Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Улучшение эксплуатационных показателей транспортных дизелей на основе научного обоснования с разработкой газодизельного процесса и методов фильтрации отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная политика по газовой отрасли заключается в том, что природный газ должен заменить, где технически возможно, нефтепродукты и низкокачественные твердые топлива. Из всех возможных вариантов развития добычи газа наиболее реальным представляется вариант освоения в 2000 г. пяти газовых и газоконденсатных месторождений в Тюменской области с суммарным объемом добычи газа до 120' млрд. куб… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Проблема улучшения топливно-экономических и экологических показателей транспортных дизелей
    • 1. 2. Методы и средства улучшения эксплуатационных показателей транспортных дизелей
      • 1. 2. 1. Экономия дизельного топлива и снижение токсичности дизеля путем конвертации его в газодизель для работы 29 на природном газе
      • 1. 2. 2. Снижение дымности отработавших газов дизелей са- 39 жеуловителями
    • 1. 3. Цель и задачи исследовании
  • 2. РАСЧЕТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка концепции улучшения топливно-экономических и экологических показателей газодизеля
      • 2. 1. 1. Анализ особенностей организации рабочего процесса транспортного газодизеля
      • 2. 1. 2. Обоснование способа смесеобразования и регулирования транспортного газодизеля
      • 2. 1. 3. Разработка моделей оптимизации параметров системы регулирования газодизеля
        • 2. 1. 3. 1. Модель оптимизации параметров системы регулирования газодизеля по расходу жидкого топлива и дымности ОГ
      • 2. 1. 4. Разработка алгоритма рабочего процесса транспортного газодизеля
    • 2. 2. Расчетно-теоретические исследований образования сажи в ОГ дизеля
      • 2. 2. 1. Разработка модели, устанавливающей связь рабочего процесса дизеля с конструктивными параметрами сажеуловителя
      • 2. 2. 2. Методика расчета сажеуловителя для транспортного дизеля
      • 2. 2. 3. Численная оценка качества очистки ОГ дизеля по разработанной методике расчета сажеуловителя
    • 2. 3. Выводы
  • 3. ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ
    • 3. 1. Разработка принципиальной схемы системы управления газо дизелем
      • 3. 1. 1. Конструкция и метод расчета газо дизельного карбюратора
    • 3. 2. Разработка опытных образцов сажеуловителей
      • 3. 2. 1. Керамический элемент уловителя частиц
      • 3. 2. 2. Конструкция сажеуловителей
  • 4. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГАЗОДИЗЕЛЯ И САЖЕУЛОВИТЕЛЕЙ
    • 4. 1. Методика стендовых безмоторных исследований
    • 4. 2. Методика стендовых моторных исследований
      • 4. 2. 1. Стендовые исследования газо дизеля на базе дизеля Раба-МАН Д2156 XM6V
      • 4. 2. 2. Стендовые испытания газодизеля на базе дизеля КамАЗ
      • 4. 2. 3. Стендовые моторные исследования сажеуловителей
    • 4. 3. Методика эксплуатационных испытаний
      • 4. 3. 1. Методика эксплуатационных испытаний автобуса «Икарус-260» с газодизелем Раба-МАН. ' '
      • 4. 3. 2. Методика эксплуатационных испытаний транспортных средств с сажеуловителями
    • 4. 4. Приборы и оборудование, используемые при исследованиях
    • 4. 5. Замеряемые величины и точность их определения
  • 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 5. 1. Результаты стендовых безмоторных исследований сажеуловителей
    • 5. 2. Результаты стендовых моторных исследований сажеуловителей
      • 5. 2. 1. Исследования влияний порометрических характеристик фильтроэлементов на показатели дизеля
      • 5. 2. 2. Влияние установки сажеуловителя на экологические показатели дизеля
    • 5. 3. Результаты стендовых моторных исследований газодизелей
      • 5. 3. 1. Влияние систем топливоподачи и воздуха в цилиндры газодизеля на теплонапряженность и экономичность по жидкому топливу
      • 5. 3. 2. Зависимость запальной дозы жидкого топлива от топливной аппаратуры
      • 5. 3. 3. Влияние способа регулирования газовоздушной смеси на экономию жидкого топлива
      • 5. 3. 4. Влияние способа регулирования газодизеля на токсичность отработавших газов
    • 5. 4. Выводы
  • 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЛУАТАЦИОНЫХ ИСПЫТАНИЙ
    • 6. 1. Результаты эксплуатационных испытаний транспортных средств, оборудованных сажеуловителями
      • 6. 1. 1. Результаты испытаний автобуса «Икарус-260» с сажеуловителем
      • 6. 1. 2. Результаты испытаний сажеуловителя на товарных автомобилях КамАЗ
      • 6. 1. 3. Результаты испытаний сажеуловителей на автобусе ЛиАЗ-5256, автомобиле ВАЗ-21 055 и автопогрузчике «Балканкар»
      • 6. 1. 4. Выводы
    • 6. 2. Результаты лабораторных, лабораторно-дорожных, про-беговых и эксплуатационных испытаний автобусов «Ика-рус-260» с газодизелями Раба-МАН
    • 6. 2. 1. Результаты испытаний газодизельных автобусов «Икарус-260» на автополигоне НИЦИАМТ
      • 6. 2. 2. Результаты эксплуатационных испытаний газодизельных автобусов «Икарус-260»
    • 6. 3. Выводы
  • 7. Технологические инструкции и экономическое обоснование 224 выполненной работы
    • 7. 1. Инструкция по эксплуатации системы питания ГДА газодизельного автобуса «Икарус»
    • 7. 2. Инструкция по эксплуатации сажеуловителей на транспортных средствах
    • 7. 3. Технико-экономическое обоснование эффективности эксплуатации газодизелей и применения сажеуловителей на транспортных средствах

Улучшение эксплуатационных показателей транспортных дизелей на основе научного обоснования с разработкой газодизельного процесса и методов фильтрации отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемое исследование выполнено в эпоху бурного развития автомобилизации и именно в тот ее период, когда человечество убедилось, что запасы дешевого ископаемого топлива далеко не безграничны. Государства — поставщики нефти хорошо поняли складывающуюся ситуацию и повысили цены на нефть/ чтобы компенсировать свои экономические потери в будущем, после извлечения оставшейся нефти. Это тяжело отразилось на экономике стран, зависящих от импорта нефти, однако повышение цены на нефть заставило эти страны более экономно расходовать энергию. Ввиду увеличивающегося потребления нефти вследствие постоянного роста моторизации возникла необходимость более экономно расходовать, имеющиеся запасы жидкого топлива нефтяного происхождения и энергично искать его заменители. Наиболее приемлем для использования в автомобилях — природный газ (ПГ).

Современность выдвинула еще одну важную проблему — сохранение чистоты среды обитания. Моторизация в значительной мере повинна в ее загрязнении. Устранение вредных веществ из отработавших газов двигателей автомобилей является важной и очень сложной задачей. Необходимость ее решения требует поиска новых видов и схем силового привода автомобиля, использования энергии — экологически чистой и не нарушающей природного равновесия. Однако все виды экологически чистых энергоносителей немобильны.

В 90-е годы основными тенденциями развития автомобильного транспорта в России были следующие:

— парк автомобилей, находящихся в эксплуатации, резко увеличился за счет увеличения относительной доли старых, различных марок автомобилей, ввезенных из других стран. Однако возможный в будущем рост доходов населения и восстановление производства могут способствовать росту числа новых отечественных автомобилей;

— число поездок на автомобилях росло более высокими темпами, чем прежде. В среднем, использование автомобилей стало более интенсивным в связи с увеличением числа семей, владеющих несколькими автомобилями и увеличением времени, затрачиваемого на ежедневные поездки;

— число торговых автомобилей и степень их использования росли высокими темпами в связи со сложившейся общей экономической ситуацией, более заметно возросло число малых грузовых автомобилей.

За последние годы 80% государственного автотранспорта перешло в руки частных владельцев. Крупные автохозяйства распались на мелкие с числом автомобилей редко превышающим 50 единиц. Проконтролировать условия эксплуатации подвижного состава в этих структурах, его техническое состояние в периоды между техническими осмотрами с целью определения параметров, характеризующих загрязнения окружающей среды при существующих условиях практически невозможно.

Процесс стабилизации загрязнения окружающей среды и его уменьшения может идти по двум основным направлениям: выпуск автозаводами подвижного состава с параметрами, отвечающими требованиям действующего законодательства по охране окружающей среды и создание условий для поддержания этих параметров в заданном диапазоне в условиях эксплуатации подвижного состава.

Среди силовых установок автомобилей и тракторов наиболее энергетически эффективной тепловой машиной по-прежнему остается дизель. Его ресурс и эксплуатационные показатели продолжают повышаться. Тем не менее, внимание к дизелю с точки зрения экологии и снижения расхода жидкого топлива уделяется все больше.

Практика показывает, что разработка новых экологически чистых и одновременно экономичных дизелей требует глубоких и длительных исследований. Предполагается появление первых образцов таких двигателей через 10−15 лет, когда станет ясно каким будет новый источник энергии, заменяющий дизельное топливо нефтяного происхождения.

В связи с необходимостью сокращения потребления нефтяных топ-лив намечается рост дизелизации автомобильного транспорта. Специалисты оценивают экономию топлива от широкого использования дизелей вместо карбюраторных двигателей до 25%. Добыча нефти в России упала наполовину. С ростом производства может начаться топливно-энергетический голод. Анализ текущего состояния ТЭК России показывает, что причина уменьшения объемов добычи нефти состоит в низкой эффективности системы разведки, освоения и эксплуатации новых нефтяных месторождений, с которых собирают 20−30% нефти. Спад объемов производства нефтепродукции будет продолжаться, прежде всего, из-за острого дефицита инвестиций.

Исходя из возможных условий финансирования нефтяной отрасли представляются два крайних варианта добычи нефти с газовым конденсатом: с продолжающимся снижением с 306,77 млн. т в 1995 г. до 235 млн. т (возможно и меньше) и со стабилизацией," и последующим ростом до 310 млн. т в 2000 г.

Одним из главных мероприятий стабилизации и возможного роста добычи нефти является постоянное наращивание объемов эксплуатационного бурения с 9,9 млн.п.м в 1995 г. до 19−20 млн.п.м в 2000 г. т прежде всего на вновь осваиваемых месторождениях. В 1995;1996 гг. добыча нефти из месторождений представляется в следующем соотношении 96−95% из старых и 4−5% из новых от общего объема. При таком соотношении серьезно говорить о росте добычи нефти в 2000 г. не представляется возможным.

По данным Минтопэнерго РФ для достижения добычи нефти до 310 млн. т потребуется к 2005 году ввести в разработку 125 новых месторождений (1996 г. — 25, 1997 г. — 32, 1998 г. — 23, 1999 г. — 26, 2000 г. — 13), с доведением суммарного уровня добычи нефти из них до 73,4 млн. т в год. При этом потребуется около 30 трлн. руб. капитальных вложений ежегодно (в ценах 1995 г.), что является крайне сложной задачей.. млн.т.

§ $ ¦ 8 § I § I 1 Л о|.

Х-" тГ- -ГО? О ^.

8 8.

С Е.

Рис. 1. Добыча нефти в Российской Федерации, млн. т Природный газ в России по разведанным запасам составляющий почти половину мировых — наиболее надежная в перспективе ресурсная база моторного топлива. Технологически мы подготовлены к переводу транспорта на природный газ.

Государственная политика по газовой отрасли заключается в том, что природный газ должен заменить, где технически возможно, нефтепродукты и низкокачественные твердые топлива. Из всех возможных вариантов развития добычи газа наиболее реальным представляется вариант освоения в 2000 г. пяти газовых и газоконденсатных месторождений в Тюменской области с суммарным объемом добычи газа до 120' млрд. куб. м в год, что позволит довести добычу газа в 2000 г. до 630−640 млрд. куб. м против 594,6 млрд. куб. м в 1995 г.

Дальнейшее развитие должна получить газоперерабатывающая промышленность, которая способна существенно улучшить общеотраслевые показатели. Объем переработки природного газа и стабилизации сырого конденсата намечается увеличить к 2001 г. соответственно с 39 до 43 млрд. куб. м и с 10,6 до 16,3 млн.т.

Продолжает оставаться не решаемой проблема утилизации попутного нефтяного газа в Западной Сибири, в 1995 г. ситуация с его использованием здесь не улучшилась. Коэффициент его использования остается на уровне не более 0,8 (1995 г.).

Газификация транспортных средств оправдана экономически и с позиций экологии. Широкому применению газа на транспорте в России, в отличие от многих развитых стран, не способствует государственная политика.

Поэтому сложившаяся ситуация позволяет считать, что на ближайшие пятнадцать лет совершенствование автомобильных и тракторных дизелей может решаться путем:

— внедрения государственных и отраслевых стандартов, регламентирующих допустимые уровни выбросов вредных веществ в ОГ;

— создание дизеля с малотоксичным рабочим процессом;

— улучшение условий эксплуатации транспортных средств и регулирования дорожного движения, организации перевозок, совершенствования контроля технического состояния дизелей, их обслуживанием и ремонтом;

— поиск новых видов топлива и присадок к нему, позволяющие заменить жидкое дизельное топливо нефтяного происхождения, например природным газомразработка и производство антитоксичных устройств, способствующих снижению токсичности существующих типов дизелей (нейтрализаторы, сажевые фильтры, дожигатели и др.).

Последние 15 лет у нас в стране и за рубежом активно ведутся научные работы по исследованию возможности применения на транспортных дизелях в качестве топлива, природного газа.

Заменить жидкое топливо для питания транспортных дизелей природным газом — важнейшая хозяйственная задача. Решить ее призваны моторостроители совместно с работниками газои нефтеперерабатывающей промышленности. Здесь следует отметить, что природный газ приобретает все большее значение в энергетическом балансе страны.

Целесообразно применять природный газ в дизелях большегрузных автомобилей и автобусов, переведя их на газодизельный процесс. Это позволит экономить 75−80% дизельного топлива благодаря замещению его газом. Вот почему в последние годы много работали над доводкой этого процесса. Опираясь на достигнутые результаты, удалось создать несколько газодизельных модификаций. Они прошли всесторонние испытания и рекомендованы к серийному производству. Выпуск таких двигателей на КамАЗе и в Ярославском моторостроительном объединении намечено начать в ближайшее время.

Хотя принцип преобразования дизеля в газодизель теоретически прост (подача газа в воздухопритоки дизеля при одновременном ограничении подачи жидкого топлива), на практике осуществлять его сложнее, чем может показаться с первого взгляда.

Основные трудности создания транспортных газодизелей связаны с тем, что режимы работы автомобильных двигателей весьма широко и быстро меняются во времени. Вследствие этого трудно обеспечить наивыгоднейшее соотношение воздуха, дизельного топлива и газа. Их эффективное сгорание при условии высокой топливной экономичности и малого выброса сажи и вредных веществ.

В подтверждение этого следует отметить, что сегодня отсутствуют отработанные и распространенные конструкции автомобильных газодизелей.

Рост автомобильного парка своим негативным воздействием на экологическую ситуацию в несколько раз перекрывает положительные результаты проводимых экологических мероприятий по охране воздушного бассейна.

Например, в Москве за 1994;1995 гг. количество автомобилей в городе возросло почти на 700 тыс. единиц, т. е. на столько, сколько город имел за всю предыдущую историю. Сейчас в Москве эксплуатируется свыше 2,2 млн. автомобилей и примерно 200 тыс. иногородних машин ежедневно находится на территории города. На долю автомобильного транспорта приходится 87% загрязнения города. Резко возросли в последние годы выбросы вредных веществ в городскую атмосферу. Если в.

1991 году вредные выбросы от автотранспорта в атмосферу Москвы составили 801 тыс. тонн (по Петербургу — 244,0 тыс. тонн), то в 1996 годуоколо 2 млн', тонн. Или более чем по 200 кг на каждого человека. Прямой экономический ущерб от автотранспорта для Москвы по расчетам специалистов составляет в год свыше 150 млн долл. США [77].

Основным токсичным компонентом ОГ дизелей является сажа. В соответствий с санитарными нормами сажа токсичнее углеводородов в 30 раз, окиси углерода — в 20 раз, и только токсичность оксидов азота превышает токсичность сажи в 1,7 раза. Работающий дизель выбрасывает в атмосферу до 17 кг сажи на 1 тонну сжигаемого дизельного топлива.

В настоящее время выполнение норм по уменьшению дымности новых и эксплуатируемых автомобильных дизелей без средств дополнительной обработки отработавших газов еще ни одним изготовителем дизелей не достигнуто.

Основной целью исследования является улучшение эксплуатационных показателей транспортных дизелей путем применения природного газа в качестве основного топлива и сажеуловителей для очистки отработавших газов от частиц.

Диссертационная работа выполнялась на кафедре «Тракторы, автомобили и теплоэнергетика» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, в лабораториях автополигона НИЦИАМТ, в лаборатории экспериментального цеха НПО «Керамика», на кафедре «Технологии обслуживания и ремонта транспортных средств» Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики, заведующим которой является автор.

По результатам выполненной работы на защиту выносятся:

— теоретические предпосылки и особенности применения природного газа, как основного топлива, при конвертации дизеля на газодизельный процесс;

— модель оптимизации параметров системы регулирования газодизеля по расходу жидкого топлива и дымности ОГ;

— модель оптимизации конструктивных и режимных параметров газодизельного карбюратора по расходу жидкого топлива;

— методика расчета параметров элементов системы регулирования подачей топлива и воздуха газодизеля;

— конструкция системы автоматического регулирования топливои воздухоподачей, процессами смесеобразования и сгорания;

— рекомендации по изменению регулировок приборов, элементов и систем дизеля при переводе его на газодизельный процесс;

— технология эксплуатации транспортных средств с газодизелями;

— модель оптимизации рабочего процесса и режимов работы дизеля и конструктивных параметров сажеуловителя по дымности ОГ;

— методика расчета параметров сажеуловителя для транспортного дизеля;

— технология изготовления фильтроэлементов для сажеуловителя с заданной характеристикой очистки ОГ;

— технология технического обслуживания сажеуловителя в период эксплуатации на транспортном средстве.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Улучшение эксплуатационных показателей транспортных дизелей за счет экономии дизельного топлива и снижения содержания в ОГ токсичных составляющих компонентов, возможно путем перевода дизелей на газодизельный процесс и очистки ОГ сажеуловителями,.

2. Выполнены теоретические исследования, по которым разработана принципиально новая схема управления газодизеля, а также проведены сравнительные расчеты влияния на эксплуатационные свойства газодизеля качественного и количественного способов регулирования, что позволило обосновать способ смесеобразования и регулирования транспортного газодизеля.

3. Разработаны математические расчетно-экспериментальные модели системы регулирования газодизеля и газодизельного карбюратора, позволяющие оптимизировать эксплуатационные свойства газодизеля через минимизацию расхода жидкого топлива и снижение дымности. Выполненные расчеты показали возможность организации рабочего процесса во всем диапазоне нагрузок с цикловой подачей 35% от номинальной и снизить дымность до 5%, что отличается от показателей транспортных газодизелей, находящихся в эксплуатации и имеющих соответственно 20−25% по расходу дизельного топлива и 5−10% по дымности. Таким образом, теоретически подтверждена целесообразность применения способа количественного регулирования для транспортных газодизелей.

4. Разработана математическая расчетно-экспериментальная модель связи рабочего процесса с конструктивными параметрами сажеуловителя. Выполненные расчеты позволили вывести соотношение рабочего объема двигателя и объема керамического элемента сажеуловителя У8:8Ф=1:1,6.1,8, а также построить номограмму для подбора керамических фильтрующих элементов.

5. На основе выполненных расчетов спроектирована и изготовлена система конвертации дизеля в газодизель. Исследования, проведенные на дизелях КамАЗ-740 и Раба-Ман убедительно подтверждают выбранную концепцию смешанного обогатительного регулирования газодизеля.

6. Перед установкой на газодизель ТНВД вместе с комплектом форсунок должен быть отрегулирован на равномерность малых цикловых подач по цилиндрам. Стандартные распылители четырехсо-пловые обеспечивают равномерность цикловых подач в пределах 10% при часовом расходе топлива не ниже 3 кг/ч при 2550 мин" 1. Опытные односопловые распылители такую же равномерность цикловых подач обеспечивают при 1,5 кг/ч.

7. Величина запальной дозы жидкого топлива оказывает сильное влияние на организацию рабочего процесса газодизеля и должна соответствовать его скоростному или нагрузочному режиму для получения лучших показателей токсичности и топливной экономичности. Во время испытаний лучший результат получен при изменении запальной дозы от 0,7 кг/ч до 5,5 кг/ч по скоростной характеристике.

8. Угол опережения впрыска топлива при работе по газодизельному циклу влияет на показатели токсичности. Наименьшей токсичности соответствует угол опережения впрыска 16° до ВМТ (оптимальный для дизеля -18°).

9. Использование способа количественного регулирования газовоздушной смеси снижает токсичность ОГ. В большей степени снижение токсичности может быть получено применением смешанного регулирования, которое позволяет уменьшить выбросы СН в 2,4 раза, СО — на 25%. Необходимо, однако, отметить, что реализованные значения выбросов ВВ остаются выше предельных норм ОСТ 37.001.234.81 и Правил № 49 ЕЭК ООН.

10. Перевод дизеля Раба-Ман автобуса «Икарус-260» на газ установкой системы количественного регулирования в режиме газодизеля позволил получить при испытаниях на полигоне экономию дизельного топлива до 96%. Автобус «Икарус-260» с системой качественного регулирования давал экономию — 70. .75%.

11. Дымность ОГ как у дизеля, так и у газодизеля (з.д.>10кг/ч) может быть устранена сажеуловителем, устанавливаемым в выпускную систему.

12. Разработанная технология изготовления керамических элементов сажеуловителей позволяет путем использования в рецептуре керамики монофракционного электрокорунда с размером зерна от 50 до 400 мкм получить различное поровое пространство под заданный процент очистки и наработки до допустимого засорения*.

13. Созданные на основе расчетных параметров сажеуловители прошли стендовые моторные и производственные исследования на автомобилях ВАЗ-21 055, ГАЭ-4305, КамАЗ-5410, автобусах «Икарус-260» и ЛИАЗ-5256, автопогрузчиках «Балканкар» как в режиме технологических перевозок внутри цехов, так и на маршрутных городских перевозках.

Наиболее эффективно работали сажеуловители с керамическими элементами на основе зерна электрокорунда № 25 (250 мкм), для которых снижение дымности у автомобиля ВАЗ-21 055 с48% до 8%, автопогрузчика «Балканкар» с 42% до 6%, на автобусах «Икарус-260» и ЛИАЗ-5256 с 40−42% до 7−9%.

14. Разработанные конструкции сажеуловителей, обеспечивающие наиболее высокую эффективность очистки отработавших газов от сажи (снижение дымности отработавших газов дизелей) внедрены на автосборочном заводе АО «КамАЗ», Санкт-Петербургском заводе «Автоарматура», предприятиях «Пассажиравтотранс».

15. Экономическая эффективность (предотвращение ущерба) применения сажеуловителей на один городской автобус «Икарус» в Санкт-Петербурге составляет 39 710рублейперевода в газодизель -194 061 рубль.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.:К65 Юрид. лит., 1993.64 с.
  2. В. И., Черняк Б. Я. Определение состава горючей смеси по содержанию углеродов в продуктах сгорания // Автомобильная промышленность. 1972. -№ 12. — с.6−8.
  3. С. Л., Ложкин В. Н. Исследования динамики и термических условий сажевыделения при сгорании топлива в цилиндре дизеля// Рабочие процессы в двигателях внутреннего сгорания.// МАДИ, М., 1978.-с. 53−54.
  4. Г. М. Химические основы канцерогенной активности. -М.: Медицина, 1966. 124 с.
  5. Л. М. Теплоизлучение в камере сгорания быстроходного двигателя с воспламенением от сжатия. Труды НИЛД, № 1, 1955.
  6. М. Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы.-Л., Гидрометеоиздат, 1975, 448 с.
  7. Г. Ф. Физико-химические основы применения топлив и масел. Теоретические аспекты химмотологии. Новосибирск.: Наука, 1987.-209 с
  8. Т.К. Гетерогенный катализ. М.: Наука, 1986. — 304 с.
  9. М.М., Токбаев М. П., Налеев О. Н. Об образовании бенз/а/пирена и окислов азота в топках зерносушилок // Труды ВНИИ зерна и продуктов его переработки. 1984. — № 106. — С.43−46.
  10. В. А., Новосёлов А. Л., Лоскутов А. С. Снижение дымно-сти дизелей ./ Алт. Краевое правление Союза НИО СССР. -Барнаул: Б. И., 1991.-140 с.
  11. ДЖ. К. Моделирование пограничного слоя // Атмосферная турбулентность и моделирование распространения примесей /
  12. Под ред. Ф. Т. Ньиетодта и X. Ван. Дона. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. -с.83−125.
  13. М.М., Кратко Л. П., Рафалькес И. С. Смирнов Г.А., Теснер
  14. A.Т. Влияние типа рабочего процесса и режимов работы быстроходных дизелей на свойства сажи и отработавшие газы. // Автомобильная промышленность. 1975. — № 10. — с.8−12.
  15. Влияние типа рабочего процесса и режимов работы быстроходных дизелей на свойства сажи и отработавшие газы / М. М. Вихерт, А. П. Кратко, И. С. Рафелькес и др. // Автомобильная промышленность. 1975. -№ 10.
  16. Возможности сокращения выброса окислов азота с отработавшими газами быстроходного форсирования дизеля при сохранении высокой топливной экономичности / Б. Н. Семенов, В. И. Смайлис, В. Ю. Быков,
  17. B.А.Линчук // Двигателестроение, 1986, № 9. с.3−6.
  18. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М., «Машиностроение», 1977.
  19. Вопросы механизированной технологии и микроклимата в теплицах. Новосибирск.: СО ВАСХНИЛ, 1979. — 53 с.
  20. Вредные вещества в промышленности. Л.: Химия. — 1976. 590 с.
  21. О. А., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов. Л.: Судостроение, 1990. — 106 с.
  22. Н. Я. Экономия топлива и снижение токсичности в автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1990. -135 с.
  23. С.П., Тменов Д. Н., Майоров В. И. Пиролиз углеводородного сырья. Киев.: Наукова думка, 1977. — 308 с.
  24. ГОСТ 17.2.2.02−86. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения дымности отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей. Введ. с 01.01.90. до 01.01.95. 7 с.
  25. ГОСТ 17.2.2.05−86. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей. Введ. с 01.01.90. до 01.01.95.- 6 с.
  26. ГОСТ 20 760–75.Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки. Введ. С 01.01.76. -12с.
  27. ГОСТ 21 393–75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности. Введ. с 01.01.77. до 01.01.92.-5 с.
  28. ГОСТ 23 435–79. Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров. Введ. С 01.01.80.-8с.
  29. X., Лейн В. Аэрозоли пыли, дымы и туманы. -Л.: Химия, 1972. -427 с.
  30. А.П., Тартаковский Л. М., Филипосянц Т. Р. Экологический дизель: проблемы и пути решения // Ж. «Автомобильная промышленность», НИЦИАМТ, НАМИ, № 9, — 1990.
  31. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А. С. Орлина и М. Г. Круглова. -М.: Машиностроение, 1983.-372с.
  32. М.Е. Техническая газодинамика. М.: Энергия, 1974.
  33. О. И., Ложкин В. Н., Заводчиков В. М. Об оценке цикловой подачи топлива дизелей по составу отработавших газов.// Повышение технического уровня топливной аппаратуры, автотракторных двигателей. Труды ЦНИТА, вып.№ 83−84, Л., 1984. -с.81−89.
  34. О.И., Ложкин В. Н. Опыт организации работ по контролю и нормированию вредных выбросов на автотранспортных предприятиях. / Наглядное пособие. ЛДНТП, Л., -1984.
  35. О.И., Ложкин В. Н., Заводчиков В. Н. Об оценке цикловой подачи топлива дизелей по составу отработавших газов. Сб.научн.трудов ЦНИТА, № 83 и № 84. Л., 1984. -С.81.89.
  36. О.И., Ложкин В. Н., Кулик А. Б. Контроль загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами автомобилей. и дизельными двигателями / Наглядное пособие, ЛДНТП, Л., — 1982.
  37. И. П. Атмосфера должна быть чистой. -М.-: Прогресс, 1973.- 379 с.
  38. В. А. Обоснование допускаемых значений диагностических параметров топливной аппаратуры с учетом их комплексного влияния на мощность и экономические показатели тракторных дизелей. -Автореф., дис. канд.тех.наук. -Л. Пушкин, 1985. -16 с.
  39. Н. X., Батурин С. Л., Ложкин В. Н. Исследование температуры и йзлучательной способности турбулентного сажистого пламени в циклических процессах сгорания // Теплоэнергетика: Труды ЛПИ, № 358, -Л., 1977.-с. 96−100.
  40. Н. X., Батурин С. Л., Ложкин В. Н. Методы высокотемпературной пирометрии пламени в дизеле // Двигатели внутреннего сгорания ,. Реф. Сборник НИИИН ФОРМТЯЖМАШ, 4−77−14. М., 1977. -с.11−15.
  41. Н. X., Батурин С. Л, Ложкин В. Н. Сажевыделение в цилиндрах дизельных двигателей и дымность отработавших газов. // Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды/ЛПИ,-Л, 1977.-с. 112−118.
  42. Н.Х., Батурин С. А., Ложкин В. Н. Экспериментальное исследование температуры сажистого пламени четырехтактных дизелей // Исследование рабочего процесса и систем быстроходных дизелей. / АПИ. Барнаул, выпуск 3 (58), 1976, С. 17−24.
  43. О. И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей.-М.: Транспорт, 1985. С.-120.
  44. В.М. Диагностирование топливных показателей дизелей по составу отработавших газов. Дис. канд.техн.наук. Л., 1986.- 208 с.
  45. В.М., Ложкин ВН. Количественная оценка сажесо-держания отработавших газов автотракторных дизелей // Диагностика, повышение эффективности, экономичности и надежности двигателей. Сб.научн.трудов ЛСХИ, Л., 1985.
  46. В.М. Улучшение экологических показателей дизелей Ка-мАЗ-740 путем совершенствования методики оценки уровня загрязнения окружающей среды и оптимизации регулировочных параметров топливной системы. Дис. к.т.н. С-Пб., Пушкин, 1978. — 163 с.
  47. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
  48. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецьсий Д.А. Окисление азота при горении. М.-Л.: Изд-во АН ССР, 1947. — 148 с.
  49. Н. П., Смайлис В. И. Проблема комплексного улучшения гигиенических качеств отработавших газов дизелей судового, тепловозного и промышленного назначения \ Труды ЦНИДИ. -Л., 1978. -Вып.74. -с.5−21.
  50. И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1992.-672 с.
  51. Ю. А., Назаров И. М., Прессман А. Я., Ровенекий Ф. Я., Работенко А. Г., Филиппова Л. М. Кислотные дожди. -Л.: Гидрометеоиз-дат, 1983.-206 с.
  52. А. П., Коган Ю. Л., Смирнов Г. А., Тишбеков Б. У. О содержании бенз(а)пирена в почвах Узбекистана // Вопросы профилактики загрязнения окружающей человека среды канцерогенными веществами. Таллинн: Валгус, 1972. — 104 с.
  53. Ю.Г. Интенсификация процесса сгорания топлива в судовых дизелях. Л.: Судостроение. — 1987. — 56 с.
  54. Л. К. Усвоение и метаболизм бенз(а)пирена у высших растений. Тбилиси.-1981.-22 с.
  55. A.A. Влияние способа регулирования газовоздушной смеси на токсичность отработавших газов дизельного двигателя. Тезисы доклада // НТС, ЛСХИ, 1989, — с. 81 — 82
  56. A.A. Влияние способа регулирования на экономичность и токсичность газодизеля // Тез. докладов СПбГАУ, 1996, — с. 10−11
  57. A.A. Использование керамического уловителя частиц сажи ОТ дизелей на транспортных средствах в помещениях с ограниченным воздухообменом // Сб. трудов СПбГАУ, Санкт-Петербург, 1992 г., -с. 88
  58. A.A. Применение керамики для улавливания частиц сажи в ОГ дизелей // Тезисы докладов 1 Всесоюзной научно-технической конференции «Блочные носители и катализаторы сотовой структуры», -Пермь, 1990 г., с. 104
  59. A.A. Применение керамики для улавливания частиц сажи в отработавших газах дизелей // Сб. тезисов докладов Всесоюзного совещания «Блочные носители и катализаторы сотовой структуры», -Новосибирск, 1989, с. 15
  60. A.A. Снижение токсичности отработавших газов дизелей сажеуловителями-нейтрализаторами // Тез. докладов СПбГАУ, 1996, -с. 9−10
  61. A.A. Требования к экологическим показателям дизельных автомобилей и автобусов // Тез. докладов СПбГАУ, 1997, с. 96−98
  62. A.A. Газодизель. Монография СПб.: Изд-во СПбГИСЭ. 2000,144 с.
  63. A.A., Добрынин Ю. Г. Очистка отработавших газов транспортных дизелей сажеуловителями // Сб. трудов СПб ТИС, 1995, вып. 1, — с. 14 — 16
  64. A.A., Добрынин Ю. Г. Снижение вредных выбросов при эксплуатации дизелей в помещениях с ограниченным воздухообменом // Тезисы докладов СПбГАУ, Санкт-Петербург, 1993 г., — с. 70−71
  65. A.A., Добрынин Ю. Г. Фильтры-сажеуловители // Ж. Автомобильная промышленность, 1995, № 8, — с. 36−38 •
  66. A.A., Корабельников С. К. Исследование гидравлического сопротивления керамического сажеуловителя // Тез. докладов СПбГАУ,-1998, — с. 23−25
  67. A.A., Корабельников С. К. Разработка конструкции сажеуловителя и исследования процессов нейтрализации отработавших газов транспортного дизеля // Сб. трудов VII международного автосалона «Мир автомобиля-98», СПбТИС, 1998, — с. 8−9
  68. A.A., Корабельников С. К. Результаты эксплуатационных сажеуловителей отработавших газов дизелей // Тез. докладов постоянно действующего международного НТС и СПбГАУ, 1999, — с. 70−71
  69. A.A., Корабельников С. К. Снижение токсичности отработавших газов дизелей сажеуловителями-нейтрализаторами // Сб. докладов НТС СПб БИТУ, 1998, — с. 44
  70. A.A., Корабельников С. К. Токсичность отработавших газов дизелей и пути ее уменьшении // Сб. трудов СПбГАУ, 1997, — с. 102−110
  71. A.A., Корабельников С. К. Улучшение экологических показателей дизелей переводом на газовое топливо и улавливанием сажевых частиц в ОГ керамическим фильтром // Сб. трудов СПбГАУ, -1997, -с. 132−146
  72. A.A., Корабельников С. К. Эксплуатационные свойства городского автобуса «Икарус» с газодизелем // Тез. докладов СПбГАУ, 1997, с. 94−95
  73. A.A., Корабельников С. К., Говоров В. В. Пути повышения показателей безопасности движения и экологии окружающей среды на промышленном транспорте // Ж. «Инженер путей сообщения», СПбГСПС, 1998, вып. 6, — с. 17−18
  74. A.A., Корабельников С. К., Мельников Д. В. Проблема улучшения топливно-экономических и экологических показателей дизелей //Тез. Докладов, СПбГАУ, 1998, — с. 20−21
  75. A.A., Корабельников С:К., Мельников Д. В. Увеличение производства газодизелей, развитие топливно-энергетического комплекса // Тез. докладов СПбГАУ, 1998, — с. 21−23
  76. A.A., Левкин Г. М. Керамический сажеуловитель для дизелей // Информ, листок, Московский ЦНТИ, № 32−95, 1995 г.
  77. A.A., Левкин Г. М. Сажеуловитель из керамики // Информ. листок № 623−94, СПб ЦНТИ, 1994 г.
  78. A.A., Левкин Г. М. * Система питания транспортного двигателя дизельным топливом, Информ. листок № 373−88, Лен. МТ ЦУНТИ, — 1988 г.,-4 с.
  79. A.A., Левкин Г. М., Заикин A.B. Газовая, система питания дизеля ЯМЗ-238НГ// Информ. листок № 513−87, Лен. МТ ЦУНТИ, -1987 г.,-4 с.
  80. A.A., Мельников Д. В. Предпосылки к разработке алгоритма-системы питания газодизеля // Тез. докладов СПбГАУ, 1998, — с. 25−27
  81. A.A., Мельников Д. В. Пути улучшения эксплуатационных показателей газодизелей // Сб. трудов VII международного автосалона «Мир автомобиля-98», СПбТИС, 1998, — с. 15−16
  82. A.A., Мельников Д. В. Расчет подачи газовой фазы топлива в газодизеле // Тез. докладов постоянно действующего международного НТС и СПбГАУ, 1999, — с. 71−73
  83. A.A., Тартаковский Л. М., Долгов И. В., Усачева Л. Испытания керамического уловителя частиц для дизельных двигателей// Техн. справка ЦНИАП НАМИ, 1988, Арх. № 5215, -12 с.
  84. A.A., Файзуллин М. З. Система питания транспортного двигателя газодизельным топливом // Сб. трудов СПбГАУ, Санкт-Петербург, 1992 г., -с. 104
  85. A.A., Файзуллин М. З. Устройство для улучшения эко-логичности дизелей // Сб. трудов ЛГАУ, Санкт-Петербург, 1991 г., — с. 51
  86. A.A., Файзуллин М. З., Добрынин Ю. Г. Оптимизация конструктивных параметров устройств для снижения вредных выбросов в ОГ дизелей автомобилей «КамАЗ» и «Раба-Ман» // Тезисы докладов СПбГАУ, Санкт-Петербург, 1993 г., с. 69−70
  87. A.A., Шкрабак B.C., Файзуллин М. З. О взаимосвязи рабочего процесса дизеля с его экологическими показателями // Тез. докладов СПбГАУ, -1996, с. 7−9
  88. A.A., Шкрабак B.C., Файзуллин М. З., Добрынин Ю. Г. Результаты работ и перспективные направления по снижению вредных выбросов в ОГ дизелей // Тезисы докладов СПбГАУ, Санкт-Петербург, 1993 г.,-с. 68−69
  89. A.A., Шкрабак B.C., Файзуллин M.3., Шкрабак В. В. Система подачи газа для газового и газожидкостного двигателя. // Патент РФ № 2 039 882 кл. F 02 М 21/04.
  90. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей / О. И. Жегалин, Н. А. Китросский, В. Н. Панчишный и др. М.: Машиностроение, 1979. — 80 с.
  91. Э. Полициклические углеводороды. -М.: Химия, 1971. -320с.
  92. В. Г., Теснер П. А. Сажа из ацетилена. // Процессы горения в химической технологии и металлургии. АН СССР ОНХФ. — 1975. -с. 58−69.
  93. А. Д. Химические процессы в углеводородных пламе-нях // Процессы горения в химической технологии и металлургии. -1975.-с. 217−226.
  94. А. В., Бобков Ю. К. Новые средства и методы диагностирования автотракторных двигателей. М.: Колос, 1982.-3 с.
  95. А.П. Влияние рабочего процесса быстроходного дизеля на свойства сажи с вредность отработавших газов. Автореферат дис.. K.T.H.-Л., 1977.-26 с.
  96. А.П., Вихтер М. М., Грудский Ю. Г., Шайкин В. И. Влияние фаз процесса сгорания в дизеле на содержание компонентов в отработавших газах. // Автомобильная промышленность. М. — 1977. — № 6. — С.9−12.
  97. Е.Д. Автомобильные выхлопы в легкие москвичей! Автомобильный транспорт. 1996. — № 8. — с.45−46.
  98. Х.А., Ефимов В. М., Халевина Т. А. Закономерности образования бенз/а/пирена при термической деструкции горючих сланцев // Горючие сланцы. 1985. — вып.1. — № 4. — с.408−413.
  99. Н. В. Физико-химические основы процесса горения топлива М.: Наука 1971. — 272 с.
  100. В.А. Вместо дизтоплива природный газ // Сельский механизатор. — 1988. — № 1. — С. 32.
  101. В.А., Кругов А. И., Сайкин A.M. Снижение токсичности дизеля при подаче части топлива на впуск // Вопросы теории, эксплуатации и ремонта машинно-тракторного парка: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1980. -С. 163−166.
  102. В.А. Планирование эксперимента при изучении диаграмм состав-свойство для оценки токсичности отработавших газов дизелей // Тракторы и сельхозмашины. 1979. — № 12. — С. 10−13.
  103. В.А., Попов В. М. Работа тракторного дизеля Д-21А1 по газодизельному процессу с использованием сжатого природного газа // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. научн.-техн. конф.-Киров, 1988, С. 94−95.
  104. В.А. Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на сжатом природном газе в качестве моторного топлива // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф.-Киров, 1988. С. 100−102.
  105. В.Н., Новиков В. З. Исследование эффективности каталитической нейтрализации отработавших газов дизеля КамАЗ-740 в стендовых условиях // Топливная аппаратура автомобильных и тракторных двигателей. Труды ЦНИТА. Л., 1990. — С.207−215.
  106. В.Н., Салова Т. Ю. Структурная модель и численная аппроксимация кинетических процессов образования бенз(а)пирена в дизеле // Конструирование и производство топливной аппаратуры автотракторных двигателей. Труды ЦНИТА. Л., — 1989. — С.250−259.
  107. A.C., Новоселов А. Л., Вагнер В. А. Снижение выбросов окислов азота дизелями в атмосферу. / Апт. краевое правление Союза НИО СССР. Барнаул: Б. И, 1990. — 120 с.
  108. Р. 3. Механизм и кинетика гомогенных термических превращений углеводородов. -М.: Химия, 1970. -224 с.
  109. Р.З. Теоретические основы химических процессов переработки нефти.-Л.: Химия, 1985. 280 с.
  110. Л.Я. Окисление углеводородов на гетерогенных катализаторах. М.: «Химия», 1977. 328 с.
  111. В. 3. О признаках католического механизма действия антидымных присадок. В кн.: Автотракторные двигатели внутреннего сгорания .-Труды МАДИ, 1975, № 92.
  112. C.B., Алешкин В. Р., Рощин П. М. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. 1980. — 168 с.
  113. Методы определения приоритетных загрязняющих веществ на фоновом уровне для объектов окружающей среды. М.: Гидрометеоиздат. 1982.- 116 с.
  114. Методы планирования многофакторных экспериментов в дизе-лестроении / М. Н. Овсянников, В. А. Петухов, М. Ф. Усеня, И. Л. Шагалов // Двигателестроение, 1979. — № 9.
  115. В. Б. Проблемы мониторинга источников загрязнения атмосферного воздуха. -В сб.: Мониторинг источников промышленных выбросов в атмосферу. -Л.: ЛДНТП. -1991. -с.4−10.
  116. В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники.-М.: Колос, 1984.-335 с.
  117. В. И. Исследования о происхождении фонового уровня бенз(а)пирена в окружающей среде и его возможной биологической роли. М. — 1979.-21 с.
  118. Надежность топливной аппаратуры тракторных и комбайновых дизелей. Р. М. Баширов, В. Г. Кислов, В. А. Павлов, В. Я. Попов, М.: Машиностроение, 1973.-183 с.
  119. А. В., Долгушин В. А., Ложкин В. Н., Фомичев А. И. Комплексное влияние регулировочных параметров топливной аппаратуры на основные показатели работы тракторных дизелей. // Двигателестроение. 1990.-№ 4.-с. 28−30.
  120. А. В., Ждановский Н. С. Надежность и долговечность автотранспортных двигателей. Л.: Колос, 1981. — 295 с.
  121. Л. А., Вольская Н. А. Проблемы и перспективы создания малотоксичных дизелей // Двигателестроение. -1993. № 1−2.- с.49−53.
  122. Общая онкология / Под ред. Напалкова Н. П. Л.: Медицина, 1989. -с.52−118.
  123. Н. П. Автомобильные дороги и охрана природы. -М.: Транспорт, 1982. 176 с.
  124. Л.М. Камеры сгорания высокоэкономичных и малотоксичных дизелей. М.: ЦНИИТЭИЭПтяжмаш, 1981.
  125. H.H. и др. Почему буксует газификация автотранспорта России? Автомобильный транспорт. 1996. — № 11. — с.44−46.145. Патент США 4 715 541.146. Патент США 4 715 542.
  126. П. А. Аэродинамический эксперимент в машиностроении, изд-во «Машиностроение», M.-JI., 1965.-480 с.
  127. H. М. Катализаторы отчистки газовых выбросов промышленных производств. Москва: Химия, 1991. — 176 с.
  128. Программно-математическое обеспечение ЭВМ. Математическая и экономическая статистика. Оптимальное планирование. / Под ред. В. И. Карастелина. Л.: ЦНИИ «Румб», вып.19,1977. — 108 с.
  129. И. Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. -319 с.
  130. Рид Р.К., Шервуд Т. К. Свойства газов и жидкостей. Л.: Химия, 1971.- 702 с.
  131. П.Н. Массопередача в гетерогенном катализе. М.: «Химия», 1976. 240 с.
  132. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. -Л.: Машиностроение, 1972.- 244 с.
  133. Г., Золотаревский Л., Гнипович В. и др. Топливная аппаратура автобусов, работающих на природном газе и дизельном топливе // Ж. «Автомобильный транспорт», ВКЭИавтобуспром, № 8. 1985.
  134. Г. В., Прудников Б. И., Карницкий В. В. Устройство для регулирования одновременной подачи жидкого и газообразного топлива в двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1 231 245
  135. В.И. Критерии технико-гигиенической оценки двигателей внутреннего сгорания как источники загрязнения воздуха // Труды ЦНИДИ. Л., 1968. — Вып.57. — С.34−52.
  136. Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: Отчет НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. -Киров, 1991. 68 е.: прилож.
  137. Л. Г. О распределении канцерогенного углеводорода БП в почве, растительности и водоемах. -М. 1977. — 25 с.
  138. В.А., ИщукЮ.Г. Судовые многотопливные дизели. Л.: Судостроение, 1984.- 240 с.
  139. Теория двигателей внутреннего сгорания ./ Н. X. Дьяченко, А. К. Костин, Б. П. Пугачев и др. Ленинград, «Машиностроение», 1974.
  140. Тепличные парниковые комбинаты и хозяйства. Киев. — Буди-вильник, 1979. — 112 с.
  141. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент: Справочник /Е.В. Аметистов, В. А. Григорьев, Б. Т. Емцев и др.- под общей ред. В. А. Григорьева и В. М. Зорина. М.: Энергоиздат, 1982. — 512 с.
  142. . Н. Топливная аппаратура автотранспортных дизелей. -Л.: Машиностроение, 1974. -264 с.
  143. А. И. Комплексный метод оперативного контроля топливных и экологических показателей работы тракторных дизелей в условиях эксплуатации: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -Л.- Пушкин, 1990.16 с.
  144. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. М.: Наука, 1987. — 502 с.
  145. А. Я. Методы мониторинга бенз(а)пирена, как индикатора канцерогенных ПАУ// Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — с. 249−258.
  146. Химия нефти. Л.: Химия, 1984. — 360 с.
  147. Р. Дезактивация катализаторов. Москва, «Химия», 1989.280 с. '
  148. Шак А. Теплопередача в промышленных установках. М.-Л., ОНТИ, 1983.
  149. А. И. Миграция бенз(а)пирена в окружающей среде. // Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды.-Л.: Гидрометеоиздат, 1982. с.238−241.
  150. А. И., Ванеева JI. В., Журавлева А. В, Время жизни бенз(а)пирена в почве при внесение его с частицами почвенной пыли. // Миграция загрязняющих веществ в почве и сопредельных средах. JL: Гидрометеоиздат, 1980.- с. 100−106. •
  151. Экологические проблемы грузовых автомобильных перевозок. Guterverkehr: Mobilitat von Intelligenz / Knoflaiher H. // Natur und Mensch. -1995.-37№ 3.-c.2−8.
  152. Я.Н. Бенз/а/пирен в отработавших газах автотракторных дизелей. // Повышение активности использования автомобильного транс-порта и автомобильных дорог в условиях жаркого климата и высо-когор-ных районов. Ташкент. -1982. — С.25−29.
  153. А. Н. Методические указания по определению реальной аэрогенной нагрузки канцерогенов на население (на примере бенз (а)пирена). М.-1984.-14 с.
  154. Н.Я., Киреева И. С., Черенко И. А., Баленко Н. В., Павлова H.A. Гигиенические проблемы охраны окружающей среды от загрязнения канцерогенами. Киев.: Здоровье, 1985. -102 с.
  155. Abgasarme lkw auf Winseh//bd: Raumaschinendienst. -1993.-29, № 12.-c.1089−1090.
  156. Andrews G.E., Bartie K.D. etal. The reduction in diesel partikulate emission, using emulsifield fuels // SAE Techn.Pap.Ser. 880 348. — P. l-9.
  157. Automotive Enginering. 1989. — № 9. — P. 17−23.
  158. Baturin S.A., Kaiser E., Logkin V.N. Experimentelle Flamen temperaturbestimmung in Zulinder schnelldrehender Dieselmotoren // Kraftfahrzeugtechnik, № 2, 1997, s.25−26.
  159. Bunder K. Minderung der Stcoxid und Partikelemissionen durch Diesei / Wasser-Emulsionen // Mineraloltechnik — 1992. — № 12 — S. l-20.
  160. Diesel Progress. 1989. -№ 4. — P.38−40.
  161. Diesel Progress. 1989. -Ш 4. — P.4−8.
  162. Diesel Progress. 1990.-№ 3. — P.10−12.
  163. Flunn P., Mitsusawa Masatake, Uychara O. A., Myers P. S. An ex-peremental determination of the instanfaneons potenti al radiont heat transfer within an operating diesel engine, SAE Prepr., s.a., № 720 022.- p.31.
  164. Folwer removal of sulfur and nitrogen compounds from the atmosphere in rain and by dry deposition. Jn: Ecological impact of acid precipitation. Olso: villco Trykkeri. A/S, 1980. — P.22−32.
  165. Forol breakthrough on catalic convertes// Ward’s Auto World.-1989.-vol.25,№ I .-p.29.
  166. Funenkunde Stickstoff eintage in Kieferubestanden als Schadfaktor / Hofmann G., Heinsdorf D., Krauss H. H. // Fortwirtschaft.-1990:-40 s.40−44.
  167. Gillani M.N., Kohli S., Wilson W.E. Gas particle conversion of sulfur in powerplant plumes. J. Parametrizations of the convertion rate for dey, moderately poluted ombient conditions. — Atm.Envirun., 1981, vol.15, № 10/11, P.2293−2313.
  168. Heinrich G., Prescher K., Finsterwalder G. Spektrometmisches Mebferfahreh zur Untersuchund der Verbrennung in Dieselmotor. // MTZ, 39(1978), 9.-s.385.
  169. Huber E., Jluinrich G., Finsterwalder G. Einflus der Gemischbildung auf Wirkungsgrad und Schadstoffemission eines Dieselmotors mit direkter Einschpritzung. MTZ, v.37, 1976, № 3, S.61−67.
  170. Int.Transp.Pev. 1989. — № 9. — S.26−32.
  171. J.Eng.Gasturbines and Power. 1988. — № 3. — P.343−348.
  172. Lange Karlhinz. Untersuchung der Verbrennung in Motor mit optischen Methoden. MTZ, 1973. V.34, № 1, p. 12−17.
  173. Maass H. Die Verbrennungs Kraftmaschine. Berlin — Wien — New York: Springer Verlag, 1982. — S.68.
  174. Matsude Munekazu, Ogasawara Mitsunobu. Temperature measurement of flame in a gasoline engine. 2rd rept. Measurement of temperature distribution. -Bull. JSME, 1972, v.15, № 86. P.967−972.
  175. Matsuoka Shin, Kamimoto Takeyuki, Sakai Kenji. Studies on flame temperature measurementes in a diesel engine. JARJ Techn. Mem., 1972, № 10, p. 278−284.
  176. May Hans. Anwendungsmoglichkeiten spektroskopischer Temperatur und Konzentrationsmessungen zur Untersuchund reaktionskinetischer Vorgonge in Verbrennungsmotoren. -MTZ., 1972, v.33, № 5, p.214−219.
  177. E. A. // Adrances in nitrogen cycling adricultural ecosystems/ Ed. By Wilson J. R., 1988. V.1.-P.417.
  178. Sache J., Torge M. Verminderten Kraftstoffverbrauch vor Kraftfahrzeug- Dieselmotoren durch Einhaltund der rauchgrenzwerte sowie durch andere zielgerichtete AbgasmaDnameri. W Kraftfahrzeugtechnick.- 1981. -№ 10, S. 302−306.
  179. Sache J., Torge M. Verminderten Kraftstoffverluste durch unvolstendige Verbrehnung. W Kraftfahrzeugtechnick.- 1982. -№ 12.- s. 362 369.
  180. SAE Technikal Paper Series. № 880 350. — P. l-20.
  181. SAETechnikal Paper Series.-№ 881 649.-P.l-11. -
  182. SAE Technikal Paper Series. № 89 881. — P. l-15.
  183. Schafar F., Schroder H. Berechnung des Verbrennungsluftverhalt-nisses den Abgas analysenwerten durch einen Mikroprozesses // Automobilen Jndustrie.-1980 № 4/ -s.37−41.
  184. Simons W. Vergleich von Gleichungen zur Bestimmung der Luftzahl bei Ottamotoren // Technische Uberprufung 24.-1983.- № 1. -s.22−27.
  185. Sitkei G., Ramanaiah G. V. Jn sight into the Mechanism of Luminais Flame Radiotion in a Operating Compression Jgnition engine, -archiwum pro-sesow spalania, v.2, 1971, №R4.
  186. Study on evalution and control of emissions from the diesel engline /Rert. Nat. Znst.Ressour. and Environ.-1993.- № 9 s. 1 -11.
  187. Расчет сажеуловителя для дизельного двигателя КамАЗ-740
  188. Vs= 10.8*10"3 (м3) Объем двигателя
  189. Vc = 10.8* 10"3/8 (м3) Vc = 1.35* 10"3 Объем одного цилиндраngd ' 2600 (об/мин) Частота вращения дизеля
  190. Ne = (1.395*10"4 + 0.057 ngd +5.683*10'6 * ngd2) + 2.325* 10"9*ngd3
  191. Gt = 3.777 *10'3 * Ре * ngd +7.791* Ю"6 * ngd2 0.033 *ngd + 53.717 -10.756 *Ре + 0,748 * Ре21. Gt = 38.975 (кг/час)
  192. Температура ОГ (°С) * .''•¦¦ '
  193. Т = 0.05 * Ре * ngd+ 1.083 * 10"4*ngd2−0.49 * ngd + 925.883 130.259 * Ре + 10.684 * Ре2 Т = 735.742
  194. Давление до фильтра (избыточное)
  195. Рри = (-1.045 * 10 ^ * ngd * Ре- 1.049 * 10 * ngd2) + 5.472 * Ю"3 * ngd -4.208−0.09 * Ре+ 0.031* Ре2
  196. Рри= 1.873 (кПа) Давление после фильтра (избыточное)
  197. FPpu= (3.533 * 10"7 *Ре * ngU+ 5.795 * Ю"8 * ngd2) + 7.758 * 10"4* ngd-0.714 0.056 * Рс + 7.996 * Ю"3 * Ре213:25 FPpu= 1.642 (кПа) АР (кПа)
  198. AFP = PpU- FPpu AFP = 0.231 (кПа)ic= 8 число цилиндров двигателя-1.968* 10'12*ngd4 Ро-101 325 Tv = 20 То = 273 +TV Rv = 287 Расход топливадж/кг"''^ - 1 азовая постоянная воздухакг/чае)
  199. Запас по допустимому перепаду давления на фильтре Л/' шах «¦"'' ~ АГР * 10 31. К 2ар = 26.013
  200. Давление и температура рабочей смеси Рк = Р0 т.к. без наддува0 тк*к и3-
  201. Тк = Т0 т.к. без наддува Го = 1.205 (кг/м3) Удельный расход топливае 6.555 * 10'3 * Ре * пй (.+2.859 * Ю'5 * п8<12 — 0.095 * п§ а + 516.224−86.535 *Ре +6.921 *Ре2 291 739 (г/кВт* час) Расход воздуха
  202. Оь= Ус* 1с * Ъ * пЕй * Го * кп* 60 (кг/час) = 964.293вьс = Сь/3600 (кг/с) СЬс= 0.268 Массовый расход ОГвг-^+Сь = 1.003 * 103 (кг/час)
  203. Ог/ЗбОО (кг/с) = 0.279 (кг/с)1. ФИЛЬТР1. Молекулярная Объемныемасса доли1. Мн2о = 18 гн2о= 0.031. Мсо2 = 44 г со2 = 0.081. Мо2 = 32 го2 = 0.121. Мы2= 28 г N,= 0.77
  204. Мзт = Мн2о * гн2о + Мсо2* г со2 + Мо2* г о2 + Мм2* г N М5т= 29.46 (кг/моль)gN2 = гк2 * MN2/Ms1t1 go2 = ro2 *Mo2/Msm gco2 = r co2 * Mco2/M, gH2o = гн2о * Мн2о /М,•smgN2 = 0,732 go2 = 0.13gC02 = 0.11gH2o = 0.018
  205. Rsm = 8314*(gco2/Mco2 + gH2o/MH2o + go2/Mo2 + g n2/M n2). Rsm = 282.213 (Дж/кг*К)
  206. Ppu= 1.873 (кПа) T = 735.742 (°C)
  207. Psm = Ррц* 1000+ Po /Rsm*(Г + 273) Psm = 0.363 (кг/М3)
  208. Qsm = Gf / Psm Qsm = 2.768 * 103 (м3/час)
  209. QsmS = Qsm/3600 Qsms =0.769 (M3/c)о
  210. Перевод сажи в % в сажу по массе мг/м
  211. Kim = 4.47 * 10"5 * FKr 2.645 * Ю"3 * FKi3 + 0.161 * FKj2 — 0.026 *FKi + 0.041• Kim = 49.254 / (мг/м3) —
  212. Итого по массе суммарно после фильтра (кг/час) KiM = Kim * Qsm/106 KjM = 0.136 (кг/час)h = 0.001 (м) Толщина стенки элемента сажеуловителяju0g = 3:3 * 10"5 (Па*с) Вязкость ОТцу = 1−72*10"5 (Па *с) Вязкость воздуха
  213. Коэффициент воздухопроницаемости керамики фильтра 11 v = 57.0 (м2) Tiv=10−12kz = (h*j-iog2)! (Лу * AFP* 10"12* 103) (с/м) kz = 4.816 Qsms = 0.769 (м3/с) Ssu= k z * Qsms (M2) Ssu= 3.702
  214. Выход сажи после сажеуловителя
  215. Kj = 3.352 * 10"3* ngd*Pe + 3.631*10"5*ngd2 0.151*ngd + 192.972 -- 30.658*Pe +3.287*Pe2
  216. Общая эффективность очистки3
  217. Концентрация сажи в ОГ у дизеля без фильтра (мг/м)
  218. Киш, = 4.47 Ю"5 2.645 * Ю'3*К? + 0.161*К-2 — 0.026*^ + 0.0411. К{тС1 = 96.143 (мг/м3) —
  219. Итого по массе суммарно из дизеля (кг/час)
  220. К1ма = К1тс1*д5т/10б К{ш = 0.266 (кг/час)1. На фильтре остается
  221. АБК! = (К-Мс1 К-М) АРК1 = 0.13
  222. Эффективность очистки по массе1. Ут, 1. КщаК1. Лт= 0.4881. ЦИКЛ
  223. N<�».= 25*25 4 = 0.001 1"= 0.2шт)м)диаметр канала длина канала
  224. Фильтрующая площадь одного канала:8ф = 71*4*1к (м2) 8ф= 6.283* 10"4
  225. Необходимое количество стандартных блоков
  226. N<1, = 85и/8ф*Ы0Х Иф= 9.428'1. Принимаем: Ыф= 10
  227. Фильтрующая площадь будет:8Ф = 8ф*Кот*.Мф 8ф=3.927 (м2)1. Скорость фильтрования:1. С^п^^ф (м/с) ©-г= 0.196
  228. Проверяем ламинарность режима фильтрования: П = 0.337с1р = 6.67 * Ю"5 (м) /
  229. Ке = (мг%*р5т)/П*ц0? Яе = 0.426
  230. Т.к. низкий кпд одного слоя элементов, рассчитываем необходимое количество слоев элементов
  231. Устанавливаем последовательно элементы, считая, что загрязняются они одинаково и имеют одинаковый перепад давления Количество элементов необходимо установить: пС1 = К- М (1/АРК1 пе1 =2.05 Ставим 2 слоя элементов
  232. Эффективность очистки по массек Ш ~ К ш ~ А1ГК гК263 -1. Продолжение приложения 11. ПРИМЕЧАНИЕ
  233. С=(РС* Уь* * оз)/(ти* т) (кВт) ¦ Ке=136.422 •
  234. Для дизелей, рабочий процесс которых аналогичен КамАЗ-740, но отличающихся рабочим объемом оценку можно производить используя соотношения мощности, частоты вращения, среднего эффективного давления и удельного расхода топлива
  235. КОМПЛЕКТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПОДГОТОВКУ СЫРЬЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАССЫ ДЛЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ САЖЕУЛОВИТЕЛЯ
  236. Обозначение Условные Наименование документа Листов1. ТД обозначения40 100.00005 втд Ведомость технологических документов 125 101.00023 ти Подготовка сырьевых материалов 425 101.00024 ти Приготовление массы 2
  237. ПОДГОТОВКА СЫРЬЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ
  238. Настоящая инструкция распространяется на технологический процессподготовки сырьевых материалов для приготовления керамической массы.
  239. Требования к сырьевым материалам
  240. Требования к сырьевым материалам изложены в табл. 1
Заполнить форму текущей работой