Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Защита атмосферного воздуха от загрязнения отработавшими газами автомобилей в регионах с резкоконтинентальным климатом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость и реализация. Рассчитан ущерб и эколого-экономическая эффективность перевода автомобилей с бензиновыми ДВС на альтернативное газовое топливо, а также количественная составляющая от автомобилей в общем антропогенном выбросе до и после проведенных технических мероприятий. Результаты работы используются ООО «РегионАрх-Центр», пунктами по переоборудованию автомобилей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ
    • 1. 1. Автомобиль как источник подвижного и стационарного загрязнения атмосферного воздуха
    • 1. 2. Состав отработавших газов автомобилей и их влияние на здоровье человека
  • ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ И РОЛЬ АВТОТРАНСПОРТА В ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА г. ЧИТА
    • 2. 1. Особенности природных условий Забайкалья
    • 2. 2. Динамика роста количества автомобилей в г. Чита
    • 2. 3. Загрязнение атмосферы города выбросами двигателей автомобилей
  • ГЛАВА 3. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА АТМОСФЕРУ ГОРОДА
    • 3. 1. Организационные мероприятия
    • 3. 2. Технические решения улучшения качества выбросов
    • 3. 3. Сжатые и сжиженные газы как альтернатива углеводородному топливу ДВС автомобилей
    • 3. 4. Комплексные воздухозащитные мероприятия
  • ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ В УСЛОВИЯХ РЕЗКОКОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА
    • 4. 1. Технико-экологическое обоснование устройства, позволяющего снизить выбросы ТВ и ВВ в атмосферу
    • 4. 2. Расчет эколого-экономической эффективности, платы за экологический ущерб и экономической эффективности

Защита атмосферного воздуха от загрязнения отработавшими газами автомобилей в регионах с резкоконтинентальным климатом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Загрязнение атмосферного воздуха во многих регионах нашей планеты становится глобальной проблемой человечества. Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах являются двига±ели внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей. Значительная доля автомобилей от общего числа находящихся в эксплуатации в качестве энергетических установок использует бензиновые ДВС. В отработавших газах (ОГ) бензиновых ДВС содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе токсичные вещества (ТВ) и вредные вещества (ВВ), что является причиной роста заболеваемости населения городов, составляющей 10.37% от суммарной заболеваемости. По данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Читинской области», отмечается тесная корреляционная зависимость многих заболеваний от содержания в атмосферном воздухе ТВ и ВВ.

Забайкальский край является одним из 14 неблагоприятных регионов Российской Федерации, в которых регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) ТВ и ВВ в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Столицу Забайкальского края г. Чита более 20 лет назад занесли в список наиболее загрязненных городов России. Однако ГУ «Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» отмечает, что при анализе выбросов антропогенного происхождения в атмосферу отсутствует количественная оценка выбросов автомобилей с разными типами ДВС. Это не позволяет произвести дифференцирование ТВ и ВВ по источникам выбросов и в полной мере отразить общую картину фактического загрязнения атмосферного воздуха в г. Чита.

Анализ общего уровня содержания ТВ и ВВ в атмосферном воздухе г. Чита показывает, что, несмотря на значительное снижение за последние 15 лет объемов промышленных выбросов, концентрация ТВ и ВВ не уменьшилась, а по целому ряду их наименований возросла. Такие ТВ, как диоксид серы, диоксид и оксид азота, формальдегид, соединения свинца, бензапирен, являющиеся продуктами сгорания бензина в ДВС, выделяются в больших количествах именно в городах (с учетом значительного скопления автомобилей и автомобильных пробок), особенно в холодное время года. В таких условиях известные технологии, позволяющие снизить содержание ТВ и ВВ в отработавших газах автомобилей, часто неэффективны.

Поэтому защита атмосферного воздуха от загрязнения отработавшими газами бензиновых двигателей автомобилей, эксплуатируемых в городах, расположенных в регионах с резкоконтинентальным климатом, длительным холодным периодом года рассматривается как социальный заказ и является актуальной научно-практической задачей геоэкологии.

Объект исследования — атмосферный воздух города с неблагоприятными климатообразующими факторами, включающий отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания автомобилей.

Предмет исследования — закономерности, связывающие объемы выбросов ТВ и ВВ в составе ОГ бензиновых автомобильных ДВС со структурными параметрами загрязнения городского воздушного бассейна и способы снижения таких загрязнений.

Рабочая гипотеза. Улучшение санитарно-гигиенических показателей атмосферного воздуха в городе с неблагоприятными климатообразующими факторами можно достичь за счет стимулирования перевода бензиновых автомобильных ДВС на альтернативное (газообразное) топливо, усовершенствовав систему запуска двигателя в холодный период года.

Цель исследования. Обоснование технологического способа и технического решения для снижения техногенного воздействия на городской атмосферный воздух ОГ бензиновых двигателей автомобилей, эксплуатируемых в наиболее напряженные по загрязнению ТВ и ВВ периоды года в регионах с резкоконтинентальным климатом.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности рассеивания ТВ и ВВ в атмосфере г. Чита с суровым климатом (на примере Забайкальского края);

2) проанализировать динамику роста количества автомобилей в г. Чита и количества ТВ и ВВ, поступающих с ОГ автомобилей в атмосферный воздух;

3) разработать техническое решение, позволяющее запускать ДВС автомобиля на газовом топливе в условиях низких температур;

4) провести оценку степени снижения загрязнения атмосферного воздуха при переводе части автомобилей (легковых pi автобусов) с бензинового на газовое топливо и рассчитать эколого-экономическую эффективность данного решения.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Усиливающаяся тенденция возрастания количества эксплуатируемых автомобилей, особенно с бензиновыми ДВС, создает угрозу многократного превышения ТВ и ВВ в воздушном бассейне городов, которая в Забайкалье усугубляется особенностями рельефа местности (котловинное расположение), климатическими условиями (длительным периодом низких температур) и малой атмосферной циркуляцией.

2. Для снижения объемов ТВ и ВВ, попадающих в атмосферу с ОГ ДВС, предлагается ускорить перевод части автомобилей с бензинового на альтернативное газовое топливо, для чего разработано техническое решение подачи газообразного топлива к двигателю внутреннего сгорания автомобиля, решающее проблему запуска ДВС автомобиля с помощью газа в холодное время года в условиях низких температур. Это позволит сократить количество ТВ и ВВ в атмосферном воздухе города на 20.30%, а содержание некоторых вредных веществ снизится в 2.3 раза.

Научная новизна полученных результатов исследования заключается в следующем:

— для территории города с неблагоприятными климатообразующими факторами установлены объемы выбросов ТВ и ВВ в составе ОГ автомобильных бензиновых ДВС, что позволило определить количественную составляющую выбросов от автомобилей в суммарных антропогенных выбросах;

— получены закономерности, отражающие влияние различных факторов на накопление ТВ и ВВ в нижних точках котловин в условиях резкоконтинентального климата и содержание ТВ и ВВ в ОГ автомобильных бензиновых ДВС;

— предложено техническое решение, созданное на основе изобретения, позволяющее обеспечить запуск ДВС на газообразном топливе в холодное время года и таким образом стимулировать перевод автомобильных бензиновых ДВС на альтернативное (газообразное) топливо в регионах с длительным холодным периодом года.

Практическая значимость и реализация. Рассчитан ущерб и эколого-экономическая эффективность перевода автомобилей с бензиновыми ДВС на альтернативное газовое топливо, а также количественная составляющая от автомобилей в общем антропогенном выбросе до и после проведенных технических мероприятий. Результаты работы используются ООО «РегионАрх-Центр», пунктами по переоборудованию автомобилей на газовое топливо СТО «Автогаз», а также при чтении курсов лекций и проведении лаборатор-но-практических занятий для студентов специальности 280 202.65 «Инженерная защита окружающей среды», направления 280 200 «Защита окружающей среды» при изучении дисциплин: «Общая биология, и экология», «Основы токсикологии», «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, лицензирование», для студентов специальности 270 205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы», при изучении дисциплины «Основы экологических условий Забайкалья».

Достоверность результатов исследования подтверждается использованием достоверной статистики по количеству автомобилей в г. Чита, предоставленной Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) Забайкальского краяприменением унифицированной методики Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды по определению выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городовгосударственным патентом на изобретение «Устройство подачи газообразного топлива к двигателю внутреннего сгорания» (№ 2 325 546 от 22 мая 2006 г.), принятого к внедрению в пунктах по переоборудованию автомобилей на газовое топливо СТО «Автогаз», статистической обработкой материала, проведенной с применением пакета программ «Статистика» в среде MS Excel.

Личный вклад автора состоит в постановке цели и задач исследованиясборе и анализе исходного материала, характеризующего загрязнение атмосферного воздуха в г. Чита ОГ автомобильных бензиновых ДВС и последствий их воздействия на организм человекав разработке мероприятий по снижению этого воздействия, в том числе в создании и внедрении изобретения для этой целив расчете количественной составляющей выбросов ТВ и ВВ в составе ОГ автомобильных ДВС в атмосферный воздух г. Чита и составлении экологического прогноза при переводе автотранспорта на альтернативное газовое топливо, расчете экологического ущерба и эколого-экономической эффективностив получении количественной составляющей ТВ и ВВ, поступающих с ОГ автомобилей, определении процентного снижения количества загрязняющих веществ, с учетом проведенных мероприятий.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международной конференции «Земная цивилизация. Проблемы современной цивилизации» (Иркутск, 2006) Всероссийских конференциях — «Кулагинские чтения» (Чита, 2007, 2008, 2009) — на совместных научных семинарах кафедры водного хозяйства и инженерной экологии, безопасности жизнедеятельности Читинского государственного университета ФАО РФ и Восточного филиала РосНИИВХа (2003;2008 гг.).

Публикации и изобретения. По теме исследования опубликовано 6 научных работ (в том числе одна в издании, рекомендуемом ВАК), а также получен патент на изобретение.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов, библиографического списка. Общий объем работы 114 стр., в том числе 19 рис., 16 табл. Библиографический список содержит 136 наименований (из них 11 иностранных).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Спецификой природных условий Забайкалья является присутствие антициклонов в зимний период, при которых холодный малоподвижный воздух заполняет котловины и способствует инверсии температуры воздуха в них. Диссертантом установлена прямая корреляционная зависимость величины ИЗА5 в г. Чита, имеющей горно-котловинное расположение, от высоты над уровнем моря в пределах 640. .675 м.

2. Установлено, что за период с 1991 по 2007 гг. количество автомобилей в г. Чита увеличилось в два раза. Согласно прогнозам диссертанта, к 2020 г. их число увеличится еще в 1,5 раза (до 100 тыс.), что повлечет за собой значительное увеличение количества токсичных и вредных веществ, поступающих с отработавшими газами ДВС автомобилей в атмосферу.

3. В процессе исследований установлена количественная составляющая ТВ и ВВ, выбрасываемых с ОГ ДВС автомобилей в атмосферу г. Чита, которая составила до 72% от суммарных концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе. Доля ТВ и ВВ в ОГ ДВС легковых автомобилей и автобусов от общего количества автомобилей в 2007 г. составила 0,7.

4. Для перевода автомобилей на экологически более чистое газовое топливо обоснован технологический способ и разработано техническое устройство к газобаллонному оборудованию (защищено патентом), позволяющее запуск и работу двигателя на газе в условиях низких температур, которое реализовано на пунктах по переоборудованию автомобилей на газовое топливо СТО «Автогаз». Снижение количества ТВ и ВВ в ОГ ДВС легковых автомобилей и автобусов при переводе их с бензинового топлива на газовое с учетом предлагаемого технического решения составило 60%.

5. В результате выполненных исследований определено процентное снижение количества загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Чита при переводе части автомобилей (легковых и автобусов) с бензинового на газовое топливо, которое составило в среднем 25%, а по некоторым ВВ, снижение достигает двух раз и более.

6. Экономическая эффективность от проведенных мероприятий за год по легковым автомобилям составила 242 500 руб/год, по автобусам — 90 000 руб/год.

Таким образом, при использовании результатов работы в регионах с суровыми климатическими условиями создается возможность перевода на газовое топливо значительного количества автомобилей, что существенно улучшит качественные показатели атмосферного воздуха городских территорий в холодное время года и, несомненно, скажется на улучшении здоровья людей, что в целом подтверждает рабочую гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автогазета. — № 37 от 23.10.02., ст.: Перевод автомобилей на газовое топливо С. 2.
  2. , И.Я. Транспорт и охрана окружающей среды / И. Я. Аксенов, В. И. Аксенов. М.: Транспорт, 1986. — 176 с.
  3. , Т. А. Экология. Человек Экономика — Биота — Среда: учебник для вузов / Т. А Акимова, В. В Хаскин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 — 30 с.
  4. , Т.А. Ландшафты малых котловин горной тайги / Т. А. Александрова, B.C. Преображенский. -М.: Наука, 1964. С. 23.
  5. , В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта / В. В. Амбарцумян, В. Б. Носов, В. И. Тагасов. М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999.
  6. , В.И. Распределение смеси по цилиндрам и токсичность отработавших газов бензинового двигателя / В. И. Андреев, К. А. Морозов, Б. Я. Черняк / В кн.: Снижение загрязнения (воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. — М., 1971. С. 79.
  7. , В.Г. Основы работоспособности технических систем / В. Г. Атапин // Автомобильный транспорт. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2007. — 19 с.
  8. , Б.К. О зависимости загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей от планировки улиц и жилых кварталов / Б. К. Байков, Ю. Г Фельдман // Гиг. и сан. 1966. — № 12. — С. 3.
  9. , Г. Ф. Городские улицы и городское движение / Г. Ф. Богацкий. — Киев, 1967.
  10. , А.В. Автомобили / Есеновский Дашков Ю. К, Насонов-ский М. Л, Чернышов В. А. — М.: КолосС. — 2005, С. 5.
  11. , Г. Г. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» / Г. Г. Белецкий. Чита, 2002. — 64 с.
  12. , С.В. Охрана окружающей среды / С. В. Белов, Ф.А. Барби-нов, А. Ф. Козьяков. 1991. — С. 27.
  13. , Х.Б. Влияние выбросов автотранспорта на загрязнение воздуха жилых помещений и уличной магистрали. / Х. Б. Бердыев, Н. В. Павлович, А. А. Тужишна // Гиг. и сан., 1967. № 6. — С. 96.
  14. , К.А. О методах изучения влияния атмосферных загрязнений на население / К. А Буштуева // Гиг. и сан., 1966. № 6. — С. 93.
  15. , В.К. Автомобили: основы, конструкции / В.К. Вахла-мов. 2004. — С. 42, 178, 184.
  16. , В.К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства / В. К. Вахламов. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 528 с.
  17. , В.Д. Основы экологии: учеб. пособие / В. Д. Валова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «Дашков и КО», 2001.
  18. , И.Л. Состояние работы по уменьшению токсичности автомобилей / И. Л. Варшавский // В кн.: Сборник трудов ЛАНЭ. М., 1969.-С. 7.
  19. , И.Л. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля // И. Л. Варшавский, Р. В. Малое. М., 1968.
  20. , И.Л. Принципы нормирования автомобилей и двигателей по признаку токсичности / И. Л. Варшавский, Л. С. Золоторевский, П. В. Игнатович // В кн.: Сборник трудов ЛАНЭ. М., 1969. — С. 41.
  21. , Д.П. Изучение эксплуатационных режимов работы автомобильного двигателя / Д. П. Великанов, В. И. Бернацкий // Автомоб. трансп., 1960. № 4. — С. 40.
  22. , Д.П. Изучение эксплуатационных режимов работы автомобильного двигателя / Д. П. Великанов, В. И. Бернацкий // Автомоб. трансп., 1984. № 5. — С. 127−132.
  23. , Д.П. Будущее автомобильного транспорта / Д. П. Великанов. М., 1972.
  24. , Д.П., Белова A.M., Малышенко С.Г.и др. Изв. АН СССР. Сер. Энергетика и транспорт, 1981. -№ 1. — С. 164 — 169.
  25. , P.M. Загрязнение атмосферного воздуха г. Киева выхлопными газами автотранспорта /P.M. Ворожейкина, JI.C. Тимошенко. // В кн.: Гигиена населенных мест. Киев, 1967. — С. 144.
  26. . Р.Ф. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: Т. 1 / Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2000. — 302 с.
  27. , М.Д. Загрязнение атмосферного воздуха Риги свинцом при работе автотранспорта на этилированном бензине / М. Д. Гарбаренко Гиг. и сан., 1959. — № 10. — С. 75.
  28. , P.M. Социально-экономические факторы повышения эффективности автомобильного транспорта в международных перевозках. М., 1982.-С. 92−97.
  29. , Н.Н. О некоторых методах борьбы с вредностью отработавших газов автомобильных двигателей / Н. Н. Гитлин // Тезисы докл. Jle-нингр. городок, конф. по охране атмосферного воздуха. Л., 1963. — С. 15.
  30. , И.И. О токсичности автомобильных двигателей, работающих на газообразных топливах / И. И. Гольдблат, Б. Д. Колубаев, Н. Г. Самоль. -Автомоб. промышл., 1972. № 4. — С. 5.
  31. В.Т. Влияние бариевых присадок к топливу на снижение содержания сажи в выхлопе дизельного двигателя / В. Т. Григорьян // В кн.: Сборник трудов ЛАНЭ. М., 1969. — С. 61.
  32. , Я.М. Загрязнение атмосферного воздуха Иркутска выхлопными газами автомобильного транспорта / Я. М. Грушко, И. И. Игонина // Тезисы докл. I Всерос. съезда гигиенистов и сан. врачей. М., 1960. — С. 24.
  33. , Б.П. О канцерогенных свойствах выхлопной сажи автомобилей / Б. П. Гуринов, В. Н. Тугаринова, О. И. Васильева. Гиг. и сан., 1962.-№ 2. С. 19.
  34. , Г. П. Исследование атмосферного озона / Г. П. Гущин. JL, 1963.
  35. , М.А. Современное состояние и перспективы развития автомобильных транспортных средств с электрической тягой / М. А. Гуревич, Ю. А. Зайцев, Б. Е. Зубчук, А. А. Тимофеевскин // Сборник трудов ЛАНЭ.-М., 1969.-С. 239.
  36. , М.И. Физическая география СССР: В 2 т.: учеб. пособие для пед. ин-тов / М. И. Давыдова, Э. М. Раковская. Т. 2. Азиатская часть СССР. Современные проблемы физической географии. — М: Просвещение, 1990.-С. 169.
  37. , А.В. География Читинской области: / B.C. Кулаков. // Энциклопедия Забайкалья: учеб. пособие для средних школ / А. В. Дегтев, В. Ф. Задорожный. Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1988. — С. 17.
  38. , М.Т. Гигиеническое прогнозирование образования фотохимического смога в городах / М. Т. Дмитриев, Л. Иванова, Чон Ен-de. — Гиг. и сан., 1973. № 2. — С. 8.
  39. Защита воздушного бассейна от загрязнения токсическими выбросами транспортных средств. Всесоюзная конф.: тезисы докладов. — Харьков, 1981.
  40. Здоровье населения и среда обитания. (Информационный бюллетень) № 10 от 2006 г.-С. 44.
  41. Загрязнение атмосферного воздуха. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник. Т. 1, 2. -М.: Прогресс, 1999.
  42. , М.А. Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха канцерогенными углеводородами: автореф. канд. дис. / М. А. Забежинский. -М., 1965.
  43. , А.С. Структура поля концентраций окиси углерода в городе. Атмосферная диффузия и загрязнение атмосферы / А. С. Зайцев // Труды Главной геофизической обсерватории. JL, 1973. — Вып. 293. — С. 47.
  44. , В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / Звонов В.А.-М., 1973.-Т. 1.-С. 23.
  45. Загрязнение атмосферного воздуха городов выбросами автомобильного транспорта: доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1971.
  46. , А.А. Теплоэнергетика / А. А. Иванов, С. П. Малышенко, Ю. Н. Никишичев. 1980. — № 3. — С. 74−76.
  47. , В., Ерохов В. Автомобильный транспорт, 1982. — № 6. -С. 43−46.
  48. , С., Фрумин И., Шатров Е. и др. Автомобильный транспорт, 1982. — № 8. — С. 47−50.
  49. , Дж. Автомобильная промышленность США / Дж. Калла-ген. 1984.-№ 2. -С. 11.
  50. , П.М. Проблемы машиностроения (Киев) / П. М. Канило. -1983.-№ 2.-С. 66−70.
  51. , A.M. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области / A.M. Котельников, О. А. Вотах, A.M. Возмилов и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. — 248 с.
  52. , В.И. Экология / В. И. Коробкин, J1.B. Передельский. -Ростов н / Д.: Феникс, 2001, 576 с.
  53. , В.И. Экология: учеб. для вузов / В. И. Коробкин, JI.B. Передельский. 6-е изд., доп. и переработ. — Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2003.-576 с.
  54. , B.C. Географическое положение, территория границы / B.C. Кулаков. // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. В 4-х т. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2002. — Т. 1. — С. 13−14.
  55. , Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? / Б. М. Куров // Россия в окружающем мире. — Аналитический ежегодник, 2000.
  56. , Б.А. Оценка содержания токсичных веществ в отработавших газах автомобильных карбюраторных двигателей / Б. А. Куров, В. Ф. Кутенев, И. В. Игнатович // В кн.: Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. М., 1971. — С. 55.
  57. , В.Ф. Картерные газы и выброс токсичных веществ с отработавшими газами автомобиля / В. Ф. Кутенев, В. Н. Топунов, А.А. Чары-кова // В кн.: Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. М., 1971. — С. 104.
  58. , Б.Н. Методы борьбы с токсичностью выхлопных газов за рубежом / Б. Н. Лучинина. М., 1968.
  59. , В.Н. Экологически чистая энергоустановка: понятие и количественная оценка / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Автомобильный и городской транспорт. 1994. — Т. 18.
  60. , В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учеб. пособие для вузов / В. Н. Луканин, А. П. Буслаев, Ю. В. Трофименко и др. -М.: ИНФРА-М, 1998. 408 с.
  61. , В.Н. Промышленно-транспортная экология / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. М., 2003. — С. 174.
  62. , Д.Н. Гигиеническая оценка нового антидетонатора / Д. Н. Лоранский, Г. А. Аввакумов. Гиг. и сан., 1972. — № 11. — С. 18.
  63. , А.С. О роли выхлопных газов автотранспорта в загрязнении больших городов / А. С. Лыкова // В кн.: Вопросы гигиены и истории санитарного дела. Вып. 14. — Л., 1953. — С. 89.
  64. , Л.Е. Двигателестроение / Л. Е. Магидович, В. В. Румянцев. 1984. — № 6. — С. 54−55.
  65. , Е.А. Влияние техногенного загрязнения г. Читы на формирование зубочелюстных аномалий / Е. А. Матвеева, О. Б. Казанцева, И. А. Господарева // Забайкальский медицинский вестник. 2007. — С. 19.
  66. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. — М., 1999. — 12 с.
  67. , В.З. Гигиена населенных мест / Даценко И. И., Долошиц-кий С.Г. //Киев, 1979., Вып. 18. С. 19−21.
  68. , Л.Г. Применение газовой хроматографии для анализа отработавших газов автомобильных двигателей / Л. Г. Масленковский, B.C. Мает, Н. И. Фомичева // В кн.: Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения. М., 1966. — С. 381.
  69. , В.З. Исследование влияния присадок к топливу на процесс образования и сгорания сажи в цилиндре дизеля / В. З. Махов, М. С. Ховах // В кн.: Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. -М., 1971.-С. 111.
  70. , А.А. Изменение содержания 3−4-бензапирена в выхлопных газах автомобиля в зависимости от режима его работы и сорта бензина / А. А. Минаев Гиг. и сан., 1969. — № 3. — С. 92.
  71. , М.Х. К вопросу о загрязнении атмосферного воздуха г. Баку выхлопными газами автотранспорта и их влияние на население / М. Х. Мусина, Е. Н. Панчишина // В кн.: Памяти Мустафы Мамедовича Эфенди-Заде. Баку, 1964. — С. 56.
  72. , К.В. Актуальные вопросы оздоровления внешней среды и здоровья человека. — Л., 1977. — С. 34−35.
  73. НИИНАВТОПРОМ. Экспресс информ. сер. Конституция автомобилей, 1983. — № 6. — С. 54−56.
  74. , Н.А. Своеобразие почв области широкого распространения «вечной» мерзлоты и вопросы их классификации (на примере изучения почв
  75. Забайкалья / Н. А. Ногина, К. А. Уфимцева // Труды конференции почвоведов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1964. — С. 44−60.
  76. Об охране атмосферного воздуха: федер. закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. http://www.garo-info.ru/document
  77. , З.П. Загрязнение атмосферного воздуха г. Чита различными видами автотранспорта / З. П. Оглы, А. П. Щербатюк // Тез. докл. междунар. конф. «Кулагинские чтения». Чита: ЧитГУ, 2008. — Ч. III. -С. 48−52.
  78. О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2004−2005 гг.: государственный доклад. С. 6, 73.
  79. О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2006−2007 гг.: государственный доклад. С. 6, 73.
  80. О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2008−2009 гг.: государственный доклад. С. 75.
  81. О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году: государственный доклад. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru.
  82. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области в 2007 г.: государственный доклад. С. 6.
  83. , И.М. География Читинской области: / И. М. Осокин, А. А. Недешев. Чита, 1969. — С. 23−24.
  84. , Е.И. Экология транспорта / Павлова Е. И. М., 2006. — С. 203.
  85. , Д.П. Гигиеническая оценка загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта (На примере Москвы). Дисс. канд. М., 1966.
  86. Пат. № 2 325 546. / А. П. Щербатюк, З. П. Оглы, «Устройство подачи газообразного топлива к двигателю внутреннего сгорания» (№ 2 325 546 от 22 мая 2006 г.).
  87. , А.Н. Проблемы машиностроения (Киев), 1983 № 20. -С. 5−10.
  88. , A.M. Мищенко А. Н., Талда Г. Б. Проблемы машиностроения (Киев) / Мищенко А. Н., Талда Г. Б. — 1983. — № 9. — С. 20−24.
  89. , A.M. Христич В. А., Канило П. М. Проблемы машиностроения (Киев) / Христич В. А., Канило П. М. — 1984. — № 11. — С. 59−62.
  90. Применение метанола в качестве топлива на автобусах с дизельными двигателями в ФРГ. // НИИНАВТОПРОМ. Экспресс информ. сер. Конституция автомобилей, 1983. — № 3. — С. 48.
  91. , А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств / А. Г. Пузанков. М., 2006. — С. 174.
  92. Рамочная конвенция ООН, 1994- Киотский протокол, 1997).
  93. , Г. И. Американские автомобили 1973 г. / Г. И. Самоль // Автомобильная промышленность. — 1974. № 2. — С. 43.
  94. , Н.Г. Сжиженный газ как средство снижения токсичности двигателей внутреннего сгорания / Н. Г. Самоль // Аннотация докл. XXXI научи. исслед. конф. Московск. автодор. ин-та. М., 1973. — С. 38.
  95. , В.Ф. Исследование газозащитной эффективности зеленых насаждений на автомагистралях / В. Ф. Сидоренко, Г. П. Кириллов, Ю. Г. Фельдман Гиг. и сан., 1973. — № 10. — С. 6.
  96. , В.Ф. О расчете концентраций окиси углерода в воздухе автомагистралей и прилегающей жилой застройки / В. Ф. Сидоренко, Ю. Г. Фельдман. Гиг. и сан., 1974. — № 1. — С. 7.
  97. , В.И. Малотоксичные дизели / В. И. Смайлис. Л., 1972.
  98. , В.П. Автомобильное производство / В. П. Сизов, А. Н. Кудрявцев, С. Н. Мирошников // Научн.-техн. форм.сб. — 1984. № 6. — С. 12−13.
  99. , О.А. Автомобильный транспорт / О. А. Ставров, М.А. Бое-ва-1982.-№ 2.-С. 28 .
  100. , В.Ф. Метод моделирования при исследовании распространения выбросов автотранспорта в жилой застройке / В. Ф. Сидоренко, Ю. Г. Фельдман, П. П. Кириллов, В. А. Максимова Гиг. и сан., 1972. -№ 5.-С. 9.
  101. , В.Ф. Исследование газозащитной эффективности зеленых насаждений на автомагистралях / В. Ф. Сидоренко, Г. П. Кириллов, Ю. Г. Фельдман Гиг. и сан., 1973. — № 10. — С. 6.
  102. , В.Ф. О расчете концентраций окиси углерода в воздухе автомагистралей и прилегающей жилой застройки / В. Ф. Сидоренко, Ю. Г. Фельдман. Гиг. и сан., 1974. -№ 1. — С. 7.
  103. , В.И. Малотоксичные дизели / В. И. Смайлис. Л., 1972.
  104. , Е.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации автомобильного транспорта / Е. В. Синенко, В. Е. Сотников К.: Техника, 1985. -48 с.
  105. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Газоанализатор АСКОН-01.03. ООО научно-производственная фирма «Авеста-Т». 1996.- С. 22.
  106. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Дымомер оптический ДО-1. 16 с.
  107. Трудовой кодекс РФ (Собрание законодательства РФ, 2002- № 1, (ч. 1), ст.З.: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
  108. , К.А. Почвы межгорных котловин южной тайги Забайкалья / К. А. Уфимцева. Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1967. — С. 49.
  109. Об охране атмосферного воздуха: Федер. закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. http://www.garo-info.ru/document
  110. , Ю.Г. Загрязнение воздуха автомагистралей фотоок-сидантами на уровнях разных этажей жилых зданий / Ю. Г. Фельдман, Ф. Ф. Ламперт. Гиг. и сан., 1968. -№ 11." -С. 89.
  111. , А.А. Нейтрализация вредных веществ в отработавших газах беновых и дизельных двигателей / А. А. Фомин // В кн.: Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. М., 1971. — С. 61.
  112. , Е.В. Автомобильная промышленность / Е. В. Шатров. -1984.-№ 12.-С. 32.
  113. , Ц.А. Климат Читы / Ц. А. Швер, И. А. Зильберштейн. Ленинград, 1982.-С. 182−186.
  114. , А. Автомобильный транспорт, 1983. № 6. — С. 11.
  115. , А.П. Экологическая эффективность перевода автомобилей на газовое топливо / А. П. Щербатюк, З. П. Оглы // Вестник ЧитГУ. — Чита: ЧитГУ, 2008. № 5 — С. 128 — 133.
  116. , А.П. Город Чита. От зимовья Петра Бекетова до крупной городской агломерации, с проблемами экологии / А. П. Щербатюк // Тез. докл. междунар. конф «Кулагинские чтения». Чита: ЧитГУ, 2007. — С. 130 — 133.
  117. , А.П. Способы снижения токсических выбросов автомобильного транспорта / А. П. Щербатюк // Тез. докл. междунар. конф «Кулагинские чтения». Чита: ЧитГУ, 2008. — Ч. III. — С. 61 — 65.
  118. Bychalan J. Gastech 82. Ricmansworth, J. Bychalan. 1984. — P. 99 100.
  119. Cole R. In: Gastech 82. Ricmansworth / Cole R. 1983. — P. 95−98.
  120. Del Vecchio V. Idrocarburi poli-ciclici aromatici nei gas di scarico di motori alimentati a ben-zina e a gas liguido. Nota I / V. Del Vecchio, .P Valori, C. Melchiori, A. Crella. «Nuovi Ann. Ig.», 1969. — V. 2. — P. 174.
  121. Freeman A.T. Recent developments in electric cars / A.T. Freeman. -«Eng. Mater. Des», 1973. V. 4. — P. 4.
  122. Fleming R., Bechtold R. SAE Tech. Pap.Ser., 1984, № 82 959,p. 1−11.
  123. Fleming R.D. Propaneas an engien fuel for clean air requirements / R.D. Fleming, I.R. Allsup, T.R. French, D.E. Eccleston. «J. Air PollContr. Ass.», 1972.-V. 6.-P. 451.
  124. Fleming R.D. Emission characteristics of natural gasas an automa-tive fuel / R.D. Fleming, J.R. Allsup SAE Prepr., 1972, S. a. N 710 833.
  125. Hartley J. Exhaust emissions / J. Hartley «Automat, des eng.», 1972. -V. 47.-P. 174.
  126. Hartley J. Winning the war against traffic pollution / J. Hartley -«Transp. J.Austral.», 1973. V. 9. — P. 40.
  127. Putst H.G. La cellute a combustible pour la propulsion des vehi-cules / H.G. Putst. «Rev. Automobile», 1966. — V. 61. — P. 49.
Заполнить форму текущей работой