Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование надежности комбинированных обделок канализационных тоннелей и обоснование их конструктивных параметров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются применением апробированных методов теории упругости и теории прочности строительных железобетонных конструкций, методов теории надежности, методов математического моделирования и методов оптимизации, используемых при проектировании строительных конструкций, а также удовлетворительной сходимостью результатов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ОБДЕЛОК КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ТОННЕЛЕЙ
    • 1. 1. Анализ и оценка состояния и условий работы обделок эксплуатируемых канализационных тоннелей
    • 1. 2. Обзор и анализ конструкционных способов обеспечения эксплуатационной надежности обделок канализационных тоннелей
    • 1. 3. Современное состояние расчетных методов обоснования конструктивных параметров обделок канализационных тоннелей
    • 1. 4. Выводы и постановка задачи исследования
  • 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ОБДЕЛКИ
    • 2. 1. Статическая работа продольных стыковых соединений сборной первичной обделки
    • 2. 2. Расчетная схема определения внутренних усилий в сборной первичной обделке
    • 2. 3. Прогнозирование внутренних усилий с учетом основных параметров
  • ВЫВОДЫ
  • 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ КОМБИНИРОВАННЫХ ОБДЕЛОК КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ТОННЕЛЕЙ
    • 3. 1. Обоснование параметров, определяющих сопротивление трещинообразова-нию и напряженное состояние слоев обделки магистрального канализационного тоннеля на стадии проектирования
    • 3. 2. Интервалы изменения напряжений при произвольном сочетании параметров слоев
    • 3. 3. Надежность тоннельной обделки по фактору трещинообразования при напорном режиме пропуска сточных вод
  • ВЫВОДЫ
  • 4. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ ОБДЕЛКИ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КОЛЛЕКТОРОВ
    • 4. 1. Выбор и обоснование основных параметров слоев обделки, определяющих ее надежность
    • 4. 2. Оптимизация конструктивных параметров комбинированной обделки канализационных коллекторов
    • 4. 3. Оценка экономической эффективности обеспечения надежности комбинированных обделок канализационных коллекторов
  • ВЫВОДЫ

Прогнозирование надежности комбинированных обделок канализационных тоннелей и обоснование их конструктивных параметров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Обеспечение нормальной жизнедеятельности городов во многом зависит от надежности эксплуатируемых подземных сооружений различного назначения, среди которых важнейшими функциональными объектами городской инфраструктуры являются канализационные тоннели.

Преждевременный выход из строя этих объектов приводит к необратимому загрязнению природных вод и грунтов как хозяйственно-бытовыми, так и промышленными стоками. Большую роль в преждевременном разрушении коллекторов играют материал и конструкция обделки. На капитальный ремонт подобных коллекторов тратится 40−45 тыс. руб. на 1 м тоннеля. Первоначальные капиталовложения и расходы на эксплуатацию канализационных тоннелей могут доходить до 75% стоимости основных фондов. Значительная часть финансовых средств (до 30% от стоимости строительства 1 м³ сооружения в пересчете на 1 год эксплуатации) уходит на борьбу с отказами несущих конструкций. Такое положение объясняется несовершенством как в области проектирования, так и при строительстве и эксплуатации канализационных тоннелей.

С другой стороны, в связи с возрастанием объемов промышленно-бытовых сточных и других вод, требуемых для отвода, существует необходимость в строительстве каналов большого диаметра (5.6 м) (при щитовой проходке). Их проектирование и строительство должно предусматривать защиту окружающей среды от воздействия агрессивных сточных вод при эксплуатации в обычном режиме и исключение трещинообразования при аварийном напорном режиме (из-за опасности последующего коррозионного повреждения обделки тоннеля).

Обделки таких сооружений являются комбинированными, многослойными конструкциями. В мировой практике уже на стадии проектирования выдвигаются требования к надежной, безотказной работе этих обделок. Однако достаточного опыта проведения оценок надежности и обоснования на этой основе конструктивных параметров слоев еще не накоплено.

В связи с этим прогнозирование надежности и обоснование конструктивных параметров комбинированных обделок канализационных тоннелей является актуальной научной задачей.

Цель работы — установление закономерностей влияния конструктивных и деформационных параметров слоев обделки, физико-механических свойств вмещающего породного массива на надежность комбинированных обделок канализационных тоннелей и разработка рекомендаций пр обеспечению их безотказной работы в условиях напорного режима пропуска сточных вод.

Идея работы состоит в том, что надежность конструкции комбинированных обделок канализационных тоннелей рассматривается как функция трещиностойкости слоев с учетом наличия вариаций значений конструктивных параметров внешних воздействий и определяется сочетанием параметров каждого слоя, позволяющим обеспечить требуемый уровень надежности.

Научные положения, разработанные лично диссертантом, и их новизна.

1. Установлены закономерности изменения жесткости продольных стыковых соединений при линейных деформациях в сборном несущем слое обделки от их конструктивных параметров для плоских и выпукло-вогнутых стыков. Выявлены зависимости нормальных усилий в несущей обделке от конструктивных параметров стыков и физико-механических свойств вмещающего породного массива, отличающего совокупным учетом указанных параметров. Это позволяет оценивать диапазоны изменения значений нормальных усилий в стыках, отражающих сопротивление их раскрытию при наличии напорного режима пропуска сточных вод.

2. Установлены закономерности изменения напряжений в слоях комбинированной обделки в напорном режиме от физико-механических свойств породного массива, а также от конструктивных и упругих параметров слоев, отличающиеся тем, что определены диапазоны изменения этих напряжений при отсутствии достоверной информации о значениях параметров слоев. Это позволяет выбрать значение параметров слоев обделки, исключающие в них трещинообразования.

3. Разработана модель прогнозирования надежности слоев обделки по фактору трещинообразования, учитывающая изменчивость физико-механических свойств породного массива и разбросы фактических параметров слоев. Получены закономерности изменения надежности слоев обделки от модуля сдвига пород и определены коэффициенты чувствительности надежности к изменению значений параметров слоев и породного массива, что при проектировании позволяет учитывать только наиболее важные параметры.

4. Разработан алгоритм оптимизации надежности комбинированных обделок, на основе вероятности проектирования, учитывающий взаимовлияние слоев и позволяющий по данным об их упругих свойствах определять уточненные значения толщины слоев обделки, а также оценивать надежность обделки в целом. Применение алгоритма позволяет, с одной стороны, обоснованно снизить материалоемкость при заданной надежности и, с другой, -уменьшить вероятность отказа по трещинообразованию при заданной общей толщине обделки.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются применением апробированных методов теории упругости и теории прочности строительных железобетонных конструкций, методов теории надежности, методов математического моделирования и методов оптимизации, используемых при проектировании строительных конструкций, а также удовлетворительной сходимостью результатов расчетов по предлагаемой методике с данными практики и результатами исследований других авторов.

Научное значение работы состоит в развитии представлений о механизме формирования напряженно-деформированного состояния комбинированных обделок с учетом влияния конструктивных параметров стыковых соединений на изменения нормальных усилий в первичной обделке. Это, в свою очередь, позволяет произвести оценку надежности слоев по фактору трещиностойкости в условиях напорного режима по их геометрическим и упругих параметрам с учетом фактического разброса их значений.

Практическое значение работы заключается в разработке методики прогнозирования надежности и определения параметров комбинированных обделок канализационных тоннелей и разработке рекомендаций по выбору их параметров при проектировании.

Реализация выводов и рекомендаций работы. Результаты работы приняты к использованию в ГУЛ «Мосинжпроект» в качестве составной части проектных разработок магистральных канализационных тоннелей глубокого заложения в условиях наличия напорного режима сточных вод в виде «Временных рекомендаций по расчётному прогнозированию конструктивной надежности комбинированных обделок проектируемых магистральных канализационных тоннелей».

Апробация работы. Основные положения и результаты работы доложены, обсуждены и одобрены на Международной конференции «Проблемы освоения подземного пространства» (г. Тула, 5−7 апреля 2000г), на технических совещаниях в ГИП «Мосинжпроект» (г. Москва, 2003), на расширенном заседании кафедры «Строительство подземных сооружений и шахт» Mi l У (г. Москва, 2003 г).

Публикации. По теме диссертации опубликовано шесть научных работ.

Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, содержит 24 рисунка, 11 таблиц, список литературы 117 наименований.

ВЬЮОДЫ.

1. Предложен алгоритм оптимизации надежности на основе вероятностного проектирования комбинированной обделки, которая рассматривается как система слоев. Это позволяет по данным о материальных свойствах слоев давать уточненные значения толщины футеровочного слоя и вторичной обделок, а также оценивать надежность обделки в целом.

2. С помощью этого алгоритма получены скорректированные значения для толщины футеровочного слоя и вторичной обделки, которые сравниваются со значениями, определенными с применением существующих норм. Применение алгоритма позволяет снизить ошибку прогноза надежности и обоснованно сэкономить применяемые материалы.

3. Результаты решения задачи оптимизации выявили тенденцию увеличения экономии материалов при заданной надежности и уменьшения вероятности отказа по трещинообразованию при заданной общей толщине обделки с увеличением значения заданного значения индекса безопасности по сравнению с результатами проектирования с применением норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе решена задача прогнозирования надежности комбинированных обделок канализационных тоннелей в условиях напорного режима с учетом их конструктивных особенностей и изменчивости свойств породного массива, что позволяет снизить материалоемкость обделок при сохранении требуемого уровня их надежности.

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:

1. Установлены закономерности изменения жесткости продольных стыковых соединений несущего слоя от их конструктивных параметров, позволяющие дополнить известные расчетные схемы определения внутренних усилий. Показано, что при определении нормальных сил, определяющих сопротивление раскрытию стыков в условиях аварийного напорного режима, влияние жесткости стыков при линейных деформациях в большей степени проявляется при строительстве в глинистых породах и в меньшей — в известняках и доломитах.

2. Впервые определен диапазон возможных значений нормальных сил в первичной обделке при неполной информации о значениях физико-механических параметров породного массива и разбросах характеристик стыковых соединений, позволяющий производить оценки вариаций в значениях сопротивления раскрытию стыков при напорном режиме пропуска сточных вод.

3. Установлено, что трещиностойкость слоев обеспечивается соответствующим подбором их параметров для каждого конкретного диапазона изменения модуля сдвига породного массива. Показано, что наибольшее влияние на-изменение напряжений в слоях обделки оказывает модуль сдвига пород.

Установлено также, что уменьшение разброса значений напряжений в каждом слое зависит только от основных параметров рассматриваемого слоя (толщины и модуля сдвига).

4. Разработана методика оценки надежности слоев комбинированной обделки по фактору трещинообразования с использованием индекса безопасности Р и коэффициентов чувствительности, а этого индекса по отношению к изменениям параметров слоев и физико-механических свойств породного массива. Получены зависимости индекса безопасности слоев от их толщины, упругих параметров, а также модуля сдвига пород для конкретных горно-геологических условий г. Москвы. Установлено, что надежность слоев по критерию Р достаточна по фактору трещиностойкости для известняков и доломитов и снижается с уменьшением модуля сдвига пород.

5. Разработан алгоритм оптимизации надежности комбинированных обделок на основе вероятностного проектирования, учитывающий взаимовлияние слоев и позволяющий по данным об их упругих свойствах давать уточненные значения толщины каждого слоя, а также оценивать надежность обделки в целом. Установлено, что безопасная толщина по условию трещинообразования, определенная по предлагаемой методике, имеет более низкие значения по сравнению со значениями, определенными с применением детерминированного проектирования.

6. Разработанные в диссертационной работе рекомендации по обоснованию конструктивных параметров комбинированных тоннельных обделок канализационных тоннелей приняты к использованию в ГУЛ «Мосинжпроект» при их проектировании.

7. Экономический эффект от внедрения результатов исследования составил 1 169 000 рублей на 100 метров тоннеля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация расчетов транспортных сооружений / АС. Городецкий, В. И. Заво рицкий, А.И. Лангух-Лященко, АО. Рассказов. М: Транспорт, 1989. — 232 с.
  2. Абрамович К, А Повышение надежности систем канализации при щитовой проходке основных коллекторов // Материалы конф. «Проектирование и строительство коммунальных тоннелей». -М.: «Знание». -1975. С. 104−107.
  3. Ю.Н. Взаимодействие массива горных пород с обделкой подземного сооружения. Автореф. докг. дисс. — Ленинград, 1989. — 38 с.
  4. Ю., Антонов О. Деформации стыков три обжатии обделок // Метросгрой. -1970.-№ 7.-С. 27.
  5. Амортизация и Износ. М: «Приор», 1999. -128 с.
  6. С.В., Анциферова Л. Н. Расчет обделки тоннеля ливневой канализации, выполненной из железобетонных блок / Межд. конф. «Проблемы освоения подземного пространства», г. Тула, 5−7 апреля 2000 г Изд-во 11 У: 2000 г. — с. 6−11.
  7. Архангельский ММ, Джинчарадзе Д. И., Курисько АС. Расчет тоннельных обделок.- М.: Трансжелдориздат МПС, 1960 344 с.
  8. Г., Баратга А, Кашнати Ф. Вероятностные методы в строительном проектировании /Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1988.-584 с.
  9. КВ. Исследование напряженно-деформированного состояния крепи из чугунных тюбингов // Сб. трудов «Вопросы сооружения горных выработою> № 3. — М.: — Изд-во „Недра“. -1967. С. 25 -28.
  10. И.В., Картозия БА Механика подземных сооружений и конструкции крепей. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Недра, 1992. — 543 с.
  11. . Методы оптимизации. Вводный курс. М.: Радио и связь, 1988. -128 с.
  12. В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.
  13. В.Н., Левченко А. Н., Павлов О. Н. Расчет сборной ж/б обделкищитовых тоннелей с учетом характеристик стыковых соединений / Межд. конф. „Проблемы освоения подземного пространства“, г. Тула, 5−7 апреля 2000 г Изд-во ТГУ: 2000 г. — с. 85−89.
  14. В.Н., Троицкий К Д., Павлов О. Н. Несущая способность стыков модульной обделки // Сб. трудов „Специальные способы в подземном строительстве“. М.: МГИ-1988.-С. 35−40.
  15. Н.С. Механика подземных сооружений: Учебник для вузов. -2-е изд. пе-рераб. и доп. М: Недра, 1994. — 382 с.
  16. П.Булычев Н. С., Розенвассер ГР., Шамрин Ю. Е. Расчет сборных обделок коллекторных тоннелей в подрабатываемом грунтовом массиве // Основания, фундаменты и механикагрунгов.-1991.-№ 4. -С. 19−21.
  17. Н.С., Фогиева Н. Н. Основные вопросы механики подземных сооружений // Подземное и шахтное строительство. -1991. -№ 1. С. 8 -11.
  18. В.М. К вопросу о надежности канализационных коллекторов глубокого заложения // Подземное пространство мира. -1993. № 5−6. С. 32 — 35.
  19. С.Н., Шшшн А. А. Особенности работы и противокоррозионная защита тоннельных обделок городских подземных сооружений // Материалы межд. конф. „Долговечность и защита конструкций от коррозии“. 25−27 мая 1999 г. -М.: НИИЖБ, 1999. с. 48−60.
  20. А.П., Сатиров Г. Р. Оптимизация в условиях неопределенности. ML: — Изд-во МЭИ 'Техника». -1989. — 224 с.
  21. В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом- технологии сооружения, тт. 1 и 2. М.: НИЦ «Тоннели и метрополитены» АО ЦНИ1. ИС, 1996.-340 с.
  22. В. Т., Гавеля С. П. Оценка напряженно-деформированного состояния массивов горных пород. М.: Недра, 1986. — 221 с.
  23. Демешко Е. А, Слемзин А. Е. Несущая способность цилиндрических стыков // Мег-рострой. -1983. № 6. — С. 14 -15.
  24. Е.А., Слемзин А. Е. Расчет тоннельной обделки из железобетонных блоков с цилиндрическими стыками // Транспортное строительство. 1983. — № 3. — С. 22 -23.
  25. Джонс Дж К. Методы проектирования / Пер. с англ.- М: Мир, 1986. 326 с.
  26. РА. Расчет комбинированной обделки напорного туннеля по несущей способности // Гидротехническое строительство. -1987. № 2. — С. 40 — 43.
  27. В.И. Проектирование подземных транспортных сооружений. Киев: Изд-во «Будюельник», 1975. — 204 с.
  28. Защита строительных конструкций и технологического оборудования от коррозии: Справ-к строителя./ Под. ред. А. М. Орлова 2-е изд., перераб. и доп. М: Сгройиз-дат. -1991.-304с.
  29. Иванов Ф. М, Розенгаль Н. К Оценка воздействий внешней среды на бетон в нормативных документах. // Бетон и железобетон. -1990. -№ 11. С. 42−44.
  30. Иванов Ф. М, Дрозд ГЛ. О сроках службы железобетонных коллекторов.// Бетон и железобетон. -1992. -№ 2. С. 25 -26.
  31. Износостойкая защита конструкций. Справочник. М — Химия. -1986. — 135с.
  32. Инструкция по применению фасонной кислотоупорной керамики для защиты технологического оборудования и строительных конструкций предприятий химической промышленности. М: 1980 — Химия. -1980. — 76 с.
  33. Инструкция по проектированию конструкций панельных жилых зданий ВСН 32 77 /Госстрой СССР.-М: Сгройиздат, 1978. -180 с.
  34. К вопросу о минимальном проценте армирования обделок напорных гидротехнических туннелей / Ксенофонтов BJC, Мостков BJML, Пухонто JI. M, Хечинов Ю. Е. //
  35. Гидротехническое строительство. -1993. № 2. — С. 23 — 30.
  36. М.Х. Развитие методов расчета напорных гидротехнических тоннелей кругового очертания с учетом трещинообразования в обделке и породе. Автореф. канд.дисс. Москва, 1981. — 24 с.
  37. .А., Левченко А. Н., Борисов В. Н., Павлов О. Н. Временные рекомендации по расчетному прогнозированию конструктивной надежности комбинированных обделок проектируемых магистральных канализационных тоннелей. М.: — Изд-во Mi l У. — 2003. — 33 с.
  38. Коррозионная стойкость оборудования химических производств. Способы защиты оборудования от коррозии Справочное рук-во. — Л-д, Химия -1987. — 280 с.
  39. Коэффициенты надежности тоннельных обделок / Б. Бондарович, А. Лапшин, В. Тельтевская и др. // Метрострой. -1985. № 6. — С. 9 -10.
  40. МИ. Исследование статической работы шарнирных стыков блоков сборных железобетонных обделок тоннелей: Дисс. кацдтетнаук, Москва, 1964. 256 с.
  41. МИ. Трещиностойкость сборных железобетонных тоннельных обделок с прокладками в стыках // Транспортное строительство. -1964. № 5. — С. 46 — 47.
  42. А.П. Железобетонные и каменные конструкции: Учеб. для строит, спец. вузов. В 2-х частях. Ч. 1. Материалы, конструирование, теория и расчет. М: Высш. шк., 1988.-287 с.
  43. Ю.Н., Таймуразова ЛХ. Гидроизоляция и долговечность крепи коллекторных тоннелей // Материалы конф. «Проектирование и строительство коммунальных тоннелей». М.: «Знание». -1975. — С. 117−122.
  44. Е.Ю. Исследование фильтрационной надежности ограждающих и несущих конструкций городских подземных сооружений. Дисс. кандтеханаук, Москва, 1992.-276с.
  45. Куранчев М, Даниелян В., Шавернев И. Влияние технологии возведения сборной обделки на ее геометрическое очертание //Метрострой. -1988. № 4. — С. 10 -12.
  46. В.И., Павлов О. Н. Исследование конструктивных параметров модульной обделки коллекторных тоннелей // Строительство подземных сооружений в условиях городской застройки. М.: Изд-во МГИ, 1987. — С. 20 -23.
  47. А.Н. Расчет трещиностойкости обделки магистрального канализационного тоннеля. // Горный информационно-аналитический бюллетень. М.: Изд-во МГИ, № 10.-2001.-С. 88−90.
  48. А.Н. Определение расчетных нагрузок на конструкции подземных сооружений // § 16 (с. 94−105) в монографии Картозия Б. А., Борисов B. HL,. «Ин женерные задачи механики подземных сооружений», Изд-е 2-е и доп- М.: МГГУ, 2001.-161 с.
  49. А.Н. Учет параметров стыков при расчете сборных кольцевых обделок // § 25 в монографии Картозия Б А, Борисов В Л, «Инженерные задачи механики под земных сооружений», Изд-е 2-е и доп- М: МГГУ, 2001.-161с.
  50. Л.В. Городские подземные транспортные сооружения: Учеб. пособие для вузов. -2-е изд. перераб. и доп М: Огройиздат, 1985. — 439 с.
  51. В.Е., Воробьев Л. А. Вопросы надежности при проектировании транспортных тоннелей. //Транспортное строительство. -1974. № 4. — С. 42−43.
  52. В.Е., Воробьев Л. А. Надежность транспортных тоннелей // Транспортное строительство. -1973. № 10. — С. 44−45.
  53. Методические рекомендации по оценке надежности и долговечности перегонных тоннелей метрополитенов, сооружаемых закрытым способом. М: ЦНИИС, 1977. -57 с.
  54. Мостков В. М Подземные гидротехнические сооружения / Обделки гидротехнических тоннелей: Конспект лекций. -М: МИСИ, 1981. С. 13 — 54.
  55. Надежность и эффективность в технике: Справочник в 10 т. т.9. Техническая диагностика / Под ред. В. В. Клюева и ПЛ. Пархоменко. — М: Машиностроение, 1987. -352 с.
  56. З.В. Расчет железобетонных обделок напорных гидротехнических туннелей с учетом реальных диаграмм деформирования материалов конструкции и окружающей среды. Автореф. канд. дисс. — Тбилиси, 1990. — 24 с.
  57. Обделки гидротехнических туннелей: Библиографический указатель. Л -д.: Гидропроект, 1977. -90 с.
  58. С.А. Методы статического расчета сборных железобетонных обделок тоннелей. -М: Госсгройиздат, 1961. -143 с.
  59. Основные причины аварийного состояния главного коллектора АО КАМАЗ и г. Набережные Челны / По материалам экспертизы ТА. // Подземное пространство мира. -1993. -№ 5−6. С. 28 30.
  60. Отчеты НИЦ ТМ (АО ЦНИИС) (промежуточные и заключительный) по теме «Канал глубокого заложения на участке от.»: -1995.
  61. Пегросян Г. М Исследование проявлений горного давления в гидротехнических тоннелях, сооружаемых в глинистых породах. Автореф. канд. дисс. — Ереван, 1976. — 21 с.
  62. В.В. Разработка метода расчета двухслойных обделок коллекторных тоннелей. -Автореф. канд. дисс. Москва, 1984. -15 с.
  63. Постольская О. ЬС Напряженно-деформированное состояние обделок гидротехнических тоннелей в неоднородных массивах горных пород Автореф. канд. дисс. — Москва, 1989. -15 с.
  64. А.В., Толоконников JLA., Трещев А. А. Влияние агрессивной среды на напряженно-деформированное состояние подземных коллекторов. / Межд. конф. «Проблемы освоения подземного пространства», г. Тула, 5−7 апреля 2000 г Изд-во ТГУ: 2000 г. — с.
  65. Прочность и жесткость стыковых соединений панельных конструкций / Е. Горачек, В. И. Лишак, Д. Пуме и др. Под ред В. И. Лишака. М.: Сгройиздат, 1980. -192 с.
  66. А., Савранский Б. Учет физико-механических свойств горных пород в стержневых моделях при их взаимодействии с подземными сооружениями // Метро-строй. -1988. № 6. — С. 16 -17.
  67. В.Д. Методы теории надежности в задачах нормирования расчетных параметров строительных конструкций. М: Сгройиздат, 1986. -189 с.
  68. Расчет сборных обделок коллекторных тоннелей с учетом контактного взаимодействия с грунтовым массивом / Булычев Н. С., Фотиева КН., Розенвассер Г. В., Шамрин Ю. Е. // Основания, фундаменты и механика грунтов. -1988. -№ 5. С. 18 — 20.
  69. Рекомендации по применению программы СТЫК для расчета прочности и податливости стыков крупнопанельных зданий. М: ЦНИИЭП жилища, 1987. — 64 с.
  70. В.И. Некоторые вопросы строительства магистральных коллекторов глубокого заложения // Материалы конф. «Проектирование и строительство коммунальных тоннелей».-М.: «Знание». -1975. С. 101−104.
  71. А.Р. Теория расчета строительных конструкций на надежность. М: Стройиздат, 1978. — 239 с.
  72. В.В., Руппенейт КВ. Механизм взаимодействия обделки напорных тоннелей с массивом горных пород М: Наука, 1969. -159 с.
  73. Руководство по автоматизированному расчету обделок подземных транспортных сооружений / ВНИИ транш, стр-ва. М: Транспорт, 1987. — 53 с.
  74. Руководство по проектированию гидротехнических тоннелей / Гидропроект им. С. Я. Жука, Минэнерго СССР. М: Стройиздат, 1982. — 288 с.
  75. КВ., Драновский А. Н., Лыткин В. А. Расчет сборной кольцевой крепи подземных сооружений. М: Недра, 1969. -151 с.
  76. В.В., Шейнин В. И. Расчет обделки напорного водовода в неоднородном массиве с использованием численно-аналитической методики // Гидротехническое строительство. -1993. № 4. — С. 4 — 6.
  77. Г. Н. Об устойчивости горных пород при строительстве тоннелей Московского метрополитена//Метрострой. -1963. № 3−4. — С. 53 -55.
  78. Сборник технологических инструкций по защите от коррозии МСН 214−69 ММСС СССР, ЦБТИ, 1970.-119 с.
  79. А. Экспериментальная сборная железобетонная обделка наружным диаметром 6 м.//Метрострой. -1988.-№ 3. С. 4 — 5.
  80. В .К. Экспериментально-теоретические исследования круговых обделок коммунальных тоннелей из железобетонных блоков трапециевидной формы // Дисс.. кацдлехннаук, Москва, 1974. 204 с.
  81. Скобенников ГА Исследование работы обделок перегонных тоннелей метрополитенов, сооружаемых в протерозойских глинах: Дисс. канд.техн.наук, Москва, 1972. -245 с.
  82. А.Е. Несущая способность шарнирной железобетонной обделки тоннелей с учетом ее фактической формы: Дисс. канд.техн.наук, Москва, 1983. -187 с.
  83. А.Е. О статической работе цилиндрического стыка сборной железобетонной обделки // Сб. научн. тр. / МИИГГ -1983. Вып. 726. — С. 31 — 34.
  84. СНиП 2.06.09 84. Туннели гидротехнические / Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. -19 с.
  85. СНиП 2.03.01 84*. Бетонные и железобетонные конструкции /Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. — 79 с.
  86. СНиП 2.03.11 85. Защита строительных конструкций от коррозии / Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. — 59 с.
  87. СНиП 2.06.08 87. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений/Минэнерго СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988. — 32 с.
  88. СНиП 2.06.14−85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. — 29 с.
  89. СНиП П- 44 -78. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1978. 21 с.
  90. В.М. О расчете сталежелезобетонных трубопроводов большого диаметра // Гидротехническое строительство. -1993. № 4. — С. 5 -11.
  91. Р.Д., Илюхин АФ. расчет футеровочных аппаратов. М.: Машиностроение, 1983.-200 с.
  92. Тоннели и метрополитены: Учебник для вузов / В. Г. Храпов, Е, А Демешко, С. Н. Наумов и др., Под ред. В. Г. Храпова М.: Транспорт, 1989 — 383 с.
  93. Тоннельные конструкции. Обзорная информация / Гонин B.C., Виноградова ME., Воллер И. Л., Казакова М. А. Под ред. Селиванова Н. П. М: — ВНИИПИ, 1990. — 80 с.
  94. Фиакко А, Мак-Кормик Г. Нелинейное программирование. /Пер. с англ. М: Мир. -1972.-240 с.
  95. Д. Прикладное нелинейное программирование. М: Мир. -1975. — 534с. «
  96. Ю. Е. Разработка метода расчета сборных обделок коммуникационных тоннелей с учетом контактного взаимодействия с грунтовым массивом, в том числе -подрабатываемым очистными работами. Автореф. канд. дисс. — Тула, 1989. -19 с.
  97. Ю. Е., Розенвассер Г. Р., Бессолов П. П. Несущая способность сборных обделок коммуникационных тоннелей при их совместной работе с грунтовым массивом //Подземное и шахтное строительство. -1991. № 2. — С. 25 — 26.
  98. В.И. Геомеханика в расчетах и проектировании малозаглубленных подземных сооружений (особенности и проблемы) // Основания, фундаменты и механика грунтов. 1992. — № 3. — С. 24−27.
  99. Г. Надежность несущих строительных конструкций. / Пер. с нем. М: Стройиздат, 1994. -288 с.
  100. П. Тоннельные обделки будущего // Подземное пространство мира. -1993.-№ 5−6.-С. 43 48.
  101. Baumann Т. Tunnelauskleidungen mit StaMbetontubbingen // Bautechnik. 1992. — Bd 69.-Heft l.-S. 11−20.
  102. Bijen J. M Maintenance and repair of concrete structures // Heron -1989. v. 34. — No. 2. -pp. 1−82.
  103. Girnau G. Waterproofing linings of shield-driven tunnels I I Advances in Tunneling Technology & Surface Use. -1984. Vol 4. -No. 4. -pp. 163 -171.
  104. Hogrefe J. Betonbauweisen beim Schfldvortrieb // Betonkonsruktionen im Tiefbau / HL Baldauf- U. Tinm Berlin: Ernst und Sohn, Veriag fiir Architektur u. techn. Wiss., 1988. -S. 353 — 394.
  105. Janssen P. Tragverhalten von Tunnelausbauten mit Gelenkttibbings: Diss. Dr. Ing.: -Braunschweig, 1983. -137 S.
  106. Klawa N., Haack A Tiefbaufugen. Berlin: Ernst und Sohn, Veriag fiir Architektur u. techn. Wiss., 1990.-564 S.
  107. Kohno S. Reliability-based design of tunnel support systems. Ph. D. Thesis, University of Illinois in Urbana, 1989. — 266 p.
  108. Kuesel T.R. Principles of tunnel lining design // Tunneling technology. 1986. — No. 53. -pp. 1 -8.
  109. Leonhardt F., Reimarm H. Betongelenke //Bauingenieur. 1966. — B. 41. — Heft 2 — S. 49 -56.
  110. Moreno A, Schmitter J.J. Failures of shafts and tunnels in soft soils // Soft Ground Tunneling, Failures and Displacements / Ed D. Resendiz and M. P. Romo. — A.A. Balkema, Rotterdam, 1981.
  111. Philipp G. Schfldvortrieb im Tunnel und Stollenbau // Taschenbuch fiir den Tunnel-bau, 1987. — Essen: Veriag GluckaufGmBH, 1987.-S.211 -274.
  112. Report on the Damaging Effects of Water on Tunnels During Their Working Life (ГГА Working Group on Maintenance and Repair of Underground Structures) // Tunneling and Underground Space Technology. -1991. Vol 6. — No. 1. — pp. 11 — 76.
  113. Rosenblueth E. Point estimates for probability moments // Proc. Nat. Acad. Sc.
  114. USA. 1975. — Vol. 72. — No. 10. — pp. 3812 — 3814.
  115. Straman J. P. Design Model for Damaged Pipes in the Ground // Proc. of IABSE Symp. «Durability of Structures», Lisbon, Portugal, Sept 6 -8,1989. pp. 599 — 604.-116. Tunneling and Underground Space Technology. -1992. Vol 7. — No. 1. — pp. 46 — 52.
  116. Williams A Radial joints for precast segmental tunnel linings // Technical Report 552. -1982.-August-PP. 33.
Заполнить форму текущей работой