Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Выявление закономерностей взаимодействия северных трубопроводов с геологической средой по материалам аэрокосмических съемок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Протяженность по трассе неблагоприятных (для северо-таежной подзоны) типов местности (в которых происходят необратимые изменения природных условий под влиянием магистрального трубопровода) составляет около 15% длиныразрушение обвалования происходит повсеместно и действует, практически независимо от качества строительства и ландшафтных особенностей территории. Ведущим фактором в определении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние вопроса по диагностике трубопроводных геотехнических систем. Постановка задачи на собственные исследования
    • 1. 1. Предварительные замечания по методике исследований
    • 1. 2. Состояние вопроса по теме исследований
    • 1. 3. Задачи собственных исследований
  • Глава II. Аэрокосмическая съемка и ее возможности в получении данных для оценки состояния магистральных трубопроводов
    • 2. 1. Общие положения. Требования к методам мониторинга трасс трубопроводов на различных этапах работ
    • 2. 2. Особенности использования спектрозональной и многозональной фотосъемок для оценки состояния тру^рщ^зрдрв
      • 2. 2. 1. Применение спектрозональной и м^огйзбнм'Шой аэросъемок для оценки состояния трубопроводов Ямбург-Ныда, Уренгой-Сургут, Надым-Пунга, Ямбург-Новый Уренгой и др
    • 2. 3. Сканерные и тепловые съемки в оценке состояния трубопроводов. Области использования
      • 2. 3. 1. Применение сканерных и тепловых съемок для оценки состояния трасс трубопроводов Ямбург-Ныда, Надым-Пунга и др
    • 2. 4. Радиолокационные и радиотепловые (СВЧ-диапазона) съемки в оценке состояния трасс трубопроводов
      • 2. 4. 1. Применение радиолокационных и СВЧ-съемок для оценки состояния трубопроводов Новый Уренгой-Сургут, Ямбург- Ныда и др
  • Выводы по главе
  • Глава III. Разработка методов тематической обработки материалов аэрокосмической съемки (АКС) с целью диагностики трубопроводов
    • 3. 1. Задачи и методы тематической обработки
    • 3. 2. Исследование методов оптической и оптико-электронной обработки
      • 3. 2. 1. Применение оптической и оптико-электронной обработки
  • АКС для оценки районов прокладки и трасс трубопроводов
  • -33.3. Разработка основных положений методики цифровой обработки материалов аэрокосмической съемки
    • 3. 3. 1. Использование методов цифровой обработки АКС для оценки районов прокладки и трасс трубопроводов
    • 3. 4. Разработка методики изучения взаимодействия трубопровода с окружающей средой по материалам аэросъемок трасс трубопроводов. 98 3.4.1.Оценка состояния магистрального газопровода (МГ)
  • Надым-Пунга на участке 0−130 км
  • Выводы по главе
    • Глава 1. У. Выявление зависимостей взаимодействия трубопроводов с геологической средой путем математического моделирования по результатам дешифрирования и другим данным
    • 4. 1. Особенности получаемых выборок. Возможности использования различных методов обработки
    • 4. 2. Использование методов решения слабоформализованных задач для выявления закономерностей
    • 4. 2. 1. Выявление закономерностей заболачивания местности вдоль трассы трубопроводов в северо-таежной подзоне
    • 4. 3. Использование методов статистики для оценки взаимодействия трубопроводов с окружающей средой
    • 4. 3. 1. Результаты использования регрессивного анализа для оценки взаимодействия
    • 4. 4. Использование методов кластерного анализа и метода иерархических кластер-процедур для выявления взаимодействия
    • 4. 4. 1. Результаты использования методов иерархических кластерных процедур
    • 4. 5. Создание карт оценки местности по природно-техническим условиям эксплуатации
    • 4. 6. Опытно-промышленное применение разработанных методов при изучении состояния магистрального газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск на участке ГКС-КС Приобская (0−700 км)
    • 4. 7. Опытно-промышленное применение разработанных методов при оценке состояния магистрального газопровода Ямбург-Ныда и коллекторов Уренгойского ГКМ
  • -44.7.1. Краткий анализ природных условий района исследования
    • 4. 7. 2. Аэросъемка и натурные исследования по трассе Ямбург-Ныда
    • 4. 7. 3. Диагностика межпромыслового коллектора Уренгойского ГКМ
  • Выводы по главе

Выявление закономерностей взаимодействия северных трубопроводов с геологической средой по материалам аэрокосмических съемок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Созданный в 70−80-е годы на протяжении трех пятилеток трубопроводный транспорт нефти и газа сегодня превратился в крупную отрасль экономики России, от бесперебойной работы которой зависит энергоснабжение всего народного хозяйства и поставки за рубеж.

Стоимость построенных трубопроводов составляет около ста миллиардов рублей в ценах 70-х г. г., поэтому обеспечение надежной эксплуатации этой трубопроводной системы представляет актуальную и значительную народно-хозяйственную задачу, требующую для своего научно-технического решения усилий многих исследователей.

Планирование ремонтных работ, затраты на которые стремительно возрастают, должно вестись на основе диагностических данных технического состояния трубопроводов.

Целью наших исследований является разработка методических основ и практическая реализация элементов системы технической диагностики линейной части магистральных газопроводов и мониторинга окружающей среды в сложных физико-географических условиях (ФГУ).

Значительное взаимодействие магистральных трубопроводов и «слабых» грунтов северных районов Сибири определяет новое научное направление, в котором объектом исследования выступает геотехническая система, состоящая из технической и природной подсистем.

Тесная связь, существующая между природой и такими инженерными сооружениями как магистральные трубопроводы (МТ), позволяет рассматривать их как особый класс природно-технических систем, в котором природная и техническая подсистемы объединяются единством социально-экономических функций. Исследования особенностей их функционирования и прогнозирование их возможного поведения должны вестись с точки зрения обеспечения заданного нормативного состояния обеих подсистем.

Предметом исследования являются закономерности взаимодействия названных подсистем.

В настоящее время взаимодействие указанных подсистем при сооружении магистральных газопроводов учитывается недостаточно. Проектирование этих сооружений включает два существенных этапа: выбор трассы, основанный на изучении ключевых участков местности в их естественном состоянии, и проектирование с прочностным расчетом. Между тем, опыт свидетельствует, что после строительства происходят сильные эволюционные изменения местности. Например, местность заболачивается на многие сотни метров вдоль газопровода, что приводит к быстрому разрушению крепежных сооружений, газопроводы всплывают, перемещаются по дневной поверхности, возникают дополнительные механические напряжения на закрепленных участках и повышается вероятность критических ситуаций. Ясно, что знание закономерностей заболачивания в зависимости от типов местности, литологии и др., выраженное в математической форме, позволило бы уже на этапе проектирования существенно изменить методику выбора трасс, методику и машинные программы прочностного расчета. Сказанное об этапе проектирования в равной мере относится и к ответственному этапу составления оптимального графика планово-предупредительного ремонта при эксплуатации магистральных газопроводов.

Важным приложением исследований взаимодействия является развитие научно обоснованной методики решения задач охраны природной среды. В этой связи следует подчеркнуть, что повышение надежности работы трубопроводов будет служить и делу охраны природы в регионе.

Изложенное выше свидетельствует о том, что постановка исследований в данном направлении не является чисто формальной, умозрительной. Она опирается на эмпирические материалы, полученные в ходе обширных и дорогостоящих физических экспериментов, и на современные методы машинной обработки.

Анализ существующих работ по учету природных факторов при проектировании, сооружении и эксплуатации магистральных трубопроводов показывает, что задача эта еще не решена. Качественная, с некоторыми количественными характеристиками, оценка природных компонентов и их взаимосвязи, изучение природных процессов без учета технического состояния сооружения, исследование линейной части трубопровода на ограниченных по площади и природным условиям полигонах оказываются недостаточно эффективными.

Информацию об изменении природных условий во времени при взаимодействии трубопровода с окружающей средой необходимо получать путем дешифрирования материалов повторных аэрофотосъемок по трассам, поскольку только аэрофотосъемка может дать достаточное количество информации.

Использование материалов периодических аэрофотосъемок трасс трубопроводов, являясь одним из важнейших элементов мониторинга самого сооружения и окружающей среды, может дать информацию для оценки технического состояния трубопровода и динамики его изменения только при условии успешного решения методических проблем проведения аэрофотосъемок, дешифрирования и математического анализа результатов дешифрирования.

Рассмотренные соображения определили структуру диссертационной работы, в которой, наряду с традиционными обзором и постановкой задачи исследований, выделились следующие разделы: анализ существующих методов аэрокосмических съемок, рассмотрение особенностей применения для решения практических задач оценки состояния трубопроводов, обобщение опыта проведения съемок и использования материалованализ методов тематической обработки материалов аэрокосмических съемок на основе практического опыта работ, разработка методики оценки состояния северных газопроводов, примеры проведенных работ по трассам Надым-Пунга, Уренгой-Сургут-Челябинск, Ямбург-Ныда, коллектор Уренгойского ГКМразработка методики математического моделирования взаимодействия по данным аэрокосмических съемок и наземных работ, оценка применимости различных методов обработки, выявление закономерностей взаимодействия для рассматриваемых трасс северных газопроводов.

— 176-Выводы по главе.

1. Конечной целью задачи обработки материалов съемок должна быть выработка рекомендаций по использованию в практических и научных целях полученных данных путем тематической интерпретации, анализ местности по воздействию на нее при строительстве и эксплуатации трубопровода, прогнозирование динамики изменения местности под влиянием техногенных воздействий путем построения прогнозных формализованных моделей.

2. Проведенные исследования состояния газопровода Надым-Пунга, проложенного в типичных для северо-таежной подзоны природных условиях, позволили сделать не только частные, но и общие выводы о состоянии взаимосвязанных элементов трубопроводной ГТС, а также решить ряд важных практических вопросов, а именно: оценить влияние различных компонентов природной среды на состояние МГ, изучить взаимосвязи этих компонентовисследовать динамику процессов обводнения-заболачивания и связанных с ними мерзлотных условий на трассах МГпутем оценки вариаций различных сочетаний ПТЯ и ПАК на трассе выделить природно-техногенные единицы более высокого ранга (типов ландшафтов) и произвести их классификацию. Определить возможность дешифрирования этих единиц на космических снимках, имея конечной целью составление карт прогноза состояния газопроводов.

3. Установлено наличие инвариантных закономерностей взаимодействия трубопровода с окружающей средой, использование которых служит надежным основанием для составления карт оценки территории по условиям эксплуатации, выработки рекомендаций по ремонту и решению других практических задач: подтвердилась правильность ландшафтного подхода при оценке взаимодействия трубопровода с местностьюанализ регрессионных уравнений позволил оценить влияние различных компонентов на техническое состояние магистрального газопровода, изучить взаимосвязи этих компонентов;

— протяженность по трассе неблагоприятных (для северо-таежной подзоны) типов местности (в которых происходят необратимые изменения природных условий под влиянием магистрального трубопровода) составляет около 15% длиныразрушение обвалования происходит повсеместно и действует, практически независимо от качества строительства и ландшафтных особенностей территории. Ведущим фактором в определении степени разрушения обвалования является срок эксплуатации. Необходимо разработать и применить технические решения и методы строительства, обеспечивающие устойчивость насыпи и обвалованияследствием связи заболачивания (обводнения) с мерзлотными условиями наблюдается их параллельное изменение в результате взаимодействия с трубопроводом. Восстановление заболоченности до прежнего уровня влечет за собой изменение геокриологических условий также до некоторого уровня, при котором наблюдается их соответствие комплексу природных факторов в определенных типах местности. Изменение геокриологических условий идет медленнее, чем заболачивание-осушениев ряде случаев состояние сооружения нельзя признать удовлетворительным. Это является следствием деформации трубопровода, вызванной тремя группами факторов, связанными с:

1) ошибками проектирования, несоблюдением строительных норм и правил;

2) несоблюдением технологических правил эксплуатации;

3) разрушающим действием природной среды.

Факторы разных групп действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Очевидно, исключить воздействия природной среды на трубопровод при всем желании невозможно — оно будет наблюдаться и при идеальной прокладке и эксплуатации. В этом смысле факторы 1 -й и 2-й группы как бы создают фон, на котором проявляется влияние факторов 3-й группычем несовершеннее проектирование, строительство и эксплуатация, тем шире спектр воздействий природных факторов, глубже их проявлениепо данным дешифрирования установлено, что зоны перехода, особенно между «контрастными» классами типов местности (I-IY, II-III, 1−1П) отличаются наихудшим техническим состоянием трубопровода. При проектировании это обстоятельство также необходимо учитывать для обеспечения устойчивости трубопроводаучитывая физиономичность типов местности, возможно построение по материалам аэрокосмических съемок карт прогноза роста заболоченностис учетом прироста средней величины заболоченности в III и IY классах, соответственно, в 25 и 40%, прирост величин пригрузов для обеспечения устойчивости трубопровода в целом по трассе (с учетом длин участков III и IY классов) может составить порядка 5%, обеспечение устойчивости может быть достигнуто за счет перераспределения количества пригрузов по длинедля «благополучного» I класса достаточно пригруза грунтом (с трамбованием насыпи, использования перемычек из нетканых материалов и т. д., иначе из-за местных обводнений траншеи, особенно в первые 2−3 года эксплуатации может произойти всплытие) — протяженность участков I класса по трассе составляет около 60%- рост заболачивания по трассе, практически, не зависит от применяемого конструктивного решения при подземной прокладкепри проведении наших исследований по изучению заболачивания по трассам магистральных газопроводов было установлено, что «ранжирование» типов местности по классам, существенно различающихся по величине роста заболачивания после строительства, позволило получить, на наш взгляд, очень интересную зависимость роста заболоченности по трассе от залесенности, что дает возможность построения карт прогноза заболоченности (для северо-таежной подзоны) по трассе магистрального газопровода на основе автоматизированного выявления лесной растительности по материалам космических съемокпроведенные исследования позволяют перейти к заключительной стадии работ — оценочному картографированию территории по условиям строительства магистральных трубопроводов.

4. Полученные результаты — это первый этап работы. В последующие годы и по настоящее время происходило и происходит дальнейшее исследование имеющихся и поступающих исходных данных, расширение географии исследований, включение в анализ данных по более северным и южным участкам трасс. Исследования выявляют влияние на состояние трассы множества параметров, характеризующих местность, конструктивные решения й технологию строительстваопреде.

— 180 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Энергообеспечение России и поступление денег от экспорта энергоносителей в значительной степени зависит от добычи газоконденсата и нефти в северных районах Западной Сибири. Крупнейшие месторождения газа, такие как Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное находятся за Полярным кругом в зоне распространения вечномерзлых грунтов.

В предыдущие годы создан значительный потенциал добычи и транспортировки газа. Протяженность магистральных трубопроводов для транспортировки газа из указанных месторождений составляет около 35 тысяч погонных километров. Большинство трубопроводов перешагнуло рубеж эксплуатации в 15 лет. Около трети работает более 20-ти лет.

Опыт эксплуатации северных газопроводов показал очень высокую зависимость надежности эксплуатации от динамики изменений в системе трубопровод — окружающая среда. Учитывая высокую взаимозависимость технической и природной подсистем, следует говорить о существовании класса северных геотехнических систем.

Анализ механизма взаимодействия трубопроводов с окружающей средой и дифференциация природно-технических условий по длине трубопровода позволяет выработать рекомендации по обеспечению надежной эксплуатации линейной части. Здесь необходимо сделать несколько замечаний. При строительстве трубопроводов в южных и средних широтах надежность эксплуатации обеспечивается работоспособностью стенки трубопровода. Отсюда традиционное внимание к процессам сварки, изоляции, коррозии трубопровода. Фактически все методы диагностики направлены на оценку динамики изменения качества изоляции (определение потенциала труба-грунт и др.) и потери металла при коррозии (внутритрубная дефектоскопия), а также стресс-коррозия. В северных районах, где проходит около трети всех российских трубопроводов, фактически отсутствует коррозия металла. Чрезвычайно слабые грунты севера Западной Сибири с их большой водонасыщенностью не способны удержать трубопроводы на проектных отметках. Трубопроводы всплывают, перемещаются на дневной поверхности, получают недопустимо высокий уровень напряженно-деформированного состояния (НДС). К этому добавляются воздействия при процессах морозного пучения, термоэрозии, растепления мерзлоты и др.

Таким образом, сложилась ситуация, когда северные трубопроводы повсеместно находятся в непроектном положении. Причем динамика изменения внешних условий и воздействия на трубопровод очень высоки.

С другой стороны, все нарушения и процессы носят приповерхностный характер, поэтому чрезвычайно эффективно применение метода аэрокосмических съемок.

Нами проводились съемки трасс северных трубопроводов с 1975 г. За этот период было отснято и проанализоровано около 15 тысяч погонных километров трубопроводов. Использовались все имеющиеся в стране виды аппаратуры для съемок и обработки. Спектрозональная, инфракрасная, многозональная фотосъемки, тепловая, радиолокационная и сверхвысокочастотная (СВЧ) локационная съемки в различных диапазонах, сканерная съемка, космические съемки всех масштабов и видов, система анализа изображения, разработанные самостоятельно, и используемые комплексы программ цифрового анализа изображения. Анализ материалов съемок с использованием методов некорректно поставленных задач и ландшафтове-дения позволил выявить инвариантные закономерности дифференциации динамики взаимодействия трубопровода с окружающей средой и составлять прогнозные карты устойчивости трубопровода в различных ландшафтных условиях северных территорий. Учет таких условий позволяет выделить потенциально-опасные участки с высоким уровнем и динамикой изменения НДС трубопровода [99].

Полевые натурные исследования, проводимые нами на трассах северных газопроводов, направлены на оценку уровня НДС трубопровода и создания прогноза его изменения с учетом развития неблагоприятных природно-технических процессов.

Для оценки уровня НДС трубопровода нами использовались в значительной степени измененные с учетом задач метода тензометрии, магнитометрии, рентгеновский метод определения напряжения*. Данные физических измерений и определения пространственного положения трубопровода фотограмметрическими и геофизическими методами служат исходными для проведения расчетов на прочность методом конечных элементов с целью построения расчетно-экспериментальной модели, соответствующей.

Результаты этих исследований не включены в диссертацию. условиям конкретного участка (с учетом прогноза воздействий от морозного пучения и др. процессов). Моделируя на компьютере различные варианты ремонта по схеме «что будет, если.», мы вырабатываем рекомендации по ремонту трубопроводов для обеспечения надежной эксплуатации.

Вторым направлением выработки рекомендаций является повторная балластировка трубопровода, на которую ежегодно тратятся значительные средства (1 погонный метр повторной балластировки стоит от 30 до 80 $ США). Здесь рекомендации основаны на модели взаимодействия трубопровода и прогнозируемой динамики обвалований в различных ландшафтных условиях.

По оценкам ПО Уренгойгазпром экономический эффект от внедрения рекомендаций только на линейной части коллектора Уренгойского газокон-денсатного месторождения (1000 км) составляет 70,783 млн.рублей. Методы диагностики, базирующиеся на чрезвычайно широком круге современных научно-технических дисциплин, таких как: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, ландшафтоведение, мерзлотоведение, геоботаника, инженерная геология, физические методы измерения напряжений металла труб, расчеты прочности, надежности, остаточного ресурса, географические информационные системы (ГИС), математические методы решения некорректно поставленных обратных задач, математическая статистика, проектное и сметное дело, — сформировались в новую научную дисциплину — диагностика северных трубопроводных геосистем. Успех в диагностике линейной части трубопроводов в значительной степени зависит от знаний и правильной реализации всех указанных дисциплин. Тем более, что результаты могут меняться от успешного применения комплекса методов на каждом этапе исследований.

По результатам исследований опубликовано около 100 статей, обзоров, монографий, сделано около 20 докладов на различных совещаниях, конференциях и Международных симпозиумах. Получены отраслевые премии РАО «Газпром».

Методические основы рассмотрены в методических рекомендациях [100,101,102].

— 183 -Научная новизна.

1. Разработан рациональный комплекс аэрокосмических и наземных методов для решения задач оценки и прогноза состояния трубопроводных геотехнических систем Севера на различных стадиях эксплуатации.

2. Предложена система оценки и прогноза состояния северных трубопроводов на основе комплекса показателей технического состояния (рост заболоченности и обводнения, разрушение обвалования, обнажение трубопроводов), выявляемых по материалам аэрокосмических съемок.

3. Установлены закономерности взаимодействия трубопроводов с геологической средой по материалам аэрокосмических съемок.

Защищаемые положения.

1. Разработана комплексная технология диагностики состояния северных трубопроводных геотехнических систем, включающая:

— рациональный комплекс аэрокосмических и наземных методов для получения информации о состоянии трубопроводов и окружающей среды;

— методики автоматизированной обработки результатов различных съемок для оценки устойчивости трубопроводных геотехнических систем.

2. Теоретически обоснован и реализован геоэкологический подход к изучению взаимодействия системы «трубопровод — окружающая среда», позволивший:

— выявить инвариантные закономерности влияния компонентов природной среды (типы местности, заболачивание, рельеф, мощность и свойства многолетнемерзлых пород, литологический состав 1 и 2 слоя отложений, уровень грунтовых вод, рельеф и уклоны и др.), конструктивных решений (способ прокладки, заглубление трубопровода, температура перекачиваемого продукта) на динамику состояния трубопроводов;

— построить модели взаимосвязи этих компонентов для оценки и прогноза состояния магистральных трубопроводов и геологической среды в виде систем уравнений, сетевых графиков, аналитических зависимостей и др.;

— разработать методики оценочного тематического картографирования по материалам аэрокосмических съемок с использованием методик автоматизированной обработки информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Долгосрочная ориентация на природный газ. М.: Газовая промышленность, 1994, № 4, с.2−5.
  2. П.П., Хренов Н. Н., Егурцов С. А. Диагностика трубопроводных геотехнических систем в сложных физико-географических условиях. -М.: ВНИИЭгазпром: Обз.информ.Сер.Транспорт и подземное хранение газа, 1990,124 с.
  3. Wats J. Gas utilities focusing on 3RS // Pipeline and Gas J. 1985, XII. -p.14−16.
  4. Dolan J.T. Take-or-pay and natural gas regulatory problems // Pipe Line Ind.1988, — v.68, № 5. p.27−29.
  5. Jackson L. Operational aspects of the British Gas on line inspection service // Pipes and Pipelines Int. 1984. — v.29, № 2. — p.7−13, 20.
  6. Operating in the pipeline // Oilman. 1988. — № May. — p.41.
  7. Mercer W. Gas pipeline technological research gives lower costs and greater security // Petroleum Review. 1987. — v.41, № 483. — p.17−22.
  8. Enhanced Pipeline Condition Monitoring by British Gas // Pipeline. 1989.-v.61, № 2. — p.8.
  9. Enhanced pipeline condition monitoring // Pipes and Pipelines Int. 1989. -v.34, № 2. — p. 16.
  10. Mayer G.R., Van Dyke H.J., Myrick C.E. Risk analysis determines priorities among pipeline-replacement // Oil and Gas J.- 1987, X. v.85, № 38.p. 100−106.
  11. Alaska Construction and Oil. 1988, XI. — v.29, № 11. — p.42.
  12. Nyman K., Lara P. Structural monitoring helps assess deformations in arctic pipelines // Oil and Gas J. 1986. — v.84, № 45. — p.81−86.
  13. Simmons G., Ferrell J. TAPS repair shows value of deformation monitoring // Oil and Gas J. 1986, IY. — v.84, № 14. — p.79−83.
  14. Greenwood J.H. Monitoring pipe line stress due to ground displacement //-185
  15. Pipe Line Ind. 1986, IY. — v.64, № 4. — p.35−36.
  16. Miller В., Bukovansky M. Strain monitoring averts line failure in rockies // Oil and Gas J. 1987, YIII. — v.85, № 32. — p.53−57.
  17. Greenwood J.H., Bukovansky M., Major G. Lint-monitoring instruments prove effective for western U.S. areas sibject to landslides // Oil and Gas J.-1986, П. v.84, № 7. — p.68−73.
  18. Stamm M.E. Moderne Verfahren der Fernvermessungstechnik fur Pipelines // 3R Int. 1989. — v.28, № 3. — p.162−164.
  19. Satellite helps spot structural deformation // Oilweek. 1988. — v.39, № 17. -p.6−7.
  20. New Sounder System can see 650 feet into the ground // Pipe Line Ind. -1984, YII. v.61, № 1. — p.53.
  21. McLellan J.F., Porter T.R., Price P.St.J. Pipeline deformation monitoring using GPS survey techniques // J.Surv.Eng. 1989. — v.115, № 1, — p.56−66.
  22. Wong F., Mohitpour M., Price P.St.J., Porter T.R., Teskey W.F. Pipeline integrity analysis and monitoring system shows deformation behavior // Oil and Gas J. -1988. v.86, № 30. — p.86−91.
  23. Е.С. Ландшафты криолитозоны Западной Сибири. М.: Недра, 1982, 280 с.
  24. Рекомендации по методике изучения подземных льдов и криогенного строения многолетнемерзлых грунтов. М.: изд. ПНИИИС, 1969, 50 с.
  25. Методические рекомендации по прогнозу изменения инженерно-геокриологических условий и развития криогенных процессов при линейном строительстве в северотаежной зоне Западной Сибири.-186
  26. М.: ВСЕГИНГЕО, 1976, 47 с.
  27. А.Л. Картографирование состояний геотехнических систем. М.: Недра, 1992, 173 с.
  28. JI.C., Гордеева Г. И., Ершов Э. Д., Труш Н. И. Особенности распространения опасных геокриологических процессов в криолитозоне России. -М.: Вестник МГУ, сер.геол. 1996, № 4, с.94−103.
  29. Природные опасности России. Геокриологические опасности. Под ред. Л. С. Гарагули, Э. Д. Ершова. М.: изд. «Крук», 2000, 316 с.
  30. В.П., Малинников В. А., Цыпина Э. М., Сладкопевцев С. А. География из космоса. М.: изд. МГУГиК, 2000, 224 с.
  31. Seligman B.J. Long-Term Variability of Pipeline-Permafrost Interactions in North-West Siberia.- PERMAFROST AND PERIGLACIAL PROCESSES. Permafrost Periglac. Process. 11: 5−22 (2000).
  32. A.E., КорчугановаН.И., Баранов Ю. Б. Дистанционные методы в геологии. М.: Недра, 1993, 224 с.
  33. С.А., Хренов Н. Н., Дерий Е. А. Применение фотограмметрических методов в диагностике трубопроводных систем и мониторинге окружающей среды. М.: Строительство трубопроводов, март-апрель 1996 г. О
  34. A.JI. Космическая фотосъемка в транспортном строительстве. М.: Транспорт, 1993, 272 с.
  35. Н.Н., Егурцов С. А. Применение аэрокосмических методов для диагностики трубопроводных геотехнических систем и мониторинга окружающей среды. М.: ИРЦ Газпром, 1996, с. 180.
  36. В.Б., Хренов Н. Н., Егурцов С. А. Прогнозирование изменения состояния газопровода. М.: Газовая промышленность, 1992, № 7, с.16−18.
  37. H.H., Егурцов С. А. и др. Комплексные обследования состояния трассы конденсатопровода Ямбург-Новый Уренгой. Инф.сб."Научно-технические достижения и передовой опыт, рекомендуемые для внедрения в газовой промышленности". — 1990, вып.12,с.30−32.
  38. .В. Тепловая аэросъемка при изучении природных ресурсов. -Д.: Метеоиздат, 1980.
  39. Ле Шак Леонард и др. Возможность использования сканирующего двухлучевого тепловизора для определения скопления льда в вечно-мерзлых грунтах. Сб.докл. П Международной конференции по мерзлотоведению. — Якутск, 1974, с.545−549 (пер. с англ.).
  40. Отчет по теме: Новые методы информационного обеспечения строительства магистральных трубопроводов. М.: ВНИИСТ. Секретно. 1979. Отв. исполнитель Хренов H.H.
  41. Дж.Ллойд Системы тепловидения. М.: Мир, 1978, с. 414 (пер. с англ.).
  42. В.М., Комаров В. Б. Применение радиолокационной съемки при геолого-географических исследованиях. Л.: Недра, 1981, 237 с.
  43. Е.В., Хренов H.H. Опыт и перспективы применения летающих Лабораторий для диагностики газопроводов Западной Сибири. М.: Наука и техника в газовой промышленности, № 2, 2000, стр.63−71.
  44. А.Л., Соловьев В. А. Автоматизированная обработка изображений природных комплексов Сибири. Новосибирск: Наука, 1988, 222 с.
  45. A.B. Аэрокосмические методы в инженерной геодинамике. -М.: Недра, 1988,207 с.
  46. И.Д., Мурахтанов Е. С., Сухих В. И. Лесная аэросъемка и авиация. М.: Лесная промышленность, 1981, 347 с.
  47. .Г. Принципы построения информационно-аналитических центров глобального экологического мониторинга. М., 1996, 156 с.
  48. А.Л. ред. Космические методы изучения природной среды Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1983.
  49. Ю.А. Детальное изучение физико-геологических процессов на трассах линейных сооружений в северной тайге Западной Сибири.
  50. Тез.докл.Международного совещания «Геокриологический прогноз в осваиваемых районах Крайнего Севера». М., 1982, с. 147.
  51. B.JI. Новая концепция изучения и прогноз криогенного пучения применительно к задачам управления ПТС. Материалы Первой конференции геокриологов России. М.: Кн.1, изд. МГУ, 1996, с.399−406.
  52. Е.С. Ландшафтное районирование севера Западной Сибири как основа экстраполяции дешифровочных признаков геологических и геокриологических образований. В сб. «Аэросъемка и ее применение». Л.: Наука, 1967, с.400−403.
  53. .Ф., Пермяков В. Д. Космическое фотографирование. М.: Недра, 1978, 350 с.
  54. Ю.В. Фотографическая фильтрация аэрофотоизображения в целях географического дешифрирования. Диссертация на соискание степени к.т.н. Л., 1975.
  55. Надь. Цифровая обработка изображений, полученных при дистанционных исследованиях природных ресурсов. В сб. «Распознавание образов при помощи цифровых вычислительных машин». Пер. с англ. под ред. Л.Хармонта. — М.: Мир, 1974.
  56. Ю.К., Баранов Ю. Б. Методы обработки данных дистанционного зондирования. М., 1996.
  57. A.A., Ваганян Г. А., Андреев О. П., Хренов H.H. Аэрокосмическая информатика в крупномасштабном строительстве. Ереван: Аястан, 1985, 212 с.
  58. A.A. Некоторые статистические критерии оценки аналогичности природных комплексов. В сб. «Аэрофотографическое эталонирование и экстраполяция». — М.: Наука, 1967.
  59. Ту Дж., Гонсалес Р. Принципы распознавания образов. М.: Мир, 1978.
  60. Ю.С. Оптические свойства ландшафта применительно к аэрофотосъемке. Л.: Наука, 1974.
  61. Jackson R.D. Spectral idices in n-space Remote sensing of environment, 1985, Vol.13.
  62. Р.Д., Смирнов K.K., Хренов H.H. О методике обработки космических снимков региона севера Западной Сибири. Новосибирск: ИАиЭ СО АН СССР. — Препринт № 219, 1984, 12 с.
  63. Е.М., Баглай Р. Д., Смирнов К. К., Хренов Н. Н. Выявление залесенных участков по космическим снимкам севера Западной Сибири.- Новосибирск: ИАиЭ СО АН СССР. Препринт № 232, 1984,10 с.
  64. В.П., Хренов Н. Н. Оценка технического состояния трасс северных газопроводов по материалам аэрофотосъемок. М.: Строительство трубопроводов, № 8, 1984.
  65. JI.C., Гордеева Г. И., Хрусталев JI.H. Оценка геоэкологического состояния природно-технических систем в криолитозоне. Геоэкология, 1997, № 4, с.40−52.
  66. В.Е., Булдович С. Н., Гарагуля Л. С., Оспенников Е. Н. Изменения геокриологических условий на участке газовых месторождений на Севере Западной Сибири. Геоэкология, 1997, № 3, с.50−55.
  67. В.И. Дешифрирование снимков,— М.: Недра, 1983.
  68. В.М. Ход развития (динамика) севера Западной Сибири. Диссертация на соискание степени д.г.н. М., 1969.
  69. Н.Н. Выявление особенностей взаимодействия трубопроводов с окружающей средой по материалам аэрокосмических съемок. Тез.докл.конф. «Диагностика линейной части магистральных газопроводов». -М., 1990, с.12−13.
  70. Marchand Y. Industries des hydrocarbures, environnement et teledetection Dans le domaine polaire russe. Revue de Geographie de Lyon. Vol.74, 3/99, p.267−274.
  71. A.M. Геоинформационное картографирование. M.: изд. МГУ, 1997.
  72. Р.Д., Хренов Н. Н. Изучение взаимодействия трубопровода с окружающей средой. М.: Строительство трубопроводов, 1985,12, с.17−19.
  73. Р.Д., Трофимов О. Е., Хренов Н. Н. Особенности взаимодействия трубопровода с мерзлым грунтом. М.: Строительство трубопроводов, 1989, № 7, с.37−39.
  74. К.В. ред. Количественные методы изучения природы. -М.: Мысль, 1975, 214 с.
  75. H.H. Статистическое моделирование взаимодействия трубопровода с местностью. М.: Строительство трубопроводов, 1987, № 4, с.40−43.
  76. В.В., Горский Н. Д. Алгоритмы и программы структурного метода обработки данных. JL: Наука, 1983, 203 с.
  77. Е.М., Петелин Ю. Н., Хренов H.H. Об использовании аэрокосмических снимков для оценки состояния газопроводов. М.: Геодезия и картография, 1986, № 8, с.27−29.
  78. E.JI., Хренов H.H. Трубопроводы и окружающая среда. М.: Геодезия и картография, 1989, № 2, с.45−48.
  79. A.A., Малахова H.H. Аэрокосмическая информация в изучении картографировании социально-экономических территориальных систем М., 1982.
  80. И.В. и др. Система анализа и картографирования геометрических характеристик рельефа. Геодезия и картография, 1995, № 5.
  81. Картографирование по космическим снимкам и охрана окружающей среды. Сборник трудов под ред. Востоковой Е. А., Злобина Л. И., Кельнера Ю. Т. -М., Недра, 1982.
  82. С.А. Изучение и картографирование рельефа с использованием аэрокосмической информации. М., Недра, 1982.
  83. Ландшафтная индикация природных процессов. Под ред. А.Г.Чеки-шева. М.: Наука, 1976.
  84. П.П. Подземные магистральные трубопроводы (проектирование и строительство). М.: Недра, 1982, 384 с.
  85. Методические рекомендации по применению космофотосъемки при региональных гидрогеологических и инженерно-геологических исследованиях. М.:ВСЕГИНГЕО, 1982.
  86. М., ВНИИЭгазпром, 1990, 77 с.
  87. В.Б., Хренов H.H., Егурцов С. А. Прогнозирование изменения состояния газопровода. Газовая промышленность, 1992, № 7, стр. 16−18
  88. H.H., Егурцов С. А., Щулькин Ю. Г. Диагностика состояния трубопроводных систем и аэрокосмический мониторинг окружающей среды. Доклад на Х-й юбилейной научно-технич. конференции (Н.Уренгой, октябрь 1993 г.), М., 1994, стр. 135−154.
  89. H.H., Егурцов С. А. Комплексная диагностика трубопроводных геотехнических систем в сложных условиях с применением аэрокосмических методов. Доклад на 5-й юбилейной Международной деловой встрече «Диагностика-95», М., ИРЦ Газпром, 1995, стр.91−98.
  90. H.H., Егурцов С. А., Ланчаков Г. А., Степаненко А. И. Мониторш состояния трубопроводов севера Западной Сибири. Доклад на 6-й Международной деловой встрече «Диагностика-96», М., ИРЦ Газпром, 1996, том 1, стр.122−127.
  91. С.А., Хренов H.H., Чигир В. Г. Проблемы диагностики северньг трубопроводных систем. Доклад на 7-й Международной деловой встрече «Диагностика-97», М., ИРЦ Газпром, 1997, том 1, стр. 171−185.
  92. В.В., Сулейманов P.C., Ланчаков Г. А., Хренов H.H. Обеспечение надежной эксплуатации межпромыслового коллектора на много-летнемерзлых грунтах. Газовая промышленность, 1997, № 8, стр.21−25
  93. А.Д., Хренов H.H. Актуальные проблемы безопасности действующих газопроводов севера Западной Сибири. Нефтегазовое строительство, январь-март 1999, стр.58−61.
  94. H.H. и др. Методические рекомендации по прогнозированию ремонта и реконструкции магистральных трубопроводов на основании материалов аэрокосмических съемок трасс. М., ВНИИЭгазпром, 199/
  95. С.А., Хренов H.H. и др. Методические рекомендации по длительным натурным измерениям параметров напряженно-деформированного состояния магистральных трубопроводов. М., ИРЦ Газпром, 199:
  96. H.H. и др. Методические рекомендации по применению аэроко мических методов для диагностики трубопроводных геотехнических систем и мониторинга окружающей среды. М., ИРЦ Газпром, 1995.
  97. Российская Ажадемиа Наук ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ НЕФТИ И ГАЗА1. Хренш Николай Николаевич
  98. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ ПО МАТЕРИАЛАМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СЪЕМОК1. П Р и л о1. Н1Як диссертации на соискание ученой степени кантата технических наук1. Научный руководитель:1. Москва 2000
Заполнить форму текущей работой