Анализ и параметрический синтез систем тягового электроснабжения
Наибольшее влияние токи в контактной сети оказывают на токи в рельсах крайних путей. На рельсы, отдаленные от краев, влияние токов в контактных сетях, расположенных справа и слева от них, будут противоположны. Для оценки электромагнитного влияния следует рассмотреть ток в первом рельсе, входящем в контур, образуемый рельсами первого пути. Влияние токов контактной сети можно оценить, заменяя… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Системный анализ и моделирование тягового электроснабжения 1.1 Структура систем электрической тяги
- 1. 2. Эквивалентирование систем электроснабжения
- 1. 3. Учет влияния внешней сети при моделировании динамических процессов в системах тягового электроснабжения
- 1. 4. Базовая эквивалентная модель системы внешнего электроснабжения
- 1. 5. Перспективная эквивалентная модель внешней сети
- 1. 6. Уточненная эквивалентная модель системы внешнего электроснабжения
- Выводы
- Глава II. Имитационное моделирование систем тягового электроснабжения
- 2. 1. Особенности представления схем замещения тяговых сетей при имитационном моделировании
- 2. 1. 1. Модель тяговой сети
- 2. 1. 2. Моделирование тяговой сети автотрансформаторной системы электроснабжения
- 2. 2. Моделирование СТЭ в реальном и стохастическом масштабе времени
- 2. 3. Модель системы тягового электроснабжения для анализа качества электроэнергии
- 2. г4. Порядок формирования расчетных периодов для имитационного моделирования работы системы тягового электроснабжения
- 2. 5. Учет случайных факторов при решении задач взаимодействия тягового и внешнего электроснабжения
- 2. 1. Особенности представления схем замещения тяговых сетей при имитационном моделировании
- 3. 1. Особенности контроля параметров системы тягового электроснабжения
- 3. 1. 1. Алгоритм контроля потерь электроэнергии в трансформаторах тяговых подстанций и тяговой сети
- 3. 2. Области использования детерминированных и вероятностных графиков движения поездов при расчетах систем тягового электроснабжения
- Глава IV. Методы контроля параметров и режимов работы систем тягового электроснабжения
Анализ и параметрический синтез систем тягового электроснабжения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В диссертационной работе отражены результаты исследований, проводимых автором в течение более 20 лет на объектах системы тягового электроснабжения Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорогах. Эти исследования направлены на совершенствование моделирования систем тягового электроснабжения (СТЭ), получение алгоритмов рационализации режимов их работы. Исследованы и разработаны методы анализа и параметрического синтеза систем электроснабжения железных дорог (СЭЖД), мониторинга важнейших элементов системы тягового электроснабжения. В совокупности все перечисленные мероприятия позволяют рационально управлять сложной системой электроснабжения электрифицированных железных дорог, снижая издержки на ее эксплуатацию.
Актуальность проблемы. В последние годы проблема энергосбережения и эффективного использования электроэнергии на электрифицированном железнодорожном транспорте приобретает особую актуальность. Это объясняется заметной долей электропотребления на электрическую тягу поездов, составляющую порядка 4% от производимой в России электроэнергии. Успешное решение проблемы энергосбережения может быть обеспечено комплексными мероприятиями, включающими в себя широкий круг вопросов, связанных с анализом режимов работы систем тягового электроснабжения (СТЭ) и синтезом параметров их элементов.
Большой вклад в разработку основополагающих направлений в этой области внесли: К. Г. Марквардт, Г. Г. Марквардт, P.P. Мамошин, Е. П. Фигурнов, A.C. Бочев, А. Т. Бурков, Б. А. Ковбаса, Э.В. Тер-Оганов, В. Т. Черемисин, М. Г. Шалимов, Б. М. Бородулин, Л. А. Герман, В. Н. Пупынин, А. Л. Быкодаров, В. В. Андреев, В. В. Белов, Б. Е. Дынькин и др.
В области взаимодействия электроэнергетических и тяговых сетей известны научные работы: Г. Г Марквардта, Д. В. Тимофеева, А. З. Гамма, О. Н. Войтова, Л. А. Германа и др.
Широкое внедрение в эксплуатацию современных средств вычислительной техники существенно расширило возможности по контролю и управлению объектами СТЭ на базе методов и средств имитационного моделирования. Для построения имитационных моделей анализа работы СТЭ требуются создание единой методологии исследований, интегрирования моделей отдельных элементов в единую систему, включающую в себя все подсистемы, определяющие характер изучаемых процессов.
Решение перечисленных задач требует анализа и предварительного прогнозирования режимов работ СТЭ для выработки решений по их синтезу.
В работе рассматриваются вопросы анализа и параметрического синтеза СТЭ на базе имитационных моделей как инструмента, позволяющего находить пути снижения энергетических затрат на тягу поездов. Это соответствует программе «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 г.», принятой указом Президента № 472 от 7 мая 1995 г., и указанию МПС № Б-1251У «О совершенствовании управления ресурсосбережением» от 30 октября 1998 г.
Цель диссертационной работы состоит в решении актуальной научнотехнической проблемы повышения энергетической эффективности систем электроснабжения железных дорог (СЭЖД) на основе разработки и совершенствования методов моделирования режимов их работы.
Достижение поставленной цели связано с решением комплекса следующих задач:
• построение эквивалентных моделей систем внешнего электроснабжения (СВЭ) для анализа режимов работы СТЭ;
• создание динамических моделей СЭЖД на базе методологии имитационного моделирования;
•разработка методов и средств параметрического синтеза СТЭ, обеспечивающих повышение энергетической эффективности процессов преобразования и использования электрической энергии на железнодорожном транспорте;
•создание и реализация эффективных технологий мониторинга технического состояния СТЭ.
Методы исследования. Поставленные в работе задачи были решены с привлечением методов системного анализа и математического моделирования, теории вероятностей, математической статистики и теории линейных и нелинейных электрических цепей.
Научная новизна:
•на основе разработанных автором оригинальных технологий моделирования реализован комплекс методов и средств повышения энергетической эффективности систем тягового электроснабжения;
• впервые построена нелинейная динамическая модель СЭЖД как многомерного, многосвязанного и многорежимного объекта управления. В модели реализован комплексный учет таких сложных факторов, как несимметричность и несинусоидальность токов и напряжений;
• предложены и апробированы алгоритмы контроля потерь электроэнергии, учитывающие вероятностный характер графика движения поездов;
•разработаны новые методы мониторинга технического состояния, обеспечивающие повышение надежности важнейших элементов тягового электроснабжения.
В первой главе сформулирован системный подход к решению задач тягового электроснабжения. Этому вопросу уделяется большое внимание при решении различного класса задач в области систем тягового электроснабжения магистральных железных дорог. Стремление найти более адекватное отражение 7 режимов работы СТЭ приводит к необходимости совместного рассмотрения взаимосвязанных систем тягового и внешнего электроснабжения, каждая из которых, в свою очередь, также обладает свойствами сложной системы.
Электрические магистрали являются сложными системами, моделирование процессов в которых все шире осуществляется с помощью имитационных моделей. Процессы в объектах тягового электроснабжения также изучаются на основе имитационного моделирования. Имитационные модели систем тягового электроснабжения, в свою очередь, должны интегрироваться в некоторую среду, имитирующую внешние системы, с которыми взаимодействует СТЭ. Имитационные модели непрерывно совершенствуются, однако в настоящее время степень их развития такова, что связи имитационных моделей с внешними объектами не всегда адекватно воспроизводят процессы их взаимодействия. Имитационные модели систем тягового электроснабжения в настоящее время вычленяются из общей сложной системы, а связи заменяются некоторыми эквивалентами с принятием ряда допущений (например, допущение о неизменности напряжений в узлах подключения тяговых подстанций и на шинах третьих обмоток в течение всего периода моделированиядопущение о неизменности уровня напряжения на токоприемниках электроподвижного состава при выполнении тяговых расчетов, вид графика движения поездов и длительность имитационного моделирования принимаются субъективно по усмотрению исследователя и др.).
Процессы, протекающие в системах тягового электроснабжения, весьма многосторонние. Имитационная же модель воспроизводит основные из нихпотокораспределение, расчет напряжений в контрольных точках и расчет потерь мощности по важнейшим элементам. Задачи оптимизации требуют дополнительного анализа ряда разносторонних задач, во многих случаях связанных между собой лишь опосредованно. Некоторые из перечисленных задач успешно решены, часть из них является предметом настоящей диссертации.
В диссертационной работе рассмотрены вопросы, связанные с созданием технологий имитационного моделирования и методов контроля их параметров. Решение поставленной задачи осуществлено по двум основным, определяющим и перспективным направлениям:
1. Создание имитационных моделей СТЭ, отражающих работу системы тягового электроснабжения с учетом ее взаимодействия с другими системами.
2. Создание ряда методов мониторинга технического состояния важнейших элементов системы тягового электроснабжения.
Решение поставленных задач позволяет интегрировать имитационное моделирование систем тягового электроснабжения в общую систему, с исключением ряда не всегда обоснованных допущений.
Во второй главе рассматриваются вопросы методологии имитационного моделирования, создания и совершенствования моделей важнейших элементов СТЭ. Исследуются вопросы моделирования тяговых сетей переменного тока 25 и 2×25 кВ. От того насколько точно реализованы эти модели в обобщенной модели СТЭ, зависит точность решения важных практических задач эксплуатации и, самое важное, правильность формируемых по их результатам рекомендаций по совершенствованию режимов работы.
Одним из вопросов, рассмотренных в диссертационной работе, является вопрос совершенствования имитационного моделирования тяговых сетей дорог переменного тока. Что касается моделей тяговых сетей 25 кВ, то следует отметить, что в настоящее время достаточно полно разработаны методы определения сопротивлений тяговой сети переменного тока для однопутных и двухпутных участков. В последнее время на магистральных электрических дорогах стали появляться 9 многопутные участки. Методика определения параметров тяговой сети многопутных участков может быть такой же, как и для двухпутных, в случае, если и на многопутные участки может быть распространено допущение о равномерном распределении тока по рельсам, принимаемое для моделей двухпутного участка. В связи с этим в диссертационной работе выполнен анализ степени неравномерности распределения токов в рельсах многопутных участков. При этом использовалось то обстоятельство, что рельсы примерно через 2−3 км соединены между собой междурельсовыми и междупутными соединениями, а неэлек-трифицированные пути (на станциях) изолированы от электрифицированных.
Наибольшее влияние токи в контактной сети оказывают на токи в рельсах крайних путей. На рельсы, отдаленные от краев, влияние токов в контактных сетях, расположенных справа и слева от них, будут противоположны. Для оценки электромагнитного влияния следует рассмотреть ток в первом рельсе, входящем в контур, образуемый рельсами первого пути. Влияние токов контактной сети можно оценить, заменяя ее на каждом пути одним эквивалентным проводом, расположенном примерно в середине между контактным проводом и несущим тросом. Чем меньше расстояние между осями путей, тем больше будет индуктивное влияние как контактных сетей, так и рельсов друг на друга. Поэтому, для оценки индуктивного влияния сверху, принято что все междупутья минимальны и равный 4,1 м. В действительности, при числе путей больше двух часть междупутий должна быть больше минимального. Рассматривая в плане участок рельсовых путей между соседними междупутными и междурельсовыми соединениями, можно наметить п контурных токов, возникающих в результате индуктивного влияния контактной сети. На основании этого, с привлечением принципа суперпозиции, получено выражение для тока в крайнем рельсе, подверженном наибольшему влиянию. Расчеты, выполненные по полученной зависимости, показывают, что индуктивное влияние токов подвесок путей невелико и доля такого воздействия уменьшается с ростом числа путей. В действительности индуктивное влияние токов контактной сети на токи в рельсах будет еще меньше, так как в расчетах принимались наибольшие токи в подвесках, равные между собой. Вероятность же одинаковой загрузки контактной сети всех путей ничтожна.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, не допуская большой погрешности, можно сильно упростить задачу, положив распределение токов по путям равномерным.
Появление в восьмидесятых годах новой для России системы тягового электроснабжения 2×25 кВ делает актуальным решение проблем моделирования тяговой сети 2×25 кВ.
В системе электроснабжения 2×25 кВ имеются сложные гальванические и индуктивные связи между отдельными проводами, затрудняющие как ее расчеты, так и моделирование. Поэтому разработка схем замещения, позволяющих создать простую модель тяговой сети, является актуальной задачей.
На основании схемы замещения, предложенной во второй главе, сделано заключение о том, что модель тяговой сети 2×25 кВ может быть реализована в виде модели тяговой сети обычной системы 25 кВ с дополнением ее шунтирующими сопротивлениями в местах подключения автотрансформаторов. В работе приводятся предложенные автором формулы для расчета параметров дополнительных сопротивлений как для однопутных, так и двухпутных участков.
Процессы, протекающие в системе тягового электроснабжения, являются случайными. Это определяется множеством факторов, основные из которых — профиль пути, режимы ведения поездов и колебание их числа в межподстанционной зоне, колебание уровня напряжения в системе внешнего электроснабжения и др. В этой связи расчеты энергетических характеристик, определяющих оптимальные параметры режима, должны выполняться на основе вероятностных методов.
Известно, что неравномерность электропотребления нагрузок во времени приводит к дополнительным потерям электроэнергии гем большим, чем больше эта неравномерность. В диссертационной работе рассмотрены два важнейших фактора, определяющих дополнительные потери электрической энергии в системе тягового электроснабжения: изменения напряжений в узлах подключения тяговых подстанцийколебания самой тяговой нагрузки.
Для исследования влияния неравномерности движения поездов на потери электроэнергии в СТЭ в работе проанализированы результаты имитационного моделирования для пакетного и случайного графика. Первый характеризуется равномерным движением, второй, при том же числе поездов, пропускаемых по участку за расчетный период, значительной неравномерностью межпоездного интервала. Результаты расчета, приведенные во второй главе, показывают, что при прочих равных условиях наблюдается стабильная и существенная разница в искомых потерях. Причем наибольшие потери соответствуют случайному графику движения поездов. Это обстоятельство является очень важным при оценке экономической эффективности различного рода технических мероприятий — замены оборудования, изменения схем питания, усиления СТЭ и других. Ввиду недоучета потерь от неравномерности движения при исследовании детерминированными графиками движения поездов может быть принято ошибочное решение о целесообразности тех или иных технических мероприятий (например, усиления), поскольку экономические оценки могут оказаться ниже заданного критерия экономичности. Случайный график движения значительно более чувствителен при сравнительной оценке потерь для различных схем. Это подтверждается результатами расчетов оценки эффективности пунктов параллельного соединения контактной сети для участков электрической железной дороги ВСЖД. Следует отметить, что аналогичные выводы можно сделать, привлекая в качестве критерия уровни напряжения на токоприемнике поезда. Использование вероятностных графиков движения поездов требует решение вопроса о длительности имитационного моделирования. В связи с этим в второй главе также решен вопрос о целесообразной длительности моделирования для различных графиков движения поездов.
Все задачи, решаемые в рамках имитационного моделирования СТЭ, могут бьггь разбиты на два больших класса по типу используемых в расчетах графиков движения поездов. Один из них использует детерминированные графики движения поездов, второй — вероятностные. Детерминированный график движения характеризуется заранее известным межпоездным интервалом и в наибольшей степени соответствует так называемому параллельному графику, имеющему место в период восстановления нормального функционирования после «окна». Такой график является расчетным при оценке предельных режимов работы СТЭ. Статистические исследования, выполненные автором применительно к ВСЖД, показали, что более 90% времени устройства тягового электроснабжения работают в нормальных условиях, характеризующихся штатной схемой и графиком движения поездов. Такой график, называемый вероятностным, характеризуется случайно меняющимися межпоездными интервалами, колеблющимися относительно среднего. Закон изменения межпоездного интервала носит экспоненциальный характер. В диссертационной работе решен вопрос об областях использования каждого из упомянутых графиков движения.
При решении технических задач, связанных с оценкой предельных режимов, длительность расчетного периода определяется нормативными документами. В зависимости от решаемой задачи этот период может составлять от 20 минут (например, при оценке установившегося значения температуры проводов контактной сети) до 5. 10 минут, что определяется временем хода по лимитирующему перегону при анализе уровня напряжения на токоприемнике.
Показано, что при решении экономических задач, требующих вычислений интегральных (чаще всего средних) значений за длительный период, необходимо использовать вероятностные графики движения поездов. Для оценки экономической эффективности различных мероприятий, например, усиления системы тягового электроснабжения, рационализации режимов ее работы, необходимо вычислять потери электрической энергии в устройствах тягового I электроснабжения за длительный период. В частности, средние значения уравнительных токов дают возможность определить стоимость потерь электрической энергии от них. Стоимость потерь электроэнергии, входящих в функцию приведенных затрат определяются за расчетный год. Моделирование с таким расчетным периодом невозможно, тем более, что задачи оптимизации являются многовариантными. Таким образом, для поиска оптимального варианта очевидна целесообразность адекватной замены длительного расчетного периода более коротким. При оценке потерь мощности под адекватным периодом следует, очевидно, понимать такой наименьший расчетный период, который в заданных границах доверительной вероятности дает те же потери, что и действительный период. Разработан критерий остановки имитационного моделирования при использовании средств, реализованных как на физических моделях (например, специализированный аналого-цифровой комплекс ВЗИИ-Та), так и на универсальных вычислительных машинах (например, комплексы программ NORD и СИБИРЬ). Исследованиями, выполненными в третьей главе, установлено, что оценка величины потерь стабилизируется с увеличением длительности моделирования. Показано, что чем меньше степень заполнения поездами нитей графика движения, тем больше требуется время для стабилизации потерь в границах заданной доверительной вероятности. И наоборот, чем полнее используются все возможные нити графика (чем меньше резервное время вероятностного графика), тем меньше случайных отклонений от среднего текущих значений межпоездного интервала и тем раньше процесс становится статистически устойчивым при прочих равных условиях. Однако условия, включаемые в вероятностную модель графика движения поездов, могут существенно повлиять на период стабилизации. Действительно, можно предположить, что чем больше включается в вероятностную модель типов поездов, тем больше проходит времени при имитационном моделировании до момента стабилизации, поскольку каждый из типов поездов, выпускаемых на участок, «разыгрывается» ЭВМ тоже случайным образом. Результаты расчета относительных потерь энергии в тяговой сети как функции времени, вычисленные по программе, показывают, что процесс АР = /(/) (где АРпотери электрической энергии) стабилизируется после истечения определенного периода времени, различного для вероятностных графиков с различными параметрами распределения. Для количественной оценки времени моделирования были использованы три типа графиков движения с равными средними значениями межпоездного интервала, но различными значениями резервного времени и различным числом типов обращающихся на участке поездов.
В настоящее время имеются широкие возможности использования программных комплексов для анализа режимов работы электрических сетей, как тяговых (например, программа NORD, разработанная во ВНИИЖТе), так и внешних (комплекс СДО, разработанный в ИСЭМ СОРАН). Учет случайных факторов осуществляется только комплексом NORD. В этом комплексе предусмотрен, например, учет колебаний напряжений на шинах 27,5 кВ тяговых подстанций, обусловленных вероятностным характером тяговой нагрузки. Что же касается программного комплекса СДО, то он не ориентирован на вероятностный характер задачи. Поэтому в настоящее время решение задач совместного моделирования тяговой и внешней сети сопровождается допущением о неизменности напряжения на шинах внешнего электроснабжения.
В связи с этим в диссертационной работе рассмотрены вопросы определения дополнительных потерь электроэнергии от уравнительных токов, связанных с неравномерностью их протекания, вызванной колебаниями первичного напряжения на шинах смежных тягрвых подстанций.
В третьей главе предложен и апробирован алгоритм мониторинга технического состояния СЭЖД.
При расчетах с электроэнергетической системой оплачивается вся отпущенная потребителю электроэнергия, включая и потери в устройствах потребителя. В энергосистемах оценка отчетных потерь осуществляется как разность показаний счетчиков на шинах подстанций или электрических станций энергосистемы и потребителей. На тяговых подстанциях учет электроэнергии осуществляется с низкой стороны трансформаторов, и потери в них не отражаются показаниями этих счетчиков, поэтому оценка потерь производится аналитически. В настоящее время, в связи с ростом цен на электроэнергию, встает вопрос об учете не только активных, но также и реактивных потерь в трансформаторах, обостряется проблема более точной их оценки. В странах СНГ потери электроэнергии составляют 9.26% и наблюдается тенденция их роста. В то же время в Канаде доля потерь составляет — 8.47, Англии — 8.02, Франции — 7.17%. Потери в трансформаторах составляют до 1/3 потерь в ЛЭП соответствующего напряжения. Более объективный учет потерь электроэнергии позволит разработать научно-обоснованные мероприятия по их снижению и получить существенную экономию электроэнергии.
Потери энергии в трансформаторах в соответствии с нормативными документами определяются в зависимости от числа его обмогок, класса напряжения, коэффициента мощности и сменности работы потребителя,
16 питаемого данным трансформатором. Особенностью тяговой нагрузки является значительные неравномерность в течение суток, не позволяющая использовать средние значения для оценки потерь энергии. В то же время, в соответствии с директивными документами, необходима суточная отчетность о расходах электроэнергии.
В диссертации приведен порядок алгоритмического контроля потерь электроэнергии в трансформаторах тяговых подстанций с учетом вероятностного характера их изменения. Показано, что такой учет изменения нагрузки удобно реализовать коэффициентом эффективности, являющийся функцией величины тяговой нагрузки. Такая зависимость приведена в диссертационной работе. Она была получена в результате аппроксимации большого статистического материала, собранного на тяговых подстанциях Восточно-Сибирской железной дороги.
Устройства тягового электроснабжения образуют сложную систему, контроль работы которой позволяет поддерживать рациональные режимы, характеризующиеся наименьшими затратами на ее эксплуатацию. В такой сложной системе контроль осуществляется как аппаратными средствами, так и программными методами. К аппаратным средствам контроля относятся многочисленные приборные средства — счетчики электроэнергии, вольтметры, амперметры, приборы положения позиций анцапф трансформаторов и другие. Программные же средства контроля основываются на различных алгоритмах по оценке параметров режима системы тягового электроснабжения. Примером такого контроля служит контроль потерь электроэнергии, как в трансформаторах, так и в тяговой сети, статистические оценки целого ряда показателей качества электроэнергии, как на шинах тяговых подстанций, так и на токоприемниках электроподвижного состава. Однако далеко не все проблемы в этой области решены до конца. Примером могут служить проблемы контроля потерь электроэнергии в трансформаторах и тяговых сетях, контроль уравнительных токов, протекающих по тяговым сетям. Необходимость сочетания аппаратных и алгоритмических методов контроля параметров режима работы систем тягового электроснабжения объясняется тем, что часть параметров режима может быть проконтролирована непосредственно приборами, а для ряда других параметров аппаратный контроль в чистом виде либо затруднителен, либо вовсе недоступен. В связи с этим применяются методы, сочетающие алгоритмический и аппаратный контроль. К таковым следует отнести косвенные методы контроля уравнительных токов, потерь энергии в тяговой сети, контроль отработанного ресурса трансформаторов и другие.
Потери энергии в трансформаторах, в соответствии с нормативными документами, определяются в зависимости от числа его обмоток, класса напряжения, коэффициента мощности и сменности работы предприятия, питаемого данным трансформатором. Активные потери принимаются определенным процентом от переработанной электроэнергии в зависимости от упомянутых факторов по таблицам. Особенностью тяговой нагрузки является значительный размах ее колебания в течение суток, не позволяющий использовать средние значения нагрузки для оценки потерь энергии. В то же время, в соответствии с директивными документами, имеет место суточная отчетность о расходах электроэнергии. Для оценки реальных суточных потерь активной и реактивной мощности, в диссертационной работе изложены принципы их расчета.
В четвертой главе излагаются вопросы мониторинга работы важнейших элементов СТЭ с целью нахождения и поддержания рационального режима.
Использование пунктов параллельного соединения (ППС) в тяговых сетях постоянного и переменного тока приводит к сокращению потерь электрической энергии, которые зависят как от особенностей рельефа, по которому проходит железнодорожная магистраль, так и от размеров движения и ритмичности графика движения поездов по путям различного направления. Для оценки эффективности применения ППС требуется методика, позволяющая более точно определять сокращение потерь в тяговых сетях при их включении. В настоящее время расчеты потерь в тяговой сети могут быть выполнены для любой ее схемы методами имитационного моделирования. Для определения же оптимальных координат ППС требуется выполнить расчет потерь для большого числа вариантов возможного размещения ППС и найти среди них вариант с наименьшими потерями. В главе рассмотрены вопросы решения поставленной задачи наиболее рациональным методом.
Большое значение на дорогах переменного тока имеют установки компенсации реактивной мощности. В связи с этим в диссертационной работе решены вопросы оценки эффективности междупутного компенсирующего устройства (МПДКУ). Показано, что его включение оправдано в случае необходимости увеличения напряжения на токоприемнике электроподвижного состава. При этом неизбежны дополнительные потери в контактной сети. В связи с этим в диссертационной работе предлагается метод расчета рациональных параметров МПДКУ.
Выводы:
1. Оптимизация мест размещения пунктов параллельного соединения контактной сети постоянного и переменного тока может быть упрощена с использованием методик предложенных в настоящей главе. Эффективным критерием места включения пунктов параллельного соединения контактной сети является среднее значение разницы напряжений между подвесками путей.
2. Максимум добавки напряжения в контактной сети, обеспечиваемый междупутным компенсирующим устройством, очень близок к максимуму потерь электроэнергии, обусловленных этим устройством. Это приводит к противоречивому характеру решаемой задачи — с одной стороны, нельзя допустить неоправданного скачкообразного увеличения потерь энергии, а с другой, именно в этой области имеется желательный максимум напряжения. Следовательно, область экономического применения междупутного компенсирующего устройства следует рассматривать несколько левее максимума дР При необходимости увеличения напряжения в режиме максимальных нагрузок (характеризующегося, например, пропуском поезда повышенной массы) можно выйти из экономической области использования междупутного компенсирующего устройства па период этого режима. Следовательно, для контроля режимов работы и автоматизированного ввода междупутного компенсирующего устройства необходимо:
1. Использовать устройство контроля напряжения на лимитирующем перегоне.
2. Выполнять междупутное компенсирующее устройство регулируемым по критерию напряжения в контактной сети лимитирующего перегона.
3. На тяговых подстанциях и в контактной сети целесообразен комплексный контроль параметров режима и состояния их элементов на основе микропроцессорной техники при помощи предлагаемых управляющих алгоритмов.
4. Предложенный оптимальный интервал квантования тяговых нагрузок позволяет без снижения точности сократить объем статистических данных при выполнении исследования показателей качества электроэнергии и других характеристик, как на действующих объектах, так и на имитационных моделях.
Заключение
В диссертационной работе исследованы режимы работы систем тягового электроснабжения и разработаны методы их анализа и параметрического синтеза, а также мониторинга важнейших элементов систем тягового электроснабжения. Это позволило рационально управлять сложной системой электроснабжения электрифицированных железных дорог, снижая издержки на ее эксплуатацию. На основе исследований, проведенных в диссертационной работе, получены следующие результаты:
• впервые построена нелинейная динамическая модель, адекватно описывающая процессы, протекающие в СЭЖД, с учетом факторов несинусоидальности и несимметрии токов и напряжений;
• разработаны методы и средства параметрического синтеза СТЭ, позволяющие повысить надежность и экономичность систем электроснабжения железных дорог;
• разработаны методы параметрического синтеза СП), обеспечивающие повышение энергетической эффективности процессов преобразования и использования электрической энергии на железнодорожном транспорте;
• разработаны новые методы мониторинга технического состояния СТЭ, позволяющие своевременно осуществлять мероприятия по их усилению;
• получена оригинальная математическая модель тяговой сети 2×25 кВ, позволяющая наиболее эффективно использовать её в имитационном моделировании. Учтена возможность моделирования тяговых сетей переменного тока для многопутных участков:
• предложена методика определения рациональных координат пунктов параллельного соединения, позволяющая сокращать потери энергии в тяговых сетях;
• разработаны статистические методы оценки потерь электроэнергии в элементах СТЭ с учетом вероятностного характера ее взаимодействия с системой внешнего электроснабжения. Показана необходимость учета колебаний напряжения в узлах подключения подстанций для оценки как уравнительных токов, так и для определения потерь электроэнергии в элементах СТЭразработан алгоритм оценки эффективности междупутных компенсирующих устройств для систем электрической тяги переменного тока. Показано, что их использование оправдано нормализацией уровня напряжения на лимитирующих перегонах межподстанционной зоны.
Список литературы
- Арион В.Д. Вероятностно-статистические эквиваленты сложных систем электроснабжения. // Электричество. 1987. — № 9 — С. 27−34.
- Арриллага Дж., Брэдли Д., Боджер Г1. Гармоники в электрических системах. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 320 с.
- Асанов Т.К., Караев Р. И. Схема замещения тяговой сети переменного тока в переходном режиме. // Электричество. 1977. — № 11. — С. 36−39.
- A.C. 758 372 СССР- Устройство для компенсации реактивной мощности / В. Д. Бардушко, Н. И. Молин, И. Д. Зиновьев Заявл. 20.02.1978, N 2 579 598- Опублик. 23.08.1980. Бюл. № 31. (№ 758 372.) h 02 j 3/18.
- Бардушко В.Д. Контроль систем электроснабжения // Электрическая и тепловозная тяга. 1983. — № 12. — С. 35−36.
- Бардушко В.Д., Марквардг Г. Г. Схема замещения трехпроводной систем-: тяговой сети 2X25 кВ // Сб. науч. тр. / МИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 756. С. 76−86.
- Бардушко В.Д. Определение оптимальных мест размещения пунктов параллельного соединения при помощи модели электрической магистрали. //Сб.науч. тр./ВЗИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 122−127.
- Бардушко В.Д. Использование модели устройств тягового электроснабжения для расчета эффективности компенсирующих устройств // Сб. науч. тр./ ХАБИИЖТ. Хабаровск, 1986. С. 22−24.
- Бардушко В.Д., Ершов А. Г. Автоматизированный сбор статистической информации о работе устройств тягового электроснабжения // Выпуск ЦНИИТЭИ № 6: Сер. Электрификация и энергетическое хозяйство. М., 1986. С. 21−22.
- Бардушко В.Д., Уренев А. А. Определение типов поездов в исходных данных имитационных моделей систем электроснабжения // Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1988. Вып. 788. С. 71−75.
- Бартушко В.Д. Оценка состояния проводов контактной сети при составлении перспективных планов усиления // Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1989. Вып. 821. С. 127−137.
- Бардушко В.Д. Определение мест включения ППС по условию увеличения пропускной способности контактной сети // Сб. науч. тр./ ХАБИИЖТ. Хабаровск, 1989. С. 41−43.
- Бардушко В.Д. Оценка изменения потерь мощности в контактной сети при включении междупутного компенсирующего устройства (МПДКУ) // Сб. науч. тр. / ВЗИИТ. М., 1990. С. 79−89.
- Бардушко В.Д. Использование стандартного пакета программ для оптимизации уровней напряжений на шинах тяговых подстанций постоянного тока // Тезисы докладов XVIII научно-технической конференции сотрудников ИрИИ237
- Та и специалистов эксплуатации и строительства железных дорог / ИрИИТ. Иркутск, 1993. С. 59.
- Бардушко В.Д. Прогнозирование уравнительных токов в гяговых сетях участка Зима-Слюдянка при переводе на систему переменного тока // Актуальные проблемы железнодорожного транспорта Восточной Сибири: Сб. науч. тр./ИрИИТ. Иркутск, 1995. Вып. 3. С. 90−97.
- Бардушко В.Д. Оценка потерь электроэнергии в трансформаторах тяговых подстанций // Актуальные проблемы железнодорожного транспорта Восточной Сибири: Сб. науч. тр. ИрИИТ. Иркутск, 1995. Вып. 3. С. 97−101.
- Бардушко В.Д. Учет случайных факторов при решении задач взаимодействия тягового и внешнего электроснабжения // Микроэлектронные системы контроля и управления на железнодорожном транспорте: Сб. науч. тр. ИрИИТ. Иркутск, 1997. Вып. 3. С. 54−59.
- Бардушко В.Д., Головщиков В. О. Решение проблем экономии элек239троэнергии путем привлечения двухтонных тарифов // Транспортные проблемы Сибирского региона: Сб. науч. гр. / ИрИИТ. Иркутск, 1998. Вып. 1. С. 33−35.
- Бардушко В.Д. Алгоритмы контроля и оптимизации параметров системы тягового электроснабжения. Иркутск: ИрИИТ, 2000. — 108 с.
- Бардушко В.Д. Алгоритм расчета потерь электроэнергии в системе тягового электроснабжения // Автоматизированные системы контроля и управления на транспорте: Сб. науч. тр. / ИрИИТ. Иркутск, 1999. Вып.5 С. 87−95.
- Бардушко В.Д. Пути совершенствования имитационного моделирования систем электрической тяги. // Транспортные проблемы сибирского региона: Сб. науч. тр. / ИрИИТ. Иркутск, 1999. С. 13−19.
- Бардушко В.Д. Аналитический метод расчета оптимальных мест размещения пунктов параллельного соединения контактной сети // Информационные технологии контроля транспортными системами. Иркутск: ИрИИТ, 2000 -Вып. 6. — С. 145−160.
- Бардушко В.Д. Влияние коротких замыканий на тепловое старение витко-вой изоляции трансформаторов тяговых подстанций // Информационные технологии контроля транспортными системами. Иркутск: ИрИИТ, 2000. — Вып. — 6. С. 202−207.
- Бардушко В.Д. Учет влияния внешней сети при анализе качества электроэнергии в системах тягового электроснабжения // Электрификация металлургических предприятий Сибири. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2000. Вып. 9 — С. 138−148.
- Басов В.А., Бердин A.C. Расчет потерь электроэнерг ии в электрических сетях энергосистем с учетом нагрузок тяговых подстанций // Снижение потерь и повышение качества элекфо энергии в эломрических се ¡-ял энергосистем. л. 1984. — С. 45−48.
- Бендат Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов. М.: Мир. 1971. С. 16−24.
- Бирюков Д. В. Специализированное моделирующее устройство для расчета параметров и исследования процессов электрической железной дороги // Сб. науч. тр. /МИИИТ, М., 1963. Вып. 166. С. 17−21.
- Берман А.П. Расчет несимметричных режимов электрических систем с использованием фазных координат // Электричество: 1985. — № 12. — С. 6−12.
- Бобров ti. Г. О программно-аппаратном контроле остаточного ресурса обмоток трансформатора на основе обобщенной модели износа // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 79−86.
- Боднар В.В. Нагрузочная способность силовых масляных трансформаторов. М: Энергоатомиздат, 1983. — 177 с.
- Болясный B.C., Чеботарев Ю. А. Исследование параметров элементов и режимов системы электроснабжения на аналого-физической модели. // Повышение качества электрической энергии на тяговых подстанциях: Сб. науч. тр. / ОМИИТ. Омск, 1979. С. 76−79.
- Бородулин Б.М., Герман Л. А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог переменного тока. М: Транспорт, 1976. — 136 с.
- Бородулин Б.М., Шевцов Б. В. Условия резонанса высших гармоник в установках параллельной емкостной компенсации // Сб. науч. тр. ЦНИИ МПС. М., 1971. Вып. 420. С.53−61.
- Бородулин Б.М., Шевцов Б. В. Определение параметров установок компенсации//Сб. науч. тр.: Сер. Электрификация и энергетическое хозяйство 1973. -№ 3,-С. 37−41.
- Бородюк В.П., Лецкий Э. К. Статистическое описание промышленных объектов. М.: Энергия, 1971. — 108 с.
- Бочев A.C. Определение характеристик случайного процесса нагрева контактного провода // Вестник ВНИИЖТа. 1978. — № 8. С. 7−9.
- Бочев A.C., Щурская Т. В., Костюков A.B. Диагностика состояния обмоток тяговых трансформаторов // Локомотивы. 1997. — 39.
- Бунин А.И. Оптимизационная задача для выбора схемы питания фидернойзоны //Сб. науч. тр. М&bdquo- 1986. Вып 779. С. 30−33.
- Бочев A.C., Костюков A.B. Продление срока службы тяговых трансформаторов // Материалы второй межвузовской научно-методической конференции: Тезисы докладов. М.: РГОТУПС, 1997. — С. 38−42.
- Бунин А.Т., Дияконенко А. Н. Условия перехода на петлевое питание для снижения потерь от уравнительных токов // Вестник ВНИИЖТа. 1986. — № 5,47−51.
- Бурков А.Т., Варенцов В. М., Селедцев Э.Г1. Физическая модель участка электрической железной дороги однофазного переменного тока // Сб. науч. тр./ЛИИЖТ. Л., 1963. Вып. 212. С. 18−22.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Быкодоров А.Л., Доманский В. Т., Лящук В. М. Исследование коэффициента настройки счетчиков потерь энергии на имитационной модели // Сб. науч. тр. / ВЗИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 64−70.
- Васютинский С Б. Вопросы теории и расчета трансформаторов.-Л.: Энергия, 1970, — 432 с.
- Важнов А.И. Электрические машины. Л.: Энергия, 1969. — 312 с.
- Веников В.А. Теория подобия и моделирования. М.: Высшая школа, 1976. 479 с.
- Веников В.А., Суханов O.A. Кибернетические модели электрических систем. М.: Энергоиздат, 1992. — 328 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — 576 с.
- Виленкин С.Я. Об оценке среднего в стационарных процессах // Теория вероятностей и ее применение. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. IV. — Вып. 4. -С. 43−44.
- Висящев А.Н. Качество электроэнергии и электромагнитная совместимость в электроэнергетических системах. Иркутск: ИрГТУ, 1997. — 279 с.
- Вычислительная и микропроцессорная техника в устройствах электрических железных дорог: Учеб. для вузов ж.д. трансп. / В В. Андреев, П. Б. Куликов, Г. Г.
- Марквардт, Н.К. Рыбников, В.П. Феоктистов: Под общ. ред. Г. Г. Марквардта. -М.: Транспорт, 1989. -287 с.
- Гамм А.З. Компромиссное управление хозяйственно независимыми электроэнергетическими системами // Изв. вузов. «Энергетика». 1993, — № 1. — С. 46−57.
- Гамм А.З., Голуб И. И. Сенсоры и слабые места в электроэнергетических системах. Иркутск: Изд-во СЭИ СО РАН, 1996, — 99 с.
- Гатальский Г. И. Системы измерения потерь энергии в тяговой сети постоянного тока // Повышение надежности устройств системы электроснабжения электрических железных дорог: Сб. науч. тр. / ВЗИИТ. М., 1990. С. 4−11.
- Герман Л.А., Затучный И. М., Кузнецов В. П. Повышение эффективности поперечно-емкостной компенсации// Сб. науч. тр./ МИИТ. М., 1972. Вып. 416.
- Герман Л.А., Синицына Л. А., Петренко В. Г. Контроль изоляции конденсаторов // Электрическая и тепловозная тяга. 1983. — № 12. — С. 37.
- Герман Л.А., Лукконен В. Д. Оценка технических показателей продольной емкостной компенсации, включенной между путями электрифицированной железной дороги // Известия ВУЗов «Энергетика». 1983. — № 12. — С. 44−46.
- Герман Л.А., Басов В. А. Структура потерь энергии в системе тягового электроснабжения железных дорог // Известия ВУЗов «Энергетика». 1984. — № 7. -С. 57−60.
- Герман Л.А., Синицына Л. А., Бочаров В. В., Лукконец В. Д. Тепловая защита контактной сети // Сб. науч. тр. / ВЗИИТ. М., 1984. Вып 121. С. 75−79.
- Герман Л.А. Схема замещения электрифицированного участка железной дороги переменного тока // Электричество. 1988. — № 3. С. 71−75.
- Герман Л.А. Совместный расчет систем тягового электроснабжения 1X25 и 2X25 кВ // Повышение надежности устройств системы электроснабжения электрических железных дорог: Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1990. С. 25−29.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972. — С. 52−67.
- Голованов А.Т., Грудинский И. Г. Электротехнический справочник,— М.: Госэнергоиздат, 1962. 390с.
- Гохштейн Б.Я., Палей Д. А. Оценка эффективности мероприятий по сокращению потерь в системе тягового электроснабжения. // Сб. науч. тр./ ВНИИЖТ. М&bdquo- 1971. Вып 1. С. 42−45.
- Гусейнов Ф.Г., Рахманов Н. Р. Оценка параметров и характеристик энергосистем. М.: Энергоатомиздат, 1988.-152 с.
- Димо Г1. Модели РЕИ и параметры режима: Объединенные энергосистемы. -М.: Энергоатомиздат, 1987. 392 с.
- Дмитриева М.Л., Бардушко В. Д. Сравнение методов обеспечения требуемого уровня напряжения в сетях электроснабжения железнодорожного транспорта. // Транспортные проблемы сибирского региона: Сб. науч. тр. ИрИИТ. Иркутск, 1999. С. 33−40.
- ГОСТ 13 109–97. Качество электрической энергии.
- ГОСТ 14 209–85. Трансформаторы силовые масляные общего назначения. Допустимые нагрузки. М: Изд-во стандартов, 1987. — 31 с.
- Железко Ю.С. Выбор мероприятий по снижению потерь электроэнергии в электрических сетях. -М.: Энергоатомиздат, 1989. 175с.
- Железко Ю.С., Герман Л. А. Методы учета тяговых сетей электрифицированных железных дорог в системном расчете компенсации реактивной мощности // Промышленная энергетика. 1989. — № 11. — С. 47−49.
- Журавлев В.Г., Розенкранц Е. А. Агрегированное представление электро-энергетичских систем в установившихся режимах // Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. 1984. — № 3. — С.53−55.
- Журавлев В.Г., Розенкранц Е Л. Расчет установившихся режимов электрических сетей методом агрегирования // Электричество. 1984. № 9.
- Закс Л. Статистическое оценивание / Пер. с нем. М.: Статистика, 1976 — С.73−79.
- Инструктивные материалы госэнергонадзора. М.: Энергия, 1977.
- Ильяшенко В.П. Влияние квантования rio пути на точность расчетов // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ, М., 1981. Вып. 115. С. 20−31.
- Казанцев В.Н., Басов В. А. Расчет потерь электроэнергии по интегральным характеристикам нагрузок узлов с учетом гяговых подстанций переменного тока//Сб. науч. тр./ВЗИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 111−115.
- Капустин Л.Д. и др. Надежность и эффективность электровозов ВЛ80р в эксплуатации. М.: Транспорт, 1986. — 382с.
- Караев Р.И., Волобринский C.B. Электрические сети и системы. М.: Транспорт, 1988.-326 с.
- Клевцов A.B. Контроль ресурса трансформаторов тяговых подстанций // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 14−24.
- Конторович A.M., Крюков A.B., Макаров Ю. В. и др. Эквивалентирование сложных энергосистем для целей оперативного управления / ВСТИ. Улан-Удэ, 1989. 84 с.
- Кордкжов Е.И. Системный подход к оптимизации качества электрической энергии // Повышение качества электрической энергии на тяговых подстанциях: Сб. науч. тр. / ОмИИТ. Омск, 1981 С. 5−7.
- Костюк А.Ф., Ольшевский В. В., Цветков Э. И. Методы и аппаратура для анализа характеристик случайных процессов. М.: Энергия, 1967. — 239 с.
- Крестьянинов М.Е., Кувичинский А. Н. К определению потерь электроэнергии в тяговой сети // Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1971. Вып. 380.1 16. Крутасова Е. И. Надежность металла энергетического оборудования. М.: Энергоиздат, 1981. — 238 с.
- Кувичинский А.Н., Уренев A.A. К вопросу определения параметров установок компенсации реактивной мощности имитационным моделированием // Улучшение надежности устройств электроснабжения: Сб. науч. тр. / МИИТ, М&bdquo- 1986. С. 75−79.
- Куликов П.Б. Организация расчетов основных параметров системы электроснабжения участка переменного тока с помощью подсистемы САПРэл // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1981. Вып. 115. С.91−95.
- Куликов П.Б. Модернизация информационно-справочной базы комплекса САПРэл //Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1986. Вып. 132. С.47−51.
- Лившиц В.Н., Мирошниченко Р. И., Тамазов А. И. Распределение вероят ностей тяговой нагрузки // Вестник ЦНИИ МПС. 1967. — № 3, — С. 10−13.
- Лившиц В.Н., Тамазов А. И. Определение расчетного тока для выбора мощности трансформатора по износу изоляции при заданном случайном графике нагрузки // Электромеханика. 1968. — № 5. — С. 27−31.
- Мамошин P.P. Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока. М.: Транспорт, 1973. — С.-224.
- Мамошин P.P., Тимофеев A.M. Электромагнитные процессы в системе «источник сеть — рекуперирующий электровоз» при наличии устройства параллельной компенсации // Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1982. Вып. 702. С. 3−8.
- Марквардт Г. Г., Белов Е. Ф. Модель электрической железной дороги переменного тока //Сб. науч. тр. / ВЗИИТ. М., 1969. Вып. 41. С. 18−39.
- Марквардт Г. Г. Исходные положения по созданию математической модели процесса работы устройств электроснабжения электрических железных дорог //Сб. науч. тр./ВЗИИТ. М&bdquo- 1969. Вып. 37. С.31−33.
- Марквардт К. Г. Дувичинский А.Н., Давыдав E.H. Косвенные способ определения потерь электрической энергии в тяговой сети // Сб. науч. тр./ МИИТ. М&bdquo- 1969. Вып. 302. С. 31−35.
- Марквардт Г. Г. Применение теории вероятностей и вычислительной техники в системе энергоснабжения. М.: Транспорт, 1972. — 204 с.
- Марквардт Г. Г., Тер-Оганов Э.В. Определение необходимой трансформаторной мощности при случайном графике нагрузки // Электричество. 1973. -№ 6. — С. 18−22.
- Марквардт Г. Г., Тер-Оганов Э.В., Шугуров В. А. Прямой расчет трансформаторной мощности тяговых подстанций // Сб. науч. тр./ МИИТ. М., 1976. Вып. 487. С. 27−30.
- Марквардт Г. Г. Простой метод определения параметров тяговой сети переменного тока// Сб. науч. тр./ВЗИИТ. М., 1976. Вып. 86. С. 41−42.
- Марквардт Г Г., Ильяшенко В. П. Применение гибридного устройства для расчета системы энергоснабжения •)ЛСК ГрИЧССКИХ > i i ¡-м, i, 0pOi il w.тр. /ВЗИИТ. M., 1976. Вып. 86. С. 5−10.
- Марквардт Г Г., Ильяшенко В. П., Громов B.C. Цифровое устройство аналого-цифрового комплекса для расчета и исследования системы энергоснабжения электрических железных дорог // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1978. Вып. 96. С. 4−12.
- Марквардт Г Г., Куликов П. Б., Тимченко Ю. Л. Автоматизация расчетов по выбору параметров устройств электроснабжения при проектировании // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1980. Вып. 107. С. 32−39 .
- Марквардт Г. Г., Кисляков A.B., Фомина З А. Моделирование на ЭВМ графика движения поездов для расчета системы электроснабжения электрических железных дорог // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1981. Вып. 115. С. 46−51.
- Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1982. — 528 с.
- Марквардт Г. Г., Сухопрудский И. Г. Перспективы применения микропроцессорной техники в системе тягового электроснабжения // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М. 1984. Вып. 121. С. 4−14.
- Марквардт Г Г., Герман Л. А., Синицына Л. А. и др. Применение специализированных микрокалькуляторов на тяговых подстанциях // Ж.-д. трансп. Сер. Электрификация и энергетическое хозяйство. / ЦНИИТЭИ МПС 1985. Вып. 1. -С. 10−15.
- Марквардт Г. Г., Кисляков A.B. Тяговые расчеты на ЭВМ при проектировании электрифицированных железных дорог на постоянном токе. // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1986. Вып. 132. С. 71−78.
- Марквардт К.Г., Марквардт Г. Г., Бардушко В. Д. Моделирование тяговой сети // Микроэлектронные системы контроля и управления на железнодорожном транспорте: Сб. науч. тр. /ИрИИТ. Иркутск, 1997. Вып. 3. С. 51−53.
- Марский В.Е. Расчет токов в системе тягового электроснабжения 2X25 кВ. I uCCIllmv Di итИлч Га. 1976. — № 8. — С. 48−50.
- Мельников FI.A. Электрические сети и системы. М. Энергия, 1975.-464 с.
- Метелкин Б.А., Черноусое Л. А. Влияние активных сопротивлений на электромагнитные процессы в выпрямительной установке при параллельной емкостной компенсации // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1979. Вып. 618. С. 40−43.
- Крюков A.B. Методы определения предельных режимов и оценки запасов устойчивости сложных энергосистем для целей оперативного управления.: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Иркутск, 1997.
- Миронов Ю.Н. Автоматизация обработки информации при анализе режимов работы системы электроснабжения электрических железных дорог на специализированном вычислительном устройстве // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1981. Вып. 115. С. 37−46.
- Миронов Ю.Н. Моделирование первичной части электроснабжения / Сборник научн. трудов ВЗИИТа, М&bdquo- 1984. Вып. 121. С. 70−74.
- Миронов П.Е. Предлагаемые новые нормы перегрузок и методы выбора номинальной мощности силовых масляных трансформаторов общего назначения // Электротехника. 1976. — № 4. — 16 с.
- Мирошниченко Р.И. Режимы работы электрифицированных участков. М: Транспорт, 1982. — 207 с.
- Мирошниченко Р.И. Решение задач энергоснабжения на электронных машинах. М: Транспорт, 1971. — С. 168.
- Мирский Г. Я. Аппаратное определение характеристик случайных процессов. М.: Энергия, 1972. — 437 с.
- Мухопад Ю.Ф. Микропроцессорные системы дискретной автоматики. -Иркутск: ИрИИТ, 1999., ИГУ, 1984, — 398 с.
- Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М: Мир, 1975. — С. 435.
- Нейман В.В., Якушев Ю. А., Бардушко В. Д., Куприянов A.B. О методике определения вероятностных характеристик токов тяговых нагрузок // Актуальные проблемы железнодорожного транспорта Восточной Сибири: Сб. науч. тр. / ИрИИТ. Иркутск, 1997. 103 с.
- Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1994. 118 с.
- Пакулин А.Г. Моделирование на ЭВМ систем тягового электроснабжения при расчетах компенсации реактивной мощности // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1984. Вып. 121. С. 34−39.
- Петров С.А. Моделирование мгновенных схем системы электрической тяги переменного тока при выпрямительных электровозах // Сб. науч. тр./ ВНИИЖТ. М., 1959. Вып. 170. С. 22−26.
- Бардушко В.Д. Повышение показателей работы систем тягового электроснабжения на основе использования специализированного аналого-цифрового комплекса: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. Москва, 1989.
- Порцелан A.A. Исследование нагрева и механических характеристик контактных проводов // Сб. науч. тр./ ЦНИИ МПС. М: Транспорт, 1968. Вып 337. С. 37−43.
- Поспелов Г. Е., Сыч Н.И. Потери мощности и энергии в электрических сетях. М.: Энергоиздат, 1981. — 327 с.
- Потери электроэнергии в электрических сетях энергосистем / Под ред. В. И. Казанцева. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 176 с.
- Прозоров В.Ф., Бардушко В. Д., Зиновьев П. Д., Опыт Восточно-Сибирской железной дороги по улучшению качества напряжения устройств автоблокировки. // Сб. науч. тр./ ЦНИИТЭИ. Серия электрификация и энергетическое хозяйство. 1987. — Вып. — № 4. — С. 1−5.
- Пустыльник E.H. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968, — 230с.
- Ристхейн Э.М. Электроснабжение промышленных установок. М.: Энер-гоатомиздат, 1991.-424 с.
- Розенвассер E.H. Колебания нелинейных систем. М.: Наука, 1969. — С,-576.
- Сергеев Н.Г. О расчете вероятностей мгновенных схем на ЭЦВМ // Сб. науч. тр. / МНИТ. М., 1982. Вып. 702. С.8−18.
- Сергеев Н.Г. Энергетический спектр и математические модели случайных процессов в системах электроснабжения электрических железных дорог // Улучшение надежности устройств электроснабжения: Сб. науч. тр. / МНИТ. М., 1986. Вып 779. С. 23−29.
- Сердинов С.М. Анализ работы и повышение надежности устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1975. -366 с.
- Сердинов С.M. Повышение надежности устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог. -M.: Транспорт, 1985. 301 с.
- Синельников В.Я., Казанский C.B. Интенсификация перегрузочной способности силовых трансформаторов // Устройства защиты и диагностика. Серия монтаж и наладка электрооборудования на электростанциях. М.: Информ-энерго, 1985. Вып 1. С. 19−20.
- Смирнов С.С., Коверникова Л И. Вклад потребителя в уровни напряжений высших гармоник в узлах электрической сети // Электричество. 1996. -№ 1. — С. 58−64.
- Старощук Л.В. Эквивалентирование электрических систем. М.: МЭИ, 1987.-44 с.
- Тамазов А.И. Несимметрия токов и напряжений, вызываемая однофазными тяговыми нагрузками. М.: Транспорт, 1965. — 235 с.
- Тер-Оганов Э. В. Определение трансформаторной мощности тяговых подстанций на ЭВМ // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1973. Вып 65.
- Тер-Оганов Э. В. Имитационная модель работы системы электроснабжения двухпутного электрифицированного участка // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М., 1983. Вып. 788. С. 37−40.
- Тер-Оганов Э. В. Кузин И.И. Выбор оптимальных мест размещения пунктов параллельного соединения контактной сети // Железнодорожный транспорт. 1992. -№ 11.-С. 52−55.
- Тимофеев Д.В. Режимы в электрических системах с тяговыми нагрузками. -М.: Энергия, 1972. -267 с.
- Тутубалин В.Н. Статистическая обработка рядов наблюдений. М.: Знание, 1973. — С. 12−20.
- Молин Н.И. Улучшение показателей качества напряжения тяговой сети переменного тока устройствами продольной компенсации: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата технических наук. Омск, 1976.
- Фильчаков П.Ф. Справочник по высшей математике. Киев: Наукова думка, 1972.-743 с.
- Флинк Ю.В. Влияние нагревания проводов контактной сети на их прочность // Сб. науч. тр. / МНИТ. М., 1959. Вып 104. 288−297 с.
- Фукс Н.Л. Экономия электроэнергии в хозяйстве электрификации // Железнодорожный транспорт. 1972. — № 9. — С. 37−38.
- Фукс Н.Л., Бардушко В. Д. Влияние усиления устройств электроснабжения на качество электрической энергии участков постоянного тока. // Повышение качества электрической энергии на тяговых подстанциях: Сб. науч. тр./ ОмИ-ИТ. Омск, 1979. С. 33−36.
- Фукс Н. Л, Бардушко В. Д. Аналого-цифровое вычислительное устройство для расчета режимов и параметров устройств электроснабжения // Сб. науч. тр./ ВЗИИТ. М&bdquo- 1981. Вып. 115. С. 12−20.
- Фукс Н.Л., Бардушко В. Д. Выбор оптимального способа усиления // Электрическая и тепловозная тяга. 1993. — № 10. — С. 42.
- Ш0. Цирель Я. А., Поляков B.C. Эксплуатация силовых трансформаторов на электростанциях и в электросетях.-Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1985.-264 с.
- Черемисин В Т., Дубовик Е. Г1. Способ расчета высших гармоник, генерируемых несколькими электротяговыми нагрузками. // Динамика электрических машин: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский политехи, ин-т. Омск, 1985. С. 150−153.
- Чичинадзе A.B., Ромадин К. П., Маханько A.M. Испытание материалов на трение и износ на стенде РСП с прохождением электрического тока через скользящий контакт//Сб. научн. тр. МИИТа, М., 1973. Вып. 422. С. 100−105.
- Шалимов М.Г., Сокольников В. П. Сопротивление тяговой сети автотрансформаторной системы электроснабжения // Повышение качества электрической энергии на тяговых подстанциях: Сб. науч. тр. / ОМИИТ. Омск, 1979. 3−13 с.
- Шалимов М.Г., Кордюков Е. И., Панфиль JT.C. и др. Проблема оптимизации систем электроснабжения // Топливно-энергетические проблемы Сибири: Тез. докл. II Всесоюз. конф. По развитию производительных сил Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. — С. 233−240.
- Шалимов М.Г., Кордюков Е. И., Прозоров В. Ф. Исследование резонансных перенапряжений в системах первичного и тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог // Повышение качества электрической энергии. Киев, 1978, ч.1, с. 18−20.
- Щедрин H.H. Упрощение электрических систем при моделировании. М.: Энергия, 1966. — 322с.
- Щербина Ю.В. Основные принципы алгоритмизации процессов кибернетического управления энергетическими системами: Дис.. докт. техн. наук. Киев, 1975.
- Щербина Ю.В., Качанова H.A., Гапченко H.A. Эквивалентирование для оперативных расчетов сложных энергосистем/обзор/: Препр. N368. Киев: АН УССР, 1984. -212с.
- Щербина Ю.В., Качанова H.A., Гапченко H.A. Эквивалентирование энергосистем для оперативных расчетов установившихся режимов // Электричество. 1984. — № 11. — С. 27−29.
- Щербина Ю.В., Качанова H.A., Лосицкий H.A. и др. Применение статических эквивалентов электрических систем для оперативных расчетов. Препринт. № 381. Киев, 1984. 231с.
- Dimo Р. Modele REI si idicatori de stare. Sisteme energetice/Bucuresti, 1979.
- Электротехника / Под ред. И. О. Герасимова. М.: Высшая школа, 1985. -' 480 с.
- Бардушко В.Д. Учет влияния внешней сети при анализе качества электроэнергии в системах тягового электроснабжения // Электрика. 2001. — № 9. — С. 33−38.