Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для размещения населения во временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 кв. м на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения в общежитиях и других временных помещениях минимальная норма площади должна быть 4,0−4,5 кв. м на каждого человека. Для медицинских формирований, спасательных отрядов… Читать ещё >

Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медицинский институт Кафедра госпитальной хирургии Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время

  • 1. Характеристика особенностей эпидемических очагов. Основные причины возникновения эпидемических очагов в районах боевых действий
  • 2. Санитарно-противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в зонах боевых действий
  • 3. Организация санитарной экспертизы и защиты подовольствия и питьевой воды
  • 4. Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний

1. Характеристика особенностей эпидемических очагов. Основные причины возникновения эпидемических очагов в районах боевых действий Эпидемический очаг — это территория, на которой имеются заболевания людей инфекционными болезнями, возникшие за короткие сроки вследствие воздействия опасных факторов ЧС и наличие в окружающей среде условий, способствующих дальнейшему распространению инфекции.

Динамика эпид. очагов определяется временными границами и характеристикой 4-х факторов:

наличием инфекционных больных среди пострадавшего населения и возможностью распространения ими возбудителей;

пораженными, нуждающимися в госпитализации, оцениваемыми с точки зрения риска заражения;

здоровым населением, контактировавшим с инфекционными больными, нуждающимися в обсервации и наблюдении, оцениваемым с точки зрения риска заражения;

внешней средой, представляющей инфекционную опасность.

Эпид. очаг в районах ЧС имеет следующие особенности:

массовое заражение людей и формирование множественных очагов за счет активации механизмов передачи возбудителей инфекции в зонах катастроф;

длительность действия очага (особенно природно-очаговых инфекций) за счет продолжительности заражающего действия не выявленных источников;

сокращение инкубационного периода в результате постоянного контакта с не выявленными источниками инфекции, снижения резистентности и большой инфицирующей дозой возбудителей;

отсутствие защиты населения и пораженных от контакта с заразными больными в связи с несвоевременной изоляцией инфекционных больных;

наличие различных клинических форм инфекционного заболевания и несвоевременности диагностики.

Нозоареал — это территория распространения какого-либо заболевания.

Выделяют два типа ареалов инфекционных болезней: повсеместный и региональный.

Повсеместное заражение характерно для большинства антропонозных и зооантропонозных инфекций (антропонозыбрюшной тиф, паратифы, вшивый сыпной и возвратный тифы, вирусные гепатиты, эндемический менингит, дифтерия, дизентерия, грипп; зооантропонозы — сибирская язва, сап, лептоспирозы, сальмонеллезы, бруцеллез, столбняк, орнитозы). Поэтому в районах катастроф эти инфекции могут создавать эпид. очаги т.к. всегда существует источник инфекции, как правило, не изолированный. Уровень заболевания повсеместными инфекциями неодинаков в разных местах, что объясняется особенностями влияния социальных и природных факторов на развитие эпид. процесса. При ЧС эти условия выравниваются.

Региональные нозоареалы — ограниченные области распространения болезней. Это те районы, где социальные и природные условия благоприятствуют передаче возбудителя. Такое распространение имеют некоторые антропонозы и большинство зооантропонозов (антропонозы — холера, амебиаз, малярия; зооантропонозы — чума, туляремия, желтая лихорадка, клещевые боррелиозы, клещевой энцефалит, иерсиниозы, мелиоидоз, геморрагические лихорадки, лейшманиозы).

Угроза возникновения эпидемических очагов в районах ЧС зависит от многих вновь появляющихся причин, которыми могут быть:

Разрушение коммунальных объектов (система водоснабжения, канализации, отопления и пр.).

Резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории за счет разрушения химических, нефтеперерабатывающих и других промышленных предприятий, наличия трупов людей и животных, гниющих продуктов животного и растительного происхождения.

Массовое размножение грызунов, появление эпизоотий среди них и активизация природных очагов.

Интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей.

Повышение восприимчивости людей к инфекциям.

Нарушение работы сети санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, ранее располагавшихся в зоне катастрофы.

Необходимость оказания помощи местным учреждениям в проведении мероприятий среди населения.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как благополучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая.

1. Благополучная: заболеваемость населения на уровне многолетней; отсутствуют разрушения объектов влияющих на качество среды обитания, качественно проводятся государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2. Неустойчивая: умеренный рост уровня заболеваемости (не более чем в 3 раза или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); появление групповых инфекционных заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, инфекционные амилоидозы, вирусные гепатиты, СПИД, стафилококковая интоксикация, туберкулез легких, грипп, менингококковая или нозокомиальная инфекция, шигеллезы, орнитоз, бруцеллез, Ку-лихорадка, сифилис, полиомиелит, лептоспироз, трахома, амебиаз, лямблиоз) или отдельных случаев инфекций, указанных в критериях оценки неблагополучной обстановки; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов экономики, водоснабжения и питания; массовое заболевание (более 5000) или гибель (падеж) боле 1000 животных; наличие ограниченных участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения, незахороненных трупов людей и животных.

3. Неблагополучная: рост уровня заболеваемости населения (более чем в 3 раза) или возникновение групповых заболеваний (отравлений) в социальнои экономически значимых коллективах; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (до 5000 пострадавших или до 1000 пораженных, либо до 100 погибших), появление групповых опасных инфекционных или паразитарных заболеваний (сыпной или брюшной тиф, клещевой энцефалит, дифтерия, бубонная чума, легионеллез, иерсиниоз, боррелиоз, милиарный туберкулез, псевдотуберкулез, менингококковая инфекция, малярия) или отдельных случаев особо опасных инфекций; наличие участков местности, объектов водопровода (хранения запасов продовольствия, медикаментов) с химическим и биологическим заражением или радиоактивным загрязнением; скопление населения на необорудованной местности или в неприспособленных помещениях при экстремальных параметрах окружающей среды.

4. Экстремальная: эпидемические вспышки оспы, чумы, особо опасных вирусных геморрагических или желтой лихорадок, сибирской язвы, холеры, мелиоидоза, туляремии, сапа; распространение среди размещенных в стесненных условиях людей возбудителей опасных инфекций; резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди пострадавшего населения в пределах инкубационного периода; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (более 5000 пострадавших или более 1000 пораженных, либо более 100 погибших), залповый выброс (сброс, выпуск) высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ в районах крупных населенных пунктов (возможное воздействие отравляющих веществ с проявлением начальных симптомов у 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 100, а по органолептическому — более 1000 ПДК, уровень ионизирующих излучений на местности либо суммарной активности выброса РВ с прогнозом облучения человека более 500 мГр за 10 сут, агенты биологического оружия при наличии средств профилактики и лечения).

5. Угрожающая: распространение групповых заболеваний особо опасными инфекциями за пределы зоны карантина; рост числа очагов загрязнения биологическими средствами и (или) боевыми отравляющими веществами при скоплениях населения на необорудованной территории; аварии на радиационно, химически и биологически опасных объектах с нарастанием выбросов радиоактивных и опасных химических веществ, либо агентов биологического оружия (уровень радиоактивности на местности вызовет острую лучевую болезнь, концентрация отравляющих веществ приведет к смертельным поражениям у более 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 1000 ПДК, агенты биологического оружия с измененными свойствами либо при отсутствии средств профилактики и лечения).

2. Санитарно-противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в зонах боевых действий А) Санитарно-противоэпидемические мероприятия Изучение истории различных войн показывает, что в ЧС практически всегда возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населения. Происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возникают стрессовые состояния. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекции, так как потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными в течении длительного периода времени, имеются многочисленные контакты с окружающими лицами. Крайне сложная эпидемическая ситуация возникает при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней. При нарушении экологических систем возможно оживление природных очагов особо опасных инфекций. Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бак. средств в качестве бактериологического оружия дают основание предположить, что его можно использовать в войне, а также есть вероятность рассеивания в виде аэрозолей в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей схеме ликвидации медико-санитарных последствий ЧС возлагается на территориальные центры Госсанэпиднадзора РФ (ЦГСЭН).

В целях предупреждения и ликвидации последствий ЧС санитарно-эпидемиологические учреждения проводят следующие мероприятия:

1. Осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организация экспертизы пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, патогенными микроорганизмами и т. д.

2. Взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения.

3. Проведение специальной подготовки сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в очагах ЧС.

4. Поддержание в высокой степени готовности территориальных центров Госсанэпиднадзора, формирований и учреждений санэпидслужбы и т. д.

5. Осуществление накопления, хранения, освежения, учета и контроля медицинского имущества, необходимого для работы в ЧС.

6. Осуществление контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время.

7. Организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени.

8. Осуществление прогнозирования возможностей возникновения эпидемий на территории РФ.

Для оперативного руководства и координации деятельности по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии, в состав которых включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создается из числа работников служб ГОЧС, здравоохранения, и противоэпидемических учреждений.

В состав штаба входят следующие должностные лица: начальник ГО объекта — руководитель ЦГСЭН; командир группы эпид. разведки; заместитель начальника ГО объекта по СНЛК; начальник оперативной группы эпидемиологического надзора; начальник группы санитарного надзора; председатель эвакуационной комиссии и т. д. В структуру штаба входят: группа эпид. надзора, группа санитарного надзора, группа эпид. разведки, эвакокомиссия со сборным эвакопунктом, формирования ГОЧС общего назначения, формирования СПЭБ, СЭО, СЭБ, ГЭР.

Б) Санитарно-гигиенические мероприятия Под санитарно-гигиеническим обеспечением понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС путем: медицинского контроля за состоянием их здоровья, санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных, оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС, прогнозирования влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния, гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно-гигиенические мероприятия:

1. Организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду.

2. Организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации аварии и населения.

3. Организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания населения в районе ЧС.

4. Организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС.

5. Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием.

6. Участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзором за захоронением погибших и умерших.

7. Организационно-разьяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, частников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты — как разрушенные, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации, предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли, детские дошкольные и школьные учреждения, предприятия коммунального обслуживания, пострадавший и непострадавший жилой фонд, лечебно-профилактические учреждения, места временного расселения эвакуируемого населения, места расположения спасательных команд, отрядов, промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

C учетом анализа сложившейся обстановки при ЧС основными санитарно-гигиеническими направлениями работы специалистов санитарно-эпидемиологического надзора совместно с другими организациями являются следующие:

— при выходе из строя водопроводных сооружений и сетей — участие в выборе водоисточника, разрешение на использование воды, контроль состояния автотранспорта для подвоза воды, проведение забора проб на бактериологический и химический анализ;

— при выходе из строя канализационных систем и сооружений, поступлении сточных вод в открытые водоемы — ежедневный бактериологический контроль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования;

— на пищевых объектах — организация проведения мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания;

— на пунктах временного питания — проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля;

— в местах временного расселения населения — участие в создании надлежащих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бытового обслуживания;

— при палаточных городках или больших общежитиях в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельного белья, используя стационарные и передвижные дезинфекционные камеры;

— в постоянных и временных стационарах для пораженных — дезинфекция операционных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала.

Для размещения населения во временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 кв. м на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения в общежитиях и других временных помещениях минимальная норма площади должна быть 4,0−4,5 кв. м на каждого человека. Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения в холодное время необходимо иметь теплые помещения для обогрева людей и сушильные комнаты для обуви и одежды площадью не менее 15−18 кв. м на 100 человек. Во избежание переохлаждения пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях или подстилках на расстоянии не менее 0,3−0,5 м от наружных стен. Норма расхода воды для нужд пострадавшего населения составляет на одного человека 10 л/сут.; на одного больного стационара — 75 л/сут. На обмывку одного человека, включая личный состав работающих в ЧС — 45 л. При размещении населения в палаточном городке оборудуются полевые ровики (вместо санитарного узла) из расчета: один ровик шириной 0.3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на каждые 20 человек. Ровики устраивают параллельно друг другу на расстоянии 1−2 м и ниже источника воды на расстоянии не менее 200 м от них.

3. Организация санитарной экспертизы и защиты подовольствия и питьевой воды Применение противником ядерного, химического и бактериологического оружия может вызвать заражение продовольствия и питьевой воды, что в свою очередь может стать причиной поражения людей.

Глубина проникновения радиоактивных веществ в продовольствие и питьевую воду зависит от способа хранения, состояния тары и вида продовольствия. Отравляющие вещества могут заражать питьевую воду и продукты питания в капельно-жидком, аэрозольном и парообразном состоянии. Не исключена возможность заражения диверсионным путем. Наиболее вероятное заражение парами и аэрозолями при хранении продуктов в таре, проницаемой для этих паров. Отравляющие вещества хорошо адсорбируются пищевыми продуктами и могут длительное время сохраняться в них в опасных концентрациях.

В случае применения противником бактериологического (биологического) оружия заражение продуктов питания и питьевой воды может произойти при оседании на них аэрозолей с микробными рецептурами, контакте с зараженными насекомыми, грызунами, больными людьми. Большинство пищевых продуктов являются хорошей питательной средой для размножения и накопления патогенных микроорганизмов. Многие возбудители могут длительное время сохраняться.

Хорошо организованная разведка, постоянное осуществление лабораторного контроля за зараженностью воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов имеют первостепенное значение. На пищевых объектах разведка ведется разведывательными группами этих объектов. Во многих случаях для определения зараженности требуется произвести забор проб и доставку их в лабораторию для установления вида примененных БС и определения степени заражения ОВ и РВ.

При возникновении очага заражения РВ, ОВ и БС служба торговли и питания организует работу по определению степени зараженности находящихся в очаге запасов продовольствия и возможности их использования для питания.

На каждом пищевом объекте силами объектовой медицинской службы проводится обследование территории, продовольственного транспорта, складов, тары и инвентаря, о чем составляется акт обследования. После обследования приступают к отбору проб. Для обследования пищевых объектов могут привлекаться силы и средства МС ГО. Лица, проводящие отбор проб, должны быть одеты в защитную одежду и использовать средства защиты органов дыхания. После окончания работ они должны пройти полную санитарную обработку.

Для лабораторных исследований продовольствия и питьевой воды могут быть использованы Центры санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории санитарно-эпидемиологических отрядов, подвижных противоэпидемических отрядов, объектовые лаборатории.

Подозрительные продукты и питьевая вода до получения результатов лабораторного анализа должны находиться в полной сохранности. Они считаются условно зараженными и не могут быть использованы для питания.

Отпуск пищевых продуктов производится только после проведения санитарно экспертизы. В качестве санитарного эксперта могут быть привлечены врачи санитарно-эпидемиологического отряда, подвижного противоэпидемического отряда.

Экспертизе подлежат лишь продовольствие, подозрительное на заражение и продовольствие после его обеззараживания.

В результате проведенной экспертизы могут быть приняты следующие решения:

· Продукт разрешается для использования в пищевых целях без всяких ограничений (продукт не имеет заражения);

· Продукт годен к употреблению здоровыми людьми в течение определенного срока, если количество РВ (концентрация ОВ) не превышает предельно допустимые нормы. Этот продукт не может быть использован в детских и лечебных учреждениях;

· Продукт годен к употреблению, но подлежит реализации через системы общественного питания, если есть уверенность, что после кулинарной и технологической обработки количество РВ (концентрация ОВ) не будет превышать предельно допустимые нормы, а БС будут полностью отсутствовать. Прежде чем дать такое заключение, санитарный эксперт должен дать указания на проведение контрольной варки и получить описание технологии приготовления продукта. После этого готовый продукт подлежит повторному исследованию в лаборатории.

Заключение

дается в результате исследования готовой продукции;

· Продукт подлежит обеззараживанию (дезактивации, дезинфекции, дегазации) или отлежке (естественному обеззараживанию), после чего необходима повторная экспертиза. В случае естественного обеззараживания продукт должен храниться отдельно и его исследования должны проводится не реже чем 1 раз в 3 месяца;

· Продукт не пригоден к употреблению в пищу, но может быть использован для технических нужд (передан в утилизацию);

· Продукт не пригоден к употреблению и подлежит уничтожению.

Индивидуальные запасы продовольствия санитарной экспертизе не подлежат в силу невозможности ее осуществления и экономической нецелесообразности. Следует иметь в виду, что речь идет об экспертизе крупных партий продуктов, поэтому возрастает ответственность санитарного эксперта. Принимая решение, он должен учитывать не только, чем заражен продукт, но и его общее количество. Если санитарный эксперт выдает заключение на необходимость обеззараживания, он должен указать способ и методы обеззараживания.

Мероприятия по обеззараживанию на пищевых объектах организуются начальниками ГО объекта. Контроль осуществляет МС ГО. Работы по обеззараживанию должны проводится непосредственно на месте или на специально оборудованных площадках обеззараживания.

Обеззараживание подразделяется на естественное и искусственное.

Естественное обеззараживание осуществляется путем оставления зараженного продовольствия и питьевой воды на определенный срок, за который происходит самообеззараживание продукта (естественный распад РВ и ОВ). Этим способом можно пользоваться, когда нет необходимости в срочном использовании продовольствия и воды. Оставленные на самообеззараживание источники водоснабжения обозначаются знаками «Заражено» и за ними организуются наблюдение и лабораторной контроль.

Продовольствие и питьевая вода, зараженные бактериальными средствами естественному обеззараживанию не подлежат.

Искусственное обеззараживание производится различными способами, выбор которых зависит от вида продукта, вида примененного оружия (РВ, ОВ, БС) и конкретной обстановки.

В тех случаях можно прибегнуть к следующим способам:

· обмывание тары водой или мыльным раствором, обработка дезинфекционными средствами с обтиранием ее ветошью;

· перекладывание продукта в чистую тару;

· удаление зараженного слоя продукта;

· отстаивание жидких продуктов (при заражении РВ) с последующим сливом верхней, отстоявшейся части;

· термическая обработка (при заражении ОВ и БС);

· обработка ультрафиолетовым излучением (при заражении БС).

Эти способы можно применять как самостоятельно, так и комплексно в зависимости от степени и характера заражения и вида пищевого продукта. Химические способы для обеззараживания продукта не пригодны, т.к. они портят вкус, цвет и резко снижают питательные качества продукта, да и сами они часто являются токсичными для человека.

Продовольствие, сильно залитое капельно-жидкими ОВ, дегазации не подлежит. Оно не пригодно к употреблению и должно подлежать утилизации или уничтожению.

Обеззараживание питьевой воды производится следующими способами: эпидемический боевой санитарный инфекционный

· отстаивание;

· коагулирование с последующим отстаиванием;

· фильтрование через сорбенты и иониты;

· кипячение;

· выпаривание с последующей конденсацией;

· хлорирование.

После проведения обеззараживания производится бактериологический, химический или радиометрический контроль, ответственность за который несет медицинская служба. Во всех случаях, когда продовольствие отпускается для использования с зараженностью не выше предельно допустимых норм, в сопроводительной записке и на таре делается отметка «Д-РВ» или «Д-ОВ» (допустимое заражение РВ или ОВ). Продукты, зараженные бактериальными средствами должны быть полностью обеззаражены.

Продукты питания, которые после проведения мероприятий по обеззараживанию остаются непригодными к употреблению, подлежат утилизации или уничтожению. Утилизация зараженного продовольствия производится на существующих заводах по переработке вторичного сырья, оборудованных и приспособленных к переработке зараженных продуктов. Штабы ГО заранее определяют предприятия, на которые будет возложена работа по утилизации пищевых продуктов.

В том случае, когда продукты не могут быть утилизированы, они подлежат уничтожению. Уничтожение зараженного продовольствия производится путем сжигания или закапывания. Сжигают продовольствие в специально отведенном месте. Если сжечь нельзя — его закапывают на глубину не менее 1.5 м с предварительной денатурацией нефтью, лизолом, керосином или хлорной известью.

Защита различных видов продовольствия и питьевой воды осуществляется по следующим основным направлениям:

• проведение организационных мероприятий;

• проведение инженерно-технических мероприятий;

• проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Организационные мероприятия включают: рассредоточение запасов продовольствия и воды в загородной зоне; подготовку рабочих и служащих продовольственных объектов к проведению мероприятий по защите продовольствия и проведению работ по их обеззараживанию; подготовку лабораторий для индикации РВ, ОВ, БС, проведения санитарной экспертизы за зараженностью продовольствия и воды; накопление средств обеззараживания.

Инженерно-технические мероприятия предусматривают: строительство новых складов, элеваторов и мясокомбинатов в загородной зоне; реконструкцию старых объектов в соответствии с требованиями по защите; проведение работ по герметизации складских помещений; создание условий для качественной и эффективной уборки и обеззараживания помещений; внедрение герметического оборудования и тары для продовольствия; постоянное содержание мест водозабора и водопроводной сети в технически исправном состоянии, а также создание герметических емкостей для хранения питьевой воды.

Санитарно-гигиенические мероприятия обеспечивают: организацию хранения и транспортировки продовольствия, содержание водоисточников в соответствии с санитарными нормами и требованиями; содержание в чистоте и своевременную уборку территории и помещений продовольственных объектов; проведение работ по уничтожению насекомых и грызунов на территории пищевых объектов; соблюдение работниками объекта правил личной гигиены; строгое выполнение санитарных норм и правил технологической и кулинарной обработки продуктов.

4. Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний Организация проведения режимно-ограничительных мероприятий Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими и социальными условиями, а также с биологическими ритмами макрои микроорганизмов. Эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в организациях, работающих с бактериологическими агентами, естественные зависят от механизма передачи возбудителя.

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. Решение о введении плана принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти, ее решения обязательны для соответствующих органов исполнительной власти. СПК выполняет следующие функции:

1. Осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООИ.

2. Информация о возникновении эпидемического очага.

3. Наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического неблагополучия.

4. Утверждение плана ликвидации эпид. очага и контроль за его выполнением.

5. Ежедневное заслушивание докладов начальников и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпид. очаге.

6. Подготовка и представление в вышестоящие организации донесений.

7. Привлечение сил и средств мед. службы, транспорта, имущества и распределение их по предназначению.

8. Снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершению противоэпидемической работы и объявление о ликвидации очага.

Для работы в очаге СПК назначается начальник очага, формируется противоэпидемический штаб с начальником штаба во главе. Образуется консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов для решения вопроса по организации противоэпидемических мероприятий, диагностике и лечению больных ООИ, организации режимно-ограничительных мероприятий.

Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведение эпид. обследования, организует развертывание обсервационных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует процесс захоронения трупов.

Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного или других госпиталей, организацию лечения больных, наблюдение за возможными зараженными, а также функционирования патологоанатомической службы.

Группа мед. наблюдения за населением организует и проводит активное выявление остро лихорадящих больных, выявляет наличие падежа грызунов, наличие блох, ведет разъяснительную работу.

Лабораторная группа ведет исследование материала, поступающего из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.

Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной обработки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной дезинфекции в очаге, дератизацию и дезинсекцию на энзоотичных территориях.

Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование территории, проводит отбор проб на лабораторное исследование.

Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и домашними животными.

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населенные пункты, карантизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпид. очагов, объявляется зоной карантина.

Введение

карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации во все сопредельные с зоной карантина административные территории. В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов граница карантина расширяется с включением населенных пунктов, где размещается эвакуированное население.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин или обсервация снимаются распоряжением председателя СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее, чем до истечения двух сроков максимального инкубационного периода, исчисляемых с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции.

Карантин и обсервация Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок. При введении карантина предусматривается:

1. Полная изоляция эпид. очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установление охраны (оцепления).

2. Строгий контроль за въездом и выездом населения, вывозом имущества.

3. Запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта.

4. Создание обсерваторов и проведение обсервации лиц, находящихся в очаге и выбывающих за пределы карантина.

5. Ограничение общения между отдельными группами населения.

6. Установление противоэпидемического режима для населения.

7. Обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима.

8. Установление противоэпидемического режима работы в лечебных учреждениях.

9. Проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, промышленной продукции и санитарной обработки населения.

10. Перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность продукции.

11. Проведение экстренной и специфической профилактики.

12. Контроль за строгим выполнением населением и предприятиями установленных правил карантина.

13. Проведение санитарно-разъяснительной работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:

1. Ограничение въезда и выезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию.

2. Ограничение передвижения и перемещения населения.

3. Проведение обеззараживания объектов.

4. Активное и раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация.

5. Проведение санитарной обработки пораженного населения.

6. Проведение экстренной профилактики среди контактных лиц.

7. Усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженными животными и продукцией животноводства.

8. Установление противоэпидемического режима работы лечебных учреждений.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при въезде и выезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения — контрольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП). СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения в районе их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах.

Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установленного в соответствии с противоэпидемическими требованиями. Выезд людей из зоны карантина разрешается при наличии документа о том, что они прошли обсервацию. Ввоз грузов осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил. В зону карантина допускаются беспрепятственно формирования службы медицины катастроф и отдельные специалисты, а также лица, постоянно проживающие в зоне карантина и выехавшие из него до установления карантина.

На СКП возлагается:

— проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, убывающих из зоны карантина;

— проверка документов о проведении вакцинации и, в отдельных случаях, выдача средств экстренной профилактики пребывающим в зону карантина;

— медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими груз и работающими сменами при следовании через СКП к месту рассредоточения и работы;

— контроль за санитарным состоянием аэропортов, жд. вокзалов и т. д.;

— медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;

— выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны и въезжающих в нее, их изоляция.

Активное и раннее выявление инфекционных больных или подозрительных обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпид. очаге, организацией медицинского осмотра. Изоляция и госпитализация больных организуется медицинскими формированиями, работающими в очаге. Для изоляции и лечения развертываются инфекционные стационары (инфекционные подвижные госпиталя, провизорные и обсервационные госпиталя, холерные и противочумные госпиталя).

1. И. И. Сахно: Медицина катастроф. 2002

2. А. И. Шабров: Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий среди населения при ЧС и в военное время. 2010.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой