Методический аппарат проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
Широкое распространение средств вычислительной техники (СВТ) в различных областях жизнедеятельности человека способствовало накоплению огромного количества информации в рамках всевозможных автоматизированных систем (АС). Это послужило толчком к возникновению компьютерной разведки (КР), динамично развивающейся в настоящее время. Компьютерная разведка представляет собой новейший вид технической… Читать ещё >
Содержание
- Перечень условных обозначений
- 1. Постановка задачи разработки методического аппарата проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 1. 1. Общая постановка задачи
- 1. 2. Анализ существующего методического аппарата проектирования автоматизированных систем обучения.|
- 1. 3. Уточнение постановки задачи на исследование
- 2. Общие аспекты проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 2. 1. Выбор стратегии проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 2. 2. Объектно-ориентированный анализ ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 2. 3. Предметная область противодействия компьютерной разведке
- 2. 4. Декомпозиция предметной области противодействия компьютерной разведке
- 3. Система моделей функционирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 3. 1. Характер представления знаний в ACO
- 3. 2. Модель представления знаний в ACO на основе строговозбуждаемой искусственной нейронной сети с порождением интенсивных маркеров
- 3. 3. Структура учебно-информационного модуля ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 3. 4. Особенности реализации учебно-информационного модуля ACO
- 4. Результаты разработки методического аппарата проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 4. 1. Методика проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке и оценка ее эффективности
- 4. 2. Предложения по реализации функциональной части ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 4. 3. Предложения по реализации исполнительной части ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
- 4. 4. Структура технического задания на проектирование ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
Методический аппарат проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широкое распространение средств вычислительной техники (СВТ) в различных областях жизнедеятельности человека способствовало накоплению огромного количества информации в рамках всевозможных автоматизированных систем (АС). Это послужило толчком к возникновению компьютерной разведки (КР), динамично развивающейся в настоящее время. Компьютерная разведка представляет собой новейший вид технической разведки целью которого является добывание сведений о предмете, конечных результатах, формах способах деятельности субъектов, являющихся пользователями информационно-вычислительной сети, используемом аппаратном и программном обеспечении, протоколах управления и информационного взаимодействия, используемых средствах и методах защиты [85].
Высокий уровень конкуренции, конфиденциальность, а порой и критичность информации, обрабатываемой в АС, остро поставили вопрос о подготовке специалистов, способных организовать противодействие КР. По существующим данным [58] потребность в подобных специалистах на сегодняшний момент удовлетворена только на половину.
При подготовке специалистов в области противодействия компьютерной разведке целесообразно использовать автоматизированную систему обучения (ACO), под которой понимается автоматизированная информационная система, включающая в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных [106].
Как видно из определения, ACO состоит из двух основных компонент: педагогической, охватывающей комплекс учебно-методических и дидактических материалов, и технической, охватывающей автоматизированную систему обработки данных. Техническая компонента ACO опирается на технологические стандарты в сфере образования, описывающие архитектуру ACO, интерфейсы, форматы и протоколы обмена данными. В настоящий момент в России t подобные стандарты отсутствуют и их разработка является актуальной задачей [141,144].
Особенностью существующих мировых технологических стандартов в сфере образования [159,160] является их педагогическая нейтральность, под которой понимается независимость от предметных алгоритмов обучения, сосредоточение основного внимания на описании архитектуры ACO, интерфейсов, форматов и протоколов передачи и обработки данных, а также формализации и типизации проектных процедур и процедур программно-аппаратной реализации ACO.
Рассматривая в контексте ACO жизненный цикл «проектирование — производство — эксплуатация», необходимо отметить особую важность этапа проектирования, на котором формируется оболочка ACO, определяющий во многом ее последующий облик и функциональность. Важность этапа проектирования остро ставит актуальный вопрос разработки соответствующего методического аппарата проектирования ACO, включающего стратегию проектирования, систему взаимосвязанных моделей, описывающих базовую функциональность ACO и методику проектирования ACO.
Для наиболее полного удовлетворения потребностей процесса подготовки специалистов противодействия КР, ACO должна обладать свойствами:
• Масштабируемости, под которой понимается способность с минимальными затратами расширять в процессе функционирования ACO область ее приложения. Необходимость в этом свойстве вызвана динамичностью предметной области противодействия компьютерной разведке, связанной с интенсивностью развития информационных технологий.
• Гибкости, под которой понимается способность в процессе функционирования ACO изменять алгоритмы ее функционирования. Необходимость в этом свойстве вызвана вариативностью предметной области противодействия КР.
• Унифицированности, под которой понимается способность к повторному использованию элементов проектных процедур, фрагментов программноаппаратной реализации и протоколов информационной поддержки. Необходимость в этом свойстве вызвана желанием снизить совокупную стоимость владения (ССВ) ACO путем минимизации затрат на всех этапах жизненного цикла «проектирование — производство — эксплуатация».
• Адаптивности, под которой понимается способность учитывать индивидуальные особенности обучаемых непосредственно на уровне архитектуры ACO. Необходимость в этом свойстве вызвана потребностью персонализации ACO в целом, а не на уровне отдельных блоков и алгоритмов.
Существующий на сегодняшний день методический аппарат проектирования ACO [3, 57, 67, 68, 137] не позволяет в полной мере выполнить требования по масштабируемости, гибкости, унифицированности и адаптивности ACO специалистов в области противодействия КР. Недостаточное использование в нем элементов систем автоматизированного проектирования усложняет и удорожает процесс проектирования, снижая в целом его эффективность. Отсутствие технологических стандартов в сфере образования вызывает разрозненность существующих подходов к проектированию ACO, не позволяя использовать их в рамках единого методического аппарата.
В связи с этим целью работы являлась разработка педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия КР обладающей свойствами масштабируемости, адаптивности к характеристикам обучаемого, гибкости и унифицированности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:
1. Обосновать стратегию проектирования ACO специалистов в области ПКР и предложить подходы к ее оптимизации.
2. Разработать систему взаимосвязанных моделей, описывающих базовую функциональность ACO специалистов в области противодействия КР и предложить способы их реализации.
3. Разработать методику проектирования ACO специалистов в области противодействия КР. ;
4. Разработать предложения по программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области ПКР и ее использованию на этапах жизненного цикла «проектирование — производство — эксплуатация».
Объектом исследований являлась ACO специалистов в области противодействия КР. Предметом исследований являлась педагогически нейтральная часть методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия КР.
Для решения указанных задач в работе использовались: методы теории иерархических многоуровневых систем (ТИМС), методы объектно-ориентированного анализа и проектирования (ООАП), методы систем искусственного интеллекта (методы инженерии знаний, аппарат искусственных нейронных сетей, аппарат сетей Петри), аппарат теории матриц, теория графов, методы систем автоматизированного проектирования (САПР), методы математического моделирования и проектирования.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1. Предложен новый подход к проектированию автоматизированных систем обучения, позволяющий с использованием методологии теории иерархических многоуровневых систем (ТИМС) распределить задачи, решаемые в рамках технологии автоматизированного обучения, по уровням, а затем описать полученные решающие системы и их интерфейсы с использованием инструментария объектно-ориентированного анализа и проектирования (ООАП). Совместное использование методологий ТИМС и ООАП в рамках: стратегии проектирования позволило обосновать концептуальный базис педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке (ПКР) обладающей свойствами масштабируемости, гибкости, унифицированности и адаптивности к характеристикам обучаемого. Для разработки модели объектно-ориентированного анализа было предложено использовать унифицированный язык моделирования (UML), что позволило в рамках разработанного методического аппарата проектирования ACO использовать элементы системы автоматизированного проектирования (САПР);
2. На основе объединения формализма искусственных нейронных сетей (ИНС) и сетей Петри разработана система моделей функционирования ACO специалистов в области ПКР, позволяющая повысить адекватность моделирования ACO за счет использования строговозбуждаемой искусственной нейронной сети с порождением интенсивных маркеров (СИНСПИМ). Разработанная на основе СИНСПИМ система моделей описывает как статический, так и динамический аспекты функционирования ACO и учебно-информационных модулей (УИМ). В статических компонентах разработанных моделей учтены весовые коэффициенты, характеризующие степень взаимозависимости информационных блоков и предложены методы их расчета. В динамических компонентах разработанных моделей использован модифицированный аппарат ИНС, обладающий свойством гибкости за счет применения сложных нейронов с переопределяемыми внутренними функциями и структурой информационных сигналов. Использование СИНСПИМ позволило, в отличие от существующих подходов, рассматривать адаптивность ACO к характеристикам обучаемого непосредственно на уровне ее архитектуры;
3. Уточнена классификация угроз безопасности автоматизированных систем (АС), а также разработаны модель реализации угроз безопасности АС и модель жизненного цикла подсистемы противодействия компьютерной разведке (ППКР). Уточненная классификация угроз безопасности АС, в отличие от существующих, на высшем уровне абстракции рассматривает две основных угрозы: нарушения конфиденциальности и нарушения целостности, что позволяет повысить определенность границ между понятиями компьютерной разведки (КР) и программно-технического воздействия (ПТВ). Угроза нарушения доступности (работоспособности) АС из разряда самостоятельных угроз переведена в разряд угроз нарушения целостности, что позволило сохранить полноту рассмотрения угроз безопасности АС, Двухсегментная модель реализации угроз безопасности АС позволила впервые ввести определения активной и пассивной КР. Стратифицированная модель жизненного цикла ППКР позволила полностью описать этапы разработки и эксплуатации ППКР. При этом рассмотрение этапов жизненного цикла ППКР, в отличие от существующих подходов, осуществляется на четырех стратах, что позволило повысить рациональность ППКР, за счет комплексного анализа выявленных на каждой страте приоритетов в организации ПКР. Стратифицированная модель жизненного цикла ППКР рассматривается как основа модели декомпозиции предметной области противодействия компьютерной разведке;
4. Разработана методика проектирования ACO специалистов в области ПКР, реализующая обоснованную в рамках проведения настоящих исследований стратегию проектирования и использующая разработанную систему моделей, описывающих базовую функциональность ACO и УИМ, позроляющая по сравнению с существующими методиками проектирования ACO снизить совокупную стоимость владения (ССВ) ею путем минимизации затрат: наэтапе проектирования за счет отсутствия необходимости первоначального проектирования всего множества УИМ, а возможности их последующего добавления (масштабируемости) к функционирующей ACOна этапе программно-аппаратной реализации за счет повторного использования (унифицированности) проектных решенийна этапе эксплуатации за счет учета индивидуальных характеристик обучаемого (адаптивности) — на этапе модификации за счет отсутствия необходимости полного перепроектирования системной оболочки ACO (гибкости) при изменении алгоритмов обучения;
5. Разработаны научно-обоснованные предложения п<�э программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области ПКР, основывающиеся на использовании двух уровней реализации: функционального и исполнительного. На функциональном уровне предложено использовать технологию комбинированного моделирования реальной гетерогенной сетевой инфраструктуры, а на исполнительном уровне технологию «stealth-контроля». Использование предложенных технологий, в совокупности с современными способами разработки программного обеспечения, позволило значительно снизить затраты на реали i зацию ACO специалистов в области ПКР и добиться унификации протоколов информационной поддержки.
Практическая значимость работы заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области противодействия КР позволяющих снизить затраты на моделирование реальной гетерогенной сетевой инфраструктуры и добиться унификации протоколов информационной поддержки ACO.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
L Стратегия проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;
2. Система моделей функционирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;
3. Модель декомпозиции предметной области противодействия компьютерной разведке;
4. Методика проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;
5. Научно-обоснованные предложения по программно-аппаратной реализации автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается удовлетворительным совпадением теоретически полученных результатов с результатами математического моделирования, а также корректным применением адекватных теоретических методов с учетом их общепризнанных достоинств и недостатков.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследований обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-технических и научно-практических конференциях 5 ЦНИИИ МО РФ, академии ФАПСИ, Воронежского института МВД России, Государственного научно-исследовательского института проблем технической защиты информации Гостехкомиссии России, Воронежского государственного университета, Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Публикации. По материалам проведенных исследований опубликовано 19 научных работ. Результаты исследований использовались в двух научно-исследовательских работах.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и содержит 134 страницы текста, проиллюстрированного 58 рисунками на 36 страницах. Библиография насчитывает 164 наименования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основные усилия проведенных диссертационных исследований были направлены на разработку педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке. Обоснование методического аппарата проектирования является первым шагом в процессе разработки и внедрения в учебный процесс ACO специалистов в области ПКР, актуальность использования которой, учитывая специфику соответствующей предметной области, достаточно велика.
Совместное использование достоинств теории иерархических многоуровневых систем и методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования, а также объединение формализма искусственных нейронных сетей и сетей Петри позволило получить новые научные результаты. Подробный анализ предметной области противодействия компьютерной разведке позволил разработать новые классификации и модели, а также создал необходимый фундамент для формирования предложений по реализации ACO специалистов в области ПКР.
Основными результатами настоящей работы являются:
1. Стратегия проектирования ACO основанная на использовании методологий ТИМС и 00АП, рассматривающая ACO на этапе проектирования в виде двухуровневой системы управления процессом обучения с соответствующим определением уровней абстракции макрои микропроектирования. Элементы объектно-ориентированного подхода и язык UML способствуют использованию в процессе проектирования ACO различных систем автоматизации.
2. Система моделей функционирования ACO и УИМ, включающая статическую и динамическую компоненты и использующая в качестве основы строговозбуждаемую искусственную нейронную сеть с порождением интенсивных маркеров. Использование разработанных моделей позволило повысить адекватность моделирования ACO за счет совместного использования аппарата сетей Петри и аппарата искусственных нейронных сетей.
3. Уточненная классификация угроз безопасности АС, двухсегментная модель реализации угроз безопасности АС и трехуровневая стратифицированная модель жизненного цикла ППКР.
4. Методика проектирования ACO специалистов в области ПКР позволяющая снизить совокупную стоимость владения ACO за счет минимизации затрат на всех этапах жизненного цикла ACO.
5. Предложения по реализации ACO заключающиеся в использовании технологии комбинированного моделирования реальных гетерогенных сетевых инфраструктур и технологии stealth-контроля. Предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность ACO по критерию стоимость/функциональность и повысить степень автоматизированного контроля за действиями обучаемого с целью повышения адаптивности ACO.
Целесообразными направлениями дальнейших исследований по теме настоящей диссертационной работы являются:
1. Использование, заложенного в предложенной педагогически нейтральной части методического аппарат проектирования ACO специалистов в области ПКР, потенциала по масштабируемости, гибкости и унифицированности ACO, для расширения области приложения настоящего методического аппарата на предметную область информационной безопасности в целом.
2. Разработка педагогически зависимой части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке.
3. Разработка адаптационных алгоритмов, динамически модифицирующих параметры ACO в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, преподавателей, а также условий обучения. В частности, применительно к предложенной системной оболочке ACO специалистов в области ПКР, это алгоритмы динамического формирования траектории обучения и обучения СИН-СПИМ.
Список литературы
- Алиев, P.A. Методы и алгоритмы координации в промышленных системах управления / P.A. Алиев, М. И. Либерзон.- М: Радио и связь, 1987.208 с.
- Базилевич, Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л. А. Базилевич, Д. В. Соколов, Л. К. Франева.- Л.: ЛФЭИ, 1991.- 210 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько.- М.: Знание, 1995.- 232 с.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение: дидактические основы / В. П. Беспалько.- М.: Высшая школа, 1970.- 300 с.
- Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько.- М.: Высшая школа, 1971.- 256 с.
- Богданов, Д.В. Стандартизация процессов обеспечения качества программного обеспечения / Д. В. Богданов, В. А. Путилов, В. В. Фильчаков. Апатиты: ПетрГУ, 1998.- 152 с.
- Брановский, Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов / Ю. С. Брановский.- Ставрополь: СГПУ, 1995.205 с.
- Будников, С.А. Заключительный отчет по НИР «Паутина» / С.А. Будни-ков, С. А. Валуйских, A.B. Сьянов.- Воронеж: ВИРЭ, 2002.- 110 с.
- Булгаков, М.В. Инструментальные системы для разработки обучающих программ / М. В. Булгаков, Е. Е. Якивчук // Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- С.153−162.
- Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++: Пер. с англ. / Г. Буч.- М.: Бином- СПб.: Невский диалект, 1998.- 560 с.
- Буч, Г. UML. Руководство пользователя / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекоб-сон.- М.: ДМК, 2000.- 432 с.
- Буч, Г. UML. Специальный справочник / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекоб-сон.- СПб.: Питер, 2002.- 656 с.
- Васильев, В.Н. Информационные технологии в учебном процессе СПбГИТМО / В. Н. Васильев // Информационные технологии в непрерывном образовании: Материалы Междунар. конференции-выставки.-Петрозаводск: ПетрГУ, 1995.- 120 с.
- Вержбицкий, В.В. Проблемы разработки АОС экспертного типа по общественным наукам / В. В. Вержбицкий, И. В. Колесникова.- М.: НИИ ВШ, 1990.-Вып. 1.- 48 с.
- Галатенко, В.А. Информационная безопасность обзор основных положений / В. А. Галатенко // Информационный бюллетень JET INFO.1996.-№ 1- № 2- № 3.
- Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций / В. А. Галатенко.- М., 2003.- 280 с.
- Гальперин, П.Я. К теории программированного обучения / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1961.- 234 с.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1965.- 52 с.
- Горбань, А.Н. Нейроинформатика / А. Н. Горбань, B.JI. Дунин-Барковский, А. Н. Кардин и др. / Отв. Ред. Новиков E.A., РАН, Сиб. отд., институт выч. моделирования, — Новосибирск: Наука, 1998.- 146 с.
- Горбань, А.Н. Обучение нейронных сетей / А. Н. Горбань.- М.: СП Параграф, 1991.- 152 с.
- Горбатенко, В.В. Двутавр — комплекс по изучению закономерностей силовой работы тонкостенных конструкций / В. В. Горбатенко, C.B. Мры-кин, A.B. Соловов.- Самара: СГАУ, 1994.- 14 с.
- Гордеев, A.B. Системное программное обеспечение / A.B. Гордеев, А. Ю. Молчанов.- СПб.: Питер, 2002.- 736 с.
- Гордиенко, Е.К. Искусственные нейронные сети. L Основные определения и модели / Е. К. Гордиенко, A.A. Лукьяница // Известия академически наук: Техническая кибернетика.- 1994.- № 5.- С. 79−93.
- ГОСТ 16 504–81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1981.
- ГОСТ 26.016−81. Единая система стандартов приборостроения. Интерфейсы. Признаки классификации и общие требования.- М.: Изд-во стандартов, 1981.
- ГОСТ 26.139−84. Интерфейс для автоматизированных систем управления рассредоточенными объектами.- М.: Изд-во стандартов, 1984.
- ГОСТ 34.003−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
- ГОСТ 34.201−89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.- М.: Изд-во стандартов, 1989.
- ГОСТ 34.601−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
- ГОСТ 34.602−89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.- М.: Изд-во стандартов, 1989.
- ГОСТ Р 15 971−90. Системы обработки информации. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
- ГОСТ Р 50 739−95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации.- М.: Изд-во стандартов, 1995.
- ГОСТ Р 50 922−96. Защита информации. Основные термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1996.
- ГОСТ Р 51 188−98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.- М.: Изд-во стандартов, 1998.
- ГОСТ Р 51 275−99. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
- ГОСТ Р 51 583−00. Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения.- М.: Изд-во стандартов, 2000.
- ГОСТ Р 51 624−00. Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования.- М.: Изд-во стандартов, 2000.
- ГОСТ РВ 51 540−99. Военная техника. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
- ГОСТ Р ИСО 7498−2-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Архитектура защиты информации." М.: Изд-во стандартов, 1999.- ч. 2.
- Гостехкомиссия России. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
- Гостехкомиссия России. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
- Гостехкомиссия России. Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недеклари-рованных возможностей.- М.: Гостехкомиссия России, 19
- Гостехкомиссия России. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации, — М.: Гостехкомиссия России, 1992.
- Гостехкомиссия России. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
- Гостехкомиссия России. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации.
- Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1997.
- Грибкова, В.А. Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах: методические указания / В. А. Грибкова, JI.B. Зайцева, Л. П. Новицкий.- Рига: РПИ, 1988.- 52 с.
- Девянин, П.Н. Теоретические основы компьютерной безопасности / П. Н. Девянин и др.- М.: Радио и связь, 2000.- 192 с.
- Евгеньев, Г. Б. Технология экспертного программирования / Г. Б. Евгень-ев, A.C. Кобелев, С. А. Борисов // Информационные технологии.- 2002.-№ 3.- С. 2−9.
- Жаков, В.И. Объектно-ориентированная технология разработки программных систем / В. И. Жаков, В. А. Путилов, В. В. Фильчаков, A.A. Ян-келевич. Апатиты: ПетрГУ, 1998.- 120 с.
- Завгородний, В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Учебное пособие / В. И. Завгородний.- М.: Логос- ПБОЮЛ H.A. Егоров, 2001.- 264 с.
- Зегжда, Д.П. Как построить защищенную информационную систему / Д. П. Зегжда, A.M. Ивашко.- СПб.: НПО «Мир и семья 95», 1997, — 286 с.
- Змитрович, А.И. Интеллектуальные информационные системы / А. И. Змитрович.- Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997.- 368 с.
- Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе: Тез. докл. Межвузовской научно-метод. конференции. Сочи, 29 мая 2 июня 1995 г.- М.: НИИВО, 1995.- 112 с.
- Информационные технологии в образовании: Тезисы и материалы I-VII Международных конференций-выставок.- М., 1992−1998.
- Информация и безопасность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (7−8 октября 2002 г.).- Воронеж, 2002.
- Иордон, Э. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании: Пер. с англ. / Э. Йордон, К. Аргила.- М.: Издательство «Лори», 1999.- 264 с.
- Каллан, Р. Основные концепции нейронных сетей / Р. Каллан.- СПб.: Издательский дом «Вильяме», 2001.- 288 с.
- Карпунин, М. Г. Жизненный цикл и эффективность машин / М.Г. Кар-пунин, Я. Г. Любинецкий, Б. И. Майданчик.- М.: Машиностроение, 1989.134 с.
- Каталог программных средств учебного назначения.- М.: НИИВО, 1991.- 66 с.
- Кобзарь, М. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий, версия 2.0. Что нового? / М. Кобзарь, М. Долинин // Информационный бюллетень JET INFO.- 1998.- № 5- № 6.
- Кобзарь, M. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий и перспективы их использования / М. Кобзарь, И. Калайда // Информационный бюллетень JET INFO.- 1998.- № 1.
- Коваленко, В.Е. Базы знаний учебного назначения / В. Е. Коваленко, Н. Е. Кольцова, A.B. Соловов и др. // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1992.- Вып. 2.- 60 с.
- Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Грищенко, A.M. Довгялло, А .Я. Савельева.- Киев: Наукова думка, 1992.- 132 с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании. / Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 272 с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 14−18 марта 1994 г.- СПб: СПбГИТМО, 1994.- 142с.
- Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации.- М.: РосНИИИС, 1994.- 120 с.
- Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе.- М.: РосНИИИС, 1993.- 72 с.
- Коровин, В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении / В. М. Коровин.- Воронеж: ВИРЭ, 1999.- 243 с.
- Коровин, В.М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении / В. М. Коровин.-Воронеж: ВИРЭ, 2001.- 271 с.
- Коровин, В.М. Учебная и методическая работа в высшем военно-учебном заведении / В. М. Коровин.- Воронеж: ВИРЭ, 2000.- 275 с.
- Кривошеев, А. Компьютерные обучающие программы. Состояние и перспективы развития // Перспективные информационные технологии в высшей школе: Материалы научно-технической конференции.- Самара, 1993.-С. 18−20.
- Кузнецов, В.И. Радиосвязь в условиях радиоэлектронной борьбы / В. И. Кузнецов.- Воронеж: ВНИИС, 2002.- 403 с.
- Куров, A.B. Новые тенденции развития АОС / A.B. Куров, И. В. Рудаков // Вестник МГТУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1993.- № 3.-С. 8−11.
- Леоненков, А. Самоучитель UML. Эффективный инструмент моделирования информационных систем / А. Леоненков.- СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2001.- 304 с.
- Лобанов, Ю.И. Экспертно-обучающие системы / Ю. И. Лобанов, П. Л. Брусиловский, В. В. Съедин // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1991.- Вып. 2.- 56 с.
- Лугачев, М.И. Коммерциализация российского высшего образования: первые результаты и ближайшие перспективы / М. И. Лугачев, П. Хейр // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика.- 1999.- № 1.- С. 24−39.
- Лукацкий, A.B. Обнаружение атак,— СПб.: BHV-Петербург, 2003.- 624 с.
- Любарский Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы / Ю. А. Любарский.- М.: Наука, 1980.- 232 с.
- Мацяшек, Л.А. Анализ требований и проектирование систем: Разработка информационных систем с использованием UML / Л. А. Мацяшек.-М.: «Вильяме», 2002.- 432 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц.- М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
- Мельников, В.В. Безопасность информации в автоматизированных системах / В. В. Мельников.- М.: «Финансы и статистика», 2003.- 368 с.
- Меньшаков, Ю.К. Защита объектов и информации от технических средств разведки: учебное пособие / Ю. К. Меньшаков.- М.: РГГУ, 2002.399 с.
- Месарович, М. Общая теория систем: математические основы / М. Ме-сарович, И. Такахара.- М.: Издательство «Мир», 1978.-310 с.
- Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара.- М.: Издательство «Мир», 1973.- 344 с.
- Методология разработки компьютерных обучающих программ для международного дистанционного обучения / Отчет по НИР.- М.: РосНИИ-РОС, 1995.- 135 с.
- Микрокомпьютерная система обучения «Наставник» / Брусенцов и др.-М.: Наука, 1990.- 224 с.
- Милославская, Н.Г. Интрасети, обнаружение вторжений / Н.Г. Мило-славская, А. И. Толстой.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 587 с.
- Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 200 -компьютерная безопасность.- М., 2000.- № гос. per. 283 инф/сп, 05.04.00.
- Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 300 организация и технология защиты информации.- М., 2000.- № гос. per. 330 инф/сп, 14.04.00.
- Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 400 -комплексная защита объектов информатизации.- М., 2000.- № гос. per. 331 инф/сп, 14.04.00.
- Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 500 -комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.- М., 2000.- № гос. per. 284 инф/сп, 05.04.00.
- Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 600 — информационная безопасность телекоммуникационных систем.- М., 2000,-№ гос. per. 285 инф/сп, 05.04.00.
- Моисеенков, И. Американская классификация и принципы оценивания безопасности компьютерных систем / И. Моисеенков // КомпьютерПресс.- 1992.-№ 2.
- Морозевич, А.И. Стратегия автоматизации управления познавательной деятельностью на основе информационной модели образовательного процесса / А. И. Морозевич, В. Н. Комличенко, В. В. Гедранович // Информационные технологии.- 2000.- № 5.- с. 47−52.
- Новые информационные технологии в образовании и управлении: Тезисы докладов конференции. Петрозаводск, 28.09 1.10 1993 г.- Петрозаводск: ПГУ, 1993.- 132 с.
- Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы конференции 25−27 марта 1997 г.- Новосибирск: НГУ, 1997.188 с.
- Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 14−17 марта 1995 г.- Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1995.272 с.
- Норенков, Ю.И. Исследование и разработка принципов построения адаптивных обучающих систем. // Автореферат.- М., 1993.- 20 с.
- Опыт и проблемы применения технических средств обучения и ЭВМ в преподавании общественных наук: Материалы конференции.- М.: ВПА, 1990.- 76 с.
- ОСТ 45.127−99. Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
- ОСТ 9.2−98 Учебная техника для образовательных учреждений. Системы автоматизированного лабораторного практикума. Основные положения.- М.: Изд-во стандартов, 1998.
- ОСТ В1 464−97 Защита информации об авиационной технике и вооружении от иностранных технических разведок. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1997.
- ОСТ ВШ 01.001−94 Информационные технологии в высшей школе. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения, — М.: Изд-во стандартов, 1994.
- Осуга, С. Обработка знаний: Пер. с япон. / С. Осуга.- М.: Мир, 1989.293 с.
- Осуга, С. Приобретение знаний: Пер. с япон. / С. Осуга и др. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки.- М.: Мир, 1990.- 304 с.
- Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15 504).-М.: Книга и бизнес, 2001.- 204 с.
- Пасхин, E.H. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН 7 E.H. Пасхин, А. И. Митин.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 144 с.
- Ш. Петраков, A.B. Охрана и защита современного предприятия / A.B. Петраков, П. С. Дорошенко, Н. В. Савлуков.- М.: Энергоатомиздат, 1999.568 с.
- Петрусинский, В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения / В. В. Петрусинский.- М. Знание, 1987.- 145 с.
- ПЗ.Петрушин, В.А. Экспертно—обучающие системы / В. А. Петрушин, — Киев: Наукова думка, 1991.- 196 с.
- Пол, И. Объектно-ориентированное программирование с использованием С++: Пер. с англ. / Ирэ Пол.- К.: НИПФ «ДиаСофтЛтд.», 1995. 480 с.
- Попенков, В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам / В. И. Попенков, — М.: ВПА, 1989.- 120 с.
- Попов, В.Б. Основы компьютерных технологий / В. Б. Попов.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 704 с.
- Попов, Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ / Э. В. Попов.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.288 с.
- Применение новых информационных технологий в образовании: Материалы I-IX Международных конференций.- Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1990−1998.
- Радзиевский, В.Г. Информационное обеспечение радиоэлектронных систем в условиях конфликта / В. Г. Радзиевский, A.A. Сирота, — М.: ИПРЖР, 2001.- 456 с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт.-М.: Школа-Пресс, 1994.- 152 с.
- Романец, Ю.В. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Ю. В. Романец, П. А. Тимофеев, В. Ф. Шаньгин.- М.: Радио и связь, 2003.376 с.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 5 от 10 января 1996 г.: О внешней разведке.- М., 1996.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 11-ФЗ от 10 января 2003 года: О высшем и послевузовском профессиональном образовании.- М., 2003.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 15 от 16 февраля 1995 г.: О связи.- М., 1995.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 24 от 20 февраля1995 г.: Об информации, информатизации и защите информации.- М., 1995.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 85 от 4 июля1996 г.: Об участии в международном информационном обмене, — М., 1996.
- Российская Федерация. Правительство. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утв. на заседании Правительства Российской Федарации, январь 2002 года.- М., 2002.
- Российская Федерация. Правительство. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 г.- М., 1995.
- Российская Федерация. Президент. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации Пр-1895 от 09 сентября 2000 г.- М., 2000.
- Российская Федерация. Президент. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 г.- М., 1997.
- Руководящий документ по стандартизации РД 50−34.698−90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
- Руководящий нормативный документ РД 40.5−86. Составление исходных педагогических и технических требований к заявке на разработку и постановку на производство учебного оборудования.- М.: Изд-во стандартов, 1986.
- Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем: пер. с англ. / Т. Саати, К. Керне, — М: Радио и связь, 1991.- 224 с.
- Савельев, А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ / А. Я. Савельев.- М.: Знание, 1977. Вып. 1.- 36 с.
- Савельев, А.Я. Основы вычислительной техники. Методическая разработка для занятий в классе программированного обучения / А. Я. Савельев.- М.: 1967.- 25 с.
- Соловов, A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие / A.B. Соловов.- Самара: СГАУ, 1995.- 138 с.
- Соломатин, Н.М. Куда идут автоматизированные обучающие системы? /
- H.М. Соломатин // Вестник МГУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1993.-№ 3.-С. 3−11.
- Соломатин, Н.М. Особенности дистанционного обучения в системе высшего образования / Н. М. Соломатин, А. И. Сонин, Н. К. Соколов и др. // Вестник МГТУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1998.- № 2.-С. 101−108.
- Специальная техника и информационная безопасность: Учебник / Под ред. В. И. Кирина.- М.: Академия управления МВД России, 2000.- Том1.- 780 с.
- Сысоева, JI.А. Международные стандарты на архитектуру систем, реализующих технологии обучения (LTSA) / Л. А. Сысоева // Открытое образование.- 2002.- № 3.- С. 13−19.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1969.- 133 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1975.- 152 с.
- Тихомиров, В.П. Разработка технологических систем в образовании /
- В.П. Тихомиров, Л. Г. Титарев, К. К. Шевченко // Образование в инфорiмационную эпоху: Материалы конференции 13 июня 2001 г.- М.: МЭСИ, 2001.-С. 269−307.
- Торокин, A.A. Основы инженерно-технической защиты информации / A.A. Торокин.- М.: Издательство «Ось-89», 1998.- 336 с.
- Уено, X. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / X. Уе-но, Т. Кояма, Т. Окамото и др. / Под ред. X. Уэно, М. Исидзука.- М.: Мир, 1989.- 220 с.
- Уоссерман, Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика / Ф. Уоссерман.- М.: Мир, 1992.- 204 с.
- Хорев, А.А. Защита информации от утечки по техническим каналам. Часть 1. Технические каналы утечки информации: Учебное пособие / А. А. Хорев.- М.: Гостехкомиссия России, 1998.- 320 с.
- Хорев, А.А. Методы и средства поиска электронных устройств перехвата информации / А. А. Хорев.- М.: МО РФ, 1998.- 224 с.
- Цевенков, Ю.М. Информатизация образования в США / Ю.М. Цевен-ков, Е. Ю. Семенова // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1990.- Вып. 8.- 80 с.
- Цевенков, Ю.М. Эффективность компьютерного обучения / Ю. М. Цевенков, Е. Ю. Семенова // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1991.- Вып. 6.- 84 с.
- Шенк, Р. Обработка концептуальной информации: Пер. с англ. / Р. Шенк .- М.: Энергия, 1980.- 360 с.
- Шубников, Е.И. Основные модели нейронных сетей / Е. И. Шубников // Оптический журнал: ВНЦ «ГОИ им. С.И. Вавилова».- 1997.- № 11, — С. 319.
- Barrows, H. S. (1986). A taxonomy of problem-based learning methods. Medical Education, 20 (6), 481−486.
- Canadian Trusted Computer Product Evaluation Criteria (CTCPEC), Version 3.0, Canadian System Security Centre, Communications Security Establishment, Government of Canada, 1993.
- Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (CCEB). Version 1.0.96.01.31.
- Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (CCEB).t1. Version 2.0. 98.05.22.
- Federal Criteria for Information Technology Security (FC), Draft Version 1.0, (Volumes I and II), jointly published by the National Institute of Standards and Technology and the National Security Agency, US Government, 1993.
- IEEE P1484.1/D8, 2001−04−06. Draft Standard for Learning Technology -Learning Technology Systems Architecture (LTSA).
- IMS Learning Resource Meta-data Specification Version 1.2.1 Final Release 1.10.2001
- Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France Germany — the Netherlands — the United Kingdom.-Department of Trade and Industry, London, 1991.
- National Computer Security Center. Trusted Network Interpretation. -NCSC-TG-005,1987.
- Security Architecture for Open Systems Interconnection for CCITT Applications. Recommendation X.800. CCITT, Geneva, 1991.
- Trusted Computer System Evaluation Criteria (TCSEC), USDoD5200.28-STD, 1983.