Улучшение показателей работы тракторного дизеля совершенствованием впускных каналов
Четвертая глава содержит результаты экспериментальных исследований. Исследованы опытные впускные каналы на безмоторной установке. Проведены моторные исследования впускных каналов. Исследованиями выявлена эффективность опытной четырехклапанной головки цилиндров. Приведены результаты исследования влияния приклапанной части канала, диаметра горловины впускного канала, величины углауплотнительной… Читать ещё >
Содержание
- УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ конструкций впускных каналов тракторных дизелей
- 1. 2. Коэффициент расхода, как средство оценки совершенства впускных каналов
- 1. 3. Пути и средства совершенствования впускных каналов
- 1. 4. Задачи исследования
- 2. ЧИСЛЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НАПОЛНЕНИЯ ЦИЛИНДРА СВЕЖИМ ЗАРЯДОМ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методика расчетной оценки коэффициента наполнения
- 2. 2. Расчетное определение коэффициента расхода воздуха впускных каналов головок цилиндров
- 2. 3. Расчетно-теоретическая оценка влияния элементов проточной части впускного канала с клапаном на величину коэффициентов наполнения и расхода воздуха
- 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- 3. 1. Экспериментальная установка и методика исследования рабочего цикла дизеля
- 3. 2. Безмоторные исследования впускных каналов
- 3. 3. Программа испытаний
- 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 4. 1. Исследования опытных впускных каналов на безмоторной установке
- 4. 1. 1. Четырехклапанная головка цилиндров с каналами с падающим потоком, объединяющими одноименные клапаны
- 4. 1. 2. Двухклапанная головка цилиндров с различными конструктивными элементами впускных каналов
- 4. 2. Моторные исследования впускных каналов
- 4. 2. 1. Показатели с четырехклапанной головкой цилиндров дизеля 1ЧН14,5/20,
- 4. 2. 2. Влияние различных конструктивных элементов впускных каналов на показатели дизелей 1ЧН 14,5/20,5- 4ЧН 14,5/20, и 4ЧН15/20,
- 4. 2. 3. Влияние камеры сгорания и диаметра цилиндра на показатели дизелей 1ЧН15/20,5 и 4ЧН15/20,
- 4. 1. Исследования опытных впускных каналов на безмоторной установке
Улучшение показателей работы тракторного дизеля совершенствованием впускных каналов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из стратегических ориентиров долгосрочной энергетической политики России на период до 2020 года является энергетическая эффективность. Степень повышения энергетической эффективности предопределяет развитие двигателей внутреннего сгорания и, в частности, дизелей, которые нашли широкое применение в качестве силовых установок мобильных машин в промышленности, на транспорте и сельском хозяйстве. Эффективность работы тракторного дизеля в значительной мере зависит от совершенства процессов, протекающих в его проточных частях, и прежде всего от конструкции проточной части впускных каналов, что неразрывно связано с проблемой воздухоснабжения цилиндров дизеля. Влияние конструкции впускных каналов на наполнение цилиндров определяется величиной относительных проходных сечений проточной части и газодинамическими характеристиками. Проточная часть впускного канала обладает сложным криволинейным профилем поперечного сечения и вместе с впускным клапаном является источником газодинамического сопротивления во впускной системе тракторного дизеля. Проведение расчетно-экспериментальных работ по отработке конструкции впускных каналов с клапанами позволит улучшить их газодинамические показатели. Весьма важно уже на стадии проектирования каналов разработать такую расчетную схему оценки их газодинамического совершенства, которая достаточно близко соответствовала бы действительности. От этого будут зависеть размеры и конструкция как самих каналов с клапанами, так и в целом головки цилиндров.
На современном этапе развития рыночных отношений наиболее остро встают вопросы прогнозирования мощностных и экономических показателей в начальных стадиях проектирования тракторных дизелей. При проектировании новых, а также модернизации существующих впускных систем тракторного дизеля, конструктор стремится исключить источники газодинамических потерь впускных каналов, такие как внезапное изменение площади проходного сечения проточной части канала, резкие повороты воздушного потока, так как течение воздушного заряда протекает при сравнительно больших числах Рейнольдса (Re > 104).
В цилиндре тракторного дизеля и во впускных каналах головок цилиндров происходят сложные газодинамические процессы. Формирование воздушного потока в цилиндре дизеля в значительной степени связано с газодинамическими качествами как профиля впускного канала и клапана, так и с участком переменной площади в клапанной щели.
Натурные эксперименты по отработке конструкции проточной части каналов с клапанами требуют значительных средств. Для снижения стоимости экспериментальных работ и сокращения общей продолжительности доводки конструкции впускных каналов целесообразно применять методы расчетного эксперимента, что стало возможным благодаря развитию электронно-вычислительной техники и внедрению ее в инженерную практику. При этом следует отметить, что уровень решаемых задач с помощью ЭВМ и точность решений растут непрерывно.
Диссертационная работа посвящена исследованию улучшения показателей работы тракторного дизеля совершенствованием впускных каналов головок цилиндров путем снижения газодинамического сопротивления проточной части и наиболее полного использования эффективных проходных сечений.
Объектом исследований выбраны дизели ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК», которые широко применяются на тракторах, строительных, дорожных и других машинах. Значимость этих дизелей в тракторном парке России и стран СНГ явилась основной причиной выбора их в качестве объекта исследования.
Проблеме увеличения производства и модернизации промышленных тракторов Т-10 и, в частности, тракторных дизелей Д-180 (4ЧН15/20,5), пользующихся устойчивым спросом в условиях рыночной экономики, большое внимание уделяется руководством ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Подтверждением может служить монография генерального директора В. М. Платонова «Стратегии антикризисного управления и реструктуризации промышленных предприятий» (ЧелябинскИзд-во ЮУрГУ, 2004. — 252с.).
В первой главе диссертации рассмотрены состояние вопроса и задачи исследования. Проанализированы конструкции впускных каналов тракторных дизелей. Показана целесообразность оценки совершенства впускных каналов по коэффициенту расхода. Рассмотрены пути и средства совершенствования впускных каналов. Намечены задачи исследования.
Вторая глава диссертации посвящена численной оценке качества наполнения цилиндра свежим зарядом, теоретическим исследованиям. Представлена методика расчетной оценки коэффициента наполнения. Рассмотрено расчетное определение коэффициента расхода воздуха впускных каналов головок цилиндров. Приведена расчетно-теоретическая оценка влияния элементов проточной части впускного канала с клапаном на величину коэффициентов наполнения и расхода воздуха.
В третьей главе диссертации приводится методика эксперимента и оценка результатов. Описаны использовавшиеся для проведения исследований экспериментальная установка и методика исследования рабочего цикла дизеля, а также безмоторная установка для продувки впускных каналов и методика продувки каналов, измерительная и контрольная аппаратура, вспомогательное оборудование. Представлена программа испытаний, включающая проведение на безмоторной установке исследований влияния отдельных элементов впускных каналов на величины коэффициентов расхода воздуха и эффективных проходных сечений, с последующим их испытанием на моторных установках.
Четвертая глава содержит результаты экспериментальных исследований. Исследованы опытные впускные каналы на безмоторной установке. Проведены моторные исследования впускных каналов. Исследованиями выявлена эффективность опытной четырехклапанной головки цилиндров. Приведены результаты исследования влияния приклапанной части канала, диаметра горловины впускного канала, величины углауплотнительной фаски впускного клапана и полости на огневом днище головки цилиндров на эффективные показатели серийного дизеля. Показано влияние диаметра цилиндра дизеля на величину расхода воздуха и тепловое состояние головки цилиндров.
В пятой главе описываются конструктивные мероприятия, рекомендованные для улучшения показателей рабочего цикла дизеля, включающие разработку четырехклапанной головки цилиндров и механизма привода клапанов. Приведены описания двухклапаной головки цилиндров с измененным профилем подкла-панных фасок и камеры сгорания, образованной дополнительной полостью на огневом днище головки цилиндров.
В завершении выполненной диссертационной работы формулируются выводы и рекомендации на основании анализа полученных результатов.
В приложениях представлены: характеристика одноцилиндровой установки для исследования рабочего цикла тракторных дизелей ЧН15/20,5 и ЧН14,5/20,5, копии авторских свидетельств, патента РФ на полезную модель и рационализаторских предложений, в которых участвовал автор работы, а также акты об использовании в учебном процессе кафедры «Двигатели» Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (Военный институт) и кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) результатов данной работы. Представлен акт внедрения в ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (г. Челябинск) результатов и рекомендаций автора по данной работе.
Работа выполнена на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск), а также в отделе стендовых испытаний тракторных двигателей ГСКБ ОАО «ЧТЗ» г. Челябинск.
При ее выполнении автору оказали помощь профессора, доктора технических наук Бунов В. М. и Шароглазов Б. А., а также инженеры-испытатели ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Ашмарин Н. М., Гребенщиков АД., Тихонов Ю. Н., Чалый В. К. и Се-меров А.И., за что автор выражает им благодарность.
8. Результаты работы используются при проектировании и изготовлении дизелей на ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Теоретические разработки, программы расчета и исследовательское оборудование используются в учебном процессе Южно-Уральского государственного университета при подготовке специалистов по профилю «Двигатели внутреннего сгорания» .
Список литературы
- Абрамов, П.В. Улучшение показателей одноцилиндрового двигателя / П. В Абрамов. // Тракторы и сельскохозяйственные машин — 2006 — № 8 — С.33−34.
- Абрамович, Т.Н. Прикладная газовая динамика: учеб. руководство: в 2ч. /Г.Н.Абрамович. 5-е изд. перераб. и доп.-М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат. лит., 1991 .-4.1-бООс.
- Автомобильные двигатели: учебник / под ред. М. С. Ховаха. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1977. — 591с.
- Автомобильные двигатели с турбонаддувом. / Н. С. Ханин, Э.В. Абол-тин, Б. Ф. Лямцев, М.: Машиностроение, 1991 — 336с.
- Альтшуль, А. Д. Гидравлика и аэродинамика /А. Д. Альтшуль, П. Г. Киселев. -М.: Стройиздат, 1975. 323с.
- Арав, Б. Л. Совершенствование рабочего цикла тракторного цикла дизеля с объемно-пленочным смесеобразованием / Б. Л. Арав, Г. Г. Меньшенин // Дви-гателестроение. — 2002 № 4 — С.9−11.
- Арав, Б. Л. О стабильности характеристик тяговых колесных и гусеничных машин / Б. Л. Арав, Б. М. Позин // Вестник Российской академии транспорта -Курган: КГУ, 1999.-С. 110−112.
- Балашов, А.А. Статическая продувка выпускной системы ДВС /А.А.Балашов, Е. А. Герман, А. Г. Кузьмин // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: Тр. Междун. науч.-техн. конф. /ЮУрГУ Челябинск, 2006. — С. 110−113.
- Борецкий, Б.М. Математическая модель спирального впускного канала крышки цилиндра ДВС/ Б .М.Борецкий, В .Е.Гветадзе // Двигателестроение.-1991.- № 12. -С. 15 -18.
- Бравин, В.В. Газодинамические процессы во впускных системах быстроходных двигателей внутреннего сгорания / В. В. Бравин, А. Е. Зобов, Ю.Н.Исаков//сб. науч. тр.-Санкт-Петербург: СПГТУ, 1997.-№ 465-С. 15−23.
- Бунов, В.М. Влияние потерь во впускных каналах головок цилиндров на коэффициент наполнения тракторного дизеля /В.М.Бунов, В. А. Поваляев //Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение».-2003. Вып. 3. -№ 1(17). -С.20−24.
- Бунов, В.М. Исследование влияния геометрии тарелки впускного клапана механизма газораспределения на ее жесткость и аэродинамику /В.М.Бунов, В. А. Поваляев // Автомобили, тракторы и двигатели: сб.науч.тр. № 246-Челябинск: Изд-воЧПИ, 1980.-С.24−27.
- Бунов В.М. Улучшение охлаждения головки цилиндров / В. М. Бунов, В. Д. Лукин, В. Г. Галичин, В. А. Поваляев // Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин: сб. науч. тр. Челябинск: Изд-во ЧПИ. — 1983. — С. 3−7.
- Быстров, Н. Д. Компьютерная обработка визуализированных течений в двигателях внутреннего сгорания / Н. Д. Быстров, Н. Ю. Ильясов, Л. Н. Мединская, А. В. Устинов // Компьютерная оптика. 1995. — № 14−15. — Ч. 1 — С. 68−78.
- Васильев, А.В. Формирование характеристик газораспределения ДВС /А.В.Васильев, Е. А. Григорьев // Двигателестроение. 2002. — № 1. — С. 23−25.
- Васильев, А.В. Повышение эффективности и надежности системы газораспределения ДВС на основе комплексного подхода к синтезу ее характеристик: автореферат дис. д-ра техн. наук /А.В.Васильев Волгоград: Изд-во ВгГТУ, 2000. — 32с.
- Вибе, И.И. Новое о рабочем цикле двигателей / И. И. Вибе.-М Свердловск.: Машгиз, 1962. — 271с.
- Вихерт, М.М. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей /М.М.Вихерт, Ю. Г. Грудский -М.: Машиностроение, 1982. 151 с.
- Власов, JI.H. Сравнительный анализ основных свойств впускных каналов крышек цилиндров высокооборотных дизелей / Л. И. Власов, Б. М. Борецкий, С. С. Соколов, В. Е. Гветадзе // Двигателестроение 1989. — № 6. — С.37−40.
- Волков, К.И. Исследование нестационарных явлений в газовоздушных трактах двигателей внутреннего сгорания / К. И. Волков, Ю. А. Гришин //Вестник МГТУ.- М.: Машиностроение. 2002. — № 4. — С. 80−85.
- Володин, В.М. Методика и результаты исследования впускных каналов автотракторных дизелей / В. М. Володин, Б. Н. Давыдков // Тракторы и сельхозмашины. 1976. — № 9. — С. 16−18.
- Вошни, Г. Вихревое движение воздуха в быстроходном дизеле с четырьмя клапанами на цилиндр/ Г. Вошни, К. Цайлингер, Р. Кавтарадзе // Вестник МГТУ.-М.: Машиностроение 1997. — № 1. — С.74−83.
- Гаврилов, А.А. Совершенствование процесса газообмена дизелей с воздушным охлаждением: автореферат дис. .канд. техн. наук /А.А.Гаврилов — Волгоград: Изд-во ВгПИ, 1983−23с.
- Гальговский, В.Р. Рабочий процесс главное направление совершенствования дизелей ЯМЗ / В. Р. Гальговский // Автомобильная промышленность— 2001.-№ 12.-С.23−25.
- Гиневский, А.С. Теория турбулентных струй и следов. Интегральные методы расчета/А.С.Гиневский М.: Машиностроение, 1969 — 400с.
- Глаголев, Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания/Н.М.Глаголев Киев — М.: Машгиз, 1950. — 480 с.
- Гладышев, А.В. Совершенствование процесса газообмена двухцилиндровых дизелей/А.В.Гладышев, А. А. Гаврилов //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2000. — № 10. — С. 29−31.
- Гол ев, Б. Ю. Метод исследования газодинамических процессов в каналах поршневого двигателя / Б. Ю. Голев, В. В. Эфрос // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: Тр.Междун. науч.-техн. конф. / ЮУрГУ, Челябинск, 2006.-С.113−115.
- Пат. на полезную подель 56 970 Российская Федерация, МПК F02 °F 1/36. Головка цилиндров двигателя внутреннего сгорания /В.С.Мурзин, В. Д. Лукин, В. А. Поваляев, В. Д. Рагульский, А. Н. Сагадеев. -№ 2 006 107 379/22- заявл. 09.03.06- опубл. 27.09.06. Бюл. № 27.
- А.с. 1 495 476 СССР, MKHF02 °F 1/42. Головка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания /М.С. Гитис, А. А. Головков, М. Н. Клинкевич, В. Д. Лукин, В.А. По-валяев. -№ 4 279 954/25−06- заявл. 07.07.87- опубл. 23.07.89, Бюл. № 27.
- Гольнев, B.C. Этапы создания тракторных двигателей и моторных установок/ В. С. Гольнев // Тракторы и сельхозмашины 2001 — № 1. — С.7−9.
- Гоц, А. Н. Погрешности измерений при экспериментальных исследованиях двигателей внутреннего сгорания/А.Н.Гоц, Ю. Г. Горнушкин Владимир. Изд-во ВлГУ — 2003. — 61с.
- Гришин, Ю.А. Газодинамическое совершенствование проточной части двигателей внутреннего сгорания: автореф. дис.. д-ра техн. наук / Ю. А. Гришин. -Москва: Изд-во МГТУ, 2000. 32с.
- Гуревич, М.И. Теория струй идеальной жидкости /М.И.Гуревич. -М.: Машиностроение, 1979. 536с.
- Грудский, Ю.Г. Технологическая стабильность газодинамических параметров винтовых впускных каналов в условиях массового производства ЯО.Г.Грудский, Ю. А. Голосков, А. М. Лискин, А. С. Степаненко. Сб. науч. тр. -М.: НАМИ, 1983. С.87−96.
- Двигатели внутреннего сгорания: учебник: в 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др. 3-е изд. перераб. и испр. — М.: Высшая школа, 2007. — 480 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: учебник: в 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование /В.Н. Луканин, М. Г. Шатров. 3-е изд. перераб. -М.: Высшая школа, 2007.-415 с.
- Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей: учебник / под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1983 — 372с.
- Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбайновых двигателей: учебник / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984 — 384с.
- Двигателестроение России: перспективы развития и интеграции в мировое производство (Тез. докл. междун. автомобильной конф.) ОАО «Автосель-хозмаш-холдинг. — М., 2000. — 72с.
- A.c.l453070 СССР, МКИF 02В23/06. Двигатель внутреннего сгорания. /Е.Г. Пономарев, JT.H. Басистый, О. Б. Рябиков, М. С. Гитис, М. Н. Клинкевич, В.А. Поваля-ев. -№ 4 245 579/25−06- заявл. 14.05.87- опубл. 23.01.89. Бюл. № 3.
- А.с. 1 460 373 СССР, МКИ F02B 23/06. Двигатель внутреннего сгорания. /Е.Г. Пономарев, JT.H. Басистый, О. Б. Рябиков, М. С. Гитис, М. Н. Клинкевич, В. А. Поваляев. -№ 4 272 068/25−06- заявл. 14.05.87- опубл. 23.02.89. Бюл. № 7.
- Девянин, С.Н. Камеры сгорания с повышенной энергией смесеобразования /С.Н.Девянин, В. А. Марков и др.// Автомобильная промышленность. 2006. -№ 1. -С.11−15.
- Джонсон, Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных /Н.Джонсон, Ф. Лион М.: Мир, 1980. — 610с.
- Дизели: Справочник: / под ред. В.А. Ванштейдта-Л.: Машиностроение, 1977.-429с.
- Дизельные и газовые двигатели: Каталог/ ГУЛ «ЦНИДИ». под ред. Е.И. Орлова- СПб. 2000. — 227с.
- Дмитриевский, А.В. Впускные каналы и мощностные показатели двигателей с впрыскиванием бензина / А. В. Дмитриевский // Автомобильная промышленность. 1994. -№ 1.-С. 17−19.
- Драганов, Б.Х. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания/Б.Х.Драганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова. Киев. -«Вища школа», 1987. — 175с.
- Драганов, Б.Х. Исследование структуры воздушного потока в тангенциальном впускном канале дизельного двигателя/Б.X.Драганов, Э. Г. Рудык // На-уч.тр.УСХА.— Киев. 1972. — Вып. 54. — С.143−149.
- Дунаев, В.А. Численное моделирование и визуализация многокомпонентного газового потока/В.А.Дунаев, Т. А. Акименко. Тез. докл. междун. НТК
- Современные научно-технические проблемы гражданской авиации"-М.: МГТУ ГА, 1999 С.93−94.
- Дьяченко, В.Г. Истечение газа через впускные клапаны/ В. Г. Дьяченко, Г. Д. Савран // Двигатели внутреннего сгорания: сб.науч.тр.-Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. -Вып. 11.-С.11−16.
- Дьяченко, В.Г. Исследование и выбор параметров газовоздушных систем четырехтактных быстроходных дизелей/В.Г.Дьяченко // Двигатели внутреннего сгорания. Сб. науч.тр. Харьков: Изд-во ХГУ, 1977. — Вып. 26. — С. 42−49.
- Ефремов, И.В. Экспериментальное определение коэффициента расхода впускных клапанов дизелей АМЗ/И.В.Ефремов, Л. В. Нечаев, А. А. Балашов. Сб. науч.тр.-Барнаул: Изд-во АПИ, 1973.-Вып. 22.-С. 149−154.
- Ждановский, Н.С. Исследование течения газа через клапанную щель в процессе впуска в двигателе внутреннего сгорания/Н.С.Ждановский, А. В. Николаенко, Л. Г. Спекторов, А. Д. Гурлянд. Сб. науч. тр. Л.: ЛСХИ, 1975-Вып. 279. — С.87−95.
- Жирицкий Г. С., Локай В. И., Максутова М. К. и др. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1971. — 620с.
- Жолобов, JI.А. Математическое моделирование газообмена в дизеле / Л. А. Жолобов, A.M. Дыдыкин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2008. -№ 7. -С. 31−33.
- Иванченко, Н.Н. Высокий наддув дизелей/Н.Н.Иванченко, О. Г. Красовский, С. С. Соколов Л.: Машиностроение. — 1983. — 197с.
- Иващенко, Н.А. Виртуальная лаборатория математического моделирования процессов в ДВС / Н. А. Иващенко, А. С. Кулешов, Ю. М. Фадеев (Сб. докл. Междун. симпозиума) Москва: МГТУ, 2006. — С.336−340.
- Идельчик, И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям /И.Е.Идельчик М.: Машиностроение, 1992. — 672с.
- Исаев, Е.В. Технический уровень отечественных дизелей для перспективных тракторов /Е.В.Исаев, В. С. Гольнев, Н. С. Антонов, Е. П. Ершов //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2006. — № 7. — С. 7−11.
- Испытания двигателей внутреннего сгорания / Под ред. Б. С. Стефановского -М.: Машиностроение, 1972. 368с.
- Казачков, Р.В. Влияние вращательного движения воздуха в цилиндре на рабочий процесс тепловозного дизеля / Р. В. Казачков, В. Г. Лысенко // Двигатели внутреннего сгорания. Сб.науч.тр. Харьков: Изд-во ХГУ, 1973. — Вып.18. — С. 30−37.
- КАТАЛОГ «Дизельные и газовые двигатели». CATALOG DIESEL & GAS ENGINES 2003. Санкт-Петербург. 2003. — 219c.
- Клебанов, Г. Б. Четырехклапанные газораспределительные механизмы /Г.Б.Клебанов, В. А. Поваляев М.: ЦНИИТЭИ тракторосельхозмаш-1973. — 54с.
- Клебанов, Г. Б. Повышение долговечности головок цилиндров / Г. Б. Клебанов, И. И. Гаврилова, И. И. Дмитриева, В. А. Поваляев // Техника в сельском хозяйстве. 1975. — № 12. — С.59−60.
- Кондря, В.Н. Двигатели для российских автомобилей / В. Н. Кондря,
- B.К. Фомин // Строительные и дорожные машины. 2008 — № 7. — С.47−50.
- Костин, А.К. Тепл (c)напряженность двигателя внутреннего сгорания/ А. К. Костин, В. В. Ларионов, Л. И. Михайлов Л. Машиностроение, 1979. — 222с.
- Круглов, М.Г. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания/М.Г.Круглов, А. А. Меднов М.: Машиностроение, 1988 — 360с.
- Кукис, B.C. Проблемы функционирования системы «Поршневой двигатель и окружающая среда» и возможности ее решения/В.С.Кукис, М. Л. Хасанова, А. Б. Смолин и др. // Тр. Междун. форума по проблемам науки, техники и образования. Т. З. Москва, 2001. С.82−83.
- Кульчицкий, А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей /А.Р.Кульчицкий Владимир: Изд-во ВлГУ, 2000. — 256с.
- Куртесова, А.А. К определению оптимального соотношения проходных сечений выпускных и впускных клапанов четырехтактных дизелей /А.А.Куртесова,
- C.С. Соколов. Сб. науч.тр. -Л.: ЦНИДИ, 1973. Вып. 63. — С. 23−28.
- Лабораторные работы по теории рабочих процессов. Методические указания. / Под ред. М. Ф. Фарафонтова Челябинск. — Изд-во ЧПИ, 1988. — 77с.
- Лаврик, А.Н. Расчет и анализ рабочего цикла ДВС на различных топли-вах /А.Н.Лаврик — Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985 100с.
- Лазарев Е.А. Проблемы совершенствования рабочего цикла при повышении технического уровня дизелей промышленных тракторов/ Е. А. Лазарев, Г. П. Мицын, А. Н. Лаврик, В. Е. Лазарев //ВестникЮУрГУ. Серия «Машиностроение». -2003. Вып. 3. — № 1 (17). — С. 13−20.
- Лазарев, Е.А. Основные принципы, методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического уровня тракторных дизелей/Е.А.Лазарев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1995. — 360с.
- Лазарев, А. А. Улучшение показателей тракторного двигателя путем применения четырехклапанного газораспределения /А.А.Лазарев, Г. Б. Клебанов, В. А. Поваляев, В. М. Бунов // Тракторы и сельхозмашины. 1976. -№ 4. — С. 13−15.
- Лазарев, А.А. Повышение эффективности четырехклапанной головки цилиндров / А. А. Лазарев, Г. Б. Клебанов, В. А. Поваляев, В. М. Бунов //Тракторы и сельхозмашины. 1977. — № 6. — С. 8−9.
- Лашко, В.А. Метод «пробных тел» и его применение при профилировании газовоздушных каналов / В. А. Лашко, В. К. Сыркин //Известия вузов. Машиностроение- 1989 № 10 — С. 70−73.
- Лойцянский, Л.Г. Механика жидкости и газа / Л.Г.Лойцянский- М.: Наука, 1987. 840с.
- Лукин, В.Д. Износы в паре седло-клапан механизма газораспределения и борьба с ними путем подбора материалов и закалки Т.В.Ч. /В.Д.Лукин, В. А. Поваляев, С. Н. Пужевский // Двигателестроение. 1980. -№ 11.- С.39—44.
- Мазо, А.С. Об учете влияния продольной кривизны на турбулентное течение в канале / А. С. Мазо сб. науч. тр. — М.: НАМИ. 1978. — Вып. 168 — С.78−87.
- Машкур, М.А. Применение метода характеристик к исследованию параметров газа в газовоздушных каналах ДВС /М.А.Машкур, А. Ю. Шабанов // Тез. докл. на XXXI неделе науки СПбГТУ. СПб., 2003. — С.36.
- А.с. 533 739 СССР, МКИ FOIL 1/26Механизм привода клапанов двигателя внутреннего сгорания. / А. А. Лазарев, Ф. И. Булатов, Г. Б. Клебанов, В. А. Поваляев. № 1 682 133/06- заявл. 23.07.71- опубл. 30.10.76. Бюл. № 40.
- А.с. 641 137 СССР, МКИ F01L/26 Механизм привода клапанов двигателя внутреннего сгорания / А. А. Лазарев, Г. Б. Клебанов, В. А. Поваляев. -№ 2 473 751/25−06- заявл. 01.04.77- опубл. 05.01.79. Бюл. № 1.
- Мицын, Г. П. Тракторы и инженерные машины ЧТЗ /Г.П.Мицын // Строительные и дорожные машины. 2001. — № 11.- С.2−1.
- Мурзин, B.C. Развитие двигателестроения на ЧТЗ / B.C. Мурзин // Двигателестроение.- 2008. № 2 (232).- С.9−10.
- Наговицин, В.А. Двигатель нового поколения Д-340ТА/В.А.Наговицин //Двигателестроение. 2005. — № 3. — С. 10−11.
- Некрасов, В.Г. Некоторые пути совершенствования отечественных ДВС /В.Г.Некрасов //Автомобильная промышленность. 2006. -№ 10. — С.9−12.
- Никурадзе, И. Закономерности турбулентного движения в гладких трубах /И.Никурадзе // Проблемы турбулентности / Под ред. М. А. Великанова и Н. Г. Швейковского. М., 1936 С.75−150.
- Обработка функций, заданных таблично полиномами по методу наименьших квадратов // Программный продукт фирмы «STC Inter Compex». -Санкт-Петербург. 1998.
- Озимов, П. JI. Основные направления развития дизелестроения в России /П.Л.Озимов // Двигателестроение. 2004. — № 1. — С.3−9.
- Орлин, А.С. Экспериментальное исследование продувки двухтактных двигателей/ А. С. Орлин // Техника воздушного флота 1933. — № 6. — С. 12−14.
- Папонов, B.C. Состояние и перспективы развития тракторного и комбайнового моторостроения/ В. С. Папонов // Двигателестроение. 2003. -№ 4. — С.6−8.
- Пелевин, О.В. Профилирование контура впускного клапана двигателя внутреннего сгорания методом годографа/ О. В. Пелевин, Э. Г. Шифрин // Журнал вычислительной математики и математической физики — 1999. т. 39. -№ 6. -С. 1023−1031.
- Петриченко, P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания/ Р. М. Петриченко Л.: ЛГУ. — 1983. — 244с.
- Платонов, В .М. Этапы развития Челябинского тракторного завода / В. М. Платонов // Двигателестроение. 2008 — № 2 (232). — С.3−4.
- Позин, Б.М. Тяговая мощность и тяговый КПД тракторов/ Б. М. Позин //Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 1997. — № 8 — С. 20−21.
- Поваляев, В.А. Определение коэффициента расхода впускных каналов тракторного дизеля/ В. А. Поваляев, В. М. Бунов // Конструирование и эксплуатация наземных транспортных машин: сб. науч.тр. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. — 2002. — С. 47−51.
- Поваляев, В. А. Разработка механизма привода клапанов системы газообмена форсированного тракторного дизеля /В.А.Поваляев. Челябинск, 1981. -7с Деп. в ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш 1982, № 234.
- Поршневые двигатели и топлива в XXI веке: сб. науч. тр. МАДИ / под ред. М. Г. Шатрова 2003. — 246с.
- Применение вычислительной техники при экспериментальных исследованиях и численном моделировании двигателей внутреннего сгорания. Классификация САПР. Техническое обеспечение САПР. Учебное пособие /М.Г.Шатров М.: МАДИ — 1989. — 233с.
- Применение лазерной техники в исследованиях и диагностике двигателей внутреннего сгорания: Обзор / О. Б. Рябиков, JI.M. Павлович, В. Н. Журавлев, В. К. Иванов. М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1985. — 36с.
- Рейнольде, Дж. Турбулентные течения в инженерных приложениях /Джорж Рейнольде- пер. с англ. М.: Мир, 1991. — 470с.
- Розенблит, Г. Б. Теплопередача в дизелях/ Г. Б. Розенблит М., «Машиностроение», 1977.-216с.
- Рудой, Б.П. Опыт расчетов турбулентных течений газа с применением технологии моделирования крупных вихрей/ Б. П. Рудой, А. А. Черноусов //Вестник УГАТУ, 2002. Т.З. — № 2. — С. 78−84.
- Рыжов, В.А. Дизелестроение наукоемкая отрасль производства /В.А.Рыжов // Двигателестроение. — 2002. — № 4. — С. 3−4.
- Свещинский, В.О. Численный эксперимент как инструмент проектирования ДВС /В.О.Свещинский // Автомобильная промышленность. 2002. -№ 5.-С. 36−37.
- Селиванов, И.И. Расход воздуха через всасывающие клапаны с коническими седдами/И.И.Селиванов, Н.К.Смольянинов//Мотор.-1935.-№ 12.-С. 15−17.
- Сонкин, В.И. Многоклапанные бензиновые двигатели ЗМЗ: состояние, перспективы, проблемы/ В. И. Сонкин, Н.Н.Цапов// Автомобильная промышленность. 2001.-№ 11 — С. 10−12- 2002. -№ 1.-С. 12−16.
- Сонкин, В.И. Исследование течения воздуха через клапанные щели /В.И.Сонкин. Сб.науч.тр. -М.: НАМИ, 1974. Вып. 136. — С. 21−38.
- Спиридонов, Е.К. Энергетический анализ жидкостногазовых течений /Е.К.Спиридонов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — Вып. 3.-№ 1 (17). — С. 141−150.
- Станиславский, Л.В. Упрощенный расчет наполнения четырехтактного двигателя/ Л. В. Станиславский //Двигатели внутреннего сгорания: сб.науч.тр. Харьков: Изд-во ХГУ, 1973.-Вып. 17.-С. 138−145.
- Тарасов, A.M. Процессы газообмена в комбинированном двигателе /А.М.Тарасов, В. Г. Дьяченко: Сб.науч.тр. Харьков: Изд-во ХИИЖТ, 1964. -Вып. 69.-С.5−13.
- Теория двигателей внутреннего сгорания. Рабочие процессы: учебник/ подред. Н. Х. Дьяченко. 2-е изд. перераб. и доп.-Л.: Машиностроение, 1974.-552с.
- Тепловозные двигатели внутреннего сгорания / А. Э. Симеон, А. З. Хомич, А. А. Куриц и др. М.: Транспорт, 1987. — 536с.
- Толкачев, Н.А. Исследование пропускной способности впускного участка двигателя/ Н. А. Толкачев М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ «Двигатели внутреннего сгорания».-1972. — Вып. 12. — С. 19−22.
- Тракторные и комбайновые двигатели: Каталог / ЦНИИТЭИавто-сель-хозмаш/ под ред. Н. И. Бородай и др. М. — 1991−176с.
- Хайлов, М. А. Диаметр впускного трубопровода и коэффициент наполнения двигателя/ М. А. Хайлов // Автомобильная промышленность — 1974. № 3. — С. 5−9.
- Ханин, Н.С. Влияние выполнения впускного канала на структуру турбулентности воздушных потоков в цилиндре автомобильного дизеля /Н.С.Ханин, В .В.Токарь // Двигателестроение. 1986. — № 3. — С. 42−45.
- Ховах, М.С. Влияние газодинамических характеристик каналов на показатели дизеля/ М. С. Ховах, В. И. Шайкин, М. М. Вихерт и др. // Изв. вузов. Машиностроение. 1976. -№ 3. С. 103−107.
- Хрунков, С.Н. Повышение технико-экономических показателей поршневого двигателя за счет совершенствования механизма газораспределения: автореферат дис. канд. техн. наук. /С.Н.Хрунков-Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 2002. 24с.
- Чесноков С.А. Турбулентность при горении в ДВС / С. А. Чесноков, Н. Н. Фролов, С. А. Потапов, С. А. Тишин // Двигателестроение. 2008 — № 1 (231). — С. 13−16.
- Численное исследование течений в двигателях внутреннего сгорания методом крупных частиц / Ю. М. Давыдов, М. Г. Круглов, А. А. Меднов, В. А. Нефедов М.: Вычислительный центр АН СССР. 1983. — 59с.
- Шейпак, А.А. Метод приближенной оценки гидравлического совершенства впускных каналов/ А. А. Шейпак, А. С. Степаненко // Двигателестроение. -1983.-№ 11.-С.10−11.
- Шлихтинг, Г. Теория пограничного слоя/ Г. Шлихтинг- пер. с нем. М.: Наука, 1974.-711с.
- Шуваев, С.М. Исследование впускных каналов четырехтактныхтракторных двигателей: автореферат дис.. канд.техн.наук/С.М.Шуваев Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1967−26с.
- Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. //Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа2003г. № 1234р. -М.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 36. — С.8767−8844.
- Эфрос, В.В. Численное исследование впускных каналов /В.В. Эфрос, Б. Ю. Голев // Двигателестроение. 2007. — № 4. — С. 24−47.
- Яковлев, А.А. Метод синтеза технических решений двигателей внутреннего сгорания на начальных стадиях проектирования/ А. А. Яковлев // Двигателестроение. 2005. — № 3. — С. 26−31.
- Adomeit, P. CAE gesffitzte Kanalentwicklung fur moderne Ottomotoren/ P. Adomeit, O. Lang, A. Schidt, M. Hopp // MTZ — 2006. — 67. — № 1. — S.48−55.
- Bailly, O. Simulation of the intake an compression strokes of a motored 4-valve Si enqine with a finite element/ O. Bailly, C. Buchou, A. Floch, L. Sainsaulieu // Oil and Gas Sci and Techn. Rev Inst fr. petvole 1999. — Vol.54. -No 2. — P. 161−168.
- Bertodo, R., An assessment of diesel engine poppet valves/ R. Bertodo, S. Siyakumaran // Proc. Inst. Mech. Eng. 1973, — Vol. 187.- No 2.-P. 31−41.
- Dong, X. Berechnung des geometrischen Offnungsquerschnitts von Ke-geiventilen/ X. Dong // MTZ-1985.- 46. Nr. 6.-S. 221−224.
- Hardenberg, H. Ein einfaches Verfahren zur Abschatzung dies Einflusses der Zylinder-und Brennraumgeometrie auf den DurchfluP von Einlapkanalen /H.Hardenberg, G. Frankle//MTZ- 1970. 31. -Nr.10. — S.425−429.
- Heinrich, M. Virtnelle Entwicklung des neuen 1,8−1-Vierzylinder Ottomo-tors von GM Powertrain Europe/ M. Heinrich, E. Koloska, O. Scharrer, M. Schneider, D. Wieczorek // MTZ — 2005.- 66. -Nr 9. — S. 640−642, 644−646, 648−649.
- Kang, K. Intake flow structure and swirl generation in a four-valve heavy-duty diesel engine/ K. Kang, R. Reitz // Eng. Gas Turbines and Power. 2000-Vol. 122.- No 4 — P. 570−578.
- Keht, J. Effects of intake port desiqn and valve lift on in cylinder flow and bumrate/ J. Keht, M. Haqhqooie, A. Vikulec, G. Davis, R. Tabaczynski // SAE Techn. Pap. Ser.- 1987.-№ 872 153. — 13 p.
- Leydorf, G. Finqeroot Design refinement of induction and exhaust systems using steady state flow bench techniques/ G. Leydorf, R. Minty // SAE Techn. Pap. Ser, 1980, № 720 214, 23 pp. '
- Lucke, C.E. The pressure drop throuqh poppet valves/ C.E. Lucke // Transactions of the ASME 1906. — Vol. 27.
- Richter, A. Schraubenformig gekrummte Ansaugkanale / A. Richter// MTZ -1988−49-№ 3−125−128.
- Shiraishi, K. Development of PC enqine simulation proqram/ K. Shiraishi, K. Murakami, M. Mizushima, T. Nalcayama // Nippon Kokan Tech. Rept -1975- № 20. -P.59−68. 1
- Su, H. A computational studu of an HCCI engine with direct injection during gas exchange / H. Su, A. Vikhansky, S. Mosbach, etc. // Combustion and Flame. -2006. Vol. 147, № 1−2.- P. 118−132.
- Tanaka. Air flow throuqh suction valve of conical seat / Tanaka // A.R.I.R Tokyo — Imperial University — 1929 — Part I, Part II.
- Tindal, M. Velocity characteristics of steady flows throuqh enqine inlet ports and cylinders/ M. Tindal, R. Cheunq, M. Yianneskis // SAE Techn. Pap. Ser -1988.-№ 880 383.- 19 p.
- Von Mises, R. Berechnunq von Ausfluss and Uber fallzahlen. Z. das Ver-eines /R.Von Mises // Deutcher inqeniere 1917 — Bd. 61 — № 21.