Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве средства практической работы учителя предложено обращение к прикладному искусству якутского народа, как одной из составляющих духовного наследия народа, через: применение якутского орнамента в качестве наглядного, демонстрационного, творческого материала для отражения эстетического богатства математикиинтеграцию математики с предметами эстетического цикла, в частности с учебным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    • 1. 1. Сущность и задачи эстетического воспитания в современной школе
    • 1. 2. Математические основы эстетики
    • 1. 3. Основные направления в системе работы учителя математики по эстетическому воспитанию учащихся
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
  • ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — МАТЕМАТИКИ
    • 2. 1. Поисково-констатирующий этап эксперимента: наблюдения, выводы, результаты, проблемы
    • 2. 2. Формирующий этап эксперимента: итоги, перспективы 107 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И
  • ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены, происходящие за последние десятилетия в политической, общественной жизни нашей страны, существенным образом повлияли на процесс образования и развития учащихся школ, привели к необходимости разработки новых подходов к организации воспитательной работы, создания новых систем воспитания личности и ее всестороннего развития. И в настоящее время идут бесконечные поиски в каждой школе, каждым учителем оптимальных вариантов работы с детьми.

Советская система воспитания, наряду с формализмом, излишней политизацией, имела определенные достижения в различных направлениях воспитательной работы с детьми разных возрастов. Эти достижения сейчас находятся на неопределенном уровне, отношения к ним неоднозначные, — и во многом этим объясняется падение общекультурного уровня молодежи, процветание безнравственности, эгоизма, неуважения к личности. В школах исчезли общественные объединения учащихся: октябрят-ские, пионерские, комсомольские организации, но дети наши все равно общаются, объединяются по своим интересам, общим идеям, целям. Без педагогического внимания и руководства эти объединения очень часто превращаются в криминогенные группы, с которыми школа, как правило, не справляется.

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла своего существования и своего места в мире, приводит к возрастанию ценности эстетических категорий, к все большему обращению к истокам народной мудрости, опыту и достижениям многих поколений. И среди разных путей решения проблем воспитания многие педагогические коллективы выбирают путь приобщения детей к миру прекрасного, к миру общечеловеческих ценностей, духовных и нравственных традиций народа.

В материалах Коллегии Министерства образования России (N 11/1 от 24 мая 1995 г.) отмечается, что «. эстетическое начало пронизывает все стороны жизни детей. Одно из важнейших мест в нем занимают средства искусства. Оно строится на основе ряда концепций (Д.Б.Кабалевский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалева. Ю. Б. Алиев, Т. С. Комарова, Л. М. Предтеченская и др.), которые оказали положительное влияние на развитие этого процесса в последние годы» .

Проблемы эстетического воспитания отражены в трудах различных исследователей (П.П.Блонский, Б. Т. Лихачев, Б. Г. Лукьянов, Н. Н. Ростовцев, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, С.Т.Щацкий), содержание и формы эстетического воспитания исследовались в диссертационных работах.

A.В.Гриневой, О. А. Ковалевой, В. Ф. Мартыновой, К. Г. Рейнер, Е. В. Сковина,.

B.Н.Соболева, Д. Г. Чембулат и многих других.

В итоге, отечественными учеными, педагогами, методистами исследованы и разработаны многие вопросы, аспекты зарождения и дальнейшего развития эстетических чувств, выявлена роль эстетических чувств, эстетических оценок в умственном воспитании и в общем психическом развитии ребенка, обосновано важное значение искусства в процессе воспитания эстетических чувств, эмоционально-чувственных реакций у школьников. Особый вклад в разработку этих вопросов внесли психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, Б. Г. Ананьев и др.

К сожалению, результаты научных исследований и накопленный опыт формирования эстетических чувств у детей недостаточно используются и не находят должного применения ни в теории, ни в практике эстетического воспитания подрастающего поколения. Итогом такого положения является то, что до последнего времени не решены многие проблемы эстетического воспитания средствами учебных предметов естественно-научного цикла.

Так, до настоящего времени наиболее раскрыты особенности и закономерности развития эстетических чувств, психолого-педагогические условия их успешного формирования средствами учебных предметов художественно-гуманитарного цикла. В качестве примера можно указать докторские диссертации Г. П. Шевченко «Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков», Киев, 1996 г.- Л. А. Ходяковой «Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории», М., 1992 г.- кандидатские диссертации — Т. Н. Ивановой «Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изо, литература, музыка)», М., 1995 г.- К. П. Ильенко «Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 классы) средствами интеграции курса предметов искусств», М., 1996 и многие другие.

В то же время в условиях гуманизации системы образования и воспитания молодежи настоятельно требуется разработка проблем теории и методики эстетического воспитания средствами всех учебных предметов, в том числе математики.

Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся.

Вопросы эстетического воздействия на чувства школьников изредка привлекают внимание математиков-методистов, и в методической литературе публикуются отдельные интересные мысли и находки, никем не обобщенные и не систематизированные. Вместе с тем, опыт автора и многих учителей математики России и Республики Саха (Якутия) убеждает в том, что эстетический элемент в математике — реальная вещь. В целях воспитания интереса к предмету, повышения эффективности обучения творчески работающие учителя, часто интуитивно, реализиуют в практической деятельности мысль К. Д. Ушинского о том, что каждая наука имеет «более или менее эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» .

На наличие эстетического элемента в математике указывали известные математики-теоретики: С. В. Ковалевская, А. Эйнштейн, Н. Винер, А. Н. Колмогоров и многие другие. Математики-учителя в практической своей деятельности по преподаванию математики находят и в той или иной степени используют источники эстетического воздействия своего предмета. Примеры этого мы встречаем в опыте работы таких известных в России учителей, как В. Ф. Шаталов (Украина), Р. Г. Хазанкин (Башкирия), А. А. Окунев (Санкт-Петербург) и многих учителей Республики Саха (Якутия).

Проблемой, возникающей перед учителем, является выявление эстетического элемента в математике и изучение возможностей включения его в процесс обучения. К сожалению, систематического освещения эта проблема в отечественной литературе не имеет. В имеющихся источниках мы можем встретить отдельные идеи, разработки исследователей, учителей-практиков, таких как, В. Г. Болтянского, Л. А. Минасян, В.Л.Минковско-го, В. А. Оганесян, Н. Л. Рощиной, А. Н. Щирякова и др., которые учитель может использовать в качестве эпизодов, цитат, афоризмов, лозунгов.

Настольной книгой для учителя служит работа И. Г. Зенкевич «Эстетика урока математики». Именно в ней приводятся слова Г. Харди: «Математик так же, как художник или поэт создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей. Узоры математика так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасныидеи так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». Наряду с этим нередки и устные, и печатные мнения о том, что математика сухая, бесплодная наука, что трудно проявить фантазию, найти красоту в том, что было сформулировано, открыто, доказано много веков назад и ежегодно повторяется на уроках на протяжении этих веков.

Все выше сказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования — «Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики», посвященного восполнению имеющихся пробелов в педагогической науке.

Рассматривая в качестве объекта исследования процесс эстетического воспитания на уроках средствами учебных предметов, мы выделили предметом исследования педагогическое руководство (педагогические направления, пути, средства) эстетическим воспитанием учащихся школ Республики Саха (Якутия) в процессе обучения математике.

Отсюда проблема исследования: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка педагогических основ эстетического воспитания учащихся 5−11 классов на уроках математики. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выявление и обоснование роли и места школьного курса математики в системе эстетического воспитаниясоздание и экспериментальная проверка специальной системы, разработанной на основе современных научно-теоретических положений педагогики и методики, организационно-педагогического руководства обеспечивают не только высокий уровень обученности учащихся по математике, но и развитие личности в целом.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Выявить сущность эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

2. Обосновать роль и место школьного курса математики в системе эстетического воспитания учащихся в процессе обучения.

3. Раскрыть, научно обосновать, экспериментально проверить разработанную систему (принципы, направления, пути и средства) эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) в процессе обучения математике.

Методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические положения в разрезе сформулированной темы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, психолого-педагогической, историко-этнографической и методической литературенаблюдениесобеседованиеанкетированиетестированиемоделирование учебно-воспитательной деятельностипоисковый, констатирующий и формирующий эксперименткачественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Данное исследование явилось результатом обобщения тридцатилетней педагогической деятельности автора в качестве учителя математики, инспектора-методиста Якутского городского отдела народного образования, методиста кабинета математики Якутского республиканского института усовершенствования учителей, старшего преподавателя и доцента кафедры методики преподавания математики Якутского государственного университета, заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы N 33 г. Якутска, школы-Центра эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им. Л. А. Колосовой. Автор является членом научно-исследовательского коллектива по разработке региональных стандартов образовательной области «Математика» по Республике Саха (Якутия).

В проведенном исследовании можно выделить два основных этапа. На первом поисково-творческом этапе (1974;1983 гг.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы, были определены объект, предмет, цель, гипотеза и основные задачи исследования, а также разработаны основные положения системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики. Была подготовлена теоретическая и экспериментальная база опытно-экспериментальной работы и проведен констатирующий эксперимент в 1984;1991 гг. Основной базой для эксперимента на данном этапе были восьмилетняя школа N 25 г. Якутска, средняя школа N 30 г. Якутска, средняя школа N 21 г. Якутска, средняя школа N 2 г. Ленска, Мюрюнская и Легойская средние школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

На втором этапе (1991;1998 гг.) проводился формирующий эксперимент на базе средней школы N 33 г. Якутска, школы-Центра эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им. Л. А. Колосовой. Эксперимент дал возможность показать педагогическую обоснованность, практическую реализуемость и эффективность разработанной системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики, направленной на всестороннее развитие каждого ученика.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в том, что в нем выявлены и обоснованы роль и место школьного курса математики в системе эстетического воспитания и развития личности учащихсяраскрыты, научно обоснованы и экспериментально проверены эффективные педагогические основы (педагогические направления, пути, средства) эстетического воспитания школьников средствами учебного предмета-математика.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система может быть использована учителями общеобразовательных школ для повышения воспитательного потенциала уроков, уровня обученности и качества по предмету, уровня развития личности учащихся. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по математике, при создании новых поколений учебно-методических пособий для учителей и учащихся, в курсах лекций по педагогике в педагогических учебных заведениях, в институтах повышения квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на:

— педагогических советах ряда школ Якутии (1984;1998 гг.);

— семинарах и курсах повышения квалификации учителей математики г. Якутска и республики (1984;1998 гг.);

— заседаниях кафедры методики преподавания математики Якутского государственного университета (1988;1991 гг.);

— семинарах проблемной научно-исследовательской лаборатории региональных проблем образования при Якутском государственном университете (1991;1998 гг.).

По материалам диссертации сделаны следующие доклады:

— на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Якутского государственного университета (1989;1991 гг.);

— на республиканской научно-практической конференции «Пути обновления и развития национальных школ Якутской АССР» (Якутск, апрель 1990 г.);

— на международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития» (Якутск, март 1993 г.);

— на республиканской научно-практической конференции «Новые подходы в естественно-математическом образовании в условиях национально-региональной системы» (Якутск, март 1996 г.);

— на семинарах «Образовательные стандарты в Российской Федерации» (Якутск, июнь, сентябрь, ноябрь 1996 г.);

— на семинаре учителей математики (Белорецк, Башкирия, апрель 1989 г.);

— на семинарах, конференциях по новой педагогической технологии КСО-ДЕМСОС (Красноярск, май 1993 г., январь 1995 г., июнь 1998 г.).

Теоретические положения и практические результаты исследования: а) внедряются в практику работы учителей общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) — б) послужили основой для разработки спецкурсов для студентов математического факультета Якутского государственного университета (1989;1998 гг.) — в) послужили основой для разработки спецкурса для студентов Якутского педагогического училища N 1 (1997;1998 гг.) — г) явились основой для создания на базе средней школы N 33 г. Якутска городского Центра новых педагогических технологий (начиная с 1994 г.).

Достоверность исследования обеспечивается научно-обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью методики исследования сформулированным в нем задачам, разнообразием использованных методов, репрезентативностью опытных данных, тщательным анализом эмпирического материала, успешной апробацией выдвинутых положений в педагогической практике, использованием современных достижений педагогической науки, психологии и эстетики.

На защиту выносятся следующие положения:

— необходимость построения системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики в соответствии с сформулированными принципами;

— система, разработанная на основе этих принципов, в которой выделены основные направления, пути и средства по практической реализации сформулированных принципов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка тературы из 215 наименований, 14 приложений. В нее вошли также рисунков и 9 таблиц.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В итоге проведенной исследовательской работы сформулированы следующие выводы:

1. Эстетическое воспитание не является до сегодняшнего дня одним из конструктивных принципов развития всей системы образования. В условиях гуманизации и демократизации всех образовательных областей, когда задача развития духовной культуры личности, ее индивидуальности и творческой активности становится одной из главных задач современности, проблема педагогической разработки вопросов эстетического воспитания школьников средствами учебных предметов является особо важной и актуальной.

2. Эстетическое воспитание все еще не стало целостным образовательным пространством, в котором происходит становление личности, формирование ее духовного мира. Попытки изменить ситуацию введением новых учебных программ по предметам художественно-гуманитарного цикла в практику образования оказываются недостаточно эффективными, т.к. не задействуется эстетический потенциал всех учебных предметов.

3. Использование в учебно-воспитательном процессе огромного потенциала эстетического воздействия на учащихся школьного курса математики способствует повышению уровня как специального, предметного, так и общего развития школьников.

4. Эстетическое воспитание учащихся на уроках должно строиться на некоторой базе, основе, в качестве которой, с позиции математики, мы предлагаем сформулированных нами четыре принципа:

I принцип. КРАСОТА = ПОЛЬЗА.

Усиление практической направленности обучения математике, обращение к проявлениям математических положений в повседневной жизни, технике, других науках, включение задач, содержание которых отражает реальные, жизненные ситуации, в них участвуют объекты из ближайшего.

— 146 окружения ребенка — все это в современной школе является одним из обязательных условий совершенствования процесса обучения и развития учащихся.

II принцип. КРАСОТА = СВОБОДА.

На данном этапе развития школы единообразие форм и методов, единые требования, единый подход ко всем учащимся данного класса одновременно, как правило, оказываются педагогически несостоятельными. Раз мы говорим о ребенке, как о личности, ему должна быть предоставлена свобода выбора под иедагогическим руководством учителя.

III принцип. КРАСОТА = НАГЛЯДНОСТЬ.

Есть классические положения педагогики, методики, которые на сегодняшний день, к сожалению, оказались забытыми. Одно из них в математике: ребенок сначала должен увидеть, почувствовать, по возможности потрогать руками, а затем делать выводы, обобщения и т. д. Наглядное подтверждение многих математических законов, положений можно увидеть на примерах окружающего ребенка мира, учителю нужно только на это обратить внимание и соответствующим образом организовать познавательную деятельность учеников.

IV принцип. КРАСОТА = ТВОРЧЕСТВО.

Ориентация процесса обучения математике только на нормативные установки, рекомендации, стандартные подходы никак не способствуют всестороннему развитию личности ребенка. На всех уроках в школе, в т. ч. на уроках математики, ученики должны иметь возможности проявить свою инициативу, изобретательность, фантазию, оригинальность мышления, показать свои способности, пусть в самом малом.

В процессе анализа и обобщения результатов проведенного исследования гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены, а именно.

I. Выявлена сущность эстетического воспитания в педагогическом процессе. В содержание эстетического воспитания входит развитие у де.

— 147 тей способностей понимать прекрасное, формирование эстетического вкуса, развитие творческих умений в области прекрасного, укрепление единства эстетического и нравственного. Эстетическое воспитание — структурно сложное явление, результативность которого возрастает в том случае, если его направления будут отражены через все учебные предметы, в т. ч. и через математику. Эффективным средством эстетического воздействия на учащихся в процессе обучения математике являются красота и лаконичность математических формул и теорем, строгая логика математических рассуждений идоказательств, интересная история математических открытий и жизни великих математиков, связь математики с жизнью и многое другое.

II. Определены и обоснованы роль и место школьного курса математики в системе эстетического воспитания учащихся, раскрыты его научно-теоретические и специфические особенности. Так, теоретическая предпосылка о важности и необходимости воздействия средствами математики на эстетическое развитие учащихся основана на том, что содержание математики обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности. Математика при определенной организации учебно-воспитательного процесса способствует включению учащихся в процесс эстетического освоения действительности. В ходе этого освоения школьники раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, нравственно-эстетические переживания, воображение, фантазию, оперативность и рациональность мышления, аналитический подход к различным ситуациям, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру. В свою очередь, каждый компонент эстетического отношения — эстетическое восприятие, эстетические чувства,-оценка, вкус, суждение, идеал, потребности, творческий потенциал — определяется умственной, нравственной, эмоциональной, духовной деятельностью ребенка и вызывает существенные изменения в его мировоззрении, убеждениях, поведении, превращает его в субъект эстетической деятельности, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы и личности в целом.

Все это позволило выделить два основных направления в системе работы учителя математики, с которых, на наш взгляд, целесообразно начинать работу по эстетическому воспитанию учащихся на уроках.

Первое направление — систематическая, целенаправленная работа учителя по организации делового, человеческого общения учащихся в процессе учебной деятельности.

Второе направление — обновление и совершенствование содержания учебного предмета.

III. Определены эффективные педагогические пути и средства эстетического воспитания учащихся в процессе обучения математике. Так, одним из путей организации системы работы учителя по первому направлению является включение идей новых педагогических технологий. Поиск новых, нетрадиционных путей обусловлен кризисом традиционной школы, накоплением множества проблем, которые радикального, комплексного решения при традиционных подходах пока не имеют. Одной из таких проблем является разобщенность ученического и учительского коллективов, неумение детей взаимодействовать друг с другом в процессе учебы. В то же время, например, педагогическая технология КСО-ДЕМСОС (автор В. К. Дьяченко, г. Красноярск) состоит из приемов и методик, на первом плане которых выделяются различные варианты организации общения учащихся, их взаимодействия в процессе учебы. Таким образом, приемы и методики педагогической технологии КСО-ДЕМСОС служат средством обучения детей общению, средством практической реализации принципов эстетического воспитания:

Красота = свобода. Красота = творчество.

С учетом специфических особенностей школ Республики Саха (Якутия) нами разработана и практически апробирована последовательность включения идей технологии КСО-ДЕМСОС, состоящая из нескольких вариантов организации общения учащихся в процессе учебной деятельности: работа в парах постоянного составаработа по схеме: — пара —> малая группа —> расширенная группа —" весь классработа в малых группах с распределением ролейработа по рядам «цепочкой» — работа в парах сменного состава внутри малых группработа в парах сменного состава по вертикали.

Для реализации второго направления выделен путь включения национально-регионального компонента в содержание учебного предмета. Именно при таком подходе в комплексе осуществляется работа по принципам:

Красота = польза. Красота = наглядность. Красота = творчество.

Сближение содержания предмета с окружающим ребенка миром, показ математических закономерностей в природе, быту, на знакомых предметах способствует развитию не только специальных умений и навыков, но и личности в целом.

В качестве средства практической работы учителя предложено обращение к прикладному искусству якутского народа, как одной из составляющих духовного наследия народа, через: применение якутского орнамента в качестве наглядного, демонстрационного, творческого материала для отражения эстетического богатства математикиинтеграцию математики с предметами эстетического цикла, в частности с учебным предметом «Национальная культура коренных народов Якутии», благодаря чему происходит «вживление» в атмосферу уроков математики народных традиций, что способствует повышению уровня эстетической воспитанности учащихсятворческие задания для учащихся на новом содержательном уровне, способствующем максимальному приобщению учеников к поисково-исследовательской деятельности.

На основе проведенного логико-дидактического анализа содержания школьного курса математики при практической разработке и апробации технологии включения национально-региональных материалов в процессе обучения математике были выделены пять этапов в организационно-педагогической деятельности учителя.

На первом этапе. проведен анализ содержания и выбраны из него темы, имеющие возможность естественного, логичного включения национально-региональных материалов.

На втором этапе разработаны системы задач, объединяющие математику и культуру якутского народа.

На третьем этапе указаны некоторые практические пути интеграции математики и национальной культуры.

На четвертом этапе предложены рекомендации для учителя по творческим работам учащихся с новым содержанием, направленным на развитие и математических, и художественных способностей каждого ученика.

На пятом этапе разработан региональный государственный стандарт образовательной области «Математика» в составе группы под общим руководством академика В. С. Леднева (г.Москва).

Введение

регионального стандарта позволит формировать новое поколение коренного населения Севера, которое отвечало бы современным потребностям, а также реальным, сложившимся веками формам и способам хозяйствования. А это возможно, если при развитии традиционных отраслей и образа жизни в соответствии с новым современным технико-технологическим и организационным уровнем используются сложившиеся и проверенные многовековым опытом формы и способы хозяйственной и социальной жизни, в том числе, в области математического образования, опыт народной педагогики, основаны на национальной своеобразии.

Таким образом, в данном исследовании экспериментально апробирована и обоснована система эстетического воспитания учащихся на уроках математики, определены или показаны на практике пути и средства реализации принципов эстетического воспитания, при отслеживании результативности предложенной системы по различным методикам наблюдается положительная динамика как по учебным, так и по общим показателям.

Материалы эксперимента представляют собой первый опыт решения проблемы эстетического воспитания учащихся на уроках математики и могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения по предметам естественно-научного цикла. Следует отметить, что не все аспекты многогранной темы нашли достаточное освещение в данном исследовании, многие вопросы требуют дальнейшего изучения и анализа.

Перспективу дальнейшей исследовательской работы мы видим в решении проблем интеграции математики с предметами эстетического цикла и в поиске новых, нестандартных подходов в развитии творчества учащихся на уроках математики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Тела Платона //Учительская газета. 1996. N11. С. 16.
  2. Алгебра и начала-анализа: Учебник для 10−11 кл. средней школы/под ред. А. Н. Колмогорова. М.: Просвещение, 1991. 319 с.
  3. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 10−12 кл. вечерней школы/под ред. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989. 431 с.
  4. А.Д. Геометрия: Учебник для 8−9 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1991. 415 с.
  5. А.Е., Иванова А. В. В помощь начинающему учителю. Якутск. ПОП ЯГУ, 1984. 38 с.
  6. А.Е. Некоторые проблемы развития якутской математической терминологии. Якутск: Изд-во MHO PC (Я), 1992. 63 с.
  7. Ш. А., Коля гин Ю.М. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1993. 254 с.
  8. Амон&швили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 185 с.
  9. Т.П. Об использовании элементов народной педагогики во внеклассной работе по математике в начальных классах. Якутск. 1993. 66 с.
  10. Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994. 72 с.
  11. Г. П. Соотношение федерального и национального компонентов в государственных образовательных стандартах //Учительский вестник, 1993. 10.06. С. 1.
  12. Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Ситим, 1995. 56 с.
  13. Л.С. Геометрия: Учебник для 7−9 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1995. 334 с.
  14. Л.С. Геометрия: Учебник для 10−11 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1994. 206 с.
  15. Л.А. Обучение организации учебной деятельности на уроке //Математика в школе. 1990. N3. С.22−23.
  16. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжн. изд-во, 1979. 64 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 248 с.
  18. И. И. Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994. 128 с.
  19. М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1992. 351 с.
  20. М.И., Резник Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики / /Математика в школе. 1991. N1. С.4−8.
  21. Э.Т. Творцы математики. М.: Просвещение, 1979. 256 с.
  22. А.Д. Золотое сечение //Квант. 1973. N8. С.22−27, 34, 53.
  23. Н.М. О некоторых основных принципах преподавания математики //Математика в школе. 1985. N1. С.59−61.
  24. Блага Карел, Шебек Михаэл. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 515 с.
  26. А.Я. и др. Медюдика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М.: Просвещение, 1985. 336 с.
  27. А.Я. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. М.: Просвещения, 1987. 416 с.
  28. В.В. и др. Общая психология. М.: Просвещение, 1989. 384 с.
  29. В.Г. Математическая культура и эстетика //Математика в школе. 1982. N2. С.40−43.
  30. Ю.В. Введение в эстетику. М.: Советский художник, 1965. 190 с.
  31. Ю.В. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  32. Н.И. Как обучать математике. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
  33. Г. Б. Архитектура, устремленная в будущее. М.: Знание, 1977. 128 с.
  34. Н.И. Обучение — это общение //Народное образование Якутии. 1992. N2. С. 42−47.
  35. Н.Н. Виды самостоятельных работ на уроках математики. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. 17 с.
  36. Н.И. и др. Грани творчества Т.Е.Дуткиной. Якутск: Ситим, 1994. 32 с.
  37. И.Я. Загадки мира цифр и числе. Донецк: Сталкер, 1996. 448 с. 38. Бушканец М. Г., Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. 276 с.
  38. ., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика. М.: Мир, 1981. 248 с.
  39. Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990. 238 с.
  40. Н.Я. Функции в природе и технике. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  41. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. 143 с.
  42. Ф.С. Комбинации геометрических тел. Минск: Нар. асвета, 1991. 158 с.
  43. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974. 246 с.
  44. А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение. 1992. 335 с.
  45. А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. 224 с.
  46. Воспитательная система школы: аспект моделирования (Сост. Степанов Е. Н. и др. Псков: ПОИПКРО, 1994. 92 с.
  47. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  48. Р.С., Аммосова Е. Е. Народные истоки творчества. Якутск: Бичик, 1994. 94 с.
  49. И. и др. Математический фольклор. М.: Знание, 1987. 208 с.
  50. М. Математические новеллы. М.: Мир, 1974. 456 с.
  51. З.В. Роскошь человеческого общения //Народное образование. 1989. N3.
  52. Г. И. История математики в школе, 4−5 кл. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
  53. Г. И. История математики в школе, 7−8 кл. М.: Просвещение, 1982.240 с.
  54. Г. И. История математики в школе, 9−10 кл. М.: Просвещение, 1983. 351 с.
  55. .В. Введение в специальности математика. М.: Наука, 1994. 240 с.
  56. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990. 256 с.
  57. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  58. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск: Изд-во MHO, 1992. 80 с.
  59. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. 518 с.
  60. Декарт Рене. Правила для руководства ума. М.: Соцэкгиз, 1936. 174 с. 62. Демина Л. М. По законам красоты. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
  61. В.П. Геометрия и Марсельеза. М.: Знание, 1986. 256 с.
  62. И.Я. История арифметики. М.: Педагогика, 1982. 84 с.
  63. И.Я. Исторический элемент в преподавании математики в средней школе. Л., 1984. 220 с.
  64. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 190 с.
  65. Диалоги о воспитании /Под ред. В. Н. Столетова. М.: Педагогика, 1979. 320 с.
  66. Д. Избранные произведения. М.-Л.: Госполитиздат. 1951. С. 377.
  67. Я.С. Беседы о преподавании математики. М.: Просвещение, 1965. 236 с.
  68. В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: Изд-во КГУ, 1984. 197 с.
  69. В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М.: Педагогика, 1989. 203 с.
  70. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение. 1991. 190 с.
  71. В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса. Усть-Каменегорск: Просвещенец, 1992. 182 с.
  72. В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Демократическая система обучения по способностям. Красноярск: Изд-во КГУ, 1994. 182 с.
  73. В.К. Диалоги об обучении. Красноярск: Изд-во КГУ, 1995. 216 с.
  74. В.К. Современная дидактика. Содержание и формы организации обучения. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. 260 с.
  75. В.К. Современная дидактика. Новая и новейшая педагогические технологии. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. 333 с.
  76. Л.Н., Шарыгин Л. Ф. Наглядная геометрия / /Учебное пособие для учащихся 5−6 классов. М.: Мирос, 1995. 240 с.
  77. А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970.210 с.
  78. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. 239 с.
  79. Е.П. Национальная школа: концепция и технология развития //Доклады и материалы международной конференции в г. Якутске. М.: Просвещение, 1993, 318 с.
  80. Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. Якутск: Полиграф, 1993. 22 с.
  81. Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1970. 200 с.
  82. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 172 с.
  83. И.Г. ЭстСТика урока математики. М.: Просвещение, 1981. 79 с.
  84. Н.И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа.1988. 95 с.
  85. В.П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопросы философии. 1973. N11. С. 9−11.
  86. А.В. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 56 с.
  87. А.В. и др. Развитие личности в процессе математического образования //Народное образование Якутии. 1997. N2. С.44−48.
  88. А.П. Даю уроки математики. М.: Просвещение, 1992. 191 с.
  89. А.П., Рыбкин Н. А. Геометрия. Стереометрия: 10−11 кл. М.:1. Дрофа, 1995. 224 с.
  90. Н.А. Математика и действительность. М.: Изд-во МГУ. 1967. 124 с.
  91. В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  92. Т.Г. О воспитательной направленности обучения математики в школе. М.: Просвещение, 1988. 80 с.
  93. Г. С., Грейтцер C.JI. Новые встречи с геометрией. М.: Наука, 1978. 224 с.
  94. А.Н. Математика — наука и профессия. М.: Наука, 1988. 288 с.
  95. Л .А. Школа — Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья //Народное образование Якутии. 1997. N2. С.57−59.
  96. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т.1, — 656 с. Т. 2, — 576 с.
  97. Констанс Рид. Гильберт. М.: Наука, 1977. 368 с.
  98. Концепция развития школьного математического образования //Математика в школе. 1990. N1. С 2−4.
  99. Концепция обновления и развития национальных школ в Республика Саха (Якутия) за пять лет (1991−1996). Якутск. 1996. 50 с.
  100. .А. Увлечь детей математикой. М.: Просвещение, 1981. 98 с.
  101. .А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
  102. Кордемский Б. Ат-Великие жизни в математике. М.: Просвещение, 1995.192 с.
  103. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  104. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983. 370 с.
  105. Н.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 207 с.
  106. JI.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1985. 176 с.
  107. Ф. История числа П.М.: Наука, 1971. 216 с.
  108. К.Е. Геометрическая рапсодия. М.: Знание, 1984. 143 с.
  109. Дж. Математическая смесь. М.: Наука, 1973. 144 с.
  110. .Г. В «мире эстетики. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
  111. .Г. По законам красоты. М.: Современник, 1988. 471 с.
  112. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. С.269−300.
  113. А.В. О коммунистической воспитании. Киев. 1977. С. 35.
  114. А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 530.
  115. А.С. Педагогическая поэма. М.: Худ. лит-ра, 1987. 623 с.
  116. А.С. О воспитании. М.: Госполитиздат, 1990. 415 с.
  117. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми т. М.: Педагогика, 1983−86.120! Макаров Д. С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск. Книжн. изд-во, 1983. 120 с.
  118. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
  119. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1991. 239 с.
  120. Ю.Н., Миндюк Г. Н., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990. 272 с.
  121. П.В. Смотри в корень. М.: Наука, 1984. 288 с.
  122. К.А. Элементы историзма в преподавании математики в школе. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
  123. Математический цветник /Сост. и ред. Д. А. Кларнер. М.: Мир, 1983. 403 с.
  124. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. 351 с.
  125. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика /Под ред. В. А. Оганесян и Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1980. 368 с.
  126. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика /Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. 416 с.
  127. Л.Х. Из опыта применения рейтинговой системы оценки деятельности учащихся //Новая педагогическая технология и обучение по способностям. Красноярск, 1994. С. 108−111.
  128. Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983. 256 с.
  129. А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М.: Просвещение.1987. 192 с.
  130. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. 86 с.
  131. А.В. Общение школьника. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  132. Неустроев Б. Ф, Саха туоЬа. Якутск: Бичик, 1997. С. 18.
  133. .Ф. Якутские орнаменты. Якутск: Ситим, 1994. 72 с.
  134. В.А. Из истории алгебры XVI—XVII вв.. М.: Наука, 1979. 208 с.
  135. А.Г. О менталитете саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте- PC (Я), 1996. 147 с.
  136. Об опыте работы учителя Хазанкина Р. Г. //Математика в школе. 1987. N4. С.16−21.
  137. М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  138. А.А. Так удобнее, так лучше //Народное образование. 1993 N3−4. С.37−42.
  139. Основы эстетики и искусство знания. /Под ред. И. Л. Любинского и др. М.: Просвещение, 1973. 137 с.
  140. Г. К. Роль задач в процессе повторения школьного курса математики / /Роль и место задач в обучении математике: Сб. научных трудов /Сост. В. А. Оганесян. М.: НИИСиМО, 1977. 128 с.
  141. А.А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1988, 128 с.
  142. М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко. М.: Высшая школа, 1972. 352 с.
  143. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1982. 368 с.
  144. Передовой педагогический опыт «Математика Хазанкина Р.Г.». М.: Экспресс-информация, выпуск 10(154). 1987.
  145. Л.Ф. Воспитание школьников в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1981. С.83−87.
  146. А.В. Геометрия: Учебник для 7−11 кл. средней школы. М.: Просвещение, 16 989. 303 с.
  147. Дж. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. 464 с.
  148. Дж. Математическое открытие, М.: Наука, 1976. 448 с.
  149. Поспелов Н.Н.Н, Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  150. М.М. В поисках оптимального варианта. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  151. Программы средней общеобразовательной школы. Математика. М.: Просвещение, 1990. 78 с.
  152. И.М. Вопросы совершенствования методов обучения математике в условиях сельской школы //Пути улучшения математическойподготовки школьников: Сб. научных трудов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1987. С.3−13.
  153. В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности. М.: ВНМЦ НТ и МК СССР, 1985. 73 с.
  154. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 240- с.
  155. Рощина H. J1. Решёние задач различными способами — первый шаг к эстетическому восприятию геометрии / /Математика в школе. 1996. N3. С. 17:19.
  156. К.А. Возникновение и развитие математической науки. М. Просвещение, 1987. 159 с.
  157. Ю.А. Особенности умственной деятельности школьника. М.: Просвещение, 1962. 143 с.
  158. Н.М. Луначарский о воспитании. М.: Высшая школа. 1990.190 с.
  159. А.И. Нестандартные математика в школе. Якутск: Кудук, 1997. 56 с.
  160. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. С.333−400.
  161. Н.М. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. 140 с.
  162. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. Киев, 1983. 246 с.
  163. У.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1972. 192 с.
  164. П.И. Занимательные задачи по математике. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  165. Социально-педагогические проблемы народного образования. Сб. статей /Под ред. В. Ф. Афанасьева, Д. А. Данилова. Якутск: ЯГУ, 1977. 122 с.
  166. Д.Г. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1978. 336 с.
  167. В.А. Избранные произведения в 3-х т. Киев: Радяньска школа, 1979−80. Т.1−140 с. Т.2−352 с. Т.3−537 с.
  168. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979- 393 с.
  169. Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: Изд-во МГУ, 1975. 342 с.
  170. Теория и опыт обучения детей коренных народов традиционным видам прикладного искусства. Сб. статей /Сост. П. П. Кондратьев, Р. С. Мамаева. Якутск: Изд-во ИСКРО, 1995. 71 с.
  171. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  172. И.Ф. Математические умения социально универсальны //Роль и место задач в обучении математике: Сб. научных трудов /Сост. В. А. Оганесян. М.: Просвещение, 1977. 128 с.
  173. Т.П. Растительный орнамент в якутском народном искусстве XIX века //Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск, 1991. С.92−104.
  174. Т.П. Якутское орнаментальное искусство / /Культура народ-^ ностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986. С.220−235.
  175. Т.П. Якутский орнамент: традиции и современность //Народности Севера. Новосибирск, 1983. С. 170−172.
  176. В.И. и др. Эстетическое воспитание. М.: Высшая школа, 1979.288 с.
  177. Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке //Математика в школе. 1985. N2. С.21−23.
  178. К.Д. Архитектурное воплощение мировоззрения якутов. Якутск: Ситим, 1994. 34 с.
  179. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1993. 338 с.
  180. М.В. Народное искусство Якутии //Альбом. М: Художник РСФСР, 1984. 144 с.
  181. Р.Г. Какая красивая задача //Народное образование. 1990. N9. С. 16.
  182. А.Я. Педагогические статьи /Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Из-во АПН РСФСР, 1963.204 с.
  183. А.Я. О творческом подходе к материалу учебника / /Математика в школе. 1991. N9. С.12−15.
  184. Д.С. Задача пришла с картины. М.: Наука, 1974. 158 с.
  185. A.M. Воспитание прекрасны. М.: Молодая гвардия, 1984. 191 с.
  186. Философия и мировоззрение /Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990.528 с.
  187. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. 1960 с.
  188. Л.М. Учитесь учиться математике. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
  189. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  190. Г. Математика как педагогическая задача. М.: Просвещение, 1982. 208 с.
  191. Чернышевский Hrf. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1950. 856 с.
  192. К.С. Новые горизонты развития народной педагогики Якутии //Учительский вестник. 13.01.1994. С. 2.
  193. И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. М.: Мирос, 1992. 208 с.
  194. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  195. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 336 с. 202. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Киев, 1991. 241 с.
  196. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  197. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессет-Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. 196 с.
  198. Школьникам о математике и математиках /Сост. М. М. Лиман. М.:1. Просвещение, 1981. 80 с.
  199. А.Н. Эстетика арифметической задачи //Математика в школе. 1982. N2. С. 47.
  200. .П. О технологии творческого обучения / /Математика в школе. 1990. N6. С. 15−18.
  201. П.М. Преподавание математики в школе. М.: Просвещение, 1978. 303 с.
  202. Эстетика сегодня~~(актуальные проблемы). М.: Искусство, 1971. С. 374−447.
  203. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  204. И.М. Математика и реальный мир. М.: Знание, 1978. 447 с.
  205. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  206. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  207. А.Ф. Математика? — Забавно! М.: Знание, 1992. 144 с. 1. Рис. 131. Рис 141. Hi
Заполнить форму текущей работой