Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие теории и методов управления промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта углеводородов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нужно отметить, что в нашей стране работы по стратегии управления рисками с привлечением новых подходов из области фундаментальных наук были начаты в 1997 г. по инициативе МЧС России. В них участвуют исследователи из Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Института машиноведения им. A.A. Благонравова РАН, Института проблем управления РАН, Международного института теории прогноза… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Общие сведения об аварийности на трубопроводном транспорте и о методах управления промышленной безопасностью трубопроводного транспорта
    • 1. 1. Анализ аварий на трубопроводном транспорте
    • 1. 2. Управление промышленной безопасностью. Общие сведения
    • 1. 3. Постановка задачи исследования
  • 2. Совершенствование методов анализа промышленной безопасности производств трубопроводного транспорта (на примере резерву арного парка)

2.1 Общие сведения о методах анализа промышленной безопасности, уровне промышленной безопасности предприятий нефтегазовой отрасли и организации на них сбора и анализа данных о безопасности технологических процессов

2.2 Методика выбора информативных параметров и процедура сбора данных о безопасности технологического процесса на производствах нефтегазовой отрасли

2.3 Метод диагностики нарушений технологических процессов в нефтегазовой отрасли, которые потенциально могут явиться причиной возникновения аварии или отказа технологического оборудования

2.4 Разработка формализованных моделей анализа развития аварий на производствах нефтегазовой отрасли на базе «деревьев отказов» и «деревьев событий»

2.5 Анализ методов расчета поражающего воздействия «огневого шара» на опасном производственном объекте

2.6 Оценка вероятности аварий с наиболее тяжелыми последствиями на трубопроводном транспорте

3 Управление промышленной безопасностью объектов трубопроводного транспорта на основе изменения их информационной энтропии

3.1 Теоретические основы управления промышленной безопасностью объектов трубопроводного транспорта на основе изменения их информационной энтропии

3.2 Решение задачи уменьшения информационной энтропии газоперекачивающего агрегата

4 Управление промышленной безопасностью магистральных нефтепроводов на этапе проектирования

4.1 Модель выбора оптимальной трассы магистрального нефтепровода на основе использования критерия минимизации техногенного риска

4.2 Реализация на ЭВМ модели выбора оптимальной трассы магистрального нефтепровода

5 Управление промышленной безопасностью предприятий трубопроводного транспорта на основе использования страхового механизма снижения риска

5.1 Организация страховой защиты как элемента управления промышленными рисками

5.2 Разработка и реализация на ЭВМ модели страхования риска эксплуатации магистрального трубопровода

Развитие теории и методов управления промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта углеводородов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление промышленной безопасностью — новая отрасль знаний, как по постановке задач, так и по методам их решения. Хотя, как будет показано ниже, люди еще в XV веке начали решать задачи, связанные с техническим риском — риском морских экспедиций. А уже в XX веке, когда была создана техническая сфера жизнедеятельности человека и произошли крупнейшие техногенные катастрофы в Великобритании, Индии, Италии, СССР, США, решение задачи управления рисками техногенных катастроф стало вопросом выживания цивилизации. Важным было и уже сформировавшееся во многих развитых странах к этому времени отношение к человеческой жизни как к высшей ценности. Такое отношение к жизни человека является основным постулатом современной европейской мысли, прошедшей в своем развитии эпохи Возрождения и Просвещения.

Одним из первых международных документов в сфере промышленной безопасности стала Декларация Севезо «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Директива Совета ЕЭС 82/50/ЕЭС, 96/82/ЕЭС), основным положением которой являлось создание нормативных требований по предотвращению аварий на крупных и особо опасных производствах.

В ней впервые введена практика представления декларации безопасности и сформулированы требования к ее содержанию. Согласно Директиве, каждое государство должно систематизировать типовую информацию об опасностях объектов и разрабатывать требования по минимизации этих опасностей.

В 90-х годах XX века был принят уже целый ряд международных документов, направленных на предотвращение крупных аварий, в частности: Конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», Конвенция МОТ № 474 «О предотвращении крупных промышленных аварий».

В нашей стране сфера промышленной безопасности в последние годы также получила развитие, в частности была введена процедура декларирования промышленной безопасности так называемых опасных производственных объектов.

Предприятия трубопроводного транспорта углеводородов относятся к категории опасных производств. Как показывает статистика аварийности, аварии на магистральных трубопроводах могут иметь как незначительные, так и катастрофические последствия. Наиболее катастрофической по своим последствиям была авария на магистральном продуктопроводе под Улу-Теляком в 1989 году. Произошедшая разгерметизация продуктопровода привела к взрыву и пожару, которые повлекли за собой гибель 573 человек, 623 человека получили ранения, полностью были разрушены два пассажирских железнодорожных состава и пути в эпицентре взрыва. Многие крупные аварии на магистральных трубопроводах приводили к серьезному экологическому ущербу. Поэтому одной из основных задач, которые приходится решать на всех стадиях жизненного цикла этих производств, является задача повышения эффективности управления промышленной безопасностью магистральных трубопроводов. При этом речь идет об особом внимании к управлению промышленной безопасностью производств на этапе их проектирования.

Нужно отметить, что в нашей стране работы по стратегии управления рисками с привлечением новых подходов из области фундаментальных наук были начаты в 1997 г. по инициативе МЧС России. В них участвуют исследователи из Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Института машиноведения им. A.A. Благонравова РАН, Института проблем управления РАН, Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики, Московского физико-технического института, Московского и Ярославского государственных университетов.

Разработке методов оценки риска и управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов посвящены работы отечественных ученых: Акимова В. А., Азметова Х. А., Александрова A.A.,.

Бородавкина П.П., Березина В. Л., Брушлинского H.H., Генделя Г. Л., Грищенко А. И., Гумерова P.C., Гумерова K.M., Елохина А. Н., Идрисова Р. Х., Козлитина A.M., Котляревского В. А., Кузеева И. Р., Ларионова В. И., Легасова В. А., Лисанова М. В., Мартынюка В. Ф., Махутова H.A., Нугаева Р. Я., Печоркина A.C., Прусенко Б. Е., Сафонова B.C., Шарафиева Р. Г., Швыряева A.A. и др.

Отметим, что актуальная задача повышения эффективности управления промышленной безопасностью магистральных трубопроводов состоит не только в разработке математических моделей их безаварийной эксплуатации, но и в необходимости совершенствования моделей анализа риска эксплуатации этих производств.

Целью работы является развитие теоретических основ управления промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта и разработка методических основ повышения эффективности управления промышленной безопасностью на магистральных газои нефтепроводах.

Задачи исследования:

1. Усовершенствовать существующие методики анализа промышленной безопасности на предприятиях трубопроводного транспорта как обязательного этапа процесса управления промышленной безопасностью на основе системного подхода и современных информационных технологий, а именно:

— разработать методику выбора информативных параметров и процедуру сбора данных о безопасности технологического процесса на предприятиях трубопроводного транспорта;

— разработать метод диагностики нарушений технологических процессов, которые потенциально могут явиться причиной возникновения аварии или отказа технологического оборудования на основе теории нейронных сетей;

— разработать формализованную модель анализа развития аварий на предприятиях трубопроводного транспорта на базе «деревьев событий».

2. Сформулировать теоретические основы управления промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта на основе современных положений теории систем.

3. Показать справедливость полученных системных закономерностей управления промышленной безопасностью на трубопроводном транспорте на примере анализа эксплуатации магистрального трубопровода.

4. Разработать методические подходы к повышению эффективности управления промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта на этапах их проектирования и эксплуатации.

Научная новизна:

1. Научно обосновано положение об управлении промышленной безопасностью на предприятиях трубопроводного транспорта на основе закономерностей изменения информационной энтропии в открытой системе. На примере впервые поставленной и решенной задачи уменьшения количества возможных состояний технической системы «газотурбинная установка» с 5 до 4, которое компенсируется увеличением степени открытости данной системы на 0,17 932 бит, показана справедливость данного теоретического положения.

Разработанная математическая модель получения уточненных газодинамических характеристик газотурбинной установки позволяет уменьшить количество возможных состояний данной технической системы. При этом впервые получены уточненные газодинамические характеристики нагнетателей газотурбинных установок в условиях их эксплуатации.

2. Разработан новый метод диагностики нарушений технологического процесса хранения нефтепродуктов в резервуаре, которые потенциально могут явиться причиной возникновения аварии или отказа технологического оборудования, на основе применения искусственной нейронной сети Хопфилда.

3. Разработан новый классификатор веществ, обращающихся на предприятиях трубопроводного транспорта, на основе видов их огневого превращениявещества подразделены на 4 класса, для каждого класса веществ построено характерное «дерево событий», описывающее набор возможных сценариев развития аварии.

4. Предложена и программно реализована усовершенствованная модель выбора трассы трубопровода по критериям социального, экологического ущербов и величины стоимости прокладки.

5. Разработана и программно реализована усовершенствованная модель расчета страхового тарифа для страхования гражданской ответственности риска эксплуатации объектов трубопроводного транспорта на основе обработки экспертных оценок уровня промышленной безопасности с помощью алгоритмов нечеткой логики. Модель позволяет подбирать страховой тариф индивидуально для каждого производства в зависимости от уровня его промышленной безопасности в условиях отсутствия апостериорных данных об отказах и авариях.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1 Для повышения достоверности «деревьев отказов» технологического оборудования предприятий трубопроводного транспорта разработана методика выбора информативных параметров и процедура сбора данных о безопасности технологического процесса.

2 Разработан метод диагностики нарушений технологических процессов на основе применения искусственной нейронной сети Хопфилда. Метод реализован на примере информационно-аналитического комплекса сбора данных о безопасности технологического процесса «хранение бензина в резервуаре».

3 Проведена формализация модели развития аварий на производствах трубопроводного транспорта на базе «деревьев событий».

4 Доказано, что уменьшение энтропии технической системы должно сопровождаться увеличением степени ее открытости. В противном случае система будет стремиться вернуться к своему равновесному уровню по показателю информационной энтропии и это может сопровождаться авариями и отказами оборудования. Уменьшение энтропии технической системы достигается уменьшением количества состояний, в которых она может находиться. Степень открытости представляет собой количество информации, которой система обменивается с окружающей средой. Информационная энтропия при этом рассматривается как энтропийная характеристика технической системы.

5 Показано, что уменьшение информационной энтропии технической системы «газоперекачивающий агрегат» на 0,4 491 Хартли сопровождается одновременным увеличением степени ее открытости на 0,17 932 бит.

6 Предложена и реализована на ЭВМ модель выбора трассы магистрального нефтепровода на этапе проектирования по критерия ущерба от возможной аварии и стоимости строительства.

7 Предложена и реализована на ЭВМ модель выбора страхового тарифа при страховании гражданской ответственности эксплуатации магистрального.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Информационный бюллетень федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 2007. — № 5 — С. 5071.
  2. В.А., Воробьев Ю. Л., Сапов С. С. и др. Управление риском-М.: Наука, 2000.-431 с.
  3. М.В. Промышленные взрывы. Оценка и предупреждение М.: Химия, 1991. — 432 с.
  4. М. В. Соколов В.М., Кац М.И. Аварии в химических производствах и меры их предупреждение М.: Химия, 1976 — 368 с.
  5. Ю.Л., Малинецкий Г. Г., Махутов H.A. Теория и технологии обеспечения безопасности. Подход с позиций нелинейной динамики. Часть 1 //Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -1998.- № 11.- С. 5−212.
  6. Г. Г. Управление риском и редкие катастрофические события //Математическое моделирование 2002 — № 8 — Т. 14.
  7. Г. Г. Теория риска и безопасности с точки зрения нелинейной динамики и системного анализа //Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций М.: ИПМ РАН — 1998 — С. 216−241.качества: Словарь-ИСО, 1994.
  8. ЕОК 6−89. Словарь терминов в области общего руководства качеством Русская версия.- 6-е изд. Европейская организация по качеству, 1989.
  9. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах: Утв. Правительством РФ 10.03.99 //Безопасность труда в промышленности 1999.- № 9 — С. 55−57.
  10. В.Г. Обеспечение безопасности эксплуатации нефтегазодобывающего оборудования на основе использования информационно-измерительных систем: Дис. .канд. техн. наук- Уфа, 2001.-177 с.
  11. В.Я. Повышение эксплуатационной надежности и энергетической безопасности технологических процессов нефтедобычи: Дис. .канд. техн. наук -Уфа, 2002 197 с.
  12. B.C., Белашов В. Р. Автоматизированная система обеспечения безопасной эксплуатации нефтехимических объектов //Безопасность труда в промышленности 1996.- № 7 — С. 21−22.
  13. Разработка и внедрение интегрированной автоматизированной системы управления цехом поддержания пластового давления (ЦППД-1) и цехом электроснабжения (ПРЦЭиЭ) НГДУ «Джалильнефть».- Уфа: ОАО «Нефтеавтоматика», 1999 96 с.
  14. Отчет по НИР «Технические предложения по концепции интегрированной системы управления технологическим комплексом транспорта нефти».- Уфа: ОАО «Нефтеавтоматика», ЦНиТО «Сигнал», 2003.-8 с.
  15. С., Прибыл Б. Oracle PL/SQL для профессионалов, 3-е изд.- СПб.: Питер, 2004, — 941 с.
  16. Пейдж, Вильям Дж. и др. Использование Oracle8/8i. Специальное издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000 1024 с.
  17. РД 50−680−88. Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения /Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Информационная технология.-М., 1991,-С. 38−45.
  18. Рей У. Методы управления технологическими процессами- М.: Мир, 1983.-368 с.
  19. В.В., Тумаркин В. Н. Теория сложности и проектирование систем управления-М.: Наука, 1990 168 с.
  20. Хотка Д. Oracle8i на примерах.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.-416 с.
  21. JI.T. и др. Автоматизация производственных процессов в химической промышленности-М.: Химия, 1991.-480 с.
  22. И.М., Орехов Ю. В. Классификация при неполной информации о вероятностных характеристиках классов. Уфа: Издательство научно-производственной фирмы «Технология», 1996 — 43 с.
  23. И.И., Мазуров В. Д. Нестационарные процессыматематического программирования-M.: Наука, 1979−288 с.
  24. Ту Дж., Гонсалес Р. Принципы распознавания образов /Пер. с англ.: под. ред. Журавлева Ю.И.- М.: Мир, 1976 511 с.
  25. М.А., Браверманн Э. Н., Розоноер Л. И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин-М.: Наука, 1970.-240 с.
  26. В.Н., Червоненкис А. Я. Теория распознавания образов.-М.: Наука, 1974.-415 с.
  27. Горелик A. JL, Гуревич И. Б., Скрипкин В. А. Современное состояние проблемы распознавания. Некоторые аспекты М.: Радио и связь, 1985.- 162 с.
  28. P.C. Программирование и использование цифровых вычислительных машин М.: Мир, 1966 — 644 с.
  29. Фу К. С. Структурные методы в распознавании образов М.: Мир, 1977.-319 с.
  30. А.И. Нейрокомпьютеры. Кн. 3: Учеб. Пособие для вузов /Общая ред. А. И. Галушкина, — М.: ИПРЖР, 2000.- 528 с.
  31. Л.Г., Максимов А. В. Нейрокомпьютеры: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.- 320 с.
  32. Сигеру Омату, Марзуки Халид, Рубия Юсоф. Нейроуправление и его приложения /Пер. с англ. Батина Н.В.- Под ред. Галушкина А. И., Птичкина В. А, — М.: ИПРЖР, 2000, — 272 с.
  33. Hopfield J.J. Neural Networks and Physical Systems with Emergent Collective Computational Abilities //Proc. of the National Academy of Science-1982.- 79,-P. 2554−2558.
  34. Hopfield J.J. Neurons with Graded Response Have Collective Computational Properties Like Those of Two-State Neurons //Proc. of the National Academy of Science.- 1982, — 81.-P. 3088−3092.
  35. A.C., Громов В. Н. Теоретические основы общего логико-вероятностного метода автоматизированного моделирования систем СПб.: БИТУ, 2000, — 145 с.
  36. В.Н., Денисов О. Г., Тарасенко В. А. Анализ риска аварий и чрезвычайных ситуаций на нефтегазодобывающих предприятиях один из рычагов снижения аварийности //Безопасность труда в промышленности-2004.- № 4.- С. 20−22.
  37. Л.Г., Дадонов Ю. А., Гетманский М. Д. и др. Оценка риска при эксплуатации межпромысловых трубопроводов Западной Сибири //Безопасность труда в промышленности 1999.- № 8 — С. 49−51.
  38. С.А., Стрелюхина А. Н., Теплов А. Ф. Некоторые аспекты оценки безопасности опасных производственных объектов //Безопасность труда в промышленности 2002, — № 1.- С. 38−41.
  39. РД 03−315−99. Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней: Утв. Госгортехнадзором России 07.09.99 М., 1999.
  40. РД 03−357−00. Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта М.: Госгортехнадзор России, 2000.- 110 с.210
  41. ПБ 09−540−03. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств: Утв. Госгортехнадзором России 2003.- М., 2003.
  42. В.А., Шаталов A.A., Хануков Х. М. Безопасность резервуаров и трубопроводов-М.: Экономика и информатика, 2000.- 555 с.
  43. A.A. Управление промышленной безопасностью М.: КМК ЛТД, 2000.- 320 с.
  44. Д.В., Сучков В. П., Шаталов A.A. Стандартизация в области обеспечения взрывопожаробезопасности технологий хранения нефти и нефтепродуктов //Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность-М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996.-96 с.
  45. В. Л., Кузин A.B. Предупреждение аварий в нефтеперерабатывающих и нефтехимических производствах— М.: Химия, 1984.- 248 с.
  46. М.И. Безопасная эксплуатация оборудования на открытых площадках-М.: Химия, 1978.-202 с.
  47. М.В., Соколов В. М. Предупреждение аварий в химических производствах М.: Химия, 1979.
  48. Г. Я. Коррозионная стойкость материалов в агрессивных средах химических производств М.: Химия, 1975 — 816 с.
  49. А. Н. Анализ и управление риском: теория и практика М.: Изд-во страховой группы «Лукойл», 2000 — 185 с.
  50. В. Основные опасности химических производств: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991, — 672 с.
  51. Ю.Л. Безаварийность и диагностика нарушений в химических производствах М.: Химия, 1990 — 143 с.
  52. М.В. Энтропия и информация— М.: Наука, 1 986 192 с.
  53. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное М.: Едиториал УРСС, 2003 — 344с.
  54. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления».- М.: СИНТЭГ, 2000.
  55. В.И. Синергетические методы и модели структурообразования в открытых: Дис. .д-ра техн. наук Таганрог, 2 006 255 с.
  56. L.Szilard, Z.f.Physik, 53, 840 (1929).
  57. П. Развитие и приложения понятия энтропии: Пер. с франц. М.: Наука, 1967, — 280 с.
  58. A.M. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов.-Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001.- 168 с.
  59. А., Михеев А., Волков М. Спутник газовика.- М.: Недра, 1988,-С. 98−268.
  60. М.Ю. Система противопомпажного регулирования и управления фирмы компрессор контроле корпарейшн «ССС».- Екатеринбург: 1999.- 65 с.
  61. А., Гофман В., Мещеряков Е., Никифоров В. Delphi 7.-СПб.: БХВ-Петербург, 2003.-1216 с.
  62. З.Т. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов.- М.: Недра, 1982.- С. 40−60.
  63. Гусейн-Заде М.А., Юфин В. А. Неустановившееся движение нефти и газа в магистральных трубопроводах.- М.: Недра, 1981. С. 5−47.
  64. А.И., Султанов Н. Ф. Расчет режимов работы компрессорной станции.- Уфа: УГНТУ, 1997.- 25 с.
  65. В.А., Позняк Э. Г. Линейная алгебра.- М.: Наука, 1999.- 296с.
  66. E.H. Статические методы построения эмпирических формул.- М.: Высшая школа, 1992.- 224 с.
  67. СНиП 2.05.06−85. Магистральные трубопроводы. ВНИИСТ Миннефтегазстроя. 1985.
  68. ОР-13.020.00-КТН-011−07. Экологическая политика ОАО «АК «Транснефть». Технологический регламент. М.: ОАО «АК «Транснефть», 2007.
  69. ПБ 03−246−98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Госгортехнадзора России. 1998.
  70. Г. Г., Коробков Г. Е. и др. Трубопроводный транспорт нефти. М.: Недра, 2002. — Т. 1−2.45 7.3−1030−0.002−2006. Определение сметной стоимости строительства объектов системы ОАО «АК «Транснефть». М.: ВНИИСТ, 2006.
  71. МДС 81−25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве.
  72. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты магистрального транспорта нефти. М.: Госстрой России, 1997.
  73. ГОСТ Р12.3.047−98. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля-Введ. 01.01.2001.
  74. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. Введ. Приказом Минтопэнерго от 01.11.95.
  75. РД 03−496−02. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах. М.: Госгортехнадзор России.
  76. , С.Я. Аналитические и процедурные модели компоновки оборудования промышленных производств. /С.Я.Егоров. М.: Машиностроение-1, 2007. 104 с.
  77. Д.В., Фазлетдинов Р. А. О выборе трассы магистрального нефтепровода по критериям социального и экологического ущербов //Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов -2010-№ 2.- С. 79−84.
  78. Д.В., Кизина И. Д., Фазлетдинов P.A. О постановке и вариантах решения многокритериальных и оптимизационных задач в нефтегазовых проектах //Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности 2009 — № 4 — С. 56−60.
  79. Д.В., Фазлетдинов P.A. Программная реализация метода выбора трассы магистрального нефтепровода по критерию ущерба от аварии //Нефтегазовое дело.- 2011.- Т.9.- № 1. С. 11−14.1. К разделу 5:
  80. A.M., Попов А. И. Методы технико-экономической оценки промышленной и экологической безопасности высокорисковых объектов техносферы. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. — 216 с.
  81. И.Р. Кузеев, P.P. Тляшева, К. А. Ильин Управление промышленной безопасностью опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли //Нефтегазовое дело.- 2007.- № 1- С. 203.
  82. В.Н., Грацианский Е. В., Дзюбко С. И., Щепкин A.B. Модели и механизмы управления безопасностью. М.: Изд-во СИНТЕГ, 2001.- 160 с.
  83. А.Б. Гелиев Страхование рисков в магистральном нефтепроводном транспорте // Трубопроводный транспорт нефти. 2007. — № 5. — С. 27
  84. К. Основы страховой статистики М.: Анкил, 1992.
  85. В. Методы разработки тарифов по долгосрочному страхованию жизни //Страховое ревю 1998 — № 9 — С. 27−34.
  86. Э.Т., Попова A.A. Страхование жизни: тарифы и резервы взносов (финансовые основы страхования жизни): Практ. пособие. -М.: Анкил, 2000.
  87. A.A. Математика страхования жизни. СПб.: Ин-т страхования, 1999.
  88. В.Б. Основы финансовой и страховой математики М.: Дело, 1998.
  89. Методика расчета страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни: Приказ Росстрахнадзора от 28.06.96 г.,№ 02−02/18. М., 1996.
  90. Порядок расчета тарифов по страхованию жизни с условием выплаты страховой ренты: Письмо Росстрахнадзора от 12.09.96 г. № 08/5−71р/05.
  91. В.И. Актуарные расчеты. М.: Финстатинформ, 1996.
  92. Г. И. Математические основы теории страхования жизни и пенсионных схем. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Анкил, 2002.
  93. Управление рисками в России Электронный ресурс. /Проект: ЭкспертРА, 2002. Режим доступа: http://www.risk-manage.ru/case/casel6/, свободный Загл. с экрана. — Яз. рус.
  94. И.В., Лисанов М. В. К вопросу о надежности страховых компаний, участвующих в страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты //Безопасность труда в промышленности 2000 — № 6 — С. 19.
  95. И.В., Лисанов М. В., Печеркин A.C., Сидоров В.И.
  96. Декларирование промышленной безопасности и страхование ответственности от аварий на опасных производственных объектах. Тезисы Научного форума «Природно-техногенная безопасность Сибири», (Красноярск, 30 ноября — 2 декабря 2001).
  97. A.A., Кручинина И. В., Кловач Е. В. Регистрация опасных производственных объектов и страхование гражданской ответственности при их эксплуатации //Безопасность труда в промышленности 2001.- № 1.- С. 60.
  98. И.В., Печеркин A.C. Принципы организации и функционирования пулов по страхованию крупных промышленных рисков //Безопасность труда в промышленности 2001 — № 2 — С. 14.
  99. И.В., Печеркин A.C., Сидоров В. И. Добровольное страхование ответственности экспертных организаций, действующих в области экспертизы промышленной безопасности //Безопасность труда в промышленности.- 2002.- № 7.- С. 40.
  100. И.А. Разработка системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов: Дис. .д-ра техн. наук Москва, 2006 — 231 с.
  101. В.Н., Шуплякова А. Ю. Страховая статистика: состояние и перспективы //Надежность и контроль качества 1999 — № 1- С. 64−70.
  102. Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях.-В кн.: Вопросы анализа и процедуры принятия решений.- М.: Мир, 1976. С. 172−215.
  103. А. Нечеткое моделирование в среде МАТЪАВ и Ш^ТЕСН. СПб: БХВ-Петербург. 2003. 736с.
  104. А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные.- М.: Знание, 1980.-64 с.
  105. С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой информации.- М.: Наука, 1981.- 206 с.
  106. Прикладные нечеткие системы /Асаи К., Ватада Д., Иваи С. и др./Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугено.- М.: Мир, 1993. 368 с.
  107. А.П. Интеллектуальные технологии идентификации: нечеткая логика, генетические алгоритмы, нейронные сети.— Винница: УНИВЕРСУМ. Винница, 1999. — 320 с.
  108. А.П., Штовба С. Д. Нечеткая надежность алгоритмических процессов Винница: Континент-ПРИМ, 1997. 142 с.
Заполнить форму текущей работой