Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Квалиметрический метод рационального формирования двухчленного экипажа воздушного судна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной практике применение гражданских воздушных судов с двух членным экипажем осуществлялось только на малых самолетах типа АН-2, АН-3 (12 пассажиров) АН-14, Л-410 и др. общей вместимостью пассажиров до 20 человек. Начиная с 2000 г. в России активно стали применяться пассажирские воздушные суда зарубежного производства типа А-320, А-330, Боинг-737, Боинг-767 и др. с двухчленным экипажем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современные требования к подготовке летного состава в области СЯМ&ЧФ
    • 1. 2. Анализ совокупности показателей безопасности полета. Описание метода
    • 1. 3. Постановка задачи рациональной организации подготовки и формирования экипажей
  • ВЫВОДЫ по первой главе
  • 2. КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПИЛОТОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ЭКИПАЖА
    • 2. 1. Модель формализованного образа ситуаций
    • 2. 2. Показатели, характеризующие взаимодействие экипажа с воздушным судном
    • 2. 3. Показатели качества операторской деятельности экипажа
    • 2. 4. Математическая модель прогнозируемой оценки качества выполнения экипажем задач полёта
  • ВЫВОДЫ
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫБРАННЫМ ЭКИПАЖЕМ ЗАДАЧ ПОЛЁТА. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВУХЧЛЕННОГО ЭКИПАЖА
    • 3. 1. Оценивание тренировочных и зачетных полётных заданий
    • 3. 2. Автоматизация обучения на авиационных тренажерах и оценивание тренировочных заданий

Квалиметрический метод рационального формирования двухчленного экипажа воздушного судна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема «человеческого фактора», в терминологии ИКАО «ошибка человека», является ключевой в современной авиационной аварийности. Мировое авиационное сообщество вкладывает значительные материальные затраты в исследования в области «человеческого фактора», однако до настоящего времени проблема не может считаться исчерпанной. Методы проектирования и изготовления авиационной техники с учетом возможностей человека, отбора и обучения летного персонала, психологических аспектов комплектования экипажей, социальных проблем деятельности летного состава либо не достаточно изучены, либо плохо внедряются.

По данным ИКАО [1.40] каждое третье происшествие из четырех является «результатом сбоя в работоспособности человека». Отечественные данные свидетельствуют, что доля авиационных событий, имеющих одним из факторов ошибку экипажа, составляет 60. .80% от общего их числа.

Из всех существующих категорий авиационных специалистов наибольшая заинтересованность в благополучном завершении полета, безусловно, принадлежит летному экипажу. Именно экипаж подвергается непосредственной угрозе жизни, несет моральную и юридическую ответственность за исход полета, испытывает целый ряд социальных последствий происшествия, зачастую радикально меняющих их дальнейшую жизнь.

Проблема ошибок экипажа изучается на теоретическом и практическом уровне специалистами разных направлений и уровня подготовки: В. А. Пономоренко, P.A. Теймуразов, В. Е. Овчаров, A.B. Ефремов, Г. П. Шибанов и др. Результаты исследований указанных ученых соотносятся с действиями и состоянием экипажа с психологическими характеристиками его членов и их психологической совместимости. Работы А. Г. Гузия, Б. А. Зубкова и др. посвящены методологическим вопросам оценки и управлению рисками выхода параметров полета за эксплуатационные ограничения, которое рассматривается как инструмент обеспечения безопасности полетов.

В отечественной практике применение гражданских воздушных судов с двух членным экипажем осуществлялось только на малых самолетах типа АН-2, АН-3 (12 пассажиров) АН-14, Л-410 и др. общей вместимостью пассажиров до 20 человек. Начиная с 2000 г. в России активно стали применяться пассажирские воздушные суда зарубежного производства типа А-320, А-330, Боинг-737, Боинг-767 и др. с двухчленным экипажем вместимостью более 100 пассажиров, что привело к росту общего количества авиационных событий: 9 в 2000 году и 26 в 2008 году за счет увеличения числа ошибочных действий двухчленными экипажами.

Эксплуатация многодвигательных воздушных судов двухчленным экипажем имеет определенную особенность, определяемую невозможностью иметь суждения для мажоритарного принятия решения при потере пространственной ориентации командиром экипажа или его неправильных действиях при парировании отклонений в особых случаях полета. Благополучное завершение полета зависит от слаженности экипажа и его общего психофизиологического состояния нацеленного на решение задачи и безопасного завершения полета.

Исследования в области системного анализа деятельности человека в системах «человек — техника» показывает, что одним из путей повышения эффективности действий экипажа в особых ситуациях является широкое использование методов квалиметрии при выборе экипажа с учетом его ремнантно-функциональных особенностей — неоднозначностью ответной реакции пилота на особые ситуации полета.

Для рационального формирования двухчленного экипажа необходима количественная оценка пилотов по реализации каждой из выполняемых задач. Исходя из принципа инженерной психологии, что высококвалифицированный человек-оператор действует почти оптимальным образом при решении задачи управления с учетом своих ограничений и своего уровня понимания задач, количественная оценка может быть выполнена на основе реализации четырех последовательных этапов.

На первом этапе предполагается: получение системы математических выражений, устанавливающих взаимосвязь между ремнантно-функциональными особенностями пилота и воспринимаемой им информациейанализ основных характеристик пилота как элемента системы «человеквоздушное судно" — выбор основных показателей, от которых в существенной мере зависит эффективность функционирования экипажа.

На втором этапе дается математическое описание влияния на деятельность пилота: внешней среды (перегрузки, ускорения, скоростные изменения пространственного положения и т. д.) — его морального состояниядефицита времениограничений, определяемых особенностями авиационной техники. На третьем этапе осуществляется математическое описание реализуемых пилотом процессов информационного поиска, переработки информации, принятия решения и формирования управляющих воздействий в различных режимах полета. Определяется целевая функция квалиметрической оценки пилота.

Четвертый этап состоит в использовании полученных на предыдущих этапах математических выражений и моделей для непосредственного выбора экипажа, позволяющего сохранять высокий уровень безопасности полета в особых ситуациях.

Целью исследования в данной диссертационной работе является: повышение безопасности полетов воздушных судов с двухчленным экипажем за счёт его рационального формирования на основе учета ремнантно-функциональных связей.

Исходя из поставленной цели, в диссертационной работе решены следующие основные задачи:

— разработана математическая модель эвристической оценки инженерно-психологических качеств экипажей;

— разработана методика выбора двухчленного экипажа.

Основные задачи диссертационной работы решались с использованием методов квалиметрии и теории ремнантно-функциональных связей в области психологии. При решении частных задач использованы методы математического моделирования, физического и факторного эксперимента, математической логики и статистики, теории оптимизации. Исследование эффективности предлагаемых алгоритмов осуществлялось с использованием современных цифровых вычислительных машин класса ПЭВМ. В качестве объекта исследования выбраны экипажи ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии».

Научная новизна работы состоит в решении научной задачи по разработке эвристической методики формирования двухчленного экипажа на основе учета ремнантно-функциональных связей, которая содержит:

— способ формализации полетов по степени опасности, включающий обобщенную информацию о структуре и состоянию всех составных частей полета, целях функционирования, имеющихся ресурсов по управлению;

— математическую модель принятия решения по выбору экипажа;

— комплексный подход к решению задачи выбора двухчленного экипажа с использованием ремнантно-функциональных связей и теории оптимизации.

Предложенная методика позволяет достаточно объективно сформировать экипажи, не допуская в их составе негативного взаимовлияния, и снизить риск авторитарного субъективизма.

Основные научные результаты реализованы при разработке: программы дополнительной подготовки пилотов ОАО «Вологодское авиапредприятие" — методических рекомендаций по разработке интеллектуальных обучающих систем с автоматизированным контролем уровня обученности специалистов по авиационной эргономике (НИЦ АКМ и ВЭ) — методики рационального формирования двухчленного экипажа воздушного судна (ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», СБП ВВС РФ).

На защиту выносятся:

1 Математическая модель прогнозируемой оценки качества выполнения экипажем задач полёта.

2 Методика квалиметрической оценки пилотов в рамках концепции оптимизации работы экипажа.

3 Рекомендации по применению квалиметрической методики рационального формирования двухчленного экипажа воздушного судна.

Достоверность результатов определяется использованием положений теории квалиметрии и исследования операций, теории управляемости летательных аппаратов, теории случайных процессов, теории вероятности, анализом влияния наиболее существенных факторов на исследуемые процессы, достаточно высокой согласованностью мнений экспертов при оценке используемых показателей и подтверждается сходимостью результатов решения рассматриваемой задачи с практикой применения в условиях резкого увеличения загруженности экипажей в авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии».

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанная методика позволяет формировать программы переподготовки пилотов с учетом их психико-физиологических особенностей работы в составе двухчленного экипажа, осуществлять выбор состава экипажей, где максимально снижен риск негативного взаимовлияния командира воздушного судна и второго пилота, что позволяет обеспечить высокую безопасность полета.

Реализация результатов исследования. Основные научно-методические разработки внедрены в ОАО «Вологодское авиапредприятие», ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и в Службе безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации.

Апробация. Основные положения и результаты проведенных исследований докладывались и обсуждались на научно-технических Советах, семинарах и научно-технических конференциях в ОАО «Вологодское авиапредприятие» (2005. 2006 гг.), ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» (2009 г.), ФГУ «13 ГНИИ Минобороны России» (2008.2010 гг.), на 18-й и 19-й научно-практических конференциях Общества независимых расследователей авиационных происшествий (2010.2011 гг.), НИЦ ЭРАТ (г.Люберцы) «4 ЦНИИ Минобороны России» (2011 г.).

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 3 отчетах о НИР, 2 методических пособиях и 7 статьях.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматриваются современные требования к подготовке летного состава в области СКМ&ЧФ, существующие методы инженерно-психологической оценки качества выполнения экипажем задач полета при особых ситуациях. Установлено, методология выбора двухчленного экипажа воздушного судна недостаточно разработана, имеет ряд существенных недостатков, что снижает безопасность полётов, вплоть до авиационных катастроф. Анализ существующих методов указывает на необходимость применения современных математических и эвристических подходов и методов. Предлагается новый подход к решению указанной актуальной задачи, основанной на использовании методов квалиметрии. Сформулирована задача исследований и выбран, в качестве основного, алгоритм квалиметрической оптимизации.

Во второй главе изложен процесс создания методики квалиметрического выбора двухчленного экипажа. На основе единичной совокупности показателей качества операторской деятельности экипажей в различных ситуациях полёта, критериями эффективности их деятельности определена минимальная совокупность свойств, составляющих пространство моделей оценки качества выполнения экипажем задач рейса. Обоснован выбор модели принятия решения по композиции меры близости действительной траектории полёта к заданной траектории и относительного времени пребывания летательного аппарата в области допустимых отклонений. На конкретном примере рассмотрен алгоритм решения оптимизационной задачи стохастического программирования.

Третья глава посвящена способу формирования двучленного экипажа на основе оценки эффективности действий экипажа по управлению воздушным судном, представляющую собой свертку частных оценок качества пилотирования, экономичности управления движений ручки управления и психофизиологической напряженностью.

Оценки качества деятельности пилотов и экипажа в целом формируются в два этапа: при тренажерной подготовке и летной подготовке и оформляются в виде заполненных бланков отдельно по командирам и вторым пилотам и совместно по экипажам.

В результате решения сформированной оптимизационной задачи установлено, что наилучшее качество по безопасности рейса достигается при условии соответствия значений обобщенного функционала характеристикам экипажа требуемой качественной формализованной характеристике действий двухчленного экипажа в особых ситуациях полета.

Автор выражает глубокую благодарность и признательность всем своим коллегам, принимавшим участие в обсуждениях работы, тем самым, в значительной степени способствовавшим ее созданию.

ВЫВОДЫ.

1 Методология выбора двухчленного экипажа в отечественной практике эксплуатации воздушных судов недостаточно разработана, имеет ряд существенных недостатков, что снижает безопасность полетов, вплоть до авиационных происшествий в ходе выполнения рейса.

2 Существенным недостатком методологии формирования двухчленного экипажа является выраженное авторитарное управление в организационном поведении целеавтономной системы автократического типа.

3 Процесс по определению степени опасности функциональных отказов и внешних воздействующих факторов становится логически полным при применении метода достраивания событий до катастрофической ситуации. Работа специалистов-аналитиков (экспертов) делается целенаправленной, что позволяет определить наиболее опасные ситуации возможные при выполнении рейса и совершенствовать программы дополнительной подготовки пилотов для переучивания на воздушные суда с двухчленных экипажем.

4. Основными источниками априорной информации должны быть результаты наземной и лётной подготовки экипажей, тесты психологов, психоаналитиков, медицинского персонала. Указанная информация, сведённая в базу данных, категорично должна быть строго конфиденциальной. Доступ к полной базе данных должен осуществляться ограниченным кругом лиц.

5 Создана математическая модель принятия решения о выборе экипажа для выполнения задач рейса, позволяющая рационально реализовать потенциальные возможности экипажей в случае возникновения особых ситуаций полета.

6 Проведённый численный эксперимент подтвердил, что алгоритм статистического моделирования оценки качества выполнения задач полёта на основе эвристических исходных данных о состоянии экипажей, их совместимости и возможных ситуациях, позволяет с достаточной эффективностью производить формирование экипажа.

7 На основе выбранного критерия и с учетом алгоритма выбора двухчленного экипажа воздушного судна разработана методика, позволяющая: сохранять высокий уровень безопасности полета в особых ситуациях. уменьшить психологическую напряжённость в двухчленных экипажахоценить взаимное влияние программ дополнительной подготовки на психофизиологическое состояние двухчленных экипажей;

8 Достоверность полученных результатов и обоснованность рекомендаций подтверждена удовлетворительным согласованием результатов моделирования и имеющихся практических результатов в ходе дополнительной подготовки пилотов для переучивания на воздушные суда А-320.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Создание современной техники. — М.: Машиностроение, 1991. — 304 с.
  2. Ю.П., Марков Е. П. Планирование эксперимента при оптимальных условиях. М.: Наука, 1978. — 205 с.
  3. Г. Г. Райхман Э.П. О квалиметрии. М.: Издательство стандартов, 1972 г. — 172 с.
  4. Г. И. Самототическая и психофизиологическая организация человека. Л.: ЛГУ, 1977. — 340 с.
  5. О.Г. Комплексное применение методов дискретной оптимизации. М.: Наука, 1987, — 248 с.
  6. Ю.М., Субетто А. И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1990. -216 с.
  7. В.И. Теория планирования эксперимента. М.: Радио и связь, 1983 г. — 248 с.
  8. С.Д., Гурвич Д. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 262 с.
  9. Л.М., Вид В.И. и др. Управление лётным экспериментом. -М.: Машиностроение, 1990. 144 с.
  10. Г. С., Студнев Р. В. Аэродинамика самолёта. Динамика продольного и бокового движения. М. Машиностроение, 1979. — 352 с.
  11. В.И., Московский В. Ф., Глотов Л. В. и др. Руководство по обеспечению и оценке уровня безопасности полётов. Жуковский, ЛИИ, 1981.
  12. В.Г., Зубков Б. В., Уриноваский Б. Д. Техническите средства и методы обеспечения безопасности полётов. М.: Транспорт, 1989. — 150 с.
  13. Е.С., Сотиров Г. Р. Оптимизация в условиях неопределенности. Издательство МЭИ Техника СССР НРБ, 1989. — 224 с.
  14. A.M., Лимар П. С., Шведов В. П. Информационно-измерительные системы для лётных испытаний самолётов и вертолётов. М.: Машиностроение, 1984. — 148 с.
  15. A.B., Рабинович Г. О., Примаков М. И. и др. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Издательство стандартов, 1983. — 136 с.
  16. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  17. А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. — 270 с.
  18. Ю. П. Загайнов Г. И. Управление полётом самолётов. М.: Машиностроение, 1980. — 215 с.
  19. Н.И., Топоров М. Ф., Топоров A.A. Программно-целевое планирование исследований и разработок в приборостроении. Л.: Машиностроение, 1988. — 388 с.
  20. Ю.П., Завалова Н. Д., Пономоренко В. А., Туваев В. А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. М.: Машиностроение, 1975. — 280 с.
  21. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. — 327 с.
  22. С.М., Жиглявский A.A. Математическая теория оптимального эксперимента. М.: Наука, 1987. — 318 с.
  23. В.И., Иванов B.C. Безопасность полётов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986. — 223 с.
  24. B.C. Системный анализ операторской деятельности. М.: Радио и связь, 1990. — 120 с.
  25. Г. М., Павлов B.B. Закономерности функционирования эргатических систем— М.: Радио и связь, 1987. 232 с.
  26. A.B. Эффективность проектируемой техники. Основы анализа. М.: Машиностроение, 1992. — 336 с.
  27. Исследование операций. / Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби. -М.: Мир, 1981.- 600 с.
  28. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, испытания. /А.Н Адаменко, И. Л. Бердников и др.- Под общ. ред. А. И. Губинского иВ.Г. Евграфова. М.: Машиностроение, 1993. — 528 с.
  29. Г. С. Самолёт, лётчик и безопасность полёта. М.: Машиностроение, 1979. — 224 с.
  30. Р., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.- 560 с.
  31. В.П. Интервальные статистические модели. М.: Радио и связь, 1991. — 352 с.
  32. Лётные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. / Под редакцией Е. Г. Харина. М.: Машиностроение, 1986.136 с.
  33. Лётчик как динамическая система /А.В.Ефремов, A.B. Оглоблин, А. Н. Предтеченский, В. В. Родченко. М.: Машиностроение, 1992. -336 с.
  34. A.B., Мусин С. М., Янковский Б. Ф. Выявление причин отказов авиационного оборудования— М.: Транспорт, 1996. 286 с.
  35. .Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1974. — 256 с.
  36. Э., Мюллер П. Методы принятия решений. М.: Мир, 1990.-208 с.
  37. В.Я., Обрубов А. Г., Предченский А. Н. Авиационные пилотажные стенды и тренажёры. М.:МАИ, 1983. — 63 с.
  38. А.И., Новад A.A. Динамика полёта боевых летательных аппаратов. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1992. — 440 с.
  39. Д. Математика и правдободобие рассуждения. М.: Наука, 1975. -464 с.
  40. В.Е. Человеческий фактор в авиационных происшествиях. М.: Полиграф, 2005. — 80 с.
  41. Пономаренко В. А Психология жизни и труда лётчика. М.: Военное издательство, 1992. — 224 с.
  42. Пономаренко В. А Психологический анализ летных происшествий. -М.: Военное издательство, 1996. 142 с.
  43. A.B., Василец В. М., Оболенский Ю. Г. и др. Интеллектуальные интерактивные учебно-тренировочные комплексы. М.: филиал Воениздат, 2006. — 260 с.
  44. Проблемы психорфизики. /под ред. Ломова Б. Ф. М.: Наука, 1974.-252 с.
  45. Э.П., Азгольдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. М.: Машиностроение, 1981. — 183 с.
  46. Г. И. Анализ и оптимизация систем управления пилотируемых летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1981. — 200 с.
  47. Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций. /Перевод с английского. Под редакцией И. А. Ушакова М.: Советское радио, 1977.-304 с.
  48. М. М. Пономаренко В.А. и др. Автоматизация управления летательными аппаратами с учетом человеческого фактора. -М.: Машиностроение, 1986. 240 с.
  49. Современный эксперимент: подготовка, проведение и анализ результатов /В.Г. Блохин, О. П. Глудкин, А. И. Гуров, М. А. Ханин. Под ред. О. П. Глудкина М.: Радио и связь, 1996. — 354 с.
  50. А.И. Квалиметрия в шести частях. /ВИКИ им. А. Ф. Можайского. Л., 1979−1986.151 4.1: Квалиметрия (обзор). 1979.- 54 с.
  51. ЧII: Экспертная квалиметрия. 1981. — 65 с.
  52. Ч III: Индексная квалиметрия. 1983. — 43 с.
  53. Ч IY: Квалиметрия таксономия. 1984. — 48 с.
  54. Ч Y: Эффективность как мера качества систем и процессов. 1985. — 46 с.
  55. Ч YI: Аксоматика квалиметрии. 1986. — 51 с.
  56. A.M., Брага В. Т., Тараненко В. Т. Динамика полёта и боевого маневрирования летательных аппаратов. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1984. — 346 с.
  57. Р.И. Инфлюентный анализ и принятие решений. М.: Наука, 1984.-235 с.
  58. Управление лётным экспериментом. /Л.М. Берестов, В. И. Вид, В. В. Горин и др. М.: Машиностроение, 1990. — 144 с.
  59. Н.В. Стохастические модели квалиметрических шкал измерения качества. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1986. — 185 с.
  60. Т.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. — 263 с.
  61. Т., Феррел У. Системы человек-машина. М.: Машиностроение, 1980. — 390 с.
  62. Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 20, 2008. М.: МАК.
  63. Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 21, 2009. М.: МАК.
  64. Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 22, 2010. М.: МАК1322 Статьи, обзоры
  65. А. Организация полётов на авианосцах ВМС США. -Зарубежное военное обозрение. № 6, 1998. 47−52 с.
  66. В.А. Квалификационная оценка CRM. /Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 20. М.: МАК, 2008. — 129−144 с.
  67. М.И. Принципы организации высоко-производительных систем обработки непрерывных потоков данных. //Управляющие системы и механизмы. № 6, 1986. с. 6−10.
  68. В.Ф., Чабан А. И. На пути к концепции безопасности человеко-технических систем. //Проблемы безопасности полётов, № 9- М.: ВИНИТИ, 1994 5с.
  69. Квочур А. Н, Мусин С. М. Оценивание испытательных полётных заданий по категории опасности и информативности. //Сборник рефератов депонированных рукописей. Серия Б, выпуск 76 М.: ЦВНИ МО РФ, 2000.
  70. Квочур А. Н, Мусин С. М. Модель прогнозируемой оценки качества выполнения экипажем задач испытательного полёта. //Труды ГНИИ МО РФ (Эксплуатации и ремонта авиационной техники). Проблемы технического обеспечения ВВС. № 79, 2000.
  71. В.Н. Модель рационального формирования состава двухчленного экипажа /Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 22. М.:МАК, 2010 — с. 231−235.
  72. В.Н., Мусин С. М. Модель формализованного образа ситуаций полета при подготовке пилотов. Труды 13 ГНИИ МО РФ. Выпуск выпуск № 92, 2009 с. 45−53.
  73. В.Н. Оценивание тренировочных и зачетных полётных заданий при переучивании пилотов на воздушные суда с двухчленным экипажем М.: ЦВНИ, 2010. — 22 с. — Деп. 17.09.2010, сборник СРДР, инв. Б7353, серия Б, в.93.
  74. В.Н. Формализация ситуаций полета при подготовке пилотов. М.: ЦВНИ, 2010. — 16 с. — Деп. 17.09.2010, сборник СРДР, инв. Б7354, серия Б, в.93.
  75. В.Н. Модель прогнозируемой оценки качества выполнения двухчленным экипажем задач рейса /Научный вестник МГТУ ГА, выпуск № 173 -М. МГТУ ГА, 2011. с. 74−81.
  76. В.Н., Мусин С. М. Формализация особых ситуаций полета /Научный вестник МГТУ ГА выпуск № 173 М. МГТУ ГА, 2011. — с. 38−42.
  77. В.Н. Формирование экипажей воздушных судов двухчленного состава /Сборник научных трудов ГосНИИ ГА, выпуск № 312 М.: ГосНИИ ГА, 2011. — с.
  78. Лётчик как динамическая система в контуре управления летательного аппарата. //По материалам открытой иностранной печати. М.: ЦАГИ, 1994. — 167 с.
  79. Г. О. О способах выполнения полёта по траекториям манёвра в районе аэродрома. /Проблемы безопасности полётов. 1998. — № 8.
  80. М.С., Цесарский Л. Г. Определение степени опасности функциональных отказов по методу «достраивания событий». /Проблемы безопасности полётов. № 1 М.: ВИНИТИ, 1995 — 4 с.
  81. В.А., Курашвили В. А. Психологические проблемы внедрения авиационных автоматизированных систем. /ВИНИТИ. Проблемы безопасности полётов. № 5,1991.
  82. Г. П. Надёжность и безопасность полётов проектируемых летательных аппаратов. /Проблемы безопасности полётов. № 3 М.: ВИНИТИ, 1999−4 с.
  83. М.С., Цесарский Л. Г. Определение перечня возможных неправильных действий экипажа на основании универсальной модели функционирования. /Проблемы безопасности полётов. № 1 М.: ВИНИТИ, 1996−4 с.
  84. A.A., Богуля A.C. Методология нормирования качества выполнения пилотажной задачи в целях обеспечения безопасности полётов. /Проблемы безопасности полётов. № 11 М.: ВИНИТИ, 1995 — 6 с.
  85. В.В., Крутских П. П., Дикарев В. А. Математическая модель информационного конфликта. /Обработка сигналов и полей. № 2, 1999. 39−42 с.
  86. В.Е. Особенности пространственного положения самолета с различными типами авиагоризонтов. Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 21. -М.: МАК, 2009.-72−76 с.
  87. А.Г. Методологический подход к управлению риском выхода параметров полета за эксплуатационные ограничения. Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск № 21. М.: МАК, 2009. — 213−221 с.
  88. A.A. Концепция оптимального электронного инструктора и автоматизация обучения на тренажерах. Изв. АН СССР, Техническая кибернетика, 1989. № 6 с. 139−144.
  89. Нормативно-техническая документация
  90. ГОСТ 18 340–73. Происшествия лётные. Основные определения и правила расследования. М.: Издательство стандартов, 1973. — 14 с.
  91. ГОСТ В 23 743−83. Изделия авиационной техники. Номенклатура показателей безопасности полёта, надёжности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. М.: Издательство стандартов, 1989. — 64 с.
  92. ГОСТ 40.9001−89. Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: Издательство стандартов, 1989. — 43 с.
  93. Документ КТ-1600. Окружающие условия и методы испытаний бортового электронного и электрического оборудования приборов.
  94. Программа дополнительной подготовки пилотов для переучивания на ВС А-320. УЛСР МТ РФ ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», 2009. 60 с.
  95. Международный стандарт ИСО. 1540.3. Характеристика самолётных электросистем.
  96. Положение о порядке создания авиационной техники военного назначения. М.: Воениздат, 1999.
  97. Предупреждение ошибок инженерно-технического состава при эксплуатации воздушных судов/ Методические рекомендации/ Мусин С. М., Чупинин В. Н. и др. / «13 ГНИИ МО РФ», выпуск № 7023, 2007. 140 с.
Заполнить форму текущей работой