Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством функционирования экскаваторов на карьерах Монголии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На горных предприятиях Монголии в настоящее время сосредоточено большое количество горнодобывающей техники, среди которой особое место занимают одноковшовые экскаваторы ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-5А, ЭГК-4У, ЭКГ-8И, ЭКГ-10, ЭШ10.70, ЭШ15.90, ЭШ20.90 и т. д. Однако как показывают результаты исследований в условиях ГОКа «Эрдэнэт», эффективность использования экскаваторов ниже ожидаемой, а затраты на техническое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКАВАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОНГОЛИИ. ЦЕЛИ и
  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Анализ работы горнодобывающих предприятий Монголии и эффективность использования основного карьерного оборудования
    • 1. 2. Анализ систем технического обслуживания и ремонта горного оборудования.
    • 1. 3. Анализ работ, посвященных вопросам технического обслуживания и ремонта, надежности и эксплуатационной технологичности горного оборудования
    • 1. 4. Предпосылки к формированию цели работы и задачи исследований.,.^.,. 5о
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ, ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КАРЬЕРНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
    • 2. 1. Методика оценки эксплуатационной надежности экскаваторов
    • 2. 2. Методика оценки эксплуатационной технологичности и качества системы технического обслуживания и ремонта экскаваторовбб
    • 2. 3. Теоретические основы поэтапной системы технического обслуживания и ремонта экскаваторов
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МОНГОЛИИ
    • 3. 1. Исследование надежности карьерных экскаваторов работающих в условиях ГОКа «Эрдэнэт»
    • 3. 2. Исследование надежности карьерных механических лопат в условиях угольных разрезов Монголии
    • 3. 3. Исследование надежности шагающих экскаваторов в условиях угольных разрезов Монголии
    • 3. 4. Сравнительная оценка надежности экскаваторов в условиях горных предприятий Монголии
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
    • 4. 1. Исследование и оценка уровня эксплуатационной технологичности карьерных механических лопат в условиях угольных разрезов Монголии
    • 4. 2. Исследование и оценка уровня эксплуатационной технологичности шагающих экскаваторов в условиях угольных разрезов Монголии
    • 4. 3. Обобщение результатов оценки и прогнозирование трудоемкости текущих ремонтов экскаваторного парка
  • 5. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭКСКАВАТОРОВ
    • 5. 1. Исследование и оценка уровня качества системы технического обслуживания и ремонта карьерных экскаваторов в условиях ГОКа «Эрдэнэт»
    • 5. 2. Исследование и оценка уровня качества системы технического обслуживания и ремонта шагающих экскаваторов в условиях угольных разрезов Монголии
    • 5. 3. Исследование и оценка уровня качества системы технического обслуживания и ремонта карьерных механических лопат в условиях угольных разрезов Монголии
  • 6. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ МАШИН И ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПРАВДАННЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ЭКСКАВАТОРОВ В УСЛОВИЯХ МОНГОЛИИ
    • 6. 1. Динамика надежности экскаваторов на интервале их сроков службы
    • 6. 2. Взаимосвязь основных показателей работы экскаваторов со сроками их службы
    • 6. 3. Оптимизация сроков службы экскаваторов на карьерах Монголии
    • 6. 4. Прогнозирование затрат на эксплуатацию машин с учетом заданного уровня надежности экскаваторов
  • 7. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 7. 1. Рекомендации по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта экскаваторов в условиях Монголии
    • 7. 2. Рекомендации по организации ремонта экскаваторов
    • 7. 3. Рекомендация по выбору типа экскаваторов
    • 7. 4. Экономическая эффективность результатов выполненных исследований

Управление качеством функционирования экскаваторов на карьерах Монголии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы, Монголия вступила в новый период своего развития — переход на рыночную экономику. Главными задачами этого периода являются ускоренные темпы создания и внедрения новейшей техники и технологий в промышленности при более полном удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей народа. Важная роль в этом отводится горнодобывающей промышленности — одной из ведущих отраслей, определяющей экономическое развитие страны.

В задачах, поставленных перед горнодобывающей промышленностью Монголии, отражено требование по повышению ее экономической эффективности на основе внедрения в производство новых научных достижений, передовой техники и технологий, улучшения использования созданных производственных мощностей, модернизации действующих и строительства новых объектов.

На горных предприятиях Монголии в настоящее время сосредоточено большое количество горнодобывающей техники, среди которой особое место занимают одноковшовые экскаваторы ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-5А, ЭГК-4У, ЭКГ-8И, ЭКГ-10, ЭШ10.70, ЭШ15.90, ЭШ20.90 и т. д. Однако как показывают результаты исследований в условиях ГОКа «Эрдэнэт», эффективность использования экскаваторов ниже ожидаемой, а затраты на техническое обслуживание и ремонт машин на протяжении амортизационного срока их эксплуатации в некоторых случаях превосходят стоимость нового оборудования. Показатели использования экскаваторов в условиях угольных разрезов «Баганурский» и «Щарынгольский» намного ниже, чем в условиях ГОКа «Эрдэнэт». Простои машин в плановых и неплановых ремонтах достигают до 30% от общего календарного фонда времени, а коэффициент полезного использования времени находится в пределах 0.25−0.70. Это объясняется недостаточной надежностью машин и низким уровнем эксплуатационной технологичности оборудования, а также несовершенством действующей системы технического обслуживания и ремонта экскаваторов. Все это усугубляется длительными амортизационными сроками службы оборудования и специфическими условиями эксплуатации машин. Как правило, экскаваторы в Монголии работают в условиях сурового резко континентального климата с большими амплитудами колебания температур от -50 до +40С, уровнем относительной влажности воздуха до 68%, со скоростью ветра 10−20м/с. Средняя крепость разрабатываемых горных пород изменяется в пределах 3:16 шкалы проф. М. М. Протодьяконова. Все это является причиной появления дополнительных динамических нагрузок в основных узлах машин, что способствует интенсивному изнашиванию оборудования.

Действующая в отрасли система технического обслуживания и ремонта экскаваторов, разработанная на основе рекомендаций заводов изготовителей, недостаточно полно учитывает специфику условий Монголии. Кроме того большинство карьеров не имеет собственных ремонтных баз и находятся на значительном расстоянии от других предприятий. Имеющиеся на крупных карьерах ремонтные базы не предназначены для проведения капитальных ремонтов сложного оборудования. Поэтому, из-за ограниченной возможности качественного восстановления крупных и ответственных деталей машин при капитальном ремонте экскаваторов, как правило, их заменяют новыми. Это приводит к недоиспользованию ресурса деталей и сборочных единиц и, как следствие, резкому повышению стоимости ремонтов. Так, например, в условиях ГОКа «Эрдэнэт» стоимость капитальных ремонтов экскаваторов ЭКГ-8И, проводимых лишь путем замены отдельных сборочных единиц, в 1.1-г 1.9 раз превышает первоначальную стоимость оборудования. Обеспечение предприятий новыми запасными частями затруднительно, цена на них из года в год возрастает, сроки их поставки увеличиваются и не всегда они поступают своевременно и полностью, что приводит к значительным непредвиденным простоям оборудования. Существующая разномарочность машин затрудняет применение агрегатно-узлового метода ремонта оборудования ввиду сложности своевременного приобретения и поставки запасных частей. Поэтому целесообразность проведения капитальных ремонтов в ряде случаев вызывает сомнение. Одновременно с этим серьезного совершенствования требует система технического обслуживания и ремонта экскаваторов, которая должна учитывать особенности условий Монголии. По мере увеличения добычи полезных ископаемых открытым способом на горных предприятиях Монголии все более актуальной становится проблема повышения качества функционирования экскаваторов, решение которой имеет важное народнохозяйственное значение.

Для успешного решения этой проблемы необходимо проведение комплексных исследований, охватывающих весь парк работающих экскаваторов и учитывающих специфику горных предприятий Монголии. При этом основное внимание должно быть уделено:

• исследованию уровня эксплуатационной надежности к технологичности экскаваторов, работающих в различных условиях эксплуатации с целью оценки качества функционирования машин;

• исследованию, изысканию и обоснованию наиболее рациональной системы технического обслуживания и ремонта машин с целью установления оптимальной структуры ремонтного цикла, обеспечивающей минимальную трудоемкость и продолжительность ремонтов;

• прогнозированию затрат на поддержание планируемого уровня надежности оборудования при заданной производительности машин;

• исследованию всех видов затрат на эксплуатацию оборудования в целях обоснования оптимальных сроков службы экскаваторов для специфических условий Монголии.

Решению данной проблемы и посвящена настоящая работа.

Целью работы является разработка и реализация комплекса научно-технических предложений по управлению качеством функционирования экскаваторов в условиях горных предприятий Монголии, обеспечивающих повышение уровня эксплуатационной надежности и эффективности использования машин.

Идея работы заключается в управлении качеством функционирования одноковшовых экскаваторов в условиях горных предприятий Монголии за счет повышения уровня эксплуатационной надежности и технологичности оборудования, применения наиболее эффективной системы технического обслуживания и ремонта, выбора рационального типа машин и оптимизации сроков службы оборудования.

Научные положения, выдвигаемые к защите:

• Уровень эксплуатационной технологичности карьерных экскаваторов следует оценивать с учетом коэффициента технического использования машин, дифференцированного по периодам эксплуатации экскаваторов, который, наряду с зависимостью показателей от горно-геологических условий, подготовки экскаваторного забоя и объема экскавируемых пород, дополнительно учитывает влияние резкоконтинентального климата, как одной из основных особенностей неблагоприятного воздействия факторов внешней среды на работу машин и оборудования.

•Особые условия горнодобывающих предприятий Монголии, определяемые недостаточной мощностью машиностроительной и металлургической базы, значительной разветвленностью территории при слабой развитости транспортных артерий, подтверждают эффективность поэтапной системы ремонта мощного карьерного оборудования, как наиболее полно учитывающей специфику эксплуатации машин.

• Структура ремонтного цикла экскаваторов, разработанная на основе метода комбинированного анализа, отличается тем, что учитывает фактический уровень надежности машин в конкретных условиях эксплуатации и базируется на оптимизации основных показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности машин.

•В условиях горных предприятий Монголии экономически оправданно сокращение сроков службы экскаваторов 12−13 годами с проведением лишь одного капитального ремонта машин.

•Выявленные зависимости динамики изменения. коэффициента технического использования и суммарных удельных затрат от ресурса машин, позволяют прогнозировать расходы на эксплуатацию машин в зависимости от требуемого уровня надежности и планируемой наработки в конкретных условиях использования оборудования.

•Разработанная методика комплексной оценки уровня качества системы технического обслуживания и ремонта экскаваторов позволяет обоснованно подходить к выбору рациональных вариантов структур ремонтного цикла применительно к конкретным условиям эксплуатации оборудования.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждены анализом и теоретическим обобщением большого объема (за 1976;1995 гг.) фактических данных по эксплуатации и ремонту одноковшовых экскаваторов на карьерах, а также сходимостью теоретических и экспериментальных исследований с уровнем доверительной вероятности 0.85−0.90 при относительных ошибках не более 12%, установленных на основе апробированных методов теории вероятностей и математической статистики.

Научная новизна результатов исследований состоит:

•в разработке метода оценки уровня эксплуатационной технологичности карьерных механических лопат и шагающих экскаваторов, базирующегося на удельных величинах трудовых и материальных затрат, приходящихся на единицу функционального критерия, определяемого с учетом коэффициента технического использования машин, варьируемого по периодам эксплуатации оборудования;

• в разработке метода и выборе наиболее прогрессивной системы технического обслуживания и ремонта, а также оптимальной структуры ремонтного цикла одноковшовых экскаваторов для конкретных условий эксплуатации машин;

•в установлении зависимости изменения надежности и технико-экономических показателей работы машин по ремонтным циклам от их ресурса;

•в установлении взаимосвязи комплексного показателя уровня эксплуатационной технологичности с единичными показателями, позволяющей выявить наиболее весомые единичные показатели, в частности, трудоемкости текущих и неплановых ремонтов;

•в прогнозировании затрат на эксплуатацию экскаваторов в зависимости от требуемого уровня надежности с учетом наработки машин;

•в обосновании экономически оправданных сроков службы экскаваторов для условий горных предприятий Монголии.

Методы и объекты исследований. Достижение поставленной цели осуществлялось на основе системного подхода к оценке уровня качества функционирования экскаваторов с учетом особенностей природно-климатических условий горных предприятий Монголии. Используемые методы включали теоретические обобщения и обработку экспериментальных данных. Основными объектами исследований являлись карьерные механические.

12 лопаты и шагающие экскаваторы, применяемые на руднике открытых горных работ ГОКа Эрдэнэт и угольных разрезах Баганурский и Шарынгольский.

Практическая ценность работы состоит.

•в определении фактического уровня эксплуатационной технологичности карьерных механических лопат и шагающих экскаваторов в различных условиях эксплуатации;

•в установлении факторов, оказывающих доминирующее влияние на уровень эксплуатационной технологичности одноковшовых экскаваторов;

•в выявлении наиболее эффективных типов машин для горных предприятий Монголии;

• в разработке оптимальной структуры ремонтного цикла, обеспечивающей снижение трудоемкости и продолжительности ремонтов для каждой модели экскаваторов;

•в разработке ремонтных нормативов и организационных мероприятий, направленных на совершенствование системы технического обслуживания и ремонта машин;

•в разработке методики прогнозирования затрат на эксплуатацию машин;

•в установлении экономически оправданных сроков службы экскаваторов в условиях горных предприятий Монголии.

Реализация выводов и рекомендации работы. Разработанный комплекс научно ¦¦ технических предложений по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта, организации поэтапного метода ремонта одноковшовых экскаваторов принят угольными разрезами Баганурский, Шарынгольский и рудником ГОКа Эрдэнэт. Нормативы поэтапной системы ремонта и рекомендации по выбору рациональных типов одноковшовых экскаваторов приняты горными секциями Министерства сельского хозяйства и промышленности, Государственного управления по делам минеральных ресурсов Монголии и Угольным агентством при Правительстве Монголии. По тематике выполненных исследований подготовлены и изданы учебные пособия: «Эксплуатация и ремонт горных машин», «Горно-транспортные машины», а также монография «Надежность экскаваторов», одобренные учебно-методическим советом Горного института Монгольского государственного технического университета и рекомендованные к использованию в учебном процессе. Основные разделы диссертации использовались при чтении курсов «Эксплуатация и ремонт горных машин», «Надежность горных машин», а также при курсовом и дипломном проектировании студентов, обучающихся на горных специальностях. Ожидаемый экономический эффект от внедрения в производство выводов и рекомендаций выполненных исследований составит 198.0 млн. тугриков в год.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы докладывались: на ежегодных научно-практических конференциях горной секции Монгольского государственного технического университета с 1985 по 1996 гмежвузовской конференции Керуленской экспедиции «Вопросы геологии и полезных ископаемых Центральной и Восточной Монголии» (МонГТУ Улан-Батор, 1987, 1989) — техническом совете горно-обогатительного комбината Эрдэнэт, Шарынгольского и Баганурского угольных разрезовВсесоюзной научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Система „человек-машина-среда“ в горном деле. Настоящее и будущее» (Москва, 1990) — на научном семинаре кафедры TMP Московского горного института (с 1989 -по 1991 г.) — на научно-практическом семинаре кафедры горных машин и рудничного транспорта ИрГТУ (1997 г.) — на Научном совете Института горного дела Академии наук Монголии (1997, 1998) — на заседании горногеологической службы Министерства сельского хозяйства и промышленности.

1998 г.) — на техническом совете Государственного управления по делам минеральных ресурсов Монголии (1998 г.) — на научно-техническом совете угольного агентства при Правительстве Монголии (1998 г.) — на международном симпозиуме «Неделя горняка -98» (Москва, МГГУ 1998 г.).

Публикация. По результатам выполненных исследований опубликована 1 монография, 2 учебных пособия, 34 научные статьи.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, семи глав и заключения, изложена на 282 страницах, содержит 29 рисунков, 80 таблиц, список литературы из 167 наименований, и приложения на 42 страницах.

Выводы.

1. Рекомендуемые структуры ремонтного цикла одноковшовых экскаваторов позволяют сократить трудоемкость и продолжительность ремонтов за ремонтный цикл в условиях ГОКа «Эрдэнэт» у экскаватора ЭКГ-8И соответственно на 15% и 21%- у экскаваторов ЭШ10.70 (ЭШ 15.90), ЭШ15.90 (ЭШ20.90), ЭКР8И (ЭКГ4У) и ЭКГ5А (ЭКГ 4.6), работающих в условиях угольных разрезов соответственно на 18.8%, 22.4%, 14.7%, 13.9% и 24%, 28%, 16% и 15.6%.

2. Установлено, что для одноковшовых экскаваторов в условиях горных предприятий Монголии наиболее эффективным является рассредоточенный метод ремонта, проводимый по фактическому техническому состоянию при рекомендуемой системе технического обслуживания и ремонта.

3. Сумма относительных величин комплексных показателей эксплуатационной надежности, технологичности и уровня качества системы технического обслуживания и ремонта позволяют выбрать оптимальный тип экскаваторов.

4. Общий ожидаемый экономический эффект от внедрения результатов проведенных исследований составляет 191.5 миллионов тугриков в год за счет снижения трудоемкости ремонтных работ и сокращения продолжительности простоев в ремонтах.

Заключение

.

В результате выполненных исследований в диссертационной работе осуществлены теоретическое обобщение и решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение, — разработки и реализации комплекса научно-технических предложений по управлению качеством функционирования экскаваторов на горных предприятиях с учетом специфических условий Монголии, что позволило существенно повысить надежность и эффекгивность использования машин.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Опыт эксплуатации экскаваторов на горных предприятиях Монголии показывает, что эффективность их использования ниже ожидаемой. Коэффициент использования календарного фонда времени экскаваторов находится в пределах 0.25 -:0.70, а простои в плановых и неплановых ремонтах достигают до 30% от общего фонда рабочего времени. Это объясняется недостатками в организации ведения горных работ, низким уровнем надежности и технологичности машин, несовершенством действующей системы технического обслуживания и ремонта оборудования, отсутствием научно обоснованных нормативов на ремонт машин, низким уровнем организации и качества ремонта, завышенными сроками службы оборудования, а также специфическими условиями эксплуатации экскаваторов. Кроме того разно-марочность машин затрудняет их эксплуатацию и приобретение запасных частей к ним.

2. Эксплуатационная надежность экскаваторов на карьерах Монголии независимо от конструкции машин во многом определяется суровыми резко-континентальными природно-климатическими условиями эксплуатации оборудования, которые увеличивают аварийность и снижают показатели надежности. Снижение надежности экскаваторов в зимний период обусловлено, в основном, ростом числа отказов механической части машин, на которые приходится до 60% от общего количества отказов и 53−65% от общего баланса потерь времени. Наименее надежными элементами экскаваторов являются части рабочего оборудования такие как, канаты, зубья ковша и ковш с упряжью и т. д. Установлено, что общий уровень надежности экскаваторов снижается с повышением категории разрабатываемого грунта в среднем в 1.3 -: 1.6 раза, а с понижением температуры воздуха в среднем в 1.25 -.1.45 раза. Наибольшие значения показателей надежности из рассмотренных групп машин имеют экскаваторы ЭКР8И и ЭШ10.70.

3. Доказано, что из рассмотренных групп машин горных предприятий Монголии, экскаваторы ЭКР8И и ЭШ10.70 являются наиболее перспективными, базовыми моделями, имеющими наибольшие значения уровня эксплуатационной технологичности, оцениваемого по комплексному показателю, (соответственно 0.553 и 0.827). Они требуют при эксплуатации меньших средств, времени и материалов на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.

4. Получена прямолинейная зависимость между уровнем технологичности карьерных механических лопат и шагающих экскаваторов по комплексному показателю и уровнем технологичности по определяющим единичным показателям. Исследованиями установлено, что наиболее весомое влияние на величину комплексного показателя эксплуатационной технологичности карьерных механических лопат оказывают:-удельная трудоемкость текущих и неплановых ремонтов, а на величину комплексного показателя технологичности шагающих экскаваторов-удельная трудоемкость межремонтного обслуживания и текущих ремонтов. Показатели эксплуатационной технологичности экскаваторов можно повысить за счет применения более рациональной системы ремонта и выбора оптимальной структуры ремонтного цикла.

5. Установлено, что для горных предприятий Монголии поэтапная система, является наиболее рациональной системой ремонта оборудования, как имеющая наибольшую среднюю величину уровня качества. Исходя из этого, для каждой модели экскаваторов разработана своя структура ремонтного цикла, учитывающая конкретные условия эксплуатации оборудования.

6. Установлено, что с переходом на поэтапную систему ремонта прогнозируемые годовые удельные суммарные затраты на эксплуатацию экскаваторов уменьшаются для машин типа ЭКР8И, ЭКР5А и ЭШ10.70 соответственно в 1.35 -1.6- 1.3 -1.4 и 1.46−1.76 раза. При поэтапной системе ремонта по сравнению с системой ППР трудоемкость и продолжительность ремонтов за ремонтный цикл снижаются соответственно на 13.0−22.4% и 1528% для всех моделей экскаваторов в условиях рудных и угольных карьеров. Кроме того уровень качества системы ремонта по комплексному показателю выше, чем при действующей системе ППР в среднем в 1.36−1.52 раза. Проведенный анализ подтверждает целесообразность перехода на горных предприятиях Монголии на поэтапную систему ремонта оборудования.

7. Установлено, что снижение надежности экскаваторов под влиянием срока службы машин сказывается лишь на изменения коэффициента технического использования экскаваторов и уровня затрат на выполнение ремонтных работ. Получены уравнения регрессии, описывающие эти связи и позволяющие прогнозировать основные показатели работы экскаваторов в зависимости от ресурса машин.

8. В результате выполненных исследований, учитывающих динамику технико-экономических показателей работы машин и разновременность реализуемых затрат, доказано, что в условиях горных предприятий Монголии экономически оправдано сокращение срока службы экскаваторов интервалом проведения лишь одного капитального ремонта.

9. Основные решения и рекомендации, разработанные в диссертационной работе, приняты горными службами Министерства сельского хозяйства и промышленности, Государственного управления по делам минеральных ресурсов, рекомендованы и используются проектными организациями при разработке директивных документов и в перспективном планировании по отрасли. Разработанные струкчуры ремонтного цикла для всех моделей экскаваторов приняты к реализации угольными разрезами Баганурский, Ша-рынгольский и рудником ГОКа Эрдэнэт.

10. Разработанный комплекс научно-технических предложений по управлению качеством функционирования экскаваторов на карьерах Монголии, обеспечивающий повышение надежности и эффективности использования оборудования, позволит получить экономический эффект в размере 198 млн. тугриков в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Динамические методы оценки эффективности горногопроизводства. М.: Недра, 1973. — 272 с.
  2. A.C., Онуфриев А. Н. Фондоотдача в горнодобывающей промышленности. -М.: Недра, 1978. 244 с.
  3. С.Г. Повышение надежности нефтепромыслового оборудования. М.: Машиностроение, 1972. — 160 с.
  4. А. Исследование и установление главных параметров карьера при разработке штокверкового месторождения. Канд. дисс. фонды МГИ, М.: 1987.
  5. Д.А. Сроки амортизации и обновления основных производственных фондов. М.: Наука, 1977. — 220 с.
  6. Д. Возможности ремонтных баз (на монг. языке).- Вестник техники и технологии. Улан-Батор, 1982, № 4, с. 31−34.
  7. Д., Олзийхишиг JI. Основные принципы разработки системы планово-предупредительного ремонта горно-транспортного оборудования на угольных карьерах МНР. В сб.: Доклады научной конференции преподавателей МПИ. Улан-Батор, 1983, с. 54−57.
  8. Д., Олзийхишиг JI. Принципы определения основных показателей ремонта и технического обслуживания горной техники МНР. В сб.: Доклады научной конференции преподавателей МПИ. Улан-Батор, 1984, с.39−42.
  9. Д. Современное состояние и перспективы развития угольной промышленности МНР. М.: ЦНИЭИуголь, 1984, 35 с.
  10. Д. Формирование природно-технологических комплексов и условий эффективной эксплуатации оборудования на угольных карьерах Монголии. Автореферат. МГИ, М.: 1992.
  11. Ц. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта парка основного оборудования на карьерах МНР. Канд. дисс. фонды МГИ, М.: 1979.
  12. В.Ф. и др. Нормативы на ремонт экскаваторов и дро-бильно-сортировочного оборудования. М.: Недра, 1965.
  13. В.Е., Горлин A.M., Морозов В. И. Автоматизация управления ремонтом оборудования на горных предприятиях. М.: Недра, 1986.
  14. .И. Практикум по математической обработке маркшейдер-ско-геодезических измерений. М.: Недра, 1989.
  15. П.Беляков Ю. И., Владимиров В. М. Совершенствование экскаваторных работ на карьерах. М.: Недра, 1974. — 303 с.
  16. Ю.И. Выемочно-погрузочные работы на карьерах. М.: Недра, 1987.
  17. Ю.И. Проектирование экскаваторных работ. М.: Недра, 1983.
  18. Н.Т. Экономика и организация надежности и ремонта горно-шахтного оборудования. М.: Недра, 1977.
  19. H.A., Билякович H.A. и др. Агрегатный ремонт дорожных машин. М.: Транспорт, 1984.
  20. Богомол ob М.С., Захватан Б. В. Методика обоснования сроков ремонта горного оборудования. Горный журнал. — 1972. — № 7. — с. 60−61.
  21. И.Д., Катанов Б. А. Эксплуатация горных машин и комплексов для открытых горных работ. Кемерово, 1982. — 92 с.
  22. В.Д. Исследование и совершенствование системы технического обслуживания и ремонта очистных и механизированных комплексов на основе диагностического контроля. Канд. дисс. фонды МГИ, М.: 1980.
  23. Ю.С. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования. -М.: Машиностроение, 1978.
  24. Г. А. Анализ и методика расчета структурной надежности бурового инструмента. Изв. вузов. Горный журнал. 1996. — № 2. — с. 110 114.
  25. .И., Буйный И. К., Ефимов В. Н. и др. Ремонт шагающих экскаваторов. М.: Недра, 1982.
  26. .И., Ефимов В. Н., Морозов В. И. Ремонт шагающих экскаваторов. М.: Недра, 1991.
  27. В.И., Пинчук A.B. и др. Эксплуатация и ремонт оборудования дробильных фабрик. М.: Недра, 1973.
  28. Е.С. Теория вероятности. М.: Недра, 1969.
  29. С.Д., Кубачек В. Р., Куклин Л. Г. и др. Повышение надежности и качества машин. М.: Машиностроение, 1974.
  30. Д.П. Надежность строительных машин и оборудования. -М.: Высшая школа, 1979. 400 с.
  31. П.Н., Аристов А. И. Ремонтопригодность машин. М.: Машиностроение, 1976. — 368 с.
  32. Вопросы надежности и эксплуатации машин горного и металлургического оборудования. Магнитогорск, 1974.
  33. Л.Н. Технология машиностроения и ремонт горных машин. М.: Высшая школа, 1981.
  34. .В. Исследование и оценка производственной и эксплуатационной технологичности подземных скребковых конвейеров. Канд. дисс. фонды МГИ. -М.: 1974.
  35. Временная методика оценки фактической эксплуатационной и ремонтной технологичности очистных механизированных комплексов. М.: Минуглепром, 1978.
  36. Временная методика оценки уровня качества использования экскаватора драглайна (первая редакция) Р. С. Шамсутдинов, В. И. Морозов, В. Н. Ефимов и др. Кемерово, 1984, 20 с.
  37. Временное положение о техническом обслуживании и ремонтах (ТО и Р) механического оборудования предприятий системы Министерства черной металлургии СССР. М.: Изд. Минчермета СССР, 1983.
  38. В.И. Организация производства на карьерах. М.: Недра, 1983.-232 с.
  39. В.И., Черникова Е. И. Принципы оптимального планирования ремонтов горного оборудования. // Проблемы управления горными предприятиями будущего. М.: Недра, 1972. — с. 108−111.
  40. B.C. Установление ресурсов очистных комбайнов в процессе эксплуатации и повышение эффективности их использования. Канд. дисс. фонды МГИ, М.: 1986.
  41. В.Н., Рачек В. М. Проектирование и надежность средств комплексной механизации. М.: Недра, 1986.
  42. В.Н. Теоретические и экспериментальные исследования надежности выемочных комплексов и агрегатов. Докт. дисс. фонды МГИ, -М.: 1973.
  43. Л.Я. Техническое обслуживание и ремонт горношахтного оборудования. М.: Недра, 1984. — 221 с.
  44. В.А., Троп А. Е. и др. Эксплуатационная надежность и техническое обслуживание экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. Свердловск. Изд. СГИ, 1971.
  45. В.А., Троп А. Е. Надежность горного оборудования и эффективность его использования. М.: Недра, 1974. — 80 с.
  46. И.В. Исследование и повышение эксплуатационной технологичности одноковшовых карьерных экскаваторов. // Автореферат диссертации канд. техн. наук / МГИ. М.: Изд-во МГИ, 1978. — 14 с.
  47. А.И. Ремонт роторных экскаваторов и комплексов. М.: Недра, 1978.
  48. ГОСТ 27.002 83. Надежность в технике. Термины и определения. Взамен ГОСТ 13 377– — 75. Введ. 01.07.1984.
  49. ГОСТ 15 468 79. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Основные положения. Взамен ГОСТ 16 468– — 70. Введ. 01.01.1980.
  50. Н.М. Экономическое обоснование эффективной организации технического обслуживания карьерного автотранспорта. Канд. дисс. фонды МГИ, -М.: 1989.
  51. А.Н. Определение коэффициентов весомости при комплексной технико-экономической оценке машин и оборудования. // Изв.вузов. Горный журнал. 1992. — № 12. — с.82−93.
  52. А.И. Разработка способа повышения уровня организации производства на ремонтных заводах. // Автореферат диссертации канд. техн. наук / Караганда, 1980. 17 с.
  53. Н.Г. Экскаваторы. // Общие вопросы теории, проектирования, исследования и применения. М.: Машиностроение, 1969.
  54. Н.Г., Новиков Б. А. Определение потребительских качеств мощных одноковшовых экскаваторов с целью корректировки их амортизационного периода. // Изв.вузов. Горный журнал. 1974. — № 3. — с. 110−113.
  55. A.C. Эксплуатация и ремонт дробильного оборудования. -М.: Недра, 1972.
  56. C.B. Анализ потока отказов механического оборудования карьерных экскаваторов. // Изв. вузов. Горный журнал. 1991. — № 2. — с.89−94.
  57. В.А., Колобердян Н. Г. Экономика ремонта карьерного оборудования. Киев.: Технжа, 1974.
  58. Дьяконов В. П Справочник по алгоритмам и программам для персональных ЭВМ. М.: Наука, 1987.
  59. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Недра, 1987.
  60. В.А. Исследование карьерных роторных экскаваторов с целью повышения их эксплуатационной надежности. // Автореферат диссертации канд. техн. наук / М.: МГИ, 1972. — 21 с.
  61. В.Н. Исследование ремонтопригодности шагающих экскаваторов и разработка способов их повышения (применительно к условиям комбината «Кемеровуголь»)// Автореферат диссертации канд. техн. наук / -М.-.МГИ, 1973.-22 с.
  62. В.М. Проблемы открытого способа добычи угля и пути ее решения в Российской Федерации. Уголь. 1992. — № 10. — с. 3−9.
  63. JI.A., Саяпин A.A. Агрегатный ремонт лесных машин. -М.: Лесная промышленность, 1970.
  64. В.Н., Скобло Г. И. Некоторые итоги работы экскаваторов большой единичной мощности. Уголь. 1982. — № 2. — с.24−26.
  65. В.Г. Повышение надежности угольных предприятий в условиях перехода к рыночному отношению. // Изв.вузов. Горный журнал. -1994. -№ 4. -с.82−88.
  66. И.П., Журавлев С. Н. Комбинированный метод построения оптимальной периодической системы ремонтов сложных восстанавливаемых устройств // В кн. Надежность и контроль качества. Вып. № 9. 1971.-е. 14−26.
  67. Исследование вопросов повышения работоспособности узлов экскаватора, подверженных интенсивному износу // промежуточный отчет/ -Караганда.: 1979.
  68. М. Г. Изыскание способов повышения уровня ремонтопригодности очистных комбайнов // Автореф. дисс.канд. техн. наук /-М.:МГИ, 1978.-19 с.
  69. JI.E. Эффективность основных фондов в горной промышленности .-М.: Недра, 1981.-231 с.
  70. С.Е. Амортизация и сроки службы машин и оборудования в строительстве М.: Стройиздат, 1975.-240 с.
  71. P.C. и др. Определение сроков замены угледобывающего оборудования с помощью графического метода динамического программирования // Изв. вузов. Горный журнал. 1975. -№ 6. — с 43−48.
  72. В.Д. Повышение интенсивности эксплуатации и надежности очистных комбайнов за счет совершенствования технического обслуживания и создания рационального обменного фонда. Канд. дисс. фонда МГИ, М.: 1981.
  73. Капитальный ремонт горношахтного оборудования /
  74. B.И.Остапенко, В. И. Попов, В. И. Морозов, Б. П. Воробьев. М.: Недра, 1986.
  75. .А. и др. Конструкции горных машин для открытых работ / Катанов Б. А., Сафохин М. С., Астахов A.B.- M.: Недра, 1970, — 259с.
  76. Кваша Я. Б, Фактор времени в общественном производстве.- М.: Статистика, 1979.-152с.
  77. А.Н., Горлин A.M. и др. Техническое обслуживание и ремонт горношахтного оборудования. М.: Недра, 1987.
  78. B.C. Исследование и установление рациональных режимов технического обслуживания роторных комплексов // Автореф. дисс.канд. тех. наук /-М.: МГИ, 22с.
  79. A.C. Экономика ремонта машин. -М.: Машиностроение, 1970.-216 с.
  80. Комплексное использование медно-молибденовых руд // Труды совещания. Ереван.: 1970.
  81. Кос И.И., Зорин В. А. Основы надежности дорожных машин. -М.: Машиностроение, 1978.
  82. Кох П. И. Ремонт экскаваторов. -М.: Недра, 1979. -381с.
  83. Кох П. И. Надежность механического оборудования карьеров. -М.: Недра, 1978. -189с.
  84. Кох П. И. Надежность горных машин при низких температурах. -М.: Недра, 1972, — 194с.
  85. Кох П. И. Климат и надежность машин. -М.: Машиностроение, 1981. -175с.
  86. Ю.Д., Солод C.B., Хазанов Х. И. Повышение надежности горных выемочных машин. М.: Недра, 1989.
  87. Ю.Д. Роль человеческого фактора в формировании надежности работы участков горных предприятий. Уголь. -1991. -№ 6. -с.42−43.
  88. Критерии предельных состояний элементов механической и гидравлической систем карьерного оборудования (1-я редакция). -М.: ИГД им. A.A. Скочинского, 1987.
  89. Э.С., Боголюбов М. В. Техническая диагностика состояния горного оборудования. М.: Изд. ЦНИЭИ уголь, 1976.
  90. В.Р., Куклин Л. Г. Основы надежности горных машин. -Свердловск.: Изд. СГИ, 1982.
  91. В.Р. Повысить надежность и долговечность горного оборудования // Изв. вузов. Горный журнал. -1963. -№ 6 с.83−85.
  92. Ф.И. Задачи обеспечения надежности технических систем. -М.: Радио и связь, 1982. -176с.
  93. A.A. Мощные экскаваторо-автомобильные комплексы карьеров. -М.: Недра, 1980.-317 с.
  94. В.М. Исследование и разработка методики выбора структуры комплекса технических средств управления капитальным ремонтом горно-шахтного оборудования // Автореф. дисс.канд. техн. наук / -М.: МГИ, 1976.-21 с.
  95. .И. Установление необходимого уровня качества выемочных комбайнов на стадии проектирования. // Автореф. дисс.канд. техн. наук / -М.: МГИ, 1972.
  96. Е.А. Экономика, организация и планирование ремонта горных машин. М.: Недра, 1980.
  97. Е.А. Планирование развития специализации ремонтных предприятий угольной промышленности. -Киев.: Вища шк, 1979.-160 с.
  98. Г. Н. Исследование и изыскание методов контроля ресурса элементов машин роторных комплексов // Автореф. Дисс.канд. техн. наук / -М.: МГИ, 1976.
  99. Ф.П., Калашников А. Т. Механизация вспомогательных и ремонтных процессов.-М.: Недра, 1984.
  100. Д.Е., Макаров А. П. Эксплуатационная технологичность карьерных экскаваторов в условиях совершенствования ТОР машин // Изв. вузов. Горный журнал.-1991.-№ 9.-с.94−96.
  101. Д.Е. Повышение надежности и эффективности использования экскаваторов на карьерах севера // Изв. вузов. Горный журнал.-1995,-№ 5.-с.77−80.
  102. Д.Е. и др. Повышение надежности экскаваторов организацией рациональной системы технического обслуживания // Изв.вузов. Горный журнал. -1974.-№ 10.-с. 109−111.
  103. Д.Е. Надежность карьерного оборудования, работающего в суровых климатических условиях (учебное пособие).- Иркутск.: ИЛИ, 1975,-42 с.
  104. Д.Е. К вопросу управления надежностью карьерного оборудования в период эксплуатации // Вопросы разработки месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири. Иркутск.: 1975. — с. 106−112.
  105. Ю.Махно Д. Е. и др. Надежность карьерных экскаваторов и станков шарошечного бурения в условиях Севера. // Махно Д. Е., Шадрин А. И. М.: Недра, 1976. — 167 с.
  106. Ш. Махно Д. Е. и др. Механизация вспомогательных работ при ремонте экскаваторов / Махно Д. Е., Горбунов И. В., Анисимов А. И. М.: ЦНИИЭИуголь, 1982. — 34 с.
  107. Д.Е. Динамика изменения технических параметров и уровня надежности экскаваторов в зависимости от ресурса машин. // Изв.вузов. Горный журнал. 1983. — № 1. — с.74−77.
  108. П.Махно Д. Е. Прогнозирование эксплуатационной производительности карьерных экскаваторов в условиях Севера // Изв.вузов. Горный журнал. 1983. -№ 2. -с.79−81.
  109. Д.Е. Эксплуатация и ремонт карьерных экскаваторов в условиях Севера. М.: Недра, 1984. 133 с.
  110. Д.Е. Ремонт и управление карьерными экскаваторами в условиях низких отрицательных температур // Учебное пособие. Иркутск / ИЛИ, 1985.-48 с.
  111. Д.Е. и др. Прогнозирование оптимальных сроков службы карьерных экскаваторов в условиях Севера / Махно Д. Е., Мейеров Б. М., Краковская JI.H. // Изв.вузов. Горный журнал. 1984. — № 3. — с.92−95.
  112. Д.Е., Шадрин А. И. Эксплуатация и ремонт механических лопат в условиях Севера. М.: Недра, 1992.
  113. И8.Махно Д. Е., Шадрин А. И. и др. Техническое обслуживание и ремонт экскаваторов на карьерах Севера // Организация и механизация. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. — 200 с.
  114. Д.Е. и др. Методика расчета оборотного фонда для обеспечения планового ремонта экскаваторов // В сб. «Механизация и электрификация горных работ». Часть I, Иркутск.: 1974, с. 113−116.
  115. H.B. Краткий справочник по открытым горным работам. -М.: Недра, 1982.
  116. Н.В. Проблемы развития горно-добываюшей промышленности и направления технической политики // Уголь. 1981. -№ 3. -с.11−13.
  117. H.H., Павлович Т. В. Влияние температурного фактора на качество изготовления и эксплуатацию экскаваторов. Уголь. 1974. № 3.- с. 30 32.
  118. В.И. и др. Организация обслуживания и ремонт горных машин / Учебное пособие. М.: МГИ, 1982. — 56 с.
  119. В.И. Оценка качества использования драглайнов // В кн. Повышение качества горного оборудования. М.: МГИ, 1988.
  120. Ц., Пурэвтогтох Б., Хайдав А. Некоторые результаты исследования эксплуатации основного оборудования рудника открытых горных работ «Эрдэнэт» // Ученые записки МонПИ. 1986. — № 2/4. — с. 127−134.
  121. Ц. Исследование надежности экскаваторов карьера ГОКа Эрдэнэт // В кн. Вопросы геологии и полезных ископаемых Центральной и Восточной Монголии. -УБ.: 1987, с. 112−113.
  122. Ц. К вопросу совершенствования системы технического обслуживания и ремонта горных машин // Ученые записки МонПИ. 1988.- № 1/7. -с.93−97.
  123. Ц., Пурэвтогтох Б., Хайдав А. Некоторые результаты исследования надежности шагающих экскаваторов Баганурского угольного разреза // Ученые записки МонПИ. 1988. — № 2/8. — с.85−90.
  124. Ц. Изменение технических параметров экскаваторов в условиях МНР // В сб. Проблемы механизации и электрификации горных работ. М.: МГИ, 1990. — с.79−84.
  125. Нанзад Ц Структурная классификация систем технического обслуживания и ремонта горного оборудования // Ученые записки МонПИ./-1992.-№ 1/14-,-с.49−52.
  126. Ш. Нанзад Ц., Русихин В. И. Оценка уровня качества системы технического обслуживания и ремонта экскаваторов в условиях МНР // Ученые записки МонПИ. 1992.-№ 1/14-с.70−75.
  127. Ц., Пуровтогтох Б. К вопросу оптимизации структуры ремонтного цикла // Ученые записки МонТУ. 1992. № 2/15.-с.58−60.
  128. Ц., Пуровтогтох Б. Стратегия проведения технического обслуживания и ремонта горного оборудования // Ученые записки МонТУ. 1992.-№ 2/15.-с.61−65.
  129. Ц., Дорж Г. К вопросу исследования надежности шагающих экскаваторов в условиях Монголии. // Вестник техники и технологии 1990.-№ 1.
  130. Ц. Влияние сроков службы экскаваторов на уровень их эксплуатационной надежности. // Проблемные вопросы развития горного производства Сибирских регионов: Сб.науч. тр./ ИрГТУ, Иркутск. 1996. -с.52−54.
  131. Ц., Махно Д. Е. К вопросу повышения качества функционирования экскаваторов на горных предприятиях Монголии. // Проблемные вопросы развития горного производства Сибирских регионов: Сб.науч. тр./ ИрГТУ, Иркутск. 1996. — с. 54−56.
  132. Оборудование для механизации производственных процессов на карьерах / Под. ред. B.C. Виноградова. -М.: Недра, 1974.-376 с.
  133. A.A. Исследование надежности и установление рациональных методов технического обслуживания роторных комплексов // Автореф. дисс.канд. техн. наук/-М.: МГИ, 1973.
  134. Повышение надежности карьерного оборудования, работающего в суровых условиях Севера / Заключительный отчет /.- Иркутск.: 1978.
  135. Р.Ю. Горные машины и комплексы для открытых горных работ. -М.: Недра, 1985.
  136. Положение о ППР оборудования и транспортных средств на предприятиях цветной металлургии СССР.-М.: Недра, 1984.
  137. К.В. Оценка и разработка способов повышения ремонтной технологичности карьерных механических лопат // Автореф. дисс.канд.техн. наук/-М.: МГИ, 1987.
  138. Поэтапная система ремонта карьерных экскаваторов-М.: изд-во. МГИ, 1978.
  139. Иб.Радквич Я. М. Исследование и установление уровня качества забойных скребковых конвейеров // Автореф. дисс.канд.техн. наук / -М.: МГИ, 1971.
  140. Разработка и ввод в эксплуатацию комплекса задач учета анализа, планирования технического обслуживания и текущего ремонта одноковшовых экскаваторов Нерюнгринского разреза ПО «Якутуголь» / промежуточный отчет/ п.Ильинское.: 1984.
  141. Г. С. Вероятностные методы расчета надежности, профилактики и резерва горных машин. М.: Недра, 1970.
  142. В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. М.: Недра, 1980. — 631 с.
  143. В.И. Эксплуатация и ремонт механического оборудования карьеров. М.: Недра, 1982.
  144. В.И. Исследование надежности и установление рациональных межремонтных периодов одноковшовых экскаваторов в условиях КМА // Автореф. дисс.канд.техн. наук / М.: МГИ, 1978.
  145. H.H. Вопросы ремонтопригодности машин. М.: Знание, 1970.
  146. В.И., Гетопанов В. Н., Шпильберг И. Л. Надежность горных машин и комплексов. М.: Изд-во МГИ, 1972.
  147. Г. И. Оценка качества горных машин. М.: Изд-во МГИ, 1978.
  148. Г. И., Морозов В. И., Русихин В. И. Технология машиностроения и ремонт горных машин. М.: Недра, 1988.
  149. Справочник механика открытых горных работ / монтаж, техническое обслуживание и ремонт оборудования / Под ред. Щадова М. И. М.: Недра, 1987.
  150. Справочник механика открытых горных работ / экскавационно-транспортные машины цикличного действия / Под ред. Щадова М. И. М.: Недра, 1989.
  151. Теория и практика открытых разработок / Н. В. Мельников, А. И. Арсентьев, М. С. Газизов и др. М.: Недра, 1973. — 636 с.
  152. Е.М. Разработка рациональных межремонтных периодов и структуры ремонтного цикла конусных дробилок железорудных предприятий // Автореф. дисс.канд.техн. наук / М.: МГИ, 1974.
  153. П.И. Интенсификация использования оборудования на карьерах. М.: Недра, 1980. — 219 с.
  154. B.C. Проектирование карьеров. М: Недра, 1980. — 336 с.
  155. Ю.А. Экономические методы управления горной промышленности. М.: Недра, 1977. — 295 с.
  156. А.И. Исследование надежности и оптимизации параметров технического обслуживания и ремонта // Канд. дисс. фонды МГИ, М.: 1978.
  157. А.И. Влияние климатических факторов на надежность карьерных экскаваторов // В сб. «Вопросы вентиляции, борьбы с производственной пылью и безопасности труда «/ Иркутск.: Изд-во ИЛИ, 1975.
  158. А.И., Махно Д. Е. Поддержание оптимальной надежности карьерного оборудования в эксплуатации // В сб. «Автоматизированные системы управления горным производством» Иркутск.: Изд-во ИЛИ, 1974.
  159. П.М. Технология производства и ремонт горных машин. -К.: Вищашк., 1986.
  160. И.А. Эксплуатация и ремонт оборудования шахт. -М.: Недра, 1987.
Заполнить форму текущей работой