Маркетинговые исследования дополнительных услуг, оказываемых в фармацевтических организациях
Рыночные перемены в экономике России существенно изменили условия работы фармацевтических организаций (ФО). Фармацевтический рынок, формирующийся в последние десять лет, предоставил современной аптеке большую хозяйственную самостоятельность в формировании ассортиментной и ценовой политики, способствующей укреплению ее рыночных позиций. В связи с этим значительно возрастает роль дополнительных… Читать ещё >
Содержание
- Общая характеристика
- Глава 1. Фармацевтические услуги как современный этап лекарственного обеспечения населения
- 1. 1. Становление лекарственного обеспечения населения в России
- 1. 2. Услуги как элемент маркетинговой деятельности учреждения, организации
- 1. 3. Фармацевтические услуги в практической аптечной службе
- 1. 3. 1. Фармацевтические услуги: определение, виды
- 1. 3. 2. Дополнительные услуги на фармацевтическом рынке России
- 2. 1. Анализ состояния лекарственного обслуживания в МП
- 2. 2. Теоретическое обоснование маркетинговых исследований потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг
- 2. 3. Разработка программы маркетингового исследования потребителей МФТУ
- 2. 4. Формирование анкеты социологического опроса потребителей МФТУ
- 2. 5. Социально-демографический портрет потребителя МФТУ
- 2. 6. Анализ потребителя МФТУ с позиции покупателя
- 2. 7. Исследование факторов, влияющих на совершение покупки МФТУ
- 2. 8. Потребительские предпочтения дополнительных услуг
- 2. 9. Анализ мнений потребителей о потребительских и сервисных услугах
- 3. 1. Социологическое исследование производителей ДУ
- 3. 2. Сегментационный анализ референтных групп — медицинских работников
- 4. 1. Разработка модели пакета дополнительных услуг для фармацевтических организаций
- 4. 2. Разработка положения о лечебно-консультативном отделении для ФО
- 4. 3. Разработка областного центра фармацевтической информации
- 4. 4. Разработка прикладного программного обеспечения
- 4. 5. Экономический анализ реализации отдельных видов дополнительных услуг в МП «Фармация-Центр» г. Воронежа
Маркетинговые исследования дополнительных услуг, оказываемых в фармацевтических организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Рыночные перемены в экономике России существенно изменили условия работы фармацевтических организаций (ФО). Фармацевтический рынок, формирующийся в последние десять лет, предоставил современной аптеке большую хозяйственную самостоятельность в формировании ассортиментной и ценовой политики, способствующей укреплению ее рыночных позиций. В связи с этим значительно возрастает роль дополнительных услуг, являющихся элементами социально-этического маркетинга, с помощью которых аптеки завоевывают доверие населения, создают постоянную клиентуру, оказывают высококачественную фармацевтическую помощь. Эти преимущества относятся к положительным факторам конкурентоспособности ФО, что подчеркивает актуальность разработки для них пакета дополнительных услуг (ДУ), которые могут быть оказаны в аптеке населению, медицинским работникам и коллегам-фармацевтам, работающим в других организациях.
Изучение отечественной и зарубежной научной литературы подтверждает интерес ФО к разработке и внедрению определенных ДУ, однако, этот процесс пока происходит спонтанно.
Отдельные направления прогрессивных форм обслуживания были разработаны ведущими отечественными учеными: Т. И. Тольцман (1961), Е. И. Панченко (1974), А. И. Тенцовой (1975), В. И. Прокопишиным (1982), В.И. Кри-ковым (1991), H.H. Каревой (1994), А. Д. Апазовым (1997), Н. Б. Дремовой (2000), А. В. Солониной (2000), J1.B. Мошковой (2000) и др. Однако до настоящего времени отсутствуют комплексные исследования и систематизация ДУ различных направлений, оказываемых ФО.
Все вышеизложенное обусловило актуальность настоящего исследования и определило его цель и задачи.
Цель исследования.
Разработка системы дополнительных услуг для фармацевтических организаций на основе комплексных маркетинговых исследований потребителей, производителей услуг — фармацевтических работников и референтных группмедицинских работников.
Основные задачи исследования.
— изучить состояние исследований лекарственного обеспечения населения, услуг как элемента маркетинговой деятельности организаций, обобщить опыт фармацевтических услуг в практической аптечной службе и разработать концепцию маркетинговых исследований дополнительных услуг ФО;
— провести анализ состояния лекарственного обслуживания населения в ФО на примере муниципального предприятия «Фармация — центр» г. Воронежа;
— разработать модель поведения потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг и концепцию их маркетинговых исследований;
— изучить потребителей медицинских и фармацевтических товаров и с применением метода сегментации на основе социологического опроса, выявить их предпочтения в отношении дополнительных услуг;
— изучить мнение производителей услуг — фармацевтических работников о состоянии и перспективах развития сферы дополнительных услуг в ФО;
— с применением социологических методов выявить отношение референтных групп — медицинских работников к оказанию медицинских услуг в ФО;
— разработать модель пакета дополнительных услуг для ФО;
— разработать методическое обеспечение для организации областного центра фармацевтической информации;
— разработать прикладное программное обеспечение для автоматизированного анализа локального оптового фармацевтического рынка;
— разработать методическое обеспечение для проведения маркетинговых исследований потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг;
— провести экономический анализ реализации отдельных видов дополнительных услуг в МП «Фармация-Центр».
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования явились принципы системного подхода в изучении маркетинга и фармацевтического рынка, труды отечественных и зарубежных ученых в области лекарственного обеспечения населения и фармацевтической помощи.
В процессе исследования использованы методы системного, социологического, маркетингового, экономико-статистического анализов, в том числе: математическое моделирование (корреляционно-регрессионный анализ), вариационная статистика, ранжирование, группировка, структурный, анкетирование, графоаналитический.
Обработка информации, результатов исследования и математическое моделирование осуществлялись на ПЭВМ.
Объекты исследования.
Статистические и оперативные показатели деятельности МП «Фармация — Центр» г. Воронежа за 1996;2001 гг.- действующее законодательство по здравоохранению и регламентирующие документы Минздрава РФ по лекарственному обеспечению населениякомплект анкет для маркетинговых исследований потребителей медицинских и товаров и услуг (500) жителей ЦентральноЧерноземного региона (областей Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской и Тульской области) — фармацевтических работников (150 анкет) и медицинских работников (142 анкеты) этих же областей.
Научная новизна исследования.
На основе системного подхода к решению проблемы расширения сферы дополнительных услуг в ФО и применения основных принципов социально-этического маркетинга впервые проведены комплексные маркетинговые исследования потребителей МФТУ, производителей услуг — фармацевтических работников и референтных групп — медицинских работников.
С позиций потребительских предпочтений, установленных в ходе сег-ментационного анализа, сформирована модель пакета дополнительных услуг для ФО с перечнем фармацевтических, медицинских, оздоровительных и обучающих, потребительских сервисных и стимулирующих сбыт услуг и благотворительных акций.
Впервые для розничных аптечных учреждений разработаны положения о внедрении медицинских консультационных услуг с введением в штат врачей — специалистов.
Впервые разработан проект областного центра фармацевтической информации как центра единой сети фармацевтической информации на примере Воронежской области.
Разработано прикладное программное обеспечение «Обзор оптового фармацевтического рынка» для анализа предложений производителей и поставщиков и составления заявки на медицинские и фармацевтические товары.
Практическая значимость и внедрение результатов исследования.
Практическое применение результатов исследования позволяет повысить обоснованность управленческих решений ФО в области улучшения лекарственного обслуживания с оказанием дополнительных услуг населению, ЛПУ и медицинским и фармацевтическим специалистам.
На основании проведенных исследований разработаны:
— методическое пособие «Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг» (Курск, 2001 г.);
— прикладное программное обеспечение «Обзор оптового фармацевтического рынка»;
— проект областного центра фармацевтической информации;
— методическое пособие «Дополнительные услуги в фармацевтических организациях»;
— положение о лечебно-консультативном отделении МП «Фармация-центр».
Основные положения материалов и рекомендаций внедрены в учебный процесс по дисциплинам «Управление и экономика фармации» фармацевтических вузов и факультетов России- «Маркетинг в Здравоохранении», «Медицинское и фармацевтическое товароведение» факультета экономики и управления здравоохранением КГМУ: акт внедрения факультета экономики и управления здравоохранением КГМУ (от 20.11.01 № 26 — 8−16) — фармацевтического факультета Воронежского Государственного Университета: акты внедрения фармацевтического факультета (от 15.10.01 № 15 291, № 15 290, № 15 144 от 18.01.02 г.) — факультета усовершенствования врачей Воронежской Государственной медицинской академии: акты внедрения кафедры фармакологии и фармдела ФУ В (от 16.11.01).
Разработанные методические материалы применяются: а) в работе организаций практического здравоохранения: департамент здравоохранения администрации Тульской области (акт № 370 от 13.11.2001) — главное управление здравоохранения администрации Воронежской области (акт № 372 от 15.10.2001, акт № 373 от 15.10.2001) — ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» г. Воронежа (акт № 15−21 от 25.11. 2001 и акт № 15−22 от 25.11.2001), УИН по Воронежской области «Межобластная туберкулезная больница» (акт № 275 от 24.11.2001, акт № 271 от 23.11.2001) — клинический санаторий им. Горького г. Воронежа (акт № 291−1 от 15.10.2001, акт № 2921 к от 15.10.2001) — б) в работе фармацевтических организаций: государственное областное предприятие «Воронежфармация» (акт № 473 от 24.10.2001 г., акт № 474 от 24.10.2001 г., акт от 14.01.2002 г.) — АО «Виалек», Москва (акт № 198 от 15.11.2001 г.), ЗАО «Мрия», г. Воронеж (акт от 15.10.2001 г., акт от 21.10.2001 г., акт от 09.01.2002 г., акт 15−22 от 15.01.2000 г., акт 15−21 от 15.01.2001 г.) — МП «Фармация-центр», г. Воронеж (акт № 272 от 15.11.2001, акт № 18−24 от 11.01.1999 г., акт № 288 от 03.12.2001 г.).
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 19 работ, в т. ч. методические рекомендации и методическое пособие.
Апробация работы.
Результаты диссертационной работы обсуждены и доложены на IIIVIH Российских национальных конгрессах «Человек и лекарство» (г. Москва, 1996;2001гг.), Межрегиональный научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества медицинской помощи» (г. Воронеж, 1998), 64-ой и 65-ой конференциях Молодых ученых и студентов Курского государственного медицинского университета (г. Курск, 1999 г., 2000 г.), научно-практической конференции, посвященной 35-летию фармацевтического факультета КГМУ (г. Курск, 2001 г.), 12-ой областной научно-практической конференции «День науки» (г. Липецк 2000 г.).
Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Воронежской государственной медицинской академии (номер государственной регистрации 1 960 012 919) — тематикой Проблемной комиссии по фармации № 36.08 РАМН МЗ РФ.
Положения, вносимые на защиту.
— концепция маркетинговых исследований дополнительных услуг для.
ФО;
— модель поведения потребителей МФТУ;
— программа маркетингового исследования потребителей МФТУ;
— результаты изучения потребителей МФТУ с применением метода сегментации по различным критериям;
— результаты изучения мнений производителей дополнительных услугфармацевтических работников о целесообразности их внедрения в ФО;
— модель пакета дополнительных услуг для ФО;
— проект областного центра фармацевтической информации;
— положение о внедрении отдельных консультационных медицинских услуг в ФО;
— прикладное программное обеспечение «Обзор оптового фармацевтического рынка»;
— результаты экономического анализа реализации отдельных видов дополнительных услуг в ФО.
Объем и структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, выводов: изложена на 290 страницах машинописного текста, содержит 22 таблицы, 51 рисунок, 13 приложений.
выводы.
1. В результате анализа и систематизации отечественных и зарубежных литературных данных установлено, что рыночные условия экономики России последнего десятилетия создали возможности фармацевтической организации для развития сферы дополнительных услуг, являющейся показателем социально-этического маркетинга и повышающей конкурентоспособность и лекарственное обслуживание населения. Показано, что в ФО применяются отдельные виды дополнительных услуг, однако отсутствуют комплексные маркетинговые исследования этой сферы, позволяющие разработать пакет таких услуг для внедрения в практическую фармацию.
2. На основе системного анализа сформирована концепция маркетинговых исследований дополнительных услуг для ФО, которые базируются на маркетинговом анализе целевых сегментов потребителей фармацевтического рынка: населения, производителей услуг — фармацевтических работников и референтных групп — медицинских работников. Для каждого сегмента подобраны методы МИ, что позволило осуществить сбор и анализ необходимых данных для разработки системы ДУ для ФО.
3. С применением теории маркетинга разработана модель поведения потребителей МФТУ, на основе которой составлена программа их маркетинговых исследований. В анкету социологического опроса включены блоки вопросов, позволяющие получить портрет потребителей, изучить их характеристики как покупателей, факторы, влияющие на выбор товаров и услуг, спрос и предпочтения в отношении дополнительных услуг.
4. С использованием сегментационного анализа получен портрет современного потребителя МФТУ: это преимущественно женщины (70%), среднего и пожилого возраста (66%), горожане (92,5%), имеющие профессиональное высшее и среднее образование (82,2%), служащие (62,8%), с доходами среднего (53,3%) и ниже среднего уровня (37,5%) — посещают аптеки по мере необходимости (87,3%), покупают товары себе (66,8%) и своим близким и родным (72,3%).
5. Установлены факторы, влияющие на выбор МФТУ, среди которых доминируют назначения врача (78,8%), советы фармацевтов (66,8%), собственные знания (50,5%) — самостоятельный выбор МФТ привлекателен для 71,5% потребителей. Выявлены предпочтения потребителей в отношении ДУ фармацевтических, медицинских, оздоровительных и потребительских, которые могут быть оказаны в аптеке. Полученные результаты положены в основу разработки методических рекомендаций по маркетинговым исследованиям потребителей МФТУ.
6. По результатам социологического опроса фармацевтических работников как производителей услуг установлен ограниченный перечень ДУ, оказываемых в настоящее время в ФО, а также показана целесообразность расширения сферы услуг разной направленности, в том числе фармацевтических, медицинских, оздоровительных, потребительских. Разработано положение о лечебно-консультативном отделении МП «Фармация-Центр» г. Воронежа, в функциональные обязанности которого входит оказание консультационных услуг врачей гомеопатов и психотерапевтов.
7. Маркетинговое исследование медицинских работников как референтных групп населения по выбору МФТУ показало, что большинство врачей (55,6%) одобряют расширение перечня ДУ в ФО. Выявлена недостаточность услуг по фармацевтической информации для врачей и других медицинских работников.
8. С учетом потребительских предпочтений населения, фармацевтических и медицинских работников разработана модель пакета дополнительных услуг для ФО, что позволит повысить конкурентоспособность и укрепить рыночные позиции этих организаций, сформировать постоянную клиентуру, расширить сферу социально-этических услуг и тем самым улучшить фармацевтическую помощь населению. Модель содержит следующие виды ДУ: фармацевтические, медицинские, оздоровительные и обучающие, потребительские сервисные и стимулирующие сбыт, благотворительные акции.
9. С целью улучшения фармацевтических информационных услуг населению, медицинским и фармацевтическим работникам подготовлен проект областного центра фармацевтической информации как центра единой сети фармацевтической информации Воронежской области, проект утвержден постановлением администрации Воронежской области № 839 от 17.08.99. определены задачи, функции, структура, направления основных информационных потоков ОЦФИ. Ежегодно обслуживается от 45 до 50 тыс. населения.
10. Для оперативной аналитической информации ФО о состоянии фармацевтического рынка разработано прикладное программное обеспечение «Обзор оптового фармацевтического рынка», с помощью которого проводится анализ предложений производителей и поставщиков и составление заявок ФО на приобретение товаров. Заявка формируется с учетом ассортиментной и ценовой политики ФО и поставщиков. ППО содержит алгоритм и формы интерфейса для работы ФО с ним. ППО функционирует в 176 учреждениях г. Воронежа и области.
11. В ходе экономического анализа динамики показателей реализации отдельных видов ДУ в МП «Фармация-Центр» установлены положительные тенденции ростапостроены математические модели, на основе которых рассчитан прогноз поквартальных значений реализации этих услуг на 2002 г.
Список литературы
- Авдеев, И. Качественное обслуживание в аптеке: реальность, остающаяся мифом? / И. Авдеев. — http: www. provisor, kharkov. U.A. / arhive/ 2000 / № 19 / avdeev. htm? zated.
- Актуальные проблемы развития аптечной службы в период перехода к рыночным отношениям / А. Д. Апазов, М. Т. Алюшин, Л. В. Мошкова и др. // Фармация. 1992. — № 6. — С. 3−6.
- Алексеева, Т. Аптека в новом микрорайоне / Т. Алексеева // Московс. аптеки. 1998. — № 10 (Октябрь) — С. 3.
- Алексеева, Т. И вновь на Сиреневом бульваре. / Т. Алексеева // Московс. аптеки. 1999. — № 9. — С. 5.
- Алексеев, A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг/ A.A. Алексеев. http:// www. Marketing, spb. ru read/m 17/index. htm-21.09.00- 1−5 htm.
- Апазов, А.Д. Аптечная служба в РСФСР / А. Д. Апазов // Фармация. -1983.-№ 3.-С. 1−4.
- Апазов, А.Д. Основные направления перестройки фармацевтической службы / А. Д. Апазов // Фармация. 1988. — № 1. — С. 1−8.
- Апазов, А.Д. Аптечное дело в России. Современное состояние аптечной службы / А. Д. Апазов // Medical Market. 1997. — № 26. — С. 6−9.
- Апазов, А.Д. Развитие фармацевтической отрасли и формирование цивилизованного рынка лекарств / А. Д. Апазов // Аптечная сеть России: Сб. докл. 5 Всерос. конф. М.: МЦФЭР, 2000. — С. 6−13.
- Апазов, А.Д. Аптечная сеть: два года до массовых банкротств / А. Д. Апазов // Фармацевт, вестн. 2001. — № 32. — С. 4.
- Аптечная сеть Хакасии // Фармацевт, вестн. 2001. — № 11. — С. 5−6.
- Афанасьева, Т.Г. Исследование потребительских предпочтений на рынке фитопрепаратов / Т. Г. Афанасьева, Н. Б. Дремова // Человек и лекарство: Тез. докл. VIII Рос. национ. конгр. (г. Москва- 2−6 апр. 2001 г.) М., 2001. — С. 660−661.
- Багрянцева H.A. Электронный рынок лекарств // Эконом, вестн. фармации. 2001. — Декабрь. — С. 95−97.
- Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики / Л. В. Мошкова, Э. А. Коржавых, Е. А. Федина и др. М.: МЦФЭР, 2001. — 210 с.
- Безруков, В.В. О прогнозировании потребности в лекарствах больных пожилого и старческого возраста / В. В. Безруков, Л. П. Купраш, Ю. А. Гриненко // Человек и лекарство: Тез. докл. VIII Рос. национ. конгр. (г. Москва- 2−6 апр. 2001 г.) М., 2001. — С. 661.
- Беляева, Т. Рынок контрацептивов в ожидании изменения менталитета / Т. Беляева, А. Светлов // Ремедиум. 2000. — № 3. — С. 30−33.
- Березин, И. Маркетинг сегодня / И. Березин. М.: Менеджер, 1996.128 с.
- Бестуже в-Л ада, И. В. Технология прогнозных разработок социальных процессов / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. М.: НПО «Поиск», 1992.-96 с.
- Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России / Под ред. А. Ю. Юданова, Е. А. Вольской, С. А. Лагунова. М.: Классик — Консалтинг, 1998.-250 с.
- Бойко, А. «Первая» во всем первая / А. Бойко // Фармацевт, вестн. -2001.-№ 2. -С. 4.
- Болховитинов, Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии // Воронежский край XVIII века в описании современников / Е. А. Болховитинов. Воронеж, 1992. — С. 119.
- Больше внимания женщинам и ценам // Эконом, вестн. фармации. -2000. Ноябрь. — С. 43−46.
- Большой экономический словарь / Под. ред. А. И. Азрилияна 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Ин-т новой экономики, 1999. — 1248 с.
- Бонсук, С.Г. Маркетинговая деятельность. Субъекты. Функции. Виды. Организация / С. Г. Бонсук, Т. Д. Маслова. СПб.: СПб ГИЭА, 1997. -140 с.
- Бошнакова, С. Российский фармацевтический рынок в 1999 г. / С. Бошнакова, П. Педенко, С. Шилова // Ремедиум. 2000. — № 3. — С. 20−23.
- Брогман, O.A. Ответственное самолечение: лечимся как можем / O.A. Брогман // Эконом, вестн. фармации. 2000. — Сентябрь. — С. 73−79.
- Будущее системы лекарственного обеспечения России: взгляд TACIS // Remedium. 1997. — № 7. — С. 17−19.
- Бучнев, Б.П. Фармацевтические услуги: сертификация и стандартизация / Б. П. Бучнев, В. М. Маршалкин // Эконом, вестн. фармации. -2000.-Ноябрь.-С. 37−40.
- Валов, Е. Лучшая аптека города / Е. Валов // Фармацевт, вестн. -1998. -№ 1. С. 25.
- Валов, Е. Аптека шести сестер / Е. Валов // Фармацевт, вестн. 2001. — № 7. — С. 6.
- Вартанян, Ф.Е. Актуальные проблемы обеспечения лекарственными средствами населения развитых стран / Ф. Е. Вартанян, C.B. Рожецкая // Фармация. 2001. — № 3. — С. 38−39.
- Возможности маркетингового планирования в продвижении новых изделий медицинского назначения / Н. Б. Дремова, C.B. Соломка, П. И. Безденежных, А. Н. Зубченко // Эконом, вестн. фармации. 2001. — Март. — С. 47−61.
- Воронеж: Справ. Воронеж, 1932. — С. 338.
- Воронеж: Путеводитель. Воронеж, 1953. — С. 169.
- Вялков, А.И. К национальной системе рационального использования лекарств / А. И. Вялков // Фармацевт, вестн. 2000. — № 2. — С. 4−5.
- Глембоцкая, Г. Т. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Г. Т. Глембоцкая, А. Р. Москаева // Новая аптека. 2000. — № 5. -С. 11−14.
- Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования теория, методология и практика / Е. П. Голубков. М.: Из-во «Финпресс», 2000. — 464 с.
- Гончаренко, B.JI. Фармацевтические дистрибьюторы: проблемы управления, развития, конкуренции / B.JI. Гончаренко, В. П. Падалкин // Фарматека. 1998. — № 2. — С. 4−6.
- Госткина, Е. Прибавит века «Русская аптека» / Е. Госткина // Фармацевт, вестн. 2001. — № 16. — С. 5.
- Денисова, М. Сегодня в аптеке презентация / М. Денисова, Д. Пархоменко // Рос. аптеки. 2000. — № 3. — С. 38−40.
- Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, X. Хершген — Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк.: ИНФРА — М., 1996.-255 с.
- Дмитриев, В.А. Информационно-справочная система (ИСС) TESEMED и безрецептурный отпуск лекарств в странах ЕС / В. А. Дмитриев // Человек и лекарство: Тез. докл. VIII Рос. национ. конгр. (г. Москва, 2−6 апреля 2001 г.) М., 2001. — С 662 — 663.
- Доброжелательность это главное // Pharmamedicum. — 1995. — № 4.1. С. 7.
- Дорофеева, В.В. Влияние потребительского поведения на эффективность деятельности аптечной организации / В. В. Дорофеева // Аптечная сеть России: Тез. докл. 6 Всерос. конф. М., 2001. — С. 46−47.
- Драгунская, Е. Врач в аптеке / Е. Драгунская // Фармацевт, вестн. -2000.-№ 12.-С. 2.
- Дремова, Н.Б. Социологический анализ потребителей бронхолегочных лекарственных средств / Н. Б. Дремова, Т. А. Олейникова // ЯетесНит. 1997. — № 8. — С. 26−28.
- Дремова, Н.Б. Современный фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития: Обзор лит./ Н. Б. Дремова // Фармация. 1998. — № 4. — С. 57−59.
- Дремова, Н.Б. Исследование потребителей фармаковалеологических средств / Н. Б. Дремова, Н. М. Сергеева, Е. В. Сергеев // Современ. проблемы фармацевт, науки и практики: Науч. тр. НИИФ. М., 1999. — Т. 38, Ч. 1. — С. 4448.
- Дремова, Н.Б. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и фармацевтических организациях / Н. Б. Дремова, С. В. Соломка. Курск: КГМУ, 1999. — 147 с.
- Дремова, Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации / Н. Б. Дремова. М.: Профессионал Центр, 1999. — 50 с.
- Дремова, Н.Б. Основные направления и перспектива маркетинговых исследований фармацевтического рынка России / Н. Б. Дремова // Фармация. -1999.-№ 3.-С. 27−29.
- Дремова, Н.Б. Лекарственные средства для лечения рака молочной железы / Н. Б. Дремова, Т. М. Литвинова // В мире лекарств. 2000. — № 4. — С. 36−41.
- Дремова, Н.Б. Аналитический обзор отношения среднего класса россиян к здоровью и товарам для его укрепления / Н. Б. Дремова // Эконом, вестн. фармации. 2000. — № 5. — С. 27−28.
- Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений семей на региональном рынке лекарств / Н. Б. Дремова, Т. А. Олейникова, Л. В. Кобзарь // Новая аптека. 2000. — № 4. — С. 38−50.
- Дремова, Н.Б. Средства для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы / Н. Б. Дремова, А. И. Овод // В мире лекарств. 2000. — № 2. — С. 51 -54.
- Дремова, Н.Б. Практика маркетингового планирования в фармации / Н. Б. Дремова. 2-е изд. доп. — Курск: КГМУ, 2001. — 80 с.
- Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг / Н. Б. Дремова, C.B. Соломка, М. М. Холявина // Новая аптека. 2001. — № 4. — С. 34−41.
- Егорова, Л.П. Аптека «Аэрос» / Л. П. Егорова // Фармацевт, вестн. -1995.-№ 7.-С. 4−6.
- Елкина, О. Реформы лекарственного обеспечения реставрация социальных приоритетов / О. Елкина // Remedium. — 1999. — № 6. — С. 14−16.
- Зуева, Л. PR по троицки / Л. Зуева, Е. Пригорева // Рос. аптеки. -2000.-№ 6. -С. 34−36.
- Изучение спроса населения на медицинские услуги и их ценообразование: Метод, рекомендации / Н. Б. Дремова, Ю. А. Шеенко, C.B. Соломка и др. Курск: КГМУ, 2000. — 45 с.
- Ильин, В.И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
- Катунина, Н. Наша профессия гуманизм / Н. Катунина // Рос. аптеки. — 2000. — № 5. — С. 26−27.
- Кондакова, Е. Информационные сети приносят аптекам «Золотых рыбок» / Е. Кондакова // Фармацевт, вестн. 2000. — № 9. — С. 5.
- Кононова, C.B. Фармацевтический комплекс нижегородской области / C.B. Кононова // Новая аптека. 2001. — № 1. — С. 13−19.
- Коржавых, Э.А. Системы обеспечения лекарственными средствами за рубежом / Э. А. Коржавых // Фармация. 1998. — № 2. — С. 54−55.
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ./ Ф. Котлер. СПб.: ПитерКом., 1999.-896 с.
- Краснов, Д.Г. «Итек» прокладывает путь в рыночной стихии / Д. Г. Краснов // Эконом, вестн. фармации. 2001. — № 3. — С. 43−46.
- Криков, В.И. Организация и экономика фармации / В. И. Криков, В. И. Прокопишин. М.: Медицина, 1991. — 624 с.
- Крылова, Г. Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. М: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 519 с.
- Крыловецкая, С. Суперфарма-аптека будущего / С. Крыловецкая // Рус. фармацевт, газета. 1998. — № 3−4. — С. 6.
- Кувалдина, И. «День здоровья каждый день». Такой девиз сотрудников маленькой аптеки / И. Кувалдина // Фармацевт, вестн. — 2001. -№ 19.-С. 8.
- Кудрявцева, В. Самый передовой бизнес это аптечный / В. Кудрявцева // Фармацевт, вестн. — 2000. — № 17. — С. 5.
- Литвинова, Т.М. Маркетинговые исследования фармацевтической помощи больным раком молочной железы: Автореф. дне.. канд. фармацевт, наук / Т.М. Литвинова- КГМУ. Курск. — 2001. — 22 с.
- Ломешина, В. «Фабрика здоровья» в Майкопе / В. Ломешина // Фармацевт, вестн. 2000. — № 40. — С. 6.
- Лоскутова, Е.Е. Анализ ассортимента и потребительского поведения на рынке препаратов психофармакологического действия / Е. Е. Лоскутова, Е. А. Максимкина, В. В. Дорофеева // Фармация. 1994. — № 5. — С. 6−8.
- Лоскутова, Е.Е. Обучение потребителей и ответственное самолечение / Е. Е. Лоскутова // Новая аптека. 2000. — № 12. — С. 12−15.
- Лукьянов, В. Любите ли Вы свою аптеку так, как я ее люблю? / В. Лукьянов // Фармацевт, вестн. 1998. — № 3. — С. 15.
- Лямин, Н. Аптека в услужение к клиенту пока не собирается. Напрасно / Н. Лямин // Рос. аптеки. 2001. — № 5. — С.6−7.
- Маджидов, Н. Аптеке . 1200 лет / Н. Маджидов, В. Журавлев // Фармацевт, вестн. 1998. — № 18. — С. 14.
- Максимкина, Е.А. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка / Е. А. Максимкина, Е. Е. Лоскутова, В. В. Дорофеева. М.: МЦФЭР, 1999. — 256 с.
- Максимкина, Е.А. Потребительское поведение на рынке безрецептурных лекарственных препаратов / Е. А. Максимкина, Е. Е. Лоскутова, В. В. Дорофеева // Новая аптека. 1999. — № 10. — С. 9−21.
- Маркетинг / Под. ред. Э. А. Уткина. М.: Тандем, ЭКМОС, 1998.320 с.
- Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-255 с.
- Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-255 с.
- Маркетинговое исследование рынка фармаковалеологических средств / Н. Б. Дремова, Н. М. Сергеева, А. Н. Кудрин, Е. В. Сергеев // Эконом, вестн. фармации. 1999. — Март. — С. 63−71.
- Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг: Метод, пособие / Н. Б. Дремова, C.B. Соломка, Т. Г. Афанасьева и др. Курск. — 2001. — 94 с.
- Маркова, В.Д. Маркетинг услуг / В. Д. Маркова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 120 е.
- Марфенин, Н.Н. Экология, экономика и политика в России / Н. Н. Марфенин // Россия в окружающем мире: 1999: Аналит. ежегодник / Под общ. ред. Н. И. Моисеева, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — С. 155−190.
- Матвеев, А. Кто платит, тот и заказывает лекарства / А. Матвеев // Ремедиум. 2001.-№ 3.-С. 3−13
- Мелик-Еганов, Г. Мерчандайзинг / Г. Мелик-Еганов // Справочник для работников первого стола аптек: сост. А. А. Синичкин. М.: Профессионал-центр, 2000.-С. 297−301.
- Менабде, Н. Фокус на пациента / Н. Менабде, Ф. Стоббеллаар// Эконом, вестн. фармации. 1999. — Январь-февраль. — С. 105−112.
- Мешалкина, Е. Мечта двигатель фармацевтического дела / Е. Мешалкина // Рос. аптеки. — 2000. — № 5. — С. 28−29.
- Мешковский, А.П. ВОЗ о роли фармацевта в системе здравоохранения / А. П. Мешковский. http://www. pharmateca. ru /N699/ PI. htm.
- Михайлова, Л. Хорошая аптека это хороший выбор товаров / Л. Михайлова // Фармацевт, вестн. — 2001. — № 30. — С. 6.
- Моисеев, B.C. О проблемах формирования рынка лекарственных средств в России / B.C. Моисеев // Medical Market. 1996. — № 21. — С. 20.
- Мониторинг российского фармацевтического рынка / А. Ишмухаметов, В. Мефодовский, С. Бошнакова и др. // Фармацевт, вестн. 1999. — № 3. — С. 7.
- Морозова, Е. Моя маленькая аптека / Е. Морозова // Рос. аптеки. -2000.-№ 8.-С. 60−62.
- Морозова, Н. Зима. Аптеки торжествуют / Н. Морозова // Фармацевт, вестн. 1998. — № 24. — С. 6.
- Мошкова, Л.В. Особенности российского фармрынка / Л. В. Мошкова // Фармацевт, вестн. -1999. № 2. — С. 12−13.
- Мошкова, Л.В. Организационные основы менеджмента аптечных учреждений / Л. В. Мошкова, Е. С. Зверева, Н. И. Подгорбунских // Эконом, вестн. фармации. 2000. — Сентябрь. — С. 51−58.
- Мошкова, Л.В. Организационная структура управления аптечным учреждением или сетью аптечных учреждений / Л. В. Мошкова, Е. С. Зверева, Н. И. Подгорбунских // Эконом, вестн. фармации. 2000. — Октябрь. — С. 49−61.
- Мошкова, Л.В. Фармацевтическая деятельность: нормативная база / Л. В. Мошкова // Эконом, вестн. фармации. 2000. — № 8. — С. 7−12.
- Мы ВИТА // Эконом, вестн. фармации. — 2000. — Ноябрь. — С. 4648.
- На пике проблем: аптека и организация лекарственного обеспечения // Remedium. 1997. — № 6. — С. 13−15.
- Направления развития менеджмента фармацевтических услуг / З. Н. Мнушко, В. В. Страшный, Н. М. Дихтярева, H.A. Пузак. http: www. provisor, kharkov. U.A. / arhi е/ № 16 / napz- men. htm? zated.
- Некрасова, И. Начинается с подмостков / И. Некрасова // Рос. аптеки. 2000. — № 1. — С. 26−27.
- Некрасова, И. Аптека, которой доверяют все / И. Некрасова // Рос. аптеки. 2000. — № 6. — С. 14−15.
- Некрасова, И. Новинка фармацевтического сезона / И. Некрасова // Рос. аптеки. 2001.-№ 1.-С. 14−17.
- Новости. Новая услуга в аптеке Ярославля // Рос. аптеки. 2000. -№ 9.-С. 4.
- Новые товары и услуги аптечного предприятия / H.H. Карева, H.A. Охотина, М. А. Иванова и др. // Фармация. 1994. — № 6. — С. 33−34.
- О продаже провизором Баварским аптеки провизору Бомштейну. -1883−1884г. 16 с. — Гос. архив Воронежской области, ф. 2. — Оп. 3. — Д. 51.
- Об утверждении С. Шеер управляющим принадлежащей ему аптекой. 1900. — ГАВО, Ф.2., оп. 4, д. 1445.
- Общая теория статистики / Под. ред. А. Л. Боярского, Г. Л. Громыко. М: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 376 с.
- Овчаров, В. Десять лет без права на ошибку / В. Овчаров, И. Варпаховская, И. Устинова // Ремедиум. 2000. — № 4 — С. 3−10.
- Организация фармацевтической помощи больным раком молочной железы: Метод, пособие / Н. Б. Дремова, Т. М. Литвинова, Э. А. Коржавых и др. -Курск: КГМУ. 2001. — 72 с.
- Основы маркетинга: Пер. с англ / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг.— 2-е европ. изд. Киев, М., СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998. — 1056 с.
- Основы мерчандайзинга в аптеках // Справочник для работников первого стола аптек: сост. A.A. Синичкин. М.: Профессионал-центр, 2000. -С. 301−306.
- Памятная книжка Воронежской губернии на 1899 год. Воронеж, 1899.-С.91.
- Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. Воронеж, 1906.-С. 98.
- Памятная книжка Воронежской губернии на 1907 г. Воронеж, 1907.-С.98.
- Панфилова, Т. Ответственное самолечение: хорошо это или плохо? / Т. Панфилова // Фармацевт, вестн. 1998. — № 25. — С. 11.
- Панченко, Е.И. Исследование по совершенствованию организации и управления лекарственным обеспечением населения в СССР: Автореф. дис.. д-ра фармацевт, наук / Е. И. Панченко. М., 1974. — 33 с.
- Панюшин, Р. ЗАО «Аптеки 36,6»: будущее за сетевыми структурами / Р. Панюшин // Фармацевт, вестн. — 2001. — № 29. — С. 20−21.
- Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. СПб.: Питер, 2000.- 160 с.
- Петрова, И. Как вывести аптеки из кризиса? / И. Петрова // Фармацевт, вестн. 2001. — № 2. — С. 5.
- Петрухина, И. Всем аптекам аптека / И. Петрухина // Фармацевт, вестн. — 1999.-№ 33.-С. 5.
- Петрухина, И. Мы сильны своими традициями / И. Петрухина // Фармацевт, вестн. 2000. — № 23. — С. 11.
- Практический маркетинг. Книги 1−7. М.: МИМ ЛИНК, 1997.
- Применение маркетинга в аптечном бизнесе // Эконом, вестн. фармации. 2001. — Декабрь. — С. 53−55.
- Прокопишин, В.И. Лекарственная помощь в системе советского здравоохранения / В. И. Прокопишин. Кишинев: Штиинца, 1982. — 160 с.
- Прохоров, Б.Б. Общественное здоровье в России за 100 лет (18 971 997) / Б. Б. Прохоров // Россия в окружающем мире: 2000: Аналит. ежегодник / Отв. ред. H.H. Марфенин. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — С. 133−168.
- Региональные новости // Фармацевт, вестн. 2001. — № 29. — С. 7.
- Региональные новости // Фармацевт, вестн. 2001. — № 30. — С. 6.
- Романов, П. Конкуренция должна быть управляемой . / П. Романов // Рос. аптеки. 2001. — № 7. — С. 44−46.
- Роузен, Д. Конечная точка отрасли аптека / Д. Роузен // Мед. новости. — 1995. — № 11.- С. 9.
- Рябухина, Т. Суперфарма новый шанс / Т. Рябухина // Фармацевт, вестн. — 1998.-№ 3.-С. 17.
- Саповская, В.В. Аптека с характером / В. В. Саповская // Эконом, вестн. фармации. 2000. — Июнь. — С. 119−124.
- Светланова, В. Два века для аптеки не возраст / В. Светланова // Фармацевт, вестн. 2000. — № 44. — С. 6.
- Сергеева Н.М. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, применяющихся в здравоохранении с профилактической целью: Автореф. дис.. канд. фармац. наук. Курск, 2000. — 24 с.
- Синичкин, A.A. Справочник для работников первого стола аптек: Пособие для провизоров и фармацевтов / A.A. Синичкин. М.: Профессионал Центр, 1999.-418 с.
- Смоляр, Н.Я. Семья как объект исследования потребительского поведения на фармацевтическом рынке / Н. Я. Смоляр, Е. Е. Лоскутова, М. К. Илюхина // Фармация. 1997 — № 3. — С. 39−40.
- Солонинина, A.B. Нормативно-правовой статус фармацевтических организаций и роль провизора в современных условиях / A.B. Солонинина // Фармация. 1999. — № 3. — С. 31−34.
- Солонинина, A.B. Теоретические и методологические основы организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения вмуниципальной системе здравоохранения: Автореф. дис. д-ра фармацевт. наук / A.B. Солонинина. Пермь. — 2000. — 44 с.
- Солонинина, A.B. О регламентации фармацевтической деятельности / A.B. Солонинина // Аптечная сеть России: Тез. докл. 6-ой Всерос. конф. М., 2001. — С. 21 -24.
- Социальная статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
- Стандарты качества аптечных услуг. Токийская декларация. -Руководство FIP (Federation internationale pharmaceutique) по надлежащей аптечной практике. Хельсинки, 1993. — 46 с.
- Тенцова, А.И. Фармация в СССР / А. И. Тенцова, Е. И. Панченко, Т. Д. Семенова. М.: Медицина., 1975 — 336 с.
- Токманцева, И. Непривычные решения привычных проблем / И. Токманцева // Фармацевт, вестн. 2000. — № 20 (Май). — С. 5.
- Требования к организации системы аптечных продаж. Требования к аптеке // Справочник для работников первого стола аптек: сост. A.A. Синичкин. М.: Профессионал-центр, 2000. — С. 292 — 296.
- Тригубович, Е. Аптека-бар вы о таком слышали? / Е. Тригубович // Фармацевт, вестн. — 2000. — № 8. — С. 6.
- Узденников, А.Н. Проблемы управления и государственного регулирования на фармацевтическом рынке России / А. Н. Узденников // Фармация. 1996. — № 5. — С. 3−6.
- Урусова, Т.Н. Понятие культуры обслуживания и ее значение в работе с потребителями товаров и услуг / Т. Н. Урусова, Н. В. Давыдова, Е. В. Базелюк // Эконом, вестн. фармации. 2000. — Декабрь. — С. 48−51.
- Учебник организации фармацевтического дела / Под ред. Т. Н. Тольцман М.: Медгиз. — 1961. — 417 с.
- Уэллс, У. Реклама: принципы и практика. Пер. с англ / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 736 с.
- Фармацевтическая опека важнейший аспект клинической фармгции / И. А. Зупанец, В. П. Черных, С. Б. Попов и др. — http: www. provisor, kharkov. U.A./ arhive/ 2000 /№ 11 / ph care. htm? zated.
- Фармацевтический рынок России: расстановка сил 2000: Аналит. обзор / Под ред. А. Ю. Юданова, С. А. Лагунова. М.: Классик-Консалтинг, 2000. — 220 с.
- Федина, Е.А. Безопасность фармацевтической услуги в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств / Е. А. Федина, Л. В. Мошкова // Эконом, вестн. фармации. 1999. — Декабрь. — С. 53−57.
- Федина, Е.А. Фармацевты и самопомощь / Е. А. Федина, В. К. Таточенко. М.: Классик-Консалтинг, 2000. — 115 с.
- Фокус на пациента: Стратегия реформы фармацевтического сектора в новых независимых государствах. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1998. -40 с.
- Фомина, A.B. Особенности потребительского поведения семьи на фармацевтическом рынке / A.B. Фомина, Д. И. Кича, Т. П. Лагуткина // Фармация. 2000. — № 1. — С. 28−29.
- Хаммарстрёт, Б. Фармацевты впереди / Б. Хаммарстрёт, Б. Вестерхальм // Всемир. форум здравоохранения. 1989. — Т.9, № 4. — С.23−25.
- Хартмут, Морк. Достойный доверия собеседник / Морк Хармут // Pharmamedicum. 1995. — № 4. — С. 7.
- Хисрик, Р.Д. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с англ. / Р. Д. Хисрик, Р. В. Джексон М.: ИИД «Филинъ», 1996. — 368 с.
- Ходарев, Д. Обнинские аптеки: есть возможность выбора / Д. Ходарев // Фармацевт, вестн. 1997. — № 17. — С. 8.
- Царева, А. Конкуренция не помеха / А. Царева // Фармацевт, вестн. — 2000. — № 34. — С. 12.
- Шкардун, В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия / В. Д. Шкардун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 3. — С. 68−77.
- Эванс, Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. М.: Экономика, 1993. — 355 с.
- Энджел, Д.Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блекуэлл, П. У. Минмард. СПб.: Питер Ком., 2000. — 759 с.
- Это интересно // Remedium. 1997. — № 6. — С. 10.
- Barker, J. The increasing use of pharmacies for advice and the down ward trend for G. P consultation / J. Barker, P. Blanch, K. Burall // Pharm. J. 1999. -Vol. 263, N7055.-P. 138−140.
- Basger, B.J. Dermatology consultations at a small community pharmacy: A twelve-month study / B.J. Basger // Austral. J. Pharm. 1986. — Vol. 67, N794. -P. 479−481.
- Burke, R. Virtual shopping: Breakihroungh in Marketing Research / R. Burke // Harvard Business Review. 1996. — № 2. — P. 120−131.
- Claesson, C. Pharmacists and Society A world-wide survey / C. Claesson // FIP Technical Report. — 1994. — № 1. — 43 p.
- Diekmann-Muller, A. Das Apothekenwesen in Schweden / A. Diekmann-Muller // Dtsch. Apoth. Ztg. 1995. — Bd. 135, N15. — S.21−30.
- Good Pharmacy Practice (GPP) in Communi y and Hospital Pharmacy Settings. Jeneva: WHO, 1996. — 9 p.
- Hilbig, W.P. Homecare eine neue Dienstbistung / W.P. Hiibig // Pharm. Ztg. — 1989. — Bd. 134, N17. — S. 29−30.
- Houghton, J. Pharmacists role in smoking cessation I J. Houghton, J. McKenna, S.A. Ferguson// Amer. Pharm. 1986. — Vol. 26, N7. — P. 22−24.
- Juni, H. American Community Pharmacy/ H. Juni // Intern. Pharm. J. -1992. Vol. 6, Suppl. 1. — P. S4 — S5.
- Ortiz, C. Chain Pharmacy in the United States / C. Ortiz // Intern. Pharm. J. 1992. — Vol. 6, Suppl. 1. — P. S5 — S8.
- Pharmacists’helping smokers quit’program. Part.l. Program summary // Amer. Pharm. 1986. — Vol. 26, N7. — P. 25−27.
- Pharmacists’helping smokers quit’program. Part.2. Scientific background // Amer. Pharm. 1986. — Vol. 26, N7. — P. 28−33.
- Schaefer, M. Good Pharmacovigilance Practice-mit oder ohne Apotheker? / M. Schaefer // Dtsch. Apoth. Ztg. 1995. — Bd. 135, N33. — S. 57−62.
- Stone, P. Pharmacy Practice. / P. Stone, S.J. Curtis London: Farrand Press, 1995.-282 p.
- The role of the pharmacist in the health care system // Report of a WHO Meeting (31 Aug. 3 Sept. 1993) — Tokyo, 1993. — P. 15−18.
- Thomas, R. Professionalism and counselling in community pharmacy / R. Thomas, M. Ortiz // Austral. J. Pharm. 1986. — Vol. 66, N790. — P. 57−64.