оптимальных условий сорбции элементов для установления закономерных связей между строением, кислотно-основными характеристиками функционально-аналитических групп (ФАГ) сорбентов, гидролизом (рКг) ионов металлов и аналитическими параметрами сорбции.

2. Разработка и внедрение в практику новых методик выделения и концентрирования микроколичеств меди, кобальта и никеля при их определении в объектах окружающей среды.

Основные задачи исследований.

— изучение физико-химических и аналитических свойств новых ПХС и процессов сорбции меди, кобальта и никеля;

— установление количественных связей между строением хелатного сорбента, природой элемента и аналитическими параметрами сорбции;

— обоснование химизма комплексообразования меди, кобальта и никеля с сорбентами;

— выбор и применение наиболее перспективных сорбентов для группового концентрирования и выделения меди, кобальта и никеля из объектов окружающей среды.

Научная новизна.

Нами систематически исследована сорбция микроколичеств Cu (II), Co (II), и Ni (II) группой новых полимерных хелатообразующих сорбентов, определены аналитические характеристики процесса (рНопт, pHso, pHmax). Для сорбентов изученного класса впервые установлены корреляции между кислотно-основными свойствами (рКион) сорбентов, константами гидролиза ионов металлов, pHso, рН01ГГ сорбции и lgKyCT хелатов. Корреляции описаны математическими уравнениями и подтверждены расчетами, позволяющими осуществлять целенаправленный прогноз выбора и применения хелатных сорбентов. Определены оптимальные условия группового концентрирования и выделения меди, кобальта и никеля из природных и сточных вод, почвы и ила. Показана перспективность использования сорбента полисти-рол-2-амино-азо-2'-окси, 5'-нитро, 3'-бензолсульфокислоты для избирательного концентрирования исследуемых элементов-токсикантов из объектов окружающей среды со сложным химическим составом.

Практическая значимость работы.

В результате проведенных исследований нами разработан экспрессный способ группового концентрирования микроколичеств меди, кобальта и никеля с помощью ПХС при анализе объектов окружающей среды. Предложенные методики предварительного концентрирования и последующего атомно-абсорбционного определения указанных элементов применены при анализе природных и сточных вод, почвы и ила в окрестностях г. Курска, водоема-охладителя Курской АЭС, пульпошламохранилшца Михайловского ГОКа (КМА, г. Железногорск).

На защиту выносятся.

1. Результаты исследования физико-химических свойств полимерных хе-латных сорбентов — производных полистирол-2-амино-азо-2'-оксибензола и условий их взаимодействия с медью, кобальтом и никелем.

2. Установленные корреляционные зависимости между кислотно-основными свойствами сорбентов, рКг ионов металлов и аналитическими параметрами сорбции (рНзо сорбции, рНтах сорбции, lg KyCT хелата).

3. Вероятный химизм реакций комплексообразования в процессе сорбции.

4. Новые методики предварительного концентрирования микроколичеств Си, Со, Ni для последующего их определения в объектах окружающей среды (природных и сточных водах, почвах, илах).

Методы исследования и контроля.

Кислотно-основные свойства новых ПХС изучены методом потен-циометрического титрования. Оптимальные условия сорбции ионов металлов определены спектрофотометрическим методом. При разработке методик предварительного концентрирования, выделения и аналитического определения ионов Cu (II), Со (П) и Ni (II) использован атомно-абсорбционный спектральный метод.

Апробация работы.

Результаты работы доложены на Международном Экологическом Форуме «Современные экологические проблемы провинции» (Курск, 4−8 июля, 1995 г.), международной конференции «Спектрохимические методы анализа объектов окружающей среды» (Курск, 4−6 сентября 1995 г.), Международном экологическом конгрессе «Экологическая инициатива — 96» (Воронеж, Россия, 22−28 сентября 1996 г.), Международном конгрессе по аналитической химии (Москва, Россия, 15−21 июня 1997 г.), XVI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии (Москва — Санкт-Петербург, 1998 г.), на заседании Московского семинара по аналитической химии (Москва, 21 декабря 1999 г.), на IV Всероссийской конференции по анализу объектов окружающей среды с международным участием «Экоаналитика-2000» (Краснодар, 17−23 сентября 2000 г.), VI Всероссийской конференции «Экологическая безопасность и здоровье людей в XXI веке» (Белгород, 1012 октября 2000 г.).

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 8 статей и 7 тезисов докладов.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, литературного обзора, пяти глав, выводов, списка использованной литературы (199 наименований) и приложений. Работа изложена на 157 страницах машинописного текста, содержит 32 рисунка и 35 таблиц.

Выводы.

1. Обобщены данные по применению в анализе объектов окружающей среды сорбционных методов концентрирования Си, Со и Ni. Показаны преимущества использования хелатных сорбентов с комплексообразующи-ми группами, привитыми к полимерной матрице посредством химической связи. Обоснована необходимость поиска новых полимерных хелатных сорбентов для группового концентрирования и выделения Си, Со и Ni при анализе объектов окружающей среды со сложным химическим составом. Приведены основные правила и закономерности комплексообразования ионов металлов с органическими реагентами и полимерными хелатными сорбентами.

2. Рассчитаны константы ионизации кислотно-основных групп сорбентов.

3. Установлены количественные корреляции между рКон и константами Гаммета ст, позволяющие проводить количественный прогноз рКон сорбентов изученной группы полимерных сорбентов.

4. Выбраны оптимальные условия хемосорбции (рН, время, температура) каждого из изучаемых элементов на семи ПХС с о-амино-азо-о'-окси-функциональной группой. Определена емкость сорбентов по исследуемым элементам в оптимальных условиях сорбции. Наиболее низкие значения рН0ПТ, рНзо, т0пт, Т° С и высокие величины СЕС и RMaKC отмечены у сорбента № 7. Построены изотермы сорбции, которые доказывают, что при вполне определенной для каждой системы концентрации происходит насыщение ФАГ сорбентов ионами элементов, т. е. протекает процесс хемосорбции, а не адсорбции поверхностью сорбента. По результатам изучения избирательности действия ПХС по отношению к исследуемым ионам элементов наиболее селективным в выбранных условиях можно считать сорбент № 7.

5. Опытным путем установлены концентрационные константы устойчивости комплексов ПХС с медью, кобальтом и никелем. Для всех систем «элемент-сорбент» определено число протонов, вытесненных в результате хелатообразования и рассчитаны рНтах образования хелатов. Расчетные рНщах комплексообразования хорошо согласуется с экспериментально найденными рНопт. Обосновано предположение о вероятном химизме процесса хелатообразования в исследуемых системах.

6. Сопоставление величин констант диссоциации гидроксильных групп сорбентов, производных полистирол-2-амино-азо-2'-оксибензола, с их физико-химическими свойствами указало на наличие линейных корреляций между:

— константами Гаммета, как для моно-, так и для дизамещенных сорбентов, и pHso сорбции элементов (а — рН50);

— кислотно-основными свойствами моно-и дизамещенных сорбентов (рКон) и pHso сорбции ионов металлов (ДрКон — АрН50);

— константами диссоциации рК0н сорбентов и константами устойчивости (lg Куст) образующихся полихелатов.

Полученные корреляционные зависимости показывают, что физико-химические свойства изученных сорбентов находятся в определенной количественной зависимости от кислотно-основных свойств рК0н, которые, в свою очередь, зависят от строения сорбента (количества и расположения заместителей различной природы). С ростом величин рКон ПХС закономерно увеличиваются pHso сорбции меди, кобальта и никеля, растет прочность образующихся полихелатов. Полученные корреляции позволяют проводить количественный прогноз физико-химических свойств сорбентов, а на его основе осуществлять целенаправленный синтез и выбор наиболее перспективных ПХС с заранее заданными свойствами. Приведен пример прогноза.

7. На основе полученных данных разработаны новые методики сорбционно-атомно-абсорбционного определения меди, кобальта и никеля в объектах окружающей среды (воде, почве, иле) с предварительным кон.

138 центрированием этих элементов на сорбенте пошстирол-2-амино-азо-2'-окси, 5'-нитро, 3'-бензолсульфокислоте. Разработанные методики апробированы при определении Си (II), Со (II) и Ni (П) в объектах окружающей среды, представленных из зон Курской области с различной степенью загрязнения. Методики показали хорошую воспроизводимость sr=0,02−0,10 при анализе образцов со сложным составом.

Новый способ предварительного концентрирования и спектрофото-метрического определения меди, кобальта и никеля в объектах окружающей среды апробирован и внедрен (акт внедрения) в практику аналитической лаборатории МУЛ «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (г. Курск).

1. Мур Дж.В., Рамамурти С. Тяжелые металлы в природных водах. -М.: Мир, 1987.-286 с.
  2. P.P. // Химия окружающей среды. М.: Химия, 1982. — С.371.
  3. Н.Н., Ровинский Ф. Я., Коннов Э. Я. // Журн. аналит. химии.-1996.-Т. 51.-№ С. 384−397.
  4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Федеральный закон. М., 1994. — 26 с.
  5. В.Б., Маковская Г. В. // Журн. неорг. химии. 1968. -Т.13.-С. 1555.
  6. Справочник химика. Т. 4. M.-JL: Химия. — С. 56−57.
  7. В.А., Антонович В. П., Невская Е. М. // Гидролиз ионов металлов в разбавленных растворах. М.: Атомиздат, 1979. — 192 с.
  8. Ф., Янсен А., Тириг Д., Вюнш Г. Комплексные соединения в аналитической химии. М.: Мир, — 1975. — 531 с.
  9. Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно- бытового водопользования. М.: Мин-во здравоохранения СССР, 1983. — 31 с.
  10. The determination of trace metals in natural waters / IUPAC Anal. Chem. Division. London: Blackwell Scient. Public. — 352 p.
  11. P. Минеральные равновесия. M.: ИЛ, 1962. — 306с.
  12. Акаива Хидео // Бунсэки кагаку. Jap. Anal. 1963. — Т. 12. — С. 457−460. / Цит. по РЖХим. — 1972.
  13. J.F., Lindsay W.L., Trierweiller J.F. // Soil Sci. Soc. Am. Proc. 1966. -V. 30.-P. 723.
  14. McBride M.B., Blesiak J.J. // Soil Sci. Soc. Am. Proc. 1979. — V. 43.-P. 866.
  15. H.B., Фиалков Я. А. // Укр. хим. жури. 1950. — Т. 16. -С. 283−295.
  16. П.Н. // Гидробиол. жури. 1984. — Т.20, — № 1. — С. 69.
  17. И., Цалев Д. Атомно-абсорбционный анализ. Л.: Химия, 1983.-С. 86−105.
  18. П.Н., Набиванец Б. И. // Формы миграции металлов в пресных поверхностных водах. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 270 с.
  19. Schnitcer М., Kendorff Н. Reaction of fulvic acid with metal ions. Water, air and soil pollutions. 1981. — P. 97−108.
  20. Ф.Т., Перьа Ф. Д., Джерелл У. М. / Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. — С. 112.
  21. Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. -М.: Химия, 1984.-448 с.
  22. Дж. Элементы. М.: Мир, 1993. — С. 89.
  23. Я.М. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах. Л.: Химия, 1979. — 160 с.
  24. Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. М.: Химия, 1979. — 480 С.
  25. А.И. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека.- М.: Высшая школа, 1960. 544 с.
  26. М.Г., Габович В. Д. Микроэлементы в медицине. -М.: Медицина, 1970. 288 с.
  27. Ю.И. Минеральный обмен. М.: Медицина, 1985. — 288с.
  28. В.М., Савостина В. М. Аналитическая химия никеля. -М.: Наука, 1966.-С. 203.
  29. Г. И. Ицкова А.И. Никель. М.: Химия, 1980. — 176 с.
  30. F., Ksands Z., Heitmanek M. // Collect. Czechoslov. Chem.
  31. Commun. 1956. -V. 21. — P. 1388.
  32. Matulis J, Slizis R. // Electrochim. Acta. 1964. — V. 9. — P. 1177.
  33. В.Л., Попов А. Н. // Водные ресурсы. 1977. — № 6. -С. 192−198.
  34. Никель. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. -Разд. 108 / ВОЗ. Женева, 1990.-98 с.
  35. В.Т., Шлепнина Т. Г., Мандрыгин В. И. Контроль качества питьевой воды. М.: Колос, 1999. — 168 с.
  36. Ю.М., Юдин Н. П. Ядерная физика. М.: Наука, 1980. -С. 697.
  37. Ю.А., Кузьмин Н. М. Концентрирование микроэлементов. М.: Наука, 1982. — 288 с.
  38. Anwar М.М., Xiaoru W., Benli H. Elow-injection online sorbent extraction of Zn, Ni, Co, Mn, and its application of JCP-AES: Abstr. 5th Beijing Conf. and Exhib. Instrum. Anal. Beijing. — Oct. 9−12 // JCP Inf. Newslett. -1994.-V.19.-№ 8. -P. 520.
  39. Devi P.R., Naidu G.R.K. Enrichment of trace metals on activated carbon//Analyst. 1990. — V. 115. -№ 11. — P. 1469−1471.
  40. Dobrowolski R., Mierzwa J. Application of activated carbon for the enrichment of some heavy metals and their determination by atomic spectrometry // Vestn. Sloven. Kem. drus. 1992. — V.39. — № 1. — P. 55−64.
  41. Vanderborght B.M., Van Drieken R.E. // Bull. Soc. Chim. Belg.1977. V.86. — P.221. Цит. по РЖХим. — 1977. — 17Г208.
  42. Vanderborght B.M., Van Drieken R.E. // Int. J. Environ. Anal. Chem.- 1978. V.5. — Р.221. // Цит. по РЖХим. — 1979. — 4П96.
  43. Vanderlanoote R., Blommaert W., Gijbels R., Van Drieken R.E. // Z. Anal Chim. 1980. — V. 52. — P. 449.
  44. Ramadevi P., Naidu G.R.K., Krishnamoorthy K.R. Reconcentration of trace metals on activated carbon and determination by neutron activation // Symp. Radiochem. and Radiact. Chem., Nagpur. Febr. 5−8, 1990: Prepr. Bom-bey, 1990.-P. RA-11−1 /RA-11−2.
  45. Ambrose A.J., Ebdon L., Jones P. Novel pre-concentretion technique for the determination of trace elements in the fine chemicals // Analytical Proceedings. 1989. — V.26. -№ 11. — P. 377−379.
  46. Авторск. свидет. 1 606 903 СССР, MKH5G 01 N/28. Способ определения тяжелых металлов / А. И. Самчук, А. Т. Пилипенко, О. П. Рябушко и др.- Заявл. 05.01.89, № 4 632 355/31−26- - Опубл. 15.11.90- Бюл. № 42.
  47. Родионова Т. В, // Вестник МГУ. Химия, 1985. — № 1. — С. 70−73.
  48. А.В., Саминов A.M., Сильнов А. Ф., Квасов В. И. // Ядерно-физические методы анализа в контроле окружающей среды / Труды 3-го Всес. Совещ. Томск, 21−23 мая 1985. -М., 1987. — С. 141−151.
  49. Okutani Tabao Naganuma Akira // Bunseki kagaku. 1987. — V.36. -№ 3.-P. 216−219.
  50. Zhang Zhanxia, Hung Siewhuan // Abstr. Pap. Presented Pittsburg Conf. and Expo. Anal. Chem. and Appl. Spectrosc. Atlantic City, March 8−13, 1982.-P. 650.
  51. Toshikiro N., Hidejuki O., Mikita I., Iun S. Direct atomization spectrometry determination of Be, Cr, Fe, Co, Ni, Cu, Cd and Pb in water with zirconium hydroxide coprecipitation // Analyst. 1994. — V. l 19. — № 6. — P. 13 971 401.
  52. Ю.А., Дорохова E.H., Фадеева В. И. и др. Основы аналитической химии. Кн 1. Общие вопросы. Методы разделения. М.: Высшая школа, 1996. — 383 с.
  53. Quigley M.N., Vernon F. Comparison of coprecipitation and chelating ion exchange for the preconcentration of selected heavy metals from sea-water // Analytical Proceedings 1991. — V. 28. — № 6. — P. 175−176.
  54. B.B. Концентрирование элементов с индифферентными органическими соосадителями // Автореф. дисс. хим. наук. М., 1967. — 21 с.
  55. В.Н. Методы определения меди. Свердловск: Ме-таллургиздат, 1947. — 156 с.
  56. L.P., Ligest W.B. // Ind. Eng. Chem. 1942. — V. 14. — P. 359 361.
  57. Lan C.R., Sun Y.C., Chao J.H., Chung G., Yang M.N. Preconcentration of trace elements from natural water for analysis by neutron activation // Radioehimica Acta. 1990. — V. 50. — № 4. — P. 225−229.
  58. Ю.А., Кузьмин H.M. Экстракционное концентрирование. -М.: Химия, 1982.-272 с.
  59. А.К., Алексеева В. М. // Сб. науч. тр. ВНИИ минерал, сырья. 1975. — Вып. 14. — С. 163−174 / Цит. по РЖХим. — 1976. — 6Г178.
  60. Д.П., Блюер Н. В. // Тр. Комис. по аналит. химии АН СССР. 1960. — Т. 12. — С. 224−226.
  61. Ю. Бунсэки кагаку // Jap. Anal. 1965. — Т. 14. — С. 399−403./Н: 1966.-11Г2.
  62. В.В. Концентрирование металлов с органическими со-осадителями при анализе природных и сточных вод // Тр. ВНИИ ВОДГЕО. -М., 1986.
  63. D.E., Luttrel G.H., Sloan А.Е. // Anal. Chim. Acta. 1976. -V. 84.-P. 98−108.
  64. Д.В. и др. Сорбция ионов переходных металлов кремнеземами с привитыми малоновой кислотой и ацетилацетоном // Журн. физ. химии. 1987. — Т. 61. -№ 1. — С. 2823−2826.
  65. Г. В., Лисичкин Г. В., Иванов В. М. Сорбция цветных металлов кремнеземами с привитыми органическими соединениями // Журн. аналит. химии. 1983. — Т. 38. — С.22−32.
  66. В.М., Кудрявцев Г. В., Лисичкин Г. В., Нестеренко П. Н. Определение малых концентраций элементов. М., 1986. — С. 107−121.
  67. Ryan David К., Weber James Н. Comparison of chelating agents immobilized on glass with Chelex 100 for removal and preconcentration of trace copper (П) // Talanta. 1985. — V. 32. — № 9. — P. 859−863.
  68. Terado Kikuo, Matsumoto Ken, Inaba Torn. Preconcentration of copper, lead, cadmium and zinc ionic from water with 2-mercaptobenzotriazole loaded on glassbeads with the beaded of collodion // Anal. Chim. Acta. 1985. -V.170. — № 2. — P. 225−235.
  69. K., Watanabe H. // Analytical Scienses. 1986. — V. 2. — № 2. -P. 131−135.
  70. Ma R., Van Mol W., Adams F. Determination of cadmium, lead and copper in environmental samples. An evaluation of flow-injection on-line sor-bent extraction for flame atomic absorption spectrometry // Anal. Chim. Acta. -1994. -V. 285. № 1−2. — P. 33−43.
  71. Fang Z., Yno Т., Wels B. Determination of cadmium, lead and copper in water samples by flame atomic absorption spectrometry with preconcentration by flow-injection on-line sorbent extraction // Talanta. 1991. — V. 38. — № 6. -P. 613−619.
  72. Volkan M., Ataman O.Y., Howard A.G. Preconcentration of some trace metals from sea water on a mercapto-modefied silica gel // Analyst. 1987. -V. 112.-№ 10.-P. 1409−1412.
  73. Tong A., Yoshifumi A. Preconcentration of trace metals with 1-phenyl-3-methyl-4-stearoyl-5-pyrazolone loaded on silica gel // Analytical Scienses. 1991. -V. 7. -Pt. 1, Suppl. -P. 83−86.
  74. Samara C., Kouimtzis Th.A. Preconcentration of trace metals in natural waters with 2,2' -dipyridyl-4-amyno-3-hydrazino-5 -mercapto-1,2,4-triaz.o-lehydrazone suppoted on silica gel // Anal. Chim. Acta. 1985. — V. 174. — P. 305−311.
  75. Przeszlakowski S., Maliszewska M. Retention on some metal ions on silica gel modified with Alizarin Red S // Chemical Analysis 1992. — V. 37. -№ 5.-P. 545−550.
  76. Kosjan R. Retention of heavy metals and their separation chromotrop 2B // Chemical Analysis. -1991. V. 36. — № 3. — P. 473−481.
  77. Kosjan R. Silica gel modified with zircon as sorbent for preconcentration or elimination of trace metals // Analyst. 1994. — V. 119, № 8. — P. 18 631 865.
  78. Watanesk S., Schilt A.A. Separation of some transition-metal ions on silica-immobilized 2-pirydinecarboxaldehyde phenylhydrazone // Talanta. -1986. -V. 33. № 11. — P. 895−899.
  79. Moreira Jose, Gushikem Yoshitaca. Preconcentration of metal ions on silica gel modified with 3(l-imidozolyl)propyl groups // Anal. Chim Acta. -1985.-V. 176.-P. 263−267.
  80. Morosanova E., Velikorodny A., Zolotov Yu. New sorbents and indicator powders for preconcentration and determination of trace metals in liquid samples // Fresenius' J. Anal. Chem. 1998. — V. 361. — № 3. — P. 305−308.
  81. Определение малых концентраций элементов // Под ред. Ю.А. Зо-лотова, В. А. Рябухина. М. : — Наука, 1986. — 280 с.
  82. King Jeffrey N. Fritz James S. // Anal. Chem. 1985. — V. 57. — № 6. -P. 1016−1020.
  83. J., Mozer E. // Talanta. 1985. — V. 32. — № 7. — P. 574 576.
  84. Cheng K.L., Gun H.Y. Ligand sorption and chromatographic separation of metals with XAD-2 resin // Microchim. acta. 1978. — V. 1. — № 1−2.
  85. Sakai Yukio. Photometric determination of copper with N-(dithiocarboxy) sarcosine after preconcentration with Amberlite XAD-2 resin // Talanta. 1980. — V. 27. — № 12. — P. 1073−1076.
  86. K., Tsuji E., Kuwamoto Т., Nakayma E. // Anal. Chem. 1985. -V. 59.-№ 20.-P. 2491−2495.
  87. Iambor I., Iavorek T. Simultaneous sorption of metals with organic reagents as the preconcentration for the determination by AES // Collect. Chem. Commun. 1993. — V.58. -№ 8. — P. 1821−1831.
  88. Porto V., Sarzanini C., Mentasti E., Abollino O. On-line preconcentration system emission spectrometry with quinolil-8-ol and Amberlite XAD-2 resin // Anal. Chim. Acta. 1992. — V. 258. — № 2. — P. 237−244.
  89. Akaiwa H., Kamoto H., Ogura К., Kogura S. I I Radioisotopes. 1979. -V. 28. -№ 11. -P. 681−686.
  90. Arik N., Turker H.R. Investigation on the preconcentration of trace elements on polyacrylonnitrile // Fresenius' J. Anal. Chem. 1991. — V. — 339. -№ 12.-P. 874−876.
  91. Г. Д., Степанова H.JI., Степанов А. В. и др. Сорбционно-рентгено-флуоресцентное определение Си, Ni, Cd, Zn в почвах // Журн. аналнт. химии. 1983. — Т. 38. — № 1. — С. 33−37.
  92. В.И., Балакин С. М., Худяков И. Ф. Уральск. Политехи. Ин-т. Свердловск, 1979. — 16 с. (Деп. в НИИТЭХИМ г. Черкасы 26 сент. 1979 г., № 3081/79 Деп.).
  93. М.П. Хемосорбционные волокна. М.: Химия, 1981.-191с.
  94. А.А. Сорбенты и хроматографические носители. М.: Химия, 1972. — 320 с.
  95. Л.А., Емец Л. В., Костров Ю. А. и др. Волокна с особыми свойствами. М.: Химия, 1980. — 240 с.
  96. И.Ю. Влияние некоторых органических соединений на сорбционное извлечение тяжелых металлов при анализе вод // Вестник С.Петербург. Ун-та. Сер. 4. 1994. — № 1. — С. 107−111.
  97. Е.П. Исследование взаимодействия ионов некоторых металлов с привитым сополимером целлюлозы, содержащим тиамидные группы: Автореф.. канд. хим. наук. Харьков: ХГУ, 1980. -24 с.
  98. Л.А., Меос А. И. Волокна специального назначения. М.: Химия, 1971.-223 с.
  99. Г. П. Свойства и аналитическое применение волокнистых материалов, наполненных избирательными полимерными сорбентами, для концентрирования Au, Ag, U и РЗЭ из вод: Автореф. канд. хим. наук. М.: ГЕОХИ АН СССР, 1987. — 23 с.
  100. Г. В., Саввин С. Б. Хелатообразующие сорбенты. -М: Наука, 1984. 173 с.
  101. К.М., Копылова-Валова В.Д. Комплексообразующие иониты (комилекситы). М.: Химия, 1980. — 336 с.
  102. М.М. Ионный обмен в технологии и анализе неорганических веществ. М.: Химия, 1980. — 271 с.
  103. Г. В. Применение комплексообразующих сорбентов ПОЛИОРГС в неорганическом анализе // Журн. аналит. химии. 1990. — Т. 45.-№ 10. С. 1878−1887.
  104. Myasoedova G.V. Anwendung komplexbildender sorptionsmittel in der anorganischen analyse // GIT. 1991. — V. 35. — № 5. — P. 423−432.
  105. Myasoedova G.V., Shcherbinina N., Grebneva O. Application of fibrous materials filled with chelating sorbents to metal preconcentration in an online water analysis // Analytical Science. 1995. — V. 11. — № 1. — P. 181−182.
  106. Г. Р., Щербинина Н. И., Седых Э. М. и др. Сорбцион-ное концентрирование Си, Pb, Со, Ni, Cd из морской воды и их электротермическое атомно-абсорбционное определение в суспензии сорбента // Журн. аналит. химии. 1988.-Т. 43. -№ 11.-С. 1981−1986.
  107. Э.М., Мясоедова Г. В. Ишмиярова Г. Р., Касимова О. Г. Прямой анализ сорбента-концентрата в графитовой печи // Журн. аналит. химии. 1990. — Т. 45. -№ 10. — С. 1895−1903.
  108. Н.И., Ишмиярова Г. Р., Никитина И. Е. и др. Сорбци-онно-рентгено-флуоресцентное определение меди, никеля, цинка и хрома в сточных водах // Журн. аналит. химии. 1990. — Т. 45. — № 4. — С. 766−771.
  109. Sedykh Е., Totsy Yu., Ishmiyarova G., Ostronova M. Methods for the analysis of sorbent concentrate in graphite furnace AAS // Atomic Spectroscopy. 1994. — V. 15. — № 6. — P. 244−249.
  110. H.H., Розовский Ю. Г., Жарова B.M. и др. Органические хелатные сорбенты в неорганическом анализе // Органические реагенты и
  111. V., Sarzanini С., Mentasti Е., Abollino О. а.о. Preconcentration and inductively coupled plasma atomic emission spectrometric determination of metal ions with on-line chelating ion exchange // J. Anal. 1992. — V. 7. — № 1. -P. 19−22.
  112. Saxena R., Singh A.K., Sambi S.S. Synthesis of chelation polymer matrix by immobilizing alizarin red-S on Amberlite XAD-2 and its application to the preconcentration of Pb, Cd, Zn and Ni // Anal. Chem. Acta. 1994. — V. 295. -№ 1−2. -P. 199−204.
  113. Yebra-Biurru M.C., Bermejo-Barrera A., Bermejo-Barrera M.P. Synthesis and Characterization of a poly (amino-phosphonic acid) chelating resin // Anal. Chem. Acta. 1992. — V. 264. — № 1. — P. 53−58.
  114. Michaelis M., Logistic K., Maichin В., Knapp G. Automated on-line chelation separation technique for determination of transition elements in sea-water and salinary samples with ICP-AES // ICP Inf. Newslett 1992. — V. 17. № 12.-P. 784.
  115. Mir J., Jimenez M., Castillo J. Automatic determination of metals by thermospray chelate resin // Pittsburgh Conf. Anal, Chem. and Appl. Spectrosc. -Atlanta, March8−12th, 1993AAbstr.-Atlanta, 1993.-P. 281.
  116. Moss P., Salin E.D. Flow injection preconcentration coupled with direct sample insertion for inductively coupled plasma atomic emission spectrometry//Applied Spectroscopy. -1991. -V. 41. № 10. -P. 1581−1586.
  117. Perng Sin-Y, Cheng Shu-Xua, Kang Hsiao. Sea water analysis by ICP-AES, Ge AAS and ICP-MS // ICP Inf. Newslett. 1992. — V. 17. — № 12. -P. 784−785.
  118. Pesavento M., Biesuz R., Gallorini M., Profimo A. Sorption mechanism of trace amounts of divalent metal ions on a chelating resin containiny imi-nodiacetate groups // Anal. Chem. -1993. V. 65. — № 8. — P. 2522−2527.
  119. Quigley M.N., Vernon F. Comparison of coprecipitation and chelating ion exchange for the preconcentration of selected heavy metals from sea-water // Analytical Proceedings. 1991. — V. 28. — № 6. — P. 175−176.
  120. Iwao Ida, Yoshikawa H., Ishibashi Y., Gunji N. Trace element analysis by atomic spectrometry using chelating resin // ICP Inf. Newslett. 1990. -V. 16.-№ 7.-P. 388.
  121. Wetzel H., Patz R.H., Rotber R. Metallgehaltsbestimmung en wabri-gen losungen durch rontgenfluoreszenzanalyse an lonenaustauschern // Chem. Techn. (DDR). 1991. — V. 43. — № 9. — P. 347−350.
  122. Blain S., Apprion В., Handel H. Preconcentration of trace metals from seawater with the chelating resin Chelamine // Anal. Chim. Acta. 1993. -V. 272.-№ 1.-P. 91−97.
  123. H.H., Розовский Ю. Г., Струган И. Б. и др. Корреляции и прогнозирование аналитических свойств органических реагентов и хелатных сорбентов. М.: Наука, 1986. — 200 с
  124. Н.Н., Розовский Ю. Г., Струган И. Б. и др. / Корреляционные зависимости и прогнозирование аналитических свойств полимерных хелатных сорбентов и их комплексов с элементами // Журнал ВХО им. Менделеева. 1986. — Т. 31. — С. 104−105.
  125. Н.Н., Розовский Ю. Г., Чернова Н. В. Синтез, исследование и применение хелатообразующих сорбентов для концентрирования и определения микроколичеств элементов в природных и сточных водах // Журн. аналит. химии. 1992. — Т. 47. — № 5. — С. 787−790.
  126. Н.Н., Чернова Н. В., Розовский Ю. Г. и др. Атомно-абсорбционный анализ природных и сточных вод // Завод, лаб. 1991.- Т.57. № 12. — С. 19−20.
  127. Н.Н., Розовский Ю. Г., Чернова Н. В. и др. Групповое концентрирование и атомно-абсорбционное определение Mn, Fe, Zn, Си и Pb в питьевых и коллекторно-дренажных водах // Завод, лаб. 1992. — Т. 58. — № 3. — С. 8−9.
  128. Н.Н., Сванидзе З. С., Розовский Ю. Г. Групповое концентрирование Си, Cd, Zn, и Pb в анализе природных и сточных вод // Завод, лаб. 1993. — Т. 59. — № 2. — С. 8−9.
  129. Д.Е. Групповое концентрирование меди, кобальта и никеля полимерными хелатыми сорбентами в анализе природных и промышленных сточных вод: Автореф. канд. хим. наук. М.: РХТУ, 1999. — 26 с.
  130. А.С. 1 678 872 СССР. Способ группового извлечения Ni, Со, Cd, V из растворов / Н. Н. Басаргин, Ю. Г. Розовский, И.Э. Киселева- Заявл. 06.07.89, № 4 715 823/31−02- - опубл. 26.04.90- Бюл. № 35.
  131. А.С. 1 724 709 СССР. Способ группового извлечения Mn, Fe, Zn, Си, Pb из питьевых и коллекторно-дренажных вод / Н. Н. Басаргин, Н. В. Чернова, Ю.Г. Розовский- Заявл. 21.06.90, № 4 877 664/02/6 321- - опубл. 26.12.90- Бюл. № 13.
  132. А.С. 1 792 923 СССР. Способ группового извлечения Си, Pb, Со, Cd, Mn, Fe, Zn, Ni, Сг из природных и сточных вод / Н. Н. Басаргин, Н. В. Чернова, Ю.Г. Розовский- Заявл. 17.12.90, № 4 917 163/05- - опубл. 25.09.91- Бюл. № 5.
  133. А.С. 2 010 770 СССР. Способ группового извлечения Mn, Fe, Zn, Си, Pb из природных и сточных вод / Н. Н. Басаргин, Н. В. Чернова, Ю.Г. Розовский- Заявл. 21.06.90, № 4 841 391/26- - опубл. 18.09.91- Бюл. № 17.
  134. Жамбын Оюун. Концентрирование микроколичеств лантаноидов из минеральных объектов полимерными хелатными сорбентами. Дис.. канд. хим. наук. М.: МИТХТ, 1984. 174 с.
  135. Дорофеев Д. Н. Концентрирование свинца и марганца
  136. Л.П. Рациональные приемы составления аналитических прописей. Харьков: Изд-во ХГУ, 1966. — 67 с.
  137. Г. В., Саввин С. Б. Новые хелатные сорбенты и применение их в аналитической химии // Журн. аналит. химии. 1982. -Т.37. -№ 3. -С.499−519.
  138. К.М., Пашков А. В., Титов B.C. Ионообменные высокомолекулярные соединения. М.: Химия, 1960. — С. 85−92.
  139. Г. В., Елисеева О. П., Саввин С. Б. Хелатные сорбенты в аналитической химии // Журн. аналит. химии. 1971. — Т. 26. — № 11. — С. 2172−2187.
  140. Ф. Иониты. Основы ионного обмена. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — 244 с.
  141. А.К., Пилипенко А. Т. Фотометрический анализ. Общие сведения и аппаратура. М.: Химия, 1968. — 388 с.
  142. В.Д. Теоретическое исследование комплексообразования в ряде аналитических систем // Применение органических реагентов в фотометрическом анализе. Вып. 2. Курск: Изд-во КГПИ, 1969. — С. 35−46.
  143. В.Д. Расчет рН максимального экстрагирования комплекса // Применение органических реагентов в фотометрическом анализе. Вып. 2. Курск: Изд-во КГПИ, 1969. — С. 149−153.
  144. В.Д. Математическое описание аналитических реакций ионов металлов, гидролизующихся по двум ступеням, с одно- и двухосновными органическими реагентами // Журн. аналит. химии. 1979. — Т. 34. -№ 11. -С. 2101−2112.
  145. М. Ионообменники в аналитической химии. Ч. 1. М.: Мир, 1985.-264 с.
  146. П.П. Приготовление растворов для химико-аналитических работ. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 311 с.
  147. Г., Флашка Г. Комплексонометрическое титрование. М.: Химия, 1970. — 360 с.
  148. Краткий справочник по химии. Киев- Изд-во АН УССР, 1963.455 с.
  149. А.К., Пилипенко А. Т. Колориметрический анализ. M.-JL: Госхимиздат, 1951. — 387 с.
  150. Н.Г., Горбунов Г. В., Полянская H.JI. Методы исследования ионитов. М.: Химия, 1976. — 208 с.
  151. А., Сержент Е. Константы ионизации кислот и оснований. М.: Химия, 1964. — 180 с.
  152. А.П., Федотова О. Я. Лабораторный практикум по технологии пластических масс. Ч. 2. М.: Высшая школа, 1977. — С. 172.
  153. К. Статистика в аналитической химии. М.: Мир, 1994.-268 с.
  154. С.Б., Кузин Э. Л. Электронные спектры и структура органических реагентов. М.: Наука, 1974. — 277 с.
  155. О.П., Сорочан A.M., Саввин С. Б., Мясоедова Г. В. // Журн. неорг. химии. 1980.- Т. 35. — № 6. — С. 1074−1080.
  156. Е.В., Дедков Ю. М., Ермаков А. Н. и др. // Журн. аналит. химии. 1971. — Т. 26. — № 7. — С. 1266−1276.
  157. А.С., Темникова Т. И. Теоретические основы органической химии. JL: Химия, 1991. — 560 с.
  158. Н.Н., Розовский Ю. Г., Занина И. А. Теоретические и практические вопросы применения органических реагентов в анализе минеральных объектов. М.: Наука, 1976. — С. 3−41.
  159. Н.Н. Исследование в области корреляционных зависимостей и прогнозирования аналитических свойств органических фотометрических реагентов: Автореф. д-ра хим. наук. М.: МГУ, 1975. — 37 с.
  160. Э.Р., Басаргин Н. Н., Карпушина Г. И., Розовский Ю. Г. Корреляция рН сорбции свинца с кислотно-основными свойствами полимерных хелатных сорбентов // Журн. неорг. химии. 1999. — Т. 44. — № 5.-С. 716−718.
  161. Н.Н., Оскотская Э. Р., Розовский Ю. Г. и др. Корреляция кислотно-основных свойств полимерных хелатных сорбентов и рН^ сорбции цинка и кадмия // Журн. неорг. химии. 1998. — Т. 43. — № 7. — С. 11 201 125.
  162. Э.Р., Басаргин Н. Н., Игнатов Д. Е., Розовский Ю. Г. Закономерности хелатообразования Си, Со, Ni полимерными хелатными сорбентами // Журн. неорг. химии. 1999. — Т. 44. — № 6. — С. 892−894.
  163. JI. Основы физической органической химии. М.: Мир, 1972.-534 с.
  164. А., Форд Р. Спутник химика. М.: Мир, 1976. — 541 с.
  165. Zollinger Н., Buchler W, Witter С. // Helw. chim. acta. 1953. — V.263 с.
  166. Бек М. Химия равновесий реакций комплексообразования. М.: Мир, 1973. — 360 с.
  167. Бек М., Надьпал И. Исследование комплексообразования новейшими методами. М.: Мир, 1989. — 412 с.
  168. В.М., Громова М. И. Методы адсорбционной спектрометрии в аналитической химии. М.: Высшая школа, 1976. — С. 105 113. 179. Новаковский М. И. Лабораторные работы по химии комплексных соединений. — Харьков: Изд-во ХГУ, 1964. — 300 с.
  169. Г. Комплексообразование в растворах. М.: Химия, 1964. — 304 с.
  170. Доклад о состоянии окружающей природной среды Курской области в 1997 году. Курск, 1998. — 70 с.
  171. Н.Н., Кичигин О. В., Салихов В. Д., Розовский Ю. Г. Определение урана (VI) и тория (IV) в природных и сточных водах после предварительного концентрирования полимерными хелатными сорбентами // Заводск. лаб. — 1999. — Т. 65. — № 10. — С. 17−19.
  172. Н.Н., Дьяченко А. В., Кутырев И. М. и др. Полимерные хелатные сорбенты в анализе природных и технических вод на элементы токсиканты // Заводе, лаб. 1998. — Т 64. — № 2. — С. 1−6.
  173. Н.Н., Кутырев И. М., Дьяченко А. В. и др. Групповое концентрирование и атомно-абсорбционное определение микроколичеств тяжелых металлов при анализе объектов окружающей среды // Заводская лаборатория. 1997. — Т. 63. — № 7. — С. 1−3.
  174. Basargin N.N., Rozovsky Y.G., Kutirev I.M. a.o. Complex Method of Determination Toxic Elements in Natural and Waste Waters after Concentration with Polymer Chelatic Sorbents // Ecological Congress International Journal.1997.-Vol. l.-№ 2.-P. 23−25.
  175. Salikhov V.D., Kichigin O.V., Basargin N.N., Rozovsky Y.G. Preconcentration of Cerium (Ш) with Polymer Chelatic Sorbents in the Analysis of Environmental Samples // Ecological Congress International Journal. 1998. -Vol. 2.-№ 3.-P. 5−9.
  176. Г. В., Щербина Н. И., Саввин С. Б. Сорбционные методы концентрирования микроэлементов при их определении в природных водах // Журн. аналиг. химии. 1983. — Т. 38. — № 8. — С. 1503−1514.
  177. А.А., Муликовская Е. П., Соколов И. Ю. Методы анализа природных вод. М.: Госгеолтехиздат, 1970. — 189 с.
  178. Э., Мохаи М., Новак Д. Фотометрические методы определения следов неоганических соединений: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 359 с.
  179. Medved J., Stresko V., Kubova J., Polakovicova J. Efficiency of decomposition procedures for the determination of some elements in soil by atomic spectroscopic methods // Fresenius J. Anal. Chem. 1998. — Vol 360. — № 2. — P. 219−224.
  180. ГОСТ 28 168–89. Почвы. Отбор проб.
  181. ГОСТ 29 269–91. Почвы. Общие требования к проведению анализов.
  182. И.В., Сухан В. В. Маскирование и демаскирование в аналитической химии. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  183. Л.В. Экологогеохимическое состояние агропедоцено-зов в условиях лесостепи и региона КМА: Автореф.. канд. с.-х. наук. -Курск, 1998. 21 с.157
  184. СанПиН 4630−88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений. М., 1995. — 65 с.
  185. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве (ПДК). М.: МЗ СССР, 1985. — 31 с.