Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническая оценка реализации модернизации обучения в школах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, обнаружив, что, кроме ожидаемых различий между крупным городом и сельской местностью по цнтогенетнчсским и метаболическим показателям, существенных отличий не выявлено, можно было предпринять попытку дифференцировать эффекты различных образовательных технологий. На этом этане исследований целью было определение особенностей функционального баланса организма учащихся, обучающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ {аналитический обзор}
    • 1. г|, Приоритеты образоиательной политики в «Концепции модернизации российского образования»
    • 3. Гигиенические аспекты инновационных процессов в школе
  • ГЛАВА. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК. ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЛАВА J
  • САНИТАРЫО-ЭПИДЕМИОГОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИЦИ АДЫГЕЯ
    • 3. 1. Сатггарно-эпндемиологнческая характеристика детских и подростковых учреждений
    • 3. 2. Организация питания детей
    • 3. 3. Заболеваемость детей
  • ГЛАВА. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
    • 4. 1. Организация учебно-воспитательной работы школ.&bdquo
    • 4. 2. Характеристика умственной работоспособности учащихся
    • 4. 3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся в процессе подготовки и сдачн ЕГЭ.,
    • 4. 4. Саногенетический статус обучающихся в условиях модернизации образования.&bdquo-.1 (
  • ГЛАВА. состоянии: здоровья обучающихся в условиях
  • МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
    • 5. 1. фэсторы риска pasHUNIJf I' DHHC ,'П Б СОСТОЯЛ11И аДОрОЬьЯ обучающихся
    • 5. 2. Опенка фн^ческогх) развития детей .' '''J
    • 5. 3. Распространенность м чт--ра эабодешемосш, комплексная опенка состояния здоровья .ЦНХС1 .I Р

Гигиеническая оценка реализации модернизации обучения в школах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г., Ye 224 в стране осуществляется эксперимент, но модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образовании н совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологическою комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных моги вов провидимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей н подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовлен иости на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Баранов АЛ., 1998, 1999; Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Д. М., 2006; Куннджн Н. Н., 2003; Кучма В. Р., 2001, 2002, 2004; Кучма В, Р" Сухарева Л. М., Павлович К. Э., 2004; Макарова А. Ю., 2001; Матвеева И. А, н соавтр., 2003; Степанова М. И. 2003; Ямпольская Ю. А., 1996. 2000, 2003). Однако широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания образования не имеет должного научного и медицинского обеспечения. что не позволяет судить о его результатах с точки зрения сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников российских школ, в том числе с учётом особенностей санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в субъектах Российской федерации.

Состояние здоровья детского населения страны вызывает серьезные опасения специалистов (Кучма В.Р., 2000; Алссандров Л, В., Агапова Л. А., Рапопорт И. К., Пляскнна И. В., 2001; Баранов А. А., Сухарева Л. М., 2006; Кучма B P. Сухарева Л, М., 2007), Около 50% учащихся имеют нарушения сердечко-сосудистой и дыхательной систем (Бережков Л.Ф., 2001; Заездина И. В., 2005). У 50% - отмечаются отклонения в развитии опорно — двита-тельного аппарата (Кучма В, Р, Сарнадский В. Н., Стихни Н. В., 2001), 70% - страдают от гиподинамии (Man F, 1990; Всятьтнщев Ю. Е., 1997; Сорокина Л. В., Беляши на И.О., 2001), Половина школьников страдают теми или иными невротическими синдромами (Тлбекин А.Т., Юрнна А. А, 2000, ЧубаровскиП ВН. 2005). В условиях современной школы до 80% учащихся подвергаются неоправданным стрессам" что в еще большей степени способствует раннему формированию хронической патологии и ее про-грессированню, Лишь 1−2% выпускников могут считаться здоровыми, до 80−85% относятся к Ш и IV группам здоровья, причем каждый второй страдает несколькими хроническими заболеваниями (Баранов А.А., Щепля гяна Л, А, Кучма В. Р., Степанова МП, 2000; Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева JJ. M-, 2003, 2004; Кучма В. Р., Сухарева Л. М., 2004, 2005).

Реформирование школьного образования согласно «Концепции содержания общего среднего образования в 12-летнсй школе» при существующих трудностях и реалиях сегодняшнего дня не моясет решить проблему сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Тревогу многих специалистов и гигиенистов детства вызывают: провозглашенное реформой начало систематического обучения детей с 6-летнего возраста, введение новых предметов и развивающих программ, расширение программного материала в условиях сжатого времени обучения, неизбежное значительное увеличение продолжительности аудиторных занятий н объема домашних заданнй, многообразие учебных пособий расширенного содержания.

Планировка и благоустройство большинства учебных заведений ik позволяет создать оптимальные гигиенические условия проведения учеб-но-воспитателъного процесса для детей 6-летнего возраста исходя из их анатомо-физнологическнх особенностей (Платонова А.Г., 2000; Безруких М М, 2004). Слабая материально-техническая база школ, недостаточная обеспеченность мебелью, современной компьютерной техникой оказывают отрицательное влияние на здоровье учащихся и процесс обучения. Затрудняют реальное обеспечение и проведение реформы отсутствие научного обоснования влияния современных образовательных программ на состояние здоровья обучающихся, адекватных педагогических методов подачи учебного материала, базирующихся на профессионализме и личностных качествах учителя, а также на его знаниях анатомо-физиологн чески х особенностей детей разных возрастов.

В связи с этим большое значение приобретает проблема обучения детей н соответствии с их уровнем здоровья и психофизиологическими особенностями, создание необходимых условии в процессе обучения, про-филзктнка факторов риска., фнэнолого-гнгиекнчсская коррекция неблагоприятных факторов технологий образования и медицинское сопровождение учебного процесса.

Эти проблемы еще в большей степени актуализируются в связи с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» <2004) и национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения и образования (2006).

Целью работы является изучение влияния реализации модернизации системы общего образования на состояние здоровья н морфо-фун кии опальны и статус обучающихся, обоснован не рекомендаций по коррекции мероприятий модернизации образования с учетом особенностей санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения Республики Адыгея.

Задачами исследования явились- 1, Анализ санитарно-эпидемиологического благополучия дегского населения Республики Адыгея;

2. Опенка организации учебной деятельности занятий в образовательный учреждениях Республики Адыгея, нсподьзуюшнх различные элементы модерн и заики системы общего образования в стране;

3. Оценка функционального состояния обучающихся в условиях модернизации образования в Республике Адыгея;

4. Опенка и сравнительный анализ саногенетнческого статуса обучающихся в условиях модернизации образования в Республике Адыгея;

5. Оценка состояния здоровья обучающихся и факторов риска возникновения и развития отклонений в состоянии здоровья в условиях модернизации образования в Республике Адыгея;

6. Обоснование коррекции модернизации образования с учетом особенностей саннтарно-эпидсмнологичсского благополучия детского насосиия Республики Адыгея, комплекса медико-профилактических мероприятий по снижению неблагоприятного влияния современных внутрншкольныч факторов,.

Научная новизна исследования.

Получены новые данные, характеризующие функциональное состояние организма н состояние здоровья обучающихся в условиях модернизации образования с учетом особенностей сянитярно-эпидемиологического благополучия детского населения Республики Адыгея.

Результаты исследований позволили впервые:

— дать гигиеническую оценку организации занятий в школах Республики Адыгея — участниках общероссийского эксперимента;

— установить особенности роста и развития, заболеваемости детей в условиях модернизации образования в Республике Адыгея,.

— выявить распространенность медико-биологических и социальногигиенических факторов риска развития отклонен nil в состоянии здоровья, дать характеристику образа жизни детей, обучающихся в условиях модернизации образования в Республике Адыгея.

— установить алия мне обучения н воспитания детей в школах — участниках общероссийского эксперимента по модернизации образования, на функциональное состояние н работоспособность школьников Республики Адыгеи;

— характеризовать саногснетнческий статус обучающихся в условиях модернизации образования, а Республике Адыгея;

— показать эдоровьесберегакмцнй эффект использования отдельных элементов модернизации учебного процесса (двигательный режим, профили зання обучения, ЕГЭ) и жизни школы (полноценное питание, оздоровительные мероприятия) а условиях общеобразовательной школы;

— обосновать рекомендации, но коррекции мероприятий модернизации образования с учетом особенностей санитарноопидемиологического благополучия детского населения Республики Адыгея,.

Практическая значимость работы.

Сформулированы гигиенические требования к организации работы школ, реализующих различные элементы модернизации системы образования в стране.

По показателям физического развития, сан о ген етнческого статуса, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и комплексной оценки состояния здоровья детей показан здоровьссбсрсгаюшнй эффект реформирования образования в городских школах, включая организацию и проведение пробного тестирования обучающихся (ЕГЭ).

Внедрение результатов исследования отражено в следующих документах:

1. Добавления к СанПнН 2.4,2,1178−02. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правша и нормативы» (представлено в Федеральную комиссию, но санитарно — эпидемиологическому нормированию).

2. Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № 253 от 06.05.2006 г. «Об итогах 3-го Республиканского конкурса — «Школа.

— территория Здоровьям (МОУ СОШ X? 6 г. Майкопа присуждено 1-ое место за внедрение здоровьесберегающих технологии в практику школы).

Результаты исследовании используются в учебном процессе на кафедре гигиены Адыгейского филиала Кубанского государственного медицинского университета и кафедре гигиены детей и подростков Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, в НИМ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Г" У НЦЗД РАМН.

Л и роб" ним диссертации.

Материалы диссертации доложены и обсуждены:

— на межрегиональной научно-л ракш чес кон конференции «Здоровье и образование в XXI веке, Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков н молодёжи» (Майкоп, сентябрь 2000 г.);

— на межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье н образование в XXI веке» (Майкоп, сентябрь 2005 г.);

— на Ученом совете Адыгейского филиала Кубанского государственного медицинского университета (Майкой, ноябрь 2006 г.).

— на межкафедральнон конференции медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (Москва, 22.03.2007 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения и образовательных учреждений — участников экспериментальной модернизации системы образования в Республике Адыгея,.

2, Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Республики Адыгея: средней образовательной школе № 6 I. Майкопа (общеобразовательная школа здоровья (ПШ), средней образовательной школе № 9 г. Майкопа (общероссийский эксперимент по изменению структуры и содержания обучения в условиях 12-тн летней школы (ГЭШ-12л) и средней образовательной школе № 3 аул, а Джерокаи (общероссийский эксперимент по профи лнзацин обучения (СЭШ-Пр).

3. Сравнительный анализ саногенетнческого статуса н оценка состояния здоровья обучающихся н факторов рнска возникновения и развития отклонений н состоянии здоровья школьников в условиях модернизации образования в Республике Адыгея.

Оценка выраженности злоровьесберсгаюшсго потенциала в эксперимента.'! ьной городской школе здоровья.

Публикации. Основные положения диссертации освещены в 15 печатных работах, в том числе 1 работа, опубликованная в рецензируемом отечественном журнале.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит т введения, 5 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено нв 199 страницах машинописного текста, диссертация иллюстрирована 53 таблицами и 37 рисунками. Библиографический указатель содержит 199 источников литературы, в том числе 154 отечественных и 45 зарубежных.

выводы.

1. Саинтарно-э1 i идем нолот ческое благополучие детского населения Республики Адыгея характеризуется большими по сравнению с Российской Федерацией темпами роста заболеваемости детей и подростков, а также более высокими уровнями болезней системы кровообращения, костно-мышечной, нервной и мочеполовой систем, травм и отравлений как среди детей 0−14-ти лет, так и подростков 15−17-тн лет. Прн этом уровень саиитарно — эпидемиологического благополучия образовательных учреждений не соответствует условиям, обеспечивающим оптимальный рост и развитие обучающихся.

2. Оценка организации учебной деятельности занятий в образовательных учреждениях Республики Адыгея, использующих различные элементы модернизации системы общего образования в стране, в целом соответствует современным гигиеническим требованиям,.

3. Результаты динамических исследований умственной работоспособности учащихся позволяют заключить, что суммарная учебно-воспитательная нагрузка не приводит у подавляющего большинства обучающихся к перс-утомлению в динамике недели и года.

4. Результаты динамического исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы {по ЧСС и артериальному давлению) свидетельствуют, что проведение пробного тестирования (ЕГЭ) не сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением у старшеклассников. В день пробного экзамена 92,5% детей не имеют отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы или отклонения составляют менее 10%.

5. Саногенетическнй статус обучаюишхея свидетельствует о преобладании доли детей с оптимальным и достаточным уровнем функционирования сердечно — сосудистой (96−97%), дыхательной (93−96%), нервно-мышечной (100%) систем, что обусловлено увеличением объёма двигательной активности учаищхся, ее рациональной организацией (разнообразие спортивных кружков (I возможность выбора, наличие спортивных залов и др.} н комплексе с рациональным миганием, фитотерапией.

6. Физическое развитие обследованных учащихся школ Республики Адыгеи характеризуется следующим: до 80% школьников имеют нормальное физическое развитие, при этом наилучшие показатели физического развития имеют ученики городской школы здоровья, а наихудшие — сельские дети.

7. В городских школах количество практически здоровых детей выше и составляет в школе здоровья 82,1%, а в экспериментальной школе с 12-ти летним обучением — 88,0%. В сельской школе таких детей — 80.3%. Число детей, имеющих хронические заболевания в городских школах примерно одинаково (17,9% и 12% соответственно), а в сельской экспериментальной школе практически каждый 5-й ребенок относится к IIMV группам здоровья.

8. Гигиеническая экспертиза инновационных педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях модернизации образования свидетельствует о более выраженном здоровьесбереженнн в школе здоровья,.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕ Н Д, А ЦИ И.

Здоровьес&ерегшощне технологии в школе должны Сыть направлены на: компенсацию малоподвижного образа жизни школьниковприобщение их к кахому-лнбо виду спорта;

— развитие основных двигательных качеств (ловкости, выносливости, координации И TJ1,).

— знакомство учеников с основными оздоровительными системами н методиками;

— получение нмн навыков быстрого переключения с одного вида деятельности на другой;

• получение учащимися навыков безопасности, начальных медицинских знаний;

— предупреждение появления «школьных болезней»;

— формирование в процессе обучения полноценной нравственно-, психически-, физическин психологически здоровой личности.

Перед поступлением ребенка в образовательное учреждение необходимо предварительное углубленное его обследование с оценкой физического и биологического развития, определением нервно-психического статуса. Это позволит в наиболее короткие сроки выявлять имеющиеся функциональные отклонения и хронические заболевания, провалить целенаправленную профилактику, лечение н реабилитацию детей.

Проведение медицинских осмотров с участием специалистов должно осуществляться не менее чем I раза в год. Состав специалистов необходимо расширить с учетом выявленной у детей патологии и предъявляемых жалоб. В обследовании воспитанников должны принимать участие врачи — специалисты: хирург, офтальмолог, отоларинголог, психоневролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, аллерголог, гинеколог (обследование девочек с 14 дет), по показаниям — кардиолог,.

К основным мероприятиям, проводимым медицинским персоналом в образовательных учреждениях Республики Адыгея, в ходе систематического наблюдения за состоянием здоровья воспитанников относятся оценка физического развития (обязательное наличие региональных оценочных таблиц для всех возраетно-половых групп), проведение профилактических осмотров с использованием скрининг-тестов (диагностика синдрома дефицита внимания с гннерактнвностью, скрининг-тест «Начальные признаки наиболее распро-страиенных заболеваний детей», скрннииг-тсст «Характеристика менструальной функции девочек», ннструмснтально-внзуальиые тесты для выявления отклонений костио-мышечной системы), оценка нервио-психнчсского статуса (тест Лютера), проведение оздоровительных мероприятий (организация групп для занятий корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой, санация полости рта, фитотерапия, физиотерапевтические процедуры, применение препарата глицин, обязательно ежегодное оздоровление детей в летних санаторных учреждениях).

Целесообразно создание в школах Республики Адыгея центров пенхоло-го-иедвгогнчсскога сопровождения учащихся, в которые должны входить психологический и логопедический кабинеты. Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются: стимулирование познавательной активностиразвитие критического мышления, навыков самоанализаформирование умения жить в обществе, сотрудничатьразвитие терпимости к другим людям, другим точкам зренияразвитие рефлексивных и эмпатнчсских способностейформирование ответственностиразвитие навыков общенияобучение разрешению жизненных проблемтренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие сгрессоусгойчнвостиформирование чувства уверенности на основе адекватной самооценкиразвитие навыков самоорганизацииобразование и тренировка умений в области самоопределения. Логопедический кабинет способствует коррекшюнному развитию сенсорным и моторных функций: формированию кинестетической основы артикуляционных движенийразвитию мимической мускулатурыразвитию интеллектуальных функций: развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельностиформированию черт гармоничной и незакомилекенрованной личности. Логопедический кабинет также осуществляет коррекцию звуковобучение грамотетематическое развитие речи и активизация словарякоррекцию чтения и письма.

Медицинскому персоналу образовательных учреждений Республики Адыгея при организации работы по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни, необходимо принимать, но внимание образ жизни, распространенность вредных привычек среди обучающихся.

Подготовку и переподготовку специалистов, осуществляющих комплексную лечебно-профилактическую помощь детям в образовательных учреждениях необходимо проводить с учетом современных знаний о состоянии здоровья и факторов его определяющих у обучающихся, а Республике Адыгея.

Учреждениям Роспотребнддзора Республики Адыгея ггри осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в образовательных учреждениях основное внимание необходимо уделять показателям, достоверно влияющим на физическое развитие н состояние здоровья детей, а также показателям, по которым чаще всего выявляются нарушения. К ним относятся организация питания, организация режима дня и учебно-воспитательного процесса, обьемно-планировочные и конструктивные решения здания, включая санитарное состояние помещений, организация физического воспитания и медицинского обеспечения в учреждении, оборудование помещений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как следует из «Концепции модернизации российского образования» (2001), обновление образования заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, н обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

8 плане решения задач модернизации образования в Республике Адыгея в экспериментальном плане осуществлен переход на четырехлетнее начальное образованиеподготовлены новые примерные программы по всем школьным учебным предметамразвернут эксперимент по обновлению содержания и структуры общего образованияначат эксперимент по профильному обучению на старшей ступени шкалы с учетом местной специфики и при сохранении возможности для общеобразовательных учреждений использовать, при их желании, существующую систему универсальной подготовкипроведена трехлетняя апробация единых государственных экзаменов (ЕГЭ).

Другой важнейший аспект проводимой в настоящее время реформы общеобразовательной школы связан с идеей введения профильного обучения и старшей школе. По мнению дидактов. профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в успешной реализации которой заинтересованы не только все участники образовательного процесса, но н учреждения профессионального образования, работодатели, государство в целом.

Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детей и подростков являются благопрнягные условия воспитания и обучения в детских учреждениях.

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Адыгея воспитывается и обучается 12.300 детей, в общеобразовательных школах республики обучается 48,895 учащихся.

Учебно-материальная база школ республики не отвечает требованиям современных образовательных технологий, что не позволяет обеспечить выполнение, а полном объеме государственных образовательных стандартов, приводит к предоставлению некачественных образовательных услуг. Особенно это относится к таким учебным дисциплинам, как химия, физика, трудовое обучение, физическая культура. Значительное количество специализированных кабинетов (17% от общего числа имеющихся кабинетов информатики, 32,5% - кабинетов химни, 31% - кабинетов физики, 23,6% - спортивных залов) не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по площади, набору помещений, не имеет прнточно-вытяжной вентиляции и подвода проточной воды, специализированного оборудования. В общеобразовательных учреждениях республики не созданы условия, соответствующие требованиям санитарных норм и правил, для организации трудового обучения — для 2.522 учащихся, по обучению химии — для 7684 учащихся, обучению информатикедля 886 учащихся.

Охват учащихся общеобразовательных учреждений организованным горячим питанием составил 52% от общего числа учащихся школ республики (25,425 учащихся). Организованным питанием в младших классах (1−4 классы) охвачено 7 (, 6% от общего числа обучающихся в начальных классах, в 59 классах до 38.2%, а в 10-И классах только 17,4%. Не охвачены питанием учашнеся 10−11 классов в школах Красногвардейского и Майкопского районов, г. Адыгейаса.

В рацион питания школьников в обязательном порядке включается Йодированная соль, в школах города Майкопа в рацион учащихся включены пищевые продукты, обогащенные микронутрнентамн, В СОШ № 6 г. Майкопа учащиеся начальных классов получают фторированное молоко.

Результаты исследований показывают, что на фоне продолжающегося из года в год роста заболеваемости детей И подростков Республики Адыгея. отмечаются более высокие показатели распространенности болезней системы кровообращения, косгно-мынгсчкой. нервной и мочеполовой систем как среди детей 0−14-ти лет, так и подростков 15−17-ти лет по сравнению с аналогичными показателями по Российской ФедерацииВ формирование патологии указанных систем и органов вносят заметный вклад, так называемые, внут-ришкольные факторы, что позволяет предположить менее выраженное санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Республики Адыгея,.

Гигиеническая оценка расписания занятий в обследованных школах показала. что, за исключением отдельных дней недели, в начальных классах имеет место завышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков, а день. В расписании не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Отмечены случаи проведения сдвоенных уроков, что в начальных классах недопустимо. Наиболее трудные и утомительные предметы изучались в лии с низкой работоспособностью, Недостаточная загруженность отдельных дней недели, когда трудность предметом в 1,3 раза ниже должной, чаше всего наблюдалась в школах, что неблагоприятно сказывается на процессе врабатывания в последующие дни, Нецелесообразно составленное расписание занятий в образовательных учреждениях усугубляется нарушениями режимных моментовнедостаточная длительность больших перемен, а также отсутствие перерыва между обязательными и факультативными занятиями не обеспечивает в достаточной мере снятие утомления и восстановление работоспособности младших школьников.

Результаты динамических исследований умственной работоспособности учащихся позволяют заключить, что суммарная учебно-воспитательная нагрузка не приводит у подавляющего большинства обучающихся к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией агорой половины дня. которая нре-дусмлгрнвасг удовлетворение познавательных н спортивных интересов каждого учащегося. Вес это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях,.

Результаты динамического исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы (по ЧСС и артериальному давлению) свидетельствую^ что проведение пробного тестирования (ЕГЭ) не сопровождается значительными психоэмоциональным напряжением у старшеклассников,.

Для того, чтобы разграничить эффекты факторов окружающей среды от действия собственно образовательной среды, параллельно была предпринята оценка состояния физиологического здоровья детей, проживающих в экологически различных регионах и обучающихся по различным образовательным технологиям. Объектом исследования были школьники крупного и небольших городов, а также нз сельской местности, обучающиеся по программам профильного образования и в общеобразовательной школе.

Обследованные регионы различаются по степени экологического благополучия. Тем не менее, среди них нет районов экологического бедствия, и неудивительно, что ни в одном случае не было зафиксировано резкого увеличения количества микроядер или существенного преобладания катаболнчески-подобных сдвигов. В стохастическом диапазоне воздействий тем более важно выявить информативные параметры, позволяющие оценить влияние факторов окружающей среды на организм. Исходя из полученных нами данных, такими показателями могут служить повышение частоты встречаемости кариорсксн-са, карнолизнса и пнкноза клеток буккалыюго эпителия и преобладание ката-болнческого характера метаболических сдвигов. Разумеется, эти предположения требуют дополнительной проверки, поскольку каждый регион характернзуется своим паттерном распределения как типов аномалий ядра, так и метаболических сдвигов. Также необходимы более строгие доказательства взаимосвязи между измеряемыми онтогенетическими и обменными параметрами.

Обследовали когорты населения разных стран на предмет влияния на фоновый уровень МЯ буккальных эпнтелноцитов внешних и внутренних факторов. Половые и возрастные различия были описаны Маймуловым и др. (1998г) при обследовании детей 5−16 летКнтасвой и др. (199бг) при нзуче-нни чувствительности буквального эпителия к формальдегиду.

В единичных работах исследовалазависимость цитогснстнческнх показателей от вариантов генов. При обследовании девочек-подростков 11−16 лет в Мехико-Сити не напели зависимости частоты буккальных эпителноцитон с МЯ or индекса массы тела и полиморфизма по генам NATI н GSTMI (Моп-tero et at., 2003). Уровень эпигелноцнтов с мнкроядрами в слизистой оболочке щеки при различных заболеваниях изучен недостаточно (Л.В. Кнтаева и др. 2000: С. П. Сайчснко н др. Л997- Ramos-Remus С. et at- 2002). В литературе описываются работы по влиянию на частоту клеток с мнкроядрами таких факторов как табакокурение (Stich Н. et а!., 1984; Suhas S. d a.l. 2004). употребление алкоголя, прием лекарств, вакцинация, облучение с лечебными или диагностическими целями (Sankaranarayanan К. 1989: Gadhia Р.К., 1998; Ramirez М. et al., 1999; Tsai M. et al., 2001; Cerqueira E. et al., 2004; Celik A. et al., 2003), особенности питания (Stich I I. et al., 1984), контакт с химиотоксн-кантамн (в процессе профессиональной деятельности, в результате загрязнения воздуха и воды) (Gomes-Arroyo S. et al., 2000; Rcvasova J. et al., 2001; Burgaz S. el at., 2002; Basu A. et al., 2004;).

Таким образом, обнаружив, что, кроме ожидаемых различий между крупным городом и сельской местностью по цнтогенетнчсским и метаболическим показателям, существенных отличий не выявлено, можно было предпринять попытку дифференцировать эффекты различных образовательных технологий. На этом этане исследований целью было определение особенностей функционального баланса организма учащихся, обучающихся в условиях профильного и предпрофнльного образования, в сравнении с учащимися общеобразовательных школ, на основе диагностики функциональных ресурсов здоровья н экспертная оценка используемых в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий по критерию: воздействия учебных пробами на учащегося не должно превышать индивидуальный адаптационный резерв его организма. lie удалось обнаружить влияний разных систем обучения — не выявлены различия между функциональным состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной и психомоторной систем у учащихся общеобразовательных классов и классов предпрофильной и профильной подготовки, Более того, вегетативный баланс учащихся классов предпрофильной подготовки более стабилен по сравнению с контролем. Таким образом, фиэиолого-гнгненнческая экспертиза, проведенная методами полнснстсмного саногенетнческого мониторинга в различных экологических условиях, не выявила отрицательного влияния дополнительной образовательной нагрузки при введении профильного образования на адаптационные возможности организма детей,.

Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей и подростков Республики Адыгея показало, что:

98,4% обучающихся школьников имели рнск развития отклонений в состоянии здоровья сразу по медико-биологическим факторам риска, факторам раннего детства и образа жизни (по всем трем факторам).

Основиое значение в развитии риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников имеют медико-биологические факторы: факторы пре-нигольного периода, нитранаталыюго периода (течение, осложнения в родах у матери н плода), пост катального периода. Не ма ю важную роль в развитии рнска развития отклонений и состоянии здоровья школьников имеют факторы раннего развития ребенка и факторы образа жизни: жилишно — бытовым условиям, составу семьи н пенхо-эмоиноиатьной семейной обстановке, вопросам режима дня, регулярности, режиму и качеству питания.

Для достижения положительной динамики в состоянии здоровья детей и качества их жизни необходимо принятие долгосрочных государственных программ по практическому внедрению злоровьс сберегающих технологий на каждом этапе развития и формирования ребенка.

Физического развития обучающихся в экспериментальных школах Республики Адыгея характеризуется достаточно благополучными показателями. При этом наилучшие показатели физического развития имеют ученики городской школы здоровья, а наихудшие — сельские дети. Среднее положение, но с явным преобладанием (86,9%) детей с показателями физического развития на среднем уровне и выше, занимают ученики городской экспериментальной школы, реализующей систему 12-ти летнего обучения детей и подростков.

Подавляющее большинство (74−88%) обследованных детей может бьгть отнесено к, так называемым, практически здоровым, относящимся к 1-Й группам здоровья. Хронически больные дети составляют 12−26%.

Наполняемость групп здоровья в каждой из школ имеет некоторые особенности Среди учеников начальных классов самая большая численность I группы здоровья в сельской экспериментальной школе (4,8%), далее следует городская школа здоровья (4,0%) и самый маленький показатель (1,3%) в городской экспериментальной школе, начавшей работать в 12-ni летаем цикле обучения. Однако в городской экслернмсггтальной школе самая большая II группа здоровья (89,9%). Больше всего «детей-хроников» (III группа здоровья) среди учеников начальных классов сельской экспериментальной школы.

В классах средней школы больше веет «детей-хроников» в городской школе здоровья (21,2%), а здоровых детей (I н II группы здоровья) в сельской экспериментальной школе, реализующей профилизаиию обучения. Это обстоятельство. по-видимому, в известной степени облегчает работу по профессиональной ориентации сельских подростков.

Среди старшеклассников максимальное число здоровых детей (I и II группы здоровья) регистрируется в городской школе здоровья (92,1%), в экспериментальных городской школе этот показатель составляет 80,6%, а в сельской школах — всего 53.5%.

В целом можно констатировать, что среди всех обследованных в городских школах количество практически здоровых дегей существенно выше и составляет, а ГШЗ 82.3%, в ГЭШ-12л — 88,0%. На селе тахнх детей всего 74,0%, Число «детей-хроников» в городских школах примерно одинаково (17,6 и 12%), а в сельской экспериментальной школе практически каждый 4-й ребенок относится к TIl-FV группам здоровья,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агарков В И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: Автореф. днсс.. д.м.н. Ростов-на-Дону. -1987.-40 с.
  2. Л. В. К вопросу о состоянии здоровья школьников / Материалы IX Съезда педиатров России «Детское здравоохранение России: Стратегия развития». М. — 200. — С. 21.
  3. Н.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф, днсс.. канд. мед. наук Н. Новгород. -1998--23 с.
  4. Ананьев Н И. Блинова Е Г Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2, Сургут, 2002.
  5. ИВ. Безруких ММ. Бетелие&а ТТ. Нормирование учебной нагрузки школьников. М, — 1998.
  6. МВ. Манке Г.Г, Бородкина Г. В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учашнхея Н Здравоохранение Российской Федерации. -1997. ЙгЭ, — С, 29−33,
  7. Антропова MB, Манке Г. Г. Кузнецова Л М. БородкинаГВ Физкодо-го-гнгисннчсская оценка развивающего образования учащихся начальных классов U Материалы Конгресса педиатров «Здоровый ребенок» -1−599, с. -13.
  8. MB. Мачке Г.Г, КузнецоваЛ М и др. Возрастная динамика работоспособности И Физиология развития человека. Теоретические и прикладные аспекты) Под рел, М. М. Безруких, Д. Л. Фарбер. М. -2000. — С. 259−273.
  9. ИВ. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения- Автореф, дисе. канд. мед, наук. Архангельск.- 1999, — 23 с.
  10. ИМ. Хромцов ПИ Двигательная активность в режиме дня современных младших школьников И Дети России образованы и здоровы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28−29 октября 2005 г, М: 2005, — С. 85−87,
  11. Баранов А, А Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения it Российский педиатрический журнал, -1998. Ks 1С. 5−8.
  12. Баранов А. А Здоровье детей Россни: научные и организационные приоритеты. Н Российский педиатрический журнал, -1999. jYe 4. — С. 5−7
  13. Баранов А-А-. Кучма BP, Ралапорт И. К Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. М.: Издательский Дом «Династия». 2004. 200 с.
  14. Баранова АЛ, Кучма B P. Сухарева .7.М Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). -М.: Издательский Дом «Династия», 2004. 186 с.
  15. Баронова АЛ, Кучма В. Р. Сухарева .7 Л/ Здоровье, обучение м нос питание детей: история и современность (1904−3959−2004). М.: Издательский Дом «Династия», 2006. — 312 с,
  16. Баранова, А А, Кучма В. Р. Сухарева JIM Медицине кие и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М, — ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с,
  17. Баранов, А А. Сухарева JI. M Особенности состояния здоровья современных школьников Н Вопросы современной педиатрии, 2006. Том 5 — Хг 5. — Приложение 1 «Школа и здоровье». — С. 14−20.
  18. Баранов А-А., Щеплягина Л. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. — С, 5−12.
  19. Баранов А, А., Щеплягима Л, А. Проблемы подросткового возраста (избранные главы), М., 2003. — 480 с,
  20. ГЛ., Уланова С.А, Шулъга А. А. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды / Сыктывкар, 2000,
  21. Безруких ММ Здоровьссберегающая школа, М.: Московский иенхо-лого-соинальный институт, 2004. — 240 с,
  22. Безруких ММ, Сонькин ВД, Зайцева В В. и dp Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии. 2006. Том 5- - № 5. — Приложение I «Школа и здоровье». — С. 31−36,
  23. Беляев, А В. Организации физкультурно-оздоровительной работы учащихся в образовательных учреждениях // Дети России образованы и здоровы. Материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28−29 октября 2005 г. М.: 2005. — С. 91 -93.
  24. Беляишна, НО Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младшнх школьников, обучающихся, но экспериментальным программам: Автореф. дне. канд. мед. наук. Иваново, — 1998. — 20 с.
  25. Бережков Л. Ф Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, се определяющие // Человек. Культура. Здоровье. М: Генезис, 1997.
  26. Бережков ЛФ Формирование здоровья школьников, Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Научные основы профилактики (актовая речь). М: Издательство НЦЗД РАМН, 2001. -40 с.
  27. Быков Е В, Исаев, А П Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа И Физиология человека. -2001. том 27. — X? 5. — С. 76−81.
  28. Е.А. Современная начальная школа- подходы, которые возможно опробовать уже сегодня И «Школа 2100″ Пути модернизации начального и среднего образования. Выпуск 6, 2002. — С. 14−26.
  29. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила н нормативы. СанПнН 2.4.2.1178−02. Минздрав России, М&bdquo- 2003 51 с.
  30. Гигиена физического воспитания и спорта / Автор-составитель Е. А. Багнетова. Сургут: РИО СурГПИ. 2003.35.1'ромбах С. М К вопросу о гигиеническом нормировании трудности учебных занятий // Гигиена детей и подростков. М,-1978. — С. 9−24.
  31. СМ. И Охрана здоровья детей и подростков М, — 1979. — Выи. 7.-С. 166−186.
  32. Днвпров ЭД Образование в жерновах антисоциальной политики. М, 2005, 96 с.
  33. Днепра* Э. Д. Приоритеты образовательной политики в „Концепции модернизации Российского образования“ и необходимость их коррекции it Вопросы современной педиатрии, 2006. Том 5. — Хе 5. — Приложение I <41 (кола и здоровье», — С, 5−13<
  34. Доклад ВОЗ «Здоровье школьников в коигенсте здорового образа жизни». Между народный доклад по статистическим данным 2001−2002 гг.
  35. России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Москва, 8−10 февраля 2005 г. М., 2005. — 640 с,
  36. Здоровье детей России (состояние проблемы) / Под ред. А. А. Баранова. -М, — 1999,
  37. А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения. Авторсф, дне., докт. мел, наук. М&bdquo- 2005. — 54 с.
  38. А. Г, Степанова М.И, Рапопорт И К и др. Здоровье школьников и реформирование школьного образования // Российский педиатрический журнал, 1999, — Si 5, — С. 14−18,
  39. Ильин Л Г, Звеэдина ИВ, Эльянов ММ и др. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков// Гигиена и санитария.- №- 2000, С. 59−62,
  40. В. П. Вменении P.M. Берсенева А.П, Донозологичсская диагностика в практике массовых обследований населения. Л., 1980,
  41. Е.И. Гигиеническое обоснование и оценка эффективности оздоровления обучающихся в общеобразовательном учреждении: Ав-тореф. дне.канд. мед. наук Волгоград, 2002 — 22 е.: ил.
  42. Комаров ГД Научное обоснование системы лонозологической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Автореф. днссдокт. мед. наук. М. — 2002, — 46 с.
  43. Комаров Г Д. Кучма В. Р, Ноский Л. А- Поли системный саногенетнче-ский мониторинг. M. t МИПКРО, 2001, 343 с.
  44. Конвенция ООН о правах ребенка // Материнство, 1996,-3- -С. 1819,
  45. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Содержание образования в двенадцатилетней школе, М, Министерство образования РФ. — 2000. — 263 с.
  46. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Н Д ид акт-учитель. 2000, — № 1. — С. 3−14.
  47. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М, — 2002 — 24с.
  48. НИ. Валеологня: нуги формирования здоровья школьников. -М -2000,-138 с,
  49. Куииджи И N. Степаном МИ Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000 -№ L-C.44−48.
  50. В.Р. Состояние здоровья детей и подростков. / Материалы IX Всероссийского Съезда гигиенистов к санитарных врачей. М. — 2001. -Том 2, — С. 368−372,
  51. Кучма В Р Теория я практика гигиены детей н подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во НВДД РАМН. — 2001, — 376 с.
  52. Кучма B P К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков II Здоровье населения и среда обитания, 2002. -Яэ2. — С. 11−14.
  53. Кучма В Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенический диагностике системы «Здоровье населения среда обитания» — М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — 316 с.
  54. Кучма В Р Сердюковская Г И'. Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М-, 2000.
  55. В. Р. Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилахтика И Медицина труда и промышленная экология. -2001.-№ 8.-С. 31−36.
  56. П.Кучма В. Р. Сухарева Л. М, Павлович К. Э Подросток: Физиолого-гигнсничсскис и психологические основы обучения н воспитания. М.: МИОО, 2004,-280 с,
  57. Совета Европы 29.05.2006 г,) // Вопросы современной педиатрии, 2006. — Том 5. N? 5. — Приложение I «Школа и здоровье». — С. 26−30,
  58. ЛапоноваЕД. Гигиеническое обоснование дифференцированного подхода к организации обучения младших школьников разного пола: Ав-торсф. ДИС.. канд. мед. наук. М- 2001. — 24 с.
  59. Латышееская НИ, Давыденко Л Л Гигиеническое обоснование оптимизации технологии физического воспитания школьников // Мат. Все-росс. конф. с межд. участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы». М. — 2002. — С. 207−209.
  60. Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы". -М. 2002. — С. 213.
  61. В.Г., Баскович Г. А., Чериякина Т. С. и др. Факторы неспецн-фнческой защиты в оценке резервных возможностей и оздоровлении детей и подростков И Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. 2002. — № t-2, — С, 46−50,
  62. А.Ю. Физнолого-гнгненичсская характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся Ы классов: Авто реф. дне.. каид.мед.иаук. Москва, 2003 ,-24 с.
  63. Макарова В, И, Дегтем Г И'., Лфанасенкова ИВ н др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях нитснснфнканнн образовательного процесса // Российский педиатрический журнал, 2000. — № 3. — С. 6062.
  64. И.А. Якубова И.Ш'., Леонов А. В. и др. Мониторинг здоровья детей н подростков в образовательных учреждениях В кн. А. А. Баранова. В. Ю. Альбицкого «Социальные и организационные проблемы педиатрии». — М. — 2003. — С. 365−393.
  65. В.А. Статистика в медицине и биологии: руководство в 2-х томах / В. А, Медик, Б. Б. Фришман, М. С. Токмачёв // под ред. Проф. Ю. П. Комарова. М.: Медицина, 2000. Т. 1. — 412 с.
  66. Медик В А. Статистика в медицине и биологии: руководство в 2-Х томах / В. А, Медик, Б. Б, Фришман, М. С. Токмачёв // под ред. Проф. Ю, П, Комарова. М.: Медицина, 2000, Т, 2.-352 с,
  67. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) ВОЗ. — 1995.
  68. Методические рекомендации: Здоровьесбсрегаюшне технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опытприменения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькнна. М&bdquo- 2002.
  69. Моделирование школы здоровья, 2001 -- Москва, -177с.
  70. ТВ. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных н физических нагрузок: Авторсф. дисс.канд. мед. наук. Смоленск, — 2000 — 24 с,
  71. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М, 2002.
  72. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. Под редакцией Кучмы В. Р и Сухаревой Л. М, М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2005. — 238 с.
  73. Г. Г. Гигиенические аспекты обучения и воспитания и влияние их на здоровье детского населения // Здоровые дети России в 21 веке у1 Под ред. А .Л. Баранова. В. Р. Кучмы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России.- 2000, — С. 7−26.
  74. Г. Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков !! Детский доктор, -2001.2.-С. 13−19,
  75. Г. Г. Некоторые итоги деятельности государственной сани-тарно эпидемиологической службы Российской Федерации в 2000 году и неотложные задачи 2001 года // Гигиена и санитария. — 200. — .Ye 2. — С. 3−8.
  76. Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Оннщенко, А, А. Баранон. В С Кучма. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2004. — 154 с,
  77. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 Лг 5487−1).
  78. И. В, Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебного процесса: Автореф. днсс. .канл, мед. наук. -М, — 1998. -24 с.
  79. Попова JtJL Комплексная гигиеническая характеристика доноэологнческнх состояний у детей дошкольного возраста: Автореф, днсс, «» канд. мед. наук Екатеринбург, — 2002. — 23с,
  80. Пузырь Ю. П Физическая культура и спорт- модернизация и пути их развития U Дети Роесин образованы н здоровы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г, Москва, 28−29 октября 2005 г. М.: 2005, — С, 55−58,
  81. И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилакгнческнх медицинских осмотров И Гиг н сан. -2005.-J&6.-C. 48−50.
  82. ВВ. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы современной педиатрии, 2006. Том 5. — № 5. — Приложение I «Школа и здоровье». -С 45−48.
  83. Седова, А С Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе. Автореф. днсс. на соискание ученой степени к. мл. М, 2006. — 24 с.
  84. Селевко ГК Современные образовательные технологии — М, 1998. -255 с.
  85. Г. И Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие, М.-1991. — 153 с.
  86. Сидоренко Г И, Кутепов Е Н Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения // Гиг. н сан. 1997. — № 1. -С. 3−6.
  87. И. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учители и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  88. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, А. Г. Ильин н др. И.: МЗ РФ- 2002. 69 с.
  89. Степанова М. И Здоровьесберегающие основы организации обучения в начальной школе Н «Школа 2100″ Пути модернизации начального и среднего образования. Выпуск 6, 2002. — С. 75−88,
  90. Степанова М-И Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Авторсф, дисс, на соискание ученой степени д м. и, М., 2003, — 48 с.
  91. Степанова МИ, Куинджи Н. Н., Ильин А. Г и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования И Гигиена н санитария. 2000. — № 1. — С. 40−44.
  92. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье н самочувствие детей в период обучения в школе И Гигиена и санитария, 2000. С. 45−46.
  93. Сухарев, А Г Здоровье и физическое воспитание детей и подростков, 1991.
  94. Материалы всероссийской конференции с международным участием „Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы“. М. — 2002. — С. 239−340.
  95. А. Г., Цыренова ИМ Гигиеническая оценка технологии обучения детей в общеобразовательных школах И Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. 2002. — № I-2.-С. 50−54.
  96. Сухарева j7. M, Рапопорт И. К. Звемшш ИВ. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков tt Гигиена н санитария. 2002. — № 3. — С, 52−55,
  97. Талаяаева В. А Физиолого-гигиеничсская оценка функционального состояния младших школьников при дифференцированном обучении Авторсф. днсс. канд. мед. наук Иркутск, — .998.- 28 с.
  98. Туаева И. Ш-. Маяецкая ИВ. Гигиеническая оценка режима дня школьников в современных условиях / Материалы всероссийской конференции с международным участием „Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы“, М — 2004, — С. 360−362,
  99. С. А. Гигиеническая оценка активной сенсорно-развивающей среды обучения младших школьников в районах Крайнего Севера. Ав-торсф. днсс,. канд. мед. наук ¦ М. 2006.- 24 с.
  100. Усано&а ЕП. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф, дисс. докт. мед. наук. Н. Новгород. — 1997. -44 с,
  101. ЕП. Современные подходы к оценке здоровья детей, основные показатели развития и состояния здоровья школьников / В кн.: Охрана здоровья детей и подростков (Лекции медицинских работников и педагогов). М — 2000 — С. 5−14.
  102. Федеральный шкон „Об образовании“, 1996 г. М.: Новая школа. — 64 с.
  103. Федеральный закон „О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“. Х* 52 ФЗ от 3003.99 г. М. 1999. — 48 С.
  104. Физиологии роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под редакцией Л. А. Баранова, ЛА. Щеплягн-ноЙЛ, А -М-, 2000.-584 с.
  105. Харисов ФФ Образование и здоровье. М: ООО Издательство „Весь мир“, 2003. — 208 с,
  106. Хромцов П. И Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков, Автореф. дисс, д.м.н. М. — 1998, — 46 с.
  107. Xpawfoe П. И Гигиеническая оценка образовательных программ н педагогических технологий: методические подходы н технологические средства // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. -№ 4 -С.27−29,
  108. Хуторской, А В Методологические принципы проектирования образования в 12-летаей шкапе // Педагогика, Хе 8, — 2000. — С, 29−37.
  109. СВ. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе, Автореферат днсс.. канл, мед, наук. М., 2002.-24 с.
  110. Чубаровский В В Клинн х о-эпн демнологнческая характеристика и профилактика пограничной психической патологии у лиц подросткового и юношеского возраста, Автореф, дисс,. док.мед. наук. М, 2006. -48 с.
  111. Цырепола ИМ Гигиеническая оценка технологий обучения школьников. Автореф. днсс. канд.мед. наук. М., 2003, — 26 с.
  112. Шубочкина Е И Физиологические и гигиенические основы оптимизации обучения подростков в системе начального профессионального образования Н Вопросы современной педиатрии, 2006. Том 5. — № 5. -Приложение I „Школа и здоровье“. — С. 59−63.
  113. Л.А. Факторы риска и новые походы к управлению здоровьем школьников ! Здоровые дети России в XX! веке, М, — 2000. — С. 107−113.
  114. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. Баранова, А .А. Щепля! иной Л. А, М.- 1998, — 333 с.
  115. Ямбург ЕА Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы н практическая реализация) М- Новая школа, — 1997. — 352 с,
  116. Ямпояъская Ю А. Понуляцнонный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария, 1996, — № 1. — С-24−26.
  117. Ялтаяьская Ю. А Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетня: состояние, тенденции, прогноз. методика скрикннг-оиснкк / Дисс. в виде научного доклада ---д.м.н.-М- -2000. -7бс,
  118. Character strengths amondyouth. Stccn Tracy A, Kachorck Zauren V., Peterson Christopher. 1. Youth and Adolescence. 2003. 32, № 1. C. 5−16.
  119. Clark A. Millard E Gender in secondary curriculum. Balancing the books. -L. And N.Y., „Routledge“, 1998, 259 p.
  120. Character strengths amond youth. Steen Tracy A., Kachorck Zauren V., Peterson Christopher. J. Youth and Adolescence. 2003,32, Xel. C. 5−16.
  121. Davis L. Youth employment versus exploitative child tabor /I Public Health Reports.- 1998.-113(1).-p. 3−4.
  122. Diller A et. At Gender (the) Question in Education. Theory, Pedagogy, and Politics / U.S. Westview Press, 1996, 249 p.
  123. Earrtan MK. The effects of children s socioemotional development: an ecological systems analysis It Sol, Work. 2002. — Vol. 46. — № 7. — P. 256 266.
  124. Fabijabtc S., Silic Malaxic B. The assessment of risk factors in order to act preventively in the field of psychical health. Abstract book 13Л Congress of European union for school and university health and medicine. Dubrovnik, Croatia, 2005,-P. 217,
  125. Flick U. Qualitative Injuries intro Social Representation of Health H Journal of Health psychology. July 2000. Vol. 5. Number 3,
  126. Friends as reporters of childrens and Adolescents depressive symptoms. Swenson Lance P. Pose Amanda J, J. Abnorm. Child Psychol. 2003. 31 № 6 С 619−63L
  127. Goron J Alternative Medicine: A Report to the National Institutes of Health Mind-Body Connection. The Center for Mind / Body Medicine. 1996.
  128. HazardS Health promotion in action U Hygiene, 1990.
  129. Hepsen IF., Evereklioglu C., Bayramlar H. The effect of reading and near-work on the development of myopia in emmetropic boys: a prospective, controlled, three-year follow-up study // Vision Res. 2001. — Vol. 4!.-№ 9.-p. 2511−2520,
  130. HoUdorssjn M. Runst AE. Kohter J. Mackenbach J P H J, Epidemiol. Commun, Hlth, 2000. Vol. 56. — P, 200−20416B. How sleep is related to fatigue Lavidor Michal, Weller Aron. Babkoff-hawey. Brit. J, Health PsychoL 2003. 8. № 1. C. 95−105.
  131. КЫуЫпе M J Education for a better quality of life // Hygiene. 1992.
  132. Neural basis and biological fuction of masking by lign in mammal s: Suppretion of melatonin and locomotor activity. Chronobiol. Jnt 2001. 1C. 737−758.
  133. Novella AC. DeGraw C. Kleitman D V Healthy Children Ready to Learn: An Essential Collaboration Between Health and Education. И Public Health Reports. 1992. — Vol- 107. № 11.-p. 3−10.
  134. Paixao von Amann G Proposed assessment of the national HPS situation in Portugal. Hcallh Promoting Schools Resource. Copenhagen, Denmark: WHO Regional Office for Europe, 2006, P. Ill-117.
  135. Powell K.E. Caspersen CJ» Kaplan J.P. et al. Physical activity' and chronic diseases // Amer. J. Clin. Nutr. 1989. — V. 49, № 5. — p. 999−1006.
  136. Pucelj V. The development of a national programme for self- evaluation of HPS in Slovenia. Health Promoting Schools Resource. Copenhagen, Denmark: WHO Regional Office for Europe, 2006. P. 125−127.
  137. Редчщ M-A. Гтетчне обгрунтувакня комплексно! программ on-тимпадн навчапьво* .-цяльносп учшв молодшого школьного «нку у школ!-лшс1- Ааторсф. днссерт. на здобуття наукового ступени канд, мед. наук, Киев, — 2003. — 20 с.
  138. Roer-Stner D. Rosenthal M.K. Socialization in changing cultural eon-texts: A search for images of the adaptive adult U Soe, Work. 2001. -Vol, 7.-P. 215−228.
  139. SmtrnovN. Ausbildungund Gesundheit der Sehueler. Dresden: Horizoitt, 2001.
  140. Slam H Theorising Health and Illness: Subjectivity, Bodies and Kef lex-ivity// Journal of Health psychology, July 2000, Vol, 5. Number 3.
  141. Suoja-Sjoblom M Dependency and individuation in adolescence. Abstract book 13"1 Congress of European union for school and university health and medicine. Dubrovnik, Croatia, 2005. P, 216.
  142. Sipahki M. Gunzburg R, Balague F, et at A 2-year prospective longitudinal study on low back pain in primary school children. // Eur Spine J. 2002 Ocl-l 1(5), p, 459−464.
  143. The Health Promoting School an Investment in Education? Health and Democracy, Conference of the European Network of Health Promoting Schools, — Greece, 1997,
  144. The positive psychology of interested adolescents, Hunter Jeremy P. Minely. J. Youth and Adolescencc. 2003. 32, W? I.-C. 27−35.
  145. The positive psychology1 of youth and adolescence. Rich С rant Jewell, J, Youth and Adolescence. 2002.32, Ks I. C. 1−3.
  146. Vasil V., Cordeanu A, Goldstein T. et al Aspectc medicale, psyhologice si sociale in adapiarca scolarutuimie la procesul imiructiv-educaiiv. // Igena. 1990.-Vol. 39,-Nj I.-p. 149−156,
  147. Veertsko O. Lyakh К Development of a nalional HPS pijgramme on school level in Ukraine, Health Promoting Schools Resource. Copenhagen, Denmark: WHO Regional Office for Europe, 2006. P. 145−149.
  148. Wiart Z. Darran J Review of four lesis of gross motor development // Dev. Child, Neurol. 2001, — Vol. 43. — №. — P. 279−2S5.
  149. Zajonc R В ITie family dynamics of intellectual development // Am. Psychol, -200! № 6−7. — P, 523−524.
  150. Zivicnjak f. Zebec M, Franke D Analysis of cognitive and motor functioning during pubertal development'- a new approach II J. Psysiol. Anthro-pol, Appl- Human. 2001, — Vol. 20. — Jfe 3, — P 111 -118,
Заполнить форму текущей работой