Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология ведения кадастра земель, занятых автомобильными дорогами с применением земельно-информационных систем

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дорожное хозяйство являлось одной из немногих отраслей в Российской Федерации, которая в течение длительного времени не имела федерального законодательного акта прямого действия. Эта ситуация изменилась с принятием Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон… Читать ещё >

Методология ведения кадастра земель, занятых автомобильными дорогами с применением земельно-информационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области наук о Земле Направление (раздел) конкурса 12

Кадастр автодорог

МЕТОДОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ КАДАСТРА ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1 Состояние вопроса

1.1 Зарубежный опыт формирования земельного кадастра

1.2 Отечественный опыт формирования земельного кадастра

1.3 Нормативная правовая база государственного кадастра недвижимости

2 Исследование состояния нормативных основ кадастра недвижимости

2.1 Особенности формирования земельного кадастра автомобильных дорог

2.2 Проблемы регулирования земельных отношений в области использования земель автомобильного транспорта

2.3 Оформления межевого плана с целью постановки земельных участков, занятых автомобильными дорогами

3. Методологические аспекты совершенствования кадастра автомобильных дорог.

3.1 3D лазерное сканирование

3.2 Моделирование 3D кадастровых данных в России Заключение Список используемых источников

Введение

В настоящее время приоритетом системы управления земельными ресурсами остается решение имущественно — фискальных задач.

В 90х годах появилась частная собственность на землю, земельные реформы, проводимые в России, изменили подходы к правовому регулированию использования земель. Современная экономика предполагает привлечение частных инвестиций в государственный сектор, следовательно, необходимо обеспечить условия стабильности и заинтересованности для инвестора при этом сохранив государственную монополию на земли транспорта.

В настоящее время стоит задача оформить права на все земли РФ, в том числе и земли, занимаемые автомобильными дорогами. По состоянию на 2013 год, ни один закон не предусматривает особенности оформления земель, занятых автомобильными дорогами.

Объектом исследования являются земли, занятые автомобильными дорогами.

Цель работы — исследование нормативно-правового регулирования в сфере земельно-кадастровых отношений автомобильных дорог на примере магистральной федеральной автомобильной дороги М-53 «Новосибирск — Байкал», разработка единой методики по ведению земельного кадастра автомобильных дорог федерального значения.

Задачи исследования:

— охарактеризовать основные этапы развития земельно-кадастровых отношений в России, в том числе формирование земельного кадастра автомобильных дорог;

— изучить современное состояние и выявить проблемы в сфере управления земельными ресурсами, в основном на землях промышленности транспорта и иного специального назначения, в частности под федеральными автомобильными дорогами;

— исследовать нормативно-правовую базу государственного кадастра недвижимости и выделить основные проблемы;

— сформулировать и обосновать предложения по сегментации участков автомобильных дорог;

— сформулировать и обосновать целесообразность введения 3D кадастра;

В научной работе использовались следующие методы исследования:

— специальные: сравнительно-правовой, логический и исторический анализ.

— общенаучные: методы системного анализа, аналогии и синтеза;

В процессе написания НИР мы придерживаемся принципов достоверности и объективности исследования научного и практического материала. Все высказанные выводы и предложения явились результатом научного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что НИР представляет собой одну из первых разработок научных основ элементов правового регулирования земельных отношений в области использования земель автомобильного транспорта, предложения о сегментировании земельных участков, занятых автомобильными дорогами, применения 3D лазерного сканирования для выполнения широкого круга инженерно-технических работ на автомобильных дорогах.

В работе сформулирован ряд теоретических выводов, обладающих научной новизной. В целях повышения эффективности и совершенствования земельного кадастра автомобильных дорог предложены конкретные практические рекомендации.

1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1 Зарубежный опыт формирования земельного кадастра В настоящее время важность земельных активов наиболее высока. Операциями с недвижимым имуществом занимаются государственные учреждения, предприятия и организации различных форм собственности и физические лица. Следовательно, необходимо закрепить права на недвижимое имущество, осуществить гарантию прав на данные объекты, произвести реальную оценку недвижимого имущества. Вопросы налогообложения, страхования, кредитования, инвестирования должны решаться только на основе, сложившихся на данный момент, экономических отношений. В современном мире страна, не сформировавшая кадастр объектов недвижимости, заведомо становится аутсайдером мировой экономики.

В следствии традиций, на сегодняшний день важен детальный анализ зарубежных кадастровых систем, их историческое формирование и нужно наметить основные ориентиры развития данной отрасли в России с учетом наших исторически сложившихся национальных особенностей.

Рассмотрим опыт ведения кадастра недвижимости Голландии, Дании и Китая. В данных странах введены инновационные методы ведения кадастра недвижимости, например в Голландии — внедрен 3D кадастр, в Дании — эффективная система налогооблажения, в Китае — переход от 2D к 3D кадастру.

Голландскую кадастровую систему рассмотрим на основе переведнной нами книги Джантина Стотера «3D кадастр». Голландский кадастровый географический набор данных содержит сведения о границах участков и их кадастровых номерах, контуры зданий (для справочных целей), названия улиц и адрес месторасположения объекта недвижимого имущества.

В соответствии с правом частной собственности, главные типы кадастровой регистрации с 3D компонентами: право собственности; ограниченное право собственности; право суперфиция; право долгосрочной аренды; право сервитута; право кондоминиума; совместная собственность.

В системе регистрации каждому праву собственности соответствует уникальный код.

Права собственности в Нидерландах всегда имеют отношение к поверхностным участкам. Поэтому, собственность недвижимого имущества всегда устанавливается на поверхностных участках. Если относительно земельного участка не установлены никакие права, действуют правила вертикального и горизонтального присоединения. Вертикальное присоединение обозначает, что собственник участка владеет всеми конструкциями и сооружениями, закрепленными за этим участком. Горизонтальное присоединение — в соответствии с Голландским Гражданским Кодексом, конструкции, находящиеся в земле, — часть собственности по правилу вертикального присоединения, если только эти конструкции — не часть другой собственности. В тоже время, нельзя построить конструкцию, которая будет вклиниваться в чужую собственность, без согласия собственника этого имущества. Правила вертикального и горизонтального присоединения являются последствиями фактической ситуации и не утверждаются правами, поэтому во многих случаях приводят к конфликтным ситуациям.

Исследование кадастровой системы Дании мы провели на основе переведенной нами статьи Джантина Стотера и соавторов «3D регистрация недвижимого имущества в Дании». В Дании четыре основных реестра недвижимого имущества, которые подчинены различным органам власти: кадастровый реестр; земельный реестр (Поземельная книга); реестр зданий и жилья; реестр оценки.

Кадастр Дании находится в ведении Национального Землеустройства и Кадастра, который является подразделением Министерства Окружающей Среды. Кадастр Дании первоначально был образован, как система, содержащая данные о земельных налогах. Главным объектом кадастра Дании на данный момент является поддержание эффективного земельного рынка и обеспечение основы для надлежащего управления земельными ресурсами.

Кадастр состоит из четырех частей: реестр недвижимого имущества и земельных участков; кадастровая карта; листы измерений, относящиеся к границам; реестр контрольных пунктов, используемых при кадастровых съемках.

Земельный реестр — является основополагающим законодательным актом в деятельности Министерства Юстиции. Он содержит юридические данные о правах собственности, правообладателя, информацию о залогах и сервитутах. Начиная с 2000 г., земельный реестр полностью оцифрован, хотя права собственности до сих пор остаются доступными только аналогово. Земельный реестр использует идентификаторы недвижимого имущества, установленные кадастром.

Муниципалитеты (всего 275) ответственны за два вида регистрации недвижимого имущества: регистрация зданий и жилья и регистрация оценки.

Регистрация зданий и жилья не содержит никакой пространственной информации. Стандартная процедура развивается путем комбинирования регистрации зданий и жилья, кадастровой регистрации зданий. Процедура оказалась недостаточно эффективной из-за нескольких проблем: одно здание может находиться не только на одном участке, но и на нескольких, несколько адресов могут быть обращены к одному зданию (квартиры) и т. д.

Кроме регистрации зданий и жилья, муниципалитеты должны поддерживать реализацию и регистрацию оценки, записывать данные об оценке отдельного имущества. Налоговые органы используют реестр оценки для вычисления и сбора налогов. Регистрация оценки содержит информацию, относящуюся к идентификации имущества (кадастровый номер и номер имущества), площадь каждой части участка и все результаты налогообложения. Оценка содержит две части: оценку земли и оценку зданий.

Закон Дании основан на тех же принципах, что и другие международные права на собственность: право собственности устанавливается на участки и не ограничивается в вертикальном измерении. Горизонтальное разделение (юридическое и фактическое) в собственности может быть установлено ограничениями. Эти ограничения могут быть определены как в соответствии с Законом о частной собственности, так и с публичным правом.

Анализ кадастровой системы Китая была проведена с помощью переведенной нами статьи «Реконструкция управления городским землеустройством в Китае на основе 3D кадастра». В настоящее время городская система управления земельными ресурсами Китая основана на управлении идеями и технологиями 2D кадастра. В весьма долгий исторический период в Китае это играло положительную роль в управления городскими землями и городским строительством. Однако, наряду с быстрым развитием национальной экономики и текущей урбанизации в Китае, особенно расширение крупных городов, запасов земельных ресурсов становится все меньше. Модель развития городов постепенно превращается из прошлого 2D расширения к 3D использованию. Согласно новому методу городского развития, традиционные 2D концепции управления имеют много недостатков в 3D землепользовании. Оно также ограничивает 3D многообразие развития города и может привести к более скрытым проблемам для будущего управления городской собственностью на земельные ресурсы.

В Китае «Закон о землеустройстве» четко делит землю на государственную и коллективную. Землепользование располагает три направления: коллективное использование, строительное использование и неиспользованные. Строгий контроль положен в возможность перевода земель из коллективной собственности под строительство, в целях контроля над общим числом земель для строительства, используют и осуществляют специальную защиту на обрабатываемых землях.

С развитием городов, городское строительство занимает земли, принадлежащие крестьянским коллективам в пригородах. Согласно правовому регулированию, процедура расширения следующая: основываясь на планирование землепользования, городское правительство, во-первых, приобретает землю, принадлежащую крестьянским коллективам, и дает компенсацию фермерам, и затем переводит землю, принадлежавшую крестьянским коллективам в собственность государства, или преобразует землю для использования под строительство.

В 2007 году Китай принял и реализовал закон «О праве собственности», которое предусматривало, что право на использование участков под строительство может быть создано отдельно на поверхности, над или под землей. Данный закон предусматривает правовую поддержку 3D использования земли.

1.2 Отечественный опыт формирования земельного кадастра Земля — основа существования человека, потому как в земле собраны основные сырьевые ресурсы, человек возделывает землю с целью получения урожая, использует естественные угодья, возводит жилье на земле, а также использует ее в иных целях. Поэтому начиная с древнейших времен люди занимались присоединением земель. Для определения основных путей развития эффективной системы земельного кадастра, необходимо проанализировать исторический опыт формирования землеустройства в России.

Кадастр в России появился в 10 веке. Описание земель государства содержали сведения об оценке земель и их картографические данные. С конца 15 века введена поместная система землевладения, стали учитывать качество земель по плодородию и отдаленности от селения. Этому были присущи такие недостатки, как мелкои узкополосица, чересполосица, дальноземелье. Впоследствии, для решения указанных проблем были проведены специальные землеустроительные работы, названные «Писцовые описания». В дальнейшем государство провело повсеместное описание, что способствовало созданию крепостного права. Первая земельная реформа, получившая название «Генеральное межевание» и длившаяся почти 100 лет началась в 1765. «Она характеризуется тем, что был выдвинут новый принцип отвода границ. Ее задача заключалась в съемке земель и утверждении границ землевладений.

В начале XX в. была проведена столыпинская аграрная реформа. На наш взгляд ее основными задачами было передача надельных земель в собственность крестьян и землеустройство, позволяющие реструктуризировать крестьянское хозяйство с помощью ликвидации чересполосицы. Первым законодательным актом советского государство стал декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле». В последствии были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли"[4].

В России после 1917 г. вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью.

С 1 декабря 1922 г. был введен в действие первый Земельный кодекс РСФСР. Он состоял из основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Закрепил исключительное право государства на землю, недра, воды и леса; земля изымалась из гражданского оборота; сделки с землей преследовались по закону и признавались недействительными.

В 1939 — 1941 гг. в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» были проведены работы по урегулированию приусадебного землепользования в колхозах.

На основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были проведены работы по выделению земельных участков для подсобных хозяйств ремесленных и других училищ, создаваемых для детей, потерявших родителей.

В середине 60-х годов сформировалась достаточно четкая, взаимосвязанная структура землеустроительной службы страны, обладающая значительным потенциалом для организации комплексного изучения, использования и охраны земельных ресурсов.

С 1.01.1971 г. был введен в действие новый Земельный кодекс РСФСР, который закрепил исключительную государственную собственность на землю, определил Единый государственный земельный фонд, зафиксировал порядок предоставления земли в пользование, права и обязанности землепользователей, порядок использования земельных участков для изыскательских работ, урегулировал вопросы возмещения убытков землепользователям, государственного контроля за использованием и охраной земель; установил правовой режим отдельных категорий земель. Специальные разделы посвящены государственному земельному кадастру и государственному землеустройству. Кодексом установлен также порядок решения земельных споров, определена ответственность за нарушение земельного законодательства.

В 70-е годы появляется новый вид землеустроительных действий — подготовка проектно-сметной документации на проведение работ по улучшению или инженерному оборудованию отдельных участков территории для целей более эффективного их использования.

В истории учета земель современной России можно выделить четыре основных периода:

1.1960;1990 гг. особое внимание уделялось землям сельскохозяйственного назначения, а также перераспределению земель, обеспечению развития производственных сил и сохранению плодородия почв. Процесс учета земель находился под управлением министерства сельского хозяйства. Для учета земель сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий использовалась земельная шнуровая книга. В городских поселениях — книга регистрации землепользований. В 80-е годы придается значение земельно-кадастровому производству. Ведением государственного земельного кадастра в этот период занимались землеустроительная служба Госагропрома СССР совместно с проектными институтами по землеустройству.

2.1992;2001 гг. органы кадастрового учета фактически занимались поддержкой проходившей по всей стране процесса приватизации земель. Т. е. кадастр выполнял функции одновременно кадастрового учета и регистрации права. В начале 90-х годов XX в. земельные участки на праве частной собственности на землю были едва ли не единичными, а полная ясность с его правовым содержанием и возможными перспективами отсутствовала из-за острой политической борьбы. Таким образом, потребность в законодательном регулировании ведения государственного земельного кадастра остро возникла только во второй половине 90-х годов прошлого века. Кадастровые данные были сведены в единую книгу, где сведения о качественных характеристиках земель России заносились в таблицы, дифференцированные по пользователям. Переход права на землю осуществлялся на основании решений органов власти. Такие решения закреплялись государственными актами на право пользования и право собственности земель.

В 1985 — 1990 гг. проходил четвертый тур общесоюзной оценки земель. Впоследствии эти материалы были использованы для дифференциации ставок земельного налога.

В период с 1980 по 1988 г. в Советском Союзе и на его отдельных территориях по проектам Росземпроекта велись работы, направленные на дальнейшее повышение культуры земледелия, эффективности сельскохозяйственного производства.

Система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с прогнозированием, проектированием и планированием использования земель, осуществлением мероприятий по повышению плодородия почв и их защиты, организацией территорий в России сложилась к началу 1990 г. В стране сформировался многоцелевой земельный кадастр, содержащий сведения о природном, экономическом, и правовом положении земель, направленный на решение управленческих задач в различных сферах экономики. В 1990 году в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы и становление земельного права, соответствующие условиям перехода от плановой экономики к рыночной. Начавшаяся реформа выявила недостатки в теории и методах ведения земельного кадастра. Исходя из этого основной задачей земельного кадастра 90-х гг. была необходимость оформления прав пользователей на предоставленные государством земельные участки, сбор информации о качественных и количественных характеристиках земельного фонда по его категориям.

В 1999 г. начата земельная реформа, осуществляемая в рамках федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999;2002 годы», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694. Целью программы явилось обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и других мероприятий. Это позволило к 2002 г. завершить, в основном, земельную реформу в России, создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами.

Федеральным законом № 28 ФЗ от 02.01.2000 г. «О государственном земельном кадастре» вводится понятие Государственный земельный кадастр (ГЗК), который ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учёта стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

3.2001;2008 гг. ведутся две системы учета: по земельным участкам — государственный земельный кадастр (ГЗК), по объектам капитального строительства (ОКС) — организации технической инвентаризации (ОТИ) или бюро технической инвентаризации (БТИ). Федеральным законом № 221 ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» вводится понятие государственный кадастр недвижимости (ГКН) ведение которого осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

4.2008 г по настоящее время развивается единая система регистрации прав и кадастрового учета.

По данным на 2007;2008 гг. в ГКН внесены сведения далеко не по всем земельным участкам. При этом сведения по некоторым из них устарели и не актуальны, многие земельные участки имеют неправильную конфигурацию или существуют расхождения между фактическим положением земельного участка на местности и его представлением в кадастровых документах вследствие ошибок как при внесении сведений в кадастр, так и при их подготовке.

Существовавшие до 1 марта 2008 г. в России две основные системы учета недвижимости — система учета объектов капитального строительства (техническая инвентаризация ОКС) и система учета земельных участков (ГЗК) — слабо стыковались друг с другом, в том числе информационно. У них разные принципы организации работы, разные технологии. Земельный кадастр практически полностью автоматизирован. А в системе органов технической инвентаризации подавляющее количество документов хранится в бумажном виде. Только за последние несколько лет организации технической инвентаризации приступили к процессу автоматизации. Исходя из этого, обмен информацией между органами затруднен. Поэтому часто в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

Современный ГКН призван обеспечить следующей актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды.

Нами проведен анализ ведения кадастра недвижимости в России на основе признаков успешной системы ведения кадастра предложенные Dale Peter F. и John D. McLaughlin в статье «Land Information Management» — New York: Oxford University Press. Добавим дополнительные разделы для исследования кадастровой системы страны по дополнительным пунктам актуальным на сегодняшний день: налогооблажение; инвестирование; управление и развитие электронного земельного администрирования; трехмерный кадастр.

Результатом проведенного нами исследования явились выявленные проблемы современного кадастра недвижимости. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Принципы и проблемы ведения кадастра в России

Признаки успешной системы кадастра

Некоторые заявленные принципы ведения ГКН

Существующие проблемы

Полнота данных:

по объектам учета;

по объёму учитываемых сведений

Непрерывность актуализации сведений Постоянство хранения

Отсутствие большей части сведений о ранее учтенных земельных участках; добавление данных о объектах капитального строительства только предвидится

Точность и достоверность данных

Единство технологии ведения

Значительное количество технических и кадастровых ошибок

Увязка с системой координат:

единой для учетного округа;

с национальной системой координат

Используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат

Отсутствие полноценных систем координат и сетей пунктов

Простые и ясные правила учета

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации

Правила учёта размыты по документам, общее количество которых исчисляется сотнями. Многие моменты кадастрового учета, например, линейно-протяженных объектов, не отражены

Способность к восприятию новых задач

-;

-;

Возможность сопряжения с другими базами данных

Сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах

Ведомственная обособленность делает обмен трудно выполнимым

Налогооблажение

ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения согласно сведениям кадастровой оценки недвижимости. На основе баз данных кадастровой оценки создается основа для перехода к налогообложению. Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов

В ГКН имеются сведения не обо всех объектах недвижимого имущества, в большенстве своем объекты недвижимости, имеющиеся в ГКН, не актуальны.

Инвестирование и кредитование

Повышение государственных гарантий прав собственности на недвижимое имущество, единые подходы к формированию и инвентаризации объектов недвижимого имущества, единая информационная система о его объектах, механизмы обмена информацией между земельным кадастром и информационными системами о зданиях, сооружениях и помещениях.

Зарегистрированное имущество выступает в качестве гаранта для инвесторов и кредиторов. Например, ипотека.

Электронное земельное администрирование, земельные информационные систем (ЗИС)

комплексная автоматизация процедур кадастрового учета, минимизация ручного труда и субъективизм в принятии решения, учет всех видов объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений и их нежилых частей), организация взаимодействия со специализированными топогеодезическими организациями по предоставлению, проверке и включению в базу данных результатов землеустроительных работ в электронном виде.

Практическая реализация данных принципов внедрена лишь наполовину. (Например, многие картографические материалы специалистам все еще необходимо сканировать; сведения государственной геодезической сети (ГГС) ведутся на бумажных носителях и не все еще перенесены в электронный формат)

Трехмерные кадастровые системы

Появление требований регистрации трехмерных прав на недвижимость, в связи с возрастающей сложностью площадей застройки, подземной и надземной инфраструктуры.

На территории России пока только в качестве «пилотного» проект введен в Нижегородской области.

Сделки с землей по-прежнему трудны, непонятны и требуют больших финансовых средств, а гарантии собственности нечетки. Поэтому государство не достаточно эффективно собирает налоги на недвижимость. Следствием отсутствия единой системы учета является также наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе, объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате так называемого самовольного захвата земель (самозахвата).

1.3 Нормативная правовая база государственного кадастра недвижимости Законодательство, регулирующее правовые аспекты недвижимого имущества и сделок с ним, насчитывает около 100 нормативно-правовых документов, из них отметим лишь наиболее значимые для нашего исследования:

1) Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

2) Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»

3) Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

4) Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

5) Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»

Современная нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости (ГКН) начала складываться с принятием Федерального закона «О государственном земельном кадастре» в 2000 г., Земельного кодекса и Федерального закона «О землеустройстве» в 2001 г., Градостроительного кодекса в 2004 году.

В июле 2007 года был принят Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», который должен стать правовой основой для современного кадастра недвижимости. Федеральный закон № 221 изложен в двух основных частях:

1.Порядок проведения государственного кадастрового учета. Состав сведений и документов ГКН;

2.Формирование объектов кадастрового учета.

Для практической реализации создания единой системы ГКН еще в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения ГЗК и государственного учета объектов недвижимости». Работы по программе ведутся по двум основным направлениям:

1. Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирование и регулирование земельно-имущественных отношений;

2. Создание системы кадастра недвижимости.

С 1 марта 2009 года произошло объединение организаций: Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) в единую службу — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Не один из представленных законов не смог урегулировать земельно-кадастровые отношения автомобильных дорог. Частая смена законов и внесение в них дополнений создает массу новых проблем. Необходимо выработать единую методику постановки земельных участков на кадастровый учет. В 2009 году в г. Томске по инициативе ОГУ «Томскавтодор» и ООО «Индор» состоялось рабочее совещание между представителями администрации Томского района в лице Сабанцевой И. Н. и ФГУП «Земельная кадастровая палата» в лице Файта В. К. и Животягиной Н. М. при участии инициаторов. Где было принято решение по выработки единой системы формирования кадастровых документов необходимых для ГКУ. В результате, постановка на ГКУ земель занятых автомобильной дорогой «Колбиха-Сухоречье» и «Томск-Мариинск» (прил.1) в границах г. Томск, заняла 3 месяца, в сравнении предыдущий опыт постановки на ГКУ участков, занимаемых автомобильными дорогами исчислялся годами.

2. СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

2.1 Особенности формирования земельного кадастра автомобильных дорог Кадастровый учет земель дорожного хозяйства в подразделениях Росавтодора и подведомственных ему учреждений ведется по следующим основным направлениям:

1. Организация проведения инженерно-изыскательских работ;

2. Создание и ведение отраслевого реестра земель дорожного хозяйства;

3. Формирование и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, а также форм и методов управления земельными отношениями в дорожном хозяйстве и их регулирования.

Дорожное хозяйство России представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий все автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации и более 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Сегодня протяженность сети автомобильных дорог России общего пользования составляет около 593 тыс. км, в том числе федеральных автомобильных дорог — 46,8 тыс. км, а объектами дорожного хозяйства занято 3167 земельных участков общей площадью 174 тыс. га.

Органы управления дорожным хозяйством на местах организуют инженерно-изыскательские работы и проводят первичный учет земельных участков, находящихся у них в постоянном (бессрочном) пользовании и занимаемых федеральными автодорогами и объектами дорожного хозяйства. О земельных участках собираются картографические сведения, как кадастровые и инженерно топографические материалы и фотопланы. В ходе выполнения этих работ органы управления дорожным хозяйством взаимодействуют с территориальными органами федеральной власти и органами местного самоуправления. Все накопленные сведения направляются в Росавтодор, где они сводятся в единый массив информации, отражающий состояние дел в области регулирования земельных отношений во всей дорожной отрасли.

Управление и, соответственно, учет автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса неразрывно связаны с учетом землеотвода, земельных отношений и земельных участков, на которых расположены дорожные объекты.

Различие линейных объектов от прочих и почему они нуждаются в особом подходе — это общая проблема для всех организаций, имеющих отношение или эксплуатирующих линейные объекты — трубопроводы, линии электропередач, автомобильные и железные дороги, водотоки и др.

После принятия в 2001 году ФЗ № 78 «О землеустройстве» и утверждением Росземкадастром 17 февраля 2003 г. «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», которыми было установлено определение координат межевых знаков, начались первые трудности в постановке автомобильных дорог на государственный кадастровый учет (ГКУ).

Проблемами постановки на ГКУ автомобильных дорог посвящены труды Бойкова В. Н. [12 — 16], Скворцова А. В. [12, 16]. Вопросам эколого-эстетического проектирования автомобильных дорог посвящены работы [20,21].

Рассмотрим несколько характерных примеров методологических и нормативно-правовых ошибок оформления земель, занятых автомобильной дорогой М-53 «Байкал» в границах Новосибирской области.

Пример нарушения конфигурации в результате вклинивания (рис.1). Согласно ст. 11.9 п. 6 — образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплеванию, изломанности границ, чересполосице…[18]

Рис. 1 Вклинивание земельных участков в границы автодороги М53.

Другим примером противоречия положения ст. 11.9 п. 6 являются частые случаи изломанности границ, когда границы дороги секутся по оси автомобильной дороги, либо при пересечении с другими кадастровыми округами, кварталами, районами (рис.2) (прил.2). В нашей практике таким примером была а/д Томск-Мариинск в границах г. Томск. Координаты границы г. Томск проходили по оси дороги, но в постановлении об утверждении границ МО г. Томск было написано, что граница города проходит по правой стороне автодороги Томск-Асино. Проблеме несовпадения систем координат топографических материалов и нестыковке данных различных отраслевых документов посвящена работа Спирина П. П., Ковязина В. Ф., Асецкой Е. Д. (СПГГУ, г. Санкт-Петербург, РФ) [19]

Рис. 2 Изломанность границ Кроме того, в процессе изучения материалов земельно-кадастровой документации нами были выявлены случаи чересполосицы (рис.3). Подобное происходит при условии прерывания линейно-протяженного объекта. Например, в случае пересечения автомобильной и железной дороги, по факту автомобильная и железная дорога на данном участке не прекращают существовать, в подобных условиях постановка их на государственный кадастровый учет затруднена, как правило, железная дорога имеет преимущественное право при постановке на государственный кадастровый учет. Чересполосица — расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с земельными участками другого хозяйства.

Следовательно, имеется необходимость в трехмерных кадастрах, которые обусловлены все возрастающей сложностью площадей застройки, подземной и надземной инфраструктуры, появлением требований регистрации 3D прав на недвижимость (как частных, так и государственных). Возможность регистрации недвижимости и прав на нее в трехмерном измерении позволит вести учет недвижимого имущества не только на нулевом уровне, но и над, и под ним. В случае реализации 3D кадастра будет упрощен доступ к необходимой информации. Например, точная информация о месторасположении подземных кабелей, трубопроводов и туннелей предоставляет возможность использовать данную информацию для управления (мероприятий по планированию) подземными слоями.

Рис. 3. Земельный участок, занятый полосой отвода дороги М-53 «Байкал»

Рис. 4 Земельный участок 54:18:20 401:15 (54:18:0:3)

Кроме того, порой содержится информация о том, что образованный и функционирующий объект не существует или снят с учета. Например, земельный участок с кадастровым номером 54:18:20 401:15 (54:18:0:3), который входит в состав автомобильной дороги М-53 «Байкал» и функционирует согласно целевому назначению, снят с учета (рис.4).

На территории Новосибирской области мы можем наблюдать в пределах одного образованного земельного участка различные виды разрешенного использования, которые не соответствуют п. 3 ст. 90 ЗК РФ, где сказано — в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог. [18]

Каждый административный район декларирует разрешенное использование земель для осуществления дорожной деятельности по-своему. Например,

1) на территории Новосибирского района разрешенное использование: автодорога. Ни в одном законодательном документе не встречается понятие автодорога;

2) на территории Мошковского района разрешенное использование: для автодороги «Байкал» / в границах Мошковского района /;

3) на территории Болтнинского района разрешенное использование: обеспечение деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта.

Таким образом, по исследуемой дороге М-53 «Байкал» в границах Новосибирской области мы наблюдаем серьезные нарушения в ведении реестра баз данных о видах разрешенного использования, границ и площадей земельных участков.

Подобные проблемы актуальны не только для автодороги М-53 достаточно часто участки дорог имеют неправильную конфигурацию. Значительная протяженность автомобильных дорог предусматривает большое количество смежников, с которыми необходимо проводить согласование. Встречается межведомственная несогласованность (например, разрешенное использование земли). Имеются земельные участки без координат, измеренные полярным способом (когда неизвестно где находится участок), в том числе неверные площади участков — это обнаруживается при уточнении их местоположения.

Решение вышеперечисленных проблем возможно за счет:

1) систематизации данных о распределении земель по собственникам, владельцам, арендаторам, пользователям, административно-территориальным образованиям; о площади неиспользуемой по целевому назначению; о качестве земель; об экологическом состоянии территории; о ставке земельного налога и арендной плате; о кадастровой стоимости земельного участка. Данные сведения, при условии перехода в 3D кадастр, могут быть показаны для каждого участка, а также иметь систематизированную по необходимым вам сведениям в таблицу на весь объект в целом, который состоит из множества участков. Указанные сведения повысят эффективность и увеличат скорость в принятии решений связанных с управлением земельными участками;

2) применения единой системы координат на всей территории РФ (ГСК 2011). При переходе на данную систему необходима перерегистрация земельных участков, а не перевод их из одной системы координат в другую с помощью ключей перевода. Повторение пройденной ошибки по исправлению координат с помощью перевода, лишь усугубит ситуацию с неточным местоположением границ объектов недвижимости при постановке на ГКУ;

3) внедрения единой методики сегментации земельных участков, занятых автомобильными дорогами. Дорожную сеть можно представить как совокупность сегментов между крупными перекрёстками (работа внутри сегмента достаточно однородна). И вот такие сегменты (длиной 5−20 км на межселенных участках; до 100 км на остальных участках) имеет смысл представлять как один объект капитального строительства и соответствующий ему земельный участок. Примерно так же поступили и в Германии;

4) согласования (в рамках формируемой Инфраструктуры пространственных данных (ИПД) РФ) электронного формата обмена данными между Росреестром и Росавтодором и осуществления систематического обмена данными с целью своевременной актуализации сведений: текущего состояния земельных участков под дорогами и придорожными полосами для Росавтодора; текущего состояния реестра автомобильных дорог РФ — для Росреестра; [11]

5) уточнения существующей нормативной базы;

6) перерегистрации координат земельных участков внесенных в ГКУ

7) внедрения 3D кадастра.

По каждому из представленных выше путей решения сложившихся на сегодняшний день проблем, с которыми сталкиваются специалисты при проведении земельно-кадастровых работ по межеванию и постановке на ГКУ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, мы остановимся далее.

2.2 Проблемы регулирования земельных отношений в области использования земель автомобильного транспорта

.Объектами транспортных систем Российской Федерации, регионов и муниципальных образований заняты значительные земельные площади, около 700 тыс. га. Их правовой режим зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В российском законодательстве различаются такие основные виды транспорта, входящие в единую транспортную систему страны, как автомобильный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Функционирование транспортных систем в России регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Ценность автомобильных дорог определяется не только их балансовой стоимостью. Без развитой дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции РФ, которыми гарантируются права на свободу передвижения граждан, обеспечение единства экономического пространства.

Неотъемлемой частью единой транспортной системы России являются автомобильные дороги. Их развитие и эффективное функционирование относятся к важнейшим условиям развития общества и государства, в том числе решения задач обеспечения обороноспособности и национальной безопасности России, экономики, социальной сферы и культуры. Правовой режим земель автомобильного транспорта имеет важное значение.

В этой сфере имеется немало проблем. Одна из проблемных причин заключается в том, что существующее российское законодательство, регулирующее данные правоотношения, является малоэффективным, а новые законы в этой сфере принимаются недостаточно оперативно.

Как отмечают Г. В. Чубуков и М. Ю. Тихомиров [21], Земельный кодекс РФ не содержит детальной характеристики правового режима земель автомобильного транспорта, они включены в состав земель транспорта. Земельные участки для размещения автомобильных дорог могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также частной. Как правило, они предоставляются в собственность после изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Огромную проблему для развития транспортной инфраструктуры представляет неурегулированность земельных отношений, и прежде всего это касается механизма резервирования и изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог. Для полного представления современного российского законодательства, касающегося режима земель автомобильных дорог, необходимо показать, какие основные нормативно-правовые акты регулируют данные правоотношения. Прежде всего, это Земельный, Гражданский, Градостроительный кодексы РФ. Кроме того, это Федеральные законы от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд», от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Некоторые вопросы правового режима земель автомобильного транспорта урегулированы Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указами Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», от 27 июня 1998 г. N 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» и др. .

Наиболее рациональным и эффективным способом устранения недостатков разрозненного правового регулирования в области правового режима автодорог и дорожной деятельности стало принятие Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целесообразность принятия Закона об автомобильных дорогах была очевидна. 13 октября 2006 г. в г. Ярославле под председательством Президента РФ В. В. Путина прошло заседание Президиума Государственного Совета РФ по вопросу состояния и развитии сети автомобильных дорог в Российской Федерации. С докладом на заседании выступил министр транспорта РФ И. Е. Левитин, он подчеркнул необходимость решения целого ряда задач, таких как доведение общей протяженности дорожной сети страны до 1,5 млн. км, в том числе сети дорог общего пользования — до 1,2 млн. км; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям. Однако, решение перечисленных задач невозможно без изменения законодательной базы, основой которого и должно было стать принятие Федерального закона «Об автомобильных дорогах». И. Е. Левитин отметил, что необходимо изменение земельного и градостроительного законодательства, устанавливающего порядок предоставления и изъятия земельных участков для строительства автомобильных дорог. Сегодня подготовительные работы к строительству занимают два — три года. Очень часто в процессе подготовки к строительству возникают спекуляции земельными участками, которые увеличивают стоимость строительства. Стоимость земель и различных компенсаций достигает 20% общей стоимости строительства. С учетом этого подготовлены изменения и дополнения в земельное и градостроительное законодательство, касающиеся порядка резервирования и изъятия земель для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. Предлагается внести изменения в Положения о Минтрансе России и о Федеральном дорожном агентстве, наделив их полномочиями, связанными с изъятием и резервированием земельных участков для строительства автомобильных дорог. Эти полномочия должны включать введение на согласованных земельных участках на период до начала строительных работ особого режима использования, запрещающего оборот этих земель и какое-либо строительство на них.

Дорожное хозяйство являлось одной из немногих отраслей в Российской Федерации, которая в течение длительного времени не имела федерального законодательного акта прямого действия. Эта ситуация изменилась с принятием Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон объединил массив подзаконных правовых актов и регламентировал особенности правового регулирования проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания, использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими. Несовершенство и отдельные противоречия в действующем земельном законодательстве создают огромные трудности при согласовании размещения объектов (вне населенных пунктов) с составлением акта выбора или подготовку градостроительного плана земельного участка для автодорог, находящихся в границах населенных пунктов, оформлении решений об изъятии и предоставлении земельных участков для строительства автомобильных дорог, государственной регистрации права на них. Например, по-прежнему не урегулированы отношения, связанные с предварительным согласованием размещения автодорог на земельных участках, находящихся в общей собственности при отсутствии выдела земельных участков за счет земельных долей, не определены сроки согласования размещения автодорог. Именно по этим причинам процесс предоставления и изъятия земель затягивается на годы.

Если проанализировать содержание гл. IV Закона «Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог», то там не содержится норм, способствующих тем или иным образом решению имеющихся проблем, а лишь повторяются положения действующего земельного законодательства. Развивая положения п. 4 ч. 1 ст. 9 ЗК РФ, в Законе следовало бы установить с учетом норм земельного законодательства, особенности изъятия земельных участков для размещения автомобильных дорог общего пользования. А при выкупе земельных участков, находящихся в долевой собственности при отсутствии межевания и выдела земельного участка в счет земельных долей, необходимо установить особый порядок согласования и изъятия земель для размещения автомобильных дорог. .

В соответствии с п. 3 ст. 87 ЗК гл. IV Федерального закона № 257-ФЗ необходимо дополнить статьей об охранных зонах автомобильных дорог, установление которых необходимо для обеспечения безопасной эксплуатации автодорог в регионах с оползневыми и лавиноопасными явлениями. В законе следует определить порядок установления охранных зон и правовой режим использования земель в этих зонах.

Земельное законодательство относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей отечественной правовой системы. По количеству вносимых изменений с Земельным кодексом РФ может конкурировать разве что Налоговый кодекс РФ. При этом следует отметить, что далеко не все новеллы земельного законодательства получили положительную оценку в правоприменительной деятельности. Некоторые же изменения явно продиктованы потребностями адекватного регулирования земельных отношений. К числу таких изменений относятся внесенные изменения в ЗК РФ, устанавливающие правовые основы резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.

10 мая 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд». Указанным Законом гл. XI ЗК РФ была дополнена ст. 70.1, предусматривающая резервирование земель, в том числе в случаях размещения объектов транспортной инфраструктуры. Земли могут резервироваться в этих случаях до 20 лет. Резервирование земель допускается и в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

2.3 Оформление межевого плана, с целью постановки на государственный кадастровый учет земель, занимаемых автомобильными дорогами В настоящее время решается проблема оформления прав собственности на все земли РФ и земли, занимаемые линейно-протяженными объектами. Как говорилось нами ранее, по состоянию на 2013 год, ни один закон не прописывает регламент оформления земель под линейными объектами. В соответствии с этим в настоящей работе сформулированы основные подходы постановки на государственный кадастровый учет линейно-протяженных объектов.

1. Исходя из общей идеи присвоения индивидуального кадастрового номера, обуславливается необходимость разделения участка на части, причиной дробления земельного отвода на множественные участки здесь заключается в том, что автомобильная дорога проходит через разные административно-территориальные образования. Автомобильная дорога проходит по нескольким категориям земель, а именно по землям промышленности и иного специального назначения и землям населенных пунктов, что обуславливает деление дороги одного титула на участки по категориям земель. Из этого вытекает следующее, что автомобильная дорога с одним титулом, утвержденным постановлением губернатора области, имеет несколько участков, и в наименование объекта приходится дописывать километры разделенного участка.

2. Все существующие дороги являются ранее учтенными по категории земель промышленности и иного специального назначения, следовательно имеют кадастровый номер Значит перед нами, как исполнителями, стоит задача уточнить категорию и площадь ранее учтенного земельного участка, а участки, которые проходят по землям населенных пунктов приходится образовывать.

3. Ранее учтенный кадастровый номер должен быть прописан и на участках, которые проходят по землям промышленности и иного специального назначения, и на участках, проходящих по землям населенных пунктов, что на практике сделать весьма проблематично, а чаще всего и не возможно.

4. В настоящее время система координат предполагает разделение на зоны, в связи с этим часть объектов разрываются в плане. При таком подходе на границах района происходит разрыв участков дорог и границ субъектов федерации, что заведомо является ошибкой (рис. 5).

Рис. 5 Границы Томской и Кемеровской областей на публичной кадастровой карте

5. Редакция постановления, издаваемого администрацией муниципального образования, не всегда соответсвует требованиям ФГУП «ФКП Росреестра» при постановке земельных участков на ГКУ.

Какие пути решения могут быть в данной ситуации:

1. Сделать исключение для линейно-протяженных объектов и прописать ранее учтенный кадастровый номер на участках, проходящих по различным категориям земель.

2. Участки, проходящие по землям промышленности и иного специального назначения уточнять, а участки, проходящие по землям населенных пунктов образовывать. Возникает вопрос, как возможно образовывать земельный участок, существующий ни один десяток лет и который имеет государственный акт на эти земли, где в графической части показан весь участок дороги, а не раздробленный на части по категориям.

3. Собирать межевой план на весь титул автомобильной дороги, в границах одного муниципального образования, сдавать такой межевой план в кадастровую палату и с учетом регистрируемых сведений администрация муниципального образования издает постановление.

Отличительной особенностью формирования межевого плана для постановки на ГКУ согласно первому пункту предложенного пути решения является то, что в одном межевом плане содержаться сразу сведения о двух участках. Разделы сведения об уточняемых земельных участках и их частях, а также разделы графической части межевого плана повторяются для каждого участка в отдельности.

Если составлять межевой план на участки, согласно второму предложенному варианту (прил.3), межевой план составляется согласно приказу № 412 без внесения в него каких-либо поправок, проблема заключается в том, что обуславливается необходимость изменения постановлений:

1. на участки, проходящие по границам населенных пунктов готовить документы на образование.

2. в границах земель промышленности и иного специального назначения документы готовятся на уточнение Следовательно, в первом случае межевой план составляется на образование земельного участка, во втором — на уточнение.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДАСТРА

3.1 Сегментация автомобильных дорог Как отмечалось ранее, на сегодняшний день существует масса проблем при постановке земельных участков на ГКУ, одной из таких проблем является наложения. Данный аспект вносит свои неточности в сведения ГКН, потому каждый исполнитель решает данный вопрос на свое усмотрение. Таким образом, получаются две абсолютно разные, но одинаково не точные ситуации:

1) Исполнитель (кадастровый инженер) «режет» границы автомобильной дороги по границе пересекаемого участка (рис. 1)

2) исполнитель, во избежание работ по уточнению границ пересекаемых участков отказывается от проведения кадастровых работ на данном участке и «режет» границы автомобильной дороги по сегментам удобным ему, то есть продолжает земельно-кадастровые работы на тех участках, где нет пересечений (прил. 4)

Первое решение, так же как и второе вносит дополнительные неточности в сведения ГЗК. Как выход из сложившейся ситуации, предлагаем внедрение сегментации автомобильных дорог закрепленная на законодательном уровне и строго определенная по километражу. Положительным примером такого пути является Германия, где принята система разбиения дороги на сегменты (Аbschnitt — нем.) длиной 2−5 км, как правило, между смежными примыканиями или пересечениями дорог. Это единый и неделимый участок дороги, строго измеренный и закрепленный на местности. Любые границы могут проходить только по границам этих сегментов, а протяженность всего титула дороги состоит из суммарной протяженности сегментов. Такой подход создает условия для строгого упорядочения данных в информационных системах — как во времени, так и в пространстве.

Важный аспект, который необходимо помнить: любой титул дороги сегментирован, независимо от желания дорожников, по ряду признаков. Во-первых, сегментирование дороги на участки происходит по признаку административных границ муниципальных образований (районов, поселений, округов). Во-вторых, по признаку границ кадастровых районов и кварталов, которые в общем случае могут не совпадать с границами тех же, например, административных районов. В-третьих, по признаку границ — зон содержания дороги различными дорожными эксплуатационными предприятиями. И все это достаточно значимые факторы, которые нельзя не учитывать, но в то же время вносящие существенные усложнения в информационные системы, отвечающие за управление состоянием автомобильных дорог.

Исследовательские работы по сегментированию участков автомобильных дорог продолжаются. В качестве сегментов могут рассматриваться участки от примыкания до примыкания, по нагруженности автотранспортом… Каждый из предложенных методов сегментирования необходимо детально проанализировать и апробировать в условиях нашей страны и лишь после этого принимать определенное решение.

3.2 3D лазерное сканирование В настоящее время проектирование ремонтных работ покрытия автомобильных дорог осуществляется, как правило, на основе данных топографической съемки, выполняемой традиционными геодезическими приборами (нивелиры, теодолиты, тахеометры). Плотность съемочных точек при этом получается низкой, что не позволяет выявлять в полной мере дефекты искажения геометрической формы проезжей части, возникающие в процессе ее эксплуатации (колейность, короткие и средние волны в продольном профиле, изменение уклонов по полосам движения в поперечном профиле и др.). Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к тому, что принимаемые проектные решения на стадии ремонта не являются оптимальными с позиции удобства и безопасности дорожного движения. Следует также отметить, что все возрастающая плотность транспортных потоков на автомобильных дорогах практически исключает возможность выхода геодезиста на проезжую часть для фиксации съемочных точек.

Отсюда следует вывод, что необходим поиск и применение таких технологий получения геодезических данных по поверхности автомобильных дорог, которые бы, с одной стороны, давали достаточно плотное облако съемочных точек, а, с другой стороны, осуществляли это при наличии транспортного потока на дороге.

Такой технологией может быть мобильное (наземное) лазерное сканирование. В настоящее время эта технология бурно развивается, совершенствуется и применяется во многих развитых странах при выполнении самого широкого круга инженерно-технических работ на автомобильных дорогах. Ряд лабораторий мобильного лазерного сканирования успешно функционируют и в России, выполняя работы по инвентаризации и паспортизации, земельному кадастру, исполнительной съемке.

3D сканер — прибор, который, производя до миллиона измерений в секунду, представляет объекты в виде набора точек с пространственными координатами. Полученный массив данных, называемый облаком точек, может быть впоследствии представлен в трехмерном и двухмерном виде, а также использован для измерений, расчетов, анализа и моделирования.

Применение 3D сканирования выгодно по нескольким причинам:

— упрощение процесса проектирования, минимизация последующих расходов на этапе строительства,

— быстрота и точность метода, дистанционность измерения и интеграция с большинством САПР.

Результат изысканий получаются в различных видах: трехмерное облако точек (определенные САПР работают уже с этими данными), трехмерная модель (геометрическая, интеллектуальная), стандартные двумерные чертежи, трехмерная поверхность (TIN, NURBS).

Летом 2013 года Компания «ИндорСофт» представила широкой публике новую дорожную лабораторию «Индор-Лаб», предназначенную для проведения высокоскоростной геодезической лазерной съёмки, проектирования ремонтов, капитальных ремонтов, паспортизации и диагностики.

Мобильное лазерное сканирование может применяться при разработке проектов на ремонт участков автомобильных дорог в качестве технологии, устраняющей влияние субъективных факторов при проведении геодезической съемки покрытия проезжей части и других объектов, расположенных в полосе отвода.

В настоящее время работы по исследованию 3D лазерного не завершены.

3.3 Моделирование 3D кадастровых данных в России В современном мире важность 3D кадастровых данных с временной составляющей не вызывает сомнений [13, 26].

С начала 2000 годов в России стремительно стала развиваться система государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества. В процессе становления института кадастрового учета стали предъявляться все новые требования к процедуре регистрации и учету объектов недвижимого имущества, основанные на использовании информационных технологий и предоставления электронных услуг в режиме «on-line» «онлайн». Существенным шагом в развитии кадастрового учета явилось обеспечение всех пользователей сети Интернет доступной публичной кадастровой картой. На ее основе пользователь, имеющий выход в интернет, может получить справочную информацию о кадастровом номере, площади и адресе земельного участка, внесенного в ГКН. Местоположение границ земельных участков фиксируется при помощи внесения в кадастр плоских координат их границ, что позволяет определить их площадь, конфигурацию и т. д., однако сведения например, о рельефе земельного участка не могут быть отражены, так как вертикальная плоскость, Z-координата, в данном случае практически не учитывается. Иначе говоря, современный кадастр является плоским, двумерным (2D).

В современной практике ведения кадастрового учёта достаточно часто возникают случаи, когда двумерный кадастр не позволяет уточнить все тонкости и особенности регистрируемых земель или в целом поставить объект недвижимого имущества на ГКУ.

Необходимость в трехмерных кадастрах с временной составляющей обусловлена появлением сложных площадей застройки, наземной, подземной, надземной инфраструктуры, поэтому общепринятые существующие плоские, двумерные системы кадастрового учета не обеспечивают возможность в полной мере регистрировать и ставить на ГКУ недвижимость частных и государственных лиц (рис. 6). Регистрация недвижимости и прав на нее в трехмерном измерении (3D) позволит вести учет недвижимого имущества не только на нулевом уровне.

а) б) Рис. 6 Возможности 3 D кадастра при регистрации: а) вид участка на поверхности; б) вид участка в разрезе Иллюстрации заимствованы из материалов сайта http://beton.ru/news/detail.php?ID=320 909 дата обращения 22.02.2013

Надобность в 3D кадастрах с временной составляющей можно ощутить при регистрации объектов недвижимости таких как (рис. 6,7):

— подземные конструкции: подземные парковки, гаражи (рис. 6б);

— подземная инфраструктура: линии метро;

— сооружения, находящиеся один над другим (рис. 7а);

— многоэтажные дома (рис. 7в);

— подземные инженерные объекты: канализация, кабели средств связи (рис. 7б);

— горные выработки.

а) б)

в)

Рис. 7 Объекты нуждающиеся в 3 D регистрации с временной составлящей На сегодняшний день 3D кадастр используется и применяется в 24 странах Евросоюза. Обоснованность перехода к трёхмерному представлению объектов и его применения продиктована возросшей потребностью в современной актуализации сведений, которые будут отражены на цифровых топографических планах территории страны. Применение 3D кадастра с временной составляющей позволит видеть изменения, связанные с объектом недвижимости не только в настоящем времени, но и на протяжении всего его существования. Необходимость создания 3D кадастра обусловлена, прежде всего, предотвращением потерь данных, за все время использования земельного участка. И, главное, обеспечит регистрацию участков, сохраняя исходные данные о конфигурации, площади и рельефа.

Эти изменения могут повлиять не только на конкретный земельный участок, но и на прилегающие к нему объекты, тем самым он не может быть интерпретирован в изоляции от смежных объектов недвижимого имущества.

Подобные изменения в учете объектов недвижимого имущества продиктованы, прежде всего, необходимостью устойчивого комплексного управления системой объектов. Это позволит рассматривать любой земельный участок с позиции базовой единицы для доступа и контроля и принятия решений по вопросам планирования землепользования, застройки и обслуживания инфраструктуры, оптимального сбора налогов и улучшения инвестиционного климата страны.

Комплексное устойчивое управление земельными ресурсами стало центральной проблемой в области управления системой «земляресурсы». Управление землями позволит, прежде всего, снизить потенциально негативные последствия в виде: изменений климата; утраты биоразнообразия и загрязнения окружающей среды; изменения в землепользовании и земельном покрове. Кроме того, учитывать последствия, требующие местных и региональных решений глобальных проблем и сотрудничества политиков мира, землепользователей и других заинтересованных сторон в управлении земельными ресурсами на местном, региональном и глобальном масштабах.

Применение 3D кадастра с временной составляющей на практике позволит упростить доступ к необходимой информации. Например, точная информация о месторасположении кабелей, трубопроводов и туннелей предоставляет возможность использовать данную информацию для управления (мероприятий по планированию) подземными слоями. Применение 3D позволяет выделить следующие функциональные возможности:

— регистрировать 3D информацию по правам (на какое пространство имеет право лицо) и по временной составляющей (срок пользования данным участком каждого правообладателя с момента образования данного объекта недвижимости);

— установить и наладить связь с внешними базами данных, содержащими объекты, представляющие интерес для кадастра, постоянно отслеживая местоположение (объектов инфраструктуры, районов с загрязненной почвой, лесозащитных зон и т. д.);

— использовать информацию об объектах для обеспечения полного учета особенностей объекта недвижимости при их регистрации или исправления допущенных ошибок (правовых).

Вопрос о том, как учесть объекты недвижимости, которые пересекаются друг с другом на разных уровнях, когда в качестве инструмента учета имеется только 2D представление объекта на карте, обсуждается давно. Интерес к отображению пересечений объектов друг с другом вызван многими аспектами: как производить налогообложение участка, занятого несколькими объектами недвижимости; как предоставить земельный участок под объект, который фактически не касается земли (например: мост); на какую глубину и какую высоту над поверхностью земли распространить права на объект; как зарегистрировать имущественное право в случае, когда, например, подземный гараж не соответствует конфигурации участка поверхности и т. д.

Поскольку в 3D-кадастре отображается не только наземная поверхность: но и протяженных объектов, подземная инфраструктура кроме того, мы можем обладать точными данными о глубине закладки той или иной коммуникации. В 2D представлении сложно показать многоуровневые объекты и определить, в чьей собственности находится определенное имущество. Такие возможности трехмерного кадастра, безусловно, представляют собой огромный интерес для планирования и контроля производственно-хозяйственных работ в сфере ЖКХ, дорожном хозяйстве и т. п. Отличья 3D от 2D моделей состоят в применении пространственного анализа, который способствует принятию более объективных управленческих решений.

Рациональное развитие территории, безусловно, связано с системой эффективного налогообложения. При сформировавшейся устойчивой системе нормативно правовых актов, сегодня возникает достаточно большое количество вопросов, на которые сможет ответить только «3D кадастр». Все это обусловлено интенсивностью развития общества и предусматривает решение сложнейшей фискально-социальной задачи: необходимо сбалансировать интересы системы налогообложения и общие социальные задачи общества. Система «3D кадастра» раскрывает полноту пространственно-физических и юридических опций недвижимости. Ее главный ориентир — реализация новых процедур через преемственность предыдущих сформированных систем кадастра и регистрации.

Учет объектов недвижимости и регистрация прав производится в соответствии с N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которые не предусматривают существование 3D кадастрового имущества. Значит, необходимо вносить поправки в законы, регулирующие земельно-правовые отношения, а это Земельный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прочие федеральные законы, связанные с учетом и регистрацией недвижимого имущества.

В правовом понимании вопроса 3D кадастра можно сказать, что предполагается введение понятия права собственности в трехмерное пространство. Законодательство и гражданско-правовые отношения должны быть приведены в соответствие с возможностью обеспечения транзакций трехмерных прав. Концепция «3D кадастра» является реальной перспективой. Безусловно, 3D кадастр должен быть публичным. К нему необходимо обеспечить свободный доступ, чтобы все граждане могли им пользоваться и выяснять нюансы, связанные с собственностью. Публичность данных способствует экономическому развитию.

С целью создания благоприятных условий для введения и поддержания 3D кадастра в России необходимо внести предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, а именно:

1) обозначить в Гражданском Кодексе РФ ст. 130 3D права на недвижимые вещи;

2) в Земельном Кодексе РФ ст. 11.1 дать определение 3D объектов недвижимого имущества;

3) в Градостроительный Кодекс РФ (ГК РФ) ст. 1 п.2 после слов «определения планирования размещения» добавить «3D объектов». В ГК РФ ст. 1 п.9 убрать «использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется» заменить на «использования 3D объектов недвижимого имущества»;

4) в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ст. 1 п.5 добавить кадастровый учет 3D объектов недвижимости;

5) в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» включить главу описывающую регистрацию 3D объектов недвижимого имущества;

6) в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 3 п.1 заменить «земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)» на «3D объекты недвижимого имущества (земельные участки, дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в границах полосы отвода автомобильной дороги».

Безусловно, что 3D кадастр с временной составляющей пока существует как фактор осознания перспектив развития самого кадастра. Но это осознание, что обнадеживает, происходит не только на уровне теоретических рассуждений, но и на уровне деятельности специалистов-практиков. Тем более, что в настоящее время во многих западных государствах уже ведется речь о создании 4D-модели кадастра недвижимости, когда в качестве четвертого показателя добавляется время, то есть включается информация об изменении объекта во времени.

Заключение

В работе проанализированы основные этапы развития земельно-кадастровых отношений в России и за рубежом, рассмотрен опыт ведения кадастра недвижимости Голландии, Дании и Китая. В данных странах введены инновационные методы ведения кадастра недвижимости, а именно, в Голландии — внедрен 3D кадастр, в Дании — эффективная система налогообложения, в Китае — переход от 2D к 3D кадастру.

Выделены 4 основные этапа в истории развития кадастра недвижимого имущества России. Проведен анализ ведения кадастра недвижимости в России на основе признаков успешной системы ведения кадастра. Результатами проведенного нами исследования явились выявленные проблемы современного кадастра недвижимости и пути их решения (табл. 1).

В частности, проанализировано состояние регулирования земельных отношений в области ГКУ земель, занятых автомобильными дорогами, обозначены проблемы и пути их решения.

С целью исследования нормативно-правовой базы государственного кадастра недвижимости было проведено исследование нормативной базы ГКН. Выделены проблемы нормативно-правового регулирования земельного кадастра автомобильных дорог:

1) вклинивания, изломанность границ, чересполосица;

2) образованный и функционирующий объект не существует или снят с учета;

3) в пределах одного образованного земельного участка различные виды разрешенного использования;

4) большое количество смежников;

5) межведомственная несогласованность;

6) местоположение зарегистрированных земельных участков не соответствует действительности;

7) неурегулированность земельных отношений, прежде всего это касается механизма резервирования и изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры;

8) спекуляции земельными участками;

9) не урегулированы отношения, связанные с предварительным согласованием размещения автодорог;

10) не определены сроки согласования размещения автодорог Представлены примеры применения нами в практической деятельности успешного использования предложенных путей решения постановки на (ГКУ) земель, занятых автомобильными дорогами.

Сформулированы и обоснованы предложения по сегментации участков автомобильных дорог. Исследовательские работы по сегментированию участков автомобильных дорог продолжаются.

Сформулирована и обоснована целесообразность введения 3D кадастра. С целью создания благоприятных условий для введения и поддержания 3D кадастра в России выделены ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы:

1) обозначить в Гражданском Кодексе РФ ст. 130 3D права на недвижимые вещи;

2) в Земельном Кодексе РФ ст. 11.1 дать определение 3D объектов недвижимого имущества;

3) в Градостроительный Кодекс РФ (ГК РФ) ст. 1 п.2 после слов «определения планирования размещения» добавить «3D объектов». В ГК РФ ст. 1 п.9 убрать «использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется» заменить на «использования 3D объектов недвижимого имущества»;

4) в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ст. 1 п.5 добавить кадастровый учет 3D объектов недвижимости;

5) в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» включить главу описывающую регистрацию 3D объектов недвижимого имущества;

6) в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 3 п.1 заменить «земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)» на «3D объекты недвижимого имущества (земельные участки, дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в границах полосы отвода автомобильной дороги».

Таким образом, задачи решены в полном объеме, поставленная цель научной работы достигнута.

земельный кадастр автомобильный дорога

Список используемых источников

:

1. Jantine Esther Stoter. 3D Cadastre// NCG, Nederlandse Commissie voor Geodesie, Delft, July, 2004 — 342 p.

2. Jantien STOTER, The Netherlands, Esben MUNK SORENSEN and Lars BODUM. 3D Registration of Real Property in Denmark// FIG Working Week. Athens, Greece, May 22−27 — 2004 P. 1−23

3. Renzhong Guo, Ping Luo, Renrong Jiang and Weixi Wang. 3D Cadastre Oriented Reconstruction of Administrative Process of Chinese Urban Land Management // 3rd International Workshop on 3D Cadastres: Developments and Practices. Shenzhen, China, October 25−26 — 2012 P. 103−112

4. Павловский И. А. Земельное право. Конспект лекций / Сост. М.: МИЭМП, 2004. 70 с.

5. Коротеева Л. И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация: Учеб. пособие /. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 158с.]

6. Варламов А. А., Хлыстун В. Н., Гальченко С. А., Демидова М. М. История земельных отношений и землеустройства — Издательство «Колос» 2000 г. — 336 с.

7. Базавлук В. А. «Земельные отношения и землеустройство в России»: Цикл лекций. — Томск: Печатная мануфактура, 2006. — 164 с.

8. Варламов А. А. Земельный кадастр: В 6 т. Т. 1. Теоретические основы государственного земельного кадастра. — М.: КолосС, 2003. — 383 с: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

9. Клюшничеснко В. Н. Земельный кадастр: учеб. пособие / В. Н. Клюшниченко, Н. В. Тимофеева; под общ. ред. В. Н. Клюшниченко. — Новосибирск: СГГА, 2011. — 142 с.

10. Приказ № 326 от 18 июля 2000 г. Российское дорожное агентство «об организации учета земель дорожного хозяйства, включая земельные участки закрепленные за государственными унитарными предприятиями, подведомственными Российскому дорожному агентству

11. Бойков В. Н., Скворцов А. В., Сарычев Д. С, Филиппов В. Г. Проблемы кадастра недвижимости федеральных автомобильных дорог. // Мир дорог № 57/ октябрь 2011 стр. 22−25

12. Бойков В. Н., Скворцов А. В. Петренко Д.А., Пономарев И. Н. Оценка пространственной видимости с помощью 3D моделирования // Дорожная держава. — 2012. — № 42. — С. 19−21.

13. Бойков В. Н. Геоинформационные технологии в инженерном обеспечении жизненного цикла автомобильных дорог // Дорожная держава. — 2010. — № 24. — С. 22−23.

14. Бойков В. Н. О километровых столбах и протяженности автомобильных дорог // Дорожная держава. — 2009. — № 22. — С. 25−27.

15. В. Н. Бойков, С. П. Крысин, А. В. Скворцов. Использование гис-технологий в жизненном цикле автомобильных дорог // Вестник ТГАСУ. 2006. № 1 С. 125−131

16. Голубева О. В., Игнатьев А. А. Князьков Л.А., Хорхорин Ю. М. Проектирование дорог в контексте повышения устойчивости и инвестиционной привлекательности природно-культурных комплексов // Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне (Материалы Пятой всероссийской научно-практической конференции). Ярославль, 2011.

17. Быкова Е. Н., Ковязин В. Ф., Лозовая Е. С. Технология отвода земель для строительства автомобильной дороги // Леса России в 19 В. (Материалы восьмой международной научно-технической интернет — конференции). Санкт-Петербург, 2011. С. 39−43

18. Земельный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 6 сентября 2013 г. — М.: Эксмо, 2013. — 128 с.

19. Спирин П. П., Ковязин В. Ф., Асецкая Е. Д. Проблемы создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности // Леса России в 19 В. (Материалы восьмой международной научно-технической интернет — конференции). Санкт-Петербург, 2011. С. 19−22.

20. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000

21. Чубукова Г. В., Тихомирова М. Ю. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Г. В. Чубукова, М. Ю. Тихомирова. М., 2007. С. 569

22. Варламов А. А., Комов Н. В. Государственное регулирование земельных отношений в России (учебное пособие) // - М.:ГУЗ, 1997. — 111 с.

23. Хайрудинова Н. Ш.: Методологические Основы Внедрения 3D Кадастра В Казахстане На Примере Зарубежных Стран // автореферат — г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 2011 — С. 5−9.

24. Galina Elizarova, Sergey Sapelnikov etc. Russian-Dutch Project «3D Cadastre Modelling in Russia"// 3rd International Workshop on 3D Cadastres: Developments and Practices — Shenzhen, China, 2012 — P.87−102.

25. Han WAMMES: Land Information Management and its (3D) Database Foundation // 2nd International Workshop on 3D Cadastres — Delft, the Netherlands, 2011 — P. 417−432

26. Калачева Н. И. Преимущества внедрения 3D кадастра в земельно-имущественные отношения // Труды XVII Международного симпозиума имени академика М. А. Усова, посвященного 150-летию со дня рождения академика В. А. Обручева и 130-летию академика М. А. Усова. Том I. Томск, 2013. С. 654−656

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой