Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Процессы очистки отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов от твердых частиц фильтрами, изготовленными по СВС-технологиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Созданные металлокерамические фильтры для очистки отработавших газов печей химической промышленности и дизельных агрегатов с использованием пористых проницаемых СВС-материалов, полученных из отходов машиностроения и цветной металлургии, обеспечивающие эффективность очистки от твердых частиц 75, 80 и 90% при одно-, двухи трехступенчатой очистке соответственно, что позволяет выполнять требования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц. Цели и задачи исследования
    • 1. 1. Происхождение и концентрации твердых частиц в составе отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов
    • 1. 2. Пути снижения вредных выбросов с отработавшими газами химических производств и дизельных агрегатов
    • 1. 3. Типы конструкций фильтров для очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц
    • 1. 4. Виды материалов, используемых для фильтрации отработавших химических производств и дизельных агрегатов
    • 1. 5. Требования к фильтрам для очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц
    • 1. 6. Методы регенерации фильтров для очистки отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов от твердых частиц
    • 1. 7. Цели и задачи исследования

    Глава 2. Методики проведения экспериментального исследования. Экспериментальные установки для определения эффективности очистки отработавших газов химических производств и дизелей от твердых частиц. эЧ

    2.1.Программа и методика проведения экспериментальных исследований.

    2.2.Экспериментальные установки для испытаний блочных СВСфильтров очистки газов от твердых частиц.

    2.3.Базовая конструкция фильтра для очистки отработавших газов химических производств и дизелей от твердых частиц.

    2.4,Оценка эффективности снижения шума выпуска и улучшение искрогашения в пористых проницаемых СВС- фильтрах.

    2.5.Оценка фильтрующих свойств СВС- материалов.

    2.6.Методики оценки уровней вредных выбросов с отработавшими газами химических производств и дизелей.

    2.7.Оценка погрешностей измерений и расчетов.

    2.8.Методика расчета выбросов твердых частиц при их определении различными способами.

    2.9.Результаты изучения структуры продукта синтеза.

    2.10. Выводы по главе 2.

    Глава 3. Моделирование процессов фильтрации отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов от твердых частиц.

    3.1.Состояние отработавших газов на входе пористых проницаемый фильтр для их очистки от твердых примесей.

    3.2.Моделирование процесса фильтрования отработавших газов в пористых проницаемых СВС- блоках.

    3.3.Противодавления, создаваемые пористыми проницаемыми фильтрами твердых частиц на выпуске дизеля.

    3.4.Температурные состояния пористых СВС- блоков.

    3.5.Результаты моделирования.

    3.6.Выводы по главе 3.

    Глава 4. Результаты экспериментальной оценки эффективности применения пористых проницаемых СВС- блоков для очистки отработавших газов химических производств и дизелей от твердых частиц.

    4.1. Результаты экспериментальной оценки распределения твердых частиц в составе отработавших газов химических производств и дизелей.

    4.2. Результаты оценки влияния пористости, толщины стенок и количества фильтров из СВС- материалов на качество очистки отработавших газов.

    4.3. Определение уровней выбросов твердых частиц с отработавшими газами.

    4.4. Исследование структуры и характеристик пористых СВСфильтров.

    4.5. Оценка реализации раздельной очистки отработавших газов химических производств и дизелей от твердых частиц в СВС-фильтрах.

    4.6. Оценка эффективности снижения шума выпуска.

    4.7. Оценка эффективности искрогашения и пламягашения пористыми СВС- фильтрами.

    4.8. Выводы по главе 4.

Процессы очистки отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов от твердых частиц фильтрами, изготовленными по СВС-технологиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Интенсивное развитие промышленности и энергетики в последние десятилетия привело к возрастающему загрязнению окружающей среды всеми видами вредных выбросов. Годовые выбросы вредных веществ в атмосферу в мире составляет: — естественные: по оксиду углерода (СО) — 0.21 млн. тонн, по углеводородам суммарно (СХНУ) — 300 млн. тонн, по твердым частицам (ТЧ) -170млн. тонн- - антропогенные: по СО — 200млн. тонн, по СХНУ — 50 млн. тонн, по твердым частицам — 20 млн. тонн.

В России суммарные выбросы от стационарных источников составляют суммарно — 18.1 млн. тонн, от транспортной энергетики — 10.9 млн. тонн. До 3.5 млн. тонн приходится на вредные выбросы химической промышленности.

По определению Американского агенства по охране окружающей среды (ЕРА) под твердыми частицами следует понимать «. любое вещество, за исключением воды, которое при температуре менее 51.7 °С осаждается на фильтре».

Вредные выбросы трубчатых печей в нефтеперерабатывающей промышленности России составляют около 1500 тыс. тонн в год, в том числе: углеводородов — 1182, оксидов серы — 232, оксидов азота — 27, оксида углерода — 112. твердых частиц — 14, прочих — 16 тыс. тонн.

Удельные выбросы с отработавшими газами (ОГ) дизельных агрегатов нефтеперерабатывающих комплексов достигает в настоящее время 0.25−2.0 г/кВт*ч, в то время как нормы стандартов предписывают от 0.1 до 0.02 г/кВт*ч к 2005 году.

Улучшение экологической обстановки связано с проведением ряда меро приятий, направленных на снижение уровней выбросов ТЧ с ОГ в химичекой промышленности и транспортной энергетике. Решением проблемы снижения выбросов только ТЧ в атмосферу является актуальным направлением. Поскольку опыт разработки процессов и аппаратов для очистки газов в основном сосредоточен в химической промышленности, существует возможность переноса его в другие отрасли производств.

С появлением новых технологий изучения каталитических материалов, например, технологий самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС-технологий) возникли перспективы развития процессов и конструкций аппаратов для очистки газов. Исследования в этой области способствуют решению экологических проблем и являются актуальными.

Целью работы является исследование процессов фильтрации и очистки отработавших газов химических производств и транспортной энергетики от твердых частиц фильтрующими элементами, полученными на основе СВС-технологий, и создание агрегатов, обеспечивающих высокую степень очистки.

Задачами исследования явились следующие:

1. Определить физико-технические характеристики пористых проницаемых фильтров из металлокерамики, полученных с применением СВС-технологий;

2. Определить гидравлические сопротивления пористых проницаемых фильтров твердых частиц и дисперсионный состав фильтруемых твердых частиц в отра,-ботавших газах химических производств и транспортной энергетики;

3. Разработать математическую модель фильтрации через пористую проницаемую перегородку фильтра твердых частиц и выполнить на ней исследования по подбору параметров для проектирования фильтров очистки отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов;

4. Разработать конструкции агрегатов с фильтрующими элементами на базе СВС-технологий, создать опытные их образцы;

5. Провести испытания на химических производствах и дизельных агрегатах по определению качества очистки от твердых частиц и возможностям очистке от вредных веществ;

6. Создать опытную промышленную партию агрегатов очистки от твердых частиц и провести ее апробирование в промышленности и на транспорте.

Научная новизна работы заключается: — в установлении явления захвата в фильтрах, полученных СВС—технологиями, твердых частиц в 9−13 раз меньших по размеру среднего диаметра пор вследствие гребенчатой лабиринтной структуры последнихв установлении факта проявления каталитических свойств фильтров при синтезе пористых материалов с добавлением в шихту никеля и хрома или меди, никеля, родия и иридия, позволяющего при температуре 720−790К снижать концентрации в газах оксидов азота на 60−65%, углеводородов — на 70−75%, оксидов углерода — на 70−75%- в установлении закономерности распределения твердых частиц в отработавших газах по размерам в зависимости от параметров эксплуатации печей химических производств и наличия окислителей в зонах горения, от тепловой напряженности печей и дизельных агрегатов.

Практическая значимость работы заключается:

1. В разработке составов шихт для изготовления пористых проницаемых фильтров СВС-технологиями, обеспечивающих необходимые физико-химические свойства, фильтрацию твердых частиц отработавших газов химических производств и дизельных агрегатов, каталитическое дожигание твердых частиц на поверхностях пор фильтров;

2. В разработке фильтров для каталитического окисления продуктов неполного сгорания и восстановления оксидов азота отработавших газов химических производств и транспортной энергетики;

3. В разработке конструкций аппаратов-нейтрализаторов газов, создании опытных образцов с унифицированными пористыми блоками, выпуске опытной партии фильтров твердых частиц;

4. В создании математической модели пористого проницаемого фильтра, позволяющей в период, предшествующий конструированию фильтров, определять оптимальные размеры, пористость и другие параметры.

Работа выполнена в рамках программы «Экология» СО РАН, региональной научно-технической программы «Алтай».

Реализация результатов исследований. Разработанные положения и математическая модель используется в практике проектирования фильтров твердых частиц для химической промышленности и транспортной энергетике в ПО ФГУП «Алмаз», где смонтированы линии по производству фильтров.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международных научно-технических конференциях по СВС-материалам в 2000 и 2001 годах, 57-й, 58-й, 59-й и 60-й научно-технических конференциях Алтайского государственного технического университета им. Й. И. Ползунова, на научных семинарах в городах: Новосибирске, Самаре, Москве в 1999;2002 годах.

Публикации. По теме диссертационной работы всего опубликовано две монографии и девять статей в сборниках научных работ АлтГТУ им. И. И. Ползунова, получен один патент Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав,.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В результате теоретических и экспериментальных исследований по снижению выбросов твердых частиц с отработавшими газами химических производств и дизельных агрегатов методом фильтрации в пористых проницаемых материалах, полученных из отходов машиностроения и цветной металлургии технологией самораспространяющегося высокотемпературного синтеза, можно сделать следующие основные выводы:

1. Созданные металлокерамические фильтры для очистки отработавших газов печей химической промышленности и дизельных агрегатов с использованием пористых проницаемых СВС-материалов, полученных из отходов машиностроения и цветной металлургии, обеспечивающие эффективность очистки от твердых частиц 75, 80 и 90% при одно-, двухи трехступенчатой очистке соответственно, что позволяет выполнять требования ПДВ для предприятий химической промышленности и стандарта ЕВРО-3 для дизелей;

2. Разработанная математическая модель фильтрации через пористую перегородку позволяет на стадии проектирования решать задачи подбора пористости, механической прочности, эффективности очистки, геометрических размеров фильтров при заданных ограничениях по создаваемым противодавлениям отработавших газов;

3. Созданные пористые металлокерамические фильтры обеспечивают периодическую регенерацию, прочность на сжатие до 150 МПа и виброустойчивость до трех часов при частоте 150 Гц;

4. Фильтры создают противодавления на выпуске из печей химической промышленности в пределах от 2,6 до 2,8 кПа, что позволяет обеспечить полноту сгорания при малом дутье в нагревательных печах и для дизелей в пределах 5.88−6.37 кПа, что позволяет сохранить топливную экономичность последних в пределах 218+3 г/(кВт*ч);

5. Установлено, что ввиду высокой извилистости и внутренней гребенчатой лабиринтной структуры пор, СВСматериалы захватывают твердые частицы по размерам в 9 — 13 раз меньшим средних диаметров пор;

6. Установлено, что пористые проницаемые СВС-материалы путем добавления никеля, хрома, меди, никеля, иридия и родия приобретают каталитические свойства, что позволяет при температурах 720−790К снижать выбросы оксидов азота на 60−65%, углеводородов суммарно на 70−75%, оксида углерода на 75−80%;

7. Распределения твердых частиц по размерам средних диаметров в отработавших газах технологических печей химических производств и дизельных агрегатов зависит от параметров эксплуатации, избытка окислителя в зонах горения и функционально связаны с тепловой напряженностью печей и дизелей;

8. В целях повышения эффективности очистки отработавших газов от твердых частиц до 90% и выше на всех режимах эксплуатации и создания минимальных противодавлений на выпуске, увеличения периода между процессами регенерации фильтров рекомендуется использовать раздельную по фракциям очистку;

9. В целях унификации фильтров рекомендуется их производство с толщиной стенки 10−12 мм и, в зависимости от расхода отработавших газов, вести комплектацию различных фильтров, как в химической промышленности, так и на транспорте, из одних типоразмеров фильтрующих металлокерамических каталитических блоков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Б., Цирульников J1. Технология сжигания горючих газов и жидких топлив. — Л.: Недра, 1984. — 238с.
  2. A. Ceramic filter for Diesel Particulates // Diesel Prog. N Amer. -1987. -47, N6. pp.46,47,50
  3. Abgastrubung balbe von untergeordneter Bedeutung? // Automob. Ref., 1989,-84,-N10, -53−55
  4. Aspects of Influencing Oil Consuption in Diesel Engines for Low Emissions/ Jakobs R.J., Westbrooke K. // SAE Tehn. Pap. Ser., -1990, N900587, -p.1−18
  5. Т.А., Хаскин В. В. Экология.- М.: Юнити, 1998.- 320с.
  6. Активность оксидного медноцериевого катализатора при нейтрализации выхлопных газов автомобилей и промышленных выбросов/ Крылов И. О., Симон Т. В., Крылова A.B. // Хим. и нефтегаз. Машиностроение.- 1997. № 4.- с. 62−64
  7. Bosch. Автомобильный справочник. Перевод с анг. Первое русское издание.- М.: Изд-во «За рулем», 2000. -896 с.
  8. Е.В., Гладков O.A. Уменьшение вредных выбросов дизелей при стендовых испытаниях: Обзор.- М.: ЦНИИТЭИ тяжмаш, 1989. 28 с.
  9. В.Г. Влияние содержания серы на изменение активности катализатора / Тез. междунар. н-т. конф. 4−6 дек. 1996 г.- МАДИ-ТУ, 1998.-С.39−42
  10. Borman F.N. The effects of air pollution on the New England landscape // Ambio.-1982. Vol ll.-№ 6.-p.338−346.
  11. С.А. Физические основы и математическое моделирование процессов сажевыделения и теплового излучения: Автореф. докт. дис.-JL: ЛПИ, 1982.- 35 с.
  12. H.A., Королев Е. В. Экспериментальное исследование механизма образования дизельной сажи // Труды ЦНИДИ. -Л.: ЦНИДИ, 1983.-С. 143−145.
  13. H.A., Смайлис В. И. Исследование высокотемпературной сублимации и дисперсионного состава дизельной сажи // Труды ЦНИДИ, — Л.: ЦНИДИ, 1980.-С. 81−89.
  14. P.A. Закоксовывание катализаторов.- Новосибирск: Наука, 1983.207 с.
  15. И.В., Смирнова Т. Н., Голосман Е. З. Нейтрализация отработавших газов ДВС на основе цементосодержащих катализаторов / Двигателестроение.-1998.- № 2.- С.40−41
  16. Г. П., Кротов Ю. А. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде.- Л.: Химия, ЛО, 1985.-528 с.
  17. Э.П., Семенов C.B. Основы теории пограничного слоя: Учебное пособие.- Новосибирск: РАН. Институт теплофизики, 1994.- 224 с.
  18. И.Л., Малов Р. В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля.- М.: Транспорт, 1968.- 128 с.
  19. В.И. Режим турбулентной фильтрации/ Повышение экологической безопасности автотракт, техники: Сб. статей/ Под ред. д.т.н., проф. Новоселова А.Л./ Академия транспорта РФ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова.- Барнаул, 1999.- С.72−77.
  20. Verfahren vum Wickeln von Partikelfiltern /WennerVerch, Baumarm Robert, Herman Werner //MAN Tehnologie GmbH № p3602153, B07D 39/16, B65H 81/04.
  21. Verminderung der Stickoxdemissionen durch chemisch Nachbehandlung der Abgase?/Schindebauer N., Lenz H.P., Krill A. // MTZ.- 1988, — 49, — № 4,-161
  22. Возможности каталитической нейтрализации отработавших газов дизелей/ Синицын В. А., Новоселов A.A./ Повышение экологической безопасности автотракторной техники: Сб. статей/ Академия транспорта РФ, АлтГТУ. Барнаул, 1998.- С. 109−111.
  23. В.А., Новоселов А. Л., Лоскутов A.C. Снижение дымносш дизелей/ Алт. краевое правление союза НИО СССР.- Барнаул: Б.И., 1991.-№.- 140 с.
  24. И.П., Звонов В. А., Гавриленко П. Н. Улучшение показателей дизелей применением турбулизаторов в камерах сгорания с каталитическим слоем // Двигателестроение. 1990.- № 1.- С.47−49
  25. Воздействие выбросов автотранспорта на природную среду. Рига: Зинате, 1989.- 140 с.
  26. В.Я. Физико-химические и теплообменные процессы в каталитических нейтрализаторах с утилизацией теплоты отработавших газов // Двигателестроение.-1991.- № 1, С.47−49
  27. H.A. Двигатели соответствующие ЕВРО-1 // Грузовик. 1996.-№ 5.- С.30−31
  28. Н.И. Основные процессы и аппараты химической технологии. М.: Химия, 1981. — 812с.
  29. Газ как средство обеспечения требований «ЕВРО-2"/ Гусаров А. П., Вайсблюм М. Е., Соколов М. Т. //Автомоб. промышленность.-1997. № 11.-С.27−29
  30. В.В., Патрахалыдев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учебн. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998.-214 с.
  31. М.А., Желтяков В. Т., Тер-Мекртчян. Современные автомобильные двигатели и их перспективы //Автомобильная промышленность. 1996.- № 7 — с. 9−16.
  32. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985.-120 с.
  33. X., Лейн В. Аэрозоли пыли, дымы, туманы / Пер. с англ. Под ред. Н. А. Фукса. Изд. 2-е стереотип. — Л.: Химия, ЛО, 1972. — 427 с.
  34. Development of Closed Loop Secondary Air Control Three-Way Catalyst System // SAE Techn. Pap. Ser-1980, N800395, -pp. 1−9
  35. Durability of palladium only three-way automotive emission control catalysts / Summers J.C., White J.J., Williamson W.B. // SAE Techn. Pap. Ser. 1989, -N890794.-pp. 1−16
  36. Diesel-Partikel-Filtersystem / Hebezeuge und Forderm. 1999/ - 39, N1−2. -C.19
  37. Dalla Yalle J.M. Prinziples desing, Applecationes and Performance of Dry International and Motor-Powered Separators // Air Pollution, 1952, p. 342.
  38. И.П. Атмосфера должна быть чистой. М.: Прогресс, 1973. — 379 с.
  39. О.И., Ложкин В. Н. Пути снижения токсичности отработавших газов автотранспортных двигателей: Обзор /ЦНИИТЭИ -тракторсельхозмаш, серия I, вып. 13. М. — 1984. — 54 с.
  40. Г. С. Вопросы снижения токсичности отработавших газов автотранспорта // ВИНИТИ 1990 — № 15
  41. В.В., Вольпе Б. М., Гарколь Д. А. Создание принципов обобщений СВС-технологии дисперсного композиционного материала // Труды АлтГТУ. Вып. 1. Барнаул, 1993. — С. 3−18.
  42. И.В., Фомин В. М., Салахадин Муса. Сажевые фильтры из пенометалла // Тракторы и с/х машины. 1997. — № 4. — с.15−16
  43. Exhaust gas-purifying system for internai combustion engines: Patent of USA N5600949, FOI N3/28
  44. Erstmaes Metallkatalysator im Porsche Carrera // MTZ. 1989. N1. — p.18
  45. Evolution of a reprocessed fuel in a high-speed diesel engine / Gurnev M, Daniel, Simkins Russel E., Giannini Robert M. // SAE Techn. Pap.Ser. 1987, -№ 871 393, — 1−10.
  46. Engine combausion and evolution technology // Ohsuda M., Sorna K., Kawabe R. And other //Hitachi. 1995. — № 3. — c. 131−138
  47. О.И., Китросский Н. А., Моисеев С. П. Разработка каталитических нейтрализаторов для очистки отработавших газов дизельных двигателей // Снижение токсичности ДВС / Докл. уч. Симпозиума. М.: МТиСХМ, 1981. — 241−249
  48. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. Справочник в 2-х частях. Перевод с англ. / Ред. Колверт С., Инглунд Г. М. М.: Металлургия, 1988.
  49. В.Н. Промышленные загрязнения атмосферы. К.: Наукова думка, 2002. — 172с.
  50. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Изд-во АН СССР, 1947. 147 с.
  51. Zinner К. Einige Ergebniss realer Keisprozessrechnungen uber die Beeinflussungsmoglichkeiten des Wirkungsgrades von Dieselmotoren // MTZ-1970/- Bd.31. Hf.6. — S. 243−246.
  52. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973.-200 с.
  53. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  54. В.А. Образование загрязнений в процессах сгорания. Луганск: Изд-во Восточно украинского гос. ун-та, 1998. — 320с.
  55. Закоксование и регенерация катализаторов дегидрогирования при получении мономеров CK. Новосибирск: Наука, СО, 1968. — 64с.
  56. Я.Б. Химическая физика и гидродинамика: Избранные труды / Под ред. Ю. Б. Харитона. М.: Наука, 1984. — С. 233−246.
  57. И.И., Письмен JIM. Инженерная химия гетерогенного катализа.-Л.: Химия, 1972. 464 с.
  58. Исследование роста частиц сажи // Автомобильная промышленность США. 1984. № 6. С. 10.
  59. Интегральные технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза: Монография / В. В. Евстигнеев, Б. М. Вольпе, И. В. Милюкова и др. М.: Высшая школа, 1996. — 274 с.
  60. П.А. Основы анализа дисперсного состава промышленных пылей и измельченных материалов. Изд. 2-е испр. Л.: 1974. — 280 с.
  61. Н.М., Бондарева Т. И., Беренгартен М. Г. Общая химическая технология. М.: Высшая школа, 1985 448с.
  62. Л.А., Новоселов A.A. Конструктивные решения каталитических нейтрализаторов с СВС-блоками для автомобильных двигателей // Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. № 2 — 1999. — С. 155.
  63. Cross Rich ЕРА s school of hard NOx // Commer. Carrier J. 1996. 153. -N9.-p. 64−69
  64. Си -К V catalysts for diesel soot combustion / Serra V., Saracco G., Bad in i С, Specchia V. // Rev. Combust. — 1996. — 50, N10. — C.383−390
  65. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей /' С).И. Жегалин, H.A., Китросский и др. М.: Транспорт, 1979. — 80 с.
  66. В.Ф. Технические и экономические аспекты выбора противотоксических мероприятий для двигателей // Автомобильная промышленность. 1980. — № 3. — С.1−3
  67. Л.Ф., Кормина Л. А. Инженерные методы защиты окружающей среды. Техника защиты атмосферы и гидросферы от промышленных загрязнений: Учебное пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2000. — 394с.
  68. И.Е., Шмат К. Н., Кузнецов С. И. Оборудование для санитарной очистки газов: Справочник/ Под общ. ред. д.т.н. И. Е. Кузнецова. Киев: Техника, 1989.-304с.
  69. Long R., Chakraborty В. The Formation of Soot and polycyclic bromatic Hudrocarbons in Diffusion Flammer // Combustion and Flame. Vol.12. -1968.-№ 3.-226 p.
  70. B.H., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лукакина. М.: Высшая школа, 2001. -273 с.
  71. K.M. Техногенные последствия выбросов химических производств. М.: Мир, 201. — 217с.
  72. A.C., Новоселов А. Л., Вагнер В. А. Снижение выбросов окислов азота дизелями в атмосферу. Барнаул: Алт. Краевое правление Союза НИО СССР, 1990. — 120 с.
  73. П.Д., Володин В. М., Маев В. Е., Коньков Р. Г. Снижение выбросов сажи с отработавшими газами тракторных дизелей. М.: ЦНИИТАИ автосельхозмаш, 1991. — 31 с. (Сер. 1. Тракторы и двигатели- Вып. 1)
  74. В.Н., Трофименко Ю. В. Экологически чистая автомобильная энергоустановка: понятие и количественная оценка // Итоги науки и техники. ВИНИТИ Сер. Автомобильный и городской транспорт. М.: ВИНИТИ, 1998. Т. 18.
  75. Mauch W. Kumulieter Energieaufwand von Lastkraftwagen // ATZ. 1994. -№ 2. — S. 116−124.
  76. A.A., Новоселов А. Л. Перспективы применения СВС-каталитических фильтров для очистки отработавших газов автомобилей // Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. № 2. — 1999. — С. 157−158.
  77. A.A., Новоселов A.A. Эффективность СВС-каталитических блоков в нейтрализаторах для дизелей // Вестник АлтГТУ им. И. М. Ползунова. -№ 2. 1999. — С. 156.
  78. A.A., Павлюк A.C. Оценка эффективности нейтрализации отработавших газов дизелей / Исслед. и соверш. быстроход. Двигателей: Межвуз. сб. научн. трудов. Барнаул: АлтГТУ, 1997. -С.5−8
  79. С.И., Казанина Н. И., Прохорова Е. К. Справочник по контролю вредных веществ: Справочное издание. М.: Химия, 1988. -496с.
  80. A.A., Новоселов A.A., Артеменко Е. М., Русаков В. Ю. Уровни вредных выбросов транспортных дизелей с отработавшими газами // Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. № 3. — 2001. — С. 83−87.
  81. Р.В. Влияние угара масла на состав продуктов сгорания дизеля // Сб. трудов ВЗПИ. Выпуск 104. М.: ВЗПИ, 1977.-С. 151−155.
  82. А.Г. СВС- процесс: теория и практика горения. -Черноголовка, 1981. 31 с.
  83. АЛ., Мельберт A.A., Беседин С. Л. Основы инженерной экологии в двигателестроении: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1993.-98 с.
  84. А.Л., Мельберт A.A., Ковалева JI.A. Развитие конструкций многоступенчатых блочных нейтрализаторов отработавших газов дизелей// Ползуновский центр АлтГТУ // Ежегод. сб. научн. трудов. -Барнаул, 1997. С. 26−29
  85. АЛ., Лебедева O.A., Ковалева Л. А. Влияние типа катализатора на эффективность нейтрализатора отработавших газов // Ползуновский центр АлтГТУ / Ежегодный сб. научн. трудов. Барнаул, -1997.-С.30−31
  86. A.JI., Унгефук A.B., Мельберт A.A., Новоселов A.A. Оценка эффективности очистки отработавших газов дизелей в каталитических нейтрализаторах // Двигателестроение. 2000. — № 3. — С.35−36.
  87. А.Н. Состояние проблемы снижения вредных выбросов дизелей // Труды Алт. гос. техн. ун-та им. И. И. Ползунова. Вып. 1. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1993.- С.83−96.
  88. А.Л., Пролубников В. И., Тубалов Н. П. Совершенствование очистки отработавших газов дизелей на основе СВС-материалов. -Новосибирск: Наука, 2002. 96с.
  89. Л.А., Смайлис В. И. Уровень и перспективы снижения токсичности и дымности судовых, тепловозных и промышленных дизелей: Обзор. М.: ЦНИИ ТЭИтяжмаш, 1990. — 28 с. (ДВС сер. 4. вып. З).
  90. Nebenreaktionen am Abgaskatalysator / Rohefing Hanz, Peters Michael, Koning Axsel // MTZ: Motortechn-Z. 1989. — 50 — N6 c.269−272
  91. В.Г. Городской автомобиль и экология // Автомобильная промышленность. 1999. — № 3. — С. 10−12.
  92. Нейтрализация отработавших газов двигателя дизель-генератора /Соверш. Быстроход. ДВС. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999. — с. 96−97.
  93. New Emissions Standards: The Search For Solutions Continues / P. Mullins // High Speed Diesels and Drives, 1991, May, pp. 36−40
  94. A.B., Белоусов А. Д., Протасов C.H. Приведение дымкости и токсичности отработавших газов тракторных дизелей к стандартным атмосферным условиям // Двигателестроение. № 9. — 1989.- С.40−57.
  95. A.A., Новоселов А. Л., Мельберт A.A. Развитие систем каталитической очистки отработавших газов ДВС / Совершенствование систем автомоб., тракт, и агрегатов: Сб. статей в 2-х частях, часть I. -Барнаул: АлтГТУ, 1999. С.52−57
  96. А.Л., Унгефук A.B., Мельберт A.A. Решение проблемы совершенствования экологических показателей поршневых ДВС /7 Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. 2000. — № 2. — С. 13−19.
  97. М.О., Султанов М. Ю., Беленький М. С. Эффект ивность применения платинового, палладиевого и меднохромокислого катализаторов для обезвреживания отработавших газов двигателя // Автомобильная промышленность. № 3. — 1973. — С. 13−14.
  98. Охрана труда и экологическая безопасность в химической промышленности/ A.C. Бобков, A.A. Бликов, И. А. Роздин, E.H. Хабарова. М.: Химия, 1998. — 400с.
  99. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив /Ф.Г. Бакиров, В. М. Захаров, И. З. Полищук, З. Г. Шайхутдинов. -M.: Машиностроение, 1989. 128 с.
  100. Освоение серийного производства пористых изделий на основе технологии активированного спекания / В. В. Евстигнеев, В. Н. Рахманов,
  101. B.Д. Гончаров, В. И. Пролубников /Самораспространяющийся высокотемпературный синтез. Материалы и технологии. Новосибирск: Наука, 2001.-С. 37−39.
  102. Об изменении активности катализаторов в процессе эксплуатации / A.A. Самахов, Н. М. Зайдман, М. Д. Чижик, P.A. Буянов. Новосибирск: Наука, 1976.- 108 с.
  103. Оценивание параметров эмпирических зависимостей методом центра неопределенностей / В. И. Белов, Ф. Г. Унгер, Ю. А. Карбаинов, В. И. Пролубников, Н. П. Тубалов. Новосибирск: Наука, 2001. — с.
  104. On the emission from internal combustion engines: A review. Abbiec-Rahman A.A. // Int. J. Enerjy Res. 1998. — 22,№ 6. — C. 483−513.
  105. A.C., Мельберт A.A. Системный подход в решении проблемы снижения вредных выбросов ДВС / Повышение экологической безопасности автотранспортной техники: Сб. статей / Академия транспорта РФ, АлтГТУ Барнаул, 1998. — с. 5−9.
  106. А.Н., Николаев П. И. Процессы и аппараты химической технологии. М.: Химия, 1987. — 320с.
  107. Снижение вредных выбросов автомобильных двигателей в атмосферу / Новоселов А. Л., Мироненко В. Ф., Токарев А. Н. и др. / Под ред. Новоселова А. Л. Барнаул: Алтайское краевое правл. Союза НИО СССР, 1988.-97с.
  108. Снижение токсичности автотранспортных дизелей: Учебное пособие / Новоселов А. Л., Новоселов C.B., Мельберт A.A. и др. / Под ред. A.A. Новоселова.- Барнаул: Б.И., 1996.- 122 с.
  109. Strengh and termal shok resisttance of segmented wall-flar diesel filters/' Gulati Serech T. // SAE Techn. Pap. Ser.-1986.-№ 860 008, pp. 11−18.
  110. Schwarz A. Deutchland als Yertretez //KFZ/ Anzeiger. — 1989 Ш. — 24, 26,28, 30−31.
  111. В.И. Малотоксичные дизели.- Л.: Машиностроение, ЛО, 1972.- 128 с.
  112. H.H., Волжинский А. И. Химические реакторы в примерах и задачах. Л.: Химия, 1986. -224с.
  113. H.H. Развитие теории цепных реакций и теплового самовоспламенения. М.: Знание, 1969. — 94с.
  114. A.A., Зайдман Н. М., Чижик М. Д. Буянов P.A. Об изменении активности катализаторов в процессе эксплуатации. Новосибирск: Наука, СО, 1976.- 107с.
  115. Снижение токсичности отработавших газов дизелей методами каталитической нейтрализации на блочных СВС-фильтрах /Наука -городу Барнаулу Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. — С. 146.
  116. Л.И., Иванченко A.A., Щербаков A.A. Моделирование и расчет образования вредных веществ в цилиндре двигателя // Всерос. н.-метод, конф.: Тезисы докл., ч 2.-С.-П6.-1996.- С.236−238.
  117. В.И., Якунчиков B.B. Снижение вредных выбросов судового среднеоборотного дизеля в режимах разгона и наброса нагрузки// Международ, н.-т. конф. «Двигатель-97»: Материалы конф.- МГТУ, — М.: 1997.-С.37.
  118. Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения: Докл. участ.симпозиума.- М.: Наука, 1996.- 408 с.
  119. The effect of a ceramic trar on diesel particulate fractions / Wiczynski P.D., iohuson J.H. // SAE Techn. Pap. Ser.- 1986.- N 860 620,17 pp.
  120. A.B. Снижение вредных выбросов автотракторных дизелей за счет восстановления их технического состояния / Автореф. канд. дис. / АлтГТУ им. И. И. Ползунова, -1996.- 22 с.
  121. Urvan Chrles М., Darve Robert J. Exhaust emission from malfunctioning three-way catalyst-equipped automobiles // SAE Techn. Pap. Ser, 1980, № 800 051,11pp.
  122. Уровни вредных выбросов различных двигателей внутреннего сгорания / Бойчук М. В., Новоселов A.A. Новоселов A.JI. и др. / Качество стратегия XXI века Мат. международ, н-практической конф. — Томск: Изд-воНТЛ, 1998.-199 с.
  123. А.З. Токсичность отработанных газов тепловых двигателей.-Киев: Высш. школа, 1980.- 159 с.
  124. Т.Р., Кратко А. П. Пути снижения дымности и токсичности отработавших газов дизельных двигателей. М.: НИИНАВТОПРОМ, 1973.-72 с.
  125. H.A. Механика аэрозолей.- М.: АН СССР, 1956.- 352 с.
  126. Р. Дезактивация катализаторов: Перевод с англ. / Под ред. А. Г. Горелика А.К. Аветисова.- М.: Химия, 1989.- 280 с.
  127. Р.У. Термодинамика неравновесных процессов.- М.: Мир, 1983.- с.
  128. И.Л. Экологическая роль транспортных двигателей // Двигателестроение, № 8, 1986, С.56−60.
  129. Sehawarz A. Deutscland als Vozzeiter // KFZ-Anzeiger.- 1969.- № 8.- С.25−31.
  130. И.Л. Возможность вероятностного прогнозирования зколого-экономических ущербов от сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания// Двигателестроение, № 10, 1989, С.56−58
  131. Н.М., Кнорр Д. Г. Курс химической кинетики.- Высшая школа, 1972.
  132. Fortskrit bie Rubfilten fur Nutzfahrezeuge //Int. Transp. Rev. — 1987. -26. № 10.-581
  133. B.B., Толшин В. И. Снижение вредных выбросов ОГ судовых дизелей // Сб. научных трудов научно-методич. и научно исследов. конференции МАДИ (ТУ).- 1996.- Вып. 56.- С.53−55.
Заполнить форму текущей работой