Совершенствование конструкций пролетных строений автодорожных мостов из клееной древесины
США является самой передовой страной по количеству построенных деревянных мостов, рассчитанных на пропуск современной нагрузки. При этом следует отметить, что в США, Канаде и Скандинавских странах деревянные мосты возводят на автомобильных дорогах всех категорий и без ограничений. По данным службы инвентаризации мостов (National Bridge Inventory) на февраль 1998 г на дорогах США эксплуатировалось… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние и перспективы применения клееной древесины в мостостроении
- 1. 1. Пролетные строения отечественного мостостроения
- 1. 1. 1. Пролётные строения с поперечной деревоплитой
- 1. 1. 2. Пролётные строения с железобетонной проезжей частью
- 1. 1. 3. Состояние обследованных мостов с клееными балками
- 1. 2. Достижения научно-технического прогресса в конструкции пролетных строений мостов из клееной древесины
- 1. 2. 1. Проезжая часть автодорожных деревянных мостов
- 1. 2. 2. Конструкции балочных пролетных строений
- 1. 2. 3. Скандинавская программа по деревянным мостам
- 1. 2. 4. Показательные мосты из клееной древесины
- 1. 3. Перспективные конструкции балочных мостов из клееной древесины. Цель и задачи исследования
- 1. 1. Пролетные строения отечественного мостостроения
- 2. Плитные пролетные строения из клееной древесины
- 2. 1. Новая конструкция плитного пролетного строения
- 2. 2. Приведенные упругие характеристики клееной деревоплиты
- 2. 3. Численное моделирование многослойной деревоплиты из ортогональных слоев досок
- 2. 3. 1. Методика расчета деревоплиты по схеме изотропной пластинки с осредненными упругими постоянными
- 2. 3. 2. Применение МКЭ для оценки напряженно-деформиро ванного состояния многослойной деревоплиты
- 2. 3. 3. Результаты численного моделирования
- 2. 4. Эксперименты на физических моделях деревоплиты
- 2. 4. 1. Планирование и подготовка эксперимента
- 2. 4. 2. Материалы и средства измерения деформаций
- 2. 4. 3. Сравнение численных и экспериментальных результатов
- 2. 5. Рекомендации по проектированию плитного пролетного строения с многослойной клееной деревоплитой
- 2. 5. 1. Расчетные характеристики материалов
- 2. 5. 2. Назначение основных параметров. Рекомендации по расчету
Совершенствование конструкций пролетных строений автодорожных мостов из клееной древесины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отечественное деревянное мостостроение шло и развивалось своим самобытным путем, опираясь на неограниченные лесные ресурсы и высокое плотничное мастерство русского работника. Великая отечественная война 1941;45 годов и послевоенное восстановление мостов стимулировали быстрое, но однобокое развитие деревянного мостостроения на основе старых конструктивно-технологических форм мостов. Эти тенденции нашли отражение в нормативных документах. В 1960 году на автодорогах России из общего количества мостов 92% были деревянными, построенными по нормам военного времени.
Во второй половине 50-х годов прошлого столетия основой государственной технической политики в области строительства, в том числе транспортного, стало повсеместное внедрение сборного железобетона. Был отдан бескомпромиссный приоритет сборному железобетону в ущерб всем другим материалам, конструкциям и технологиям. Было ограничено применение в конструкциях леса и металла.
Комплексная целевая программа на 1988;1990 и до 2000 года «Мировой уровень», обозначившая до конца века рубежи отечественного мостостроения для железобетонных и стальных мостов, начисто игнорировала деревянные мосты вопреки мировому опыту и собственным нормам проектирования [54].
К концу 80-х годов на автомобильных дорогах федерального значения деревянные мосты были полностью заменены железобетонными или стальными. На дорогах других категорий они также утратили своё лидирующее положение и доля их постоянно снижается до сегодняшних дней. В этой свя зи накопленный опыт проектирования и строительства деревянных, комбинированных (с использование деревянных конструкций) мостов оказался практически утраченным. Ранее разработанные серии типовых проектов деревянных мостов устарели. В каталогах действующих типовых проектов нет современных проектов пролетных строений и опор, отвечающих мировому уровню.
Содержащиеся в СНиП 2.05.03−84* нормы и правила по-прежнему ограничивают применение и развитие деревянных конструкций в капитальном мостостроении. Так, например: нормы допускают применение деревянных мостов на дорогах IV категории, но не допускают — на автодорогах I, II, III категориина автодорогах V категории и на внутрихозяйственных дорогах II-с и Ш-с категорий допускается (рекомендуется) понижение класса нагрузки с А11 до А8, что делает эти мосты не пригодными для современных временных нагрузок.
В настоящее время деревянные мосты в России находят применение главным образом в лесных районах страны через малые водотоки, в условиях удаления от развитых центров строительной индустрии. Грузоподъемность этих мостов не соответствует требованиям, предъявляемым к капитальным мостам ни по прочности, ни по долговечности. Опоры таких мостов устраивают обычно деревянными, а длины пролётных строений не превышают 4. .6 м. В этих условиях часто наблюдаются заторы льда, засорение отверстий карчеходом, обрушение опор и пролётных строений. Фактором, оказывающим негативное влияние на долговечность деревянных конструкций мостов, стал отказ от мероприятий по комплексной защите древесины от гниения, приведший к сокращению срока службы таких мостов до 10−12 лет. Совершенно очевидно, что отечественное деревянное мостостроение находится в глубоком кризисе. Для его преодоления необходима комплексная целевая программа, хорошо скоординированная и поддержанная централизованным финансированием, учитывающая прежде всего достижения и опыт зарубежных мостостроителей, а также накопленный опыт в нашей стране.
США является самой передовой страной по количеству построенных деревянных мостов, рассчитанных на пропуск современной нагрузки. При этом следует отметить, что в США, Канаде и Скандинавских странах деревянные мосты возводят на автомобильных дорогах всех категорий и без ограничений [35,124]. По данным службы инвентаризации мостов (National Bridge Inventory) на февраль 1998 г на дорогах США эксплуатировалось 582 750 мостов, из которых 38 298 мостов — деревянные, при этом 401 сооружение расположено на федеральных дорогах, а остальные — на вспомогательных. Как правило, это малые и средние мосты с пролетами от 6 до 27 м, причем большинство из них из клееной древесины [124]. Согласно [107] общее количество мостов в России и странах СНГ на то же время было в 10 раз меньше, 25% из них деревянные и не многим более 100 штук — с применением клееных балок. Долговечность деревянных мостов из антисептированной клееной древесины в 50 и более лет доказана мировой практикой мостостроения [146] Более того классификация Еврокода 1 [53] предусматривает длительность периода эксплуатации мостов из деревянных клееных конструкций (ДКК) 100 лет. Создание современных производств ДКК и технологий сборки сооружений на месте строительства явилось основой поступательного развития деревянного мостостроения в США, Канаде и странах Евросоюза.
В настоящее время в зарубежной практике высокосортная конструкционная древесина представлена разнообразными типоразмерами монолитных элементов, склеиваемых из отдельных досок-заготовок. Массовому применению клееной древесины в качестве конструкционного материала способствует ее высокая прочность, малый собственный вес, обрабатываемость и технологичность изготовлениянизкие энергозатраты на обработку сырья и изготовление конструкций (в 8−10 раз ниже металлических и в 3−4 раза железобетонных конструкций), низкие затраты на транспортировку и монтаж.
Опыт США, Канады и Скандинавских стран указывает на перспективный путь развития деревянного мостостроения, на необходимость и эффективность новых конструктивных и технологических решений с применением ДКК, причем одним из направлений этого пути является применение деревянной проезжей части, включенной в совместную работу с главными несущими элементами. Широкое распространение получили пролетные строения на основе объединения клееных балок и плит в плитные и плитно-ребристые системы посредством поперечного обжатия усилиями напрягаемой стержневой арматуры. В результате, появились конструкции пролетных строений, отличающиеся от традиционных (металлических и железобетонных) легкостью, высокой индустриальностью, относительной дешевизной, экологической и архитектурной востребованностью.
Вместе с тем высокая деформативность древесины при поперечном обжатии и связанные с ней потери напряжений потребовали постоянного контроля за усилиями в арматурных стержнях и периодических «дотяжек» их до проектных значений. Это несомненно снижает эксплуатационные качества конструкции.
Автором совместно с коллегами по научной работе предложены технические решения дощато-клееных пролетных строений, содержащих в своем составе многослойную деревоплиту, изготавливаемую из ортогональных слоев досок-заготовок на месте строительства [179,180,181]. Эксплуатационная надежность её выше зарубежного аналога. Она обладает высокой водонепроницаемостью, обеспечивает водоотвод и защиту несущих балок от атмосферных воздействий, что способствует увеличению долговечности всей конструкции. Наконец, как элемент проезжей части она включена в совместную работу с балками, что позволяет снизить материалоёмкость и трудоемкость конструкции пролётного строения в целом.
Мировой опыт указывает на все возрастающие потребности в деревянных конструкциях в различных отраслях строительства, на эффективность их применения как в промышленном и гражданском, так и транспортном строительстве. Отечественный же опыт свидетельствует прежде всего о не использовании имеющихся в нашей стране возможностях, имея в виду огромный сырьевой, научный, производственный потенциал, потребности народного хозяйства, масштабы лесопереработки. Выход нашей страны на передовые позиции использования продукции лесоперерабатывающей промышленности в дорожном строительстве и, особенно, в мостостроении является весьма актуальной задачей.
Научная новизна работы заключается:
— в разработке новых конструкций дощато-клееных пролётных строений с многослойной деревоплитой проезжей части из ортогонально перекрестных слоев досок, склеенных по пласти на месте строительства;
— в теоретическом и экспериментальном обосновании упругих характеристик и свойств многослойной деревоплиты из перекрестных досок, необходимых для проектирования дощато-клееных пролетных строений;
— в разработке теоретических основ для проектирования плитно-ребристых пролетных строений с многослойной плитой проезжей части, включенной в совместную работу с балками;
— в определении рациональных параметров плитно-ребристых пролетных строений с многослойной деревоплитой проезжей части;
— в разработке рекомендаций по изготовлению пролетных строений из элементов заводского изготовления в условиях строительства;
— в технико-экономическом обосновании эффективности и целесообразности применения инноваций в дорожном строительстве.
Практическая ценность. Разрабатываемые в диссертации новые конструктивно-технологические формы пролетных строений из клееной древесины и рекомендации по проектированию и технологии изготовления их в условиях строительства позволят расширить область применения деревянного мостостроения в отдаленных районах нашей страны с наибольшим эффектом.
Апробация работы и публикации.
Результаты работы докладывались: на круглом столе «Клееные деревянные конструкции. Новые решения и пути развития» в рамках Международной специализированной выставки архитектуры и строительства «Стройсиб-2003" — на международной научно-технической конференции в Сибирской автомобильно-дорожной академии (2003;2004г.) — на III Международной научно-технической конференции «Современные проблемы совершенствования и развития металлических, деревянных и пластмассовых конструкций в строительстве и на транспорте» в Самарском государственном архитектурно-строительном университете (2005г.) — на всероссийской конференции «Проблемы оптимального проектирования сооружений» в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (2008г.).
Основные результаты диссертации опубликованы в пяти патентах на изобретение, монографии и 9 научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАКом.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Материал изложен на 233 страницах машинописного текста, содержит 117 рисунков, 25 таблиц, список литературы из 190 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И ВЫВОДЫ.
1. Большую роль в развитии индустриального мостостроения играют клееные конструкции, отвечающие всем современным требованиям, предъявляемым к строительству. В работе рассматривается одна из актуальных проблем современного мостостроения — совершенствование конструктивно-технологических форм пролетных строений автодорожных мостов из клееной древесины.
2. Предложены, рассмотрены и изучены три типа балочных пролетных строений с новой конструкцией многослойной плиты проезжей части: плитное пролетное строениеплитно-ребристое пролетное строение с поперечными диафрагмами и плитно-ребристое пролетное строение с горизонтальными диафрагмами в опорных сечениях.
3. Гипотеза приведения многослойной деревоплиты к однородной пластинке с осредненными упругими характеристиками подтверждена расчетами НДС численными методами (по методике для изотропной складки и методом конечных элементов) и проведенными экспериментами на физических моделях.
4. Разработанная методика определения упругих постоянных многослойной деревоплиты с приведением к однородной ортотропной пластинке выявила свойства деревоплиты в зависимости от количества слоев и их ориентации относительно главных осей.
5 Идея приведения многослойной деревоплиты к однородной пластинке получила подтверждение в расчетах плитно-ребристых систем. Разработанный автором упрощенный способ пространственного расчета многоребристых пролетных строений с применением двух расчетных схем, реализуемый в программном комплексе МаЙюаё, позволяет с высокой точностью оценить напряженно-деформированное состояние рассматриваемых конструкций и влияние на него основных параметров.
6. Получены рациональные соотношения основных параметров плитно-ребристых пролетных строений с многослойной плитой проезжей части.
7. Разработанный способ производства работ и рекомендации по изготовлению клееной деревоплиты на месте строительства моста расширяют возможности применения цельноклееных пролетных строений.
8. Полученные технико-экономические показатели строительства моста с пролетными строениями из клееной древесины указывает на эффективность клееных конструкций и целесообразность их применения в сравнении с конструкциями из железобетона в строительстве малых и средних мостов.
Список литературы
- Алабужев П.М., Геронимус В. Б., Минкевич Л. М., Шеховцов Б. А. -Теории подобия и размерностей. Моделирование М. Высшая школа, 1968−208 с.
- Александров A.B. Метод перемещений для расчёта плитно-балочных конструкций. В сб.: Строительная механика. Тр. МИИТ, Вып. 174, М., 1963.-С.4−18.
- Александров A.B., Лащеников Б. Я., Шапошников H.H. Строительная механика. Тонкостенные пространственные системы. М.: Стройиз-дат, 1983.-488 с.
- Александров A.B., Потапов В. Д. Основы теории упругости и пластичности. М.: Высшая школа, 1990. 399с.
- Александров A.B., Потапов В. Д., Державин Б. П. Сопротивление материалов. Изд. 3-е. М.: Высшая школа. 2003. 560 с.
- Амбарцумян С.А. Теория анизотропных пластин. Прочность устойчивость и колебания. М.: Издательство «Наука». 1967, — 268 с.
- Ашкенази Е.К. Анизотропия древесины и древесных материалов. — М.: «Лесная промышленность», 1978. 224 с.
- Боголюбова Л.С. Приближенный метод учёта распределения временной нагрузки между главными балками с учётом сопротивления пролётного строения кручению. Автореферат дис.. канд. техн. наук. -М., 1955.
- Боровиков A.M., Уголев Б. Н. Справочник по древесине: Справочник. Под ред. Б. Н. Уголева. М.: Лесная пром-ть, 1989. — 296 с.
- Быков Б.С., Корляков В. Д. Результаты статических и динамических испытаний клееных деревянных мостов с железобетонной плитой //
- Известия вузов. Строительство и архитектура. 1972. — № 11 — С.138−141.
- Варданян Г. С. Применение теории подобия и анализа размерностей к моделированию задач механики деформируемого твёрдого тела — М., 1980- 104 с.
- Варфоломеев Ю.А. Оценка стойкости клееных конструкций из лиственницы и сосны к неравномерным температурно-влажностным воздействиям // Известия вузов. Строительство. 1991. — № 4 — С.56−58.
- Васильев В.В. О теории тонких пластин / Изв. РАН. МТТ. 1992 — № 3 — С 26-А7.
- Власов В.З. Тонкостенные упругие стержни. М.: Физматгиз. 1959.
- Власов Г. М. Расчет мостовых конструкций с элементами переменного сечения. М.: «Транспорт». 1969 — 72с.
- Власов Г. М., Козлов В. М. Обобщенный способ определения напряженно-деформированного состояния нормальных сечений элементов, состоящих из нескольких материалов/ТИзвестия вузов. Строительство и архитектура. 1986. № 4. С. 104−104.
- Власов Г. М., Устинов В. П. Расчет железобетонных мостов. М.: «Транспорт». 1992 — 256с.
- Гибшман Е.Е. Деревянные клееные мосты в Финляндии // Автомобильные дороги. 1967. — № 1.
- Гибшман Е.Е., Калмыков Н. Я., Поливанов Н. И., Кириллов B.C. Мосты и сооружения на дорогах. М.: Автотрансиздат, 1961.
- Гибшман Е.Е. Проектирование деревянных мостов. М., 1976. — 272 с.
- Глинка H.H., Поспелов Н. Д. Клееные пролётные строения мостов. -М.: Транспорт, 1964.- 88с.
- Гребенюк Г. И., Дмитриев П. А., Жаданов В. И. Большеразмерные совмещенные плиты из клееной древесины и пространственные конструкции на их основе. Разработка, исследования, оптимизация. Оренбург-Новосибирск. — 2007. — 210с.
- Гурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высш. шк., 1998. 479 с.
- Губенко А.Б. Изготовление клееных деревянных конструкций и деталей. M.-JL: Гослесбумиздат, 1957. — 347 с.
- Губенко А.Б. Клееные деревянные конструкции в строительстве М.: Госстройиздат, 1957. — 240 с.
- Дарков A.B., Кузнецов В. И. Статика сооружений. 4-е переработанное издание. М.: Гострансжелдориздат, 1951, с.421−461.
- Дайчик M. JL, Пригоровский Н. И., Хуршудов Г. Х. Методы и средства натурной тензометрии: Справочник. М., Машиностроение, 1989. -240 с.
- Деревянные клееные конструкции: между прошлым и будущим // Архитектура и строительство Сибири. — 2003. № 11−12 — С.34−36.
- Деревянные конструкции СНиП П-25−80*: Введ. в действие с 01.01.82//-М.: Госстрой СССР, 1981.
- Дмитриев П.А. Новое в зарубежном строительстве деревянных автодорожных и пешеходных мостов // Известия вузов. Строительство. -1997.-№ 1−2-С.84−89.
- Дмитриев П.А. Конструкции из дерева и пластмасс. Специальный курс. Автодорожные и пешеходные мосты. Оренбург. ИПК «Газ-промпечать, 2002. — 192с.
- Древесина. Показатели физико-механических свойств. М., Госстройиздат, 1962. 48 с.
- Золотухин Ю.Д. Испытание строительных конструкций Мн., Выш. Школа, 1983−208 с.
- Елизаров C.B., Бенин A.B., Тананайко О. Д. Современные методы расчёта инженерных конструкций на железнодорожном транспорте. Метод конечных элементов и программа COSMOS/M. СПб.: ПГУПС, 2002. — 226 с.
- Иванова В.М. Математическая статистика — М.: Высш. Школа. 1981 — 368 с.
- Иванова Е.К. Современные деревянные мосты на автомобильных дорогах США. М.: 1961. — 36 с.
- Испытания строительных конструкций с применением электротензо-метрического метода измерения деформаций. М.: Стройиздат, 1970.
- Кадисов Г. М. Методы пространственных расчётов неразрезных плит-но-ребристых пролётных строений и тонкостенных призматических упругих систем. Омск: СибАДИ, 1982. — 80 с.
- Кадисов Г. М. Статический расчёт тонкостенных призматических складок с регулярным набором диафрагм // Исследования по строительной механике и строительным конструкциям. Томск: ТГУ, 1992. — С.22−27.
- Кадисов Г. М. Динамика складчатых систем при подвижных нагрузках: Монография. Омск: СибАДИ, 1997. — 178 с.
- Кадисов Г. М. Специализированное программное обеспечение для статических и динамических расчетов пространственных систем // Методы и программное обеспечение расчетов на прочность. Сборник докладов 1-й Российской конференции. М.: ФГУПНИКИЭТ, 2001.
- Катцын П.А. Анализ работы на скалывание клееных деревобетонным мостовых балок // Разработка рациональных методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов. -Томск: ТГУ, 1981. С.47−52.
- Катцын П.А. Влияние влажности на образование трещин в клееных деревянных мостах //Автомобильные дороги. 1972. — № 9. — С.23.
- Катцын П.А. Исследование напряжённого и деформированного состояния неразрезных клееных деревянных балок, работающих совместно с железобетонной плитой проезжей части автодорожных мостов. Дис.. канд. техн. наук. Омск, 1973. — 117 с.
- Кириллов А.Н. Конструкционная фанера. М.: Лесная промышленность, 1981.-112 с.
- Клееные деревянные конструкции и технологии их изготовления. Под ред. А. Б. Губенко. -М.: Гослесбумиздат, 1962. 180 с.
- Кобзев П.Н. Совершенствование конструкции и методики расчета много ребристого пролетного строения моста из клееной древесины с учетом совместной работы перекрестной деревоплиты и балок. Дис. .канд. техн. наук. Омск, 2006. 190с.
- Ковальчук JI.M. Технология изготовления и надёжность деревянных конструкций // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1988. -№ 8 — С.24−28.
- Ковальчук Л.М., Жукова A.C. Влияние влажности древесины на качество склеивания // Новые исследования в области технологии изготовления деревянных конструкций: Сб. науч. тр./ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко М., 1988. — С.34−42.
- Ковальчук Л.М., Славик Ю. Ю., Знаменский Е. М., Преображенская И. П. Прочность деревянных клееных конструкций серийного изготовления // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1978. — № 12 — С. 16−21.
- Ковальчук Л.М., Турковский С. Б., Пискунов Ю. В. и др. Деревянные конструкции в строительстве. М.: Стройиздат, 1995. — 248 с.
- Ковальчук Л.М. Производство деревянных клееных конструкций. Изд. третье переработанное и дополненное. М.: РИФ «Стройматериалы», 2005.-336с.
- Костелянец Б.А., Картопольцев В. М. Деревянные мосты на автодорогах России // Известия вузов. Строительство. 1997. — № 1−2 — С.89−93.
- Коченов В.М. Несущая способность элементов и соединений деревянных конструкций. М.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре. — 1953.-320 с.
- Крылов H.A., Глуховский К. А. Испытание конструкций сооружений — Л., 1970. 209с.
- Кувшинов А.П. Выбор внешнего давления при склеивании деревянных клееных конструкций. Реф. инф. Серия IV «Строительная индустрия». 1976. Вып. 12.С. 12−14.
- Кулиш В.И. Исследование работы и расчёт на прочность деревянных клееных конструкций балочных мостов, объединённых с железобетонной плитой проезжей части. Автореферат дис.. канд. техн. наук. -Омск, 1965.-25 с.
- Кулиш В.И. Клееные деревянные мосты с железобетонной плитой. -М.: Транспорт, 1979. 160 с.
- Кулиш В.И. Особенности расчёта балок, работающих с различными модулями упругости при сжатии и растяжении // Мосты и автомобильные дороги: Сб. науч. тр. Хабаровск, ХабПИ, 1969. — С.28−30.
- Кулиш В.И., Белуцкий И. Ю., Быков Б. С., Цуканов В. П. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации клееных деревянных мостов с железобетонной плитой //Автомобильные дороги. 1982. — № 10. -С.7−9.
- Леонтьев Н. Л. Упругие деформации древесины. М.-Л., 1952, 117 с.
- Лехницкий С.Г. Анизотропные пластинки. М.: Гостехиздат, 1957. -464 с.
- Лужин О.В. Теория тонкостенных стержней замкнутого профиля и ее применение в мостостроении. Учебное пособие. М.: Издание ВИА, 1959.-247 с.
- Мастаченко В.Н. Надёжность моделирования строительных конструкций М.: Стройиздат, 1974. — 88 с.
- Мельников Ю.О. Применение метода начальных параметров для расчёта деревобетонных мостовых балок / Теоретические и экспериментальные исследования мостов и строительных конструкций-. Сб. научных трудов -Омск: 1970.- № 1 -С.27−34.
- Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений М.: ВНИИТИ, 1982. — 41 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. /Официальное издание. -М., Экономика. 2001/.
- Митинский А. Н. Упругие постоянные древесины как ортотропного маетериала. Тр. ЛТА, № 63, Л., 1948. С.22−54.
- Мосты и трубы. СНиП 2.05.03−84*: Введен в действие с 01.01.96// -М.: ГПЦПП, 1996.-216 с.
- Мухин А, А. Мосты из клееной древесины //Автомобильные дороги. -1982. — № 1. — С.13−14.
- Нетушил Н.Е. Влияние впитываемости клея на прочность клеевых соединений // Новые исследования в области технологии изготовления деревянных конструкций: Сб. науч. тр./ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко -М., 1988. С.181−185.
- Овчинников Ю.С. Исследование прочности склейки под углом деревянных элементов // Клееные и клеефанерные конструкции с применением пластических масс: Сб. науч. тр. Л., ЛИСИ, 1961. — Вып. 34.- С. 150−155.
- Осипов B.C. Расчет концевых частей наплавных мостов лент на кручение. Вестник ВИА № 122, 1957.
- Осипов B.C. Справочные таблицы для расчета неразрезных балок на упруго оседающих опорах. М., 1953
- Павлов А.П. Деревянные конструкции сооружения М.-Л.: Гослес-бумиздат, 1955.-451 с.
- Питлюк Д.А. Испытание строительных конструкций на моделях. Л., 1971.- 160 с.
- Поляков Л.П., Файнбурд В. М. Моделирование строительных конструкций. -Киев.: «Будивельник», 1975. 160 с.
- Поспелов Н.Д., Ляк С.И., Брук А. Ю. Опыт эксплуатации клееных деревянных мостов // Автомобильные дороги. 1976. — № 9. — С. 10−11.
- Поспелов Н.Д., Постовой Ю. В., Ивянский М. Г., Хариф Л. Я. Пролётные строения мостов из клееной древесины //Автомобильные дороги.- 1982. -№ 10. С.9−10.
- Потапов В.Д., Александров A.B., Косицин С. Б., Долотказин Д. Б. Строительная механика. В двух книгах. Книга 1. Статика упругих систем. Учебное издание. М.: «Высшая школа». 2007. — 512с.
- Предложения по проектированию и изготовлению конструкций пролётных строений автодорожных мостов из клееных и клеефанерных элементов/СоюздорНИИ. М.:1962. — 77 с.
- Прокофьев A.C. Почему продолжают разрушаться клееные деревянные конструкции // Строитель 1991. — № 4 — С.34−35.
- Прокофьев A.C. Проектирование мостов с учётом усталости клееной древесины
- Прокофьев A.C., Масалов A.B., Мебония И. К. Работоспособность клееных деревянных балок // Известия вузов. Строительство. — 1992. — № 8 С.24−26.
- Пролётные строения из клееной древесины заводского изготовления длиной 6, 9, 12, 15 и 18 м для экспериментального строительства автодорожных мостов. Серия 810-К / Разраб. Ленинградским филиалом ГИПРОДОРНИИ. Ленинград, 1974.-44 с.
- Рабинович А. Л. Об упругих постоянных и прочности анизотропных материалов. Тр. ЦАГИ, М., 1946, № 582. 56 с.
- Рвачев Ю.А. Работа пространственных конструкций клееных дощато-фанерных высоководных мостов. М.: Издательство ВИА, 1959.
- Рекомендации по испытаниям клеевых соединений деревянных строительных конструкций. М.:ЦНИИСК. 2003. 60с.
- Рекомендации по применению огнезащитных покрытий для деревянных конструкций. М.:ЦРИИСК. 1983. 46с.
- Рудяков Г., Покрасс Л. Деревянные мосты заводского изготовления // Автомобильные дороги. 1962. — № 12. — С. 13−15.
- Руководство по изготовлению и контролю качества деревянных клееных конструкций / ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко. М.: Стройиздат, 1982.-79с.
- Светозарова Е. И. Хапин A.B. Некоторые вопросы исследования прочности клеедощатых балок // Конструкции из клееной древесины и пластмасс: Сб. науч. тр. Л., ЛИСИ, 1980. — С.12−19.
- Семенец Л.В. О классификации пространственных методов расчёта мостов // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1970. — № 10
- Семенец JI.B. Пространственные расчёты плитных мостов. Киев, Вища школа, 1976. — 164 с.
- Серов E.H. Учёт трансверсальной изотропии клееной древесины при расчёте изгибаемых элементов // Облегченные конструкции из древесины, фанеры и пластмасс: Сб. науч. тр. JL, ЛИСИ, 1984. — С. 19−30.
- Славик Ю.Ю., Гусаров Е. Ф. Защитно-декоративные лакокрасочные акриловые составы для деревянных конструкций и изделий // Строительные материалы. 2003. № 5. С.38−39.
- Смирнов А.Ф., Александров A.B., Лащеников Б. Я., Шапошников H.H. Строительная механика. Стержневые системы. М.: Стройиздат. 1981. 512с.
- СНиП П-25−80. Деревянные конструкции. Нормы проектирования.
- СНиП 2.05.03−84* Мосты и трубы / Минстрой России. М.: ГП ЦПП1996.-214с.
- СНиП 2.01.02−85*. Противопожарные нормы.
- Соболев Ю.С. Древесина как конструкционный материал. М.: «Лесная промышленность», 1979. — 248 с.
- Стуков В.П. Клееная древесина и мостовые конструкции // Автомобильные дороги. 1990. — № 6. — С.11−12.
- Стуков В.П. Мосты с балками комбинированного сечения из клееной древесины и железобетона / Арханг. Гос. Техн. Ун-т. Архангельск:1997.- 175 с.
- Стуков В.П. Пространственный расчёт балочных пролётных строений мостов на лесовозных дорогах по методу «упруго оседающих и поворачивающихся опор» // Известия вузов. Лесной журнал. — 1973. № 6 — С.55−62.
- Тарасов A.M. Исследование пространственной работы мостовых сооружений современными методами моделирования / Автореф. дис. канд. техн. наук М., 1975. — 23 с.
- Телов В.И., Картопольцев В. М., Боровиков А. Г. Автодорожные деревянные мосты. Издательство Томского университета. Томск 1998. -306с.
- Тен И. А. Поспелов Н.Д. Внедрять клееные деревянные конструкции // Автомобильные дороги. 1961. — № 4. — С. 10−11.
- Тумас Е.В., Поспелов Н. Д. Обоснование некоторых прочностных характеристик клееной древесины и бакелизированной фанеры // Труды СоюзДорНИИ 1969. — Вып. 31.- С.83−95.
- ТУ 5772−002−47 279 475−03. Клеи на основе фенолорезорциноформаль-дегидных смол марок Каскосинол для деревянных строительных конструкций.
- Улицкий Б.Е. Пространственные расчёты балочных мостов. — М.: Ав-тотрансиздат, 1962. 181 с.
- Улицкий Б.Е. Пространственные расчёты мостов /Б.Е.Улицкий, A.A. Потапкин и др. М.: Транспорт, 1967.
- Уманский A.A. Кручение и изгиб тонкостенных авиационных конструкций. Оборонгиз, 1939.
- Устинов В.П. Жесткость при стесненном кручении железобетонных элементов симметричного двутаврового сечения. //Исследования работы искусственных сооружений. Новосибирск, 1970. С. 52−73. (Труды НИИЖТа- Вып. 102.
- Уткин В.А. Об одном способе пространственного расчёта балочных пролётных строений // Теоретические и экспериментальные исследования мостов и строительных конструкций. Сб. трудов № 4. Омск, 1971. — С.59−76.
- Уткин В.А. О совместной работе многоребристых балочных автодорожных пролетных строений с деформируемым контуром на действие изгиба и кручения. Известия вузов. Строительство и архитектура, № 11, 1971, г. Новосибирск. С.142−148.
- Уткин В.А. Приближенный метод расчета много ребристых балочных пролетных строений с криволинейной осью в плане. Известия вузов. Строительство и архитектура, № 2, 1972, г. Новосибирск. С. 161−165.
- Уткин В.А. Исследование напряженно-деформированного состояния много ребристых балочных пролетных строений с криволинейной осью в плане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата техн. наук. Омск, 1972. 22с.
- Уткин В. А., Пузиков В. И., Казанцев Б. В., Кобзев П. Н. Испытания дощато-гвоздевой конструкции моста // Автомобильные дороги и мосты № 3 — 2002.
- Уткин В.А., Кобзев П. Н. Автодорожные деревянные мосты нового поколения: Монография. Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. — 56 с.
- Уткин В.А., Кобзев П. Н. К вопросу об исследовании перекрестной де-ревоплиты пролетного строения из клееной древесины. Вестник СибАДИ. Омск: Изд. Дом «ЛЕО», 2004. — Вып. 1. — с.36−41.
- Уткин В.А., Кобзев П. Н., Пузиков В. И., Тараданов Е. Л. Экспериментальное исследование модели дощато-гвоздевого коробчатого блока // Строительные материалы 2005 — № 10 — С.36−37.
- Уткин В.А., Пузиков В. И. Дощато-гвоздевые пролетные строения мостов. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и переработанное. Омск, 2005.- 190с.
- Уткин В.А., Кобзев П. Н. Исследование напряженно-деформированного состояния ребристого пролетного строения из клееной древесины. Известия вузов. Строительство, № 10, 2005, г. Новосибирск, с.94−100.
- Уткин В.А., Шишова Т. А., Кобзев П. Н., Рычилов Н. Е. О применении древесины для строительства мостов нового поколения в Омской области. Строительные материалы, № 1, 2006, с.28−30.
- Уткин В.А. Технология изготовления пролетных строений из клееной древесины с многослойной плитой проезжей части. Строительные материалы, № 5, 2007, с.31−34.
- Уткин В.А., Кадисов Г. М. О методах пространственного расчета балочных пролетных строений деревянных мостов с многослойной проезжей частью из клееной древесины. Известия вузов. Строительство, № 6, 2007, г. Новосибирск, с.98−104.
- Уткин В. А Обеспечение совместной работы перекрестной деревопли-ты с ребрами в пролетных строениях из клееной древесины. Промышленное и гражданское строительство, № 3, 2008 г. с. 48−49.
- Уткин В.А., Кобзев П. Н. К вопросу об исследовании многослойной клееной деревоплиты из перекрестных досок на изгиб. Промышленное и гражданское строительство, №, 2009 г.
- Уткин В.А. Пролетные строения из клееной древесины. Теоретические исследования свойств многослойной деревоплиты из перекрестных досок. Проблемы оптимального проектирования сооружений. Доклады I Всероссийской конференции, 2008 г. с. 404−412.
- Уткин В.А., Пузиков В. И., Кобзев П. Н. Опыт внедрения новых дощато-гвоздевых пролетных строений в дорожном строительстве Омской области. // Дороги и мосты. Сборник ФГУП «РОСДОРНИИ». М., 2008, вып. 19/1.- С. 162−171.
- Фаизов И.Н., Курганский В. З. К вопросу о моделировании клееных деревянных элементов и конструкций // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1977. — № 10 — С.23−26.
- Хрулёв В.М. Прочность клеевых соединений. М. Стройиздат, 1973. -84 с.
- Хрулёв В.М. Синтетические клеи и мастики. М.: 1970.
- Хрулёв В.М., Гребенщиков В. И., Мартынов К. Я. Технология изготовления клееных конструкций // Индустриальные деревянные конструкции в сельском строительстве Сибири. Новосибирск, ЗападноСибирское книжное издательство, 1972. — С.22−39.
- Шевченко Г. В. Экспериментально-теоретическое исследование работы клеефанерного блочного пролетного строения. Вестник ВИА № 122, 1957.
- Шмидт А.Б., Дмитриев П. А. Атлас строительных конструкций из клееной древесины и водостойкой фанеры. Учебное пособие. М., Издательство «Ассоциация строительных вузов», 2002 г. — 292с.
- Шумахер А.В. Исследование выносливости клееных балок, объединённых с железобетонной плитой. Дис. канд. техн. наук. Омск, 1969. -216 с.
- Gutkowski R.- Williamson T Timber bridge: State of the art // Journal of Structural Engineering, 1983. — Vol.109, № 9. -P.2175−2191.
- Sheila R. Duwadi- Michael A. Ritter. Timber bridges in the United States. Pp 32−40 in Public roads Winter 1997, Vol 60, No.3.
- Sheila R. Duwadi- Michael A. Ritter- Edward Cesa. Wood in Transportation Program. Pp 310−315 in Transportation Research Record No. 1696, Vol.1. Fifth International Bridge Engineering Conference, 3−5 April 2000, Tampa, Florida.
- Tormod Dyken. Tynset Bridge. Nordic Road & Transport Research No. 1.2002.
- ГОСТ 1145 80 Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры-М.: Изд-во стандартов, 1981.
- ГОСТ 2140–81*. Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения.
- ГОСТ 3808.1−80*. Пиломатериалы хвойных пород. Фтмосферная сушка и хранение.
- ГОСТ 4028 63* Гвозди строительные — М.: Изд-во стандартов, 1964.
- ГОСТ 8486 86*Е Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия — М.: Изд-во стандартов, 1987.
- ГОСТ 15 613.4−78* Древесина клееная. Методы определения предела прочности зубчатых соединений при статическом изгибе.
- ГОСТ 15 613.1−84. Древесина клееная массивная. Методы определения предела прочности клеевых соединений при скалывании.
- ГОСТ 16 363–98. Средства защитные для древесины. Метод определения огнезащитных средств.
- ГОСТ 16 483.0 89 Древесина. Общие требования к физико-механическим испытаниям. -М.: Изд-во стандартов, 1989.
- ГОСТ 16 483.9 73 Древесина. Методы определения модуля упругости при статическом изгибе. -М.: Изд-во стандартов, 1974.
- ГОСТ 16 483.24 73 Древесина. Метод определения модуля упругости при сжатии вдоль волокон. — М.: Изд-во стандартов, 1974.
- ГОСТ 16 483.25 73 Древесина. Метод определения модуля упругости при сжатии поперёк волокон. — М.: Изд-во стандартов, 1974.
- ГОСТ 16 483.29 73 Древесина. Метод определения коэффициентов поперечной деформации. -М.: Изд-во стандартов, 1974.
- ГОСТ 16 483.30 73 Древесина. Метод определения модулей сдвига. -М.: Изд-во стандартов, 1974.
- ГОСТ 20 850 84 Конструкции деревянные клееные. Общие технические условия. -М.: Изд-во стандартов, 1985.
- ГОСТ 24 454–80*Е. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.
- ГОСТ 25 884 83 Конструкции деревянные клееные. Метод определения прочности клеевых соединений при послойном скалывании. — М.: Изд-во стандартов, 1984.
- ГОСТ Р 52 748−2007. Дороги автомобильные общего назначения. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения. -М.: Стандартинформ, 2008.
- ГОСТ 27 812–88. Древесина клееная массивная. Метод испытания клеевых соединений на расслаивание.
- EN 301. Клеи фенольные и аминопластовые для несущих деревянных конструкций. Классификация и требования к изготовлению.
- EN 302.1−4. Клеи для несущих деревянных конструкций. Методы испытаний.
- EN 386. Клееная древесина. Требования к производству и минимальные требования к продукции.
- EN 338. Конструкционная древесина. Классы прочности.
- Пат. RU 2 169 812 С1. Дощато-гвоздевое пролётное строение / В. А. Уткин, В. И. Пузиков (РФ). Заяв. 08.10.1999- Опубл. 27.06.2001.
- Пат. RU 2 204 644 С2. Дощато-клееное пролётное строение / В. А. Уткин, В. И. Пузиков, П. Н. Кобзев (РФ). Заяв. 23.05.2001- Опубл. 20.05.2003.
- Пат. RU 2 258 110 CI, Е 01 D 2/04. Дощато-клееное пролетное строение /В.А. Уткин, Г. М. Кадисов: заявл. 26.11.2003- опубл. Бюл.№ 2210.08.2005.
- Патент РФ на полезную модель № 69 528. Плитное дощато-клееное пролетное строение. Уткин В. А., Кадисов Г. М./- 27.12.2007 г.
- Патент на полезную модель № 64 646. Плитно-ребристое пролетное строение с горизонтальными диафрагмами в опорных участках./Уткин В.А., Кадисов Г. М./- 10.07.2007.
- Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)1. На правах рукописи
- Уткин Владимир Александрович