Снижение концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходного дизеля путем усовершенствования рабочего процесса
Научная новизна работы. Исследовано влияние на закона впрыскивания топлива произвольного характера, в том числе и многократного и многоступенчатого впрыскивания. При этом учитывается распределение топлива по объему камеры сгорания в зависимости от интенсивности вихря впускного воздуха (в том числе и гомогенное сгорание), дана оценка принятых механизмов образования М0Х и определены влияния… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ИНДЕКСОВ
- ГЛАВА I. АНАЛИЗ РАБОТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И СНИЖЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ ОКСИДОВ АЗОТА В ПРОДУКТАХ СГОРАНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
- 1. 1. Содержание оксидов азота в продуктах сгорания поршневых двигателей
- 1. 2. Механизмы образования оксида азота
- 1. 2. 1. Механизм Я. Б. Зельдовича (Термический механизм)
- 1. 2. 2. «Быстрый» оксид азота N0 (Рготр1--Ж))
- 1. 2. 3. Топливный оксид азота
- 1. 2. 4. Образование N0 из Ы
- 1. 2. 5. Схемы образования N0 на основе детального кинетического механизма
- 1. 2. 6. Упрощенные и полуэмпирические зависимости для расчета [Ж)х] в продуктах сгорания поршневого двигателя
- 1. 2. 7. Влияние давления, температуры и временного фактора на образование оксидов азота
- 1. 3. Моделирование образования оксидов азота в рабочем цикле поршневого двигателя
- 1. 4. Краткий анализ работ по расчетно-экспериментальным исследованиям [N0x1 в продуктах сгорания поршневых двигателей
- 1. 5. Выводы по главе 1. Цель и задачи диссертационной работы
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ОКСИДОВ АЗОТА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА
- 2. 1. Постановка задачи и краткое описание алгоритма ее решения
- 2. 2. Моделирование распределения топлива по объему камеры сгорания
- 2. 3. Моделирование локальных температур рабочего тела в объеме камеры сгорания
- 2. 4. Моделирование локальных концентрации оксидов азота в объеме камеры сгорания
- 2. 5. Анализ различных законов впрыскивания топлива, предназначенных для улучшения экологических характеристик дизеля
- 2. 6. Основные факторы, влияющие на локальные концентраций оксидов азота в цилиндре двигателя
- 2. 6. 1. Конструктивные и регулировочные параметры
- 2. 6. 2. Базовые факторы математической модели
- 2. 7. Экспериментальная проверка метода расчета концентраций оксидов азота
- 2. 7. 1. Апробация метода расчета на дизелях с непосредственным впрыскиванием топлива
- 2. 7. 2. Экспериментальное исследование концентраций оксидов азота в выпускных газах дизеля с вихревой камерой сгорания
- 2. 8. Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ОКСИДОВ АЗОТА В ПРОДУКТАХ СГОРАНИЯ БЫСТРОХОДНОГО ДИЗЕЛЯ ЗМЗ-5145.10 С ОДНОКРАТНЫМ ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА
- 3. 1. Краткая характеристика семейства быстроходных дизелей ЗМЗ
- 3. 2. Результаты экспериментальных исследований дизеля ЗМЗ-5145.10, используемые в качестве исходных условий при расчете [NOx]
- 3. 2. 1. Результаты измерения концентраций оксидов азота
- 3. 2. 2. Результаты индицирования двигателя
- 3. 2. 3. Получение характеристик тепловыделения из индикаторных диаграмм
- 3. 2. 4. Характеристики впрыскивания топлива
- 3. 2. 5. Интенсивность вращательного движения заряда
- 3. 3. Влияние интенсивности вихревого движения заряда и закона топливо-подачи на динамику топливного факела
- 3. 4. Анализ локальных нестационарных температур рабочего тела в камере сгорания
- 3. 5. Влияние характеристики однократного впрыскивания на концентрации оксидов азота
- 3. 6. Влияние конструктивных и регулировочных параметров на концентрацию оксидов азота при однократном впрыскивании топлива
- 3. 6. 1. Влияние количества сопловых отверстий
- 3. 6. 2. Влияние диаметра и количества сопловых отверстий
- 3. 6. 3. Влияние угла опережения подачи топлива
- 3. 6. 4. Влияние степени сжатия
- 3. 7. Снижение концентраций оксидов азота путем гомогенного сгорания
- 3. 8. Выводы по главе 3
- ГЛАВА 4. СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ОКСИДОВ АЗОТА В ПРОДУКТАХ СГОРАНИЯ БЫСТРОХОДНОГО ДИЗЕЛЯ ЗМЗ-5148.10 С ДВУКРАТНЫМ ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА
- 4. 1. Выбор базовых параметров математической модели
- 4. 2. Влияние конструктивных параметров двигателя на концентрацию оксидов азота при двукратном впрыскивании топлива
- 4. 2. 1. Влияние степени сжатия
- 4. 2. 2. Влияние количества сопловых отверстий
- 4. 2. 3. Влияние диаметра и количества сопловых отверстий
- 4. 3. Влияние регулировочных параметров двигателя на концентрацию оксидов азота при двукратном впрыскивании топлива
- 4. 3. 1. Влияние давления впрыскивания топлива
- 4. 3. 2. Влияние интенсивности воздушного вихря в цилиндре двигателя
- 4. 4. Влияние параметров двукратного впрыскивания на концентрацию оксидов азота
- 4. 5. Выводы по главе 4
Снижение концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходного дизеля путем усовершенствования рабочего процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно научным прогнозам в обозримом будущем поршневые двигатели будут составлять основу транспортной энергетики. Это объясняется, прежде всего, их высокой топливной экономичностью, а также рядом других преимуществ по сравнению с остальными типами тепловых двигателей.
Тенденции развития современных поршневых двигателей, в частности дизелей, связаны, прежде всего, с улучшением их экологических характеристик. Это особенно касается дизелей российского производства, которые согласно решению правительства РФ от 06.10.2005 г. в настоящее время должны удовлетворять нормам Еиго-2, а к 2014 г. — нормам Еиго-5.
Экологические характеристики поршневых двигателей решающим образом зависят от содержания в продуктах сгорания оксидов азота ЬЮХ, которые своим вредным воздействием на человеке, флору и фауну существенно превосходят другие компоненты. В связи с этим снижение концентрации оксидов азота [N0*] в выпускных газах быстроходных дизелей является одной из самых актуальных задач современного двигателестроения.
Цель и задачи работы. Исследование возможностей снижения концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходных дизелей семейства ЗМЗ путем усовершенствования рабочего процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Разработка многозонной модели для расчета концентрации оксидов азота локальных нестационарных температур, учитывающей характеристику подачи топлива в цилиндр, распределение топлива по объему камеры сгорания в зависимости от интенсивности закрутки воздуха, теплои массообмен между зонами и теплообмен со стенками камеры сгорания.
2. Проведение расчетно-теоретических исследований образования оксидов азота и экспериментальная проверка результатов численных экспериментов.
3. Определение оптимальных значений конструктивных и регулировочных параметров дизелей ЗМЗ, позволяющих снизить концентрацию оксидов азота до уровня, предусмотренного международными нормами.
Научная новизна работы. Исследовано влияние на [N0*] закона впрыскивания топлива произвольного характера, в том числе и многократного и многоступенчатого впрыскивания. При этом учитывается распределение топлива по объему камеры сгорания в зависимости от интенсивности вихря впускного воздуха (в том числе и гомогенное сгорание), дана оценка принятых механизмов образования М0Х и определены влияния процессов теплообмена между отдельными локальными зонами камеры сгорания и теплообмена между рабочим телом и стенками камеры сгорания.
Достоверность и обоснованность научных положений определяются: -использованием фундаментальных законов и уравнений термодинамики, тепло-массообмена и физической химии с соответствующими граничными условиями, современных численных и аналитических методов реализации математических моделей;
— применением достоверных опытных данных, полученных автором в МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также данных заводов-изготовителей ЗМЗ, КамАЗ, ЯМЗ и др.;
— использованием экспериментальных индикаторных диаграмм в качестве исходных данных при откладке программы расчета;
— экспериментальным подтверждением достаточной точности результатов расчета концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходных дизелей;
— применением существующих нормативных актов при расчетно-экспериментальных исследованиях дизелей.
Практическая значимость работы состоит в том, что: -Разработанные метод, алгоритм и программа расчета позволяют прогнозировать содержание оксидов азота в продуктах сгорания при доводке существующих и создании перспективных двигателей;
— Определены значения конструктивных и регулировочных параметров, обеспечивающих снижение содержания оксидов азота в продуктах сгорания быстроходных дизелей ЗМЗ-5145.10 и 5148.10;
— Результаты исследования в рамках хоздоговорной работы переданы заводу изготовителю и используются при доводке и развитии двигателей семейства ЗМЗ. Они применяются также в учебном процессе на кафедре «Поршневые двигатели» (Э2) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Апробация работы. Диссертационная работа доложена и одобрена на заседании кафедры «Поршневые двигатели» (Э2) МГТУ им. Н. Э. Баумана (июнь 2006 г.). Ее отдельные разделы докладывались на третьей Российской национальной конференции по теплообмену (Москва, май 2002 г.), на межвузовских научных конференциях «Неделя науки СПбГПУ» (Санкт-Петербург, ноябрь, 2001 г. и ноябрь, 2002 г.), на международном симпозиуме «Образование через науку», посвященном 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана (Москва, май, 2005 г.).
Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 8 работ.
Объем работы. Диссертационная работа содержит 189 страниц машинописного текста, 78 рисунков, 18 таблиц, состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка литературы из 115 наименований (55 из них на иностранном языке).
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
Таким образом, исследованы возможности усовершенствования рабочего процесса в целях снижения концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходных дизелей с непосредственным впрыскиванием топлива. Расчетно-экспериментальные исследования проводились для двух модификации двигателей семейства ЗМЗ — ЗМЗ-5145.10 с ТНВД VE и однократным впрыскиванием, и ЗМЗ-5148.10 с системой топливоподачи Common Rail и многократным впрыскиванием. Разработанные теоретические положения и полученные на их основе результаты численных экспериментов прошли проверку и на других быстроходных дизелях: 24 8,5/11 с вихревой камерой сгорания (путем непосредственного измерения [NOx]), ЯМЗ и КамАЗ (путем сравнения расчетных данных с опытными данными заводов-изготовителей).
В заключение каждой главы данной работы, посвященной решению поставленных задач, приводились выводы, что позволяет в заключительной части диссертационной работы ограничиться изложением лишь основных из них.
1. Разработана многозонная модель для расчета образования оксидов азота в цилиндре быстроходного дизеля, учитывающая влияние основных конструктивных и регулировочных параметров двигателя и позволяющая определить пути снижения [NOJ. В модели используется разработанный в МГТУ им. Н. Э. Баумана метод расчета локальных нестационарных температур рабочего тела в цилиндре. В программу расчета добавлены новые модули, позволяющие исследовать влияние на концентрацию оксидов азота таких факторов, как: а) закон впрыскивания топлива произвольного характера, в том числе и многократное и многоступенчатое впрыскивание, б) распределение топлива по объему камеры сгорания в зависимости от интенсивности вихря впускного воздуха, в) механизмы образования NOx, г) процессы теплообмена между отдельными локальными зонами камеры сгорания и теплообмена между рабочим телом и стенками камеры сгорания.
2. Установлено, что для исследованных дизелей целесообразно применение расширенного механизма Зельдовича из трех реакции. Классический механизм из двух реакции приводит к заниженным значениям [Ж)х], при этом разница для различных случаев может составить от 2−3% до 50%. Пренебрежение теплообменом между отдельными зонами, приводящее к погрешностям до 100 К при расчете локальных температур в камере сгорания, может привести многократному (зависимости от абсолютных значений температур) изменению скорости образования МОх, и, как следствие, к значительной разнице в расчетных значениях [Ж)х]. Погрешность в определении [Ж)х], вызванная пренебрежением теплообмена между рабочим телом и стенками камеры сгорания, находится в пределах 5−10%).
3. По результатам сравнительного анализа опытных и расчетных значений концентраций оксидов азота были определены величины коэффициентов и энергий активации, необходимые для расчета констант прямых и обратных реакции оксидации азота для дизелей с непосредственным впрыскиванием, а также для дизеля с вихревой камерой сгорания. Применение в качестве исходных данных экспериментальных индикаторных диаграмм и характеристик тепловыделения повышает достоверность полученных результатов.
4. Экспериментальные исследования, проведенные в стендовых условиях на дизелях 24 8,5/11 (в МГТУ им. Н.Э. Баумана), ЗМЗ-5145.10 и ЗМЗ-5148.10 (на ЗМЗ), подтверждают достоверность расчетных результатов: результаты натурных и численных экспериментов по определению [Ж)х], полученные на дизеле ЗМЗ-5145.10, выполняющем нормы Евро 2, показывают, что разница между ними на режиме Н-=53,1 кВт и п=1900 мин" 1 составляет 2,5−6,3%, а на режиме N6=85 кВт и п=4000 мин" 1 — 7,0 — 10,6% в зависимости от вида закона топливоподачи. Это подтверждает достоверность разработанной математической модели. продолжительность и давление впрыскивания, закон топливоподачи, интенсивность закрутки воздуха) позволяет минимизировать концентрацию оксидов азота в продуктах сгорания. Установлено, что при неуправляемом законе впрыскивания для дизеля ЗМЗ-5145.10 наиболее приемлемым является симметричный треугольный закон впрыскивания.
5. При увеличении угла опережения впрыскивания (е=19,5- dc=0,225 мм и z=5) [NOx] монотонно возрастает: с 881 до 1115 ррш (на 21%) на режиме NeH0Mс 704 до 764 ррш (на 7,9%) на режиме NeK.max. С уменьшением частоты вращения коленчатого вала по внешней скоростной характеристике от NeH0M до NeK, max влияние угла опережения впрыскивания на уровень [NOx] снижается. При увеличении интенсивности вихревого движения воздуха с 40 до 100 рад/сек (е=19,5- dc=0,225 мм и z=5) содержание NOx на режиме NeH0M монотонно уменьшается с 925 до 778 ррш (15,9%). С уменьшением степени сжатия е с 21 до 17 (dc=0,225 мм, z=5) содержание NOx монотонно снижается: с 913 до 837 ррш (8,3%) на режиме номинальной мощности NH0M = 85 кВт / 4000 мин" 1- с 817 до 532 ррш (34,9%) на режиме максимального крутящего момента NK. max = 53,1 кВт / 1900 мин" 1. С уменьшением частоты вращения коленчатого вала (по внешней скоростной характеристике) от Ne"0M до NeK. max уровень [NOx] снижается тем сильнее, чем ниже степень сжатия.
6. Система Common Rail в условиях работы на дизеле ЗМЗ-5148.10 без применения двукратного впрыскивания и установления оптимальных долей предварительного и основного впрыскивания, а также без установления оптимальной продолжительности между ними, не имеет явных преимуществ с точки зрения компромисса между ge и [NOx] перед системой с ТНВД VE, применяемой на двигателе ЗМЗ-5145.10.
7. Оптимальным для дизеля ЗМЗ-5148.10 при рвпр =1500 бар (на номинальном режиме Ne=96 кВт/п=4000 мин" 1) является осуществление двукратного впрыскивания, при котором массовая доля предварительного впрыскивания составляет 6% от основного впрыскивания с интервалом между ними, равном 8° по углу поворота коленчатого вала.
8. Установленный оптимальный закон впрыскивания при базовом варианте форсунки (с1с=0,17 мм) с интенсивностями закрутки воздуха при впуске и давлениями впрыскивания ю=60 с" 1 / рвпр=1500 бар и со=16 с" 1 / рвпр=1000 бар соответственно, приводит к следующим суммарным значениям [Ж)х] в продуктах сгорания двигателя ЗМЗ-5148.10: [N0x1 = 470 ррт на номинальном режиме, и ПЧОх] = 697 ррт — на режиме максимального крутящего момента, что соответствует нормам Еиго-З.
9. Гомогенизация топливо — воздушной смеси приводит к снижению локальных температур рабочего тела в объеме камеры сгорания, и, как следствие, к ограничению образования оксидов азота (на -10−12% для двигателя ЗМЗ-5145.10). Дальнейшее снижение концентрации оксидов азота в случае гомогенной смеси возможно путем увеличения коэффициента избытка воздуха. Это способствует также снижению выбросов сажи, однако при рециркуляции отработавших газов это может привести к увеличению выброса несгоревших углеводородов НС.
Основная часть полученных результатов переданы ООО «ЗМЗ» (г. Заволжье) в рамках хоздоговорной работы и используется при доводке существующих и разработке новых перспективных дизелей семейства ЗМЗ. Они используются также в учебном процессе на каф. Э2 МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Список литературы
- Зельдович Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Камененцкий Д.А. Окисление азота нри горении. М, Л: Изд-во АН СССР, 1947. -148 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. -159 с.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. М.: Академический проект, 2004.-400 с.
- Spindler S. Beitrag zur Realisiemng schadstoffoptimierter Brenverfahren an schnelllaufenden Hochleistungdieselmotoren//VDI.-1992.-Reihe 6, N274.-S.114S.
- Смайлис В.И. Теоретические и экспериментальные основы создании малотоксичных дизелей: Дис. …докт. техн. наук, Ленинград, 1988.-346 с.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Агропромиздат, 1991.-208 с.
- Lavoi G.A., Heywood J.B., Keck J.C. Experimental and Theoretical Study of Nitric Oxide Formation in Internal Combustion Engines//Combustion Science and Technology. I970.-Vol.l.- P.313−326.
- Kleinschmidt W. Untersuchung des Arbeitsprocesses und der NO-, NO2- und CO- Bildung in Ottomotoren: Dissertation. RWTH, Aachen. 1974.-126 s.
- Pischinger R., Krassnig G., Taucar G., Sams Th. Thermodinamik der Verbrennungskraftmaschine. -Wien- New-York: Springer-Verlag, 1989.-524 s. lO. Fenimore C.P. Studies of Fuel-Nitrogen in Rich Symposium Int. Combustion.- Pittsburgh, 1979.-P. 661.
- Bowman C.T. Kinetics of Nitric Oxide Formation in Combustion Processes//16 Th. Symposuim of Combustion-Pittsburgh, 1978.-P.243.
- Warnatz J., Maas U. Technische Verbrennung. -Berlin-Hedelberg- New-York: Springer- Verlag, 1993. -220 s. Flame Gases//17 Th
- Malte P. С, Pratt D.T. Chemical Kinetics in Flames// Review. Combustion Science and Technology.- 1981.-V.25, N 1−2.-P.49−69.
- Westbrook C.K., Dryer F.L. Prediction of Laminar Flame Properties of Methanol Air Mixtures// Combust, and Flame.-1980.-V.37, N2.- P.171 192.
- Якунчиков В.В. Снижение вредных выбросов судового дизеля в переходных режимах: Дис. канд. техн. наук. М., 1998. -156 с.
- Бочков М.В., Ловачев Л. А., Четверушкин Б. А. Химическая кинетика образования NOx при горении метана в воздухе// Труды Всесоюзного центра математического моделирования АН СССР. 1992.-N 25. С- 24.
- Ловачев Л.А. Кинетика образования NOx в метано воздушных пламенах Химическая физика. 1983.- Я" 8. 1085−1091.
- Лушпа А.И. Основы химической термодинамики и кинетики химических реакции.- М.: Машиностроение, 1981.- 240 с. 19. В0ИН0 В А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977.- 277 с. 2О. Разлейцев Н. Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях.- Харьков: Виш-а школа, 1980 -169 с.
- Современные длительной дизели: прочности Повышение топливной экономичности и Ф. И. Абрамчук, А. П. Марченко, Н. Ф. Разлейцев и др. Киев: Тэхника, 1992.-272 с.
- Процессы в перспективных дизелях Ф. И. Абрамчук, В. И. Крутов, А. Ф. Шеховцов и др. Харьков: изд-во «Основа» при Харьковском университете, 1992.-3 52с.
- Smoot L.D., Hecker W.C., Williams G.A. Prediction of Propagation Methane Air Flames. Combustion and Flame. V.26, N3. 1976. pp.323−342.
- Tsatsaronis G. Prediction of Propagation Laminar Flames in Methane, Oxygen, Nitrogen Mixtures//Combustion and Flame.-1978.- V.33, N3.P.217−239.
- Чесноков А., Демидов М. И. Моделирование тепломассообмена и химической кинетики образования окиси азота в ДВС с искровым зажиганием Известия Тульского Госуниверситета. Автомобильный транспорт. 2
- Чесноков А. Моделирование высокотемпературных реакции горения. Тула: изд-во Тульского Госуниверситета, 2002. -163с.
- Khan I.M., Greeves G., Wang C.H. Factors Affecting Smoke and Gaseous Emissions From Direct Injection Engines and a Method of Calculation. SAE Paper.-1973.-N 730 169.-23p.
- Козлов A.B. Теоретические оценки показателей силовых установок автомобилей в полном жизненном цикле: Дис. докт. техн. наук. -М., 2004.-332С.
- Малахов В.Н. Исследования образования окислов азота в цилиндре карбюраторного двигателя: Дис. …канд. техн. наук. -Киев, 1974.-156с. ЗО. Теренченко А. С. Экологическая безопасность автомобильных дизелей в полном жизненном цикле: Дис. канд. техн. наук. -М., 2003.-146с.
- Фомин В.М. Совершенствование экологических и топливно- экономических показателей дизеля воздействием на ракционно кинетический механизм рабочего цикла: Дис. докт. техн. наук. М., 1996.-332С.
- Жегалин О.И., Лупанов П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985.-120с. ЗЗ. Говорущенко Н. Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1990.-135с.
- Modeling NOx Emissions From Lean-Bum Natural Gas Engines./ Dodge L.G., Kubesh J.T., Naegel D.W., Campbell R.F. Modeling NO, SAE Paper.-1998.-№ 981 389.-9p.
- Аршавский Е.Я. Исследование возможности рециркуляции ОТ как метода снижения токсичности автомобильных двигателей с искровым зажиганием: Дис. канд. техн. наук. -М., 1979.-166с.
- Лопатин О. П. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного двигателя 4411,0/12,5 (Д-240) при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов: Дис. канд. техн. наук. СПб., 2004.-158с.
- Heider G., Woshni G., Zeilinger К. 2-Zonen Rechenmodell zur Vorausbrechnung der NO-Emission von Dieselmotoren//MTZ.-1998.- Я211. S.770−775.
- Heider G. Rechenmodel zur Vorausrechnung der NO-Emission von Dieselmotoren: Dissertation. TU-Munchen, 1996.-146 s.
- Schr6er A. Vorschlag eine Methode zur Berechnung der Stickoxid-Emission von Dieselmotoren: Dissertation. TU-Braunschweig, 1975.-136 s.
- Studies on Combustion and Exhaust Emission in a High Speed DI Diesel Engine/ Ishida M., Ueki H., Yoshimura Y., Matsumura N.//SAE Paper.199O.-№ 901 614.-18p.
- Krassing G. Die Berechnung der Stickoxidbildung Habilitationsschrift. TU-Graz, 1976.-220 s.
- Brandstater W., Killman I. Computersimulation der Stromung, im Dieselmotor. Gemischbildung und Verbrennung in Motoren// MTZ. -1988.-N 5.- S. 177 185.
- Hohlbaum B. Beitrag zur rechnerischen untersuchung der Stickstoffoxid bildung schnelUaufender Hochleistungsdieselmotoren: Dissertation. TUKarlsruhe, 1992.-118 s.
- Hiroyasu H., Kadota T. Models for Combustion and Formation of Nitric Oxide and Soot in Direct Injection Diesel Engine//SAE Paper.-1976.-№ 760 129. 26p.
- Weisser G., Boulouchos K. NOEMI-Ein Werkzeug zur Vorabschatzung der Stickoxidemissionen direkteinspritzender Dieselmotoren//Der des Arbeitsprozess des Verbrenungsmotors. Institutes fur Verbrennungkraftmaschinen 1995.-Heft 67.-18S.
- Tagung: Mitteilungen und Thermodinamik (Graz).-
- Kleinschmidt W. Einflussparameter auf den Wirkungsgrad und auf die N 0 Emission von Aufgeladenen Dieselmotoren/M.Aufladetechnische Konferenz.: VDIBericht. -Dusseldorf, 1991.-№ 910. -28s.
- Wachter W., Fessler H., Gstrein W. Wege zum verbrauchsgunstige «LowNOx» Dieselmotor ffir Nutzfahrzeuge//MTZ. -1992.-№ 5.- S.232−239. 48. Wu K.J., Peterson R.C. Correlation of Nitric Oxide Emission from a Diesel Engine With Measured Temperature and Burning Rate// SAE Paper.-1986.№ 861 566.-16p.
- Pischinger F., Schulte H., Jansen J. Grundlagen und Entwicklungslinien der Dieselmotorischen Brennverfahren// Die Zukunft des Dieselmotors: VDIBericht.-1988.-№ 714. -S. 61−93.
- Matsuoka S., Yoshizaki T. Model Verfication of Burned Gas Re-Entraiment Phenomenon and the Soot Formation Mechanism in Diesel Combustion (Free Spray Flame in Rapid Compression Machine)//SAE Paper.-1989.№ 890 440. -22p.
- Schubiger R.A., Boulouchos K., Eberle M.K. Russbildung und Oxidation bei der dieselmotorische Verbrennung//MTZ.-2002.-JVb 5.- S.342−353.
- Ladmmatos N., Zhao H. A Guide to measurement of Flame Temperature and Soot Concentration in Diesel Engines Using the Two-Color Method. Part 1: Principles//SAE Paper.-1994.- 941 956. 1994.- 26p. Part 2: Implementation// SAE Paper.-1994.- 941 957. 18p.
- Wiartalla A.P. Untersuchung der Rusbildung bei der Dieselmotorischen Verbrennung in einer Modelbennkammer: Dissertation TH -Aachen, 1995.132 s.
- Hiroysu H. Diesel Engine Combustion and its Modelling//Proc. Inter. Symposium on Diagnostics and Modelling of Combustion in Reciprocating Engines. -Tokyo, 1985. 16p.
- Nishida K., Hiroyasu H. Simplified Three-Dimensionale Modelling of Mixture Fonnation and Combustion in a DI Diesel Engine//SAE Paper.1989. -Xo 890 269. -24p.
- Метод расчета локальных концентраций оксидов азота в поршневых двигателях с внутренним смесеобразованием на основе многозонной модели/ Иващенко Н. А., Голосов А. С., Кавтарадзе З. Р. и др. Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. -2004.- № 1. 43−59.
- Расчетно экспериментальное исследование локальных температур и локальных концентраций оксидов азота в камере сгорания дизеля/ Голосов А. С., Кавтарадзе З. Р., Ониш-енко Д.О., Скрипник АЛЛ Труды третьей Российской национальной конференции по теплообмену. М., 2002. Т.8.-С. 114−117.
- Влияние интенсивности вихря впускного воздуха на локальные температуры рабочего тела в цилиндре двигателя/Кавтарадзе Р.З., Арапов В. В., Скрипник А. А., Ван Ичунь//Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках. Труды XII школысеминара под рук. акад. А. И. Леонтьева. М., -1999. с. 155−158.
- Chiu W.S., Shahed S.M., Lin W.T. A Transit Spray Mixing Model for Diesel Combustion// SAE Paper.-1976.-№ 760 128.-P. 21.
- Pattas K., Hafner G. Stickoxidbildung bei der ottomotorischen Verbrennung//MTZ. -1973.-№ 12.- S.397−404.
- Wray K.L., Teare J.D. Shock-Tube Study of the Kinetics of Nitric Oxide at High Temperatures//Journal of Chemical Physics.-1962.- Vol. 36, № 10.P.2582- 2596.
- Campbell I.M. Reactivity of Hydrogen to Atomic Nitrogen and Atomic Oxygen.// Trans. Faraday Soc.-1968.-Vol. 64., P. 265−272.
- Urlaub A. Verbrermungsmotoren. Berlin-Heidelberg-New-York-LondonParis-Tokyo. Springer-Verlag, 1
- High Temperature Reaction Rate Data/Baulch D.L., Drysdale D.D., Home D.D., Lloyd A.C. Rep. University of Leeds Report. -1969. -№ 4.-P.156.
- Bracco F.V. Nitric Oxide Formation in Droplet Diffusion //Proceedings of Flames. Fourteenth International Symposium on Combustion. Pittsburgh: The Combustion Institute, 1973. P. 831−838.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория норшневых комбинированных двигателей/Вырубов Д.Н., Иващенко Н. А., Ивин В. И. и др.-М.: Машиностроение, 1983. -372 с.
- Иващенко Н.А., Вагнер В. А., Грехов Л. В. Моделирование процессов топливоподачи и проектирование топливной аппаратуры дизелей. Барнаул-Москва: Изд-во АлтГТУ, 2002. -166 с.
- Топливные системы и экономичность дизелей/Астахов И.В., Голубков Л. Н., Трусов и др. М.: Машиностроение, 1990.-288 с.
- Кавтарадзе З.Р. Влияние двухфазного впрыскивания на концентрацию оксидов азота //XXXI неделя науки СПбГПУ. Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: 2003. -Часть П.- 52−53. 7O. Augustin и. Experimentelle Untersuchung zur Voreinspritzung von Dieselmotoren: Dissertation. TU-Mtinchen, 1990. -151s.
- JerzembekM. Diesel direkt. KFZ-Betr//Automarkt.-2000. 1.- S.42−44.
- Common Rail 2000 mit Mehrfacheeinspritzung//MTZ. -2001. 10.S.638- 639.
- Emissionsverbesserung mit Direkteinspritzung mittels Einspritzverlaufsformung/Chmela //MTZ. 9.- S. 552−558. F.G., Jager P., Herzog P., Wirbeleit F.
- Maiorana G., Rossi G., Ugaglia C. Die Common rail Motoren von Fiat //MTZ. -1998.-№ 9.- S. 582−588.
- KlingmannV.R., Brugemann H. Der neue Vierzilinder-Dieselmotor mit CR-Einspritzung. Teil 2// MTZ. -1997.-Xo 12. S. 760−767.
- Скрипник А.А. Влияние интенсивности вихревого движения зряда на локальные параметры рабочего тела процесса в двигателях с 0M611 непосредственным впрыскиванием топлива: Дис. …канд. техн. наук, М., 2004.-175 с.
- Голосов А.С. Разработка и экспериментальная проверка метода расчета концентраций оксидов азота в дизелях на основе многозонной модели рабочего процесса: Дис. …канд. техн. наук., М., 2002.- 126 с.
- Хамидулин И.Ю. Проблемы и обеспечение экологичности дизельных двигателей КамАЗ на уровне мировых стандартов (Евро-1 и Евро-2) Дис. …канд. техн. наук (в виде научного доклада), Казань, 2001.- 50 с.
- Желтяков В.Т., Субботин Ю. Г., Григорьев М. А. Новые дизели ЯМЗ //Автомобильная промышленность. 1999.- Ш9.- 10−13.
- Толщин В.И., Чуб Т.В., Логинов А. Ю. Исследование и разработка перспективных способов снижения многокомпонентных составляющих отработавших газов СЭУ «Двигатель -97»: Материалы Международной научно-технической конференции М., 1997. ЗЗ.
- Горбунов В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во РУДН, 1998. -214 с.
- Spindler S. Beitrag zur Realisierang schadstoffoptimierter Brennverfahren an schnelllaufenden Hochsleistungsdieselmotoren//VDI Verlag.-1992.- Reihe6,№ 274.-S.114.
- Алексеев Б.В., Гришин A.M. физическая газодинамика реагирующих сред. М.: Высшая школа, 1985. 464 с.
- Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. 3-е изд.-М.: Наука, 1987.-502 с. 8
- Кондратьев В.Н. Константы скорости газофазных реакций. Справочник. -М.: Наука, 1971. 351с.
- Бартльме Ф. Газодинамика горения.-М.: Энергоатомиздат, 1981.-280 с. 87.3ельдович Я.Б., Воеводский В. В. Тепловой взрыв и распространение пламени в газах.- М.: Изд-во ММИ, 1947.-294 с.
- Семенов Н.Н. Цепные реакции. -Л.: Госхимтехиздат, 1934.-555 с.
- Borrmeister J., Hubner W. Eifluss der Brennraumform auf die HC-Emission und den Verbrennungsablauf// MTZ.-1997.- 6. S.408−414.
- Merker G., Schwarz Ch., Stiesch G., Otto F. Verbrennungsmotoren. Simulation der Verbrennung und Schadstoffbildung.
- Auflage.- StuttgartLeipzig,-Wiesbaden: Teubner Verlag, 2004. -412 s.
- Lange J., Bestimmung der Carbonylverbindungen im abgas vonschwerolbetriebenen Dieselmotoren//Forschritt Berichte der VDL1996.-Reihel5,№ 161.-S. 70.
- Bockhom H., Hentschel J., Peters N., Weber J., Pittermann R. Simulation der Partikelemission aus Dieselmotoren//
- Dresdener Motorenkolloquium2003.-S.152−160.
- Warnatz J., Maas U., Dibble R.W. Verbrennung: Physikalisch-Chemische Grundlagen, Modellierung und Simulation, Experimente Schadstoffenstehung.
- Auflage.-Berlin-Heidelberg: Springer-Verlag, 2001.S.350.
- Compilation of rate data for combustion modeling/ Baulch D.L., Cobos C. L, Cox A.M. et all.// Supplement I.J. Phys. Chem.-1991.- Ref. Data 22, ШМ!.P.226.
- Кавтарадзе Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.- 591 с.
- Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушнореактивных двигателей/Раушенбах Б.В., Белый А., Беспалов И. В. и р. М.: Машиностроение, 1964.-526с.
- Марков В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002.-376с.
- Экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля/Кавтарадзе Р.З., Кавтарадзе З. Р., Ониш-енко Д.О., Голосов А. //Судостроение, судоремонт и техническая эксплуатация флота. СИб., 2002.- Выпуск № 4. 61−63.
- Расчетно-экспериментальное поршня Голосов быстроходного А.С., исследование тенлового состояния дизеля/Кавтарадзе Р.З.//ХХХ З.Р., Ониш-енко Д.О., неделя науки Кавтарадзе Юбилейная СПбГПУ. Материалы межвузовской научной конференции. СПб., 2002.-Часть III.-С. 11−12.
- Иващенко Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. 60с.
- Hiroyasu Н., Kadota Т., Arai М. Development and Use of a Spray Combustion Modeling to Predict Diesel Engine Efficiency and Polutant Emission. Part 1: Combustion Modeling//Bulletin of the JSME.-1983.Vol.26. -P. 569−575.
- Hiroyasu H., Kadota Т., Arai M. Development and Use of a Spray Combustion Modeling to Predict Diesel Engine Efficiency and Pollutant Emission. Part 2: Computational Procedure and Parametric Study// Bulletin of the JSME.-1983. Vol.26. P. 576−583.
- Stiesch G. Modeling Engine Spray and Combustion Processes. Berlin-Heidelberg: Springer-Verlag, 2003. -270 p.
- Процессы сгорания в двигателях (с воспламенением от сжатия).-М.: Изд-во МАДИ, 1980.-76 с.
- Разработка многозонной модели рабочего процесса дизеля ЗМЗсистемой для многофазного впрыска 5148.10 с аккумуляторной топлива и согласование ее работы с регулируемой системой впускавыпуска и рециркуляции охлаждаемых ОГ: Отчеты/000 «Орехово- Зуевский инженерный центр» по этапам 2−4 договора 01/02, Орехово-Зуево, 2003, (ОАО «ЗМЗ», Арх. 7530, 7628, 7642).
- Расчетно-экспериментальное исследование концентраций оксидов азота в выпускных газах дизельного двигателя ЗМЗ-5145.10/ Иващенко Н. А., Миронычев М. А., Блинов А. Д., Кавтарадзе З.Р.//
- Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион Автодата, 2001.-80 с.
- Злотин Г. Н., Грига А. Д., Грига А. Экономические и экологические характеристики дизельного двигателя в зависимости от угла опережения впрыска топлива Известия ВГТУ. Транспортные наземные системы. 2004. -Вып.1, № 3. -С. 23−26.
- Вошни Г., Цайлингер К., Кавтарадзе Р. З. Вихревое движение воздуха в быстроходном дизеле с четырьмя клапанами на цилиндр //Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение.- 1997.- Ш1. 74−84.
- Федоров В.А. Разработка и экснериментальная проверка метода расчета локальных периодических тепловых нагрузок в поршневых двигателях: Дис. канд. техн. наук, -М., 2004. 151 с.
- Особенности рабочего процесса двигателей с управляемыми степенью сжатия и ходом поршня/ Иванченко Н. А., Нестеров И. А., Конюхов В. А., Кавтарадзе З.Р.// Образование через науку. Тезисы докладов международного симпозиума, посвяш-енного 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. -М., 2005.- 405.
- Кавтарадзе З.Р., Миронычев М. А., Блинов А. Д. Применение двукратного впрыскивания тонлива для улучшения экологических характеристик дизельного двигателя ЗМЗ-5145. 10// Образование через науку. Тезисы докладов международного симпозиума, посвященного 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. -М., 2005.- 389.