Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-социальное исследование здоровья школьников подросткового возраста и пути оптимизации медицинской помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие системы школьного образования в России является важнейшей общегосударственной проблемой. Гармоничное воспитание личности предполагает, в частности, внедрение комплекса мероприятий, направленных на создание условий обучения, при которых исключается действие неблагоприятных факторов. Многофакторная школьная среда определяет уровень трудоспособности детей, их иммунологическую защиту… Читать ещё >

Содержание

Актуальность исследования: одним из важнейших богатств нашего общества надо считать здоровье детей, состояние которого в современных условиях не может не вызывать постоянной тревоги. Хроническая усталость с самых юных лет, неумение правильно отдыхать, постоянное нервное напряжение и школьная перегрузка постепенно, но неотвратимо подрывает здоровье уже в подростковом возрасте. Показатели здоровья детей являются особенно чувствительным индикатором социально-экономического развития общества (Баранов A.A., 1999, 2002, 2005, 2012- Щепип О. П., 2005, 2011).

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации и других в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни (Стародубов В.И., Баранов A.A., Альбицкий В. Ю., 2005, Кучма В. Р. с соавт., 2009, Бёйс Г., 2009).

В то же время совершенно очевидно, что в стране сохраняются негативные тенденции динамики основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения. Сложившуюся ситуацию следует расценивать как угрожающую национальной безопасности России. Здоровье взрослых во многом зависит от того, какие показатели здоровья они могли иметь в детстве. Для этого необходимо знать особенности состояния здоровья, основные факторы риска, формирующие неблагоприятные показатели здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья детского населения являлось важнейшей приоритетной задачей отечественного здравоохранения (Лисицын Ю.П., 2002, 2007, 2010).

В последние два десятилетия медицинское обеспечение детской популяции населения Российской Федерации происходит в период реформирования новых экономических отношений в стране, а также сложных медико-демографических процессов, когда снижается рождаемость, возрастает смертность, ухудшается здоровье беременных женщин, детей. В настоящее время Правительством утверждаются программы, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей. A.A. Баранов, H.H. Ваганов (1999,2007,2009) отмечали, что решение приоритетных задач педиатрической службы наиболее целесообразно осуществлять в рамках региональных программ, что способствует проведению исследований, направленных на анализ и изучение состояния здоровья детского населения на уровне региона.

Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Но 40% бремени заболеваний приходится именно на них. За истёкшее десятилетие состояние здоровья этой возрастной группы существенно не улучшилось. Значительное число исследований посвящено этой проблеме (Кича Д.И., 1995- Альбицкий В. Ю., 1998, 2005- Баранов A.A., 2000,2005- Ваганов H.H., 1999, 2004- Шарапова О. В., 2003, 2005).

Динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников в исследованиях, которые проводятся в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, свидетельствуют, что даже в относительно спокойные и относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация заболеваний (например, туберкулеза, полиомиелита), у нас не было более 30−35% здоровых детей.

Негативно отражаются на состоянии здоровья детей недостаточные знания участковых педиатров по профилактике. По данным экспертных оценок, более 30% врачей не готовы к оказанию медико-социальной помощи семье, 40% педиатров, даже со стажем работы более 10 лет, испытывают затруднения при проведении диспансеризации детей, а 30% - и при организации работы на участке (Чичерин Л.П., 2004).

Сегодня мы можем иметь образованного, но очень больного ребенка. Но чтобы решить эту проблему, надо ее прежде изучить. Улучшение состояния здоровья детского населения, приведение оказания медицинских услуг в управляемое состояние наряду с рациональным использованием имеющихся ресурсов в настоящее время является крайне актуальной задачей для всего практического здравоохранения.

Все изложенное определяет актуальность поиска новых подходов в совершенствовании профилактической, лечебной, социальной работы с детьми и в частности школьников-подростков, которые позволят повысить ее эффективность и результативность. При этом следует подчеркнуть, что успешное решение проблем сохранения и укрепления здоровья школьников возможно только в случае консолидации усилий всех заинтересованных ведомств, организаций и учреждений. Указанные выше обстоятельства учитывались при разработке программы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в соответствии с ПЦИ ВАК 30 301 ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. H.H. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации «Современные проблемы гигиены, организации общественного здоровья и здравоохранения» № 1 201 178 051 государственной регистрации.

Цель исследования: научно-обоснованное изучение состояния здоровья школьников-подростков и возможности его улучшения с учетом уровня оказания медицинской помощи и путей её оптимизации.

Задачи исследования:

1. Изучить социально-гигиенические условия и организацию обучения школьников подросткового возраста.

2. Изучить динамику заболеваемости и дать комплексную оценку состояния здоровья школьников подросткового возраста.

3. Проанализировать взаимосвязь заболеваемости школьников с учетом социально-гигиенических и социально-экономических факторов.

4. Дать оценку состояния лечебно-профилактической помощи школьникам.

5. Разработать и научно обосновать комплекс мероприятий по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников-подростков.

Научная новизна исследования: проведено комплексное социально-гигиеническое изучение состояния здоровья школьников-подростков- проведен анализ медико-демографических и социально-экономических факторов риска здоровья школьников-

— проведен анализ организации лечебно-профилактической работы школьникам Грибановского района Воронежской области-

— разработаны предложения по совершенствованию проблем развития оказания лечебно-профилактической помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников-подростков.

Научно-практическая значимость заключается в том, что медико-демографическое и социально-гигиеническое исследование позволило:

— дать комплексную характеристику состояния здоровья школьников подросткового возраста Грибановского района Воронежской области- установить основные социально-гигиенические и медико-биологические факторы риска здоровья школьников-подростков-

— представить иерархическую зависимость факторной модели влияния элементов условий и образа жизни на состояние здоровья школьников подросткового возраста-

— разработать комплекс научно-обоснованных мероприятий по совершенствованию организации медико-социальной помощи школьникам, что позволяет, снизить показатели заболеваемости, повысить уровень и качество жизни школьникам подросткового возраста.

Внедрение в практику. Полученные новые сведения послужили основанием для:

— составления диагностической таблицы комплексного влияния медико-социальных факторов на состояние здоровья школьников подросткового возраста на основе оценочно-прогностических коэффициентов и их информативности-

— разработки научно-обоснованной программы мероприятий по совершенствованию организации медико-социальной помощи школьникам образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях на региональном уровне.

Результаты исследования позволили дополнить имеющиеся данные о состоянии здоровья школьников и определить основные закономерности его развития. Полученные новые сведения послужили основанием для разработки и внедрения в практику здравоохранения, учебный процесс методических материалов:

— методическое письмо «Социально-гигиенические и медико-демографические факторы риска у школьников-подростков образовательного учреждения" —

— информационное письмо «Комплексная социально-гигиеиическая и медико-демографическая характеристика школьников-подростков».

Методика комплексного исследования и динамического диспансерного наблюдения, оценочно-прогностические таблицы применяются в деятельности лечебно-профилактических учреждений. Комплекс научно-обоснованных мероприятий по совершенствованию организации медико-социальной помощи школьникам подросткового возраста используется в работе лечебно-профилактических учреждений Воронежской области и г. Воронежа.

Результаты исследования включены в программу лекционного курса и практических занятий кафедры общественного здоровья и здравоохранения Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденко.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на II Международной научно-практической конференции «Общественное здоровье: правовые, экономические и организационные аспекты модернизации здравоохранения Российской Федерации», посвященной 75-летию Новосибирского государственного медицинского университета (Новосибирск, 2010 г.), I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе — здоровые дети» (Воронеж, 2010 г.), Всероссийской с международным участием научно-методической конференции «Проблемы здоровьесбережения дошкольников, учащихся и студентов, новые здоровьесберегающие тенденции в фармации и медицине» (Воронеж, 2011 г.), II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе — здоровые дети» (Воронеж, 2012 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров», посвященную 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения (Москва, 2012 г.), Международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2012 г.), кафедральной научно-практической конференции кафедры общественного здоровья и здравоохранения (Воронеж, 2013).

Публикации. Положения диссертации отражены в 10 научных работах, среди которых 3 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 монография.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплексная оценка состояния здоровья школьников подросткового возраста с учетом социально-гигиенических факторов риска развития заболеваемости, степени их значимости.

2. Моделирование и прогнозирование заболеваемости у школьников-подростков с учетом медико-демографических и социально-гигиенических факторов риска.

3. Научно-обоснованная программа мероприятий по совершенствованию организации медико-социальной помощи школьникам подросткового возраста образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях на региональном уровне.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы: исторический, социологический, экспертных оценок, статистический, планирования, прогнозирования, моделирования, системного анализа. Материалы исследования обработаны на персональном IBM PC и прикладных программ Excel и Statistica for Windows (Release 6.0).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена представительностью выборки, комплексным использованием методов научного исследования, адекватных цели, задач, объекта, предмета и характера работы, сочетанием количественного и качественного анализа материалов, применением методов математической статистики с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Личный вклад автора состоит в участие на всех этапах научного исследования: самостоятельно разработаны план, и программа исследования, изучен и проведен аналитический обзор литературы по изучаемой проблеме. Проведен сбор, обработка, анализ материала с помощью используемых методов исследования полученных результатов, подготовлены публикации и материалы для практического внедрения.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и предложений, списка литературы из 248 источников, из них — 198 отечественных авторов и 50 зарубежных

приложений, изложенных на 160 страницах машинописного текста, приложений, содержит 19 рисунков и 44 таблицы.

Медико-социальное исследование здоровья школьников подросткового возраста и пути оптимизации медицинской помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты исследования и данные статистической обработки представлены в последующих главах настоящей диссертационной работы.

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО.

ВОЗРАСТА.

3.1. Гигиеническая оценка условий и организации обучения школьников.

Развитие системы школьного образования в России является важнейшей общегосударственной проблемой. Гармоничное воспитание личности предполагает, в частности, внедрение комплекса мероприятий, направленных на создание условий обучения, при которых исключается действие неблагоприятных факторов. Многофакторная школьная среда определяет уровень трудоспособности детей, их иммунологическую защиту, состояние опорно-двигательного аппарата, анализаторов, ведущих органов и систем, и, как следствие, может выступать фактором риска развития болезней. Ответственность за создание безопасных условий обучения возложена на директора, а организует оздоровительную работу педагогический и медицинский персонал школы. Важнейшую функцию контроля над условиями и организацией обучения в общеобразовательной школе выполняют врачи территориальных поликлиник, служба Госсанэпиднадзора территории, общественные советы, родители.

Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это, во-первых, связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции (Баранов A.A., 2000; Баранов A.A., Сухарева Л. М., 2007; Ильин А. Г., 2006; Кучма В. Р., Сухарева Л. М., 2000, 2002: Кучма В. Р., Степанова М. И., 2007 и др.) и, во-вторых, с изменениями, произошедшими в школе за последнее десятилетие. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально-адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных — здоровье. Поэтому одно из самых важных требований к результатам освоения общеобразовательных программ является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

При исследовании была проведена оценка условий и организации обучения в общеобразовательных школах пгт Грибановка и Грибановского района Воронежской области для обоснования оздоровительных мероприятий по графологической структуре «Социально-гигиеническая оценка условий и организации образовательного процесса в общеобразовательной школе».

Школа № 3 пгт Грибановка представляет собой трехэтажное здание типовой постройки, расположенное на огороженной территории площадью 0,9 га. Пришкольный участок имеет спортплощадку и учебно-опытную зону. В школе обучается 782 учащихся. Занятия происходят в две смены. В школе имеется 30 учебных помещений, спортивный зал, столовая на 72 места, медицинский кабинет, гардероб, изолированный блок младших классов.

Площадь классов составляет от 44 до 52 м², высота классов — 3,2 м. При этом максимальная наполняемость классов колеблется от 18 до 23 человек, что составляет от 2,44 до 2,89 м² на одного учащегося, тем самым не соответствует санитарным нормам СанПиН 2.4.2.2821−10 (2010).

Только блок младших классов оборудован маркированной мебелью по росту учащихся. Остальные классы оборудованы стандартными ученическими столами и стульями и требование соответствия мебели росту учащихся не соблюдается, тем самым размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся не соответствуют значениям, приведенным в таблице 1 СанПиН 2.4.2.2821−10 (2010).

Условия естественной освещенности можно признать удовлетворительными: световой коэффициент колеблется от 0,28 до 0,34, простенки — 0,6 м, окна большинства классов обращены на юго-запад, отсутствуют объекты заслонения. К числу недостатков следует отнести распространенное значительное озеленение окон большинства классов, особенно кабинета биологии-химии. Условия искусственного освещения достаточно удовлетворительны — оно обеспечивается люминесцентными светильниками закрытого типа, освещенность на рабочем месте ученика составляет в среднем 353 лк, а у классных досок — 556 лк.

Воздушно-тепловой режим так же можно считать соответствующим нормам. Отопление школы централизованное, батареи закрыты деревянными решетками. В школе, по словам учащихся и учителей в зимнее время достаточно тепло. Температура на момент обследования (март) составила 19 °C, влажность 56%. Проветривание классов осуществляется через фрамуги, площадь которых составляет 0,05 до 0,061 от площади пола.

Рекреации представляют собой коридоры, обращенные, в основном, на северо-восток, и шириной до 3,8 м. В школьном здании имеются туалеты на 12 посадочных мест, раздельные для мальчиков и девочек. Их количество не соответствует нормам. Имеющиеся дополнительно дощатые неутепленные туалеты на улице на 6 мест скорее усугубляют ситуацию, тем более что последние не имеют умывальников. Комната личной гигиены девочек не выделена. К числу недостатков следует отнести и отсутствие душевых и туалетных комнат в спортивном блоке.

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. Однако организация питания подростков, школьников 10−17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты: происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизниразвиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подросткана фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферувозрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и период полового созревания.

Именно в эти годы, фактически начиная с 10 лет, ребенок становится взрослым человеком. И это касается его физического, психоэмоционального, и интеллектуального развития. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни, учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10−17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка. Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым.

Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха. При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования. При анализе условий школьного питания приходится отметить, что оно осуществляется в виде обеда после второго урока, но предусмотрено только для младших классов. Школьники подросткового возраста не имели горячего обеда. Столовая представляет собой помещение 80 м², оборудованная 8 столами, имеется 2 умывальника и матерчатые полотенца. Столовая имеет собственный пищеблок.

Из приведенного меню-раскладки видно, что энергетическая ценность пищи для школьного второго завтрака учащихся младших классов явно избыточна. Среди продуктов питания слишком высокое содержание жиров, что может затруднять учебную деятельность школьников (табл. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3,3.1.4,3.1.5).

1. Английский язык Физкультура История.

2. Английский язык Обществознание Литература1. Математика Русский язык1. Информатика Русский язык.

3. Рис. 3.1.1. Распределение уроков по степени трудности в течение недели в школе № 3 пгт Грибановка.

4. Оценивая условия обучения в сельских школах, обнаружены существенные различия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой