Методическое обеспечение маркетинговых исследований рынка сельскохозяйственной техники и оборудования
![Диссертация: Методическое обеспечение маркетинговых исследований рынка сельскохозяйственной техники и оборудования](https://niscu.ru/work/2742165/cover.png)
Анализ теоретических взглядов отечественных и зарубежных ученых позволил заключить, что маркетинговые исследования являются центральным элементом информационной маркетинговой системы, источником информации для принятия эффективного решения. Проведенные в диссертации исследования вносят определенный вклад в решение проблемы теоретического и методического обеспечения маркетинговых исследований… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ
- 1. 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований на современ- 9 ном этапе
- 1. 2. Организационно-методические основы маркетинговых исследований
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ
- 2. 1. Этапы проведения маркетинговых исследований
- 2. 2. Информационное обеспечение маркетинговых исследований рынка 72 сельскохозяйственной техники и оборудования
- 2. 3. Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной 85 техники и оборудования
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ
- 3. 1. Обоснование спроса на сельскохозяйственную технику и оборудова- 105 ние в Республике Марий Эл ¦
- 3. 2. Механизм формирования предложения и каналов распределения сельскохозяйственной техники и оборудования в Республике Марий Эл
- 3. 3. Рекомендации по техническому обеспечению АПК Республики Maрий Эл на основе проведенных маркетинговых исследований
Методическое обеспечение маркетинговых исследований рынка сельскохозяйственной техники и оборудования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
С переходом России к рыночным отношениям отечественные предприятия практически всех отраслей экономики столкнулись с ранее незнакомыми явлениями, в том числе:
— отсутствием государственной поддержки;
— разрушением хозяйственных связей;
— инфляционными скачками цен;
— резкими изменениями конъюнктуры рынка;
— отсутствием гарантированного рынка сбыта продукции.
Чтобы выжить в этих условиях, предприятиям необходимо активно использовать в своей работе маркетинг. Значение маркетинга и маркетинговых исследований в условиях рыночной экономики трудно переоценить. Переход к маркетинговой концепции управления означает фактическую замену товара как побудительного мотива, суверенитетом потребителя. Именно маркетинговые исследования призваны определять нужды, потребности и интересы потребителей с тем, чтобы предприятие, реализуя соответствующие задачи посредством маркетинга, могло бы обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением и даже укреплением благополучия потребителя и, в конечном счете, общества в целом.
Маркетинговое исследование — это функция, связывающая через информацию специалистов по маркетингу с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Оно связано с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Правильно спланированное и проведенное маркетинговое исследование позволяет увидеть сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе, оценить его конкурентоспособность, разработать программу более эффективного приспособления производственно-сбытовой деятельности предприятия к запросам и требованиям рынка.
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что актуальность диссертации связана с изучением и попыткой практического разрешения острейших проблем текущей и перспективной деятельности предприятий, как производителей, так и потребителей сельскохозяйственной техники и оборудования в условиях рыночных преобразований в экономике страны.
Состояние изученности проблемы. В последние годы интерес к маркетингу в нашей стране значительно возрос. Появилось большое количество переводной зарубежной и отечественной литературы. Среди зарубежных наиболее известными являются работы авторов Ф. Котлера, Дж. Эванса и Б. Бермана, Ж.-Ж.Ламбена, Дж. Пилдига, П. Уайта, В. Хойера, Г. Черчилля и др. Большую роль в научно-методическом обеспечении маркетинга сыграли работы отечественных ученых и специалистов Г. Л. Азоева, И. А. Аренкова, Г. Л. Багиева, И. Н. Герчиковой, Е. П. Голубкова,.
A.А.Горячева В. Е. Демидова, П. С. Завьялова, М. С. Мотышиной,.
B.А.Соловьева, В. Е. Хрупкого и др.
Маркетинговое исследование — сложная и комплексная процедура. Она включает в себя ряд вопросов, на которые нужно найти ответы, и набор решений, которые нужно принять, согласно методике, выбранной для достижения результата исследования. Однако, слабая разработанность данного раздела маркетинга является одной из причин того, что проводимые сегодня в России маркетинговые исследования носят в большинстве случаев ограниченный и бессистемный характер.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в разработке оптимальной структуры программы проведения маркетингового исследования, теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по организации и проведению маркетинговых исследований применительно к рынку сельскохозяйственной техники и оборудования. Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих задач:
— раскрыть содержание и сущность маркетингового исследования и определить его значение на современном этапе развития экономики;
— проанализировать и обобщить принципы и программы проведения маркетинговых исследований;
— раскрыть содержание маркетингового исследования рынка, определить его место в системе маркетинговых исследований, разработать схему проведения маркетингового исследования рынка сельскохозяйственной техники и оборудования и модель его информационного обеспе-• чения;
— выявить особенности состояния и развития конъюнктуры рынка и оценки влияния различных факторов на степень удовлетворения спроса потребителей и развития предложения сельскохозяйственной техники и оборудования;
— сегментировать рынок потребителей сельскохозяйственной техники и оборудования на основе их типовой группировки по различным признакам;
— разработать методику оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной техники и оборудования;
— реализовать предлагаемые методические подходы на примере рынка сельскохозяйственной техники и оборудования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является отечественный рынок сельскохозяйственной техники и оборудования. Предметом исследования является совокупность вопросов в области теоретического и методического обеспечения маркетинговых исследований рынка, а также организационно-экономический механизм управления маркетинговыми исследованиями.
Методика исследования. Теоретической и методической основой Л исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, маркетинга, менеджмента, материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации в специализированных отраслевых и тематических периодических печатных изданиях.
В работе использовались монографический, абстактно-логический, статистические, социологические, экспертные и экономико-математические методы с применением ЭВМ.
Информационная база диссертации включает в себя как традиционные, так и новые источники информации. К числу традиционных источников можно отнести статистические материалы Государственного комитета по статистике России, Государственного комитета по статистике Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, статистические и аналитические сводки в печати, результаты опросов. К числу новых источников информации можно отнести различные электронные базы данных, размещенные на сайтах в сети INTERNET.
Кроме того, в работе использованы данные статистического и оперативного учета ряда предприятий: ОАО «Марийагроснаб», ФГУП «ММЗ», ОАО «Йошкар-Олинский ремонтный завод», ЗАО «Марийагро-маш» и др.
Научная новизна. Основные положения диссертационной работы, которые обладают элементами научной новизны, выражаются в следующем:
— уточнено понятие «маркетинговое исследование» в результате систематизации и анализа определений, предлагаемых различными отечественными и зарубежными учеными;
— усовершенствована программа проведения маркетингового исследования, как методическая основа исследовательского процесса в маркетинге, на основе систематизации и детализации основных ее этапов, имеющая более универсальный характер;
— раскрыто содержание маркетингового исследования рынка, на базе которого предложена схема проведения маркетингового исследования рынка сельскохозяйственной техники и оборудования и модель его информационного обеспечения;
— разработана методика определения потенциальной емкости рынка различных видов сельскохозяйственной техники и оборудования, исходя из расчета потребности в ней;
— предложена математическая модель оптимизации производственной программы предприятия-изготовителя сельскохозяйственной техники на основе методики оценки конкурентоспособности продукции и прогнозируемого объема спроса на базе пакета программ LINDO;
— разработана методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной техники и оборудования, и на ее базе создана компьютерная программа на языке программирования СРР.
Практическая значимость. Практическая значимость работы состоит в возможности использования представленных в диссертации разработок и предложений в маркетинговой деятельности предприятий различных отраслей машиностроения и лизинговых организаций, а также маркетинговыми исследовательскими организациями и научными институтами.
Практическая значимость работы выражается также и в том, что разработанные методы маркетингового подхода позволяют сформировать оптимальную стратегию и тактику поведения предприятия на всем рыночном пространстве. Особое практическое значение имеют рекомендации по маркетинговым исследованиям таких составляющих рынка как емкость рынкаспособность предприятия осваивать новые виды продукцииоптимизация производственной программыконкурентоспособность выпускаемой продукции и др.
Проведенное маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной техники и оборудования, его результаты и рекомендации представляют интерес для отечественных предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Предложения и рекомендации настоящей работы доведены до форм, удобных для практического использования в виде расчетных формул, конкретных методик, положений и компьютерной программы. Их применение позволит повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятий за счет ее организации на адекватной информационной основе.
Апробация результатов. Основные положения диссертации рассмотрены, обсуждены и одобрены на научных конференциях: Третьи Ва-виловские чтения: постоянно действующая всероссийская междисциплинарная научная конференция «Социум в преддверии XXI века» (Йошкар-Ола, 1999 г.) — II Российско-Американская региональная конференция «Университеты как центры развития региона» (Йошкар-Ола,-9−11 декабря.
1999 г.) — Четвертые Вавиловские чтения: постоянно действующая всероссийская междисциплинарная научная конференция «Диалог науки и практики в поисках новой парадигмы общественного развития России в новом тысячелетии» (Йошкар-Ола, 2000 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Новый аграрный курс России и его реализация. Региональный аспект» (Пенза, 2001 г.) — Третья Международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2001 г.).
Основные разработки диссертации приняты к внедрению и используются в маркетинговой деятельности ФГУП «ММЗ», ГУП «Маяк», ЗАО «Марийагромаш» и других предприятий. Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры экономики и финансов Марийского государственного технического университета в читаемом курсе «Маркетинг».
Основные положения диссертации опубликованы в 8 «работах, общим объемом 4 п.л.
Структура и объем диссертации
Диссертация содержит 169 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографии, включающей 136 наименований, 28 приложений. Работа содержит 16 таблиц, 10 рисунков, 20 формул.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Проведенные диссертантом исследования по данной проблеме позволили сделать следующие выводы и предложения.
1. Анализ теоретических взглядов отечественных и зарубежных ученых позволил заключить, что маркетинговые исследования являются центральным элементом информационной маркетинговой системы, источником информации для принятия эффективного решения. Проведенные в диссертации исследования вносят определенный вклад в решение проблемы теоретического и методического обеспечения маркетинговых исследований рынка на отечественных предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что экономия на маркетинговых исследованиях в большинстве случаев оборачивается гораздо более крупными потерями от производства не востребованной рынком продукции, упущенной доли рынка и т. п. Практика показывает, что принятие решений на основе систематических маркетинговых исследований обеспечивает до 90% рыночного успеха фирм.
2. Эффективное функционирование сельского хозяйства неразрывно связано с развитием отраслей материально-технического производства, призванных обеспечить создание средств труда, максимально удовлетворяющих все потребности сельских товаропроизводителей, при этом решающая роль отводится предприятиям машиностроительного комплекса, создающим такие средства.
3. Наилучшим способом приспособить технологию и организацию машиностроительного производства к запросам и требованиям АПК позволяют маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной техники и оборудования. Следовательно, повышение их эффективности является одним из приоритетных направлений развития маркетинга машиностроительного производства. С этой целью предложена программа проведения типового маркетингового исследования, отражающая логическую последовательность этапов исследования, а также схема проведения маркетингового исследования рынка сельскохозяйственной техники и оборудования, содержащая основные направления исследования.
4. Современное состояние сельхозмашиностроения и технической оснащенности села в Республике Марий Эл характеризуется наличием всех негативных тенденций, определяющих кризисное состояние отрасли в РФ в целом. В результате проведенного исследования выявлено, что предприятия-изготовители сельскохозяйственной техники испытывают острый недостаток в оборотных средствах и инвестиционных ресурсах. Основная причина их неудовлетворительного финансового состояниядиспропорция между сохранившимися крупными производственными мощностями и низким уровнем платежеспособного спроса на продукцию (фактический уровень заказов в 4−5 раз ниже). Одновременно из-за низкой платежеспособности потребителей сельскохозяйственной техники продолжается процесс снижения численности МТП (списание техники в 4−6 раз превышает ее поступление).
5. В сложившихся условиях важнейшая задача государственных органов и предприятий АПК — создать условия для развития платежеспособного спроса, а задача машиностроителей — обеспечить село современной высокопроизводительной техникой. Исследования подтверждают, что при создании благоприятных условий для полного удовлетворения спроса на сельскохозяйственную технику отечественным предприятиям придется полностью загрузить производственные мощности. Так в Республике Марий Эл потенциальная емкость рынка тракторов, зерноуборочных комбайнов и кормоуборочных машин, определенная по предложенной методике, соответственно составляет — 5, 1 и 0,5 тыс. шт.
6. Проведенный анализ позволил установить, что отечественная техника значительно дешевле зарубежных аналогов и по критерию «цена-качество» сохраняет конкурентоспособность на внутреннем рынке, а также на рынках СНГ и ряда развивающихся стран. Для повышения качества и конкурентоспособности техники (особенно по показателям безопасности, условиям труда и экологичности) наиболее эффективны методы ее стандартизации и сертификации как неотъемлемых частей системы управления качеством.
В результате применения разработанной методики оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной техники выявлено, что некоторые предприятия Республики Марий Эл (ФГУП «ММЗ», ОАО «Йошкар-Олинский ремонтный завод», ЗАО «Марийагромаш», ГУП «Маяк») имеют разработки и могут выпускать конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом как в республике, так и за ее пределами. Но из-за недостатка финансовых средств не могут развернуть серийное производство.
Для выхода из кризиса необходима государственная поддержка отрасли сельхозмашиностроения. При этом необходимо:
— провести реструктуризацию задолженности предприятий и снизить налоговое бремя;
— ввести льготные кредиты под инвестиции на организацию производства новых машин;
— прекратить безудержный рост цен на энергоносители;
— поощрять создание совместных предприятий с зарубежными партнерами по наиболее приоритетным машинам с привлечением иностранных инвестиций.
Список литературы
- Авраамова Е., Гурков И. Адоптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Вопросы экономики. — 1996. — № 5. — с. 131−145.
- Азбука рынка или словарь делового человека / Сост. А. С. Черевко. Челябинск: 1991. — 120 с.
- Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. Экспертные методы в оценке качества товаров. -М.: Экономика, 1974. 151 с.
- Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. М.: ГАУ, 1995.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / Науч. ред. Л И. Евен-ко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методологии. -СПб.: СПбУЭФ, 1992. 40 с.
- Багиев Г. Л. и др. Промышленный маркетинг: Учеб. пособ. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
- Багиев Г. Л. Основы современного маркетинга. СПб.: СПбУЭФ, 1995. -116с.
- Багиев Г. Л., Красакова Н. И., Шептухина Л. И. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: СПбУЭФ, 1993. — 64 с.
- Базеля Р., Кокс Д., Браун Р., Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. / Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993.
- Байматов А.А. Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансированности. Душанбе: Дониш, 1985. — 208 с.
- Баранова Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978. — 208 с.
- Барбасов С. Лизинговые операции с сельскохозяйственной техникой // АПК: экономика, управлоение. 2001. — № 8. — с. 61−66.
- Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л.: РИЦ Культ-информ-пресс, 1991. — 256 с.
- Баркан Д.И. Практический маркетинг. Вып. 1,2,3. СПб., 1991.
- Белох Н.В. и др. Гипотезы поведения потребителя и моделирование сбалансированного рынка. М.: ЦЭМИ, 1982. — 62 с.
- Боев В.Р., Романов А. Е., Серков А. Ф. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов // Экономика сельского хозяйств и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 2.-с. 7−15.
- Васильев В.П. и др. Инфраструктура села и занятость сельского населения: Учеб. пособ. / Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола. — 1999. — 68 с.
- Вопросы моделирования экономического поведения / Сб. статей. М.: ЦЭМИ, 1978.- 105 с.
- Вопросы совершенствования методов прогнозирования спроса / Сб. статей, М.: ВНИИЭТсистем, 1984, — 172 с.
- Воронов А.Н. Покупательный фонд населения и товарооборот. М.: Экономика, 1981. — 95 с.
- Гамова Э.М., Гущина О. Г. Экономика фирмы: Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1999.-76 с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг. Часть 1. Методические рекомендации по организации маркетинговых исследований. М.: 1991. — 220 с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг. Часть 2. Система показателей для проведения маркетинговых исследований. М.: 1991. — 220 с.
- Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с. 56−64.
- Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. / Под ред. Е. П. Голубкова. М.: Экономика, 1993. — 180 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
- Горячев А.А. Изучение внешнеторговых рынков: цели, средства, эффективность. Международные отношения, 1984. — 184 с.
- Горячев А.А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношения, 1981. -200 с.
- Грамп Е.А. Маркетинговый ситуационный анализ, изучение запросов покупателей и их поведение на рынках. М.: Информэлектро, 1990. — 86 с.
- Гурков И.М., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 1. — с. 20−34.
- Гурков И.М., Цацулин А. Н. Основы маркетинга товаров и услуг. Л.: ИПК МХП, 1990.-40 с.
- Давидович Б.Я. и др. Методы прогнозирования спроса. М.: Экономика, 1972.- 174 с.
- Дифференцированный баланс доходов и потребления населения / Отв.ред. д-ра экон. наук А. Х. Карапетян, Н. М. Римашевская. М.: Наука, 1977. — 223 с.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1991. -128 с.
- Друккер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: 1992.-352 с.
- Ежевский А.А., Лизунов В. А. Основные тенденции развития мирового сельхозмашиностроения и некоторые проблемы повышения экспортного потенциала отечественной отрасли // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2001. -№ 5. с. 7−14.
- Жих Е.М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А. Маркетинг. Как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. — 139 с.
- Завгородыля А.В., Кадзевич М. С. Маркетинг: методы, процедуры. Л.: ЛФЭИ, 1990.- 113 с.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов -сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения, 1991 .—416 с.
- Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. — 192 с.
- Зиннуров У.Г., Исмагилова B.C. Теория и практика маркетинговых исследований: Учеб. пособ. Уфа: Восточный университет, 1999. — 148 с.
- Исключить гигантские потери урожая главная задача сельхозмашиностроения России. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2001. — № 5. -с. 2−3.
- Кириченко Н.Я. Рациональный потребительский бюджет в системе долгосрочного прогноза // Проблемы долгосрочного прогнозирования развития народного хозяйства СССР. М: ЦЭМИ, 1972. — с. 237−250.
- Ковалев А.И., Войленко В В. Маркетинг в системе управления предприятием.-М.: 1990.-244 с.
- Ковалев А.И., Войленко В В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176 с.
- Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Изд-во ЭКМОС, 1999.-448 с.
- Колобов Г. Г. и др. О реализации Стратегии Развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2001. -№ 1. с. 6−7.
- Коломейцев Н.В. «О состоянии механизации сельскохозяйственного производства и сельхозмашиностроения в России» // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. — № 8. — с. 2−3.
- Коржевский И И. Основные закономерности развития спроса в СССР. М.: Экономика, 1965. — 203 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М, Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Котлер Ф. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. -223 с.
- Кретов И И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994. -81 с.
- Крутиков Ф.А. Изучение рынка товаров народного потребления (проблемы, решения). М.: Экономика, 1972. — 206 с.
- Крутиков Ф.А. Теоретические основы определения емкости рынка. М.: Экономика, 1965. — 160 с.
- Левин А.И. Прогнозирование спроса населения. М.: Экономика, 1977. -144 с.
- Левин А.И. Социалистический внутренний рынок (Закономерности и проблемы развития). М.: Мысль, 1973. — 270 с.
- Левин А.И., Яркин А. П. Экономика потребления. Вопросы теории, управления, прогнозирования. М.: Наука, 1984. 316 с.
- Левитин М.С. ОАО «Трактороэкспорт» 40 лет на благо страны // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2001. — № 5. — с. 5−7.
- Лишанский М.Л., Маслова И. Б. Финансы в сельском хозяйстве. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 430 с.
- Локшин Р.А. Спрос, производство, торговля. М.: Экономика, 1975. -271 с.
- Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. -263 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т. 2. Баку: Азербайджан, 1992. — 400 с.
- Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, 1996. -560 с.
- Маркетинг и новые формы научно-информационной деятельности. М.: ИПК, 1990. — 120 с.
- Маркетинг. Сборник / Пер. с англ. / Под ред. Д. И. Костюхина. М.: Прогресс, 1984.-447 с.
- Маркетинг: Пособие для практиков. М.: Машиностроение, 1992. — 83 с.
- Маркетинг: практическая деятельность предприятий на внутреннем и внешних рынках. М.: ИНИОН, 1993, — 32 с.
- Маслов П.П. Измерение потребительского спроса (теоретические очерки). -М.: Экономика, 1971. 159 с.
- Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукЛции. М.: Издательство стандартов, 1984. — 19 с.
- Митин С.Г. Состояние и перспективы развития отрасли сельхозмашиностроения. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. — № 6. — с 2−6.
- Михлин В.М., Орсик B.C. Организация вторичного рынка сельскохозяйственной техники. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999. ¦ № 8. -с. 6−8.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгоиздат, 1993, т.1. — 222 е., т.2. -304 с.
- Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. по*соб. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 109 с.
- Мотышина М.С. Система концепции маркетинговых исследований: Учеб.• пособ. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 163 с.
- Мясин Е., Френкель В. Формула жизни изделия. // Коммерческий вестник. -1979, — № 18.-с. 25−28.
- Никитин С.П. Конъюнктура мировых товарных рынков: преемственность и специфика. Международные отношения, 1982. — 215 с.
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л И Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статиситка, 1991. — 304 с.
- Опыт разработки ассортиментных концепций товаров легкой промышленности: Обзор, информ. М.: ЦНИИТЭИ торговли, 1988. — вып.1 — 50 с.
- Орлов А.В. Управление спросом и предложением товаров. М.: Экономика, 1993 — 207 с.
- Ошеров А.Н. «Союзагромаш» координатор машиностроения для АПК. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2001. — № 4. — с. 12−13.
- Панкрухин А.П. Теория и практика маркетинга. М.: 1993.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89, 1997. — 80 с.
- Пилдиг Дж. Путь к покупателю. М.: Знание, 1991. — 62 с.
- Поплавская П.П. Маркетинговая политика ведущих автомобильных компаний капиталистических стран. М: 1990,
- Постановление Координационного Совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18.02.98 № 11/1−1 Об итогах Работы АПК за 1997 г. и задачах по развитию реформ в АПК.
- Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 16.09.97 № 392 О мерах по эффективному использованию бюджетных средств лизингового фонда.
- Проблемы управления внутренним рынком / Сб.науч.тр. М.: ВНИИЭТ систем, 1985. — 251 с.
- Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987. -216с.
- Рувинская Л.М. Моделирование динамики потребительских комплексов.
- Новосибирск.: Наука, 1981. 132 с.
- Рувинская Л.М. Накопленное в потреблении богатство и спрос. Новосибирск.: Наука, 1991.-237 с.
- Рынок товаров: формирование, управление. М.: Экономика, 1986. -263 с.
- Серова Е.В. Реформа финансово-кредитных механизма в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 1996. — № 2 — с. 33−39.
- СКИПС. Система комплексного изучения и прогнозирования спроса населения на товары народного потребления в системе Министерства торговли СССР // Сб. нормативно-методических документов. М.: Экономика, 1985. -304 с.
- Соловьев В.А. Потребности, рынок, спрос: Проблемы формирования. М.: Экономика, 1982. -207 с.
- Соловьев Ю.П., Друкер С. Г. Анализ и прогнозирование структуры потребительских расходов. М.: Наука, 1981. — 175 с.
- Статистическое изучение спроса и потребления. М.: Наука, 1966. — 260 с.
- Столмов Л.Ф. Рынковедение. М.: Экономика, 1983. — 231 с.
- Сухачев Ю.А., Серов Г. В. Оценка конкурентоспособности продукта. М., 1992. 33 с.
- Сыроежин И.М. Очерки теории производственных организаций. М.: Экономика, 1970.-247 с.
- Типология потребления. М.: Наука, 1978. — 168 с.
- Тихонов P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1985. — 176 с.
- Ткачикова Я. Организационно-экономические проблемы управления маркетинговыми исследованиями: Автореф. канд. экон. наук. М., 1995. — 25с.
- Уайт П. Управление исследованиями и разработками. М.: Экономика, 1982.- 160 с.
- Фасхиев X. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 6. — с. 25−35.
- Феоктистова Е.М., Красюк И. Н. Маркетинг, теория и практика. М.: Выс. шк., 1993.- 160 с.
- Халфин М.А., Орсик Л. С., Табаков П. А. Для спасения АПК нужны экстренные меры! // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. — № 4. — с.• 2−6.
- Халфин М.А., Халфин С М., Абдукаримов Б. А. Стратегия создания и функционирования вторичного рынка машин. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2000. — № 5. — с. 8−12.
- Халфин М.А., Халфин С. М. Перспективы сохранения МТП в России. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999. — № 5. — с. 2−6.
- Харви М. Лизинг: игра стоит свеч // Экономика и жизнь. 1998. — № 26.с. 25.
- Хлыстун В.Н. Стабилизировать работу АПК России // АПК: экономика, управление. 1997. — № 4. — с. 3−16.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: 1991. — 380 с.
- Холод Л.И. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 1. — с. 4−8.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пособ. / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1998.
- Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991. — 154 с.
- Чернявский У.Г. Потребности, товарооборот, потребление материальных благ. -М.: Наука, 1981. -251 с.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
- Чмаров Н И. Формирование и развитие финансово кредитного механизма аграрного сектора (на материалах Смоленской области). Автореф. канд. экон. наук. Воронеж, 1998. — 23 с.
- Шакирова Е.В. Методическое обеспечение маркетинговых исследований рынка (на примере рынка торгового холодильного оборудования). Автореф. канд. экон. наук: Казань, 1998. — 25 с.
- Швырков В.В. Экономико-математический анализ потребительского спроса.-М.: МГУ, 1966.-250 с.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.350 с.
- Эйдис A. JL, Базаров Е. И., Орсик J1.C. Основные требования к организации вторичного рынка. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999. — № 6. -с. 2−4.
- Юшков В.И. Себестоимость и хозяйственный расчет в сельском хозяйстве. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. — 147 с.
- Юшков В.И. Рынок да, но не базар. // Марийская правда. — 1993. — 20 января.
- Яровиков, А Н. Требования потребителей и ассортимент товаров, проблема сбалансированности // Плановое хозяйство. 1985. — № 7.
- Яровиков, А Н. Целевое исследование рынков в изучении проблем сбалансированности спроса и предложения. М.: ЦНИИТЭИ торговли, 1984.58 с.
- Aaker D.A., Day G.S., Marketing Research, 4-th Edition, Wiley, New York, 1990. -740 p.
- Bim R. The Effective Use of Market Research. A Guide for Management. -London: Kogan Page, 1990. -170 p.
- Chisnall P.M. Marketing Research, 3-d Edition, McGraw-Hill Book Company, 1993.-380 p.
- Green P.E. Tull D.S. and Albaum C.G. Research of Marketing Decisions. -Prentice-Hall International Editions, 1988. -784 p.
- Kinnear T.C., Taylor J. R., Marketing Research. An applied Approach, 4-th Edition, McGraw-Hill International Editions, Marketing Series, New York, 1991. -718 P
- Kotler Ph. Marketing Management: Analyzing, Planning, Implementation, and Control. Prentice-Hall International Editions, 1994. — 801 p.
- McDaniel C., Gates R. Contemporary Marketing Research, 2-nd Edition, West Publition Company, 1993. 750 p.
- Tull D.S., Hawkins D. I. Marketing Research. N. Y. Macmillan, 1990.635 p.
- Urban G.L., Hanser J. R. Design and Marketing of New Products. Prentice-Hall International Editions, 1990. — 700 p.