Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ действий сотрудников МЧС в экстремальных ситуациях показывает, что в некоторых случаях имеет место нерешительность сотрудников при выполнении аварийно-спасательных работ, неумение быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и действовать тактически грамотно. Имеющимися иногда фактами некачественного выполнения служебно-боевых задач являются недостаточная физическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научно-теоретический анализ проблемы формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к условиям риска профессиональной деятельности
    • 1. 1. Характеристика видов чрезвычайных ситуаций и условий профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России
    • 1. 2. Стресс как фактор психологического воздействия на человека
    • 1. 3. Психологическая устойчивость как средство повышения готовности к условиям риска
  • ГЛАВА 2. Задачи и методы исследования
  • ГЛАВА 3. Научное обоснование построения комплексной программы формирования психологической готовности курсантов к условиям риска
    • 3. 1. Проблема формирования психологической готовности человека к условиям риска профессиональной деятельности
    • 3. 2. Механизмы психологической готовности
    • 3. 3. Научное обоснование построения комплексной программы формирования психологической готовности курсантов к условиям риска
    • 3. 4. Методологические основы построения комплексной программы формирования психологической готовности курсантов
  • ГЛАВА 4. Экспериментальная проверка эффективности комплексной программы формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России
  • 4−1- Экспериментальная проверка программы формирования профессионально важных качеств курсантов вузов МЧС
  • России
    • 4. 2. 131 Критерии и оценка профессиональной подготовленности курсантов вузов МЧС к предстоящей профессиональной деятельности
    • 4. 3. Результаты психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности курсантов

Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Профессиональная деятельность личного состава МЧС проходит в экстремальных условиях при ликвидации последствий стихийных бедствий природного, техногенного и социального (криминального) характера, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан и сотрудников и самих сотрудников.

Для выполнения этих сложных задач, стоящих перед министерством, требуются специалисты, способные ориентироваться в различных отраслях деятельности, имеющие знания, умения и навыки, достаточные для решения сложного комплекса научных, инженерно-технических, правовых, психолого-педагогических, экономических, экологических, социально-политических и управленческих проблем.

В этих условиях для выполнения служебно-боевых задач от личного состава МЧС России требуется мобилизация как физических, так и психофизиологических резервов, готовность к четким и грамотным, высокопрофессиональным действиям, в том числе в экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья.

Однако в настоящее время возникло противоречие между требованиями к высокому профессионализму сотрудников МЧС России, и недостаточной подготовленностью выпускников вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях.

Анализ действий сотрудников МЧС в экстремальных ситуациях показывает, что в некоторых случаях имеет место нерешительность сотрудников при выполнении аварийно-спасательных работ, неумение быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и действовать тактически грамотно. Имеющимися иногда фактами некачественного выполнения служебно-боевых задач являются недостаточная физическая и морально-психологическая подготовленность.

Особая роль в выполнении задач совершенствования профессиональной подготовки принадлежит учебным заведениям МЧС России, перед которыми поставлена задача формирования у курсантов, слушателей высоких моральноволевых, боевых, физических и профессионально-прикладных качеств для решения различных оперативно-служебных задач.

Актуальной задачей нашего исследования явилась попытка решить в сложный переходный период выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера проблему формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска.

Анализ изучаемой проблемы показал, что частный опыт подготовки специалистов требует обобщения имеющегося опыта, и построения целостной системы профессиональной подготовки курсантов с учетом новых условий деятельности и повышенных требований к профессионально важным морально-волевым и психологическим качествам сотрудников МЧС России.

Все эти причины и определили актуальность данной работы.

Исследования по рассматриваемой проблеме проводились в течение 20 042 008 годов на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Всего обследовано более 300 человек.

Объект исследования — курсанты вузов МЧС России в ходе учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования — процесс формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России в процессе боевой подготовки.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке эффективной комплексной программы формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс вузов МЧС России комплексной программы формирования психологической готовности курсантов обеспечит не только приобретение профессионально-важных качеств, необходимых сотруднику МЧС, но и формирование психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности в условиях риска.

Задачи исследования:

1. Выявить противоречия и закономерности, определяющие требования к системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России в современных условиях.

2. Изучить виды экстремальных ситуаций, условия и характер их воздействия на личный состав МЧС в ходе выполнения служебных обязанностей, уточнить и обосновать квалификационные требования к морально-волевым и психологическим качествам выпускника вуза МЧС России в рамках модели личности специалиста.

3. Выявить и эмпирически обосновать пути и средства эффективного формирования морально-психологических качеств курсантов в целях обеспечения их психологической готовности к действиям в условиях риска.

4. Разработать и теоретически обосновать модель комплексной программы формирования психологической готовности курсантов к предстоящей профессиональной деятельности в условиях риска.

5. Разработать систему критериев по оценке уровня психологической готовности курсантов вузов МЧС России к действиям в особых условиях на различных этапах обучения.

Методология исследования основывается на диалектико-материалистическом подходе к изучению объективной действительности и заключается в применении материалистической теории познания, принципов комплексности и системности развития, единства логического и исторического.

В основе комплексного и системного подходов к исследованию теории и методики обучения действиям в экстремальных ситуациях как системы и как процесса, с одной стороны лежит материалистический принцип иерархичности, а с другой — гносеологическая возможность фокусировать познание элементов системы на новом, качественном уровне. Такой подход позволил изучать процесс подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях как развивающуюся педагогическую систему в тесном взаимодействии с боевой, физической подготовкой и с другими педагогическими системами. Выявленные противоречия рассматривались как источник развития данной системы, определяя ведущие тенденции дальнейшего ее совершенствования. Для решения поставленных в работе задач в качестве теоретической платформы исследования использованы теории и педагогические идеи:

— принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о комплексном подходе к изучению человека (Н.В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Ю. Рыбников, В. А. Якунин и др.);

— фундаментальные принципы отечественной психологии — принцип развития, единства сознания и деятельности, единства внешней и внутренней детерминации и др. (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.);

— формирования психологической готовности к профессиональной деятельности (И.П.Павлов, В. Д. Небылицин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.).

— научное обоснование, методологические и методические подходы к решению проблемы формирования психологической готовности специалистов силовых ведомств, а также общие принципы и история развития военного профессионального образования (В.С.Артамонов, В. А. Бодров, Р. Н. Коробов, В. Л. Марищук, В. А. Пухов, М. М. Решетников, В. Ю. Рыбников и др.);

— принципы гуманистической психологии и педагогики, идеи личностно-ориентированного обучения и субъективного подхода к его научному анализу (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, С. Л. Братченко, А. Маслоу, А. А. Реан, К. Роджерс, В. Я. Слепов, К. Н. Хабибуллин и др.);

— представление о деятельности, как основе общего психического и познавательного развития человека (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.);

— подход к обучению, как к процессу управления психическим развитием человека (Б.Г.Ананьев, В. И. Муша, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.);

— исследования в области учебно-педагогических технологий и тренингов (Ю.Г.Баскин, В. П. Беспалько, А. А. Грешных, Ю. Н. Емельянов, С. И. Макшанов, Л. А. Петровская и др.);

— исследования по проблемам психических состояний личности и психологической защиты личности в условиях риска профессиональной деятельности (С.П.Иванова, Л. Г. Почебут, Ю. С. Шойгу и др.)

Методы исследования. Общенаучные и психолого-педагогические методы: системный анализ, психологический анализ деятельности, профессиогра-фия, психологическое тестирование, педагогический констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической статистики при обработке экспериментальных данных, а также общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез.

Данные методы взаимосвязаны: они взаимно дополняли друг друга, что обеспечило надежность и валидность полученных результатов.

Выбор методов обусловлен теоретической концепцией исследования, стремлением более разносторонне изучить деятельность и психологические характеристики испытуемых в процессе формирования их психологической готовности к действиям в условиях риска.

Научная новизна заключается:

• в разработке и теоретическом обосновании эффективной комплексной программы формирования психологической готовности курсантов в процессе боевой подготовки;

• в научном обосновании квалификационных требований к морально-волевым и психологическим качествам выпускника вуза МЧС России и уточнении модели личности специалиста;

• в научном обосновании содержания и направленности процесса формирования у курсантов профессионально важных морально-волевых, психологических, физических и специальных качеств для преодоления экстремальных факторов при действиях в условиях риска;

• в разработке и апробации критериев оценки и системы контроля состояния психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в условиях риска.

На защиту выносятся:

1. Комплексная программа формирования психологической готовности курсантов (КП) к профессиональной деятельности в условиях риска с учетом всех негативных психологических факторов, действующих в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

2. Уточненная модель личности и квалификационные характеристики выпускника вуза МЧС России в связи с изменением требований к морально-психологическим качествам специалиста МЧС в новых условиях.

3. Методические рекомендации по оценке и системе контроля психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в условиях риска.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации: модели поэтапной многокомпонентной системы формирования психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в условиях рискаквалификационных характеристик и требований к морально-психологическим качествам курсантов и модели специалиста — выпускника вуза МЧС Россииметодических пособий и практических рекомендаций по оценке и системе контроля психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в условиях риска.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались на Всероссийской научно-практической конференции (2005г.) на учебно-методических сборах Санкт-Петербургского университета МЧС России (2006;2008гг.). Работа получила отражение в 6 научных статьях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений. Объем работы 185 страниц машинописного текста, содержит 10 таблиц и 13 рисунков. Литературный указатель включает 241 источник, из них 30 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ

1. Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России осуществляется в условиях больших физических и нервно-психических нагрузок, что обусловлено воздействием ряда факторов:

• стремительным переходом от повседневной деятельности к действиям в реальной обстановке чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера (пожары, взрывы, завалы, затопления), когда постоянно присутствует угроза жизни;

• наличием значительных, зачастую около предельных физических и нервно-психических нагрузок, требующих постоянной максимальной мобилизации физиологических и психологических резервов организма в течение продолжительного периода времени.

Возникающая психологическая напряженность оказывает негативное влияние на эффективность выполнения боевых задач, что обусловлено повышенной суетливостью, замкнутостью, ошибками в ситуациях, требующих немедленного принятия единственно правильного решения.

2. Психологическая готовность сотрудников ГПС МЧС России представляет собой системную взаимосвязь свойств и состояний личности, сознания и деятельности сотрудника, определяющую временные, динамические и ресурсно-продуктивные характеристики его служебно-боевой активности.

Значимые устойчивые индивидуально-психологические и профессионально-боевые свойства личности сотрудников определяют особенности осознания им ситуативного состояния мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных и операционально-исполнительных компонентов психологической структуры индивидуальной служебно-боевой деятельности.

Психологическая готовность как осознаваемое отражение имеющегося потенциала обеспечивает:

• формирование личностного смысла участия сотрудников ГПС МЧС России в служебной деятельности;

• своевременность и целесообразность текущих оперативных служебных действий;

• ситуативную устойчивость и регулируемость действий при росте экстремальности обстановки;

• восстановление исходных характеристик психологической структуры деятельности после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач.

3. Факторами, влияющими на состояние психологической готовности являются:

• опасность для жизни, исходящая от ситуаций риска профессиональной деятельности;

• неопределенность обстановки, возникающая вследствие широкой вариативности приемов и способов борьбы с возникающими чрезвычайными ситуациями и вынуждающая сотрудников быть готовыми к гибкой смене алгоритма служебно-боевой деятельности;

• дефицит времени на выбор и выполнение успешных действий в соответствии с требованиями обстановки.

4. Психологическими условиями формирования состояния готовности курсантов вузов МЧС России являются:

• адекватная регуляция личностно-смыслового, ситуативно-целевого и операционально-исполнительного уровня;

• повышение способности гибко регулировать состояние эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности;

• повышение уровня субъективного контроля;

• профессиональная моторно-двигательная адекватность;

• регуляторно-компенсаторная компетентность и активность.

5. Структура психологической готовности курсантов представляет собой единство нескольких уровней готовности, соответствующих различным уровням психической регуляции деятельности. Она включает иерархически соподчиненные уровни готовности: личностно-смысловой, ситуативно-целевой и операционально-исполнительный уровни.

6. Разработанная и апробированная на практике вуза МЧС комплексная программа формирования психологической готовности обеспечивает: поэтапное усвоение теоретических знаний, формирование специальных, тактических и методических навыков действий курсантов в соответствии с интеллектуально-профессиональной иерархией деятельности и профессиональной подготовкиосуществляет развитие профессионально-важных прикладных и физических качеств и навыковразвитие коллективного взаимодействия, достижение целевого, и целостно-ориентировочного единства коллективаформирование психологических качеств и эмоционально-волевой устойчивости.

Основными компонентами системы формирования психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности являются: психологическая оценка и диагностика личностных качествпсихологическая подготовка на трех уровнях регуляции учебной деятельности — личностно-смысловом, ситуативно-целевом, операционально-исполнительном в соответствии с наиболее £лабо развитым уровнем готовности и наименее сформированным ее компонентомпсихологическое сопровождение в процессе обучения.

7. Основными показателями сформированности психологической готовности курсантов являются:

• направленность и адекватность ценностно-смысловой сферы;

• субъективная мобилизованность, настроенность и решительность к, осуществлению профессиональной деятельности;

• ситуативная эмоционально-волевая устойчивость;

• уровень субъективного контроляуровень общей и ситуативной тревоги;

• способность к прогнозированию динамики критических ситуаций и гибкой смене алгоритма индивидуальных служебно-боевых действий.

Формирование психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности характеризуется тенденцией перехода от овладения отдельными приемами и способами поведения в частных условиях служебно-боевых ситуаций, к выполнению типичных задач в зоне ликвидации чрезвычайных ситуаций и далее — к готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Условиями повышения эффективности психологической подготовки курсантов являются: выделение ее в самостоятельный вид подготовкицеленаправленное использование психологических возможностей упражнений, практических занятий и ситуативно-образной психорегулирующей тренировкипостепенность в наращивании трудностей при создании ситуаций по отработке служебно-боевых задач, комплексный характер подготовки.

Формирование эмоционально-волевой устойчивости по КП обеспечивается комплексированием форм, методов и приемов обучения при моделировании экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки.

8. Результат формирования психологической готовности курсантов к действиям в условиях риска необходимо оценивать группой комплексных критериев, таких как:

• успешность выполнения профессиональных приемов и действий;

• динамика косвенных показателей работоспособности;

• факторная информативность;

• учет реального достижения.

Условиями повышения эффективности оценки и диагностики профессиональных и личностных качеств курсантов являются: психологическое обеспечение профориентационных мероприятийсоздание положительной мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для повышения эффективности процесса формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях рекомендуется:

1. Внедрить в вузах МЧС России в рамках профессиональной, боевой и физической подготовки комплексную программу формирования психологической готовности в целях повышения эффективности и качества подготовки специалистов МЧС в новых условиях обстановки, к четким и грамотным действиям в условиях риска профессиональной деятельности.

2. Ввести в учебно-воспитательный процесс вузов МЧС России программу психологической подготовки курсантов, направленную на формирование у них морально-волевых качеств, психологической устойчивости, психологической готовности выполнять служебные задачи в экстремальных условиях.

3. Рекомендовать начальникам образовательных учреждений МЧС России внести изменения и дополнения в учебные программы дополнительных разделов по действиям сотрудников МЧС России в экстремальных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова — Славская К. А. Деятельность психологии личности. М.: Наука, 1980
  2. Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностр. психология. 1993. Т. 1. № 2.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопр. психологии. 1995. — № 1.
  4. Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1982.
  5. Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990. 223 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. 2 издание. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  7. А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. М., 1982. Т. 1.
  8. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами: новейшие субмодальные вмешательства НЛП. С ред. содействием М. Э. Беннета, Д.Уилсон. С-Пб., 1995.
  9. К., Андреас С. Сердце разума: использование вашей внутренней способности изменяться с помощью нейролингвистического программирования. Новосибирск, 1995. 375 с.
  10. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. Вопросы психологии, 1994. № 4, с 56−66.
  11. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
  12. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна пресс», 1998. 464 с.
  13. Ф.В. Проблемы бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968. 120 с.
  14. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. 656 с.
  15. А.А. Проницательность как проблема психологии общения.// Вопр. психол. 1990. — № 4. — С. 117−125.
  16. Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Педагогика, 1994.
  17. Р. Психические вирусы. Методическое пособие для слушателей курса «Современные психотехнологии». М., 2001, 192 с.
  18. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  19. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль. 1979, 232с.
  20. В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностр. психология. 1994. № 2 (4). Т. 2.
  21. П.И. Гипноз и внушение. JL: Медицина, 1975. 88 с.
  22. И. А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989.
  23. Р. Используйте свой мозг для изменения: нейролингвистиче-ское программирование. Под ред. К. й С.Андреас. С-Пб, 1994. 173 с.
  24. Р., Гриндер Дж. Трансформэйшн: нейро-лингвистическое программирование и структура гипноза, /под редакцией К. Андреас, С-Пб, 1995. 316 с.
  25. И.О. Думай и побеждай. Практическая психология. М., «Ри-пол классик», 1998. 192 с.
  26. Р. Экспериментальная психология: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1950.
  27. JI. С. Мышление и речь // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. с. 5−361.
  28. П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории планомерного формирования умственных действий // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. — № 4.
  29. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  30. С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии. М., «Класс», 1997. 416 с.
  31. Гипноз. Полное руководство к освоению гипноза, месмеризма, ясновидения и внушения. Врачебное и воспитательное применение гипноза, пер. с английского. Рига, 1991. 143 с.
  32. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М., 1976.
  33. С.А. А вы пробовали гипноз? М., 1994. 191 с.
  34. С.А. Гипноз: техники россыпью. Часть 1. От сложного к простому. Канск, 1995. 230 с.
  35. С.А. Гипноз: техники россыпью. Часть 2. Гипноз, гипноз. Хвать тебя за нос! Канск, 1995. 252 с.
  36. Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. -М.: Изд-воМГУ, 1982. 186 с.
  37. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с.
  38. Л.П. Гипноз и преступность. М., «Республика», 1997. 304 с.
  39. Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993. 207 с.
  40. Дж., Бэндлер Р. Наведение транса, клинический гипноз: инновационные методы. М., 1994. 271 с.
  41. С. За пределами мозга. 2-е изд. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993, 504 с.
  42. Депрессия и тревога. М., 1999.
  43. Д. Логика неудач М.: Смысл, 1997, 242 с.
  44. Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., 1997. 192 с.
  45. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. 344 с.
  46. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. 280 с.
  47. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции М.: МГУ, 1991 140 с.
  48. К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  49. История и психология//под ред. Поршнева Б. Ф. и Анцыферовой Л. И., М., «Наука», 1971.384 с.
  50. А.В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал. 1993 № 3 с.3−14
  51. А.В. психология принятия управленческих решений М.: Юрист, 1998 432 с.
  52. А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. М., 1998.
  53. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая устойчивость. 2-е изд. М., «Смысл», 2000. 181 с.
  54. Г. А. О системе психологических воздействий // Психология воздействий: Проблемы теории и практики. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989. с.
  55. Ю. Психологическая теория решений . М.: Прогресс, 1979 503 с.
  56. Ю. Человек многомерный. Киев: Лыбедь, 1991. 197 с.
  57. В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий, 1995. 304 с.
  58. С.В. Моделирование бессознательного. Практика НЛП в российском контексте. М., ВИНИТИ, 1999, 200 с.
  59. О.А. Лингвистический аспект психотерапевтического воздействия А.М.Кашпировского // Психотерапевтический и духовный феномен Кашпировского. Материалы 1-й Украинской научно-практической конференции. Киев, 28−30 января, 1991. с. 124−139.
  60. В.В. Все о гипнозе, Ростов-на-Дону, 1998. 384 с.
  61. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Составитель К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 624 с.
  62. Т. В. Метод наблюдения процесса взаимодействия людей к дискуссии (методика Р. Бейлза) // Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. Ч. II. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  63. Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  64. Т. В., Кондратчик А. Интеллектуальные решения при использовании знаний конвенционального типа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 3.
  65. Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ-ЧеРо, 1997. 254с.
  66. Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Инт психологии РАН, 1997.
  67. Т. В. Экспериментальный метод в психологии (программа курса) // Вопр. психологии. 1998. № 5.
  68. Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. — М., Аспект Пресс, 2003. 381 с.
  69. Т. В. О перестройке базовых курсов по психологии // Пси-хол. журн. 2000. — № 1. с. 6−12.
  70. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994. 192 с.
  71. В.Н. Психология внушения. Учебное пособие. Иваново, 1978. 80 с.
  72. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия./ Прикладные проблемы социальной психологии. М.: «Наука», 1983, с 158−172.
  73. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  74. КэмпбеллДж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с.
  75. В.А. Невербальное поведение (социально-психологический аспект). Ростов-на-Дону, 1986.
  76. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  77. ., Понталис Ж. Б. Защита // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. 656 с.
  78. В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: от теории к практике. СПб.: Психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1995. с. 28−41.
  79. В. Искусство быть собой, М., 1991. 256 с.
  80. К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психол. журн. 1990, № 5.
  81. Л. Лечение самогипнозом. С-Пб, 1994. 458 с. '
  82. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.
  83. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  84. Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. М., ОАО «НПО Экономика», 2000. 286 с.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 116 с.
  86. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  87. Льюис, Байрон А., Пуселик, Фрэнк Р. Магия нейролингвистического программирования без тайн: практическое руководство по общению и позитивному изменению личности. С-Пб, 1995. 173 с.
  88. Мак-Дермотт Я., О’Коннор Дж. НЛП и здоровье: Пер. с англ. Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 1998.
  89. М. К. Наука и культура // Как я понимаю философию. -М., 1992.
  90. М. К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопр. философии. 1994. № 6.
  91. А. Исповедимый путь. М., 1992. 189 с.
  92. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности, М., «Просвещение», 1985. 319 с.
  93. Методы исследования межличностного восприятия. Под ред. Андреевой Г. М., Агеева B.C., М., МГУ, 1984.
  94. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Форум-Инфра-М, 1998.
  95. Р. К. Эффект Матфея в науке, II: Накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Альманах THESIS. Мир человека. 1993. № 3.
  96. С., Бушини Ф. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем сообщения непредвзятые? // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 3.
  97. С.Ю. Гипноз. Личное влияние. С-Пб, 1994. 335 с.
  98. Л.Н., Черепанова И. Ю. Суггестивная лингвистика-лингвистика терапии // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. Т.2. М., 1995, с. 362−363.
  99. А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. 656 с.
  100. А.А. Социально-психическая адаптация. Ереван. 1988.
  101. В. В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1980.
  102. В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М., ФиС, 1995. 224 с.
  103. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во СПб унив., 1996. 176 с.
  104. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. 1 / Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  105. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Челябинск, 1997. 256 с.
  106. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. -М., 1996. 272 с.
  107. А.Ю. Как победить в споре или искусство убеждать.-М., «ACT-ЛТД», 1998.304 с.
  108. А.Ю. Управленческое общение. М., 1990. 112 с.
  109. В.Н. Психотехнология управления людьми. -М., 2001.
  110. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Практическое руководство. -М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. 208 с.
  111. М. Практическая психотехника.-М., 1997. 173 с.
  112. Перлз Фредерик С. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995. 448 с.
  113. JI.A. Компетентность в общении. -М., МГУ, 1989.
  114. . Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм. Вып. 1-Н // Экспериментальная психология: Пер. с франц. / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. — С. 157−194.
  115. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -М., 1995. 257 с.
  116. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. -М., 1957.
  117. К.И. Внушение и гипноз в свете учения И.П.Павлова. -М., «Медгиз», 1951. 56 с.
  118. Подростковая и судебная психиатрия. Под ред. В. А. Гурьевой. М.: ГНЦ ОиСП им. В. П. Сербского, 1998.-364 с.
  119. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
  120. К. Логика и рост научного познания. М., 1983.
  121. .Ф. Социальная психология и история. Изд. 2-е, М., «Наука», 1979.231 с.
  122. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопси-хологии. М.: Мысль, 1974, 487 с.
  123. Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). -М., «Центр», 1998. 352 с.
  124. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  125. Практикум по психологии. Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппен-рейтер. М., 1972.
  126. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие. В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева, СПб., «Питер», 2000. 560 с.
  127. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  128. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. Под ред. Деркача А. А., Зазыкина В. Г., М., РАГС, 1997. 184 с.
  129. Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола»)//Вопр. философии. 1993. № 5.
  130. Психологические механизмы целеобразования. Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1977.
  131. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  132. А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  133. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. Под ред. Деркача А. А. М., 1996. 400 с.
  134. Рабочая книга психолога ГПС. Сборник нормативных и методических документов. М., ФГУ ВНИИПО МВД России, 2001, 285 с.
  135. М. Измерение в психологии. Вып. 1-П // Экспериментальная психология: Пер. с франц. / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. — С. 195−238.
  136. Л., Низбетт Р. Человек и ситуация: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999.
  137. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
  138. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. 2-е изд., М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  139. X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение, сокр. пер. с нем. М., 1996. 280 с.
  140. A.M. Неврозы. 3-е изд. М., 1982. 368 с.
  141. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза), ред. и коммент. Зейг Дж.К. М., «Класс», 1994. 336 с.
  142. . Психология внушения, (с предисловием У. Джемса), СПб., Звонарев, 1902.376 с.
  143. А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. М., «Луч», 1995. 429 с.
  144. А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М., 1996. 428 с.
  145. А.П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. М., 1994. 168 с.
  146. Дж. Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев, 1991. 199 с.
  147. И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика // Современная психология: Справочное руководство. Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
  148. С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  149. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
  150. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  151. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  152. М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, 1995. 80 с.
  153. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебное пособие. М., изд-во РАГС, 2001, 130 с.
  154. С. Экспериментальная психология. -М.: Изд-во иностр. литры, 1960.
  155. М.Э., Арутюнян В. М. Методики психотерапии, Ереван, 1970. 159 с.
  156. . М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1985.64. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1969.
  157. Теппервайн Курт. Высшая школа гипноза. Гипноз-самогипноз. Практическое руководство для всех. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. 464 с.
  158. О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  159. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование //Анализ и коммент.- Ксендзюк О. Одесса, 1995. 352 с.
  160. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т. 1. Под ред. В. В. Новикова, И. Н. Карицкого, В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, 2003. 384 с.
  161. УайтсайтР. О чем говорят лица. С-Пб., 1996. 160 с.
  162. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. Пер. с англ. Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер и др. М.: Финансы и статистика, 1989.
  163. А. Гипнотизм или внушение и психотерапия. Их психологическое, психофизическое и медицинское значение с включением психоанализа. Пер. с 12-го нем. издания. Л.: Образование, 1928. 304 с.
  164. А. Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. 656 с.
  165. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. М., Просвещение, 1990. 448 с.
  166. П. Экспериментальный метод: Пер. с франц. Вып. I-II // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966.
  167. Э. Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. 656 с.
  168. X. Мотивация и деятельность: Пер. с немец. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
  169. Хрестоматия по инженерной психологии. Сост.: Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов. Под ред. Б. А. Душкова. М., Высш. шк., 1991. 287 с.
  170. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. С-Пб, 1997.
  171. Э. Великий менеджер или мастер влияния. Кодекс оптимального поведения. С-Пб, 1997 г. 112 с.
  172. Э. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния (психонетика). С-Пб, 1997. 112 с.
  173. Э. Танец дождя. По ту сторону психотерапии или книга о магической силе. С-Пб, 1997. 160 с.
  174. И.Ю. Вербальная суггестия: теория, методика и социально-лингвистический эксперимент. Дисс. д. филологич. наук. Пермь, 1996.
  175. И.Ю. Дом колдуньи. Начала суггестивной лингвистики. Пермь: изд-во ПГУ, 1995. 4.1 — 213 е.- 4.2 — 107 с.
  176. . И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного.-М.: «КСП+», 1999.
  177. И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Дисс. д. пед. наук, М., 1973.
  178. Л. Гипноз. М., 1992. 224 с.
  179. У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  180. Э. Анти-Карнеги. Карнеги Д. Прихоти удачи. Пер. с англ., «Попурри», 1997 г. 400 с.
  181. П. Модель ожидаемой полезности: Разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей // Альманах THESIS. Риск, неопределенность, случайность. 1994. № 5.
  182. Дж. Нейролингвистическое программирование в бизнесе и менеджменте. М., 1997. 141 с.
  183. А.К. Материалы семинара НЛП в психотерапии. М., 1993.
  184. М. Мой голос остается с вами: обучающие истории, изд. и коммент. С.Розена. С-Пб, 1995. 256 с.
  185. Т.С. Соционика: как разобраться в себе и в других: От общения к пониманию. М., «Астрель», 2003. 288 с.
  186. М. Г. Категориальный аппарат психологии // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  187. Bell Ph., Staines Ph. Reasoning and argument in psychology. — London, Boston, Henly: Rontledgel andKegan Paul, 1981.
  188. J. 1. Kapitel: Cbersicht // Enzyklopadie der Psychologic. Bd. 5. Hypothesenprufung. — Gottingen, 1983.
  189. D. Т., Cook D. T. Quasy-experimental design and analysis issues for field setting. — Chicago, 1979.
  190. Dembo T. Der Argerals dynamisches Problem // Psychologische For-schung. I931.-Bd. 15.
  191. N. В., Jobes D. A., Berman A. L, Langbein L. I. Clinicians decision making about involuntary commitment // Psychiatr. Serv. 1998. Vol. 49, -№ 7.
  192. Eysenck M. W., Kean M. T. Cognitive psychology. A student’s handbook. 1993.203. Hillsdale: Erlbaum.
  193. Fassnacht G. Systematische Verhaltensbeobachtung: Eine Einfuhrung in die Methodologie und Praxis. — Munchen- Basel, 1995.
  194. Frick P. J. Conduct disorders and severe antisocial behavior. — New York and London: Plenum Press. Corp. 1999.
  195. Gigerenzer G. The Superego, the Ego and the Id in Statistical Reasoning // A Handbook for data analysis in the behavioral sciences: Metodological issues/ Keren G., Lewis Ch. (Eds)/ — New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Ass., 1993.
  196. I. О.The theory of the relationship between theory and practice in psychology as animpediment to its understanding // Austral. Psychol. — 1988. Vol. 23, № 3.
  197. Johnson R. F. Q. The experimenter attributes effect: methodological analysis //Psychol. Record. 1976. Vol. 26, № 1.
  198. Kagan J. Reflektion-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Development. 1965. Vol. 36.
  199. Kinoshita Y. Developmental changes in understanding the limitations of mojority decisions.// Brit. J. Dev. Psychol. — 1989. — № 2.
  200. Overton W., Byrnes J. P., O’Brien D. P. Developmental and individual differ-encies in conditional reasoning: The role of contradiction training and cognitive style // Development. Psychol. — 1985. — Vol. 21, № 4.
  201. Rosenthal R. Experimenter effects in behavioral research. — N.Y., 1976.
  202. Rothengatter Т., de-Bruin R. (Eds) Road user behaviour: Theory and research. — Assen, Netherlands: Van Gorcum & Co B.V., 1988.
  203. Rushton J. Ph., Brainerd Ch. J., Pressley M. Behavioral development and construct validity: the principle of aggregation // Psychol. Bulletin.— 1983. — Vol. 94, № 1.
  204. Ruth B. Pitt. Development of a general problem — solving scheme in adolescence and early adulthood // Journal of Exper. Psychology. — 1983. — Vol.112, № 4.
  205. Sprung L., Sprung H. Grundlagen der Methodologie und Methodik der Psychologie. — Berlin: VEB Deutsch. Verlag, 1984.
Заполнить форму текущей работой