Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв.: Источники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что выставочный процесс с годами становился более систематизированным, появились определенные правила, традиции, издавались специальные постановления, вырабатывалась разрешительная система, появлялись новые выставочные технологии и пр. Это отражалось и на качестве и на количестве документов. Появились новые их разновидности, такие как свидетельства, акты осмотра помещений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Историография истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв. Основные типы художественных выставок
    • 1. Отечественная историография истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX— начале XX вв
      • 1. 1. Исследования по истории искусства, культуры и художественной жизни России второй половины XIX — начале XX вв
      • 1. 2. Литература по истории художественных организаций в России

      1.3. Работы о жизни и творчестве отдельных художников и деятелей культуры страны.

      1.4. Исследования об отдельных художественных выставках.

      2. Понятие «выставка». Особенности художественной выставки.

      3. Типы художественных выставок.

      4. История художественных выставок.

      Глава вторая. Систематизация, классификация, критика источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв.

      1. Выявление источников по теме в фондах архивов и библиотек

      2. Систематизация и классификация.

      2.1. Делопроизводственные источники

      2.2. Справочно-информационные материалы.

      2.3. Финансово-хозяйственные документы.

      3. Дополнительная характеристика источников.

      4. Критика источников.

      4.1. Условия, время и место возникновения источников.

      4.2. Авторство

      4.3. Обстоятельства создания источников.

      4.4. Выделение из первоначального текста позднейших наслоений.

      4.5. Раскрытие фактических неточностей, выявление ошибок в тексте.

      5. Издание источников по теме.

      Глава третья. Обзор и анализ источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX- начале XX вв.

      1. Документальные источники

      1. Делопроизводственные источники.

      1.1. Уставы (с. 116) — 1.2. Инструкции (с. 121) — 1.3. Правила (с. 122) — 1.4. Протоколы, журналы (с. 124) — 1.5. Отчеты (с. 126) — 1.6. Постановления, распоряжения (с. 130) — 1.7. Записки (с. 133) — 1.8. Повестки (с. 134) —

      1.9. Расписания (с. 136)

      1.10. Актовые материалы (с. 137)

      1.10.1 Свидетельства (с. 137) — 1.10.2. Условия, договоры (с. 139) — 1.10.3. Акты (с. 140) — 1.10.4. Расписки (с. 142) — 1.10.5. Доверенности (с. 143) 1.1 L Переписка (с. 143)

      1.11.1. Заявления, прошения (с. 144) — 1.11.2. Уведомления, извещения (с. 146) — 1.11.3. Приглашения (с. 149) — 1.11.4. Телеграммы, телефонограммы (с. 150) — 1.11.5. Официальные письма (с. 151)

      2. Справочно-информационные материалы

      2.1. Каталоги, указатели (с. 155) — 2.2. Иллюстрированные каталоги, альбомы, путеводители (с. 158) — 2.3. Списки (с. 158) — 2.4. Справки (с. 159) — 2.5. Билеты, контрамарки (с. 159) — 2.6. Алфавитные указатели (с. 160)

      3. Финансово-хозяйственные материалы

      3.1. Финансовые отчеты (с. 161) — 3.2. Счета, квитанции (с. 163)

      II. Повествовательные источники

      1. Воспоминания

      2. Личные письма

      3. Материалы периодической печати

      III. Изобразительные источники

      1. Фотографии

      2. Карикатуры

Организация художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв.: Источники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторая половина XIX века и рубеж XIX — XX вв. занимают особое место в истории России. Это был своего рода итог всего предыдущего развития — эпохи подъема российского просвещения, величайших научных и художественных достижений. Одним из проявлений развития культурной и общественной жизни страны стали художественные выставки.

Проблемы, связанные с российской выставочной деятельностью, и раньше привлекали внимание исследователей, но чаще всего с точки зрения идеологической и искусствоведческой.

Исследователь истории искусства, изучая, например, социальную значимость художественной деятельности обычно отвлекается от тех реальных жизненных обстоятельств, в которых искусство бытует в общественной среде. С его точки зрения, в самом факте существования художественных произведений содержатся все необходимые предпосылки для их воздействия на умственную жизнь эпохи, в том числе и на дальнейшее развитие искусства. В самом деле, если рассматривать, например, художественное развитие России конца XIX — начала XX вв. в широком историческом контексте, то можно полностью пренебречь тем фактом, что в течение долгого времени работы М. В. Врубеля физически были доступны сотням людей, а работы И. Е. Репина видели и обсуждали десятки и сотни тысяч зрителей. Однако нельзя забывать, что интерпретацию художественных произведений в большей степени определяла установка восприятия, усвоенные нормы и идеалы. Эти нормы формировались в результате деятельности определенных лиц, в том числе и выставочной. Для многих художников выставка часто была возможностью, с одной стороны, показать свое произведение и посмотреть на достижения других, с другой, предполагаемая продажа экспонатов могла изменить материальное положение участников. С развитием выставочного рынка, организаторы и экспоненты понимали, что успех выставки, а значит, признание, удовлетворение творческих амбиций, уважение, и в конечном итоге финансовое благополучие, зависели не только от качества произведений, но и от того, как оформлялась выставка, когда, где и в каком помещении она была проведена, какой была реклама. Таким образом, важную роль в успехе выставки играло умение решать организационные проблемы.

Несмотря на большое значение проведения художественных выставок в истории культуры, они исследованы недостаточно. Также мало внимания уделено изучению их организаторов: художественных объединений, благотворительных учреждений, издательств художественных журналов и пр. Анализ отечественной литературы показал, что сегодня время отсутствуют обобщающие работы, в которых бы рассматривались все аспекты организационной деятельности по проведению выставок.

В настоящее время выставочная деятельность становится одним из самых эффективных методов популяризации искусства, максимально доступным для широкой публики. Только в Санкт-Петербурге в месяц проводится более 50 выставок. Именно факт отсутствия научных работ об источниках по истории организации художественных выставок и нарастающий интерес современного общества к данной проблематике обусловил актуальность темы диссертации.

Объектом данного исследования являются художественные выставки, предмет исследования составляют исторические источники, содержащие сведения об их организации.

Необходимо прояснить те понятия, которые берутся за основу в работе. Это, прежде всего, касается терминов «организация» и «организация художественных выставок».

С.И. Ожегов в словаре русского языка дает следующее определение понятия «организация» — «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина"1. В Советском энциклопедическом словаре.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. 14-е изд. М., 1982. С. 403. одним из определений «организации» обозначена «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого"2. В экономике организация понимается как «составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей"3. В последнее время в России вышло много исследований по теории, проблемам и значении организации как таковой. В одной из таких работ приводится мнение, что функциональным назначением организации как процесса является «создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа"4.

Таким образом, организовать — значит либо создать систему вновь, либо улучшить ее состояние в процессе функционирования в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями.

К вопросам организации художественных выставок относятся разработка идеи и структуры выставкидеятельность выставочного комитета или другой структуры (отдельной личности), занимающейся организационными вопросамиполучение покровительства уважаемых и известных особподбор участников выставкиподбор экспонатовреставрация экспонатов для выставкидеятельность жюриобеспечение рекламы выставкиупаковка/распаковка предметовстраховкатранспортировкахудожественное оформление экспозициимонтаж/демонтаж выставкиприем официальных делегаций на выставкеподготовка каталогов и другой издательской продукцииоформление всех разрешительных документоворганизация сопутствующих программпродажа издательской продукции, художественных произведений с выставки (на выставке-продаже) — составление различных отчетов.

Существуют различия между процессом организации художественных и промышленных выставок. Естественно, как и в любом организационном процессе, есть общие факторы, например, поиск средств, помещений, определение сроков, участников, издание каталогов, проведение сопутствующих мероприятий,.

2 Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. С. 946.

3 Большой экономический словарь / Под ред. А. Б. Борисова. М., 2003. С. 485.

4 Лапшин B.C., Козлов А. А., Щеборкина JI.B. Теория организации. Саранск, 1996. С. 11. составление отчетности и т. п. Главной целью организаторов и промышленных, и художественных выставок является привлечение внимания публики.

Принципиальная разница между этими выставками заключается в мотивации их посещения. Так, на промышленных выставках ставка делается на получение прибыли от посещения данной выставки. Поэтому посетителя можно привлечь тем, что он там может найти для себя, своего дела, прежде всего, выгодные предложения, т. е. основой являются материальные предпочтения. В случае же с художественными выставками таких предпочтений нет.

Организаторы художественных выставок должны были осознавать, что для потенциального* посетителя на первом месте стоит критерий «нравится — не нравится». В эти понятия вкладывается не только сама тема экспозиции, но много других факторов, а именно: удобное местоположение выставочного зала, инфраструктура, художественное оформление, правильное решение света, пояснительный текст, наличие каталогов или указателей, альбомов и т. п. На выставках-продажах было необходимо побудить посетителя приобрести произведение. Следовательно, при организации художественных выставок должны использоваться другие методы и приемы рекламы. Организаторы должны, продумать идею, образ выставки, внимательно подходить к отбору участников, делать акцент на сильных сторонах художественного объединения. Таким образом, необходимо привлечь внимание публики, рассчитывая в большей степени на эмоциональность восприятия.

У истории культуры особые категории фактов, подлежащих изученшо: не только факты практики (предметы, действия), но и факты осознания переживания, не только что-то сделанное, виденное, слышанное людьми, и вызванные этим мысли и чувства имеют значение. Оценка того или иного явления, суждение о нем — важные факты духовной жизни, общества, независимо от совпадения или несовпадения их с нынешними. Поэтомуисточниковедение истории культурыособая область исторической науки.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают вторую половину XIX — начало XX вв., что позволяет в полной мере раскрыть цели и задачи, поставленные в диссертации. Выставки как обыденное явление стали появляться* со второй* половины XIX в., к началу XX в. в количественном отношении и в своем разнообразии они достигают наивысшего развития. После октября 1917 г. происходят коренные перемены в государственной, общественной и идеологической жизни страны. На первых порах большинство художников • включилось в * агитационную, оформительскую и выставочную деятельность, в работу по реорганизации культурно-просветительных и учебных учреждений. Однако, распределяемые сверху государственные заказы, обязательно имевшие идеологическую направленность, не могли компенсировать отсутствие художественного рынка, крушение которого стало естественным следствием происходивших перемен. Событием, завершившим предыдущий этап развития выставочной деятельности, стало «Положение о выставках» (1918 г.) в котором прямо заявлялось о необходимости государственной. монополизации и национализации выставочного дела. Таким образом, художественные выставки как явление продолжали существовать, но полностью изменились формы организационного управления ими.

Территориальные рамки исследования в данной работе ограничены Санкт-Петербургом как одним из крупнейшихкультурных центров, но основной принцип организации художественных выставок, в изучаемый период был одинаков для всех городов России. Это позволяет предположить, что выявленные закономерности имеют прямое отношение к выставочной деятельности и в других городах страны.

Основной целью настоящего исследования является комплексное изучение и оценка источников по исторйи организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв. Однако без представления общего процесса развития этого явления невозможно было бы понимание всего многообразия и значения тех или иных исторических источников. Таким образом, изучение истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге является необходимой предпосылкой достижения основной цели.

Для этого было необходимо:

— выяснить степень изученности темы, изучить историографию истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв.;

— воссоздать хронологию проведения художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале ХХвв.;

— установить государственные учреждения, художественные объединения, благотворительные организации и т. д., которые занимались устройством художественных выставоквыявить возможные пути поиска ист орических источников по заданной темепредставить общий обзор и проанализировать выявленные источникипоказать возможности использования каждого вида источниковоценить их информативность.

В целом настоящая работа посвящена выявлению всего многообразия существующих источников, исследование которых позволяет раскрыть и объяснить процесс развития организации художественных выставок, поиску среди множества документов именно тех, которые содержат требуемую информацию.

Методологической основой диссертации служат принципы историзма, научной объективности и системности, а также такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез. Аналитический метод исследования позволяет выявить особенности деятельности по организации художественных выставок различными обществами, союзами, частными лицами и др., а синтетическийопределить закономерности их деятельности в этом направлении. Необходимость исследования конкретного материала в контексте общероссийского исторического развития культуры обусловила применение сравнительно-исторического метода. Для более глубокого исследования проблематики использовались конкретно исторические и иллюстративные методы.

Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что в работе впервые предпринято комплексное изучение источников по истории организации художественных выставок, дана их классификация, предложен вариант их систематизации, охарактеризована информативность каждого из них. Новизна работы также определяется введением в научный оборот ранее неопубликованных инеиспользовавшихся источников. Научно-практическая значимость диссертации обусловлена ценностью исторического опыта организации художественных выставок.

Рассмотренные в исследовании вопросы органично входят в учебные программы по курсам источниковедения истории России, а также применения компьютерных технологий при обработке и анализе источников. Основные положения диссертации могут быть использованы в исследовательской и преподавательской деятельности, при подготовке общих и специальных курсов по источниковедению, историографии, архивоведению, истории России и Санкт-Петербурга, а также для дальнейших научных исследований в данной области.

При изучении архивных фондов автором был выявлен большой комплекс источников, ранее не нашедших отражения в литературе. В данной работе были исследованы фонды архивов и библиотек Санкт-Петербурга: Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Фотоархива Научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук (НАИИМК РАН, ФА), Российской национальной библиотеки (РНБ), Научной библиотеки Академии художеств (НБАХ), Научной библиотеки государственного Эрмитажа (НБГЭ) и др. Также автором исследования были изучены издания опубликованных материалов, периодика. Всего к работе привлечено более 1500 источников.

В собраниях ряда фондов представлено значительное количество материалов по исследуемой теме, в других — единицы. Однако только всестороннее изучение источников, хранящихся в различных архивах и библиотеках позволяют исследовать тему. Результаты обзора показывают все многообразие материалов.

Необходимо учитывать, что много материалов по истории организации художественных выставок содержится также и в фондах других учреждений Санкт-Петербурга, России и других стран. Большое количество интересующих нас документов хранится в частных коллекциях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и трех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При постоянно повышающемся интересе к истории организации художественных выставок в России необходимо еще раз отметить, что специально посвященного этой теме исследования нет. Хотя и появились отдельные работы об организации конкретных выставок, в том числе, о Петровских юбилейных выставках к 200-летию Санкт-Петербурга в 1903 г., выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» в 1912 г. и др. Несправедливо забытыми остается большинство художественных объединений Санкг-Пеггербурга. Самым изученным на сегодняшний день является Товарищество передвижных художественных выставок. На втором, месте по частоте обращений находится «Мир искусства». Выставочная деятельность родоначальницы проведения художественных выставок в Санкт-Петербурге, Академии художеств, практически не исследована. А такой крупной художественной организации как Общество поощрения художеств, просуществовавшей более ста лег, не посвящено ни одной крупной работы. Несмотря на то, что она проводила в среднем около пяти выставок в год, имела в своем распоряжении долгое время, не считая залов Академии художеств, фактически единственные выставочные залы, предоставляла их для выставок других организаторов, устраивала различные конкурсы, лотереи, аукционы, проводила обучение изящным искусствам в Рисовальной школе, ее деятельность до сих пор мало изучена. Мало внимания уделяется российскими исследователями и другим объединениям — Санкт-Петербургскому обществу художников, Обществу взаимного вспомоществования русских художников, Обществу выставок художественных произведений, Обществу имени А. И. Куинджи, Первому дамскому художественному кружку и др. Этот факт не позволяет масштабно оценить значение деятельности художественных объединений в истории культуры Санкт-Петербурга и России.

Для того чтобы показать все многообразие художественных выставок, в диссертации была представлена их классификация по типам. Решение этого вопроса было затруднено тем, что в литературе нет исследования, специально посвященного истории выставок, а, следовательно, общепризнанной классификации также нет. Классификация была проведена по категориям, связанным с участниками, организаторами выставок, временем действия, экспонатами, целью проведения, месту действия выставок. Всего было описано 36 типов выставок, причем было показано, что одна и та же выставка может подходить под разные признаки деления, а, значит, и относиться к различным выставочным типам. Главное — определит., какая категория является в каждом конкретном случае основополагающей. Для придания ясности этой системе были приведены конкретные примеры.

Целью работы не являлось изучение истории художественных выставок. Однако без представления общего процесса развития этого явления невозможно было бы понимание всего многообразия исторических источников. Поэтому в первой главе кратко обозначены основные этапы формирования художественного рынка Санкт-Петербурга.

В ходе исследования были выявлены и основные организаторы художественных выставок в Санкт — Петербурге, а именно: учебные заведения, художественные организации (общества, товарищества, кружки, союзы и другие формы объединения), издательства художественных журналов («Мир искусства», «Аполлон», «Старые годы»). Особую группу составили персоналии — С. П. Дягилев, М. К. Тенишева, А. Н. Бенуа, причем многие из них были впервые представлены в таком качестве, например, художник АЛ. Вахрамеев, балетмейстер Н. Легат, вдова художника Н. Н. Бунина Е.О. Бунина, губернский секретарь Н. Д. Корнилов, статский советник А. А. Лукашевич и др. Сведения, содержащиеся в источниках, показали, что многие художники сами представляли свои интересы и занимались вопросами организации выставок, другие — поручали эту деятельность доверенному лицу.

На основании данных источников можно выделить два типа организаторов выставок: в одном случае решение принимала определенная группа людей, в другом — одного человека. Наиболее наглядно это видно на примере Товарищества передвижников и С. П. Дягилева.

В Товариществе передвижников решения принимались специальными органами правления, самые принципиальные положения выносились на обсуждение общего собрания. Лица, занимавшие определенные должности, несли ответственность за свою деятельность, предоставляя ежегодные отчеты. Каждый член объединения мог потребовать текущие финансовые и организационные документы. Каждый год проводились ревизии, результаты которых были доступны всем участникам объединения. Все это вместе позволило просуществовать Товариществу более 50 лет и провести более 50 выставок в Санкт-Петербурге. Однако многие исследователи отмечают, что в целом качество работ, представленых на выставках начала XX в. стало ухудшаться, передвижники начинали терять свои лидирующие позиции. Во многом это связано с человеческим фактором, с тем, что с течением времени в любой подобной организации руководящие должности занимали одни и те же лица, имевшие своих сторонников и противников, поэтому постепенно терялась эффективность принятия решений. Большое значение имеет наличие определенных организаторских способностей у лиц, занимавшихся управлением. К тому же любая управленческая деятельность требует много временных затрат, отрывая тем самым художников от их творчества.

С.П. Дягилев является ярким представителем второго типа организаторов. Он единолично принимал все решения. В силу своего характера, он шел на риск, тем самым, подчас, придавая своим действиям эффективность и известность. Большинство его решений носили хотя и авантюрный, но и одновременно продуманный характер. Не отчитываясь за свои действия, он сам нес всю ответственность за их последствия. «Единство воли, которое сосредоточивалось в Дягилеве, было той силой «Мира искусства», которая могла объединить все невероятное многообразие индивидуальностей"1, — вспоминал М. В. Добужинский. М. Ф. Ларионов в своей статье о С. П. Дягилеве так описывал его талант в умении представить что-либо и привлечь к нему внимание: «Он удивительно чувствовал,.

1 Добужинский М. В. Воспоминания. С. 200. когда именно нужно сказать или показать. Дягилев обладал свойством заставлять особенно блистать предмет или человека, на которых он обращал свое внимание. Он умел показывать вещи с лучшей стороны"2.

Важно отметить также, что были обнаружены малоизвестные факты истории некоторых учреждений, которые, на первый взгляд, не имели отношения к искусству. Так было установлено, что организацией художественных выставок занимались, например, Петербургское Славянское благотворительное общество, община св. Евгении, Литературно-художественное общество, Совет Всероссийского общества попечения об отставных, потерявших трудоспособность, воинских нижних чинах, общество «Синий Крест» и др.

Художественные выставки в Санкт-Петербурге устраивали не только учреждения, зарегистрированные в столице, но и организации других городов и стран, например, Московское товарищество художников, Институт Франции и др.

Основное внимание в работе было уделено выявлению, описанию и анализу источников. Часть из них была опубликована. Степень полноты этих публикаций для нашего исследования различна. Она зависит от участия лица в процессе организации художественных выставок, степени осведомленности. В большинстве случаев публикации охватывают лишь часть интересующей нас документации, однако это, как правило, наиболее ценная часть. Авторы сборников подбирают материалы по определенной теме, поэтому чаще всего документальные и повествовательные источники объединены. В одном издании могут быть опубликованы личные и официальные письма, каталоги, указатели выставок, протоколы и журналы заседаний, уставы учреждений, постановления, правила и пр. Необходимо отметить, что специально изданного сборника документов по истории организации художественных выставок нет.

До недавнего времени больше всего внимания было уделено членам Товарищества передвижных художественных выставок или лицам, в той или иной степени связанным с Товариществом, были изданы материалы, связанные с деятельностью И. Е. Репина, И. И. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. В. Стасова.

2 Ларионов М. Ф. О Дягилеве // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 304. и др.3. В 1987 г. вышел в свет двухтомный сборник «Товарищество передвижных художественных выставок"4. Подобный сборник документов по истории какого-либо другого художественного объединения не издавался. Основой публикации является архив Товарищества, делопроизводственные документы — уставы, протоколы общих собраний, протоколы заседаний правления, отчеты, прошения, заявления и пр. Неотъемлемую часть этой летописи составляют материалы официальной и личной переписки, многие го которых были опубликованы впервые.

Внимание исследователей было уделено также и участникам выставок «Мира искусства». В 1982 г. был издан двухтомный сборник документов о С.П. Дягилеве5. В данное издание вошли делопроизводственные документы, частная и официальная переписка, статьи С. П. Дягилева и другие материалы.

Ряд источников, относящихся к деятельности членов художественных организаций начала XX в. нашла отражение в других изданиях6.

Последним по времени выхода (2003 г.) является сборник писем «Бенуа А. Н. и С. П. Дягилев: (1893−1928)"7.

Но так как публикации не охватывают всего многообразия существующих источников, автором исследования были изучены крупнейшие архивы и научные библиотеки Санкт-Петербурга — Российский государственный исторический архив (РГИА), Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российская национальная библиотека (РНБ), Библиотека Академии наук (БАН), Научная библиотека государственного Эрмитажа (НБГЭ) и др. Многие фонды, в которых были обнаружены источники, содержащие информацию по истории художественных выставок, были не совсем типичны для изучаемой темы, например, фонд Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (Ф. 97), фонд Отдела сельской экономики и сельской статистики Министерства.

3 См.: Репин И. Е. Избранные письма: В 2 т. М., 1969; Крамской И. Н. Письма, статьи: В 2 т. М., 1965; Ге Н. Н. Письма, документы, воспоминания. М., 1987; Мясоедов Г. Г. Письма, документы, воспоминания. М., 1972; Стасов В. В. Избранные письма: В 2 т. М., 1950 и др.

4 Товарищество передвижных художественных выставок: Письма, документы. 1869−1899. В 2 т. М&bdquo- 1987.

5 Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи: Открытые письма, интервью: Переписка: Современники о Дягилеве: В 2 т. М., 1982.

6 См.: Валентин Серов в переписке, интервью и документах: В 2 т. Л., 1985; Сомов К. А. Письма, дневники, суждения современников. М., 1979; Грабарь И. Э. Письма: 1891−1917. М., 1974; Добужинский М. В. Письма. М., 2001 и др.

7 Бенуа А. Н. и С. П. Дягилев: Переписка (1893−1928). СПб., 2003. земледелия (Ф. 395) в РГИАфонд Петроградской 10-й мужской гимназии (Ф. 44) в ЦГИА СПб. При этом необходимо отметить, что в фондах библиотек сосредоточены в основном подлинники таких документов, как каталоги, иллюстрированные каталоги, альбомы выставок, уставы художественных объединений, отчеты и пр., то есть те материалы, которые издавались непосредственно самими организациями.

В результате работы в научный оборот было введено большое число ранее неизвестных документов. Таким образом, в общей сложности было обработано около 1500 исторических источников, содержащих информацию о художественных выставках Санкт-Петербурга второй половины XIX — начала XX вв.

Источники были классифицированы. Было выявлено 3 вида и 44 разновидности соответствующие им письменных источников. Документальные источники были разделены на три группы, а именно: делопроизводственные, справочно-информационные, финансово-хозяйственные. Впервые были введены в научный оборот такие разновидности актовых материалов как свидетельства, условия, акты осмотра помещений, относящиеся непосредственно к вопросам организации художественных выставок. К тому же были выявлены изобразительные источники, содержащие сведения по истории организации художественных выставок: фотографии, карикатуры.

Помимо общей характеристики источников, в работе был описан каждый вид и разновидность. Большое внимание было уделено анализу информативности документов, на конкретных примерах показано, какого рода сведения содержатся в каждом виде источников. Результатом обработки источников стало создание базы данных.

Многие источники, такие как каталоги и указатели к выставкам, используются исследователями чаще в искусствоведческих исследованиях или применяются как вспомогательные материалы при изучении биографии и художественного творчества того или иного художника. В работе показано, что эти источники также являются ценным материалом по вопросам организации художественных выставок.

Исследование показало, что выставочный процесс с годами становился более систематизированным, появились определенные правила, традиции, издавались специальные постановления, вырабатывалась разрешительная система, появлялись новые выставочные технологии и пр. Это отражалось и на качестве и на количестве документов. Появились новые их разновидности, такие как свидетельства, акты осмотра помещений, условия аренды помещений, инструкции, телеграммы и телефонограммы и пр. Увеличивался и объем источников. Это связано с нараставшим информационным потоком, увеличением структур, занимавшихся художественными выставками. Резко возросшая публичность художественной жизни усилила представления современников о складывающемся культурном быте как о самостоятельной общественной силе, регулирующей и свободу творчества художника, и нравственные позиции, и его художественные вкусы. Все больше публики интересовалось искусством, вопросами коллекционирования, приобретения экспонатов с выставок.

Важно отметить, что в источниках, относящихся к организационным вопросам истории художественных выставок, отражена информация как об истории русской культуры и искусства вообще, так и об известных государственных и общественных деятелях, художниках, издателях, коллекционерах, меценатах, а также об их взаимоотношениях друг с другом и с общественными организациями, с властными структурами, о финансовых возможностях. Выявлено, что сведения о выставках содержатся в документах не только учреждения, непосредственно занимавшегося их устройством, но и других. Например, в отчетах Общества поощрения художеств отражены данные о выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», Первого дамского художественного кружка, Общества русских акварелистов, а также многих персональных, посмертных, иностранных и прочих выставок. Повестки на заседания закупочных комиссий различных организаций также содержат краткую, но весьма конкретную информацию о сроках и месте проведения выставок. Ярким примером таких повесток являются, например, повестки Общества имени А. И. Куинджи.

На основании анализа всего комплекса источников, можно восстановить процесс организации художественной выставки. Первоначально необходимо было получить документ, на основании которого та или иная структура получала права на проведение выставок, т. е. устав. Далее следовало решить вопрос о помещении для выставки, провести ряд разрешительных процедур на открытие и проведение выставки, потом необходимо было обслуживать выставку, пригласить и привлечь как можно больше посетителей (приглашения, статьи в газетах и журналах, альбомы к выставкам, каталоги и указатели, афиши и вывески). На последнем этапе организаторы должны были отчитаться за проведение выставки.

Часть выявленных источников позволяет найти новые адреса художественной жизни Санкт-Петербурга: выставочные залы, в которых проводились выставки, места нахождения художественных обществ, издательств, адреса многих художников и т. д. Так, например, художественные выставки проходили по следующим адресам: музей и «Меншиковские комнаты» Первого Кадетского корпуса, Университетская наб., д. 1−15- Дворцовая наб., д. 8 — дом Ратькова-Рожновагостиница «Режина», Мойка, 61- Галерная ул., д. 33- ул. Б. Морская, 27- фойе Малого театра, Фонтанка, 65- здание бывшей Государственной типографии, ул. Инженерная, 2- ул. Казанская, д.5- ул. Казанская, д. 38- наб. Фонтанки, 24- Невский пр., д. 25- Поварской пер., д.1- Коммерческое училище Лесной, Институтский пр., 3−25- ул. Большая Конюшенная, 2- Сергиевкая ул., д. 4 и др.

Таким образом, историографический анализ выявленной литературы дает основание считать, что настоящая работа является первым целостным исследованием, в котором наиболее полно представлены и оценены источники по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале XX вв.

Нам представляется, что исследование и его выводы позволяют иначе взглянуть на проблемы истории художественной жизни, открывают новые аспекты изучения культуры России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив (РГИА)
  2. Ф. 18. (Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов). Оп. 2 (2). 1833. Д. 808.
  3. Ф. 23. (Министерство торговли и промышленности). Оп. 17. 1910. Д. 166.
  4. Ф. 95. (Отделы торгового мореплавания и торговых портов Министерстваторговли и промышленности). Оп. 6. 1910. Д. 1232/12 779- 1725/17 267.
  5. Ф. 97. (Товарищество Архангелъско-Мурманского срочного пароходства).1. On. 1. 1910−1912. Д. 166.
  6. Ф. 105. (Русско-Дунайское пароходство). On. 1.1910. Д. 148.
  7. Ф. 395. (Отдел сельской экономики и сельской статистики Министерства земледелия). On. I. 1894. Д. 208а.
  8. Ф. 466. («Высочайшие» повеления по придворному ведомству). On. 1. 1861. Д. 415.
  9. Ф. 515. (Главное управление уделов МИДе). Оп. 3. 1850. Д. 266- 1856. Д. 430- Оп. 29. 1871. Д. 774.
  10. Ф. 525. (Канцелярия императрицы Александры Федоровны МИДе). Оп. 1/197/2685.1896. Д. 48- Оп. 1/198/2686. 1897. Д.79- Оп. 2/217/2715. 1914. Д. 46.
  11. Ф. 528. (Контора двора великой княгини Марии Павловны МИДе. (Владимира
  12. Александровича). On. 1. 1878. Д. 50- 1902. Д. 213- 1906. Д. 90.
  13. Ф. 530. (Контора двора великого князя Георгия Михайловича МИДе).1. On. 1.1898. Д. 6.
  14. Ф. 537. (Придворная контора великой княгини Александры Иосифовны
  15. Константина Николаевича) МИДе).
  16. On. 1. 1897−1898. Д. 1026- 1897−1899. Д. 1027.
  17. Ф. 540. (Собственная императрицы Марии Александровны канцелярия МИДе). Оп. 1/1/64. 1876. Д. 192.
  18. Ф. 552. (Контора двора великой княгини Ольги Александровны МИДе). Оп 1.1912−1917. Д. 452.
  19. Ф. 565. (Департамент государственного казначейства Министерства финансов). Оп. 14. 1904. Д. 116. Ф. 696. (Толстые).
  20. On. 1. 1884. Д. 364- 1899. Д. 595- 1900. Д. 588- 1901−1912. Д. 640- 1905−1910. Д. 345- 1910. Д. 173,369.
  21. Ф. 733. (Департамент народного просвещения). Оп. 144. 1904. Д. 59.
  22. Ф. 759. (Собственная его императорского величества канцелярия по учреждениямимператрицы Марии). Оп. 73.1892. Д. 4.
  23. Ф. 788. (Редакция журнала «Старые годы»). On. 1. Д. 160.
  24. Ф. 790. (Центральное училище рисования барона Штиглица). On. 1. Д. 52, 61, 70,370−374,376−384, 387, 389,390, 392. Ф. 791. (Общество имени А.И. Куинджи). On. 1. Д. 1,2,3,7, 12,15, 21,22,28,30,42.
  25. Ф. 792. (Устроительный комитет Всероссийского съезда художников). * ОпЛ. Д. 3,4,6−10,13.
  26. Ф. 794. (Союз деятелей искусств). On. 1. Д. 2, 13−16, 31, 33, 36,42−44, 50, 54.
  27. Ф. 892. (Балашовы). Оп. 3. 1881−1882. Д. 99−100- 1897. Д. 106.
  28. Ф. 908. (П.А. Валуев). On. 1.1870. Д. 53.
  29. Ф. 919. (Воронцовы-Дашковы). On. 1. 1904−1910. Д. 94.
  30. Ф. 922. (В.Г. Глазов). On. 1.1905. Д. 845- 1914. Д. 847.
  31. Ф. 948. (Казнаковы). On. 1. 1903−1904. Д. 175, 176- 1904. Д. 177.
  32. Ф. 1005. (С.Д. Нечаев, Ю.С. Нечаев-Мальцев). On. 1. Д. 268.
  33. Ф. 1049. (Г.С. Саркисов). On. 1. 1905. Д. 68- 1909. Д. 103.
  34. Ф. 1072. (Э.Э. Ухтомский). Оп. 2. 1900. Д. 353.
  35. Ф. 1088. (Шереметевы). On. 1. 1850. Д. 493- 1853. Д. 612- Оп. 2.1910. Д. 1037. Ф. 1092. (Шуваловы). Оп. 1.Д.261.
  36. Ф. 1158. (Финансовая комиссия Государственного Совета). On. I. 1914. Д. 44. Ф. 1263. (Комитет министров). On. 1. 1832. Д. 792- 1833. Д. 837- On. 1. (152). 1862. Д. 2956.
  37. Ф. 1276. (Совет министров). Оп. 9. 1913. Д. 846.
  38. Ф, 1284. (Департамент общих дел МВД). Оп. 187. 1904. Д. 212- 1907. Д. 43- 1909. Д. 31- 1912. Д. 87, 162, 197- 1913. Д. 197- 1915. Д. 29- Оп. 188. 1903. Д. 240- 1904. Д. 28,231.
  39. Ф. 1286. (Департамент исполнительной полиции МВД). Оп. 28. 1867. Д. 168. Оп. 35. 1874. Д. 189.
  40. Ф. 1287. (Хозяйственный департамент МВД). Оп. 3. 1865. Д. 1481- Оп. 9. 18 701 871. Д.152- Оп. 40. 1870−1872. Д. 840.
  41. Ф. 1288. (Главное управление по делам местного хозяйства МВД). Оп. 15.1912. Д. 28.
  42. Ф. 1339. (Контора двора наследника великого князя Александра Александровича МИДе). On. 1. 1871. Д. 66- 1878. Д. 9.
  43. Ф. 1341. (Первый департамент Сената). Оп. 34. 1833. Д. 3563. Ф. 1543. (Товарищество передвижных художественных выставок). On. 1. Д. 1,2,5, 8, 10,14−16.
  44. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ)
  45. Ф. 44. (Петроградская W-я мужская гимназия). Оп. 2. Д. 243,677.
  46. Ф. 202. (Петроградский попечительный комитет о сестрах милосердия Красного
  47. Креста (община св. Евгении). Оп. 2. Д. 28, 175, 642,729, 1349, 2236, 2239, 2245.
  48. Ф. 253. (Канцелярия Петроградского губернатора). Оп. 3. Д. 3467.
  49. Ф. 287. (Петроградское особое по делам об обществах присутствие). On. 1. Д. 145, 169.
  50. Ф. 400. (Петербургское Славянское благотворительное общество). On. 1. Д. 19, 907,908,1048,1056,1057,1076,1107, 1397.
  51. Ф. 513. (Петроградская Городская управа). Оп. 136. Д. 186, 233- Оп. 137. Д. 67, 55,? 718- Оп. 138. Д. 5,11- Оп. 159. Д. 239- Оп. 186. Д. 233.
  52. Ф. 536. (Петербургское дворянское собрание). Оп. 3. Д. 689.
  53. Ф. 569. (Канцелярия Петроградского градоначальника). Оп. 13. Д. 763, 1130, 57, 19, 746- Оп. 14. Д. 194- Оп. 15. Д. 709, 712 В.
  54. Ф. 706. (Старший инспектор по надзору за типографиями, литографиями и тому подобными заведениями и книжной торговли в Петрограде). On. 1. Д. 941, 1145, 1606, 1382,2151.
  55. Ф. 792. (Петроградская Городская дума). On. 1. Д. 805, 4428, 4636, 6360, 6947, 8300, 8933, 9199, 10 198.
  56. Ф. 961. (Петроградское уездное управление). On. 1. Д. 42. Ф. 965. (Петроградская сыскная полиция). Оп. 2. Д. 133. Ф. 1722. (Еврейское общество поощрения художеств). Оп. 1.Д. 1,2. Ф. 1883. (Троще-Сергиева пустынь). Оп. 45. Д. 36.
  57. Ф. 1258. (Акционерное общество Машиностроительного завода А. Нобеля). Оп. 2. Д. 216.
  58. Ф. 2075. (Канцелярия Петроградского генерал-губернатора). Оп. 5. Д. 40.
  59. Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ)
  60. Ф. 4. (Н.И. Абрамычев). Д. 186. Ф. 187. (А.К. Глазунов). Д. 1279. Ф. 222. (Д.В. Григорович). Д. 15.
  61. Ф. 708. (Н.П. Собко). Д. 2, И, 31, 62, 77, 82, 83, 103, 106, 135, 713, 722, 729 732,734 745,763,765, 768,9046,964,965,986,994, 1115, 1254, 1346.
  62. Ф. 781. (И.И. Толстой). Д. 34,41,48, 66,69,72,73,74.
  63. Ф. 861. (И.И Шишкин). Д. 191.
  64. Ф. 1015. (А.П. Остроумова-Лебедева). Д. 331.
  65. Научный архив Института истории материальной культуры Российской Академии Наук, Фотоархив (НАИИМК РАН, ФА)
  66. Фонд Комитета популяризации художественных изданий. Ш. Д. 1328,1329,2332- 2339.1. Документальные11. Делопроизводственные11.1. Записки
  67. П.П. О мерах к развитию и расширению деятельности императорского Общества поощрения художеств и заключение по ней избранной Комитетом особой Комиссии из его состава. СПб., 1898.11.2. Отчеты
  68. Всеподданнейший отчет Комитета общества поощрения художеств за 18 971 899 гг. СПб., 1897−1899.
  69. Годичные отчеты Правления Санкт-Петербургского общества художников за 1892−1894- 1896−1898- 1909−1911 гг. СПб., 1893−1895- СПб., 1897−1899- СПб., 19 101 912.
  70. Отчет деятельности Общества учителей рисования. СПб., 1908.
  71. Отчет императорской Академии художеств с 4 ноября 1884 г. по 4 ноября 1885 г. СПб., 1885.
  72. Отчет Комитета Общества поощрения художников за 1825 г., с присовокуплением списка гг. членам онаго и таблицы, предоставляющей состояние Общества в 1820,1821,1822,1823, 1824 и 1825 гг. СПб., 1826.
  73. Отчет Комитета Общества поощрения художников за 1826 г. СПб., 1827.
  74. Отчет о деятельности Общества поощрения художеств за 1911−1912 гг. Пг., 1914.
  75. Отчет о деятельности Общества поощрения художеств. СПб., 1904.
  76. Отчет Правления Товарищества передвижных художественных выставок за третью выставку. СПб., 1876.
  77. Отчет Правления Товарищества передвижных художественных выставок: Первая выставка: Вторая выставка. СПб., 1875.
  78. Отчет Санкт-Петербургской артели художников // Северная пчела. 1867. № 89. 25 апреля.
  79. Отчеты императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным высочайшим покровительством их императорских Величеств государя императора и государыни императрицы за 1883−1896 гг. СПб., 1884−1897.
  80. Отчеты о действиях Комитета императорского Общества поощрения художеств за 1887 1889 гг. СПб., 1888−1890.
  81. Отчеты о действиях Комитета Общества поощрения художеств за 18 811 884 гг. СПб., 1882−1885.
  82. Отчеты о действиях Комитета Общества поощрения художников за 18 451 881 гг. СПб., 1846−1882.
  83. Отчеты о деятельности Общества помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого за 1911−1915 гг. СПб., 1912−1916.
  84. Отчеты Общества взаимного вспомоществования русских художников за 1871−1888 гг. СПб., СПб., 1872−1888.
  85. Отчеты общества художников «Мюссаровские понедельники» за 1914, 1915 гг. СПб., 1914- Пг., 1916.
  86. Отчеты Первого дамского художественного кружка за 1882−1890- 18 951 899- 1901−1904- 1906−1913 гг. СПб., 1883−1891- СПб., 1896−1900- СПб., 1902−1904- СПб., 1907−1914.
  87. Отчеты уполномоченных Товарищества независимых за 1910−1915 выставочные годы. СПб., 1912−1915.
  88. Обзоры деятельности Общества учителей рисования за 1900−1902. СПб., 1902- за 1902−1903. СПб., 1904- за 1903−1905. СПб., 1906- 1907−1910. СПб., 1915.11.3. Постановления
  89. Извлечение из постановлений общих собраний Товарищества передвижных художественных выставок. СПб., 1877.11.4. Правша
  90. Временные правила для школы и художественно-промышленного музея, состоящих при высочайше утвержденном Обществе поощрения художников. СПб., 1872.
  91. Правила Весенних выставок в залах Академии художеств, утвержденных собранием Академии художеств 24 сентября 1912 г. СПб., 1912.
  92. Правила взимания установленного высочайше утвержденным 5 мая 1892 г. мнением Государственного Совета в пользу ведомства учреждений императрицы Марии благотворительного сбора с посетителей публичных зрелищ и увеселений //
  93. Собрание узаконений и распоряжений Правительства 1892 г. Ж№ 68, 86. ст.ст. 704, 936- 1897. № 90. ст. 1171.
  94. Правила выставки «Blanc et Noir» И Императорская Академия художеств: Уставы, положения, правила. СПб., 1907.
  95. Правила выставок Внепартийного общества художников. СПб., 1912.
  96. Правила выставок журнала «Мира искусства». СПб., 1900.
  97. Правила выставок Санкт-Петербургского общества художников: Руководство приема и расстановки картин и других художественных произведений. СПб., 1882.
  98. Правила для вступления в члены Первого дамского художественного кружка. СПб., 1902.
  99. Правила для выставок Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1891.
  100. Правила Международной выставки художественных афиш. СПб., 1897.
  101. Правила по устройству выставки Первого дамского художественного кружка. СПб., 1900.1.1−5. Протоколы
  102. Протокол собрания участников выставок «Мир искусства» // Мир искусства. № 9−10.
  103. Протоколы очередных, вторичных, экстренных, общих собраний членов Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1899.
  104. Протоколы третьего чрезвычайного, четвертого общего, девятого очередного собраний членов Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1892.
  105. Протоколы 10−13- 14−17- 18−20 очередных собраний членов Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1893- СПб., 1894- СПб., 1895.11.6. Уставы
  106. Временный устав императорской Академии художеств, высочайше утвержденный в 15 октября 1893 г., с последовавшими изменениями по 18 марта 1906 г. СПб., 1907.
  107. Устав Внепартийного общества художников. СПб., 1912.
  108. Устав Нового общества художников. СПб., 1904.
  109. Устав Общества выставок художественных произведений. СПб., 1875.
  110. Устав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. СПб., 1912.
  111. Устав Общества имени Архипа Ивановича Куинджи. СПб., 1909.
  112. Устав общества «Мир искусства», утвержденный 27 июня 1914 г. Пг., 1914.
  113. Устав Общества помощи нуждающимся художникам в память академика КЛ. Крыжицкого. СПб., 1912.
  114. Устав Общества русских аквафортистов. СПб., 1872.
  115. Устав общества русских акварелистов. СПб., 1887.
  116. Устав Общества учителей рисования, утвержденный 9 ноября 1901 г. СПб., 1901.
  117. Устав общества художников «Мюссаровские понедельники». СПб., 1913.
  118. Устав общества художников «Союз молодежи». СПб., 1910.
  119. Устав Общины художников. СПб., 1909.
  120. Устав Первого дамского художественного кружка. СПб., 1891.
  121. Устав Санкт-Петербургской артели художников. СПб., 1866.
  122. Устав Товарищества художников. СПб., 1911.
  123. Уставы Общества взаимного вспомоществования русских художников. СПб., 1871- СПб., 1902.
  124. Уставы Общества поощрения художеств. СПб., 1882- СПб., 1887- СПб., 1912- СПб., 1914.
  125. Уставы Общества поощрения художников. СПб., 1833- СПб., 1857- СПб., 1869- СПб., 1874- СПб., 1878- СПб., 1879.
  126. Уставы Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1890- СПб., 1893- СПб., 1896.
  127. Уставы Товарищества независимых. СПб., 1910- Пг., 1916.
  128. Уставы Товарищества передвижных художественных выставок. СПб., 1870- СПб., 1874- СПб., 1881- СПб., 1890- СПб., 1905.
  129. Уставы Товарищества русских художников иллюстраторов. СПб., 1891- СПб., 1892.
  130. Справочно-информационные 1.2.1. Альбомы
  131. Альбом «25 лет Товарищества передвижных художественных выставок». М., 1899.
  132. Альбом 44-й передвижной выставки картин. Пг., 1916.
  133. Альбом декабрьской выставки в доме Общества поощрения художеств, в 1890 г. СПб., 1891.
  134. Альбом Исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 г., в Санкт-Петербурге, под Августейшим покровительством ее имп. велич. государыни императрицы Александры Федоровны в пользу раненых воинов. СПб., 1907.
  135. Альбом Пушкинской юбилейной выставки в императорской Академии наук в Санкт-Петербурге / Под ред. JI.H. Майкова и Б. Л. Модзалевского. СПб., 1899.
  136. Альбомы 7, 8, 9, 11 выставок картин «Союза русских художников» в Санкт-Петербурге. М., 1910- СПб., 1911- СПб., 1912- СПб., 1914.
  137. Ф.И. Альбом декабрьской выставки 1890 г. в Академии художеств. СПб., 1890.
  138. Ф.И. Альбомы академических выставок 1887, 1888, 1890, 1892, 1893, 1894, 1896 гг. СПб., 1887- СПб., 1888- СПб., 1890- СПб., 1892- СПб., 1893- СПб., 1894- СПб., 1896.
  139. Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв. выставки Общества поощрения художников, фотографированный и изданный художником А. М. Душевым / Сост. П. Н. Петров. СПб., 1870.
  140. Прахов A3. Альбом Исторической выставки предметов искусства. СПб., 1907.12.2. Иллюстрированные каталоги
  141. Иллюстрированные каталоги Весенних выставок картин в залах императорской Академии художеств. СПб., 1898−1899.
  142. Иллюстрированные каталоги 8−12- 14−21-й выставок Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1900−1904- СПб., 1906−1913.
  143. Иллюстрированные каталоги 26, 28, 35-й передвижных выставок картин Товарищества передвижных выставок. М., 1898- М., 1900- М., 1907.
  144. Иллюстрированные каталоги 17−24-й передвижных выставок Товарищества передвижных художественных выставок / Под ред. Н. П. Собко. СПб., 1889−1896.
  145. Иллюстрированный каталог Весенней выставки картин в залах императорской Академии художеств. СПб., 1895.
  146. Иллюстрированный каталог выставки художественных изделий Фаберже, старинных миниатюр и табакерок из коллекции императорского дома в 1902 г. СПб., 1902.
  147. Иллюстрированный каталог Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности. СПб., 1912.
  148. Иллюстрированный каталог картин выставки «Союза русских художников». СПб., 1909.
  149. Иллюстрированный каталог посмертной выставки произведений В. Г. Перова (1834−1882) / Сост. Н. П. Собко. СПб., 1882.
  150. Иллюстрированный каталог Провинциальной выставки 1904−1905 гг. СПб., 1904.
  151. Иллюстрированный каталог произведений, премированных на конкурс профессора А. И. Куинджи 1905 г. на Весенней выставке в залах Академии художеств. СПб., 1905.
  152. Иллюстрированный каталог 16-й передвижной выставки картин Товарищества передвижных выставок / Сост. А. К. Беггров. СПб., 1888.
  153. Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет: (1700−1850). СПб., 1902.12.3. Каталоги
  154. Каталог Акварельной международной выставки. СПб., 1882.
  155. Каталог временной выставки старинных (XVIII столетия) серебряных вещей в Музее училища барона Штиглица с офортами граверного класса училища. СПб., 1885.
  156. Каталог временной этнографической выставки русского населения Галиции, Буковины и Венгрии. Пг., 1915.
  157. Каталог Всероссийской выставки художественно-архитектурных фотографий. СПб., 1911.
  158. Каталог второй выставки «Русская женщина в гравюрах и литографиях»: Выставка портретов. СПб., 1911.
  159. Каталог второй выставки коллекции П. В. Деларова: Акварели, рисунки и эподы. СПб., 1914.
  160. Каталог второй Выставки старинных и новых картин Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения. СПб., 1886.
  161. Каталог Второй Итальянской художественной выставки в Санкт-Петербурге. Февраль апрель, 1902. СПб., 1902.
  162. Каталог второй Народной выставки картин в Конногвардейском манеже Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1901.
  163. Каталог выставки «Miinchen». СПб., 1909.
  164. Каталог выставки «Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях». Апрель-май 1911 г. СПб., 1911.
  165. Каталог выставки «Венок Стефанос». СПб., 1908.
  166. Каталог выставки «Война и наши трофеи». Пг., 1915.
  167. Каталог выставки «Воспоминание Русско-Японской войны». СПб., 1907.
  168. Каталог выставки «Искусство в книге и плакате»: Выставка при Всероссийском съезде художников, декабрь 1911- январь 1912. СПб., 1911.
  169. Каталог выставки «Исторические события царствования Петра Великого: Юбилейные картины». СПб., 1872.
  170. Каталог выставки «Орест Адамович Кипренский в частных собраниях»: Декабрь 1911 февраль 1912 гг. СПб., 1911.
  171. Каталог выставки «Придворная жизнь 1613−1913: Коронации, фейерверки, дворцы»: Выставка гравюр и рисунков. СПб., 1913.
  172. Каталог выставки «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны»: Выставка гравюр и рисунков. СПб., 1912.
  173. Каталог выставки «Русское народное искусство» на второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 г. Пг., 1914.
  174. Каталог выставки «Салон»: Выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры, устроенной в 1909 г. в помещении музея и в «Меншиковских комнатах» Первого кадетского корпуса. СПб., 1908−1909.
  175. Каталог выставки «Салон»: Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр и графики. СПб., 1910.
  176. Каталог выставки «Современной русской живописи». Пг., 1916.
  177. Каталог выставки «Старый Петербург». СПб., 1903.
  178. Каталог выставки «Сто лет французской живописи» (1812−1912), устроенной журналом «Аполлон» и Institute fransais at St.Pb. СПб., 1912.
  179. Каталог выставки «Трамвай В»: Выставка 1-ая. СПб., 1915.
  180. Каталог выставки «Художественные произведения артистов». СПб., 1912.
  181. Каталог выставки «Художественные сокровища Казани». Пг., 1916.
  182. Каталог выставки акварелей Альберта Николаевича Бенуа. СПб., 1903.
  183. Каталог выставки акварелей, пастелей и рисунков СПб., 1899.
  184. Каталог выставки английских и французских гравюр XVIII в. в залах Академии художеств, устроенной Кружком любителей изящных изданий. Пг., 1916.
  185. Каталог выставки английских плакатов Великой войны в императорской Академии художеств. Пг., 1916.
  186. Каталог выставки в память А. В. Кольцова в императорской Академии наук. СПб., 1909.
  187. Каталог выставки в память И. С. Тургенева в императорской Академии наук. СПб., 1909.
  188. Каталог Выставки гемм. СПб., 1902.
  189. Каталог Выставки графических искусств. СПб., 1913.
  190. Каталог выставки древних картин И. С. Семенова. СПб., 1889.
  191. Каталог выставки древностей, (добытых Археологической комиссией) в течение 1897 г. СПб., 1898.
  192. Каталог выставки древностей, представляемых Археографической комиссией на воззрение государя императора в 1893, 1894 гг. СПб., 1894- СПб., 1895.
  193. Каталог выставки из собрания П. В. Деларова. СПб., 1914.
  194. Каталог Выставки иконописи и художественной старины. СПб., 1911−1912.
  195. Каталог выставки карикатур и рисунков художников журнала «Новый Сатирикон». СПб., 1913.
  196. Каталог выставки картин «Искусство союзных народов». Пг., 1914.
  197. Каталог выставки картин «Треугольник-Венок-Стефанос». СПб., 1910.
  198. Каталог Выставки картин английских и немецких акварелистов: Первая выставка. СПб., 1897.
  199. Каталог выставки картин в пользу Лазарета деятелей искусств. Пг., 1914.
  200. Каталог выставки картин В. В. Верещагина / Сост. Н. П. Собко. СПб., 1883.
  201. Каталог выставки картин В. М. Васнецова. СПб., 1899.
  202. Каталог выставки картин журнала «Старые годы». СПб., 1908.
  203. Каталог выставки картин и художественных предметов, устраиваемых в пользу госпиталей е.в. королевы эллинов под высоким покровительством ее имп. велич. великой княгини Александры Иосифовны / Сост. Н. П. Собко. СПб., 1898.
  204. Каталог Выставки картин и этюдов «трех». Пг., 1914.
  205. Каталог выставки картин и этюдов А. Гауша. Пг., 1916.
  206. Каталог Выставки портретов петербургских дам. СПб., 1866.
  207. Каталог Выставки произведений искусства в пользу инвалидов-поляков. Пг., 1916.
  208. Каталог выставки произведений скульптора Пиетро Каноника. СПб., 1911.
  209. Каталог выставки рисунков и этюдов Е. Лансере и М. Добужинского, привезенных с фронта. Пг., 1915.
  210. Каталог выставки рисунков сотрудников журнала «Сатирикон». СПб., 1909.
  211. Каталог Выставки рисунков французских художников эпохи классицизма. СПб., 1913.
  212. Каталог Выставки рисунков французских художников эпохи Людовика XIV и регентства. СПб., 1912.
  213. Каталог Выставки произведений русских и финляндских художников. СПб., 1897.
  214. Каталог выставки серебра, фаянса и эмалей из собрания гр. Е. В, Шуваловой. Пг., 1915.
  215. Каталог Выставки современных русских женских портретов: 4-ая выставка ежемесячника «Аполлон». СПб., 1910.
  216. Каталог выставки современных течений в искусстве. СПб., 1908.
  217. Каталог выставки старинных картин в залах Императорского общества поощрения художеств. СПб., 1901.
  218. Каталог Выставки финского искусства. Пг., 1917.
  219. Каталог выставки фотографических снимков, планов и акварельных рисунков примечательных местностей и памятников Иерусалима, Святой Земли, Заиорданья, Гуарана и Сирии в 1892 г. СПб., 1892.
  220. Каталог выставки художественной светописи М. А. Шерлинга. СПб., 1913.
  221. Каталог выставки «Художественные произведения артистов». СПб., 1912.
  222. Каталог Выставки церковной старины в Музее барона Штиглица в Петрограде. Пг., 1915.
  223. Каталог выставки этюдов в Художественном бюро HJ3. Добычиной. Пг., 1917.
  224. Каталог Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности, устроенной в залах императорской Академии художеств Обществом архитекторов-художников. СПб., 1911.
  225. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—XVIII вв., устроенной Обществом поощрения художников. СПб., 1870.
  226. Каталог Исторической выставки предметов искусства. СПб., 1904.
  227. Каталог картин выставки «Венок». СПб., 1908.
  228. Каталог картин выставки художника В. П. Шрейдера. СПб., 1911.
  229. Каталог картин, принадлежащих действительному тайному советнику Ф. И. Прянишникову и помещенных на Постоянной выставке Общества поощрения художников. СПб., 1867.
  230. Каталог картинной галереи его имп. высоч. герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, выставленной в залах императорской Академии художеств. СПб., 1886.
  231. Каталог Международной выставки афиш в Санкт-Петербурге в 1897 г. СПб., 1898.
  232. Каталог международной выставки, устроенной Обществом поощрения художеств и при содействии администрации художественного отдела Всемирной выставки в Париже. СПб., 1900.
  233. Каталог Международной художественно-промышленной выставки по случаю 25-летнего юбилея Первого дамского кружка. СПб., 1907.
  234. Каталог Осенней выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок в залах императорского Общества поощрения художеств. СПб., 1909.
  235. Каталог Осенней выставки Товарищества художников. СПб., 1913.
  236. Каталог отчетной выставки Академии художеств. Пг., 1916.
  237. Каталог Первой Бельгийской художественной выставки. СПб., 1898.
  238. Каталог Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари 1904 г. Таврический дворец. СПб., 1904.
  239. Каталог Первой выставки картин английских и немецких акварелистов. СПб., 1897.
  240. Каталог первой выставки рисунков и автографов русских писателей: «Треугольник». СПб., 1910.
  241. Каталог Первой летней выставки картин, организованной Товариществом независимых в Петрограде, в мае-июле 1916 г. Пг., 1916.
  242. Каталог Петербургской выставки «Старых годов». СПб., 1909.
  243. Каталог «Последней футуристической выставки картин „0,10“». СПб., 1915.
  244. Каталог посмертной выставки В. А. Серова. СПб., 1914.
  245. Каталог посмертной выставки картин и этюдов В. В. Верещагина / Сост. Н. П. Собко. СПб., 1904.
  246. Каталог посмертной выставки картин И. И. Левитана. СПб., 1901.
  247. Каталог посмертной выставки картин К. Я. Крыжицкого. СПб., 1911.
  248. Каталог посмертной выставки картин С. В. Иванова. СПб., 1911.
  249. Каталог посмертной выставки картин, этюдов и акварелей Н. Н. Гршценко. СПб., 1902.
  250. Каталог посмертной выставки произведений И. И. Ендогурова, И. И. Шишкина, Н. А. Ярошенко. СПб., 1898.
  251. Каталог посмертной выставки произведений Николая Васильевича Пирогова (1872−1913). СПб., 1914.
  252. Каталог посмертной выставки произведений Я. Ф. Ционглинского. СПб., 1914.
  253. Каталог Постоянной выставки современного искусства. СПб., 1913.
  254. Каталог Пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. СПб., 1899.
  255. Каталог Скандинавской выставки, устроенной в доме Общества поощрения художеств. СПб., 1897.
  256. Каталог старинных и новых картин: Вторая выставка Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения. СПб., 1886.
  257. Каталог Французской художественной выставки в 1903 г. СПб., 1903.
  258. Каталог Французской художественной выставки, устроенной в доме императорского Общества поощрения художеств в пользу Попечительного комитета о сестрах милосердия Красного Креста. СПб., 1891.
  259. Каталог Французской художественной выставки, устроенной императорским Обществом поощрения художеств и при содействии художественной администрации в Париже. СПб., 1901.
  260. Каталог Французской художественной и художественно-промышленной выставки, устроенной при содействии представительства Общества поощрения художеств в 1899 г. СПб., 1899.
  261. Каталог художественных произведений 4, 6, 7-й выставок Общества выставок художественных произведений. СПб., 1880- СПб., 1882- СПб., 1883.
  262. Каталог юбилейной выставки в память державного основателя в Санкт-Петербурге. СПб., 1903.
  263. Каталог юбилейной выставки произведений кн. Г. Г. Гагарина. СПб., 1910.
  264. Каталог, состоящей под августейшим покровительством ее ими. высоч. великой княгини Ксении Александровны, Первой Международной выставки исторических и современных коспомов и их принадлежностей. СПб., 1902−1903.
  265. Каталог, состоящей под высочайшим его имп. велич. государя императора покровительством, Историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов. СПб., 1905.
  266. Каталог 3-й выставки Внепартийного общества художников. Пг., 1915.
  267. Каталог 6, 7-й выставок Общества выставок художественных произведений. СПб., 1882- СПб., 1883.
  268. Каталоги Весенних выставок в залах императорской Академии художеств. СПб., 1901- СПб., 1904- Пг., 1916.
  269. Каталоги выставок императорской Академии художеств. СПб., 1869−1875.
  270. Каталоги выставки картин общества художников «Союз молодежи». СПб., 1910−1913.
  271. Каталоги выставок картин «Мир искусства». СПб., 1911−1913- Пг., 19 161 917.
  272. Каталоги выставок картин «Союза русских художников». СПб., 1905. СПб., 1907- СПб., 1908- М., 1909- СПб., 1910−1917.
  273. Каталоги выставок картин Внепартийного общества художников. СПб., 1911- СПб., 1913.
  274. Каталоги выставок картин журнала «Мир Искусства». СПб., 1899−1903- СПб., 1906.
  275. Каталоги выставок картин и скульптуры «Mignon». СПб., 1903- СПб., 1904.
  276. Каталоги выставок картин Московского Товарищества художников. СПб., 1899- СПб., 1902- СПб., 1904- СПб., 1905.
  277. Каталоги выставок картин Нового общества художников. СПб., 1904−1910- СПб., 1913- Пг., 1915- Пг., 1917.
  278. Каталоги Выставок опытов художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников в декабре 1896 январе 1897 гг.- СПб., 1897- в декабре 1897- январе 1898 гг. СПб., 1897.
  279. Каталоги выставок Первого дамского художественного кружка. СПб., 1891- СПб., 1894−1905- СПб., 1907−1910.
  280. Каталоги выставок рисунков и эстампов в залах Академии художеств. СПб., 1908- СПб., 1910- Пг., 1915.
  281. Каталоги выставок этюдов, рисунков и эскизов Товарищества передвижных художественных выставок. СПб., 1903- Пг., 1916.
  282. Каталоги выставок этюдов, эскизов и рисунков «Мир искусства». Пг., 1915- Пг., 1916.
  283. Каталоги годичных весенних выставок картин Товарищества художников. Пг., 1916−1917.
  284. Каталоги годичных выставок картин Товарищества художников. СПб., 19 041 906- СПб., 1908−1915.
  285. Каталоги Осенних выставок Товарищества художников. СПб., 1911- СПб., 1913−1914- Пг., 1916.
  286. Каталоги Петербургских выставок картин. СПб., 1843- СПб., 1851- СПб., 1861.
  287. Каталоги Постоянных художественных выставок Общества поощрения художников. СПб., 1865- 1867.
  288. Каталоги И, 12- 19−28- 29, 30- 32 35- 38-й выставок картин Общества русских акварелистов. СПб., 1891- СПб., 1892- СПб., 1899−1908- СПб., 1910- СПб., 1911- СПб., 1913−1916- Пг., 1917.
  289. Каталоги 6−13- 14- 15−39- 40, 41- 42−46-й передвижных выставок картин Товарищества передвижных художественных выставок. СПб., 1878−1885- М., 1886- СПб., 1887−1911- М., б.г.-СПб., 1912- Пг., 1914−1918.
  290. Каталоги 22−25-й выставок картин Петроградского общества художников. Пг., 1914−1917.
  291. Каталоги 2−11- 13,17,21-й выставок картин Санкт-Петербургского общества художников. СПб., 1894−1903- СПб., 1905- СПб., 1909- СПб., 1913.
  292. Каталоги 1−4-й выставок картин Товарищества независимых. СПб., 19 111 914.
  293. Подробный каталог посмертной выставки произведений В. Г. Перова (18 341 882), с приложением краткой биографии художника. СПб., 1882.
  294. Katalog. St. Petersburg Internationale Austellung der Trachten, 1902.12.4. Путеводители
  295. Путеводитель по выставке «Ломоносов и Елизаветинское время». СПб., 1912.12.5. Списки
  296. Опись выставленных памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева. Пг., 1915.
  297. Роспись вещам, выставленным в первую публичную выставку российских изделий в Санкт-Петербурге, 1829 г., с приложением высочайше утвержденных правил выставки. СПб., 1829.
Заполнить форму текущей работой