Повышение эффективности эксплуатации автотранспорта при осуществлении сезонных пассажирских перевозок в городах курортных зон
Значимость для науки. Содержащиеся в работе теоретические и экспериментальные разработки, выводы и рекомендации позволяют обосновать и провести модернизацию маршрутной транспортной сети города курортной зоны с учетом социально-экономической эффективности в современных условиях. Применение используемых математических методов позволяет на стадии прогнозирования предстоящих сезонных пассажиропотоков… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СЕЗОННЫМИ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
- 1. 1. Состояние и тенденции развития системы управления пассажирскими перевозками на региональном уровне. Ю
- 1. 2. Анализ эффективности и качества пассажирских автотранспортных перевозок
- 1. 3. Влияние сезонности на эффективность функционирования пассажирских автомобильных перевозок
- 1. 4. Прогнозирование рынка транспортной подвижности населения
- 1. 5. Выводы, цель и задачи исследования
- 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Выбор объекта исследования
- 2. 2. Методы расчета основных показателей пассажирских перевозок
- 2. 3. Методика динамического программирования в задачах оптимизации городских пассажирских перевозок
- 2. 4. Выводы
- 3. РАЗРАБОТКА ОПЕРАТИВНОГО СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ СЕЗОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗ-КОК
- 3. 1. Математическое моделирование оптимальной стратегии использования автотранспорта для пассажирских перевозок
- 3. 2. Прогнозирование оптимальной стратегии эксплуатации и замены маршрутного пассажирского автотранспорта
- 3. 3. Математическое моделирование работы маршрутного пассажирского автотранспорта в городах курортных зон на основе анализа параметров состояния перевозок в летний период
- 3. 4. Управление распределением финансовых средств между различными типами автотранспорта используемого для пассажирских перевозок
- 3. 5. Моделирование эффективного ситуационного управления при осуществлении пассажирских перевозок
- 3. 5. 1. Стратегия оптимального распределения финансовых средств для поддержания пассажирского автотранспорта различных марок в рабочем эксплуатационном состоянии
- 3. 5. 2. Стратегия оптимального распределения финансовых средств частично отчисленных от дохода для поддержания пассажирского автотранспорта различных марок в рабочем эксплуатационном состоянии
- 3. 6. Выводы
- 4. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДАХ КУРОРТНЫХ ЗОН В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД НА (ПРИМЕРЕ Г. ГЕЛЕНДЖИКА).из
- 4. 1. Управление распределением дополнительно выделенного пассажирского автотранспорта по маршрутам в летний период времени
- 4. 2. Совершенствование организации и управления пассажирскими перевозками в летний сезон в городах курортных зон
- 4. 3. Прогнозирование рынка пассажирских автотранспортных услуг
- 4. 4. Управление социально-экономической эффективностью организации пассажирских перевозок
- 4. 5. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации и управлению пассажирскими автоперевозками на маршрутах г. Геленджика
- 4. 6. Выводы
Повышение эффективности эксплуатации автотранспорта при осуществлении сезонных пассажирских перевозок в городах курортных зон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Современное состояние пассажирских автоперевозок в городах курортных зон в период летних отпусков характеризуется сезонным усложнением социально-экономического управления данной системы, к которой предъявляются повышенные требования. Кроме этого, в последние годы в городах курортных зон произошли бурные и концентрированные жилищные строительства, что непременно сказалось на застройке городов. Однако, улично-дорожная сеть (УДС) при этом осталась без изменения. Это способствовало уменьшению «транспортного пространства» на маршрутах УДС городов, привело к появлению проблем управления процессами перевозок, ухудшению их качества, а также экологической и дорожно-транспортной безопасности.
В числе актуальных задач появляется обязательная необходимость разработки эффективных методов оценки спроса на транспортное обслуживание отдыхающих. Своевременная информация о транспортном спросе позволяет повысить эффективность управления системой городского пассажирского транспорта (ГПТ) и улучшить качество транспортного обслуживания населения.
В этом случае, уже на стадии подготовки к предстоящему летнему сезону, в городах курортных зон представляется возможность выбрать лучшие проектные решения по организации и управлению пассажирскими перевозками, по выбору типа пассажирского автотранспорта и его количества на тех или иных маршрутах УДС городов курортных зон. Именно на базе такого представления в данной диссертационной работе появились оптимизационные задачи функционирования транспортных систем. Математические модели, используемые в исследованиях, явились также иллюстрациями развития технических приемов прогнозирования спроса на перевозки.
Пассажирские перевозки в городах курортных зон, в современных социально-экономических условиях, нуждаются в разработке комплекса эффективных мероприятий по совершенствованию процессов управления на пассажирском автотранспорте. В настоящее время город-курорт Геленджик представляет собой один из городов, находящихся в курортной зоне России, в котором решение существующих и перспективных будущих проблем организации и управления пассажирскими перевозками является актуальным и одним из первоочередных. Поэтому основные вопросы оптимизации пассажирских перевозок рассмотрены на примере города-курорта Геленджик.
Данная работа направлена на разработку методов и алгоритмов управления пассажирскими перевозками в городах курортных зон с учетом повышения социально-экономической эффективности пассажирских перевозок.
В связи с этим представляется актуальным создание комплекса математических моделей и алгоритмов, адекватно описывающих сезонные изменения характера пассажирских перевозок в городах курортных зон с возможностью оптимизации в любой момент времени по заданному набору параметров.
Работа выполнялась в рамках НИР ВГЛТА «Моделирование пассажирских и транспортных потоков в крупных городах» НИР № ГР 01.20.06 9 247.
Цель работы: повышение эффективности эксплуатации автотранспорта при осуществлении сезонных пассажирских перевозок в городах курортных зон с учетом социально-экономических факторов.
Задачи исследования:
— провести анализ существующих методов организации и управления пассажирским автотранспортом, которые обеспечивают эффективность и качество пассажирских перевозок;
— разработать модели и алгоритмы по рациональной организации и управлению сезонными пассажирскими перевозками в городах курортных зон;
— разработать модели прогнозирования сезонных пассажирских потоков отдыхающих в городах курортных зон, которые обеспечили бы в перспективе эффективность и качество представляемых транспортных услуг;
— разработать рекомендации по внедрению социально-экономических мероприятий по организации и управлению сезонными пассажирскими перевозками в городах курортных зон (на примере города-курорта Геленджик).
Объекты и методы исследований. Объектами исследований явились маршруты УДС городов курортных зон, объекты УДС, средства городского пассажирского транспорта, пассажиры, а также социально-экономические процессы взаимодействия пассажиров и средств автотранспорта в пределах УДС городов курортных зон. В исследованиях использовались методы вычислительной математики, элементы теории системного анализа, математической статистики, линейного и динамического программирования, а также новые информационные технологии.
Научная новизна полученных результатов:
— совершенствование управления пассажирскими перевозками в городах курортных зон отличающееся оптимизационною структурой подвижного состава по моделям автотранспорта, их количеству и срокам эксплуатации в результате использования динамического программирования и реализации его в системе поддержки принятия решений.
— методы и математические модели рационального использования пассажирского автотранспорта на маршрутной сети городов курортных зон отличающиеся максимальным удовлетворением социально-экономических требований предъявляемых к пассажирским перевозкам отдыхающих.
— разработанные экономико-математические модели по распределению ресурсов необходимых для поддержания в требуемом эксплуатационном состоянии различных моделей пассажирского автотранспорта отличающиеся оптимизацией в результате использования динамического программирования, которое позволяет поквартально, помесячно определять вектор оптимального управления сезонными пассажирскими перевозками в городах курортных зон.
— алгоритмы организации и управления городским пассажирским автотранспортом на маршрутах движения, отличающиеся оперативной адаптацией модели к изменяющимся сезонным условиям управления пассажирскими перевозками в городах курортных зон.
Значимость для науки. Содержащиеся в работе теоретические и экспериментальные разработки, выводы и рекомендации позволяют обосновать и провести модернизацию маршрутной транспортной сети города курортной зоны с учетом социально-экономической эффективности в современных условиях. Применение используемых математических методов позволяет на стадии прогнозирования предстоящих сезонных пассажиропотоков разработать оптимизационные методы организации и управления процессов пассажирских перевозок отдыхающих с учетом всей совокупности социально-экономических, технико-эксплуатационных и экологических факторов для обеспечения эффективной работы пассажирского автотранспорта и повышения качества обслуживания пассажиров в городах курортных зон.
Практическая ценность работы. Применение новых методов организации и управления движением ГПТ в городах курортных зон позволяет на уровне заказчика пассажирских перевозок, то есть администрации города, обеспечить повышение социально-экономической эффективности функционирования ГПТ, повышение дорожно-транспортной, экологической безопасности и качества контроля за работой на маршрутной сети пассажирского автотранспорта. С этой целью в данной работе разработаны и предложены модели и алгоритмы оптимального управления пассажирскими перевозками в сезон летних отпусков в городах курортных зон.
Научные положения, выносимые на защиту:
— математические модели описания системных связей, социально-экономических закономерностей организации пассажирских перевозок и принятие на основе этого управленческих решений в период сезонного увеличения пассажиропотока отдыхающих в городах курортных зон;
— математические модели, обеспечивающие рациональное использование ГПТ и эффективное управление пассажирскими перевозками, которое способствует максимальному удовлетворению запросов пассажиров — отдыхающих и организаций — перевозчиков;
— экономико-математические модели по распределению ресурсов на поддержание в требуемом эксплуатационном состоянии различных моделей пассажирского автотранспорта позволяющие поквартально оптимизировать управление расходами транспортного процесса пассажирских перевозок;
— модели и алгоритмы управления ГПТ на маршрутах движения, обеспечивающие оперативное использование адаптаций модели в изменяющихся сезонных условиях перевозок пассажиров в городах курортных зон.
Обоснованность и достоверность сформулированных в диссертации научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается корректностью принятых допущений при математическом моделировании, хорошей сходимости теоретических выводов с результатами обследований пассажиропотоков, с использованием современных методов системного анализа, линейного и динамического программирования, планирования экспериментов и обработки результатов.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались автором и обсуждались:
— на Международной научно-технической конференции «Авто НН 08 Автомобильный транспорт в 21 веке», Н. Новгород, 2008 г.;
— на 4-й Международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в 21 веке», Ставрополь, 2010 г.;
— на 6-й Международной научно-технической конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств», Пенза, 2010 г.;
— на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса», Орел, 2011 г;
— на ежегодных научно-технических конференциях ВГЛТА, Воронеж, 20 082 011 гг.
Реализация результатов исследования. Представленные в диссертации исследования являются результатом научной работы, проведенной на кафедре «Организации перевозок и безопасности движения» Воронежской государственной лесотехнической академии в рамках ряда научно-исследовательских работ по проблеме «Моделирование пассажирских и транспортных потоков в крупных городах».
Методика и алгоритмы управления пассажирскими перевозками, разработанные в диссертации, внедрены в МУП ПАЮ г. Геленджика, что позволяет повысить эффективность данного предприятия, а актуальные положения использовать в учебном процессе Воронежской государственной лесотехнической академии при обучении студентов специальности 190 702 «Организация и безопасность движения».
Публикации. Основные теоретические положения и результаты диссертации изложены в 11 печатных работах, в том числе 6 статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ для диссертаций.
Структура и объем работы. Структура и последовательность изложения результатов диссертационной работы определены целью и задачами исследования.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка литературы из 107 наименований. Работа изложена на 185 страницах машинописного текста, содержит 19 таблиц, 16 рисунков и 6 приложений.