Формирование и регулирование грузовых тарифов на железнодорожном транспорте
Анализ теории построения и практики применения действующей системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки позволил выявить основные направления повышения их эффективности. Во-первых, целесообразно радикально изменить порядок определения и применения исключительных тарифов. Во-вторых, необходим последовательный системный учет всех разделов прейскуранта и динамики развития перевозок… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1 Л. Железнодорожный транспорт как рынок транспортных услуг
- 1. 2. Специфика ценообразования на железнодорожном транспорте
- 1. 3. Анализ структуры затрат железнодорожного транспорта
- ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТАРИФОВ
- 2. 1. Система построения грузовых железнодорожных тарифов
- 2. 2. Классификация тарифообразующих факторов, их влияние на систему тарифов и уровень тарифных ставок
- 2. 3. Основные направления рационализации системы построения и дифференциации тарифов
- ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТАРИФОВ
- 3. 1. Опыт формирования и государственного регулирования тарифов в России и в странах Западной Европы
- 3. 2. Совершенствование государственного регулирования грузовых железнодорожных тарифов в России
Формирование и регулирование грузовых тарифов на железнодорожном транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования определяется необходимостью формирования современного рынка грузовых транспортных услугвыявления факторов, определяющих систему и уровень тарифов, адаптированных к рыночным условиям хозяйствования, а также разработки новых методов формирования и регулирования тарифов в этих условиях.
Современный период развития экономики России требует ускоренного и эффективного развития железнодорожного транспорта. Особое место этой отрасли в современной экономике определяется тем, что железнодорожный транспорт является продолжением производственного процесса отраслей материального производства, обслуживает не только сферу производства, но и сферу распределения и обращения, осуществляет перевозку грузов и пассажиров. По своей роли в экономике страны, по характеру и мощности технического вооружения, численности работников и производительности труда, размерам перевозок и многим другим показателям железнодорожный транспорт является ведущим среди других видов транспорта.
Успешное развитие железнодорожного транспорта во многом зависит от эффективности системы ценообразования. Необходимость разработки и практического использования новых методов определения структуры и уровня тарифов обусловлена воздействием факторов и условий переходной экономики, большой динамичностью экономических процессов, «чувствительностью» пользователей услугами транспорта к транспортной составляющей в конечных ценах продукции. Это прежде всего относится к таким массовым грузам, как уголь, кокс, нефть, руда и другие.
Острота избранной тематики исследования связана с необходимостью формирования и применения железнодорожных тарифов в условиях резкого снижения платежеспособного спроса населения, наличия инфляции, банковского кризиса, повышения трансакционных издержек, острого дефицита оборотных средств.
Накопленный мировой опыт в управлении тарифами должен быть существенно скорректирован с учетом сложившегося финансово-экономического положения России. Научные разработки в области формирования тарифной политики, обобщающие зарубежный опыт и адаптирующие методы управления тарифами к российским реалиямнеобходимое условие для выработки направлений эффективного функционирования и развития железнодорожного транспорта.
Оживление промышленного производства свидетельствует о том, что российские производители получили конкурентные преимущества. Закрепление позитивных тенденций необходимо при условии постоянного поиска новых подходов к управлению и функционированию железнодорожного транспорта.
Предметом исследования является тарифная система на услуги федерального грузового железнодорожного транспорта в период экономической реформы в России.
Объектом исследования является федеральный железнодорожный транспорт как составная часть транспортной системы страны.
Цель исследования состоит в разработке системы методов формирования и регулирования тарифов на перевозки грузов российским железнодорожным транспортом с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикойисследовании возможных вариантов адаптации железнодорожного транспорта к новой экономической средеразработке моделей стратегического и текущего управления тарифами.
Отличительной особенностью диссертационной работы является комплексный подход к исследованию российского рынка железнодорожных услуг, анализу тенденций его развития, возможностям повышения эффективности тарифообразования на основе систематизации статистического и аналитического материала развития железнодорожного транспорта России.
Поставленные цели диссертационного исследования обусловили решение следующих основных задач:
— выявить специфику функционирования федерального железнодорожного транспорта в современных условиях, определяющую формирование регулирование тарифной системы;
— определить и оценить тенденции развития системы грузовых тарифов на железнодорожном транспорте;
— выявить факторы, определяющие формирование тарифной системы железнодорожного транспорта и определить механизмы их практической реализации;
— разработать модели формирования и регулирования тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе работы при изучении объекта исследования использовались приемы системного подхода, анализа и синтеза, а также экономико-математические методы. В совокупности эти методы позволили обеспечить достаточную достоверность экономического анализа и выводов.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области ценообразования и экономики: И. К. Ахполова, А. Е. Городецкого, Л. М. Гужавиной, В. И. Дмитриева, В. Е. Есипова, Л. В. Канторовича, В. Г. Князева, М. В. Кокорева, С. И. Лушина, В. В. Наумова, В. А. Слепова, А. Г. Семьянинова, В. И. Торбина, В. И. Чепланова, Р.Дж.Кемпбелла, Ф. Котлера, П. Самуэльсона и других.
Исследование проводилось с использованием нормативных и законодательных актов Российской Федерации, статистики железнодорожного транспорта России, а также литературные и официальные источники зарубежных стран.
Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей развития российского железнодорожного транспорта и его тарифной системыкомплексном исследовании тарифообразующих факторовразработке новых тарифных схем и моделей управления тарифами железнодорожного транспорта, обеспечивающих повышение эффективности его функционирования с учетом структурного реформирования отрасли.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
— дана комплексная оценка финансового состояния грузового железнодорожного транспорта России;
— оценены положительные и отрицательные стороны действующей системы грузовых железнодорожных тарифов;
— разработана классификация тарифообразующих факторов, определяющая систему железнодорожных тарифов;
— обоснована целесообразность применения новых подходов к учету и распределению затрат на услуги железнодорожного транспорта;
— предложены модели управления тарифами на железнодорожном транспорте.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по формированию и регулированию грузовых железнодорожных тарифов, направленных на стимулирование эффективности и качества функционирования железнодорожного транспорта как составной части транспортной системы страны.
Рекомендации и предложения предназначены для использования Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации для выработки государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте.
Апробация работы. Рекомендации автора использованы в практической работе Министерства экономики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в процессе формирования системы грузовых железнодорожных тарифов («Положение о государственном регулировании тарифов на железнодорожном транспорте», «Тарифы за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта», «Тарифы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта», «Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов»).
Положения и выводы работы представлены автором на научно-практических конференциях и в опубликованных статьях, а также послужили основой лекций и практических занятий по учебному курсу «Ценообразование».
В соответствии с поставленными целями и задачами диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения,.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современный период развития экономики требует поиска новых решений для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, являющегося основой транспортной системы страны. На долю железнодорожного транспорта России приходится около 80% грузооборота, выполняемого железнодорожным транспортом общего пользования, и 45% пассажирооборота. Стоимость услуг железнодорожного транспорта входит составной частью в цены всех видов продукции и оказывает влияние на развитие отраслей, регионов и благосостояние населения.
Проведенный в диссертации анализ динамики затрат и доходов федерального железнодорожного транспорта за 1991;1999 годы позволил выявить наиболее характерные экономические и финансовые параметры отрасли и их изменения, которые характеризуют сложное финансовое состояние железнодорожного транспорта, создают потенциальное давление на уровень грузовых тарифов.
Система тарифов на грузовые перевозки непосредственно связана с организацией управления и функционирования железнодорожного транспорта. Анализ структурных реформ на железнодорожном транспорте позволил выделить два этапа в развитии системы грузовых железнодорожных тарифов: период текущей модернизации действующей системы тарифов и период перехода на новую систему тарифов, в которой должны учитываться организационные и экономические изменения в условиях функционирования железнодорожного транспорта.
Общей характерной тенденцией является опережающий рост железнодорожных тарифов по сравнению с общим повышением цен на промышленную продукцию. Индекс роста грузовых железнодорожных тарифов за период с 1992 по 1999 год в 1,4 раза превысил индекс роста оптовых цен в промышленности.
Опережающие темпы роста тарифов на железнодорожном транспорте связаны с рядом причин. К наиболее существенным, по нашему мнению, следует отнести, во-первых, заниженный стартовый уровень тарифов железнодорожного транспорта на начальной стадии либерализации цен и тарифов. Рентабельность железнодорожного транспорта составляла около 1%. Во-вторых, грузовые тарифы покрывают возрастающие убытки пассажирских перевозок. Расходы пассажирских перевозок в дальнем следовании, например, покрываются лишь на 47%. В-третьих, двукратное снижение объемов грузовых перевозок при сохранении неразрывности технологической цепи в работе железнодорожного транспорта приводит к увеличению себестоимости перевозок и повышению тарифов. Наконец, из-за отсутствия конкурирующих перевозчиков и недостаточных рыночных стимулов к снижению затрат.
В диссертации обоснован вывод о том, что необходимым элементом современной тарифной политики является государственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основных видах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должны способствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг. Административные методы регулирования заключаются прежде всего в разработке правил функционирования монополистических структур. Рациональное сочетание и использование этих методов регулирования рынка железнодорожных тарифов — основа повышения эффективности его функционирования.
Проведенное исследование действующей системы построения грузовых железнодорожных тарифов позволило выявить ряд недостатков в схемах построения и методах определения уровней тарифов, и на этой основе сформулировать конкретные предложения по рационализации их построения и дифференциации.
Подходы к тарифообразованию на железнодорожном транспорте менялись неоднократно. В 1993;1999 годах применялась модель «инфляционного» регулирования тарифов. Ее суть состояла в ориентации грузовых железнодорожных тарифов на инфляционный рост затрат. В тариф включались помимо текущих затрат и прибыли расходы на покрытие убытков от неэффективных линий и пассажирских перевозок. В диссертации подчеркивается, что «инфляционная» модель формирования железнодорожных тарифов не стимулировала снижения затрат, не учитывала изменения структуры перевозок и грузов, спроса и предложения на услуги железнодорожного транспорта и других тарифообразующих факторов.
Для создания целостной и эффективной системы регулирования деятельности федерального железнодорожного транспорта автором предложена модель систематизации и классификации тарифообразующих факторов, которые необходимо учитывать в государственном регулировании железнодорожных тарифов. Сделан вывод о том, что решение об изменении уровня тарифов должно приниматься на основе комплексного учета тарифообразующих факторов что обеспечит прогрессивность всей системы железнодорожных тарифов.
Практику формирования грузовых железнодорожных тарифов целесообразно постоянно адаптировать к изменяющейся рыночной среде. Ее необходимо строить на основе не только затрат, но и конъюнктуры транспортного рынка, спроса на перевозки, введения новых видов перевозок и типов подвижного состава. Альтернативой «затратному» тарифообразованию, по нашему мнению, должно стать «многофакторное» тарифообразование.
Введение
специальных систем тарифов за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта, платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта изменило схему построения грузового железнодорожного тарифа. Применение тарифов с выделением «стоимости использования производственной инфраструктуры» обеспечивает «прозрачность» тарифов при разных организационных формах «доступа к инфраструктуре» федерального железнодорожного транспорта.
Введение
платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта направлено на снижение транспортной составляющей в ценах продукции. Повышается ответственность за пользование вагонами, контейнерами на начальных и конечных этапах транспортного цикла.
Введение
платы за пользование вагонами и контейнерами способствует развитию рыночных принципов взаимоотношений железнодорожного транспорта с клиентурой. Переход от системы «нормируемого простоя плюс штраф» к плате за фактическое время пользования фондами федерального железнодорожного транспорта разрушает затратную систему формирования тарифов в системе федерального железнодорожного транспорта.
Исследования показали, что введение платы за пользование инфраструктурой и за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта требует учета затрат по этим элементам перевозочного процесса, а также четкого разделения затрат, связанных с начально-конечными и движенческими операциями. Рациональное распределение этих затрат необходимо для оптимизации структуры транспортного процесса, объективного отражения влияния на себестоимость массовости и дальности перевозок, грузонапряженности транспортных линий и других факторов.
Необходимы новые подходы к анализу и оценке затрат на железнодорожном транспорте, к системе учета затрат, их классификации и принципам распределения по видам перевозок. Необходимость раздельного учета грузовых и пассажирских затрат для распределения всей номенклатуры затрат на постоянные и переменные в соответствии с отраслевыми условиями — одна из основных предпосылок эффективного функционирования отрасли.
Анализ теории построения и практики применения действующей системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки позволил выявить основные направления повышения их эффективности. Во-первых, целесообразно радикально изменить порядок определения и применения исключительных тарифов. Во-вторых, необходим последовательный системный учет всех разделов прейскуранта и динамики развития перевозок, равновыгодности перевозок и сокращение перекрестного субсидирования одних перевозок за счет других. В-третьих, рационален переход от «двухставочной» системы тарифов к «трехставочной», а также дифференциации базовых тарифных ставок по направлениям перевозок, партионности отправок, транспортным свойствам грузов, сезонности и ряду других тарифообразующих факторов.
Дифференциация тарифов в зависимости от размера отправок реализована в действующей системе тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом лишь частично. С 15 февраля 1995 года действует лишь 10%-ная скидка с тарифов на перевозки всех грузов маршрутными отправками. Мировая практика свидетельствует о весьма глубокой дифференциации железнодорожных тарифов в зависимости от размеров единовременных отправлений грузов, мощности грузопотоков, ритмичности их осуществления и прочих условий перевозок. Это позволяет снизить тарифы на перевозки массовых грузов маршрутными отправками на 20−60% в зависимости от условий перевозок. Дифференциация тарифов по сезонам важна для снижения нагрузки на транспорт в пиковые периоды.
Особое внимание в диссертации уделено дифференциации тарифов по тарифным классам. Автором предлагается пересмотр тарифных классов, направленный на снижение грузовых тарифов по основным позициям тарифной номенклатуры.
В работе проведен анализ эволюции государственного регулирования грузовых железнодорожных тарифов в России с 1992 по 1999 год. В этот период апробировались различные подходы к регулированию грузовых железнодорожных тарифов. К основным недостаткам сложившейся практики регулирования тарифов относятся валовой затратный подход к их формированию, переплетение организационно-технологических и тарифных процессов на грузовом и пассажирском транспорте, несоответствие тарифной политики экономическому росту. Существующий механизм государственного регулирования железнодорожных тарифов, основанный на индексировании тарифа в меру роста оптовых цен производителей промышленной продукции, не сопровождаемый тщательной проверкой обоснованности издержек и анализом соответствия тарифов рыночной конъюнктуре, позволяет МПС России как монополисту легко обходить любые ограничения, устанавливаемые органами государственного регулирования.
Ключевой проблемой ценообразования на железнодорожном транспорте является формирование внутренних железнодорожных тарифов на перевозки экспортных и импортных грузов. В соответствии с действующей практикой уровень тарифов в рублевом измерении при перевозках экспортно-импортных грузов в 3,5−4,5 раза выше тарифов при перевозке тех же грузов во внутрироссийском сообщении. Разрыв в доходности неизбежно приводит к нарушению принципа равновыгодности перевозок, искусственно завышает себестоимость перевозок. Проведенные исследования позволили сделать вывод о нецелесообразности применения на территории России двух параллельных систем расчетов за перевозки одних и тех же грузов железнодорожным транспортом.
На основе проведенного анализа обоснована необходимость создания нового модели государственного регулирования тарифов на перевозку федеральным железнодорожным транспортом на следующих принципах.
1. Железнодорожный транспорт оказывает широкий комплекс услуг, а не только перевозку. Поэтому целесообразна регулировка не только отдельных тарифов, а всей системы тарифов железнодорожного транспорта в целом. При этом, конечно, должна учитываться специфика структуры железнодорожного транспорта.
2. Регулирование тарифов на перевозку осуществляется исходя из конъюнктуры рынка транспортных услуг на основе комплекса факторов, оказывающих влияние на уровень грузового железнодорожного тарифа.
3. Регулирование платы за «доступ» к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта осуществляется в зависимости от спроса на нее. Гибкое варьирование тарифа в пиковые периоды должно способствовать формированию конкурентной среды при перевозках грузов.
4. Регулирование платы за пользование вагонами, контейнерами осуществляется посредством заключения контрактов между пользователями услугами федерального железнодорожного транспорта и МПСМПС и специализированными транспортными организациями, осуществляющими указанные услугипользователями услуг железнодорожного транспорта и специализированными транспортными организациями.
Совершенствование системы построения и регулирования грузовых железнодорожных тарифов должно проводиться постоянно, что позволит защитить интересы производителей и потребителей, снизить уровень транспортных тарифов, создать предпосылки для экономического роста.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят Госдумой РФ 21.10.94) ред. от 12.08.96.
- Федеральный закон Российской Федерации от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
- Федеральный закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» от 8.01.98 № 2-ФЗ.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.95 № 706 «О совершенствовании системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3.04.97 № 389 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8.04.97 № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте в 1997 году» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.97 № 796).
- Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1.10.97 № 118 «Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.98 № 215 «О введении раздельного бухгалтерского учета затрат предприятий федерального железнодорожного транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.98 № 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.98 № 507 «О совершенствовании государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.98 № 865 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.95 № 239 „О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3.09.98 № 1029 „О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3.03.99 № 253 „О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 1999 году“.
- Котлер Ф. „Основы маркетинга“, М, 1996г.
- Маршал А. „Принципы экономической науки“, пер. с англ. М, Прогрес-универс, 1993 г.
- Макконел Кембелл Р., Брю Сэнли Л., Экономикс: Принципы, политика, в 2 т.: пер. с анг. гл. II, изд, М, Республика, 1992 г.
- Хейне П. „Экономический образ мышления“, пер. с англ. М, Дело, 1992 г.
- Ахполов И.К. „Грузовой транспорт России. Вопросы формирования и регулирования тарифов на продукцию грузового транспорта“, М, 1997 г.
- Борисова Л.А. „Вопросы регулирования транспортных тарифов в странах с развитой рыночной экономикой“, М, сб. „Теория и практика ценообразования“, вып. .№ 2, 1992 г.
- Видяпин В.И., Данько Т. П., Слепов В. А., Попов Б. В. „Предпринимательство: маркетинг и цены“, М: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова.
- Витте С. „Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов“, С.-Петербург, 1910 г.
- Давыдов Г. Е. „Правовое регулирование и экономическая эффективность перевозок грузов в арендованных и собственных вагонах грузовладельцев“, М, ГРАССО, 1996г.
- Сенчагов В. „Реформа цен: проблемы и реальность“, М., „Финансы и статистика“, 1991 г.
- Слепов В.А., Рубцов А. В. „Цены мирового рынка“, М, Экономика, 1982г.
- Слепов В.А. „Цены международного рынка“, журнал „Вопросы экономики“, № 7, 1987г.
- Гужавина Л.М., Кокорев М. В., Лушин С. И. „Рынок товаров и услуг: концепция формирования и регулирования“, М, МКУ, 1994 г.
- Дмитриев В.И. „Теоретические проблемы построения грузовых тарифов транспортной системы СССР“, М, Транспорт, 1977г.
- Есипов В.Е. „Планирование цен“, М, Высшая школа, 1982г.
- Есипов В.Е. „Цены и ценообразование“, учебник для вузов, С.-Пб, 1999 г.
- Инструкция по калькулированию себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте, МПС, 1993 г.
- Кокарев М., Слепов А., Наумов В. „Некоторые условия эффективности экономики“, журнал „Экономист“, X» 3, 1995г.
- Канторович J1.B. «Проблемы эффективного использования и развития транспорта», М, Наука, 1989 г.
- Липсиц И.В. «Коммерческое ценообразование», Учебник, издательство БЕК, М, 1997г.
- Лушин С.И. «Цены и воспроизводство», М, МИНХ, 1975г.
- Методические указания о порядке расчета экономической целесообразности использования гибкой тарифной политики, МПС, 1994 г.40. «Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации», МПС, 1998 г.
- Никитин С.М. «Монополитическое ценообразование: проблемы и закономерности», М, Наука, 1980 г.
- Николаева С.А. «Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг», Теория и практика, М., Финансы и статистика, 1993 г.
- Орлов В.И., Чудов А. С. «Калькуляция и анализ себестоимости железнодорожных перевозок», ВИЛО МПС, 1960г.
- Е.И.Пунин, С. Б. Рычков «Цены и рынок», пер. с анг, М, Прогресс, 1992 г.
- Резер С.М. «Управление транспортом за рубежом», М, Наука, 1994г.
- Соболь В.К. «Экономические проблемы качества транспортного обслуживания в СССР», изд-во Иркутск, ун-та, 1990г.
- Ткач В.И., Ткач М. В. «Управленческий учет: международный опыт», М, «Финансы и статистика», 1994 г.
- Торбин В.И. «Территориальная дифференциация стоимости тяжелой промышленности», М, 1975г.
- Чепланов В.И. «Теория и практика ценообразования», сборники НИИцен, 1985−1992 г.г.
- Яковец Ю. «Предвидение будущего: парадигма цикличности», М., Ассоциация «Прогнозы и циклы», 1992.
- Ясин Е.Г. «Судьба экономической реформы в России», журнал «Вопросы экономики», № 2, 1993г.
- Абрамов А.П. «Зависимость расходов железных дорог от изменения объема работ», журнал «Экономика железных дорог», № 8, 1999г.
- Ахполов И.К. «Проблемы совершенствования государственного регулирования тарифов транспорта», журнал «Бюллетень транспортной информации», № 9, 1995г.
- Ахполов И.К., Семенова О. В. «Характеристика изменений тарифов транспорта за период 1991—1995 годы», журнал «Бюллетень транспортной информации», № 5, 1996г.
- Ахполов И.К. «Государственное регулирование тарифов транспорта», журнал «Бюллетень транспортной информации», № 10, 1997г.
- Лапидус Б.М. «Экономические проблемы железнодорожного транспорта», журнал «Экономика железных дорог», № 1,1999г.
- Мазо Л.А. «Совершенствование системы железнодорожных тарифов», журнал «Экономика железных дорог», № 1, 1999г.
- Семенова О.В. «Новые разделы Прейскуранта № 10−01 первый шаг к созданию прогрессивных тарифов», журнал «Экономика железных дорог», № 10, 1999г.
- Студенцов Е. «Государство и естественные монополии», МЭМО, № 9, 1995г.
- Экономический словарь-справочник, М, Экономика, 1988 г.
- Jae Holt Transport Strategic for the Russian Federation — The world bank