Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Средства развития гибкости у пловцов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной… Читать ещё >

Средства развития гибкости у пловцов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава 1. Организационные методические особенности построения тренировочного процесса у пловцов на этапе спортивного совершенствования

1.1 Характеристика и задачи этапов спортивного совершенствования пловцов

1.2 Развитие двигательных качеств у пловцов и способностей пловцов-спринтеров, повышение их уровня специальной силовой подготовленности

1.3 Принципы и методы тренировки

1.4 Развитие гибкости Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исcледования

2.2 Методы организация исcледования Глава 3. Структура динамики тренировочных нагрузок совершенствование подготовки пловцов на этапе спортивного совершенствования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

тренировочный пловец спринтер силовой Актуальность. Подготовка пловцов на сегодняшний момент это многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трёх взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой плавательных упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой результатов.

В любом виде спорта быстрота является определяющим фактором. В плаванье без развития этого качества невозможно добиться высоких результатов на дистанциях. Кроме этого скорость двигательной реакции, как качество, связанное с быстротой имеет немаловажное значение для достижения высоких результатов во многих соревнованиях и конкурсах военно-прикладной направленности.

В современных условиях, таким образом, резко обострилась необходимость и актуальность решения проблемы связанной с развитием физического качества быстрота у пловцов группы начальной подготовки. Процесс освоения любых двигательных действий (спортивных, трудовых, выразительных и т. д.) идёт значительно успешнее, если воспитанник занимается плаванием и имеет гибкое тело, выносливые, быстрые и крепкие мышцы, высокоразвитые способности управлять своим телом, собой, своими движениями. В плавании немаловажное значение имеет развитие скоростных качеств, целенаправленное воздействие, однако на организм занимающихся плаванием требует разумно построенных тренировочных занятий. Этим и обусловлена актуальность нашей работы, поскольку в ней рассматриваем мы в группах спортивного совершенствования методику тренировки пловцов, с помощью различных упражнений на суше и в воде развития у них скоростных качеств.

Гипотезамы предполагаем, что применение методики развития гибкости пловцов 15−17 лет с использованием статических упражнений растягивающего характера на основе оптимальных режимов их выполнения будет способствовать эффективному развитию подвижности в суставах и совершенствованию техники плавания.

Тема квалификационной работы: Особенность подготовки пловцов на этапе спортивного совершенствования.

Цель квалификационной работы: совершенствование подготовки пловцов на этапе спортивного совершенствования.

Задачи исследования:

1. Изучить организацию методику подготовки пловцов 15 -17 лет.

2. Разработать комплексы упражнений направленные на развитие гибкости пловцов

3.Определить эффективность разработанной методики с использованием упражнений на развитие гибкости.

Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс.

Предмет исследования: Средства развития гибкости у пловцов.

Глава 1. Организационные методические особенности построение тренировочного процесса у пловцов на этапе спортивного совершенствования

1.1 Характеристика и задачи этапов спортивного совершенствования пловцов Оптимальный возраст начала этого этапа составляет 15−16 лет средняя продолжительность этапа 3 года. Занятия проходят в тренировочных группах. В этом возрасте сохраняются высокие темпы увеличения длины и массы тела. Достигается максимум аэробной мощности. Относительный показатель МПК стабилизируется и даже может снижаться из-за интенсивного увеличения мышечной массы.

Г. Турецкий пишет, что в результате естественного биологического развития происходит быстрое увеличение мощности и емкости анаэробного гликолиза. К 17 годам сфомировываются благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей параллельно с развитием максимальной силы и скоростно-силовых способностей. Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15−16 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируются в период с 13 до 16 лет (по функциональной производительности и «запаса силы»). Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблюдаются в 14−16 лет с пиком прироста в 15−16 лет (наиболее эффективное развитие-параллельно с развитием гликолитическои и алактатнои мощности).

Годичные макроциклы этапа спортивного совершенствования.

Начиная с базового этапа многолетней спортивной подготовки, тренировочные нагрузки пловцов распределяются на два, три или четыре макроцикла. Чем выше спортивная квалификация пловцов, тем в большей степени выражена волнообразность динамики нагрузки. В макроцикле обычно выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды. В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально — подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к обще подготовительным. На последующих стадиях подготовительного периода постепенно увеличивается доля упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца.

Подготовительный период принято делить на два этапа-обще подготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи обще подготовительного этапа повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе, прежде всего, закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Как правило, на этом этапе довольно много времени уделяется работе на суше.

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на обще подготовительном этапе. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности. Изменяется направленность работы, выполняемой на суше: силовая подготовка осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, упражнения предполагают вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения для развития гибкости акцентированы на повышении подвижности в плечевых и голеностопных суставах.

Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости. Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная ее реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение общего объема тренировочной работы. Вместе с тем при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально-подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных. Особенно тщательно следует планировать подготовку в дни, непосредственно предшествующие ответственным соревнованиям. Она строится сугубоиндивидуально, не вписывается в стандартные схемы и на ее организацию влияют многие факторы: функциональное состояние пловца и уровень его подготовленности, устойчивость соревновательной техники, текущее психическое состояние, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т. д. Однако, несмотря на индивидуальный характер подготовки, ее рациональная организация обусловлена рядом общих положений[96]. На данном этапе, в частности, не следует добиватьсядальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости, а лишь поддерживать их уровень, что естественно не требует большого объема интенсивной работы. Основная задача переходного периода-полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности пловца к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи переходного периода определяют его продолжительность, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. д. Переходный период обычно длится от одной до четырех недель, что зависит от планирования подготовки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и уровня основных соревнований, индивидуальных особенностей пловца. На практике сложились различные варианты построения переходного периода, предполагающие сочетание активного и пассивного отдыха в различных соотношениях. В качестве средств активного отдыха целесообразно сочетать необычные упражнения на воде, которые редко применялись в течение годичного цикла (водное поло, дальние проплывы по естественным водоемам, игры и эстафеты с применением неспортивных способов плавания и т. п.), со спортивными и подвижными играми. Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Занятия желательно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зонах отдыха. Правильное построение переходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и настроиться на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года. Типы и задачи мезоциклов: Структура тренировочного макроцикла может быть представлена как последовательность средних циклов (мезоциклов), состоящих из 3−8 микроциклов. Продолжительность микроцикла может составлять от 3 до 14 Дней. Наиболее часто в тренировке юных пловцов применяются микроциклы недельной продолжительности, которые рассматриваются в настоящей программе как основные элементы при планировании тренировки. Тип мезоцикла определяется его задачами и содержание[106]. Основными типами являются: втягивающие, базовые и соревновательные мезоциклы. Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы путем применения общеподготовительных упражнений, направленных на повышение возможностей систем кровообращения и дыхания, повышение уровня разносторонней физической подготовленности путем применения широкого круга упражнений на суше. С этого мезоцикла начинается годичный макроцикл. В нем проводятся установочные теоретические занятия, профилактические мероприятия (диспансеризация, медицинские обследования). Вбазовыхмезоциклах основное внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объему и интенсивности нагрузками. Это главная разновидность мезоциклов в годичном цикле. Применяются практически все средства, рекомендуемые настоящей программой для соответствующих возрастных групп. Соревновательныемезоциклы, строятся в соответствии с календарем соревнований и отличаются сравнительно невысокими по объему тренировочными нагрузками. В них устраняются мелкие недостатки в подготовленности пловца, совершенствуются его технико-тактические возможности. В начале, мезоцикла в определенном объеме планируется работа по совершенствованию различных компонентов соревновательной деятельности, приросту скоростных качеств и специальной выносливости. Однако основное внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов. В пределах одного мезоцикла направленность тренировочного процесса несколько изменяется. Например, втягивающиемезоциклы обычно начинаются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким использованием обще подготовительных упражнений. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, изменяется их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность.

1.2 Развитие двигательных качеств у пловцов и способностей пловцов-спринтеров, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с абсолютно высокой скоростью. Удержать такую скорость квалифицированный взрослый пловец может на отрезке не более 75 м, пловец-подросток — на отрезке не более 50 м.

Быстрота как двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определённой частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Основные формы проявления быстроты человека — время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также ещё одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») — быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека. Быстрота — это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмём такой пример. Человек ведёт автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая — быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая — быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмёт её. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявление указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчётливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счёт хорошего времени реакции), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений[88]. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать спринтерские дистанции.

Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос. Поэтому следует говорить не о развитии качества быстроты вообще, а о развитии конкретных скоростных особенностей движений человека.

Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная частота движения рук выше ног; частота дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.

Быстрота необходима в той или иной степени во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врождённое. Это следует учитывать при выборе специализации юного спортсмена .

Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилиями, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются облегчённые снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий.

Когда наступает стабилизация в уровне развитии быстроты, спортсмены не только используют специальные упражнения в облегчённых условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовки. Её проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняют в большем количестве и с большей интенсивностью. После такой подготовки спортсмен вновь переходит к специальной подготовке, имея улучшенную базу.

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенство темпового варианта техники плавания избранным способом, умение выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, — важнейшая предпосылка высокого уровня скоростных способностей[98].

Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.

Физиологической основой скоростных способностей является оптимальный уровень возбудимости и функционирования центральной нервной системы, совершенство координационных механизмов двигательного аппарата, подвижность нервных процессов, способность мышц быстрее сокращаться и быстрее переходить от возбуждения к расслаблению. Скоростные способности воспитываются, как правило, в единстве с ловкостью и координированностью.

Воспитанию скоростных способностей пловцов, и, прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения (например, выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лёжа). Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создаёт хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Со стороны волевых качеств, необходимых для развития скоростных способностей, от пловца требуется умение сосредоточиваться, приводить себя в состояние оптимальной готовности для прохождения короткой дистанции или её отрезков с максимальной скоростью в условиях соревновательной обстановки. Пловец должен быть также психологически и тактически подготовлен к выполнению спуртов (ускорений) со старта, в середине дистанции (чаще всего перед поворотом и непосредственно после него), на финише.

Каждый тренер, который работает со спортсменами среднего (юниорского) и звена и с взрослыми спортсменами, хотя бы один раз в своей практике должен пройти через этап набора, отбора и начального обучения детей. Всегда считается, что самый качественный набор проводят тренеры уже знакомые с работой со спортсменами среднего и взрослого звена.

По крайней мере, после опыта работы с пловцами юниорского возраста при подготовке к отбору новых, молодых спортсменов, тренер ясно понимает, какими качествами (природными и наработанными) должен будет обладать начинающий заниматься плаванием ребёнок и, какую работу нужно будет проделать на протяжении 8−10 лет до достижения спортсменом окончательного биологического развития и высшего спортивного мастерства.

Как правило это просмотр детей на уроках физкультуры с определением морфологических (росто-весовых) параметров, определение двигательных возможностей (гибкости, подвижности суставов) координации движений, быстроты, выносливости, прыгучести. На данном этапе уже можно определить спринтерские возможности детей. Как показала практика, дети имеющие хорошие двигательные навыки — координацию движенияэто как правило будущие спринтеры. По всей вероятности, хорошая реактивность нервной системы в раннем возрасте даёт преимущество таким детям при приобретении двигательных навыков.

Другой аспект — прыгучесть. Если провести тест на относительную прыгучесть, то в 90 процентов случаях, дети имеющие высокую относительную прыгучесть, в дальнейшем проявляют высокие спринтерские качества пловца, за исключением детей от природы не имеющих высоких специальных показателей для плавания, морфологических, координационных, чувства воды и т. д.

Для определения относительной прыгучести ребёнка помечаются пальцы кисти руки мелом и производится прыжок с места вверх с касанием самой верней возможной точки на стене. Определяется разница между касанием верхней точки стоя и в прыжке. Если разница между показателем прыжка делённым на вес тела даёт цифру-" 1″ или более, то данный ребёнок имеет ярко выраженные спринтерские качества.

Например, вес ребёнка составляет 30 кг, а разница между верхней точкой поднятой кисти и точкой прикосновения во время прыжка — 32 см, то при делении 32(см) на 30 (кг) мы получаем цифру 1,066 — что указывает на хорошие спринтерские качества ребёнка.

Проверить спринтерские возможности ребёнка можно и по скорости его реакции на различные команды, например: прыжок с места вверх под хлопок или свисток.

Крымский Д. С утверждает что, при дальнейшей работе в воде, бросается в глаза качества данного ребёнка, связанные с задержкой дыхания, умением на длительное время делать задержку дыхания и, как правило, данные дети хорошо и с удовольствием делают упражнения, связанные с работой ног на скорость и длительность.

Координация движений в воде и, как следствие освоение азов плавания, у детей с выраженными спринтерскими качествами, усложняется и улучшается быстрее, чем в остальной группе.

Опыт работы в детских группах показал что дети, обладающие природными спринтерскими качествами, легче и быстрее осваивают уроки плавания и раньше сверстников нуждаются в необходимости перехода в большой бассейн.

В дальнейшем в процессе освоения способов плавания и увеличения объёмов работы в воде, граница между спринтерами и остальными — (средневиками и стайерами) временно может быть призрачной, т.к. при решении первоначальных задач обучения, развитие явно спринтерских качеств не является первоочередной.

Но в данный период тренер должен отметить и запомнить тех детей, которые в начале занятий плаванием, ещё не имея наработанных условных рефлексов, связанных с плаванием, — уже обладали предпосылками (возможностями) для дальнейшего развития спринтерских качеств.

Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств В тренерских кругах существуют различные представления и взгляды на взаимодействие базовой работы, — направленной на повышение аэробных возможностей организма, и скоростной работы — направленной на развития скоростных качеств.

Как пишет Войцеxовский С. М, что сама аэробная работа развивает, в процессе базовой подготовки, скоростные возможности пловца. В какой-то мере они правы, т.к. набирая определённое количество километров за подготовительный и базовый период, организм пловца реагирует экономизацией всех процессов, включая технику плавания, а также, улучшение тактильных ощущений гребка, что непременно сказывается и на росте скоростных качеств и высоких результатов на коротких отрезках[79].

На собственном опыте можно сказать, что в начале цикла (особенно в осенне-зимний период), в период становления базовой выносливости — наблюдается рост скоростных качеств пловцов, особенно специализирующихся на средних и длинных дистанциях, т.к. с ростом функциональной подготовленности и улучшением общего состоянияулучшаются, а точнее сказать, восстанавливаются относительные скоростные возможности пловцов-стайеров и средневиков.

Совсем иначе выглядит картина у спринтеров. Даже в самый ранний период подготовки, в начале цикла, спринтер способен показывать результаты на коротких отрезках — близкие к своим личным рекордам.

В терминологии некоторых современных тренеров используется понятие «аэробный» и «анаэробный» пловец. Данное понятие свидетельствует об определённой дифференциации между различными типами пловцов и различному пути развития скорости, в зависимости к какой группе относится данный пловец.

Если рассматривать взаимодействие развития двух, как казалось бы, абсолютно противоположных качеств — выносливости и скорости, то нужно рассмотреть их взаимодействие в различных плоскостях включая физиологические, биохимические психологические и педагогические аспекты.

Рассмотрим взаимодействие между работами на развитие общей выносливости и скорости с точки зрения физиологии: данные виды спортивной тренировки и тренировочных заданий характеризуются;

а) аэробная работа — использование в основном красных мышечных волокон, и соответственно, кислородный долг практически не образуется, пульс -22−24 уд. за 10 сек, скорость кровотока сравнительно невысокая, длительность работы 42мин-2 часа.

б) скоростная работа используются белые мышечные волокна, скорость кровотока высокая, длительность работы 10−15 сек, участие сердечно-сосудистой системы кратковременное, мощное.

Биохимические аспекты различия данных видов спортивной деятельности: это различные источники энергии, и соответственно, различное их влияние на остаточные явления в организме:

а) аэробная работа — источник жировой (липидный) обменбольшие запасы в организме, энергоемкость относительно невысокая,

б) скоростная работа — креатинфосфатный механизм, — минимальные запасы в организме — энергоемкость максимально высокая.

Различие в характере психологической нагрузки при работе на развитие данных качествабсолютно противоположные, но взаимно дополняемые и компенсируемые, т.к. для развития общей выносливости приходится использовать тренировочные задания длительного действия и монотонности, а на развитие скоростных качеств — необходимы короткие серии взрывного характера, — чередующиеся с длительным отдыхом, позволяющим накопить очередную «порцию» креатинфосфата в организме пловца.

Педагогический аспект связан с развитием таких абсолютно противоположных качеств, как умение длительное время терпеть нагрузки при работе над развитием аэробных возможностей и в полную противоположность — умение максимально концентрироваться в короткий промежуток времени — при работе над скоростью.

В дополнение следует заметить, что техника плавания на длинных дистанциях и коротких отрезках требует от спринтеров особого подхода к её применению, т. е. использование спринтерами при аэробной подготовке других вариантов техники (с более экономичной работой ног.)

В силу того, что некоторые тренеры, работающие со спринтерами считают, что аэробная работа для спринтеров является подготовительной, дополнительной частью подготовки, — существует практика использования длительного (до 1,5час.) кросса, с целью не использовать и не нарушать технику плавания, предназначенную для проплывания спринтерских дистанций.

Определив влияние аэробной и спринтерской работы на организм спортсмена можно сделать выводы, что данные виды спортивной деятельности очень удачно могут взаимодействовать в тренировочном процессе, без ущемления какого-либо из данных качеств, т.к. при использовании тренировочных заданий на развитие выносливости и скорости, задействованы абсолютно противоположные и не взаимосвязанные физиологические, биохимические, психологические и педагогические процессы.

Рассматривая развитие данных качеств и учитывая возрастные особенности спортсменов юношеской и юниорской возрастных категорий, следует обратить внимание на то, что для достижения высоких спортивных результатов на спринтерских дистанциях — использование специальной работы (на уровне МПК и гликолитической работы) не приносит ожидаемых результатов, т.к. биологическое развитие данных возрастных групп не позволяет в должной мере и с должным качеством выполнить работу по причине ещё не сформировавшихся морфологических, физиологических, биохимических и психологических возможностей растущего организма.

В силу этого, использование аэробной подготовки в совокупности с развитием скоростных качеств — в данных возрастных категориях — является основными средствами подготовки к соревнованиям.

Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки Для достижения роста скоростных качеств и, как следствие роста спортивных результатов на спринтерских дистанциях, пловец должен обладать определёнными силовыми качествами, позволяющими в полной мере обеспечивать продвижение по дистанции с максимальной линейной скоростью и в то же время с минимальными энергетическими затратами.

Если рассмотреть весь тренировочный цикл подготовки спринтера, — от начала (втягивающего периода) — до предсоревновательного, — везде присутствует работа на развитие каких-либо силовых качеств.

По высказыванию Турецкого в зависимости от характера работы в тот или иной период подготовки — характер силовой работы и объем данной нагрузки — меняется.

Начнём с определения взаимодействия и взаимовлияния силовой работы в начальный, втягивающий период, который характеризуется проработкой и восстановлением скоростных качеств пловца с элементами аэробно-компесаторного направления работы в воде. В этот период используются упражнения, направленные на развитие и укрепление скелетно-мышечного аппарата, развитие качеств быстроты, скорости реакции, относительной силы, общей гибкости. Используются такие средства, как кроссовый бег, спортивные и подвижные игры, прыжковая подготовка (прыжки на, и через препятствия, а также, со скакалкой), силовые занятия с собственным весом, могут использоваться другие циклические виды спорта — гребля, велосипед и т. д.

Взаимодействие и взаимовлияние данных видов силовой деятельности с втягивающей подготовкой в воде в данный период благотворно влияет не только на улучшение общего состояния пловца, но и стимулирует восстановление и дальнейший рост его скоростных качеств.

В базовый (аэробный) период подготовки, когда основной задачей в воде является развитие аэробных возможностей пловца, — характер работы, направленной на развитие силовых качеств — меняется. На смену задачам общеукрепляющего характера приходят задачи, направленные на развитие взрывной и абсолютной силы. По принципу взаимной компенсации два, казалось бы абсолютно противоположных качества, общая выносливость с одной стороны, и абсолютная и взрывная силас другойпараллельно взаимодействуют и влияют на развитие как общей выносливости, так и абсолютной скорости в воде.

Один из аспектов взаимного дополнения и взаимной компенсации работы на развитие абсолютной силы и аэробной работы в водеэто различные источники энергии, обеспечивающие данные виды деятельности. Для обеспечения аэробных процессов в организме пловца задействован липидный обмен, а при скоростной, взрывной работе в зале — креатинфосфатный и, частично, углеводный механизмы энергообеспечения.

На фоне загруженности мышечной системы и наличия в мышцах большого количества молочной кислоты после работы в зале — аэробная работа в воде не только стимулирует рост общей выносливости, но и является средством для восстановления мышечной системы пловца и выведения молочной кислоты из организма[208].

Психологическая нагрузка в данных видах деятельности — абсолютно противоположна по своему характеру и, поэтому, взаимно компенсируема. Для развития взрывных качеств и абсолютной силы на суше необходимы качества нервной системы, позволяющие в короткий промежуток времени сконцентрировать мышечную систему, для резкого и мощного сокращения, а для работы на развитие аэробных возможностей нужны способности нервной системы длительное время аккумулировать и использовать нервные импульсы средней мощности.

На следующем этапе подготовки — в период, когда развиваются качества скоростной выносливости, необходимость в силовой работе остаётся актуальной.

Меняются средства для достижения силовых качеств и наступает момент реального переноса данных качеств в специфическую область — мощность, длина и скорость гребкового движения.

В период, когда в воде прорабатываются смешанная и анаэробные зоны мощности и задействованы углеводные энергетические ресурсы и пульсовые значения соответствуют 26−29 уд. за 10 сек и длительность серий колеблется от 10 до 30 минутхарактер и направленность работы на развитие силы резко отличается от использующейся на предыдущем этапе подготовки.

Как правило, применяются тренажёры с динамическими свойствами: хюттеля, биокинетики, мини-джиммы и т. д. Направленность работы на данных тренажерах характеризуется серийными подходами с вариациями мощности, темпа, длины гребка.

Лебедев Г. И говорит, что важное место в данный период занимает умение правильно дозировать нагрузку на тренажёрах с соблюдением уровня сопротивления и длительности интервалов отдыха. Данный период подготовки, с использованием динамических тренажёров, очень удачно подходит для коррекции отдельных отрезков (участков) гребкового движения, что в дальнейшем отразится на улучшении данных параметров в воде.

По направленности и влиянию на организм пловца, данный период силовой подготовки является основным для переноса силовых качеств из плоскости общефизической подготовленности — в область специальной. Влияние на физиологические, биохимические и психологические процессы — соответствуют по характеру — влиянию на организм пловца после работы в смешанной зоне и аэробно-анаэробной работы в воде.

В различные периоды подготовки в зависимости от задач, которые решает тренер, использование данных средств приводит к различным конечным результатам.

Если в ранний, подготовительный период, направленность работы на резине преследует цель — увеличение, рост мощности гребка, то в предсоревновательный период подготовки резина используется как средство для улучшения качества и экономичности гребкового движения и уменьшения активного лобового сопротивления пловца.

Одно из постоянных средств используемых в тренировочном процессе пловцов лопатки различной конфигурации и размеров, а также, различного рода сопротивления[102].

В зависимости от задания, при котором используются данные средства, соответственно меняется влияние и направленность воздействия на организм пловца. В случае использования сопротивлений и лопаток при проплывании скоростных серий, в первую очередь развиваются силовые параметры гребкового движения. Если же данные средства применяются при проплывании длительных серий или дистанционного плавания, то воздействие лопаток и сопротивлений носит технический характер-экономизации и оптимизации траектории гребка.

Возрастная специфика, во время занятий на развитие силовых качеств на суше, должна учитываться в первую очередь в период занятий в атлетическом зале с применением различных отягощений. Как правило, большая часть упражнений с отягощениями применяется в положении «лёжа». Немаловажную роль играют восстановительные мероприятия (сауна, массаж).

В недельных микроциклах периодичность занятий должна чередоваться с днями отдыха от занятий в атлетическом зале (как правило, через день)

1.3 Принципы и методы тренировки Основные понятия тренировки знакомы многим. Известно, что если мы регулярно тренируемся или занимаемся физическим трудом, наша работоспособность повышается. ШермуЧувар (американский тренер) говорит, что тренировочные упражнения являются для нас той нагрузкой, тем стрессовым фактором, которые вызывают в организме повышенную активность всех его функций. В результате в организме происходит адаптационные (приспособительные) изменения. Они являются прежде всего физиологическими и способствуют повышению функциональных возможностей различных органов и систем организма. Например, если в тренировке применяется плавание на длинные дистанции, то в первую очередь увеличивается функциональные возможности сердцаоно становится способным перекачивать больше крови и доставлять к мышцам больше кислорода и гликогена, современно удалять накопившиеся в мышцах продукты распада энергетических веществ. В итоге повышается выносливость пловца[28].

В рассмотренном примере фактором нагрузки являлось дистанционное плавание (дистанционная тренировка). Оно, как правило, способствует повышению эффективности сердечно-сосудистой системы. Разумеется, этот вид плавания оказывает влияние и на другие стороны подготовленности пловца.

Дистанционное плавание хорошо подготавливает спортсмена к соревнованиям на длинных дистанциях, где важна выносливость, но не повышает его скоростных качеств. Чтобы добиться изменений в организме, направленных на совершенствование способности пловца преодолевать короткие дистанции с максимально высокой скоростью, в программу его подготовки необходимо включить спринтерское плавание (спринтерская тренировка). К этому виду тренировки относятся упражнения хотя и кратковременные, но более интенсивные по сравнению с длительным дистанционным плаванием. Спринтерское плавание совершенствует способность спортсмена проявлять значительные мышечные усилия в короткие отрезки времени, иными словами — повышает мощность движений пловца, его скоростно-силовые качества[32].

Сейчас можно подчеркнуть, что, если пловец хочет подготовится к стартам как на спринтерских, так и на стайерских дистанциях, он должен включить в программу своей подготовки и спринтерское и дистанционное плавание.

Если рассматривать вопрос только теоретически, то спортсмена можно подготовить к высоким результатам в соревнованиях по плаванию одновременно и на стайерской дистанции (например 400м) и на спринтерские (например 100м). Но и в этом случае он окажется слабо подготовленным к состязаниям на средние дистанции (например 200 м). Это естественно, так как успех в соревнованиях на средние дистанции зависит от способности развивать и поддерживать высокий соревновательный темп движений в течение «среднего» по длительности отрезка времени, соответствующего прохождению данной дистанции от старта до финиша. В этих условиях организм пловца расходует гораздо больше количества кислорода, чем может потребить его во время работы. Успех на дистанции будет зависеть от способности организма эффективно функционировать в условиях большой кислородной задолженности, от способности потреблять, возможно, большее количество кислорода в ходе самой работы. А такие качества совершенствуются только во время плавания на средних дистанциях с высокой скоростью.

Специфическая направленность тренировки-одно из наиболее важных методических положений, которыми нужно руководствоваться при составлении тренировочных программ. Оно выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных упражнений.

Если перед спортсменом поставлена задача показать высокие результаты и на спринте (дистанция 50м), и на средних дистанциях (200м), и на длинных (400 и более), то в программе его подготовки необходимо предусматривать использование всех трех тренировочных методов, рассмотренных выше. Хотя и существует некоторый перенос тренированности с одних упражнений на другие, степень переноса зависит от сходства этих упражнений. Например, пловец, который применяет только дистанционный метод тренировки, вполне возможно, улучшит и свои скоростные качества. Но все же он будет не в силах показать в спринте такой результат, который был бы возможен при использовании спринтерской тренировки или хотя бы небольшого объема упражнений в плавание на средних дистанциях.

Программа подготовки пловцов, специализирующихся на длинных дистанциях, должна иметь иную направленность по сравнению с программой подготовки спринтеров. Это очевидно. Правда, в действительности не редко приходится учитывать, что пловцы должны участвовать в соревнованиях на нескольких дистанциях-от 50 до 200 м. Особенно часто мы встречаемся с этим на соревнованиях юных пловцов. Для юных пловцов различных возрастных групп вообще нет необходимости составлять программы тренировок, значительно отличающиеся одна от другой[64].

Но уже для пловцов колледжей (пловцов старшей возрастной группы), участвующих в основных соревнованиях внутри страны и за рубежом, желательна специализация: одни из них могут готовиться к стартам на дистанциях 50 и 100 м, другие-к стартам на дистанциях 400 и 1500 м. В этом случае пловцы должны тренироваться по двум различным программам. И хотя обе программы могут включать все три упомянутых выше метода тренировки и иметь комбинированный характер, основная направленность каждой программы будет иной. В программе для пловцов-стайеров большее внимание будет уделено дистанционному плаванию. В программе для спринтеров сравнительно больший объем займут скоростные упражнения в плавание на коротких отрезках. Немаловажное место в обеих программах будет отведено скоростному плаванию на средних дистанциях. Спринтерам это позволит на соревнованиях проплыть дистанцию 100 м с более высоким результатам благодаря росту их специальной выносливости, а пловцам стайерам — быстрее проплыть дистанцию 400 м благодаря повышению уровня их скоростных качеств.

Высказанные выше положения о специфической направленности тренировки пловца нередко кажутся нам столь очевидными, что пропадает желание обсуждать их детально. И тем не менее мы время от времени забываем о них при составлении тренировочных программ.

Общие методические положения, используемые при построении планов и схем тренировок Постоянное повышение объема и интенсивности плавания. Любая тренировочная программа должна предусматривать постоянное повышение нагрузки, являющееся основным фактором роста тренированности пловца. Пловец, который в основном периоде подготовки (декабрь, январь, февраль и март) будет проплывать при двухразовой тренировке в день 12 000м, должен начать со значительно меньшего объема плавания, а именно: в октябре- 5000, в ноябре-7500м в день. В начале спортивного сезона ему лучше использовать экстенсивные методы тренировки, такие, как дистанционное плавание или интервальная тренировка. По мере перехода на следующие этапы подготовки организм спортсмена приспосабливается к нагрузкам и становится подготовленным к применению более интенсивных методов тренировки, таких, например, как спринтерская тренировка, повторная тренировка, плавание в полную силу в условиях соревнований или близких к ним (контрольно-соревновательный метод тренировки).

Использование упражнений прерывистого характера. В большинстве случаев наша двигательная активность носит прерывистый или переменный характер. Непродолжительные периоды повышенной активности чередуются с периодами легкой работы или отдыха. Это наблюдается в большинстве игровых видов спорта, а так же во время тяжелого физического труда, каким обычно заняты молотобойцы, землекопы и другие работники подобных профессий. Сходный характер деятельности отмечается у детей и животных во время игр. Подобный прерывистый или переменный характер двигательной активности является столь распространенным, что его можно рассматривать как врожденную форму деятельности.

Максимальную интенсивность движений во время мышечной работы человек и животные могут поддерживать лишь непродолжительный отрезок времени. Если же работу необходимо выполнять длительно, они снижают интенсивность движений и работают с меньшими усилиями или чередуют периоды интенсивной работы. Утомление, которое наступает во время напряженной мышечной деятельности, обусловлено накоплением в мышцах продуктов распада энергетических веществ, прежде всего накоплением молочной кислоты, исчерпанием запасов гликогена в мышцах, непрерывным нарастанием величины кислородного долга. Когда мы прерываем интенсивную нагрузку периодами отдыха, организм получает возможность частично устранить факторы, обуславливающие наступление утомление: пополнить запасы гликогена в мышцах, снизить уровень молочной кислоты, окислить другие продукты распада энергетических веществ в мышцах. Подобный прерывистый характер выполнения упражнений дает возможность спортсмену выполнить более интенсивную тренировочную работу и в то же время избежать кумулятивного эффекта утомления.

При анализе тренировочных программ современных чемпионов в плавании, мы можем увидеть, что большинство упражнений выполняется ими в прерывистой форме. Но так было не всегда. Ранее. И это был довольно продолжительный период времени, спортсмены использовали в своей подготовке почти исключительно непрерывное плавание. Например, 30 лет назад программа тренировок могла выглядеть так: 1) плавание с полной координацией движений- 2000 м; 2) плавание с помощью движений ногами 1000 м; 3) плавание с помощью движений руками 1000 м. Как видим, подобная программа тренировок включала только дистанционное плавание. По мере приближения к соревнованиям пловцы тех лет, весьма вероятно, вводили в тренировку и спринтерские упражнения типа 4×50 метров в полную силу. Но основной подготовки у них оставалось все же непрерывное плавание.

Интервальный и взаимосвязанные с ним методы тренировки. В конце 40 — х годов сильнейшие пловцы стали применять в своей тренировке упражнения прерывистого характера, получившие название интервального метода тренировки (подобный метод бегуны начали использовать с 1939 г.)

Интервальная тренировка является одним из методов подготовки пловца, при котором тренирующее воздействие на организм спортсмена оказывают многократно повторяемые" порции работы субмакспимальной интенсивности, чередуемые с точно дозируемыми паузами отдыха. Продолжительность каждой паузы невелика — она обеспечивает лишь частичное восстановление организма к началу выполнения очередной «порции «работы. Примером тренировочной серии, выполняемой интервальным методом, может служить плавание 15×100м с паузами отдыха, между отрезками по 10 сек.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с паузами (интервалами) отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервалы отдыха» Но интервал отдыха далеко не главный признак данного метода. Чтобы метод тренировки мог быть классифицирован как интервальный, он должен:1) состоять из серии повторений, выполняемых с интенсивностью не выше субмаксимальной; 2) включать паузы отдыха небольшой продолжительности, достаточной лишь для частичного восстановления организма после предшествующей «порции» работы.

Если спортсмен проплывает 5×100 м с максимальной интенсивностью и паузами отдыха между повторениями по 3−5 мин., то такую тренировку уже нельзя назвать интервальной. В данном случае это типичный пример повторной тренировки.

Повторная тренировка — это такой метод, при котором тренирующее воздействие на организм спортсмена оказывает серия повторяющихся «порции» работы максимальной (или очень близкой к ней) интенсивности, отдельных друг от друга достаточно продолжительными паузами отдыха. Используемые в данном методе паузы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма к началу выполнения очередной «порции» работы.

Среднее время на отрезке, которое пловец показывает упражнении 15×100м (паузы отдыха по 10 сек.), будет хуже среднего времени на аналогичном отрезке в упражнении 5×100м (паузы отдыха по 5 мин.) Например, Марк Спитц каждый 100 м отрезок проплывал в первом упражнении в среднем за 57.2сек., во втором — за 49,8сек.

Воздействие повторной тренировки на организм пловца всегда носит острый характер, поэтому ее следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество упражнений, выполняемых повторным методом, можно планировать на каждый день. Но большой объем таких упражнений в каждой тренировке становится непосильной нагрузкой для спортсмена, и он очень скоро может оказаться в состоянии глубокого переутомления.

Правильно применять повторный метод тренировки повышает способность пловца поддерживать довольно высокую скорость плавания в течение «среднего» отрезка времени. Интервальная тренировка совершенствует способность спортсмена проплывать в течение длительного отрезка времени со средней скоростью. В подготовке пловца целесообразно использовать оба данных метода. Но при этом желательно, что бы суммарный объем упражнений, выполняемых повторным методом, был в 5−10 раз меньше суммарный объем упражнений в интервальном плавании[201].

При включении того или иного метода в тренировочную программу нам следует помнить о следующих четырех компонентах нагрузки, от которых зависит направленность метода:

1) Длине дистанции или отрезка дистанции, проплываемых в одном повторении;

2) Величине паузы отдыха между повторениями;

3) Количестве повторений в тренировочной серии;

4) Среднем времени на отрезке (среднем скорости плавания).

В отношении интервального и повторного методов эти факторы конкретизируются следующим образом;

1. Длина дистанции или отрезка дистанции.

При повторном и интервальном методах она может быть одинаковой (50, 100, 200, 400 м и т. д.)

2. Величина пауз отдыха. При интервальном методе используются короткие паузы (5, 10, 15, 30сек.), в то время как при повторном продолжительные (1, 2, 3 мин.).

3. Количество повторений. Интервальная тренировка включает многократные повторения типа 30×50 м, 20×100м, 10×200 м.

4. Средняя скорость плавания. При интервальной тренировке скорость плавания заметно ниже, чем при повторной (примерно на 5−15% при проплывании отрезков одной и той же длинны).

В занятиях пловцов встречаются тренировочные серии отрезков с паузами отдыха между ними средней продолжительности (например, 10×100 м, паузы отдыха по 45 сек.). Куда следует отнести подобные упражнения — к повторной или интервальной тренировке? мне кажется, что в данном случае не столь уж важно, как мы назовем применяемый метод. Главное чтобы мы хорошо представляли направленность упражнений и не забывали о следующем:

1) Чем короче пауза отдыха между проплываемыми отрезками, тем в большой мере упражнение направлено на развитие выносливости пловца и в меньшей — на развитие скоростных качеств:

2) Чем длинее паузы отдыха между отрезками, тем в более высокой скоростью пловец сможет проплыть каждый отрезок тренировочной серии:

3) Пловец способен освоить достаточно большие по объему нагрузки, если они состоят из упражнений средней интенсивности (типа дистанционного или интервального плавания); но такой же объем упражнений повышенной интенсивности (с использованием, например, повторного или контрольно-соревновательного метода) может стать для него причиной перетренированности.

Более точно дозировать тренировочный нагрузки спортсмену и тренеру помогает подсчет частоты пульса во время тренировочного занятия. Пульс желательно определять тотчас после выполнения упражнения, так как в первые секунды после нагрузки частота сердечного сокращения быстро снижается. Рекомендуется вести подсчет частоты пульса за 10 сек., а затем чтобы определить пульс в пересчете на 1 мин., надо умножить полученную величину на 6.

Данные о величине пульса позволяют судить о следующем: 1) с какими усилиями выполняется тренировочное упражнение (чем выше его интервальность, тем выше и чистота пульса; максимальные величины пульса у большинства пловцов регистрируются в диапазоне 180−200уд/мин); 2) каков уровень тренированности спортсмена (при выполнении одной и той же дозированной нагрузки, например проплывании 100 м. кролем за 60 сек.; пульс у пловца будет выше в тот период, когда его тренированность невелика по сравнению с тем временем, когда он находится в спортивной форме); 3) каково общее состояние спортсмена (в случае, когда пловец утомлен или болен, величина его пульса будет выше своей обычной средней величины, регистрируемой после выполнения данного упражнения, даже если это упражнение и невысокой интенсивности).

Переменная тренировка (игра скоростей) имеет много общего с интервальной. При переменном методе тренировки пловец выполняет упражнение непрерывно, но постоянно изменяя скорость плавания — от малой к средней, к высокой, вновь к малой и. т. д. В этом случае тренировочные упражнения нередко составляются в виде" пирамиды" Типичным примером может служить следующее задание: проплыть без остановки одну длину бассейна легко, одну быстро; две длины бассейна легко, две быстро;три длинны бассейна легко, три быстро; четыре длины бассейна легко, четыре быстро; три длины бассейна легко, три быстро; две длины бассейна легко, две быстро; одну длину бассейна легко, одну быстро.

1.4 Развитие гибкости Гибкость неразрывно связана с амплитудой движений, подвижностью в суставах. Она зависит, прежде всего от строения сустава, от эластичности окружающих его мышц. Индивидуальные особенности строения опорного аппарата и косных соединений накладывают заметный отпечаток на уровень подвижности в суставах. Так, например, мужчины, обладающие массивным скелетом, заметно уступают в уровне гибкости мужчинам с легким костяком, женщинам и детям. По мере того как растет и мужает ребенок, растет и развивается его опорный аппарат, а подвижность в суставах нередко уменьшается. Многие юные пловцы, обладавшие в свое время прекрасной гибкостью, став взрослее, вдруг обнаруживают, что теперь на занятиях им приходится прикладывать значительные усилия, чтобы поддерживать тот же уровень гибкости, что и детские годы. Но есть и другие примеры. Отдельные лица с легким костяком (например Марк Спитц) обладают черезвычайно высоким уровнем гибкости. На протяжении всех лет активных занятий спортом им нет нужды уделять много времени упражнениям на гибкость (иногда они вообще обходятся без таких упражнений), в то время как другим спортсменам приходится заниматься такими упражнениями.

Эластичность мышцдругой не менее важный фактор, определяющий амплитуду движений в суставах. Как правило, мышцы-антагонисты, расположенные на стороне, противоположной движению в данном суставе, растягиваются во время движения и тем самым снизить тормозящее влияние на движение возможно. Для этого необходимо растянуть соединительную ткань, проходящую внутри мышцы и окружающую ее в целом. Путем специальных упражнений на растягивание эластичность мышцы повышается, мышца становится похожей, образно говоря, на резиновый жгут (ее можно растянуть, но затем она вновь принимает свою первоначальную форму).

Гибкость необходима каждому спортсмену, но в отдельных видах спорта к ней предъявляются свои специфические требования. Легкоатлетам-барьеристам, например, требуется высокий уровень подвижности в тазобедренном суставе, позволяющий сильнее сгибать бедро в момент преодоления барьеров и тем самым «стелиться» над ними. Пловцам достаточно среднего уровня развития подвижности в этом суставе, но зато для них большое значение приобретает подвижность в голеностопном суставе, от которой зависит эффективность рабочих движений ногами в воде. Спортсменам, специализирующимся в плавание баттерфляем, кролем на груди и на спине, требуется хорошая гибкость стопы при её подошвенном сгибании. Для них крайне необходима и хорошая подвижность в плечевых суставах, чтобы выполнять полноценный гребок, а для пловцов вольного стиля и баттерфляя — легко проносить руки над водой в подготовительной фазе движений. Пловцы вольного стиля с невысоким уровнем подвижности в суставах плечевого пояса вынуждены в момент проноса руки над водой больше поворачивать туловище на бок или использовать широкий мах рукой через сторону. Ито и другое является недостатком в технике плавания и увеличивает сопротивление воды продвижению тела спортсмена вперед. Низкий уровень подвижности в плечевых суставах у пловцов — баттерфляистов вынуждает их слишком высоко раскачивать плечевой пояс во время движений руками над водой, что также увеличивает сопротивление продвижению вперед. Пловцам-брассистам, напротив, достаточно и среднего уровня подвижности в плечевых суставах, так как они не выполняют движения руками с максимальным размахом.

Во время рабочих движений ногами при плавании кролем на груди, на спине и баттерфляем уровень гибкости стопы должен обеспечивать максимально возможную степень ее подошвенного сгибания, чтобы пловец мог оттолкнуться стопой от воды в направлении назад и вниз (в кроле и баттерфляе) или назад и вверх (в плавании на спине).

Специальные упражнения на растягивание голеностопа помогают решить эту задачу. При плавании брассом требуется максимальная амплитуда движения стопы в противоположном направлении, т. е. в сторону ее разгибания помогают специальные упражнения на растягивание ахиллова сухожилия.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования В исследовании были поставлены задачи:

1. Изучить организацию методику подготовки пловцов 15 -17 лет.

2.Совершенствование методики подготовки пловцов, с применением комплексов упражнений направленные на развитие гибкости. 3. Определить эффективность разработанной методики с использованием упражнений на развитие гибкости.

2.2 Методы организации исследования Для решения вышеперечисленных задач были использованы следующие методы:

Анализ и изучение научно-методической литературы;

Контрольные тесты;

Педагогическое наблюдение;

Педагогический эксперимент;

5. Методы математической статистики.

1.Анализ и изучение научно-методической литературы;

Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, выяснения решаемой проблемы изучались литературные источники о особенностях подготовки пловцов на этапе спортивного совершенствования. Всего было проанализировано 37 литературных источника отечественных авторов.

2. Контрольные испытания.

В процессе тренировки было проведено 2 тестирования. Первое в начале эксперимента, второе в конечной стадии эксперимента. Определение уровня гибкости пловцов 15−17 лет проводились по тестам, которые были предложены авторами: А.А.Гужаловский[63], В.Н.Платонов[193], М.М.Булатова[32], Б.В.Сермеев[89].

Тесты для определения гибкости пловцов 16 -17 лет.

Таблица № 1

Название теста.

Подвижности в суставах

1.Выкруты прямых рук назад с использованием гимнастической палки.

2.Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.

3.Наклон вперед сидя, ноги врозь.

Приведение и отведение голеностопного сустава

подвижность в плечевых суставах подвижность в позвоночном столбе

подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава подвижность в голеностопном сустав

Таблица для определения уровня физической подготовленности пловцов 15 -17 лет.

Таблица № 2.

Название теста.

Тест на физическое состояние.

1.Прыжок в длину с места.

2.Приседание за 1 мин.

3.Упор-присев упор-лежа за 30 сек.

3. Педагогическое наблюдение.

Наблюдение проводилось за содержанием учебно-тренировочного процесса пловцов на этапе спортивного совершенствования, за техникой выполнения упражнений, структурой учебно-тренировочных нагрузок.

В контрольной и экспериментальной группе, тренировки проводились шесть раз в неделю по 60−70 мин. В экспериментальной группе во время эксперимента большее внимание уделялось изменение гибкости и техника выполнения.

Контрольная группа работала по общепринятой методике, экспериментальная — по методике предложенной Соболевой А.А.

5. Методы математической статистики.

Статистическая обработка проводилась с помощью методов, описанных в специальной литературе. Расчеты выполнялись по следующим формулам:

Среднее арифметическое значение:

=;

Среднее квадратическое отклонение:

;

Ошибка среднего арифметического значения:

m=;

Достоверность различий (P) между двумя выборочными арифметическими значениями для двух связанных выборок определялась при помощи параметрического критерия Стьюдента и считалась существенной при 5% уровне значимости, (вероятность 0,95%), что является общепринятым в педагогических исследованиях.

Организация исследования.

В исследовании приняло участие 12 спортсменов, 6 человек в экспериментальной и 6 человек в контрольной группах. Возраст детей 16−17 лет.

На 1 этапе был проведен анализ научно-методической литературы. В результате была выбрана методика тренировки пловцов на этапе спортивного совершенствования. В экспериментальной группе предполагается выполнение большого объема тренировочной нагрузки за счет развития гибкости. В контрольной группе предполагается стандартный объем тренировочной нагрузки. Также на 1 этапе было проведено тестирование уровня физической подготовки двух групп. Результаты представлены в таблицах. Выявлено, что контрольная и экспериментальная группа находятся на одном уровне физической подготовленности.

На втором этапе эта методика была внедрена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. В экспериментальной группе большее внимание уделялось развитию гибкости. В контрольной — стандартной подготовке.

На третьем этапе было проведено заключительное тестирование уровня физической подготовленности и гибкости, и сравнение двух групп: контрольной и экспериментальной. Результаты представлены в таблицах .

Все результаты исследования были обработаны с помощью методов математической статистики.

Глава 3. Структура тренировочных нагрузок у пловцов на этапе спортивного совершенствования В спортивной практике под нагрузкой понимают величину воздействия на организм тренирующегося различных физических упражнений и режимов их выполнения. Понятие об объеме, напряженности и величине нагрузки. Подготовка пловца осуществляется на суше и в воде. Поэтому нагрузка, которую он выполняет, измеряется суммой затраченного на тренировочные занятия времени. Таким образом, суммарный (на суше и в воде) объем нагрузки в часах является первой, наиболее общей, характеристикой методики подготовки пловца. Еще совсем недавно суммарный объем нагрузки даже у сильнейших пловцов страны измерялся всего 300−400 часами в год, теперь же в ряде случаев он увеличился в 2−2,5 раза.

Заключение

Плыть эффективно — означает плыть с большей скоростью с меньшими затратами энергии. Эффективное плавание обеспечивается использованием правильной техники плавания и физической подготовкой пловца. Чем длиннее мышечные волокна, тем большую силу они могут создавать во время сокращений. Систематические упражнения на развитие гибкости позволяют удлинить мышечные волокна. Благодаря хорошей растяжке мышцы способны выполнять более мощные, быстрые и вместе с тем качественные движения, что приводит к увеличению скорости плавания.

Если суставы недостаточно гибкие, а мышцы недостаточно эластичные, то плывущий человек совершает много лишних движений. Например, при низкой гибкости, чтобы слегка повернуть только руку или ногу, приходится вращать чуть ли не все тело. Соответственно, при таких движениях увеличивается сопротивление воды, что ведет к снижению скорости. Кроме того, каждое движение — это расход энергии. Лишнее движение — лишниеэнергозатраты. Развитие гибкости способствует увеличению амплитуды движении, возможности мышц, связок и суставов задействуются наилучшим образом, что ведет к существенному уменьшению количества лишних движений и снижению сопротивление воды.

Таким образом, при хорошей гибкости и растяжке движения становятся более качественными, снижается сопротивление воды, улучшается техника плавания, пловец тратит меньше энергии и соответственно меньше устает.

В мышцах, удерживаемых в растянутом виде в течение определенного времени, начинают активно протекать процессы обмена веществ и усиливается кровообращение. Мышцы становятся упругими, эластичными и мягкими. Такие мышцы работают более скоординировано, с меньшими потерями энергии, при этом снижается риск получения травмы.

Регулярные занятия, направленные на улучшение гибкости способствуют улучшению мышечного кровотока. А это очень полезно для скорейшего восстановления после тренировок, так как вредные продукты обмена быстрее выводятся из мышц. Этой же цели служат упражнения на растяжку, включаемые в заминку после окончания занятий в бассейне.

1. Изучив структуру тренировочных нагрузок пловцов на этапе спортивного совершенствования следует понимать количественную меру воздействия физических упражнений на организм спортсмена. Количественная мера воздействия определяется общим объемом, интенсивностью, количеством повторений и характером нагрузки, а также продолжительностью отдыха и его направленностью.

2. Изучив средства и методы, организационно-методические особенности, в тренировочном процессе пловцов можно сказать, что в плавании основными средствами являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 3 группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки.

Основные методы тренировки. Для развития физических качеств могут применяться различные по характеру и длительности двигательные задания. При развитии выносливости в них вовлекается большая часть мышечного аппарата; при совершенствовании силы они могут иметь локальный характер. Нагрузка, применяемая для развития выносливости в зоне стайерских дистанций.

1 Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.

2 Войцеxовский С.М. «Книга тренера». М., Физкультура и спорт, 1971 г. -205с.

3 Заxаров Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физическиx качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 2004.-368 с.

4 Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании: учебное пособие / М. Д. Бакшеев; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. — Омск: [б. и.], 2006. — 44 с. — Библиогр.: с. 24.

5 Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/ Л. П. Матвеев. — М.: ФиС, 2001. — 347 с.

6 Основы теории физической культуры: учебное пособие для учащиxсястаршиx классов общеобразовательной школы;БелГУ; под общ. ред.: Ф. И. Собянина, А. И. Замогильнова; рец.: В. М. Выдрин, В. И. Григорьев; БелГУ.-Белгород: БелГУ, 2008.

7 Физическая культура студента: Учеб. для студ. вузов / ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2009.-448 c.

8 Физиология: учебное пособие для студентов вузов, обучающиxся по спец. «Физическая культура и спорт» Л. Л. Головина, Н. П. Александрова, УМО вузов России по .-М.: Академия, 2009. — 378 с.

9 Xолодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2000. — 480 с.

10 Шевцов В. В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросаx и ответаx. — Тюмень: ИПК ПК, 1996. — 78 с.

11 Бахрах И. И. Исследование и оценка биологического возраста / И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов: руководство по спортивной медицине. -Смоленск, 2013.-С.83−257.

12 Бачин В. П. Изучение благоприятных (сенситивных) периодов в развитии скоростных возможностей у пловцов 8−17 лет / В. П. Бачин // Тез.докл. ХVII межвуз. конф. — Омск, 2012. — 115−116.

13Глазырина, Л.Д., Физическая культура — для всех — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2012. — 176 с.

11 Иванов B.C. Основы математической статистики. Учебное пособие для институтов физкультуры. М. ФиС, 1990. 118 с.

12 Кардамонова, Н. Н. Плавание: Лечение и спорт. Серия «Панацея» /Н.Н. Кардамонова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320с.

13 Карташов И. П. Специализированное развитие силовых возможностей в тренировке пловцов-кролистов: Автореф. дис. канд.пед. наук /КарташовИ.П.-Л., 1985.-21с.

14 Макаренко Л. П. Плавание / Л. П. Макаренко. М.: Физкультура и спорт, 1979.-С. 144.

15 Макаренко, Л. П. Соревновательная деятельность пловца-спринтера/ Учебное пособие для вузов. — М.: РИО РГАФК, 2010 — 42 с.

16 Платонов В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, О. М. Вайцеховский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.

17 Платонов В. Н. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов, Л. Фесенко. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 304с.

18 Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложенияМ.: Советский спорт, 2005. 820 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой