Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка системы очистки отработавших газов судовых дизелей с использованием жидкостных контактных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на VIII и X Нижегородских сессиях молодых ученых (Дзержинск, 2003 и 2005) — научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава ВГАВТ (Н. Новгород, 2003) — II Региональной молодежной научно-технической конференции (Н. Новгород, 2003) — Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (Москва… Читать ещё >

Содержание

  • V. -тР
  • Введение
  • Список сокращений

Глава 1. Аналитический обзор токсичных загрязнений отработавших газов судовых дизелей.

1.1. Характеристика вредных газовых выбросов.

1.2. Нормирование токсичных ингредиентов.

Ф

1.3. Существующие способы снижения вредных выбросов отработавших газов судовых дизелей.

1.3.1. Современный технико-экологический уровень отечественных дизелей.

1.3.2. Воздействие на рабочий процесс дизеля.

1.3.3. Использование устройств по очистке отработавших газов судовых дизелей.

1.4. Цель и задачи исследования.

Глава 2. Совершенствование способов снижения токсичных составляющих отработавших газов.

2.1. Предварительная обработка топлива.

2.2. Предварительная обработка воды для водо-топливных эмульсий. 2.3. Рециркуляция отработавших газов.

2.4. Очистка отработавших газов в жидкостных контактных аппаратах.

2.5. Комплекс узлов и устройств по очистке отработавших газов.

2.6. Выводы по главе.

Глава 3. Математическое описание работы циклонно-пенного аппарата.

3.1. Предпосылки для создания математического описания работы циклонно-пенного аппарата.

3.2. Уравнения энергетического баланса в системе очистки

Ф отработавших газов.

3.3. Уравнения материального баланса жидкости и газа в циклонно-пенном аппарате.

3.4. Уравнения теплового баланса жидкости и газа в циклонно-пенном аппарате.

3.5. Определение основных параметров циклонно-пенного аппарата.

3.6. Выводы по главе.

Глава 4. Экспериментальные исследования и разработка методики проектирования системы очистки отработавших газов.

4.1. Стендовые испытания циклонно-пенного аппарата.

4.2. Обработка результатов стендовых испытаний.

4.3. Натурные испытания циклонно-пенного аппарата.

4.4. Математическая модель работы циклонно-пенного аппарата.

4.5. Методика проектирования системы очистки отработавших газов.

4.5.1. Исходные данные для проектирования системы очистки обработавших газов.

4.5.2. Проектирование системы очистки отработавших газов.

4.6. Повышение эффективности применения циклонно-пенного аппарата в составе системы очистки отработавших газов.

4.7. Экономический и социальный эффекты от внедрения предлагаемой системы очистки отработавших газов. ф

4.8. Выводы по главе.

Разработка системы очистки отработавших газов судовых дизелей с использованием жидкостных контактных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

V ^ Взаимодействия человека с природой — проблема вечная и одновременно современная: человечество связано своим происхождением, существованием и будущим с природным окружением. Проблема чистоты атмосферы возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на нефти. В течение предыдущих столетий загрязнение воз-,(г духа носило местный характер. Дым сравнительно редких заводских, автомобильных, паровозных и пароходных труб почти полностью рассеивался на большом пространстве. Быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в XX веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут быть растворены в окружающей среде до концентраций, безвредных для человека, животного и растительного мира.

Интенсивное развитие судоходства на водных путях привело к строительству качественно нового флота: с мощными энергетическими установками, высокими грузоподъемностью, пассажировместимостью и скоростью. Массовая эксплуатация такого флота сопровождается ростом его воздействия на окружающую среду.

Судовая эмиссия как источник антропогенного воздействия по раз-% личным оценкам насчитывает до 14% всей эмиссии от ископаемых видов горючего и 16% всей эмиссии серы от сжигаемых продуктов нефти. Ситуация осложнилась широким внедрением на флоте тяжелых сортов топлива с содержанием серы до 1,5%, что привело к снижению надежности и долговечности деталей топливной системы двигателя и цилиндро-У поршневой группы (ЦПГ).

Уже сейчас в таких странах как Швеция, Финляндия и США нормы по выбросу вредных ингредиентов настолько ужесточены, что возможно-А сти выполнения соответствующих требований только за счет организации рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания (ДВС) практически исчерпали свой резерв. Дальнейшее развитие в данном направлении без применения устройств по очистке отработавших газов (ОГ) становится весьма трудновыполнимым.

Одновременное снижение вредных веществ и дымности в ОГ требует различные, подчас не совместимые между собой мероприятия, что существенно затрудняет решение проблемы снижения вредных продуктов ОГ.

Рациональное решение проблемы обработки ОГ возможно при использовании комплекса прогрессивных устройств и узлов.

В систему комплексной очистки газов (СОГ) может входить: каталитический фильтр-преобразователь топлива (КФПТ), узел озонирования во-до-топливной эмульсии (ОВТЭ), узел рециркуляции ОГ и жидкостный контактный аппарат.

Проблемам очистки воздуха и ОГ посвящены научные труды ученых: А. Л. Баранова, С. А. Богатых, O.A. Гладкова, В. А. Звонова, С.П. Зуб-рилова, О. Н. Лебедева, Е. Ю. Лермана, В. А. Маркова, Л. А. Новикова, А. Г. Севастьянова, A.C. Слюсарева, В. И. Смайлиса, В. А. Сомова, В.Н. Стацен-ко, В. И. Толшина [6, 13, 21, 23, 27, 48, 55, 64, 73, 74, 77]. Несмотря на большой объем выполненных исследований и проведенных экспериментов, в работах отсутствует информация об одном из элементов СОГ — жидкостном очистителе, работающем при переменных режимах дизельного двигателя. Поэтому создание комплексной СОГ, в состав которой входит жидкостный контактный аппарат, до сих пор является актуальным.

Целью диссертационной работы является разработка системы очистки отработавших газов судовых дизелей с использованием жидкостных контактных аппаратов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ причин образования токсичных компонентов в составе ОГ дизелей.

2. На основе анализа методов снижения вредных выбросов предложить современный комплекс узлов и устройств, снижающий вредные ингредиенты в составе ОГ.

3. Составить математическое описание работы контактного аппарата с учетом особенностей его функционирования в судовой СОГ.

4. Выполнить экспериментальные исследования по определению неизвестных параметров, влияющих на работу жидкостного очистителя.

5. Разработать алгоритм и методику проектирования жидкостного контактного аппарата в составе судовой СОГ.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Установлено, что наиболее современным жидкостным очистителем является циклонно-пенный аппарат (ЦПА).

2. Разработаны критерии, определяющие эффективность работы контактного аппарата в составе СОГ.

3. Доказана, по результатам экспериментальных исследований, возможность применения жидкостного контактного очистителя для снижения вредных ингредиентов ОГ.

4. Впервые создана математическая модель работы ЦПА в составе судовой СОГ при переменных режимах работы ДВС.

5. Предложен новый способ комплексной обработки воздуха в жидкостном очистителе, новизна которого подтверждена положительным решением о выдаче патента России.

Практическая ценность работы. Осуществлено снижение вредных веществ и дымности в составе ОГ, а также разработана методика проектирования ЦПА в составе судовой СОГ. Применение результатов работы позволяет:

1. Использовать прогрессивный способ очистки ОГ в составе СОГ.

2. Определить оптимальные условия функционирования жидкостного контактного аппарата в составе СОГ.

3. Рассчитать значения основных параметров ЦПА и его элементов.

4. Снизить количество вредных компонентов, выбрасываемых в составе ОГ.

Реализация результатов работы выражается в применении разработанной методики проектирования ЦПА для дизель-генератора ДГР 100/750 в инженерном экологическом бюро «Редокс-системы».

Достоверность полученных результатов обоснована теоретическими исследованиями на основе зависимостей гидрои газодинамики. Экспериментальные исследования проводились с использованием известных (стандартных) методик и приборов для определения контролируемых показателей и характеристик. Обработка результатов производилась с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на VIII и X Нижегородских сессиях молодых ученых (Дзержинск, 2003 и 2005) — научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава ВГАВТ (Н. Новгород, 2003) — II Региональной молодежной научно-технической конференции (Н. Новгород, 2003) — Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (Москва, 2004) — Всероссийском форуме «Великие реки» (Н. Новгород, 2005).

Публикации. Список публикаций по материалам диссертации состоит из 8 работ, в том числе 1 положительное решение о выдаче патента России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 144 страницах машинописного текста и включает 43 рисунка и 33 таблицы.

Список литературы

состоит из 107 наименований.

Основные результаты исследований сводятся к следующему:

1. Показано, что мероприятия, направленные на организацию малотоксичного рабочего процесса в дизеле практически исчерпали свой резерв. Дальнейшее развитие в направлении снижения вредных ингредиентов ОГ без применения специальных устройств становится весьма трудновыполнимым.

2. Установлено, что критериям судовой специфики и высокой интенсивности процессов теплои массообмена удовлетворяет жидкостный контактный аппарат — ЦПА. Однако отсутствует информация о работе устройства при переменных режимах ДВС.

3. Составлено математическое описание работы ЦПА в составе СОГ, включающее в себя уравнения энергетического, материального и теплового балансов. Даны зависимости для определения основных параметров устройства и его элементов.

4. Определены экспериментальным путем значения неизвестных величин, входящих в математическое описание работы жидкостного контактного аппарата.

5. Разработана математическая модель, позволившая создать методику проектирования ЦПА для очистки ОГ дизелей.

6. Получен экологический эффект от применения жидкостного очистителя в качестве устройства по снижению вредных ингредиентов в составе ОГ. Осуществлено снижение вредных компонентов ОГ: оксидов азота ИОх на 29%, оксида углерода СО на 36%, углеводородов СпНт на 31%, а дымности С на 38%.

7. Предложена принципиальная схема СОГ в составе: электролизера, исполнительного механизма, датчика окислительно-восстановительного потенциала и регулятора, позволяющая более эффективно использовать ЦПА при переменных режимах работы ДВС.

8. Определен экономический и социальный эффекты от внедрения предлагаемой автором системы.

9. Методика проектирования внедрена при создании очистителя ОГ для дизель-генератора ДГР 100/750 (дизель 64 18/22) в инженерном экологическом бюро «Редокс-системы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итогом проведенных исследований является разработка системы очистки отработавших газов судовых дизелей с использованием жидкостных контактных аппаратов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ю. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1995. — 113 с.
  2. В.Д. Гидравлические сопротивления. М.: Недра, 1970.-216 с.
  3. Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.: Машиностроение, 1972. — 320 с.
  4. Р.В., Тарат Э. Я., Туболкин А. Р. Стереометрический метод определения удельной поверхности контакта фаз в подвижных газожидкостных структурах // Цветные металлы. 1975. — № 5. — С. 78−81.
  5. С.А. Комплексная обработка воздуха в пенных аппаратах. Л.: Судостроение, 1964. 316 с.
  6. С.А. Циклонно-пенные аппараты. Л.: Машиностроение, 1978.-224 с.
  7. С.А., Шамшин В.М, Пасс А. Е. Исследование взаимодействия газов с жидкостью в системе осушенных газов танкера «Крым» // Судостроение. 1975. — № 9. — С. 29−34.
  8. Ц.И., Цветков Ю. Н. Влажный воздух. Состав и свойства. Учеб. пособие. СПб.: СПбГАХПТ, 1998.- 146 с.
  9. С.М., Вишняков Г. А., Алешукин Г. И., Бочарова Н. Г. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь. М.: Всемирный следопыт, 1998. — 480 с.
  10. Гаврилов С. А, Гулин Е. И. и др. Химические основы термофорсирования двигателя дизеля // ЖПХ, АН СССР, 1963, т. XXXVI, С. 24 962 502.
  11. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. Учебник для машиностроительных вузов / Т. М. Башта, С. С. Руднев, и др. 2-е изд., пере-раб. — М.: Машиностроение, 1982. — 423 с.
  12. Гидродинамика и аэродинамика: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Альтшуль, П. Г. Киселев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1975.-323 с.
  13. O.A., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов. Л.: Судостроение, 1990. — 112 с.
  14. А.Ф., Кивалкин Е. Ф., Богданов A.A. Судовые дизели: основы теории, устройство и эксплуатация: Учебник для речных училищ и техникумов водного транспорта. М.: Транспорт, 1988. — 439 с.
  15. A.M. Классификация присадок и добавок к топливам // Нефтепереработка и нефтехимия. 1997. — № 6. — С. 11−14.
  16. A.M., Митусова Т. Н., Микутенок Ю. А. Присадки к дизельным топливам в России (ассортимент и назначение) // Двигателе-строение. 2000. — № 1. — С. 21 -22.
  17. Дизели 64 12/14 и дизель-генераторы. М.: Машиностроение, 1970.-208 с.
  18. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения: ГОСТ Р 51 249−99. Введ. 01.01.2000. — М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1999.- 11 с.
  19. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения: ГОСТ Р 51 250−99.-Введ. 01.01.2000. -М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1999. 12 с.
  20. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб.: Питер, 1997.-240 с.
  21. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
  22. Я.Б., Райзер Ю. П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. М.: Наука, 1966. — 686 с.
  23. С.П., Ищук Ю. Г., Косовский В. И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. Л.: Судостроение, 1989. — 256 с.
  24. В.М. Топливные эмульсии. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.-274 с.
  25. A.A., Тузов JI.B., Ганчурин В. А. Загрязнение воздушного бассейна в местах скопления флота отработавшими газами судовых дизельных установок. / Сб. научных трудов СПГУВК. 1996. С. 226 259.
  26. H.H., Красовский О. Г., Соколов С. С. Высокий наддув дизелей. JI.: Машиностроение, 1983. 195 с.
  27. Исследование, создание опытного образца и проведение испытаний устройства по очистке дымовых газов от сажи и масла // Отчет по НИР. Руков. А. Л. Баранов, № XVII 1.3.3. — Горький: ЦКБ МРФ, 1985. -26 с.
  28. A.B., Шипунов Н. Г., Кошелева Н. Р. Аэродинамические сопротивления прямоточных пылеуловителей с лопаточными решетками-В кн.: Аэродинамика, тело- и массообмен в дисперсных средах. М.: Наука, 1967, С. 101−116.
  29. В.Р. Экономия топлива задача партийная. // Большая волга. — 2005. -№ 3. С. 4−5.
  30. Т. А. Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. М.: Стройиздат, 1986. 158 с.
  31. A.A., Кувакин В. И. Медицинская экология. СПб.: Pet-roc, 1999.-256с.
  32. М.Н. Очистка сточных вод больших городов озонированием: Автореф. дисс.. канд. хим. наук. -М., 1995. 24 с.
  33. Г. А., Васильев Б. В. Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация флота: Учебник для вузов / Под ред. Г. А. Конаков. М.: Транспорт, 1980. — 424 с.
  34. А.Р., Коротнев А. Г. и др. Эмиссия углеводородов с отработавшими газами дизелей // Двигателестроение. 2000. — № 2. -С. 37−38.
  35. A.C. Концепция повышения экологической безопасности судна: Монография. Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2002. — 80 с.
  36. A.C. Создание математических моделей систем обеспечения обитаемости судов: Монография. Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2002, — 156 с.
  37. A.C., Бурмистров Е. Г., Щавелев Д. В., Сычева И. А. Способ комплексной обработки и кондиционирования воздуха: Положительное решение ВНИИ ГПЭ о выдаче патента № 2 004 107 749 от 18.05.04.
  38. A.C., Ванцев В. В. Судовые озонаторные станции и их автоматизация. // Сб. научных трудов, вып. 294. Н. Новгород, 2000. -С. 53−83.
  39. A.C., Садеков М. Х. и др. Судовые озонаторные станции и их автоматизация. // Сборник научных трудов, вып. 294. -Н.Новгород, 2000. С. 84−97.
  40. A.C., Щавелев Д. В. Аппараты по очистке газов дизелей судов. // Материалы научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и специалистов «ТРАНСПОРТ -XXI». Часть 3. Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. — С. 194.
  41. A.C., Щавелев Д. В. и др. Станция приготовления питьевой воды СППВ-5В: ТУ 6445−002−3 149 576−00. Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2003. — 28 с.
  42. A.C., Щавелев Д. В. Уменьшение вредных составляющих выпускных газов судовых энергетических установок. // Восьмая нижегородская сессия молодых ученых. (Техническое направление): Тез. докл. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2003. — С. 154−155.
  43. A.C., Щавелев Д. В. Использование воды для очистки отработавших газов судовых дизелей. // Вода: экология и технология. Тез. докл. Шестой Международный конгресс. М.: «СИБИКО Интернэшнл», 2004. — С. 623−624.
  44. В.А., Шустов Ю. Б., Садеков М. Х. Работа судового дизеля на водной эмульсии дизельного топлива. В сб.: Передовой производственный опыт, рекомендуемый для внедрения на речном транспорте. -М.: ЦБНТИ Минречфлота РСФСР, 1989. — вып. 8. — С. 10−20.
  45. О.Н., Сомов В. А., Калашников С. А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М.: Транспорт, 1990. — 328 с.
  46. О.Н., Сомов В. А., Сисин В. Д. Водотопливные эмульсии в судовых дизелях. Л.: Судостроение, 1988. — 108 с.
  47. В.В., Попович М. П., Ткаченко С. Н. Физическая химия озона. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 480 с.
  48. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 376 с.
  49. Г. Л., Тейшева A.A., Басин Д. Л. Обеззараживание природных и сточных вод с использованием электролиза. М.: Стройиздат, 1982.-81 с.
  50. Д., Торренс К. Потенциометрический анализ воды. М.: Мир, 1980.-516 с.
  51. И. В. Исследование и разработка устройств каталитической обработки топлива для двигателей речных судов: Автореф. дисс.. канд. техн. наук. -Н. Новгород., 1999. 24 с.
  52. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1973.-320 с.
  53. Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение. 2002. — № 2. — С. 22−27.
  54. Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение. 2002. — № 3. — С. 32−34.
  55. Охрана морской среды: Учебное пособие для вузов/ В. П. Волошин. Л.: Судостроение, 1987. — 208 с.
  56. Охрана окружающей среды: под. ред. C.B. Белова. М.: Высш. шк, 1991.-319 с.
  57. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин: ГОСТ 17.2.1.02−76. Введ. 01.01.1976. -М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1976. — 10 с.
  58. А.З., Понизовский Л. З., Шведчиков А. П. Проблемы использования импульсного коронного разряда в экологии // Информационный центр «Озон». 1994. — вып. 3. — С. 29−44.
  59. И.А., Русин В. Н. Энергетические установки речных судов: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1978. — 408 с.
  60. Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешенного плавания / Российский Речной Регистр. М.: «Маринг Инжиниринг Сервис», 1995. — 252 с.
  61. С.Д., Заиков Г. Е. Озон и его реакции с органическими соединениями. М.: Наука, 1984. — 322 с.
  62. Режимы работы и токсичные выбросы отработавших газов судовых дизелей: Учеб. пособие для вузов. В. И. Толшин, В.В. Якунчиков- Под. ред. В. И. Толшина. М.: МГАВТ, 1999. — 192 с.
  63. А.И., Клушин В. Н., Торочешников И. С. Техника защиты окружающей среды. М.: Химия, 1989.-510 с.
  64. Руководство по теплотехническому контролю серийных теплоходов. М.: Транспорт, 1986. 207 с.
  65. Руководящий документ. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186−89. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1991. -696 с.
  66. О.Б. Влияние перегрева тяжелых топлив на характеристики дизеля с неразделенной камерой сгорания // ВИНИТИ, М.: АН СССР. 1986. — вып. 45(220). — С. 3−8.
  67. А.У., Балабеков М. Т., Багдасаров A.M. Вопросы теории электростатического распыливания. Ташкент: ФАН, 1968. — 110 с.
  68. .Н., Смайлис В. И. Возможности сокращения выброса окислов азота с отработавшими газами быстроходного форсированного дизеля при сохранении высокой топливной экономичности // Двигателе-строение. 1986. — № 9. — С. 4−6.
  69. И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. Л.: Недра, 1988. 310 с.
  70. А.И., Шумяцкий Ю. И. Адсорбционная осушка газов.- МХТИ им. Менделеева Д. И., 1972. 280 с.
  71. A.C., Отделкин Н. С. Сетчатые экраны для подавления воздушно-пылевых потоков // Труды ГИИВТа. 1990. — № 256. — С. 135−146.
  72. В.И. Малотоксичные дизели. JL: Машиностроение, 1972.- 128 с.
  73. Е.Я., Зингер Н. М. Струйные аппараты. М.: Энергия, 1970. -288 с.
  74. Справочник школьника. Химия. М.: Филологическое общество «Слово», 1995.-480 с.
  75. В.Н. Разработка комплексной технологии совершенствования экологической безопасности судовых энергетических установок: Автореф. дис.. докт. техн. наук. Владивосток, 1997. — 44 с.
  76. A.C. Экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.-703 с.
  77. В. Промышленная очистка газов. — М.: Химия, 1981.616 с.
  78. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы: Сан-ПиН 2.5.2−703−98. М.: Минздрав России, 1998.- 144 с.
  79. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы: Учеб. пособие для вузов / A.C. Хряпченков. 2-е изд., перераб. и доп. — JL: Судостроение, 1988. — 272 с.
  80. Судовые двигатели внутреннего сгорания (теория). Хан-дов З.А. М.: Транспорт, 1969. 304 с.
  81. Таблицы психрометрические. ГОСТ 8.524.-85. М.: 1985, — 34 с.
  82. Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения: Докл. участников симпозиума / Симпозиум с участием специалистов стран СЭВ. М.: Наука, 1966. — 407 с.
  83. В.И., Якунчиков В. В., Чуб Т.В. Рециркуляция отработавших газов как средство снижения оксидов азота судового дизель-генератора // Двигателестроение. 2000. — № 4. — С. 20−21.
  84. Тузов J1.B., Фомин Н. Н. Мониторинг технических требований для судов-газоходов // Двигателестроение. 2000. — № 1. — С. 23−25.
  85. В.Н., Мягков Б. И. Очистка промышленных газов фильтрами. М.: Химия, 1970. — 320 с.
  86. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М.: Медицина, 1975. 158 с.
  87. В.А. Судовые двигатели и экология // Судоходство.2001.-№ 5.-С. 29.
  88. Цветков J1.A. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 1988.-240 с.
  89. Я.Б., Виппер А. Б. Современные присадки к дизельным топливам // Двигателестроение. 1989. — № 4. — С. 32−34.
  90. Ю.Б. Расчет физико-геометрических параметров электролизера для систем приготовления водо-топливных эмульсий. // Труды ГИИВТ/ Горький, — 1990. -вып. 161.-С. 110−116.
  91. Ю.Б., Садеков М. Х. Износ и коррозия деталей при работе на ВТЭ. // Труды ГИИВТ / Горький, 1990. — вып. 161. — С. 117 — 122.
  92. Д.В. Модельные испытания опытного жидкого очистителя газов для водного транспорта. Экология и безопасность жизнедеятельности: сборник материалов IV Международной науч.-практ. конф. -Пенза: РИО ПГСХА, 2004. С. 150−151с.
  93. Д.В. Экологически безопасный судовой дизель. // Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ 2004. М.: ГАО ВВЦ, 2004. — С. 262−264.
  94. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. — 519 с.
  95. Эксплуатация судовых дизельных установок: Справочник для механиков судов / B.C. Цветков, В. И. Горелкин, Ю. П. Шанин. -Н. Новгород: ВГАВТ, 1995. 525 с.
  96. Эллиот JL, Уилкокс У. Физика. М.: Наука, 1975. 736 с.
  97. Этин B. JL, Плотникова В. Н., Наумов B.C. Экологическая безопасность судов и промышленных предприятий. ч.1. -Н.Новгород: ВГАВТ, 1997.-207 с.
  98. Этин B. JL, Плотникова В. Н., Наумов B.C. Экологическая безопасность судов и промышленных предприятий. ч.2. — Н. Новгород: ВГАВТ, 2000.- 182 с.
  99. М.Я. Пылеулавливание и очистка газов в черной металлургии. М.: Металлургия, 1984. — 320 с.
  100. Brezonick М. Cummins makes hold mark with signature 600engine. «Diesel and Gas Turbine Worldwide», December, 1997, p. 43 -45.
  101. Chellini R. Iveco’s new truck diesel. «Diesel Progress» (International Edition), January — February, 2000.
  102. Fenimore C.P. Formation of Nitric Oxide from Fuel Nitrogen in Ethylene Flames. Combustion and Flame, 1972, vol. 19, p. 289 — 296.
  103. Gotmalm O.A., B. Sc, C.Eng.FI.Mar.E. and Holmstorm P.B., MSc (ME) ABB Flakt Marine, Sweden. Retrofit of a catalytic converter. // The Institute of Marine Engineers / Transactions, Vol.108, Part 1, 1996, p. 15−25.
  104. Tests show emulsified fuel of little value in large-bore diesel engines // Fairplay Int. Shipp. Weekly. 1985, 292. № 5293, p. 27.
Заполнить форму текущей работой