Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мониторинг производственной деятельности авиакомпании для создания системы качества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной мировой рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятий, р Г частности авиакомпаний: разработка стратегии деятельности, организация производства, проведение маркетинга, совершенствование… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ (АББРЕВИАТУРЫ)
  • Глава 1. МЕТОДЫ ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Система качества
    • 1. 2. Жизненный цикл продукции для авиакомпании
    • 1. 3. Общие подходы к решению задачи ОППД
    • 1. 4. Выбор ОППД
    • 1. 5. Анализ показателей 3-й подгруппы ОППД
  • Выводы по главе
  • Глава 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Методы ранжирования результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании
    • 2. 2. Анализ значимости зафиксированных отказов авиационной техники
    • 2. 3. Общие сведения о методах логического анализа
      • 2. 3. 1. Традиционная логика
      • 2. 3. 2. Классическая логика высказываний и предикатов
      • 2. 3. 3. Неклассическая логика
    • 2. 4. Применение методов традиционной логики для решения задачи первого этапа анализа результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании
  • Выводы по главе
  • Глава 3. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 3. 1. Неклассическая индуктивная логика как метод реализации второго этапа логического анализа
    • 3. 2. Применение методов неклассической логики для выявления причин возникновения отказов
    • 3. 3. Примеры использования методов индуктивной логики для поиска причин отказов изделий авиационной техники
  • Выводы по главе
  • Глава 4. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ
    • 4. 1. Постановка задачи
    • 4. 2. Выбор управленческого решения как задача на проверку статистических гипотез
    • 4. 3. Критерии оптимизации решения задачи выбора управленческого решения
    • 4. 4. Принятие управленческого решения при. многоальтернативном выборе в условиях наличия однотипных информационных параметров
    • 4. 5. Принятие управленческого решения при многоальтернативном выборе в условиях разнотипных информационных параметров
  • Выводы по главе

Мониторинг производственной деятельности авиакомпании для создания системы качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной мировой рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятий, р Г частности авиакомпаний: разработка стратегии деятельности, организация производства, проведение маркетинга, совершенствование технологических процессов и т. д. Важнейшей составляющей всей системы качества продукции (или предоставляемой услуги). Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество продукции (стандарт 9000−2005. Основные положения и словарь), как совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности. В стандарте ИСО дается следующее определение. «Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям». Соответственно, термин «присущих» означает имеющихся в чем-то и, прежде всего, это относится к постоянным характеристикам, отсюда возникает потребность формирования соответствующих характеристик (показателей) деятельности конкретной авиакомпании для вынесения оценки эффективности ее деятельности.

В соответствии со стандартами ИСО, эффективность определяется как связь между конечным достигнутым результатом деятельности авиакомпании с затраченными на достижение этого результата ресурсами. Отсюда показатели качества деятельности авиакомпании могут совпадать с показателями эффективности деятельности, например, показатели, характеризующие обеспечение безопасности полетов в результат? деятельности авиакомпании. При этом показатели безопасности полетов в рамках показателей качества должны соответствовать установленным требованиям по обеспечению заданного уровня безопасности полетов и эти же показатели безопасности полетов в рамках показателей эффективности должны быть соотнесены с затраченными ресурсами для достижения полученных результатов.

Таким образом, для построения системы качества авиакомпании необходимо сформировать соответствующие основные показатели качества (ОГЖ) или основные показатели производственной деятельности авиакомпании (ОППД) и в дальнейшем осуществлять непрерывный контродь за количественными изменениями ОППД. Это и называется мониторингом производственной деятельности конкретной авиакомпании. Выбор ОППД представляет собой достаточно сложную задачу, так как излишне большое число ОППД затрудняет проведение мониторинга производственной деятельности авиакомпании, а слишком малое количество ОППД не дает возможности получения полной объективной картины состояния дел.

Постоянно осуществляя мониторинг за динамикой изменения выбранных ОППД, необходимо построить систему обратной связи для совершенствования процессов производственной деятельности авиакомпании на основе полученных в результате мониторинга значений ОППД.

Если динамика положительная, то можно сделать вывод о правильной организации производства в целом и формировать новые задачи по достижению более высоких целей деятельности авиакомпании для построен/^ системы качества путем определенной корректировки организации производства в рамках общей модели этой организации.

Если динамика отрицательная, то это повод сделать выводы о несовершенстве общей модели организации производства и о необходимости внесения кардинальных изменений. Т. е. возникает необходимость проведения, возможно, организационных мероприятий, кадровых перемещений, переоснащения, например, обновления парка воздушных судов (ВС) и т. д.

И в том, и в другом случае изменения в системе организации производства связаны с необходимостью принятия управленческих решений лицом, принимающим решение. Как известно, эффективность принятия управленческого решения определяется объемом и достоверностью имеющихся данных. Поэтому необходимо проведение всестороннего анализа причин, прежде всего, возникновения отрицательной динамики изменения ОППД. Это не исключает проведение такого же анализа для выявления основных факторов, вызвавших положительную динамику изменения ОППД в целях усиления наметившихся тенденций.

Все перечисленные выше вопросы в той или иной мере рассматриваются в данной диссертации, что и определяет ее актуальность. Отсюда вытекает цель работы — построение системы мониторинга производственной деятельности авиакомпании при создании системы качества.

Поставленная цель достигается решением следующих основных задач:

• выбора показателей качества производственной деятельности типовой авиакомпании для проведения мониторинга этой деятельности;

• разработки методов анализа результатов мониторинга основных показателей производственной деятельности авиакомпании;

• применения методов неклассической индуктивной логики для выявления причин изменения основных показателей производственной деятельности авиакомпании, полученных в результате мониторинга;

• разработки методов принятия управленческих решений по результатам мониторинга производственной деятельности авиакомпании.

На защиту выносится совокупность научных положений и результатов, содержащих решение задачи проведения мониторинга производственной деятельности авиакомпании для построения системы качества, а именно:

• методы выбора основных показателей производственной деятельности авиакомпании для проведения мониторинга;

• методы ранжирования результатов мониторинга для проведения оценки динамики изменения основных показателей производственной деятельности авиакомпании;

• методы выявления причин, обуславливающих динамику изменения основных показателей производственной деятельности авиакомпании;

• методы принятия управленческих решений по результатам мониторинга производственной деятельности авиакомпании.

• модель построения цепи обратной связи для совершенствования процесса организации производства.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

• предложены методы разделения основных показателей производственной деятельности по главным направлениям этой деятельности;

• обоснованы методы выбора основных показателей производственной деятельности авиакомпании для проведения мониторинга в рамках выбранных главных направлений;

• предложены методы применения неклассической логики для анализа причин, вызывающих изменения основных показателей производственной деятельности авиакомпании, выявленных в процессе мониторинга;

• рассмотрены особенности принятия управленческих решений по результатам мониторинга производственной деятельности авиакомпании для построения цепи обратной связи.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют:

• выбирать основные показатели производственной деятельности авиакомпании для проведения мониторинга этой деятельности;

• ранжировать основные показатели производственной деятельности авиакомпании по степени их значимости на итоговые результаты деятельности авиакомпании;

• определять причины возникновения положительной ицр отрицательной динамики изменения основных показателей производственной деятельности и принимать соответствующие меры в виде выработки управленческих решений для построения цепи обратной связи.

Апробация результатов работы. Результаты работы докладывались на:

— 3-й Международной конференции «Авиация и космонавтика-200ф> 2004 год;

— 6-й Международной конференции «Авиация и космонавтика-2007» 2007 год;

— IV Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы индустриальных мегаполисов» 2007 год;

— Международной научно-технической конференции, посвященной 85-ю гражданской авиации России «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» 2008 год;

— XII Международной экологической конференции студентов и молодых ученых «Горное дело и окружающая среда. Инновации и высокие технологии XXI века» 2008 год;

— V Международной научно-практической конференции «TRANS-MECH-ART-CHEM» 2008 год и на межкафедральных семинарах МГТУ ГА (2007;2009гг.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 14 работ, из них 6 работ в изданиях, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК для опубликования основных научных результатов диссертации и 8 работ в тезисах докладов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка цитируемой литературы, насчитывающего 65 наименования.

Основные результаты четвертой главы следующие:

1. Показана необходимость введения обратной связи от получения результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании к изменению (в случае необходимости) организации производства и предложена схема построения такой обратной связи.

2. Показана необходимость рассмотрения процедуры выбора управленческого решения и на этой основе предложены алгоритмы выбора стратегии принятия управленческого решения для многоальтернативной задачи в условиях описания ситуации однотипными и разнотипными информационными признаками.

3. Даны примеры расчета возникающих издержек при условии принятия ошибочных решений.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Построение цепи обратной связи при мониторинге производственной деятельности авиакомпании необходимо начинать от результатов мониторинга в виде характеристик ОППД, получаемых за определенный промежуток времени и заканчивать изменением организации производства на основе принятого управленческого решения. s" 'i.

2. Анализ стоимости риска при принятии ошибочных решений показал, что минимизация риска будет тогда, когда число информационных элементов, определяющих уровень порога принятия решения, будет равен числу достоверных информационных элементов.

3. При возникновении одновременно разного рода ошибок минимизация риска будет тогда, когда число информационных элементов, определяющих уровень порога решения, находится в пределах от половины до полного числа достоверных информационных элементов.

4. Для принятия управленческого решения в условиях многоальтернативного выбора целесообразно искать соответствие между группами возможных управленческих решений и классами имеющихся информационных элементов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью представленной работы являлось построение системы мониторинга производственной деятельности авиакомпании для создания системы качества. Для достижения поставленной цели в работе были решен-':] следующие задачи: предложена и обоснована методика выбора основных показателей производственной деятельности авиакомпании, которые были разбиты на ряд подгрупп в зависимости от направления деятельности авиакомпанииразработан метод анализа результатов мониторинга основных показателей производственной деятельности авиакомпании на основе применения методов традиционной логики, позволяющей ранжировать результаты мониторинга в зависимости от значимости полученных результатовпредложено и обосновано применение методов неклассической логики (индуктивный анализ) для выявления причин изменения основных показателей производственной деятельности авиакомпании, полученных. в результате мониторинга, и показана эффективность этих методов- 5 Г, рассмотрены методы принятия управленческих решений по результатам мониторинга производственной деятельности авиакомпании, что в совокупности позволило построить замкнутую цепь обратной связи от получения результатов мониторинга производственной деятельности до принятия управленческих решений по коррекции процесса организации производства.

При решении первой задачи был предложен конкретный жизненный цикл продукции для авиакомпании в рамках построения общей системы качества и сформулированы подходы к решению задачи выбора основных показателей производственной деятельности авиакомпании, где производственная деятельность трактовалась достаточно широко (сюда входила финансовая деятельность, подготовка и переподготовка кадров и т. д.). Был определен типовой набор основных показателей производственной деятельности авиакомпании, который было предложено разбить на ряд подгрупп с целью повышения эффективности оценки результатов мониторинга, а также был предложен метод реструктуризации основные показателей производственной деятельности для проведения анализа результатов мониторинга.

При решении второй задачи были предложены методы ранжирования результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании на основе определения уровней значимости отказов авиационной техники, в частности, для ОППД 3-й подгруппы. Для этого были использованы методы логического анализа в рамках понятий традиционной логики. Отсюда бьш сформулирован «Универсум» — техническое состояние объекта авиационной техники, который содержал «Объем» — неработоспособное состояние объекта авиационной техники и «Содержание» — работоспособное состояние.

При решении третьей задачи для выявления причин изменения значений ОППД в процессе мониторинга производственной деятельности авиакомпании было предложено и обосновано применение методов неклассической логики, в частности, методов индуктивной логики. Применительно к решению задач, поставленных в работе, были сформулированы дополнительные следствия ряда теорем индуктивной логики. Соответственно, были даны примеры конкретного применения методов индуктивной логики для выявления причин отказов изделий авиационной техники, в частности, для приборного оборудования и для систем управления ВС. Приведенные примеры доказали эффективность применения современных методов индуктивной логики для решения поставленных в работе задач.

При решении четвертой задачи была доказана необходимость введения обратной связи от получения результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании к изменению (в случае возникновения необходимости) структуры организации производства (изменению технологических процессов организации производства, трактуемых в широком смысле этого понятия). Соответственно, была предложена схема построения такой обратной связи, которая включает в себя: ^.

• получение результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании,.

• проведение 1-го этапа логического анализа по выявлению уровня значимости изменившихся в процессе мониторинга ОППД,.

• проведение 2-го этапа логического анализа по выявлению причин возникновения изменений ОППД в процессе мониторинга,.

• принятие управленческого решения по коррекции организации производства авиакомпании на основе 2-го этапа логического анализа.

Для принятия управленческого решения результаты 2-го этапа логического анализа рассматриваются в качестве некоторого информационного пространства. На этой основе были предложены критерии оптимизации принятия управленческого решения и предложены алгоритмы выбора стратегии принятия управленческого решения для многоальтернативной задачи в условиях описания ситуации однотипными и разнотипными информационными признаками (результаты 2-го этапа логического анализа). При этом были даны примеры расчета возникающих издержек при условии принятия ошибочных решений.

Таким образом, процесс мониторинга производственной деятельности авиакомпании рассмотрен во всех аспектах, что позволило постройгь замкнутую цепь: производство — мониторинг — анализ— принятие решенияпроизводство.

Таким образом, представляется, что сформулированная цель диссертационной работы была достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Наставление по производству полетов Hiili ГА-85.- М.: Воздушный транспорт, 1985.
  2. Управление качеством: Под редакцией С. Д. Ильенковой.- 2-е изд., переработанное и дополненное- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
  3. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии).-М. :Экономика, 1982.
  4. П.П., Витин В. Ф., Голубев И. С. Оценка качества машиностроительной продукции. Под ред. И. С. Голубева. М.: Издательство МАИ, 1995.
  5. О.П. Всеобщее управление качеством.- М.: Радио и связь, 1999.
  6. ГОСТ Р 50 646−94 Услуги населению. Термины и определения, 1994.
  7. ГОСТ Р ИСО 1001−1-93 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка», 1993.
  8. ГОСТ Р ИСО 9002−96 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании», 1996
  9. ИСО 19 011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды».
  10. ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  11. ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
  12. ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
  13. ИСО 14 001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».
  14. Лапидус В, А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях.-М., 2000. v
  15. Л.Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе.: Воздушный транспорт, 1999.
  16. ГОСТ 27.002−83. Надежность в технике. Термины и определения. -М.: Издательство стандартов, 1983.
  17. В.Г., Константинов В. Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: Университетская книга, 2007.
  18. Ю.М. Технологические процессы технического обслуживания летательных аппаратов. М.: Университетская книга, 2008
  19. В.Д. Основы технической эксплуатации авиационной техники. М.: МГТУ ГА, 2004.
  20. А.В. Расследование авиационных происшествий и инцидентов. 4.1,2. М.:МГТУ ГА, 2003.
  21. В.П. Комплексы авиационного оборудования. М.:ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 2004.
  22. ГОСТ 23.743−88. Изделия авиационной техники. Номенклатура показателей безопасности полетов, надежности, контроле пригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. М.: Издательство стандартов, 1988.
  23. .В. Теоретические основы безопасности полетов. М.:РИО МИИГА, 1987.
  24. Р.В., Зубков Б. В. и др. Безопасность полетов.-М.'.Транспорт, 1989.
  25. О.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. МГТУ ГА, 2005.
  26. П.С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования. Справочник.-М.: Транспорт, 1990.
  27. В.А. Современная логика. Спб: Питер, 2006. ^
  28. А.Н. Современная логика. Теория и практика. -Мн.: Экономпресс, 2004.
  29. Г. Н., Чуев И.А.Радиооборудование самолета Ил-86.-М.: РИО МГТУ ГА, 2005
  30. Н.Н., Чинючин Ю. М. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. Учебник для вузов. Под редакцией Н. Н. Смирнова. -М.: Транспорт, 1990
  31. Н.Н., Чинючин Ю. М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1994.. .
  32. Н.К. Фундаментально-стоимостной анализ. Теория и практика. М.: Электроника, 1999.
  33. Организация, планирование и управление предприятиями. Под редакцией Л. И. Стуколова. М.: Высшая школа, 1990.
  34. Д. Управляет или подчиняется. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2002.
  35. Д. Управление производством. М.: Мир, 1983.
  36. М.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1983.
  37. В.К., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем.-М.: Наука, 1986.
  38. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: 2004.
  39. Г. Теория систем. М.: Мир, 1998.
  40. Гик Дж. Прикладная общая теория систем. М.: Мир, 2001.
  41. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Интернешенал, 1992.
  42. Джонсон Р и др. Системы и руководство. -М.: Машиностроение, 2005.
  43. М.К. Наука и техника управления. М.: 2000.
  44. В.М. Основы управления. М.: Высшая школа, 1986.46. 0, Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1999.
  45. В.Р., Бельчинов Я. М. Основы управления, 2001.
  46. Э.А. Основы теории организации. — М.: ЮНИТИ, 1998.
  47. Управление организацией. Под редакцией В. И. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2004.
  48. Н.П. Некоторые вопросы теории и практики планирования и управления. М.: Наука, 2003
  49. A.JI. Адаптивное управление в сложных системах. М.: Наука, 2000.
  50. . А.И., Железная И. П. Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий ГА. Научный вестник МГТУ ГА, № 139,2009 ?>
  51. И.П. Оценка деятельности авиакомпании через ключевые показатели. Научный вестник МГТУ ГА, № 131,2008.
  52. И.П. Организация бизнес-процессов при создании продукции. Научный вестник МГТУ ГА, № 131,2008.
  53. И.П. Обеспечение обратной связи для корректировки текущей деятельности авиакомпании. Труды научно-практической конференции «TRANS-MECH-ART-CHEM», 2008.
  54. И.П. Эколого-экономическое совершенствование деятельности авиакомпании. Сборник докладов ХИ-й Международной экологической конференции", МГТУ, 2008.
  55. И.П. К вопросу эколого-экономического совершенствования наземной инфраструктуры аэропортов. Труды IV-й Международной научно-практической конференции, 2007. ^
  56. В.В., Железная И. П. Многокритериальная технико-экономическая оценка магистральных пассажирских самолетов. Тезисы докладов 3-й Международной конференции «Авиация и космонавтика-2004», 2004.
  57. И.П. Совершенствование бизнес-процессов российских авиакомпаний на международных перевозках. Тезисы докладов 6-й Международной конференции «Авиация и космонавтика -2007», 2007.
  58. И.П. Построение контура управления деятельности авиакомпании по изменениям значений ключевого показателя. Тезисы докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 85-летию ГА России, 2008.
  59. И.П. Задача выбора границ бизнес-процессов. Тезисы докладов международной научно-технической конференции, посвященной 85-летию ГА России, 2008.
  60. И.П., Зорина О. В. Мониторинг основных показателей производственной деятельности авиакомпании. Научный вестник МГТУ ГА, № 147, 2009.
  61. И.П. Методы ранжирования результатов мониторинга производственной деятельности авиакомпании. Научный вестник МГТУ ГА, № 147, 2009.
  62. И.П. Формирование основных показателей качества производственной деятельности авиакомпании. Гражданская авиация: XXI век. Сборник материалов I Международной молодежной научной конференции. 2009.
  63. И.П. Выбор основных показателей производственной деятельности авиакомпании. Научный вестник МГТУ ГА, № 152, 2010.
Заполнить форму текущей работой