Разработка и анализ конструкторско-технологических решений композитных тройников трубопроводов
Рис. 1.3. Тройник, полученный непрерывной намоткой стеклопластиковой лентой Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэрокосмической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных гоплив — жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния вопросов. Цель и задачи исследования
- 1. 1. Анализ конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов топливных систем авиационной промышленности и нефтепроводов
- 1. 2. Анализ технологических решений в производстве композитных тройников
- 1. 3. Анализ существующих подходов к проектированию конструкции и технологии изготовления изделий из композитов
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- Глава 2. Разработка методик для конструирования и расчета фасонных элементов трубопроводов из КМ
- 2. 1. Модели приближенного расчета конструктивно-технологических параметров фасонных элементов трубопроводов
- 2. 2. Использование метода конечных элементов для проектного расчета многослойных конструкций из КМ
- 2. 3. Конструкторско-технологическое проектирование тройников, изготовленных склеиванием стеклопластиковых труб
- Глава 3. Модели совмещенного конструкторско-технологического проектирования тройника из КМ. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных
- 3. 1. Алгоритм и этапы синтеза конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов из ПКМ
- 3. 2. Выбор предпочтительных вариантов с использованием функций полезности и платы за полезность
- 3. 3. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных конструкции фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. щ
- 3. 4. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ
- 3. 5. Создание укрупненного техпроцесса
- 3. 6. Создание конструкторско-технологической документации для синтезированных вариантов
- Глава 4. Практическое применение разработанных моделей конструкторско-технологического проектирования криогенного и нефтепромыслового тройников
- 4. 1. Анализ технического задания на разработку криогенного тройника
- 4. 2. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование криогенного тройника
- 4. 3. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой оболочки криогенного тройника
- 4. 4. Анализ технического задания на разработку нефтепромысловых тройников магистральных трубопроводов
- 4. 5. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование нефтепромыслового тройника поддержки пластового давления
- 4. 6. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой оболочки нефтепромыслового тройника
Разработка и анализ конструкторско-технологических решений композитных тройников трубопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Применение композиционных материалов (КМ) определяется необходимостью повышения эффективности разрабатываемых конструкций. В свою очередь КМ открывают возможности для реализации принципиально новых конструкторских решений и технологических процессов. Эффективная реализация достоинств этих материалов в конструкциях требует решения комплекса задач, связанных с конструированием изделия, выбором материалов, с определением рациональной структуры материала, соответствующей полю механических, тепловых, химических и других воздействий, с учетом существующих технологических ограничений.
На рис. 1.1 представлена круговая диаграмма потребления полимерных композиционных материалов (ПКМ) в наиболее развитых государствах мира в различных отраслях народного хозяйства. Как следует из рис. 1.1, наибольшее применение ПКМ в настоящее время находят в нефтегазодобывающей промышленности, в авиаракетостроении и в космических программах.
Нефтегазодобывающая гфсмышпежость (28,7%).
Аамрасегостроенв (18%).
Сщосгроенав (12,4%).
Хии веская гфомышленность (11.9%).
Энаргвтиса<9£%).
Аетсмобипастром* транспорт.
7,4%) ¦Строительство (6,2%).
Товары народного погреблемп.
4.1%) ¦Прме (2.1%).
Рис. 1.1. Мировое потребление ПКМ.
Для снижения массы конструкции необходимо широкое применение новых материалов (в первую очередь ПКМ) и использование методов оптимального проектирования. Композиционные материалы используются в производстве транспортных (АН-28, АН-72, «Руслан»), пассажирских (ИЛ-86, ИЛ-96−300, ИЛ-114, ТУ-204, ТУ-334), спортивных (СУ-26М, СУ-29), военных (СУ-27, С-37, изд. 70) самолетов.
Некоторые элементы конструкций космических аппаратов станций изготавливают из композитов. К ним относятся высокопрочные штанги ферм, панели солнечных батарей, сосуды давления, «сухие» отсеки, рефлекторы и т. п. Для космической станции «Альфа», созданной в соответствии с российско-американской программой, многие конструкции изготавливались из композиционных материалов.
Особое место занимают КМ в космических программах XXI века. В рамках разработки демонстратора Х-34 (прототип космического челнока нового поколения) создаётся экспериментальный бак жидкого кислорода и крыло из КМ. По данным печати [1] планируется создание двух баков из КМ: первый для стендовых, второй для лётных испытаний. В ГКНПЦ им. Хруничева в план экспериментальных работ включено создание криогенного топливного бака из КМ для 1 ступени универсального разгонного модуля (УРМ) ракет системы «Ангара» .
МГТУ им. Н. Э. Баумана уже несколько лет успешно сотрудничает с КБ «Салют» в области разработки и изготовления прямых и криволинейных трубопроводов из ПКМ для разгонного блока изделий 12КРБ и КВРБ ракеты-носителя «Протон». Применение трубопроводов из ПКМ также предусмотрено в новой РН «Ангара» .
Применение КМ в конструкциях криогенной техники приводит к экономии массы в 1,5−2 раза по сравнению с аналогичными металлическими конструкциями. При разработке изделий из КМ для криогенной техники очень важно, чтобы отдельные детали были созданы из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного термического расширения (KJITP). Иначе, в дополнение к основным нагрузкам возникают температурные.
Использование ПКМ предоставляет возможность широкого выбора исходных компонентов материала, структурных схем материалов в конструкции, технологических способов формообразования, геометрии и формы конструкции, что дает большую степень свободы разработчику.
В настоящее время во всем мире производится более 200 тысяч тонн труб из ПКМ, в основном из стеклопластика. Углепластиковые трубы более дороги и их применение целесообразно только для снижения массы конструкции. В криогенных конструкциях трубопроводов для силовой оболочки широкое применение нашли полиимидные пленки. Наиболее известными зарубежными фирмами, которые производят композитные трубы, являются: «Пластрекс-Манурен» (Франция), 'Труппо-Сарпласт" (Италия), «Хеганес» (Швеция), «Макклау-Андерсен инк», «Амерон» и «Центрон» (США). Только в США производится до 100 тысяч тонн, а в Германии и Италии — до 25 тысяч тонн труб в год.
В России и на Украине (в остальных странах СНГ подобного производства вообще нет) изготавливается не более 4 тысяч тонн стеклопластиковых труб. В России и на Украине имеются фирмы, накопившие уникальный опыт создания конструкций из ПКМ, на которых возможно производство труб и трубопроводов.
Соответственно возникла потребность производства не только трубопроводов, но также тройниковых и других фасонных элементов для трубопроводов различного назначения, в частности нефтегазовых. Силовая оболочка фасонного элемента имеет сложную форму с точки зрения намотки и в настоящее время производство фасонных элементов ограничено. Литературы, в которой рассматривается изготовление подобных элементов, также крайне мало [2].
Рис. 1.2. Тройник с раструбными законцовками На рис. 1.2 показан возможный вариант конструкции тройника для трубопровода.
Создание крупномасштабного производства труб и их соединений является перспективным направлением, и эта задача определена в приоритетных федеральных программах России.
На рис. 1.3. показан тройник из стеклопластиковой ленты после завершения намотки.
Рис. 1.3. Тройник, полученный непрерывной намоткой стеклопластиковой лентой Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэрокосмической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных гоплив — жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного природного газа, поскольку возможности ныне используемых топлив через 25−30 лет будут исчерпаны. Поэтому в настоящее время активно разрабатывается концепция криогенного топливного комплекса ракетных и аэрокосмических систем, и прорабатываются конструкторско-технологические решения агрегатов, баков и трубопроводов.
Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.
Выводы по главе 4:
1. Даны примеры практического использования разработанной методики совмещённого конструкторско-технологического проектирования тройников для решения задач синтеза и выбора предпочтительных конструкторско-технологических решений криогенных тройников авиационного назначения и тройников внутрипромысловых трубопроводов.
2. Используя методику расчета методом конечных элементов, проведен анализ НДС реально существующих схем изготовления тройников и сравнение расчетных параметров с экспериментальными данными.
Заключение
и общие выводы по диссертационной работе.
Совокупность разработанных в диссертационной работе моделей конструкторско-технологического проектирования фасонных элементов трубопроводов из КМ, а также практические результаты внедрения позволяют сделать общие выводы по работе, которые изложены ниже.
1. В представленной диссертации решена важная задача, направленная на сокращение сроков конструкторско-технологического проектирования и повышение качества фасонных элементов трубопроводов топливных систем аэрокосмической техники и нефтепроводов.
2. Рассмотрены различные технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. Варианты технологии учтены при формировании морфоклассов технологии и синтезе конструкторско-технологических решений.
3. Исследована возможность использования существующих систем автоматизированного проектирования для автоматизации выпуска КД для синтезированных вариантов.
4. Реализован метод расчета фасонных элементов из КМ, основанный на МКЭ с использованием программы MSC/Nastran. Проведен анализ результатов расчетов и сравнение с результатами экспериментальных исследований.
5. Разработаны структура и состав морфологических блоков и баз данных конструкции и технологии фасонных элементов трубопроводов из ПКМ, на основе декомпозиции изделия, как по элементам конструкции, так и по элементам технологии их изготовления.
6. Использованы математические методы морфологического анализа и синтеза, позволяющие осуществлять генерацию вариантов без перебора синтезируемых элементов, уменьшать пространство допустимых решений посредством отсеивания заведомо непригодных вариантов по конструкторским и технологическим ограничениям, качественного и количественного характера, а также по физической несовместимости элементов синтеза между собой.
Список литературы
- И.Черный «Новости космонавтики» № 5 2000.
- Johan Scholliers, Hendrik Van Brussel, Computer-integrated filament winding: computer-integrated design, robotic filament winding and robotic quality control. Composites manufacturing, № 1, 1994.
- Каган Д.Ф. Трубопроводы из пластмасс. М., Химия, 1980.
- Технология и оборудование для сварки и склеивания пластмассовых труб в системах газо- и водоснабжения. /АН УССР. Институт электросварки им. Е. О. Патона. Киев, ИЭС им. Е. О. Патона, 1985. — 98с.
- Дудко Д.А. и др. Сварка особотонкостенных труб. М., «Машиностроение», 1977.
- Гуревич Д.Ф., Шпаков О. Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. J1., «Машиностроение», 1987. -517с.
- Буланов И.М. Дисс. докт. техн. наук.
- Буланов И.М., Воробей В. В. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов. М.: МГТУ, 1998.-516с.
- Буланов И.М., Кузнецов В. М., Нехороших Г. Е. Исследование технологии изготовления металлоуглеп ластиковых криогенных трубопроводов // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). 1994. -№ 2. — С. 23−34. — д.с.п.
- Ю.Буланов И. М., Комков М. А., Нехороших Г. Е. Опыт создания криогенных труб из КМ // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). -1991. -№ 4. С. 31−45. — д.с.п.
- П.Смыслов В. И. Научно-технические основы создания высокоэффективных корпусов РДТТ из КМ: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 05.07.04. М., 1985. -432с.
- Половников С.П. Разработка и внедрение высокоэффективных КМ, новейших технологических решений и комплексов оборудования: Дисс. докт.техн.наук: 05.02.08. М., 1982. — 78с. — с.
- Композиционные материалы: Справочник / В. В. Васильев, В. Д. Протасов, И. А. Соловьев и др.- Под общей редакцией В. В. Васильева, Ю.М.
- Тарнопольского. М.: Машиностроение, 1990. — 512с.
- Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционных волокнистых материалов. JI.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1984. — 140с.
- Рогинский С.А., Дрейцер В. И. Предварительно пропитанные ровинги -новый материал для изделий, формируемых методом намотки. М.: ВНИИСПВ, 1975.-62с.
- Рогинский СЛ., Канович М. З., Колтунов М. А. Высокопрочные стеклопластики. М.: Химия, 1979. — 144с.
- Буланов И.М., Добровольский А. К., Харченко Е. Ф. Оптимизация технологии изготовления изделий из органопластика по структурным параметрам // Применение пластмасс в машиностроении. -1981. -№ 18. С. 81−91.
- Протасов В.Д., Филипенко А. А., Харченко Е. Ф. Влияние структурной неоднородности распределения компонентов в намоточных изделиях на их несущую способность // Проблемы прочности. 1978. -№ 4. -С.82−86.
- Комков М.А., Буланов И. М. Определение конструктивно-технологических параметров оболочек, намотанных из композиционных материалов. М.: МГТУ, 1992. — 84с.
- Булатов Г. А. Пенополиуретаны и их применение на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1970. -212с.
- Термопластичные полиуретаны: Каталог. Черкассы: НПО «Полимерсинтез», 1989. — 10 с.
- Вспененные пластические массы. Черкассы: НПО «Полимерсинтез», 1988. -39 с.
- Вспененные пластические массы: Сборник трудов НПО «Полимер-синтез». -М.: НИИТЭХИМ, 1990. 223 с.
- Сатель Э.А., Летенко В. А., Брянский Г. А. Основы технической подготовки производства и организации труда. М.: Машгиз, 1959.-243с.
- Киселев Г. А., Венгеровский Ю. Я. Структура технологической подготовки производства //Стандарты и качество. 1969. — № 11. -С. 29−35.
- Исаченко В.А. Новые принципы подхода и формирования научных исследований в области техники и технологии. // Тр. XDC чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. М., 1985. — С. 17−33.
- Смирнов А.В. Модели и средства концептуального проектирования автоматизированных производственных систем: Дисс. докт. техн. наук: 05.13.16. С.-Петербург, 1994. — 314 с.
- Смирнов А.В., Юсупов P.M. Совмещенное проектирование: необходимость, проблемы внедрения, перспективы. С.-Петербург: СПИИРАН, 1992. -37 с.
- Богомольский М.А. Автоматизированное проектирование авиационных конструкций. Этап предварительного проектирования. Казань: КАИ, 1982. -68 с.
- Резниченко В.И. Оптимизация структуры и технологических параметров силовых элементов конструкции летательных аппаратов из гибридных композиционных материалов на полимерной матрице: Автореферат дисс. канд.техн.наук: 05.07.04. М., 1983. — 19 с.
- Тарасов В.Б. Применение методов нечеткой математики на ранних стадиях проектирования динамических систем // Научно-технический прогресс в машиностроении и приборостроении. М.: МВТУ, 1982, — Вып.2. — 57 с.
- Осин М.И. Методы автоматизированного проектирования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1984. — 176 с.
- Прокофьев Г. И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматического формования. «Автоматизация и современные технологии». № 8 1999. с. 14−25.
- Прокофьев Г. И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Состояние и проблемы. «Автоматизация и современные технологии». № 5 1999. с.18−28.
- Елькин А. В. Кузнецов А.И. Метод системного подхода при исследовании трубных соединений типа «Раструб». «Автоматизация и современныетехнологии». № 10 1999. с.34−37.
- Куликов Ю.А. Расчет тройникового соединения тонкостенных труб методом конечных элементов. Дисс. канд. техн. наук. 1974.
- Попов Б.Г. Расчет многослойных конструкций вариационно-матричными методами: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1993. -294 с.
- Скопинский В.Н. Напряженное состояние в пересекающихся оболочках: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 01.02.03.-М., 1988.-33с.
- Алешин В. и др. Практическая технология комплексной оценки состояния трубопроводов. // САПР и графика. -№ 7, 1999.
- Левяков С.В. Геометрически нелинейный анализ напряженно-деформированного состояния элементов трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.07.03. -Новосибирск, 1995. -18 с.
- Роганов А.С. Разработка рациональной конструкции и совершенствование технологии изготовления тройников судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.08.04. -СПб, 1996. -20 с.
- MSC/NASTRAN V70.5 QUICK REFERENCE GUIDE, THE MACNEAL-SCHWENDLER CORPORATION, 1998.
- John M. Lee MSC/NASTRAN Version 69+ Linear Static Analysis User’s Guide, 1994.
- Robert S. Lahey и др., MSC/NASTRAN Version 68 Reference Manual, 1994.
- Усюкин В.Н. Строительная механика конструкций космической техники. -М.: Машиностроение, 1988, 392с.
- Баслык К.П., Попов Б. Г. Треугольный шестиузловой конечный элемент с 36 степенями свободы. // Вестник МГТУ им. Баумана. Сер. Машиностроение -М.: МГТУ им. Баумана, 2002, Вып. З (48) с. 3−14.
- Бакунин В.Н., Рассоха А. А. Метод конечных элементов и голографическая интерферометрия в механике композитов. М.: Машиностроение, 1987, — 312с.
- Зенкевич О. Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. М.: Мир, 1986,-318с.
- Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975, — 541с.
- Композиционные материалы: Справочник / В. В. Васильев, В. Д. Протасов, В. В. Болотин и др.- Под общ. ред. В. В. Васильева, Ю. М. Тарнопольского. -М.: Машиностроение, 1990. 512 с.
- Лизин В.Т., Пяткин В. А. Проектирование тонкостенных конструкций. М.: Машиностроение, 1994.-381с.
- Егоров В.Н. Расчетные модели комбинированных соединений в конструкциях летательных аппаратов.// Авиационная промышленность. -№ 8, 1995 г.
- Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. -М: Мир, 1976.-С. 172−215.
- Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
- Микони С.В. Методы и алгоритмы принятия решений. М.: Машиностроение, 1995.- 186 с.
- Ларичев О.И. Качественные методы принятия решений. М.: Наука, 1996.-231 с.
- Подиновский В.В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256 с.
- Кини Р., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981. — 559 с.
- Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. М.: Мир, 1990.-204 с.
- Перфильев С.А., Тарасов В. Б. Проблемы синтеза и выбора проектных решений на ранних стадиях разработки динамических систем // Динамика систем и конструкций. М.: Изд-во МГТУ, 1990. — С.138−156.
- Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978. — 352 с.
- Добряков А.А. Методы интеллектуализации САПР. М.: Наука, 1992. — 276с.
- Новиков Б.К. Основы теории принятия решений при проектировании. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1992. — 58 с.
- Брахман Т.Р. Многокритериальность и выбор альтернативы в технике. М.:
- Радио и связь, 1984. 288 с.
- Кузнецов В.М., Саксельцев В. Г. Некоторые механические свойства оболочек из жестких полимерных плёнок // Механика полимерных материалов. Рига, 1971.-С. 135−139.
- Пятунин С.П. Применение термоусаживающихся герметизирующих оболочек для ремонта и повышения срока службы судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.08.04. Нижний Новгород, 1998. — 24 с.
- Буланов И.М., Комков М. А. Применение жестких полимерных пленок в криогенных топливных системах аэрокосмической техники // Вестник МГТУ. Машиностроение. 1992. — № 1. — С. 14−25.
- Бюллер К.У. Тепло- и термостойкие полимеры. М.: Химия, 1984. 1056с.
- Перепечко И.И. Свойства полимеров при низких температурах. М.: Химия, 1977.-272 с.
- Рейтлингер С.А. Проницаемость полимерных материалов. М.:Химия, 1974. — 272 с.
- Калачев И.Ф. Разработка конструкции и технологии производства металлополимерных труб для сооружения нефтепромысловых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук: 05.15.13. -Уфа, 1998. -20с.
- Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. / Под ред. Дж. Любина М.: Машиностроение, 1988. — Кн. 2 — 448 с.
- Кожевников И.Г., Новицкий Л. А. Теплофизические свойства материалов при низких температурах: Справочник М: Машиностроение, 1982. — 328 с.
- Композиционные материалы: Справочник/ Под ред. Д. М. Карпиноса Киев: Наукова Думка, 1985 — 592 с.
- Манин В.Н., Громов АН. Физико-химическая стойкость полимерных материалов в условиях эксплуатации. Л.: Химия, 1980. — 248 с.
- Вигли Д.А. Механические свойства материалов при низких температурах. — М.: Мир, 1974.-196 с.
- Обухов А.С. Проектирование химического оборудования из стеклопластиков и пластмасс. М.: Машиностроение, 1995. — 240 с.
- Буланов И.М., Нехороших Г. Е. Испытание материалов и конструкций из КМ. М.: МГТУ, 1992. — 42 с.
- Бунаков В.А. и др. Армированные пластики. М.: Издательство МАИ, 1997 г. 402с.
- Тапаева С.А., Домород Л. С., Евсеева Л. Е. Теплофизические свойства органопластиков в интервале температур 5−400К. // Пластические массы. -1984.-№ 6.-С. 30−32.
- Гуняев Г. М. Структура и свойства полимерных волокнистых композитов. -М.: Химия, 1981.-232 с.
- Буров Л.А. Применение полимерных композиционных материалов в криогенном оборудовании. М.: ЦИНТИХИМ Нефтемаш, 1987. — 50 с.
- Образцов И.О., Васильев В. В., Бунаков В. А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. — М.: Машиностроение, 1977.-144 с.
- Алексеев К. П. Каюмов Р.А. Механические характеристики органо- и углепластиковых труб, изготовленных методом перекрёстной намотки. Механика композиционных материалов и конструкций. Том 4 № 4, 1998 стр. 3−20.
- Рабинович А.Л. Введение в механику армированных полимеров. М.: «Наука», 1970−482с.
- Брызгалин Г. И. Проектирование деталей из композиционных материалов волокнистой структуры. М.: Машиностроение, 1982. — 84с.
- Буланов И.М., Смыслов В. И., Комков М. А. Сосуды давления изкомпозиционных материалов в конструкциях летательных аппаратов. М.: ЦНИИ информации, 1985. — 308с.
- Калинчев В.А., Буланов И. М. Прогрессивные материалы в машиностроении. М.: Высшая школа, 1988. — 71 с.
- Прочность материалов элементов конструкции в экстремальных условиях: Справочник Киев: Наукова Думка, 1980. — 736.С.
- Воробей В.В., Сироткин О. С. Соединения конструкций из композиционных материалов. М.: Машиностроение, 1985. — 166 с.
- Царахов Ю.С. Конструирование соединений элементов JIA из композиционных материалов. М.: МАТИ, 1980. — 80 с.
- Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов / Под ред. В. В. Васильева. М.: МАИ, 1985.-218 с.
- Власов П.В. Методы соединения труб из стеклопластиков и соединительные элементы. М.: МНТИ, 1969. — 112 с.
- Аксельрад Э.Л., Ильин В. П. Расчет трубопроводов. Л.: Машиностроение, 1975.-240 с.
- Сёмин М.И., Д.В.Стреляев., Расчеты соединений элементов конструкций из композиционных материалов на прочность и долговечность. Москва, ЛАТМЕС, 1996.
- Колесников Л.П. и др. Соединения трубопроводов. Справочник: В 2 т. М., Издательство стандартов, 1988.
- Буланов И.М. Клеевые соединения. // Энциклопедия машиностроения. -М.: Машиностроение, 1995. С. 227−245.
- Волошин А.А. Расчет и конструирование фланцевых соединений. М. .Машиностроение, 1972- 136с.