Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методический аппарат проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкое распространение средств вычислительной техники (СВТ) в различных областях жизнедеятельности человека способствовало накоплению огромного количества информации в рамках всевозможных автоматизированных систем (АС). Это послужило толчком к возникновению компьютерной разведки (КР), динамично развивающейся в настоящее время. Компьютерная разведка представляет собой новейший вид технической… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных обозначений
  • 1. Постановка задачи разработки методического аппарата проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 1. 1. Общая постановка задачи
    • 1. 2. Анализ существующего методического аппарата проектирования автоматизированных систем обучения.|
    • 1. 3. Уточнение постановки задачи на исследование
  • 2. Общие аспекты проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 2. 1. Выбор стратегии проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 2. 2. Объектно-ориентированный анализ ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 2. 3. Предметная область противодействия компьютерной разведке
    • 2. 4. Декомпозиция предметной области противодействия компьютерной разведке
  • 3. Система моделей функционирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 3. 1. Характер представления знаний в ACO
    • 3. 2. Модель представления знаний в ACO на основе строговозбуждаемой искусственной нейронной сети с порождением интенсивных маркеров
    • 3. 3. Структура учебно-информационного модуля ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 3. 4. Особенности реализации учебно-информационного модуля ACO
  • 4. Результаты разработки методического аппарата проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 4. 1. Методика проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке и оценка ее эффективности
    • 4. 2. Предложения по реализации функциональной части ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 4. 3. Предложения по реализации исполнительной части ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке
    • 4. 4. Структура технического задания на проектирование ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке

Методический аппарат проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Широкое распространение средств вычислительной техники (СВТ) в различных областях жизнедеятельности человека способствовало накоплению огромного количества информации в рамках всевозможных автоматизированных систем (АС). Это послужило толчком к возникновению компьютерной разведки (КР), динамично развивающейся в настоящее время. Компьютерная разведка представляет собой новейший вид технической разведки целью которого является добывание сведений о предмете, конечных результатах, формах способах деятельности субъектов, являющихся пользователями информационно-вычислительной сети, используемом аппаратном и программном обеспечении, протоколах управления и информационного взаимодействия, используемых средствах и методах защиты [85].

Высокий уровень конкуренции, конфиденциальность, а порой и критичность информации, обрабатываемой в АС, остро поставили вопрос о подготовке специалистов, способных организовать противодействие КР. По существующим данным [58] потребность в подобных специалистах на сегодняшний момент удовлетворена только на половину.

При подготовке специалистов в области противодействия компьютерной разведке целесообразно использовать автоматизированную систему обучения (ACO), под которой понимается автоматизированная информационная система, включающая в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных [106].

Как видно из определения, ACO состоит из двух основных компонент: педагогической, охватывающей комплекс учебно-методических и дидактических материалов, и технической, охватывающей автоматизированную систему обработки данных. Техническая компонента ACO опирается на технологические стандарты в сфере образования, описывающие архитектуру ACO, интерфейсы, форматы и протоколы обмена данными. В настоящий момент в России t подобные стандарты отсутствуют и их разработка является актуальной задачей [141,144].

Особенностью существующих мировых технологических стандартов в сфере образования [159,160] является их педагогическая нейтральность, под которой понимается независимость от предметных алгоритмов обучения, сосредоточение основного внимания на описании архитектуры ACO, интерфейсов, форматов и протоколов передачи и обработки данных, а также формализации и типизации проектных процедур и процедур программно-аппаратной реализации ACO.

Рассматривая в контексте ACO жизненный цикл «проектирование — производство — эксплуатация», необходимо отметить особую важность этапа проектирования, на котором формируется оболочка ACO, определяющий во многом ее последующий облик и функциональность. Важность этапа проектирования остро ставит актуальный вопрос разработки соответствующего методического аппарата проектирования ACO, включающего стратегию проектирования, систему взаимосвязанных моделей, описывающих базовую функциональность ACO и методику проектирования ACO.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей процесса подготовки специалистов противодействия КР, ACO должна обладать свойствами:

• Масштабируемости, под которой понимается способность с минимальными затратами расширять в процессе функционирования ACO область ее приложения. Необходимость в этом свойстве вызвана динамичностью предметной области противодействия компьютерной разведке, связанной с интенсивностью развития информационных технологий.

• Гибкости, под которой понимается способность в процессе функционирования ACO изменять алгоритмы ее функционирования. Необходимость в этом свойстве вызвана вариативностью предметной области противодействия КР.

• Унифицированности, под которой понимается способность к повторному использованию элементов проектных процедур, фрагментов программноаппаратной реализации и протоколов информационной поддержки. Необходимость в этом свойстве вызвана желанием снизить совокупную стоимость владения (ССВ) ACO путем минимизации затрат на всех этапах жизненного цикла «проектирование — производство — эксплуатация».

• Адаптивности, под которой понимается способность учитывать индивидуальные особенности обучаемых непосредственно на уровне архитектуры ACO. Необходимость в этом свойстве вызвана потребностью персонализации ACO в целом, а не на уровне отдельных блоков и алгоритмов.

Существующий на сегодняшний день методический аппарат проектирования ACO [3, 57, 67, 68, 137] не позволяет в полной мере выполнить требования по масштабируемости, гибкости, унифицированности и адаптивности ACO специалистов в области противодействия КР. Недостаточное использование в нем элементов систем автоматизированного проектирования усложняет и удорожает процесс проектирования, снижая в целом его эффективность. Отсутствие технологических стандартов в сфере образования вызывает разрозненность существующих подходов к проектированию ACO, не позволяя использовать их в рамках единого методического аппарата.

В связи с этим целью работы являлась разработка педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия КР обладающей свойствами масштабируемости, адаптивности к характеристикам обучаемого, гибкости и унифицированности.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:

1. Обосновать стратегию проектирования ACO специалистов в области ПКР и предложить подходы к ее оптимизации.

2. Разработать систему взаимосвязанных моделей, описывающих базовую функциональность ACO специалистов в области противодействия КР и предложить способы их реализации.

3. Разработать методику проектирования ACO специалистов в области противодействия КР. ;

4. Разработать предложения по программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области ПКР и ее использованию на этапах жизненного цикла «проектирование — производство — эксплуатация».

Объектом исследований являлась ACO специалистов в области противодействия КР. Предметом исследований являлась педагогически нейтральная часть методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия КР.

Для решения указанных задач в работе использовались: методы теории иерархических многоуровневых систем (ТИМС), методы объектно-ориентированного анализа и проектирования (ООАП), методы систем искусственного интеллекта (методы инженерии знаний, аппарат искусственных нейронных сетей, аппарат сетей Петри), аппарат теории матриц, теория графов, методы систем автоматизированного проектирования (САПР), методы математического моделирования и проектирования.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Предложен новый подход к проектированию автоматизированных систем обучения, позволяющий с использованием методологии теории иерархических многоуровневых систем (ТИМС) распределить задачи, решаемые в рамках технологии автоматизированного обучения, по уровням, а затем описать полученные решающие системы и их интерфейсы с использованием инструментария объектно-ориентированного анализа и проектирования (ООАП). Совместное использование методологий ТИМС и ООАП в рамках: стратегии проектирования позволило обосновать концептуальный базис педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке (ПКР) обладающей свойствами масштабируемости, гибкости, унифицированности и адаптивности к характеристикам обучаемого. Для разработки модели объектно-ориентированного анализа было предложено использовать унифицированный язык моделирования (UML), что позволило в рамках разработанного методического аппарата проектирования ACO использовать элементы системы автоматизированного проектирования (САПР);

2. На основе объединения формализма искусственных нейронных сетей (ИНС) и сетей Петри разработана система моделей функционирования ACO специалистов в области ПКР, позволяющая повысить адекватность моделирования ACO за счет использования строговозбуждаемой искусственной нейронной сети с порождением интенсивных маркеров (СИНСПИМ). Разработанная на основе СИНСПИМ система моделей описывает как статический, так и динамический аспекты функционирования ACO и учебно-информационных модулей (УИМ). В статических компонентах разработанных моделей учтены весовые коэффициенты, характеризующие степень взаимозависимости информационных блоков и предложены методы их расчета. В динамических компонентах разработанных моделей использован модифицированный аппарат ИНС, обладающий свойством гибкости за счет применения сложных нейронов с переопределяемыми внутренними функциями и структурой информационных сигналов. Использование СИНСПИМ позволило, в отличие от существующих подходов, рассматривать адаптивность ACO к характеристикам обучаемого непосредственно на уровне ее архитектуры;

3. Уточнена классификация угроз безопасности автоматизированных систем (АС), а также разработаны модель реализации угроз безопасности АС и модель жизненного цикла подсистемы противодействия компьютерной разведке (ППКР). Уточненная классификация угроз безопасности АС, в отличие от существующих, на высшем уровне абстракции рассматривает две основных угрозы: нарушения конфиденциальности и нарушения целостности, что позволяет повысить определенность границ между понятиями компьютерной разведки (КР) и программно-технического воздействия (ПТВ). Угроза нарушения доступности (работоспособности) АС из разряда самостоятельных угроз переведена в разряд угроз нарушения целостности, что позволило сохранить полноту рассмотрения угроз безопасности АС, Двухсегментная модель реализации угроз безопасности АС позволила впервые ввести определения активной и пассивной КР. Стратифицированная модель жизненного цикла ППКР позволила полностью описать этапы разработки и эксплуатации ППКР. При этом рассмотрение этапов жизненного цикла ППКР, в отличие от существующих подходов, осуществляется на четырех стратах, что позволило повысить рациональность ППКР, за счет комплексного анализа выявленных на каждой страте приоритетов в организации ПКР. Стратифицированная модель жизненного цикла ППКР рассматривается как основа модели декомпозиции предметной области противодействия компьютерной разведке;

4. Разработана методика проектирования ACO специалистов в области ПКР, реализующая обоснованную в рамках проведения настоящих исследований стратегию проектирования и использующая разработанную систему моделей, описывающих базовую функциональность ACO и УИМ, позроляющая по сравнению с существующими методиками проектирования ACO снизить совокупную стоимость владения (ССВ) ею путем минимизации затрат: наэтапе проектирования за счет отсутствия необходимости первоначального проектирования всего множества УИМ, а возможности их последующего добавления (масштабируемости) к функционирующей ACOна этапе программно-аппаратной реализации за счет повторного использования (унифицированности) проектных решенийна этапе эксплуатации за счет учета индивидуальных характеристик обучаемого (адаптивности) — на этапе модификации за счет отсутствия необходимости полного перепроектирования системной оболочки ACO (гибкости) при изменении алгоритмов обучения;

5. Разработаны научно-обоснованные предложения п<�э программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области ПКР, основывающиеся на использовании двух уровней реализации: функционального и исполнительного. На функциональном уровне предложено использовать технологию комбинированного моделирования реальной гетерогенной сетевой инфраструктуры, а на исполнительном уровне технологию «stealth-контроля». Использование предложенных технологий, в совокупности с современными способами разработки программного обеспечения, позволило значительно снизить затраты на реали i зацию ACO специалистов в области ПКР и добиться унификации протоколов информационной поддержки.

Практическая значимость работы заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по программно-аппаратной реализации ACO специалистов в области противодействия КР позволяющих снизить затраты на моделирование реальной гетерогенной сетевой инфраструктуры и добиться унификации протоколов информационной поддержки ACO.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

L Стратегия проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;

2. Система моделей функционирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;

3. Модель декомпозиции предметной области противодействия компьютерной разведке;

4. Методика проектирования автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке;

5. Научно-обоснованные предложения по программно-аппаратной реализации автоматизированной системы обучения специалистов в области противодействия компьютерной разведке.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается удовлетворительным совпадением теоретически полученных результатов с результатами математического моделирования, а также корректным применением адекватных теоретических методов с учетом их общепризнанных достоинств и недостатков.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследований обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-технических и научно-практических конференциях 5 ЦНИИИ МО РФ, академии ФАПСИ, Воронежского института МВД России, Государственного научно-исследовательского института проблем технической защиты информации Гостехкомиссии России, Воронежского государственного университета, Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Публикации. По материалам проведенных исследований опубликовано 19 научных работ. Результаты исследований использовались в двух научно-исследовательских работах.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и содержит 134 страницы текста, проиллюстрированного 58 рисунками на 36 страницах. Библиография насчитывает 164 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные усилия проведенных диссертационных исследований были направлены на разработку педагогически нейтральной части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке. Обоснование методического аппарата проектирования является первым шагом в процессе разработки и внедрения в учебный процесс ACO специалистов в области ПКР, актуальность использования которой, учитывая специфику соответствующей предметной области, достаточно велика.

Совместное использование достоинств теории иерархических многоуровневых систем и методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования, а также объединение формализма искусственных нейронных сетей и сетей Петри позволило получить новые научные результаты. Подробный анализ предметной области противодействия компьютерной разведке позволил разработать новые классификации и модели, а также создал необходимый фундамент для формирования предложений по реализации ACO специалистов в области ПКР.

Основными результатами настоящей работы являются:

1. Стратегия проектирования ACO основанная на использовании методологий ТИМС и 00АП, рассматривающая ACO на этапе проектирования в виде двухуровневой системы управления процессом обучения с соответствующим определением уровней абстракции макрои микропроектирования. Элементы объектно-ориентированного подхода и язык UML способствуют использованию в процессе проектирования ACO различных систем автоматизации.

2. Система моделей функционирования ACO и УИМ, включающая статическую и динамическую компоненты и использующая в качестве основы строговозбуждаемую искусственную нейронную сеть с порождением интенсивных маркеров. Использование разработанных моделей позволило повысить адекватность моделирования ACO за счет совместного использования аппарата сетей Петри и аппарата искусственных нейронных сетей.

3. Уточненная классификация угроз безопасности АС, двухсегментная модель реализации угроз безопасности АС и трехуровневая стратифицированная модель жизненного цикла ППКР.

4. Методика проектирования ACO специалистов в области ПКР позволяющая снизить совокупную стоимость владения ACO за счет минимизации затрат на всех этапах жизненного цикла ACO.

5. Предложения по реализации ACO заключающиеся в использовании технологии комбинированного моделирования реальных гетерогенных сетевых инфраструктур и технологии stealth-контроля. Предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность ACO по критерию стоимость/функциональность и повысить степень автоматизированного контроля за действиями обучаемого с целью повышения адаптивности ACO.

Целесообразными направлениями дальнейших исследований по теме настоящей диссертационной работы являются:

1. Использование, заложенного в предложенной педагогически нейтральной части методического аппарат проектирования ACO специалистов в области ПКР, потенциала по масштабируемости, гибкости и унифицированности ACO, для расширения области приложения настоящего методического аппарата на предметную область информационной безопасности в целом.

2. Разработка педагогически зависимой части методического аппарата проектирования ACO специалистов в области противодействия компьютерной разведке.

3. Разработка адаптационных алгоритмов, динамически модифицирующих параметры ACO в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, преподавателей, а также условий обучения. В частности, применительно к предложенной системной оболочке ACO специалистов в области ПКР, это алгоритмы динамического формирования траектории обучения и обучения СИН-СПИМ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.A. Методы и алгоритмы координации в промышленных системах управления / P.A. Алиев, М. И. Либерзон.- М: Радио и связь, 1987.208 с.
  2. , Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л. А. Базилевич, Д. В. Соколов, Л. К. Франева.- Л.: ЛФЭИ, 1991.- 210 с.
  3. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько.- М.: Знание, 1995.- 232 с.
  4. , В.П. Программированное обучение: дидактические основы / В. П. Беспалько.- М.: Высшая школа, 1970.- 300 с.
  5. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько.- М.: Высшая школа, 1971.- 256 с.
  6. , Д.В. Стандартизация процессов обеспечения качества программного обеспечения / Д. В. Богданов, В. А. Путилов, В. В. Фильчаков. Апатиты: ПетрГУ, 1998.- 152 с.
  7. , Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов / Ю. С. Брановский.- Ставрополь: СГПУ, 1995.205 с.
  8. , С.А. Заключительный отчет по НИР «Паутина» / С.А. Будни-ков, С. А. Валуйских, A.B. Сьянов.- Воронеж: ВИРЭ, 2002.- 110 с.
  9. , М.В. Инструментальные системы для разработки обучающих программ / М. В. Булгаков, Е. Е. Якивчук // Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- С.153−162.
  10. Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++: Пер. с англ. / Г. Буч.- М.: Бином- СПб.: Невский диалект, 1998.- 560 с.
  11. Буч, Г. UML. Руководство пользователя / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекоб-сон.- М.: ДМК, 2000.- 432 с.
  12. Буч, Г. UML. Специальный справочник / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекоб-сон.- СПб.: Питер, 2002.- 656 с.
  13. , В.Н. Информационные технологии в учебном процессе СПбГИТМО / В. Н. Васильев // Информационные технологии в непрерывном образовании: Материалы Междунар. конференции-выставки.-Петрозаводск: ПетрГУ, 1995.- 120 с.
  14. , В.В. Проблемы разработки АОС экспертного типа по общественным наукам / В. В. Вержбицкий, И. В. Колесникова.- М.: НИИ ВШ, 1990.-Вып. 1.- 48 с.
  15. , В.А. Информационная безопасность обзор основных положений / В. А. Галатенко // Информационный бюллетень JET INFO.1996.-№ 1- № 2- № 3.
  16. , В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций / В. А. Галатенко.- М., 2003.- 280 с.
  17. , П.Я. К теории программированного обучения / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1961.- 234 с.
  18. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1965.- 52 с.
  19. , А.Н. Нейроинформатика / А. Н. Горбань, B.JI. Дунин-Барковский, А. Н. Кардин и др. / Отв. Ред. Новиков E.A., РАН, Сиб. отд., институт выч. моделирования, — Новосибирск: Наука, 1998.- 146 с.
  20. , А.Н. Обучение нейронных сетей / А. Н. Горбань.- М.: СП Параграф, 1991.- 152 с.
  21. , В.В. Двутавр — комплекс по изучению закономерностей силовой работы тонкостенных конструкций / В. В. Горбатенко, C.B. Мры-кин, A.B. Соловов.- Самара: СГАУ, 1994.- 14 с.
  22. , A.B. Системное программное обеспечение / A.B. Гордеев, А. Ю. Молчанов.- СПб.: Питер, 2002.- 736 с.
  23. , Е.К. Искусственные нейронные сети. L Основные определения и модели / Е. К. Гордиенко, A.A. Лукьяница // Известия академически наук: Техническая кибернетика.- 1994.- № 5.- С. 79−93.
  24. ГОСТ 16 504–81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1981.
  25. ГОСТ 26.016−81. Единая система стандартов приборостроения. Интерфейсы. Признаки классификации и общие требования.- М.: Изд-во стандартов, 1981.
  26. ГОСТ 26.139−84. Интерфейс для автоматизированных систем управления рассредоточенными объектами.- М.: Изд-во стандартов, 1984.
  27. ГОСТ 34.003−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
  28. ГОСТ 34.201−89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.- М.: Изд-во стандартов, 1989.
  29. ГОСТ 34.601−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
  30. ГОСТ 34.602−89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.- М.: Изд-во стандартов, 1989.
  31. ГОСТ Р 15 971−90. Системы обработки информации. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
  32. ГОСТ Р 50 739−95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации.- М.: Изд-во стандартов, 1995.
  33. ГОСТ Р 50 922−96. Защита информации. Основные термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1996.
  34. ГОСТ Р 51 188−98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.- М.: Изд-во стандартов, 1998.
  35. ГОСТ Р 51 275−99. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
  36. ГОСТ Р 51 583−00. Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения.- М.: Изд-во стандартов, 2000.
  37. ГОСТ Р 51 624−00. Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования.- М.: Изд-во стандартов, 2000.
  38. ГОСТ РВ 51 540−99. Военная техника. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
  39. ГОСТ Р ИСО 7498−2-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Архитектура защиты информации." М.: Изд-во стандартов, 1999.- ч. 2.
  40. Гостехкомиссия России. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
  41. Гостехкомиссия России. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
  42. Гостехкомиссия России. Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недеклари-рованных возможностей.- М.: Гостехкомиссия России, 19
  43. Гостехкомиссия России. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации, — М.: Гостехкомиссия России, 1992.
  44. Гостехкомиссия России. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1992.
  45. Гостехкомиссия России. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации.
  46. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.- М.: Гостехкомиссия России, 1997.
  47. , В.А. Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах: методические указания / В. А. Грибкова, JI.B. Зайцева, Л. П. Новицкий.- Рига: РПИ, 1988.- 52 с.
  48. , П.Н. Теоретические основы компьютерной безопасности / П. Н. Девянин и др.- М.: Радио и связь, 2000.- 192 с.
  49. , Г. Б. Технология экспертного программирования / Г. Б. Евгень-ев, A.C. Кобелев, С. А. Борисов // Информационные технологии.- 2002.-№ 3.- С. 2−9.
  50. , В.И. Объектно-ориентированная технология разработки программных систем / В. И. Жаков, В. А. Путилов, В. В. Фильчаков, A.A. Ян-келевич. Апатиты: ПетрГУ, 1998.- 120 с.
  51. , В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Учебное пособие / В. И. Завгородний.- М.: Логос- ПБОЮЛ H.A. Егоров, 2001.- 264 с.
  52. , Д.П. Как построить защищенную информационную систему / Д. П. Зегжда, A.M. Ивашко.- СПб.: НПО «Мир и семья 95», 1997, — 286 с.
  53. , А.И. Интеллектуальные информационные системы / А. И. Змитрович.- Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997.- 368 с.
  54. Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе: Тез. докл. Межвузовской научно-метод. конференции. Сочи, 29 мая 2 июня 1995 г.- М.: НИИВО, 1995.- 112 с.
  55. Информационные технологии в образовании: Тезисы и материалы I-VII Международных конференций-выставок.- М., 1992−1998.
  56. Информация и безопасность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (7−8 октября 2002 г.).- Воронеж, 2002.
  57. , Э. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании: Пер. с англ. / Э. Йордон, К. Аргила.- М.: Издательство «Лори», 1999.- 264 с.
  58. , Р. Основные концепции нейронных сетей / Р. Каллан.- СПб.: Издательский дом «Вильяме», 2001.- 288 с.
  59. , М. Г. Жизненный цикл и эффективность машин / М.Г. Кар-пунин, Я. Г. Любинецкий, Б. И. Майданчик.- М.: Машиностроение, 1989.134 с.
  60. Каталог программных средств учебного назначения.- М.: НИИВО, 1991.- 66 с.
  61. , М. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий, версия 2.0. Что нового? / М. Кобзарь, М. Долинин // Информационный бюллетень JET INFO.- 1998.- № 5- № 6.
  62. , M. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий и перспективы их использования / М. Кобзарь, И. Калайда // Информационный бюллетень JET INFO.- 1998.- № 1.
  63. , В.Е. Базы знаний учебного назначения / В. Е. Коваленко, Н. Е. Кольцова, A.B. Соловов и др. // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1992.- Вып. 2.- 60 с.
  64. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Грищенко, A.M. Довгялло, А .Я. Савельева.- Киев: Наукова думка, 1992.- 132 с.
  65. Компьютерные технологии в высшем образовании. / Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 272 с.
  66. Компьютерные технологии в высшем образовании: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 14−18 марта 1994 г.- СПб: СПбГИТМО, 1994.- 142с.
  67. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации.- М.: РосНИИИС, 1994.- 120 с.
  68. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе.- М.: РосНИИИС, 1993.- 72 с.
  69. , В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении / В. М. Коровин.- Воронеж: ВИРЭ, 1999.- 243 с.
  70. , В.М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении / В. М. Коровин.-Воронеж: ВИРЭ, 2001.- 271 с.
  71. , В.М. Учебная и методическая работа в высшем военно-учебном заведении / В. М. Коровин.- Воронеж: ВИРЭ, 2000.- 275 с.
  72. , А. Компьютерные обучающие программы. Состояние и перспективы развития // Перспективные информационные технологии в высшей школе: Материалы научно-технической конференции.- Самара, 1993.-С. 18−20.
  73. , В.И. Радиосвязь в условиях радиоэлектронной борьбы / В. И. Кузнецов.- Воронеж: ВНИИС, 2002.- 403 с.
  74. , A.B. Новые тенденции развития АОС / A.B. Куров, И. В. Рудаков // Вестник МГТУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1993.- № 3.-С. 8−11.
  75. , А. Самоучитель UML. Эффективный инструмент моделирования информационных систем / А. Леоненков.- СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2001.- 304 с.
  76. , Ю.И. Экспертно-обучающие системы / Ю. И. Лобанов, П. Л. Брусиловский, В. В. Съедин // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1991.- Вып. 2.- 56 с.
  77. , М.И. Коммерциализация российского высшего образования: первые результаты и ближайшие перспективы / М. И. Лугачев, П. Хейр // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика.- 1999.- № 1.- С. 24−39.
  78. , A.B. Обнаружение атак,— СПб.: BHV-Петербург, 2003.- 624 с.
  79. Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы / Ю. А. Любарский.- М.: Наука, 1980.- 232 с.
  80. , Л.А. Анализ требований и проектирование систем: Разработка информационных систем с использованием UML / Л. А. Мацяшек.-М.: «Вильяме», 2002.- 432 с.
  81. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц.- М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  82. , В.В. Безопасность информации в автоматизированных системах / В. В. Мельников.- М.: «Финансы и статистика», 2003.- 368 с.
  83. , Ю.К. Защита объектов и информации от технических средств разведки: учебное пособие / Ю. К. Меньшаков.- М.: РГГУ, 2002.399 с.
  84. , М. Общая теория систем: математические основы / М. Ме-сарович, И. Такахара.- М.: Издательство «Мир», 1978.-310 с.
  85. , М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара.- М.: Издательство «Мир», 1973.- 344 с.
  86. Методология разработки компьютерных обучающих программ для международного дистанционного обучения / Отчет по НИР.- М.: РосНИИ-РОС, 1995.- 135 с.
  87. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник» / Брусенцов и др.-М.: Наука, 1990.- 224 с.
  88. , Н.Г. Интрасети, обнаружение вторжений / Н.Г. Мило-славская, А. И. Толстой.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 587 с.
  89. Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 200 -компьютерная безопасность.- М., 2000.- № гос. per. 283 инф/сп, 05.04.00.
  90. Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 300 организация и технология защиты информации.- М., 2000.- № гос. per. 330 инф/сп, 14.04.00.
  91. Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 400 -комплексная защита объектов информатизации.- М., 2000.- № гос. per. 331 инф/сп, 14.04.00.
  92. Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 500 -комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.- М., 2000.- № гос. per. 284 инф/сп, 05.04.00.
  93. Минобразования России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 75 600 — информационная безопасность телекоммуникационных систем.- М., 2000,-№ гос. per. 285 инф/сп, 05.04.00.
  94. , И. Американская классификация и принципы оценивания безопасности компьютерных систем / И. Моисеенков // КомпьютерПресс.- 1992.-№ 2.
  95. , А.И. Стратегия автоматизации управления познавательной деятельностью на основе информационной модели образовательного процесса / А. И. Морозевич, В. Н. Комличенко, В. В. Гедранович // Информационные технологии.- 2000.- № 5.- с. 47−52.
  96. Новые информационные технологии в образовании и управлении: Тезисы докладов конференции. Петрозаводск, 28.09 1.10 1993 г.- Петрозаводск: ПГУ, 1993.- 132 с.
  97. Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы конференции 25−27 марта 1997 г.- Новосибирск: НГУ, 1997.188 с.
  98. Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 14−17 марта 1995 г.- Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1995.272 с.
  99. , Ю.И. Исследование и разработка принципов построения адаптивных обучающих систем. // Автореферат.- М., 1993.- 20 с.
  100. Опыт и проблемы применения технических средств обучения и ЭВМ в преподавании общественных наук: Материалы конференции.- М.: ВПА, 1990.- 76 с.
  101. ОСТ 45.127−99. Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1999.
  102. ОСТ 9.2−98 Учебная техника для образовательных учреждений. Системы автоматизированного лабораторного практикума. Основные положения.- М.: Изд-во стандартов, 1998.
  103. ОСТ В1 464−97 Защита информации об авиационной технике и вооружении от иностранных технических разведок. Термины и определения.- М.: Изд-во стандартов, 1997.
  104. ОСТ ВШ 01.001−94 Информационные технологии в высшей школе. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения, — М.: Изд-во стандартов, 1994.
  105. , С. Обработка знаний: Пер. с япон. / С. Осуга.- М.: Мир, 1989.293 с.
  106. , С. Приобретение знаний: Пер. с япон. / С. Осуга и др. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки.- М.: Мир, 1990.- 304 с.
  107. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15 504).-М.: Книга и бизнес, 2001.- 204 с.
  108. , E.H. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН 7 E.H. Пасхин, А. И. Митин.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 144 с.
  109. Ш. Петраков, A.B. Охрана и защита современного предприятия / A.B. Петраков, П. С. Дорошенко, Н. В. Савлуков.- М.: Энергоатомиздат, 1999.568 с.
  110. , В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения / В. В. Петрусинский.- М. Знание, 1987.- 145 с.
  111. ПЗ.Петрушин, В.А. Экспертно—обучающие системы / В. А. Петрушин, — Киев: Наукова думка, 1991.- 196 с.
  112. Пол, И. Объектно-ориентированное программирование с использованием С++: Пер. с англ. / Ирэ Пол.- К.: НИПФ «ДиаСофтЛтд.», 1995. 480 с.
  113. , В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам / В. И. Попенков, — М.: ВПА, 1989.- 120 с.
  114. , В.Б. Основы компьютерных технологий / В. Б. Попов.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 704 с.
  115. , Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ / Э. В. Попов.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.288 с.
  116. Применение новых информационных технологий в образовании: Материалы I-IX Международных конференций.- Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1990−1998.
  117. , В.Г. Информационное обеспечение радиоэлектронных систем в условиях конфликта / В. Г. Радзиевский, A.A. Сирота, — М.: ИПРЖР, 2001.- 456 с.
  118. , И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт.-М.: Школа-Пресс, 1994.- 152 с.
  119. , Ю.В. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Ю. В. Романец, П. А. Тимофеев, В. Ф. Шаньгин.- М.: Радио и связь, 2003.376 с.
  120. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 5 от 10 января 1996 г.: О внешней разведке.- М., 1996.
  121. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 11-ФЗ от 10 января 2003 года: О высшем и послевузовском профессиональном образовании.- М., 2003.
  122. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 15 от 16 февраля 1995 г.: О связи.- М., 1995.
  123. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 24 от 20 февраля1995 г.: Об информации, информатизации и защите информации.- М., 1995.
  124. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 85 от 4 июля1996 г.: Об участии в международном информационном обмене, — М., 1996.
  125. Российская Федерация. Правительство. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утв. на заседании Правительства Российской Федарации, январь 2002 года.- М., 2002.
  126. Российская Федерация. Правительство. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 г.- М., 1995.
  127. Российская Федерация. Президент. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации Пр-1895 от 09 сентября 2000 г.- М., 2000.
  128. Российская Федерация. Президент. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 г.- М., 1997.
  129. Руководящий документ по стандартизации РД 50−34.698−90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.- М.: Изд-во стандартов, 1990.
  130. Руководящий нормативный документ РД 40.5−86. Составление исходных педагогических и технических требований к заявке на разработку и постановку на производство учебного оборудования.- М.: Изд-во стандартов, 1986.
  131. , Т. Аналитическое планирование. Организация систем: пер. с англ. / Т. Саати, К. Керне, — М: Радио и связь, 1991.- 224 с.
  132. , А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ / А. Я. Савельев.- М.: Знание, 1977. Вып. 1.- 36 с.
  133. , А.Я. Основы вычислительной техники. Методическая разработка для занятий в классе программированного обучения / А. Я. Савельев.- М.: 1967.- 25 с.
  134. , A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие / A.B. Соловов.- Самара: СГАУ, 1995.- 138 с.
  135. , Н.М. Куда идут автоматизированные обучающие системы? /
  136. H.М. Соломатин // Вестник МГУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1993.-№ 3.-С. 3−11.
  137. , Н.М. Особенности дистанционного обучения в системе высшего образования / Н. М. Соломатин, А. И. Сонин, Н. К. Соколов и др. // Вестник МГТУ им. Баумана, серия «Приборостроение».- 1998.- № 2.-С. 101−108.
  138. Специальная техника и информационная безопасность: Учебник / Под ред. В. И. Кирина.- М.: Академия управления МВД России, 2000.- Том1.- 780 с.
  139. , JI.А. Международные стандарты на архитектуру систем, реализующих технологии обучения (LTSA) / Л. А. Сысоева // Открытое образование.- 2002.- № 3.- С. 13−19.
  140. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1969.- 133 с.
  141. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1975.- 152 с.
  142. , В.П. Разработка технологических систем в образовании /
  143. В.П. Тихомиров, Л. Г. Титарев, К. К. Шевченко // Образование в инфорiмационную эпоху: Материалы конференции 13 июня 2001 г.- М.: МЭСИ, 2001.-С. 269−307.
  144. , A.A. Основы инженерно-технической защиты информации / A.A. Торокин.- М.: Издательство «Ось-89», 1998.- 336 с.
  145. , X. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / X. Уе-но, Т. Кояма, Т. Окамото и др. / Под ред. X. Уэно, М. Исидзука.- М.: Мир, 1989.- 220 с.
  146. , Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика / Ф. Уоссерман.- М.: Мир, 1992.- 204 с.
  147. , А.А. Защита информации от утечки по техническим каналам. Часть 1. Технические каналы утечки информации: Учебное пособие / А. А. Хорев.- М.: Гостехкомиссия России, 1998.- 320 с.
  148. , А.А. Методы и средства поиска электронных устройств перехвата информации / А. А. Хорев.- М.: МО РФ, 1998.- 224 с.
  149. , Ю.М. Информатизация образования в США / Ю.М. Цевен-ков, Е. Ю. Семенова // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1990.- Вып. 8.- 80 с.
  150. , Ю.М. Эффективность компьютерного обучения / Ю. М. Цевенков, Е. Ю. Семенова // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф.- М.: НИИВО, 1991.- Вып. 6.- 84 с.
  151. , Р. Обработка концептуальной информации: Пер. с англ. / Р. Шенк .- М.: Энергия, 1980.- 360 с.
  152. , Е.И. Основные модели нейронных сетей / Е. И. Шубников // Оптический журнал: ВНЦ «ГОИ им. С.И. Вавилова».- 1997.- № 11, — С. 319.
  153. , H. S. (1986). A taxonomy of problem-based learning methods. Medical Education, 20 (6), 481−486.
  154. Canadian Trusted Computer Product Evaluation Criteria (CTCPEC), Version 3.0, Canadian System Security Centre, Communications Security Establishment, Government of Canada, 1993.
  155. Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (CCEB). Version 1.0.96.01.31.
  156. Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (CCEB).t1. Version 2.0. 98.05.22.
  157. Federal Criteria for Information Technology Security (FC), Draft Version 1.0, (Volumes I and II), jointly published by the National Institute of Standards and Technology and the National Security Agency, US Government, 1993.
  158. IEEE P1484.1/D8, 2001−04−06. Draft Standard for Learning Technology -Learning Technology Systems Architecture (LTSA).
  159. IMS Learning Resource Meta-data Specification Version 1.2.1 Final Release 1.10.2001
  160. Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France Germany — the Netherlands — the United Kingdom.-Department of Trade and Industry, London, 1991.
  161. National Computer Security Center. Trusted Network Interpretation. -NCSC-TG-005,1987.
  162. Security Architecture for Open Systems Interconnection for CCITT Applications. Recommendation X.800. CCITT, Geneva, 1991.
  163. Trusted Computer System Evaluation Criteria (TCSEC), USDoD5200.28-STD, 1983.
Заполнить форму текущей работой