Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов экзамена по блокам показал, что наиболее низкий уровень подготовки практически все возрастные категории показали по блоку «Бухгалтерский учет и аудит». Все возрастные категории, кроме возрастной категории до 25 лет показали средний уровень знаний и навыков по блоку «Информационные технологии». Наиболее высокий уровень подготовки все группы показали по блокам «Юридические основы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Сравнительный анализ систем открытого обучения
      • 1. 1. 1. Основные преимущества открытого обучения. Ю
      • 1. 1. 2. Компьютерные технологии обучения
    • 1. 2. Качество электронных образовательных ресурсов
    • 1. 3. Методические принципы структурирования учебного материала
  • 1. 4 Основные понятия инструментальных сред создания образовательных ресурсов
    • 1. 5. Автоматизированные обучающие системы
    • 1. 6. Технологии создания электронных учебных изданий
    • 1. 7. Адаптивная технология разделяемых единиц контента
  • 1.
  • Выводы по главе 1
  • 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ СЛОЖНОСТИ И КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
    • 2. 1. Подходы к выбору критериев качества ЭОР
    • 2. 2. Метрики графа семантической сети
  • 2. 3 Меры сложности понятий, модулей, библиотек модулей и учебных курсов
    • 2. 3. 1. Меры сложности понятий учебного материала
    • 2. 3. 2. Меры сложности модулей
    • 2. 3. 3. Меры сложности библиотек модулей учебного материала
    • 2. 3. 4. Меры сложности учебных курсов
    • 2. 4. Меры сложности в расширенных семантических сетях
    • 2. 4. 1. Модель расширенной семантической сети
    • 2. 4. 2. Расширенные меры сложности понятий учебного материала
    • 2. 4. 3. Расширенные меры сложности модулей
    • 2. 4. 4. Расширенные меры сложности библиотек модулей
    • 2. 4. 5. Расширенные меры сложности учебных курсов
    • 2. 5. Разработка механизмов связывания модулей
  • Выводы по главе 2. НО
    • 3. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
    • 3. 1. Метод построения оптимальных маршрутов обучения
    • 3. 2. Методика организации системы переподготовки персонала промышленных объединений.1 ^
    • 3. 3. иМЬ-диаграммы методик подготовки ЭОР и их использования
    • 3. 3. 1. Диаграммы вариантов использования курсов
    • 3. 3. 2. Спецификация вариантов использования
  • 3. 3 3 иМЬ-схемы работы обучаемого с учебными модулями различных типов
    • 3. 3. 4. иМЬ-схема загрузки и инициализации ОМС плеера
    • 3. 4. Разработка базы данных учебных курсов. I
  • 1. -2 ¿Г
  • Выводы по главе 3
  • 4. РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
    • 4. 1. Структура и функции системы БиГОР
    • 4. 2. Реализация в системе БиГОР модели и метода синтеза маршрутов обучения
    • 4. 3. Анализ результатов аттестации по возрастным группам сотрудников
      • 4. 3. 1. Анализ зависимости по финансово-экономическому блоку
      • 4. 3. 2. Анализ зависимости между результатами аттестации и возрастными категориями сотрудников по блокам
  • 1. ¿¿О
  • Выводы по главе 4

Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатизация и компьютеризация оказывают революционизирующее влияние на различные области человеческой деятельности. Но наиболее существенно их воздействие на интеллектуальные сферы жизнедеятельности людей, на технологии накопления, использования и распространения знаний, включая образовательные технологии. Одной из основных проблем образования, решению которой должны помочь информационные технологии, является проблема обеспечения должного уровня качества обучения. В свою очередь, качество обучения в значительной мере определяется качеством образовательных ресурсов и, прежде всего, качеством электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Важнейшими показателями качества ЭОР являются доступность, научная строгость, полнота. Это — в значительной мере конфликтные показатели. Для поиска удачных компромиссных решений необходимо приспосабливать процесс обучения к уровню знаний и умений, к психологическим особенностям обучаемых. Другими словами, необходимо применять адаптивные среды формирования образовательных ресурсов.

Данная работа, в своей теоретической части, посвящена решению актуальной задачи — разработке методов и алгоритмов построения адаптивной среды создания электронных образовательных ресурсов. В прикладной части работа посвящена реализации предложенных методов и алгоритмов в автоматизированных обучающих системах.

Объектом исследования является система повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Предметом исследования являются методы и алгоритмы синтеза образовательных траекторий.

Цель работы — повышение эффективности системы переподготовки персонала промышленных предприятий, за счет разработки методов, моделей и программных механизмов построения образовательных траекторий.

Для достижения указанной цели в диссертации решены следующие задачи:

1. Анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания.

2. Разработка модели семантической сети знаний предметной области.

3. Разработка метода построения оптимальной траектории обучения.

4. Разработка базы данных и диаграмм поведенческой деятельности участников создания ЭОР.

5. Разработка программно-моделирующего комплекса синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР».

При разработке формальных моделей компонент системы переподготовки в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат, теория графов и др. Системный анализ управления образовательной траекторией в учебных центрах проводился на реальных статистических данных, обработка которых проводилась с помощью современных методов анализа данных с привлечением математических и статистических пакетов.

Научную новизну работы составляют методы и модели системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий. На защиту выносятся:

— модель семантической сети учебного материала в виде И-ИЛИ-графа;

— модели оценки сложности учебной информации и инструментальные средства формирования связности учебных модулей;

— методика профориентации, повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

На основе проведенного исследования в рамках инструментальной системы «БиГОР» разработано математическое и программное обеспечение, реализующее методику построения индивидуальной образовательной траектории. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в системе переподготовки на ряде промышленных предприятий, а также используются при организации учебного процесса на кафедре «АСУ» МАДИ и «САПР» МГТУ им. Н. Э. Баумана.

В первой главе диссертации проводится системный анализ задач, возникающих при создании ЭОР в системе повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Стремительные изменения в сфере современной подготовки кадров подтверждают, что информационные технологии в сфере образования будут пользоваться все большим спросом. При этом, конкуренция на данном рынке будет все больше стимулировать применение самых последний технологий, включая виртуализацию образования.

Вопросам организации учебного процесса с использованием технологий открытого образования посвящены труды Байденко В. П., Гура В. В.,

Яровенко В.А. и ряда других.

Понятия «компетентность», «компетентностный подход» раскрыты в трудах Байденко В. И., Болотова В. А., Ивановой Н. В, Кивы A.A., Лейбовича

А.Н., Чаплыгиной И. В. и других;

Развитию представлений о роли информационных и коммуникационных компетенций в образовании посвящены работы Астафьевой Н. Г., Денисовой А. Л., Кузнецова A.A., Роберт И. В. и ряда других.

Проведен сравнительный анализ информационных технологий, используемых при организации системы аттестации и подготовки кадров, а для создания электронных учебных материалов обоснована мультимедийная направленность. При этом показано, что в обучающую программу должны быть интегрированы видео, аудио, анимации, текст, графика и другие мультимедийные фрагменты, способствующие более эффективному восприятию учебного материала.

Во второй главе диссертации рассматриваются вопросы построения моделей сложности и связности учебной информации с целью индивидуализации обучения.

Далее в работе сформированы основные этапы проектирования правильно структуризированных ЭОР, включающие в себя разработку необходимых понятий и компетенций для элементов учебного курса модулей).

В результате показано, что качество обучения характеризуется актуальностью материала, его структурой, соответствием требованиям государственных стандартов, полнотой охвата видов учебных занятий, оптимальностью объема материала, предъявляемого обучаемому. В значительной мере качество обучения определяется качеством используемых учебных материалов.

В третьей главе разработана методика подготовки и переподготовки персонала, основанная на использовании индивидуальных качеств персонала.

В диссертации предложен метод построения оптимальных маршрутов, адаптированных к индивидуальным потребностям обучаемых. Возможными критериями оптимальности маршрутов могут служить:

• длина маршрута, измеряемая числом модулей или их объемом;

• некоторая функция параметров, входящих в метаданные модулей например, сложность изложения материала).

Индивидуализация маршрута определяется тем, что основными исходными данными при его построении являются данные, характеризующие запросы обучаемого, а также достигнутый им уровень знаний.

В четвертой главе рассматриваются вопросы построения инструментальных средств подготовки персонала. Система БиГОР предназначена для создания и сопровождения баз учебных материалов, синтеза новых ЭОР в соответствии с технологией разделяемых единиц контента, также для использования созданных пособий обучаемыми.

В состав системы входят следующие подсистемы: информационнаябаза учебных материалов (БУМ) — авторская (инструментальная) — среда создания и сопровождения БУМкомпилирующая — подсистема синтеза новых учебных пособийобучающая — подсистема конечных пользователейпоисковаядиагностическая.

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

• на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (1995;2011гг.);

• на заседаниях кафедр «САПР» МГТУ им. Н. Э. Баумана и АСУ МАДИ. Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации образовательного процесса составляет актуальное направление в области теоретических методов и практических подходов к организации системы повышения квалификации и переподготовки.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, занимающих 164 страницы текста, в том числе 43 рисунка, 4 таблицы и список использованной литературы из 80 наименований.

Выводы по главе 4

1. Для программной реализации разработанного метода синтеза маршрутов обучения выбрана система БиГОР, как система в наиболее полной мере реализующая адаптивную технологию разделяемых единиц контента.

2. С помощью версии системы БиГОР, реализующей разработанный метод синтеза маршрутов обучения, сформирован ряд ЭУИ, соответствующих индивидуальным запросам обучаемых.

3. Проведенные исследования показали, что при переходе от одной возрастной группе к другой наблюдается наличие слабой обратной зависимости между уровнем знаний и навыков и возрастными группами сотрудников

4. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом по финансово-экономическому блоку только возрастная категория до 25 лет показала результат, соответствующий высокому уровню знаний и навыков (3% от общей численности персонала). Полученный результат может быть обусловлен тем, что данная возрастная категория недавно прошла обучение в средних и высших учебных заведениях, следовательно, эти сотрудники получили не только современные, но и системные знания. Остальные возрастные категории показали результат, соответствующий среднему уровню знаний и навыков.

5. Анализ результатов экзамена по блокам показал, что наиболее низкий уровень подготовки практически все возрастные категории показали по блоку «Бухгалтерский учет и аудит». Все возрастные категории, кроме возрастной категории до 25 лет показали средний уровень знаний и навыков по блоку «Информационные технологии». Наиболее высокий уровень подготовки все группы показали по блокам «Юридические основы финансово-экономического управления» и «Организационные основы современного финансово-экономического управления».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведен анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания. Показано, что в существующих инструментальных обучающих системах имеются развитые средства для создания интерактивных ЭОР. Однако в них отсутствуют средства для синтеза ЭОР по критериям семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей.

2. Разработана модель семантической сети знаний предметной области.

3. Разработан метод построения оптимальной траектории обучения. В качестве модели задачи синтеза маршрутов обучения в работе предложено использовать семантическую сеть в виде И-ИЛИ-графа, содержащего концепты и учебные модули предметной области, а также смешанные отношения между ними. Задача синтеза маршрута обучения при этом сводится к описанию указанного И-ИЛИ графа в виде логической скобочной формы и ее преобразованию. Выбор оптимального маршрута сводится к выбору дизъюнкта финальной формы, соответствующего минимуму используемого критерия оптимальности маршрута.

4. Разработана база данных и диаграммы поведенческой деятельности участников создания ЭОР.

5. Разработан программно-моделирующий комплекс синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР». С помощью версии системы «БиГОР», реализующей разработанный метод синтеза маршрутов обучения, сформирован ряд ЭОР, соответствующих индивидуальным запросам обучаемых.

6. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде промышленных предприятий, а также в учебный процесс. Показано, что внедрение результатов работы позволяет повысить качество и эффективность процесса профориентации и переподготовки персонала промышленных предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бадалов J1. Экономическое регулирование качества промышленной продукции. — М.: Экономика, 1969. — 234 с.
  2. Отчет о научно-исследовательской работе «Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. http://engineer.bmstu.ru/resources/science/02 0 l002. htm
  3. И.Б., Норенков И. П. Критерии качества дистанционного обучения и структура электронных учебников. http://portal.ntf.ru/BolonskProcess/NFPK-MONI/ko-ob г stat sbor. doc
  4. П.А. Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов // Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование, 2004. -http ://humanities .edu.ru/db/msg/74 844
  5. Педагогика в современных информационно-образовательных средах. http ://www.prosv-ipk.ru/Catalog/show. aspx? OID=EncElem: 5 59 808
  6. А.И., Башмаков H.A. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. — 616 с.
  7. Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под ред С. И. Маслова. М.: Изд-во МЭИ, 2004. — 868 с.
  8. A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: «Новая техника», 2006. — 464 с.
  9. И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 352 с.
  10. Ю.И., Усков B.JI. Консультационно-обучающие системы // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана, сер. Приборостроение, 1993, вып. 3.
  11. И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии, 1996, № 2, с. 22−24.
  12. SCORM. Shareable Content Object Reference Model. 2d Edition. -Advanced Distributed Learning, 2004.
  13. CMI Guidelines for Interoperability AICC. Revision 3.4, 2000. -AICC CMI Subcommittee (http://dcs.isa.ru/)
  14. A.H., Иванников А. Д. Разработка методологии создания системы образовательных порталов. http://ep.informika.ru
  15. Система дистанционного обучения Learning Space 5.0 (Lotus/IBM). http://dl.nw.ru/software/LearningSpace5/
  16. Microsoft Class Server 4.0/ http ://www.microsoft. com/Rus/Education/ ClassServer/Default.mspx
  17. Adobe Acrobat Connect/ http://www.adobe.com/products/acrobatconnect/
  18. Stellus http://ora.stel.ru/
  19. Competentum. МАГИСТР 2008/ http://www.physicon.ru/sdo/magistr-2008/
  20. Система дистанционного обучения REDCLASS. http ://www.redcenter.ru/?sid=43 5
  21. Raptivity http://www.e-learningcenter.ru/uslugi/rapt/
  22. Система дистанционного обучения «CT Курс». http://www.c-in.ru/node/6
  23. Центр eLeaning http://www.e-learningcenter.ru/proiects/campus/
  24. РедакторэлектронныхкурсовCourseLab/http://www.courselab.ru/25. eLeaning Server http^/leamware.ru/static.pl^id^OlO
  25. Прометей http://www.prometeus.ru/
  26. Орокс http://www.mocnit.miee.ru/mocnit/oroks.html
  27. Электронный учебник современное средство обучения. -http://www. gmk-abakan.ru/informobr/gorodskie-seminary/elektronnvi -uchebnik-sovremennoe-sredstvo-obucheniya/
  28. И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровождения информационно-образовательных сред // Информационные технологии, № 8, 2003, с. 34−40.
  29. C.B. Теоретические аспекты проектирования баз знаний электронного учебника // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. (http ://www. eidos .ru/j ournal/2004/0419.htm)
  30. Г. А., Попов А. А., Рудакова Г. М., Сысенко К. В. Оптимальная группировка разделяемых единиц контента в учебные модули на базе системы БиГОР // Информационные технологии, 2008, № 8, с. 70−74.
  31. IEEE 1484.12.1−2002. Learning Object Metadata standard. New York: IEEE, 2002.
  32. Dublin Core Metadata Initiative. http://dublincore.org/
  33. IMS Content Packaging Information Model. Version 1.1.4 Final Specification, http://www.imsglobal.org/content/packaging/cpvlplp4/imscp infov Iplp4. html
  34. Open Course Ware. http://www.ocwconsortium.org/
  35. Open Educational Resources Commons. http://www.oercommons.org/.
  36. Викиучебник. http://ru.wikibooks.org/wiki/
  37. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/ db/portal/sites/portal page. htm
  38. И.П., Уваров М. Ю. База и генератор образовательных ресурсов // Информационные технологии, 2005, № 9, с. 60−66.
  39. И.П., Соколов Н. К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах // Информационные технологии, 2009, № 3.
  40. Л.И., Колгатин А. Г., Колгатина JI.C. Принципы построения автоматизированной системы педагогической диагностики // УСиМ, 2007, № 2, с. 75 81.
  41. Креативная педагогика: методология, теория, практика /под ред. Ю. Г. Круглова. -М: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. -240 с.
  42. Программный продукт «Сеть научных понятий» // http ://www.websamba.com/supertest
  43. A.A., Милова В. М. Экспертно-аналитический метод оценки качества образовательных систем на основе нечетко-множественного подхода//Качество. Инновации. Образование. № 1, 2007, с. 36−41.
  44. Ю.Е. Проектирование интеллектуального учебника // http://www.e-ioe.ru/sod/00/4 00/us.html
  45. П.Д. Исследование и разработка моделей, алгоритмов и программного обеспечения в компьютерных обучающих системах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 2005.
  46. И.Е. Некоторые приемы параллельного программирования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГИРЭА (ТУ), 2008. -188 с.
  47. В. А. Применение теории графов в программировании. -М.: Наука, 1985. -332 с.
  48. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах. М.: Университетская книга, Логос, 2006. -292 с.
  49. А.П., Федорук В. Г. Обзор программных систем многокритериальной оптимизации. Отечественные системы // Информационные технологии, 31, 2008, с. 15−22.
  50. Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. -М.: Дрофа, 2006. -206 с.
  51. Н.К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах. /Норенков И.П., Соколов Н.К.// Информационные технологии № 3 М., 2008. — С. 74−77.
  52. Н.К. Оценка сложности семантической сети в обучающей системе. /Карпенко А.П., Соколов H.K.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2008. Выпуск 11. С. 18−39.URL.
  53. Н.К. Расширенная семантическая сеть обучающей системы и оценка ее сложности. /Карпенко А.П., Соколов H.K.//technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2008. Выпуск 12. С. 15−24. URL.
  54. Н.К. Адаптивные среды создания образовательных ресурсов. /Норенков И.П., Соколов Н. К., Уваров M. K).//technomag/edu/ru
  55. Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2009. Выпуск 3. С. 44−56. URL.
  56. Н.К. Меры сложности семантической сети обучающей системы. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.// Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана Серия «Приборостроение» № 1, 2009. С. 50−66.
  57. Н.К. Синтез оптимальных траекторий обучения. /Соколов H.K.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012. Выпуск 1. С. 1−18. URL.
  58. Состояние и развитие дистанционного образования в мире: Научно-аналитический доклад. М.: Магистр, 1997.
  59. В.А., Пивоварова Н. В. Математические модели технических объектов Мн.: Выш. шк., 1988 — 159с.
  60. Г. Ф., Убиенных А. Г. Сравнительный анализ методов представления знаний в базах знаний. Пенза, Пензенский государственный университет, 2002.
  61. Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. 388 с.
  62. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432с.
  63. C.B., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии, М.: Финстат, 2001. 208с.
  64. Черных И.В. Simulink: среда создания инженерных приложений. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. -496с.
  65. Andersson M. OmSim and Omola Tutorial and User’s Manual. Version 3.4., Department of Automatic Control, Lund Institute of Technology, 1995, pp.45.
  66. Avrutin V., Schutz M. Remarks to simulation and investigation of hybrid systems, // Гибридные системы. Model Vision Studium: Труды междунар. науч.-технич. конф. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с.64−66.
  67. Booch G., Jacobson I., Rumbaugh J. The Unified Modeling Language for Object-Oriented Development. Documentation Set Version 1.1. September 1997.
  68. VisSim, Brooks Cole Publishing, 1996.
  69. , B.A. & Priestley, H.A. Introduction to Lattice and Orders. Cambridge University Press. 1990.
  70. Dmitry Popov, Alexander Khadzhinov. «Safety Subsystem of Intelligent Software Complex for Distance Learning» // Proceedings of 2002 IEEE International Conference on Artificial Intelligence Systems (ICAIS 2002), IEEE Inc. 2002. P.464 -465.
  71. Doignon, J-P., Falmagne J-C. (1999) Knowledge Spaces.
  72. Hyunok Oh, Soonhoi Ha. Hardware-software cosynthesis of multimode multi-task embedded systems with real-time constraints. In Proc. International Symposium on Hardware/Software Codesign, CODES'02, Estes Park, Colorado, May 2002, pp. 133−138.
  73. IMS Content Packaging Information Model, T. Anderson, M. McKell, A. Cooper and W. Young, C. Moffatt, Version 1.1.2, IMS, August 2001.
  74. IMS Question & Test Interoperability: Overview, C. Smythe, E. Shepherd, L. Brewer and S. Lay, Version 1.2, IMS, September 2001.
  75. Osipenko G. Spectrum of a dynamical system and applied symbolic dynamics, Journal of Mathematical Analysis and Applications, v. 252, no. 2, 2000, pp.5 87−616 .
Заполнить форму текущей работой