Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, применяемых для лечения мочекаменной болезни (уролитиаза) в Ставропольском крае

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектами исследования явились показатели деятельности аптечных и медицинских учреждений СК по лекарственному обеспечению больных урологического профиля. Исходной информацией служили' данные информационно-аналитического центра МЗ СК 199 912 006гг. о распространенности урологических заболеваний и их влияние на социально-демографические показатели в крае за 1995;2006гг., анкеты, заполненные… Читать ещё >

Содержание

  • список СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований рынка лекарственных средств
    • 1. 1. Основные принципы и направления фармацевтического маркетинга, методология выполнения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке
    • 1. 2. Современное состояние1 научных исследований по совершенствованию лекарственного обеспечения больных, страдающих урологическими заболеваниями
    • 1. 3. Анализ медицинской и лекарственной помощи больным мочекаменной болезнью.-29г
    • 1. 4. Этапы, и методологические подходы к проведению маркетинговых исследований рынка лекарственных средств, для лечения мочекаменной' болезни
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Анализ современного состояния здоровья населения Ставропольского края
    • 2. 1. Изучение и оценка основных медико-демографических показателей
  • Ставропольского края
    • 2. 2. Изучение и оценка основных медицинских показателей в разрезе заболеваемости органов мочеполовой системы в Ставропольском крае
    • 2. 3. Обеспеченность медицинскими кадрами (врачами-урологами) учреждений здравоохранения Ставропольского края
    • 2. 4. Анализ потребительского поведения больныхуролитиазом
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Исследования регионального фармацевтического рынка лекарственных средств, применяемых для лечения больных уролитиазом
    • 3. 1. Характеристика ассортимента лекарственных средств для лечения мочекаменной болезни
    • 3. 2. Анализ ассортимента лекарственных средств для лечения мочекаменной болезни, представленных на рынке лекарственных средств Ставропольского края
    • 3. 3. Анализ структуры поставщиков лекарственных средств для лечения уролитиаза на фармацевтическом рынке Ставропольского края
    • 3. 4. Экспертная оценка лекарственных средств — как основа формирования ассортиментной политики лекарственных средств
    • 3. 5. АБС- и XYZ-анализ лекарственных препаратов, используемых в терапии больных уролитиазом, как способ формирования оптимального товарного ассортимента в аптеке
    • 3. 6. Разработка «портфеля» закупок лекарственных средств, применяемых в терапии уролитиаза для урологического отделения
    • 3. 7. Методические аспекты по определению потребности в лекарственных средствах, применяемых для лечения больных уролитиазом
      • 3. 7. 1. Экономический анализ фактической, терапии больных уролитиазом
    • 317. 2. Фармацевтический анализ лекарственных средств, применяемых в терапии мочекаменной болезни
      • 3. 7. 3. Прогнозирование потребности в финансовых средствах на основе данных сравнительного анализа
  • Выводы по главе

Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, применяемых для лечения мочекаменной болезни (уролитиаза) в Ставропольском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Урологические заболевания представляют собой серьёзную медицинскую проблему. В Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, болезни мочеполовой, системы составляют 5−6% в общей структуре заболеваемости и занимают 7 место в структуре смертности населения (сведения Всемирной Организации Здравоохранения). Серьёзной проблемой является и то, что наблюдается рост числа таких больных, что связано, в значительной степени, со старением населения, ухудшением экологической и социальной обстановки в стране.

Класс урологических заболеваний включает в себя несколько видов патологий, в том числе и мочекаменную болезнь (МКБ) или уролитиаз. Во многих регионах болезнь носит эндемический характер. Ставропольский край — субъект РФ, который попадает в группу риска по заболеваемости данной нозологией. Для мочекаменной болезни характерны сопутствующие патологии, рецидивирующий характер течения, неоднократное и длительное стационарное, амбулаторное и санаторно-курортное лечение. Тяжёлое протекание уролитиаза часто требует хирургического вмешательства и использования дорогостоящих медикаментов на всех этапах лечения, требующих длительного или пожизненного применения.

Таким образом, одним из перспективных направлений является совершенствование диагностики и лечения МКБ, использование преимущественно консервативных технологий лечения эффективными лекарственными средствами (JIC), которые позволяют свести оперативное вмешательство к минимуму и способствуют улучшению качества жизни больных. Однако, ограниченность финансирования урологических отделений лечебно — профилактических учреждений, недостаток личных средств пациентов, широкий выбор JIC в аптечных учреждениях усугубляют проблему лечения больных уролитиазом и создают определённые трудности, как для больных и врачей, так и фармацевтических работников.

Функционируя на современном фармацевтическом рынке, преследуя коммерческие интересы, аптечное учреждение имеет перед потребителем обязательства морального и социального характера. Ассортимент лекарственных средств в аптечных учреждениях должен быть ориентирован на полное удовлетворение больных уролитиазом лекарственными средствами, а таюке другими товарами и услугами. Однако, учитывая конкуренцию на фармацевтическом рынке региона, необходимо определить такой ассортимент, который не снизит результаты финансовой деятельности, а по возможности повысит его. Такой подход позволит с одной стороны улучшить качество лечения больных данной категории, а с другой — более рационально использовать бюджетные и личные средства больных.

Решение такой задачи возможно на основе комплексного исследования регионального рынка лекарственных средств для лечения уролитиаза. До настоящего времени в Ставропольском крае такие исследования не проводились. В то же время, предпосылками для решения этих вопросов являются работы Н. Б. Дрёмовой, А. И. Овод, С. Г. Сбоевой, В. В. Гацана, С. А. Парфейникова и ряда других учёных.

Таким образом, комплексные маркетинговые исследования рынка лекарственных средств для лечения больных уролитиазом являются актуальной проблемой для фармацевтической науки и практики.

Все вышеизложенное позволило обосновать цель и сформулировать задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования явились маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, применяемых для лечения уролитиаза в Ставропольском крае, разработка научно обоснованных методических подходов к управлению ассортиментом лекарственных средств в аптечных организациях и методических рекомендаций по совершенствованию лекарственного обеспечения больных МКБ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить и обобщить отечественный и зарубежный опыт маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке и предложить алгоритм проведения маркетинговых исследований регионального рынка лекарственных средств для лечения и профилактики уролитиазапроанализировать основные медико-демографические и социальные показатели, характеризующие распространенность заболеваний мочеполовой системы в Ставропольском крае, выявить региональные особенностипровести социологические исследования различных категорий потребителей лекарственных средств для лечения уролитиаза, выявить их мотивации, составить «портрет» амбулаторного и стационарного больныхизучить современное состояние федерального и регионального рынка лекарственных средств, используемых в урологии для лечения мочекаменной болезни на разных этапах лечения данного заболеванияпровести коллективную экспертную оценку номенклатуры JIC для лечения и профилактики уролитиаза с помощью высококомпетентных специалистов здравоохранения Ставропольского краявыделить оптимально выгодные эффективные лекарственные препараты изучаемой группы для реализации розничными аптечными предприятиямиобосновать рациональную номенклатуру лекарственных средств, применяемых для лечения больных уролитиазом, используемую в стационареразработать методику определения среднесрочной потребности в лекарственных препаратах, применяющихся в урологии для лечения мочекаменной болезни.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в рамках НИР кафедры организации и экономики фармации ГОУ ВПО Пятигорской ГФА Росздрава (номер государственной регистрации 01.200.213.550).

Методологическая основа, объекты и методы исследования.

Методологической основой исследования явились принципы системного подхода в изучении фармацевтического рынка, труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, фармакоэкономики и лекарственного обеспечения.

В ходе исследования были использованы методы: социологический (анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок) — непосредственного наблюдения и изучениясравнениянормативныйстатистическийграфическийретроспективныйлогическийконтент-анализ, ABC-, VEN-, XYZ-анализы.

Объектами исследования явились показатели деятельности аптечных и медицинских учреждений СК по лекарственному обеспечению больных урологического профиля. Исходной информацией служили' данные информационно-аналитического центра МЗ СК 199 912 006гг. о распространенности урологических заболеваний и их влияние на социально-демографические показатели в крае за 1995;2006гг., анкеты, заполненные специалистами (врачами-урологами, аптечными работниками), населением (больными МКБ), истории болезни, листы назначения, требованиянакладные за период 1999;2006гг., документы статистической и оперативной отчетности фармацевтических предприятий за 2002;2006гг., прайс-листы оптовых фармацевтических предприятий Ставропольского края.

Научная новизна исследования. На основе системного подхода и применения современных маркетинговых, экономико-математических, статистических и фармакоэкономических методов впервые проведены комплексные исследования в области лекарственного обеспечения' больных уролитиазом на региональном уровне.

По результатам системного анализа осуществлена комплексная характеристика распространённости заболеваний мочеполовой системы в Ставропольском крае и, в частности, мочекаменной болезни.

С использованием метода сегментации по социально-демографическим критериям изучены потребители лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики уролитиаза, сформированы «портреты» амбулаторного и стационарного больных, выявлены потребительские предпочтения по приобретению лекарственных средств для лечения уролитиаза.

В ходе маркетингового исследования впервые составлен ассортиментный контур целевого сегмента фармацевтического рынка лекарственных средств, применяемых для лечения больных уролитиазом.

С учетом положений доказательной медицины и применением метода экспертных оценок при участии врачей-урологов впервые выделены высокоэффективные, эффективные и малоэффективные JIC, определены конъюнктурные позиции ассортимента регионального рынка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики МКБ.

Впервые проанализирована номенклатура лекарственных средств, и парафармацевтической продукции для лечения и профилактики уролитиаза методом ABC-XYZанализа в аптечных учреждениях с учётом маркетингового потенциала товаров с целью оптимизации товарных запасов аптечных учреждений.

Разработан ассортиментный перечень закупок лекарственных средств, применяемых в лечении уролитиаза, для урологического отделения 4-ой городской больницы г. Ставрополя с помощью ABC-VEN — анализа.

На основе нормативного метода впервые составлен среднесрочный прогноз по заболеваемости уролитиазом и по потребности в лекарственных средствах, позволивший определить необходимый объем финансовых средств на лекарственную терапию больных 4-ой городской больницы г. Ставрополя.

Практическая значимость. Результаты, полученные в процессе исследования, способствуют повышению качества организации лекарственного обеспечения больных, страдающих уролитиазом, в Ставропольском крае.

Оптимизированная номенклатура JIC для леченияи профилактики уролитиаза амбулаторных и стационарных больных позволяет принимать научно обоснованные решения по управлению потребностью больных уролитиазом, в частности в новых лекарственных средствах, и улучшать качество взаимодействия пациентов, врачей и провизоров.

Разработанный методический подход к формированию ассортиментной политики аптечного предприятия, основанный на анализе объема реализации и стабильности потребления (ABC-XYZанализ), является универсальным вне зависимости от формы собственности и профиля аптечного учреждения.

С использованием методик рационального менеджмента (ABC, VEN-анализа) сформированный ассортиментный перечень лекарственных препаратов для лечения МКБ урологического отделения стационара может использоваться с целью оптимизации расходования финансовых средств в условиях постоянного недофинансирования.

Предложенный методический подход к определению потребности в эффективных ЛС позволяет рассчитать необходимое их минимальное и максимальное количество, а также прогнозные суммы денежных средств на лекарственное обеспечение больных уролитиазом в условиях стационара.

Внедрение полученных результатов. На основании проведенных исследований разработаны и внедрены:

1. Методические рекомендации «Оптимизация номенклатуры лекарственных средств, используемых в терапии больных уролитиазом» (Утверждены Ученым советом ГОУ ВПО Пятигорская ГФА, Росздрава 14.06.2006 г., протокол № 16). Получены акты внедрения фармацевтического управления Ростовской области (от 15.03.2006 г.) — 1602 Окружного военного клинического госпиталя СКВО (от 25.07.2006 г.) — ГУЛ СК «Ставропольфармация» (от 02.10.2004 г.) — ЗАО Лира платная поликлиника г.

Пятигорска (от 30.08.2006) — ГУЛ Республики Адыгея «Аптечная база» (от 08.12.2004) — санатория «Лесная поляна» (от 15.05.2006) — ГУЛ «Аптека № 41» Степновского района с. Соломенское (от 11.01.2005).

2. «Методические рекомендации по комплексному изучению фармацевтического рынка и прогнозированию потребности в лекарственных средствах для лечения уролитиаза». (Утверждены Ученым советом ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава 25.05.2007 г., протокол № 13). Получены акты внедрения: Аптеки № 395 г. Анапы (от 11.10.2006) — ООО «Здоровье» г. Пятигорска (от 27.09.2006 г.) — Аптеки «ВИТА +» г. Пятигорск (от 31.08.2006) — Аптеки «ВИТА+» г. Ессентуки (от 30.08.2006) — ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Росздрава» (от 14.09.2006) — ЗАО Лира платная поликлиника г. Пятигорска (от 30.08.2006) — ГУП СК «Ставропольфармация» (от 16.10.2006).

3. Методические рекомендации «Маркетинговые аспекты продвижения препаратов для лечения и профилактики уролитиаза в аптечной сети и лечебно-профилактических учреждениях» (Утверждены Ученым советом ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава 25.05.2007 г., протокол № 13). Внедрены ГУП СК «Ставропольфармация» Пятигорский филиал, аптека готовых лекарственных форм (от 17.10.2006 г.) — Аптеки № 395 г. Анапы (от 11.10.2006) — ООО «Здоровье» г. Пятигорска (от 27.09.2006 г.) — Аптеки «ВИТА +» г. Пятигорск (от 31.08.2006) — Аптеки «ВИТА+» г. Ессентуки (от 30.08.2006) — ЗАО Лира платная поликлиника г. Пятигорска (от 30.08.2006).

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования доложены на 58-ой, 59-й, 60-й, 61-й и 62-й региональных конференциях по фармации, фармакологии и подготовке кадров Пятигорской государственной фармацевтической академии (г. Пятигорск, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007) — на 4-й и 5-й научной конференции молодых ученых СОГМА (г.Владикавказ, 2005, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ, из них 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выдвигаются следующие положения и результаты исследований: методический подход к проведению комплексного изучения состояния рынка лекарственных средств для лечения уролитиаза на уровне отдельно взятой территории (субъекта РФ) — результаты анализа основных медико-демографических показателей Ставропольского края и распространенности заболеваний мочеполовой системы и уролитиаза в данном регионерезультаты социологического исследования потребителей лекарственных средств, используемых для лечения больных уролитиазомданные анализа современного состояния федерального и регионального рынка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики МКБрезультаты экспертной оценки врачами-урологами перечня лекарственных средств, применяемых в урологии для лечения и профилактики МКБитоги ABCXYZанализа, проведённого в аптечных организацияхитоги АВС-и VENанализа, проведённого в ЛПУперспективы использования предложенного методического подхода к прогнозированию потребности в лекарственных средствах для лечения уролитиаза.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, выводов, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 177 страницах текста компьютерного набора (без приложений), содержит 36 таблиц и 25 рисунков. Библиографический список включает 186 источника, в том числе 10 на иностранном языке.

Общие выводы.

Изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке. С учетом особенностей потребления JIC, применяемых для лечения и профилактики МКБ, разработан методический подход к изучению рынка лекарственных препаратов, применяющихся для лечения уролитиаза в урологической практике.

На основании системного подхода и методов экономико-статистического анализа выявлена тенденция роста заболеваемости населения Ставропольского края патологией мочеполовой системы. Установлено, что заболевание почек в структуре общей заболеваемости по РФ занимает 7 место, а в Ставропольском крае патология почек и мочевыводящих путей стоит на 5 месте. Средний показатель заболеваемости мочекаменной болезнью за 2002;2006 г. г. увеличился на 4,2%.

Составлены медико-социально-демографические «портреты» амбулаторного и госпитализированного больного МКБ. Установлено, что большинство больных уролитиазом, являются лица мужского пола трудоспособного возраста. Выявлено, что основными лимитирующими факторами проведения лечения уролитиаза являются: ассортимент ЛП в аптечных учреждениях, уровень дохода пациентов и финансирование стационара.

Контент — анализ рынка ЛС для лечения и профилактики МКБ позволил выявить, что на фармацевтическом рынке России присутствует 113 международных непатентованных наименований, 556 торговых наименований, 660 лекарственных препаратов, которые представлены в 9 фармакотерапевтических группах (соответствуют 4 группам АТС-классификации) .

По результатам экспертной оценки и положений доказательной медицины проведена градуировка ассортимента лекарственных средств для профилактики и лечения уролитиаза. Группу высокоэффективных составили 37 лекарственных препаратов, вторую группу достаточно эффективных — 25 наименований JIC, 28 наименований JIC были отмечены экспертами как «неблагоприятные».

Проанализирована номенклатура лекарственных средств для лечения уролитиаза методом ABC-XYZанализа в аптечных учреждениях и показано, что наиболее выгодными для аптеки являются лекарственные препараты групп АХ, AY, ВХ, BY и CY (26 наименований JIC, 14 имеют высокий маркетинговый потенциал, 38 — средний и 14 — низкий). На основе проведенных ABC и VEN-анализов для урологического стационара городской больницы № 4 г. Ставрополя разработан оптимальный номенклатурный перечень закупок рационально отобранных JIC, представленный 90 предложениями ЛП из 20 ФТГ. Разработан методический подход к определению потребности ЛС в урологическом отделении. Установлено, что финансирование затрат на медикаментозную терапию урологических больных в стационарном отделении не должна быть менее 491,42−515,20 тыс. руб. и может ограничиваться уровнем 659,47−697,39 тыс. руб.

Разработаны методические рекомендации по совершенствованию лекарственной помощи амбулаторным и госпитализированным больным уролитиазом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Стандартизация клинико-экономических исследований / М. Авксентьева // Ремедиум. 2002. — № 9. — С. 44−46.
  2. , Е.Г. Современные подходы к фармакоэкономической оценке лекарственной терапии / Е. Г. Алещенкова // Экон. вестн. фармации.- 1999.- № 11.-С.123−129.
  3. , Е.Г. Организационные подходы к проведению фармакоэкономических исследований / Е. Г. Алещенкова, JI. B .Кобзарь // Экон. вестн. фармации.-2001.-№ 4.-С. 87−89.
  4. , А.Д. Законодательные и экономические основы формирования цивилизованного фармацевтического рынка /А.Д. Апазов, Т.Г. Кирсанова//Новаяаптека.-2001.-Спец. вып.-С.9−12.
  5. Бат, Н. М. Маркетинговое исследование рынка лекарственных средств аптечной базы / Н. М. Бат, В. В. Гацан // Регион, конф. по фармации, фармакологии и подготовке кадров (50−1995-Пятигорск): материалы. -Пятигорск, 1995.-С.111.
  6. , А.В. Анализ рынков сбыта продукции фармацевтических производственных фирм (на примере ЮФО) / А. В. Батуров, JI.B. Мошкова// Ремедиум.- 2005.- № 6.-С.37−40.
  7. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики / JI.B. Мошкова и др.— М.: МЦФЭР, 2001.-314 с.
  8. , Ю. Дженерики — мифы и реалии / Ю. Белоусов // Ремедиум— 2003.-№ 10.-С.4−9.
  9. , Ю.Б. Фармакоэкономика: оптимальный выбор для формуляров / Ю. Б. Белоусов, А. В. Быков // Фарматека.-2003.-№ 3.-С.10−12.
  10. , Ю.Б. Фармакоэкономика начинается с формуляра / Ю. Б. Белоусов // Фармац. вестн.- 2000.- № 2.- С. 6.
  11. , Ю.Б. Экономика здравоохранения: введение в фарма-коэкономику / Ю. Б. Белоусов // Ремедиум.-1999.-№ 4.-С.38−44.
  12. Белкина- И. Формуляры требуют доработки /И. Белкина //Фармац. вестн. 2000.-№ 12.-С.11.
  13. , С.А. Опыт оптимизации расходов бюджетных средств / С. А. Берташ, М. Г. Малаев, Т. И. Шелаева // Фармац. вестн.-1999.-№ 22.-С.3.
  14. , С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. К. Гурвич.- М.: Статистика, 1980.- 263с.
  15. , С.Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, JI.H. Ковалик.- СПб.: Питер, 2003.-304с.
  16. Буйлин, A. ABC XYZ — анализ ассортимента выпускаемой продукции как элемент стратегического маркетинга /А. Буйлин // Ремедиум.- 2005.- № 3.- С.80−84.
  17. , А.В. Формуляр как основа рационального фармацевтического менеджмента /А.В. Быков, А. П. Загорский // Фармация.-1996.-№ 3.-С.9−14.
  18. , А.В. Клинические и экономические аспекты рационального использования лекарственных средств / А. В. Быков, Ю. Б. Белоусов, Л. И- Ольбйнская // Фармация.-1997.-№ 1 .-С.7−10:
  19. , А. Фармакоэкономика как инструмент гармоничного развития рынка /А.Быков // Ремедиум.-2002.-№ 4.-С.36−39.
  20. , Л.Б. Методика проведения фармакоэкономического исследования / Л. Б. Васькова // Рыночные исследования в фармации России: направления, перспективы.-М., 1999.-С.32.
  21. , В.А. Методы фармакоэкономического анализа/ В. А. Виноградов // Фарматека.-1994.-№ 2.-С.22−23.
  22. , В. Реклама рецептурных лекарственных средств в России /В. Власов //Ремедиум.-2002.-№ 4.-С.42−43.
  23. , Е. Сила и слабость дженериков: российский рынок воспроизведенных препаратов / Е. Вольская, JI. Коковин // Ремедиум.- 2003.-№ 7−8.-С.10−14.
  24. , П. Формулярная система в России — вчера, сегодня, завтра /П. Воробьев, М. Сура, М. Авксентьева // Ремедиум-2005.-№ 10.-С.4−8.
  25. , А.И. Концептуальный подход к формированию программы повышения квалификации по лекарственному менеджменту/ А. И. Вялков, Г. В. Шашкова, Р. С. Скулкова // Фармация.-2001.-№ 1.-С.7−9.
  26. , Р.С. Экономика здравоохранения /Р.С. Гаджиев.- М.: Медицина, 2003.-464 с.
  27. , JI.JI. Новосибирская область: лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений/ JI.JI. Галагуш // Новая аптека.-2002.- № 10.-С.29−33.
  28. , А. Фармакоэкономические исследования — инструмент рационализации лекарственного обеспечения в России / А. Галин //"Ремедиум.-1999.-№ 10.-С.24−26.
  29. , Г. Т. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Г. Т. Глембоцкая, А. Р. Маскаева // Новая аптека.-2000.-№ 5.-С.11−14.
  30. , Е.П. Основы маркетинга/Е.П. Голубков.-М., Финпресс, 1999.-656с.
  31. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2002 г. // Здравоохранение Рос. Федерации.2004.-№ 1.-С.З-18.
  32. , А. Аптека и ее партнеры /А. Гребенкина // Российские аптеки.-2003 .-№ 5 .-С.20−24.
  33. , Б. Использование семантического дифференциала в маркетинговых исследованиях /Б. Громовик, А. Гасюк // Провизор.2000.-№ 16.-С.15−16.
  34. , А. Фармакоэкономика основа эффективного управления медицинской' помощью /А.Данилова // Экон. вестн. фармации.-2002.-№ 1.-С.29−32.
  35. , Т. Как формируются перечни / Т. Денисова // Фар’мац. вестн.-2001.-№ 39.-С. 6.
  36. , М. Классификация лекарственных средств и сегментация фармацевтического рынка / М. Денисова, Е. Вольская // Ремедиум — 2003.- № 10.-С. 11−16.
  37. Денисова, М Предпочтения аптек при выборе фармдистрибьюторов (II квартал 2005 г.) /М. Денисова, В. Соколова // Российские аптеки.2005.- № 10.-С.21−22.
  38. Джавад-заде, С. М. Современный взгляд на патогенез, течение и лечение мочекаменной болезни / С.М. Джавад-заде // Урология и нефрология.-1999.-№ 5.- С.10−12.
  39. , Е.В. Моделирование социально-экономической системы лекарственного обеспечения больных с патологией урогенитальных органов: автореф.дис. .канд. фармац. наук: 15.00.01/Дибижева Е.В.-М., 1999.-25 с.
  40. , Е.В. Маркетинговый анализ потребительского рынка урологических лекарственных средств / Е. В. Дибижева, С. Г. Сбоева // Экон. вестн. фармации.-2001.-№ 5.-С.65−75.
  41. П. Менеджмент: стратегия и тактика/П. Дойль.-Спб.: Питер, 1999.- 246 с.
  42. Дорофеева, В. В1. Исследования факторов потребительского поведения, влияющих на интегрированную оценку воспринимаемого/ качества фармацевтической помощи / В. В. Дорофеева, О. В. Синайская // Вестник РУДН.-2004.-№ 4.-С.56−64.
  43. , В.В. Разработка методического подхода к улучшению качества оказания фармацевтической помощи аптечными организа циями / В. В. Дорофеева, О. В. Синайская // Вестник РУДН.-2004.-№ 4.-С.65−73.
  44. , Н.Б. Статистический анализ и регрессионное моделирование потребления медицинских товаров /Н.Б. Дремова, И. Н. Ласкина, С. В. Соломка // Фармация.-1992.-Т.41,№ 2.-С.15−19.
  45. , Н.Б. Основные направления исследований научного прогнозирования потребления лекарственных средств /Н.Б. Дремова, Л. В. Кобзарь // Фармация.-1992.-Т.41 ,№ 3 —С.73−79.
  46. , Н.Б. Разработка информационных и экспертных систем в области лекарственной терапии /Н.Б. Дремова, С. В. Соломкова, В. В. Неледов // Человек и лекарство: тез. докл. 2 Рос. нац. конгр. 10−15 апр. 1995 г. -М., 1995.-С.65.
  47. , Н.Б. Проблемы и возможности маркетинговых исследований рынка лекарственных средств /Н.Б. Дремова // Мед.-фармац. вестн—1996. -№ 9−10.-С.З-8.
  48. , Н.Б. Тестирование рынка — основа формирования ассортиментной политики по лекарственным средствам / Н. Б. Дремова, С. В. Соломка, Е. В. Лазарева // Фармация.-1998.-Т.47, № 4.-С.26−28.
  49. , Н.Б. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях / Н. Б. Дремова, Е. В. Лазарева // Экон. вестн. фармации-1998.- № 12— С.67−74.
  50. , Н.Б. Использование метода экспертных оценок для анализа номенклатуры и изучения спроса на лекарственные средства / Н. Б. Дремова, Л. В. Кобзарь // Фармация.-1999.-№ 1.-С.12−16.
  51. , Н.Б. Основные направления и перспективы маркетинговых исследований фармацевтического рынка России. /Н.Б. Дремова // Фармация -1999.- Т 48, № 3.- С.27−29.
  52. , Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации «(практическое руководство по разработке плана маркетинга дляфармацевтических организаций) / Н. Б. Дремова. М.: Профессионал центр, 1999.-50 с.
  53. , Н.Б. Фармакоэкономика в научных исследованиях и практическом здравоохранении / Н. Б. Дремова // Регион, конф. (2003- КГМУ): материалы.- Курск, 2003.-С. 9−18.
  54. , Н.Б. Маркетинговое планирование как эффективный метод оптимизации деятельности фармацевтических организаций (теоретические аспекты и практическое использование) /Н.Б. Дремова // Новая аптека. 2003. № 10. — С. 42−54.
  55. , Н.Б. Методические подходы к определению суммы денежных средств на лекарственное обеспечение больных в условиях стационара /Н.Б. Дремова, А. И. Овод, В. А. Солянина // Экон. вестн. фармации. 2004. — № 7.- С.41−48.
  56. , Н.Б. Методическое обеспечение фармакоэкономических исследований в условиях аптеки / Н. Б. Дрёмова // Новая аптека.- 2003.- № 8.- С.18−24.
  57. , Н.Б. Развитие методологии маркетинговых исследований в фармации / Н. Б. Дрёмова // Сб. „Человек и его. здоровье“. Курский науч.-практ. вестн.- 2005.- № 1.- С.62−76.
  58. , Н.Б. Фармацевтическая осведомленность посетителей аптек /Н.Б. Дрёмова // Росс, аптеки.- 2003.- № 7−8.- С.70−71.
  59. , Н.Б. Фармацевтический рынок средств для лечения мочекаменной болезни / Н. Б. Дрёмова, А. И. Овод // Эконом, вестн. фармации.- 2002.- № 8.- С.45−54.
  60. , С. Формулярная система и стандарты лечения / С. Думпэ // Фармац. вестн.- 2002, — № 9.- С 6.
  61. О.М. Оптимизация лекарственного обеспечения урологических больных в стационаре: автореф. дис. канд. фарм. наук: 15.00.01/ Залиская О. М. Львов, 1997. — 22 с.
  62. , С.И. Сравнительная характеристика методов диагностикипервичного гиперпаратиреоза у больных мочекаменной болезнью / С. И. Исмаилов, К. К. Узбеков, А. А. Гайбуллаев // Урология.- 2002.-№ 6.-С.8−11.
  63. Использование метода экспертных оценок для прогнозирования потребности в лекарственных средствах / JI.B. Молохова и др. // Научные основы управления качеством лекарственного обслуживания населения: сб. науч. тр. НИИФ МЗ РФ. М., 1985.- Т. 23.- С 65−40.
  64. , Е.П. Современные проблемы обеспечения доступности лекарственных средств различным группам населения /Е.П. Какоркина // Здравоохранение Рос. федерации.- 2004.- № 6.- С.45−53.
  65. , Я. Д. Оценка эффективности литотрипсии при нефроуретеролитиазе / Я. Д. Канн, И. В. Гальчиков, А.Ю. Росляков// Урология.- 2003.- № 5.- С.63−69.
  66. , Н.Н. Маркетинг на фармацевтическом рынке / Н. Н. Карева, Н. А. Охотина // Фармация. 1995.- Т.44, № 6.- С.28−29.
  67. , О. К рекомендациям безрецептурных средств, основанным на фармакоэкономике / О. Карпов // Фармац. вестн. 2001.- № 31.- С. 15.
  68. Качественная оценка фармацевтической помощи / Б. П. Бучнев и др. // Новая аптека.- 2003.- № 11.- С.25−27.
  69. , Т.Г. Основные положения информационного подхода и его применение в фармации / Т.Г.» Кирсанова // Фармация. 1999. — Т. 47, № 6. — С.26−27.
  70. , JI.B. Современная концепция фармакоэкономических исследований / JI.B. Кобзарь, Е. Г. Алещенкова // Фармация. 2000. — Т. 49, № 5−6. -С. 10−12.
  71. Л.В. Организационно-информационные подходы к проведению фармакоэкономических исследований / Л. В. Кобзарь, Е.Г. Алещенкова// Экон. вестн. фармации. 2001. -№ 4. — С. 87 — 89.
  72. , С. А. Введение в фармакоэкономику / С. А. Кобина, В. Ю. Семенов // Проблемы стандартизации в здравоохранении.- 1999.-№ 1.-С. 39−48.
  73. , С. А. Экономика здравоохранения: введение в фармакоэкономику / С. А. Кобина // Ремедиум. 1999. — № 4. — С. 38 — 44.
  74. , С. Фармакоэкономические исследования нужны всем участникам фармрынка /С. Кобина // Фармац. вестн.- 2000.- № 2.- С. 6.
  75. , Н.Г. Анализ рынка и прогнозирование потребности в лекарственных средствах в условиях аптеки / Н. Г. Кондрашков, В. В. Кулик, Т. И. Кабакова // Новая Аптека. 2004. — № 5. — С. 23−26.
  76. , Э.А. Методика упорядочения фармацевтической терминологии / Э. А. Коржавых, Л. В. Мошкова // Эконом, вестн. фармации. 2002. — № 8. — С.55−64.
  77. , Ю.К. Понятие фармакоэкономики как отдельной отрасли экономики здравоохранения / Ю. К. Крестинский // Фармац. вестн. 1999.-№ 2.-С. 8.
  78. , В. Формулярная система разумная помощь «здравоохранению / В: Кудрявцева // Фармац. вестн. -2000.-№ 11.- С. 1.
  79. , О. Формуляр начинает и . выигрывает / О. Кузина // Фармац. вестн. -2001.- № 39.- С. 4.
  80. , Ж.Л. Реформирование товаропроводящей системы фармацевтического рынка /Ж.Л. Кузубова // Новая аптека. 2001. — № 8. -С. 11−15.
  81. , А. Роль населения в формировании структуры спроса на российском фармацевтическом рынке / А. Лагунова // Экон. вестн. фармации. 2000. — № 3 — С. 83−89.
  82. , Т.П. Изучение информационных потребностей врачей / Т. П. Лагуткина, Л. А. Лобутева, Е. О. Осколкова // Фармация. 1994. — Т. 43, № 1.- С. 52−54.
  83. , И.В. Фармакоэкономика обеспечит качественное здравоохранение. / И.В. Ласова// Ремедиум. 2003. — № 1. — С. 98−99.
  84. , Б.Г. Экспертная информация: методы получениями анализа / Б. Г. Литвак. М.: Радио и связь, 1982. — 184 с.
  85. , Г. Ф. Моделирование стратегического управления лекарственным обеспечением Уральского региона / Г. Ф. Лозовая, А. Р. Бадакшанов // Эконом, вестн. фармации.- 2002. № 9. — С. 57−64.
  86. , Г. Ф. Социально-экономическое обоснование внедрения системы централизованного лекарственного обеспечения /Г.Ф. Лозовая, Т. М. Дмитрюк, З. А. Мухамедьярова // Ремедиум. -2005.- № 1−2 С 4142.
  87. , С. Как. развивается сфера клинических исследований в России / С. Локшина, Е. Вольская, Л. Коковин // Ремедиум, — 2003 — № 3.- С.4−8.
  88. , П.В. Методики фармакоэкономических исследований / П. В. Лопатин, И. Г. Котельникова // Фармация. 2000. — Т. 49, № 5−6. — С. 3435.
  89. , Н.А. Перспективы и развития урологии в XXI веке / Н. А. Лопаткин // Вестник РАМН. 1999. — № 9. — С.55−57.
  90. , Н.А. Урология основная специальность / Н. А. Лопаткин, О. И. Аполихин // Урология. — 2004. — № 1.- С.9−12.
  91. , Н.А. Социально-экономические аспекты целевой программы „Урология“ / Н. А. Лопаткин, А. В. Сивков, И. В. Зиборова // Экономика здравоохранения.- 1999.-№ 4.-С.5−8.
  92. , Е.Е. Теоретические основы фармацевтической экономики /Е.Е. Лоскутова // Формирование приоритетов лекарственной политики: тез. докл. М., 1995. — С. 29.
  93. , Е.Е. Обучение потребителей и ответственное самолечение / Е. Е. Лоскутова // Новая Аптека. 2000. — № 2. — С. 12−15.
  94. , Е.Е. Аптека и пациент: взаимодействие на основе фармакоэкономики / Е. Е. Лоскутова // Новая аптека. 2003. — № 7. — С.50−53.
  95. , В.М. Льготная лекарственная помощь населению / В.М. Лукьянова//Новая аптека. 2002.-№ 11. — С.9−13.
  96. , Е.А. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка / Е. А. Максимкина, Е. Е. Лоскутова, В. В. Дорофеева. М.: МЦФЭР, 1999. — 256 с.
  97. , Е.А. Анализ ассортимента аптек по скорости реализации /Е.А. Максимкина, Е. Е. Лоскутова, В.В. Дорофеева// Новая аптека. 1999. — № 11. — С. 9−15.
  98. Максимова, T. Mt Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества / Т. М. Максимова, О.Н. Гоенко// Проблемы социальной гигиены 30 и истории медицины. 2003. — № 1. — С. 3−7.
  99. Мелик-Еганов, К. Р. Организация системы закупок в аптеке: маркетинговый подход роскошь или необходимость?/ К.Р. Мелик-Еганов// Новая аптека. — 2000. — № 10. — С. 28−31.
  100. Методические подходы к количественной оценке качества фармацевтической помощи в условиях рынка / Л. В. Мошкова и др. //
  101. Фармация на современном этапе, проблемы и достижения: сб. науч. тр.- М., 2000.- T. XXXIX, ч. 1.-С.96−105.
  102. Методология современного фармацевтического маркетинга / С. Г. Сбоева и др. // Эконом, вестн. фармации.- 2001. № 2. — С.63−70.
  103. , А.П. Важнейшие рекомендации Международной фармацевтической федерации / А. П. Мешковский // Новая аптека. -2003. № 3. — С.19−24.
  104. , А.П. Место дженериков в лекарственном обеспечении / А. П' Мешковский // Фарматека. 2003. — № 3. — С. 103−108.
  105. , А. По поводу статьи профессора Ю.Б. Белоусова „Дженерики мифы и реалии“ / А. Мешковский // Ремедиум. — 2003. — № 12.-С. 22−24.
  106. , Ю.В. Роль и место фармакоэкономических стандартов в системе управления лекарственным обеспечением / Ю. В. Мирошниченко, И. А. Наркевич // Экон. вестн. фармации.-2002.- № 7.-С. 45−50.
  107. , JI.B. Методика количественной оценки фармацевтической помощи населению и рекомендации по ее повышению /JI.B. Мошкова // Экон. вестн. фармации. 2000. — № 3. — С. 90−95.
  108. , JI.B. Совершенствование структуры аптечной сети в Ставропольском крае /JI.B. Мошкова, О. А. Умнова, В.В. Мошков// Новая аптека. 2003. — № 11. — С. 19−21.
  109. , Ю.А. Оценка доступности и перспектив развития фармацевтической помощи на территориальном уровне /Ю.А. Музыра, М. Б. Лидер // Новая аптека. 2003. — № 1. — С. 13−19.
  110. , Е.Б. Современные методы фармакоэкономического анализа / Е. Б. Новожилова, О. А. Васнецова // Фармация. 2003. — Т. 52, № 2.-С. 16−19.
  111. Об утверждении Перечня социальнозначимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: постановление Правительства Рос. федерации от 01.12.2004. № 715.-Новая аптека.- 2005.- № 3.- С.74−75.
  112. , В.В. Роль фармакоэкономики в выработке законодательных решений по лекарственному обеспечению / В. В. Омельяновский, В. Ю. Семенов // Фармация. 2001. — № 2. — С. 10−11.
  113. Организационно-фармацевтические и фармакоэкономические аспекты рационального использования лекарств / Под ред. В. В. Юшкова, А. В. Солонининой, Г. И. Олешко. -Пермь, 2005.-353с.
  114. , В.А. Экономическая оценка эффективности лечения/ В. А. Орлов, Гиляревский С.Р.//Здравоохранение Рос. федерации. -1997. -№ 2. -С. 13−16.
  115. Осложнения открытых операций при лечении мочекаменной болезни и пути их профилактик / Н. К. Дзеранов, и"др.».7/ Урология. -2002. -№ 6.-С. 3−8.
  116. Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Отраслевой стандарт.-Фармацев. вестн., 2003 .-№ 12, — С. 1518.
  117. Охрана здоровья населения в правовой системе Российской федерации /Н.Ф. Герасименко и др. // Здравоохранение Рос. федерации. 2004. — № 2. — С. 23−27.
  118. , Т. От субъективных оценок к повсеместным клинико -экономическим исследованиям / Т. Панфилова // Фармац. вестн. -2001.-№ 39.-С. 5.
  119. , Р. Формулярная система в России: первые шаги сделаны / Р. Панюшин // Фармац. вестн. 2001.- № 14.- С. 5.
  120. С.А. Фармаиндустрия Ставропольского края в-лекарственном обеспечении населения / С. А. Парфейников //Новая аптека. 2003. — № 1. — С. 24−25.
  121. С.А. Организация лекарственного обеспечения населения в Ставропольском крае / С. А. Парфейников //Новая аптека. -2003.-№ 2. -С. 33−35.
  122. С.А. Совершенствование качества и доступности лекарственного обеспечения населения Ставропольского края /С.А. Парфейников//Новая аптека. 2004. — № 2. — С. 23−25.
  123. , Н.Ю. Оценка прямых затрат и косвенных потерь, связанных с детской нефроурологической заболеваемостью / Н. Ю. Перепелкина, А. К. Екимов // Экономика здравоохранения. 2002. — № 77^ С. 36−41.
  124. , В. Доказательная медицина — медицина будущего / В. Петренко // Фармац. вестн. 2000.-№ 6.- С. 1.
  125. , В.И. Фармакоэкономические исследования в российской системе здравоохранения / В. И. Петров, А. В. Сабанов // Клинич. исследования лек. средств в России. 2004. — № 1. — С. 7−9.
  126. , В.И. Фармакоэпидемиология и фармакоэкономика в России: состояние проблемы и перспективы развития / В. И. Петров // Клинич. исследования лек. средств в России. 2002. — № 1. — С. 8−10.
  127. , И.Г. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России /И.Г. Пономарев, С. В. Макаренков // Новая аптека. 2001. — № 6. — С. 37−43.
  128. Разработка формуляров для лечебных учреждений / А. И. Овод и др. // Тр. 67-й науч. сес. КГМУи отд ния мед. — биолог наук Центр. -Чернозем, науч. центра РАМН.-Ч.2.-Курск, 2002.-С. 32−33.
  129. Рациональная терапия и протоколы ведения больных /П.А. Воробьев и др.//Ремедиум. 2003. — № 12. — С. 12−16.
  130. , А.В. Формулярная система как основа оптимизации лекарственного обеспечения /А.В. Рудакова // Новая аптека. 2001. -№ 7.-С. 17−22.
  131. , А.В. Формулярная система как метод оптимизации финансовых затрат на лекарственные средства / А. В. Рудакова, П. Ф. Хвещук // Ремедиум. 2003. — № 3. — С. 38−44.
  132. , З.А. Опыт АБС- и VEN-анализа при составлении формулярных списков лекарственных средств, применяемых для лечения детей с бронхиальной астмой / З. А. Савельева, Н. А Геппе," мЖ. Аветисян // Фармация. -1999. Т. 48, № 4. — С. 37−39.
  133. , М.М. О концепции государственной политики в области обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами / М. М. Саповский // Фармация. 2001. — Т. 50, № 2. — С. 3−5.
  134. , С.Г. Маркетинговый анализ регионального рынка лекарственных препаратов, применяемых при нарушениях мозговогокровобрщения на примере г. Москвы /С.Г. Сбоева //Экон. вестн. 2001. — № 4. — С. 77−86.
  135. , С.Г. Исследование объемов лекарственной помощи урологическим больным / С. Г. Сбоева, Е. В. Дибижева // Фармация. -2000.-№ 3.-С. 39−42.
  136. , В.А. Формулярная система путь к цивилизованному рынку / В. А. Свистунов, В. П. Чебоненко // Фармац. вестн.- 2001.- № 4.-С.7.
  137. , А.Н. Анализ потребителей лекарственных средств для лечения мочекаменной болезни в Ставропольском крае / А. Н. Сепп // Молодые учёные медицине: Тез. докл. 3-й науч. конф. молодых учёных СОГМА. — Владикавказ, 2004. — С.67−68.
  138. , А.Н. Методические рекомендации: оптимизацияfноменклатуры лекарственных средств, используемых в терапии больных уролитиазом / А. Н. Сепп, В. В. Гацан // Пятигорск, 2006. — 25 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 28.07.06, № 1022-В2006.
  139. , А.Н. Проведение анализа номенклатуры лекарственных средств, применяемых в терапии больных уролитиазом в Ставропольском крае, с использованием метода экспертных оценок /
  140. Аг.НгСепп и др. // Молодые учёные медицине: Тез. докл. *5-ir науч. конф. молодых учёных СОГМА. — Владикавказ, 2006.-С.94−95.
  141. , А.Н. Определение конкурентных преимуществ и потребительских свойств лекарственных средств для лечения уролитиаза / А. Н. Сепп, В. В. Гацан, С. А. Михайлова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции:
  142. Материалы 62-й межрегион, конф. по, фармации, фармакологии и подготовке кадров: — Пятигорск, 2007.-С.707−7081 • '¦."'
  143. , В.И. Концепция Федерального1 атласа «Региональные факторы и особенности состояния здоровья детского населения Российской Федерации» / В. И. Стародубов, А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2004. № 6. — С. 3−5.
  144. , В.А. Фармацевтический бизнес в нормативных документах. Регулирование торговой деятельности (нормативные документы^ комментарии, консультации) / В-.А-.- -(Зухинина- , — М.:МЦФЭР, 2000.-391с.
  145. , Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации/Б.Е. Токарев. М.: Юристь, 2001. — 156 с.
  146. , Е. Ценовое регулирование и уровень цен /Е. Трофимова// Ремедиум. 2005. — № 5. — С. 42−49.
  147. , И.Н. Изучение маркетингового потенциала аптечного ассортимента /И.Н. Тюренков// Экон. вестн. фармации. 2000. — № 4 (20).-С. 123−129.
  148. , И.Н. Технология управления аптечным ассортиментом (на примере аптек* г. Волгограда) / И. Н. Тюренков, JI.H. Горшунова // Экон. вестн. фармации и медицины. Южный округ. 2001. — № 1 — С. 33−39.
  149. , И.Н. Эффективность использования финансовых, ресурсов аптечным предприятием (практические аспекты) / И. Н. Тюренков // Новая аптека. 2003. — № 1. — С 26−37.
  150. , И.Н. Дифференцированный подход к ценообразованию на товары аптечного ассортимента / И. Н. Тюренков, Н.А. Наумова// Ремедиум.- 2005. № 1−2. — С. 69−74.
  151. , И.Н. Оперативное наблюдение за результатами финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации /И.Н. Тюренков // Ремедиум. 2006. — № 4. — С. 41−44.
  152. , И.Н. Ассортимент, цены и условия закупки товара -основные точки взаимодействия аптеки и дистрибьютора/ И. Н. Тюренков, Н. В. Негриева // Новая аптека. 2006. — № 6. — С. 27−31.
  153. , И.Н. Маркетинговый потенциал при модификации матрицы ABC-XYZ / И. Н. Тюренков, JI.H. Горшунова//Рос. аптеки. -2006.-№ 7.-С. 20−21.
  154. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). / под ред. A.F. Чучалина, Ю. Б. Белоусова, В. В. Яснецова. М.: Эхо, 2005. — Вып. 6 .- С. 256−314.
  155. Фомина- А. В. Доступность лекарственной помощи населению: факторы влияния / А. В. Фомина, Л. В. Мошкова // Новая аптека. —2004. -№ 3. С. 48.
  156. Шашкова, Г. В- Основные подходы к решению проблемы рационального использования лекарственных средств / Г. В. Шашкова // Фармация. 1995. — Т. 44, № 5. — С. 11−14.
  157. , Г. В. Развитие формулярной системы по лекарственным средствам в России / Г. В. Шашкова, Е. В. Ушкалова // Фармация. 1998. -Т. 47,№ 5.-С. 6−10.
  158. , О.Н. Формуляр лекарственных средств новый подход к рациональному использованию финансовых ресурсов / О. Н. Шеенко // Фармация. — 1999: — Т. 47, № 6. — С. 40−41.
  159. , Е.Н. Целевые комплексные программы в здравоохранении /Е.Н. Шиган, С. Ф. Остаток.- М., Медицина, 1988.- 224 с.
  160. , Г. А. Маркетинговые исследования /Г.А. Черчиль. -СПб.:Питер.-2000.- 490 с.
  161. Anell, A. Pharmacoeconomics and Clinical Practice Guidelines /Anell A.// PharmacoEconomics.-2000.-Vol. 17, N2.-P. 175−185.178. -Bootman, J.L. Principles of pharmacoeconomics 2 ed. / J.L. Bootman // Harvey Whitney Books.-1998.-301 p.
  162. Cerami, P. Improving documentation of pharmaceutical interventions / P. Cerami // ASHP Midyear clinical Meeting. 1998. — Vol. 33 (Dec). — P.392.
  163. Davidson, R.A. Source of funding and outcome of clinical trials / R.A. Davidson // J. Gen. Med. 1986.- № 2. — P. 155.
  164. Diener, F. Apotheken in Europa ein Uberblik / F. Diener, H. Sitzius-Zehender // Pharm. Ztg. — 1991. — Bd. 136, № 48. — S.9−15.
  165. Drummond, M. Methods for the economic evolution of healthcare programmes /М. Drummond, B. O’Brein, G. Stoddart. Oxford: Oxford Univer. Press, 1997. -P 35−42.
  166. Mason, P. Pharmaceutical care: where we are now / P. Mason // The Pharm. J. 2001. — Vol. 267, N 7170.-P.564−575.
  167. Mickey, C. Smith. Pharmaceutical Marketing: strategy and cases / Mickey C. Smith. -New York.: Pharmaceutical press, 1991. 405 p.
  168. Schneider, P.J. Cost of medication related problems at a «university hospital / P.J. Schneider // Am. Journal Hlth. Syst. Pharm. — 1995. -№ 52.-P.2415−2418.
  169. Stquet, M.J. Quality of life assessment in clinical trials: methods and practice / Stquet M.J., Hays R.D., Fayers P.M. New York: Oxford Univer.
  170. Press- 1998:-360 p. — - - •
Заполнить форму текущей работой