Эффективность пар трения технического назначения
С другой стороны, преодоление сил трения в живой природе и в технических средствах связано с нерациональным расходованием энергии, преждевременным изнашиванием контактирующих тел и к выходу из строя как объектов живой природы, так объектов техники. Поэтому природа стремится создать такие пары трения, которые характеризуются минимальными силами трения, например, суставы животных, а человек… Читать ещё >
Содержание
- 1. ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ — ОСНОВА 9 НАДЕЖНОСТИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
- 1. 1. Анализ потока отказов трибосопряжений различной природы
- 1. 2. Анализ изнашивания деталей трибосопряжений
- 1. 3. Анализ критериальных подходов к оценке износостойкости материалов, деталей и трибосопряжений
- 1. 4. Анализ эффективности технических решений по управлению физико-химическими процессами на фрикционном контакте и организации трибосопряжений повышенной износостойкости
- 1. 4. 1. Совместимость контртел
- 1. 4. 2. Смазочные среды
- 1. 4. 3. Бинарные поверхности
- 1. 5. Определение общей цели и постановка научных задач исследования
- 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2. 1. Общие методические принципы аналитического исследования
- 2. 2. Методика и программа экспериментальных исседований. 2.2.1. Выбор объектов исследования
- 2. 2. 2. Макро- и микроскопические исследования и профилографиро-вание
- 2. 2. 3. Определение износостойкости и триботехнических свойств пар трения
- 2. 2. 4. Создание специального лабораторного оборудования
- 2. 3. Методика математической обработки экспериментальных данных и компьютерное моделирование процессов изнашивания трибосопряжений
- Выводы по главе 2
- 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРИБО- 108 СОПРЯЖЕНИЙ
- 3. 1. Гипотеза об основных принципах организации эффективных трибосистем
- 3. 2. Принципы прогнозирования ресурса трибосопряжений
- 3. 3. Системный анализ трибосопряжений
- Выводы по главе 3
- 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРИБОСОПРЯ ЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ
- 4. 1. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-металл» при наличии и без смазочного материала
- 4. 1. 1. Трибосопряжение «Медь-сталь» без смазки
- 4. 1. 2. Трибосопряжение «Железо-сталь» без смазки
- 4. 1. 3. Трибосопряжение «Чугун-сталь» при смазке маслом SAE
- 4. 1. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-металл» при наличии и без смазочного материала
- 4. 1. 4. Трибосопряжение «Чугун-сталь"при наличии в масле 0,04% присадки перекиси дикумила
- 4. 1. 5. Трибосопряжение «Чугун-сталь"при наличии в масле 0,5% нафтиламина
- 4. 1. 6. Трибосопряжение «Подшипниковый сплав L6 — сталь» в масле
- 4. 1. 7. Трибосопряжение «Баббит Б82 — сталь» при смазке маслом
- 4. 1. 8. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
- 4. 2. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-неметалл» при наличии и без смазочного материала
- 4. 3. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-неметалл» при наличии бинарной поверхности трения на микроуровне
- 4. 3. 1. Исходные данные
- 4. 3. 2. Трибосопряжение «СИГМА — бронза»
- 4. 3. 3. Трибосопряжение «СИГМА — сталь нержавеющая»
- 4. 3. 4. Трибосопряжение «СИГМА — сталь углеродистая сырая»
- 4. 3. 5. Трибосопряжение «СИГМА — сталь углеродистая термообработанная»
- 4. 3. 6. Трибосопряжение «СИГМА — чугун серый»
- 4. 3. 7. Исследование трибосопряжений «Металл — СИГМА» без смазки
- 4. 3. 8. Зависимость коэффициента трения от продолжительности эксперимента
- 4. 3. 9. Предельные условия эксплуатации
- 4. 3. 10. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
- 4. 4. Исследование износостойкости трибосопряжений типа неметалл-неметалл» при наличии и без смазочного материала
- 4. 4. 1. Трибосопряжение «твёрдых» неметаллических материалов
- 4. 4. 2. Трибосопряжение «твёрдых» неметаллических материалов с полимерами
- 4. 4. 3. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
- 5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 221 ИССЛЕДОВАНИЙ
- 5. 1. Разработка практических рекомендаций по оценке эффектив- 221 ности трибосопряжений
- 5. 2. Разработка рекомендаций по практическому использованию 222 результатов исследований в конкретных отраслях промышленности Польши
- 5. 3. Использование результатов исследований в учебном процессе
Эффективность пар трения технического назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Природа устроена таким образом, что, согласно Закону всемирного тяготения, все тела находятся в непосредственном контакте с другими телами или стремятся к такому контакту. Контактное взаимодействие твердых тел описывается различными законами, в том числе законами трения, когда наблюдается взаимное перемещение тел или отсутствие перемещения. В первом случае имеет место трение движения, во втором — трение покоя [37,109]. Практически все природные и техногенные объекты представляют собой совокупность внутренних и внешних пар трения, от которых зависит нормальное функционирование этих объектов.
Природа и человек практически постоянно сталкиваются с проблемой эффективности пар трения. Отсутствие сил трения между природными объектами, находящимися в контакте, делает невозможным существование природной среды в традиционном понимании. Например, камень или иной объект любой массы под действием слабого дуновения ветра должен перемещаться с ускорением, что должно приводить к разрушению окружающей среды. Природа противодействует такому сценарию, используя силы трения и создавая такие пары трения, которые эффективно препятствуют взаимному перемещению тел.
С другой стороны, преодоление сил трения в живой природе и в технических средствах связано с нерациональным расходованием энергии, преждевременным изнашиванием контактирующих тел и к выходу из строя как объектов живой природы, так объектов техники. Поэтому природа стремится создать такие пары трения, которые характеризуются минимальными силами трения, например, суставы животных, а человек аналогично природе создает машины и механизмы с парами трения, где силы трения минимальны. Существуют и противоположные задачи, когда требуются значительные силы трения, например, в тормозных устройствах. Поэтому в любом случае понятие «эффективность» применительно к парам трения представляет собой некую совокупность свойств, которая необходима для каждого конкретного объекта. В общем виде в эту совокупность могут входить свойства, характеризующие надежность пары трения, степень её опасности для окружающей среды (экологичность), экономические, эстетические и иные характеристики. Очевидно, что в одном исследовании невозможно дать оценку эффективности пар трения любого назначения и любой природы.
Настоящее диссертационное исследование посвящено эффективности техногенных пар трения, применение которых ограничено техническими средствами, в первую очередь машинами и механизмами. Можно назвать также иные техногенные пары трения, используемые в спортивных целях (коньки, лыжи, сани, сноуборды и др.), в детских игрушках, в пищевой промышленности (пробки пластмассовые и на основе древесины), в текстильной промышленности (сочетание тканей, кожи, древесины и др.) и т. п. В силу ограниченности объема работы указанные пары трения? не рассматривались.
ЕГкачестве объектов исследования были выбраны пары трения машин и механизмов, получившие широкое распространение в технике, организованные по принципу скольжения, пары трения качения i не исследовались. Среди пар трения скольжения исследовались такие, у которых контактирующие тела были выполнены из одинаковых и различных металлических и неметаллических материалов, со смазкой и без смазки. В качестве смазки использовались вода и техническое масло, проводились также исследования и без смазки. В качестве условий эксплуатации были выбраны «нормальные», экстремальные условия были исследованы минимально. К нормальным условиям эксплуатации отнесены: скорость скольжения до 15 м/с, нагрузки на уровне не более 20% предела прочности, температура в пределах от 0 до 100° С.
Первая глава посвящена исследованию достижений науки и техники по проблеме обеспечения эффективности трибосопряжений. Исследование выполнено на основании анализа публикаций в научно-технических изданиях России и зарубежных стран. Показана важная роль износостойкости трибосопряжений и дана оценка конструктивно-технологических решений с точки зрения обеспечения эффективности машин и механизмов. На основании аналитического исследования сформулированы главная цель исследования и основные научные задачи, которые необходимо решить для достижения цели.
Во второй главе дано описание методического обеспечения всего диссертационного исследования, которое состоит из аналитического и экспериментального разделов, существующих раздельно, или дополняющих друг друга. Так собственно аналитический раздел исследований представляет собой совокупность гипотез, оценок автора диссертации существующих принципов организации трибосопряжений и обеспечения их эффективности, а также принципов и методов прогнозирования трибосопряжений различной природы. Собственно экспериментальный раздел построен на базе программы исследований и методики выполнения экспериментов, основанных на реальных возможностях лаборатории, где выполнялись эксперименты и использованного оборудования, а также средств измерения. Аналитические методы исследований в экспериментальном разделе касаются обработки и оценки экспериментальных данных. Для этих целей использованы как качественные оценки, так и количественные. Первые применяются в тех случаях, когда отсутствует достаточная корреляция массивов входных и выходных данных, а также когда невозможна полезная статистическая обработка экспериментальных данных (велика дисперсия или рассеивание). Методика экспериментальных исследований предусматривает рациональную организацию экспериментов, выбор объектов исследования и назначение их характеристик, выбор лабораторного оборудования и измерительных средств применительно к изучению свойств поверхностей изучаемых тел (визуальное исследование, фотографирование, профилографирование) и к их триботехническим характеристикам (коэффициент трения, износ в абсолютных единицах).
Третья глава посвящена аналитическому исследованию трибосопряжений различной природы. В частности, рассмотрена гипотеза о принципах организации эффективных трибосистем, дана оценка существующих принципов прогнозирования ресурса трибосопряжений, выполнен анализ трибосопряже-ний на базе мономерных, бинарных и многомерных поверхностей трения раз-личных масштабных уровней.
В четвертой главе приведены результаты экспериментальных исследований, а также результаты аналитической обработки и оценки экспериментальных данных. Глава представляет собой совокупность таблиц, математических формул, графиков и текста с качественной оценкой полученных экспериментальных данных. Приводятся результаты исследований трибосопряжений типа «металл — металл», «металл — неметалл» и «неметаллнеметалл». Большое внимание уделено ранее не исследованным трибосопряжениям, в которых одно из тел выполнено из пластмассы с образованием бинарной поверхности на микроуровне, в том числе при смазке маслом, водой и без смазки. Достаточно подробно изучено поведение трибосопряжений типа «металл — металл» при смазке маслом и без смазки. Обращено внимание на пары трения с использованием таких специфических материалов, как медь и чистое железо в сочетании с углеродистой сталью и с чугуном. Исследования выполнялись с целью определения как общефизических (температура, электрическое сопротивление контакта) и триботехнических величин (коэффициент трения, износ). Отдельно были выполнены эксперименты по определению изменений коэффициента трения по времени эксперимента. При изучении трибосопряжений «металл — металл» рассматривались специальные металлические подшипниковые сплавы. Было также изучено влияние присадок в смазочную среду на триботехнические характеристики пар трения.
В пятой главе представлены результаты практического использования и рекомендации по пракическому применению результатов исследований в промышленности Польши. Приводится также информация об использовании полученных научных данных в учебном процессе ВУЗов Польши.
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ.
На базе выполненных в работе аналитических и экспериментальных исследований получены следующие научные и практические результаты:
1. Предложена формулировка понятия «эффективность» применительно к техногенным парам трения технического назначения.
2. Экспериментальными исследованиями широкого диапазона трибосопряжений подтверждено известное утверждение о том, что свойства материалов с названием «износостойкость» не существует.
3. Сформулировано утверждение о том, что эффективность трибосопряжения есть функция большого количества факторов, а не только физико-механических или химических свойств материалов, формирующих пару трения.
4. Установлены качественные и количественные закономерности поведения широкого спектра трибосопряжений типа «металл-металл» .
5. Установлены качественные и количественные закономерности поведения широкого спектра трибосопряжений типа «металл-неметалл», в которых реализована схема изнашивания бинарных поверхностей трения на микроуровне.
6. Установлены частные закономерности поведения трибосопряжений различной природы при наличии и отсутствии смазочного материала: металл-металлметалл-неметаллнеметалл-неметалл.
7. Доказана возможность использования общефизических характеристик процесса трения для косвенного определения показателей эффективности трибосопряжений.
8. Предложена новая методика экспериментального исследования пары трения скольжения.
9. Сформулированы основные принципы организации эффективных техногенных пар трения скольжения.
10. Обоснованы пути совершенствования методики и экспериментального оборудования для определения показателей долговечности, износостойкости и параметров трения трибосопряжений технического назначения.
Список литературы
- Автоматизированные смазочные системы и устройства. Авт.коллектив. М.: Машиностроение, 1982. 175 с.
- Анализ несущей способности металлополимерных подшипников при смазке водой /М.Б.Рубин, Л. М. Рыбакова, Л. И. Куксенова, В. М. Самылкин //Судостроение, 1982.
- Аратский П.Б., Петров В. М., Чулкин С. Г. Исследование приработочных свойств геомодификаторов трения //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001″. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 132−134.
- Астрахан А.Х., Рубин М. Б. Изнашивание в системе фрикционных сопряжений //Трение и износ, 1984.
- Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963.472 с.
- Бабичев М.А. Исследование влиния микронапряжений на сопротивление изнашиванию //Вестник машиностроения, 1959, № 7.
- Барабаш М.Д., Вальчук Г. И., Натансон Э. М. Влияние металлоплакирующих смазок на износ и коэффициент трения некоторых материалов //Сб.тр. ИПМ АН УССР. Киев, 1956. — № 22.
- Бахарева В. Е, Рубин М. Б., Корецкая Л. С. Углепластики для подшипников, работающих в воде //Трение и износ, 1981.
- Башкарев А.Я., Миронов Н. И., Семенов В. П. Пластмассы в строительных и землеройных машинах. Л.: Машиностроение, 1981.- 191 с.
- Ю.Белый В. А., Свириденок А. И., Петроковец М. И., Савкин В. Г. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск: Наука и техника, 1976- 432с.
- И.Белый В. А., Свириденок А. И., Петроковец М. И., Савкин В. Г. Трение полимеров. М.: Наука, 1972. 202 с.
- Бершадский Л.И. Трение как термомеханический феномен// Докл. АН УССР.Сер. А. 1977. № 6.-С.186−190.
- Бершадский Л.И. О самоорганизации трибосистем. -//Проблемы трения и изнашивания: Республ.межвед.научн.-техн.сб.-1982. № 21.-С. 10−24.
- Бортник Г. И. Метод ускоренной приработки трущихся деталей машин, работающих в режиме избирательного переноса //Избирательный перенос при трении и его экономическая эффективность. М.: МДНТП, 1972. — с.151−155.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1968. 544 с.
- Браун Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. — М.: Машиностроение, 1982. — 191 с.
- Булатов В.П., Козырев Ю. П., Тулаев В. И., Фадин Ю. А. Кинетика разрушения поверхности при трении без смазочного материала // Трение и износ. 2001, Т. 22. № 1, С. 17−20.
- Булатов В.П., Полевая О. В., Седакова Е. Б., Фадин Ю. А. Временная зависимость коэффициента трения.//Письма в ЖТФ. 1996, Т. 22. В. 19. С. 1−5.
- Буфеев В.А. Резонансный электромагнитный механизм диссипации энергии при внешнем трении: Докл.всесоюз.конф."Электрохимические процессы при трении и их использование для борьбы с износом».-Одесса, 1973. С. 21−26.
- Буше Н.А. Металлические антифрикционные материалы. Справочник: Трение, изнашивание и смазка. -М.: Машиностроение, 1978.- с. 179−206.
- Буше Н.А. Подшипниковые сплавы для подвижного состава. — М.: Транспорт, 1967. с. 222.
- Буше Н.А. Трение, износ и усталость в машинах (Транспортная техника): Учебник для вузов. М. Транспорт, 1987. — 223 с.
- Буше Н.А., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981. 128 с.
- Васильев Б.В., Ханин С. М. Надежность судовых дизелей.-М., Транспорт, 1989, 184 с.
- Венцелъ С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания.-М.:Химия, 1979.-23 8 с.
- Виноградов В.Н., Сорокин Г. М. Износостойкость сталей и сплавов. М.:Изд-во «Нефть и газ», 1994. 417 с.
- Васильков Д.В., Сенчило И. А. Моделирование контактного взаимодействия в парах трения при модификации их поверхностных слоев //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002″. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002. с. 32−37.
- Возницкий И.В., Михеев Е. Г. Судовые дизели и их эксплуатация. М.: Транспорт, 1990. — 360 с.
- Войнов К.Н. Испытания абразивных лент в лабораторных условиях. //Инструмент и технологии, № 9−10, 2002, 70−72 с.
- Войнов К.Н. Прогнозирование надёжности и остаточного ресурса пар трения. //Сборник докладов международной конференции 21−28.02.04
- Наука, техника и высшее образование», вып. 1, Египет, 2004, с. 74−75.
- Войнов К.Н. Прогнозирование надёжности механических систем. JI., Машиностроение, 1978, 208 с.
- Войнов К.Н., Алексеев С. П., Громский Б. В. Износ и надёжность трибосопряжений. // Инструмент и технологии, № 11−12, СПб, 2003, с. 73−77.
- Войнов К.Н., Алексеев С. П., Громский Б. В., Синюгин О. В. О роли смазки и проблемах в зоне трения при резании. //Вопросы материаловедения, 2003, с.З.
- Войнов К.Н., Шварц М. А. Анализ износа пар трения. //Гидравлика и пневматика, № 10, 2003, с. 15−17.
- Воронков Б.Д. Подшипники сухого трения. JL: Машиностроение, 1968. -140 с.
- Воронков Б.Д. Подшипники сухого трения. JL: Машиностроение, 1979. -224 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безизносность): учебник. — М.-«Издательство МСХА», 2001. 616 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. 424 с.
- Гаркунов Д.Н., Крагельский И. В. Об атомарном схватывании материалов при трении //ДАН.СССР, 1957.-т.ИЗ.-и 2.
- Гаршин А.П. Пары трения из износостойких реакционноспеченных SiC-материалов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». — СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 139−140.
- Гаршин А.П., Гропянов В. М., Лагунов Ю. В. Абразивные материалы. Л.: Машиностроение, 1983. 231 с.
- Гаршин А.П., Швайко-Швайковский В.Е., Бердиков В. Ф. Влияние нестехиометрии монокристаллов кубического диоксида циркония на их физико-механические характеристики. Известия АН СССР. Неорганические материалы, 1991. Т.27. № 4. с.758−762
- Голего Н.Л. Схватывание в машинах и методы его устранения. -К.:Техника, 1965.-232 с.
- Гостев Б.И., Зильберг Ю. Я. Алюминиевый сплав АСМ для тяжелонагруженных подшипников. М.: Машгиз, 1959. — 183 с.
- Грегер Г. Расчет износа на основе гипотезы аккумулирования энергии при трении./Исследования по триботехнике под ред. А. В. Чичинадзе. м., НИИ информации по машиностроению, 1975, с. 187−195.
- Грозин Б.Д., Семирог-Орлик В.Н. Определение механических свойств высокопрочных сталей методом всестороннего неравномерного сжатия. Киев: НТО Машпром, 1956, 16 с.
- Грязнов Б.Т., Зенкин А. Н., Прудников В. В. и др. Технологические методы повышения долговечности машин микрокриогенной техники. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1999. 271 с.
- Давиденко М.М. Динамические испытания металлов.- М.: Госиздат, 1929.286 с.
- Дамаск А., Дине Дж. Точенные дефекты в металлах.-М.:Мир, 1966. 366 с.
- Двигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых и комбинированных двигателей / Ефимов С. И., Иващенко Н. А., Ивин В. А. и др., М.: Машиностроение, 1985, 417 с.
- Дерягин Б.В. Что такое трение? М.: Изд-во АН СССР, 1963. 230 с.
- Дехтяр И.Я., Осипов К. А. Влияние дефектов кристаллического строения на разрушение металлов. Докл. АН СССР, 1955, 104, № 2,с.229−231.
- Дизели. Справочник. Изд. 3-е, перераб. И доп. Под общей редакцией В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977.-480 с.
- Евдокимов В.Д., Семов Ю. И. Экзоэлектронная эмиссия при трении. М.: Наука, 1973. 181 с.
- Евдокимов Ю.А., Мазяр Е. З. Ускоренная приработка узлов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1977.- 77 с.
- Елизаветин М.А., Сатель Э. А. Технологические способы повышения долговечности машин. М.: Машиностроение, 1979. 438 с.
- Епифанов Г. И. Зависимость силы трения от нормальной нагрузки. /Сухое трение.: Изд-во АН Латв. ССР, 1961.
- Завадский Ю.В. Планирование эксперимента в задачах автомобильного транспорта.- М.: Московский автомобильный институт, 1978. 153 с.бО.Зайт В. Диффузия в металлах. М.Л.: М.: Металлургия, 1958.- 421 с.
- Зайцев А.К. Основы учения о трении, износе и смазке машин. М.: Машгиз, 1947. т. 1.- 256 с.
- Иванова B.C. //Химия металлических сплавов. М.: Наука, 1973. С.196−204.
- Иванова B.C. Усталостное разрушение. М.: Металургиздат, 1963. 272 с.
- Иванова B.C., Гордиенко Л. К. Новые пути повышения прочности металлов. М., Наука, 1964. 118 с.
- Иванова B.C., Терентьев В. Ф. Природа усталости металлов. М., Металлургия, 1975, 456 с.
- Иванченко Н.Н., Скурндин А. А., Никитин М. Д. Кавитационные разрушения в дизелях. Л., Машиностроение, 1970, 152 с.
- Икрамов У.А. Расчетные методы оценки абразивного износа. — М.: Машиностроение, 1987. -228 с.
- Информация АО «СИГМА». Электронный ресурс http: //www.ctr. narod.ru /sigma/sigma.htm.
- Ипильков В.Н. Физико-химия трения. Минск: Изд-во БГУим. В. ИЛенина, 1978. — 208 с.
- Йовчев М. Коррозия теплоэнергетического и ядерно-энергетического оборудования: Пер. с болг.-М.: Энергоатомиздат, 1988. -222 с.
- Канарчук В.Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы.- К. :Наукова думка, 1978.-256 с.
- Канарчук В.Е. Основы надежности машин. К. Шаукова думка, 1982.-248 с.
- Качински Р. Исследование поведения конструкционных материалов в экстремальных условиях работы //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». — СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 85−96.
- Качински Р. Механизм разрушения внешнего слоя конструкционных материалдов в экстремальных условиях работы //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 18−22.
- Качиньски Р., Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Исследование подшипников скольжения из углепластиков //Безопасность водного транспорта: Трудымеждународной научно-практической конференции СПГУВК. Санкт-Петербург, 2003, с.229−232.
- Качиньски Р., Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Исследование трибосопряжения металл-неметалл с образованием бинарной поверхности трения на неметаллической детали (в соавторстве с //Транспортные средства Сибири. Красноярск: Издательство КГТУ, 2003, с.54−59.
- Качиньски Р., Саевич Э., Зазимко 0. Исследование кинетики переходных процессов при трении скольжения //Информационное письмо.-К.: УСХА, 1987.-4 с.
- Качиньски Р., Чулкин С.Г.Подшипники, смазываемые водой, для судового механического оборудования //Судостроение, № 1, 2004 г. с.55−56.
- Кереков С. Оценка на износването на двигатели с вътрешно горене по данни от эксплоатацията им //Машиностроение. 1984.-№ 3, -C.I29-I3I /на болг./.
- Кислик В.А. Износ деталей паровозов. М.: Трансжелдориздат, 1948.- 332 с.
- Клейс И.Р. Об изнашивании металлов в абразивной струе // Тр. Таллиннского политех. института: Серия А, № 168, 1959. — с.3−27.
- Климов Е.Н. Основы технической диагностики судовых энергетических установок. М.: Транспорт, 1980. — 150 с.
- Климов Е.Н. Управление техническим состоянием судовой техники. — М.: Транспорт, 1985. 200 с.
- Климов Е.Н., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностика судовых технических систем. Л.: Судостроение, 1978. — 176 с.
- Кнэпп Р., Дейли Дж., Хэммит Ф. Кавитация. М., Мир, 1974, 585 с.
- Ковшарев A.M., Сапожников Е. Н. Эксплуатация дизелей 12 ЧСН 18/20, М50, М400, М401.- М.: Транспорт, 1982.- 128 с.
- Козырев С.П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации. — М.: Машиностроение, 1971. 139 с.
- Комбалов B.C. Оценка триботехнических свойств контактирующих поверхностей. М.: Наука, 1983. — 136 с. 91 .Конвисаров Д. В. Износ металлов ГОНТИ. M.-JI., 1938. — 304 с.
- Конвисаров Д.В. Трение и износ металлов. М.: Машгиз, 1947. -182 с.
- Кондратьев Н.Н. Отказы и дефекты судовых дизелей.-М.: Транспорт, 1985.- 152 с.
- Конструкционные карбидокремниевые материалы. /А.П.Гарпшн, В. В. Карлин, Г. С. Олейник, В. И. Островерхое. JL: Машиностроение, 1975.152с.
- Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. 396 с.
- Костецкий Б.И., Носовский И. Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин. Киев: Техника, 1965. 208 с.
- Костецкий Б.И. Износостойкость деталей машин. -М.:Машгиз. 1950.- 168 с.
- Костецкий Б.И. Комплекс фундаментальных условий самоорганизации технических трибосистем // Варшава: Трибологиа, 1987. № 12. С.18−27.
- Костецкий Б.И. Основные положения структурно-энергетической теории трения, смазки и износа. В кн.: Medzinarodne Sympozium о klznom ulozeni,-Bratyslava, 1977. p. 33−55.
- Костецкий Б.И. Структурно-энергетическая приспосабливаемость материалов при трении // Трение и износ, 1985.-t.VI.-.№ 2.-C.201−212.
- Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах.-К.: Техника, 1970. 396 с.
- Костецкий Б.И. Управление изнашиванием машин. К.: Знание, 1984. -20 с.
- Костецкий Б.И. Фундаментальные основы поверхностной прочности материалов при трении. К. :3нание, 1980. — 28 с.
- Костецкий Б.И., Бершадский Л. И., Караулов А. К. Металлофизические проблемы надежности и долговечности машин // Металлофизика К.: Наукова думка, вып.48, 1973. — С.4−23.
- Костецкий Б.И., Ивженко И. П. Автоматическая сварка. -К.: Знание, 1966.-5 с.
- Костецкий Б.И., Носовский И. Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин. — Киев: Техника, 1965.- 206 с.
- Котрелл А.Х. Теория дислокаций. М.: Мир, 1969. 95 с.
- Кравец И.А., Кривенко И. И. Оценка процесса изнашивания по электрической проводимости пары трения. //Проблемы трения и изнашивания.-Вып. 17. Техника, 1980.-С.28−31.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение. 1968. 480 с.
- Крагельский И.В., Алисин В. В. Трение, износ и смазка. Справочник. -М.: Машиностроение, 1987.-400 с.
- Крагельский И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526 с.
- Крагельский И.В., Рубин М. Б., Зиновьев В. М. Протекторный метод подавления износа в морской воде//Надежность и контроль качества. 1975, №.8.
- Крагельский И.В., Швецова Е. М. Влияние скорости скольжения на изнашивание одноименных металлов. /Трение и износ в машинах. Издательство АН СССР.1956.-С.74−79.
- Крагельский И.В., Щедров B.C. Развитие науки о трении. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 234 с.
- Кривенко И.И. Определение характеристик изнашивания пар трения методом электрической проводимости.: Автореф.дис.канд.тех. наук КИИГА.-К. 1981.-23 с.
- Кривощеков В.Е. Оценка надежности и восстанавливаемости тонкостенных подшипников скольжения судовых дизелей //Судостроение, 1992.-№ 10.-С.15−19.
- Кузнецов В.Д. Наросты при резании и трении. М.: Гостехиздат, 1956. 284 с.
- Кузнецов В.Д. Роль наростов при трении. //Развитие теории трения и изнашивания. Изд-во АН СССР, 1957. C. I74-I9I.
- Кузнецов В.Д. Физика твердого тела. Томск: Красное знамя, 1957. -т.4. — 539 с.
- Кузнецов В.Д. Физика твердого тела. Материалы по физике внешнего трения, износу и внутреннего трения твердых тел. T.IV. Томск: Полиграфиздат, 1947. 542 с.
- Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Ленинград: Химия, 1985. 312 с.
- Кутьков А.А. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.: Машиностроение, 1976. 152 с.
- Лихтман В.И., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Фиико-химическая механика металлов. М.: ВНИИСТ, 1982. 303 с.
- Ле Суан Ань. Кулоновское трение. СПб.: СПбГТУ, 2000. 217 с.
- Лысенков П.М. Идеальный триботехнический комплекс в составе судового валопровода //Вопросы материаловедения. 2001. — № 2(26).
- Лысенков П.М. Перспективы практического использования теории изнашивания бинарных поверхностей применительно к неметаллическим материалам.//Вопросы материаловедения. 2001. — № 2(26). — с. 119 — 121.
- Лысенков П.М. Тревожные тенденции в развитии науки о трении и изнашивании. Сборник Трудов Первого международного симпозиума по транс-портной триботехнике «Транстрибо», «Водный транспорт». Изд-во СПбГТУ, 2001.
- Лысенков П.М., Виниченко И. В. Ляшенко А.Б. Исследование предельных режимов эксплуатации антифрикционных материалов дейдвудных подшипников. Сб. «Вопросы судостроения». Серия «Технология судостроения». Вып. 15. 1977.
- Лысенков П.М., Гусева М. И. Соков Е.В. Владимиров Б. Г. Модифицирование поверхности резиновых вкладышей дейдвудных подшипников методом ионной имплантации. Трение и износ. Том 14. № 4, 1993.
- Лысенков П.М., Соков Е. В. Исследование подшипников, применяемых в судовых тяжелонагруженных узлах трения, смазываемых водой. «Вестник технологии судостроения», № 2, 1996.
- Лысенков П.М., Соков Е. В. Особенности работы капролоновых подшипников при смазке водой. Судостроение. № 2−3, 1995.
- Лысенков П.М., Соков Е. В. Повышение триботехнических характеристик резиновых вкладышей дейдвудных подшипников ионной имплантацией. Вестник Ноу-Хау. № 4, вып. 5, 1993.
- Лысенков П.М., Спивак А. Я. Анализ результатов эксплуатации металлических дейдвудных подшипников на судах отечественной постройки. Сб. «Вопросы судостроения». Серия «Технология судостроения». Вып. 15. 1977.
- Машиностроительная керамика /А.П.Гаршин, В. М. Гропянов, Г. П. Зайцев, С. С. Семенов. СПб: Изд-во СПбГГУ, 1997. — 726 с.
- Машков Ю.К. Трибология конструкционных материалов. Омск: ОмГТУ, 1996. 299 с.
- Минц Р.И. В кн.: Исследование поверхности конструкционных материалов методом экзо-электронной эмиссии. Изд. УПИ Свердловск, 1969.
- Михин Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.:Наука, 1977. 219 с.
- Мишин И. А. Долговечность двигателей. — М.: Машиностроение, 1968. -260 с.
- Молодцов Н.С. Восстановление изношенных деталей судовых механизмов. М.: Транспорт, 1988. 182 с.
- Морской энциклопедический справочник: В 2-х томах. Том 2 / Под ред. Н. Н. Исанина. JL: Судостроение, 1986. — 526 с.
- Надежность и долговечность машин /Под общ.ред.Б. И. Костецкого -К.: Техника, 1975. 408 с.
- Нахимович Е. Влияние исходного зазора в трибосопряжении на износ вала с учетом масштабных эффектов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 74−84.
- Никольский М. Д, Рубин М. Б., Яшкин А. Г. Распределение давлений на металлополимерной поверхности трения//Вопросы судостроения. Сер. Технология судостроения. 1978, вып. 17.
- Никольский С.Г. Особенности трения потока пасты о контртело. Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 150−151.
- Обеспечение износостойкости изделий: Паспортизация результатов диагностики поверхностных разрушений при трении /ГОССТАНДАРТ, Укр ЦСМ УСХА /Под рук. Б. И. Костецкого. -К.: 1983.-64 с.
- Овсянников М.К., Давыдов Г. А. Тепловая напряженность судовых дизелей. JL: Судостроение, 1975, 253 с.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Судовые дизельные установки. Справочник. JL, Судостроение, 1986,424 с.
- Оптимизация конструкции теплонапряженных деталей дизелей/ С. М. Шелков, В. В. Мирошников, Н. А. Иващенко и др.- М.: Машиностроение, 1983.- 112 с.
- Орлов П.И. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1974.
- Орлов П.И. Смазка легких двигателей. М.: ОНТИ, 1937.420 с.
- Осипов К.А. Вопросы теории жаропрочности металлов и сплавов. М., Изд-во АН СССР, 1960. 285с.
- Осипов К.А. Некоторые активируемые процессы в твердых металлах и сплавах. М., АН СССР, 1962, 129 с.
- Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов /А.В.Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.: Под общей ред. И. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. — 664 с.
- Петров В .А., Башкаров А. Я., Веттегрень В. И. Физические основы прогнозирования долговечности конструкционных материалов. СПб.: Политехника, 1993. — 475 с.
- Пимошенко А.П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений. Л., Судостроение, 1983, 128 с.
- Поверхностная прочность материалов при трении / Под общ. ред. Б. И. Костецкого, — К.:Техника, 1976. 296 с.
- Повышение долговечности судовых дизелей /В.А.Сомов, Б. С. Агеев, В. В. Чурсин, Ю. Л. Шепельский. М.: Транспорт, 1983. — 167 с.
- Повышение износостойкости и сроков службы деталей путевых машин / Ю. А. Евдокимов, А. К. Алферов, А. А. Бураков, В. В. Шаповалов, Р. Г. Ялышев. М.: Транспорт, 1985. 88с.
- Погодаев Л.И., Пимошенко А. П., Капустин В. В. Эрозия в системах охлаждения дизелей. Калиниград: Академия транспорта РФ, 1993, 325 с.
- Погодаев Л.И., Шевченко П. А. Гидроабразивный и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984. 264 с.
- Погодаев Л.И., Голубев Н. Ф. Теория и практика прогнозирования износостойкости и долговечности материалов и деталей машин.- СПб: СПГУВК, 1997.-415 с.
- Погодаев Л.И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П. Повышение надежности трибосопряжений. СПб.: Академия транспорта Российской Федерации. -2001.-304 с.
- Подольский М.Е. Упорные подшипники скольжения. — М.: Машиностроение, 1981. 261 с.
- Полевая О.В., Гинзбург Б. М., Фадин Ю. А., Козырев Ю. П., Булатов В. П. Оценка поверхностной прочности комбинацией методов акустической эмиссии и склерометрии // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 6. С. 58−61.
- Половинкин В.Н., Лавров Ю. Г., Злобин В. Г., Аратский П. Б. Перспективы применения композиционных материалов с геомодификаторами трения в поршневых машинах //Вопросы материаловедения, 2001, № 2(26), с.61−64.
- Полипанов И.С. Защита систем охлаждения дизеля от кавитационного разрушения. Л., Машиностроение, 1978, с. 150.
- Польцер Г., Мейсснер Ф. Основы трения и изнашивания. М.: Машиностроение, 1984. — 263 с.
- Поляк М.С. Технология упрочнения. Техноло. методы упрочнения. В 2 т. Т.1. М.: «Л.В.М. — СКРИПТ», Машиностроение, 1995. — 832 с.
- Проников А.С. Надежность машин. М.: Машингостроение, 1978. 590 с.
- Протасов Б.В. Энергетические соотношения в трибосопряжении и прогнозирования его долговечности. Саратов: Изд-во Сарат.гос. ин-та, 1979.- 149 с.
- Пружанский Л.Ю. Исследование методов испытаний на изнашивание. -М.: Наука, 1978.- 112 с.
- Пытко С. Новые достижения в трибологии. Краков, 2002. -315 с. (на англ.яз.).
- Пылаев Н.И., Эдель Ю. У. Кавитация в гидротурбинах. JL, Машиностроение, 1974, 258 с.
- Рабинович Э. Механизм полирования /Контактное взаимодействие твердых тел и расчет сил трения и износа. М., Наука, 1971, с. 15−22.
- Раевский А.Н. Полиамидные подшипники (расчет и проектирование). М.: Машиностроение, 1967. — 139 с.
- Ребиндер П.А. Физико-механическая механика.- М. гНаука, 1979. 831 с.
- Рейш А.К. Повышение износостойкости строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1986. — 184 с.
- Ремонт речных судов: Справочник /.К.Аристов, Ф. Ф. Бенуа, А. А. Вышеславцев и др.- Под ред. А. Ф. Видецкого. М.: Транспорт, 1988. — 431 с.
- Решетов Д.Н. Работоспособность и надежность деталей машин. М.: Высшая школа, 1974, 205 с.
- Розенберг Е.М. Трение и износ несмазанных тел //Трение и износ в машинах. Вып. I. М.: Изд-во АН СССР, 1939. — С.93−102.
- Розенберг Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность. М.: Машиностроение, 1970. 312 с.
- Рубин М.Б. Контактные процессы в режиме избирательного переноса при смазке водой //Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: машиностроение, 1977. — с.43−49.
- Рубин М.Б. Неравновесные контактные процессы на металлополимерной поверхности трения//Вопросы судостроения, Сер. Технология судостроения. 1978, вып. 17.
- Рубин М.Б. Саморегулирование и колебательные явления при изнашивании//Надежность и контроль качества. 1975, № 8.
- Рубин М.Б. Саморегулирование контактных процессов при избирательном переносе в воде//Избирательный перенос при трении.- М.:-1975.
- Рубин М.Б., Бахарева В. Е. Подшипники в судовой технике. Справочник. Судостроение. JL: 1987.
- Рубин М.Б., Зиновьев В. М. Свойства сервовитного слоя при избирательном переносе в воде //Материалы семинера «Избирательный перенос и его экономическая эффективность». МДНТП. М.: 1972, — с.53−58.
- Рыбакова JI.M., Куксенова Л. И. Структура и износостойкость металла. М.: Машиностроение, 1982. 209 с.
- Седых В.И., Леонтьев Л. Б., Арон А. В. Надежность втулок цилиндров малооборотных дизелей. Морской транспорт. Экспресс-информация. Серия «Техническая эксплуатация флота», вып.4 (720) М., 1990.
- Семенов А.П. Схватывание металлов. Машгиз, 1958. — 238 с.
- Семенов B.C. Теплонапряженность и долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1968, 192 с.
- Семенов B.C., Трофимов П. С. Долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1969. — 216 с.
- Синергетика: Прочность и разрушение металлических материалов /B.C. Иванова. М.: Наука, 1992. 160 с.
- Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин /В.Д.Зозуля, Е. Л. Шведков, Д. Я. Ровинский, Э. Д. Браун. Киев: Наук. думка, 1990.-264 с.
- Сорокин Г. М. Трибология сталей и сплавов. М.: ОАО Издательство «Недра», 2000.-317 с.
- Справочник по триботехнике: В 3 т. Т.1: Теоретические основы /Под общ.ред. М. Хебды А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989. — 400 с.
- Справочник по триботехнике: В 3 т. Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения /Под общ.ред. М. Хебды А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. — 416 с.
- Спринжер Дж.С. Эрозия при воздействии капель жидкости. М., Машиностроение, 1981, 199 с.
- Старосельский А.А., Гаркунов Д. Н. Долговечность трущихся деталей машин. М. Машиностронте, 1967. 394 с.
- Стечишин М.С., Некоз А. И., Погодаев Л. И., Протопопов А. С. Закономерности кавитационно-эрозионного изнашивания металлов в коррозионных средах //Трение и износ. 1990, т.11, № 3, с.454−463.
- Стукач А.В., Чулкин С. Г., Мяхар В. В. Антифрикционные покрытия из дисперсных металлополимеров //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 148−151.
- Стукач А.В., Чулкин С. Г., Фадин Ю. А. К вопросу о триботехнических исследованиях наполненных полиамидов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 253.
- Сумеркин Ю.В. Совершенствование сборки судовых дизелей при ремонте. Теоретические основы. М., Транспорт, 1985, 144 с.
- Суранов Г. И. Уменьшение износа автомобильных двигателей при пуске. -М.: Колос, 1982. 143 с.
- Сущенко С.А. Ударно-абразивный износ и механические свойства наплавочных материалов //Пробл.трения и изнашивания. Киев, 1990, вып. З, с.34−38.
- Тененбаум М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1976. 271 с.
- Теоретические основы химмотологии. / Под ред. А. А. Браткова. М.: Химия, 1985.-320 с.
- Томленов А.Д. Механика процессов обработки металлов давлением. -М.: Машгиз, 1963. 235 с.
- Трение, изнашивание и смазка. Справочник. В 2 кн. Кн.2 /Под ред И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — 358 с.
- Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: Учебник для вузов /И.И.Беркович, Д.Г. Громаковский- Под ред. Д.Г.Громаковского- Самар.гос.техн.ун-т. Самара, 2000. 268 с.
- Фадин Ю.А. Динамика разрушения поверхности при сухом трении. // Письма в ЖТФ. Т. 23. В. 15. С. 75−78.
- Фадин Ю.А., Лексовский A.M., Гинзбург Б. М., Булатов В. П. Периодичность акустической эмиссии при сухом трении пары сталь латунь // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 5. С. 10−13.
- Фадин Ю.А., Полевая О. В., Попов И. Н. Размеры и форма частиц при сухом трении металлов // Письма ЖТФ. 1994. Т. 20. В. 17. С. 47 51.
- Фадин Ю.А., Булатов В. П., Киреенко О. Ф. Взаимосвязь износа и энергозатрат при трении металлов в отсутствие смазочного материала //Трение и износ. 2002. Т.23. № 5. С.566−570.
- Фадин Ю.А., Козырев Ю. П. Фрактальные особенности частиц износа // Письма в ЖТФ, 2000, Т. 26. В. 13. С.46−50.
- Фадин Ю.А., Козырев Ю. П., Булатов В. П. Оценка потери массы при абразивном изнашивании по данным акустической эмиссии//Трение и износ. 1999. Т.20. N 2. С.193−196.
- Фадин Ю.А., Козырев Ю. П., Полевая О. В., Булатов В. П. Корреляционная связь акустической эмиссии с размерами частиц износа при сухом трении// Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2001. Т. 67. № 3. С.43−47.
- Фадин Ю.А., Полевая О. В., Попов И. Н. Исследование частиц разрушения при трении с применением метода анализа изображения // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 22. С. 62 -65.
- Фадин Ю.А., Седакова Е. Б., Булатов В. П. Нагрев и разрушение поверхностных слоев металлов при трении.// Письма в ЖТФ, 1995, Т.21, В.2, С. 35−39.
- Федоров В.В. Кинетика повреждаемости и разрушения твердых тел. Ташкент: Фан, 1979. 186 с.
- Федоров В.В. Термодинамические аспекты прочности и разрушения твердых тел. Ташкент, Фан, 1979, 186 с.
- Федоров В.В., Хачатурьян С. В., Коршунов Л. Г. Исследование взаимной связи закономерностей износа металлов с энергетическими характеристиками процесса внешнего трения // Вестник ВНИИЖТ, 1977, № 4. С.30−34.
- Федоров С.В. Основы трибоэргодинамики и физико-химические предпосылки теории совместимости. Калининград: КГТУ, 2003. — 409 с.
- Федоров С.В. Применение методов эргодинамики деформирумых тел для описания совместимости трибосистем //Трение и износ. 1993, т.14, № 6, с-1010−1024.
- Фляйшер Г. Энергетический метод определения износа /Исследования по триботехнике. М., НИИ информации по машиностроению, 1975, с. 277−291.
- Фляйшер Е.К. Связи между трением и износом /Контактное взаимодействие и расчет сил трения и износа. М.: Наука, 1971. -С. 163−169.
- Хайникс Г. Трибохимия. М.: Мир, 1987. — 582 с.
- Ханин М.В. Механическое изнашивание материалов. М., Изд-во стандартов, 1984, 152 с.
- Хрущов М.М. Закономерности абразивного изнашивания. Сб.: Износостойкость. М., Наука, 1975. С.5−28.
- Хрущов М.М. Классификация условий и видов изнашивания в машинах. Трение и износ в машинах.- М.: Изд-во АН СССР, 1953.- С. 5−17.
- Хрущов М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970. — 252 с.
- Хрущов М.М., Бабичев М. А. Исследование изнашивания металлов. М.: изд-во АН СССР, 1960. 351 с.
- Хрущов М.М., Курицина А. Д. Исследование изменений в строении рабочей поверхности баббита в процессе трения и изнашивания //Сб. «Трение и износ в машинах», № 5. Изд-во АН СССР, 1953. С.34−40.
- Чихос X. Системный анализ в трибонике. — М.: Мир, 1982. — 351 с.
- Чукмасов С.Ф. Трение и износ в машинах. М.: Изд-во АН СССР, 1951, t.IV.
- Чулкин С.Г. Влияние химико-термической обработки на износостойкость газотермических покрытий //В кн. Методы прикладной математики в транспортных системах: Сб.науч.тр.: СПб, СПГУВК, 1998, с.247−256.
- Чулкин С.Г. Проблемы трибологии на железнодорожном транспорте //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002″. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002. с. 7−9.
- Чулкин С.Г., Петров В. М. Исследование влияния препарата Форсан» на характеристики пар трения из серого чугуна //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 83−86.
- Шульц В. В. Форма естественного износа деталей машин и инструмента. — JL: Машиностроение, 1990. 206 с.
- Шустер Л.Ш. Адгезионное взаимодействие твердых металлических тел. Уфа: Гилем, 1999. 199 с.
- Шпеньков Г. П. Физикохимия трения (применительно к избирательному перносу и водородному износу). Минск: Изд-во БГУ, 1978.-208 с.
- Шпинев В.И. Прогнозирование износа по методу ЭВМ // Вестник машиностроения, 1978. № 10. — С. 22−26.
- Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах.- М.: Мир, 1979. 274 с.
- Эрозия /Под ред. К. Прис. М.: Мир, 1982, 464 с. Thiessen P.A., Meyer К., Heinicke G. Grundlagen der Tribochemie. Berlin: Akademie-Verlag, 1967, 267 p.
- Archard J.F. The wear of metals under unlubricated conditions// Proc.R.Soc. 1956. -N.1206, vol.236.- P. 397−410.
- Bartz W.J. Trybologia, smarowanie i materialy smarowe //Trybologia, nr l'83.-s. 21−31.
- Bartz WJ. Trybologia, smarowanie i materialy smarowe// Trybologia, nr 3'85. s. 4−15.
- Benjamin J.R., Cornell C.A. Rachunek prawdopodobienstwa, statystyka matematyczna i teoria decyzji dla inzynierow. WNT, Warszawa, 1977. 386 s.
- Bowden F.P., Tabor D. Reibumg und Schmierung fester Korper. Berlin, Springer-Verlag, 1959. 235 p.
- Bowden F.P., Tabor D. Vprowadzenie do trybologii. WNT, Warszawa, 1980−166 s.
- Dobiejewski Z. Badania nad zacieraniem niektdrych stopow Iozyskowych// Monografie 3. Politechnika Wroclawska, Wroclaw, 1970. -21 s.
- Dobrowolaki R.J. Panewki samochodowe. WKL, Warszawa, 1967.- 115 s.
- Eisenberg P., Preiser S., Thiruwengadam A. On the mechanism of cavitation damage and metods of protection -Transactions SNAME, 1965, v.73, p.241−286.
- Gillemot L. // Periodica Politechnica, Enginiring-Maschinen and Bauwesen. Budapest, 1965, Vol.10, № 2, p.77−94.
- Hammer P. Untersuchungen von Zusammenhflngen zwischen Reibung, ustandsanderungen und Abrieb von Eisenwerkstoffen. Dissertation, Т.Н. Karl-Marx-Stadt, 1970. 198 p.
- Hebda M., Wachal A. Trybologia. WNT, Warszawa, 1980 612 s.
- Hirst W., Lancaster J.K. Surface films formation and metallic ear //J.Appl.Phys., 1956.-N. 9. vol. 27 P. 1057−1065.
- Johnson N.L., Leone F.C. Statistics and experimental design n engineering and the physical sciences. John Willey Sons, New York, 1977. 515 p.
- Kaczynski R., Sajewicz E. Badania procesow przejsciowych podczas tarcia w skojarzeniu stal 45 stop lozyskowy L6 // Zeszyty Naukowe Politechniki Bialostockiej. Mechanika, 1987, — № 8. 65−68 s.
- Kaczynsky P., Pogodaev L.I. Structure-energy model of the wear resistance of metallic materials in heterogeneous continua. Industrial Lubrication and Tribology. № 5. London, 2004, p. 13.
- Kaczynsky P., Tchoulkin S.G., Pogodaev L.I. Physical principles of investigation and modeling of wear resistance of metals and alloys on the basis of structure energy philosophy. Bialystok: BPI, SS № 96, 2002.- 112 p.
- Kaczynsky P. Destruction mechanism of the top layer at extremal conditions of work //Безопасность водного транспорта: Труды международной научно-практической конференции СПГУВК. Санкт-Петербург, 2003, р. 206−211.
- Klos Z. Preosc zmiany obciazenia jako parametr w badaniach smarowania granicznego //XIII Sympozjum Trybologiczne, Czestochowa-Poraj, 1984. -s. 196−204.
- Kombalov V.S. Theoretical fundamentals of prediction of life of materials by wear factor// 3-rd International Tribology Congress EUROTRIB 81, vol. I. Warszawa, 1981. p. 230−239.
- Kostetsky B. The structural — energetic concept in the theory of friction and wear (sinergim and self-organization), «Wear», 1992, 159, № 1, p. 1−15.
- Kulczycki A., Wachal A. Wplyw obciazenia i predkosci slizgania na trwalosc warstwy granicznej// XIII Sympozjum Tribologiczne, Czestochowa -Poraj, 1984.-s. 78−87.
- MacGregor S.W. Handbuch der auzlytischen Verschlei Bberechnung. New York, Plenura Press, 1964.
- Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature.N.Y.: Freeman, 1983. 480p.
- P.M.Lyssenkov, S.G.Tchoulkin, M.P. Lyssenkov. Ecological safety of lubricants of ship propulsive systems //6-th Internation Symposium INSYCONT'02: NEW ACHIEVEMENTS IN TRIBOLOGY. Cracov, 2002.- p.135−143.
- Pawlowski Z. Statystyka matematyczna. PWN. Warszawa, 1976.- 248 s.
- Pursche G. Neue grundlegende Uberlegungen zum Werkstoff Verschleiss, — Technik, 1972, Jg.27. 452−462 p.
- Quinn T.F. Roll of oxidation in the mild wear of steel. Brit// J. Appl., 1962.-N.l. vol. 13.-p. 33−37.
- Rabinowicz E. Friction and Wear of Materials New York, J. Willey, 1965.- 244p.
- Rabionowicz E. The wear coefficient-magnitude, scatter, uses // ASME J. ofLubr. Techn., 1981. vol. 103. N.2.- p. 188−194,
- Sadowski J. Cieplno mechaniczne podstawy zuzywania utleniajacego towarzyszacego tarciu zewnetrzenemu metali. WSI, Radom, 1984. — 214 s.
- Sadowski J. Temperatura styku powierzchni chropowatych podlegaj^cych zuzyciu wskutek tarcia //Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, 1980 № 2.- s. 36−42.
- Sajewicz E. Statystyczna ocena zuzycia pierscieni tlokowych //Zeszyty Naukowe Politechniki Biaiostockiej, Mechanika, 1986, N- 4. — s. 59−67.
- Sikora P., Majewski W. Zuzycie wybranych materialow lozyskowych //Trybologia, nr 1/85. s. 4−6.
- Steller K., Krzysztofowiez T. Erozja kawitacyjna srub okr^towych -Budownictwo okr^towe, 1986, v.31, № 10, s.430−435.
- Thiruvengadam A., A Unified Theory of Cavitation Damage. Trans ASME. J. Basic Engr., D, 85, p 365−376, 1963.
- WendorffZ. Metaloznawstwo. WNT, Warszawa, 1972. 575 s.
- Wlodarski J.K. Tlokowe silniki spalinowe procesy trybo-logiczne. WKL, Warszawa, 1982. — 238 s.
- Yoshimoto C. and Tsukizoe T. On the mechanism of wear between metal surfaces // Wear, vol 1. 6. 1958. — P. 147−156.