Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние здоровья населения и информационное обеспечение системы здравоохранения на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдавая должное заслугам ученых, внесших значительный научный вклад в разработку теории реформирования здравоохранения в современных условиях, следует отметить наличие широкого спектра ещё нерешенных проблем. Так, осуществление реструктуризации медицинской помощи населению на региональном уровне требует решения конкретных задач в зависимости от местных особенностей. На первый план выдвигаются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Изучение информационного обеспечения проблем состояния здоровья населения
    • 1. 1. Современные тенденции и проблемы общественного здоровья России
    • 1. 2. Ресурсы системы здравоохранения и региональные особенности медицинского обеспечения населения
    • 1. 3. Комплексные оценки состояния здоровья населения и деятельности органов управления здравоохранением
    • 1. 4. Информационное обеспечения деятельности органов и учреждений здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения на региональном уровне в условиях реформирования здравоохранения
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика базы исследования
    • 2. 2. Программа и организация исследования
    • 2. 3. Нормативно-законодательная база исследования
  • Глава 3. Современные тенденции общественного здоровья населения Брянской области в 1996 — 2005 годах
    • 3. 1. Современные тенденции динамики в Брянской области медико-демографических процессов
    • 3. 2. Особенности заболеваемости населения Брянской области за 1996 — 2005 гг
    • 3. 3. Особенности временной и стойкой утраты трудоспособности
    • 3. 4. Особенности здоровья населения, пострадавшего после аварии на ЧАЭС в 1986 году
  • Глава 4. Ресурсы системы здравоохранения и региональные особенности медицинского обеспечения населения Брянской области
  • Глава 5. Информационное обеспечение системы здравоохранения Брянской области
    • 5. 1. Совершенствование системы управления медицинской статистикой на уровне региона
    • 5. 2. Вопросы информатизации здравоохранения области, внедрение единого для всех ЛПУ области программного обеспечения
    • 5. 3. Организация сбора и обработки годовых медико-статистических отчетов на региональном уровне
    • 5. 4. Ежеквартальная оперативная информация
    • 5. 5. Комплексная обобщенная оценка
  • Заключение
  • Выводы
  • Рекомендации и предложения

Состояние здоровья населения и информационное обеспечение системы здравоохранения на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Последнее десятилетие все страны мира осуществляют преобразования своих систем здравоохранения путем повышения экономической и клинической эффективности используемых ресурсов. Происшедшие на рубеже XX и XXI веков масштабные реформы общественно-социального обустройства в России предполагают изменения правовых, экономических и организационных основ охраны, укрепления, восстановления здоровья и социальной защиты населения.

Необходимость реформирования системы охраны здоровья населения России обусловлена не только кардинальными изменениями, происшедшими в экономическом укладе страны и недооценкой комплексности проблемы охраны здоровья, но и несоответствием существующей сети лечебных учреждений экономическим возможностям, как регионов, так и России в целом. Существенное значение имеет и утрата доверия значительной части населения к качеству оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения.

Решению этих проблем посвящены исследования В. З. Кучеренко, 1996; В. П. Корчагина, 1997; В. И. Стародубова, 1996, 1999, 2002;2004; Ю. П. Лисицына, 1998; А. Л. Линденбратена, 2001; О. П. Щепина, 2001; К. Ю. Лакунина, 2001 и др.

Отдавая должное заслугам ученых, внесших значительный научный вклад в разработку теории реформирования здравоохранения в современных условиях, следует отметить наличие широкого спектра ещё нерешенных проблем. Так, осуществление реструктуризации медицинской помощи населению на региональном уровне требует решения конкретных задач в зависимости от местных особенностей. На первый план выдвигаются задачи углубленного исследования состояния здоровья населения, ресурсов здравоохранения, разработки системы их мониторинга и разработки комплексов взаимосвязанных, четко спланированных мероприятий. В основе реформ здравоохранения должно лежать понимание, что единой схемы его модернизации в стране нет, но могут быть едиными подходы, принципы и этапы её проведения.

В современных социально-экономических условиях изложенное выше определяет актуальность проведения региональных исследований, необходимых для разработки действенных научно-практических мер по улучшению состояния здоровья населения и его информационного обеспечения.

Целью настоящего исследования является комплексное системное изучение состояния здоровья населения Брянской области и оптимизация информационного обеспечения управления здравоохранением на региональном уровне.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности современных методологических подходов и методик изучения здоровья населения и его информационного обеспечения;

2. Изучить особенности развития демографической ситуации и основные тенденции изменения смертности (повозрастной и от отдельных причин) в области в 1996;2005гг.;

3. Изучить основные динамические тенденции изменения различных видов заболеваемости (общей и первичной) и утраты населением трудоспособности (стойкой и временной);

4. Изучить состояние ресурсного обеспечения и результаты деятельности ЛПУ за последние 10 лет;

5. Разработать и внедрить на региональном уровне модель информационного обеспечения деятельности органов и учреждений здравоохранения, позволяющую получать достоверную и дифференцированную информацию (отчетную и оперативную) о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения региона. В соответствии с поставленными задачами в исследовании применены следующие методы сбора и обработки статистического материала: общенаучный (анализ, синтез, обобщение), библиографический, статистический, демографический, графический, эпидемиологический, элементы методов стратегического планирования и системного подхода, экспертных оценок, экономического анализа, программно-целевого планирования. В целях проведения сравнительного анализа результатов исследования использованы данные официальных источников Центрального Федерального округа (ЦФО) и Российской Федерации (РФ), Росстата Брянской области. Формирование, сбор, обработка данных проводились в условиях функционирующей информационной инфраструктуры здравоохранения Брянской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

• тенденции развития демографической ситуации в Брянской области за 10 лет;

• особенности заболеваемости, инвалидности и смертности населения Брянской области в 1996 — 2005 гг.;

• особенности ресурсного обеспечения и деятельности ЛПУ Брянской области за последние 10 лет;

• модель информационного обеспечения деятельности органов и учреждений здравоохранения, которая позволяет получать достоверную, дифференцированную отчетную и оперативную информацию, давать обобщенную оценку состояния здоровья населения и деятельности ЛПУ для осуществления конкретных мероприятий по реструктуризации здравоохранения и улучшению качества медицинской помощи населению области;

Научная новизна исследования. Впервые на основе результатов системного исследования состояния здоровья населения, ресурсного обеспечения деятельности медицинских учреждений:

• разработана и действует модель многоуровневого сбора и автоматизированной обработки годовых медикостатистических отчетов;

• на уровне субъекта РФ разработана и реализована региональная система динамического оперативного контроля за основными тенденциями в изменении состояния здоровья населения области и деятельности учреждений здравоохранения (система оперативной информации), позволяющая обеспечить органы управления достоверной и своевременной информацией о деятельности учреждений здравоохранения;

• разработан и внедрен метод комплексной обобщенной оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений области, которая позволяет осуществлять контроль выполнения конкретных мероприятий по реструктуризации здравоохранения и улучшению качества жизни населения;

• на уровне субъекта РФ разработаны и внедрены формы годовых отчетов: «Сведения о работе ФАПов" — «Сведения о числе заболеваний и диспансерном учете ветеранов войн" — «Сведения об отделах АСУ и о наличии оргтехники».

Научно-практическая значимость. В Брянской области разработана и внедрена система сбора, хранения и автоматизированной обработки статистической информации, которая позволяет оценивать состояние здоровья населения на основе достоверной статистической информации на современном методическом уровне и включает:

• многолетнюю (с 1999 года) базу данных медицинской статистики;

• систему подготовки, сбора на электронных носителях и автоматизированную обработку годовых государственных медико-статистических отчетов на базе единого для всех ЛПУ области программного обеспечения (ПО) «Мединфо»;

• систему Ежеквартальной оперативной информации (ЕОИ) и метод Комплексной обобщенной оценки деятельности ЛПУ области (КОО), представляемые департаменту здравоохранения (ДЗ), являющиеся основанием для принятия правильных, обоснованных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения области;

• разработанное и внедренное во всех ЛПУ области ПО «Медицинская база данных лечебно-профилактического учреждения» (ПО «МБД ЛПУ»), позволяющее вести персонифицированную базу данных оказанных медицинских услуг по стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Материалы исследования положены в основу Государственных докладов о состоянии здоровья населения в Брянской области (2000; 2005 годы).

На основе материалов диссертации для ЛПУ области разработаны и опубликованы 4 методические рекомендации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на:

• Научно-практической конференции «Информационные технологии в медицине», — Москва, 2002.

• Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в системе модернизации здравоохранения», Москва, — 2005.

• В материалах Международной научно-практической конференции «Регион-2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов», — Брянск, 2006.

• Всероссийской научно-практической конференции «Управление здравоохранением в современных условиях: проблемы и поиски решений»,-. Краснодар, — 2006.

• Международной научно-практической конференции. «Чернобыль 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий. Секция «Медико-социальные проблемы территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», — Брянск, 2006.

• Российской научно-практической конференции с международным участием «Развитие информационных технологий и проблемы управления здоровьем и здравоохранением», — Ижевск, 2006.

• Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в современном здравоохранении» , — Москва, 2007.

• Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена», — Москва, 2007.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 16 печатных работах. Для ЛПУ области под руководством автора подготовлено и издано 4 методических пособия, ежегодно издается и распространяется в здравоохранении области 6 сборников статистических и аналитических материалов.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов и предложений, 4 приложений, списка литературы, включающего 149 источников, в том числе 126 отечественных авторов. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 1 схемой и 70 рисунками.

Выводы.

1. Оценка демографической ситуации выявила крайне неблагоприятные тенденции развития в Брянской области демографических процессов. Естественная убыль населения в области в 1,8 раза выше, чем в Российской Федерации. Показатель общей смертности в области почти на четверть (23,0%) превышает аналогичный показатель по России. В 7 юго-западных территориях области, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, он выше областного показателя на 9,2%.

В структуре причин смерти стабильное 1-е место занимают болезни системы кровообращения (63,3%), Смертность от этой причины на 100 000 населения в области в 1,4 раза превышает показатель по России. За последние 10 лет смертность трудоспособного населения выросла на 40,3% и превышает показатель по РФ на 24,7%).

2. Здоровье населения области характеризуется стойким ростом общей и первичной заболеваемости по данным обращаемости по всем классам болезней. С 1996 года регистрируется выраженный рост общей и первичной заболеваемости населения в ЮЗТ области (у взрослых — на 34,2%, у подростков — на 35,1%, у детей — на 17,9%). В области: стабильно высокий уровень онкологической патологии. Особенно высока заболеваемость раком щитовидной железы. За последние 10 лет она выросла в 4,7 раза и превышает средний показатель России в 4,0 раза. Заболеваемость населения болезнями эндокринной системы в области превышают показатели по Российской Федерации почти в 2 раза.

3. Ресурсная база здравоохранения области характеризуется: высокими уровнями обеспеченности населения койками и госпитализации, неготовностью внебольничного сектора расширить объемы специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом секторе здравоохранения, низким выполнением нормативов территориальной программы оказания населению бесплатной медицинской помощи, слабым развитием службы врача общей практики, стабильно высоким объемом оказания населению скорой медицинской помощи и неизменно низким уровнем обеспеченности врачами.

4. Крайне неблагоприятные медико-демографические тенденции при высоком уровне заболеваемости обусловливают необходимость проведения структурных преобразований системы охраны здоровья населения. Определение путей реформирования возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления системой здравоохранения.

5. Региональная модель информационного обеспечениядеятельности органов и учреждений здравоохранения, отработанная на территории Брянской области, позволяет получать дифференцированную отчетную и оперативную информацию о состоянии здоровья населения, а так же формировать интегральную оценку деятельности учреждений здравоохранения, что позволяет органу управления здравоохранения региона принимать своевременные и правильные управленческие решения.

6. Опыт своевременного информационного обеспечения управления региональным здравоохранением в Брянской области позволил начать реструктуризацию отрасли. Наряду с сокращением больничных коек круглосуточного пребывания (на 19.1%), получили свое развитие замещающие стационар технологии, объемы которых за 10 лет выросли в 9,5 раз. Повысилась и эффективность функционирования больничных учреждений, в результате чего увеличилось число пролеченных больных (на 3,3%), число дней работы койки в году (на 11,5%) и её оборот (на 25,6%).

Рекомендации и предложения.

1. Разработанная модель обработки медико-статистической информации в Брянской области быть рекомендована для широкого применения на региональном и муниципальном уровнях, а оптимизированные варианты внутриобластных отчетных форм — на федеральном уровне.

2. Автоматизированные система ежеквартальной оперативной информации и метод комплексной интегральной оценки деятельности ЛПУ, являющиеся основанием для принятия правильных, обоснованных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации могут быть рекомендованы для внедрения в других регионах страны для оценки деятельности органов и учреждений здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях.

3. Система управления медицинской статистикой на уровне региона, разработанная и внедренная на базе Брянского МИАЦ, в целях дальнейшего совершенствования сбора и обработки медико-статистической информации, развития информационного обеспечения здравоохранения, может быть использована в других регионах страны.

Заключение

.

В' настоящей работе проведено изучение состояния здоровья населения Брянской области в 1996;2005гг. в очень сложный и трудный период реформирования экономики и здравоохранения. Изучены особенности развития демографической ситуации и основные тенденции изменения смертности (повозрастной и от отдельных причин), основные динамические тенденции изменения различных видов заболеваемости (общей и первичной) и утраты населением трудоспособности (стойкой и временной).

Анализ и оценка ситуации, складывающейся в прошедшие годы, позволили установить крайне неблагоприятные тенденции развития этих процессов на территории Брянской области.

Основные демографические проблемы в регионе, как и в целом по стране — низкая рождаемость при высоком уровне смертности, старение населения, ухудшение состояния здоровья и снижение репродуктивного потенциала населения при высоком уровне перинатальной и младенческой смертности, растущей заболеваемости и инвалидности детей — являются результатом длительного развития негативных социально-политических процессов в 90-х годах XX века.

Анализ и оценка демографической ситуации, складывающейся в прошедшие годы, позволили выявить крайне неблагоприятные тенденции и особенности, характерные для Брянской области: тенденции сокращения численности населения области (депопуляция), показатель естественной убыли населения в 1,8 раза выше, чем в РФрождаемость, на 11,8% ниже, чем по РФсмертность на 22,4% превышает показатель по РФ, а в 7 юго-западных территориях (ЮЗТ) области, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, уровень общей’смертности выше областного показателя на 9,2%- более выраженной разницей смертности женщин и мужчин в области (16,3 лет, а по РФ 13,5) — показатель младенческой смертности на 9,1% превышает аналогичный по РФпоказатель материнской смертности, почти в 2 раза превышает показатель по РФ.

Крайне неблагоприятные медико-демографические тенденции обусловливают необходимость проведения структурных преобразований системы охраны здоровья населения.

Здоровье населения Брянской области характеризуется стойким ростом общей и первичной заболеваемости по данным обращаемости в ЛПУ практически по всем классам болезней у всех контингентов населения, а так же выраженными негативными медико-демографическими тенденциями.

Однако в отличие от РФ в области имеются следующие выраженные особенности.

Высокий уровень онкологической патологии стабильно превышает уровень средних цифр по России в (2005 году — на 14,8%.). Заболеваемость раком щитовидной железы значительно превышает показатель РФ (в 4,0 раза) при росте за 10 лет в 4,7 раза.

Заболеваемость активным туберкулезом в области за 10 лет выросла в 1,6 раза, превышая показатель по РФ на 5,9%.

Показатели заболеваемости по классу болезней эндокринной системы стабильно превышают показатели по РФ почти в 2 раза;

За анализируемый период регистрируется выраженный рост общей и первичной заболеваемости населения ЮЗТ области, загрязненных после аварии на ЧАЭС, и превышает областные (у взрослых — на 34,2%, у подростков — на 35,1%, у детей — на 17,9%) и республиканские показатели.

Для ресурсной базы здравоохранения Брянской области характерны высокий уровень обеспеченности койками и высокий уровень госпитализации, неготовность внебольничного сектора расширить объемы высококвалифицированной и высокоспециализированной медицинской помощи в пределах амбулаторно-поликлинического сектора здравоохранения, а так же низким выполнением норматива территориальной программы оказания бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи.

Очень слабо развивается служба врача общей практики.

Не снижаются стабильно высокие объемы оказания скорой медицинской помощи.

Уровень обеспеченности врачами в области, стабильно отстает от российского показателя.

Своевременное информационное обеспечение управления региональным здравоохранением способствовало переходу на ресурсосберегающие технологии и сокращению дорогостоящих видов медицинской помощи. За период с 1996;2005 гг. сокращено не эффективно работающих 25 больничных учреждений и 26 ФАПов. Число амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось на 8. Наряду с сокращением больничных коек круглосуточного пребывания за 10 лет (на 19.1%), получили свое развитие замещающие стационар технологии (увеличение числа коек за 10 лет в 9,5 раз). Повысилась эффективность функционирования больничных учреждений, в результате чего увеличилось число пролеченных больных (на 3,3%), показатель среднегодовой занятости койки возрос на 12,3 дня, среднее число дней пребывания больного на койке уменьшилось на 9,1%, а оборот койки увеличился на 13,9%.

Анализ специальной литературы привел нас к убеждению, что ситуация не может улучшится сама собой (для этого нет никаких оснований). Необходимо разработать как оперативные, так и долгосрочные меры по улучшению сложившейся ситуации.

Комплексный анализ демографической ситуации, динамики изменения состояния здоровья населения, развития и деятельности сети учреждений здравоохранения в регионах является основополагающим подходом к обоснованию целесообразности и необходимости реформирования здравоохранения, совершенствованию его управления (А.И. Вялков, 2000; В. П. Корчагин, 1997).

Многими авторами доказано, что эффективное управление ресурсами здравоохранения, особенно в условиях реформирования, возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления системой здравоохранения на различных ее уровнях (Е.Е. Корчагин, 2003; В. А. Трешутин, 2001).

В данной работе проанализирован десятилетний опыт организации сбора и обработки медико-статистической информации на региональном уровне в Брянской области.

В целях дальнейшего совершенствования сбора и обработки медико-статистической информации, развития информационного обеспечения здравоохранения области создан МИАЦ, введена должность главного внештатного специалиста департамента здравоохранения по медицинской статистике и информатике, проведена коллегия ДЗ с повесткой «О деятельности службы медицинской статистики и перспективах ее развития», организован Координационный Совет по информатизации здравоохранения.

Проведена работа по введению на территории всей области единых стандартов на учетные формы Статистическая карта выбывшего из стационара, Талон амбулаторного пациента и др.

Во всех ЛПУ области внедрено единое программное обеспечение' (разработанное в МИАЦ): по персонифицированному учету медицинской помощи в ЛПУ (ПО «МБД ЛПУ»), по обработке годовых медико-, статистических отчетов (ПО «Мединфо" — приобретенное в Ленинградской' области), по обработке ежеквартальной оперативной информации и комплексной обобщенной оценки деятельности ЛПУ области.

Параллельно проводились мероприятия по информатизации здравоохранения.

На базе МИАЦ Брянской области разработана и реализована на практике система сбора на электронных носителях, обработки и формирования отчетов о здоровье населения, сети, деятельности и кадрах учреждений системы здравоохранения по формам государственной статистической отчетности. Электронная база данных годовых статистических отчетов по Брянской области формируется на основе отчетов ЛПУ и районов.

С 1998 г. на территории всей области внедрена система ежеквартальной оперативной информации, а с 2004 г. на базе Брянского МИАЦ внедрен* метод комплексной обобщенной оценки деятельности ЛПУ области. Результаты сбора и обработки ежеквартальной оперативной информации и комплексной обобщенной оценки ежеквартально представлялись в департамент здравоохранения Брянской области в виде аналитических брошюр, которые позволили наладить обеспечение органа управления здравоохранением региона необходимой и достаточной медико-статистической информацией в оперативном режиме с применением интегральных критериев оценки для принятия своевременных и правильных управленческих решений.

Основные положения диссертационной работы прошли апробацию, доложены и обсуждены на 8 научно-практических конференциях. Материалы исследования положены в основу «Государственных докладов о состоянии здоровья населения в Брянской области», которые с 2000 года выходят ежегодно. На основе материалов диссертации для ЛПУ области разработаны и опубликованы 4 методические рекомендации, которые тиражированы и применяются в ЛПУ на территории Брянской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Динамика населения России в 21 веке и приоритеты в демографической политике / И. А. Антонов, В. А. Борисов М.: «Ключ-С», 2006.- 191 с.
  2. В.В. Использование современных информационных систем в управлении многопрофильным стационаром / В. В. Архипов // Здравоохранение. -2002.- № 2. С. 161−167.
  3. С.А. Мониторинг эффективности деятельности учреждений здравоохранения и состояния здоровья населения Красноярского края / С. А. Барковский, К. П. Базарин, А. В Шульмин // Брянский медицинский вестник. 2003.- № 5. — С. 23−25.
  4. Д.Ш. Научное обоснование разработки и внедренияавтоматизированной системы регистрации смертности (на примере
  5. Тульской области): автореф. дис.. канд. мед. наук / Вайсман Д.Ш.1. Москва, 2005. 26 с.
  6. В.И. Принятие управленческих решений: Учебное пособие / В. И. Варфоломеев, С. Н. Воробьев М.: КУДИЦгОБРАЗ, 2001. -288 с.
  7. Т. Прогноз численности населения Российской Федерации до 2015 г. / Т. Васина, А. Горкина, С. Никитина // Вопросы статистики. 1998.-№ 8.-С. 78−87.
  8. И.В. Современные подходы к определению потребности населения в стационарной медицинской помощи при формировании муниципального заказа (на примере г. Новокузнецка): автореф. дис.. канд. мед. наук / И. В. Виблая. Кемерово, 2000. — 22 с.
  9. К.А. Совершенствование управления здравоохранением на региональном уровне с использованием информационных технологий: дис.. докт. мед. наук / Виноградов К. А. Москва, 2005.- 253 с.
  10. А.Г. Демографическое положение России / А. Г Вишневский // Проблемы прогнозирования. 1995. — № 1. — С. 90−108.
  11. В.А., Редько А. Н. Тенденции показателей смертности населения Краснодарского края / В. А. Войцехович, А. Н. Редько // Здравоохранение Российской Федерации 2003. — № 1 — С. 23−25.
  12. А.И. Научные основы региональной политики в здравоохранении / А. И. Вялков // Стратегия реформирования регионального здравоохранения: Тез. докл. науч.-практ. конф, 25−26 мая 2000 г., М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2000. — С. 5−8.
  13. А.И. О формировании системы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной мед. помощью / А. И. Вялков // Экономика здравоохранения, — 1998.- № 6.- С. 30. i
  14. В.К. Применение методики обобщенной оценки показателей в управлении здравоохранением региона: методические рекомендации / В. К. Гасников Ижевск, 1996.- 17с.
  15. С.А. Концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населения России / С. А Гаспарян // «Информатизация здравоохранения России»: всерос. сб. научных трудов. М., 1996, ч.1−2, с.38−65.
  16. С.А. Моделирование системы здравоохранения как основа построения автоматизированной системы управления / С. А Гаспарян // Критерии эффективности организационных структур в здравоохранении: Тр. 2-го МОЛГМИ. 1978, т. CXVI, вып. 4, — с. 3−40.
  17. С.А. Цели и задачи моделирования в здравоохранении / С. А Гаспарян // Моделирование в управлении здравоохранением: Респ. сб. науч. труд. / Под ред. С. А. Гаспаряна. М.: Второй Моск. Гос. мед. ин-т им. Н. И. Пирогова, 1990. — С.3−26.
  18. Города и районы: к 60-летию Брянской области: Юбилейный статистический сборник. Брянск: Брянскстат. — 2004. — С. 7−11
  19. Л.П. Современные тенденции инвалидности в РФ и пути её профилактики / Л. П. Гришина // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. -М., 2005. -С. 10−13.
  20. Н.В. Результаты изучения объема и качества медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики / Н. В. Дмитриева, Ю. Г. Трегубов, О. В. Андреева // Здравоохранение Российской Федерации. — 2000, № 4.-С. 32−35.
  21. С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов / С. П. Ермаков. М.: Центр демографии РАН, 1996.-61 с.
  22. С.П. Метод построения обобщенных показателей для управления здравоохранением: автореф. дис.. канд. техн. наук / Ермаков С. П. Новосибирск, 1980. — 25 с.
  23. Жук Л. Г. Современные проблемы организации медицинской статистики и статистической службы (на примере г. Москвы) / Л. Г. Жук и др. // Здравоохранение. 2002, № 1. — С. 29−30.
  24. Заболеваемость населения России в 2005 году: Статистические материалы. Часть I. ЦНИИОИЗ, М.- 2006. — 121 .с.
  25. О.Д. Эволюция рождаемости в XX веке / О. Д. Захарова. М., 1993.-98 с.
  26. С.В. Демографический переход в России и эволюция региональных демографических различий / С. В. Захаров // Демография и социология. Семья и семейная политика. М.: ИСЭНН АН СССР, 1990.-С. 18−26.
  27. О.Б. Современные методы принятия решения в здравоохранении / О. Б. Иоффина // Российский мед. журнал. 1997. — № 2.-С. 8−13.
  28. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: автореф. дис.. докт. мед. наук / Какорина Е. П. Москва, 1999.- 48 с.
  29. А.А. Научное обоснование медико-организационных основ развития стационарозамещающих форм медицинской помощи населению Российской Федерации: автореф. дис.. докт. мед. наук / Калининская А. А. М., 2000. — 53 с.
  30. А.Д. Динамика медико-демографических процессов в городах за годы реформирования здравоохранения (на примере Ставропольского края) 1992−2003 гг.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Калоев А. Д. -Москва, 2005 36 с.
  31. П.И. Сущность системного подхода и его применение в области здравоохранения: Обзор, информ. / П. И. Калью. ВНИИМИ. М., 1975.103 с.
  32. Е.И. Современный демографический кризис кризис смертности, здоровья взрослого, преимущественно мужского населениятрудоспособного возраста / Е. И. Каманин, А. В. Гринев, В. Е. Микулич. -Смоленск, 2000. 176 с.
  33. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации: одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 // Мед. газета. -1997.- № 39. С. 4−7.
  34. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов: одобрена решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. №Пр-1694. М.: НТЦ «Информрегистр».- 1996, — 18 С.
  35. И.В. Интегральная оценка потенциала общественного здоровья и основных ресурсов системы здравоохранения: автореф. дисс. .канд. мед. наук / И. В. Корецкий М., 2004. — 24 с.
  36. О.А. О смертности населения России в трудоспособном возрасте / О. А. Королев, Б. П. Бруй // Здравоохр. Рос. Федерации. -1994.-№ 2.-С. 33−34.
  37. В.П. Международное сопоставление (национальных расходов на здравоохранение на основе паритетов покупательной способности (1993) / В. П. Корчагин // Экономика здравоохранения. 1997. — № 3 -С. 11−16.
  38. П.П. Медицинский информационно-аналитический центр как инструмент стратегического менеджмента в здравоохранении /П.П. Кузнецов.- М.: Изд-во РАМН, 2003, — 124 с.
  39. Л.Л. Информационные технологии как основа оперативного управления учреждениями здравоохранения в условиях страховой медицины / Л. Л. Кузнецова, А. И. Селегененко. // Здравоохр. Рос. Федерации. 1992.-№ 8. -С. 9−11.
  40. В.З. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования / В. З. Кучеренко и др. / Учеб. пособие. М., 2000, — 264 с.
  41. В.З. Информационные системы объектов управления в ОМС / В. З. Кучеренко и др. Лейден — Москва, 1998.-33 с.
  42. Ю.П. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении / Ю. П. Лисицин, А. С. Акопян. М., 1998. — 288 с.
  43. Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю. П. Лисицин // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2003.- № 3. -С. 7−10.
  44. Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Ю. П. Лисицин.- Казань.- 2000.- 697 с.
  45. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т. М. Максимова -М.: PerSe, 2002, 186 с.
  46. Т.М. Медицинское обеспечение населения в условиях социальной дифференциации общества / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2001.- № 3. — С. 10−14.
  47. В.А. Заболеваемость населения и перспективы развития здравоохранения региона (Комплексное социально-гигиеническое исследование): дис. канд. мед. наук. / Медик В. А. М., 1990. — 302 с.
  48. В.А. О разработке мониторинга здоровья населения, среды обитания и деятельности здравоохранения на региональном уровне / В. А. Медик // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2001.-№ 1.-С. 14−15.
  49. В.А. Реформа системы здравоохранения в Новгородскойобласти: основные результаты и перспективы / В. А. Медик // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2001№ 4. — С. 24−27.
  50. В.А. Математические модели в комплексной оценке здоровья населения / В. А. Медик, М. С. Токмачев // Мед. академ. журн. 2003. -№ 2.-С. 122−132.
  51. В.А. Моделирование интегральных показателей комплексной оценки здоровья населения / В. А. Медик, М. С. Токмачев // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. — № 3. — С. 17−20.
  52. В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению / В. А. Медик, В. К. Юрьев. // Общественное здоровье. Часть I. М.: Медицина, 2003. — 368 с.
  53. Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы: здоровье населения Брянской области (к 20-летию< катастрофы на Чернобыльской АЭС) / С. Н. Фетисов и др. Брянск, 2006: — 248-с.
  54. Е.В. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению в условиях региона / Е. В. Мезенцев, В. И. Бородин // Консилиум. 2005, № 1.-С. 8−13.
  55. Н.Б. Система здравоохранения в РФ: организационно-правовые аспекты / Н. Б. Найговзина, М. А. Ковалевский. — Геотар-мед., 2004.-451 с.
  56. Ф.К. Статистика здоровья и здравоохранения: Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, избранные годы 1985−2000 / Ф. К Нотцон и др. // Статистика здоровья и здравоохранения. Нац. центр статистики здоровья США. — 2003- - № 11 (5). — С. 1−13
  57. В.К. Здоровье населения в программах медико-экологических обследований / В. К. Овчаров, Г. В. Тарасова // Проблемы соц. гигиены и история медицины. 1994. — № 6. — С. 7−9.
  58. Е.А. Научные основы государственного управления системой охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики:: дис.. в форме научного доклада. докт. мед. наук. / В. К. Овчаров. Оренбург, 1997.- 62 с.
  59. Послание Президента РФ Федеральному собранию 10 мая 2006 г. // Российская газета. 11.05.2006. № 97.
  60. И.В. Региональные особенности здоровья населения и политика в области здравоохранения / И. В. Поляков, В. Д. Селезнев // Проблемы соц. гигиены и история медицины. — 1995! -№ 1. С. 24−26.
  61. JI.E. Метод комплексной вероятностной оценки состояния здоровья населения / Л. Е. Поляков, Д. М. Малинский // Сов. здравоохр., 1973 -№ 3.-С. 34−42.
  62. Предотвратимая смертность в России и пути ее снижения / Под научной редакцией Ю. В. Михайловой, А. Е. Ивановой. М.: ЦНИИОИЗ, 2006. -306 с.
  63. С.Н. Проблемы формирования первичной инвалидности взрослого населения в Российской Федерации / С. Н. Пузин // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2007. — № 2. С. 3−5.
  64. , С.В. О современном понимании целей и задач информатизации в лечебно-профилактическом учреждении / С. В. Радченко // Информ. технологии в здравоохр. 2002.- № 1−2.- С. 14−16- № 5−7.- С. 20.
  65. М.П. Методика расчета коэффициентов потребления мед. помощи в зависимости от пола и возраста по группам населения/ М. П. Ройтман. -М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1995.- 17с.
  66. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса (из доклада ГУ Высшая школа экономики) // Менеджер здравоохранения. 2006, № 8. -С. 46−47.
  67. В.Л. Методология и организация комплексного оценивания деятельности противотуберкулезной службы: автореф. дисс.. докт. экономических наук / В. Л. Сазыкин. М., 2006. — 46с.
  68. В.Ю. Медико-демографическая ситуация и состояние системы охраны здоровья населения в Московской области / В. Ю. Семенов // Консилиум.-2005. № 10 С. 8 — 10.
  69. В.Г. Демографический кризис в России с позиций обратного эпидемиологического перехода: автореф. дис.. докт. экономических наук / В. Г. Семенова. М., 2006. — 50с.
  70. А.Г. Медико-демографическое и социально-гигиеническое исследование смертности населения в Астраханской области: автореф. дис.. докт. мед. наук / А. Г. Сердюков. -М., 2000.- 46 с.
  71. И.С. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения / И. С. Случанко, Г. Ф. Церковных.- М.: Медицина, 1976.-224 с.
  72. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый и др.- под ред. В. И. Дрожжинова.- М.: Эко-Трендз, 2002.- 264 с.
  73. А.Д. Научные основы мониторинга здоровья населения на региональном уровне (на примере Ставропольского края): дисс.. докт. мед. наук / А. Д. Соломонов. Ставрополь, 1998. — 301 с.
  74. В.И. О финансировании здравоохранения и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2006 г. / В. И. Стародубов, Д. В. Рейхарт, В. О. Флек // Здравоохранение. -2007.- № 9. -С. 12−37.
  75. В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение / В. И. Стародубов // Здравоохр. Рос. Федерации.92.
Заполнить форму текущей работой