Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь состояния соматического здоровья с нарушением речевого развития школьников, проживающих на территориях радиационного загрязнения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смешанная дисграфия выявлялась наиболее часто — 164 чел. (61,2%): 1) больший ее процент отмечается с территории с высоким уровнем радиационного загрязнения местности- 2) среди родителей несколько превалирует средне-специальное (47,2%) и среднее образование (42,7%) — 3) письмо детей характерно наибольшим количеством ошибок в диктанте и изложенииподчерк крупный, нарушен интервал, неравномерность… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ стр
    • 1. 1. Актуальность проблемы стр
    • 1. 2. Клиническая характеристика детей и методы исследования стр
  • 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСГРАФИИ стр
  • 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИИ ПИСЬМА И РЕЧИ
    • 3. 1. Характеристика нарушений письменной речи у детей из радиационно неблагополучных районов стр
    • 3. 2. Сочетание расстройств устной речи со специфическими ошибками письма исследуемой группы школьников стр
    • 3. 3. Распределение дисграфических нарушений по классам обучения общеобразовательных школ городского и сельского типа стр
  • 4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИСГРАФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИИ С РАЗЛИЧНЫМИ НОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ стр
  • 5. СТРУКТУРА БОЛЕЗНЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДИСГРАФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
    • 5. 1. Структура болезней нервной системы при различных видах дисграфических нарушений стр
    • 5. 2. Состояние высшей нервной деятельности учащихся, имеющих специфические ошибки письма стр
  • 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИС-ГРАФИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ стр
  • 7. ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ стр
  • 8. ИЗМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ ПРИ ДИСГРАФИИ стр
  • 9. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ ПИСЬМА
    • 9. 1. Социальный статус родителей и его влияние на существование дисграфических нарушений у детей стр
    • 9. 2. Уровень образования родителей и его влияние на формирование нарушений письменной речи у детей стр

Взаимосвязь состояния соматического здоровья с нарушением речевого развития школьников, проживающих на территориях радиационного загрязнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло 17 лет, но проблема состояния здоровья детей остается актуальной до настоящего времени.

Чрезвычайно сложно оценить состояние здоровья детей и подростков, подвергшихся воздействию радиации, особенно при длительном, постоянном воздействии малых доз. Это связано с тем, что чаще всего ребенок подвержен влиянию комплекса неблагоприятных факторов, находящихся в разных взаимоотношениях между собой. Эти факторы, сочетаясь, могут усиливать действие друг друга (Ушаков И.Б. и др., 2000).

Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о том, что структура заболеваемости в загрязненных территориях имеет свои особенности. Так, у детей, которым на момент аварии еще не было 3-х лет, достоверно увеличивается процент рака щитовидной железы (Балева JI.C. и др., 1997; Шилин Д. Е., 2002; Прошин А. Д., 2002). Согласно данным Белоокой Н. К. (1993) у детей, родившихся на радиационно-загрязненных территориях, отмечается запаздывание развития центральной нервной системы, пониженное психо-эмоциональное развитие, запаздывание речевого развития, дисгармоничное астено-невротическое состояние, отклонения в нервно-психологическом развитии. Кроме того, у детей, подвергшихся воздействию радиации, чаще встречаются конфликтность, фобии и другие невротические расстройства (Korol N. et al. 1999, Нягу А. И., 2000) — развивается радиационно-индуцированная левополушарная симптоматика в виде лобно-височно-лимбической дисфункции, которая увеличивает риск шизоидных реакций (Логановский Н.К., 2000).

Под влиянием радиационного излучения существенно изменяется сенсомоторная координация, электрофизиологическая активность мозга и функциональное состояние почти всех анализаторовразвивается стойкая вестибулярная дисфункция (Николаенко В.Ю. и др., 2000). Так, при исследовании зрительного анализатора выявлено изменение зрачковых рефлексов, сосудистые нарушения на глазном дне, повышенная истощаемость нервных процессов анализатора, извращенная реакция на корковые стимуляторы (Григорьев Ю.Г., 1983). Основная причина заключена в неспецифических сдвигах в нервной системе, возникающих при действии на организм ионизирующих излучений, за исключением лишь очень высоких доз (Гуськова А.К., Шакирова И. Н., 1989). Особенностью является то, что центральная нервная система состоит из постмитотических клеток, не способных к восполнению дефекта, возникшего в результате радиационного воздействия (Коваленко А.Н., 2000).

При изучении электрофизиологической активности мозга определяется прямая зависимость реакции ЭЭГ от мощности дозы: 1) выявлен феномен кумуляции альфа-ритма (Федоров В.П., Ушаков И. Б., 1987) — 2) начальная десинхронизация различных областей коры всегда развивается билатерально- 3) изменения в левом полушарии, как правило, отстают от изменений правого почти по всем диапазонам частот, что указывает на передачу возбуждения через комиссуральные связи (H.L.Borison, 1987).

В то же время разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь — это состояние общего психического недоразвития, недоразвитие устной речи (Ковалев В.В., 1979; Исаев Д. Н., 1982). Патогенез дислексий и дисграфий, механизмы нарушений, которые лежат в их основе, клинико-диагностические критерии и психопатологические особенности исследованы фрагментарно, не изучены особенности проявления дисграфических нарушений при различных нозологических группах заболеваний, в проводимых исследованиях не отражены социальные факторы, которые могут влиять на формирование дисграфии. Тем более, что низкий образовательный уровень родителей усугубляет задержку речевого развития и способствует несформированности школьных навыков у детей (Игумнов А.С., 2000).

Процент дисграфических нарушений при выборочном исследовании среди школьников общеобразовательных школ составляет 9−10% (Корнев А.Н., 1997), среди учащихся с дефицитом внимания с гипервозбудимостью он несколько выше — 11,3% (Заваденко Н.А., 1999).

Исследований особенностей дисграфических нарушений у детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях, в доступной литературе не найдено.

Поэтому, особенности нарушения письменной речи у школьников 1−6 классов общеобразовательных школ, проживающих на территории радиационного загрязнения с разной плотностью ее, взаимосвязь с состоянием соматического здоровья и предрасполагающими социальными факторами являются актуальными и имеют важное научно-практическое значение.

Все выше изложенное определило цель и задачи настоящей работы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: На основании клинико-педагогической характеристики детей, имеющих соматическую патологию в сочетании с отклонениями в овладении устной и письменной речью и проживающих на территориях с разным уровнем радиационного загрязнения, добиться улучшения показателей уровня здоровья и речевого развития школьников.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Исследовать состояние соматического здоровья школьников 1−6 классов, проживающих на территориях радиационного загрязнения разной степени плотности.

2. Определить формы и представительство дисграфических нарушений у исследуемых групп детей, в зависимости от степени ионизирующего загрязнения.

3. Сопоставить сочетания различных нозологических групп заболеваний с формами дисграфии и состоянием устной речи школьников, в зависимости от уровня радиационного загрязнения.

4. Провести анализ изменений коркового электрогенеза по данным электроэнцефалограммы у детей, имеющих дисграфические нарушения.

5. Исследовать состояние психологического статуса детей в зависимости от формы дисграфических расстройств.

6. Дать клиническую и нейрофизиологическую характеристику каждой формы дисграфии у обследуемого контингента детей.

7. Определить подходы к медико-социальной и клинико-психологической реабилитации детей с нарушением соматического здоровья и различными формами дисграфии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

На основании комплексного обследования школьников 1−6 классов общеобразовательной школы, подвергшихся длительному воздействию малых доз радиации в результате аварии на ЧАЭС и проживающих на территории радиационного загрязнения, выявлен высокий процент дисграфических нарушений — 23,9%, что в 2,5 раза превышает общепопуляционный (t>3, Р>99%).

Выявленные дисграфические нарушения наиболее часто встречаются у детей с патологией эндокринной и нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Впервые доказано, что частота и структура дисграфических нарушений в «чистых» и радиационно загрязненных территориях имеют характерные особенности и отличия: если в первом случае чаще встречается смешанная, нарушение фонемного распознавания и нарушение анализа и синтеза письменной речи, то у школьников, подвергшихся длительному воздействию малых доз радиации, увеличивается удельный вес смешанной и оптической формы.

Доказано, что независимо от формы дисграфии неврологическая симптоматика имеет сходную картину и характеризуется дисфункцией мозжечковых структур и центрального мотонейрона.

Для различных форм дисграфии, по данным электроэнцефалограммы, характерны диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга, однако, вследствие диффузности поражения, выявить топографический очаг не представляется возможным.

Дисграфические нарушения часто сопровождаются расстройствами устной речи, частота встречаемости которых статистически достоверно выше в радиационно загрязненных территориях. Наиболее тяжелые формы нарушений устной речи, как общее недоразвитие речи и дизартрия, характерны не только для патологии центральной нервной системы, но и для детей с заболеваниями эндокринной системы.

Разработана методика балльной оценки результатов психологического тестирования, которая показала снижение их до 60% независимо как от формы дисграфии и класса обучения, так и от вида сопутствующей соматической патологии.

Впервые установлена взаимосвязь социальных условий семьи с дисграфией — родители этих детей наиболее часто имеют среднее образование и заняты на производстве неквалифицированным трудом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Высокий удельный вес дисграфических нарушений у детей, длительно проживающих в условиях воздействия малых доз радиации, диктует необходимость включения в алгоритм обследования, наряду с исследованием соматического статуса, методов психо-логопедического тестирования по выявлению нарушений письменной и устной речи.

Для проведения комплексного обследования данной категории детей педиатром, эндокринологом и неврологом рекомендуется включить логопеда и психолога. При организации занятий детям с дисграфией логопеду и психологу необходимо учитывать состояние их соматического здоровья.

Критериями эффективности правильно проводимых занятий ребенку с дисграфическими расстройствами (помимо анализа письменных заданий) могут служить бальная оценка психологического тестирования и динамика ЭЭГ-картины.

Для проведения своевременных коррекционных мероприятий ребенку со специфическими ошибками письма необходимо учитывать социальный статус родителей, т.к. успех работы будет зависеть от того, насколько родители обеспокоены этим дефектом и есть ли у них стремление помочь.

Разработана и предложена программа реабилитации детей с нарушением письменной и устной речи, проживающих на территориях радиационного загрязнения, включающая, наряду с мероприятиями по укреплению общесоматического здоровья, организацию школьников в специальные группы, предусматривающие проведение логопедо-педагогических занятий.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения диссертации обсуждены на юбилейной Всеукраинской конференции, посвященной 75-летию Евпаторийского Центрального детского клинического санатория Министерства Обороны Украины (г. Евпатория, 1995), на I Национальном съезде неврологов Украины (г. Харьков, 1997), на Годовых чтениях врачей Евпаторийского курорта (г. Евпатория, 2001), на V Украинско-Баварском симпозиуме (г. Киев, 2001).

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ.

Методика психологического тестирования ребенка со специфическими ошибками письма по предложенной бальной оценке внедрена в Крымском Государственном медицинском Университете на кафедре неврологии и нейрохирургии с курсом ФПК и в Евпаторийском Центральном. клиническом санатории Министерства Обороны Украины.

ПУБЛИКАЦИИ.

По материалам диссертации опубликовано 9 научных работ, из них 4 — в центральной печати.

РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ осуществлялось в отделе радиационной экопатологии детского возраста (руководитель — доктор медицинских наук, профессор Балева JI.C.) Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ (директор — доктор медицинских наук, профессор Царегородцев А.Д.), в лаборатории содержания и методов обучения детей с речевыми нарушениями (руководитель — доктор педагогических наук, профессор Чиркина Г. В.) Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования (директор — член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических, профессор Малофеев Н.Н.), в Евпаторийском Центральном детском клиническом санатории Министерства Обороны Украины (начальник — кандидат медицинских наук Ненько A.M.).

ВОЗМОЖНАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: практическое здравоохранение и образование: поликлиники, детские специализированные санатории для лечения заболеваний нервной и эндокринной системы, общеобразовательные школы, учебно-коррекционные учреждения.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация написана на русском языке, состоит из введения, обзора литературы, 7 глав собственных исследований с их обсуждением, заключения, выводов, указателя литературы и практических рекомендаций.

ВЫВОДЫ:

1. У детей, проживающих на территориях с уровнем радиационного загрязнения по 137Cs свыше 15 Ku/км2 выявлен широкий спектр соматической патологии, сочетающейся с дисграфией, с преимущественным распространением заболеваний нервной системы, психических расстройств и эндокринной системы.

2. В неврологической симптоматике у детей с дисграфией преобладают признаки дисфункции мозжечка и симптоматика центрального мотонейрона, характерна также астенизация высшей нервной деятельности и мнестические расстройства, а характер электроэнцефалографических изменений в большинстве случаев носит не очаговый, а диффузный характер поражения центральной нервной системы,.

3. Психологическое тестирование подтверждает тяжелое диффузное поражение высшей нервной деятельности, что совместно с неврологической патологией и ЭЭГ — изменениями указывает на дисграфию как на самостоятельно заболевание, проявляющегося своими особенностями у обследуемой категории детей и отличающегося от «симптоматической дисграфии», обусловленной очаговыми поражениями головного мозга (травматической, опухолевой или сосудистой этиологии).

4. Специфические ошибки письма и нарушения устной речи достоверно чаще встречаются среди школьников из радиационно неблагополучных районов, особенно у учащихся младших классов сельских школ.

5. Смешанная дисграфия — самая представительная и встречается одинаково часто у школьников младших и старших классов, причем удельный вес ее прямо пропорционален уровню радиационного загрязнения местности. Такая же зависимость характерна для представительства сочетаний из различных форм дисграфии, формирующих смешанную ее разновидность.

6. На формирование дисграфии, наряду с радиационным, оказывает влияние социальные факторы — в семьях этих детей родители имеют среднее образование и заняты на производстве тяжелым физическим трудом, особенно это касается матерейв этой же группе чаще встречаются неполные семьи (в подавляющем большинстве которых нет отца).

7. Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка с дисграфией совместная работа логопеда, невролога, педиатра, школьного врача, психолога и педагога позволяет провести своевременную реабилитацию этого вида нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенной работы можно дать клиническую и нейрофизиологическую характеристику каждой форме дисграфического нарушения письменной речи:

1. Артикуляционно-акустическая форма — наименее встречаемая среди всех остальных форм, диагностирована у двух школьников из 268-ми с дисграфией (0,7%), что не позволяет дать клиническую характеристику данному нарушению письменной речи;

2. Нарушение фонемного распознавания — диагностирована у 23 школьников общеобразовательной школы (8,6%): 1) почти в 2 раза чаще она выявляется у детей, проживающих на территории с меньшим уровнем радиационного загрязнения;

2) в 50% случаев она входит в состав сочетаний, формирующих смешанную дисграфию;

3) подавляющее большинство родителей имеют среднее образование — 52,4%;

4) письмо характеризуется крупным подчерком с нарушением наклона и соединением букв (преобладанием отрывистого написания), искажением написания букв, неравномерностью букв при срисовываниидети лучше справляются с диктантами по числу допущенных ошибок, чем с изложениями (хотя по содержанию последние более емкие, по сравнению с другими формами дисграфии) — одинакова частота нарушений написания прописных букв в диктанте и изложении (прописные малые согласные в диктанте «ш» и «д», а в изложении — прописные малые гласные «а», «и», «ю») — 5) по обучению — процент выявления ее среди учащихся городских и сельских школ уменьшается к старшим классам- 6) сочетание с нозологическим единицами — почти половина детей имеет заболевания центральной нервной системы, каждый третий — с патологией эндокринной системы, а каждый пятый — с заболеваниями внутренних органов- 7) неврологические отклонения обнаружены у 87,0% детей, в основном за счет симптомов поражения центрального мотонейрона и экстрапирамидной системы без какой-либо локальности- 9) астенизация высшей нервной деятельности диагностируется у всех детей и несколько меньше отмечается снижение объема памяти и уменьшенный запас знаний;

9) расстройства устной речи встречаются в виде дислалии в среднем у каждого четвертого;

10) при психологическом тестировании отмечаются элементы премоторной апраксии по тесту Озерецкого и более выражены фонематические расстройства, по сравнению с общей группой испытуемых школьников с дисграфией- 11) электроэнцефалограмма характеризуется дезорганизацией ведущего ритма, наиболее представленной в лобно-теменно-височных отведениях (F7, Р3, Тз или поля 44, 39, 21 и 22 соответственно) — 12) эпилептиформная активность представлена медленными волнами, встречается относительно редко и регистрируется на теменно-височно-затылочных отведениях (Р3, Т3, ООв случае гипервентиляции она значительно возрастает на лобных и увеличивается на височных отведениях (Fj, F3, F5, F7, Т5). Очаг эпилептиформной активности регистрируется в каждом четвертом случае, 25,0%.

3. Нарушение анализа и синтеза определено среди 37 школьников (13,8%):

I) уровень радиационного загрязнения практически не влияет на ее частоту- 2) 2/3 сочетаний смешанной дисграфии обусловлены этой формой- 3) средне-специальное и среднее образование родителей представлено одинаково часто (по 41,3%) — 4) в письме большее количество ошибок допускается в диктанте, а не в изложенииболее, чем для других форм, характерно отрывистое соединение букв в диктанте и изложенииизложения по содержанию самые скудныетем не менее для этой формы не характерно нарушение наклона письма, строчности и искажения написания буквболее расстроено написание прописных малых букв, чем заглавных, особенно в диктанте — согласные «в», «к» и «т», среди гласных — более всего «а», при изложении ошибочное написание согласных увеличивается: «м», «к», «р», «т», по гласным сохраняется ошибка в написании прописной малой «а» с присоединением ошибочной «ю" — 5) по обучениюпроцент ее уменьшается к старшим классам как городской, так и сельской школы- 6) сочетание с нозологическим единицами — почти каждый третий ребенок имеет заболевания центральной нервной или эндокринной систем, а каждый четвертый — болезни внутренних органов- 7) неврологическая симптоматика складывается за счет проводниковых расстройств больших полушарий головного мозга, но без четкой локализации сторон, 8) психологические расстройства характеризуются астенизацией высшей нервной деятельности у всех детей, несколько меньше — нарушением пространственной ориентировки и расстройствами вербального мышления, также характерны личностные особенности- 9) расстройства устной речи присутствуют у каждого второго, в подавляющем большинстве случаев в виде дислалии- 10) при выполнении заданий психологического тестирования регистрируются элементы премоторной апраксии, нарушения абстрактно-логического мышления и навыка чтения, особенно характерно нарушение функции словообразования и словоизменения;

II) электроэнцефалографическая картина характеризуется дезорганизацией ведущего ритма, более выраженной в лобно-теменно-височных отведениях (F3, Fj, Р3, Т3 или поля 9,10, 39, 21 и 22) — 12) эпилептиформная активность регистрируется редко и представлена медленными волнами в височно-затылочно-теменной области (Р3, Oi, Т3). Ни при какой другой рассматриваемой форме дисграфии не отмечается такого низкого процента эпиактивности.

4. Аграмматическая форма диагностирована только у 5 школьников (1,9%). Несмотря на малое ее количество, она имеет ярко выраженные свои особенности: 1) 50% сочетаний смешанной дисграфии имеют в своем составе эту форму- 2) родители этих детей в большинстве своем имеют средне-специальное и высшее образование (54,5% и 36,4% соответственно) — 3) в письме отмечается значительное количество ошибок в изложении, чем в диктантехарактерно слитное соединение букв, искажения букв при «списывании" — более всего дети допускают ошибки прописных малых как в диктанте, так и в изложении (конкретно по буквам выделить превалирование трудно из-за малого числа наблюдений) — 4) по обучению — хотя процент ее среди учеников минимальный, но он остается довольно стабильным в младших и старших классах- 5) неврологическая симптоматика обусловлена превалированием мозжечковых расстройств и дисфункцией вегетативной нервной системы, 6) астенизация высшей нервной деятельности присутствует у всех детей, далее отмечается несоответствие возрасту запаса знаний, мнестические расстройства, нарушение абстрактно-логического мышления и пространственной ориентировки- 7) речевые расстройства встречаются с одинаковым процентом общего недоразвития речи, заикания и дислалии- 8) по всем тестам психологического тестирования показан самый низкий балл. Электроэнцефалограмма не анализирована из-за малого числа наблюдений.

5. Оптическая форма выявлена у 37 школьников (13,8%): 1) чаще она регистрируется с территории с малым уровнем радиационного загрязнения- 2) 2/3 сочетаний, формирующих смешанную дисграфию, обусловлены этой формой- 3) почти с одинаковой частотой среди родителей встречается высшее (31,4%), средне-специальное (38,6%) и среднее образование (30,0%) — 4) в письме и в диктанте и в изложении присуще нарушение наклона и строчности, искажение и неравномерность написания букв, нарушен интервал за счет преобладания слитного соединения, характерен мелкий подчеркпри «списывании» ошибки достигают своего максимума по сравнению с другими формами: неравномерность и наклонное расположение букв, резкое их различие друг от другакак ни при какой другой форме количество ошибок возрастает в изложении (отсутствует элемент «списывания», как подсказки, при диктанте) — почти все прописные малые буквы пишутся с ошибками и больше в диктантах: среди согласных более всего ошибок при написании «н» и с одинаковой частотой встречаются ошибки «б», «к», «м», «п», «р», «с», «ц», по гласным наибольший процент ошибок приходится на прописную малую «а», затем — на «я» и «у" — в изложении порядок сохраняется в отношении прописной малой согласной «н», «б», «к», «р», а по гласным — так же «а» и несколько реже — «ю" — 5) по обучению — частота ее у школьников как городских общеобразовательных школ, так и сельских увеличивается из класса в класс, продолжая оставаться высокой до 6-го- 6) сочетание с нозологическими единицами — в среднем у 4-х из 10-ти детей отмечаются как заболевания центральной нервной системы, так и эндокринной, патология же внутренних органов имеется только у каждого десятого- 7) неврологическая симптоматика выражена умеренно, но с превалированием мозжечковых расстройств, преимущественно левосторонней локализации, 8) патология психической сферы наиболее часто выступает в виде астенизации высшей нервной деятельности, мнестических расстройств, нарушения абстрактно-логического мышления и пространственной ориентировки- 9) речевые расстройства присуще почти половине детей, в основном, в виде дислалии, общего недоразвития речи и дизартрии- 10) школьники более успешно справляются с заданиями психологического тестирования, в том числе и с определяющими дисграфию языковыми системами письменной речизначительно хуже они выполняют графические тесты, искажая форму и размеры фигур (особенно круга), не соблюдая пропорцию и линейность букв, допуская зеркальность их написания- 11) ЭЭГ представлена дезорганизацией ведущего ритма по отведениям лоб-висок-затылок (F7, Т5, Oi или поля 44, 37 и 19), 12) эпилептиформная активность регистрируется почти всегда и представлена одинаково как медленными волнами, так и комплексом «пик-волна» и наиболее выражена в затылочно-теменно-височной области (Oi, Р3, Т5), при гипервентиляции это соотношение сохраняется, но появляется очаг в проекции поля 19 и 37.

Смешанная дисграфия выявлялась наиболее часто — 164 чел. (61,2%): 1) больший ее процент отмечается с территории с высоким уровнем радиационного загрязнения местности- 2) среди родителей несколько превалирует средне-специальное (47,2%) и среднее образование (42,7%) — 3) письмо детей характерно наибольшим количеством ошибок в диктанте и изложенииподчерк крупный, нарушен интервал, неравномерность написания букв более выражена в диктанте, чем в изложении и «списывании" — превалирует нарушение написания прописных букв, чем заглавных, в диктанте и изложенииизменены почти все буквы алфавита: в диктанте среди согласных наиболее всего «т» и «н», далее — «к» и «в», по гласным — «а» и несколько меньше — «я», при изложении порядок следования прописных малых согласных меняетсярезко увеличиваются ошибки в написании «м», затем «н» и «т», по прописным малым гласным остается тот же порядок («а» и «я»), но процент ошибок их написания увеличивается- 4) по обучению — является самой частой, независимо от класса обучения и вида школы (городская и сельская), и ее процент практически остается постоянным- 5) сочетания с нозологическими единицами — у детей преимущественно встречается патология центральной нервной системы, заболевания эндокринной системы отмечаются уже у каждого пятого, а внутренних органов — у каждого седьмого учащегося- 6) неврологическая симптоматика самая представительная и характеризуется дисфункцией мозжечка и центрального мотонейрона- 7) расстройства психической сферы представлены в первую очередь астенизацией высшей нервной деятельности, далее — снижением объема памяти и нарушением абстрактно-логического мышления- 8) речевые расстройства присущи большинству детей и наиболее часто в виде общего недоразвития речи- 9) при психологическом тестировании детям наиболее присущи сочетания элементов премоторной апраксии (тест Озерецкого) и оптических расстройств (графические тесты) — 10) электроэнцефалограмма выявляет дезорганизацию ведущего ритма, представленную в основном по отведениям лоб-висок-темя (F7, Т5, Рз или поля 44, 37, 39);

11) эпилептиформная активность регистрируется почти всегда и представлена как медленными волнами, так и комплексами «пик-волна» в теменно-затылочно-височной области (Рз, Оь Т3, поле 39, 22 и 19), при гипервентиляции соотношение сохраняется тем же.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе, учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогического института, Москва, «Просвещение», 1994
  2. Ю.П., Квашшна JI.B., Величко МЛ. Д1агностика порушень адаптацп у д1тей шюльного вжу, яю постшно мешкають в умовах малих доз юшзуючих випромшювань //Украшскш медичний часопис, 2000, № 1, с. 57−60
  3. М.П. Нарушение здоровья семьи ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС // Международный медицинский журнал (Харьков), 1999, 5, № 2, стр. 119−123
  4. А.Ю. Радиоактивные элементы и здоровье человека //Микроэлементы в медицине, 2000, 1, № 1, стр. 26−30
  5. Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ), Москва, «Медицина», 1971
  6. JI.C., Лалаева Р. И., Мастюкова Е.М. Логопедия, Москва, «Просвещение», 1995
  7. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков, Москва, 1995, стр. 8−11
  8. Выявление и коррекция нарушений психических и речевых расстройств у детей, Межвузовский сборник научных трудов (Ленинградский педагогический институт), Ленинград, Министерство просвещения РСФСР, 1985
  9. Т. Б. Мозговые дисфункции у детей (нейропсихологические аспекты), Москва, «Наука», 1983
  10. В.В., Лукянова О. М., Вгленський А. Б. Регулящя кальщй-фосфорного гомеостазу, формування KicTKoeoi тканини у д1тей в норм1 та при рад1ацшного чинника //Пед1атрш, акушерство та гшеколопя, 2000, № 1, с. 42−48
  11. I.I., Бойко M.I. та др. Вшьнорадикальш процеси у cnepMi чоловпав, що проживали в районах pi3Hoi вщцаленост1 вщ Чорнобильско1 АЕС //Урология, 2000, 4, № 3, с. 6367
  12. Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н.Г и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование //Вопросы психологии, 1999, № 4, стр. 48 54
  13. JI.P., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней, Руководство для врачей, 2-е изд., перераб. и доп., Москва, «Медицина», 1991
  14. С.А. Психическое развитие детей, находившихся к моменту аварии на Чернобыльской АЭС на различных сроках гестации: проспективное исследование //Социальная и клиническая психиатрия, 2000, 10, № 2, стр. 8−15
  15. А. С. Особенности психического развития детей, подвергшихся в антенатальном периоде облучению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС //Российский психиатрический журнал, 2000, № 2, стр. 34−40
  16. Н.М., Батырина Г. З. Распространенность и клинические проявления депрессии в школьной подростковой популяции //Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1998, т.98, № 3, стр. 33−36
  17. Коваленко А.Н. Экзо- и эндогенные факторы, способствующие развитию органических изменений в головном мозге пострадавших в связи с аварией на Чернобыльской
  18. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение), учебно-методическое пособие, 2-е изд., перераб и доп., Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997
  19. А.В. Анатомия человека, под ред. Синельникова Р. Д., том II, Москва, «Медицина», 1978
  20. Р. И. Нарушение процесса овладения чтения у школьников (учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогического института), Москва, «Просвещение», 1983
  21. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте, пер. с чешек., медицинской издательство «Авиценум», Прага, 1984
  22. П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию), пер. с англ., под ред. А. Р. Лурия, Москва, «Мир», 1974
  23. Н.В. Кшшчш особливосп nepe6iry дисциркуляторно! енцефалопатп у вщдалений перюд вшеля впливу малих доз юшзуючого випромшювання //Украшсыай медичний часопис, 2000, № 5, с. 88−91
  24. С.В., Рудой И. С., Заковряшин А. С., Шелепина Е. П. Нарушение памяти и зрительного восприятия у облученных «малыми» дозами радиации //Оптический журнал, 1999, 66, № 10, стр. 62−64
  25. Логановский Н. К Неврологические и психопатологические синдромы в отдаленном периоде воздействия ионизирующих излучений //Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2000, 100, № 4, стр. 15−21
  26. А.Р. Мозг человека и психические процессы (т. II, нейропсихологический анализ сознательной деятельности), Москва, «Педагогика», 1970
  27. А.Р. Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга), Москва, «Педагогика», 1976
  28. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральными параличами (книга для логопеда), Москва, «Просвещение», 1985
  29. С.Б., Белоокая Т. В. Отдаленные медико-биологические эффекты малых доз радиации у детей группы радиационного риска //сб. «Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения», Москва, 2001, стр. 30
  30. Методы изучения симптоматической и механической дизорфографии у младших школьников (рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по логопедии),
  31. Российский Государственный педагогический институт, сост. Лалаева Р. И., Прищепова И. В., Санкт- Петербург, «Образование», 1994
  32. Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы, Санкт Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995
  33. Мтков 1.П., Шаповалова Г. А 1мунолопчна реактившсть дп-ей i пщлшав з контрольованих у зв’язку з aeapieio на ЧАЭС //Перинатолопя та пед! атр1я, 2000, № 4, с. 45−49
  34. Многотомное руководство по неврологии, том II, Москва, «Медгиз», 1962
  35. Нейропсихология (тексты), под ред.Е. Д. Хомской, Москва, издательство Московского Университета, 1984
  36. И.Д., Шантыръ И. И. и др. Заболеваемость костно-мышечной системы и минеральная плотность костной ткани у ликвидаторов аварии на ЧАЭС //Медицинская радиология и радиационная безопасность, 2000,45, № 6, стр. 14−20
  37. В.Ю., Головченко Ю.1., Базика А. Д., Ластков ДО. Особливосп невроотолопчних порушень у приюв-лжвщатор1 В наслщюв аварп на Чорнобильськш АЕС та ix лжування //Украшскш медичний часопис, 2000, № 3, с. 95−98
  38. А. Вплив комплексу чинниюв рад1ацшно1 катастрофи на кшшко-ф1зюлопчш характеристики функщонального стану головного мозку людини //Украшськш журнал медичжи техници i технологи, 1999, № 1, с. 30−35
  39. А.И., Логановская Т. К., Логановский КН. Нейропсихическое здоровье внутриутробно облученных детей, вследствие Чернобыльской катастрофы //Украинский медицинский вестник, 2000, № 2, стр. 105−112
  40. А.И., Логановский КН., Логановская Т. К. Внутриутробное поражение мозга в результате Чернобыльской катастрофы //сб. «Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения», Москва, 2001, стр. 97
  41. Т.Н., Белоусова Е. Д., Котляров П. М. и др. Компьютерно-томографическая морфометрия головного мозга при минимальной мозговой дисфункции у детей 5−7 лет //Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1994, т.94, № 4, стр. 12−16
  42. З.М. Обгрунтування комплексу оргашзацшних заход! в щодо медично1 реабиптаци дней та пццнпав, потерпших внаслщок Чорнобильсько1 катастрофи //Украшскш радиологичний журнал, 1999, 7, № 2, с. 157−161
  43. Парамонова JI.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей, методические рекомендации для педагогов и родителей, Психолого-педагогический центр «Здоровье», Петроградское РОНО, Санкт Петербург, 1994
  44. В.Я. Эффективные методы лечения в комплексной терапии неврозоподобных расстройств у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС //Украинский медицинский часопис, 2001, № 1, стр. 102−106
  45. В.Я. Клинико-патогенетические особенности неврозоподобных состояний у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС //Шкарська справа, 2000, № 2, стр. 12−15
  46. В.А., Почивалов А. В., Шеменев М. А., Денисенко B.C. и др. Заболеваемость детей, проживающих на территориях с социально-экономическими льготами //сб. «Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения», Москва, 2001, стр. 68
  47. Практическая психодиагностика (методики и тесты), ред. Райгородский Д. Я., издательский дом «БАХРАХ», Самара, 1998
  48. К. Языки мозга (экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии), пер. с англ., Москва, «Прогресс», 1975
  49. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Международный Университет семьи и ребенка им. Валленберга, Санкт Петербург, «Образование», 1995
  50. Н.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников (книга для логопедов), Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
  51. А.Е. Значение синдрома индивидуальной радиационной чувствительности для формирования патологических состояний у детей //сб. «Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения», Москва, 2001, стр. 30−33
  52. В.П., Борщенко В. В. та др. Особливое&trade- формування доз зовшшнього та внутршнього опромшення у сшьского населения, що проживав в зош безумовного вщселення //BicH. аграр. науки, 2001, спец. выпуск, с. 86−89, 114−116
  53. Н.К., Ермолина Л. А., Сосюкало ОД. и др. Нервно-психическое здоровье детей, облученных внутриутробно в результате аварии на ЧАЭС //Социальная и клиническая психиатрия, 2000, 10, № 2, стр. 3−7
  54. С. В. Вивчення емоцшного стресу у лжвщатор1 В наслщюв Чорнобильсько1 катастрофи за допомогою тесту кол1рних вибор1 В //Украшськш радиологичний журнал, 1999, 7, № 2, с. 314−215
  55. B.C. Динамша патолопчних процеав оргашв травления у л1квщатор1 В наслщюв аварп на Чорнобильскш АЕС //Украшськш медичний часопис, 2000, № 6, с. 118−120
  56. Тонконогий КМ. Введение в клиническую нейропсихологию, Ленинград, «Медицина», 1973
  57. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте, пер. с чешек., Москва, «Медицина», 1986
  58. Т.А., Римар В. В. Взаимосвязь между состоянием стволомозговых отделов слухового анализатора и данными реоэнцефалограммы у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС //Вестник оторинолярингологии, 2000, № 4, стр. 43−46
  59. Д.Е. Заболеваемость щитовидной железы у детей и подростков в условиях йодной недостаточности и радиационного загрязнения среды. Автореф.дис.на соиск.уч.степ.д.м.н., Москва, 2002
  60. Физиологические механизмы нарушения речи, Академия Наук СССР, издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1967
  61. Хватцев М. Е. Логопедия, Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959
  62. JI.C. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность), Москва, издательство Московского Университета, 1985
  63. K.JI. Особенности спинальных механизмов реализации двигательных нарушений у облученных, вследствие Чернобыльской катастрофы с точки зрения возрастных изменений //Украинский медицинский часопис, 2000, № 6, стр. 107−113
  64. А. В. Особенности устной и письменной речи у заикающихся школьников (младшие классы массовой школы), Москва, изд. АПН РСФСР, 1962
  65. Р. Т., Dykman R.A., Oglesby D.M. Visual event-related potentials of dyslexic children to rhyming and nonrhyming stimuli // Journal of Clinical and Experience Neuropsychology, 1994, 16, № 1, P. 138−154
  66. Ackerman P.T., Dykman R.A., Oglesby D.M., Newton J.E.O. EEG power spectra of dysphonetic and nondysphonetic poor readers // Brain and Language, 1995, 49, № 2, P. 140−152
  67. Annett M., Eglinton E., Smythe P. Types of dyslexia and the shift to dextrality // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 1996, 37, № 2, P. 167−180
  68. Ardila A., Bateman JR. Psychoactive substance use: Some associated characteristics // Addictive Behaviors, 1995, 20, № 4, P. 549−554
  69. Arehole S. A preliminary study of the relationship between long latency response and learning disorder // British Journal of Audiology, 1995, 29, № 6, P. 295−298
  70. Bakker D.J. Dyslexia and the ecological brain // Journal of Clinical and Experience Neuropsychology, 1995, 16, № 5, P.734−743
  71. Berg K., Mullican C., Maestri N., Shore D. Psychiatric genetic research at the National Institute of Mental Health // American Journal of Medical Genetics, 1994, 54, № 4, P. 295−299
  72. Botteron K.N. Neuroimaging in child psychiatry // Current Opinion of Psychiatry, 1994, 7, № 4, P.324−329
  73. Brecelj J., Strucl M., Raic V. Do visual neurophysiological tests reflect magnocellular deficit in dyslexic children? // Pflugers Archiv European Journal of Physiology, 1996, 431, № 6, suppl.2, P. 299−300
  74. Brunswick N., Rippon G. Auditory event-related potentials, dichotic listening performance and handedness as indices of lateralisation in dyslexic and normal readers // International Journal of Psychophysiology, 1994, 18, № 3, P. 265−275
  75. Cardon L.R., Smith S.D., Fulker D.W., Kimberling W.J., Pennington B.F., DeFries J.C. Quantitative trait locus for reading disability on chromosome 6 // Science, 1994, 266, № 5183, P.276−279
  76. Cornelissen P., Richardson A., Mason A., Fowler S., Stein J. Contrast sensitivity and coherent motion detection measured at photopic luminance levels in dyslexics and controls // Vision Research, 1995, 35, № 10, P. 1483−1494
  77. G., Marshall J. С. Dissociation between reading and written spelling in two Italian children: Dyslexia without dysgraphia? //Neuropsychologia, 1985, 23, № 5, P.697−700
  78. Crawford S.G., Kaplan B.J., Field L.L. Absence of an association between insulin-dependent diabetes mellitus and developmental learning difficulties // Hereditas, 1995, 122, № 1, P. 73−78
  79. Crawford S.G., Kaplan B.J., Kinsbourne M. Are families of children with reading difficulties at risk for immune disorders and nonrighthandedness? // Cortex, 1994, 30, № 2, P.281−292
  80. De Gelder В., Vroomen J. Auditory illusions as evidence for a role of the syllable in adult developmental dyslexics // Brain and Language, 1996, 52, № 2, P.373−385
  81. Deuel R. K Developmental dysgraphia and motor skills disorders // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P.6−8
  82. Evans B.J. W., Drasdo N., Richards I.L. An investigation of some sensory and refractive visual factors in dyslexia // Visus Responce, 1994, 34, № 14, P.1913−1926
  83. Evans B.J.W., Drasdo N. Richards I.L. Investigation of accommodative and binocular function in dyslexia // Ophthalmic and Physiological Optics, 1994, 14, № 1, P.5−19
  84. Evans B.J. W" Busby A., JeanesR., Wilkins A.J. Optometric correlates of Meares-Irlen syndrome: A matched group study // Ophthalmic and Physiological Optics, 1995, 15, № 5, P. 481−487
  85. Evans B.J.W., Drasdo N., Richards I.L. Dyslexia: The link with visual deficits // Ophthalmic and Physiological Optics, 1996, 16, № 1, P. 3−10
  86. Eden G.F., Stein J.F., Wood H.M., Wood F.B. Differences in eye movements and reading problems in dyslexic and normal children // Visus Response, 1994, 34, № 10, P.1345−1358
  87. Eden G.F., Stein J.F., Wood H.M., Wood F.B. Temporal and spatial processing in reading disabled and normal children // Cortex, 1995, 31, № 3, P. 451−468
  88. Elyachar A. Dyslexia: Impact on the family // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P. 110−111
  89. Farrag A.F., Shaker H., Hamdy N.A., Wafaa M.A. Clinical characteristics of a population of dyslexic children in Assiut, Egypt //Neuroepidemiology, 1995, 14, № 2, P.92−99
  90. Fawcett A.J., Nicolson R.I. Persistent deficits in motor skill of children with dyslexia // Journal of Motor Behavior, 1995, 27, № 3, P. 235−240
  91. Fernandez Velazquez F.J., Fernandez Fidalgo M.J. Do DEM test scores change with respect to the language? Norms for Spanish- speaking population // Optometry and Vision Science, 1996, 72, № 12, P. 902−906
  92. Filipek P.A. Neurobiologic correlates of developmental dyslexia: How do dyslexics' brains differ from those of normal readers? // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P.62−69
  93. Flannery K.A., Liederman J. Is there really a syndrome involving the co-occurrence of neurodevelopmental disorder, talent, non-right handedness and immune disorder among children? // Cortex, 1995, 31, № 3, P. 503−515
  94. Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach, 3d ed. N.Y.: Springer, 1994
  95. GailliezE. Tchernobyl, 14 ans apres //Energ.sante, 2000, 11, № 3, P. 365
  96. Garty B.Z., Waisman Y., Weitz R. Gerstmann tetrad in Leopard syndrome // Pediatric neurology, 1989, 5, № 6, P.391−392
  97. Geiger G., Lettvin J.Y., Fahle M. Dyslexic children learn a new visual strategy for reading: A controlled experiment // Visus response, 1994, 34, № 9, P.1223−1233
  98. Geuze R.H., Kalverboer A.F. Tapping alpha-rhythm: A problem of timing for children who are clumsy and dyslexic? // Adaptive Physiology Active Question, 1994,11, № 2, P.203−213
  99. Gilger J.W., Borecki LB., DeFries J.C., Pennington B.F. Commingling and segregation analysis of reading performance in families of normal reading probands // Behave Genetics, 1994, 24, № 4, P.345−355
  100. GreatrexJ.C., Drasdo N. The magnocellular deficit hypothesis in dyslexia: A review of reported evidence // Ophthalmic and Physiological Optics, 1995, 15, № 5, P. 501−506
  101. Grigs by J. P., Kemper M.B., Hagerman R.J., Myers C.S. Neuropsychological dysfunction among affected heterozygous fragile X females // American Journal of Medical Genetics, 1990, 35, № 1, P.28−35
  102. Gross Tsur V., Manor O., Shalev R.S. Developmental dyscalculia: Prevalence and demographic features // Developmental Medicine and Child Neurology, 1996, 38, № 1, P. 25−33
  103. Gubbay S.S., De Klerk N.H. A study and review of developmental dysgraphia in relation to acquired dysgraphia // Brain and Development, 1995, 17, № 1, P. 1−8
  104. Hayata Isamu, Sugahara Tsumotu Effect of low dose radiation on health estimated by citogenetic studies: Abstracts 42th Annual Meeting of the Japan Radiation Reseach Society, Hiroshima. September 1−3, 1999 //J. Radiation Reseach, 1999, 40, № 4, P.460
  105. Heilman K.M., Voeller K., Alexander A.W. Developmental dyslexia: A motor-articulatory feedback hypothesis // Annals of Neurology, 1996, 39, № 3, P. 407−412
  106. Hennighausen K., Remschmidt H., Warnke A. Visually evoked potentials in boys with developmental dyslexia // European Child and Adolescent Psychiatry, 1994, 3, № 2, P.72−81
  107. Henry В., Moffitt Т.Е., Caspi A., Langley J., Silva P.A. On the 'remembrance of things past': A longitudinal evaluation of the retrospective method // Psychological Assess, 1994, 6, № 2, P.92−101
  108. Hirabayashi S., Kanda H., Tsuno T. et al. Effects of high-dosage trihexyphenidyl on symptomatic dystonia in a case of Wilson disease // No to hattatsu, 1985, 17, № 6, P. 571−576
  109. Hogben J.H., Rodino I.S., Clark C.D., Pratt C. A comparison of temporal integration in children with a specific reading disability and normal readers // Vision Research, 1995, 35, № 14, P. 2067−2074
  110. Hynd G.W., Hall J., Novey E.S., Eliopulos D., Black K, Gonzalez J. J., Edmonds J.E., Riccio C., Cohen M. Dyslexia and corpus callosum morphology // Archives of Neurology, 1995, 52, № 1, P.32−38
  111. Johnson D.J. An overview of learning disabilities: Psychoeducational perspectives //
  112. Journal of Child Neurology, 10, suppl. l, P.2−5
  113. Jule William Methodological issues in assessing the long-term phychological effects of radiation in Utero // International Child Health, 1996, 7, № 3, P. 67−75
  114. Kakar Oel A., Forster T. The use of hypnotherapy in conjunction with behavior therapy in children with learning disabilities and behavior disorders: Two case studies // Zeitschrift fur Kinder und Jugendpsychiatrie, 1995, 23, № 3, P. 201−208
  115. Kershner J.R., Graham N.A. Attentional control over language lateralization in dyslexic children: Deficit or delay? // Neuropsychologia, 1995, 33, № 1, P.39−51
  116. Klicpera C., Gasteiger-Klicpera B. Left-handedness and dyslexia: No evidence for the right shift theory in Viennese children but indications for a bias in the selection of children for remedial measures // Padiatr-padol, 1994, 29, № 1, P. 11−15
  117. Koeda Т., Ishii S., Tomita Y. et al. Development dyslexia and dysgraphia in two Japanese boys //No to hattatsu, 1986, 18, № 6, P. 499−504
  118. Koeda Т., Takeshita К Relationship between corrected handedness and dysgraphia // No to hattatsu, 1988, 20, № 3, P. 191−194
  119. Kubova Z., Kuba M., Peregrin J., Novakova V. Visual evoked potential evidence for magnocellular system deficit in dyslexia // Physiol Responce and Physiological Research, 1996, 45, № 1, P. 87−89
  120. Lamm O., Epstein R. Dichotic listening performance under high and low lexical work load in subtypes of developmental dyslexia // Neuropsychologia, 1994, 32, № 7, P.757−785
  121. Latvala M.L., Korhonen T.T., Penttinen M., Laippala P. Ophthalmic findings in dyslexic schoolchildren // British Journal of Ophthalmology, 1994, 78, № 5, P.339−343
  122. Levin H.S., Cantrell D.T.C., Soukup V., Crow W., Bartha M.C. Preliminary results of an incremental intracarotid amobarbital procedure: Evaluation of language and memory without sedation //Journal of Epilepsy, 1994, 7, № 1, P. 11−17
  123. Levin H.S., Scheller J., Richard Т., Grafman J., Martinkowski K., Winslow M., Mirvis S. Dyscalculia and dyslexia after right hemisphere injury in infancy // Archives of Neurology, 1996, 53, № 1, P. 88−96
  124. Lewis C., Hitch G.J., Walker P. The prevalence of specific arithmetic difficulties and specific reading difficulties in 9 to 10 year old boys and girls // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Discipline, 1994, 35, № 2, P.283−292
  125. Lightstone A., Evans B.J.W. A new protocol for the optometric management of patients with reading difficulties // Ophthalmic and Physiological Optics, 1995, 15, № 5, P. 507−512
  126. Lombroso P.J., Pauls D.L., Leckman J.F. Genetic mechanisms in childhood psychiatric disorders // Journal of American Academy Child and Adolescence Psychiatry, 1994, 33, № 7, P.921−938
  127. London W.P. Hypopigmentation, anomalous cerebral dominance and seasonality // Medical Hypotheses, 1993, 41, № 6, P.499−502
  128. Lovett M.W., Ransby M.J., Barron R.W. Treatment, subtype, and word type effects in dyslexic children’s response to remediation // Brain and Language, 1988, 34, № 2, P.328−349
  129. Lovett M.W., Barron R.W., Forbes J.E., Cuksts В., Steinbach K.A. Computer speech-based training of literacy skills in neurologically impaired children: A controlled evaluation // Brain and Language, 1994, 47, № 1, P. 117−154
  130. Lyon G.R. Research initiatives in learning disabilities: Contributions from scientists supported by the National Institute of Child Health and Human Development // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P. 120−126
  131. Maughan В., Pickles A., Hagell A., Rutter M., Yule W. Reading problems and antisocial behaviour: Developmental trends in comorbidity // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 1996, 37, № 4, P. 405−418
  132. McAnally К., Menell P., Stein J. Auditory coding in dyslexia // British Journal of Audiology, 1996, 30, № 2, P. 133−134
  133. Morton L.L. Interhemispheric balance patterns detected by selective phonemic dichotic laterality measures in four clinical subtypes of reading-disabled children // Journal of Clinical and Experiance Neuropsychology, 1994, 16, № 4, P.556−567
  134. Nass R. Advances in learning disabilities // Current Opinion of Neurology, 1994, 7, № 2, P.179−186
  135. Neumann H.P.H. Von Hippel-Lindau syndrome // Nephrology, Dialise and Trasplantology, 1994, 9, № 3, P.313−315
  136. Nicolson R.I., Fawcett A.J., Dean P. Time estimation deficits in developmental dyslexia: Evidence of cerebellar involvement // Proceedings of the Royal Society of London Biological Sciences, 1995, 259, № 1354, P. 43−47
  137. Njiokiktjien C., De Sonneville L., Vaal J. Callosal size in children with learning disabilities // Behave Brain Responce, 1994, 64, № 1−2, P.213−218
  138. O’Hare A.E., Brown J.K. Childhood dysgraphia. Part 1. An illustrated clinical classification // Child: Care and Health Development, 1989,15, № 2, P.79−104
  139. O’Hare A.E., Brown J.K. Childhood dysgraphia. Part 2. A study of hand function // Child: Care and Health Development, 1989, 15, № 3, P. 151−166
  140. Orpwood L., Warrington E.K. Word specific impairments in naming and spelling but not reading // Cortex, 1995, 31, № 2, P. 239−265
  141. Parker D.M., Besson J.A.O., McFadyen M. Intermittent alexia // Cortex, 1990, 26, № 4, P.657−660
  142. Parker R.S. Neurobehavioral outcome of children’s mild traumatic brain injury // Seminar of Neurology, 1994, 14, № 1, P.67−73
  143. PeBenito R., Fisch C.B., Fisch M.L. Developmental Gerstmann’s syndrome // Archaic of Neurology, 1988, 45, № 9, P.977−982
  144. Pennington B.F. Genetics of learning disabilities // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P.69−77
  145. Peterson B.S. Neuroimaging in child and adolescent neuropsychiatric disorders // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1995, 34, № 12, P. 1560−1576
  146. Plaza M. Developmental dyslexias: Clinical perspective, experimental investigations // ANAE-Approche Neuropsychologique des Apprentissages chez l’Enfant, 1996, 8, № 36, P. 17−22
  147. PolikoffB.R., Evans B.J. W., Legg C.R. Is there a visual deficit in dyslexia resulting from a lesion of the right posterior parietal lobe? // Ophthalmic and Physiological Optics, 1995, 15, № 5, P. 513−517
  148. Reynolds C.A., Hewit J.K., Erickson M.T., Silberg J.L., Meyer J., Eaves L.J., Rutter M., Simonoff E. The genetics of children’s oral reading performance // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 1996, 37, № 4, P. 425−434
  149. Richardson A.J. Dyslexia, handedness and syndromes of psychosis-proneness // International Journal of Psychophysiology, 1994, 18, № 3, P. 251−263
  150. Rundstrom M.M., Eperjesi F. Specific reading difficulty or decompensated heterophoria? // Ophthalmic and Physiological Optics, 1997, 15, № 2, P. 157−159
  151. Shalev R.S., Weirtman R., Amir N. Developmental dyscalculia // Cortex, 1988, 24, № 4. P.555−561
  152. Shalev R.S., Manor O., Amir N., Wertman Elad R., Gross Tsur V. Developmental dyscalculia and brain laterality // Cortex, 1995, 31, № 2, P. 357−365
  153. Shalev R. Developmental dyscalculia //Perat M.V. (ed.) New developments in child neurology. Bologna: Monduzzi Editore, 1998. P. 635 641
  154. Sass K.J., Novelly R.A., Spencer D.D., Spencer S.S. Postcallosotomy language impairments in patients with crossed cerebral dominance // Journal of Neurosurgery, 1990, 72, № 1, P.85−90
  155. Schonfeld I.S., Shaffer D., Barmack J.E. Neurological soft signs and school achievement: the mediating effects of sustained attention // Journal of Abnormality of Child Psychology, 1989, 17, № 6, P.575−596
  156. Schultz R.T., Cho N.K., Staib L.H., Billson F.A. Brain morphology in normal and dyslexic children: The influence of sex and age // Survive Ophalmology, 1994, 39, № 2, P. 161
  157. Shaywitz B.A., Fletcher J.M., Shaywitz S.E. Defining and classifying learning disabilities and attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P.50−57
  158. Silver L.B. Controversial therapies // Journal of Child Neurology, 1995, 10, suppl. l, P.96−100
  159. Sjaastad O. The hereditary syndrome of thrombocytopathia, bleeding tendency, extreme miosis, muscular fatigue, asplenia, headache, etc. ('Stormorken's syndrome'): I the headache // Headache, 1994, 34, № 4, P.221−225
  160. Slaghuis W.L., Lovegrove W.J., Davidson J.A. Visual and language processing deficits are concurrent in dyslexia // Cortex, 1993,29, № 4, P.601−615
  161. Stein J.F. Developmental dyslexia, neural timing and hemispheric lateralisation // International Journal of Psychophysiology, 1994, 18, № 3, P. 241−249
  162. Stothard S.E., Hulme С. A comparison of phonological skills in children with reading comprehension difficulties and children with decoding difficulties // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 1995, 36, № 3, P. 399−408
  163. Temple C.M. Developmental dyslexia and dysgraphia persistence in middle age // Journal of Community Disorders, 1988, 21, № 3, P. 189−207
  164. Thomas Anterion C., Laurent В., Le Henaff H., Foyatier Michel N., Michel D. Spelling acquisition impairments. A neuropsychological study in two adolescents with developmental dysgraphia //Revue Neurologique, 1994, 150, № 12, P.827−834
  165. Voutilainen R., Jauhiainen Т., Linkola H. Associated handicaps in children with hearing loss // Scandinaur Audiology, 1988, 17, suppl.30, P.57−59
  166. Warner Rogers J., Taylor E. Developmental brain disease and child neuropsychiatry // Current Opinion in Psychiatry, 1996, 9, № 1, P. 81−84
  167. Whitehurst G.J., Fischel J.E. Practitioner review: Early developmental language delay: What, if anything, should the clinician do about it? // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Discipline, 1994, 35, № 4, P.613−648
  168. Williams S., McGee R. Reading attainment and juvenile delinquency // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Discipline, 1994, 35, № 3, P.441−459
  169. Williams M.C., May J.G., Solman R., Zhou H. The effects of spatial filtering and contrast reduction on visual search times in good and poor readers // Vision Research, 1995, 35, № 2, P.285−291
  170. Wolff P. H., Melngailis I. Family patterns of developmental dyslexia: Clinical findings // American Journal of Medical Genetics, 1994, 54, № 2, P. 122−131
  171. Yamada J. Developmental deep dyslexia in Japanese: A case study // Brain and Language, 1995, 51, № 3, P. 444−4571. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  172. С учетом комплексной оценки ребенка с дисграфией, независимо от ее формы, программа реабилитации может быть представлена следующим образом:
  173. Участковый педиатр дает направление на консультацию к специалистам (невролог, эндокринолог, логопед) и контролирует ход этих обследований.
  174. При выявлении у ребенка дисграфии необходимо довести особенности этого расстройства родителям во избежание повышенной невротизации ребенка из-за сниженияуспеваемости по родному языку.
Заполнить форму текущей работой