Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диагностика личностных качеств в системе измерительных процедур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такое многообразие измерительных процедур и разность получаемых с помощью этих измерительных процедур описаний личности, создают проблемы правильной интерпретации результатов, полученных с помощью конкретной личностной методики, пределов распространения данных интерпретаций на реальную личность, а также совместного использования разных личностных методик в одном исследовании. Наиболее вероятно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Характеристика системы измерительных процедур, направленных на изучение личности
    • 1. 1. Содержательный анализ подходов, лежащих в основе создания личностных методик
    • 1. 2. Вклад психологии черт в психодиагностику личности
    • 1. 3. Формирование модели изучения диагностических границ и условий комплементарного использования измерительных процедур
  • Глава 2. Анализ модели изучения диагностических границ и условий комплементарного использования измерительных процедур
    • 2. 1. Анализ теоретических конструктов, заложенных с овнову выбранных методик
    • 2. 2. Методическая характеристика выбранных личностных опросников
    • 2. 3. Методология и программа исследования
  • Глава 3. Эмпирическое исследование личности в различных измерительных процедурах
    • 3. 1. Сравнительная характеристика личности на основе результатов, полученных с помощью различных измерительных процедур
    • 3. 2. Анализ теоретических конструктов и операционных оснований личностных методик, с учетом полученного эмпирического материала
    • 3. 3. Возможности и ограничения комплементарного использования личностных методик в психологических исследованиях

Диагностика личностных качеств в системе измерительных процедур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время существуют разные подходы к исследованию личности, каждый из которых позволяет в той или иной мере описать ее характеристики. Личность изучалась такими авторами как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, В. С. Мерлин и другими, в отечественной психологии. В западной психологии личность изучалась в психодииамичсском направлении (З.Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, М. Эриксон, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Берн и другие), гуманистическом направлении (К.Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу и другие), гештальт-психологии, когнитивной психологии (теории К. Левина, Дж. Келли и других), и многих других подходах. Особый интерес представляют рабо ты авторов, которые предлагают свои методы диагностики личности, это работы Р. Кеттелла, Г. Айзенка, А. Е. Личко, К. Леонгарда, Н. Шмишека, В. М. Русалова, Г. Олпорта, Дж. Келли, и других. Следствием такого многообразия направлений является многообразие измерительных процедур, позволяющих описать личность.

Понятие личности в современной психологии является крайне многосторонним. Что представляет собой личность, что есть личность и имеет ли смысл выделять личность в отдельное понятие вообще, не может точно сказать ни один ученый-психолог. Под термином «личность» часто скрывается не менее сложно понимаемый термин «человек». Иногда личность трактуется как уникальное образование, которое не поддается точному и конкретному описанию, как например, Г. Г. Шпет говорит о том, что личность раскрывается через поэтическое творчество [47]. Личность характеризуется многими аспектами своего существования, такими как социальная активность, творчество, поступки и решения, что достаточно сложно изучить и описать. Для упрощения описаиия личности, возможности систематизировать, классифицировать и обобщить, Г. Олпортом создается понятие «черта личности» [77], которое интерпретируется им как «нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения», или, другими словами, под личностной чертой понимается склонность человека вести себя сходным образом в различных жизненных ситуациях. В данной работе, используя термин личность, мы будем следовать за идеей Г. Олпорта и психологией личностных черт в целом, понимая под личностью набор характеристик, качеств или черт, доступных для изучения и описания, понимая под характеристиками и качествами личности фиксированные способы поведения конкретного человека, проявляющиеся в большинстве жизненных ситуаций [77, 112, 125].

Практически вся психодиагностика личности занимается изучением каких-либо качеств личности [50, 54], поддающихся описанию, например, личность может описываться как добрая, веселая, мнительная, демонстративная и т. п. Для диагностики таких качеств создано большое количество различных измерительных инструментов, которые включают в себя проективные тесты, опросники, различные дифференциалы и другие методики [50]. Многие из существующих методик изучения качеств личности заявляют о комплексном описании личности, под которым подразумевается максимально полный охват всех возможных личностных качеств. Подразумевается, что проведя данную методику мы можем получить полную объемную и исчерпывающую картину личности человека.

Таких различных методик и шкал в современной психологии насчитывается несколько десятков [6]. Мы можем наблюдать во многих исследованиях случаи, когда результаты разных методик рассматриваются как эквивалентные. Но, обращение к теоретическим основаниям и содержанию различных методик позволяет высказать сомнения в этом.

Существующие методики исследуют не целостную личность, а только некоторые подструктуры личности, определяемые теоретическими конструктами, лежащими в основе методик, а также особенностями самих этих методик [1071. Таким образом, возникают проблемы, являющиеся основными для нашей работы:

• проблема адекватности интерпретации результатов, полученных с помощью различных личностных методик;

• проблема комплементарное&trade- (от лат. сотр1етепШт — «дополнение») измерительных процедур, описывающих личность;

• проблема диагностических границ измерительных процедур, исследующих личность.

Другими словами, данное исследование имеет цель ответить на вопросы:

• во-первых, насколько индивидуальность конкретного человека будет идентична в различных системах измерительных процедур;

• во-вторых, какими диагностическими границами характеризуются личностные тестовые методики;

• в-третьих, каковы пределы распространения результатов, полученных с помощью личностных опросников;

• в-четвертых, насколько конкретные измерительные инструменты могут быть дополнены и обобщены, каковы возможности комплементарного использования различных методик, исследующих личность.

На данный момент в психологии существует много различных подходов к изучению личности, в рамках каждого из этих подходов исследуется личность, ограниченная особенностями ее понимания в рамках данного подхода [98]. Согласно К. Холлу и Г. Линдсею [99], предлагающих критерии теории, теорий описывающих одно явление может быть определенное множество, что позволяет науке наиболее полно и разносторонне описывать это явление. Тот факт, что в психологии существует большое количество теорий личности, является нормой [99]. Практически в каждом из теоретических подходов, изучающих личность, предлагается определенный психологический инструментарий для ее эмпирического описания. Результаты, полученные с помощью разных измерительных процедур, не всегда согласуются между собой, а иногда даже являются противоречащими, что тоже является нормальным, согласно К. Холлу и Г. Линдсею [99]. Учитывая логику операционализма П. Бриджмсна, который говорит о том, что измерительный инструмент не может дать больше того, чем заложено в его операциональных основаниях, мы также можем говорить о том, что каждая личностная методика описывает личность строго в рамках теоретического понимания личности автором методики [103, 104, 107].

Такое многообразие измерительных процедур и разность получаемых с помощью этих измерительных процедур описаний личности, создают проблемы правильной интерпретации результатов, полученных с помощью конкретной личностной методики, пределов распространения данных интерпретаций на реальную личность, а также совместного использования разных личностных методик в одном исследовании. Наиболее вероятно, что результаты такого исследования не будут согласоваться друг с другом. Нельзя точно предположить также, насколько результаты, полученные с помощью личностных опросников, будут соответствовать реальной личности. С одной стороны личность вариативна, что может негативно сказываться на истинности результатов, полученных с помощью измерительной процедуры, с другой стороны нет. Говоря о личности, В. Штерн отмечал, что личность имеет ядро, являющееся неизменной частью, и изменчивую часть [107]. Многие отечественные и зарубежные ученые в области методологии исследования личности, так или иначе, выделяли ядро личности, как неизменный стержень, на котором основана личность и индивидуальность, и периферические составляющие, которые в определенной степени вариативны. В данной работе мы не будем затрагивать проблему соотношения результатов, полученных с помощью личностных методик с реальной личностью, поскольку данная проблематика выходит за рамки целей настоящей работы.

Каждый измерительный инструмент, предназначенный для исследования личности, разрабатывался с опорой на теоретические конструкты, которые являются специфичными для подхода, которого придерживается автор методии. В психологической литературе часто качества личности, обозначенные одним термином, имеют разное значение, например, понятие эстраверсии у К. Г. Юнга [109] и понятие экстраверсии у В. С. Мерлина [71]. Также, характеристики, обозначенные разными терминами, могут иметь общее содержание. Пользуясь философией операционализма П. Бриджмена [30], мы говорим, что «отдельные операциональные определения лишь частично раскрывают смысл» рассматриваемого понятия, что, применительно к исследованию личности, означает, что каждая измерительная процедура и теоретический конструкт, лежащий в основе данной конкретной процедуры, описывают личность лишь частично [52, 56]. Согласно П. Бриджмену, содержание операции должно строиться на основе теоретического конструкта, и, в то же время, сам теоретический конструкт должен определяться операциями. В результате исследования мы получаем только то, что заложено в измерительные процедуры. Следуя идеям операционализма П. Бриджмена, мы говорим о том, что существующие личностные методики могут описать только то, что в них заложено [30, 56].

Рассматривая современные психологические исследования, мы можем часто наблюдать, что описания личности, полученные с помощью разных измерительных процедур, рассматриваются как равнозначные, взаимозаменяемые [2, 10, 11, 24, 32, 53, 55, 66, 82, 92, 95, 108, 110, 124]. Результаты разных личностных методик обобщаются, без учета специфики теоретического аппарата, используемого автором данных методик. Также часто, как в психологических исследованиях, так и в психологической практике, результаты, полученные с помощью одной измерительной процедуры, считаются достаточными для целостного описания личности, то есть результаты, полученные в рамках какого-то исследовательского подхода, распространяются на все проявления личности и считаются исчерпывающими.

Мы считаем, что результаты личностных опросников, интерпретированные подобным образом, не будут отражать реальные личностные качества, присущие испытуемому. Все измерительные процедуры, характеризуются определенными границами, которые задаются спецификой теоретичесих конструктов, заложенных в основу диагностических шкал, а также спецификой организации и содержания самих измерительных процедур.

Настоящее исследование направлено на поиск решения проблем, поставленных выше. Предполагается показать, насколько опросниковые личностные методии ограничены в областях описаний личности, в какой мере личностные методики, направленные на диагностику целостной личности, являются комплементарными.

Решение данных проблем, во-первых, открывает возможности более полного теоретического понимания сущности личности и способов ее изучения и описанияво-вторых, позволяет более адекватно выбирать психологический инструментарий, в соответствии с задачами исследования, повышает культуру эмпирического исследованияв-третьих, делает возможным комплементарного использования различных личностных методик, что позволяет описывать личность более разноплановов-четвертых, зная достоинства, недостатки, возможности и ограничения различных измерительных процедур, можно планировать исследование более адекватно, а результаты этих исследований делать более релевантными.

Гипотеза исследования заключается в следующем: методики, используемые для диагностики личностных качеств, могут быть использованы как комплементарные в определенных границах и при определенных условиях.

Целью исследования является повышение культуры эмпирических исследований, связанных с диагностикой личностных качестввыявление условий и возможностей комплементарного использования измерительных процедур.

Объектом исследования являются методы изучеиия личности. Предмет исследования представляется как определение границ комплементарности различных методик в конкретном исследовании.

Цель исследования раскрывается в задачах:

1. Сформулировать критерии отбора методик для дальнейшего исследования. Основываясь на данных критериях определить методики исследования.

2. На основе содержательного анализа отобранных методик, выделить личностные качества, которые в данных методиках рассматриваются как тождественные, путем анализа теоретических конструктов и самих измерительных процедур, с помощью которых диагностируются личностные качества.

3. С целью проверки гипотезы исследования провести эмпирическую диагностику личностных качеств в выбранных тестовых опросниках.

4. На основе полученных результатов, определить диагностические границы методик исследования.

5. Изучить условия, при которых результаты разных личностных опросников могут использоваться как комплементарные, на основе чего предложить ряд процедур, позволяющих контролировать эти условия.

Результаты работы позволяют модифицировать процедуру планирования исследований в области психологии личности, что позволяет достичь более качественных результатов в диагностике. Решение проблемы тождественности и равнозначности результатов различных измерительных процедур, а также комплементарного использования этих измерительных процедур, позволяет получать максимально целостные описания личности. Анализ проблемы комплементарности психологического инструментария и применение данных результатов на практике выводят планирование экспериментального исследования личности на новый теоретико-методологический уровень.

Заключение

.

В ходе анализа полученных результатов работы были сделаны следующие выводы.

1. При интерпретации результатов, полученных с помощью какой-либо измерительной процедуры, необходимо учитывать диагностические границы данной процедуры, поскольку разные личностные методики дают нам разные картины личности.

2. Одни и те же личностные качества в разных методиках могут иметь разное выражение, поэтому разные измерительные процедуры, направленные на изучение одного предмета, не могут быть использованы в психологических исследованиях как взаимозаменяемые. В ходе исследования показано, что только 3 качества личности, из заявленных в описаниях методик исследования, описываются всеми четырьмя методиками одинаково. Основываясь на результатах статистического анализа, можно говорить о том, что область тождественных описаний личности данными методиками ограничена 36-ю личностными качествами.

3. Методики, направленные на комплексное изучение личности, не могут быть использованы в психологических научных исследованиях и в диагностических исследованиях как самодостаточные, то есть, по результатам одной методики мы не можем судить о реальной личности.

4. Диагностические границы измерительных процедур могут быть определены только после обращения к теоретических конструктам, заложенных в основу данных измерительных процедур, а также к операциональным основаниям, представленных в опросниках конкретными вопросами-индикаторами.

5. Измерительные процедуры могут быть использованы как комплементарные в рамках конкретного исследования только в том случае, если они созданы на одинаковом теоретическом основании, но при этом направлены на изучение разных аспектов предмета исследования.

6. Область комплементарных возможностей измерительных процедур, применяемых в рамках одного исследования, определяется соотношением диагностических границ данных измерительных процедур.

В теоретическом плане области описания методик, направленных на комплексную диагностику личности, представлены тремя группами личностных качеств:

1. Качества, которые присутствуют в описаниях всех четырех методик,.

2. Качества, которые присутствуют в описании только двух или трех методик,.

3. Качества, которые описываются только в одной конкретной методике. В частности, это относится к 16-ти факторному опроснику Кеттелла, опроснику Мини-мульт, опроснику Леонгарда и личностному опроснику Айзенка.

В результате эмпирического исследования получено 57 значимых корреляций между различными шкалами и факторами, которые говорят о том, что в ряде случаев описания одних и тех же качеств личности разными методиками, совпадают. В другом случае, между шкалами и факторами разных методик, которые, казалось бы, направлены на изучение одних и тех же качеств личности, не наблюдается значимых корреляций. В третьем случае, между шкалами и факторами различных методик, описывающих взаимоисключающие качества личности, наблюдаются положительные значимые корреляции.

Различные личностные качества в разных методиках могут иметь разное выражение. В ходе исследования показано, что только 3 качества личности, из заявленных в описаниях методик исследования, описываются всеми четырьмя методиками одинаково. Основываясь на результатах статистического анализа, можно говорить о том, что примерная область идентичного описания индивидуальности данными методиками ограничена 36-ю личностными качествами.

В психологических исследованиях нельзя использовать различные методики, исследующие одни и те же личностные качества, как взаимозаменяемые, рядоположенные или дающие идентичные описания, и нельзя интерпретировать результаты данных методик, без анализа этих конструктов. Необходимо учитывать подход, в рамках которого задумывались данные методики, учитывать, на что рассчитаны и для каких целей разработаны методики. Только после данных процедур будет правомерно давать какие-либо описания индивидуальности, в рамках конкретных психологических инструментов.

Методики, направленные на комплексную диагностику личностных качеств не могут быть использованы в психологических исследованиях как самодостаточные, поскольку результаты, полученные с помощью различных измерительных процедур, исследующих личность, не всегда являются тождественными, как они представлены в теории. В действительности наблюдается три варианта:

— диагностические шкалы различных измерительных процедур, имеющих тождественное содержание, на практике дают тождественные результаты;

— диагностические шкалы различных измерительных процедур, имеющих тождественное содержание, на практике не дают тождественные результаты;

— диагностические шкалы различных измерительных процедур, имеющих тождественное содержание, на практике дают взаимоисключающие результаты.

Личностные методики могут использоваться в психологически исследованиях как взаимодополняющие, если проведен анализ теоретических конструктов и стимульного материала данных методик. Личностные качества в разных методиках могут иметь разное выражение.

Для многосторонней интерпретации личности, с помощью различных личностных методик, необходимо проводить анализ теоретических конструктов и операционных оснований данных методик. Необходимо учитывать подход, в рамках которого ч задумывались данные методики, учитывать, на что рассчитаны и для каких диагностических целей разработаны методики. Только после данных процедур будет правомерно давать какие-либо интерпретации личности, в рамках конкретных психологических инструментов.

В данной работе рассматривается важная методологическая проблема тождественности и равнозначности результатов различных измерительных процедур, исследующих личность, прошедших процедуры стандартизации и валидизации, и зарекомендовавшие себя в многолетней психологической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личность как субъект деятельности / Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. М.: Логос, 2007.
  2. В. С. Тесты в социологическом исследовании. -М.: Наука, 2010.
  3. Г. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972.
  4. Г. Ю. Парадоксы психологии. М.: Эксмо, 2009.
  5. Г. Ю. Психология: польза и вред. Психология: смысл и бессмыслица. Психология: факты и вымысел. М.: Харвест, 2003.
  6. М.К. Психологическая диагностика: учебное пособие. Спб.: Питер, 2005.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер, 2010.
  9. А. Психологическое тестирование. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
  10. Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  11. Р.Л. Психолого-криминалистическая экспертиза социально-дезадаптированной личности преступника. Автореферат. Томск, 1999.
  12. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М Метод исследования уровня субъективного контроля// Психол. журнал, 1983. Т. 5. № 3. -С. 152−162.
  13. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1990.
  14. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.
  15. М.С. К методике составления и проверки тестов. Вопросы психологии, 1968. № 1, с. 54.
  16. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев.: Выща Школа, 1978.
  17. В. А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психол. журнал. 1985. № 2. — С. 85−94.
  18. Бом Э. Руководство по психодиагностике. М.: Наука, 1987.
  19. Э.М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М.: Наука, 1983.
  20. Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.- Киев.: выща школа, 1979.
  21. .Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу. Автореферат. Москва, 2007.
  22. В.И., Гилъбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4. — С. 16−30.
  23. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
  24. Ю.И. Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров. Автореферат. Москва, 2011.
  25. В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.:Изд-во ЛГУ, 1982.
  26. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. — М.: Медицинская книга, 2007.
  27. И. Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 62−80.
  28. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976.
  29. Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005.
  30. Д.П. Операциональные определения и операционализм П. Бриджмена // Вопросы философии. 1971. № 6.
  31. Р. Основы психологического эксперимента. -М.: Академия, 2005.
  32. И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности. Автореферат. Москва, 2006.
  33. Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. Спб.: Питер, 2004.
  34. K.M., Борисова Е. М. Психологическая диагностика. -М.: Изд-во УРАО, 1997.
  35. К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 9−18.
  36. А. А., Ложкина Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного опросника (16 ФЛО) // Психологический журнал. 1984. -№ 6. С. 106−110.
  37. В.М. Экспериментальная психология. -Спб.: Питер, 2000.
  38. ., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.
  39. Т.Т. О системном подходе к использованию методов психологической диагностики в профотборе // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1976. С. 58−60.
  40. И.А. Категория системности . и ее методологическое значение для психологии личности // Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. — М., 1983: 4.1. С. 19—20.
  41. Зайцев В, П. Психодиагностический тест «минимульт» // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 118−123.
  42. ИберлаК. Факторный анализ. — М.: Статистика, 1980.
  43. Э.В. Что же такое личность? М.: Политиздат, 1979.
  44. М.М., Личко Л. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Спб.: Медицина, 1983.
  45. Дж., Сервон Д. Психология личности. Спб. Литер, 2003.
  46. М. Дж. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.
  47. А. Г. Психология личности. М.: Просвящение, 1965.
  48. И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник. 1975. М. 1976. С. 128−146.
  49. Н.Ю., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. -М.: Российский салон, 1996.
  50. , Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание / Н. И. Конюхов. Москва, 1992.
  51. Ю.В. Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  52. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. -М.: Академический проект, 2000.
  53. Л.В. Становление физического Я в дошкольном возрасте. Автореферат. Москва, 2007.
  54. . В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
  55. К. Индивидуальные различия. М.: Аспект-Пресс, 2000, пер. с англ.
  56. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
  57. К. Динамическая психология: Избранные труды. -М.: Смысл, 2001.
  58. К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  59. Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.
  60. К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  61. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического изучения школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Педагогика, 1981.
  62. Д. А. Перспективы неклассической психодиагностики Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2010. N 4(12). иИЬ: http://psystudy.ru
  63. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Речь, 2010.
  64. А.Е., Иванов И. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Спб.: Медицина, 1976.
  65. . Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 151−164.
  66. .А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности. Автореферат. Москва, 2008.
  67. Т. Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Академия, 2004.
  68. Р. Структура личности. М.: Прогресс, 1975.
  69. В.М. Принцип единства и иерархии действительности как методологическая теория личности. В сб.: Материалы XXII Международного психологического конгресса. -Лейпциг, 1980.
  70. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение, 1985.
  71. B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: ПГПИ, 1973.
  72. Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005.
  73. В.Н. Проблемы личности в психологии и медицине. Спб.: Медицина, 1974.
  74. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976
  75. Н.И. Человек целостный? — М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2002.
  76. В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.
  77. Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  78. Ю. М. Построение тест-опросника // Прогнозирование социальных потребностей молодежи. —М., 1978. С. 57−67.
  79. Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс. 2000
  80. А.В. К пониманию личности в психологии. -Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 40 46.
  81. К. К. Значение иерархии системных качеств для психологии//Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь: Пермское изд-во, 1978.
  82. Е.А. Место самомониторинга в структуре личностных характеристик. Автореферат. Москва, 2009.
  83. Психологическая диагностика (проблемы и исследования) / под. ред Гуревича К. М. М.: Педагогика, 1981.
  84. Психологические методы исследования личности в клинике/ Под.ред. Кабанова М. М. -М.: Медицина, 1978.
  85. Психологический словарь под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
  86. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  87. С. Л. Основы общей психологии. СПб, М.: Питер, 1999.
  88. С. Л- Принципы и пути развития психологии. М.: Педагогика, 1959.
  89. Рубинштейн С. JI- Теоретические вопросы психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  90. A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Кеттелла: методическое руководство. Спб.: ИМАТОН, 2006.
  91. Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности // Проблемы личности. М., 1969. — С. 238−242.
  92. О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков. Автореферат. Москва, 2009.
  93. Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. -М.: МЗРСФСР, 1971.
  94. Л.Н., Лукьянова Н. Изучение психологических особенностей летного состава стандартизированным методом изучения личности: Методическое пособие. -М.: ВВС, 1978.
  95. H.A. Динамика личностных особенностей наркозависимых в процессе реабилитации. Автореферат. Москва, 2009.
  96. И.Л. Личностный опросник MMPI: методическое руководство. Спб.: ИМАТОН, 2003.
  97. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961.
  98. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997 г.
  99. Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер Пресс, 1997.
  100. В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.
  101. В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.
  102. В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя М.: Университетская книга- Логос, 2009.
  103. В.Д. Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Под ред. Е. Б. Старовойтенко., В. Д. Шадрикова М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009.
  104. А.Г. Основы психодиагностики. Ростов н/Д: Феникс, 1996 г.
  105. А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2004, Т.1, № 2, С.40−53.
  106. А.Г. Тесты: не угроза, а защита прав личности // Независимая газета, 1999, 17 нояб.
  107. В. Дифференциальная психология и её методические основы. М.: Наука, 1998.
  108. Н.В. профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада. Автореферат. Москва, 1996.109." Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс -универс, 1995.
  109. Л.Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников. Вопросы психологии, 1981, № 2, с.90−100.
  110. К. Смысл и назначение истории. М.: Алейтея, 1996.
  111. Allport, G. W. Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1937.
  112. Carlson S. Where is the person in personality research? // Psychol, bull.-1971. Vol. 75.-№ 3.
  113. Cattell R. Personality: a systematic theoretical and factual study. -N. Y, 1950.
  114. Cattell, R. B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin, 1965.
  115. Cattell, R. B. Personality and learning theory. New York: Springer, 1979.
  116. Cattell, R. B. Structured personality learning theory. New York: Praeger, 1983.
  117. Dahlstrom W.G., Welsch G.S. An MMPI Handbook. A guide to use in clinical practice and research. -N.Y.: Psychological Corporation, 1960.
  118. Dubois P. A history of psychological testing. Boston, 1970.
  119. Eysenk H. The structure of human personality. London, 1971.
  120. Eysenck, H. J. Personality genetics and behavior. New York: Praeger, 1982.
  121. Hall, C S., & lindzey, G. Theories of personality. New York: Wiley, 1957.
  122. Hataway S.R., McKinley J.C. The Minnesota Multiphasic Personality Inventory manual. -N.Y.: Psychological Corporation, 1960.
  123. John, O. P. The «Big Five» factor taxomony: Dimensions of personality in the natural language and in questionnaires. In L. A. Pervin (Ed.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 66—100). New York: Guilford Press, 1990.
  124. , O. P., & Robins, R. W. Gordon Allport: Father and critic of the Five-Factor model. In K. H. Craik, R. T. Hogan, & R. N. Wolfe (Eds.), Fifty years of personality psychology (pp. 215—236). New York: Plenum, 1993.
  125. KellY, G. A. The language of hypothesis: Man’s psychological instrument. Journal of Individual Psychology, 20, 137−152, 1964.
Заполнить форму текущей работой