Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последнее десятилетие на мировом флоте изменилась ситуация с возможностью определения и коррекции элементов движения судна. Выход на эксплуатационный режим глобальных высокоточных спутниковых навигационных систем (СНС) отодвинул на второй план традиционные приборы определения элементов движения судна: гирокомпас и лаг. Действительно, современные приемоиндикаторы СНС «ГЛОНАСС-НАВСТАР» позволяют… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ способов измерения скорости лагами с линейной базой направленных приемников
    • 1. 1. Анализ способов измерения скорости судна с использованием прямых методов оценок корреляционных функций
    • 1. 2. Анализ способов измерения скорости с использованием функций среднего модуля разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов
    • 1. 3. Анализ способов' построения корреляционных лагов
      • 1. 3. 1. Анализ информационно-физических моделей эхосигналов корреляционных лагов
      • 1. 3. 2. Анализ структур вычислительных устройств корреляционных лагов
      • 1. 3. 3. Анализ способов моделирования случайных процессов
    • 1. 4. Анализ оценок флюктуационных погрешностей корреляционных способов измерения скорости судна
    • 1. 5. Анализ влияния характеристик отражающей поверхности на погрешности корреляционного лага
    • 1. 6. Систематизация погрешностей корреляционных гидроакустических лагов и методов их уменьшения
      • 1. 6. 1. Систематизация погрешностей корреляционных гидроакустических лагов
      • 1. 6. 2. Систематизация методов уменьшения погрешностей лагов
    • 1. 7. Выводы по первой главе
  • 2. Разработка гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников 2.1 Уточнение информационно-физической модели корреляционного лага
    • 2. 1. 1. Уточнение информационно-физической семантической 63 модели корреляционного лага
    • 2. 1. 2. Декомпозиция семантической модели
    • 2. 2. Разработка вычислительных устройств лагов на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов
    • 2. 3. Уточнение классификации гидроакустических измерителей скорости с линейной базой направленных приемников
    • 2. 4. Оценка погрешностей корреляционных лагов, построенных на основе использования функций средних модулей разностей
    • 2. 4. 1. Оценка влияния аддитивных помех на погрешность лага
    • 2. 4. 2. Оценка флюктуационных погрешностей лагов
    • 2. 4. 3. Погрешности корреляционного лага вследствие неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов
    • 2. 5. Погрешности цифрового полярного коррелятора
    • 2. 6. Разработка схемы стабилизации флюктуационных погрешностей при изменении характеристик отражающей поверхности
    • 2. 7. Выводы по второй главе 108 3 Результаты моделирования работы корреляционного
    • 3. 1. Моделирование эхо-сигналов гидроакустического относительного лага
    • 3. 1. 1. Экспериментальные исследования статистических характеристик эхо-сигналов лага «SAL-R1»
    • 3. 1. 2. Машинное моделирование амплитуд эхо-сигналов лага
    • 3. 2. Имитационное моделирование измерителей скорости с линейной базой направленных приемников
    • 3. 3. Имитационное моделирование схемы стабилизации флюктуационных погрешностей корреляционного лага
    • 3. 4. Имитационное моделирование вычислительных устройств лагов при не идентичности амплитудных характеристик приемных каналов
    • 3. 5. Выводы по третьей главе 1
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Метод уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач судовождения была и остается задача автономного определения путевой скорости и угла сноса судна. В настоящее время эта задача успешно решается различными техническими средствами судовождения.

Рост тоннажа, скоростей, количества транспортных и промысловых судов привели к увеличению интенсивности судоходства. В связи с этим возросли требования к технико-эксплуатационным характеристикам лагов, информация от которых, совместно с данными от приборов курсо-указания, позволяет вести непрерывное и, притом, автономное счисление, а также используется для исключения методических погрешностей других технических средств навигации (ТСН): гирокурсоуказателей радиолокационных станций навигации и систем автоматической радиолокационной прокладки расхождения судов, спутниковых и радионавигационных систем, инерциальных и перспективных батиметрических навигационных систем.

Специалисты в области судовождения уделяют большое внимание вопросам практического использования лагов (способам измерения абсолютной и относительной скоростей, определению и учету поправок лагов, методам расчета методических и инструментальных погрешностей лагов, а также их компенсации, минимизации и учету во время плавания).

За последнее десятилетие на мировом флоте изменилась ситуация с возможностью определения и коррекции элементов движения судна. Выход на эксплуатационный режим глобальных высокоточных спутниковых навигационных систем (СНС) отодвинул на второй план традиционные приборы определения элементов движения судна: гирокомпас и лаг. Действительно, современные приемоиндикаторы СНС «ГЛОНАСС-НАВСТАР» позволяют измерять малые скорости до нескольких миллиметров в секунду и ускорения порядка 0,1 мм/с2 при точности определе5 ния координат судна Юм. Некоторые отечественные приверженцы радио и спутниковых навигационных систем говорят о том, что в недалеком будущем лаг как техническое средство навигации вообще не будет устанавливаться на судне, и что вполне достаточно индукционного лага, который по классификации относится к лагам средней точности [56].

При плавании судна по счислению наиболее приемлемо использование абсолютного лага. Однако существует большой ряд задач, когда необходимо знание относительной скорости судна или относительной и абсолютной вместе (адаптивные авторулевые, радиолокационные станции, системы автоматической радиолокационной прокладки, гирокурсо-указатели и др.).

Исходя из опыта эксплуатации индукционных лагов на транспортных судах, следует отметить, что их погрешности непостоянны во времени вследствие обрастания корпуса судна, изменения его посадки и, как следствие, изменения толщины и других характеристик пограничного слоя под корпусом судна в районе установки индукционного преобразователя. Через 0,5-г1 год после очередного докования судна уменьшение показаний лаговой скорости может достигать 30% и более. В результате этого скорость судна на большинстве судов в настоящее время вырабатывается, как правило, в основном по данным приемоиндикаторов СНС и РНС, причем только относительно грунта [74].

В настоящее время гидроакустическими лагами (ГАЛ) оснащено достаточно много судов. Имеется достаточно большое количество моделей относительных ГАЛ, которые могут устанавливаться на суда практически любого водоизмещения. В основном это ГАЛ, работающие на эффекте Доплера (ДГАЛ) [3, 27, 43, 47]. Теоретические вопросы принципа работы, погрешностей, способов построения, аппаратурных реализаций и использования ДГАЛ достаточно хорошо изучены, и их развитие идет в основном по пути технического совершенствования по преодолению ряда трудностей методического и технического характера.

Теоретические и экспериментальные исследования, проводимые с целью дальнейшего совершенствования и развития аппаратуры автономной навигации, привели, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, к разработке достаточно перспективных измерителей скорости с линейной базой направленных приемников (ЛБНП), к которым относятся корреляционные измерители скорости (КИС). Одним из первых термин «линейная база направленных приемников (вибраторов)» ввел отечественный ученый Блинов И. А. [23]. ГАЛ, построенными на этом способе измерения скорости (СИС), являются корреляционные гидроакустические лаги (KTAJI). Эти лаги имеют хорошие перспективы в эксплуатации благодаря их полной автономности, простоте, высокой точности и способности работать в достаточно сложных гидрометеорологических условиях.

Принцип работы этих лагов основан на корреляционных способах обработки огибающих эхо-сигналов (ОЭС) и начал интенсивно исследоваться в середине 1970;х годов [3, 7−16, 19, 22, 25−27, 30−33, 37, 38, 48, 73, 76]. В теоретическом и техническом плане эти лаги еще достаточно не изучены, научные публикации имеют разрозненный характер, отсутствуют достаточно полные теоретические и экспериментальные исследования именно гидроакустических относительных лагов.

Гидроакустические лаги с линейной базой направленных приемников имеют ряд преимуществ перед традиционными доплеровскими ГАЛ. Такие как: независимость показаний скорости судна от скорости распространения звука в водной среде и наклонах грунта, большая устойчивость работы при качке судна и наклоне грунта, установка гидроакустических антенн в клинкеты диаметром от 32 мм до 300 мм при различной рабочей глубине, достаточно малая мертвая зона по рабочей глубине [99].

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Опубликованные в 1970;2004 годах работы отечественных и зарубежных ученых [1−3, 7−17, 19, 25−27, 30−33, 38, 48, 76, 78, 81, 82, 87, 88, 94, 99,103,104−121] по корреляционным экстремальным системам (КЭС), корреляционным лагам (КЛ) позволяют сделать вывод о нескольких СИС и конструктивных реализаций этих способов.

Если авиационные КИС достаточно хорошо описаны в литературе: основополагающая монография Боркус М. К. и Черного А. Е. [25] и последующие работы на ее основе [3, 27], то о ГА Л таких типов в научно-технической литературе сведений не достаточно. Несмотря на перспективы упомянутого способа, некоторым теоретическим вопросам, в частности методам уменьшения погрешностей измерения составляющих вектора скорости, на сегодняшний день не уделено должного внимания.

При современном уровне микроэлектроники и схемотехники габаритные размеры блоков лага и стоимость комплекта при одинаковой рабочей глубине под килем и количеством измеряемых составляющих вектора скорости судна будут примерно одинаковы. Таким образом, создание конкурентно-способного корреляционного лага может быть осуществлено в основном только путем уменьшения его погрешностей.

Работа по созданию лагов начинается с разработки информационно-физических моделей процесса измерений, выбора алгоритмов работы, разработки структурных схем, оценки погрешностей измерения и поиск возможных путей их снижения. Этот этап происходит на семантическом, морфологическом и алгоритмическом уровне информационно-физических моделей [96].

Модели корреляционных лагов, опубликованные в работах [25, 27], а также модель эхо-сигналов, приведенная в работе [61], не учитывают специфику области применения вышеупомянутых СИС на морских и речных судах в режиме измерения относительной скорости, которая заключается в том, что сигналы распространяются в гидросреде, где они подвержены существенному влиянию затухания, рассеяния, реверберации и других факторов. Причем эхо-сигналы, в силу влияния рассеяния и реверберации, являются носителями полезной информации.

Использование КСИС ограничено применением оценок только действительных корреляционных функций (КФ) [3, 15, 25, 51, 76, 88]. Опубликованы работы по применению функций средних модулей разностей (СМР) огибающих эхо-сигналов (ОЭС) для оценки корреляционных функций с целью вычисления скорости судна [63]. При такой обработке ОЭС вместо операции умножения используется операция вычитания, что может повысить эффективность ГАЛ с ЛБНП за счет упрощения технической реализации их вычислительных устройств. Однако отсутствуют сведения о структурных схемах вычислительных устройств" лагов, построенных для работы по этому методу, и их погрешностей.

При работе корреляционного лага в реальных условиях, на входах его вычислительного устройства кроме полезных сигналов всегда будут присутствовать помехи. Отношение сигнал/шум будет непостоянным вследствие изменения расстояния до отражающей поверхности и изменения ее отражательных характеристик. Кроме того, неравномерность амплитудных характеристик приемных каналов может влиять на погрешность измерения скорости. Возникает необходимость оценки влияния этих факторов на погрешность лага и поиска путей их уменьшения.

Классификация и определения, изложенные в работах [51, 57, 58], позволяют синтезировать около 1 ООО моделей КГАЛ, но требует уточнения по вариантам построения измерителей скорости построенных на косвенных методах оценки корреляционных функций. В частности, с использованием функций средних модулей разностей, которые предложены в работах [45, 48, 63, 65], а также применения широтно-импульсной модуляции сигналов [46] для упрощения построения корреляторов и вариантов построения экстремальных регуляторов. Эти недостатки затрудняют более эффективную работу над измерителями скорости с ЛБНП.

При натурном моделировании очень дорогостоящими являются этапы морских испытаний. Сократить их стоимость можно, если создать имитаторы отраженных сигналов, которые в максимальной мере соответствуют реальным сигналам, отраженным от различных поверхностей (морская и земная поверхности, дно различных водоемов). Такие имитаторы могут быть созданы в виде отдельных устройств или прикладных программ для ЭВМ. Современные пакеты прикладных программ позволяют производить машинное моделирование достаточно сложных электронных устройств, входными сигналами которых могут быть смоделированные амплитуды ОЭС. В этой связи, возникают следующие научные задачи: а) необходимо проанализировать характеристики отражающих поверхностей, в частности, степень неровностиб) произвести анализ выражений для корреляционных функций отраженных сигналов при различных характерах отражающих поверхностей, в) обосновать статистические характеристики эхо-сигналов от турбулентного потока воды под днищем судна.

В работе [50] рассматривается проблема влияния характеристик отражающей поверхности на флюктуационную погрешность корреляционного лага. Делаются предположения о необходимости введения в низкочастотную часть приемного тракта управляемых фильтров. Однако отсутствуют сведения о реальных структурных схемах таких приемных трактов и их характеристиках.

В открытой печати не найдено сведений о влиянии неидентичности амплитудных характеристик на погрешности взаимно автокорреляционных способов измерения модуля полной и продольной скоростей судна. В этой связи возникает научная задача исследования этого вопроса.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Совершенствование корреляционных лагов с целью уменьшения погрешностей на основе и использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются методы и средства навигации и судовождения, в частности гидроакустические лаги. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ — методы уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научные задачи:

— уточнить информационно-физическую модель лага с учетом условий эксплуатации;

— разработать структурные схемы вычислительных устройств лагов с использованием функций средних модулей разностей для измерений модуля, курсовой и измеренной скорости;

— уточнить классификационную таблицу КГ АЛ с включением в нее других схем построения вычислительных устройств измерителей скорости с ЛБНП.

— получить выражения для флюктуационных погрешностей лагов с использованием функций средних модулей разностей для разработанных схем построения вычислительных устройств;

— произвести оценку влияния помех на входах коррелятора;

— оценить влияние неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов лага на погрешности измерения составляющих вектора скорости судна;

— разработать метод и структурную схему лага с компенсацией влияния изменения характеристик отражающей поверхности на флюк-туационную погрешность;

— провести машинное моделирование работы гидроакустического относительного лага с использованием функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов в различных условиях. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Уточненная информационно-физическая модель лага с учетом специфики его применения.

2. Новые типы вычислительных устройств гидроакустических относительных лагов.

3. Методы уменьшения погрешностей измерения составляющих вектора скорости гидроакустическими корреляционными лагами.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА.

В настоящее время ведутся интенсивные работы, направленные на создание новых измерителей скорости, обладающих повышенной эксплуатационной надежностью, точностью показаний, ремонтнопригодно-стью и достаточной эффективностью применения [3, 99, 121]. На современном этапе ГАЛ с ЛБНП с хорошими технико-эксплуатационными характеристиками производит только шведская фирма «Consilium Marine» (ряд унифицированных лагов SAL).

Фирмой «Дженерал Электрик» (США) создан лаг «Quo Vadis», и этой же фирмой совместно с фирмой «Магнавокс» (США) создан новый гидроакустический корреляционный лаг «МХ-810», не требующий управления оператором [3], фирмой «EDO Carporation» разработан корреляционный лаг, совмещенный с доплеровским лагом с единым модулем антенной системы [122]. Таким образом, ведущие зарубежные фирмы, производящие современные приемоиндикаторы радио и спутниковых навигационных систем, продолжают разработки и производство автономных датчиков навигационной информации. В Российской Федерации подобные лаги не производились и не производятся.

Одновременно обозначилась тенденция к разработке автономных измерителей скорости с ЛБНП специализированных типов для решения задач другими видами транспорта (авиационного, железнодорожного, автомобильного) [3, 30−33].

Наметившееся отставание в области разработки и производства автономных технических средств навигации (лагов, эхолотов) может привести к зависимости страны от зарубежных фирм разработчиков и производителей такой аппаратуры [56].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При решении поставленных научных задач использовались методы теории гидроакустики, корреляционного и спектрального анализа случайных процессов, имитационного моделирования и натурного эксперимента, положений теории автоматического управления.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Новизна работы заключается в применении нетрадиционных методов обработки эхо-сигналов для разработки высокоэффективного гидроакустического лага с уменьшенными погрешностями и его стендовых испытаний, в том числе:

— уточнена информационно-физическая модель лага с учетом специфики его применения;

— разработаны новые типы вычислительных устройств лагов с.

ЛБНП;

— уточнена классификация лагов с ЛБНП;

— получены сравнительные выражения для флюктуационных погрешностей лагов построенных с использованием функций средних модулей эхо-сигналов;

— получены выражения для оценки влияния неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов на погрешности измерения.

1 скорости корреляционными способами;

— разработан метод и структурная схема устройства для стабилизации флюктуационных погрешностей лага при изменяющихся характеристиках отражающей поверхности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ обусловлена совпадением результатов теоретических исследований с данными машинного моделирования, стендовых и натурных испытаний гидроакустических лагов с ЛБНП в реальных условиях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по выбору алгоритмов работы, характеристикам приемно-излучающего тракта, построению вычислительных устройств лагов с ЛБНП с уменьшенными погрешностями. Важным практическим результатом являются, разработка новых типов лагов с ЛБНП.

Полученные результаты позволят повысить эффективность технических средств навигации судов по сравнению с существующими системами за счет повышения точности и надежности измерения скорости, ремонтопригодности всей системы в 1,5−2 раза.

Тема связана с НИР и ОКР, проводимых на кафедре «Технические средства судовождения» в ФГОУ ВПО МГУ им. адм. Г. И. Невельского в i соответствии с федеральными целевыми программами: «Мировой океан».

1998;2012 гг.) в рамках задачи создания технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана, транспортные коммуникации России в Мировом океане- «Модернизация транспортной системы России» (2002;2010 гг.) в рамках задачи «Комплексная информатизация транспорта на основе использования современных телекомммуникационных и навигационных систем», планами НИР ВУЗа в рамках темы «Повышение эффективности технических средств навигации и разработка методов их комплексного использования» .

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Результаты работы непосредственно использованы при выполнении госбюджетных НИР, которые велись на кафедре «Технические средства судовождения» ФГОУ ВПО МГУ имени адмирала Г. И. Невельского.

Выводы и рекомендации, полученные при разработке диссертации, внедрены в процесс обучения курсантов и студентов ФГОУ ВПО МГУ имени адмирала Г. И. Невельского (лекции, курсовое и дипломное проектирование).

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Основные теоретические положения подтверждены экспериментально при машинном моделировании ГАЛ с ЛБНП. При разработке программ для ЭВМ ГАЛ с ЛБНП использованы результаты теоретических исследований, изложенных в диссертационной работе.

Материалы работы были доложены и одобрены на: международной научно-технической конференции «Безопасность на море. Научно-технические проблемы и человеческий фактор» — 2002 г.- пятой международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» — 2003 г.- шестой международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» -2005 г.

ПУБЛИКАЦИИ. По результатам исследований опубликовано 9 работ, в том числе 1 без соавторства.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация представлена на 152 листах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Работа содержит 56 рисунков, 1 таблицу и список использованных источников из 122 наименований.

3.5 Выводы по главе 3.

По результатам исследований проведенных в главе три можно сделать следующие выводы:

1. Обоснованы статистические характеристики случайных процессов необходимых для имитационного моделирования. Сходимость статистических характеристик реальных эхо-сигналов и сформированных достаточно хорошая, и сформированные процессы можно использовать для машинного моделирования работы вычислительных устройств лагов.

2. Подтверждено путем имитационного моделирования, что флюктуационные погрешности измерения скорости существенно ниже (до 5 раз) у лагов, построенных на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов, по сравнению с лагами, использующими алгоритмы прямых оценок корреляционных функций.

3. Предложенные методика постановки эксперимента и схема стабилизации уровня взаимной корреляционной функции при нулевом временном сдвиге, а, следовательно, и флюктуационных погрешностей измерения скорости лагами с линейной базой направленных приемников, работоспособны и могут найти применение в новых разработках.

4. Погрешности при измерении корреляционных задержек и рассчитанных по выражениям, полученным теоретическим путем, для прямых и косвенных оценок корреляционных функций имеют достаточно хорошую сходимость (не более 30%).

6. Результаты имитационного моделирования работы вычислительных устройств лагов при неидентичных амплитудных характеристиках имеют достаточно хорошую сходимость с результатами теоретических исследований.

Основные научные результаты, изложенные в главе, опубликованы в. работах [5, 41, 42, 75].

Заключение

.

В настоящей диссертационной работе, на основании выполненных исследований, получены следующие основные научные результаты и выводы:

1. В результате уточнения информационно-физической модели лага на основе составленной семантической схемы корреляционного лага и описанной с помощью уравнений можно выделить основные процессы, которые происходят при работе корреляционного лага с учетом условий эксплуатации.

2. Разработаны структурные схемы новых вычислительных устройств лагов на основе использования функций средних модулей разностей для измерений модуля, курсовой и измеренной скоростей.

3. Уточнена классификационная таблица лагов с включением в нее других схем построения вычислительных устройств измерителей скорости с линейной базой направленных приемников, которая приводит в единую систему терминологию в этой области научных исследований и позволяет синтезировать более 10 000 типов лагов, для различных условий эксплуатации.

4. Получены новые математические выражения для качественной и количественной оценки величин флюктуационных погрешностей при использовании прямых и косвенных оценок корреляционных функций для измерения скорости методом сравнения крутизны корреляционных функций в точках слежения для заданной амплитуды функций.

5. Получены новые математические зависимости для оценки влияния помех на входах коррелятора и неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов лага на погрешности измерения составляющих вектора скорости судна.

6. Теоретически получено и подтверждено экспериментальным путем, что флюктуационные погрешности и влияние неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов на погрешности измерения скорости существенно меньше (от 1,5 до 5 раз) у лагов построенных на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.

7. Разработана структурная схема лага с компенсацией влияния изменения характеристик отражающей поверхности на флюктуационную погрешность измерения скорости судна.

8. Имитационное моделирование работы гидроакустического относительного лага на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов в различных условиях подтвердили правильность выводов и рекомендаций, полученных теоретическим путем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б. Г. Обеспечение безопасности мореплавания современными гидроакустическими лагами Текст. / Б. Г. Абрамович: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. — 88 с.
  2. , Б. Г. Использование корреляционных лагов для определения параметров движения объекта Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов // XXXIII Всесоюз. межвуз. науч.-техн. конф.:. Тез. докл. Т. 1. Ч. 1.- Владивосток, ТОВВМУ, 1990. — С. 80 — 83.
  3. Абсолютные и относительные лаги Текст. / К. А. Виноградов, В. Н. Кошкарев, Б. А. Осюхин, А. А. Хребтов: Справочник. Л.: Судостроение, 1990. — 264 с.
  4. Акустика океана Текст. / Под ред. Л. М. Бреховских. М.: Наука, 1974. — 696 с.
  5. А. с. № 537 315 СССР, МКИ3 G01P 9/66, G01P 3/58. Способ определения скорости судна относительно дна. / В. И. Воловов, В. В. Крас-нобородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин (СССР). № 2 051 138/10 Заяв. 09. 08. 74 Опубл. 30.11. 76, Бюл. № 44 — 4 с.
  6. А. с. № 640 209 СССР, МКИ3 G01P 5/00. Способ определения скорости судна относительно дна. / В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин. (СССР). № 2 394 219/18−10- Заявл. 02. 08. 76- Опубл. 30. 12. 78, Бюл. № 48. — 4 с.
  7. А.с. 714 284, СССР, МКИ3 G01P 3/64. Новый способ определения скорости движения объекта/ В. И. Домаркас, В. П. Трюкас и др. (СССР). Опубл. 1980, Бюл.№ 5.
  8. А. с. 818 278 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 757 236/ 18 10- Заявл. 28. 03. 79.
  9. А. с. 907 441 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости/ Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 911 701 /18−10- Заявл. 14.04. 80- Опубл. 23. 02. 82, Бюл. № 7−6 с.
  10. А. с. 907 442 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости/Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР).-№ 2 952 860 / 18- 10- Заявл. 11. 07. 80- Опубл. 23. 02. 82., Бюл. № 7.-8 с.
  11. А. с. 1 040 418 СССР, МКИ3 G01P 3/64, G01С 22/02. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). № 3 435 580/18−10- Заявл. 23. 04. 82- Опубл. 07. 09. 83, Бюл. № 33. — 4 с.
  12. А. с. 1 070 482 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). -№ 3 462 115/ 18- 10- Заявл. 24. 05. 82- Опубл. 30. 01. 84, Бюл. № 4.-4 с.
  13. А. с. 1 101 003, СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР.)-№ 3 301 870/18 10- Заявл. 11. 05. 81. — 6 с.
  14. А. с. 1 275 294 СССР, МКИ3 G01P 3/80. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов, А. А. Панченко и А. В.
  15. Артемьев (СССР). -№ 3 850 586/24−10- Заявл. 29. 12. 84- Опубл. 07. 12. 86, Бюл. № 45. 6 с.
  16. , В. К. Корреляционно-экстремальные методы навигации Текст. / В. К. Баклицкий, А. Н. Юрьев. М.: Радио и связь, 1982. -256 с.
  17. , О. В. Основы радионавигации Текст. / О. В. Белавин: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советское радио, 1977.-320 с.
  18. , И. Н. Корреляционно-экстремальные системы Текст. / И. Н. Белоглазов, В. П. Тарасенко. М.: Советское радио, 1974. -392 с.
  19. , Дж. Измерение и анализ случайных процессов Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол.- Пер. с англ. Г. В. Матушевского, В. Е. Приваль-ского / Под. ред. И. Н. Коваленко. М.: Мир, 1971. — 408 с.
  20. , Дж. Прикладной анализ случайных данных Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол.- Пер. с англ. -М.: Мир, 1980. 540 с.
  21. , С. Корреляционные измерители глубины и скорости Текст. / С. Березин, О. Каратаев // Морской сборник. JI., — 1976. — № 12.-С. 235−237.
  22. , И. А. Использование линейной базы направленных вибраторов для навигационных измерений Текст. / И. А. Блинов // Судовождение. Науч.-техн. сб. JL:. Транспорт. — 1964. — Вып. 4. — С. 20−29.
  23. , А. В. Гидроакустическая техника исследования и освоения океана Текст. / А. В. Богородский, Г. В. Яковлев, Е. А. Каре-пин, А. К. Должников / Под.ред. В. В. Богородского. Л.: Гидрометеоиз-дат, 1984.- 264 с.
  24. , М. К. Корреляционные измерители путевой скорости и угла сноса летательных аппаратов Текст. / М. К. Боркус, А. Е. Черный. -М.: Советское радио, 1973. 168 с.
  25. , А. М. Корреляционно-экстремальные системы навигации Текст. / А. М. Бочкарев // Зарубежная радиоэлектроника. — 1981. — № 9.-С. 28−53.
  26. , В. М. Гидроакустические лаги Текст. / В. М. Букатый,
  27. B. И. Дмитриев. -М.: Пищевая промышленность, 1980. 176 с.
  28. , В. С. Анализ гидроакустических систем Текст. / В. С. Бурдик. JI.: Судостроение, 1988 — 392с.
  29. , JB. В. Цифровое моделирование в статической радиотехнике Текст. / В. В. Быков. -М.: Сов. радио, 1971. 328 с.
  30. , Д. В. К вопросу оптимизации корреляционных измерителей скорости Текст. / Д. В. Васильев // Радиотехнические тетради. -2000.-№ 20.-С. 7−15.
  31. , Д. В. Исследование адаптивного корреляционного измерителя скорости с применением математического моделирования Текст. / Д. В. Васильев, С. А. Денисов, С. А. Серебряков // Вестник МЭИ. -1995.-№ 2.-С. 9−18.
  32. , А. С. Очерк основ радиолокации при непрерывном излучении Текст. / А. С. Виницкий. М.: Сов. радио, 1961. — 496 с.
  33. , К. А. Гидроакустический корреляционный лаг Текст. / К. А. Виноградов, В. Н. Кошкарев, Б. А. Осюхин, Г. В. Яковлев // Судостроение за рубежом. 1977. — № 7. — С. 53 — 64.
  34. , К. А. Влияние водной среды, насыщенной пузырьками воздуха, на работу эхолота Текст. / К. А. Виноградов, Б. М. Ману-лис, А. В. Тейтельман // Судостроение. 1981. — № 3(520). — С. 33 — 34.
  35. , В. И. Определение курсовой скорости и бортового сноса судна акустическим методом Текст. / В. И. Воловов, В. В. Красно-бородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин // Акустический журнал, 1979, -Т. 25, вып. 2, — С. 293−295.
  36. , В. И. Акустические методы решения некоторых океанологических и навигационных задач Текст. / В. И. Воловов, Ю. П. Лысанов // Проблемы акустики океана. М.: Наука, — 1984. — С. 185 — 192.
  37. , В. В. Моделирование функционирования схемы стабилизации флюктуационных погрешностей корреляционного лага Текст.
  38. В. В. Воробьев, В. В. Завьялов, В. С. Перечесов // Вестн. Морского государственного университета. Серия: Судовождение. Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, — 2005. — Вып. 9. — С. 21−25.
  39. , С. В. Гидроакустические доплеровские относительные лаги Текст. / С. В. Галкин, В. П. Плахотников, А. В. Соколов, И. К. Усачева // Судостроение за рубежом. 1988. — № 2. — С. 77 — 86.
  40. Гидроакустические навигационные средства Текст. / Бородин В. И. и др. JI.: Судостроение, 1983. — 264 с.
  41. , Ю. И. Автоматические цифровые корреляторы Текст. / Ю. И. Грибанов, Г. П. Веселова, В. Н. Андреев. М.: Энергия, 1971.-240 с.
  42. , В. С. Фильтрация измерительных сигналов Текст. / В. С. Гутников JI.: Энергоатомиздат, 1990. -192 с.
  43. , Н. М. Гидроакустические доплеровские лаги Текст. / Н. М. Гусев, Г. В. Яковлев // Судостроение за рубежом. 1976. — № 5. — С. 53 — 66.
  44. , В. Н. Корреляционные устройства Текст. / В. Н. Жовинский, В. Ф. Арховский. М.: Энергия, 1974. — 248 с.
  45. , А. П. Теоретические основы радиовысотометрии Текст. / А. П. Жуковский, Е. И. Оноприенко, В. И. Чижов. М.: Сов. радио, 1979.-320 с.
  46. , В. В. Классификация корреляционных лагов Текст. / В. В. Завьялов // XXXI Всесоюзная межвуз. науч.-техн. конф.: Тез. докл.- Т. 1. Ч. 2. — Владивосток: ТОВВМУ, — 1988. — С. 92 — 93.
  47. , В. В. Флюктуационные погрешности корреляционных измерителей скорости Текст. / В. В. Завьялов // XXXV Всероссийской межвуз. НТК. Тез. докл. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1992. -С. 78−80.
  48. , В. В. Оценка эффективности корреляционных гидроакустических лагов // XXXVII Всероссийская межвуз. НТК. Сборник докладов. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1994. -С. 11−19.
  49. , В. В. Корреляционные и спектральные характеристики эхосигналов лага с линейной базой приемников Текст. / В. В. Завьялов // Сб. докл. XXXVIII Всероссийск. межвуз. НТК. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1995. — С. 65 — 67.
  50. , В. В. Некоторые аспекты развития судовых лагов Текст. / В. В. Завьялов // Проблемы развития морского транспорта на Дальнем Востоке: Тез. докл. / Межвуз. науч.-техн. конф., Ч. 2. -Владивосток: ДВГМА, — 1997. — С. 74 — 75.
  51. , В. В. Классификация измерителей скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов // Транспортное дело России. Спецвыпуск № 2. — 2004. — С. 104−106.
  52. , В. В. Измерители скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов. Владивосток: Мор. гос. унт, 2004. 176 с.
  53. , В. В. Выбор режимов излучения гидроакустических лагов Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Сб. докл. XXXV Всерос-сийск. межвуз. НТК. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1992. — С. 81−83.
  54. , В. В. Моделирование эхо-сигналов измерителей скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Транспортное дело России. Спецвыпуск № 2. -2004.-С. 107−110.
  55. , В. В. Основы теории измерителей скорости с использованием средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Транспортное дело России. Спецвыпуск -№ 2.-2004.-С. 20−22.
  56. , В. В. Интервалы корреляции эхо-сигналов, отраженных от неровных поверхностей Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев,
  57. A. А. Панченко // Сб. докл. Междунар. НТК, поев. 110-летию мор. образования в Приморье «Наука морскому образованию на рубеже веков». 9−10 ноября 2000 г. — Владивосток, — 2001. — С. 46 — 49 .
  58. , В. В. Статистические характеристики амплитуд огибающих эхо-сигналов, отраженных от неровных поверхностей Текст. /
  59. B. В. Завьялов, А. В. Артемьев, А. А. Панченко // Транспортное дело России. М.: Спецвыпуск 2005. — № З.-С. 32−34.
  60. , В. В. Формирование огибающей амплитудно-модулированных импульсов Текст. / В. В. Завьялов, Е. JI. Емельянов // XXXI Всесоюз. межвуз. науч.-техн. конф.: Тез. докл. Т. L — Ч. 2. — Владивосток, ТОВВМУ, — 1988. — С. 98.
  61. , С. Г. Статистические характеристики радиосигналов, отраженных от земной поверхности Текст. / С. Г. Зубкович. М.: Сов. радио, 1968. -224 с.
  62. , Ю. Г. Новый шведский гидроакустический лаг Текст. / Ю. Г. Зурабов, Г. И. Москвин, Б. Н. Амелехин // ЭИ «Морской транспорт. Сер. Судовождение и связь» / ММФ. В/О «Мортехинформреклама», — 1975.-Вып. 1(76).-С. 37- 41.
  63. , В. П. Некоторые проблемы создания судовых относительных лагов Текст. / В. П. Иванченков // Судостроение, 1986, -№ 12.-С. 22−24.
  64. , С. Ф. Корреляционные экстремальные системы: Справочник. Текст. / С. Ф. Козубовский. Киев: Наукова думка, 1973. -224 с.
  65. , В. Е. Автономные допплеровские устройства и системы навигации летательных аппаратов Текст. / Под ред. В. Е. Кол-чинского. М.: Советское радио, 1975. — 432 с.
  66. , Е. И. Оценка параметров сигналов на фоне помех Текст. / Е. И. Куликов, А. П. Трифонов. М.: Радио и связь, 1978 296с.
  67. , Дж. Вероятностные методы анализа сигналов и систем Текст. / Дж. Купер, К. Макгиллем: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 376 с.
  68. , С. С. Многоканальные счетные системы и коррелометры Текст. / С. С. Курочкин. М.: Энергия, 1972. — 344 с.
  69. , Ф. Корреляционная электроника Текст. / Ланге. Л.: Судпромгиз, 1963. — 448 с.
  70. , Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники Текст. / Б. Р. Левин. М.: Радио и связь, 1989 653с.
  71. , Ю. С. Введение в теорию и технику радиотехнических систем Текст. / Ю. С. Лезин. М.:Радио и связь, 1986 278с.
  72. , Ж. Методы и техника обработки сигналов при физических измерениях Текст. / Ж. Макс. М.:Мир, 1983, т.1 311с., т.2 — 256с.
  73. , В. Н. Дальность действия гидроакустических средств Текст. / В. Н. Матвиенко, Ю. Ф. Тарасюк. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1981. — 208 с.
  74. Мелик-Шахназаров, А. М. Цифровые измерительные системы корреляционного типа Текст. / А. М. Мелик-Шахназаров, М. Г. Марка-тун. -М.: Энергоатомиздат, 1985. 128 с.
  75. , Г. Я. Характеристики стохастической взаимосвязи и их измерение Текст. / Г. Я. Мирский. М.: Энергоатомиздат, 1982. — 320 с.
  76. , В. В. Статистические свойства морской реверберации Текст. / В. В. Ольшевский. М.: Наука, 1966. — 203 с.
  77. , В. В. Статистические методы в гидролокации Текст. / В. В. Ольшевский. Л., Судостроение, 1983. — 280 с.
  78. , В. В. Теоретические и экспериментальные исследования морской реверберации Текст. / В. В. Ольшевский, Т. А. Мороз. -Л.: ЦНИИ «Румб», 1976. 132 с.
  79. , А. А. Погрешности цифрового полярного коррелятора Текст. / А. А. Панченко, В. В. Воробьев // Вестн. Морского государственного университета. Серия: Судовождение Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2004. — Вып. 2. — С. 107−112.148
  80. , Е. JI. Технические средства судовождения. Теория: Учебник для вузов Текст. / Е. JI. Смирнов, А. В. Яловенко, В. В. Воронов. СПб.: Элмор, 1996. 544 с.
  81. , Е. JI. Технические средства судовождения. Том 2. Конструкция и эксплуатация: Учебник для вузов Текст. / Е. JI. Смирнов и др. СПб.: Элмор, 2000. 656 с.
  82. Справочник по гидроакустике Текст. / А. П. Евтютов и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1988. — 552 с.
  83. Справочник по радиоэлектронике в трех томах Текст. / Под общ. Ред. А. А. Куликовского. Т. 3. М.: Энергия. 1970. 816 с.
  84. , А. П. Акустика моря Текст. / А. П. Сташкевич. -Л.: Судостроение, 1966. 355 с.
  85. Теоретические основы радиолокации.: Учеб. пособие для вузов Текст. / Под ред. Я. Д. Ширмана. М.: Советское радио, 1970. — 560 с.
  86. , С. Е. Статистическая теория измерительных радиосистем Текст. / С. Е. Фалькович, Э. Н. Хомяков. М.:Радио и связь, 1981 -288с.
  87. , Ю. И. Теория флюктуаций локационных сигналов, отраженных распределенными целями Текст. / Под ред. Ю. И. Фельдмана. М.: Радио и связь, 1988. — 272 с.
  88. Denbigh, P. N. A design study for a correlation log to measure speed at sea Text. / P. N. Denbigh // The Journal of navigation. 1982. — Vol. 35.-№l.-P. 160−184.
  89. Denbigh, P. N., etc. Ship velociti determination by doppler and correlation techniques Text. / P. N. Denbigh // IEE Proceedings. 1984. -Vol. 131.-partF.-№ 3.-P. 315−325
  90. Description SAL-ACCOR DOUBLE AXIS LOG Text. /. Jung-ner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1533-Е. 15. 07. 1980.
  91. Descripion SAL-ACCOR MARINE LOG Text. /. Jungner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1416-Е. 06. 06. 1980.
  92. Dickey, F. R. The correlation aircraft navigator, a vertically beamed doppler radar Text. / F. R. Dickey // Proceedings of the National Conference on Aeronautical Electronics, Dayton, Ohio, May, 1958, — P. 463 -466.
  93. Dickey, F. R. Implementation and testing of a deepwater correlation velocity sonar Text. / F. R. Dickey, W. C. Bookheimer, K. W. Rhoades // Proceedings of the Offshore Technology Conference, Houston, USA.- 1983,-P. 437−446.
  94. Dickey, F. R Velocity measurement using correlation sonar Text. / F. R. Dickey. // IEEE Plans Posit. Locat. and navig. Symp. Rec., San Diego, Calif., New York, N. Y, 1978. — P. 255 — 264.
  95. Edward, V. A. Remote measurement of water currents using a correlation sonar Text. / V. A. Edward // Journal of the Acoustical Society of America, Supplement, 66. 1979, — P. 557.
  96. Griffiths, G. Deep water bottom-track ship’s velocities from an acoustic correlation current profiler Text. / G. Griffiths, S. E. Bradley, S. Ruiz // Proceedings of MTS/IEEE Oceans '97, Halifax, Canada, 1997, — P. 1404−1410.
  97. Griffiths, G. An Acoustic Correlation Sonar for Vertical Profilingof Ocean Carrents to a Range of 1 km Text. / G. Griffiths [et al.] // IEE Pro150ceedings (Radar, Sonar and Navigation) 1996. — Vol. 143. — No. 3. — P. 177 -183.
  98. Installation service manual. SAL-ACCOR Text. / Jungner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1455-Е. 25. 06. 1980.
  99. Keary, A. Simulation of the correlation velocity log using a computer based acoustic model Text. / A. Keary [et al.] // Proc. 11th Int. Symp. Unmanned Untethered Submersible Technology. Durham, New Hampshire. USA.-1999.-P. 446−454.
  100. Miller, R. J. Air and Space navigation uses correlation technique Text. / R. J. Miller // Electronics. 1961. — Vol. 34, — № 50.
  101. Phillips, B. On the development of a correlation sonar velocity log Text. / B. Phillips, H. Robinson, M. Hill. Unmanned Undersea Vehicles Symposium, Naval Undersea Warfare Center, Newport, U.S.A., April 24 27, 2000.
  102. Phillips, B. A new correlation sonar velocity sensor (COVELIA) Text. / B. Phillips, H. Robinson, M. Hill. Oceanology International 2000, Brighton, March 7−10, 2000.
  103. Roeder, A. W. System for sensing velocity through the use of al-timetry signals / General Electric Co.. Пат. США, кл. 34 318, (G 01 S 9/44), № 4 106 017, заявл. 1. 06. 76, № 691 606, опубл. 8. 08. 78.
  104. Vasilyev, D. V. Some Invariant Features of Signals in the Correlation Tracking Systems Text. / D. V. Vasilyev // Proc. Sino-Russia Intern. Academic Conf., Beijing Institute of Technology, China. 2000. — P. 104−109.
  105. SAL-R1. Manual / Consilium Navigation AB, Sweden. 2003.198 c.
  106. Combined Doppler and Correlation Velocity Systems Электронный ресурс. // http ://www. edocorp .com/indust/acoustic/p-avlduc .html.1. АКТ О ВНЕДРЕНИИг. Владивосток «3 «гяигг^-j 2006 г.
  107. Наименование организации ФГОУ ВПО Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
  108. Ответственный исполнитель Воробьев В. В.
  109. Дата внедрения 3 апреля 2006 г.
  110. Участвовали во внедрении от производства (должность, фамилия, имя, отчество) директор института «Морская академия» Гаманов В. Ф., начальник судоводительского факультета Лобастов В. М.
  111. Руководитель предприятия (директор, главный инже:
Заполнить форму текущей работой