Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий
![Диссертация: Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий](https://niscu.ru/work/3582956/cover.png)
Анализ результатов экзамена по блокам показал, что наиболее низкий уровень подготовки практически все возрастные категории показали по блоку «Бухгалтерский учет и аудит». Все возрастные категории, кроме возрастной категории до 25 лет показали средний уровень знаний и навыков по блоку «Информационные технологии». Наиболее высокий уровень подготовки все группы показали по блокам «Юридические основы… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1. 1. Сравнительный анализ систем открытого обучения
- 1. 1. 1. Основные преимущества открытого обучения. Ю
- 1. 1. 2. Компьютерные технологии обучения
- 1. 2. Качество электронных образовательных ресурсов
- 1. 3. Методические принципы структурирования учебного материала
- 1. 1. Сравнительный анализ систем открытого обучения
- 1. 4 Основные понятия инструментальных сред создания образовательных ресурсов
- 1. 5. Автоматизированные обучающие системы
- 1. 6. Технологии создания электронных учебных изданий
- 1. 7. Адаптивная технология разделяемых единиц контента
- 1.
- Выводы по главе 1
- 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ СЛОЖНОСТИ И КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
- 2. 1. Подходы к выбору критериев качества ЭОР
- 2. 2. Метрики графа семантической сети
- 2. 3 Меры сложности понятий, модулей, библиотек модулей и учебных курсов
- 2. 3. 1. Меры сложности понятий учебного материала
- 2. 3. 2. Меры сложности модулей
- 2. 3. 3. Меры сложности библиотек модулей учебного материала
- 2. 3. 4. Меры сложности учебных курсов
- 2. 4. Меры сложности в расширенных семантических сетях
- 2. 4. 1. Модель расширенной семантической сети
- 2. 4. 2. Расширенные меры сложности понятий учебного материала
- 2. 4. 3. Расширенные меры сложности модулей
- 2. 4. 4. Расширенные меры сложности библиотек модулей
- 2. 4. 5. Расширенные меры сложности учебных курсов
- 2. 5. Разработка механизмов связывания модулей
- Выводы по главе 2. НО
- 3. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
- 3. 1. Метод построения оптимальных маршрутов обучения
- 3. 2. Методика организации системы переподготовки персонала промышленных объединений.1 ^
- 3. 3. иМЬ-диаграммы методик подготовки ЭОР и их использования
- 3. 3. 1. Диаграммы вариантов использования курсов
- 3. 3. 2. Спецификация вариантов использования
- 3. 3 3 иМЬ-схемы работы обучаемого с учебными модулями различных типов
- 3. 3. 4. иМЬ-схема загрузки и инициализации ОМС плеера
- 3. 4. Разработка базы данных учебных курсов. I
- 1. -2 ¿Г
- Выводы по главе 3
- 4. РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
- 4. 1. Структура и функции системы БиГОР
- 4. 2. Реализация в системе БиГОР модели и метода синтеза маршрутов обучения
- 4. 3. Анализ результатов аттестации по возрастным группам сотрудников
- 4. 3. 1. Анализ зависимости по финансово-экономическому блоку
- 4. 3. 2. Анализ зависимости между результатами аттестации и возрастными категориями сотрудников по блокам
Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информатизация и компьютеризация оказывают революционизирующее влияние на различные области человеческой деятельности. Но наиболее существенно их воздействие на интеллектуальные сферы жизнедеятельности людей, на технологии накопления, использования и распространения знаний, включая образовательные технологии. Одной из основных проблем образования, решению которой должны помочь информационные технологии, является проблема обеспечения должного уровня качества обучения. В свою очередь, качество обучения в значительной мере определяется качеством образовательных ресурсов и, прежде всего, качеством электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Важнейшими показателями качества ЭОР являются доступность, научная строгость, полнота. Это — в значительной мере конфликтные показатели. Для поиска удачных компромиссных решений необходимо приспосабливать процесс обучения к уровню знаний и умений, к психологическим особенностям обучаемых. Другими словами, необходимо применять адаптивные среды формирования образовательных ресурсов.
Данная работа, в своей теоретической части, посвящена решению актуальной задачи — разработке методов и алгоритмов построения адаптивной среды создания электронных образовательных ресурсов. В прикладной части работа посвящена реализации предложенных методов и алгоритмов в автоматизированных обучающих системах.
Объектом исследования является система повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.
Предметом исследования являются методы и алгоритмы синтеза образовательных траекторий.
Цель работы — повышение эффективности системы переподготовки персонала промышленных предприятий, за счет разработки методов, моделей и программных механизмов построения образовательных траекторий.
Для достижения указанной цели в диссертации решены следующие задачи:
1. Анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания.
2. Разработка модели семантической сети знаний предметной области.
3. Разработка метода построения оптимальной траектории обучения.
4. Разработка базы данных и диаграмм поведенческой деятельности участников создания ЭОР.
5. Разработка программно-моделирующего комплекса синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР».
При разработке формальных моделей компонент системы переподготовки в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат, теория графов и др. Системный анализ управления образовательной траекторией в учебных центрах проводился на реальных статистических данных, обработка которых проводилась с помощью современных методов анализа данных с привлечением математических и статистических пакетов.
Научную новизну работы составляют методы и модели системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий. На защиту выносятся:
— модель семантической сети учебного материала в виде И-ИЛИ-графа;
— модели оценки сложности учебной информации и инструментальные средства формирования связности учебных модулей;
— методика профориентации, повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.
На основе проведенного исследования в рамках инструментальной системы «БиГОР» разработано математическое и программное обеспечение, реализующее методику построения индивидуальной образовательной траектории. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в системе переподготовки на ряде промышленных предприятий, а также используются при организации учебного процесса на кафедре «АСУ» МАДИ и «САПР» МГТУ им. Н. Э. Баумана.
В первой главе диссертации проводится системный анализ задач, возникающих при создании ЭОР в системе повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий.
Стремительные изменения в сфере современной подготовки кадров подтверждают, что информационные технологии в сфере образования будут пользоваться все большим спросом. При этом, конкуренция на данном рынке будет все больше стимулировать применение самых последний технологий, включая виртуализацию образования.
Вопросам организации учебного процесса с использованием технологий открытого образования посвящены труды Байденко В. П., Гура В. В.,
Яровенко В.А. и ряда других.
Понятия «компетентность», «компетентностный подход» раскрыты в трудах Байденко В. И., Болотова В. А., Ивановой Н. В, Кивы A.A., Лейбовича
А.Н., Чаплыгиной И. В. и других;
Развитию представлений о роли информационных и коммуникационных компетенций в образовании посвящены работы Астафьевой Н. Г., Денисовой А. Л., Кузнецова A.A., Роберт И. В. и ряда других.
Проведен сравнительный анализ информационных технологий, используемых при организации системы аттестации и подготовки кадров, а для создания электронных учебных материалов обоснована мультимедийная направленность. При этом показано, что в обучающую программу должны быть интегрированы видео, аудио, анимации, текст, графика и другие мультимедийные фрагменты, способствующие более эффективному восприятию учебного материала.
Во второй главе диссертации рассматриваются вопросы построения моделей сложности и связности учебной информации с целью индивидуализации обучения.
Далее в работе сформированы основные этапы проектирования правильно структуризированных ЭОР, включающие в себя разработку необходимых понятий и компетенций для элементов учебного курса модулей).
В результате показано, что качество обучения характеризуется актуальностью материала, его структурой, соответствием требованиям государственных стандартов, полнотой охвата видов учебных занятий, оптимальностью объема материала, предъявляемого обучаемому. В значительной мере качество обучения определяется качеством используемых учебных материалов.
В третьей главе разработана методика подготовки и переподготовки персонала, основанная на использовании индивидуальных качеств персонала.
В диссертации предложен метод построения оптимальных маршрутов, адаптированных к индивидуальным потребностям обучаемых. Возможными критериями оптимальности маршрутов могут служить:
• длина маршрута, измеряемая числом модулей или их объемом;
• некоторая функция параметров, входящих в метаданные модулей например, сложность изложения материала).
Индивидуализация маршрута определяется тем, что основными исходными данными при его построении являются данные, характеризующие запросы обучаемого, а также достигнутый им уровень знаний.
В четвертой главе рассматриваются вопросы построения инструментальных средств подготовки персонала. Система БиГОР предназначена для создания и сопровождения баз учебных материалов, синтеза новых ЭОР в соответствии с технологией разделяемых единиц контента, также для использования созданных пособий обучаемыми.
В состав системы входят следующие подсистемы: информационнаябаза учебных материалов (БУМ) — авторская (инструментальная) — среда создания и сопровождения БУМкомпилирующая — подсистема синтеза новых учебных пособийобучающая — подсистема конечных пользователейпоисковаядиагностическая.
Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:
• на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (1995;2011гг.);
• на заседаниях кафедр «САПР» МГТУ им. Н. Э. Баумана и АСУ МАДИ. Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации образовательного процесса составляет актуальное направление в области теоретических методов и практических подходов к организации системы повышения квалификации и переподготовки.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, занимающих 164 страницы текста, в том числе 43 рисунка, 4 таблицы и список использованной литературы из 80 наименований.
Выводы по главе 4
1. Для программной реализации разработанного метода синтеза маршрутов обучения выбрана система БиГОР, как система в наиболее полной мере реализующая адаптивную технологию разделяемых единиц контента.
2. С помощью версии системы БиГОР, реализующей разработанный метод синтеза маршрутов обучения, сформирован ряд ЭУИ, соответствующих индивидуальным запросам обучаемых.
3. Проведенные исследования показали, что при переходе от одной возрастной группе к другой наблюдается наличие слабой обратной зависимости между уровнем знаний и навыков и возрастными группами сотрудников
4. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом по финансово-экономическому блоку только возрастная категория до 25 лет показала результат, соответствующий высокому уровню знаний и навыков (3% от общей численности персонала). Полученный результат может быть обусловлен тем, что данная возрастная категория недавно прошла обучение в средних и высших учебных заведениях, следовательно, эти сотрудники получили не только современные, но и системные знания. Остальные возрастные категории показали результат, соответствующий среднему уровню знаний и навыков.
5. Анализ результатов экзамена по блокам показал, что наиболее низкий уровень подготовки практически все возрастные категории показали по блоку «Бухгалтерский учет и аудит». Все возрастные категории, кроме возрастной категории до 25 лет показали средний уровень знаний и навыков по блоку «Информационные технологии». Наиболее высокий уровень подготовки все группы показали по блокам «Юридические основы финансово-экономического управления» и «Организационные основы современного финансово-экономического управления».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведен анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания. Показано, что в существующих инструментальных обучающих системах имеются развитые средства для создания интерактивных ЭОР. Однако в них отсутствуют средства для синтеза ЭОР по критериям семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей.
2. Разработана модель семантической сети знаний предметной области.
3. Разработан метод построения оптимальной траектории обучения. В качестве модели задачи синтеза маршрутов обучения в работе предложено использовать семантическую сеть в виде И-ИЛИ-графа, содержащего концепты и учебные модули предметной области, а также смешанные отношения между ними. Задача синтеза маршрута обучения при этом сводится к описанию указанного И-ИЛИ графа в виде логической скобочной формы и ее преобразованию. Выбор оптимального маршрута сводится к выбору дизъюнкта финальной формы, соответствующего минимуму используемого критерия оптимальности маршрута.
4. Разработана база данных и диаграммы поведенческой деятельности участников создания ЭОР.
5. Разработан программно-моделирующий комплекс синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР». С помощью версии системы «БиГОР», реализующей разработанный метод синтеза маршрутов обучения, сформирован ряд ЭОР, соответствующих индивидуальным запросам обучаемых.
6. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде промышленных предприятий, а также в учебный процесс. Показано, что внедрение результатов работы позволяет повысить качество и эффективность процесса профориентации и переподготовки персонала промышленных предприятий.
Список литературы
- Бадалов J1. Экономическое регулирование качества промышленной продукции. — М.: Экономика, 1969. — 234 с.
- Отчет о научно-исследовательской работе «Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. http://engineer.bmstu.ru/resources/science/02 0 l002. htm
- Федоров И.Б., Норенков И. П. Критерии качества дистанционного обучения и структура электронных учебников. http://portal.ntf.ru/BolonskProcess/NFPK-MONI/ko-ob г stat sbor. doc
- Баврин П.А. Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов // Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование, 2004. -http ://humanities .edu.ru/db/msg/74 844
- Педагогика в современных информационно-образовательных средах. http ://www.prosv-ipk.ru/Catalog/show. aspx? OID=EncElem: 5 59 808
- Башмаков А.И., Башмаков H.A. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. — 616 с.
- Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под ред С. И. Маслова. М.: Изд-во МЭИ, 2004. — 868 с.
- Соловов A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: «Новая техника», 2006. — 464 с.
- Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 352 с.
- Норенков Ю.И., Усков B.JI. Консультационно-обучающие системы // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана, сер. Приборостроение, 1993, вып. 3.
- Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии, 1996, № 2, с. 22−24.
- SCORM. Shareable Content Object Reference Model. 2d Edition. -Advanced Distributed Learning, 2004.
- CMI Guidelines for Interoperability AICC. Revision 3.4, 2000. -AICC CMI Subcommittee (http://dcs.isa.ru/)
- Тихонов A.H., Иванников А. Д. Разработка методологии создания системы образовательных порталов. http://ep.informika.ru
- Система дистанционного обучения Learning Space 5.0 (Lotus/IBM). http://dl.nw.ru/software/LearningSpace5/
- Microsoft Class Server 4.0/ http ://www.microsoft. com/Rus/Education/ ClassServer/Default.mspx
- Adobe Acrobat Connect/ http://www.adobe.com/products/acrobatconnect/
- Stellus http://ora.stel.ru/
- Competentum. МАГИСТР 2008/ http://www.physicon.ru/sdo/magistr-2008/
- Система дистанционного обучения REDCLASS. http ://www.redcenter.ru/?sid=43 5
- Raptivity http://www.e-learningcenter.ru/uslugi/rapt/
- Система дистанционного обучения «CT Курс». http://www.c-in.ru/node/6
- Центр eLeaning http://www.e-learningcenter.ru/proiects/campus/
- РедакторэлектронныхкурсовCourseLab/http://www.courselab.ru/25. eLeaning Server http^/leamware.ru/static.pl^id^OlO
- Прометей http://www.prometeus.ru/
- Орокс http://www.mocnit.miee.ru/mocnit/oroks.html
- Электронный учебник современное средство обучения. -http://www. gmk-abakan.ru/informobr/gorodskie-seminary/elektronnvi -uchebnik-sovremennoe-sredstvo-obucheniya/
- Норенков И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровождения информационно-образовательных сред // Информационные технологии, № 8, 2003, с. 34−40.
- Тришина C.B. Теоретические аспекты проектирования баз знаний электронного учебника // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. (http ://www. eidos .ru/j ournal/2004/0419.htm)
- Доррер Г. А., Попов А. А., Рудакова Г. М., Сысенко К. В. Оптимальная группировка разделяемых единиц контента в учебные модули на базе системы БиГОР // Информационные технологии, 2008, № 8, с. 70−74.
- IEEE 1484.12.1−2002. Learning Object Metadata standard. New York: IEEE, 2002.
- Dublin Core Metadata Initiative. http://dublincore.org/
- IMS Content Packaging Information Model. Version 1.1.4 Final Specification, http://www.imsglobal.org/content/packaging/cpvlplp4/imscp infov Iplp4. html
- Open Course Ware. http://www.ocwconsortium.org/
- Open Educational Resources Commons. http://www.oercommons.org/.
- Викиучебник. http://ru.wikibooks.org/wiki/
- Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/ db/portal/sites/portal page. htm
- Норенков И.П., Уваров М. Ю. База и генератор образовательных ресурсов // Информационные технологии, 2005, № 9, с. 60−66.
- Норенков И.П., Соколов Н. К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах // Информационные технологии, 2009, № 3.
- Белоусова Л.И., Колгатин А. Г., Колгатина JI.C. Принципы построения автоматизированной системы педагогической диагностики // УСиМ, 2007, № 2, с. 75 81.
- Креативная педагогика: методология, теория, практика /под ред. Ю. Г. Круглова. -М: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. -240 с.
- Программный продукт «Сеть научных понятий» // http ://www.websamba.com/supertest
- Добряков A.A., Милова В. М. Экспертно-аналитический метод оценки качества образовательных систем на основе нечетко-множественного подхода//Качество. Инновации. Образование. № 1, 2007, с. 36−41.
- Усачев Ю.Е. Проектирование интеллектуального учебника // http://www.e-ioe.ru/sod/00/4 00/us.html
- Рабинович П.Д. Исследование и разработка моделей, алгоритмов и программного обеспечения в компьютерных обучающих системах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 2005.
- Федотов И.Е. Некоторые приемы параллельного программирования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГИРЭА (ТУ), 2008. -188 с.
- Евстигнеев В. А. Применение теории графов в программировании. -М.: Наука, 1985. -332 с.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах. М.: Университетская книга, Логос, 2006. -292 с.
- Карпенко А.П., Федорук В. Г. Обзор программных систем многокритериальной оптимизации. Отечественные системы // Информационные технологии, 31, 2008, с. 15−22.
- Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. -М.: Дрофа, 2006. -206 с.
- Соколов Н.К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах. /Норенков И.П., Соколов Н.К.// Информационные технологии № 3 М., 2008. — С. 74−77.
- Соколов Н.К. Оценка сложности семантической сети в обучающей системе. /Карпенко А.П., Соколов H.K.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2008. Выпуск 11. С. 18−39.URL.
- Соколов Н.К. Расширенная семантическая сеть обучающей системы и оценка ее сложности. /Карпенко А.П., Соколов H.K.//technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2008. Выпуск 12. С. 15−24. URL.
- Соколов Н.К. Адаптивные среды создания образовательных ресурсов. /Норенков И.П., Соколов Н. К., Уваров M. K).//technomag/edu/ru
- Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2009. Выпуск 3. С. 44−56. URL.
- Соколов Н.К. Меры сложности семантической сети обучающей системы. /Карпенко А.П., Соколов Н.К.// Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана Серия «Приборостроение» № 1, 2009. С. 50−66.
- Соколов Н.К. Синтез оптимальных траекторий обучения. /Соколов H.K.// technomag/edu/ru Наука и образование: электронное научно-технич. издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012. Выпуск 1. С. 1−18. URL.
- Состояние и развитие дистанционного образования в мире: Научно-аналитический доклад. М.: Магистр, 1997.
- Трудоношин В.А., Пивоварова Н. В. Математические модели технических объектов Мн.: Выш. шк., 1988 — 159с.
- Убиенных Г. Ф., Убиенных А. Г. Сравнительный анализ методов представления знаний в базах знаний. Пенза, Пензенский государственный университет, 2002.
- Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. 388 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432с.
- Черемных C.B., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии, М.: Финстат, 2001. 208с.
- Черных И.В. Simulink: среда создания инженерных приложений. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. -496с.
- Andersson M. OmSim and Omola Tutorial and User’s Manual. Version 3.4., Department of Automatic Control, Lund Institute of Technology, 1995, pp.45.
- Avrutin V., Schutz M. Remarks to simulation and investigation of hybrid systems, // Гибридные системы. Model Vision Studium: Труды междунар. науч.-технич. конф. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с.64−66.
- Booch G., Jacobson I., Rumbaugh J. The Unified Modeling Language for Object-Oriented Development. Documentation Set Version 1.1. September 1997.
- VisSim, Brooks Cole Publishing, 1996.
- Davey, B.A. & Priestley, H.A. Introduction to Lattice and Orders. Cambridge University Press. 1990.
- Dmitry Popov, Alexander Khadzhinov. «Safety Subsystem of Intelligent Software Complex for Distance Learning» // Proceedings of 2002 IEEE International Conference on Artificial Intelligence Systems (ICAIS 2002), IEEE Inc. 2002. P.464 -465.
- Doignon, J-P., Falmagne J-C. (1999) Knowledge Spaces.
- Hyunok Oh, Soonhoi Ha. Hardware-software cosynthesis of multimode multi-task embedded systems with real-time constraints. In Proc. International Symposium on Hardware/Software Codesign, CODES'02, Estes Park, Colorado, May 2002, pp. 133−138.
- IMS Content Packaging Information Model, T. Anderson, M. McKell, A. Cooper and W. Young, C. Moffatt, Version 1.1.2, IMS, August 2001.
- IMS Question & Test Interoperability: Overview, C. Smythe, E. Shepherd, L. Brewer and S. Lay, Version 1.2, IMS, September 2001.
- Osipenko G. Spectrum of a dynamical system and applied symbolic dynamics, Journal of Mathematical Analysis and Applications, v. 252, no. 2, 2000, pp.5 87−616 .